Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Журнал ВАК :: УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ. Журнал вак инновационное развитие экономики


Проблемы и перспективы инновационной деятельности в России

В настоящее время во многих странах мира, в том числе и в России, предпринимаются активные действия по созданию необходимых условий для последовательного перехода к модели устойчивого развития с ориентацией экономики на создание институтов и механизмов позволяющих сочетать экономическую эффективность и социальную справедливость. Пути и методы перехода экономики России на инновационный путь развития, реализующих данную задачу, можно осуществить только на основе знания общих закономерностей и тенденций развития ведущих и развивающихся стран мира, а также специфических условий России с ее уникальными природными ресурсами, производственным и научно- техническим потенциалом.

Модель инновационного развития

Промышленная политика в современных условиях вынуждена быть национальной и отражать консенсус интересов власти, деловых кругов и широких слоев населения. Крупнейшие компании мира имеют в своем составе научно-исследовательские и научно-производственные центры. Их основной задачей являются создание и внедрение технологических инноваций в производство. Сегодня именно такие компании становятся лидерами и определяют технологическое развитие отрасли. Общая структура взаимосвязей при инновационной модели развития предприятий в условиях конкуренции представлена на рис. 1.

Рис. 1. Модель взаимосвязей при реализации модели инновационного развития предприятий обрабатывающих отраслей

 

Представленная схема может быть использована для создания системы отраслевых моделей воспроизводства и поддержания наиболее эффективного состояния на базе инновационного поведения предприятий.

Что стимулирует, а что препятствует?

Создание, внедрение и широкое распространение новых продуктов, услуг, технологических процессов становятся ключевыми факторами роста объемов производства, занятости, инвестиций, внешнеторгового оборота. Многие из факторов, препятствующих росту конкурентоспособности российской промышленности продукции, достаточно хорошо известны:

  • низкий технологический уровень производства;
  • высокая степень физического и морального износа эксплуатируемого оборудования;
  • нехватка инвестиций для реконструкции устаревших мощностей;
  • недостаточные объемы и низкое инновационное качество инвестиций в развитие конкурентных преимуществ.

Рост инвестиций без инновационного наполнения лишь способствует воспроизводству устаревших технологий и консерваций экономической отсталости. По мере повышения уровня развития страны постепенно исчерпываются отдельные объективные конкурентные преимущества: сокращается квалификация труда, увеличиваются энергетические и транспортные затраты, инфляция и снижается уровень таможенной защиты. Отечественная экономика не стимулирует предприятия внедрять инновации и новые технологии. Этот фактор является ключевым в препятствии росту конкурентоспособности российской продукции.

При ограниченности инвестиционных ресурсов и в силу институциональной незрелости отечественного инновационного сектора стране предстоит сделать важный выбор в отношении того, в какой степени модернизация российской экономики должна проводиться в условиях заимствования технологического опыты других стран, а в какой – на базе собственных научных исследований и разработок.

Мировой опыт свидетельствует о возможности существенного сокращения серьезного отставания технологического уровня нашей страны от нынешнего мирового уровня путем быстрого увеличения производства. Для этого нужно приобретать и внедрять технологии, уже существующие в других странах.

Выводы

Государство должно оказывать поддержку прямым иностранным инвестициям, которые будут способствовать диверсификации промышленной деятельности и будут ориентированы на производство конкурентоспособной готовой продукции, предназначенной как для внутреннего, так и для внешнего рынков. Необходимо расширять объемы инвестиций, направляемых в обрабатывающую промышленность, переработку, в производство конструкционных материалов.

Одновременно целесообразно осуществление структурных преобразований путем свертывания или перепрофилирования нежизнеспособных обрабатывающих производств, при усилении государственной поддержки компаний, объективно обладающих большим потенциалом конкурентоспособности. Этот подход является одним из важнейших условий предупреждения возможного промышленного кризиса, а также создания условий, способствующих оживлению и развитию перспективных видов инновационной деятельности.

1. Инновационное развитие компании: управление интеллектуальными ресурсами: учеб. пособие / Под ред. В.Г. Зинова. – М. : Издательство «Дело» АХН, 2009. 2. Инвестиционные аспекты инновационного роста: Мировой опыт и российские перспективы. – М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 3. Инновационная политика: учебник / Л.П. Гончаренко, Ю.А. Арутюнов. – М. : КНОРУС, 2009. 4. Инновационная экономика России: Теоретико-методические основы и стратегические приоритеты. – М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 5. Инновационный проект: методы отбора и инструменты анализа рисков : учеб. пособие. – М.: Издательство «Дело» АХН, 2009.

creativeconomy.ru

Журнал ВАК :: УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ

К вопросу о влиянии процесса экономических трансформаций на инновационное развитие таможенных органов Российской Федерации

To the issue of the impact of the process of economic transformations on the innovative development of the customs service of the Russian Federation

 

Чикишев Никита Сергеевич

Chikishev Nikita Sergeevich

Аспирант кафедры интеллектуальной собственности и управления инновациями Университет ИТМО

[email protected]

Афонин Петр Николаевич

Afonin Petr Nikolaevich

доктор технических наук, профессор-заведующий кафедрой технических средств таможенного контроля и криминалистики

Санкт-Петербургский им. В.Б.Бобкова филиал Российской таможенной академии

[email protected]

Аннотация: статья посвящена анализу разных подходов к определению понятия «экономическая трансформация». Изучено влияние кризисных процессов, как следствия экономических трансформации, на динамику важнейших показателе внешней торговли стран мира. Проведен исторический анализ инновационного развития таможенных органов Российской Федерации, а также изучена степень влияние трансформационных процессов на возникающие изменения. Графически отражена взаимосвязь между наличием инновационных скачков в развитии таможенной сферы и кризисным периодами.

Abstract: The article is devoted to the analysis of different approaches to the definition of the concept of "economic transformation". The influence of crisis processes, as a consequence of economic transformation, on the dynamics of the most important indicator of foreign trade of the countries of the world is studied. A historical analysis of innovative development of the customs service of the Russian Federation is carried out, and the degree of influence of transformational processes on the emerging changes is studied. Graphically, the relationship between the presence of innovative leaps in the development of the customs service and the crisis periods is reflected.

Ключевые слова: экономические трансформации, инновационное развитие, экспорт, импорт, таможенные органы, поток инноваций

Keywords: economic transformations, innovative development, export, import, customs service, the flow of innovations

Процесс развития экономики Российской Федерации тесно связан с постоянно возникающими изменениями в экономических системах как на уровне страны, так и на уровне регионов. Такие преобразования непосредственно присущи рыночному механизму хозяйствования и возникают в связи с формированием рыночного равновесия на рынках товаров и услуг. Более того, отдельные трансформации представляют собой последствия решений государственных и региональных органов власти по развитию отдельных секторов и отраслей или видов деятельности в национальной и региональной экономических системах. Указанные изменения часто становятся существенными и приобретают статус экономических трансформаций.

В целях проводимого исследования была поставлена задача уточнения понятия «экономическая трансформация», которое могло бы полностью соответствовать поставленным задачам. Изучение отечественной и зарубежной научной литературы позволило составить представление о сложившихся подходах к определению вышеуказанного понятия. Результаты анализа материалов научной и учебной литературы в сфере экономических трансформаций представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Определение понятия «экономическая трансформация»

Автор (авторы)

Дефиниция

М.Б.Перова, Е.В.Перов

Трансформация экономической системы – изменения, характеризующиеся значительными колебания уровня среднедушевых денежных доходов населения, среднемесячной заработной платы, доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, индекса потребительских цен на товары, безработицы, влияющие на состояние общественно-политической системы, а также ментальности граждан в целом [1, с. 60-61].

В.Б.Любашевский

Экономическая трансформация – радикальное переустройство всей системы   экономических отношений, затрагивающее устоявшиеся правовые нормы, политические и экономические структуры, многие области социально-культурной жизни [2, c. 59].

Е.Е.Савченко

Под трансформациями экономики понимается процесс изменения долговременных устойчивых показателей развития многорегиональной экономической системы России, очищенной от национальных трендов [3, c. 52].

Продолжение таблицы 1

Г.П.Журавлева

Термин «экономическая трансформация» представляет собой коренные изменения экономических систем, носящих необратимый характер и образующих определенное состояние перехода в новое качество на пути к формированию будущей модели [4, c. 842].

А.Ф.Шишкин, Н.В.Шишкина

Экономическая трансформация – это непрерывный процесс наращивания экономического потенциала производства, направленный на удовлетворение всесторонних материальных и духовных потребностей населения страны [5, c. 612].

Е.А.Баркова

Процесс экономической трансформации следует рассматривать, как процесс формирования рыночной экономики на основе движения национального капитала [6, c. 12].

Ю.А.Макрушина

Экономическая трансформация представляет собой процесс длительных целенаправленных изменений во всех сферах жизни общества, исторически обусловленный и ведущий к становлению иного для данного общества типа базовых институтов, а также формирование новых механизмов экономического взаимодействия субъектов общества [7].

И.М.Лемешевский

Экономическая трансформация характеризуется изменениями в структуре национальной экономики, которые выводят страну на принципиально высшую ступень общественного развития и знаменуют ее последовательный переход на более высокий уровень экономического и общественного развития [8, c. 342].

Д.А.Плотников

Экономическая трансформация – процесс качественного преобразования экономической системы, смена этапов экономического развития страны, стадий развития, симбиоз эволюционного и революционного путей преобразования [9, c. 3].

И.В.Каминская

Экономическая трансформация представляет собой сложный, непрерывный и неравномерно протекающий во времени процесс, в рамках которого происходит изменение хозяйствующих субъектов, характера их взаимодействия, хозяйственных связей и взаимоотношений, отраслевых пропорций [10, c. 31].

А.В.Плякин

Под «экономическими трансформациями» понимается постоянное изменение связей и взаимодействий в экономических системах, которые преобразуют их состав, структуру и функции [11, c. 4].

Дирк Виллем

Экономическая трансформация – это продолжительный процесс динамичного перераспределения ресурсов из менее производительных в более производительные отрасли и виды деятельности [12].

Африканский национальный конгресс

В целом, под «экономической трансформацией» Африканский национальный конгресс понимает экономические преобразования, способствующие росту и развитию экономики страны, снижению уровня безработицы, увеличению инвестиций в инфраструктуру государства, выявлению новых путей роста в сфере производства, увеличению числа занятой молодежи, уровня развития малого бизнеса, а также созданию императивов устойчивости и долгосрочной макроэкономической стабильности [13].

В представленных в таблице 1 подходах можно отметить закономерность в определении «экономической трансформации» с точки зрения преобразований какой-либо системы. Так, Ю.А.Макрушина пишет о «…становлении иного для данного общества типа базовых институтов, а также формирование новых механизмов экономического воздействия субъектов общества», Д.А.Плотников отмечает наличие «…эволюционного и революционного путей преобразования», А.В. Плякин утверждает об «…изменении связей и взаимодействий в экономических системах…». Следовательно, представленные в научной и учебной литературе понятия говорят об изменениях и преобразованиях, которые возникают в результате экономических трансформаций.

В ходе проводимого исследования нами была поставлена задача доказать наличие концепции инновационного роста в экономических системах, возникающее как следствие экономических трансформаций. В изученной научной литературе авторы не обращали внимание на возможность возникновения инновационных скачков в условиях указанных преобразований. Для решения данной проблемы нами представлено уточненное понятие «экономической трансформации», которое соответствует реальной сложившийся ситуации в мировой экономике. Итак, «экономическая трансформация» - это сильное изменение и переустройство структуры национальной экономики, которое характеризуется преобразованием сложившейся экономической системы, сменой этапов экономического развития страны, способствующее активному перераспределению ресурсов из менее производительных отраслей в более производительные, а также формирующее благоприятные условия для активного инновационного роста и повышения инновационного потенциала страны.

При проведении анализа, мы предположили, что экономические трансформации представляют больший интерес к их изучению при условии, что они негативно влияют на состояние национальных экономических систем. Анализ влияния экономических трансформаций на национальную экономику возможен при изучении определенных исторических моментов в мировой экономике, так, например, экономический кризис 1998 года в России, мировой экономический кризис 2008 года, а также введение санкций против Российской Федерации в марте 2014 года. Для подтверждения наличия процесса экономической трансформации нами было решено использовать статистические данные по объемам экспорта и импорта товаров и услуг государств-лидеров Европейского союза (далее – ЕС), государств-участников Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), а также Китая и США. На рисунке 1 и рисунке 2 представлены данные по объемам экспорта и импорта товаров и услуг соответственно.

 

ch2

Рисунок 1 – Экспорт товаров и услуг, млн. долл. США

 

ch3

Рисунок 2 – Импорт товаров и услуг, млн. долл. США

Представленные выше графические иллюстрации составлены на основе статистических данных, полученных с официального сайта Всемирного банка [14].

На рисунках 1 и 2 видно, что экспорт и импорт товаров и услуг, в выбранных для анализа странах, колеблется в зависимости от исследуемого временного интервала. Визуальный анализ графиков позволяет сделать заключение о том, что на рисунках четко прослеживается четыре временных периода, во время которых произошли значительные изменения в экспорте и импорте исследуемых стран. Следовательно, указанные периоды можно рассматривать с точки зрения следующих экономических трансформаций:

1. Мировой экономический кризис 1980-1982 гг., оказавший влияние на снижение объемов экспорта и импорта в странах.

2. 1995-1998 гг. – изменения в объемах экспорта и импорта ряда стран в эти годы, связаны с Мексиканским кризисом 1994-1995 гг., Азиатского кризиса в 1997 г. и Российского кризиса в 1998 г.

3. 2008-2009 гг., которые сопровождались начавшимся в 2008 г. Мировым экономическим кризисом, спровоцировавшим значительные снижения в объемах экспорта и импорта товаров и услуг.

4. Введение в марте 2014 г. санкций против Российской Федерации, в связи с присоединением Крыма к России и конфликтом на востоке Украины. Такие действия вызвали наглядное снижение уровня экспорта и импорта в анализируемых странах.

Из понятия «экономической трансформации» следует, что возникающие в национальной экономической системе преобразования затрагивают разные сферы, соответственно, изменения касаются и таможенных органов. В связи с тем, что проводимое нами исследование включает изучение деятельности таможенных органов Российской Федерации, то мы сфокусировались именно на анализе трансформаций, которые коснулись этой системы.

Предположим, что возникновение экономических трансформаций непременно стимулирует инновационный рост внутри выбранной для изучения системы. Для подтверждения этого обратимся к истории инновационного развития таможенных органов Российской Федерации. Рассмотрим три временных периода.

1. 2000-2007 гг. Так, после Российского кризиса 1998 г., в 2000 г. внешнеторговый оборот России вырос на 32% по сравнению с 1999 г. и составил 137 млрд. долл. США. Экспорт увеличился на 42%. В 2000-2003 гг. была реализована программа компьютеризации и автоматизации таможенных технологий, оснащение современными средствами передачи данных. 8 июня 2000 г. был утвержден «План мероприятий по организации внедрения в опытную эксплуатацию системы комплексной автоматизации таможенной деятельности «АИСТ-РТ21» в регионе деятельности Московского таможенного управления». Количество таможенных лабораторий было увеличено с 15 до 39. В 2000 г. ими было проведено 30,7 тысяч экспертно-исследовательских работ, что повлекло собой экономический эффект в размере 1,2 млрд. рублей. 23 января 2002 года вступил в силу Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи», который открыл путь к комплексному освоению в таможенной службе информационных технологий. Также в 2002 г. была разработана автоматизированная информационная система обработки сведений о товарах и транспортных средствах, позволявшая осуществлять декларирование в электронном виде. В сентябре 2003 г. на международном автомобильном пункте пропуска «Торфяновка» Выборгской таможни получил старт проект «Зеленый коридор». С ноября 2005 г. в регионе деятельности Иркутской таможни впервые в стране проводился эксперимент по применению электронной системы поштучного учета необработанных лесоматериалов. Важным событием данного этапа развития таможенных органов России стало принятие 23 июня 2005 г. на 105/106 сессии Совета ВТО в Брюсселе Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли Всемирной таможенной организации. В 2006 г. была разработана новая грузовая таможенная декларация/транзитная декларация, соответсвующая форме Единого административного документа. И, наконец, с 1 января 2006 г. на всех таможенных постах в автоматизированном режиме заработала система управления рисками (далее – СУР), что способствовало выявлению в 2007 г. более 10 млн. единиц контрафактной продукции, что в три раза превысило аналогичный показатель 2006 г.

2. 2008-2013 гг. В 2008-2009 гг. происходил новый виток направления работы по обустройству таможенной границы, что привело к оснащению пунктов пропуска инспекционно-досмотровыми комплексами (далее – ИДК) для контроля контейнеров и большегрузных транспортных средств. 27 июня 2008 года в Брюсселе на очередной ежегодной сессии Совета ВТО были подведены итоги конкурса национальных таможенных администраций по борьбе с контрафактной продукцией. Российская таможенная служба была названа лучшей среди таможенных служб 174 государств-членов ВТО. Значительно повлияла на развитие таможенных органов Концепция «Таможня в 21-м веке», разработанная Всемирной таможенной организацией в 2008 г., благодаря которой одним из требований явилось использование уникального номера поставки. Важным событием этого этапа стало утверждение 28 декабря 2012 г. Правительством Российской Федерации Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 г., что привело к развитию таможенно-логистической инфраструктуры, оптимизации функций таможенных органов и наращиванию транзитного потенциала России. В 2010 г. начал свое функционирование Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана. С 1 января 2011 г. началось применение единой процедуры таможенного транзита на основе информационного взаимодействия таможенных органов государств-членов Таможенного союза. Значительное развитие получила система электронного информирования и электронного декларирования. В 2012 г. начали свое появление Центры электронного декларирования [15].

3. 2014 г. по настоящее время. 1 января 2015 вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе (далее – ЕАЭС). В 2016 г. была успешно внедрена технология совершения таможенных операций без непосредственного участия должностных лиц (автовыпуск). В 2016 г. был проведен эксперимент с электронным декларированием процедуры транзита. В 2016 г. Федеральная таможенная служба России получила функции валютного контроля. В 2016 г. завершена реализация Концепции развития таможенного контроля после выпуска товаров. По итогам работы 2016 г. таможенными органами Российской Федерации было возбуждено на 10% больше уголовных дел, чем в 2015 г. 11 апреля 2017 г. завершился этап подписания Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза.

Из рассмотренных выше результатов деятельности таможенных органов, можно сделать вывод о том, что любой кризисный период в экономике страны, порождающий экономические трансформации, стимулирует развитие рассматриваемой экономической системы и стимулирует усиление потока инноваций для решения возникающих проблем. В частности, в таможенных органах Российской Федерации, инновации появляются как способ борьбы с вновь возникающими и новыми, ранее неизвестными, преступлениями. Это случается, во-первых, из-за отсутствия необходимых технических средств таможенного контроля, а, во-вторых, из-за новых способов контрабанды товаров. Следовательно, экономические трансформации оказывают прямо пропорциональное воздействие на инновационное развитие. То есть, чем выше степень изменений, которым подвергается экономическая система, тем активнее будут внедрятся новые технологии и способы решения возникающих проблем. В формализованном виде это можно представить в виде графика, что представлено на рисунке 3.

ch4

Рисунок 3 – Влияние экономических трансформаций на экспорт товаров

и услуг и поток инноваций

На рисунке 3 представлена динамика экспорта Российской Федерации за период с 1995 по 2016 гг. Процесс экономических трансформаций в данной ситуации тесно связан с кризисными периодами, что отражает его волнообразный характер. Внедрение инноваций в таможенную сферу с 2000 г. носило стремительный характер, что объясняется большим количеством нововведений в деятельности таможенных органов России. Однако, после 2010 г. интенсивность этого процесса снизилась, но продолжила расти, относительно предыдущих годов. Именно поэтому поток инноваций на графике представляет собой график логарифмической функции. Можно отметить, что на рисунке 3 в точках А, Б и В график экономических трансформаций пересекает график потока инноваций, что свидетельствует о том, что именно в эти моменты начиналось активное внедрение новых технологий, новых способов обнаружения правонарушений, изменений в законодательстве.

Таким образом, по результатам проведенного исследования мы может сделать вывод о том, что любой кризисный период в стране, способствующий, хоть в самой незначительно степени, возникновению экономических трансформаций, будет непременно стимулировать инновационное развитие рассматриваемой отрасли. Это возникает в связи с тем, что проблемы, которые появляются в результате экономических трансформаций, требуют их немедленного решения, чтобы минимизировать потери, следовательно, на помощь приходят новые или усовершенствованные методы минимизации рисков и ликвидации последствий.

Библиографический список

1. Петрова, М. Б., Перов, Е. В. Социально-экономическая трансформация российского общества / М. Б. Петрова, Е. В. Перов // Экономические и социальные перемены: факты, традиции, прогноз. – 2012. − № 4 (22). С. 59-74.

2. Любашевский, В. Б. Экономическая трансформация: содержание, факторы изменения роли и функции государства в процессе преобразования экономической системы / В. Б. Любавшевский // Вестник НГУ. – 2005. – Т. 5, № 1. – С. 59-70.

3. Савченко, Е. Е. Пространственно-экономическая трансформация региона ресурсного типа: системно-инфраструктурный подход / Е. Е. Савченко // Известия ИГЭА. – 2014. − № 2 (94). – С. 50-62.

4. Экономическая теория. Макроэкономика – 1, 2. Метаэкономика. Экономика трансформаций: учебник / под общ. ред. Г. П. Журавлевой. – 3 изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. – 920 с.

5. Шишкин, А. Ф., Шишкина Н. В. Экономическая теория: учебник для вузов / А. Ф. Шишкин, Н. В. Шишкина. – Т. 2. – М.: Владос-Пресс, 2013. – 712 с.

6. Баркова, Е. А. Экономическая трансформация как процесс формирования и развития национального капитила / Е. А. Баркова // Вестник ОГУ. – 2008. − № 8 (90). – С. 10-13.

7. Макрушина, Ю. А. Социально-экономическая трансформация как подход к анализу рынка труда: условия для участия молодежи на рынке [Электронный ресурс] / Ю. А. Макрушина // Мультипортал KM.RU. – Режим доступа:  http://www.km.ru/referats/CF5E7E07E8134EEEB8F6626CBE6541AB (дата обращения 20.09.2017).

8. Лемешевский, И. М. Национальная экономика Беларуси: основы стратегии развития. Курс лекций для студентов экономических специальностей вузов / И. М. Лемешевский. – Минск: ФУАинформ, 2012. – 560 с.

9. Плотников, Д. А. Трансформация экономической системы России в переходный период: автореф. дис. … канд. экон. наук : 08.00.01 : защищена 15.11.2005 / Плотников Дмитрий Александрович. – Омск, 2005. – 24 с.

10. Каминская, И. В. Трансформация рыночных структур в информационной экономике: теоретический аспект / И. В. Каминская // Креативная экономика. – 2010. − № 8. – 30-36.

11. Плякин, А. В. Пространственная экономическая трансформация региональной природно-хозяйственной системы: автореф. дис. … д-ра. экон. наук : 08.00.05 : защищена 28.02.2006 / Плякин Александр Валентинович. – Волгоград, 2006. – 44 с.

12. Дирк, В. Экономическая трансформация: куда мы движемся [Электронный ресурс] / В. Дирк // Зарубежный институт развития. – Режим доступа:  https://www.odi.org/comment/8084-economic-transformation-heading-post-2015ю (дата обращения 20.09.2017).

13. Создание рабочих мест, экономический рост и структурные изменения: укрепление программы радикальной экономической трансформации [Электронный ресурс] / Африканский национальный конгресс // Официальный сайт Африканского национального конгресса. – Режим доступа:  http://www.anc.org.za/sites/default/files/National%20Policy%20Conference%202017%20Economic%20Transformation_1.pdf (дата обращения 20.09.2017).

         14. WorldBankOpenData [Электронный ресурс] // Официальный сайт Всемирного банка. – Режим доступа:  https://data.worldbank.org (дата обращения 29.09.2017).

15. История Российской таможни [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной таможенной службы России. – Режим доступа:  http://museum.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=18&Itemid=25 (дата обращения: 04.10.2017).

uecs.ru

Журнал ВАК :: УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ

УДК 338.431.7

Инновационный фактор стратегии экономического развития России

Innovative factor of strategy of economic development of Russia

Гончарова Елена Вячеславовна

Goncharova Elena Vyacheslavovna

кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры «Экономика и менеджмент»

Волжский политехнический институт (филиал)

Волгоградского государственного технического университета,

e-mail: [email protected]

Старовойтов Михаил Карпович

Starovoytov Mikhail Karpovich

доктор экономических наук, профессор,

профессор кафедры «Экономика и менеджмент»

Волжский политехнический институт (филиал)

Волгоградского государственного технического университета,

Старовойтова Яна Михайловна

Starovoytov Ya. M.

кандидат химических наук, доцент

Волгоградский государственный технический университет

Аннотация

В настоящей статье рассматриваются особенности стратегии инновационного развития в условиях осуществления политики импортозамещения и инновационной ориентированности российской экономики. Анализируются ключевые направления осуществления инновационных стратегий по отношению к субъектам малого предпринимательства. Авторы рассматривают функционирование малых предприятий на региональном уровне с позиции развития инновационного потенциала. Подчеркивается значимость формирования инновационных региональных модулей как элементов национальной инновационной системы России. В качестве практического примера дана характеристика развития Волгоградской области.

Abstract

In the present article features of strategy of innovative development in the conditions of implementation of policy of import substitution and innovative orientation of the Russian economy are considered. The key directions of implementation of innovative strategy in relation to small business entities are analyzed. Authors consider functioning of small enterprises at the regional level from a position of development of innovative potential. The znamichost of formation of innovative regional modules as elements of national innovative system of Russia is emphasized. As a practical example the characteristic of development of the Volgograd region is given.

Ключевые слова: инновационное развитие, регион, инновационный потенциал, малое предприятие, стратегия

Keywords: innovative development, region, innovative potential, small enterprise, strategy

Введение

Инновационное развитие региона может быть во многом обеспечено осуществлением инновационной стратегии. Перспективные изменения необходимо прогнозировать с учетом существующих тенденций, проводя ретроспективный анализ и на перспективу с предвидением возможных путей развития, согласованных с насущными потребностями бизнеса и населения, а также с осуществлением правильного выбора стратегии.

Особенности стратегии инновационного развития России

Национальная экономическая стратегия России содержит в своей основе задачи формирования мощного инвестиционного потенциала региона, учитывающего его специфику развития и особенности – территориальную протяженность и ресурсный потенциал. Следовательно, необходимо уделять достаточное внимание вопросам региональной инвестиционной политики, которая является важным фактором формирования национальной инновационной системы России.

Мощный инновационный импульс, побуждающий разрабатывать и внедрять новые технологии, представляет собой ориентация на экспортные рынки, которая призывает постоянно совершенствовать процесс продвижения новых технологий на межрегиональные рынки страны, передавая тем самым инвестиционный и инновационный посыл другим регионам.

Отдаленные от политического центра регионы – приграничные регионы, Сибирь, Дальний Восток и Север России – в большинстве случаев используют только собственные ресурсы и учитывают возможности, предоставляемые рынком [2, с.36]. Авторы статьи подчеркивают, что в большей степени к инновационной деятельности готовы именно депрессивные регионы, поскольку они испытывают потребность преодоления кризиса за счет новых технологических решений, связанных со снижением затрат или созданием принципиально новых товаров параллельно с формированием новых компаний. Стремление к созданию инноваций значительно реже возникает в регионах, где существующая структура промышленности способна обеспечивать стабильный доход, создавая таким образом условия экономической и политической стабильности. С учетом целей и задач новой российской стратегии наиболее кризисные регионы могут выступить аккумуляторами инновационного процесса в целом по стране. Можно сделать вывод, что процесс формирования инновационной региональной экономики необходимо начинать именно в тех регионах, где существуют предпосылки для появления и развития малого и среднего инновационного предпринимательства, играющего роль опоры региональной экономики.

В плане развития малого бизнеса, по мнению авторов, важно обеспечить решение следующих задач:

- значительное увеличение численности трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;

- совершенствование законодательной базы малого предпринимательства;

- устранение административных барьеров в организации и развитии бизнеса;

- введение налоговых льгот для предпринимателей.

Решая проблемы развития малого бизнеса, не следует забывать о проблемах общего развития пирамиды бизнеса на региональном и федеральном уровнях, т.к. именно в результате конкуренции между предприятиями малого бизнеса вырастают средние предприятия, а на основе жесткой конкуренции между ними образуются крупные предприятия, которые становятся локомотивами развития регионов РФ и России в целом, для усиления конкурентных позиций России за рубежом.

Можно сделать вывод, что важно обеспечить эффективную структуру функционирования бизнеса за счет увеличения малого и среднего бизнеса.

Совокупность факторов формирования инновационной модели авторы статьи условно разделяют на три группы:

- институциональные факторы – к ним относится адекватность законодательного обеспечения инновационных процессов и условий их реализации;

- научно-технические факторы – степень информационного обеспечения всех процессов и эффективность функционирования национальных инновационных систем;

- социально-образовательные факторы – уровень и качество образования населения, возрастная структура и социокультурные детерминанты.

Уровень, структура и качество профессиональной подготовки обеспечивают возможность формирования и высокую эффективность инновационных процессов.

Российская национальная инновационная система с позиции авторского подхода рассматривается как совокупность национальных государственных, частных и общественных организаций и механизмов их взаимодействия, в рамках которого осуществляется деятельность по созданию, хранению и распространению новых знаний и технологий.

В качестве базовых задач государства с целью развития национальной инновационной системы можно выделить:

- развитие научно-исследовательской сферы, обеспечение процессов расширенного воспроизводства знаний, создание условий и стимулов для сотрудничества с предпринимательской средой;

- создание условий для технологической модернизации экономики и обеспечение функционирования предпринимательской конкурентной среды, субъекты которой должны обладать стратегическим мышлением, готовностью к обучению, усвоению и применению знаний;

- формирование систем трансфера знаний с необходимыми обратными связями, их распределение и трансформацию в конкурентные технологии для предпринимательства, с ориентацией научно-исследовательской сферы на удовлетворение инновационных потребностей развития производства.

Скорость перехода к инновационной модели развития во многом зависит от числа субъектов, способных воспринимать и инициировать инновации. Это касается не только работников производственной и научно-исследовательской сфер. Инновационным мышлением и поведением должны обладать те, кто принимает управленческие решения, а также те, кто разрабатывает для этого законодательную базу.

Особую роль в развитии средних и малых региональных предприятий играет повышение конкурентоспособности и продвижение их продукции с регионального на всероссийский и международный рынки.С позиции комплексного подхода можно предложить ряд методов, которые могут использоваться администрацией регионов с целью содействия региональным предпринимателям по освоению новых типов рынков:

- обеспечение защиты и продвижения интересов региональных компаний на российском и международном рынках;

- поощрение и стимулирование процесса развития предприятий с помощью региональных и федеральных программ, государственных национальных проектов;

- оказание субсидирования и предоставление налоговых льгот малым и средним предприятиям региона;

- организация предоставления субъектам инновационной деятельности более дешевых кредитов и инвестиций;

- использование финансового лизинга под региональные гарантии;

- создание бизнес-инкубаторов для малого бизнеса и стимулирование интеграции и формирования объединений малого и среднего бизнеса с целью продвижения производимой ими продукции на межрегиональные, всероссийский и международный рынки.

Развитие и поддержка предпринимательства является одним из определяющих трендов развития большинства стран мира. Выработка стратегии развития предпринимательства является достаточно непростой по исполнению задачей.

Основные принципы, которые способствуют осуществлению стратегического планирования предпринимательства в регионе, включают следующие:

- способствующие достижению значимых целей в достаточно протяженном горизонте времени;

- активизирующие действие организационных, ресурсных, инновационно-технологических факторов;

- обеспечивающие выполнение плана в целом и отдельных его этапов в установленные сроки;

- определяющие выработку алгоритма управленческих решений на основе научной методологии.

Государственное регулирование региональной экономики может осуществляться на базе использования различных подходов: отраслевого, функционального, программного, комплексного.

Являясь активными участниками международного рынка, российские предприятия и регионы постоянно адаптируются к требованиям международной конкуренции. При этом усилия регионов по продвижению на рынках и привлечению инвестиций часто страдают отсутствием сфокусированности на наиболее перспективных отраслях и направлениях. Инвестиционные потоки направляются не туда, где есть только необходимые общие условия – стимулирующее законодательство и благоприятствующая позиция власти, а в первую очередь туда, где есть уже реальные примеры успешного бизнеса в данной отрасли. Потенциал социально-экономического развития от региона к региону отличается и зависит от множества факторов.

Одна из актуальных проблем стратегического развития предпринимательства в регионе – поиск рационального числа количественных показателей, т.к. до настоящего времени информация, находящаяся в органах статистики, не в полной мере удовлетворяет требованиям разработчиков программ.

К числу стратегически значимых Проектов, способных повлиять на развитие Южного Федерального округа и предпринимательства в нем, можно отнести строительство в области крупнейшего транспортного узла в составе международных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Запад-Восток», для привлечения на российские транспортные коммуникации грузопотоков из прикаспийских государств, Ирана и стран, расположенных на берегу Индийского океана.

Малые и средние предприятия, функционирующие на территории Волгоградской области, имеют льготы по субсидированию затрат, связанных с банковскими кредитами, лизинговыми платежами, арендой недвижимого имущества, оплатой землеустроительных работ, осуществлением образовательных услуг, участием в выставочных мероприятиях и ярмарках, приобретением, созданием и внедрением инновационных технологий, материалов и оборудования по программам энергосбережения. Действующий в области Региональный гарантийный фонд дает возможность предпринимателям, не имеющим полного залогового обеспечения, получить кредит в банке на основе поручительства – оплата за поручительство, предоставляемое Фондом, составляет 2,5 процента [4].

Волгоградская область находится на третьем месте по количеству малых предприятий среди регионов, входящих в ЮФО (без учета Крыма) [7]. Несмотря на положительную динамику развития малого бизнеса, рост экономических показателей его состояния, их вклад в экономику Волгоградской области не отражает в полной мере уровня его потенциала. С целью развития малого предпринимательства в регионе, снижения издержек по привлечению ими кредитных средств на осуществление хозяйственной деятельности и реконструкцию производства, продолжается реализация уже действующих мероприятий и разрабатываются новые механизмы государственной поддержки предпринимателей. Расширение доступа к информации, использованию новых источников финансирования, развитие сетевого взаимодействия малого и среднего предпринимательства с другими элементами национальных систем – образовательными и научно-исследовательскими организациями и учреждениями общественного сектора – все эти процессы способствуют усилению роли малого предпринимательства в рамках региона.

Органы региональной власти применяют программно-целевой подход к реализации полномочий на местном уровне, включая софинансирование из регионального и федерального бюджетов по муниципальным программам развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а также повышения прозрачности государственных и муниципальных услуг с помощью их перевода в электронный вид, развития системы многофункциональных центров, развития различных форм инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, в первую очередь, инновационной, а также способствующей расширению доступа предприятий к финансовой, имущественной, информационной, образовательной, консультационной поддержке, устранению административных барьеров, защите прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства.

В качестве информационного составляющей можно рассматривать запуск работы специализированного интернет-портала, посвященного инвестиционной деятельности в Волгоградском регионе (адрес: www.investvolga.com). Цель функционирования портала заключается в обеспечении представления инвестиционных возможностей Волгоградской области и наиболее полном информировании всех заинтересованных лиц по всем вопросах, касающимся сферы инвестиций.

Форма совещательных и экспертных органов, призванных консолидировать мнение общества и власти для выработки общей позиции при решении актуальных вопросов в сфере малого предпринимательства динамично развивалась и трансформировалась. В настоящее время функционирует Координационный совет Волгоградской области по развитию малого и среднего предпринимательства, на заседаниях которого поднимаются вопросы имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, их кредитования, аренды и другие. В деятельности Координационного совета активно участвуют общественные организации малого бизнеса «Волгоградский Центр защиты и развития бизнеса «Дело», областной и районный комитеты профсоюзов работников малых инновационных предприятий, НП «Волгоградский актив предпринимателей», НП «Ассоциация предпринимателей Красноармейского района», Волгоградские областные отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» и «Деловая Россия», торгово-промышленные палаты.

В Волгоградской области постоянно проводится планомерная политика по оказанию поддержки и развитию малого и среднего бизнеса, в том числе по созданию благоприятной внешней среды для развития малого и среднего предпринимательства [3].

Осуществление данной политики происходит с помощью следующих мероприятий:

- правовое обеспечение функционирования малого предпринимательства, сферы налогового регулирования, процесса предоставления государственных услуг, участия субъектов малого и среднего предпринимательства в государственном заказе;

- выработка эффективных мер поддержки с учетом новых конкурентных вызовов по реализации стратегии импортозамещения и антисанкционной политики России;

- формирование комплекса инфраструктуры, оказывающей поддержку малому и среднему предпринимательству Волгоградской области, особенно на уровне муниципалитета;

- обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансово-кредитным ресурсам на региональном уровне;

- осуществление комплекса мероприятий, связанных с созданием условий развития государственно-частного партнерства, например – проведение рабочих групп и круглых столов с Внешэкономбанком и другими структурами на тему государственного регулирования в сфере государственно-частного партнерства.

Также можно отметить в комплексе средств поддержки малого и среднего бизнеса такое направление как проведение мероприятий по созданию, укреплению и развитию тесных контактов с российскими торговыми представительствами за рубежом.

Эти мероприятия включают:

- информационный блок: повышение информированности иностранных хозяйствующих субъектов о предприятиях Волгоградской области, осуществление поиска новых деловых партнеров;

- координационный блок: заключение новых соглашений о сотрудничестве и партнерстве с зарубежными странами, координация мероприятий по уже заключенным соглашениям с иностранными государствами и субъектами Российской Федерации;

- интеграционный блок: участие в зарубежных и российских мероприятиях, связанных с формированием и продвижение положительного имиджа региона в международном масштабе;

- экспортный блок: создание регионального центра по координации поддержки экспортоориентированных малых и средних предприятий.

Заключение

Рассматривая интернационализацию инноваций с позиции функционального подхода, можно выделить три перспективных направления:

- осуществление корпорациями международной коммерциализации инновационных технологий, разработанных на основе исключительно российских разработок;

-   укрепление международного сотрудничества государственных и частных организаций страны в научно-технической сфере, включая действующие на территории страны филиалы транснациональных корпораций;

- разработка различных форм инноваций на базе транснациональных корпораций.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (ред. 29.06.2015г.)«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // КонсультантПлюс. ВерсияПроф. – [Электронный ресурс]  https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95688/ Дата доступа: 20.09.2017

2. Федеральная служба государственной статистики. Малое и среднее предпринимательство в России. Стат. сб./ Росстат. – М., 2015. – 96 с.

3. Областная целевая программа «Развитие и поддержка малого предпринимательства в Волгоградской области». – Режим доступа:  http://urp.volganet.ru/export/sites/urp/programma.doc/

4. Беков, Р. С. О роли Волгоградской области в Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года. // [Электронный ресурс]  http://www.promvest.info Дата доступа: 28.05.2016

5. Материалы Агентства инвестиций и развития Волгоградской области // [Электронный ресурс]  http://www.airvo.ru Дата доступа: 28.05.2017

6. Материалы Комитета экономики администрации Волгоградской области // [Электронный ресурс]  http://economics.volganet.ru Дата доступа: 28.05.2017

7. Гончарова Е. В. Малое и среднее предпринимательство (инновационно-производственный аспект): учеб. пособие / Е. В. Гончарова, Л. Н. Медведева, М. К. Старовойтов, Я.М. Старовойтова; ВПИ (филиал) ВолгГТУ. – Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2016. – 256 с.

References

1. Federal law from 7/24/2007 of No. 209-FZ (edition of 29.06.2015) "About development of small and average business in the Russian Federation"//ConsultantPlus. Versiyaprof. – [Electronic resource] https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95688/Date of access: 9/20/2017 (in Russ.).

2. Federal State Statistics Service. Small and average business in Russia. To become. сб. / Rosstat. – M, 2015. – 96 pages (in Russ.).

3. Regional target program "Development and Support of Small Business in the Volgograd Region". – Access mode: http://urp.volganet.ru/export/sites/urp/programma.doc/ (in Russ.).

4. Bekov, R. S.O of a role of the Volgograd region in the Strategy of social and economic development of the Southern Federal District until 2020.//[Electronic resource] http://www.promvest.info Date of access: 5/28/2016 (in Russ.).

5. Materials of the Agency of investments and development of the Volgograd region//[Electronic resource] http://www.airvo.ru Date of access: 5/28/2017 (in Russ.).

6. Materials of Committee of economy of administration of the Volgograd region//[Electronic resource] http://economics.volganet.ru Date of access: 5/28/2017 (in Russ.).

7. Goncharova E. V. Small and average business (innovative and production aspect): studies. grant / E.V. Goncharovа, L.N. Medvedev, M.K. Starovoytov, Ya.M. Starovoytova; VPI (branch) of VOLGGTU. – Volgograd: IUNL VOLGGTA, 2016. – 256 pages. (in Russ.).

uecs.ru

Журнал ВАК :: УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ

Инновационное развитие отраслей экономики России

 

Чекулаев Михаил Владимирович, соискатель

Иркутский Государственный Технический Университет 

e-mail: [email protected]

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет

Chekulaev Mikhail, applicant

Irkutsk State Technical University

e-mail: [email protected]

National Research Irkutsk State Technical University

Аннотация

В данной статье приведена обобщающая информация касающаяся процесса развития инновациях в отраслях промышленности Российской Федерации.

Abstract

This article is a summary of the information concerning the process of the development of innovations in the sectors of industry of the Russian Federation.

Ключевые слова: социальная сфера; отрасли экономики; инновационная деятельность; основной капитал; инвестиции.

Keywords: social services, industries, innovation, capital assets, investments.

Введение

Значительный рост бюджетных расходов в 2004-2008 гг. не привел к существенному повышению инновационной активности отечественной промышленности. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации,  достигала10,5-10,6% в 2000 г. и 2004 г, а с 2005 г.  стабилизировалась на отметке 9,3-9,6%. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг в течение последнего десятилетия не превышал 5,5%, в 2009-2010 г. опустился ниже 5 процентов.

 

Рис. 1. Состояние развития научно-технической и инновационной сфер

 

Развитие научно-технической и инновационной деятельности

Мировой экономический кризис, наиболее активная фаза которого пришлась на 2008-2009 годы, привел к сокращению расходов частного бизнеса на инновации и обострил структурные слабости российской инновационной системы.

Далее проанализируем ситуацию, связанную с направлениями, по которым планируется развитие научно-технической и инновационной деятельности.

Основным механизмом развития фундаментальных исследований в 2011-2012 гг. будет являться Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008-2012 годы.

В целях повышения эффективности коммерциализации результатов фундаментальных исследований через проведение прикладных НИОКР будет обеспечено создание совместного центра трансфера технологий Российской академии наук и ОАО «Роснано», планируется формирование стратегической программы инновационного развития РАН.

С целью дальнейшего стимулирования качества проводимых исследований будут предприняты меры по развитию конкуренции в фундаментальных исследованиях. Планируется формирование с 2013 года Программы фундаментальных исследований Российской Федерации с обеспечением доступа к этим программам организаций высшего образования и научных организаций, не входящих в государственные академии наук.

Основные меры по развитию прикладной науки будут реализованы в рамках федеральных целевых программ (ФЦП), направленных на развитие научных и опытно-конструкторских разработок в приоритетных секторах экономики.

Основные механизмы поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства

В 2011 году бюджетные ассигнования на реализацию ФЦП составляют 925,11 млрд. рублей – около 8,7% от общего объема расходов федерального бюджета. При этом бюджетные ассигнования на реализацию наукоемких ФЦП, обеспечивающих реализацию государственных приоритетов в научно-технической сфере и высокотехнологичных отраслях экономики, составляют 217,68 млрд. рублей – около 2,04% бюджетных расходов в 2011 году (в 1,06 раза больше, чем в 2010 году).

Основными механизмами поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства будут являться Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (далее – Фонд), а также программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Основным фокусом программ Фонда в 2011-2014 гг. будет предпосевное и посевное финансирование начальных этапов инновационного процесса, если коммерциализация нового знания (научного результата) начинается в форме малого предприятия, а также участие в реализации пилотных программ по развитию научно-инновационного центра «Сколково», содействие малым инновационным предприятиям, участвующим в реализации приоритетов, определенных Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России. В этих целях финансирование Фонда в 2011 году увеличено до 4 млрд. рублей. С 2012 по 2014 год требуется финансирование в размере 15,6 млрд. рублей (5 млрд. рублей, 4,6 млрд. рублей и 6 млрд. рублей по годам соответственно).

Важной мерой по поддержке начинающих малых инновационных компаний будут являться гранты малым компаниям, создаваемым при высших учебных заведениях в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ, а также предоставление субсидий уже действующим инновационным компаниям на компенсацию затрат по разработке новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов; приобретению машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями;  приобретению новых технологий (в том числе прав на патенты, лицензии на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей) и т.п.

Инновационная деятельность в государственных корпорациях и крупных компаниях с государственным участием будет развиваться  в соответствии с и программами инновационного развития, разработанными в первом полугодии 2011 года.

Реализация таких программ должна обеспечить увеличение внутреннего коммерческого рынка заказов на инновационную продукцию. В программах инновационного развития предусмотрены меры по повышению эффективности взаимодействия компаний с ведущими высшими учебными заведениями, научными организациями, малыми и средними инновационными предприятиями, технологическими платформами, что позволит повысить спрос на результаты исследований и разработок.

Планируется, что в ходе реализации программ инновационного развития совокупные расходы на НИОКР 47 крупнейших компаний с государственным участием увеличатся к 2013 году до 357,5 млрд. рублей (в 2010 г. – 216,8 млрд. рублей), в том числе за счет собственных средств – до 175,7 млрд. рублей (в 2010 году – 69,5 млрд. рублей). В целом расходы на реализацию программ инновационного развития составят  732 млрд. рублей в 2011 году, 950 млрд. рублей в 2012 году и 1441 млрд. рублей в 2013 году.

Основные направления развития инфраструктуры национальной инновационной системы будут связаны с повышением результативности коммерциализации результатов проводимых исследований и разработок.

На эти цели будет направлена деятельность основных инфраструктурных организаций поддержки инновационной активности: Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российской венчурной компании, ОАО «Роснано», Российского фонда технологического развития, а также Внешэкономбанка.

СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ

В целях поддержки усилий регионов по стимулированию инновационной активности в 2013-2014 годах субъектам Российской Федерации, достигшим наилучших результатов в данной сфере, на конкурсной основе будут предоставляться субсидии в объеме 10 млрд. рублей.

В 2012-2014 гг. активно продолжится реализация государственной политики, направленной на вхождение России в число мировых лидеров в области нанотехнологий. Исходя из этой цели, сформулированы основные задачи ОАО «Роснано» – коммерциализация разработок наноиндустрии, а также координация инновационной деятельности в этой сфере. К 2015 году в результате деятельности корпорации объем производства нанопродукции предприятиями, в которые инвестирует ОАО «Роснано», должен составить не менее  300 млрд. рублей в год, а суммарный объем производства всей российской наноиндустрии должен составить 900 млрд. рублей.

Учитывая, что биотехнологии наряду с нано- и информационно-телекоммуникационными технологиями являются одним из трех ключевых направлений развития технологий современной инновационной экономики, в 2011 году будет принята программа развития биотехнологий в Российской Федерации на   2011-2020 годы «БИО-2020».

В 2011-2014 гг. динамика инвестиций во многом будет обусловлена инвестициями топливно-энергетического комплекса ростом частных инвестиций в обрабатывающих секторах при сокращении государственных капитальных вложений в реальном выражении. В базовом умеренно-оптимистичном варианте прогнозируется рост инвестиций в 2011 году оценивается в 5,5-6 процентов. В базовом умеренно-оптимистичном варианте прогнозируется рост инвестиций в 2012 году на 7,8%, в 2013 году – на 7,1%, в 2014 году – на 7,2 процента.

В инвестиционном процессе 2011 года отмечается продолжение тенденции опережающего роста инвестирования в машины и оборудование, включая импортные. При этом наблюдается разрыв между расчетной динамикой инвестиций в машины и оборудование и в здания и сооружения, с одной стороны, и отчетными данными Росстата, с другой стороны.   

Таблица 1

Вклад в прирост инвестиций в основной капитал по комплексам

Показатели

2012

2013

2014

Инвестиции в основной капитал в целом по экономике

7,8

7,1

7,2

Топливно-энергетический комплекс

2,6

2,5

-0,5

Транспорт (без трубопроводного)

0,3

0,5

0,9

Агпромышленный косплекс

0,3

0,4

0,4

Обрабатывающая промышленность

0,8

0,6

0,6

Образование, здравоохранение

0,5

0,3

0,5

Недвижимость и строительный комплекс

2,1

1,5

2,6

В 2012-2014 гг. рост инвестиций во многом будет обусловлен инвестициями компаний топливно-энергетического комплекса, к концу прогнозного периода их вклад начнет ослабевать. С 2012 года ожидается рост инвестирования в недвижимость. Высокие темпы роста будут характерны для отраслей сферы развития человеческого капитала и высокотехнологичных отраслей. С 2012 года ожидается оживление инвестиций в агропромышленный комплекс, будет преодолена инвестиционная пауза после засухи 2010 года.

Консервативный вариант прогноза будет характеризоваться более низким уровнем инвестиционной активности, менее благоприятным инвестиционным климатом. За три года прирост инвестиций окажется ниже на 4,4 п. пункта. Меньшие объемы инвестиций будут направлены на развитие транспортной инфраструктуры, в образование, здравоохранение, науку, в высокотехнологичные отрасли.

 

 

Рис. 2. Динамика инвестиций в основной капитал

В прогнозе предполагается реализация инвестпрограммы ОАО «Газпром» в объемах, одобренных советом директоров в ноябре прошлого года. Дополнительно предусмотрена возможность увеличения роста инвестиций в газовую отрасль в текущем году в преддверии реализации решения по увеличению налоговой нагрузки на компанию со следующего года (в первом полугодии текущего года уже наблюдается ускорение роста инвестиций, так по данным Росстата после сокращения инвестиции в газопроводный транспорт в I квартале на 4,3% во II квартале рост составил 216%). При этом инвестиции в 2012 году могут быть снижены. В пользу вероятного сокращения инвестиций относительно заявленных объемов свидетельствует практика последних лет, когда ежегодно происходил пересмотр инвестиционной программы ОАО «Газпром» в сторону уменьшения (на 20-30%). Поэтому в прогнозе учтены риски уменьшения объемов инвестирования в 2012 году и переноса реализации ряда проектов на 2013 год. Доля инвестиций ОАО «Газпром» в инвестициях в основной капитал в целом по экономике увеличивается с 7% в 2010 году до 9-11,5% в 2012 году и далее сокращается к 2014 году до 7,5 процента.

В соответствии с инвестиционной программой ФСК за период 2010-2014 годов 22,7% средств планируется потратить на обновления основных фондов сетевого комплекса, а 22,3% – на развитие магистральных сетей. Кроме того, существенные средства планируется направить на повышение надежности энергоснабжения регионов России и повышение энергоэффективности. В рамках программы перспективного развития МРСК предполагается развивать системы коммерческого учета электроэнергии на розничном рынке и другие проекты.

Риски недофинансирования инвестпрограмм в первую очередь касаются вводов генерирующих объектов, не относящихся к ДПМ, а также модернизации и реконструкции действующих объектов. Результатом может стать снижение надежности энергоснабжения регионов, по которым не предполагались значительные вводы объектов ДПМ.

 

Рис. 3. Структура источников финансирования инвестиций в основной капитал

В структуре инвестиций в 2012-2014 годах доля расходов на развитие транспортной инфраструктуры (за исключением трубопроводной) будет составлять не менее 15-18%. Расходы федерального бюджета на финансирование ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» в 2011 году утверждены на уровне 282 млрд. рублей (прирост к 2010 году на 19%). При включении в состав ФЦП мероприятий по развитию транспортной системы г. Москвы к 2014 году расходы могут превысить 400 млрд. рублей в год. Расходы на развитие железнодорожного транспорта за 2012-2014 гг. в соответствии с планами ОАО «РЖД» могут превысить 1 трлн. рублей.

Инвестиционные расходы бюджета в целом за 2012-2014 гг. в реальном выражении сокращаются, продолжится тенденция снижения доли государственных капитальных вложений в структуре инвестиций.

Доля инвестиции в основной капитал обрабатывающей промышленности может сократиться с 14,2% в 2009 и 2010 годах до 13,5-14% к 2014 году. Динамика инвестиций в среднесрочной перспективе во многом будет обусловлена программами господдержки отечественного производства. Финансирование высокотехнологичного комплекса из федерального бюджета увеличится в 1,4-1,6 раза в зависимости от варианта развития. При этом расходы на развитие космической промышленности до 2014 года увеличиваются в номинальном выражении, а по многим программам других направлений в 2014 году расходы сокращаются, что отразится на общей динамике инвестиций в основной капитал высокотехнологичного комплекса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Траектория инвестиций в основной капитал отраслей социальной сферы определяется динамикой бюджетных расходов. Номинальный темп роста бюджетных инвестиций в образование не будет снижаться ниже 14% в год, в здравоохранение – ниже 12%, их доля в общем объеме инвестиций в социальный комплекс будет сокращаться за счет расширения привлечения частного капитала.

Восстановление экономики и рост прибыли с замедлением к 2013 году с последующим ускорением в 2014 году позволят компаниям последовательно наращивать инвестиции за счет собственных средств, их доля в среднесрочной перспективе будет колебаться в районе 40-44 процентов. Развитие кредитного рынка должно обеспечить рост финансирования инвестиций за счет кредитных средств двузначными темпами: по оценкам доля финансирования инвестиций за счет кредитов банков и других организаций вырастет к 2014 году до 15-15,5% (в 2010 году – 14,3 процента).

Библиографический список

1. Российская экономика в 2011 году. Тенденции и перспективы. Вып. 33. М.: Институт Гайдара, 2012. С. 612.

2. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период  2013-2014 годов. – М.: Минэконразвития РФ, 2011.

uecs.ru

Журнал ВАК :: УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ

Перспективы инновационного развития предприятий химической промышленности

Prospects of innovative development of the enterprises of the chemical industry

 

Елена Аркадьевна Кондрашова

д.э.н. профессор кафедры менеджмента и маркетинга

СПбГТИ(ТУ),

[email protected]

Александр Васильевич Матрос

аспирант кафедры менеджмента и маркетинга

СПбГТИ(ТУ),

[email protected]

E.A.Kondrashova

Dr.Econ.Sci. professor of chair of management and marketing

 [email protected]

A.V.Matros

graduate student of chair of management and marketing

 [email protected]

 

 

Аннотация

В статье проанализировано современное состояние химической промышленности, выявлены причины снижения инновационной активности в течение двадцати последних лет. Определено, что проблема привлечения финансовых, технологических и трудовых ресурсов является основным препятствием для развития отечественной экономики согласно инновационной программе. Рассмотрены перспективы инновационного развития предприятий химической промышленности.

The current state of the chemical industry is analyzed in the article, the reasons of decrease in innovative activity within twenty last years are established. It is defined that the problem of attraction financial, technological and manpower is the main obstacle for development of domestic economy according to the innovative program. Prospects of innovative development of the enterprises of the chemical industry are considered.

Ключевые слова

Инновация. Инновационное развитие. Химическая промышленность. Экономический рост. Устойчивое развитие.

Innovation. Innovative development. Chemical industry. Economic growth. Sustainable development.

 

 

Введение

Инновационное развитие является основой модернизации экономики. Государства, занимающие лидирующие позиции в области инноваций, могут оказывать влияние на развитие экономического процесса. Существующее инновационное развитие российской экономики недостаточно активно.

Развитие потенциала химического комплекса в экономике России требует использования эффективного механизма прогнозирования. Экономические реформы 1990-2000-х годов снизили долю инновационных продуктов в ВВП России на 0,19 пункта (с 1,12 % в 2006 г. до 0,93% в 2013 г.). По доле инновационных продуктов, Россия в 2013 году занимала 312-е место в мировом производстве. Ведущие места в данной области принадлежат странам, рост ВВП в которых на 80-90% определяет техническое развитие. Сложившееся положение в стране, в период с 1990 г. по 2013 г. привело к уменьшению количества научных организаций и предприятий, внедряющих инновации в 1,8 раза. Это указывает на «слабость» материально-технической базы и соответствующих кадров развития инновационных технологий, что приводит к росту их импорта [1].

Поэтому, в настоящее время, несмотря на то, что значительная часть выпускаемой в РФ продукции химической промышленности является усовершенствованной и современной, она не является радикально новой. В то же время Россия является страной с мощной научно-технической базой, обеспечивающей более 73% мировых новаций в экономике развитых стран. К сожалению, за 2007-2013 годы Россия развивалась главным образом за счет продажи природных ресурсов (нефти, газа и т.п.), а не результатов их переработки, что значительно выгоднее, а также за счет низких кредитов иностранных банков [2].

Таким образом, изложенное выше свидетельствует о проблемах в инновационном развитии предприятий химического комплекса и подтверждает актуальность темы данной статьи.

Основная часть 

Инновационная программа российской экономики проводится в два этапа. На первом этапе - усиление конкурентных преимуществ (2007 -2012 гг.):

1) создание конкурентных преимуществ в основных отраслях;

2) адаптация к влиянию мирового кризиса;

3) создание технологических заделов, обеспечивающих переход экономики в инновационное развитие;

4) вложения в человеческий капитал и инфраструктуру.

На втором этапе - инновационное развитие (2013-2020 гг.), в результате которого обеспечивается:

1) создание передовой технологической базы;

2) повышение эффективности трудового потенциала и социальной среды;

3) формирование оптимальной структуры экономики;

4) формирование современного общества развития [2].

Ключевым вопросом в повышении эффективности деятельности страны является привлечение имеющихся финансовых, технологических, трудовых ресурсов. Решение данной проблемы требует соответствующих государственных кредитов для инновационных технологий, объем которых составляет от 50% до 70%, что позволяет организациям привлекать банковские инвестиции.

На современном этапе в России не более 50% предпринимателей вкладывают средства в модернизацию технологий производства выпускаемой продукции, 30% налаживают выпуск новых продуктов, и только 20% вкладывают деньги в исследования по разработке совершенно новой продукции [6].

Так, согласно прогнозам, инновационный путь развития отечественной экономики к концу 2020 года обусловит получение: 1) доли предприятий, осуществляющих IT-технологии до 40-50%; 2) повышение удельного веса технически новой химической продукции до 25-35%; 3) рост объема затрат на исследования и разработки до 2,5-3% от ВВП [2].

Развитие химической продукции - важнейший критерий технического развития страны. Оно связано со спросом и требует соответствующего развития высокой конкурентоспособности химической продукции и темпов ее роста и развития. Поэтому целью развития химической продукции России за рассматриваемый период является обеспечение необходимого выпуска, качества и ассортимента химической продукции, соответствующих спросу отечественного и мирового рынков, на основе технического перевооружения действующих и создания новых производств на современной технической основе.

В сложившихся условиях развития страны химическая промышленность не имеет соответствующей производственно- технологической базы. В результате РФ занимает лишь около 1,0 процента мирового выпуска химической продукции (доля отрасли в ВВП - 1,9%). Всего в России на душу населения производится около 5,0 кг/год химической продукции, при среднем в мире - 34 кг/год. Потребление отдельных видов продукции химической промышленности на душу населения, в 8-10 раз ниже, чем в Германии, Франции, Англии. Отставания в конкурентных преимуществах обусловлены, в первую очередь, слабой инновационной активностью и низкой эффективностью инвестиционного процесса на химических предприятиях [5].

Такое положение обуславливается эффективностью экспорта товаров низкой переработки в течение последних 20 лет, в условиях резкого снижения внутреннего спроса. Сложившаяся конъюнктура на мировом рынке не стимулирует экспортеров к повышению качества продукции и развитию химических предприятий. Помимо этого, важным фактором, сдерживающим развитие отрасли, является несоответствие структуры химической промышленности РФ химическим комплексам других стран. Не смотря на это, в химической промышленности имеются возможности для создания развитой отрасли, среди которых: наличие энерго-сырьевых, водных и иных природных ресурсов; растущая емкость внутреннего рынка; наличие соответствующего производственного и научно-технического потенциала.

Правительство РФ представило программу развития химического комплекса России до 2020 г., согласно которой планируется увеличить выпуск химической продукции к 2015 году в 2,2 раза по сравнению с 2007 г., повысить уровень качества химической продукции до мирового уровня за счет организации производства новой высокотехнологичной химической продукции с высокой добавленной стоимостью, то есть, прогнозируется достижение доли инновационных технологий в химической продукции до 30- 50% мирового уровня; осуществление импортозамещения для роста роли внутреннего рынка в химическом комплексе страны. Устойчивое развитие химической промышленности обуславливает формирование ряда необходимых внутренних и внешних условий [8].

К внешним условиям относятся развитие экономики России, за счет совершенствования структуры отрасли (создания государственных нефтегазовых холдингов) с целью:

а) обеспечения производств сырьем по ценам, обеспечивающим конкурентоспособность продукции на рынках;

б) финансирования долгосрочных инвестиционных проектов;

в) стимулирования государственных инвестиций в устойчивое развитие химической промышленности;

г) усиления системы подготовки кадров.

При этом, необходимыми внутриотраслевыми условиями являются:

а) переоснащение производства за счет внедрения ресурсо- и энергосберегающих оборудования, технологий;

б) снижение затрат на материальные, энергетические, трудовые ресурсы (на 12-15%) в производстве химической продукции;

в) углубление переработки сырья в 1,8- 2,0 раза по сравнению с 2007 годом, за счет внедрения инноваций, IT- технологий;

г) разработка нанотехнологий [11].

До настоящего времени стратегия развития химических предприятий основывалась на первом варианте развития экономики РФ до 2015 г., не предусматривающем прорыва масштабных инвестиционных проектов. До 2015 г. в прогнозе использованы цены на сырье, топливо, энергетические ресурсы и транспорт, принятые в стратегии до 2020 года, что обеспечивает преемственность показателей на перспективу (таблица 1) [13]. 

mat1

 

Если на первом этапе сценария развития химических предприятий (2007-2015 гг.) планировалось, в основном, реконструкция действующих мощностей и только незначительный ввод новых производств, то на втором этапе - инновационном (2015-2020 гг.) предусматривается ввод новых мощностей и создание конкурентоспособных производств по выпуску химической продукции. Для развития химических предприятий России, предполагается решение ряда задач (таблица 2) [13]. 

Планируется внедрение новых технологий во всех подоотраслях химической промышленности, что даст возможность увеличить удельный вес высокого передела в структуре продукции до 15-20% (в 2007 г. - он составлял только 3,7%). Прогнозируется, что стоимость производства химических предприятий в сопоставимых ценах 2007 г. вырастет с 2011 млрд. руб. в 2007 г. до 5756 млрд. руб. к 2020 г., а объем производства химической продукции в ценах 2007 г. - в 2,83 раза [12]. mat2

Вероятность успеха технологического развития во многом зависит как от внешних условий (конъюнктуры рынка и т.д.), так и от адаптации химических предприятий к тенденциям на внутреннем и мировых рынках.

 Решение задач развития химических предприятий невозможно без повышения их инвестиционной привлекательности за счет снижения рисков и темпов прироста химической продукции не менее 5% в год. Поэтому необходима государственная поддержка развития химических предприятий и корпораций на основе роста их эффективности и более глубокой переработки сырья и материалов за счет применения IТ-технологий [11].

Химический комплекс охватывает химические производства и производства резиновых и пластмассовых изделий (рисунок 1) [10].

Химическая промышленность является высоко приватизированной. Так, в ряде подотраслей имеются крупные корпорации. Это «Сибур Холдинг», «Лукойл-Нефтехим», «Татнефть», «Фосагро», «Еврохим», «Акрон», «Амтел» и другие, на которых выпускается свыше 60% минеральных удобрений, около 56% полимерных материалов, от 65 до 82 процентов отдельных видов СК, 88% легковых и 97% грузовых автомобильных шин [11].

mat3

 

 

Рисунок 1- Состав и структура комплекса химической продукции в 2013 г., %

mat4

 

Потребителями химической продукции являются практически все отрасли народного хозяйства. В состав химической отрасли входят свыше 1000 крупных и средних промышленных предприятий и около 100 научных и проектно-конструкторских организаций, опытных заводов. Химические предприятия размещены практически во всех федеральных округах РФ. Наибольшее развитие химические предприятия получили в четырех федеральных округах, доля которых по объему химической продукции составляет в Приволжском (43,5%), Центральном (24,4%), Сибирском (11,2%) и Южном (10,4%) [9].

Химическая промышленность характеризуется высокой территориальной концентрацией производства, что в значительной степени способствует развитию отдельных регионов страны. Тем не менее, в структуре химического комплекса России существенную долю российского рынка занимают корпорации, имеющие не более двух предприятий.

Проведенное в данной статье исследование позволяет сформулировать следующие выводы:

uecs.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта