Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Библиотека журнала «Логопед». Журнал учета коррекционно развивающих занятий логопеда


Тетрадь учета консультаций

Дата

Тема консультации

1

06.09.08

Консультация учителя 1 «А» класса по вопросу комплектования группы детей с общим нелоразвитием (ОНР) для логопедических занятий

речи

2

13.09.08

Консультация родителей (ФИО учащегося) по результатам обследования и вопросу зачисления на логопе-

дические занятия

3

31.10.08

Консультация родителей (ФИО учащегося) по вопросу обучения и динамики речевого развития

Тетрадь учета методической работы

Дата

Место и время проведения

Мероприятие (проделанная работа)

1

09.09.08

ГМЦ, актовый зал, методиче­ское объединение (МО) лого­педов

Выступление на семинаре по теме «Нарушения чтения у младших школьников и система работы по их предупреждению и исправле­нию»

2

27.09.08

Школа № __ , родительское собрание в 1 «А» классе

Выступление перед родителями 1 «А» класса по теме «Логопедиче­ское сопровождение образовательного процесса»

3

29.10.08

Школа № , психолого-педагогический консилиум (ППк)

Участие в работе психолого-педагогичсского консилиума (1-е классы)

Школьный логопункт: организация и содержание работы

Приложение 7

Примерная схема самоанализа деятельности учителя-логопеда

В соответствии с показателями, предусмотренными требо­ваниями по оценке квалификации и уровня профессиональ­ной компетентности при присвоении квалификационной ка­тегории руководителям и специалистам (педагогическим ра­ботникам), учитель-логопед должен владеть методикой анализа учебно-методической работы.

Предлагаем вариант самоанализа проведенной учителем-логопедом работы, что может оказать существенную помощь при подготовке к аттестации.

  1. Фамилия, имя, отчество и место работы учителя-лого­ педа.

  2. Образовательный уровень (высшее учебное заведение, которое окончил специалист, с указанием даты завершения обучения, факультета, специальности и квалификации по диплому; курсы профессиональной переподготовки, курсы повышения квалификации в течение последних пяти лет с указанием тематики, количества часов обучения и номера сви­ детельства, диплома).

  3. Стаж (общий педагогический и стаж работы в должнос­ ти учителя-логопеда).

  4. Тема по самообразованию, над которой работает специ­ алист.

  5. Теоретические и практические разработки, имеющиеся по данной теме (аннотированный перечень).

  6. Презентация подготовленных разработок: тема выступле­ ния (сообщения, статьи, тезисов и т.д.), уровень мероприятия, где было представлено выступление и дата его проведения.

  7. Программно-методическое обеспечение работы (исполь­ зование, адаптация, модификация, разработка учебно-воспита­ тельных, коррекционно-развивающих программ, методик, тех­ нологических составляющих и т.п. с указанием названия струк­ турного подразделения и даты утверждения разработанного материала, ФИО авторов используемого в практической дея­ тельности программно-методического обеспечения.

  8. Результативность деятельности, характеризуемая циф­ ровыми показателями (что предпочтительнее).

  9. Самоанализ работы должен быть подписан учителем- логопедом, датирован, заверен руководителем образователь­ ного учреждения, где работает специалист.

Библиотека журнала «Логопед»

Список использованной и рекомендуемой литературы

Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. Сбор­ник упражнений. М., 2007.

Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М., 2007.

Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. М., 1991.

Зуева Л.Н., Шевцова Е.Е. Настольная книга логопеда: Справ.-метод, пособие. М., 2005.

Корпев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб., 1997.

Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Диагностика и коррекция на­рушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 2001.

Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных клас­сах: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М., 1999.

Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПб., 2001.

Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма. СПб., 2001.

Пережогин Л.О. Специфические расстройства речи и школь­ных навыков. Диагностика и коррекция. М., 2005.

Поваляева МЛ. Справочник логопеда. Ростов н/Д, 2001.

Помощник учителя-логопеда центра социально-психологической и педагогической помощи / Под ред. А.Я. Юдилевича. М., 1999.

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоле­ние у младших школьников: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М., 1997.

Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тя­желыми нарушениями речи. М., 1980.

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произноше­ния. М., 1980.

Худенко ЕД. Требования к планированию и анализу коррекци-онно-развивающих уроков // Развитие и коррекция. 1998. Вып. 2.

Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учеб. пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей на­чальных классов, студ. пед. училищ. М., 2002.

Ястребова А.В., Спирова А.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М., 1996.

Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у уча­щихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 2005.

Школьный логопункт: организация и содержание работы

Содержание

Введение 3

Организация работы учителя-логопеда и логопедического пункта 6

Общие положения по организации логопедической работы

в школьном логопункте 6

Должностные обязанности учителя-логопеда 7

Требования к квалификации по разрядам оплаты 9

Нормативно-правовое обеспечение аттестации учителей-логопедов

общеобразовательных учреждений 10

Положение о порядке аттестации педагогических

и руководящих работников государственных

и муниципальных образовательных учреждений 12

Нормативно-правовые основы образовательной деятельности

учителя-логопеда 13

Распределение рабочего времени учителя-логопеда 15

Организация логопедической работы 16

Основные требования к содержанию и оформлению

логопедического кабинета 19

Оборудование логопедического кабинета 19

Требования к содержанию и оформлению логопедического кабинета .. 20

Основные требования к ведению и хранению логопедической

документации 23

Документация учителя-логопеда 23

Основные требования к хранению документации 28

Алгоритм организации, проведения и оценки коррекционно-

развивающих занятий 30

Коррекционно-развивающие занятия и требования к их проведению .... 30

Принципы коррекционно-развивающего обучения и средства для их

реализации 33

Звуки [с], [с'] 35

Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картинок .... 38

Психолого-дидактический анализ и оценка

коррекционно-развивающего занятия 41

Приложения 45

Приложение 1. Варианты логопедических заключений,

учитывающих природу и структуру речевых нарушений 45

Приложение 2. Журнал учета посещаемости логопедических занятий

учащимися, зачисленными на логопедический пункт 51

Приложение 3. Вариант заполнения и ведения речевой карты 51

Приложение 4. Наполняемость групп обучающихся, имеющих

нарушения в развитии устной и письменной речи 55

Приложение 5. Примерное тематическое планирование

логопедических занятий 56

Приложение 6. Консультации и методическая работа 61

Приложение 7. Примерная схема самоанализа деятельности

учителя-логопеда 62

Список использованной и рекомендуемой литературы 63

studfiles.net

Библиотека журнала «Логопед»

Сложите название рассказа из букв, разбросанных на пан­но («Кот-задира»).

Задание: дома самостоятельно расскажите о любом предме­те по своему выбору и желанию.

Включение в урок опыта наблюдений детей повышает мотивацию к занятиям.

Психолого-дидактический анализ

и оценка коррекционно-развивающего занятия

Коррекционно-развивающее обучение рассматривается многофакторно, с позиции содержательного, процессуально­го, коммуникативного компонентов.

Оценка овладения педагогом коррекционно-развивающей стратегией обучения определяется по наличию и качеству факторов каждого компонента в процессе обучения. Педагог проводит самооценку своего опыта работы, а представитель администрации оценивает образовательное учреждение по от­дельному занятию.

Цель посещения урока (занятия) руководителем образова­тельного учреждения может быть разной:

  • выявить сильные (слабые) стороны творческого потенциала каждого конкретного педагога, уровень его профессиона­ лизма;

  • определить специалистов, способных к управлению педа­ гогическим коллективом;

  • подобрать кадры для работы с родителями, председателями методических объединений;

  • отметить педагогов, способных придать учреждению свой авторский имидж;

  • осуществить динамическое наблюдение за развитием высших психических функций конкретного детского коллектива.

Примерная схема анализа и оценки работы педагога при проведении коррекционно-развивающего занятия.

Число месяц год____в классе ____ педагог

Занятия по предмету _________________________________

на тему

Цель посещения

Задачи занятия: дидактическая, коррекционная, воспита­тельная.

№ п/п

Факторы процесса обучения

Самооценка педагога

Оценка администра­тора

1

2

3

4

Содержательный компонент

1

Точность фактического материала и уровень его владением

2

Соответствие перспективному плану, целесообразность выбора данного вида урока (занятия)

3

Соответствие учебного материала программным требованиям, теме и зада­чам урока, возрасту обучающихся, их возможностям (с учетом психофизи­ческого состояния класса: важно знать особенности слухового, зрительно­го восприятия класса; на какой анализатор делать опору). Для этого педа­гог ведет профиль состояния высших психических функций (ВПФ) каждо­го обучающегося, на основании которого делается вывод о сохранных и нарушенных функциях и планируются различные виды заданий и упраж­нений

4

Объем полученных знаний (не было ли перегрузки) и характер усвоения знаний (продуктивные варианты отработки материала, задания с опорой на несколько анализаторов, задания, предусматривающие смену доминантно­го анализатора; задания, предполагающие перенос только что показанных учебных умений на свое индивидуальное задание и т.п.)

5

Степень самостоятельности работы обучающихся и умение педагога под­вести детей к самостоятельному открытию, поиску решения задачи

6

Использование наглядности как источника знаний, средства для мотива­ции интеллектуального компонента

Продолжение табл.

1

2

3

4

7

Коррекиионная направленность занятия: специальные упражнения на раз­витие ВПФ ребенка

8

Использование при изучении программного материала личного опыта ре­бенка

9

Поэтизация (эстетизация) процесса учения

Процессуальный компонент

1

Подготовка педагога, обучающихся, классной комнаты к занятию

2

Проверка выполнения домашнего задания и усвоения учебного материала (количество опрошенных, затраченное время, разнообразие форм опроса, формулировка вопросов, использование разнообразных методов проверки знаний)

3

Изложение нового материала (правильный выбор метода сообщения зна­ний, связи нового учебного материала с предыдущим и последующим, межпредметная связь, логичность изложения, соблюдение принципа «от простого к сложному», умение создать проблемные ситуации, использова­ние технических средств обучения, наглядность и оборудование. Степень владения педагогом методами обучения

4

Дифференцированность учебного материала (использование разных форм и методов закрепления изучаемого материала, эффективность этих мето­дов для совершенствования познавательной деятельности, реализации индивидуального и дифференцированного подходов)

5

Домашнее задание (наличие разъяснения по его выполнению, объем, его дифференциация, целесообразность и доступность задания)

Окончание табл.

1

2

3

4

6

Распределение времени на отдельные этапы занятия, виды работ

7

Поддержание активности восприятия учебного материала (смена видов деятельности, динамические и релаксационные паузы)

8

Владение педагогом самопрезентацией

9

Достижение цели, коррекционно-развивающее назначение занятия, усвое­ние обучающимися знаний, умений и навыков

Коммуникативный компонент (умения педагога)

1

Умеет создавать у обучающегося чувство, что его принимают и понимают, поднимать самооценку ребенка; обладает достаточной энергетической силой (голос, мимика, речь, внушение)

2

Владеет невербальными средствами общения

3

Умеет выдержать паузу после формулировки вопроса, задания, чтобы не мешать думать, принимать решение детям

4

Спокойно реагирует на ошибки детей, рассматривая их как новые проблемы

5

Не повторяет ответы детей, «литературно» обрабатывая их мысль

6

Умеет находить позитивные моменты в неточных ответах детей

7

Умеет использовать пространство класса как сценическую площадку

8

Умеет держать в поле своего зрения весь детский коллектив и отдельных учащихся

9

Для поведения педагога характерны: уверенность, собранность, инициатива, такт, культура речи, положительный эмоциональный тон, правильно выбранный и гибко регулируемый темп ведения занятия и ритм педагогического общения

10

Поведение детей на занятии спокойное и естественное

Условные обозначения: «+» - наличие нарушения, «n» - норма.

Примечания:

в логопедическом заключении нарушения произношения отмечаются или нет — в зависимости от их наличия;

если ребенок с ЗПР, умственной отсталостью (УО) имеет нормальное звукопроизношение и не обучался по особой программе, то ему не пишется логопедическое заключение. Такой ребенок задействован в логопедическую работу в случае выявления у него стойкой неуспеваемости по родному языку и чтению в русле соответствующей программы обучения;

при наличии в заключении таких компонентов, как ЗПР, УО, сенсорные нарушения, ранний детский аутизм (РДА) и т.п. — нарушения речи всегда вторичны;

для отграничения первичного и вторичного нарушений детей целесообразно направлять в диагно­стический класс образовательного учреждения;

отсутствие на сегодняшний день специальной классификации речевых нарушений при УО компенсиру­ется условным использованием клинической и педагогической классификаций. Возможность такого подхода базируется на общности основных закономерностей речевого развития и действия этиологичес­ких факторов, нарушающих речевую функцию в норме и при УО.

Библиотека журнала «Логопед»

Приложение 2

Журнал учета посещаемости логопедических занятий учащимися, зачисленными на логопедический пункт

№ п/п

Фами­лия, имя

Класс

Дата обследо­вания

Логопедическое заключение

Принятые меры

Примечания (примерные)

1

Общее недоразвитие речи (III ур.) у ребенка с

Консультация врача-ортодонта

^

Фонетико-фонематическое недоразвитие

речи

Выбыл в связи с переходом в другое учреж­дение

Основание:

Ефименкова Л Л., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М., 1991.

Приложение 3

Вариант заполнения и ведения речевой карты

studfiles.net

Журнал консультаций

Вариант 1

№ п/п

Дата обращения

Время обращения

Возраст, пол

Ф.И.О.

Запрос/ Причина обращения

Характер консультации

Примерные коды причин обращения

Код причин обращения

Причина обращения

1.

О...

Проблемы, связанные с обучением

2.

В...

Проблемы, связанные с воспитанием (в том числе и в семье)

3.

П...

Проблемы, связанные с поведением

4.

Э...

Эмоциональные проблемы

5.

У...

Определение уровня актуального развития

6.

Р...

Проблемы, связанные с развитием речи

7.

ОМ...

Определение дальнейшего образовательного маршрута

8.

ПРОФ...

Профессиональная ориентация

Характер консультаций

  1. Общая эмоциональная поддержка.

  2. Поддержка одаренной личности.

  3. Анализ обсуждаемой жизненной ситуации.

  4. Информирование (возрастные особенности).

  5. Рекомендации в области семейных отношений.

  6. Рекомендации в области сексуальных отношений.

  7. Рекомендации в области личностных проблем.

  8. Рекомендации по проблеме отношений с детьми.

Вариант 2

Лист консультации

Дата консультации_______________________________________________

Ф.И.О. клиента__________________________________________________

Дата рождения, возраст___________________________________________

Домашний адрес, телефон__________________________________________

Запрос клиента__________________________________________________

_______________________________________________________________

Результаты работы_______________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Выводы и рекомендации__________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Консультировал(а)_______________________________________________

Вариант 3

Журнал консультаций

№ п/п

Дата

Консуль-тируемый

Адрес

Проб-лема

Результат консульти-рования

Приме-чание

Код

Возраст

Журнал коррекционно-развивающей работы

Вариант 1

Журнал коррекционно-развивающей работы

Списоч-ный состав

Учет

Название и цель прог-раммы

№ заня-тия

Зад-ачи

Этапы прове-дения

Прото-колы

Приме-чание

Вариант 2

Журнал учета индивидуальных коррекционно-развивающих занятий

Дата

Ф.И.О.

Тема занятия

Цель занятия

Вариант 3

Журнал учета групповых коррекционно-развивающих занятий

№ п/п

Ф.И.О.

Дата встреч

Тема, название тренинга, занятия

Цель занятия

Отметка о посещении

Примечание

Организация работы педагога-психолога в дошкольном учреждении: учебно-методическое пособие/ авт.-сост. Ж.А. Нестеренко, Т.В. Кабузан. – Витебск: Изд-во УО «ВГТУ», 2010. – 128 с.

Приложение 4

studfiles.net

Индивидуальная тетрадь ребенка

Индивидуальная тетрадь (дневник) оформляется на каждого ребенка логопедической группы. В нее записываются задания для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на занятиях. Учитывая, что ребенок занимается под руководством воспитателей, родителей, логопед в этой тетради дает методические рекомендации по выполнению предложенных заданий.

В настоящее время появилось большое количество печатных рабочих тетрадей для индивидуальной работы с детьми, имеющими речевые нарушения3. Логопед вправе сделать выбор: либо он совместно с родителями и ребенком ярко, красочно оформляет индивидуальную тетрадь, либо пользуется печатным изданием, внося в него коррективы с учетом индивидуальных особенностей ребенка и динамики его развития. Если логопед отдает предпочтение готовым печатным изданиям, то к индивидуальным тетрадям прилагается тетрадь взаимосвязи с родителями, куда записываются дата, номера заданий, страницы, дополнительные виды работ с ребенком.

В конце недели индивидуальные тетради передаются родителям для домашних занятий в выходные дни. В рабочие дни воспитатель и логопед работают с ребенком по тетрадям.

Тетрадь учета посещаемости детьми логопедических занятий

Для учета посещаемости детьми логопедических занятий заводится специальная тетрадь. На левой стороне второй страницы оформляется список детей логопедической группы. На остальной части второй и третьей страниц вверху указываются месяц, дата и выделяется графа «Примечание», в которой логопед указывает количество пропущенных занятий ребенком в каждом месяце и делает другие записи. Тетрадь заполняется до начала занятий. Буквой «н» отмечается отсутствие ребенка в ДОУ.

Тетрадь учета позволяет также скоординировать индивидуальную работу, а именно: регулировать количество занятий в неделю с каждым ребенком (логопед знаком «+» ежедневно определяет группу детей для индивидуальной работы), чередовать дни и время индивидуальных занятий с тем, чтобы не возникло проблем в усвоении общеобразовательной программы, анализировать организационный аспект индивидуальных занятий за любой период обучения с целью повышения эффективности логокоррекционной работы.

Тетрадь рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателя

Многие задачи по коррекции речевой деятельности логопед и воспитатель решают совместно: формирование фонетико-фонетических процессов, лексико-грамматического строя речи и связного высказывания, развитие коммуникативной функции речи, высших психических процессов и др. Ведущая роль в организации коррекционно-педагогической работы принадлежит логопеду. Он формирует навыки правильной речи у детей, а воспитатель закрепляет их. Практика работы показывает, что эффективность преодоления речевых нарушений у дошкольников во многом зависит от того, насколько продуктивно, умело и грамотно воспитатель включает отработанный речевой материал в ситуацию естественного общения детей и систематически контролирует поставленные звуки в речи ребенка.

Во второй половине дня воспитатель проводит специальные индивидуальные занятия с детьми, содержание которых определяет логопед. Задания записываются в тетрадь рабочих контактов логопеда и воспитателя4 индивидуально для каждого ребенка, подгруппы (от 3 до б чел.) или всей группы. В вечерние занятия включаются артикуляционные и пальчиковые упражнения; проговариванис слов, фраз, стихов, текстов, отработанных ранее логопедом с целью автоматизации, дифференциации поставленных звуков; игры, задания по формированию фонематических процессов, лексико-грамматических компонентов языка; рассматривание специально подобранных предметных, сюжетных картинок и составление рассказов по ним; различные виды упражнений на развитие внимания, памяти, мышления. Все виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю.

Примерная форма ведения тетради рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателя5

Дата

Фамилия, имя ребенка

Содержание работы

Взаимосвязь с родителями

Результаты

Фонематические процессы

Звуко-нроизношение

Словарный запас

Грамматические категории

Предложение

Связная речь

Развитие психологической базы речи

20.10

Иванов

Саша

(ФФН)

Автоматизация звука [с] во фразах (с. 15— 21*)

И фа «Что изменилось?» (на материале темы «Грибы») Карточка № 2

20.10

Петров Андрей (ОНР)

Комплекс артикуляционных упражнений на звук [iuj (с. 3—10)

Обогащение словарного запаса по теме «Грибы». Карточка № 2

Употребление притяжательных местоимений (мой, моя, мое). Карточка №10

Пригласить родителей для беседы на 21.10

20.10

Работа со всей группой

Анализ звукового ряда (а-у, а-у-и и т.д.)

Составление предложений по сюжетной картине «Осень в лесу»

План взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и специалиста по изобразительной деятельности, медицинских работников, социального педагога и родителей. Каждый из них, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.

Логопед организует взаимодействие специалистов в коррекционно-педагогическом процессе ДОУ. Он планирует и координирует психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи.

Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно использовать кадровый потенциал, рабочее время, определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно-ориентированные формы общения с детьми.

studfiles.net

Организация коррекционно-развивающего процесса учителя-логопеда

Организация коррекционно-развивающего процесса учителя-логопеда.

Комплектование групп и составление расписания логопедических занятий

По окончании периода обследования учительлого¬пед комплектует учебные группы. При комплектовании групп следует учитывать: • возраст учащихся; • структуру и степень выраженности речевого недоразвития; • продолжительность обучения (первый (второй) год обучения).

В группы объединяются учащиеся с однородными нарушениями речи первичного характера. Группы обучающихся 1 классов комплектуются отдельно. Если в учебном заведении имеется несколько учащихся, страдающих заиканием, для них может быть скомплектована отдельная группа, в которую могут объединяться учащиеся из разных классов начальной и старшей школы, кроме первоклассников. Учащиеся, имеющие нарушение произношения отдельных звуков, не должны составлять более 25% от общего числа зачисленных на логопедические занятия детей. В такие группы не зачисляются дети с общим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи, а также дети с осложненными дефектами, такими как ринолалия, дизартрия. Дефекты произношения этих категорий детей исправляются на индивидуальных или подгрупповых занятиях.

Расписание логопедических занятий составляется до 15 сентября. Количество рабочих часов в день учитель-логопед определяет с учетом режима работы школы. Количество групп, одновременно занимающихся в логопедическом пункте, не должно превышать 6-7. Расписание занятий составляется в двух экземплярах и заверяется руководителем учебного учреждения. Один экземпляр хранится у администрации школы, другой — в логопедическом пункте.

Формы организации логопедических занятий

Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьезным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах — в усвоении программы. Это способствует формированию негативного отношения к учебе, отрицательно влияет на эмоциональное состояние школьника.

Для оказания помощи этим учащимся школьные логопеды зачисляют их на специальные коррекционные занятия, основными задачами которых являются: 1. Формирование правильного произношения, развитие фонематического слуха и восприятия, закрепление навыков произношения слов различной звуко-слоговой структуры. 2. Развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов. 3. Формирование лексико-грамматического строя речи. 4. Совершенствование связной речи. 5. Предупреждение и исправление недостатков письма и чтения.

Основной формой организации логопедической работы являются фронтальные (групповые и подгрупповые) занятия. В группы подбираются дети с однородной структурой речевого дефекта. На этих занятиях все учащиеся выполняют одну и ту же работу. Подгрупповые занятия предусматривают дифференцированные задания для детей с более тяжелыми нарушениями.

Индивидуальные занятия проводятся с одним ребенком. Для этого разрабатываются индивидуальные программы с учетом структуры речевого дефекта конкретного учащегося. Как правило, на индивидуальные занятия зачисляются дети, имеющие тяжелые нарушения речи: ОНР (II уровня), нарушения строения и подвижности артикуляционного аппарата (ринолалия, дизартрия).

Все типы логопедических занятий делятся на: • обучающие, целью которых является овладение новыми знаниями. На этих занятиях учащиеся накапливают фактический материал, изучают языковые явления и процессы, что в дальнейшем ведет к формированию понятий; • закрепляющие, на которых у учащихся совершенствуются и формируются практические умения и навыки, а также систематизируются наиболее важные вопросы, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях у детей; • комбинированные, целью которых является решение одновременно дидактических и коррекционных задач. Такие занятия проводятся в логопедической практике чаще, чем другие.

В структуре традиционного логопедического занятия выделяются следующие компоненты: 1. Организационный момент. 2. Повторение пройденного. 3. Изложение и закрепление нового материала. 4. Обобщение изученного, подведение итогов.

В зависимости от коррекционных и воспитательных задач, формируя структуру занятия, логопед подбирает те или иные компоненты, как традиционные, так и творчески переработанные с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Например, при планировании обучающего занятия, его структура может выглядеть следующим образом: воспроизведение опорных знаний детей, сообщение темы, цели и задач занятия, мотивация деятельности, восприятие и осознание нового материала, обобщение и систематизация знаний, подведение итогов.

При подготовке и проведении логопедического занятия логопед должен учитывать следующие требования:

• четко формулировать тему и цель занятия; • соблюдать этапы занятия, их взаимозависимость и целенаправленность; • последовательно усложнять речевой материал, предъявляемый детям; • учитывать зону ближайшего развития, индивидуальные и возрастные особенности детей; • доступно формулировать инструкции по выполнению заданий; • использовать красочный наглядно-дидактический материал; • создавать эмоциональный фон занятия.

С целью повышения эффективности коррекционной эаботы логопедические занятия можно проводить в форме игр, викторин, имитации различных телепередач и т. д. Подобные формы занятий не только повышают эмоциональный настрой детей, но и заставляют их активизировать все свои знания и возможности для достижения хороших результатов. Для подготовки к таким мероприятиям школьники получают задание предварительно. Например, придумать название командам, нарисовать эмблемы, выбрать капитана и т. д. Эта работа вызывает массу положительных эмоций, повышает мотивацию и интерес к занятиям.

Из книги Аманатовой М. М. "Справочник школьного логопеда" - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010г.

iemcko.ru


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта