/ учебники по ИОЖ / громова / 18 век / 04 Сатирическая ж-ка 1769-74 / 6 Журналы Новикова. Журналы новикова
11. Журнал «Кошелек» н.И. Новикова. Борьба с галломанией, за демократизацию литературного языка в журналах Новикова.
С 8 июня по 2 сентября 1774 года. Последний сатирический журнал Новикова. Новиков увлекался историей. «Древняя российская вифлиофика» - издает после «Живописца». Это научное издание, публикует древние письменные документы. Екатерина содействовала: давала субсидии, через своего секретаря сообщала различные исторические сведения и разрешала пользоваться архивами. Новиков говорит, что издает этот журнал для уведения дворянства от галломании и возвращения к истокам. Разрешения на этот журнал он не получил, просит Козицкого принести первый номер Екатерине. На 9 номере Новиков пишет: «Конец кошелька». Видимо, Екатерина с опозданием не одобрила его. «ДРВ» и «Кошелек» параллельно боролись с галломанией.
Журнал прежде всего связан с положительным. Намеревался прославлять древнерусские добродетели и хаять космополитизм. Пытается критиковать реакционные явления.
Кошелек кроме своего прямого значения еще может означать кофтяной или кожаный мешочек, куда клали косы париков. Намек: очень много денег тратится на следование французской моде. Обещал объяснить название в статье.
Центральная мишень критики – Шевалье де Мансонж (от французского «ложь»). Приехал в Россиб обучать детей, хотя на родине был парикмахером.
В 9 номере появляется «Ода России» пера Байбакова. Единственная цель этой оды – попытаться спасти журнал. Тираж неизвестен. История журналов Новикова показывает, что в 18 веке было очень трудно выражать оппозиционное мнение. Следование принципам, которые провозгласил Петр Первый – ясность, краткость, бережное отношение к языку. Две темы – крестьянство и галломания. Особый стиль: художественный лаконизм. В целом, конспективный характер, концентрированность. Эпистолярный жанр. Пытался увести журналистику от сухого академизма. Стремление приблизить язык журналов к разговорной речи. Еженедельный.
12. Просветительская и издательская деятельность н.И. Новикова в 1780-е годы. Масонство и русская просветительская журналистика.
Просветительская журналистика. Своя программа просветителя и масона. Главными средствами просвещения считал книгу и журнал. Он понимает, что кроме столиц надо разрабатывать и провинцию. Хороший коммерсант. Ценовая политика. Новиков считал чтение источником совершенства. Невысокие цены, работал с комиссионерами. Хороший предприниматель. Много сделал для книжной торговли в 16 городах России. Книжные лавки в отдельных селах, а в 1780 при книжной лавке Московского Университета организовывает первую общедоступную библиотеку-читальню. После выхода из Шлиссельбурга он открывает суконную фабрику. В 1781 Новиков создает Дружеское Ученое общество. До 1783 деятельность этого общества скованна. В 1783 – указ о вольных типографиях. 1784 – создает типографическую компанию.
1775 в Питере вступает в масонскую ложу.
Масонство – появилось в 20-е годы 18 века в Англии. Это полусекретная организация людей, которые стремились к самосовершенствованию в соответствии с христианскими правилами. Форма объединения – средневековые цехи вольных каменщиков – free masons. Они переняли все атрибуты этой профессии: циркуль, передник, перчатки и т.д, только дали им символическое толкование.
Первое достоверное свидетельство о существовании масонов в России – 1741. В 1756 в Петербурге в масонской ложе состояли Сумароков, Херасков и Карамзин. В 70-х годах в масонстве важную роль стал играть Иван Перфирьевич Елагин, литератор, драматург. 1773-1775 крестьянская война под предводительством Пугачева – провоцирует рост масонских лож. Потому что многие ищут духовное убежище. Конец 70-х – начало 80-х 18 века – около 100 масонских лож, около 2500 членов – видные сановники, вельможи, военные и штатские дворяне. Разные масонские системы – английская, шведская, розенкрейцерская (Новиков). Много шарлатанов, например, Калиостро, которые стремились добыть деньги. Часто политические интриги в масонских ложах, пытались влиять на внешнюю политику, много авантюристов. На первых порах масонство совмещало мистические настроения и идеи просветительства. Это использовал Новиков. 6-=70-е годы – все члены масонских лож были просветителями. Но уже в 80-е годы усиливается мистическое настроение, начинается увлечение тайными науками: алхимией, магией и т.д. В целом, масонство оказало влияние, как на общественное сознание, так и на литературу. Призывает к углублению в мир человеческой личности. Отразился на сентиментализме. Многие воспринимали масонство как дань времени. Екатерина Вторая масонством обеспокоилась и начала с ним борьбу.
Некоторые издания сугубо масонской ориентации. 1777 – «Санкт-Петербургские ученые ведомости». Конец сатиры. Первый в России журнал критической библиографии. Журнал выходит с опозданием. На 22 номере он кончился без объяснения причин. Тогда рецензия была в новинку. Жанр: не столько рецензии, сколько аннотации. Новиков в 1 номере дает аннотацию на «Наказ» Екатерины Второй. Тираж неизвестен. Идейное развитие Новикова: отказ от конкретной сатиры. Стремился объединить единомышленников только ради просветительских целей.
«Утренний свет» - ежемесячный с сентября 1777 года по август 1780. Нравственно-религиозное издание из-за того, что Новиков масон. Сначала в Питере, потом в Москве. Впервые посчитал самым важным внимание к человеку. Познай самого себя. Обещает пользоваться только абстрактной сатирой. Тираж: в первые годы 1000 экз (плюс дополнительные). Демократизация российского читателя. Борьба с материализмом и рационализмом. Коллективное руководство. Литературный отдел – Херасков. Отход от персонального журнализма. Новиков был меценатом, занимался благотворительной деятельностью.
В 80-е годы открывает два училища для мальчиков и девочек. Гражданская самодеятельность.
Первый журнал для женщин – 1779 «Модное ежемесячное издание или Библиотека для дамского туалета». Сначала (с января по апрель) в Питере, потом в Москве. Заботится о приятном досуге: сказки, загадки, анекдоты, эпиграммы. Авторы анонимны – тенденция. Сумароков, Майков. Хотел сообщать о парижских модах, но по большому счету о моде говорили только картинки. Это практически карикатуры, нелепые, смешные. Картинки сопровождались подписями, которые иногда были перепутаны, скорее всего, намеренно. Надписи носили сатирический характер. Тираж неизвестен.
В апреле 1779 года Новиков берет в аренду на 10 лет типографию Московского университета. Новиков взял в аренду и газету «Московские ведомости» и поднял ее. Типография умирала, Новиков оживил. Херасков тоже был масоном – благодаря этой связи удалось получить типографию. Начинает обновлять оборудование, работников, шрифты. К 85 году число печатных наименований достигло 400. Открыты специальные «Книжные лавки Новикова», не только в Москве. В конце 1779 года вокруг Новикова создается Дружеское ученое общество, в основном, из масонов – Шварц, Трубецкие и т.д. Прежде всего, они вносили деньги в Фонд общества. Открыты семинарии: педагогическая, филологическая, медицинская и т.д.
В 1784 году Новиков создает типографическую компанию. Участники – пайщики. Открывают аптеки и т.д., вносят немалые деньги, создают типографию, где до 20 печатных станков.
До Новикова тираж «Московских ведомостей» - 500-600, в 80-х – 4000 экз. Сотрудничали многие писатели, создал переводческую семинарию. Серьезно работал с кадрами. Структурно перестраивает газету «Московские ведомости». Раньше – в основном переводы, теперь – российские известия. Налаживание сети приложений, многие из них носили практический характер. С 1780 по 1789 – «Экономический магазин». Журнал-приложение. Рассчитан, прежде всего, на деревенского жителя. Редактором журнала был помещик-агроном Болотов.
С января по декабрь 1781 – «Московское ежемесячное издание». В значительной степени продолжение «Утреннего света», а также статьи политического, географического, исторического характера. Был политический отдел, похож на сатирический журнал. Письмо «О государях», мало завуалировано. О государе мужского рода, но понятно, что о Екатерине. Выступает против любвеобильных государей – фаворитизм. Здесь принимали участие студенты МУ.
1782-1786 приложение к «Московским ведомостям» - «Городская и деревенская библиотека». Четкой периодичности нет. Сначала хотел ежемесячный сроком один год. Пытался заинтересовать чтением помещиков. Основная функция – развлекательная. В основном беллетристика, переводная. Среди оригинальных произведений – цикл «Пословицы российские». 16 нравоучительных рассказов. Пытается толковать пословицы. Некоторые имели политическое звучание – «Седина в бороду, бес в ребро», «Фортуна велика, да ума мало». Юноша Лавид, которому постоянно везет становится государем на неизвестном острове. Первое распоряжение – построить карусель. Остров подходит к гибели. Во время испытания карусели он погиб. «Близ к царю, близ к смерти».
«Вечерняя заря» - ежемесячный. Мистический смысл названия. Должен служить продолжением «Утреннего света». Редактором журнала был Шварц, немец. Сначала был гувернером, потом зачислился в штат университета. Розенкрейцерство. Здесь сотрудничали студенты Шварца. Оторван от действительности. Рассуждении о посте, благоразумии, чувствах и т.д.
«Прибавление к Московским ведомостям» (1783-1784). Почти к каждому номеру газеты. История, география, текущая иностранная политика. Проблема воспитания: собственная система педагогических взглядов. Очень много места уделяется США. Проамериканские настроения – Бенджамин Франклин, тоже масон. Журнал разозлил Екатерину. В одном из номеров за 1784 год «История ордена иезуитов». Иезуиты – члены католического монашеского ордена, возникшего в 16 веке во Франции. Принцип: строгая централизация, младшие покорны старшим. Екатерина покровительствовала ему. Новиков критикует. Екатерина велит изъять этот номер.
Журнал «Покоящийся трудолюбец» (1784-1785), нерегулярный. Называл себя продолжением «Вечерней зари», но менее мистический. В основном студенты МУ. Связан с масонством. Много развлекательных статей, даже статей для детей. Иногда были сатирические выпады. Интересна работа над языком. Упрощение газетно-журнального языка, отказ от архаизмов и торжественности.
Еженедельное приложение – первый в России журнал для детей «Детское чтение для сердца и разума» (1785-1789). Считал, что воспитывать надо с помощью книги. Главное – доступность. Просвещать и развлекать. Журнал связан с благотворительностью. Бесплатное приложение. В 89 году заканчивается арендный договор с МУ. Первые два года редактировал сам Новиков, потом Петров и Карамзин. В основном короткие статьи, нравоучительные письма. В целом, христианское воспитание – тексты из Ветхого и Нового завета. Карамзин несколько выбивается – длинные переводные повести. Журнал направлен на патриотическое воспитание. «Крестьянское состояние», «Переписка отца с сыном о деревенской жизни» - уважение к крестьянскому труду. Определенный стиль публикаций – доступность. Популярность, переиздание.
1788-1790 приложение «Магазин натуральной истории, физики и химии». Сначала дважды в неделю 2 года, потом еженедельно. Редактор – Прокопович-Антонский. В основном, переводы из трех французских словарей по естественным наукам. Просвещение. Противоречие с масонством.
Итак, за период с 1779 по 1792 (до ареста и ссылки в Шлиссельбургскую крепость) около 900 наименований книг и много периодики. Основная часть книг – для просвещения: сочинения Сумарокова, Хераскова, Вольтера, Мольера, Руссо, Дидро, Свифта.
Екатерина для борьбы с масонством в 80-е годы сочиняет три комедии: 1785 «Обманщик» и «Обольщенный», 1786 – «Шаман сибирский». 1785 – приказала освидетельствовать все его книги, архиепископ Платон, должен испытать Новикова в соответствии с законами христианской веры. Тот говорит, что Новиков – истинный христианин. Из 460 книг – 23 признаны вольнодумными, 6 – сжечь, остальные – Вольтер, сказки, песни, нельзя продавать.
1787 – неурожайный год, правительство не может бороться. Новиков решил помочь крестьянам: раздает весь хлеб из собственных амбаров, занимает денег, закупает зерно и отдает. Ораторская деятельность. Обеспечил жителей 100 селений. Создает хлебный фонд на случай неурожая. 1789 год – Французская революция. Екатерина не продлила договор с Новиковым. Прозоровский должен наблюдать за Новиковым. Весной 1792 года – обыск, арест, тайно перевозят в Шлиссельбургскую крепость. Допрос с пытками – Шишковский, протоколы читала лично Екатерина. Новиков объявлен государственным преступником, организатором заговора против правительства, руководителем тайного общества против христианства, агентом иностранных держав и издателем развращенных книг. Приговорен к смертной казни, Екатерина заменила ее на 15 лет в крепости. Вся издательская деятельность Новикова разрушена. Вместе с Новиковым пострадали масоны – Трубецкой, Лопухин как соучастники – подписка о невыезде из имений. В 1796 Екатерина умирает, Павел Петрович лоялен к Новикову, освобождает его и призывает во дворец, видимо, предлагая работу. Тот предпочел удалиться от политики. Вышел больным, прожил до 1818, но всю жизнь боролся с нищетой и болезнями, хотел организовать суконную фабрику. Всю жизнь провел в своем имении Авдотьино.
studfiles.net
САТИРИЧЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ Н.И.НОВИКОВА
Журналистская деятельность Н.И.Новикова – удивительное явление в истории русской литературы и журналистики. Значение его сатирических журналов не исчерпывается острой полемической и социальной борьбой с Екатериной. Новиков, как писатель, с редкой смелостью нападает на помещиков-крепостников, защищая угнетенное крестьянство.
Николай Иванович Новиков происходил из дворянской семьи и вместе с Фовизиным обучался в дворянской гимназии при Московском университете. Вся многогранная деятельность Новикова, продолжавшаяся в условиях непрерывных царских гонений, была направлена «патриотической ревностью к возлюбленному отечеству», заботой о воспитании и образовании молодых граждан России и желанием отдать все силы России.
Журнал Новикова «Трутень» появился 1мая 1769 г. и сразу между ним и «Всякой всячиной» («Всякая всячина» - еженедельный сатирический журнал, который выходил с начала 1769 г. по почину Екатерины II и при ее непосредственном участии. Издание осуществлялось личным секретарем Екатерины «по принятию прошений» - Г.В.Козинским, но руководила журналом сама Екатерина). Название новиковского журнала и эпиграф на титульном листе: «Они работают, вы их труд ядите», взятый из притчи Сумарокова «Жуки и пчелы», раскрывали основную идейную направленность «Трутня». «Трутни» - помещики-тунеядцы, которые бессовестно грабят работающих на них крепостных крестьян. Проповедь на страницах «Всякой всячины» - «человеколюбие» и «снисхождение» к людским порокам, поскольку людей без недостатков не бывает, призывы обличать порок вообще, а не конкретных носителей пороков, вызвали резкую критику издателя «Трутня». Началась полемика по поводу сущности сатиры. Новиков был убежден, что только та сатира, которая писана «на лицо», может быть действенной. В предисловии к первому листу «Трутня» издатель говорит о своем основном намерении – исправить нравы, видя возможность оного в издании трудов «особливо сатирических, критических и прочих, ко исправлению нравов служащих». Полемика «Трутня» со «Всякой всячиной» носила политический характер. За подписью Правдолюбова Новиков в пятом листе «Трутня» от 26 мая высмеивает «человеколюбие», проповедуемое «Всякой всячиной»: «По моему мнению, больше человеколюбив тот, кто исправляет пороки, нежели тот, кто оным снисходит или ... потакает». В статьях «Трутня» Новиков намекает на плохое знание императрицей русского языка. В ряде стаирических статей он показывает подлинное лицо «просвещенного монарха», раскрывет сущность политической игры Екатерины II. Новиков упрекает Екатерину в том, что она хочет показать себя единственным наставником молодых людей, но как ни старается «неограниченный самолюбец» переодеться в тогу наставника, мудрого государя, он «из-за сего смиренного покрова кусает всех...»
Тематика сатиры «Трутня» не ограничивается борьбой с «коронованным сотрудником» «Всякой всячины», «Трутень» резко ополчается на лихоимство, ханжество, невежество, внешнюю европеизацию дворянства, рассматривая эти проблемы, как проблемы социальные. В «Трутне» появилось известие о «молодом российском поросенке, который ездил по чужим землям для просвещения своего разума и ... возвратился уже совершенно свиньею». В «Трутне» создан ряд сатирически острых, социальных портретов жестокосердных, невежественных крепостников. Таковы Змеян, Злорад, Недоум, Себялюб, Безрассуд и др., страдающие тщеславием, алчностью, корыстолюбием и другими пороками.
Н.И.Новиков, воспитанный на принципах просветительства, еще верит в силу слова, его всемогущество, в то, что страстное, убеждающее слово может пробудить «уснувшую совесть». Видя все зло в крепостном праве, Новиков еще не поднимается до отрицания самого института крепостничества. Обличая злоупотребление помещиками своей властью, он надеется на «побуждение людей к исправлению» и в этом видит исполнение «должности истинного гражданина».
Публикацией писем к издателю, сатирических заметок, рецептов, сатирических объявлений, литературных произведений и т.д. издатель «Трутня» говорил, что крепостничество пагубно, аморально. В этом журнале перед нами проходят два мира: забитые, измученные Филатки и «дворяне-тунеядцы». Избрав форму документов, форму писем, Новиков с большой правдивостью и безыскусственностью передает ужасающую картину бедственного положения крестьян, их экономического бесправия, нищеты и безысходности. В своей статье «Русская сатира в век Екатерины» Добролюбов писал об этой переписке: «Эти документы так хорошо написаны, что иногда думается: не подлинные ли это?» В письме Филатки впервые в русской литературе была показана правдивая и страшная картина крестьянской жизни. Жизненная правда, обыденность и будничность, с которой эти документы были написаны, таили в себе огромную силу обличения крепостничества.
На XVII листе «Трутень» прекратил свое существование: «Против желания моего, читатели, я с вами разлучаюсь», – писал Новиков. Обстоятельства, на которые намекал Новиков, крылись в правительственной цензуре.
В июне 1770 г. Новиков попытался через подставное лицо издавать новый журнал «Пустомеля», но и он был закрыт на втором номере, в котором Новиков напечатал перевод с китайского «Завещание Юнджена, китайского хана, к его сыну» и стихотворение Д.И.Фонвизина «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке». В первом говорилось об обязанностях государя и его приближенных. Китайский император, избрав наследником престола сына, указывает, что он установил твердое законодательство, опираясь на своих вельмож. В этой статье можно было найти намек на современность, в частности желание аристократической оппозиции ограничить единовластное правление Екатерины дворянским советом, на который она должна опираться в выработке законов.
Фонвизинское «Послание к слугам» носило остро сатирический, антиклерикальный характер и также не могло понравиться императрице.
Третий сатирический журнал «Живописец» Новиков начал издавать в 1772 году. Продолжая линию «Трутня», Новиков помещает ряд сатирических портретов, изображая хулителей наук, «благородных невежд», зараженных «чужебесием». Сатирические портреты содержат в себе более тонкую психологическую и социальную характеристику. Авторское описание перемежается с откровенными высказываниями персонажей, наделенных речевой характеристикой, что способствует созданию жизненных, во многом типизированных характеров. Перед нами проходят Наркис, Волокита, Худовоспитанник, Кривосуд, Щеголиха. Последняя говорит: «... как глупы те люди, которые в науках прекрасные лета погубляют.» В «Живописце» печатается «Опыт модного словаря щегольского наречия». Жанр сатирического словаря не был новым для русской журналистики, его использовал Сумароков в «Трудолюбивой пчеле». Отличительной чертой словаря Новикова является то, что, пользуясь лексикой и фразеологией щегольского наречия, автор воспроизводит социально-психологические характеры светской аристократии. Он раскрывает психологию, обычаи, нарвственный облик «благородных невежд». Их характеризует отчужденность от национальной культуры, презрение к родному языку, душевная никчемность, нравственная распущенность.
Большое место в сатирических журналах Новикова занимает форма писем в редакцию, переписки между частными лицами («Письма дяди к племяннику», «Письма к Фалалею»). Эта форма сатиры одна из наиболее распространенных в сатирических журналах в 1769-1774гг., ибо письма читателей создавали впечатление «правдоподобности».
На страницах «Живописца» вновь, еще с большей художественной силой и убедительностью, развертывается крестьянская тема. Критика крепостнического дворянства, произвол помещиков и тяжелое положение крестьянства являются основным идейным стержнем таких произведений, как «Отрывок путешествия в «И***Т***», «Письма к Фалалею». Критикуя крепостническую действительность, Новиков не думал о возможности ее уничтожения с помощью народного восстания. Только Радищев поднимется до осознания прав народа насилием отвечать на насилие, признав в нем главного двигателя истории. Если в «Отрывке путешествия...» была показана нищенская, вызывающая глубокое сострадание жизнь крестьян, то в «Письме к Фалалею» – жизнь помещика-крепостника, жестокость и невежество которого вызывают негодование у читателя.
В июле 1773 г. издание «Живописца» было прекращено.
В 1774г. выходит последний сатирический журнал Новикова «Кошелек». Он уступает предшествующим журналам в широте и социальной остроте изображения отрицательных явлений русской жизни. Сказалось и время издания – пугачевское восстание было в разгаре. Основная тема нового журнала – борьба с дворянским «чужебесием». Уже в первой статье шла речь о «злоупотреблении, вкравшемся в нас к порче российского наречия». Назвав журнал «Кошельком», Новиков, по его собственным словам, хотел показать своим журналом «превращение русского кошелька во французский», т.е. бессмысленную трату денег на модные иноземные затеи, растрату не только материального, но и духовного богатства, ибо все эти зараженные французоманией дворяне теряют чувство родины, чувство национального достоинства. «Кошелек» имел и другое значение: кошельком назывался мешок из кожи или тафты, куда убирали косу парика щеголи. Основной задачей издания была борьба за национальные русские начала. Новиков в журнале выступает горячим патриотом, у которого любовь к родине и своему народу сочеталась с критикой отрицательных сторон действительности.
В конце 70-ых и 80-ые годы Новиков издает ряд новых журналов: «Утренний свет» (1777-1780), «Вечерняя заря» (1782-1783), «Покоящийся трудолюбец» (1784-1785), журнал «Московское издание» (1781) и газету «Московские ведомости» (1779-1789).
Нравственно-философский журнал «Утренний свет» своей идейной и эстетической направленностью способствовал началу формирования сентиментализма, ибо на его страницах был поставлен вопрос о внимании к человеку как к индивидуму.
Внутренний мир человека, стремление его к нравственному самоусовершенствованию, способность к самоанализу («познай самого себя») – все это явилось предтечей русского дворянского сентиментализма.
Новиков был издателем первого детского журнала «Детское чтение для сердца и разума», выходившего еженедельно с 1785 по 1789 гг. как приложение к «Московским ведомостям».
Еще в 1779 г. Новиков начал издавать первый русский журнал для женщин «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета». Журнал этот был преимущественно литературный, но к каждой книге журнала прилагались картинки с изображением модных нарядов и уборов. И детский, и женский журнал преследовали прежде всего образовательные и воспитательные цели.
Просветительская деятельность писателя-сатирика, публициста и издателя была высоко оценена современниками Новикова и последующими поколениями.
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
Во второй половине XVIII века во многих европейских странах распространяется новое литературное направление, получившее название сентиментализм. Его появление было вызвано глубоким кризисом, который переживал феодально-абсолютистский режим. В сентиментальной литературе нашло отражение настроение широких слоев европейского общества. По идейной направленности сентиментализм – одно из явлений просвещения. Антифеодальный пафос сентиментальных произведений особенно четко выражается в проповеди внесословной ценности человеческой личности. Лучшими образцами сентиментальной литературы были признаны «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» Стерна, «Векфильдский священник» Голдсмита, «Юлия, или Новая Элоиза» Руссо, «Страдания юного Вертера» Гете.
В отличие от классицистов, сентименталисты объявили высшей ценностью не государство, а человека, потребностям которого, по их мнению, должны отвечать государственные законы и учреждения. Несправедливым порядкам феодального мира просветители-сентименталисты противопоставляли вечные и разумные законы природы. В связи с этим природа выступает в их произведениях не только как объект созерцания и любования, но и как высшее мерило всех ценностей, в том числе и самого человека.
Официальным учреждением абсолютистского государства сентименталисты противопоставляли союзы, основанные на природных, родственных отношениях или взаимных симпатиях. В семье они видели самую прочную социальную ячейку, а в хорошем домашнем воспитании ребенка – залог его будущих гражданских добродетелей. Следующей ступенью формирования общественного поведения человека считалась дружба, основанная на сходстве взглядов, вкусов, убеждений.
Первостепенное место в представлениях сентименталистов занимают чувства, или, как говорили в России XVIII века, чувствительность. От этого слова (по- французски sentiment) получило название и само литературное направление. В отличие от классицизма, философской основой которого был рационализм, сентиментализм опирался на сенсуалистическую (от латинского sensualis - чувственный) философию Локка, объявившего отправной точкой познания – ощущения. Чувствительность понимается сентименталистами не только как орудие познания, но и как область эмоций, переживаний, как способность отзываться на радости и страдания других людей, то есть как основа общественной солидарности.
Чувствительность лежит в основе и творческого метода писателей-сентименталистов. Классицисты типизировали моральные качества людей, создавали обобщенные характеры ханжи, скупца, хвастуна и т.п. Их интересовал не конкретный, реальный человек, а черты, присущие типу. Главную роль у них играл абстрагирующий разум писателя, вычленяющий однотипные психологические явления и воплощающий их в одном персонаже.
Творческий метод сентименталистов покоится не на разуме, а на чувствах, на ощущениях, отражающих действительность в ее единичных проявлениях. Их интересуют конкретные люди с индивидуальной судьбой. Поэтому в произведениях сентименталистов часто выступают реально существовавшие лица, иногда даже с сохранением имени. Но это не мешает их типичности, поскольку их черты мыслятся как характерные для той среды, к которой они относятся.
Писатель-сентименталист познает действительность не холодной, спокойной мыслью, а воспринимает ее «всеми порами, всеми фибрами своего взволнованного, нервно-вибрирующего, как драгоценная скрипка, существа». Сентименталисты ценят превыше всего неповторимое своеобразие данного человека, данного явления действительности. Сентименталисты сбрасывают двойные оковы «правил» и античных «образцов», подчиняясь единственному требованию «вкуса», выдвигая на первый план принципы «чувства» и «воображения».
Само изображение действительности в творчестве писателей-сентименталистов не отделимо от спецефического восприятия ее тем, кто ее изображает, от авторского переживания, от личности автора. В литературе сентиментализма преобладающими жанрами становятся семейный и психологический роман, повесть, т.е. изображение реальной жизни так, как она происходит в действительности. Для придания большей естественности, «личностности», повествование это облекается в дневниковую или излюбленную эпистолярную форму. В драматургии сентименталисты отвергают закон трех единств, как и уничтожают резкую отдаленность друг от друга жанров трагедии и комедии. В новых драматургических жанрах сентиментализма ярко проступает и еще одна черта, присущая всему этому литературному направлению в целом – больший или меньший демократизм.
Новое восприятие действительности и новое отношение к ней сказывается и на речевой организации произведений сентиментального стиля. В литературе сентиментализма на первое место выдвигается проза. Из стихотворных жанров взамен героики классицизма преобладающими становятся жанры личной интимной лирики – непосредственного излияния души поэта.
Видное место и в поэзии, и в прозе сентименталистов занимают картины природы, изображаемой в тесной связи с переживаниями героя или самого автора, в качестве своеобразного «пейзажа души».
В соответствии со всей поэтикой сетиментализма находится и новое отношение сентименталистов к слову. Если для классицистов слово было связано с определенным, точным, устойчивым значением, раз и навсегда ему присущим, слово в творчестве сентименталистов становится зыбким, неопределенным, многозначным, окутанным смутной колеблющейся атмосферой эмоциональных оттенков, полутонов. Слово-термин превращается в слово-намек, слово-музыкальный звук, почти слово-символ. В структуре поэтической речи классицистов основная роль принадлежала интонации, речь сентименталистов стремится к мелодичности, певучести, музыкальности.
В России сентиментализм зарождается в 60-ые годы, но лучшие его произведения – «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, «Письма русского путешественника» и повести Карамзина, относятся к последнему десятилетию ХУШ века.
В русском сентиментализме можно выделить два течения: демократическое, предстваленное творчеством А.Н.Радищева и близких к нему писателей – Н.С.Смиронова, И.И.Мартынова, и дворянское, видными деятелями которого были М.М.Херасков, М.Н.Муравьев, И.И.Дмитриев, Н.М.Карамзин, П.Ю.Львов и другие.
В отличие от заподноевропейского сентиментализма, где основной общественный конфликт был представлен взаимоотношениями между третьим сословием и аристократией, в русском сентиментализме героями-антогонистами стали крепостной крестьянин и помещик-крепостник.
Представители демократического течения, сочувствуя крепостным крестьянам, настойчиво подчеркивают их нравственное превосходство над крепостниками. В их произведениях чуствительности крестьян противопоставлено душевное огрубение, жестокость помещиков. Они не идеализируют жизнь крестьян, не боятся показать ее антиэстетические подробности: грязь, нищету.Чувствительность героев представлена широко и разнообразно – от умиления и радости до гнева и возмущения.
Дворянские сентименталисты говорят о моральном превосходстве крестьян над помещиками, но факты насилия, бессердечия и произвола представлены в виде исключения, как своего рода заблуждение обидчика, и, как правило, они завершаются чистосердечным раскаянием. Отсюда налет пасторальности на изображаемых деревенских сценах.
Главная цель дворянских сентименталистов – восстановить в глазах общества попранное человеческое достоинство крепостного крестьянина, раскрыть его духовное богатство, изобразить семейные и гражданские добродетели.
Русский сентиментализм прошел в своем развитии 4 этапа, которые объединяет использование писателями одного и того же творческого метода, а разделяет разная степень его глубины и совершенства. При этом наблюдается следующая закономерность: от первого этапа к третьему метод этот обогащается, на четвертом – оскудевает.
Для творчества большинства сентименталистов характерно эпигонское повторение.
С 1797 по 1811 гг. происходит постепенный упадок русского сентиментализма, вызванный ослаблением просветительского движения XVIII века под влиянием русской и европейской реакции. Недавнюю славу сентимнтализма поддерживают Н.М. Карамзин свими повестями и молодой В.А.Жуковский. Этот период заканчивается Отечественной войной 1812 года, которая вызвала в России новый общественный подъем, благотворно отозвавшийся в новом литературном направлении – романтизме.
Лекция 9
Похожие статьи:
poznayka.org
6 Журналы Новикова
Второй разговор происходит между французом и немцем, который знал француза но Голландии, где тот служил парикмахером. Немец резонно спрашивает француза, чему он собирается учить в Рос-сип дворянских детей. Ответ поражает откровенным цинизмом: «...добрые ли будут иметь склонности воспитанники мои или худые, для меня это все равно, лишь бы только воспитались они с любовью ко французам и с отвращением от своих соотечественников, а в прочем какая мне нужда. Глупо делают родители их, что поручают воспитание детей своих мне; а я, напротив того, делаю очень умно, желая получать деньги даром. <...> В должность учителя вступаю я не для того, чтобы в состоянии был вправду учить моих воспитанников; но для того, чтобы запастись деньгами, коих я теперь не имею». Таков облик французского «учи геля».
Источник падения нравов российского дворянства Новиков видит в том бездумном преклонении перед французской модой, которая охватила русское общество, и в забвении традиций прошлого. В пробуждении уважения к этим традициям, в возвращении к добродетелям предков и видит теперь свою главную задачу издатель «Кошелька».
На изменение позиции Новикова в отношении объектов сатиры, выводимых в новом журнале, несомненно, повлияли и события внутриполитической жизни России тех лет. На юго-восточных окраинах империи и на Урале полыхала крестьянская война 1773-1775 гг. под предводительством Емельяна Пугачева. Проблема отношений между помещиками и крестьянами обозначилась особенно остро. И в этой связи симптоматичным было помещение в 6-м листе журнала анонимной одноактной пьески «Народное игрище», структурно сочетавшей в себе черты комической оперы и мелодрамы. Идиллическое изображение добрых помещиков, заботящихся о благе и воспитании своих крестьян, положено в основу этой пьески. В рамках мелодраматического сюжета о любви помещичьего сына к крестьянке, которая на деле оказывается дочерью дворянина, следуют нравоучительные рассуждения и бар, и самих крестьян, призванные утвердить идею утопического единения интересов господ и земледельцев. В текст пьесы введены народные песни, пословицы, поговорки, автор пытается имитировать крестьянскую речь. Эта публикация подтверждает отход Новикова от прежней своей позиции сатирика в сторону поиска позитивных сторон современной ему действительности.
В 4-м и 5-м листах Новиков помещает присланное в редакцию письмо от неизвестного корреспондента, взявшего под защиту французские моды и резко критически воспринявшего идеи о превосходстве нравов наших предков над современными, испорченными европейским просвещением. Издатель сопроводил публикацию этого материала обещанием ответить на выдвинутые в нем обвинения русских в отсталости и невежестве. Но ответа не последовало. В последнем, 9-м номере была помещена «Ода России», и на этом «Кошелек» прекратил свое существование. О причинах прекращения издания можно только строить предположения. Скорее всего, Новиков испытывал недостаток материалов, соответствовавших идейной направленности журнала, к тому же издание «Древней российской Вивлиофики» по-своему отвечало тем же задачам, которые он ставил перед собой в «Кошельке».
Таким образом, попытка Екатерины II использовать периодику в собственных политических целях путем внедрения на русской почве традиций английской журналистики привела не к тем последствиям, на которые рассчитывала императрица. Появление «Всякой всячины» вызвало острую полемику. Вместо консолидации общественного мнения вокруг своего печатного органа Екатерина II своей инициативой породила оппозицию, сплотившую в себе ее идеологических оппонентов, лидером которых выступил Новиков. Поэтому главным следствием активизации журналов в этот короткий отрезок времени следует считать открытое размежевание в выполнении литературой, в лице издателей журналов, ее просветительских функций. Размежевание это произошло на идеологической основе. Отход от практики меценатства, превращение журналов в самостоятельную общественную силу знаменовали резко возросшую роль периодической печати в духовной жизни общества. Другим следствием развернувшейся полемики, учитывая особую ориентированность изданий на широкого читателя, была несомненная демократизация журналистики.
studfiles.net
12. Новиков – издатель и журналист.
Сатирические журналы Н.И. Новикова («Трутень», «Пустомеля», «Живописец»).
- ТРУТЕНЬ.
Выходил не только в 69 году, но просуществовал до 27 апреля 1770. Н.И. Новиков (1744-1818). Происходил из дворянской семьи, гимназия при Московском университете, служил в Измайловском полку. В 1767 принимает участие в заседаниях Комиссии по составлению Нового уложения – протоколист. В 68 уходит с военной службы. В 1770 – занимает должность переводчика в Коллегии иностранных дел. В 1773 окончательно уходит в отставку. Хочет перечитать все журналистские произведения.
Трутень – бездельник, который не знает, чем заняться. Рассматривает три рода деятельности: военная, гражданская и придворная. Он оценивает их критически, особенно последнюю. Вопрос: к чему потребен я в обществе? Слова Сумарокова. Считает, что может быть полезен, издавая труды других авторов.
19 номер журнала «Всякая всячина». «Письмо Афиногена Перочинова». Письмо против критики и сатиры вообще. Предлагает отказаться от нее. Сначала пытается образумить литературными способами. Афиноген предлагает бороться с критикой. 4 требования: 1) никогда не называть слабости пороком; 2) хранить во всех случаях человеколюбие: 3) не думать, что существуют совершенные люди; 4) просить бога, чтобы тот дал снисхождение. Это программа смягчения критики. Жесткий постскриптум: еще два правила, не таких лояльных – 5) никому не рассуждать о том, в чем не смыслит; 6) чтобы никто не думал, что он один весь свет может исправить.
Многие считали, что Екатерина пытается закрыть «Трутень». В 5 номере «Трутня» под подписью «Правдолюбов» Новиков упрекает Екатерину в потакании пороку. Считает, что более человеколюбив тот, кто помогает исправить пороки. Упреки в плохом знании языка. Новиков обрушивается на дворянские нравы, упрекает в презрении ко всему русскому, увлечении иностранщиной. С уважением упоминает о разночинцах.
В 70-м году Новиков понимает, что надо сменить тон сатиры. Он даже меняет эпиграф опять на слова Сумарокова: «Опасно наставленье строго, где зверства и безумства много». Он подчеркивал, что понимает опасность своих выпадов. В 70-м году демонстративно изгоняется Правдолюбов. Следующая редакционная заметка, что его письма больше печататься не будут. Журнал нападает на кокеток, серьезные темы исчезают. По сути, характер критики как хотела Екатерина. Журнал обесцветился. Тираж падает с 1200 до 750 экземпляров. Новиков публиковал письма якобы от читателей, которые писал сам. Шуточные псевдонимы: «тот, кто написал» и «услужница ваша, не угадаешь кто». Маскировка собственной позиции под читательскую. Сам Новиков пишет, что поступило еще 4 таких читательских письма.
В заключительном номере Новиков пишет: «Против желания моего с вами прощаюсь» - административный нажим. Но официальных документов, подтверждающих закрытие, нет. «Трутень» 70-го года и не интересовал так читателя. Он выполнил свою миссию – выражение оппозиции. «Всякая всячина» тоже закрылась, до «Трутня».
В журнале, видимо, участвовал Фонвизин, известный переводчик-китаевед Алексей Леонтьевич Леонтьев. Василий Майков, Федор Александрович Эммин.
- Пустомеля.
Всего два номера. В конце апреля закончился «Трутень». В июле появляется «Пустомеля». Но Новиков действовал через подставное лицо. Журнал зарегистрирован на имя фон Фока. В 1-й книжке «Пустомели» Новиков поставил цель создать положительный образ русского героя. Это должен был быть юноша Добросерд. Но развитие образа не удалось – не успел. Первые образцы театральных рецензий в России. Театральная жизнь. Второй номер – 2 материала привели к гибели. 1- переводчик Леонтьев «Завещание Юнджена, китайского хана, своему сыну». Материал преподнесен как перевод с китайского. Посвящен обязанностям правящего человека. Тенденция: маскировка. 2 – стихотворение Фонвизина «Послание к слугам моим». Дух вольнодумства. Журнал закрыт без объяснения причины. Тираж 500 экз.
- Журнал «Живописец».
Екатерина уже дважды пыталась повести за собой общественное мнение: комиссия и журнал. Пытается использовать еще одно средство – театр. В 70-е годы Екатерина решила заняться драматургией. В 1771 пишет 5 комедий, в 72 году они выходят на сцене придворного театра. Художественный уровень невысокий. Назидательный характер. Высмеивает сплетни, пороки – продолжение журнальной абстрактной сатиры. Ожесточенно нападала на дворянских либералов. В России замечательное правительство, но ему мешают либералы. Комедии успеха не имели.
Воспользовавшись фактом появления этих комедий, с середины апреля 1772 года Новиков выпускает еженедельный сатирический журнал «Живописец». Издавал по июнь 1773. Долго было непонятно, как его разрешили. Но оказалось, что Екатерина негласно разрешила в 69 году издавать журналы всем желающим. Об этом сохранилось свидетельство Тузова. По-видимому, такое разрешение давалось на один год, а затем журнал могли закрыть. В России всегда были возможности обходить цензуру. Например, если однажды текст был издан, то потом мог свободно переиздаваться, даже если был запрещен.
Новиков посвящает журнал Екатерине, а точнее, неизвестному сочинителю комедии «О, время». Характер вызова. Более лояльный характер. Но Новиков нападает на разных литераторов, в том числе на тех, которым покровительствовала Екатерина. Сначала тираж 600, потом рос. Хорошо принят. В одном из первых номеров поднимается крестьянская тема. Выступал под собственным именем. Материал назывался «Отрывок путешествия в *** И*** Т***». Некоторые считают, что это значит «Издатель Трутня». Авторство этого отрывка сложно установить. Вторая версия принадлежит сыну Александра Радищева Павлу, который утверждает, что автор его отец. ИТ три дня путешествовал по российским деревням. Не видит ничего хорошего: непаханые поля, неурожай – он приписывает это плохой заботе помещиков. Основное место пребывания – деревня Разоренная. Написан текст кратко, но емко. Принцип художественного лаконизма – характерен и для этого отрывка, и для всего творчества Новикова и его журнала. Материал вызвал обсуждение. В одном из следующих номеров опубликован отрывок «Английская прогулка». Написано с целью смягчить предыдущий материал – 13 номер. В 14 номере продолжение путешествия. Она отличалась от первой части – сатира обычная, носители пороков, абстрактная сатира. В противовес этим порочным людям поставлены крестьяне. Заканчивается описание этого отрывка упоминанием о деревне Благополучной, о которой якобы рассказывали автору. «Английская прогулка» подготавливает ко второй части. В 15 номере – Фалалей, цикл писем к нему, тоже крестьянский вопрос. Опять жанр письма. «Письмо уездного дворянина к сыну». Уволен за взятки, отыгрывается на крестьянах. Трифон Панкратьевич. Критика невежества. В 23 и 24 номерах продолжение – письма от матери и от дяди. П.Н. Берков доказывал, что эти письма принадлежат перу Фонвизина.
