Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Журнал регистрации поступающих грузов на аптечный склад, базу (форма N АП-76). Журналы для аптечного склада


Журнал регистрации поступающих грузов на аптечный склад, базу (форма n ап-76) приказ минздрава СССР от 08-01-88 14 об утверждении специализированных (внутриведомственных) форм первичного бухгалтерского учета для хозрасчетных аптечных учреждений (2018). Актуально в 2018 году

размер шрифта

+7 812 627 17 35

+7 499 350 44 79

8 (800) 333-45-16 доб. 100

ПРИКАЗ Минздрава СССР от 08-01-88 14 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ (ВНУТРИВЕДОМСТВЕННЫХ) ФОРМ ПЕРВИЧНОГО БУХГАЛТЕРСКОГО... Актуально в 2018 году

Журнал заводится в приемном отделе склада, базы на год, пронумеровывается, прошнуровывается, скрепляется сургучной печатью и подписью руководителя и главного бухгалтера склада, базы с указанием количества листов.

Нумерация поступающих партий груза ведется нарастающим порядком с начала года. Записи в журнал производятся после доставки груза на склад, базу и получения транспортных документов. В графы 2, 5-12 переносятся соответствующие данные транспортного документа.

Номер и дата счета (по графам 3 и 4) записываются со счета, передаваемого в приемный отдел отделом снабжения.

Для контроля за своевременностью поступления и полнотой оприходования поступивших грузов графы 1-8 заполняются с копированием на пустографку, которая затем передается в бухгалтерию с подписью руководителя приемного отдела в сроки установленные главным бухгалтером.

Графы 17-19 заполняются после приемки товаров по количеству и качеству и передаче их в соответствующие отделы. Эта передача должна производиться, как правило, в день оприходования. В случае расхождения в графе 17 указываются обе даты (оприходования и передачи) дробью.

Заполнение графы 19 "Номер приемного акта (накладной)" является подтверждением факта оприходования товара.

Графы 20-23 заполняются при передаче приходных документов в бухгалтерию. Номера реестров по приходу, указываются нарастающими номерами с начала года. Поэтому журнал регистрации поступающих грузов одновременно является журналом регистрации реестров по приходу товаров.

Работник бухгалтерии при получении приходных документов проверяет наличие приемных актов и реестров и расписывается в получении документов, проставляет в графе 20 дату приемки документов. В графе 23 "Примечание" указываются сведения о наличии недостач, расхождений в оценке качества или иных особенностей поступивших партий товаров.

www.zakonprost.ru

Обязательные для аптеки журналы учета

журналы учета в аптекеВ соответствии с приказом Минздрава РФ № 647н аптечные организации, в соответствии с выполняемыми ими функциями, должны вести документы по эффективному планированию деятельности, осуществлению процессов обеспечения системы качества. Какие обязательные журналы учета необходимо вести в аптеке?

Приказы и проверки Журнал регистрации приказов (распоряжений) по организации

  1. Журнал регистрации приказов (распоряжений) по предприятию.
  2. Журнал учета проверок юридического лица или ИП органами государственного или муниципального контроля (надзора).

Хранение товаров аптечного ассортимента

  1. Журнал ежедневной регистрации параметров температуры и влажности в помещениях для хранения.
  2. Журнал периодической регистрации температуры внутри холодильного оборудования.

Движение и учет лекарственных препаратов

  1. Журнал по обеспечению лекарственными препаратами минимального ассортимента, отсутствующими на момент обращения покупателя.
  2. Журнал учета лекарственных препаратов с ограниченным сроком годности.
  3. Журнал учета дефектуры.
  4. Журнал учета поступления и расхода вакцин (при наличии).
  5. Журнал учета рецептов, находящихся на отсроченном обслуживании (при наличии).

Предметно-количественный учет, наркотические и психотропные препараты (при наличии)

  1. Журнал учета операций, связанных с обращением лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету.
  2. Журнал регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Внутриаптечное производство

  1. Журнал лабораторно-фасовочных работ.

Внутренний контроль в аптечной организации

  1. Журнал регистрации результатов приемочного контроля.

Работа с медицинскими организациями

  1. Журнал учета неправильно выписанных рецептов.
  2. Журнал информационной работы с медицинскими организациями о порядке обеспечения граждан льготными и бесплатными лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.

Охрана труда в аптечной организации

  1. Журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда.
  2. Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте.
  3. Журнал учета инструктажей по пожарной безопасности.
  4. Журнал регистрации инструктажа по электробезопасности.

Другие интересные статьи:

pervostolnik.ru.com

22. Порядок приема, учета и отпуска товаров с аптечного склада

Приемка товара осуществляется в соответствии с Постановлением совета министров СССР №888, договор поставки, инструкция гос арбитража П6,П7

Приемку товара осуществляет экспедитор – материально ответственное лицо, работает по договоренности выданной руководителем склада

Функции экспедитора:

1.получение извещения о получении товара

2. принимает товар, проверяет целостность вагона, считает количество мест и принимает

3.сдает товар в приемный отдел

4.если есть повреждения товара, то заполняет коммерческий акт

5.Документы заносят в журнал регистрации поступивших грузов (товарная накладная, счет фактура, документы на качество)

6. приемка на складе осуществляется комиссионно не менее 3 человек

7.В коробке должен быть упаковочный вкладыш

-Если порча, то составляется акт об установленном расхождении в качестве и количестве при приемке товара

- Просматриваем договор:

Приглашается представитель поставщика(ждем 1день- одногородних, 3дня- иногородних не включая времени на проезд)

Составляем претензию поставщику(юридических отдел)  товар в карантинную зону

8.Приемка по количеству мест и весу брутто в момент получения товара

9. По весу нетто и по количеству товарных едениц в течении 10 дней, если скоропортящиеся то 24 часа

10. По качеству и комплектности : 10 дней- одногородние, 20 дней- иногородние

11.На принятый товар составляется приемный акт в 3- ех экземплярах(один экземпляр для оперативного отдела, один для отдела снабжения, один остается на складе)

12.Наркотические средства, психотропные вещества и спирт принимают сразу отделы хранения, минуя приемный отдел

13.В приемном отделе проводят отбор проб для анализа

14.Оперативные отделы

- на одну партию одна стеллажная карточка для контроля за сроками годности

- карточка складского учета заводится на 1 месяц (регистрация поступления в течении дня)

-книга регистрации приемных актов

- книга регистрации накладных на отпуск товара

15.Товар из отдела хранения направляется в экспедиционный отдел

16.В экспедиционной упаковывают, вкладывают вкладыш,готовят сертификаты по качеству, пропуск для вывоза товара.

17. Заявка на наркотические и психотропные вещества, спирт в письменном виде, на латинском языке названия, подпись и печать руководителя

18.Наркотические и психотропные вещества отгружаются из отделов хранения в опечатанном виде.

23. Хозяйственный учет. Виды учета, учетные измерители, объекты учета. Документация хозяйственной деятельности.

Хозяйственный учет – динамическая, открытая, связанная с внешней средой информационная система наблюдений количественного и качественного измерений и отражения социально-экономических и хозяйственных процессов учетного показателя для управления общественным производством.

Виды учета:

1.Пользователи

а) финансовый учет – обеспечивает информацией внешних пользователей

- прямой финансовый интерес – кредиторы, поставщики

- косвенный финансовый интерес – налоговые

- не имеют финансовый интерес – аудиторы, органы статистики

б) управленческий – формирование, контроль, планирование затрат для внутреннего потребления.

1.Технология сбора, регистрации и обобщения информации.

а) оперативно технический учет – система наблюдений, регистрации получения количественных данных от отдельных операций в целях контроля и управления ими в конкретной организации.

б) статистический – способ наблюдения, регистрации массовых явлений и процессов хозяйственной деятельности с целью получения обобщенной информации и выявления закономерного развития явлений.

в) бухгалтерский учет – упорядоченная система сбора, регистрации, обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движений путем сплошного непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций(ФЗ-129 1996г. «о бух. учете»)

г) налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов сформированных в соответствии с налоговым кодексом.

Учетные измерители:

1.Натуральный (кг, м, шт, упаковки)- количественное измерение однотипных объектов

2.Трудовые(часы, дни)- для учета затрат труда и времени

3.Денежный- (универсальный) измеряется все

Объекты учета:

1.Составляющие хозяйственную деятельность

- изготовление ЛС

- хранение ЛС

- списание

2.Обеспечивающие хозяйственную деятельность

- имущество предприятия

-материальные и не материальные ресурсы которыми предприятие владеет и которые обеспечивают его хозяйственную деятельность- хозяйственные средства

Документация хозяйственной деятельности:

1.Хозяйственная операция – каждый свершившийся факт в предприятии оформленный документально

2.Документ – материальный носитель который позволяет доказательно подтвердить хозяйственные операции и право на их совершение. Рациональность фармацевтических документов подтверждается их стандартизацией(одинаковый по размерам, форме, названию, расположению реквизитов документов ) и унификаций (единая форма документов).

В результате унификации разрабатываются:

- типовые формы первичной документации(утверждает служба статистики)

- Специализированная форма(«отраслевая», утверждает приказ №14 1998г., методические рекомендации №94/124 от 1998г.)

Документы делятся:

1.Первичные учетные(выполняют хозяйственные операции)

Требования к оформлению:

а) альбомы унифицированной формы первичной отчетной документации

б) самостоятельный документ содержит обязательные реквизиты:

- Наименование документа

- дата составления

- наименование организации которая составляет

- содержание хозяйственной операции

- измерители хоз. Операции в натуральном и денежном выражении

- наименование должностей ответственных за совершение хоз операции

- личные подписи указанных лиц

Формы внутренних документов и перечень лиц имеющих право подписи первичных документов утверждается по согласованию с главным бухгалтером и учетной политики руководителя.

2.Регистры(обработка информации первичных документов)- для систематизации и накопления информации в первичных учетных документах, для бухгалтерского учета.

Хранение всех документов в течении сроков которые указаны в архивных документах, но не менее 5 лет(ФЗ - 129)

studfiles.net

учет движения товаров в отделах аптечного склада. Построение логистических цепей

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

Научиться документально оформлять движение товарно-материальных ценностей в приемном отделе и в отделах хранения аптечного склада. Строить логистические цепи по информационным и финансовым потокам с указанием их связи с определенными логистическими операциями.

Методические рекомендации

1. Графы 2, 5–12 журнала регистрации поступающих грузов заполняются на основании данных транспортных документов (железнодорожной накладной, почтовой квитанции и т.д.). Графы 3 и 4 – на основании счета поставщика. Графы 17 и 19 заполняются после приемки товаров по количеству и качеству их в соответствующие отделы, причем, заполнение графы 19 «Номер приемного акта (накладной)» является подтверждением факта оприходования товара. Графы 20 – 23 заполняются при передаче приходных документов в бухгалтерию.

2. В приемном акте по форме № 787-АП в графе «Количество поступившее» показывается количество фактического товара, принятого материально-ответственными лицами отдела хранения склада, за минусом недостач, боя, брака и товара, сданного на анализ по акту отбора проб. При механизации учета движения товара медикаменты, сданные на анализ при поступлении, включаются по отделу в эту же графу.

3. Приемный акт формы № АП-78 (мех) оформляется при механизированной обработке движения товаров.

4. Акт об установленном расхождении в количестве и качестве при приемке товара (форма № АП-2). Акт составляется приемной комиссией в тех случаях, когда установлена недостача, бой, брак и порча товаров. Все реквизиты акта должны быть заполнены четко и разборчиво, так как он является документом, на основании которого предъявляют претензию и иск о возмещении излишне уплаченных сумм. Акт составляется в 3-х экземплярах:

1-й - направляется в арбитражный суд или вышестоящую организацию;

2-й - прилагается к приемному акту;

3-й – предназначен для поставщика.

5. Акт проверки неоприходованных товаров. Составляется в приемном отделе склада по окончании отчетного месяца на основании проверки фактических остатков не принятых и не оприходованных грузов, данных журнала регистрации поступивших грузов и оплаченных счетов поставщиков. В разделе «А» записываются грузы, на оплату которых поступили счета поставщиков. В разделе «Б» показываются грузы, по которым счета поставщиков не поступили.

6. Акт на списание медтоваров при поступлении составляется при механизированном учете движения товаров на недостачу, порчу и бой (в 4-х экземплярах).

7. Журнал учета движения товаров по отделу аптечного склада, базы является копированием записей с карточек складского учета товаров.

8. Стеллажная карточка. Карточка составляется в отделах хранения склада, базы, в одном экземпляре на каждую поступившую партию медтоваров и служит контрольным документом за реализацией лекарственных средств по срокам годности.

9. Упаковочный вкладыш. Форма применяется при упаковке товаров в ящики, контейнеры, мешки и т.д., заполняется в 2-х экземплярах. Один экземпляр кладется в упаковку, второй – прилагается к накладной, которая остается у грузоотправителя.

10. Сопроводительный (упаковочный) лист составляется при отправке товаров почтой, железной дорогой, автомобильным, водным и воздушным транспортом или другими средствами транспортных организаций. Составляется в 2-х экземплярах, один из которых (первый экземпляр) передается транспортной организации, а второй экземпляр возвращается в отдел экспедиции вместе с квитанцией по отправке грузов.

Таблица 1

Форма № АП-76

studfiles.net

Документы для аптечного склада (СОПы)

Документы  для аптечного склада (СОПы)

В соответствии с установленными требованиями на работы и услуги, составляющие фармацевтическую деятельность, которые могут повлиять на качество лекарственных средств и обслуживания населения, должны быть разработаны РИ и СОП. 

Мы предлагаем предлагаем для организаций осуществляющих оптовую торговлю, хранение и перевозку лекарственных средств для медицинского применения готовые шаблоны документов по организации системы менеджмента качества.

 

В указанный пакет документов для фармацевтического (аптечного) склада включены следующие образцы (шаблоны) документов в редактируемом электронном формате:

 

  1. Правила разработки, утверждения и обращения РИ и СОП;
  2. Правила внутреннего аудита «самоинспекций»;
  3. Порядок обучения и инструктажа работников;
  4. Порядок проверки знаний сотрудников организации;
  5. Порядок проведения внешнего аудита;
  6. Порядок рассмотрения претензий;
  7. Управление доступом в помещения организации;
  8. Санитарные, гигиенические и иные правила поведения сотрудников аптечного склада на рабочем месте;
  9. Инструкция по проведению дезинфекционных,  дератизационных и дезинсекционных мероприятий в организации; 
  10. Инструкция по уборке помещений в организации;
  11. Порядок  обращения с моющими и дезинфицирующими средствами;
  12. Порядок  калибровки измерительных приборов и оборудования;
  13. Порядок технического обслуживания оборудования;
  14. Требования к организации  мониторинга условий хранения товара;
  15. Порядок проведения инвентаризации на аптечном складе;
  16. Система обращения лекарственных средств на аптечном складе;
  17. Инструкция по приёмке товара;
  18. Порядок комплектации поставляемой партии товара;
  19. Порядок отпуска товара;
  20. Отзыв товара;
  21. Порядок перевозки товара;
  22. и иные документы СМК аптечного склада (всего более трёх десятков необходимых СОП).

 

Для приобретения указанного пакета стандартных операционных процедур необходимо отправить заявку   на электронную почту, либо связаться по указанным на сайте телефонам.

doctorright.ru

Какие учетные журналы необходимо вести в аптеке?

журналы учета в аптекеКакие учетные журналы необходимо вести в аптеке? Постараемся ответить на данный вопрос.

1. Журнал регистрации неправильно выписанных рецептов.

Ориентируемся на Приказ Минздравсоцразвития России  №785 "О Порядке отпуска лекарственных средств" от 14.12.2005. Форму данного журнала смотрим там же. (Приложение №4).

2. Журнал учета лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету.

Ориентируемся на Приказ Минздрава России  №378н от 17.06.2013 "Правила регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и Правила ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения".

Журналы оформляются на календарный год. Журнал учета ЛС, подлежащих ПКУ хранится в металлическом шкафу (сейфе), ключи от которого находятся у лица, уполномоченного на ведение и хранение журнала ПКУ. Заполненные журналы учета хранятся в архиве юридического лица (индивидуального предпринимателя). Срок хранения журналов в архиве не указан.

3. Журнал учета и поступления медицинских иммунобиологических препаратов (МИБП).

Ориентируемся на Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.3.2.1120-02 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям транспортировки, хранению и отпуску гражданам медицинских иммунобиологических препаратов, используемых для иммунопрофилактики, аптечными учреждениями и учреждениями здравоохранения" от 10.04.2002 №15 (Форму журнала можно посмотреть в Приложении №1).

4. Журнал учета сроков годности лекарственных средств.

Данный журнал ведется только при отсутствии компьютерного учета сроков годности лекарственных средств (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 №706н).

5. Журнал регистрации показаний приборов в помещении, где хранятся лекарственные препараты.

Форма данного журнала не установлена, так что ведем его в произвольной форме.  Журнал или карта регистрации температурного режима хранится в в аптеке в течение одного года, не считая текущего.

6. Журнал учета проверок.

Журнал учета проведенных проверок ведется в соответствии с частью 8 статьи 16 Федерального закона РФ от 26.12.2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Форму журнала учета проверок можно посмотреть в Приказе Приказе Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 №141 (Приложение №4).

7. Журнал регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ (НС и ПВ).

Форма журнала смотрим в Постановлении Правительства РФ №419 "О представлении сведений о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с их оборотом" от 09.06.2010. Нумерация записей в журналах по каждому наименованию прекурсора осуществляется в пределах календарного года в порядке возрастания номеров. Нумерация записей в новых журналах начинается с номера, следующего за последним номером в заполненных журналах.

Заполненные журналы вместе с документами, подтверждающими осуществление операций, хранятся в течение 10 лет после внесения в них последней записи.

8. Журнал регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (НС и ПВ).

Форма журнала регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ приведена в Постановлении Правительства РФ №644 "Правила ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ" от 04.11.2006 (Приложение 1).

Порядок ведения и хранения указанных журналов установлен вышеуказанным Постановлением Правительства РФ. Журнал хранится в течение 10 лет после внесения в него последней записи. Журнал заводится на один календарный год. Не использованные в текущем календарном году страницы журналов регистрации прочеркиваются и не используются в следующем календарном году.

Другие интересные статьи:

pervostolnik.ru.com

СОП для аптек: хранение лекарственных средств, приемка товара

Самвел Григорян о том, что такое стандартные операционные процедуры в аптеке и как ими обзавестись

В последнее время приказы на аптечных работников сыплются горстями — успевай уворачиваться. Один из них — Приказ Минздрава РФ от 31.08.2016 «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики…» № 647н. В этом документе появилось новое понятие «стандартная операционная процедура» (СОП). Оно не из тех понятий, о которых можно прочитать и забыть, — его придется внедрять в аптечную работу и использовать чуть ли не каждую минуту рабочего времени. Уже это само по себе говорит о важности темы. Начнем с того, что такое СОПы и зачем они нужны.

Общая информация

Стандартная операционная процедура в аптеке — это письменная инструкция, в которой изложены операции или алгоритм операций работника при осуществлении им тех или иных трудовых функций, действий, обязанностей (для простоты назовем это всё «процессами»). Например, СОП, написанная для приемочного контроля поступивших в аптеку лекарств и других товаров, должна содержать оптимальный набор шагов, которые должен совершать фармацевт/провизор, чтобы каждая партия товаров и каждая отдельная их единица была принята в соответствии с требованиями законодательства и правилами данной аптечной организации.

Согласно пункту 7ж раздела III Правил Надлежащей аптечной практики (НАП), утверждение СОП должен обеспечить своим приказом руководитель субъекта (а не объекта) розничной торговли, то есть аптечной организации, а не аптечного объекта. Для одиночных аптек это чаще всего одно и то же, но не для сетей. Сети могут подойти к вопросу формально и утвердить общие СОПы для всех своих аптек, а могут проявить избирательность и поручить разработку (но не утверждение) СОП руководителям объектов.

Обязательно ли аптечной организации или индивидуальному предпринимателю, осуществляющему фармдеятельность, иметь свои стандартные операционные процедуры? Если исходить из того, что НАП утверждена приказом Минздрава, то есть ее положения имеют обязательный характер, то и положения НАП о СОП тоже обязательны к исполнению. С другой стороны, отдельной ответственности за неутверждение и неприменение СОП в КоАП РФ не предусмотрено.

Сфера применения СОП вытекает из пункта 37 раздела VI НАП: все процессы деятельности аптеки, влияющие на качество, эффективность и безопасность товаров аптечного ассортимента, должны осуществляться в соответствии с утвержденными стандартными операционными процедурами.

Иными словами, СОПы будут регламентировать если не каждый, то большинство рабочих шагов/процедур провизоров, фармацевтов, других сотрудников аптеки. Добавим к этому, что СОПы составят очень значимую часть документации Системы качества аптечной организации (пункты 3 и 4в раздела II НАП).

СОПисатели

Как писать СОПы работникам аптеки – это следующий вопрос на который мы постараемся ответить. Спрос, как известно, рождает предложение. Коль скоро одним — не собственной прихоти, а по «принуждению» законодательства — понадобились эти пошаговые инструкции, тут же появились и те, кто взялся их написать и передать своим аптечным клиентам, разумеется, не безвозмездно.

Конечно, законодательство не запрещает аптекам использовать СОПы, написанные кем‑то другим. И покупать их тоже не запрещает. Но у этого дела есть обратная сторона. Если, извините за сленг, «тупо» приобрести СОПы не столько для использования, сколько для того, чтобы они просто лежали в аптеке, чтобы можно было их показать при проверке, — то выхолащивается сам смысл этих инструкций.

Ведь одно дело, когда такие инструкции пишет руководитель аптеки — основываясь не только на нормах законодательства, но и исходя также из реалий собственного предприятия. Тогда текст, вероятно, получится актуальным, более живым, прикладным. У такой СОП, даже если она составлена и сформулирована неидеально — как с профессиональной, так и языковой точки зрения, — больше шансов стать надежным пособием аптечного работника и при этом не вгонять его в зеленую тоску.

Купленные же СОПы — это скорее шаблоны, трафареты. Их продают всем желающим, поэтому они могут быть точно такими же, как у другой аптечной организации, которая тоже их купила.

Но, как говорит пословица, у обратной стороны тоже есть обратная сторона. Мало было у аптекарей писанины — для полного счастья им только СОПов не хватало. Теперь придется терять много часов на их разработку. А ведь не у всех есть способности писать тексты, составлять такие документы.

А кроме разработки, понадобится еще и актуализировать СОПы с появлением каждого нового приказа, закона, постановления, касающегося фармацевтической деятельности и аптечной работы. Да и просто с каждой новой необходимостью подкорректировать/дополнить те или иные процедуры, которая может возникать в текущем порядке.

«Мы б затеяли вертеж»

Первой заповедью автора СОП должно быть: «не усложняй», «не растекайся по древу». СОП — это не толстенная философская книга мудрости, а лаконичное прикладное руководство. Соответственно, она должна быть изложена кратко и доходчиво.

Можно составить СОП в виде обычного текста, но можно и — почему нет, это не запрещено — в виде таблицы или схемы последовательных рабочих шагов. Последний вариант более удобен для использования в повседневной работе, более нагляден. При приемке товара в аптеке, фармацевт будет одним глазом периодически заглядывать в лежащую сбоку или висящую перед глазами СОП по приемочному контролю. В такой ситуации схематичная подача информации воспринимается легче.

Почти каждая фраза СОП должна основываться на той или иной норме законодательства и/или внутреннего распорядка аптечной организации, зафиксированного в приказах ее руководителя. Не стоит перегружать распечатанный для сотрудников текст ссылками на эти документы. Однако можно порекомендовать составить и сохранить СОП именно с этими ссылками — чтобы и самому легче найти, «что откуда», и в случае проверки иметь возможность быстро и точно сослаться на законодательство.

Какие процессы следует «СОПировать»

Процессы, по которым руководитель аптеки сочтет необходимым либо целесообразным разработать СОПы, могут отличаться не только по характеру и содержанию, но также по объему. Они могут быть большими, охватными, а могут быть написаны для узкого, локального, иногда даже нештатного рабочего процесса, например, на случай отказа какого‑либо аптечного оборудования (в частности, холодильного), чтобы сотрудники не растерялись, а заранее знали, что делать в такой ситуации.

Как руководителю решить, нужна по данному процессу СОП или нет? Здесь два критерия. Первый — тот, что изложен в пункте 37 НАП (см. выше). Во-вторых, нужно принять во внимание важность конкретного процесса для рабочего алгоритма данной аптеки. Может быть, какой‑то процесс сам по себе не очень важен, но он сложно дается работникам, и тогда СОП можно разработать только для того, чтобы инструкция служила пособием и надежным проводником через сложности этого процесса.

Театр начинается с вешалки, а аптека — с приема товара. Необходимо иметь грамотно составленную СОП по приемочному контролю лекарственных препаратов и другой аптечной продукции.

Другая генеральная аптечная тема — СОП по хранению лекарственных средств в аптеке. В данном случае руководителю аптеки предстоит решить, стоит ли охватить всю тему аптечного хранения одной стандартной операционной процедурой или лучше написать отдельные СОП для частных случаев: по хранению препаратов, требующих холодных и прохладных условий, иммунобиологических препаратов; по зоне карантинного хранения, по зоне, предназначенной для выявленных фальсифицированных, недоброкачественных, контрафактных препаратов, с истекшим сроком годности препаратов, и т. д.

Кстати, последнюю группу НАП упоминает с особым акцентом. В пункте 66 этого документа указано, что фальсифицированные, недоброкачественные, контрафактные товары должны быть идентифицированы и изолированы от остальных аптечных товаров в соответствии со стандартными операционными процедурами. Аптечным организациям, которые имеют право работать с лекарствами, подлежащими предметно-количественному учету, логично иметь СОП (или СОПы) для надлежащего осуществления этой функции.

Сфера отпуска тоже имеет прямое отношение к эффективности и безопасности аптечных товаров, поэтому СОП/СОПы, включающие основные принципы, алгоритмы и частные схемы фармконсультирования при тех или иных вопросах посетителей будут главным пособием первостольника. Работа с контрольно-кассовой техникой формально не подпадает под норму пункта 37 НАП, поэтому ее «СОПировать» не обязательно. Но первостольнику не помешает иметь схему последовательности действий от просьбы посетителя отпустить тот или иной препарат до выдачи ему товара с чеком и сдачей.

Поскольку одна из хронических проблем повседневной аптечной практики — попытки возврата лекарств покупателями в обход постановления Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, — полезно также иметь небольшую локальную СОП на тему обмена и возврата аптечной продукции, связанных с этим действий первостольника. Добавим к сказанному, что продажа отдельных групп нелекарственных товаров, перечисленных в пункте 7 статьи 55 «Закона об обращении лекарственных средств» (например, медицинских изделий, парфюмерно-косметической продукции и др.) имеет свои особенности, которые лучше прописать в отдельной СОП.

Кроме того, согласно пунктам 67 и 68 НАП, в СОПах должны быть описаны порядки работы по обращениям посетителей и работы над ошибками, а именно порядок:

  • анализа жалоб и предложений покупателей, принятий по ним решений;
  • установления причин нарушений;
  • анализа результативности предпринятых предупреждающих (предотвращение нарушений) и корректирующих (ликвидация последствий нарушений) действий;
  • недопущения попадания фальсифицированных, контрафактных и недоброкачественных препаратов к покупателю.

Ложка дегтя

Как вы уже поняли, этими примерами «СОПтворчество» руководителя аптеки не ограничивается. Он может составить стандартную операционную процедуру по любому рабочему процессу, особенно если тот, по его мнению, имеет отношение к качеству, эффективности и безопасности аптечной продукции. Он также может включить в трудовой договор пункт о необходимости соблюдения работником положений СОП.

Кстати, пункт 37 НАП, на который мы неоднократно ссылались, похоже, заключает в себе проблему. Из него вытекает, что СОП нужно написать для всех процессов, способных повлиять на качество, эффективность и безопасность лекарственных препаратов и других аптечных товаров. Конкретики, а именно исчерпывающего перечня аптечных процессов, которые следует «СОПировать», в НАП нет.

То есть положение пункта 37 довольно расплывчато. Теоретически не исключено, что какой‑нибудь проверяющий расценит отсутствие СОП, регламентирующей, например, прием пищи работниками аптеки или посещение ими туалета и ванной комнаты, нарушением этого пункта НАП.

А нарушение положений профессиональных стандартов может быть квалифицировано как правонарушение, подпадающее под действие пункта 1 статьи 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». Для индивидуальных предпринимателей это означает штраф от 1000 до 5000 руб., для юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб.

Приходится слышать от профессионалов еще одно соображение. Можно сколько угодно долго говорить о пользе СОП, но то, что аптечные работники — то есть те, кто обслуживают десятки миллионов отечественных потребителей лекарств, — отвлекаясь от этой насущной работы, вынуждены изводить изнурительной писаниной тонны бумаги, к плюсам нововведения отнести сложно.

Ведь в составе понятия СОП есть слово «стандартный», что по словарю означает «шаблонный», «трафаретный». Вместо того чтобы десятки тысяч аптекарей теряли уйму времени на составление этих текстов или схем, не лучше было бы, чтобы их написали профессиональные аптечные объединения. А потом каждая аптечная единица могла бы, взяв эти стандартные операционные процедуры за основу, немного дописать их применительно к своим условиям, создав, таким образом, адаптированные операционные процедуры. Чтобы наш отечественный аптекарь не утонул окончательно под слоями бумаги.

Материалы о стандартных операционных процедурах:

СОП и стеллажные карты

СОП – одна из самых значимых проблем, порожденных вступлением в силу надлежащих практик. В связи с темой возможных изменений в НПХиП вновь стала актуальной дискуссия о целесообразности применения стеллажных карт...

Мысли о СОП: как создать реально работающую инструкцию

В этой статье Юлия Кудряшова попыталась обобщить свой опыт разработки основных стандартных операционных процедур. Он будет полезен тем, кто не только хочет самостоятельно разработать систему управления качеством, но и заинтересован в том, чтобы она помогала в работе....

Как писать СОП фармконсультирования

Разъясннения аптекам, как создавать документ, регламентирующий одну из самых неоднозначных сфер аптечной деятельности. Как писать СОП или СОПы фармконсультирования? Нужно ли их писать по каждому симптому в отдельности: «кашель», «болит голова», «простуда», «изжога», «насморк» и т. д....

www.katrenstyle.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта