Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Вышли в свет №1 и №2 журнала «Живая старина» за 2017 год. Журнал живая старина


Вышел в свет №1 журнала «Живая старина» за 2015 год — Центр русского фольклора

12

СОДЕРЖАНИЕВРЕМЯ И КАЛЕНДАРЬ В НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

Т.А. Агапкина. Праздник — время праздное? (о пользе нарушения запретов) . . . . . . .2

О.И. Шалак. «Рахманьский великдень» в Подолии (XIX—XXI вв.) . . . . . . . . . . . . . . . 5

Е.А. Самоделова. Святочные подблюдные песни Калужской, Орловской и Тульской областей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

П. Христов, Е.В. Петрова. «Свой» праздничный календарь у болгар Одесской области и украинцев Софии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

ВЕРОВАНИЯ И ОБРЯДЫ

Р. Слюжинскас. «Еврей» — персонаж масленичного ряженья в Литве . . . . . . . . . . . . 17

Пасхальные обряды и обычаи на Гомельщине. Предисловие, публикация и примечания Г.И. Лопатина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Былички о «неурочном времени». Публикация В.В. Запорожец . . . . . . . . . . . . . . . .22

ФОЛЬКЛОР И ЭТНОГРАФИЯ НАРОДОВ РОССИИ

М.В. Кундозерова. Большой дуб: о мифологеме мирового древа в карельских рунах . . . . . . . . . 24

Н.А. Мамонтова. Хосунные предания илимпийских эвенков . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27

В.И. Рогачев. Обычай похищения невест у мордвы (по материалам XIX — начала ХХ в.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31

Н.В. Бессонов. Невесты «чужой крови» в цыганских таборах . . . . . . . . . . . . . . . . . .33

В.Н. Янышева. Цыганские «страшные истории» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37

И.А. Бессонов. Фольклор и обряды галичских татар . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40

Г.Р. Хусаинова. Фольклор челябинских башкир в современном бытовании . . . . . . . . . . 44

ЭКСПЕДИЦИИ

Е.В. Рычкова. «Народная Библия» зауральских старообрядцев . . . . . . . . . . . . . 47

Л.С. Лобанова. Материалы из села Ёртом Удорского района Республики Коми . . . .50

В.А. Шилкин. Праздник «Сороки» в Волгоградской области . . . . . . . . . . . . . . . . . . .53

ЮБИЛЕИ

К юбилею Н.Ю. Данченковой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54

ОБЗОРЫ, РЕЦЕНЗИИ

Т.А. Агапкина. Справочник по народной ботанике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55

М.В. Ахметова. Книга об икоте в Верхокамье . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58

Т.Г. Иванова. Песни села Марково: электронное издание . . . . . . . . . . . . . . . . . . .59

Н.Г. Урванцева. Новая книга о детском фольклоре Карелии . . . . . . . . . . . . . . . . . .61

О.В. Трефилова. Новая литература по фольклору, этнографии, этнолингвистике . . . . . . 62

НАУЧНАЯ ХРОНИКА

О.В. Трефилова. XVIII Толстовские чтения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63

М.О. Гардер. XIV Международная школа-конференция по фольклористике и культурной антропологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65

Д.И. Антонов. Конференция «Демонология как семиотическая система» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67

Е.В. Попова, Ю.А. Перевозчиков. Симпозиум «ВЕМЕ: обычай взаимопомощи в культурах народов Урало-Поволжья» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69

В.Е. Добровольская, М.В. Строганов. Конференция «Фольклор Большой Волги» . . . . . 71

Третий конкурс научных работ по фольклористике им. П.Г. Богатырева . . . . . . . . . . . . 72

3

Наши издания можно приобрести в Государственном республиканском центре русского фольклора по адресу: Москва, Турчанинов пер., д. 6, ст. метро «Парк Культуры».

www.folkcentr.ru

Вышли в свет №1 и №2 журнала «Живая старина» за 2017 год — Центр русского фольклора

 

ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА : СКАЗКАА. С. Лызлова. Первые звуковые записи сказок 1940-х гг. в ИЯЛИ КарНЦ РАН … 2В. Е. Добровольская. В дополнение к указателю сказочных сюжетов: новые записи сказки «Жена ужа» (СУС 425М) … 4«Муж-уж» (кубанский вариант сказки). Публикация В. В. Запорожец … 8Сказки моей бабушки. Публикация В. А. Шилкина, примечания М. В. Ахметовой … 8Сказки Переславского района Ярославской области. Публикация В. В. Запорожец … 12

ТЕКСТЫ ФОЛЬКЛОРА : СТАРОЕ И НОВОЕН. В. Петров. Трансформация эпических сюжетов: новые былинные образования …15М. О. Гардер. Термин быличка в отечественной теории жанров …19Из материалов к словарю терминов. Быличка. Подготовил М. О. Гардер …22Э. Г. Матвеева. Детские «страшные истории»: традиции и новации …24М. В. Строганов. Современная сольная песня-пляска … 27

СИМВОЛИКА СНОВИДЕНИЙ В НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕА. В. Гура. Символика животных в славянской устной и книжной традиции толкования снов … 30О. В. Чёха. «Госпожа Магдалина, почему ты спишь одна?» … 33Рассказы о снах (станица Динская Краснодарского края). Публикация В. В. Запорожец … 37«У них там действительно продолжается жизнь…» Рассказы о снах из Кричевского района Могилёвской области. Публикация О. В. Беловой … 39Г. И. Лопатин. Сны о Боге и святых (Ветковский район Гомельской области) … 42

ФОЛЬКЛОРИСТИКА В НАУЧНЫХ ЦЕНТРАХИ. А. Разумова. Этнографические исследования в Центре гуманитарных проблем КНЦ РАН … 45О. А. Бодрова. Шаманские легенды кольских саамов … 47О. А. Сулейманова. «История одного топора и двух стульев»: биография вещей в современной культуре … 50А. С. Давыдова. Строительство церквей в устной традиции арктических городов … 53

АРХИВНАЯ ПОЛКАА. В. Пигин, А. С. Соколов. «Былина о Тубозерском колхозе» пудожского сказителя Н. В. Кигачева … 57

ЭКСПЕДИЦИИН. Г. Голант. Обычаи Страстной недели и Пасхи у влахов (румын) восточной Сербии … 59Ю. А. Крашенинникова, С. Г. Низовцева. Печорская фольклорная экспедиция ИЯЛИ Коми научного центра УрО РАН … 63

ОБЗОРЫ, РЕЦЕНЗИИМ. М. Валенцова. Мифология, лексикология, фольклор: этнолингвистические исследования в Клайпедском университете … 67О. В. Трефилова. Новая литература по фольклору, этнографии, этнолингвистике … 68

НАУЧНАЯ ХРОНИКАН. С. Душакова. Конференция «На пути к цифровой фольклористике» … 69А. А. Лазарева. VIII Мелетинские чтения: «Анализ текста» … 70Информационное письмо №1 … 72

Приобрести журнал можно перейдя по ссылке https://shop.folkcentr.ru/product/1-zhurnala-zhivaya-starina-za-2017-god-2/

ПАЛЕОФОЛЬКЛОРС. Ю. Неклюдов. Что такое палеофольклор? … 2Ю. Е. Берёзкин. «Трудные задачи»: типология, ареальная приуроченностьи оценка древности образов … 5Д. С. Николаев. О закономерностях в распределении мифологических мотивов … 9Е. Г. Толмачёва. Образ «птицы-души» в древнеегипетской мифологии … 13Л. М. Ермакова. Лунарный миф в ранней японской культуре … 17А. Б. Старостина. Сюжеты о Волосатой деве в средневековой китайской литературе … 21Ф. Б. Успенский. Имя стяга в Норвегии XII в. (почему знамя короля Сверрира называлось Sigrfluga?) … 24

ЯЗЫК НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫС. Ю. Королёва, Е. А. Клюйкова. «Сны Богородицы» и богородский сон (фольклорные материалы из Юрлинского района Пермского края) … 28О. А. Теуш. Метафорические названия омутов и водоворотов в русском языке … 32М. Б. Гехт, С. И. Погодина. О пейоративных высказываниях по отношению к «другому» (по материалам экспедиций в Латгалию) … 33

СЕВЕРНАЯ МОЗАИКАВ. П. Ершов. Басмы Русского Севера … 37С. А. Бутовская, А. С. Семенова. Образы мезенских песенниц и сказительниц по материалам экспедиций ХХ в. … 40П. А. Истомина. Рассказы о колдунах (пос. Кажым Койгородского района Республики Коми) … 42

ИЗ ИСТОРИИ НАУКИЕ. А. Чайко. О материалах фольклорно-этнографических экспедицийВ. Е. Гусева 1947–1955 гг. … 45

ВЫСТАВКИС. В. Воробьёва, Ж. В. Гвоздева. «Тут славы поют, да старины скажут(мир крестьянина-сказителя)» … 49

ЭКСПЕДИЦИИЮ. В. Литвин, С. А. Минвалеев. Историко-этнографическая экспедицияк карелам-людикам: полвека спустя … 52И. С. Бутов, В. Н. Гайдучик, В. С. Алексинский. Рассказы о сверхъестественномв современных записях белорусского фольклора … 55

ЮБИЛЕИА. С. Архипова. Простые мифологические вещи (к юбилею Ю. Е. Берёзкина) … 58

ОБЗОРЫ, РЕЦЕНЗИИС. А. Жадовская. Новые издания Отдела русского фольклора ИРЛИ РАН (2014–2016 гг.) … 59Т. Г. Иванова. Новая книга Санкт-Петербургской консерватории … 62В. Н. Никитина (Медведева). Русский фольклор в изданиях Московской консерватории … 64О. В. Трефилова. Новая литература по фольклору, этнографии, этнолингвистике … 66

ПАМЯТИ УЧЕНЫХС. Ю. Неклюдов. Памяти Арво Крикманна (21.07.1939–27.02.2017) … 67

НАУЧНАЯ ХРОНИКАСовещание «Центры традиционной народной культуры и перспективыих развития на период 2017–2020 гг.» … 68В. Е. Добровольская. Круглый стол «Традиционная народная культура:развитие или стагнация?» … 68Ю. А. Крашенинникова. Конференция «Человек и событие в исторической памяти» … 69

Приобрести журнал можно перейдя по ссылке https://shop.folkcentr.ru/product/2-zhurnala-zhivaya-starina-za-2017-god/

www.folkcentr.ru

Мария Ахметова. Дайджест журнала «Живая старина» за 2013 год

Журнал «Живая старина» учрежден в 1992 г. Государственным республиканским центром русского фольклора (ГРЦРФ). По тематике, целям и задачам журнал продолжает традиции одноименного дореволюционного журнала, издававшегося в 1890—1917 гг. Первый номер возобновленной «Живой старины» вышел в 1994 г. В 2014 г. журнал отмечает свое 20-летие.Здесь представлен обзор публикаций в журнале «Живая старина» за 2013 год — обзор тематических рубрик и проблем, к рассмотрению которых обращался журнал.Первый номер открывается рубрикой, посвященной проблемам народного исполнительства — в аспектах репертуара, процесса исполнения фольклора, исполнительского мастерства и рецепции фольклора профессиональным искусством. Н.А. Криничная рассматривает реплики и высказывания сказителей из Заонежья (Карелия), сопровождающие исполнение былин. Три другие статьи посвящены песенной традиции казаков: Н.Ю. Данченкова обращается к творчеству русского хормейстера С.А. Жарова и его Хора донских казаков; Т.С. Рудиченко предлагает обзор истории казачьих хоров с XVIII в. до наших дней; Т.Б. Дианова публикует песни, записанные ею в одной из казачьих станиц на Дону.Следующая рубрика включает статьи и публикации, посвященные мифологическим (по преимуществу демонологическим) персонажам. А.В. Пигин публикует рукописный религиозный стих начала ХХ в. о «кающемся» бесе Зерефере. В.В. Виноградов рассматривает фольклорный мотив надевания на голову горшка с целью уберечься от нечистой силы (горшок выступает как символический «дублер» головы и рассыпается от удара демонологического персонажа, а сам человек остается невредимым). С.В. Кучепатова публикует мифологические рассказы, записанные от российских немцев Калининградской области. Другими темами, отраженные в рубрике, стали представления о «ходячем покойнике» в Полесье (Е.Е. Левкиевская), о демонологических персонажах в Ивановской (О.В. Гордиенко) и Ярославской областях (В.В. Запорожец) и о так называемых доброхожих — персонажах белорусской народной мифологии, которые наделяют помогающих им людей магическим знанием (Г.И. Лопатин).Рубрика «Из истории науки» состоит из статьи Т.А. Титовой и М.В. Вятчиной, посвященной обзору этнографических фотографий быта и обряда чувашей, сделанных в начале ХХ в. Гурием Комиссаровым.В рубрике «Выставки» С.Ф. Махрачёв знакомит читателей с этнографическим музеем при Тамбовском университете.Тематическая рубрика второго номера посвящена народному костюму по данным архивных, музейных и полевых материалов, относящихся к разным традициям — русской (статья С.В. Просиной о свадебной одежде во Владимирской губернии/области в первой половине ХХ в.), болгарской (статья С.В. Дмитриева и О.В. Карповой о свадебном костюме XIX в. и статья А.П. Якимовой о женском фартуке-престилке) и центральноазиатской (статья Т.Г. Емельяненко о костюме бухарских евреев).В третьем номере одна из тематических рубрик посвящена проблемам полевых исследований. Ю.А. Новиков публикует воспоминания о своих первых экспедициях в Заонежье в 1950-е гг. Л.И. Иванова представляет обзор полевых исследований фольклора и традиций карелов-людиков. Ж.И. Суркова анализирует, как варьируются сказочные тексты, записанные от одного информанта в разное время.Вторая рубрика, «Фольклорно-этнографическая мозаика», отражает легендарную традицию. И.А. Бессонов рассматривает, как вымышленная страна Белая Арапия, представления о которой восходят к военным действиям Османской империи против восставшего Египта в 1833 г. (в которых принимала участие Россия), в народных представлениях середины ХХ в. осмысливается как «эсхатологический враг», а в русской литературе и публицистике вначале обозначает утопический счастливый мир, а затем становится синонимом несбыточной мечты. А.Р. Зудин описывает мотивы этиологических легенд казаков-некрасовцев. Н.Р. Ойноткинова обращается к рецепции библейских сюжетов в фольклоре алтайцев-теленгитов, христианизированных в последней трети XIX в.Четвертый номер. В рубрике «Фольклор и этнография в рукописных источниках» представлены статьи и публикации, раскрывающие отражение традиционной культуры в разножанровых и разностилевых рукописях. В двух статьях отражены материалы рукописей жительницы г. Кандалакша (Мурманская область) Г.Ф. Белошицкой, которая ведет семейную альбомную хронику, записывает воспоминания родственников и собирает семейный архив. И.А. Разумова представляет комплексное описание рукописи Белошицкой, посвященной истории ее семьи, а О.В. Змеева публикует материалы по детским играм и развлечениям из рукописного архива Белошицкой. О.В. Буйволова и Л.Р. Ким в совместной статье анализируют рукописное собрание фольклорных текстов жительницы донской станицы, сопоставляя письменные тексты с материалами устных интервью, записанных от автора рукописи. В.П. Ершов представляет интересный документ бытовой письменности — личные записи заонежского бондаря Павла Ананьина, отражающие данные о сельском быте и традициях карельской деревни в 1930-е гг. М.С. Попова публикует поэтические тексты (фольклорные и авторские, подвергшиеся фольклоризации) из девичьего рукописного альбома конца XIX — начала ХХ в.Следующая рубрика посвящена символике и функциям вещей и предметов. О.А. Сулейманова предлагает типологию вещей, выполняюзиъ мемориальную функцию в семейной культуре. О.В. Гордиенко описывает обнаруженный им в экспедиции в Нижегородском Заволжье звуковой инструмент — пастушеский барабан. Статья И.Ю. Васильева посвящена поверьям и магическим практикам, окружающим экспонат одного из сельских музеев на Кубани — половецкую каменную бабу. А.Г. Кулешов рассматривает отражение образа героя-всадника в глиняной игрушке разных центров русского гончарства.По традиции «Живая старина» продолжала знакомить читателей с региональными аспектами фольклора. В 2013 г. журнал публиковал рубрики, посвященные фольклору и народным традициям Тамбовской области (№ 1), Кубани (№ 2), Калужской области (№ 3).В рубрике «Региональный фольклор: Тамбовская область» нашли отражение темы народного календаря (обряды, связанные с праздником св. Кузьмы и Демьяна; статья Т.В. Махрачёвой), представлений о загробном мире (совместная статья Д.С. Ипполитовой и Т.В. Махрачёвой), народной медицины (статья Д.Н. Лоскутовой о лихорадке в представлениях тамбовских крестьян) и народной метеорологии (статья А.А. Чемерчёвой о магических способах остановки града).Рубрика о народной культуре Кубани, подготовленная сотрудниками научно-творческого учреждения «Кубанский казачий хор», была представлена материалами, записанными от старообрядцев-липован (А.А. Зудин; статья о лечебных заговорах), а также публикациями о фольклоре и традициях кубанского казачества. О.В. Матвеев посвятил свою статью народной топонимии кубанских казаков, И.Ю. Васильев опубликовал материалы по устной истории — рассказы старожилов кубанских станиц о Гражданской войне, С.А. Жиганова обратилась к отражению в свадебных песнях ритуального пространства кубанской свадьбы, О.Ю. Скворцова описала техники народного ткачества, В.В. Воронин представил материалы к этнокультурному словарю Кубани, относящиеся к такому значимому для казачьей культуры предмету, как шапка.Статьи, посвященные калужскому фольклору, затрагивали по преимуществу календарную обрядность в соответствующем регионе — катания с гор и на лошадях на Масленицу (статья Т.В. Соболевой), обряды, связанные с днем св. Петра и Павла (статья А.А. Ивановой), святочные бесчинства, гадания и ряжение (публикация Б.А. Гасанова). В совместной статье А.А. Ивановой и Я.Ю. Соловьевой рассматривались воспоминания калужских крестьян о бытовании фольклорной традиции во время Второй мировой войны, когда часть области была оккупирована фашистами. А.Ф. Балашова опубликовала материалы по народной демонологии — рассказы о русалках.Отдельные рубрики были посвящены традиционной культуре диаспор, проживающих на постсоветском пространстве.Сотрудники петербургского Музея антропологии и этнологии им. Петра Великого (Кунсткамера) представили материалы экспедиций к выходцам из Албании, компактно проживающим на территории Буджака и Северного Приазовья (№ 3). Все опубликованные статьи касались семейной обрядности албанцев — свадебного обряда и проблемы межэтнических браков (А.А. Новик), родинных (А.С. Дугушина) и похоронно-поминальных обрядов (Д.С. Ермолин).Кроме того, в 4-м номере были опубликованы материалы экспедиции Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ (Москва), занимавшейся исследованием народной культуры украинцев, в XVIII в. поселившихся в Саратовской области. Анклавная традиция саратовских украинцев была представлена народным календарем — святочной и пасхальной обрядностью (Е.Е. Левкиевская), народными легендами, варьирующими различные сюжеты Ветхого и Нового Заветов (Д.И. Антонов), демонологическими представлениями (А.И. Шевелева) и похоронным обрядом (Н.В. Коптев).В прошедшем году «Живая старина» осуществляла информационную поддержку готовящегося III Всероссийского конгресса фольклористов, проведенного Государственным республиканским центром русского фольклора в феврале 2014 г. В № 2 навстречу конгрессу журнал опубликовал результаты дискуссии о современном состоянии фольклористики, в которой приняли участие постоянные авторы журнала из научных центров Москвы и Санкт-Петербурга — А.С. Каргин, С.Ю. Неклюдов, Т.Г. Иванова, М.А. Лобанов, А.К. Байбурин. Исследователи обсуждали вопросы о предметном поле современной фольклористики, о малопопулярных (или даже вовсе забытых) ныне сферах науки о фольклоре, о проблемах преподавания фольклора.В № 4 предстоящему конгрессу была посвящена целая рубрика. Вошедшие в нее статьи были объединены темой малых жанров. Рубрика открывалась статьей Л.Н. Виноградовой, поставившей ряд важных вопросов о критериях отнесения различных речевых клише к малым фольклорным жанрам, а также подробно рассмотревшей разные типы ритуально-магических, толковательных и этикетных формул. К разным аспектам бытования пословиц обратились О.Е. Фролова, рассмотревшая отражение в данных текстах категории времени, и А.А. Гавриленко, описавшая употребление пословиц в речи одного информанта. Г.И. Лопатин, также на примере одного информанта (жительницы Белоруссии), опубликовал суждения, объясняющие смысл различных речевых клише. Г.И. Романий рассмотрел русскоязычные формулы-восклицания, сопровождающие детские игры, и их региональное варьирование на постсоветском пространстве.Другим важным научным форумом, подготовке которого «Живая старина» по традиции посвятила отдельную рубрику, стал XV Международный съезд славистов (Минск, август 2013 г.). Рубрика «Славянская мозаика» (№ 2), открывшаяся обзором фольклористических докладов на минувших съездах (С.М. Толстая, О.В. Белова), объединила статьи, посвященные различным аспектам народной культуры славянского мира. В.В. Напольских рассмотрел локальный (вятский) поминальный праздник Бодун и выдвинул предположение о его связи с древнерусской лексемой б(ъ)дынъ из жития св. княгини Ольги: по мнению автора, речь в житии идет о дохристианском похоронно-поминальном обряде, а вятский праздник является реликтом этого обряда. А.А. Плотникова описала легендарные и демонологические поверья, записанные от боснийских мусульман (село Умоляни), отражающих мифологическую архаику. Н.В. Сербина проанализировала музыкальные особенности украинских поздних лирических песен и сделала вывод об их жанровых истоках.Постоянная рубрика «Экспедиции» в 2013 г. знакомила читателей с полевыми материалами, записанными как от русских — в Пермском крае (статья С.Ю. Королёвой, Е.М. Четиной и И.Ю. Роготнева о народных поминальных молитвах), Владимирской области (публикация эсхатологических рассказов; А.Д. Соколова, И.А. Николаев) — № 1, Ростовской области (публикация разножанровых текстов; О.В. Белова) — № 2, так и от представителей других народов, живущих на территории России — коми (публикация Л.С. Лобановой и А.Н. Рассыхаева о народом календаре) и алтайцев (статья К.Е. Розовой об эпосе, народных праздниках и религиозных верованиях).

Наши издания можно приобрести в Государственном республиканском центре русского фольклора по адресу: Москва, Турчанинов пер., д. 6,ст. метро «Парк Культуры».

www.folkcentr.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта