Журнал учета ключевых носителей, выданных уполномоченным лицам (работникам) организаций в целях представления таможенным органам сведений в электронной форме (рекомендуемый образец). Журнал учета использования электронной подписи
Акт уничтожения средства электронной подписи. Образец, бланк 2017
Акт уничтожения средства электронной подписи составляется в организации в случаях, когда необходимость в использовании этого вида подписи отпадает, меняются условия эксплуатации либо истекает срок самого сертификата электронной подписи и ЭЦП.
ФАЙЛЫСкачать пустой бланк акта уничтожения средства электронной подписи .docСкачать образец акта уничтожения средства электронной подписи .doc
Где регистрируется
Когда происходит получение ключа, его номер и дата получения обязательно заносятся реестр сертификатов ключей. Это отражено в пятом пункте статьи 14 Закона №63-ФЗ от 6 апреля 2011 года.
При уничтожении в этом документе делается соответствующая отметка с подписями ответственных лиц. При этом могут быть упомянуты номер и дата акта уничтожения средства электронной подписи.
Сроки
Удостоверяющие центры выдают электронные цифровые печати организациям и частным лицам, они и определяют сроки их действия. В большинстве случаев это календарный год. Практика показала, что это оптимальный срок использования, за который организация успеет выполнить все полагающиеся действия с электронной подписью.
Кроме того, бухгалтерия за год минимум один раз делает сводный отчет с проверкой сроков действия электронной подписи. При правильно организованной в учреждении работе печать будет вовремя заменена на новую. Предыдущая версия, если она устарела, уничтожается.
Виды средств электронной подписи
В 2011 году закон точно определил, какие электронные подписи могут быть действительны в Российской Федерации. Это всего две разновидности: обычная и усиленная электронная печать. Последняя, в свою очередь, делится на квалифицированные и неквалифицированные экземпляры.
Обычная электронная подпись может представлять собой пароль.
Усиленная отличается от обычной тем, что при ее формировании применяются криптографические способы. Квалификация же печати приобретается путем издания специального квалифицированного сертификата.
Юридическими лицами допускается использование только квалифицированной усиленной печати. И акт уничтожения средства электронной подписи может быть издан только по поводу уничтожения этого вида ЭП.
Кем составляется акт
Для того чтобы документ имел законную силу, числиться в составителях должны минимум три человека. Согласно общепринятым требованиям в акте должна содержаться информация о:
- Полном наименовании организации (юридического лица), которому принадлежит средство электронной печати.
- ФИО и должности членов комиссии, которая составила акт.
- Дате и городе подписания документа. Эти данные располагаются в верхней части, сразу после названия акта уничтожения средства электронной подписи.

- Полном наименовании средства электронной подписи.
- Способе уничтожения.
- Том, куда будет передана карточка учета лицензии ЭЦП.
Причем последние два пункта уже сформулированы в бланке. Остается вписать название местного казначейства и название уничтожаемой единицы учета на предприятии.
Когда электронная подпись перестает действовать
14 статья, пункт 6 закона 63-ФЗ предусматривает такие основные случаи, при которых дальнейшее использования электронной цифровой печати нецелесообразно, так как сертификат на ее использование теряет силу. Это происходит если:
- Вышел срок его действия и требуется продление. Обычно УЦ, которые выдают ЭП и сертификаты к ним, ограничивают время действия одним годом.
- Тот, кто владеет правом подписи, пишет заявление специального образца о том, что он уничтожает ее и больше не собирается использовать.
- Закрывается учреждение, которое использовало ЭЦП. В этом случае обязательно наличие подтверждающих этот факт документов.
- Удостоверяющий центр, который выдал ЭЦП, закрылся и не передал свои права другому учреждению. Причем ответственность за информирование владельцев электронных печатей лежит на самом удостоверяющем центре.
- Если для продолжения действия сертификата в него необходимо внести какие-либо изменения (например, продлить срок).
- Если физический носитель ЭЦП (например, флешка) вышел из строя, а копий его не было сохранено.
Причем если у сертификата истек срок действия, то его владелец обязан максимум за 5 дней написать заявление о том, что ему требуется продление. Если владелец такого заявления не написал, то все документы, подписанные этой электронной цифровой печатью, теряют свою силу, а деятельность по процессам, заверяемым с помощью такой ЭЦП, считается незаконной.
Большинство удостоверяющих центров строго следят за сроками пользования своих печатей и в таких случаях прекращают их действие дистанционно.
Кто может уничтожить
Средства электронной подписи контролируются не меньше, чем физические печати. Уничтожить их могут либо владельцы, которые писали заявление на получение и пользовались в рабочей деятельности, либо доверенные лица этих сотрудников.
Важно! Право действовать от имени владельца сертификата должно быть официально подтверждено нотариально заверенной доверенностью.
Кому нужно сообщить
Все ЭЦП и сертификаты к ним с самого начала заносятся в общий Реестр сертификатов. Когда происходит уничтожение средства электронной подписи, эта информация должна быть удалена из этого реестра в течение 1 рабочего дня.
Несмотря на то что действие сертификата можно прекратить и по телефону, и при личном устном обращении, юридически более грамотно будет оформить все в письменном виде. Так, при обращении в суд, например, на руках остается официальный документ, который может послужить веским доказательством в пользу одной из сторон.
Также информация об уничтожении ЭП и аннулировании сертификата поступает в САС, которая издает официальное уведомление об аннулировании. Таким образом, инициатором уничтожения и вычеркивания из реестра действующих ЭП может быть как владелец, так и удостоверяющий центр, который ее выдал. И в этом процессе очень помогает акт уничтожения средства электронной подписи, бланк и образец которого размещены на нашем сайте.
assistentus.ru
Об утверждении положения о порядке хранения средств электронной цифровой подписи (ЭЦП)
Документ по состоянию на февраль 2014 г.
В соответствии с федеральными законами от 10.01.2002 N 1 "Об электронной цифровой подписи" и 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в действующей редакции), постановляю:
1. Утвердить положение о порядке хранения средств электронной цифровой подписи (ЭЦП) согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
4. Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания.
Глава администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Е.АСТАФЬЕВ
Приложение к постановлению администрации Гаврилово-Посадского муниципального района от 04.04.2011 N 153-п
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи", определяет:
- перечень ответственных должностных лиц и процедуру их назначения;
- обязанности ответственных должностных лиц;
- порядок хранения средств ЭЦП.
2. Перечень, порядок назначения и обязанности должностных лиц
2.1. Перечень должностных лиц:
- Сотрудник, уполномоченный формировать ЭЦП под электронным документом;
- Ответственный сотрудник за хранение ЭЦП (для обеспечения бесперебойной работы назначаются два сотрудника, уполномоченных формировать ЭЦП под электронным документом).
2.2. Порядок назначения должностных лиц.
Должностные лица, указанные в п. 2.1 настоящего положения, назначаются и освобождаются от обязанностей (распоряжением или приказом руководителя).
Должностные лица назначаются из числа штатных сотрудников.
2.3. Обязанности должностных лиц.
Сотрудник, уполномоченный формировать ЭЦП под электронным документом, обязан:
- не разглашать конфиденциальную информацию, к которой он допущен, рубежи ее защиты, в том числе пароли и сведения о ключах ЭЦП;
- сообщать руководству о ставших ему известными попытках посторонних лиц получить сведения конфиденциального характера;
- уничтожить закрытый ключ ЭЦП в порядке, установленном настоящим положением, передать средства ЭЦП, эксплуатационную документацию вновь назначаемому уполномоченному или руководителю при увольнении или освобождении от исполнения обязанностей сотрудника, уполномоченного формировать ЭЦП под электронным документом;
- немедленно уведомлять руководство о фактах утраты закрытого ключа ЭЦП, умышленного или неумышленного повреждения АРМ и средств ЭЦП, которые могут привести к разглашению защищаемых сведений конфиденциального характера, а также о причинах и условиях возможной утечки таких сведений;
- сдавать на хранение ключевой носитель с закрытым ключом ЭЦП всякий раз, когда в его использовании нет необходимости, а также в конце рабочего дня, в порядке настоящего положения.
Ответственный сотрудник за хранение средств ЭЦП:
- не разглашать конфиденциальную информацию, к которой он допущен, рубежи ее защиты, в том числе пароли и сведения о ключах ЭЦП;
- сообщать руководству о ставших ему известными попытках посторонних лиц получить сведения конфиденциального характера;
- обеспечить хранение, выдачу и учет средств ЭЦП в порядке, установленном настоящим положением;
- выдавать ключевые носители с записанными на них закрытыми ключами ЭЦП исключительно сотрудникам, уполномоченным формировать ЭЦП под электронным документом;
- немедленно уведомлять руководство о фактах недостачи средств ЭЦП.
3. Порядок хранения средств ЭЦП
Все средства ЭЦП хранятся непосредственно у ответственного сотрудника за хранение ЭЦП.
Ответственный сотрудник за хранение средств ЭЦП обязан принять их на хранение, сделав пометку в журнале приемки/выдачи ключевых носителей.
Все средства ЭЦП (а также пароли, коды и т.д.) хранятся в сейфе, кроме установленного на АРМ программного обеспечения.
Ключи от сейфа необходимо хранить в месте, обеспечивающем возможность постоянного контроля за ними. В случае наличия кодового замка, предотвращать разглашение кода.
Всякий раз, когда необходимо использовать средства ЭЦП, в частности ключевой носитель с закрытым ключом ЭЦП, ответственный сотрудник за хранение ЭЦП выдает ключевой носитель под роспись в журнале приемки/выдачи ключевых носителей.
После использования ключевого носителя сотрудник, ответственный за хранение средств ЭЦП, принимает ключевой носитель под роспись, делая пометку в журнале приемки/выдачи ключевых носителей.
lawru.info
Журнал учета ключевых носителей, выданных уполномоченным лицам (работникам) организаций в целях представления таможенным органам сведений в электронной форме (рекомендуемый образец): бланк, образец 2018
Приложение N 2 к Положению об использовании участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, средств электронной подписи при реализации информационного взаимодействия с таможенными органами Российской Федерации
Рекомендуемый образец
Журнал учета ключевых носителей, выданных уполномоченным лицам (работникам) организаций в целях представления таможенным органам сведений в электронной форме Начат "__" ____________ 201_ г. Окончен "__" ____________ 201_ г. -------------------------------------------------------------------------------------------- ¦ N ¦Регистрационный¦ Отметка о выдаче ¦ Отметка о получении ¦ ¦п/п ¦номер ключевого+--------------------+------------------------------------------------+ ¦ ¦ носителя ¦ Ф.И.О. ¦ дата ¦наименование¦ Ф.И.О. ¦ дата ¦ отсутствие ¦ ¦ ¦ ¦должностного¦выдачи,¦организации ¦ лица, ¦получения¦ повреждения ¦ ¦ ¦ ¦ лица ¦подпись¦ ¦получившего¦ ¦упаковки или ¦ ¦ ¦ ¦(работника),¦ ¦ ¦ ключевой ¦ ¦ иных ¦ ¦ ¦ ¦ выдавшего ¦ ¦ ¦ носитель ¦ ¦ признаков ¦ ¦ ¦ ¦ ключевой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦компрометации¦ ¦ ¦ ¦ носитель ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ЭП (подпись) ¦ +----+---------------+------------+-------+------------+-----------+---------+-------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+---------------+------------+-------+------------+-----------+---------+------+------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -----+---------------+------------+-------+------------+-----------+---------+------+-------blank-obrazets.ru
Журнал учета ключевых носителей, выданных уполномоченным лицам (работникам) организаций в целях представления таможенным органам сведений в электронной форме (рекомендуемый образец) 2018
Приложение N 2 к Положению об использовании участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, средств электронной подписи при реализации информационного взаимодействия с таможенными органами Российской Федерации
Рекомендуемый образец
Журнал учета ключевых носителей, выданных уполномоченным лицам (работникам) организаций в целях представления таможенным органам сведений в электронной форме Начат "__" ____________ 201_ г. Окончен "__" ____________ 201_ г. -------------------------------------------------------------------------------------------- ¦ N ¦Регистрационный¦ Отметка о выдаче ¦ Отметка о получении ¦ ¦п/п ¦номер ключевого+--------------------+------------------------------------------------+ ¦ ¦ носителя ¦ Ф.И.О. ¦ дата ¦наименование¦ Ф.И.О. ¦ дата ¦ отсутствие ¦ ¦ ¦ ¦должностного¦выдачи,¦организации ¦ лица, ¦получения¦ повреждения ¦ ¦ ¦ ¦ лица ¦подпись¦ ¦получившего¦ ¦упаковки или ¦ ¦ ¦ ¦(работника),¦ ¦ ¦ ключевой ¦ ¦ иных ¦ ¦ ¦ ¦ выдавшего ¦ ¦ ¦ носитель ¦ ¦ признаков ¦ ¦ ¦ ¦ ключевой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦компрометации¦ ¦ ¦ ¦ носитель ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ЭП (подпись) ¦ +----+---------------+------------+-------+------------+-----------+---------+-------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+---------------+------------+-------+------------+-----------+---------+------+------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -----+---------------+------------+-------+------------+-----------+---------+------+-------vse-documenty.ru
ЭЦП в электронном документообороте учреждения
С развитием информационных технологий в организациях растет доля электронного документооборота. Важнейшими вопросами при этом являются придание юридической силы документам, составленным на машинных носителях для внутренних информационных систем и систем общего пользования, а также защита таких документов. Об электронной цифровой подписи (ЭЦП), электронном документе, а также об обмене документами, заверенными ЭЦП, пойдет речь далее.
В настоящее время обмен электронными документами с использованием ЭЦП может осуществляться при представлении налоговой и бюджетной отчетности, при совершении сделок, обработке персональных данных, а также в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации. Расширению возможностей использования электронных документов способствует формирование обширной правовой базы, направленной на регулирование условий и порядка применения аналога собственноручной подписи - ЭЦП. Однако на сегодняшний день в законодательстве имеются нераскрытые нюансы, а российская правовая практика уступает мировому опыту в определении статуса электронных документов и их составных частей.
Электронный документ или документ в электронной форме
Основы электронного документооборота устанавливают Федеральные законы от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон № 149-ФЗ) и от 10.01.2002 № 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (далее - Закон № 1-ФЗ).
Статья 3 Закона № 1-ФЗ определяет электронный документ как документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме. Указанное определение представляется крайне неудачным.
Дело в том, что набор информации, представленной в электронно-цифровой форме, остается всего лишь набором информации. Такая точка зрения подтверждена определением, содержащимся в Типовом законе ЮНСИТРАЛ об электронной торговле, принятом Комиссией ООН по праву международной торговли (далее - Типовой закон). В подп. "а", ст. 2 Типового закона говорится, что сообщение данных (информация в форме сообщения данных) - это информация, подготовленная, отправленная, полученная или хранимая с помощью электронных, оптических или аналогичных средств, включая электронный обмен данными, электронную почту, телеграмму, телекс или телефакс, но не ограничиваясь ими.
Здесь следует вспомнить, что такое документ вообще. Еще Федеральный закон от 29.12.1994 № 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" в ст. 1 установил, что документ - это материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения. Таким образом, документ имеет определенные реквизиты, которые позволяют его опознавать. Аналогичные положения содержит Закон № 149-ФЗ.
Состав реквизитов документов, как правило, устанавливается законом (например, п. 5 ст. 169 "Счет-фактура" Налогового кодекса РФ), актом исполнительного органа государственной власти (например, актом о результатах инвентаризации учреждения бюджетного учета, утвержденным Инструкцией № 148н) или инструкциями по делопроизводству в организации, утвержденными локальными нормативными актами.
С учетом вышеизложенного, более предпочтительным является определение электронного документа, данное в п. 3 ст. 11 Закона № 149-ФЗ. Из него следует, что электронный документ, равнозначный документу, подписанному собственноручной подписью, - это электронное сообщение, подписанное ЭЦП или иным аналогом собственноручной подписи.
Отсюда можно сделать вывод, что основным реквизитом электронного документа, придающим ему юридическую силу и подтверждающим его подлинность, является ЭЦП либо иной аналог собственноручной подписи (например, PIN-код).
Также необходимо обратить внимание на то, что в ряде случаев законодатель пытается разграничить понятия "электронный документ" и "документ в электронной форме (в электронном виде)". Действующее законодательство Российской Федерации рассматривает понятия "электронный документ" и "документ в электронной форме" как синонимы. Например, о документе в электронной форме см. п. 4 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", о документе в электронном виде см. приказ МНС РФ от 02.04.2002 № БГ-3-32/169 "Об утверждении Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи".
Учитывая вышесказанное, правильнее будет разграничить понятия "информация, представленная в электронно-цифровой форме" и "электронный документ / документ в электронной форме" (при наличии установленных законодательством реквизитов и в случаях, предусмотренных законом).
Общие положения об ЭЦП
При участии в электронном документообороте всегда существует риск несанкционированного доступа к информационному обмену. При этом такой доступ может осуществляться в различных целях (для дискредитации участников информационного обмена, извлечения выгоды, из хулиганских побуждений и т. п.). Для защиты участников электронного обмена в документах применяется ЭЦП.
Упоминавшаяся ранее ст. 3 Закона № 1-ФЗ определяет ЭЦП как реквизит электронного документа, предназначенный для его защиты от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе. Значит, целями использования ЭЦП являются защита документа от подделки, идентификация владельца ключа подписи (отправителя документа) и установление отсутствия искажений в документе.
Для раскрытия в доступной форме процедуры применения ЭЦП необходимо объяснить еще ряд понятий, содержащихся в ст. 2 Закона № 1-ФЗ:
- под криптографическим преобразованием следует понимать шифрование информации посредством использования средств ЭЦП, обеспечивающую ее конфиденциальность, возможность однозначной идентификации лица - отправителя информации и исключающую возможность ее несанкционированного изменения;
- средства ЭЦП - сертифицированные аппаратные и (или) программные средства, обеспечивающие реализацию хотя бы одной из следующих функций: создание ЭЦП в электронном документе с использованием закрытого ключа ЭЦП, подтверждение подлинности ЭЦП в электронном документе, создание закрытых и открытых ключей ЭЦП;
- закрытый ключ ЭЦП - это уникальная последовательность символов, известная владельцу сертификата ключа подписи, предназначенная для создания ЭЦП;
- открытый ключ ЭЦП - это уникальная последовательность символов, соответствующая закрытому ключу, доступная любому пользователю информационной системы и предназначенная для проверки подлинности электронного документа и установления лица, от которого исходит документ;
- сертификат ключа подписи - документ на бумажном носителе или электронный документ с ЭЦП уполномоченного лица удостоверяющего центра, который включает в себя открытый ключ ЭЦП;
- удостоверяющий центр - лицензированное юридическое лицо, изготавливающее и выдающее сертификаты ключей подписей, ведущее соответствующие реестры выданных сертификатов, создающее ключи ЭЦП и т. д.;
- владелец сертификата ключа подписи - физическое лицо, уполномоченное организацией на участие от ее имени в электронном документообороте.
В упрощенном виде процедура использования ЭЦП выглядит следующим образом: передающая сторона изготавливает электронный документ и подписывает его, используя закрытый ключ ЭЦП; адресат получает документ и с использованием открытого ключа ЭЦП проверяет подлинность полученного документа, устанавливает принадлежность ЭЦП автору - владельцу ключа подписи, а также проверяет документ на отсутствие в нем несанкционированных модификаций.
Пути реализации возможностей ЭЦП в электронном документообороте
ЭЦП в бюджетном учете
Основы применения электронных документов в бюджетном учете установлены Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее -Закон № 129-ФЗ). В частности, п. 6 ст. 13 Закона № 129-ФЗ предусматривает, что при наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности организация может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде в соответствии с законодательством РФ.
Бюджетный кодекс РФ (далее - БК РФ) относит к компетенции Минфина России в т. ч. установление единой методологии и стандартов бюджетного учета и бюджетной отчетности (ст. 165, п. 1 ст. 264.1 БК РФ). В развитие указанных положений утверждены Инструкция № 148н и Инструкция № 128н.
В п. 8 Инструкции № 148н предусмотрена возможность автоматизации бюджетного учета, основанная на едином взаимосвязанном технологическом процессе обработки первичных учетных документов и отражения операций по соответствующим разделам Плана счетов бюджетного учета. При этом согласно письму Минфина России от 28.05.2007 № 07-05-06/134 правила документооборота и технология обработки учетной информации вместе с другими решениями, необходимыми для организации бухгалтерского учета, устанавливаются в приложении к учетной политике учреждения.
При ведении бухучета в электронной форме составление и хранение первичных тных документов на машинных носителях информации должны производить-применением ЭЦП, равнозначной собственноручной подписи в документе умажном носителе. Такая точка зрения подтверждается разъяснениями нфина России, например письмом от 19.05.2006 № 02-14-13/1297 "Ведение ухгалтерского учета на электронных носителях"
Согласно подп. 2 и 4 Инструкции № 128н бюджетная отчетность представляется на бумажных носителях и (или) в виде электронного документа, с представлением на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи в порядке, установленном главным распорядителем бюджетных средств, главным администратором доходов бюджета, главным администратором источников финансирования дефицита бюджета, финансовым органом и органом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджета, с обязательным обеспечением защиты информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Появляется все больше правовых норм, предусматривающих возможность представления электронных документов участниками бюджетных отношений. Например, в соответствии с п. 2 приказа Минфина России от 01.09.2008 № 87н "О Порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета" для оплаты денежных обязательств получатели средств федерального бюджета представляют в орган Федерального казначейства по месту их обслуживания Заявку на кассовый расход (код по КФД 0531801) или Заявку на получение наличных денег (код по КФД 0531802). При наличии электронного документооборота заявки получателей представляются в орган Федерального казначейства в электронном виде с применением ЭЦП.
К сожалению, одной из проблем в рассматриваемой нами области является неготовность органов Федерального казначейства к взаимодействию с бюджетными организациями в рамках электронного информационного обмена. При этом такая неготовность не противоречит действующим нормативным правовым актам.
Как мы помним из положений Инструкции № 128н, представление бюджетной отчетности осуществляется в порядке, установленном главным распорядителем бюджетных средств, главным администратором доходов бюджета, главным администратором источников финансирования дефицита бюджета, финансовым органом и органом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджета, т. е. и органами Федерального казначейства тоже.
Согласно положениям приказа Казначейства РФ от 10.10.2008 № 8н "О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов", при кассовом обслуживании исполнения бюджетов разных уровней и осуществлении органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов по исполнению соответствующих бюджетов информационный обмен между участниками бюджетного процесса и органами Федерального казначейства осуществляется в электронном виде с применением средств ЭЦП на основании Договора (соглашения) об обмене электронными документами. Если у участника бюджетного процесса или органа Федерального казначейства отсутствует техническая возможность информационного обмена в электронном виде, обмен информацией между ними осуществляется с применением документооборота на бумажных носителях с одновременным представлением документов на машинном носителе.
Таким образом, в настоящее время электронный обмен осуществляется с учетом возможностей, имеющихся у участников бюджетных отношений.
ЭЦП в налоговой отчетности
Из совокупности положений п. 3 и 4 ст. 80 Налогового кодекса РФ следует, что налогоплательщики могут сдавать налоговые декларации и прилагающиеся к ним документы по установленным форматам в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Для налогоплательщиков, среднесписочная численность работников которых превышает сто человек, сдача декларации в электронном виде обязательна.
Порядок представления налоговой отчетности в электронном виде урегулирован Методическими рекомендациями по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (рекомендации, утвержденные данным документом, вступают в силу с даты, установленной приказом о внедрении в промышленную эксплуатацию программного обеспечения участников информационного взаимодействия в электронном виде), а также Методическими рекомендациями об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В частности, в процессе электронного документооборота стороны обмениваются следующими электронными документами: налоговой декларацией (расчетом), информационным сообщением о доверенности, квитанцией о приеме, уведомлением об отказе, извещением о вводе, подтверждением даты отправки электронного документа, уведомлением об уточнении, извещением о получении, сообщением об ошибке. Все перечисленные документы, сформированные в электронном виде, должны быть подкреплены ЭЦП уполномоченных представителей сторон информационного обмена.
Форматы представления налоговой отчетности в электронном виде устанавливаются приказами ФНС России.
Чтобы упорядочить электронный документооборот между налогоплательщиками и налоговыми органами и в т. ч. устранить множественность программно-аппаратных средств, используемых в таком документообороте, а также для создания единой системы удостоверяющих центров ФНС России издала приказы от 26.03.2009 № ММ-7-6/141@ "Об утверждении унифицированного формата транспортного сообщения при информационном взаимодействии налогоплательщиков и налоговых органов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" и от 13.06.2006 № САЭ-3-27/346@ "Об организации сети доверенных удостоверяющих центров".
Отметим, что п. 3 ст. 15 Закона № 129-ФЗ определено, что бюджетные организации представляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность вышестоящему органу в установленные им сроки. Таким образом, бухгалтерская отчетность бюджетными организациями в налоговый орган не представляется.
Также следует упомянуть, что согласно письму ФНС России от 14.02.2005 № 03-1-03/210/11 "О налоге на добавленную стоимость" при применении норм законодательства о косвенных налогах налогоплательщик не вправе предъявлять к вычету или возмещению суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщику, на основании счета-фактуры, оформленного поставщиком в электронном виде и заверенного ЭЦП руководителя и главного бухгалтера организации. То есть счет-фактура оформляется на бумажном носителе с приложением собственноручных подписей уполномоченных лиц.
Иные случаи применения ЭЦП
Действующее законодательство РФ устанавливает целый ряд случаев возможного использования электронных документов с применением ЭЦП.
Обработка персональных данных работников организации. Например, Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" предусматривает представление ряда документов (заявок, уведомлений и др.) в электронной форме. Согласно ст. 14 и 22 данного закона такие документы должны быть подписаны ЭЦП.
Использование ЭЦП в сфере государственного управления. В частности, ст. 16 Закона № 1-ФЗ устанавливает, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также организации, участвующие в докумен тообороте с указанными органами, используют для подписания своих электронных документов ЭЦП уполномоченных лиц указанных органов, организаций.
Очень подробным актом с точки зрения правового регулирования электронного документооборота является постановление правительства Москвы от 10.04.2007 № 249-ПП "Об утверждении порядка работы органов исполнительной власти города Москвы, государственных учреждений и государственных унитарных предприятий города Москвы с электронными документами, подписанными электронной цифровой подписью".
Заверение сделок. Возможность использования ЭЦП при совершении сделок предусмотрена ст. 160 Гражданского кодекса РФ и ст. 11 Закона № 149-ФЗ. Кроме того, при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд значительная доля документооборота может осуществляться в электронной форме.
Предоставление и заверение личных данных застрахованных лиц в рамках пенсионного страхования. Представление страхователями сведений в электронной форме о застрахованных лицах предусмотрено ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", положения которого, в частности, конкретизирует постановление Правления ПФ РФ от 01.10.2003 № 139п "О Порядке представления страхователями сведений о включаемых в трудовой (страховой) стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у них застрахованными лицами до их регистрации в системе обязательного пенсионного страхования". При этом сведения могут представляться в электронной форме (на магнитных носителях или по каналам связи) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений.
Расчеты с персоналом по оплате труда. Статья 136 Трудового кодекса РФ предусматривает возможность выплаты заработной платы в безналичной форме (например, с применением банковских карт). При этом передача списков на зачисление заработной платы может осуществляться в рамках электронного документального оборота в системе "клиент - банк" Кстати, согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации, утвержденным приказом Минфина России от 25.12.2008 № 145н, услуги кредитных организаций на выплату заработной платы с использованием банковских карт относятся на код классификации операций сектора государственного управления 226 "Прочие работы, услуги".
Следует упомянуть еще одно очень важное практическое свойство электронного документа - его способность служить письменным доказательством в арбитражном процессе в порядке, установленном ст. 75 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Интересно, что Высший Арбитражный Суд РФ еще в 1995 г. указал, что при подтверждении юридической силы документа ЭЦП этот документ может признаваться в качестве доказательства по делу, рассматриваемому арбитражным судом (письмо ВАС РФ от 07.06.1995 № С1-7/ОЗ-316).
В заключение необходимо отметить, что приведенный выше перечень отношений, при реализации которых допускается представление электронных документов с применением ЭЦП, не является исчерпывающим. Законодательная база в отношении ЭЦП постоянно дорабатывается и расширяется.
_____________________________________
Узнать подробнее о подписи документов ЭЦП можно на портале pro-goszakaz.ru.
www.budgetnik.ru







