Журнал союзное государство
Журнал "Союзное государство"
Если на строящуюся белорусскую атомную электростанцию во время 10-балльного землетрясения упадет пассажирский самолет, ничего страшного не случится. Разве что сопровождающая эти катаклизмы 11-метровая волна – повод для тревоги
Атомные электростанции можно назвать символами последних десятилетий. Это не просто огромные сооружения – гордость современной науки и техники, но и мощнейшие генераторы человеческих страхов. И у страхов этих есть основания. В апреле исполнится четверть века с момента ужасной аварии на Чернобыльской АЭС, больше всех от которой пострадала именно Беларусь. «Юбилей» пройдет на фоне ликвидации не менее страшных аварий на японских АЭС «Фукусима-1» и «Фукусима-2». Но, пока на Украине вспоминают 1986 год и строят новый защитный купол над одетым в бетонный саркофаг 4-м энергоблоком, а в Японии ликвидируют последствия сильнейшего радиоактивного выброса, в Минске подписываются последние документы, необходимые для начала строительства собственной АЭС. И всем хочется уяснить, во что может выродиться Островецкая атомная, в Чернобыль, Фукусиму или во что-то поинтереснее. Любое открытие начинает работать на человечество тогда, когда в нем появляется насущная нужда. Явление электрического заряда древнегреческий ученый Фалес Милетский обнаружил в VI веке до нашей эры. Его применяли для чистки одежды от пыли: шерстяной тряпочкой натирали янтарь и потом проводили им над туникой. Крошки пыли притягивались к наэлектризованному камню. Термин «электричество» введен лейб-медиком английской королевы Елизаветы Тюдором Уильямом Гильбертом в 1600 году, но до середины XIX века его воспринимали лишь как игрушку и медицинскую хитрость: электричеством, точнее, его ударами, пытались лечить болезни, от подагры до кариеса. Только после того, как у людей возникла потребность в быстрой связи, появился электрический телеграф. Вместе с ним возникла потребность в мощных электрических источниках. До поры людям хватало химических батарей, но вскоре ученый Павел Яблочков изобрел дуговую лампу. Началась эра электрического освещения. Лихорадка вошедшего в моду электрического света прокатилась по планете, и, отвечая на нее, Вернер фон Сименс создал электрический генератор. Сначала для его вращения использовали энергию рек и водопадов, потом стали строить тепловые электростанции, работавшие на угле и нефтепродуктах. А в середине прошлого века человек впервые приспособил для этого новый мощнейший энергоресурс – энергию связей атомного ядра. Все знают, насколько трагичной была первая ее публичная демонстрация. 6 августа 1945 года, после того как пилотируемый американским летчиком Полом Тиббетсом бомбардировщик B-29, названный пилотом в честь матери Enola Gay, сбросил на японский город Хиросиму первую атомную бомбу, от взрыва сразу погибли более 70 000 человек. Позже от ранений, ожогов и лучевой болезни скончались еще 60 000. «Знакомство» прочно врезалось в человеческую память, и отныне все новости, хоть как-то связанные с ядерной энергетикой, четко ассоциировались с атомной бомбой, радиацией и смертью. Хотя к тому времени уже три года в Чикаго действовал мирный ядерный реактор CP-1, построенный сбежавшим из фашистской Италии физиком, учеником самого Нильса Бора Энрико Ферми.В СССР первый экспериментальный ядерный реактор Ф-1 построен под руководством Игоря Курчатова и выведен в критическое состояние 25 декабря 1946 года. Критическим состоянием ядерщики называют порог, за которым может начаться неконтролируемая цепная реакция. Но это уже будет закритическим состоянием, из которого как раз и не удалось вывести 4-й энергоблок Чернобыля. Ф-1 представлял собой шар внешним диаметром 7,5 м с рабочей камерой диаметром 6 м, внутри которого и происходила контролируемая реакция ядерного распада. Но оба этих реактора были экспериментальными установками, моделями без практического применения. И у американского, и у советского аппаратов отсутствовала одна из самых важных частей, без которых современный ядерный агрегат представить себе невозможно, – система охлаждения. Поэтому и тот и другой работали, что называется, на самых малых оборотах. Лишь во время наиболее важных экспериментов операторы выводили их мощность даже не на киловатты, а на считаные ватты, а в дежурном режиме установки не давали и одного ватта. Только в июне 1954 года, почти через десятилетие после атомной бомбардировки, заработала первая промышленная атомная энергоустановка мощностью 5 МВт. Тут у нас есть повод для гордости: произошло это знаковое в истории человечества событие в СССР, в городе Обнинске. Правда, тогда Обнинск не считался городом – поселок, в котором находился секретный объект «Лаборатория В», ныне Физико-энергетический институт имени А.И. Лейпунского. На его базе и был построен первый уран-графитовый канальный реактор с водяным теплоносителем АМ-1.