Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Журналы «Чилисема» и «Якстерь тяштеня» отмечают 85-летие. Журнал якстерь тяштеня стихи


WikiZero - Якстерь тяштеня

Wikipedia Open wikipedia design.Специализация Периодичность Язык Адрес редакции Главный редактор Страна История издания Объём Тираж
Якстерь тяштеня
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
ежемесячный
мокшанский
430000, г. Саранск, ул. Советская, 55 Тел.: (8342) 47-05-79.
Брындина Вера[1]
Россия, Республика Мордовия
1932
4 печатных листа. Формат 60х90 1/8.
Тираж на 2-е полугодие 1997 года составлял 5229 экземпляров.

«Якстерь тяштеня» (с мокш. — «Красная звёздочка») — журнал для детей дошкольного и младшего школьного возраста на мокшанском языке. Основан в 1932 году. Тираж на 2-е полугодие 1997 года составлял 5229 экземпляров.

Издававшийся до Великой Отечественной войны под названием «Якстерь галстук» (с мокш. — «Красный галстук»), журнал был возрождён по решению ЦК КПСС в январе 1988 года[2]. Издание публикует стихи, рассказы, познавательные и развлекательные материалы, в том числе произведения читателей — детей. Основной задачей журнала является воспитание любви к мокшанской культуре и языку[1]. В последние годы сократилась подписка за пределами Мордовии, и журнал был вынужден отказаться от включения во всероссийские каталоги прессы из-за слишком высоких цен на размещение и доставку, по подписке он доступен только в Мордовии[2].

Адрес: 430000, г. Саранск, ул. Советская, 55, тел. 17-05-79. Подписной индекс 73934.

This page is based on a Wikipedia article written by contributors (read/edit).Text is available under the CC BY-SA 4.0 license; additional terms may apply.Images, videos and audio are available under their respective licenses.

www.wikizero.com

Якстерь тяштеня [Текст] : мокшень кяльса эрь ковонь журнал иттненди и од ломаттненди

Поиск по определенным полям
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

author:иванов

Можно искать по нескольким полям одновременно:

author:иванов title:исследование

Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND. Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

author:иванов title:разработка

оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

author:иванов OR title:разработка

оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

author:иванов NOT title:разработка

Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы. По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии. Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$исследование $развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

"исследование и разработка"

Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#" перед словом или перед выражением в скобках. В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов. В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден. Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

#исследование

Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса. Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка)

Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~" в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д. Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~" в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

"исследование разработка"~2

Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным. Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение. Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.
Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO. Будет произведена лексикографическая сортировка.

author:[Иванов TO Петров]

Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.

author:{Иванов TO Петров}

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат. Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

search.rsl.ru

Журналы «Чилисема» и «Якстерь тяштеня» отметили 85-летие

В этом году любимые периодические издания всех мордовских детей отмечают совсем не детский юбилей – 85 лет! Детско-юношеские журналы «Чилисема» («Восход») и «Якстерь тяштеня» («Красная звездочка»), выходящие на эрзянском и мокшанском языках, были созданы в начале 30-х годов ХХ века. С тех пор они помогают детям Мордовии и регионов России с компактным проживанием мордовского населения приобщиться к родному литературному языку. 

«Якстерь тяштеня» и «Чилисема» по сей день остаются единственными журналами для детей на национальных мордовских языках.

Выхода новых выпусков ярких и красочных журналов с нетерпением ждут дети и их родители не только в Мордовии, но и в регионах с компактным проживанием мордовской диаспоры: Ульяновской, Нижегородской, Самарской, Челябинской, Омской областях, республиках Башкортостан, Чувашия, Татарстан, на Дальнем Востоке и Камчатке. В Венгрии, Финляндии и Эстонии тоже есть подписчики этих журналов. Познакомиться с новыми номерами журнала «Чилисема» теперь можно и в интернете.

Диапазон публикуемых в этих журналах материалов очень широк: заметки об истории родного края, знаменитых земляках, сказки финно-угорских народов, рассказы и стихи эрзянских и мокшанских авторов, пишущих для детей, детские произведения. В каждом номере присутствуют сатира, юмор, различные игры, головоломки. Эти журналы являются первым помощниками для учителей эрзянского и мокшанского языков и литературы, истории родного края. Большое внимание эти национальные издания уделяют патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Эти издания неоднократно побеждали в различных российских конкурсах.

Большое внимание детские журналы уделяют начинающим авторам. «Чилисема» и «Якстерь тяштеня» делают многое для того, чтобы зажечь в юных читателях огонёк творчества. Журналы стали своеобразной кузницей подготовки творческой молодёжи к серьёзному занятию литературой, школой литературного мастерства.

Переоценить роль журналов «Чилисема» и «Якстерь тяштеня» в сохранении и развитии литературных мордовских языков невозможно: сотрудники изданий уже на протяжении многих лет прививают любовь к родному языку, мордовской культуре и краю многим поколениям мордовских детей.

Надеемся, что «Чилисема» и «Якстерь тяштеня» будут всегда сиять на небосклоне мордовской журналистики.

«Известия Мордовии».

Журналы «Чилисема» и «Якстерь тяштеня» отметили 85-летие

fugazeta.ru

Журналы «Чилисема» и «Якстерь тяштеня» отмечают 85-летие

В этом году любимые периодические издания всех мордовских детей отмечают совсем не детский юбилей – 85 лет! Детско-юношеские журналы "Чилисема" ("Восход") и "Якстерь тяштеня" ("Красная звездочка"), выходящие на эрзянском и мокшанском языках, были созданы в начале 30-х годов ХХ века. С тех пор они помогают детям Мордовии и регионов России с компактным проживанием мордовского населения приобщиться к родному литературному языку. 

"Якстерь тяштеня" и "Чилисема" по сей день остаются единственными журналами для детей на национальных мордовских языках. 

Выхода новых выпусков ярких и красочных журналов с нетерпением ждут дети и их родители не только в нашей республике, но и в регионах с компактным проживанием мордовской диаспоры: Ульяновской, Нижегородской, Самарской, Челябинской, Омской областях, республиках Башкортостан, Чувашия, Татарстан, на Дальнем Востоке и Камчатке. В Венгрии, Финляндии и Эстонии тоже есть подписчики этих журналов. Познакомиться с новыми номерами журнала «Читлисема» теперь можно и в интернете. 

Диапазон публикуемых в этих журналах материалов очень широк: заметки об истории родного края, знаменитых земляках, сказки финно-угорских народов, рассказы и стихи эрзянских и мокшанских авторов, пишущих для детей, детские произведения. В каждом номере присутствуют сатира, юмор, различные игры, головоломки. Эти журналы являются первым помощниками для учителей эрзянского и мокшанского языков и литературы, истории родного края. Большое внимание эти национальные издания уделяют патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Эти издания неоднократно побеждали в различных российских конкурсах.

Большое внимание детские журналы уделяют начинающим авторам. "Чилисема" и "Якстерь тяштеня" делают многое для того, чтобы зажечь в юных читателях огонёк творчества. Журналы стали своеобразной кузницей подготовки творческой молодёжи к серьёзному занятию литературой, школой литературного мастерства. Переоценить роль журналов «Чилисема» и «Якстерь тяштеня» в сохранении и развитии литературных мордовских языков невозможно: сотрудники изданий уже на протяжении многих лет прививают любовь к родному языку, мордовской культуре и краю многим поколениям мордовских детей. 

Надеемся, что «Чилисема» и «Якстерь тяштеня» будут всегда сиять на небосклоне мордовской журналистики.

izvmor.ru

Якстерь тяштеня - Howling Pixel

«Якстерь тяштеня» (с мокш. — «Красная звёздочка») — журнал для детей дошкольного и младшего школьного возраста на мокшанском языке. Основан в 1932 году. Тираж на 2-е полугодие 1997 года составлял 5229 экземпляров.

