Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

1.3 Журналы "Свисток" и "Русский вестник". Журнал свисток


Свисток (журнал) - это... Что такое Свисток (журнал)?

 Свисток (журнал)

«Свисток» — сатирическое приложение к журналу «Современник», предпринятое в 1858 году Н. А. Добролюбовым и Н. А. Некрасовым. Газета состояла из юмористических литературных произведений и критических статей, заметок. Также в газете постоянно печатались карикатуры. Помимо Добролюбова и Некрасова, в «Свистке» в разное время участвовали Н. Г. Чернышевский, М. И. Михайлов, И. И. Панаев, М. А. Антонович, В. П. Буренин, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. К. Толстой, А. М. и В. М. Жемчужниковы и другие писатели и критики. В программе «Свистка» Добролюбов изложил основную задачу издания: «открывать и осмеивать дурное и забавное везде и во всем, нисколько не опасаясь скомпрометировать чрез то хорошую сторону предмета»[1].

Современники относились к «Свистку» по-разному; Добролюбову вменяли в вину «свистопляску» — глумление над авторитетами и чересчур язвительный полемический тон. Вскоре после смерти Добролюбова (1861) выпуск газеты прекратился. Всего вышло 9 номеров «Свистка».

Примечания

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Свислочь (река, приток р. Березины)
  • Свистопляска (альбом)

Смотреть что такое "Свисток (журнал)" в других словарях:

  • Тверской свисток (журнал) — …   Википедия

  • Журнал —         печатное периодическое издание. Как и Газета, Ж. является одним из основных средств массовой информации и пропаганды, оказывает влияние на общественное мнение, формируя его в соответствии с интересами определённых общественных классов,… …   Большая советская энциклопедия

  • Свисток — («Свисток»,)         сатирический отдел журнала «Современник». В 1859 63 всего вышло 9 номеров. Создателем и основным автором «С.» был Н. А. Добролюбов (см. его Собр. соч., т. 7, 1963). В «С.» сотрудничали Н. А. Некрасов, Н. Г. Чернышевский, М. Е …   Большая советская энциклопедия

  • Современник (журнал в 1836-66 гг.) — «Современник», литературный и общественно политический журнал, выходивший в Петербурге в 1836‒66; до 1843 ‒ 4 раза в год, затем ‒ ежемесячно. Публиковал стихи, прозу, критические, исторические, этнографические и др. материалы. Основатель «С.» ‒ А …   Большая советская энциклопедия

  • Современник [журнал Некрасова и Панаева] — «СОВРЕМЕННИК» журнал, издававшийся с начала 1847 до середины 1866 Некрасовым и Панаевым (с 1863 одним Некрасовым), куплен у Плетнева. В течение почти двадцатилетнего периода существования «С.» его общий характер и контингент его сотрудников… …   Литературная энциклопедия

  • Тверской свисток — Для улучшения этой статьи желательно? …   Википедия

  • «СОВРЕМЕННИК» — «СОВРЕМЕННИК». 1) В 1836 русский «литературный журнал, издаваемый Александром Пушкиным» (кн. 1—4), в 1837 — друзьями Пушкина в пользу его семьи, в 1838 — 1846— П. А. Плетневым. Выходил в Петербурге раз в три месяца. Основу… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Добролюбов, Николай Александрович — (род. 17 января 1836, ум. 17 ноября 1861) один из замечательнейших критиков русской литературы и один из характерных представителей общественного возбуждения в эпоху "великих реформ". Он был сыном священника в Нижнем Новгороде. Отец,… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Список серий мультсериала «Лунтик» — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

  • Журналы —       В Петербурге начал выходить первый русский журнал «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в „Ведомостях » (1728 1736 и 1738 1742) литературно художественное и научно популярное приложение к газете «Санкт… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

dic.academic.ru

САТИРИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА 60-х ГОДОВ. «СВИСТОК» И «ИСКРА»

 

САТИРИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА 60-х ГОДОВ. «СВИСТОК» И «ИСКРА»

В политической и литературной борьбе, которую вели революционные демократы 50-60-х годов, ими было выковано разящее оружие - сатира.

50-60-е годы выдвинули Салтыкова-Щедрина, давшего ряд бессмертных сатир в прозе. Те же годы выдвинули большую группу поэтов-сатиоиков, оружием стиха боровшихся за свержение всех старых порядков. К числу этих поэтов следует отнести в первую очередь Некрасова, в творчестве которого сатира всегда занимала почётное место, Н. А. Добролюбова и В. С. Курочкина. Расцвет сатирической поэзии был вызван стремлением передовой части общества к беспощадному осмеянию тех порядков, которые привели царскую крепостническую Россию к военному разгрому под Севастополем.

Не льстивый бард, не громкий лирик,

Не оды сладеньких певцов,

А вдохновенный злой сатирик

- Лоток правдивых горьких слов Нужны России...-

писал Н А. Добролюбов.

«Свисток»

В 1859 г. по предложению Добролюбова и Некрасова при «Современнике» начинает выходить специальное сатирическое прибавление «Свисток». «Свисток»,- вспоминал незадолго до смерти Некрасов,- придумал собственно я, а душу ему, конечно, дал Добролюбов». В том же 1859 г. поэт В. С. Курочкин и художник Н. А. Степанов основали журнал «Искра».

Несмотря на цензурный «мороз», «Свисток» нападал на всё реакционное, что было в тогдашнем обществе: подвергал осмеянию правительственный произвол, бичевал либералов, обещавших «всё исправить и исцелить... втихомолку и понемножку», издевался над теми дворянскими писателями и поэтами, творчество которых было чуждо и враждебно интересам народа. «Искра» стояла на тех же идейных позициях, что и «Свисток», у них были общие враги и общие друзья и соратники. Добролюбов охотно сотрудничал в «Искре»; в свою очередь Курочкин разделял взгляды Добролюбова, Щедрина и Чернышевского

«Свисток» и «Искра» говорили горькую и смелую правду о самодержавной России и скоро приобрели необыкновенную популярность. Несмотря на то что «Сзисток» выходил всего четыре года (в 1863 г. он был запрещён цензурой), он оставил после себя заметный след в истории русской литературы и явился одним из самых ярких отражений литературной борьбы конца 50-х - начала 60-х годов XIX в.

 

«Искра»

«Искра» просуществовала дольше «Свистка»: она была запрещена цензурой в 1873 г. Особенно велика была известность «Искры» в первой половине 60-х годов, когда её тираж достигал небывалой для того времени цифры в десять тысяч экземпляров. Номера «Искры», выходившей сначала еженедельно, э потом даже два раза в неделю, становились значительным общественным событием. Не было такого вопроса, которого не касалась бы «Искра». Все крупные, а иногда и мелкие безобразия тогдашней русской жизни находили в ней немедленный отклик в стихах, фельетонах, пародиях, карикатурах. По словам современников, «Искра» играла в Петербурге как бы роль «Колокола». То же в своей «Истории русской литературы» говорит об «Искре» Горький: «Роль «Искры» была огромна. «Колокол» Герцена был журналом, пред которым трепетали верхние слои общества столицы, «Искра» распространялась в нижних слоях и по провинции. «Искра» в первом же году издания поняла, что дело не в мелочных обличениях взяточничества и т. д., а в общих условиях социального быта России... её хороший, здоровый демократизм не пропал даром».

 

В С Курочкин

Душой «Искры» был Василий Степанович Курочкин (1831-1875), талантливый поэт, блестящий переводчик

французского поэта Беранже и прекрасный журналист. Сын отпущенного на вол:о крепостного, он учился в кадетском корпусе, недолгое время был офицером, затем вышел в отставку, мечтая заняться литературой. Первые его литературные опыты успеха не имели, и только переводы из Беранже принесли Курочкину громкую известность. Благодаря ему Беранже, народный поэт Франции, стал одним из любимейших поэтов русских демократических читателей.

Но Курочкин не удовлетворялся одной литературной деятельностью, его тянуло к прямому революционному действию, и оч стал одним из организаторов и руководителей революционного общества «Земля и воля», боровшегося за интересы ограбленного реформой крестьянства. Хотя правительство не знало о тайной революционной деятельности Курочкина, он всё же считался одним из самых опасных врагов «общества». В 1866 г., после покушения Каракозова на Александра II, Курочкин был арестован и несколько месяцев просидел в Петропавловской крепости. Выпущенный на волю, он почти до самой смерти оставался под надзором полиции. Умер Курочкив в жестокой нужде, пережив основанный им журнал на два года.

Поэзия Курочкина - поэзия борьбы. Беспощадно осмеивал он титулованных воров, высших чиновников, либералов, литературных мракобесов. О чём бы ни писал Курочкин, он всегда видел основную причину всех общественных бедствий - самодержавие:

Я нашёл, друзья, нашёл,

Кто виновник бестолковый

Наших бедствий, наших зол.

Виноват во всём гербовый, Д

вуязычный, двуголовый,

Всероссийский наш орёл.

 

Поэзия Курочкяна полна веры в победу над «торжествующим злом», в то, что «в сиякьи дня исчезнет мрак».

Поэт понимал, что без революционного насилия невозможна победа нал реакцией. Старый мир добровольно не уступит ни малейшей частицы тех богатств, которые им отняты у трудящихся.

Нужны усилия страшные вновь.

Жертвы, мученья, темницы и кровь.

Чтоб хоть крупицы от них уступила.

Грубая сила, стихийная сила.

Как Чернышевский и Добролюбов, Курочкин был «мужицким демократом», умевшим, несмотря на все препятствия цензуры, проводить в своём творчестве идеи крестьянской революции.

Далее  расскажем о журнале Русское Слово.

← ЖУРНАЛ РУССКОЕ СЛОВО ЖИВОПИСЬ 60-х годов ХУДОЖНИКИ ПЕРЕДВИЖНИКИ →
 

Еще по данной теме::

russkay-literatura.ru

Свисток» – приложение к «Современнику». Роль Добролюбова. — МегаЛекции

 

"Свисток": Собрание литературных, журнальных и других заметок - сатирическое приложение в журнале "Современник", созданное Н.А. Некрасовым и Н.А. Добролюбовым ( в автобиографии Некрасов писал : ""Свисток придумал собственно я, а душу ему конечно дал Добролюбов<...>" (Литературное наследство. - Т. 49-50. - М., 1949. - С. 153-154)). Всего вышло 9 выпусков приложения. В них приняли участие Н.А. Добролюбов, Н.А. Некрасов, Н.Г. Чернышевский, М.И. Михайлов, И.И. Панаев, Г.З. Елисеев, М.А. Воронов, М.А. Антонович, В.П. Буренин, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Аммосов, А.М. Комаров, А.К. Толстой, А.М. и В.М. Жемчужниковы.На протяжении 1859 г., уже после выхода первого номера Некрасов и Добролюбов дважды подавали прошения (написанные от имени родственника Некрасова - Г.С. Буткевича) об издании "Свистка" отдельной газетой, однако получили отказ. Цензурная история журнала и в целом оказалась сложной, многие материалы так и не дошли до читателя.С первых номеров "Свисток" заявил себя как одно из самых скандальных и ярких явлений русской журналистики второй половины XIX века. "Только звон "Колокола" в силах был покрывать собою "Свисток"", - вспоминал позднее "шестидесятник" П.М. Ковалевский. Сатирическое "жало" "Свистка" было направлено в сторону широкого спектра изданий, куда входили откровенно консервативные издания ("Наше время" Н.Ф. Павлова, "Русский вестник" и "Московские ведомости" М.Н. Каткова),проникнутые духом коммерции "Отечественные записки" А.А. Краевского, "День" славянофилов и "Время" почвенников и проч. Пародировались публицистика, поэзия, ключевые темы и высказывания упомянутых журналов и газет. По воспоминаниям А.Я. Панаевой, "Свисток" был плодом импровизацмй и коллективного творчества: "Свисток" в "Современнике" всегда сочинялся после обеда, за кофеем. тут же импровизировались стихотворения Добролюбовым, Панаевым и Некрасовым <...>" (Панаева (Головачева) А.Я. Воспоминания. - М., 1956. - С. 262).Искрометный юмор "Свистка" привлек внимание читателей,что не могло не вызывать раздражение журналистов консервативного толка. В жестокий конфликт очень скоро превратились отношения "Свистка" и "Русского вестника". Полемика о "свисте" и "свистунах" ( эти понятия, "запущенные" "Современником" были подхвачены и прочно вошли в словарь русской журналистики 1860-х годов) очень скоро распространилась на широкий круг изданий. На защиту "свитунов" от нападок "Русского вестника" встал в журнале "Время" Ф.М. Достоевский (см. опубликованные на сайте статьи "По поводу элегической заметки "Русского вестника", "Свисток" и "Русский вестник"). Столкнулся "Свисток" даже с Герценом, который увидел в сатирических публикациях "балаганное" шутовство, пустое и легкомысленное зубоскальство, о чем и заявил в статье "Very dangerous!!!".

Добролюбову вменяли в вину «свистопляску» — глумление над авторитетами и чересчур язвительный полемический тон. Через полтора года после смерти Добролюбова выпуск «Свистка» прекратился, всего вышло 9 номеров. В 1981 году осуществлено полное переиздание всех номеров приложения в серии «Литературные памятники» «в их первопечатном виде», без реконструкции цензурных изменений и учёта авторских редактур.В пятом номере "Свистка" было напечатано стихотворение, название которого в переводе означает "СВИСТОК" к самому себе:

"СВИСТОК" AD SE IPSUM *

Свободный, как птица, не связанный сроком

Журнальной подписки и выхода книжек,

Являюсь я редко, всегда ненароком, -

Но яркими буквами след свой я выжег

В сердцах благодарных российских сограждан.

Мой свист облегчал их сердечные раны;

Как влага в пустыне, я был ими жаждан,

Когда их томили сухие туманы;

Во мне лишь нашли они ключ разуменья,

Когда возникала российская гласность

И головы мудрых повергла в сомненье -

И розгу, и взятку не ждет ли опасность;

Я был утешеньем, я был им опорой,

Когда населенье России смущенной

Пугал наш прогресс изумительно скорый,

Внезапно открытый в Москве умиленной.

Вопрос о евреях, вопрос о норманнах,

Великий вопрос об экзамене строгом,

Шестнадцать гусей неповинно пожранных

И опыт пощенья по волжским дорогам,

Короче - на всё, что родным публицистам

Тревожило сердце и ум волновало,

На всё отзывался я радостным свистом

И всех утешал я... Но этого мало:

В Европе свершалась великая драма;

И к ней обратил я родное вниманье,

Австрийской поэзией Якова Хама

Сограждан моих просветив пониманье.

Неаполю дал я благие уроки,

На всё отозвался, - ни слабо, ни резко, -

И, всюду сбирая прекрасные соки,

Воспев Гарибальди, воспел и Франческо!..

И ныне явлюсь я к читателю снова;

Хочу наградить я его за терпенье,

Хочу я принесть ему свежее слово, -

Насколько возможно в моем положенья...

А впрочем, читатель ко мне благосклонен,

И в сердце моем он прекрасно читает:

Он знает, к какому я роду наклонен,

И лучше ученых мой свист понимает.

Он знает: плясать бы заставил я дубы

И жалких затворников высвистнул к воле.

Когда б на морозе не трескались губы

И свист мой порою не стоил мне боли.

* Заглавие заимствовано у Горация; означает: "Свисток" к самому себе.

А далее - передовица из первого номера журнала "Свисток" (читать, возможно и тяжеловато, но как изысканно написано!):

О СВИСТАХ

Различные бывают свисты: свистит аквилон (северный ветр), проносясь по полям и дубравам; свистит соловей, сидя на ветке и любуясь красотами творения; свистит хлыстик, когда им сильно взмахиваешь по воздуху; свистит благонравный юноша в знак сердечного удовольствия; свистит городовой на улице, когда того требует общественное благо... Спешим предупредить читателей, что мы из всех многоразличных родов свиста имеем преимущественную претензию только на два: юношеский и соловьиный. Свист аквилона, конечно, имеет свои достоинства: грозно проносясь по обнаженному полю и клубом взвевая прах летучий, сей ветр своим свистом приводит душу в трепет и благоговение. Но монополия аквилонного свиста давно уже приобретена г. Байбородою, которого изобличительные письма, говорят, вырывают дубы с корнями *. Мы не чувствуем в себе столь великих сил, и наши стремления гораздо умереннее. Свист хлыста и бича — тоже не дурен; но он как-то мало ласкает наш слух, мы не хотим брать на него привилегию, брошенную недавно самим князем Черкасским**, который пожелал было приобресть ее на неопределенное время для себя и своего потомства. Приятнее звучит для нас свист городового; но мы, по природной застенчивости, считаем себя не вправе предъявлять претензию на то, для чего уже существует установленная городская власть. Совершенно другое дело — свист благонравного юноши, почтительный, умеренный и означающий кроткое расположение духа, хотя в то же время несколько игривый. На такой свист мы имеем полное право, потому что, во-первых, мы благонравны; во-вторых, если мы и не юноши, то кому какое дело до наших лет? и в-третьих, мы всегда находимся в отличнейшем расположении духа. Свист соловья также нам очень приличен, ибо хотя мы в сущности и не соловьи, но красотами творения любим наслаждаться. Притом же соловей в истинном своем значении есть не что иное, как подобие поэта, так как давно уже сказано:

Соловей, как Щербина, поет.

А у нас в натуре весьма много поэтических элементов, вследствие чего мы и видим весь мир в розовом свете. Итак — читателю да будет известно, что мы свистим не по злобе или негодованию, не для хулы или осмеяния, а единственно от избытка чувств, от сознания красоты и благоустройства всего существующего, от совершеннейшего довольства всем на свете. Наш свист есть соловьиная трель радости, любви и тихого восторга, юношеская песнь мира, спокойствия и светлого наслаждения всем прекрасным и возвышенным.

Итак — наша задача состоит в том, чтобы отвечать кротким и умилительным свистом на все прекрасное, являющееся в жизни и в литературе. Преимущественно литература занимает и будет занимать нас, так как ее современные деятели представляют в своих произведениях неисчерпаемое море прекрасного и благородного. Они водворяют, так сказать, вечную весну в нашей читающей публике, и мы можем безопасно, сидя на ветке общественных вопросов, наслаждаться красотами их творений...

Из "Свистка" № 1, вышедшего в свет 24 января 1859 года

 

http://www.agitclub.ru/museum/satira/trut/swistok20.htm

 

О ГЛАВНОМ "СВИСТУНЕ"

Николай Александрович Добролюбов родился 24 января 1836 г. в Нижнем-Новгороде в семье священника. Был старшим из восьми детей. Учился в духовном училище, а затем в семинарии, где был одним из лучших учеников.

В 1853 оставил семинарию и получил разрешение Синода учиться в Петербургской духовной академии. Однако по приезде в Петербург он сдал экзамены в Главный педагогический институт на историко-филологический факультет, за что был уволен из духовного звания. В институте увлекался словесностью, языками и историей.

Практически одновременная смерть отца и матери в 1954 году, общественные перемены, связанные со смертью Николая I и Крымской войной 1853–1856 изменили взгляды Добролюбова на жизнь, на религию, произвели в нем перелом, который он определил как «подвиг переделыванья» себя.

В последние годы своего пребывания в институте Добролюбов сумел объединить студенчество в товарищество, которое стало интересоваться общественными вопросами. Борьба велась «во имя чести и добра». Это был протест еще бесправных разночинцев, который начался со столкновения с институтским начальством, но далее он рос и превратился в почти подпольную борьбу.

Добролюбов начинает интересоваться политикой. Он пишет несколько сатирических стихотворений, которые расходятся в списках. Поисками автора, укрывшегося под псевдонимом Анастасий Белинский, активно занимались жандармы III Отделения, которые взяли образцы почерков свыше 800 петербургских студентов и литераторов, вскрывали письма за границу.Добролюбов был выявлен как автор сатирического стихотворения «На 50-летний юбилей его превосходительства Ник.Ив.Греча», в котором он охарактеризовал царя как «державного барина», но.. «чистосердечное раскаяние» и заступничество профессоров позволили ограничить наказание автора заключением в карцер.

В 1855 Добролюбов начал выпускать нелегальную (рукописную) газету «Слухи», в которой помещал свои стихи и заметки революционного содержания – "Тайные общества в России 1817–1825", "Разврат Николая Павловича и его приближенных любимцев" и др. В том же году познакомился с Н.Г.Чернышевским.

В 1857 Добролюбов блестяще окончил институт, но за вольнодумство был лишен золотой медали. Чернышевский предложил Добролюбову сотрудничество в «Современнике» и передал ему литературно-критический отдел журнала (осенью 1857 г.).

Добролюбов сразу погрузился в работу и помимо критической работы вел и редакционную, помогая Некрасову и Панаеву. В «Современнике» были напечатаны несколько десятков работ Добролюбова – статьи, рецензии, заметки. И, конечно, он стал главным «свистуном» журнала «Свисток».

Вскоре у Добролюбова обнаружились признаки чахотки (туберкулез) и он уехал лечиться за границу. Поездка пользы не принесла. В сентябре 1861 в «Современнике» была опубликована его последняя статья Забитые люди, посвященная творчеству Ф.М.Достоевского.

17 ноября 1861 г. он умер на руках Панаевой и Чернышевского.

1. Сатирическая пресса 60-х годов ("Искра", "Свисток"). "Искра" - сатирический еженедельник. Выходил с 01 января 1859 года.Редакторы-издатели - Степанов и Курочкин.Печатались Добролюбов, Герцен, Панаев и др. Ведущий отдел - "Нам пишут". Письма из вымышленных населенных пунктов, в которых легко узнавались настоящие."Хроника прогресса" - прозаический отдел. Рисунки, карикатуры.Широкое использование малых форм. Афоризмы, сценки, диалоги, пародии. В 1870 г. запрещены рисунки и карикатуры.В 1873 г. закрыта. "Свисток" - сатирический отдел "Современника".Создатель и основной автор - Добролюбов. Всего вышло 9 номеров (по 3 в 1859 и 1860, по одному в 1861, 1862, 1863).Авторы - Некрасов, Чернышевский, Салтыков-Щедрин, (братья Жемчужниковы + А.К. Толстой) = Козьма Прутков. Добролюбов издевался над рутинистами - приверженцами старого и прогрессистами - сторонниками нового, которого они не поняли. Подписывался "Конрад Лилиеншвагер", поэт "Яков Хам", юное дарование "Аполлон Капелькин". После смерти Добролюбова "Свистком" руководил Некрасов.

 

67. Сатирический журнал «Искра». Карикатуры в журнале. Роль Курочкина и Степанова.

 

Одним из своеобразных фактов литературной жизни конца 50-х и 60-х годов прошлого столетия является расцвет сатирической и юмористической журналистики. Именно тогда возник в России самый тип еженедельного журнала с карикатурами -- плод тесного сотрудничества писателя и художника. Наиболее ярким и значительным из сатирических журналов этого периода была "Искра".).

 

Мысль об издании журнала родилась у художника-карикатуриста Н. А. Степанова и поэта В. С. Курочкина, который к тому времени стал уже известен в литературных кругах как переводчик Беранже, еще в 1857 году. Они получили разрешение, но "Искра" начала выходить по причинам материального характера лишь в 1859 году. Потребность в хорошем сатирическом журнале была в те годы очень велика -- недаром в поданной в цензурный комитет программе Курочкин и Степанов указывали на успех, которым пользуются в России западноевропейские сатирические журналы. Бессодержательный, пустой "Весельчак" и в изобилии появлявшиеся в 1858 году уличные юмористические листки не могли, естественно, удовлетворить эту потребность. Характерно, что одновременно с "Искрой" начал свое существование и знаменитый "Свисток", сатирическое приложение к "Современнику", редактировавшееся Н. А. Добролюбовым.

"Искра" сразу обратила на себя внимание читающей публики и вскоре приобрела огромную популярность. "В настоящее время нельзя себе и представить,-- писал через сорок лет один из ее активных сотрудников,-- как жадно набрасывалась... публика на каждый номер "Искры", какой авторитет завоевала она себе на самых первых порах... с какою юношеской горячностью, наконец, относились к своему делу и мы сами".{Вейнберг П. Безобразный поступок "Века" // "Историч. вестник". 1900, N 5. С. 476.}

К сотрудничеству в журнале удалось постепенно привлечь целый ряд талантливых поэтов, беллетристов и публицистов демократического лагеря или близких в то время к этому лагерю. В "Искре" в разные годы принимали участие поэты Д. Д. Минаев, П. И. Вейнберг, В. И. Богданов, Н. С. Курочкин, Г. Н. Жулев, Н. Л. Ломан, А. П. Сниткин, В. П. Буренин, Л. И. Пальмин, П. В. Шумахер, прозаики Н. В. и Г. И. Успенские, А. И. Левитов, Ф. М Решетников, П. И. Якушкин, Н. Н. Златовратский, Н. И. Наумов, С. Н. Федоров, публицисты Г. З. Елисеев, М. М. Стопановский, Н. А. Демерт, И. И. Дмитриев и многие другие. По одному-два произведения напечатали в "Искре" Добролюбов, Салтыков-Щедрин, Герцен и Некрасов.

Однако журнал держался не только профессиональными писателями, но и безыменными сотрудниками и пропагандистами; его окружала атмосфера сочувствия и доброжелательства. У "Искры" мало-помалу образовалась целая сеть корреспондентов. В каждом городе были друзья-читатели, которые нередко становились сотрудниками и начинали информировать журнал о всевозможных злоупотреблениях и безобразиях. Редакция обрабатывала сообщенные ими факты, подчас снабжала их карикатурами и пускала в печать, а "пострадавшие" недоумевали, откуда сделалось известным то, что так тщательно скрывалось.

"Искра" выходила пятнадцать лет -- с 1859-го до 1873-го. Она принадлежала к числу тех немногих периодических изданий, которые неустанно боролись с полицейским государством и эксплуататорским строем и отстаивали интересы широких народных масс. Из журналов этого времени ей был наиболее близок "Современник" (и друзья и враги считали "Искру", так сказать, филиалом, спутником "Современника"), а затем, после прекращения "Современника",-- "Отечественные записки", перешедшие в руки Некрасова.

Главным оружием "Искры" был смех. Этот смех внушал страх и трепет как людям, уже попавшим на ее страницы, так и тем, кто имел основание бояться этого

megalektsii.ru

1.3 Журналы "Свисток" и "Русский вестник". Достоевский: профессиональный портрет журналиста

Похожие главы из других работ:

Времена года. Анализ произведений Н.М. Карамзина

1. РУССКИЙ ПЕВЕЦ ЧУВСТВ НЕЖНЫХ

Николай Михайлович Карамзин. Русский писатель, дворянин, реформатор, патриот, публицист, сентименталист, историограф... Множество определений можно подобрать к его личности, и все они будут верны...

Жизнь Достоевского на каторге и на солдатской службе

9. Возвращение в столицу. Журналы «Время» и «Эпоха». Раскрытие теории почвенничества.

В 1858 году Михаил Достоевский испросил разрешение издавать литературный и политический еженедельник «Время» небольшими выпусками, до четырёх печатных листков. Ему разрешают В сентябре 1860 года выходит объявление о журнале «Время»...

Значение критики Шевырева для русской журналистики ХІХ века

1. Состояние русской критики 19 века, ее направления, роль для русской литературы, основные критики; издаваемые журналы, состояние русской журналистики

Впервые в русской литературе слово «критик» употребил Антиох Кантемир в 1739 г. в сатире «О воспитании». Ещё на французском -- critique. В русском написании оно войдет в частое употребление в середине 19 в...

Классицизм. Основные принципы. Своеобразие русского классицизма

Русский классицизм, его своеобразие

Немалую роль в смещении жанровой доминанты в художественной системе русского классицизма сыграло качественно иное отношение наших авторов к традициям национальной культуры предшествовавших периодов, в частности к национальному фольклору...

Литературно-философские источники футуристической утопии Маяковского ("Футуризм" Маринетти)

1.3 Итальянский и русский футуризм: вопрос преемственности

Касаясь вопроса преемственности русского футуризма от итальянского, в первую очередь, приведем строки из письма самих футуристов в редакцию газеты «Новь», опубликованного 15 февраля 1914 г., N 28: «…мы высказываем свое мнение о встрече Ф...

Образ русского народа в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

1. Русский народ в изображении Н.А.Некрасова

Некрасова часто называют народным поэтом, и это действительно так. Он как никто часто обращался к теме русского народа. Некрасов жил еще при крепостном праве и воочию мог наблюдать картины жизни порабощенных, не смеющих поднять головы людей...

Особенности русского национального характера на примере повести Н.С. Лескова "Очарованный странник" и рассказа М.А. Шолохова "Судьба человека"

II. Русский национальный характер.

Характер -- совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении; человек с характером, сильный характер.[3] Посеешь привычку -- пожнёшь характер, посеешь характер -- пожнёшь судьбу...

Развитие классицизма в русской литературе XVII-XIX вв.

4.Русский классицизм как литературное направление

Как литературное направление русский классицизм отличался внутренней сложностью, неоднородностью, обусловленной различием идейных и литературно-художественных особенностей творчества его основоположников. Ведущими жанрами...

Романтический герой в русской литературе

Глава 1. Русский поэт-романтик Владимир Ленский

В творческом споре со сторонниками и практиками романтизма, борясь за утверждение реализма, Пушкин ввел в роман собирательный образ русского поэта-романтика рубежа 10-20-х годов XIX в. Владимира Ленского. Развивая этот характер...

Романтический герой в русской литературе

Глава 2. М.Ю. Лермонтов - "русский Байрон"

...

Русский национальный характер в произведении Н.С. Лескова "Левша"

1. Русский национальный характер

Среди всех черт, присущих русскому национальному характеру, можно выделить некоторые, которые, на мой взгляд, являются основными: трудолюбие и одарённость, сила воли и доброта, терпение и стойкость, мужество и смелость...

Своеобразия западноевропейского и русского символизма в творчестве Блока и Верлена

Глава 1.Русский и зарубежный символизм

...

Своеобразия западноевропейского и русского символизма в творчестве Блока и Верлена

1.2 Русский символизм и его особенности

Символизм - течение модернизма, для которого характерны "три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности...", "новое сочетание мыслей, красок и звуков"[2, c...

Современное общество в произведениях Т.Н. Толстой

4. Статья «Русский мир»

«Если бы мне пообещали, что я всю жизнь буду жить только в России и общаться только с русскими, я бы, наверное, повесилась». Такими словами Татьяна Толстая начинает статью для газеты «Гардиан»...

Сравнение русского и английского юмора в художественной литературе

Глава 3. Русский юмор

Русский юмор острый и резкий, часто грубый и неприличный. Шутка, на которую англичанин отзовется легкой снисходительной улыбкой, русского заставит разразиться хохотом. «По дороге идет женщина и ведет корову...

litra.bobrodobro.ru

"СВИСТОК"



"СВИСТОК"

"Свисток": Собрание литературных, журнальных и других заметок - сатирическое приложение в журнале "Современник", созданное Н.А. Некрасовым и Н.А. Добролюбовым ( в автобиографии Некрасов писал : ""Свисток придумал собственно я, а душу ему конечно дал Добролюбов<...>" (Литературное наследство. - Т. 49-50. - М., 1949. - С. 153-154)). Всего вышло 9 выпусков приложения. В них приняли участие Н.А. Добролюбов, Н.А. Некрасов, Н.Г. Чернышевский, М.И. Михайлов, И.И. Панаев, Г.З. Елисеев, М.А. Воронов, М.А. Антонович, В.П. Буренин, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Аммосов, А.М. Комаров, А.К. Толстой, А.М. и В.М. Жемчужниковы.На протяжении 1859 г., уже после выхода первого номера Некрасов и Добролюбов дважды подавали прошения (написанные от имени родственника Некрасова - Г.С. Буткевича) об издании "Свистка" отдельной газетой, однако получили отказ. Цензурная история журнала и в целом оказалась сложной, многие материалы так и не дошли до читателя.С первых номеров "Свисток" заявил себя как одно из самых скандальных и ярких явлений русской журналистики второй половины XIX века. "Только звон "Колокола" в силах был покрывать собою "Свисток"", - вспоминал позднее "шестидесятник" П.М. Ковалевский. Сатирическое "жало" "Свистка" было направлено в сторону широкого спектра изданий, куда входили откровенно консервативные издания ("Наше время" Н.Ф. Павлова, "Русский вестник" и "Московские ведомости" М.Н. Каткова),проникнутые духом коммерции "Отечественные записки" А.А. Краевского, "День" славянофилов и "Время" почвенников и проч. Пародировались публицистика, поэзия, ключевые темы и высказывания упомянутых журналов и газет. По воспоминаниям А.Я. Панаевой, "Свисток" был плодом импровизацмй и коллективного творчества: "Свисток" в "Современнике" всегда сочинялся после обеда, за кофеем. тут же импровизировались стихотворения Добролюбовым, Панаевым и Некрасовым <...>" (Панаева (Головачева) А.Я. Воспоминания. - М., 1956. - С. 262).Искрометный юмор "Свистка" привлек внимание читателей,что не могло не вызывать раздражение журналистов консервативного толка. В жестокий конфликт очень скоро превратились отношения "Свистка" и "Русского вестника". Полемика о "свисте" и "свистунах" ( эти понятия, "запущенные" "Современником" были подхвачены и прочно вошли в словарь русской журналистики 1860-х годов) очень скоро распространилась на широкий круг изданий. На защиту "свитунов" от нападок "Русского вестника" встал в журнале "Время" Ф.М. Достоевский (см. опубликованные на сайте статьи "По поводу элегической заметки "Русского вестника", "Свисток" и "Русский вестник"). Столкнулся "Свисток" даже с Герценом, который увидел в сатирических публикациях "балаганное" шутовство, пустое и легкомысленное зубоскальство, о чем и заявил в статье "Very dangerous!!!".

Изд.: Свисток: Собрание литературных, журнальных и других заметок: Сатирическое приложение к журналу "Современник". 1859-1863. - М., 1981.Лит.: Бухштаб Б.Я. Добролюбов - пародист // Известия АН СССР. Отд. общественных наук. - 1936. - № 1-2; Леонтьев Н.Г. Добролюбов - пародист // Ученые записки ЛГУ. Сер. филологических наук. - 1957. - Вып. 30; Жук А.А., Покусаев Е.И. "Свисток" и его место в русской сатирической журналистике // Свисток: Собрание литературных, журнальных и других заметок: Сатирическое приложение к журналу "Современник". 1859-1863. - М., 1981.- С. 407-432.

Н.Л.Шилова

philolog.petrsu.ru

«Искра» и «Свисток» | Стать грамотным

Сегодня электронные СМИ явно популярнее традиционных печатных изданий. Это не значит, что газеты и журналы исчезли. Нет, их стало даже больше, чем раньше. Их по-прежнему покупают и читают. Но того успеха, что был у печатных СМИ в перестройку и в середине XIX века уже нет. Одна из причин – падение интереса к политике у значительной части населения. А было время, политические страсти кипели. И журналистика оперативно на них откликалась.

Итак, мысленно перенесемся в середину XIX века. На вершине популярности журнал «Современник», во главе которого известный поэт Н.А.Некрасов. Он собрал вокруг себя многих талантливых людей. И само время изменилось. Новый император – Александр II – наконец-то отменил крепостное право, начались некоторые либеральные реформы. Такая же «оттепель» случится век спустя, при Н.С.Хрущеве. Пресса тоже почувствовала некоторые послабления. И журналисты осмелели. Конечно, в рамках дозволенного, но всё же цензурный гнет ненадолго ослаб. И грех было этим не воспользоваться!..

Журнал «Свисток» возник как раз «под крылом» «Современника». Название было «говорящим». Этим названием редколлегия давала понять: мы «свистим» о тех безобразиях и злоупотреблениях, которые надо искоренить и с которыми следует беспощадно бороться. А их в России всегда хватало: казнокрадство, взяточничество, невежество, самодурство и др. «Душой» «Свистка» был Н.А.Добролюбов. Он умер молодым, и с его уходом не стало и «Свистка». Бывает так, что какой-нибудь проект держится почти исключительно на одном талантливом человеке.

Что касается «Искры», то это издание «продержалось» на плаву гораздо дольше – около пятнадцати лет. И здесь была личность, к которой стягивались все нити – организационные, финансовые, художественные. Это Василий Степанович Курочкин. Его трудно назвать выдающимся русским поэтом. Сравнения с тем же Некрасовым, например, он не выдерживает. Но настоящей стихией Курочкина стала сатира. Боевая и злободневная. Он стремился оперативно откликаться на любое сколько-нибудь важное событие. И к этому же призывал остальных «искровцев».

Можно сказать так – то, что делал Герцен за границей, то «Искра» делала в России. Ее острых стрел чиновники боялись, как огня. На критику приходилось реагировать всем, вплоть до царя и его министров. Александр II, должно быть, и сам был не рад тому, что позволил определенную свободу слова. Языки развязались, интеллигенция осмелела.

Курочкин и его единомышленники не ограничивались одной только политической сатирой. Они язвительно бичевали поэтов «чистого искусства», к которым принадлежали Фет, Майков, Щербина и др. Например, знаменитое «безглагольное» стихотворение Фета «Шепот, робкое дыханье…» «удостоилось» сразу нескольких пародий, в том числе и от Курочкина. Пародии были злые и не вполне справедливые. Но, как говорится, «ради красного словца» журналисты уже тогда готовы были не щадить никого, даже среди признанных литераторов.

И все-таки время всё и всех расставило по своим местам. Оказалось, что «чистое искусство» востребовано во все времена, а вот злоба дня стремительно устаревает. И сегодня она интересна разве что историкам литературы.

Хотя с другой стороны такой напряженной и бурной журнальной жизни, в эпицентре которой находились «Свисток» и «Искра», сегодня не хватает. Пресса стала «желтой», многие публикации – скандальными, журналисты – продажными. Нет недостатка в информации, мы буквально тонем, захлебываемся в ней. Не хватает одного – высокой ответственности журналистов за сказанное и написанное. По крайней мере, у тех, кто сотрудничал в «Свистке» и «Искре», эта ответственность была. Они искренне любили страну и народ, желали им только блага. Но справедливости ради надо заметить, что они же и подтачивали основы российской империи изнутри. Пусть и не всегда сознательно.

Павел Николаевич Малофеев

bacenko.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта