Журнал стриж
СТРИЖ | Выпуски
Тема номера: Актуальные проблемы исторической науки
Тематический номер журнала «Стриж» посвящен актуальным проблемам исторической науки на современном этапе. В статьях студентов факультета исторического и правового образования ВГСПУ анализируются вопросы экономического, политического, социокультурного развития региона, России и Европы в разные исторические периоды, выделяются дискуссионные проблемы, вводится в научный оборот новый документальный материал.
1. Багаева З.Г.Культурно-просветительская деятельность Сталинградских музеев в 1930-е гг.
2. Болганова Т.А.К вопросу о становлении и развитии Сталинградского (Волгоградского) отделения Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов в конце 1950-х – начале 1960-х гг.
3. Долгополов Д.В.Злодеяния, совершённые немецко-фашистскими захватчиками в Ворошиловском сельском районе Сталинградской области в период оккупации
4. Дубенчук Н.А.Саратовские археологи первой половины XX в. и их вклад в развитие отечественной археологии
5. Захаров К.В.Развитие театров Сталинграда (Волгограда): историографический аспект
6. Иванов А.В.Сараевское убийство как повод для начала Первой мировой войны
7. Лесниченко В.В.Русская колонизация Сибири в XVI – XVIII вв.: историография проблемы
8. Марданова У.А.Проблемы послевоенного восстановительного периода Сталинграда в трудах ученых Волгоградского государственного социально-педагогического университета 2000-х гг
9. Пискотина В.А.Решение «Варяжского вопроса» на археологических съездах XIX – начала XX вв.
10. Пиюкова М.А.История полета первой женщины в космос: по источникам личного происхождения
11. Серёжников А.А.Культовые новоделы в зеркале социологического опроса: Собор Александра Невского в Волгограде
12. Скорикова Е.П.Дискуссия о сохранении культурных традиций в образовательной среде в Республике немцев Поволжья в 1924 г.: по материалам периодической печати
13. Сухорукова Е.П., Закиреев П.В.Внешнеполитическая деятельность Александра III в источниках личного происхождения
14. Уразгалиев Р.М.Отношение К.П. Победоносцева к российским протестантам
15. Фадеева О.В.Влияние первых женщин-врачей на развитие медицинской сферы России в конце XIX в.
16. Хололей А.В. О некоторых ханах-язычниках в Золотой Орде
17. Хомицевич И.А.Становление и развитие денежной системы Золотой Орды
18. Шумская Д.Д.Предпосылки возникновения якобитского движения в Ирландии
19. Шомахова А.А.Мусульманский вопрос в Российской империи и отношение к нему С.Ю. Витте и П.А. Столыпина
20. Эвинян А.Г.Деятельность графини П.С. Уваровой по развитию образования во 2-ой половине XIX в. (по воспоминаниям П.С. Уваровой)
21. Эльдеева М.О.Антибольшевистские восстания в Нижнем Поволжье в 1920-е гг.
22. Яныкин Е.Н.Наступление Нивеля глазами солдат русского экспедиционного корпуса
Актуальные проблемы исторической науки
КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАЛИНГРАДСКИХ МУЗЕЕВ В 1930-е гг.
Рассматриваются музеи Сталинграда в 1930-е гг. как центры культурно-просветительской работы. Анализируются документальные свидетельства деятельности музеев по вопросам организации культурной жизни города в указанный период.
Ключевые слова: культурно-просветительская деятельность, Музей обороны Царицына, Сталинградский областной музей краеведения.
К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ СТАЛИНГРАДСКОГО (ВОЛГОГРАДСКОГО) ОТДЕЛЕНИЯ ВСЕСОЮЗНОГО ОБЩЕСТВА ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ И РАЦИОНАЛИЗАТОРОВ В КОНЦЕ 1950-х – НАЧАЛЕ 1960-х гг.
Рассматривается деятельность Сталинградского (Волгоградского) отделения Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов на основе обобщения сведений архивных документов и региональной печати с момента образования до начала 1960-х гг., его цели, задачи и значение для развития местной промышленности. Содержатся сведения об изобретениях отдельных рационализаторов, и подчеркивается их высокая роль.
Ключевые слова: ВОИР, Сталинград, Волгоград, рационализаторы, изобретатели, механизация, автоматизация, социалистическое соревнование.
ЗЛОДЕЯНИЯ, СОВЕРШЁННЫЕ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИМИ ЗАХВАТЧИКАМИ В ВОРОШИЛОВСКОМ СЕЛЬСКОМ РАЙОНЕ СТАЛИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД ОККУПАЦИИ
Анализируются последствия немецко-фашистской оккупации Ворошиловского (сельского) района Сталинградской области. Выявляются особенности оккупационного режима в данном районе, характеризуются особенности отношения захватчиком к мирному населению.
Ключевые слова: Ворошиловский (сельский) район Сталинградской области, Сталинградская битва, оккупация.
Саратовские археологи первой половины XX в. и их вклад в развитие отечественной археологии
Рассматривается деятельность саратовских археологов первой половины XX в. – П.С. Рыкова и его учеников-последователей. Выделяются основные направления развития археологической науки в данный период в Саратовской губернии.
Ключевые слова: археологическая наука, археологическая экспедиция; археологический памятник; археологическая культура; краеведческая работа.
РАЗВИТИЕ ТЕАТРОВ СТАЛИНГРАДА (ВОЛГОГРАДА): ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Представляется историографический обзор исследований развития театров города. Обозначаются проблемы, выделяемые учеными в своих работах, посвященных городским театрам в различные исторические периоды. Выявлена тенденция накопления исторических знаний по проблеме и в других регионах страны.
Ключевые слова: краеведение, историография, Волгоград, культура, учреждение культуры, театр.
САРАЕВСКОЕ УБИЙСТВО КАК ПОВОД ДЛЯ НАЧАЛА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ*
Анализируются события в Сараево в июня 1914 г. как повод для начала Перовой мировой войне. Рассматриваются позиции стран Антанты и Тройственного союза по отношению к кризису на Балканском п-ове, а также их дальнейшие действия.
Ключевые слова: Сараевской убийство, австро-венгрерский ультиматум, сербская нота.
РУССКАЯ КОЛОНИЗАЦИЯ СИБИРИ В XVI – XVIII вв.: ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ*
Анализируются труды ученых по проблеме русской колонизации Сибири в XVI – XVIII вв. Выявляются разнообразные точки зрения на характер колонизации Сибири.
Ключевые слова: Сибирь, колонизация.
Проблемы послевоенного восстановительного периода Сталинграда в трудах ученых Волгоградского государственного социально - педагогического университета 2000-х гг.
Анализируются труды ученых ВГСПУ 2000-х гг. по проблемам послевоенного восстановительного периода Сталинграда 1943–1950-х годов. Дается оценка научной новизны, как на региональном, так и на всероссийском уровне.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, Сталинград, Сталинградская битва, историография, профсоюзы, дети-сироты, спецконтингент, учреждения культуры.
РЕШЕНИЕ «ВАРЯЖСКОГО ВОПРОСА» НА АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ СЪЕЗДАХ XIX – начала XX вв.
Анализируются «Труды» Археологических съездов на предмет изучения одного из важным положений «варяжского вопроса» – проблемы происхождения этнонима «Русь». Рассматриваются точки зрения авторов, а также дискуссии, которые были вызваны выступлениями ученых.
Ключевые слова: «варяжский вопрос», Археологический съезд, «Труды», этноним «Русь», археология.
ИСТОРИЯ ПОЛЕТА ПЕРВОЙ ЖЕНЩИНЫ В КОСМОС: ПО ИСТОЧНИКАМ ЛИЧНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
На основе анализа источников личного происхождения прослеживается история легендарного группового полета космических кораблей «Восток-5», пилотируемого Валерием Федоровичем Быковским и «Восток-6», командиром которого являлась первая в мире женщина-космонавт Валентина Владимировна Терешкова. На основе свидетельств непосредственных участников этого события, представляется история полета и масштаб задач, решаемых космонавтами.
Ключевые слова: источники личного происхождения, космонавтика, В.В. Терешкова; В.Ф. Быковский, первая женщина-космонавт, история полета.
КУЛЬТОВЫЕ НОВОДЕЛЫ В ЗЕРКАЛЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА: СОБОР АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В ВОЛГОГРАДЕ*
Анализируется социологический опроса среди студентов и преподавателей Волгоградского государственного социально-педагогического университета по вопросу строительства собора Александра Невского в Волгограде. Делается вывод об отсутствии общественно согласованной позиции в этом вопросе.
Ключевые слова: собор Александра Невского, Волгоград, новодел, социологический опрос, Православная церковь.
ДИСКУССИЯ О СОХРАНЕНИИ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ В РЕСПУБЛИКЕ НЕМЦЕВ ПОВОЛЖЬЯ В 1924 г.: ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ
Анализируется проблема сохранения местных диалектов как фактора историко-культурных традиций немцев Поволжья. На материалах периодической печати раскрывается дискуссия в образовательной сфере, в которой принимали участие студенты, практикующие учителя, педагогическая элита.
Ключевые слова: периодическая печать, республика немцев Поволжья, культурная традиция, историко-культурная память.
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АЛЕКСАНДРА III В ИСТОЧНИКАХ ЛИЧНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
Анализируются источники личного происхождения периода царствования Александра III. Характеризуются некоторые мемуары и дневники современников царя. Показывается, как в них отражался внешнеполитический курс императора.
Ключевые слова: история, источники личного происхождения, мемуары, дневники, Александр III, внешняя политика.
ОТНОШЕНИЕ К.П. ПОБЕДОНОСЦЕВА К РОССИЙСКИМ ПРОТЕСТАНТАМ*
Анализируются личная переписка и труды К.П. Победоносцева, предпринимается попытка определить его отношение к российским протестантам. Рассматривается вопрос о том, как отразились особенности отношения к протестантизму на проводимой Победоносцевым политике на посту обер-прокурора.
Ключевые слова: К.П. Победоносцев, Священный Синод, обер-прокурор, протестантизм, баптизм, штундизм, религиозная политика самодержавия.
ВЛИЯНИЕ ПЕРВЫХ ЖЕНЩИН-ВРАЧЕЙ НА РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНСКОЙ СФЕРЫ РОССИИ В конце XIX в.
Анализируется развитие женского медицинского образования в конце XIX в. Характеризуется деятельность первых российских женщин врачей М. Боковой, Н. Сусловой, В. Кашеваровой-Рудневой. Раскрывается их участие в развитии медицинской сферы в России.
Ключевые слова: история России к. XIX в., история медицины, медицинское образование, женщина-врач.
О НЕКОТОРЫХ ХАНАХ-ЯЗЫЧНИКАХ В ЗОЛОТОЙ ОРДЕ*
Рассматриваются ханы Золотой Орды, которые придерживались древних языческих культов в своем вероисповедании, несмотря на постепенное проникновение (а в дальнейшем – принятие) мусульманской религии ислама на государственном уровне
Ключевые слова: Золотая Орда, язычество, тенгрианство, шаманизм, хан.
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ*
Рассматриваются этапы становления, развития денежной системы Золотой Орды, а также особенности монетного дела как в годы экономического роста и развития, так и в годы упадка, связанного с политическим кризисом в государстве.
Ключевые слова: Золотая Орда, медные монеты, серебряные монеты, чеканка, монетный двор, хан.
ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЯКОБИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ИРЛАНДИИ
Ключевые слова: якобитское движение, Яков II, Стюарты, Ирландия, Славная революция.
МУСУЛЬМАНСКИЙ ВОПРОС В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И ОТНОШЕНИЕ К НЕМУ С.Ю. ВИТТЕ И П.А. СТОЛЫПИНА
В статье дается характеристика мусульманского вопроса в Российской империи в конце XIX – нач. XX вв. и влияние на него внутри- и внешнеполитических факторов. Проанализированы два основных курса действий в разрешении мусульманского вопроса, предложенных С.Ю. Витте и П.А. Столыпиным.
Ключевые слова: национальная политика, мусульманский вопрос, ислам, мусульмане, панисламизм, пантюркизм.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГРАФИНИ П.С. УВАРОВОЙ ПО РАЗВИТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ ВО 2-ой ПОЛОВИНЕ XIX в. (по воспоминаниям П.С. Уваровой)
На основе анализа воспоминаний графини П.С. Уваровой прослеживается ее трудовой путь по развитию системы образования в России. Рассматриваются конкретные действия по организации школьного дела за пределами столичных городов – в российской провинции.
Ключевые слова: П.С. Уварова, Можайское благотворительное общество, система образования, школа, гимназия, прогимназия.
Антибольшевистские восстания в Нижнем Поволжье в 1920-е гг.*
Рассматриваются вопросы взаимоотношений крестьянства и рабочих с Советской властью, причины возникновения антибольшевистского протеста на территории Нижнего Поволжья.
Ключевые слова: антибольшевистское восстание, «малая» гражданская война, повстанческое движение.
НАСТУПЛЕНИЕ НИВЕЛЯ ГЛАЗАМИ СОЛДАТ РУССКОГО ЭКСПЕДИЦИОННОГО КОРПУСА*
Анализируются события наступления Нивеля 16–19 апреля 1916 года. Данная операция рассматривается с позиции солдат русского экспедиционного корпуса, их отношения к сражению, к союзникам и к сослуживцам.
Ключевые слова: Наступление Нивеля, Русский экспедиционный корпус, воспоминания.
strizh-vspu.ru
СТРИЖ | Выпуски
Литературоведение
1. Мордвинкина Е. А. Свадебный обряд в повести И. А. Бунина «Деревня»
2. Мордвинкина Е. А. Рассказ «Фокус-группа» из романа В. Пелевина «Дпп (nn)» в библейском контексте
3. Кудрин И.В. Особенности образной системы в романе В.С. Маканина «Асан»
4. Шумская Д.Д. Гражданская война в США в американской художественной литературе (на примере романа М. Митчелл «Унесенные ветром»)
Психолого-педагогические науки
5. Джейранова С.Д. Психологическая безопасность личности в практике психодиагностического обследования
6. Зиновьева А.В. Ориентация учебников по истории России старших классов на формирование исторических понятий
7. Мендагалиева А.А. Изучение готовности педагогического коллектива дошкольной образовательной организации к инновационной деятельности
8. Простофилин А.М. Страх с точки зрения психологической безопасности клиентов в деятельности психолога-консультанта
9. Шепилова Л.А.Психолого-педагогическая помощь в обеспечении психологической безопасности семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
Языкознание
10. Кудрин И.В. Функционирование лексико-семантический группы «музыкальные инструменты» в современном русском языке
11. Миллер Я.О. Прагмалингвистические особенности коммерческой рекламы и слогана как ее составляющей (на примере рекламы немецких автомобилей)
12. Москалев И.Ю.Лексические средства описания доминантных эмоций в творчестве Стефана Цвейга
13. Ригерт Е.В. Ритуальные характеристики проповеди как жанра религиозного дискурса (на материале немецкого языка)
14. Шевелова Е.А. Отрицательное отношение к женщине в паремиологическом фонде (на материале немецкого языка)
Литературоведение
СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД В ПОВЕСТИ И.А. БУНИНА «ДЕРЕВНЯ»
Анализируются художественные особенности изображения русского свадебного обряда в повести И. А. Бунина «Деревня». Особое внимание уделяется его сопоставлению с традиционным народным свадебным обрядом, выявлению сходства и различий.
Ключевые слова: И. А. Бунин, фольклор, обряд, свадебный обряд.
РАССКАЗ «ФОКУС-ГРУППА» ИЗ РОМАНА В. ПЕЛЕВИНА «ДПП (NN)» В БИБЛЕЙСКОМ КОНТЕКСТЕ
Анализируются особенности имен персонажей в рассказе «Фокус-группа» из романа современного прозаика В. Пелевина «ДПП (NN)». Особое внимание уделяется ассоциациям с библейскими текстами.
Ключевые слова: Библия, автор, имя персонажа, симулякр, грех.
Особенности образной системы в романе В.С. Маканина «Асан »
Анализируются особенности образной системы в романе В.С. Маканина «Асан», в центре которой образ персонажа, поставленного перед испытаниями, знакомыми читателям по судьбе одного из героев "Кавказского пленного" Л.Н. Толстого, но не выдерживающего трудности, что подтверждают второстепенные и эпизодические действующие лица романа.
Ключевые слова: автор, образная система, персонаж, рассказ, роман.
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В США В АМЕРИКАНСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (на примере романа М. Митчелл «Унесенные ветром»)
Рассматривается отражение событий Гражданской войны в США в американской литературе на примере романа М. Митчелл «Унесенные ветром». Анализируется данная автором характеристика основных событий войны, которые отражены в романе. Определяется отношение автора романа к участникам событий и к Гражданской войне в целом.
Ключевые слова: Гражданская война в США, история Юга, рабство, янки, американская литература.
Психолого-педагогические науки
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В ПРАКТИКЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
С точки зрения требований психологической безопасности анализируется деятельность психолога-диагноста. Особое внимание уделяется компетентности специалиста при подборе методик и соблюдению конфиденциальности результатов обследования.
Ключевые слова: психологическая безопасность, психолог-диагност, обследование, личность, клиент, компетентность, конфиденциальность.
ОРИЕНТАЦИЯ УЧЕБНИКОВ ПО ИСТОРИИ РОССИИ СТАРШИХ КЛАССОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ
Рассматривается значение формирования исторических понятий на уроках истории. Раскрывается роль учебника в формировании понятий. Предлагаются результаты анализа учебников по истории России для 10-х классов по данной проблеме.
Ключевые слова: исторические понятия, ФГОС, школьный учебник,историческое мышление, учебники по истории для 10-х классов.
ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Характеризуются результаты диагностики готовности педагогического коллектива дошкольной образовательной организации к инновационной деятельности. Даны рекомендации по развитию готовности педагогического коллектива дошкольной образовательной организации к инновационной деятельности.
Ключевые слова: инновационная деятельность, цель инновационной деятельности, инновационная деятельность в ДОО, цель инновационной деятельности в ДОО, готовность педагогического коллектива ДОО к инновационной деятельности.
СТРАХ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КЛИЕНТОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА
Статья посвящена проблеме страха как сфере профессиональной деятельности психолога-консультанта, занятого вопросами психологической безопасности личности. Особое внимание уделено анализу современного пониманию страха и рассмотрению его классификаций.
Ключевые слова: страх, психологическая безопасность, психолог-консультант, личность, клиент, психологическая помощь.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Анализируется практика психолого-педагогической помощи семьям с ребенком с ограниченными возможностями здоровья. Основной проблемой рассматривается нарушение их психологической безопасности.
Ключевые слова: психологическая безопасность, психолого-педагогическая помощь, семья, личность, дети, ребенок- инвалид, ограниченные возможности здоровья.
Языкознание
Функционирование лексико-семантический группы «музыкальные инструменты» в современном русском языке
Анализируется функционирование лексико-семантической группы «музыкальные инструменты» в современном русском языке. Производится количественный и качественный анализ лексем данной группы с точки зрения времени их появления, языка-источника, однозначности или многозначности. Приводятся статистические результаты подсчета соотношения однозначных и многозначных лексем.
Ключевые слова: музыкальный инструмент, ЛСГ, лексика, семантика, современный, русский язык.
ПРАГМАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ И СЛОГАНА КАК ЕЕ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ (на примере рекламы немецких автомобилей)*
Рассматривается проблема новых способов влияния на языковое сознание человека через призму коммерческой рекламы; дается характеристика слогана как одного из наиболее эффективных способов подобного воздействия. Анализируются слоганы ведущих немецких производителей в сфере автомобильной индустрии.
Ключевые слова: реклама, коммерческая реклама, слоган, слово, имиджевая реклама.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОПИСАНИЯ ДОМИНАНТНЫХ ЭМОЦИЙ В ТВОРЧЕСТВЕ СТЕФАНА ЦВЕЙГА (на примере новелл «Письмо незнакомки», «Страх» и романа «Нетерпение сердца»)
В ходе интерпретации произведений Стефана Цвейга устанавливаются доминирующие эмоции и эмоциональные состояния его художественных персонажей – волнение, истерика и страх.
Ключевые слова: Стефан Цвейг, эмоция, чувство, текст, пассаж, номинант, доминанта.
РИТУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОПОВЕДИ КАК ЖАНРА РЕЛИГИОЗНОГО ДИСКУРСА (на материале немецкого языка)
Рассматриваются понятия «дискурс», «религиозный дискурс», «ритуальный дискурс», «проповедь». Выявляются ритуальные характеристики проповеди как одного из жанров религиозного дискурса. Анализируются тексты проповедей религиозных деятелей католической и евангелической церкви пастора доктора Йоханнеса Гольдта и пастора, богослова Тиса Гундлаха.
Ключевые слова: дискурс, религия, религиозный дискурс, ритуализация, ритуальный дискурс, проповедь.
ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЖЕНЩИНЕ В ПАРЕМИОЛОГИЧЕСКОМ ФОНДЕ (на материале немецкого языка)
Рассматриваются немецкие паремии, выражающие отрицательное отношение к женщине. Анализируются примеры паремий на немецком языке, и делается попытка обосновать причины их отрицательной коннотации.
Ключевые слова: паремия, паремиологический фонд, слово, оценка, гендер.
strizh-vspu.ru
СТРИЖ | Выпуски
Тема номера: Х Международный студенческий форум «Образование: Вызовы XXI века»
13 мая 2016 г. в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете прошел юбилейный Х Международный студенческий форум «Образование: Вызовы XXIвека».
Свою историю Международный студенческий форум начинает в 2007 году, когда на базе факультета дошкольного и начального образования 17-18 мая состоялся форум «Детство глазами студентов». В нем приняли участие студенты из вузов Рязани, Коломны, Москвы, Астрахани, а также специалисты из США, Китая, Казахстана. С каждым годом география участников Международного студенческого форума увеличивалась, а его программа и содержание становились разнообразнее и интереснее. За 10 лет проведения Международного студенческого форума в нем приняли участие студенты, магистранты, аспиранты из городов России: Рязани, Коломны, Москвы, Астрахани, Стерлитамака, Барнаула, Мичуринска, Тулы, Санкт-Петербурга, Самары, Махачкалы, Ростова-на-Дону, Казани и др., а также студенты и специалистыближнего и дальнего зарубежья: Казахстана, Украины, Белоруссии, Китая, Германии, Норвегии, США. Программа Форума от года к году дополнялась, расширялась и удивляла участников разнообразием форм проведения: пленарные и секционные заседания, мастер-классы, дискуссионные площадки, фотокроссы, образовательные экскурсии, кулинарные поединки, тренинги, студенческие импровизационные спектакли, квесты, стендовые доклады, разработка социальных проектов и т.д.
Идейным вдохновителем и организатором Международного студенческого форума является заведующая кафедрой педагогики и психологии начального образования, доктор педагогических наук, профессор Марина Владимировна Николаева. Она отмечает, что главной целью Форума является содействие развитию социальной активности, научно-исследовательской культуры и творческому потенциалу студентов в процессе обмена опытом, традициями, достижениями разных вузов России.
Доцент кафедры ППНО Бурякова Т.С.
Педагогические науки
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Раскрывается актуальность формирования звукопроизношения у дошкольников в условиях логопункта в сельской местности. Описываются теоретические основы развития средств языка. Определяются педагогические основы развития речи детей дошкольного возраста на логопункте в сельской местности.
Ключевые слова: звукопроизношение, дошкольники, логопункт, сельская местность, средства языка, развитие речи.
Особенности медико-социальной работы в условиях хосписа
Рассматривается деятельность хосписов как субъектов медико-социальной помощи населению. Представлены данные опроса среди населения города Волгограда по проблеме информированности о деятельности хосписов.
Ключевые слова: люди с инвалидностью, медико-социальная работа, хоспис.
ВОЗМОЖНОСТИ ВКЛЮЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Раскрывается роль исторического материала в начальном математическом образовании, предлагаются методические приемы и ряд рекомендаций по включению исторического материала на уроках математики.
Ключевые слова: исторический материал в математике, математическая культура, патриотическое воспитание, нравственное воспитание.
ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА 3-Х ЛЕТ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ АДАПТАЦИЮ У ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ
Анализируются осoбeннoсти кризисa 3-х лeт, осoбeннoст психoлoгичeскoй aдaптaции к детскому саду. Выявляется уровень новообразования «гордости за достижения». Определяется значение психoлoгичeскoго сoпрoвoждeния дeтeй пo aдaптaции дeтeй к дeтскoмy сaдy.
Ключевые слова: психологическая адаптация, уровень адаптированности, кризис 3-х лет, новообразования кризиса 3-х лет, игровая деятельность.
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Анализируется эффективность процесса воспитания, выстроенного на основе системыценностей. Актуализируются возможные пути и формы его совершенствования в соответствии с историческими и фундаментальными ценностями православной культуры: любви, патриотизма, гражданственности, веры и других.
Ключевые слова: ценности, гражданская идентичность, патриотизм, православное воспитание, национальная самоидентификация.
Формирование внутренней позиции школьника у детей 6–7 лет *
Рассматривается педагогический опыт по формированию внутренней позиции школьника у детей 6–7 лет, отражающий два направления работы в группе подготовки к школе: опора на развивающие игры и взаимодействие родителей и школы
Ключевые слова: внутренняя позиция школьника, познавательная потребность, подготовка к школе, дошкольные виды деятельности
ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ- ДЕФЕКТОЛОГОВ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Анализируется проблема формирования профессиональной компетентности у будущих учителей-дефектологов. Представляются результаты изучения уровня саморазвития, профессионально-педагогической деятельности и парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию студентов как будущих учителей-дефектологов, а также динамика данных показателей на протяжении обучения студентов на втором-четвертом курсах.
Ключевые слова: саморазвитие, компетентность, профессиональная компетентность, самооценка, умение.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности *
Рассматриваются результаты исследования, раскрывающие организационные возможности внеурочной деятельности для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. Описывается опыт реализации форм и методов программы внеурочной деятельности «Хочу все знать» в аспекте формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Ключевые слова: коммуникативные универсальные учебные действия, внеурочная деятельность.
МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА У ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Характеризуется проблема формирования мотивации профессионально роста у педагогических работников ДОО. Особое внимание уделяется вопросу организации условий для роста творческой инициативы, а также стимулирования и мотивации воспитателей к профессиональному саморазвитию.
Ключевые слова: мотивация, профессиональный рост, профессиональное саморазвитие, самообразование.
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ
Раскрывается специфика деятельность социального педагога в условиях Федеральных целевых программ. Выявляется положительный и отрицательный опыт реализации Федеральной целевой программы «Россия без сирот» на 2013–2020 год
Ключевые слова: социальный педагог, детский до, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, Федеральные целевые программы
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Анализируются проблемы социально-эмоционального развития дошкольников. Обосновывается роль игровой деятельности в развитии социальных эмоций у детей. Особое внимание уделяется вопросу организации процесса развития социальных эмоций у воспитанников средствами игровой деятельности
Ключевые слова: эмоции, социальные эмоции, сопереживание, сочувствие, соучастие, социализация, игра, игровая деятельность
Проблема социально-педагогической работы специалиста по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями и их семьями.
Актуализируется проблема комплексной социально-педагогической работы с несовершеннолетними правонарушителями и их семьями. Характеризуются потенциал и основные направления включения в данную деятельность работы специалиста по социальной работе.
Ключевые слова: специалист по социальной работе, социально педагогическая деятельность, правонарушения, несовершеннолетний правонарушитель, профилактика, семья.
Диагностика и коррекция эмоциональной сферы и ее связи с акцентуациями характера подросткового возраста.
Выявляются особенности эмоциональной сферы подростков, а так же коррекция как способ снижения риска развития тревожности и депрессивного состояния подростков.
Ключевые слова: акцентуация, подросток, личность, эмоции, коррекция, исследование.
Влияние социального интеллекта на направленность личности в разных возрастных группах
Рассматриваются особенности формирования социального интеллекта в разных возрастных группах и его влияния на направленность личности.
Ключевые слова: социальный интеллект, разновозрастные группы, личность, исследование.
СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГА И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА (на примере учителя начальных классов)
Анализируются особенности проявления синдрома профессионального выгорания у учителей начальных классов. Полученные в эмпирическом исследовании данные позволяют определить степень выраженности синдрома профессионального выгорания учителей начальных классов в зависимости от влияния различных социально–психологических факторов. Результаты исследования могут быть использованы для разработки рекомендаций по организации системы мероприятий по профилактике профессионального выгорания учителей начальных классов.
Ключевые слова: синдром профессионального выгорания, факторы эмоционального выгорания, профилактика профессионального выгорания.
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Анализируются особенности развития внимания младших школьников на уроках математики. Как одну из наиболее существенных черт, характеризующих общую готовность человека к труду, рассматривается умение управлять своим вниманием. Предлагаются примерные задания для развития внимания на уроках математики в начальных классах.
Ключевые слова: внимание, виды внимания,произвольное внимание, непроизвольное внимание, внимательность как черта личности, особенности внимания младших школьников, развитие внимания на уроках математики в начальных классах.
strizh-vspu.ru
СТРИЖ | Выпуски
Тема номера: «Наука онлайн!» Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ студентов
Общая педагогика
Готовность педагогов общеобразовательных школ к обучению детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзии
Раскрывается вопрос отношения педагогов к процессу инклюзии и возможным трудностям при осуществлении инклюзивной практики. Описываются результаты исследования, направленного на выявление готовности педагогов к включенному обучению детей с ОВЗ.
Ключевые слова: Инклюзивное образование, готовность педагогов общеобразовательных школ, обучающие с особыми образовательными потребностями, педагоги инклюзивных классов, инклюзивная культура педагога
Моделирование интерактивных методов обучения старшеклассников
Обосновывается недостаточность традиционного подхода к уровню подготовки выпускника современной средней общеобразовательной школы; предлагается идея инновационного подхода к интерактивному обучению в старшей школе на основе уже имеющихся приемов обучения.
Ключевые слова: Инновации, интерактивный метод обучения, интеракция, кейс-метод, свободноплавающая дискуссия, дискурсия, траблшутинг.
Педагогика дошкольного и начального образования
Психолого-педагогические условия развития свойств внимания в начальной школе
Рассматриваются особенности свойств внимания младших школьников, психолого-педагогические условия их развития. Приводятся данные эмпирического исследования по сравнению устойчивости внимания с его объемом у детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: младшие школьники, внимание, свойства внимания, объем внимания, устойчивость внимания, условия развития свойств внимания
Психолого – педагогические условия развития умственных творческих способностей младших школьников
Анализируются умственные творческие способности и описываются условия их развития у детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: способности, творческие способности, умственные творческие способности, младший школьный возраст.
Особенности формирования ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к социальному миру
На основе анализа психолого-педагогических подходов исследователей в статье выделяются структурные компоненты ценностных ориентаций и педагогические условия, способствующие эффективному формированию ценностного отношения дошкольников к социальному миру.
Ключевые слова: ценностное отношение, ценностные ориентации, социальный мир, социализация, художественно- эстетическая деятельность, игровая деятельность, театрализованная деятельность.
Возможности включения исторического материала на уроках математики в начальной школе
Раскрывается роль исторического материала в начальном математическом образовании, предлагаются методические приемы включения исторического материала и ряд рекомендаций по включению исторического материалом на уроках математики.
Ключевые слова: исторический материал в математике, математическая культура, патриотическое воспитание, нравственное воспитание.
Проектная деятельность как форма организации взаимодействия семьи и дошкольного учреждения
Рассматривается одно из приоритетных в настоящее время в соответствии с ФГОС ДО направлений деятельности дошкольной образовательной организации – взаимодействие детского сада и семьи. Рассматриваются возможности использования метода проектов как эффективной формы взаимодействия дошкольной организации и семьи.
Ключевые слова: взаимодействие дошкольной организации с семьей, метод проектов, совместная проектная деятельность, сотрудничество.
Дидактическая игра как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников
Раскрывается сущность познавательных универсальных учебных действий, суть и влияние дидактических игр на их формирование. Представляются варианты дидактических игр, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия, игра, игровая деятельность, дидактическая игра.
Модель научно-методического сопровождения организации проектной деятельности в дошкольной образовательной организации
Анализируется проектная деятельность, ее роль в воспитательно-образовательном процессе. Рассматривается компетентность педагогов и уровень их квалификации. Обосновывается необходимость методического сопровождения организации проектной деятельности в дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: модель, методическое сопровождение, проектная деятельность, педагогическая компетентность.
Особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте
Раскрывается проблема развития творческих способностей детей младшего школьного возраста. Выявляются особенности, основные методы и подходы к определению творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: младший школьник, творческие способности, творческое мышление, творческое воображение, развитие творческих способностей.
Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения
Раскрываются особенности работы по патриотическому воспитанию младших школьников на уроках литературного чтения. Раскрываются воспитательные возможности учебных книг по начальному литературному образованию.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, любовь к Родине, русская природа, защитники Отечества
Формирование представлений о мире природы у детей старшего дошкольного возраста
Рассматривается формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста, созданию предметно – пространственной развивающей среды в дошкольной организации, познавательно – исследовательской деятельности, и одному из ее видов: детскому экспериментированию – эффективному средству, способствующему формированию представлений о мире природе у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: познавательно – исследовательская деятельность, экспериментирование, предметно – пространственная развивающая среда, исследовательское поведение, поисковая активность.
Гендерные особенности темперамента младшего школьника
В исследовании приводятся данные экспериментального исследования гендерных различий темперамента младших школьников.
Ключевые слова: младший школьник, темперамент, темпераментальные особенности, гендер.
Особенности детско-родительских отношений младшего школьника
Анализируются различные подходы к понятию «детско-родительские отношения», представляются результаты эмпирического исследования особенностей восприятия матерями своих отношений с детьми – младшими школьниками.
Ключевые слова: детско-родительские отношения, воспитательный стиль, родительское отношение, семья, стиль отношений с детьми.
Имена собственные как средство формирования литературных представлений у младших школьников
Представлены результаты ономастического ассоциативного эксперимента – метода выявления сформированности литературных представлений у младших школьников. Имя собственное рассматривается как средство формирования литературных представлений.
Ключевые слова: ономастический ассоциативный эксперимент, имена собственные в литературных произведениях, начальная школа, литературные представления.
Психология и социальная работа
Зависть как психологический феномен
Анализируется чувство зависти как психологический феномен. Рассматривается двойственная природа зависти: «черная» и «белая», «злобная» и «незлобная», «депрессивная» и «восхищенная». Актуализируется проблема осознания негативных переживаний личности в контексте успешной – неуспешной деятельности.
Ключевые слова: зависть, «черная» зависть, «белая» зависть, соперничество, самооценка, семантический подход, сравнение
Взаимосвязь уровня тревожности и социометрического статуса подростков в учебной группе
Представляются результаты исследования о взаимосвязи уровня тревожности подростков с их социометрическим статусом в группе сверстников.
Ключевые слова: подросток, тревожность, ситуативная и личностная, уровень тревожности, межличностные отношения, социометрический статус в группе, неформальный лидер, отвергаемый.
Личностный компонент в структуре готовности старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена
Рассматривается проблема психологической готовности обучающихся к сдаче единого государственного экзамена, описываются основные компоненты в структуре готовности.
Ключевые слова: психологическая готовность, познавательный компонент, эмоционально-личностный компонент, процессуальный компонент, единый государственный экзамен, экзаменационный стресс, самооценка, эмоциональное напряжение
Технология социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами танцевальной деятельности
Рассматриваются аспекты социальной работы среди детей с ограниченными возможностями здоровья. Используются инновационные методы в технологии социальной реабилитации средствами танцевальной деятельности. Кроме того, описываются этапы этой технологии. Отражаются выводы исследования и практические рекомендации по социальной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: социальная работа, технология индивидуальной социальной работы, технология групповой социальной работы, дети с ограниченными возможностями здоровья, социальная служба
Внеурочная деятельность как средство социальной адаптации подростков
Теоретически обосновывается потенциал внеурочной деятельности в социальной адаптации подростков. Рассматривается программа по социальной адаптации для обучающихся 8-го класса на основе диагностики их социального интеллекта.
Ключевые слова: Ключевые слова: социальная адаптация подростков; внеурочная деятельность подростков; возрастные особенности подростков; дезадаптация подростков; диагностика социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена. Социальная адаптация
Психолого-педагогические условия развития абстрактного мышления в начальной школе
Рассматриваются особенности абстрактного мышления в начальной школе, а также условия его развития в младшем школьном возрасте.
Ключевые слова: абстрактное мышление, младший школьный возраст, условия развития
Воображение и его роль в учебной деятельности студентов
Характеризуется проблема взаимосвязи академической успешности студентов с уровнем развития воображения.
Ключевые слова: воображение, академическая успешность, студент, характеристики воображения, учебная деятельность.
Здоровый образ жизни как фактор социальной адаптации пожилых людей к выходу на пенсию
Анализируются основные направления деятельности клуба пожилых людей Волгограда по пропаганде здорового образа жизни, оценке потребностей пожилых людей в занятиях физической культурой в рамках клубного объединения пожилых людей.
Ключевые слова: пожилые люди, социальная адаптация к выходу на пенсию, здоровье, здоровый образ жизни, физическая культура, физическая активность
Психологические особенности эмоционального выгорания учителя
Анализируются результаты исследования эмоционального выгорания среди учителей, выявлены симптомы и причины СЭВ, приведены некоторые профилактические рекомендации по предотвращению формирования синдрома.
Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, эмоциональное выгорание учителя, эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция персональных достижений
Изучение отношения подростка к себе в ситуации взросления
Рассматриваются результаты исследования отношения подростка к себе в ситуации взросления как сложное когнитивно-аффективное образование в структуре самосознания.
Ключевые слова: отношение к себе, подростки, чувство взрослости, самоотношение, самосознание, самооценка, уровень притязания.
Нравственное воспитание младших школьников
Характеризуется значимость воспитания нравственных качеств у младшего школьника, раскрываются методы и средства формирования нравственного воспитания, цели нравственного воспитания и то, чем они определяются.
Ключевые слова: нравственное воспитание, мораль, нравственные качества, воспитание, личность, моральное сознание
Взаимосвязь гуманистических проявлений личности студентов с их ценностями
Рассматриваются данные экспериментального исследования компонентов гуманистических проявлений личности студентов во взаимосвязи с их ценностями, в ходе которого были выявлены значимые связи между ними.
Ключевые слова: гуманизм, гуманистические проявления личности, доброжелательность, эмпатия, ценности.
Мониторинг учебных достижений учащихся как условие эффективного управления качеством начального образования
Рассматривается проблема повышения эффективности управления качеством начального образования через мониторинг учебных достижений. На основе результатов теоретического исследования строится и апробируется модель мониторинга учебных достижений младших школьников.
Ключевые слова: педагогический мониторинг, младший школьник, учебные достижения, управление качеством образования; начальная школа.
Возможности диагностических методов в исследовании проблемы агрессивного поведения младших школьников
Выявляется степень эффективности различных видов диагностических средств в работе психолога с проблемой агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Полученные с помощью экспертной оценки, опросника и проективной техники результаты анализируются с точки зрения возможностей и ограничений использования различных видов диагностических средств.
Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение, младший школьник, методы диагностики, экспертная оценка, личностный опросник, проективная техника.
strizh-vspu.ru
СТРИЖ | Выпуски
Тема номера: «Наука онлайн!» Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ студентов
Биология и химия
Использование здоровьесберегающих образовательных технологий как условие сохранения здоровья обучающейся молодежи
В исследовании анализируется уровень физического здоровья российских школьников. Выявляются факторы риска: алкоголизм, курение, наркомания. Актуализируется необходимость реформирования системы образования с целью создания условий для использования здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.
Ключевые слова: здоровьесбережение, образовательные технологии, факторы риска, здоровье подрастающего поколения.
Исследование состояния сердечно -сосудистой системы студентов ВГСПУ и его влияния на параметры умственной работоспособности
Рассматриваются состояние сердечно-сосудистой системы студентов и ее влияние на умственную работоспособность. Характеризуется тенденция к напряжению компенсаторных возможностей сердечно-сосудистой системы; определяется зависимость умственной работоспособности от состояния сердечно-сусудистой системы.
Ключевые слова: Ключевые слова: сердечно-сосудистая система, число сердечных сокращений, артериальное давление, вегетативный статус, умственная работоспособность, студенты
Адапта ционные возможности сердечно -сосудистой системы деву шек -студенток в разные фазы овариально -менструального цикла
Рассматривается функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и тип вегетативной регуляции у студенток в разные фазы менструально-овариального цикла. Установливается зависимость вариабельности сердечного ритма от фазы менструального цикла и типа вегетативной регуляции.
Ключевые слова: Ключевые слова: овариально-менструальный цикл, сердечно-сосудистая система, вариабельность сердечного ритма, индекс напряжения, вегетативная нервная система.
ДИНАМИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО- СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ УЧАЩИХСЯ ВОЛГОГРАДСКОГО МУЖСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЛИЦЕЯ
Рассматриваются результаты динамического исследования функционального состояния сердечно-сосудистой системы учащихся седьмых классов Волгоградского мужского педагогического лицея, позволяющие выявить лицеистов нуждающихся в коррекции нагрузок и дальнейшем наблюдении.
Ключевые слова: Ключевые слова: лицеисты; сердечно-сосудистая система; адаптационный потенциал; коэффициент выносливости; показатель сердечной деятельности.
Экологическое состояние туристических и рекреа ционных районов республики Дагестан
Экологическое состояние туристических и рекреационных районов республики Дагестан Рассматривается экологическое состояние туристических и рекреационных районов на территории республики Дагестан. Выявляются наиболее проблемные районы.
Ключевые слова: туризм, рекреация, экологические факторы, окружающая среда, природные ресурсы
Исследование влияния биологического возраста на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы студенток
Анализируются особенности адаптации к учебным нагрузкам системы кровообращения студенток с разным уровнем биологической зрелости. Выявляются неблагоприятные изменения функционального состояния сердечно-сосудистой системы в динамике учебного процесса у девушек с ускоренным темпом старения.
Ключевые слова: сердечно-сосудистая система, биологический возраст, степень постарения, хронологический возраст, учебная нагрузка.
Сравнительная характеристика гименоптерофаун природных парков Волгоградской области
Приводится информация по гименоптерофауне некоторых природных парков Волгоградской области. Даются первичные данные по населению перепончатокрылых ООПТ. Проводится сравнительная характеристика перепончатокрылых охраняемых территорий, на ее основании делаются выводы о состоянии изученности гименоптерофауны региона и перспективах дальнейшего ее изучения.
Ключевые слова: перепончатокрылые, ООПТ, сравнение, насекомые, Волгоградская область.
Иностранные языки
Индивидуализм в американской лингвокультуре
На основе проведенного анкетирования носителей американской лингвокультуры рассматривается понятийная и ценностная составляющая концепта «индивидуализм» в американской лингвокультуре. Исследование выявляет некоторые маркеры индивидуализма в коммуникации и доказывает, что в Америке преобладают индивидуалистические идеи.
Ключевые слова: индивидуализм, индивидуальность, Америка, независимость, самоуверенность.
Предвыборное обращение через призму ритуального жанра политического дискурса (на материале немецких текстов)
Рассматривается предвыборное обращение немецких политических деятелей как ритуальный жанр политического дискурса. Выделяются и описываются составляющие коммуникативной ситуации предвыборной речи. Выявляются характеристики принадлежности данного жанра к ритуальному дискурсу. Делается вывод о том, что предвыборные речи характеризуются цикличностью, массовым эмоциональным и необыденным характером.
Ключевые слова: предвыборное обращение, дискурс, политический дискурс, ритуальность, ритуальный дискурс.
Способы номинации, дескрипции и образной экспликации эмоции страха во французском языке
Рассматриваются некоторые способы номинации, дескрипции и образной экспликации эмоции страха во французском языке. Строится синонимический ряд слов, номинирующих эмоцию страха, что позволило уточнить содержание понятия страха. На материале французской идиоматики проводится анализ способов образной и оценочной, в том числе невербальной и паравербальной дескрипций эмоции страха. Построена классификация образных выражений с компонентом страх во французском языке.
Ключевые слова: эмоция, эмотив, эмотивность, экспликация, номинация, дескрипция, страх.
ОЦЕНОЧНАЯ ЛЕКСИКА В НЕМЕЦКОМ РЕКЛАМНОМ ТЕКСТЕ
На материале печатных рекламных текстов из немецкого журнала «Der Spiegel» устанавливаются их лингвистические особенности. Среди используемых в этих текстах оценочных слов доминирующие позиции занимают выступающие в функции эпитетов имена прилагательные.
Ключевые слова: текст, реклама, лексика, манипуляция, оценка.
ЭПИТЕТ КАК СПОСОБ ДЕСКРИПЦИИ ЭМОЦИИ ОТВРАЩЕНИЯ В НОВЕЛЛЕ БИРГИТ ВАНДЕРБЕКЕ «УЖИН С МОЛЛЮСКАМИ»
На материале произведения Биргит Вандербеке «Ужин с моллюсками» выявляются и анализируются оценочные эпитеты как способ описания эмоции отвращения. Устанавливаются лексемы, служащие эпитетом в данном произведении. Выявлен факт их стилистического и коннотативного разнообразия и роль в раскрытии образа персонажей.
Ключевые слова: эпитет; функция; определение; эмоция, отвращение; коннотация.
История и право
ФОРМИРОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНОГО ОБЛИКА СОВЕТСКОГО ГОРОДА: СТАЛИНГРАД В 1930-е гг.
Рассматриваются концепции строительства социалистических городов, которые были применены в Сталинграде в 1930-е гг.. Анализируются архитектурные тенденции в жилищном строительстве и архитектурно- конструктивные особенности застройки Сталинграда в представленном периоде. Рассмотрена архитектура как пространственное воплощение идеологии.
Ключевые слова: архитектурный облик, градостроительные концепции, индустриализация, социалистический город, Сталинград.
РАЦИОНАЛИЗАТОРЫ И НОВАТОРЫ СТАЛИНГРАДА-ВОЛГОГРАДА В ПОВЫШЕНИИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА ПРЕДПРИЯТИЙ ГОРОДА В к. 1950-х – н. 1960-х гг. (по материалам периодической печати)
В статье на основе региональной периодической печати анализируется опыт участия рационализаторов и новаторов в повышении качества производства и повышении эффективности труда на Сталинградских (Волгоградских) заводах и фабриках конца 1950-х – начала 1960-х гг. Указываются технические новинки, которые способствовали подъему экономики региона.
Ключевые слова: Сталинград, Волгоград, ВОИР, труд, изобретатели, эффективность производства, Сталинградский тракторный завод.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ СРАВНИВАТЬ ИСТОЧЕСКИЕ КАРТЫ В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ РОССИИ (на примере 6-го класса)
Статья посвящена проблеме формирования картографических умений у учащихся 6-го класса на уроках истории. Рассмотриваются методические пути формирования умения сравнивать исторические карты на уроках истории в 6-м 6 классе. Разработаны памятка и фрагмент урока по формированию умения сравнивать исторические карты.
Ключевые слова: картографические умения, обучение истории в 6 классе, сравнение исторических карт.
КРЕСТЬЯНСКОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ В КОЗЛОВСКОМ УЕЗДЕ ТАМБОВСКОЙ ГУБЕРНИИ ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ ХIХ в.
Рассматриваются предварительные результаты исследования крестьянского землевладения в Козловском уезде Тамбовской губернии последней четверти ХIХ в. на основании данных подворной переписи населения, проведенной Статистическим отделением земской управы и ежегодных отчетов Тамбовского губернатора для выявления, как локально-региональных особенностей, так и общероссийских закономерностей.
Ключевые слова: Козловский уезд, крестьяне-домохозяева, передел общинной земли, земля, пригодная для ведения сельского хозяйства, крестьянский надел, полные собственники, неурожайные годы.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕАТРОВ г. ВОЛГОГРАДА В 1990–1995 гг. (на материалах периодической печати и ЦДНИВО)
Характеризуется театральное развитие города Волгограда в 1990–1995 гг. Освещается театральная жизнь города в рассматриваемый период. Рассматривается театральный репертуар. Выделяются проблемы развития: кризисное состояние материально-технической базы театров, малая наполняемость залов, нехватка профессиональных кадров.
Ключевые слова: краеведение, Волгоград, культура, учреждения культуры, театр, социокультурная сфера, культурная политика государства.
Правозащитное сознание как ценностная категория
Анализируется понятие «правозащитное сознание». Особое внимание уделяется правосознанию несовершеннолетних. В результате выявления проблем правового образования предлагаются различные пути решения.
Ключевые слова: право, правосознание, правозащитное сознание, правозащитный компонент, несовершеннолетний, правовое образование
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕИСТОРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Рассматривается специфика формирования общеисторических понятий с учетом ФГОС и историко-культурного стандарта. Проводится анализ линейки учебников по истории России с точки зрения соответствия стандартам. Предлагается ряд методических рекомендаций по формирования общеисторических понятий на уроках в средней школе.
Ключевые слова: общеисторические понятия, межпредметные понятия, мышление, методика обучения истории, ФГОС, историко-культурный стандарт.
РЯЖСКИЙ РАЙОН В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Рассматривается трудовой подвиг советского народа в деле борьбы против немецких захватчиков в 1941-1945 гг. сквозь призму вклада в дело победы районного центра Рязанской области, г. Ряжска. Отражается героизм жителей города и района на трудовом фронте в годы Великой Отечественной войны. Анализируются статистические данные вклада района в Великую победу.
Ключевые слова: трудовой подвиг, Ряжский район, победа, тыл.
При фронтовая стани ца в годы Великой Отечественной войны
Рассматривается положение станицы Скуришенской в годы Великой Отечественной войны на основе воспоминаний очевидцев (детей войны). Отмечается вклад работников тыла в воспитание трудящихся в духе патриотизма и укрепления связи фронта и тыла, показываются примеры взаимопомощи жителей станицы и расквартированных там военнослужащих Красной армии.
Ключевые слова: война, мобилизация, авиаполк, бандероли, пленные, личные источники.
ПРОБЛЕМА формирования умений у стар шеклассников на уроках истории
Рассматривается проблема формирования умений у старшеклассников на уроках истории. Характеризуются различные трактовки понятия «умение» в научной, методической и психологической литературе, рассмотрены условия формирования умений в обучении истории. Предлагаются результаты анализа учебников по истории для 10 и 11-х классов по проблеме формирования умений учащихся.
Ключевые слова: обучение истории, умение, формирование умений у старшеклассников, учебники истории для 10-11-х классов.
Литература
Жанровые традиции фольклорной прозы в повести Н.В. Гоголя «Вий »
Рассматривается соотношение сказочной композиционной схемы и жанровых традиций несказочной прозы в поэтике повести Гоголя «Вий». Особое внимание уделяется выявлению роли примет и поверий в художественной структуре повести.
Ключевые слова: Гоголь, поэтика, сказочная схема, быличка, приметы, поверья.
«МОСКОВСКИЙ ТЕКСТ» В ТВОРЧЕСТВЕ Р.П. КУМОВА
Рассматриваются произведения донского писателя Р.П. Кумова, вошедшие в единый «московский текст» русской литературы. Выявляются особенности художественного воплощения образа Москвы в прозе писателя.
Ключевые слова: Кумов, образ Москвы, «московский текст», «петербургский текст».
ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНЫЙ ПОДТЕКСТ ТРАГЕДИИ «СКУПОЙ РЫЦАРЬ» А.С. ПУШКИНА
В статье с философско-религиозной точки зрения анализируется трагедия «Скупой рыцарь». Устанавливается и комментируется перекличка пушкинского и библейского текстов, что позволяет во многом по-новому посмотреть на трагедию и осознать её злободневность.
Ключевые слова: А.С. Пушкин, трагедия, философско-религиозный подтекст, оксюморон.
ПОВЕСТЬ В. ТОКАРЕВОЙ «МОИ ВРАГИ»: СМЫСЛ ЗАГЛАВИЯ
Выявляются функциональные особенности заглавия произведения, позволяющие реконструировать авторскую позицию в повести В.Токаревой «Мои враги».
Ключевые слова: заглавие, автор; герой, персонаж, характер, «женская» проза.
strizh-vspu.ru
СТРИЖ | Выпуски
Педагогические и психологические науки
Диагностика экзаменнационной тревожности старшеклассников
УДК 159.9:37.015.3 Представлены особенности эмоциональных переживаний старшеклассников, связанных с необходимостью сдачи ЕГЭ. Тревожность проанализирована как состояние человека, который характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющих отрицательную эмоциональную окраску. Частным проявлением тревожности выступает учебная (школьная тревожность). Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях. В последнее время, в связи с введением процедуры ЕГЭ, можно говорить о специфичном типе экзаменационной тревоги обучающихся. Выявлено, что ситуация сдачи ЕГЭ воспринимается старшеклассниками как стрессовая, что способствует повышению уровня тревожности.
Ключевые слова: тревожность, школьная тревожность, экзаменационная тревожность, эмоциональная неустойчивость, стресс, эмоциональное переживание
Проектная деятельность как средство формирования конфликтологической компетентности подростков
УДК 373.1 Представлены результаты исследования эффективности проектной деятельности на формирование конфликтологической компетентности современных подростков. В ходе реализации разработанной программы организации проектной деятельности подростков, наблюдается снижение уровня конфликтности и формирование навыков эффективного взаимодействия и сотрудничества при осуществлении совместных действий.
Ключевые слова: конфликтологическая компетентность, подростки, проектная деятельность, общение, конструктивные и деструктивные формы взаимодействия, сотрудничество.
Семейная социализация подростков как психолого-педагогическая проблема
УДК 159.9:37.015.3 Дан анализ понятия «семейная социализация подростков» с целью отбора оптимальных форм и методов прохождения социализации в семье. В результате выявления психолого-педагогических проблем социализации предложены различные пути решения для родителей. Исследование может служить предотвращению кризисных моментов подростковой социализации, как для подростков, так и для родителей, психологов, педагогов.
Ключевые слова: семья, подросток, социализация
Образ учителя в современной педагогической действительности через призму идеала предшествующих поколений: взгляд будущего педагога
УДК 37(094) Рассмотрено понятие «образ учителя». Автор убеждает в его необходимости наравне с прочими парадигмами, раскрывающимися в теории педагогики. Актуализирована проблема «педагогической инфантильности» студентов педагогических ВУЗов и предложены векторы решения озвученных проблем.
Ключевые слова: образ учителя, гуманизация образования, новая школа, идеал учителя, студенты педагогических ВУЗов
Экстремизм в молодёжной среде и его профилактика
УДК 37.02; 371 Рассмотрена система законодательства РФ в сфере предупреждения и противодействия террористической и экстремистской деятельности. Общегосударственная система противодействия экстремизму и терроризму призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия экстремизму и терроризму и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
Ключевые слова: профилактика экстремизма, молодежь, деятельность государственных органов, социализация, среда, политика
Филологические науки
Архетипы ундины и вампира в образной системе романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
УДК 82(091) На материале повести «Тамань» проанализирована архетипическая основа образной системы романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В структуре образа Печорина реализуется архетип вампирического героя, а образ девушки-контрабандистки восходит к мифологическому архетипу ундины-русалки, получившему широкое распространение в русской и европейской романтической литературе первой половины XIX в.
Ключевые слова: архетип, вампир, ундина, русалка, заложный покойник, метафора, фольклоризм, демон, мотив, мифология, быличка
Мотивы и образы народного театра в поэме А.А. Блока «Двенадцать»
УДК 82(091) Рассмотрена связь поэмы А.А. Блока «Двенадцать» с фольклорной традицией. В ходе анализа текста выявлены черты народного балаганного театра, а также фольклорная символика целого ряда образов поэмы. Ее герои сопоставлены с системой персонажей вертепного театра.
Ключевые слова: Блок, «Двенадцать», фольклор, символы, балаган, вертеп
Типология образов священников в прозе Р.П. Кумова
УДК 82(091) Рассмотрены различные модификации образов священников, ставших центральными героями прозы донского писателя рубежа XIX–начала XX века Р.П. Кумова. Выделены особенности творческого метода, специфика психологических портретов, лирико-романтическое начало.
Ключевые слова: Кумов, православная литература, рубеж веков, образ сельского пастыря, типология, психологизм, лирико-романтическое начало
Языковая специфика создания медиаобраза международной организации в англоязычных и русскоязычных СМИ на примере ООН
УДК 81'1 В русле современных тенденций все более актуальными становятся исследования масс-медийных текстов, посвященных глобальным политическим игрокам на мировой арене. Рассмотрено ООН в британских, американских и российских СМИ на основе материалов Интернет-газет и информационных каналов.
Ключевые слова: медиаобраз, медиатекст, лингвокультура, эмотивно окрашенная лексика, масс-медиа
Традиции русского эпоса в рассказе Н.С. Лескова «Однодум»
УДК 82(091) Проанализированы традиции русского эпоса в рассказе Н.С. Лескова «Однодум». Выявлено типологическое сходство образа его главного героя с былинным богатырем Ильей Муромцем. Оно проявляется не только в физическом облике персонажа, но и в его поведении, характере, судьбе.
Ключевые слова: Н.С. Лесков, цикл «Праведники», проблема положительного героя, типологические связи, герой-«простец», героический эпос, Илья Муромец, праведник-богатырь
Фонетические особенности говора Нижнечирской станицы
УДК 81'28; 81'286 Рассмотрены фонетические особенности говора Нижнечирской станицы, проведено сравнение употребления говора разновозрастной категорией жителей, выявлены более частотные употребления диалектных слов.
Ключевые слова: донские казачьи говоры, фонетические особенности говора станицы Нижнечирской
Исторические науки
Сталинградское отделение Союза художников в восстановительный период (1943 – 1953 гг.)
УДК 94(470)"19/..." Подробно рассмотрена история развития Сталинградского отделения Союза художников в восстановительный период (1943 – 1953 гг.)
Ключевые слова: Сталинградское отделение Союза художников, Устав СОСХ, выставка
Ретроспектива дискуссионных вопросов вокруг личности Генриха VIII
УДК 94"04/15" Статья посвящена оценкам личности и правления Генриха VIII его современниками. Анализируются мнения о возможных путях формирования «тирании» короля и их отражение в английской историографии.
Ключевые слова: Англия XVI в., Генрих VIII, английская историография, тирания
Экономические науки
Некоторые проблемы финансовой системы РФ и пути их решения в соответствии со стратегическим развитием РФ
УДК 33 Рассмотрено современное состояние финансовой системы РФ, проанализированы не-которые ее проблемы и предложены пути их решения, поставлены цели и задачи дальнейшего развития финансовой системы РФ.
Ключевые слова: финансовая система РФ, основные проблемы финансовой системы РФ, цели и задачи развития финансовой системы
Антикризисное управление в авиационной отрасли
УДК 338 Проанализированы механизмы влияния экономического развития некоторых отраслей производства на экономическое развитие некоторых областей страны и развитие производств. Рассмотрено влияние транспортной инфраструктуры на развитие производств, в сфере глубокой переработки нефти и реализации произведенного продукта, создание сопутствующей инфраструктуры и обеспечения повышения уровня занятости, а также повышения уровня жизни за счет роста уровня доходов.
Ключевые слова: антикризисное, управление, авиация, регулирование, индустрия, образование
Искусствоведение
Влияние творчества Эльзы Скиапарелли на современный мир моды
УДК 7.01; 7:001.8 Рассмотрена возможность существенного влияния творчества художника на после-дующие поколения на примере работ французского модельера итальянского происхождения Эльзы Скиапарелли.
Ключевые слова: теория моды, влияние на творчество, авангард, сюрреализм
strizh-vspu.ru
СТРИЖ | Выпуски
Тема номера: «Наука онлайн!» Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ студентов
Русский язык
Мир как сад и сад как мир: новые названия цветов и декоративных растений в современном русском литературном языке
На примере розы – королевы цветов в докладе рассматриваются особенности номинации цветов. Номинативная палитра цветов и декоративных растений рассматривается как фрагмент языковой картины мира.
Ключевые слова: номинация, картинамира, мотивация, ассоциация
ПРИЕМЫ ГРАФИЧЕСКОГО АКЦЕНТИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РЕКЛАМЕ
Анализируются основные приемы графического акцентирования в современной рекламе и выделены наиболее употребляемые средства такого рода: графическое выделение сегмента, капитализация, контаминация, параграфемные элементы.
Ключевые слова: графическое акцентирование, графическая игра, графические средства выделения, метаграфы
ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СЛОВА ДОБРО
Слово «добро» рассматривается как носитель культурной информации. Делвется попытка создать его лексикографический портрет. Интерпретируются паремии, смысловым центром которых является слово «добро» и его производные. Характризуются воспитательные возможности данных единиц.
Ключевые слова: лингвокультурология, лексикографический портрет, добро, добрый
МОДИФИКАЦИИ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ (на материале художественных произведений К.Булычева)
Рассматриваются структурно-семантические особенности фразеологических единиц и их модификации в художественных текстах. На материале произведений Кира Булычева разрабатывается и описывается классификация фразеологизмов. Рассматривается значение фразеологизмов в творчестве писателя-фантаста.
Ключевые слова: фразеологическая единица, модификации фразеологизмов, семантика, творчество К.Булычева.
РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ И РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ В ШКОЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ
Рассматривается один из актуальных вопросов методики преподавания русского языка. Определяются базовые понятия исследования: разговорная речь и разговорный стиль; обозначаются основные особенности разговорной речи. Проводится краткий анализ учебных комплексов по русской словесности и развитию речи с точки зрения того, как рассматриваются в них разговорная речь и разговорный стиль.
Ключевые слова: разговорная речь, разговорный стиль, русский язык, преподавание в школе.
Социальная и коррекционная педагогика
К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕ ЧИ
Актуализируется важность изучения словаря дошкольников с общим недоразвитием речи, характеризуются особенности освоения ими лексики, трудности формирования словарного запаса, предлагаются пути их преодоления.
Ключевые слова: словарный запас, дошкольники с общим недоразвитием речи, овладение словарем.
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОЦЕССА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Обосновывается актуальность проблемы формирования словообразования у дошкольников с задержкой психического развития, описывается диагностика уровня развития словообразования у данной категории детей, проведенная нами по методике Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой на материале образования существительных, прилагательных, глаголов.
Ключевые слова: словообразование, дети с задержкой психического развития, коррекция нарушений.
РОЛЬ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Рассматриваются аргументы, которые доказывают значимость просветительской деятельности для родителей. Исследованы затруднения родителей в воспитании детей, их заинтересованность и отношение к просветительской деятельности.
Ключевые слова: родители, просвещение, просветительская деятельность, педагогическая грамотность родителей, педагогическая культура родителей.
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕ ЧИ
На основе описания экспериментального обучения младших школьников с общим недоразвитием речи выявляются пути повышения эффективности словарной работы за счет включения в предлагаемую систему заданий на актуализацию синонимических, антонимических, ассоциативных отношений в лексике, активизацию лексики в речи на материале лексических тем, использование возможностей увеличения объема словаря за счет расширения представлений учащихся об окружающей действительности.
Ключевые слова: речь, лексика, лексическая система, обогащение словаря.
Физическая культура, трудовое воспитание и безопасность жизнедеятельности
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ЛИЧНОСТНАЯ ЦЕННОСТЬ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Приводятся результаты исследования отношения студентов к здоровому образу жизни, проведенного методом анкетирования, что позволит наметить пути повышения их информированности и личной мотивации к ведению здорового образа жизни.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровье, студенты, физическая культура, спорт
Экономика и управление
Управление качеством в системе высшего образования
Рассматриваются ключевые теоретические аспекты формирования системы управления качеством образования на основе концептуальных положений модели Всеобщего контроля качества (Total Quality Managment).
Ключевые слова: качество образования, управление качеством образования, Total Quality Managment.
СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Предпринимается попытка обобщения теоретических аспектов реализации программ высшего и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных стандартов. Автор формулирует субъективную точку зрения относительно положительных и негативных тенденций развития ФГОС. Освещаются тенденции развития стандартов четвертого поколения высшего и среднего профессионального образования.
Ключевые слова: Стандарт, компетенции, компетентность, программы профессионального образования.
Проблема внешнего и внутреннего рекрутмента в организации
Анализируется проблема внешнего и внутреннего рекрутмента в организации. Рассмотриваются понятия подбора и отбора персонала, выявлены внешний и внутренний рекрутмент, описаны преимущества и недостатки каждого из видов.
Ключевые слова: подбор и отбор персонала, рекрутмент, кадровая политика, управление персоналом, организация
К ВОПРОСУ ОБ ИННОВАЦИЯХ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Образование рассматривается не только как социальную составляющую, но и как фактор современного производства, то есть как ресурса с одной стороны, и сферы, потребляющей ресурсы, с другой. Создание инновационной инфраструктуры обеспечивает модернизацию и развитие сферы образования, в том числе дошкольного, с учетом перспектив и основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период.
Ключевые слова: инновации, дошкольное образование.
К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ЛИДЕРСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ
Описываются классические теории и стили лидерства. На основе проведенного опроса среди студентов 2 и 3 курсов, выявляются наиболее значимые, с их точки зрения, лидерские качества.
Ключевые слова: лидер, лидерские качества, управление, теории лидерства.
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕЧЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ
Анализируются экономические течения, сформировавшиеся в конце XIX и в начале XX в. Представлены широким разнообразием позиции, взгляды, концепции основоположников современных экономических течений и их последователей.
Ключевые слова: маржинализм, неоклассицизм, кейнсианство, неокейнсианство, дирижизм, посткейнсианство, неолиберализм, институционализм, неоинституционализм.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Рассматриваются понятия «мониторинг», «качество образование». Основное содержание работы составляет изучение и анализ деятельности руководителя в общеобразовательном учреждении по организации мониторинга оценки качества образования.
Ключевые слова: мониторинг, качество образования, образовательный процесс, деятельность руководителя, эффективность деятельности
strizh-vspu.ru