Издававшийся до Великой Отечественной войны под названием «Якстерь галстук» (с мокш. — «Красный галстук»), журнал был возрождён по решению ЦК КПСС в январе 1988 года[2]. Издание публикует стихи, рассказы, познавательные и развлекательные материалы, в том числе произведения читателей — детей. Основной задачей журнала является воспитание любви к мокшанской культуре и языку[1]. В последние годы сократилась подписка за пределами Мордовии, и журнал был вынужден отказаться от включения во всероссийские каталоги прессы из-за слишком высоких цен на размещение и доставку, по подписке он доступен только в Мордовии[2].

Адрес: 430000, г. Саранск, ул. Советская, 55, тел. 17-05-79. Подписной индекс 73934.

Специализация Периодичность Язык Адрес редакции Главный редактор Страна История издания Объём Тираж
Якстерь тяштеня
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
ежемесячный
мокшанский
430000, г. Саранск, ул. Советская, 55 Тел.: (8342) 47-05-79.
Брындина Вера[1]
Россия, Республика Мордовия
1932
4 печатных листа. Формат 60х90 1/8.
Тираж на 2-е полугодие 1997 года составлял 5229 экземпляров.

См. также

Примечания

  1. ↑ 1 2 Дмитрий Асташкин. «Якстерь тяштеня» идень журналсь. (МОКША) (мокш.). ГТРК Мордовия (7 июля 2016). Проверено 8 февраля 2017.
  2. ↑ 1 2 Ишуткин Н. И. Диаспора: далёкая и близкая на страницах детских журналов. Содружество финно-угорских журналистов. Проверено 8 февраля 2017.

Ссылки

This page is based on a Wikipedia article written by authors (here). Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply. Images, videos and audio are available under their respective licenses.

howlingpixel.com

" Периодическая печать на уроках внеклассного чтения по мордовской и русской литературе"

Периодическая печать на уроках внеклассного чтения по мордовской и русской литературе

Сокорова Л.А.

Цель: помочь учителю мордовского языка и литературы в работе по развитию устной и письменной речи учащихся.

Задачи: популяризация мордовского языка и литературы, привитие учащимся потребности в публицистических выступлениях.

Воспитание бережного отношения к национальному языку, традициям и обычаям своего народа, формирование духовного и физически здорового человека, любящего свой родной язык, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края – вот задачи, которые стоят передо мной, как учителем мордовского языка и литературы. Эти задачи необходимо решать таким образом, чтобы каждый ученик проникся любовью, гордостью за свою малую Родину, чтобы он смело мог сказать о том, что он мордвин и что он гордится тем, что родился, вырос и живет на этой замечательной мордовской земле, которая дала миру столько умных и талантливых людей.

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что приобщение детей к национальному языку и национальной культуре отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан.

Я считаю, что формирование интереса учащихся к изучению любого предмета является очень значимой задачей. Именно интерес является стимулом обучения, который активизирует познавательную деятельность учащихся и позволяет сделать процесс познавания продуктивным и привлекательным.

На своих уроках стараюсь создать условия для создания образовательной среды, обеспечивающей развитие и реализацию интеллектуальной культуры учащихся, обеспечивающей подготовку учащихся школы к жизни в условиях информационного общества, реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации, в необходимости изменения методов и технологий обучения.

Передо мной стоит одна из задач - воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти своё место в постоянно изменяющейся действительности. К.Д.Ушинский и Л.Н.Толстой были убеждены в том, что истинно воспитанный человек может быть в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть преемственность между прошлым, настоящим и будущим. Поэтому возрождение духовной культуры народа, интереса к своей истории, бережное отношение к национальным традициям помогают воспитывать периодические издания республики на мокшанском языке на уроках мокшанского языка и литературы.

Активными помощниками в моей работе являются республиканские журналы «Якстерь тяштеня» и "Мокша", газеты "Мокшень правда", районная газета "Трудовая правда"(страничка-вкладыш на мокшанском языке "Кельгома, шачема крайняй!")

«Якстерь тяштеня» - республиканский журнал для мокшанских детей и юношества. Издаётся с 1932 года. На страницах «Якстерь тяштеня» публикуются стихи, рассказы, материалы познавательного и развлекательного характера, литературные и художественные работы моих учеников. Журнал популяризирует культуру, искусство мордовского народа, финно-угорских народов. Большое внимание уделяет патриотическому воспитанию детей. Является одним из главных учебных пособий для учителей родного языка и литературы.

Журнал призван найти в детях увлечённость в чём-либо.Увлечение воспитывает в детях интерес к жизни, познавательные навыки, умение общаться с другими сверстниками из других школ, воспитывает силу воли.

Особенность журнала в том, что он создаётся не только взрослыми для школьников, но и самими ребятами – теми, кто увлекается творческой деятельностью: ученики пишут стихи, рассказы, сказки, сценки, описывают интересные случаи из жизни, делятся впечатлениями, ведут исследовательскую работу, составляют кроссворды, тем самым развивают творческие навыки.

Я использую этот материал в учебном процессе, устраивая на уроках и внеклассных мероприятиях беседы с детьми о прочитанном, изыскивая новые формы применения средств массовой информации в учебно-воспитательных целях.

Газета - оперативный и самый массовый вид издания. Вот почему из всех видов периодических изданий в первую очередь газету целесообразно применять в учебном процессе. Это обусловлено тем, что при использовании газетных материалов:

- у учащихся воспитывается привычка регулярно (ежедневно) читать газету; вырабатываются навыки осмысленного чтения как вида речевой деятельности;

-формируется умение извлекать информацию из газетных статей, что, в свою очередь, повышает интерес к чтению газет на мокшанском языке;

-пополняется активный словарь учащихся;

- расширяется кругозор учащихся: газета отражает жизнь республики и мира многогранно, дает возможность правильно представить общую картину современной жизни;

Эффективность работы с газетным материалом во многом зависит от того, насколько методически верно вписывается эта работа в общую систему уроков мокшанского языка и литературы в национальной школе, как сочетаются газетные материалы с материалами учебника, насколько их использование способствует активизации речевой деятельности учащихся на уроках. Чтобы работа с газетой действительно стала одним из эффективных средств обучения мокшанскому языку учащихся, необходимо соблюдать определенные условия.

В первую очередь это:

-учет степени информативности, познавательной значимости, занимательности и доступности используемого газетного материала;

-тщательная предварительная подготовка газетного материала.

-знание учителем цели, места и времени использования газетного материала;

-разнообразие форм и видов работы с газетным материалом;

-соблюдение определенных этапов работы с газетой.

В школе газетные материалы могут быть использованы:

а) на уроках;

б) на факультативных занятиях;

в) на внеклассных мероприятиях: вечерах, утренниках, тематических сборах, в работе кружков, во внеурочной деятельности;

г) на классных часах и др.;

Я считаю, что среди множества газет и журналов, издаваемых в нашей республике, на уроках мокшанского языка и литературы целесообразно использовать, в первую очередь, журнал «Якстерь тяштеня».

Например, в 5 классе, показав один из номеров журнала «Якстерь тяштеня», сообщаю о том, что в нашей республике издается много газет и журналов, которые рассказывают о жизни школ других районов, о жизни людей, о спорте, о музыке, искусстве; в ней помещаются фотоснимки, рассказывающие о жизни школьников, печатаются картинки, стихи, ребусы, шутки, песни с нотами и т. д. На страницах, журнала «Якстерь тяштеня» ребята рассказывают о своих школьных делах, о своих увлечениях и планах. Через газету с ребятами разговаривают видные ученые и известные писатели, рабочие, мастера спорта и артисты, художники и композиторы. Они знакомят читателей с особенностями той или иной профессии, дают полезные советы.

Довожу до сведения учащихся информацию о том, что они сами могут писать в журнал "Якстерь тяштеня" о своих школьных делах, увлечениях.

Далее показываю статьи наших учеников, напечатанные на страницах журнала "Якстерь тяштеня". На уроках, на занятиях кружка читаем их, беседуем об их содержании.

В работе над газетным текстом можно выделить четыре этапа:

1) Вступительная беседа по содержанию текста.

2) Предварительное снятие трудностей лексического и грамматического характера.

3) Извлечение информации из текста.

4) Послетекстовые задания

Во вступительной беседе, проводимой до чтения текста, задаю вопросы с целью выяснить, что знают учащиеся по проблеме, освещаемой в тексте. Беседа может быть заменена вступительным словом, которое вводит учащихся в проблему текста.

В целях развития речи могут быть использованы также индивидуальные формы работы с газетой, в частности:

-сообщения учащихся о том, что они узнали из очередного номера газеты;

-пересказ (подробный или сжатый) содержания одной из статей, опубликованных в очередном номере газеты;

-информация на определенную тему по материалам газет. Отдельным учащимся (или лучше группе учащихся) поручается следить в газете за материалами на определенную тему: о спорте, о культурной жизни в республике и т. д. и регулярно информировать класс об этом на уроках, на занятиях кружка. 2-3 ученика почти на каждом уроке выступают с краткими сообщениями на определенную тему, которые готовят дома.

Подобная работа с периодическими изданиями оживляет уроки мокшанского языка и литературы.

В нашей школе проводятся встречи с писателями, поэтами, редакторами газет и журналов.

Недавно в гостях у ребят была детская писательница, поэтесса, главный редактор журнала «Якстерь тяштеня» Вера Ивановна Брындина. Вера Ивановна рассказала школьникам о том, как создается журнал, как начинался ее творческий путь, поделилась секретами рождения стихов, познакомила со своей новой книгой, ответила на вопросы ребят. Учащиеся тоже подготовились к встрече: для гостей они прочитали на мокшанском языке стихи собственного сочинения, исполнили песни, показали сценку. Такие встречи пробуждают интерес к национальной литературе, обогащают духовный мир детей. После встречи многие ребята решили подписаться на журнал «Якстерь тяштеня».

С журналом "Мокша" и газетой "Мокшень правда" чаще приходится работать ученикам 7-11 классов на уроках внеклассного чтения или на определённых этапах уроков по исследовательской деятельности.

В нашей школе сложилась традиция по мотивации детей к данному творчеству. По истечению полугодия награждаются внутришкольными грамотами те ученики, чьи творческие работы были напечатаны на страницах журналов и газет.

infourok.ru

Министерство культуры РМ | Поздравление Министра культуры и национальной политики Республики Мордовия А.М. Чушкина с 85-летним юбилеем основания национальных детско-юношеских изданий Республики Мордовия «Чилисема» и «Якстерь тяштеня»

Уважаемые сотрудники редакций журналов

«Чилисема», «Якстерь тяштеня»!

Примите самые искренние поздравления с вашим замечательным праздником – с 85-летним юбилеем основания национальных детско-юношеских изданий Республики Мордовия!

Среди республиканских периодических изданий журналы «Чилисема», «Якстерь тяштеня» занимают особое место. Вы стали  верными друзьями и наставниками для нескольких поколений детей, и сегодня интерес юных читателей к вам не ослабевает.

Через «Чилисему», «Якстерь тяштеня» прошли поколения поэтов, писателей, художников, в том числе тех, чьи имена составляют славу мордовской литературы, воспиталось не одно поколение читателей. Яркие и поучительные истории, рассказанные на страницах журналов, служат первыми уроками справедливости и доброты, открывают ребятам удивительный мир языка, литературы, культуры и традиций мордовского народа, знакомят их с историей, знаменитыми земляками.

Ваши журналы тесно связаны со школой, семьей, поэтому их любят и ценят не только дети, но и педагоги, родители, библиотекари.

Выпускать журнал для детей – задача сложная и ответственная, поскольку впечатления детства человек проносит через всю жизнь. Вы были и остаётесь примером высокого художественного вкуса, нравственности и доброты. Каждый номер журнала яркий, красочный, с добрыми стихами и рассказами, интересной и полезной информацией.

Искренне желаю и впредь оставаться на позициях высокой духовности и нравственности, воспитания чувства патриотизма, любви к родному языку, культуре, традициям.

Творческих успехов, благополучия и счастья вам и вашим близким. Желаю ещё долгие годы быть самым востребованным и необходимым изданием Мордовии для юных и взрослых.

www.mktrm.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта