Журналы «Чилисема» и «Якстерь тяштеня» отмечают 85-летие. Журнал якстерь тяштеня стихи
WikiZero - Якстерь тяштеня
Якстерь тяштеня | |
для детей дошкольного и младшего школьного возраста | |
ежемесячный | |
мокшанский | |
430000, г. Саранск, ул. Советская, 55 Тел.: (8342) 47-05-79. | |
Брындина Вера[1] | |
Россия, Республика Мордовия | |
1932 | |
4 печатных листа. Формат 60х90 1/8. | |
Тираж на 2-е полугодие 1997 года составлял 5229 экземпляров. |
«Якстерь тяштеня» (с мокш. — «Красная звёздочка») — журнал для детей дошкольного и младшего школьного возраста на мокшанском языке. Основан в 1932 году. Тираж на 2-е полугодие 1997 года составлял 5229 экземпляров.
Издававшийся до Великой Отечественной войны под названием «Якстерь галстук» (с мокш. — «Красный галстук»), журнал был возрождён по решению ЦК КПСС в январе 1988 года[2]. Издание публикует стихи, рассказы, познавательные и развлекательные материалы, в том числе произведения читателей — детей. Основной задачей журнала является воспитание любви к мокшанской культуре и языку[1]. В последние годы сократилась подписка за пределами Мордовии, и журнал был вынужден отказаться от включения во всероссийские каталоги прессы из-за слишком высоких цен на размещение и доставку, по подписке он доступен только в Мордовии[2].
Адрес: 430000, г. Саранск, ул. Советская, 55, тел. 17-05-79. Подписной индекс 73934.
This page is based on a Wikipedia article written by contributors (read/edit).Text is available under the CC BY-SA 4.0 license; additional terms may apply.Images, videos and audio are available under their respective licenses.
Якстерь тяштеня [Текст] : мокшень кяльса эрь ковонь журнал иттненди и од ломаттненди
Поиск по определенным полям
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:author:иванов
Можно искать по нескольким полям одновременно:author:иванов title:исследование
Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND. Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:исследование разработка
author:иванов title:разработка
оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:исследование OR разработка
author:иванов OR title:разработка
оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:исследование NOT разработка
author:иванов NOT title:разработка
Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы. По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии. Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":исследование*
Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:"исследование и разработка"
Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#" перед словом или перед выражением в скобках. В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов. В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден. Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.#исследование
Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса. Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка)
Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~" в конце слова из фразы. Например:бром~1
По умолчанию допускается 2 правки.Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~" в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:"исследование разработка"~2
Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным. Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение. Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":исследование^4 разработка
По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO. Будет произведена лексикографическая сортировка.author:[Иванов TO Петров]
Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.author:{Иванов TO Петров}
Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат. Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.search.rsl.ru
Журналы «Чилисема» и «Якстерь тяштеня» отметили 85-летие
В этом году любимые периодические издания всех мордовских детей отмечают совсем не детский юбилей – 85 лет! Детско-юношеские журналы «Чилисема» («Восход») и «Якстерь тяштеня» («Красная звездочка»), выходящие на эрзянском и мокшанском языках, были созданы в начале 30-х годов ХХ века. С тех пор они помогают детям Мордовии и регионов России с компактным проживанием мордовского населения приобщиться к родному литературному языку.
«Якстерь тяштеня» и «Чилисема» по сей день остаются единственными журналами для детей на национальных мордовских языках.
Выхода новых выпусков ярких и красочных журналов с нетерпением ждут дети и их родители не только в Мордовии, но и в регионах с компактным проживанием мордовской диаспоры: Ульяновской, Нижегородской, Самарской, Челябинской, Омской областях, республиках Башкортостан, Чувашия, Татарстан, на Дальнем Востоке и Камчатке. В Венгрии, Финляндии и Эстонии тоже есть подписчики этих журналов. Познакомиться с новыми номерами журнала «Чилисема» теперь можно и в интернете.
Диапазон публикуемых в этих журналах материалов очень широк: заметки об истории родного края, знаменитых земляках, сказки финно-угорских народов, рассказы и стихи эрзянских и мокшанских авторов, пишущих для детей, детские произведения. В каждом номере присутствуют сатира, юмор, различные игры, головоломки. Эти журналы являются первым помощниками для учителей эрзянского и мокшанского языков и литературы, истории родного края. Большое внимание эти национальные издания уделяют патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Эти издания неоднократно побеждали в различных российских конкурсах.
Большое внимание детские журналы уделяют начинающим авторам. «Чилисема» и «Якстерь тяштеня» делают многое для того, чтобы зажечь в юных читателях огонёк творчества. Журналы стали своеобразной кузницей подготовки творческой молодёжи к серьёзному занятию литературой, школой литературного мастерства.
Переоценить роль журналов «Чилисема» и «Якстерь тяштеня» в сохранении и развитии литературных мордовских языков невозможно: сотрудники изданий уже на протяжении многих лет прививают любовь к родному языку, мордовской культуре и краю многим поколениям мордовских детей.
Надеемся, что «Чилисема» и «Якстерь тяштеня» будут всегда сиять на небосклоне мордовской журналистики.
«Известия Мордовии».
Журналы «Чилисема» и «Якстерь тяштеня» отметили 85-летие
fugazeta.ru
Журналы «Чилисема» и «Якстерь тяштеня» отмечают 85-летие
В этом году любимые периодические издания всех мордовских детей отмечают совсем не детский юбилей – 85 лет! Детско-юношеские журналы "Чилисема" ("Восход") и "Якстерь тяштеня" ("Красная звездочка"), выходящие на эрзянском и мокшанском языках, были созданы в начале 30-х годов ХХ века. С тех пор они помогают детям Мордовии и регионов России с компактным проживанием мордовского населения приобщиться к родному литературному языку.
"Якстерь тяштеня" и "Чилисема" по сей день остаются единственными журналами для детей на национальных мордовских языках.
Выхода новых выпусков ярких и красочных журналов с нетерпением ждут дети и их родители не только в нашей республике, но и в регионах с компактным проживанием мордовской диаспоры: Ульяновской, Нижегородской, Самарской, Челябинской, Омской областях, республиках Башкортостан, Чувашия, Татарстан, на Дальнем Востоке и Камчатке. В Венгрии, Финляндии и Эстонии тоже есть подписчики этих журналов. Познакомиться с новыми номерами журнала «Читлисема» теперь можно и в интернете.
Диапазон публикуемых в этих журналах материалов очень широк: заметки об истории родного края, знаменитых земляках, сказки финно-угорских народов, рассказы и стихи эрзянских и мокшанских авторов, пишущих для детей, детские произведения. В каждом номере присутствуют сатира, юмор, различные игры, головоломки. Эти журналы являются первым помощниками для учителей эрзянского и мокшанского языков и литературы, истории родного края. Большое внимание эти национальные издания уделяют патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Эти издания неоднократно побеждали в различных российских конкурсах.
Большое внимание детские журналы уделяют начинающим авторам. "Чилисема" и "Якстерь тяштеня" делают многое для того, чтобы зажечь в юных читателях огонёк творчества. Журналы стали своеобразной кузницей подготовки творческой молодёжи к серьёзному занятию литературой, школой литературного мастерства. Переоценить роль журналов «Чилисема» и «Якстерь тяштеня» в сохранении и развитии литературных мордовских языков невозможно: сотрудники изданий уже на протяжении многих лет прививают любовь к родному языку, мордовской культуре и краю многим поколениям мордовских детей.
Надеемся, что «Чилисема» и «Якстерь тяштеня» будут всегда сиять на небосклоне мордовской журналистики.
izvmor.ru
Якстерь тяштеня - Howling Pixel
«Якстерь тяштеня» (с мокш. — «Красная звёздочка») — журнал для детей дошкольного и младшего школьного возраста на мокшанском языке. Основан в 1932 году. Тираж на 2-е полугодие 1997 года составлял 5229 экземпляров.
Издававшийся до Великой Отечественной войны под названием «Якстерь галстук» (с мокш. — «Красный галстук»), журнал был возрождён по решению ЦК КПСС в январе 1988 года[2]. Издание публикует стихи, рассказы, познавательные и развлекательные материалы, в том числе произведения читателей — детей. Основной задачей журнала является воспитание любви к мокшанской культуре и языку[1]. В последние годы сократилась подписка за пределами Мордовии, и журнал был вынужден отказаться от включения во всероссийские каталоги прессы из-за слишком высоких цен на размещение и доставку, по подписке он доступен только в Мордовии[2].
Адрес: 430000, г. Саранск, ул. Советская, 55, тел. 17-05-79. Подписной индекс 73934.
Якстерь тяштеня | |
для детей дошкольного и младшего школьного возраста | |
ежемесячный | |
мокшанский | |
430000, г. Саранск, ул. Советская, 55 Тел.: (8342) 47-05-79. | |
Брындина Вера[1] | |
Россия, Республика Мордовия | |
1932 | |
4 печатных листа. Формат 60х90 1/8. | |
Тираж на 2-е полугодие 1997 года составлял 5229 экземпляров. |
См. также
Примечания
- ↑ 1 2 Дмитрий Асташкин. «Якстерь тяштеня» идень журналсь. (МОКША) (мокш.). ГТРК Мордовия (7 июля 2016). Проверено 8 февраля 2017.
- ↑ 1 2 Ишуткин Н. И. Диаспора: далёкая и близкая на страницах детских журналов. Содружество финно-угорских журналистов. Проверено 8 февраля 2017.
Ссылки
This page is based on a Wikipedia article written by authors (here). Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply. Images, videos and audio are available under their respective licenses.
howlingpixel.com
" Периодическая печать на уроках внеклассного чтения по мордовской и русской литературе"
Периодическая печать на уроках внеклассного чтения по мордовской и русской литературе
Сокорова Л.А.
Цель: помочь учителю мордовского языка и литературы в работе по развитию устной и письменной речи учащихся.
Задачи: популяризация мордовского языка и литературы, привитие учащимся потребности в публицистических выступлениях.
Воспитание бережного отношения к национальному языку, традициям и обычаям своего народа, формирование духовного и физически здорового человека, любящего свой родной язык, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края – вот задачи, которые стоят передо мной, как учителем мордовского языка и литературы. Эти задачи необходимо решать таким образом, чтобы каждый ученик проникся любовью, гордостью за свою малую Родину, чтобы он смело мог сказать о том, что он мордвин и что он гордится тем, что родился, вырос и живет на этой замечательной мордовской земле, которая дала миру столько умных и талантливых людей.
Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что приобщение детей к национальному языку и национальной культуре отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан.
Я считаю, что формирование интереса учащихся к изучению любого предмета является очень значимой задачей. Именно интерес является стимулом обучения, который активизирует познавательную деятельность учащихся и позволяет сделать процесс познавания продуктивным и привлекательным.
На своих уроках стараюсь создать условия для создания образовательной среды, обеспечивающей развитие и реализацию интеллектуальной культуры учащихся, обеспечивающей подготовку учащихся школы к жизни в условиях информационного общества, реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации, в необходимости изменения методов и технологий обучения.
Передо мной стоит одна из задач - воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти своё место в постоянно изменяющейся действительности. К.Д.Ушинский и Л.Н.Толстой были убеждены в том, что истинно воспитанный человек может быть в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть преемственность между прошлым, настоящим и будущим. Поэтому возрождение духовной культуры народа, интереса к своей истории, бережное отношение к национальным традициям помогают воспитывать периодические издания республики на мокшанском языке на уроках мокшанского языка и литературы.
Активными помощниками в моей работе являются республиканские журналы «Якстерь тяштеня» и "Мокша", газеты "Мокшень правда", районная газета "Трудовая правда"(страничка-вкладыш на мокшанском языке "Кельгома, шачема крайняй!")
«Якстерь тяштеня» - республиканский журнал для мокшанских детей и юношества. Издаётся с 1932 года. На страницах «Якстерь тяштеня» публикуются стихи, рассказы, материалы познавательного и развлекательного характера, литературные и художественные работы моих учеников. Журнал популяризирует культуру, искусство мордовского народа, финно-угорских народов. Большое внимание уделяет патриотическому воспитанию детей. Является одним из главных учебных пособий для учителей родного языка и литературы.
Журнал призван найти в детях увлечённость в чём-либо.Увлечение воспитывает в детях интерес к жизни, познавательные навыки, умение общаться с другими сверстниками из других школ, воспитывает силу воли.
Особенность журнала в том, что он создаётся не только взрослыми для школьников, но и самими ребятами – теми, кто увлекается творческой деятельностью: ученики пишут стихи, рассказы, сказки, сценки, описывают интересные случаи из жизни, делятся впечатлениями, ведут исследовательскую работу, составляют кроссворды, тем самым развивают творческие навыки.
Я использую этот материал в учебном процессе, устраивая на уроках и внеклассных мероприятиях беседы с детьми о прочитанном, изыскивая новые формы применения средств массовой информации в учебно-воспитательных целях.
Газета - оперативный и самый массовый вид издания. Вот почему из всех видов периодических изданий в первую очередь газету целесообразно применять в учебном процессе. Это обусловлено тем, что при использовании газетных материалов:
- у учащихся воспитывается привычка регулярно (ежедневно) читать газету; вырабатываются навыки осмысленного чтения как вида речевой деятельности;
-формируется умение извлекать информацию из газетных статей, что, в свою очередь, повышает интерес к чтению газет на мокшанском языке;
-пополняется активный словарь учащихся;
- расширяется кругозор учащихся: газета отражает жизнь республики и мира многогранно, дает возможность правильно представить общую картину современной жизни;
Эффективность работы с газетным материалом во многом зависит от того, насколько методически верно вписывается эта работа в общую систему уроков мокшанского языка и литературы в национальной школе, как сочетаются газетные материалы с материалами учебника, насколько их использование способствует активизации речевой деятельности учащихся на уроках. Чтобы работа с газетой действительно стала одним из эффективных средств обучения мокшанскому языку учащихся, необходимо соблюдать определенные условия.
В первую очередь это:
-учет степени информативности, познавательной значимости, занимательности и доступности используемого газетного материала;
-тщательная предварительная подготовка газетного материала.
-знание учителем цели, места и времени использования газетного материала;
-разнообразие форм и видов работы с газетным материалом;
-соблюдение определенных этапов работы с газетой.
В школе газетные материалы могут быть использованы:
а) на уроках;
б) на факультативных занятиях;
в) на внеклассных мероприятиях: вечерах, утренниках, тематических сборах, в работе кружков, во внеурочной деятельности;
г) на классных часах и др.;
Я считаю, что среди множества газет и журналов, издаваемых в нашей республике, на уроках мокшанского языка и литературы целесообразно использовать, в первую очередь, журнал «Якстерь тяштеня».
Например, в 5 классе, показав один из номеров журнала «Якстерь тяштеня», сообщаю о том, что в нашей республике издается много газет и журналов, которые рассказывают о жизни школ других районов, о жизни людей, о спорте, о музыке, искусстве; в ней помещаются фотоснимки, рассказывающие о жизни школьников, печатаются картинки, стихи, ребусы, шутки, песни с нотами и т. д. На страницах, журнала «Якстерь тяштеня» ребята рассказывают о своих школьных делах, о своих увлечениях и планах. Через газету с ребятами разговаривают видные ученые и известные писатели, рабочие, мастера спорта и артисты, художники и композиторы. Они знакомят читателей с особенностями той или иной профессии, дают полезные советы.
Довожу до сведения учащихся информацию о том, что они сами могут писать в журнал "Якстерь тяштеня" о своих школьных делах, увлечениях.
Далее показываю статьи наших учеников, напечатанные на страницах журнала "Якстерь тяштеня". На уроках, на занятиях кружка читаем их, беседуем об их содержании.
В работе над газетным текстом можно выделить четыре этапа:
1) Вступительная беседа по содержанию текста.
2) Предварительное снятие трудностей лексического и грамматического характера.
3) Извлечение информации из текста.
4) Послетекстовые задания
Во вступительной беседе, проводимой до чтения текста, задаю вопросы с целью выяснить, что знают учащиеся по проблеме, освещаемой в тексте. Беседа может быть заменена вступительным словом, которое вводит учащихся в проблему текста.
В целях развития речи могут быть использованы также индивидуальные формы работы с газетой, в частности:
-сообщения учащихся о том, что они узнали из очередного номера газеты;
-пересказ (подробный или сжатый) содержания одной из статей, опубликованных в очередном номере газеты;
-информация на определенную тему по материалам газет. Отдельным учащимся (или лучше группе учащихся) поручается следить в газете за материалами на определенную тему: о спорте, о культурной жизни в республике и т. д. и регулярно информировать класс об этом на уроках, на занятиях кружка. 2-3 ученика почти на каждом уроке выступают с краткими сообщениями на определенную тему, которые готовят дома.
Подобная работа с периодическими изданиями оживляет уроки мокшанского языка и литературы.
В нашей школе проводятся встречи с писателями, поэтами, редакторами газет и журналов.Недавно в гостях у ребят была детская писательница, поэтесса, главный редактор журнала «Якстерь тяштеня» Вера Ивановна Брындина. Вера Ивановна рассказала школьникам о том, как создается журнал, как начинался ее творческий путь, поделилась секретами рождения стихов, познакомила со своей новой книгой, ответила на вопросы ребят. Учащиеся тоже подготовились к встрече: для гостей они прочитали на мокшанском языке стихи собственного сочинения, исполнили песни, показали сценку. Такие встречи пробуждают интерес к национальной литературе, обогащают духовный мир детей. После встречи многие ребята решили подписаться на журнал «Якстерь тяштеня».
С журналом "Мокша" и газетой "Мокшень правда" чаще приходится работать ученикам 7-11 классов на уроках внеклассного чтения или на определённых этапах уроков по исследовательской деятельности.
В нашей школе сложилась традиция по мотивации детей к данному творчеству. По истечению полугодия награждаются внутришкольными грамотами те ученики, чьи творческие работы были напечатаны на страницах журналов и газет.
infourok.ru
Министерство культуры РМ | Поздравление Министра культуры и национальной политики Республики Мордовия А.М. Чушкина с 85-летним юбилеем основания национальных детско-юношеских изданий Республики Мордовия «Чилисема» и «Якстерь тяштеня»
Уважаемые сотрудники редакций журналов
«Чилисема», «Якстерь тяштеня»!
Примите самые искренние поздравления с вашим замечательным праздником – с 85-летним юбилеем основания национальных детско-юношеских изданий Республики Мордовия!
Среди республиканских периодических изданий журналы «Чилисема», «Якстерь тяштеня» занимают особое место. Вы стали верными друзьями и наставниками для нескольких поколений детей, и сегодня интерес юных читателей к вам не ослабевает.
Через «Чилисему», «Якстерь тяштеня» прошли поколения поэтов, писателей, художников, в том числе тех, чьи имена составляют славу мордовской литературы, воспиталось не одно поколение читателей. Яркие и поучительные истории, рассказанные на страницах журналов, служат первыми уроками справедливости и доброты, открывают ребятам удивительный мир языка, литературы, культуры и традиций мордовского народа, знакомят их с историей, знаменитыми земляками.
Ваши журналы тесно связаны со школой, семьей, поэтому их любят и ценят не только дети, но и педагоги, родители, библиотекари.
Выпускать журнал для детей – задача сложная и ответственная, поскольку впечатления детства человек проносит через всю жизнь. Вы были и остаётесь примером высокого художественного вкуса, нравственности и доброты. Каждый номер журнала яркий, красочный, с добрыми стихами и рассказами, интересной и полезной информацией.
Искренне желаю и впредь оставаться на позициях высокой духовности и нравственности, воспитания чувства патриотизма, любви к родному языку, культуре, традициям.
Творческих успехов, благополучия и счастья вам и вашим близким. Желаю ещё долгие годы быть самым востребованным и необходимым изданием Мордовии для юных и взрослых.
www.mktrm.ru