Первоначально АМ расшифровывалось как «атом морской»: первый промышленный реактор разрабатывался для установки на морских судах. Но когда реактор построили, оказалось, что для транспортных систем он слишком велик. Тогда руководство страны решило использовать его в гражданских целях, а аббревиатуре дали новую расшифровку. Отныне АМ стало обозначать «атом мирный». Первая АЭС оказалась на редкость удачной. Она проработала без серьезных инцидентов почти полвека и была остановлена исключительно по причине моральной старости. Сейчас на территории Обнинской АЭС работает музей атомной энергетики.Рубим уранЛюди в основной массе плохо представляют, как работает ядерный реактор. Им часто кажется, что в его недрах происходят один за другим маленькие ядерные взрывы, в одну тысячную или одну десятитысячную Хиросимы, и эти взрывы толкают мощные поршни, которые и крутят гигантские генераторы. На самом деле, реактор – это большая топка. Очень грубо процесс выглядит так: в рабочую зону загружаются заряженные обогащенным ураном-235 (чаще всего) ТВЭЛы (тепловыделяющие элементы). Термин «обогащенный» обозначает, что в топливе этого урана содержится около 10%. Остальное – посторонние вещества. Когда несколько ТВЭЛов сближаются, они начинают «обстреливать» друг друга нейтронами, которые «разбивают» нестабильные ядра 235-го урана на другие, более стойкие – уран-233, плутоний, торий и прочие. При этом элементы нагреваются. Чем ближе их сводят, тем нагрев больше. В разных типах реакторов температура рабочей зоны составляет от 250 до 400 градусов по Цельсию. При этом они нагревают проходящую через теплообменники реактора воду, которая, превращаясь в пар, вращает турбины генераторов так же, как она делает это на тепловых электростанциях. Процесс продолжается до тех пор, пока концентрация 235-го урана в ТВЭЛах не упадет до 3–4%. Даже если свести ТВЭЛы вплотную, взрыва не произойдет, ибо 10-процентный уран не может взорваться. В Чернобыле рвануло не ядерное топливо, а перегретое рабочее тело. Проще говоря – паровой котел. То есть ядерного взрыва там не было, да и не могло быть. Только сильнейший радиоактивный выброс, радиационное заражение местности, ибо взорвавшийся котел разнес в прах и ТВЭЛы, в которых обогащенного радиоактивного урана и не менее радиоактивных продуктов его распада содержалось тонны. Главная в мире организация, контролирующая развитие ядерной энергетики, – основанная в 1957 году МАГАТЭ (англ. IAEA, International Atomic Energy Agency) – международная организация для развития сотрудничества в области мирного использования атомной энергии. По ее данным, сегодня атомные электростанции работают в 30 странах. На них установлен 441 реактор. Еще 44 находятся на разных стадиях строительства. За полустолетнюю историю создано множество видов реакторов. Эксперты МАГАТЭ разделили их на 7 основных типов. Наиболее распространенные – графито- и водо-водяные установки. Графитовыми были и чернобыльские, и фукусимовские реакторы. Работа над ошибкамиПро чернобыльскую историю написано много. Напомним, что авария в 1986 году произошла по вине работников станции, решивших в качестве эксперимента в ручном режиме вывести реактор 4-го энергоблока в закритические режимы. Сегодня у них это не вышло бы: наученные более чем горьким опытом, конструкторы теперь проектируют защитные системы так, что автоматика ни при каких обстоятельствах не дает операторам проявить подобные «вольности». «Чувствуя» неладное, она сначала десять раз переспросит, что именно хочет сделать человек, потом пятнадцать раз предупредит, что делать этого не надо, и, только если оператор не отступится, заглушит систему.В случае с японскими реакторами все было иначе. Спроектированные и построенные в начале 1970-х специалистами американской компании «Дженерал электрик», они, в сущности, доказали свою высочайшую надежность. Хотя АЭС «Фукусима-1» и «Фукусима-2» не были рассчитаны на 9-балльное землетрясение, катаклизм 11 марта они встретили так, как и следовало. Все аварийные системы сработали в штатном режиме, энергоблоки остановлены, реакторы заглушены. Но есть у графитовых реакторов неприятная особенность: они продолжают нагреваться еще некоторое время после остановки. Поэтому реакторы следовало непрерывно и интенсивно охлаждать, чтобы не допустить перегрева и взрыва. Конечно, не ядерного, но тоже весьма неприятного, подобного чернобыльскому. И тут, спустя час после землетрясения, в дело совсем некстати вмешалось мощнейшее цунами высотой более 20 м (7-этажный дом). Для сравнения: высота индонезийского цунами, убившего более 200 000 человек, была не сильно больше трех метров. Волна не просто уничтожила линии электропередачи, питавшие инженерные системы станции, она еще и уничтожила дублирующие автономные системы питания обеих АЭС и их дизель-электрогенераторы. Станции оказались полностью обесточены, все их защитные системы отключились. И это тоже не могло бы произойти с современными реакторами, в которых электрические защитные активные механизмы задублированы исключительно механическими пассивными. Например, в японских реакторах «глушащие» цепную реакцию графитовые стержни выдвигаются в активную зону электродвигателями снизу. В современных же агрегатах они опускаются сверху и удерживаются мощными электромагнитами. В результате, если и тот и другой оставить без электричества, то «замедлители» в первых придется вводить вручную, бешено крутя ручку аварийного редуктора, а во втором они сразу выпадут сами, и реакция быстро остановится. Так что в случае с японскими реакторами все специалисты высказываются одинаково: виной аварии стало уникальное совпадение двух мощнейших катаклизмов, помноженное на человеческую ошибку. Ошибкой было само строительство в сейсмоактивной зоне таких электростанций.Беларуси опасаться нечегоНо Беларусь, слава богу, к сейсмоактивным регионам не относится. Восточноевропейская платформа, на которой расположено государство, – место тихое. Как, впрочем, и все подобные континентальные платформы. За всю историю на территории страны зафиксировано всего 9 «сотрясений». Все эти землетрясения не доходили и до 5 баллов, а два самых последних вообще еле ощущались. В домах шаталась и скрипела мебель, звенела посуда, но ни одного здания, в каком бы состоянии они ни находились, не пострадало. Даже трещин не образовалось, не говоря о людских жертвах. Самое же сильное произошло в 1908 году. Тогда в эпицентре катаклизма, поселке Гудогай, сила толчков составила 7 баллов.Современные АЭС спокойно выдержат 7 баллов. Их не «выведет из себя» даже падение на корпуса энергоблоков большого пассажирского авиалайнера. Это не красивая метафора, а официальное техническое требование. В бумагах так и записано: станция должна выдержать «падение на защитный корпус реактора пассажирского самолета».Вопрос о необходимости строительства своей АЭС в Беларуси был поднят еще в начале 1990-х, почти сразу после провозглашения независимости. Республика никогда не могла похвастаться богатством энергоресурсов и всегда экспортировала электричество из России и Прибалтики. Тогда специалисты Академии наук определили более 70 площадок, на которых можно было бы разместить атомную станцию. К 2006 году геологи и проектировщики выбрали из них 4 наиболее подходящие: Краснополянскую, Кукушиновскую, Верходвинскую и Островецкую. Последняя рассматривалась как резервная. Но к 2008 году именно ее выбрали для строительства. Главным партнером, проектировщиком и строителем, как и следовало ожидать, выбрали российскую компанию «Атомстройэкспорт». По разработанному ею плану на новой АЭС должны быть установлены два водо-водяных реактора мощностью 1200 МВт каждый, срок же службы всей станции установлен в 50 лет.Дело оставалось за финансами. На строительство требовалось 9 млрд долларов, из которых 6 должно было пойти на сооружение и оборудование самой АЭС, а 3 – на создание инфраструктуры – постройку рабочего поселка, подъездных путей и прочего. Изначально Беларусь попросила кредит у России. Москва согласилась дать 6 млрд, но Белоруссии нужно было 9.В 2010-м президент Лукашенко обратился к деловым кругам США и к заместителю председателя КНР Си Цзиньпину с предложением принять участие в строительстве. Россия отреагировала оперативно. Через несколько дней Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Беларуси Александр Суриков сказал: «Участие американцев в строительстве АЭС я исключаю по политическим мотивам. Если к финансированию строительства АЭС подключится Китай, у меня есть сомнения, что Россия будет участвовать в реализации проекта».15 марта премьер-министр российского правительства Владимир Путин в Минске подписал соглашение о предоставлении Беларуси под постройку Островецкой АЭС кредита на 9 млрд долларов. Кроме того, стороны договорились, что оборудование будет закупаться на открытых торгах, а отработанное ядерное топливо Беларусь будет отдавать России обратно. Теперь дело стоит за началом практического воплощения проекта в жизнь. Начало работ намечено на сентябрь, а первый блок планируется запустить в 2016 году.В том же году Россия планирует запустить в Калининградской области почти такую же, как Островецкая, Балтийскую АЭС. После того как она выдаст ток, область из энергетического импортера превратится в экспортера. К этому же стремятся и белорусские энергетики. Так что станции могут стать конкурентами.Но добрая конкуренция – дело отнюдь не плохое. И уж по любому лучшее, чем энергетический голод. | СГ |
Валерий ЧУМАКОВ
www.soyuzgos.ru
Журнал "Союзное государство"
Сегодня, когда два братских соседних народа отмечают 10-летний юбилей Договора о создании Союзного государства Беларуси и России, самое время вспомнить о том, какие поистине колоссальные возможности предоставляет партнёрам это уникальное в мировой практике межгосударственное образование.
Уникальность его проявляется хотя бы в том, что за несколько лет мы все успели привыкнуть — причем как к чему-то изначально данному — к реалиям, путь до которых у других стран и народов в практике межгосударственных отношений занимает обычно десятилетия. Например, и российские, и белорусские граждане имеют возможность пересекать границу между двумя странами совершенно свободно и без предъявления каких-либо документов — хоть на поезде, хоть за рулем автомобиля. А взять мероприятия в рамках совместной обороны западных рубежей — они тоже стали чем-то абсолютно привычным, и сотрудничество в этой области только крепнет год от года. Между тем, все это — а также многое другое — стало возможным именно благодаря тому самому Договору о Союзном государстве, который был подписан в декабре 1999 года.Важно напомнить — если вдруг кто-то забыл, — что Союзный договор не предполагает никаких форм доминирования одного суверенного государства над другим на том основании, что одно — больше другого, что одна экономика — «большая», а другая — «маленькая»; напротив — он провозглашает их равноправное взаимодействие. А вот что прямо предполагается в Союзном договоре, так это обеспечение наиболее благоприятных условий для взаимного обогащения достижениями в социальной и экономической сферах, предоставление возможностей каждому из партнеров почерпнуть лучшее, что имеется у другого. Было бы, что называется, только желание…Вот это-то желание, к сожалению, далеко не всегда присутствует. Взять хотя бы более чем странную манеру некоторых российских чиновников иногда по нескольку раз за год менять свое мнение о социально-экономической модели Беларуси, о состоянии экономики соседней страны на прямо противоположное и обратно. В такой ситуации тем более важно заострить внимание читателей на некоторых цифрах и фактах.Территорию Беларуси, как известно, природа обошла залежами основных полезных ископаемых; поэтому в стране нет ни нефтяных вышек, ни газовых морей. Основную массу всех необходимых ей топливно-энергетических ресурсов Беларусь импортирует из соседней России и совсем немного — с недавно начавшихся совместных разработок нефтяных месторождений в Венесуэле.Так вот, своего рода «модой» у части московской «элиты» стали постоянно раздающиеся «упреки» в адрес Беларуси в каком-то «иждивенчестве», при этом в качестве «доказательства» чаще всего приводятся размышления, что Россия-де продает соседям энергоресурсы по более низким ценам, чем другим странам. Однако упорно, раз за разом, игнорируется тот факт, что именно через белорусскую территорию проходит по трубопроводам почти треть всего российского экспорта нефти и газа в Европу. Естественно, за прокачку этого топлива Россия платит белорусской стороне. Но элементарная экономическая логика позволяет при организации таких расчётов использовать принцип взаимозачёта: Беларусь взимает за прокачку российского сырья льготный (то есть «нерыночный») тариф, получая от России взамен для своих собственных нужд сырье по льготным же ценам. Ну и где же здесь «иждивенчество»? Это же взаимная экономия.А теперь воспользуемся элементарной арифметикой. Даже если не принимать в расчёт всё сказанное выше и отталкиваться лишь от того факта, что Беларуси российские газ и нефть достаются дешевле, чем всем прочим странам, то ведь всё равно их цена для белорусских производителей оказывается значительно выше той, по которой аналогичные ресурсы покупают внутри России российские товаропроизводители. Тогда возникает закономерный вопрос: почему же показатели роста белорусской экономики, потребляющей энергоресурсы по ценам, в любом случае превышающим внутрироссийские и, тем самым, увеличивающим издержки производства, оказываются лучше показателей экономики российской?Судите сами. В 2007 году, несмотря, кстати, на состоявшееся в том году повышение цен на российский газ и увеличение экспортных пошлин на поставляемую в Беларусь нефть, белорусский валовой внутренний продукт (ВВП) вырос на 8,2 процента, а объём промышленного производства — на 8,5 процента. Показатели, буквально купающиеся в собственных нефти и газе России оказались скромнее: если ВВП вырос на 8,1 процента, то промышленность значительно меньше — на 6,3 процента.Возьмём следующий, 2008 год — начало кризиса. ВВП Беларуси по итогам года увеличился на 10 процентов, а объём промышленного производства — на 11,5 процента. Россия завершила год с ростом ВВП на 5,6 процента, а промышленного производства — всего на 2,1 процента. Таким образом, даже в условиях начинавшегося кризиса темпы роста небольшой белорусской экономики оставались сопоставимыми с результатами второй экономики мира — китайской. Более того: даже в первой половине тяжелейшего кризисного 2009 года, когда в России, по данным Минэкономразвития РФ, общий спад экономики составил 10,1 процента, белорусский ВВП вырос на 0,3 процента.Конечно, дальнейшее развитие кризиса больно ударяет и по белорусской экономике, что и показали летние и первые осенние месяцы 2009 года. Однако всё познается в сравнении: в благополучные годы, как мы видим, белорусская экономика растёт быстрее, а в кризисный период — держится уж, во всяком случае, не менее устойчиво, чем российская. И это, повторим ещё раз, без собственной нефтегазовой «подушки». Так разве это не основание, чтобы внимательнее изучить причины такой устойчивости, всмотреться в механизм функционирования социально ориентированной экономики соседей, а не отбрасывать её достижения с ходу, приклеивая ярлык «нерыночная»?Кстати, эта самая «нерыночная» белорусская экономика обеспечивает российский рынок широчайшим спектром готовой продукции — от троллейбусов, большегрузных гигантов «БелАЗов» и тракторов «Беларус», одежды и обуви, стройматериалов до мяса и молока. И если посмотреть на качество и цены поставляемых соседями товаров, что называется, с позиции рядового российского потребителя, то мы увидим хотя бы на примере ярмарок белорусских товаров в Москве, что эти товары буквально сметаются с прилавков.Возьмём для примера последнее из перечисленного нами выше, то есть продовольственные товары. По недавнему свидетельству министра сельского хозяйства РФ Елены Скрынник, сегодня Россия импортирует ежегодно 7 миллионов тонн молочной продукции. То есть без такого импорта полки российских магазинов быстро опустеют — особенно в городах‑миллионниках. Так вот, из этих 7 миллионов тонн белорусские аграрии до конца 2009 года должны поставить в Россию 2,8 миллиона тонн молочных продуктов, столько же — в следующем году. Выходит, на долю «маленькой», «нерыночной» Беларуси приходится 40 процентов всего российского молочного импорта. Может быть, его можно чем-то заменить? Можно, конечно, если только деньги девать некуда — завозить из стран, расположенных втрое дальше и по цене, вдвое большей… Но только российские потребители вряд ли будут довольны такими «экономическими новациями» своих чиновников.Поставки белорусского мяса в Россию тоже значительны. К примеру, если в 2007 году из Беларуси в Россию было экспортировано 86,6 тысячи тонн мяса и мясопродуктов, то по итогам 2008 года этот экспорт достиг 115 тысяч тонн, столько же Беларусь поставит в Россию до конца 2009 года, а в следующем, как планируется, — уже до 145 тысяч тонн. Выходит, производимых в Беларуси молока и мяса, сметаны и ряженки хватает и для обеспечения собственного потребления, и для поставок в «большую» Россию? Но ведь все эти мясомолочные продукты не на песке производятся, а с помощью мощного зернового хозяйства. Так разве России не было бы выгодно уже давно поучиться у соседей — используя для этого как раз возможности Союзного государства, — каким образом, с помощью каких технологий в Беларуси достигнута просто фантастическая по сравнению с Центральной Россией урожайность зерновых — притом, что расположены они в одном широтном поясе? А в Гродненской области (это — запад Беларуси) урожайность даже больше, чем на знаменитых чернозёмах Кубани. А ведь Краснодарский край расположен на 10 градусов и почти на 1000 километров южнее. Неужели такой опыт не был бы полезен для российского сельского хозяйства?Мы рассмотрели только один пример — с высокоразвитым сельским хозяйством наших партнёров по Союзному государству. Но в Беларуси производятся намного более сложные в техническом отношении и, можно сказать, жизненно важные для обеспечения безопасности самой России товары. Скажем, российские средства массовой информации много сообщают о поставках в Беларусь современных вооружений, но значительно меньше (или вообще ничего) о том, что высокотехнологичные компоненты и детали для тех же вооружений (всемирно известного мобильного ракетного комплекса стратегического назначения «Тополь-М», реактивных систем залпового огня «Ураган», оперативно-тактического комплекса «Искандер» и других) делаются именно на белорусских заводах. Значит, наши соседи смогли — опять-таки, не имея излишков нефти и газа — сохранить мощную прикладную науку, сберечь и обновить высокотехнологичные производства.Да и не только их: возьмите систему агрогородков или прекрасные, на европейском уровне, автомобильные дороги — от столицы до самых маленьких районных центров и даже посёлков… Впрочем, это уже тема отдельного разговора. В целом же, если суммировать всё сказанное, то очевидно, что поучиться у Беларуси россиянам есть чему, и формат Союзного государства даёт для этого наилучшие возможности. Дело, повторим еще раз, только за желанием.
Олег ЧЕРКОВЕЦ,доктор экономических наук, лауреат премии Парламентского собрания Союза Беларуси и России
www.soyuzgos.ru
Журнал "Союзное государство"
На вопросы журнала «Союзное государство» отвечает Ответственный секретарь Парламентского собрания Союза Беларуси и России Сергей СТРЕЛЬЧЕНКО.
-Сергей Георгиевич, в этом году мы отмечаем знаменательную дату — 10-летие подписания Договора о создании Союзного государства Беларуси и России. Как вы считаете, что является главным достижением в деле союзного строительства за эти годы?— Как известно, система органов государственной власти является необходимым атрибутом любого государственного образования. За годы строительства Союзного государства созданы и успешно функционируют союзные органы государственной власти.Союзное государство получило признание и на международной арене. Парламентское собрание постоянно проводит активную работу по различным направлениям межпарламентской деятельности, целями которой является дальнейшее развитие связей с международными организациями, национальными парламентами государств ближнего и дальнего зарубежья, развитие института наблюдателей за выборами в высшие органы власти этих государств.Ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что именно Союзное государство является базовой моделью для интеграции на постсоветском пространстве. В подтверждение этого тезиса напомню, что в своём Послании Федеральному собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 года Президент России Дмитрий Медведев особо выделил Союзное государство в качестве интеграционного ядра на постсоветском пространстве.Подписание 2 апреля 1996 года Договора об образовании Сообщества России и Белоруссии заложило первый кирпичик для строительства интеграционного моста над пропастью между народами, образовавшейся на всем постсоветском пространстве после распада Советского Союза. У людей появилась реальная надежда на воссоединение несправедливо разделённых семей, оказавшихся по разные стороны границ. Был создан своеобразный интеграционный прецедент, у многих постсоветских государств изменился внешнеполитический вектор.
— Интересным фактом является то, что Парламентское собрание Союза Беларуси и России начало свою деятельность ещё до подписания Договора о создании Союзного государства. Как это произошло?— Да, действительно, еще 29 апреля 1996 года в Санкт-Петербурге на встрече руководителей парламентов двух стран в соответствии с Договором об образовании Сообщества России и Белоруссии было подписано Соглашение о создании Парламентского собрания Сообщества России и Белоруссии. Местом нахождения Парламентского собрания был установлен город Москва, представительства Парламентского собрания в Республике Беларусь — город Минск.25 июня 1996 года в Смоленске состоялась первая сессия Парламентского собрания Сообщества, на котором были решены организационные вопросы. Председателем Парламентского собрания был избран Председатель Верховного совета Республики Беларусь С. Г. Шарецкий.Союзные парламентарии работали и в рамках Договора об образовании Сообщества России и Белоруссии, и Договора о Союзе Беларуси и России. На момент подписания в декабре 1999 года Договора о создании Союзного государства было проведено уже 13 сессий Парламентского собрания. В 2006 году мы отметили 10-летие союзного парламентаризма.
— Какие основные функции возложены на Парламентское собрание, на каких принципах оно формируется, как проходит выбор его депутатов, руководства?— Парламентское собрание состоит из равного числа представителей, делегируемых соответственно Национальным собранием Республики Беларусь и Федеральным собранием Российской Федерации: по 36 от каждого государства — участника Союзного государства. В том числе от нижних палат национальных парламентов (Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь и Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации) — по 24 представителя, от верхних палат национальных парламентов (Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь и Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации) — по 12 представителей. Наделение полномочиями депутата Парламентского собрания и прекращение полномочий депутата Парламентского собрания оформляются постановлениями Парламентского собрания.Председатель и первый заместитель Парламентского собрания избираются на ротационной основе Парламентским собранием из состава депутатов Парламентского собрания на срок, не превышающий срок его полномочий в палате парламента того государства-участника, представителем которого они являются. Кроме того, по принципу равного числа представителей от каждого парламента государства-участника избираются заместители Председателя Парламентского собрания.Председателем Парламентского собрания является Председатель Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации Б. В. Грызлов, первым заместителем Председателя Парламентского собрания — Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь В. П. Андрейченко, а заместителями Председателя Парламентского собрания — Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Б. В. Батура, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и связям с СНГ С. А. Маскевич, первый заместитель Председателя Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации А. П. Торшин, заместитель Председателя Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации А. М. Бабаков.Из основных полномочий Парламентского собрания я бы особо выделил следующие:· Парламентское собрание принимает основы законодательства Союзного государства по вопросам, отнесённым к совместному ведению Союзного государства и государств-участников;· вносит предложения по вопросам развития нормативно-правовой базы Союзного государства в органы Союзного государства;· содействует унификации законодательства государств-участников и вносит соответствующие предложения в органы государств-участников, обладающие правом законодательной инициативы;· решает вопросы развития нормативно-правовой базы интеграции государств-участников в политической, правовой, экономической, социальной, экологической, гуманитарной и других областях;· принимает бюджет Союзного государства, в том числе утверждает бюджетные ассигнования на функционирование Парламентского собрания, заслушивает годовые и полугодовые отчёты Совета министров об исполнении бюджета Союзного государства;· утверждает отчёты, заслушивает доклады и сообщения Счётной палаты Российской Федерации и Комитета государственного контроля Республики Беларусь;· ратифицирует международные договоры, заключаемые от имени Союзного государства;· содействует обмену правовой информацией, участвует в создании единой информационно-правовой системы Союзного государства;· заключает соглашения о сотрудничестве с парламентами государств, не входящих в Союзное государство, и парламентскими организациями;· обеспечивает взаимодействие палат парламентов государств-участников по вопросам, входящим в компетенцию Парламентского собрания;· обращается с запросами в органы Союзного государства по кругу вопросов, входящих в компетенцию этих органов.
— Вы уже упомянули, что первая сессия Парламентского собрания прошла не в Москве или в Минске, а в Смоленске. Чем это вызвано? И была ли в последующие годы продолжена практика проведения сессий не в столицах, а в других городах наших стран?— Исторически сложилось так, что город Смоленск и смоленская земля являлись и являются объединяющим регионом. Поэтому не случайно, что именно он и стал отправной точкой деятельности локомотива союзного строительства — Парламентского собрания. И в настоящее время в Смоленской области при непосредственной поддержке её губернатора Сергея Антуфьева проводится множество разнообразных мероприятий, способствующих активизации российско-белорусской интеграции.Добавлю, что парламентские сессии проводились не только в столицах России и Беларуси, но и в Бресте, Калининграде, Гомеле, Ярославле, Гродно, Санкт-Петербурге, Могилёве, Бресте, Полоцке.Благодаря подобной практике идеи союзного строительства находят понимание и поддержку на региональном уровне, вовлекают местную общественность в процесс интеграции. И не секрет, что основой для строительства Союзного государства является именно межрегиональное сотрудничество.
— С начала деятельности Парламентского собрания минуло почти 13 лет. Произошли ли за эти годы какие-то существенные изменения в его организации, проведении сессионной деятельности и парламентской работе?— Порядок работы Парламентского собрания определён в регламенте Парламентского собрания Союза Беларуси и России, который был утверждён в 1997 году. В 2006 году была принята новая редакция регламента, а последние изменения и дополнения внесены в 2007 году. Однако все поправки не оказали существенного влияния на характер работы союзных парламентариев и были вызваны необходимостью дальнейшего совершенствования и расширения сферы деятельности Парламентского собрания.Стоит отметить, что с момента избрания в марте 2004 года Председателя Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации Бориса Вячеславовича Грызлова Председателем Парламентского собрания процесс союзного строительства получил новый импульс, и как следствие союзный парламентаризм получил новые перспективы развития, были поставлены чёткие и отвечающие современным реалиям задачи.Большинство мероприятий Парламентского собрания имеют цикличный характер. Тем не менее хотел бы особо подчеркнуть, что начиная с 2006 года активно используются различные парламентские формы работы. Российские и белорусские депутаты встречаются и обмениваются мнениями во время межпарламентских слушаний, научно-практических конференций, круглых столов. Так, например, в июне прошлого года состоялась Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы строительства и развития Союзного государства», давшая мощный импульс для теоретического осмысления практики союзного строительства. В марте этого года при поддержке Парламентского собрания Союза Беларуси и России проведено заседание депутатской группы Государственной думы по связям с парламентом Республики Беларусь на тему «Об углублении взаимодействия и развития межпарламентских контактов между Государственной думой Российской Федерации и Национальным собранием Республики Беларусь».Упрочилась практика организации и проведения заседаний постоянно действующего семинара при Парламентском собрании по вопросам строительства Союзного государства. Представители министерств и ведомств Республики Беларусь и Российской Федерации, союзных и региональных средств массовой информации, а также научной общественности двух стран, участвующие в работе семинара, обсуждают актуальные проблемы российско-белорусской интеграции не только в столицах наших государств, но и в других городах и регионах России и Беларуси: Пскове, Петрозаводске, Ростове-на-Дону, Смоленске, Брянске, Московской, Минской, Калининградской областях.Одним из направлений работы Парламентского собрания является межпарламентская деятельность. Важное место отводится обеспечению активного участия союзных парламентариев в мероприятиях Межпарламентского союза (МПС) и Парламентской ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества (ПАЧЭС), укрепления связей Парламентского собрания с национальными парламентами государств ближнего и дальнего зарубежья, прежде всего — Содружества Независимых Государств.
— Главная работа в Парламентском собрании, в том числе по подготовке законопроектов, проектов годовых бюджетов, проходит в комиссиях. Сколько комиссий действует в рамках Парламентского собрания и каков круг их задач?— Парламентское собрание для осуществления своих полномочий образует из числа депутатов Парламентского собрания комиссии, временные комиссии и рабочие группы, взаимодействующие с соответствующими комитетами и комиссиями палат парламентов государств-участников по вопросам своего ведения и определяет основные направления их деятельности.1. В настоящее время в Парламентском собрании действуют восемь комиссий:· по законодательству и регламенту;· по экономической политике;· по бюджету и финансам;· по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам;· по вопросам внешней политики;· по безопасности, обороне и борьбе с преступностью;· по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий;· по информационной политике.
— Нормотворчество Союзного государства является главной прерогативой Парламентского собрания. Какие законодательные акты, принятые за годы его работы, вы считаете самыми главными, а также принятия каких законопроектов мы можем ожидать в ближайшее время?— С 1997‑го по 1999 год Парламентским собранием было принято 11 нормативных актов, которые впоследствии использовались при подготовке соответствующих актов законодательства в обоих государствах.После вступления в силу Договора о создании Союзного государства Парламентским собранием были предприняты меры по формированию программы законопроектной деятельности, предусматривающей разработку проектов нормативных правовых актов Союзного государства. Однако очевидно, что до принятия Конституционного акта преждевременно приступать к разработке проектов нормативных правовых актов Союзного государства и программы законопроектной деятельности Союзного государства.Комиссии Парламентского собрания большое внимание уделяют проблемам создания единого экономического пространства, вопросам совершенствования бюджетного процесса в Союзном государстве. Систематически Парламентское собрание рассматривает и принимает бюджет Союзного государства на очередной год.Продолжается работа над программой совместной деятельности по унификации законодательства в социально-трудовой сфере и сближению социальных гарантий граждан Беларуси и России. Профильными министерствами совместно с комиссиями Парламентского собрания подготовлено более 40 проектов нормативных правовых актов, в том числе 4 проекта законов Республики Беларусь, унифицированных с законодательством Российской Федерации, а также проекты Основ законодательства Союзного государства о занятости и о труде.
— Одной из задач Парламентского собрания является осуществление контроля деятельности высших органов власти Союзного государства. Каким образом осуществляются эти функции?— Союзные парламентарии осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль принятия и исполнения бюджета. Для его осуществления Парламентское собрание имеет право получать от исполнительных органов необходимые материалы и оперативную информацию по принятию и исполнению бюджета; давать поручения контрольным органам на проведение внешней проверки бюджета и выносить оценку деятельности органов, исполняющих бюджет Союзного государства.В случае выявления нецелевого и неэффективного использования средств бюджета Союзного государства Парламентское собрание вправе вносить в Высший Государственный Совет проекты декретов о внесении изменений и дополнений в бюджет Союзного государства в части распределения расходов бюджета по соответствующим разделам.Функция контроля за реализацией принятых Парламентским собранием решений возложена на Совет Парламентского собрания. Совет уполномочен вносить на рассмотрение Парламентского собрания предложения по бюджетным ассигнованиям на функционирование Парламентского собрания и контролировать их реализацию.Кроме того, депутат Парламентского собрания, комиссия Парламентского собрания вправе инициировать запрос Парламентского собрания в органы Союзного государства. Соответствующий парламентский запрос может направляться в Совет министров, Постоянный комитет, иные органы Союзного государства по вопросам, входящим в компетенцию этих органов.
— На одной из последних сессий Парламентского собрания было принято решение о создании при нём Научно-консультативного совета. Какие проблемы находятся в центре внимания совета?— Да, на прошедшей 16 октября 2008 года в Москве тридцать четвёртой сессии Парламентского собрания принято решение о создании Научно-консультативного совета Парламентского собрания Союза Беларуси и России.Научно-консультативный совет призван решать задачи научного обоснования процесса союзного строительства и обеспечивать координацию научной работы по всем направлениям деятельности Парламентского собрания, включая совершенствование нормотворческой деятельности.В структуре создаваемого Научно-консультативного совета предполагается предусмотреть отделения и секции по направлениям работы комиссий Парламентского собрания.Ранее же созданные научно-консультативный совет Парламентского собрания по вопросам безопасности Союза и научно-консультативный совет Парламентского собрания по вопросам союзного общественного строительства и социальной политики были упразднены.
— Сергей Георгиевич, работа секретариата Парламентского собрания проходит как бы в тени, но его влияние на эффективность деятельности законодательного органа Союзного государства безусловна. Вы не могли бы рассказать нашим читателям о его работе?— Все обязанности по организации проведения мероприятий Парламентского собрания возложены на сотрудников его секретариата. Это нелёгкий труд и высокая ответственность. Для того чтобы задачи, стоящие перед Парламентским собранием, успешно решались, необходимо подготовить и согласовать многие документы, зачастую преодолевая бюрократические препоны в министерствах и ведомствах, предусмотреть возможные негативные последствия и вовремя их устранить, собрать и предоставить депутатам объективную и исчерпывающую информацию о состоянии дел в той или иной сфере союзного строительства. И решение всех этих вопросов взял на себя секретариат. Я с гордостью отмечу, что в нём работают выпускники ведущих вузов, кандидаты и доктора наук. Это хорошая команда профессиональных чиновников в лучшем смысле слова, где каждый отвечает за свой участок работы, болеет душой за будущее Союзного государства.
«СГ»
www.soyuzgos.ru