Еще одна важная тема – галломания. Тема просвещения. Новиков говорил, что дворяне, не прошедшие должного воспитания, будут плохими слугами государству. 4 номер – персонажи Щеголиха и Волокита. Это сквозные персонажи, переходили из номера в номер. В 9-м номере Щеголиха печатает письмо. Особый жаргон – с французскими вкраплениями. Щеголиха просит издателя создать женский модный словарь. Тенденция: жанр словаря. В 10 номере печатается такой словарь. Название «Опыт модного словаря щегольского наречия» - слова на две первые буквы алфавита.
Новиков придерживается линии «Трутня» - конкретная сатира. Обличение социального, а не нравственного зла. Новиков растет: больше приемов, более тонкая психологическая характеристика своим персонажам. Авторское повествование перемежается с высказываниями самих персонажей. Принцип типизации. Жанровое своеобразие: жанр письма. Эффект правдоподобности.
На 2-м году жизни «Живописец» блекнет, как и «Трутень». В 73-м году иногда печатаются странные материалы, переводы. В конце июня 73-го года закрывается без объяснения с читателем.
Журнал «Кошелек» Н.И. Новикова. Борьба с галломанией, за демократизацию литературного языка в журналах Новикова.
С 8 июня по 2 сентября 1774 года. Последний сатирический журнал Новикова. Новиков увлекался историей. «Древняя российская вифлиофика» - издает после «Живописца». Это научное издание, публикует древние письменные документы. Екатерина содействовала: давала субсидии, через своего секретаря сообщала различные исторические сведения и разрешала пользоваться архивами. Новиков говорит, что издает этот журнал для уведения дворянства от галломании и возвращения к истокам. Разрешения на этот журнал он не получил, просит Козицкого принести первый номер Екатерине. На 9 номере Новиков пишет: «Конец кошелька». Видимо, Екатерина с опозданием не одобрила его. «ДРВ» и «Кошелек» параллельно боролись с галломанией.
Журнал прежде всего связан с положительным. Намеревался прославлять древнерусские добродетели и хаять космополитизм. Пытается критиковать реакционные явления.
Кошелек кроме своего прямого значения еще может означать кофтяной или кожаный мешочек, куда клали косы париков. Намек: очень много денег тратится на следование французской моде. Обещал объяснить название в статье.
Центральная мишень критики – Шевалье де Мансонж (от французского «ложь»). Приехал в Россиб обучать детей, хотя на родине был парикмахером.
В 9 номере появляется «Ода России» пера Байбакова. Единственная цель этой оды – попытаться спасти журнал. Тираж неизвестен. История журналов Новикова показывает, что в 18 веке было очень трудно выражать оппозиционное мнение. Следование принципам, которые провозгласил Петр Первый – ясность, краткость, бережное отношение к языку. Две темы – крестьянство и галломания. Особый стиль: художественный лаконизм. В целом, конспективный характер, концентрированность. Эпистолярный жанр. Пытался увести журналистику от сухого академизма. Стремление приблизить язык журналов к разговорной речи. Еженедельный.
Просветительская и издательская деятельность Н.И. Новикова в 1780-е годы. Масонство и русская просветительская журналистика.
-----------
Просветительская журналистика. Своя программа просветителя и масона. Главными средствами просвещения считал книгу и журнал. Он понимает, что кроме столиц надо разрабатывать и провинцию. Хороший коммерсант. Ценовая политика. Новиков считал чтение источником совершенства. Невысокие цены, работал с комиссионерами. Хороший предприниматель. Много сделал для книжной торговли в 16 городах России. Книжные лавки в отдельных селах, а в 1780 при книжной лавке Московского Университета организовывает первую общедоступную библиотеку-читальню. После выхода из Шлиссельбурга он открывает суконную фабрику. В 1781 Новиков создает Дружеское Ученое общество. До 1783 деятельность этого общества скованна. В 1783 – указ о вольных типографиях. 1784 – создает типографическую компанию.
1775 в Питере вступает в масонскую ложу.
Масонство – появилось в 20-е годы 18 века в Англии. Это полусекретная организация людей, которые стремились к самосовершенствованию в соответствии с христианскими правилами. Форма объединения – средневековые цехи вольных каменщиков – freemasons. Они переняли все атрибуты этой профессии: циркуль, передник, перчатки и т.д, только дали им символическое толкование.
Первое достоверное свидетельство о существовании масонов в России – 1741. В 1756 в Петербурге в масонской ложе состояли Сумароков, Херасков и Карамзин. В 70-х годах в масонстве важную роль стал играть Иван Перфирьевич Елагин, литератор, драматург. 1773-1775 крестьянская война под предводительством Пугачева – провоцирует рост масонских лож. Потому что многие ищут духовное убежище. Конец 70-х – начало 80-х 18 века – около 100 масонских лож, около 2500 членов – видные сановники, вельможи, военные и штатские дворяне. Разные масонские системы – английская, шведская, розенкрейцерская (Новиков). Много шарлатанов, например, Калиостро, которые стремились добыть деньги. Часто политические интриги в масонских ложах, пытались влиять на внешнюю политику, много авантюристов. На первых порах масонство совмещало мистические настроения и идеи просветительства. Это использовал Новиков. 6-=70-е годы – все члены масонских лож были просветителями. Но уже в 80-е годы усиливается мистическое настроение, начинается увлечение тайными науками: алхимией, магией и т.д. В целом, масонство оказало влияние, как на общественное сознание, так и на литературу. Призывает к углублению в мир человеческой личности. Отразился на сентиментализме. Многие воспринимали масонство как дань времени. Екатерина Вторая масонством обеспокоилась и начала с ним борьбу.
Некоторые издания сугубо масонской ориентации. 1777 – «Санкт-Петербургские ученые ведомости». Конец сатиры. Первый в России журнал критической библиографии. Журнал выходит с опозданием. На 22 номере он кончился без объяснения причин. Тогда рецензия была в новинку. Жанр: не столько рецензии, сколько аннотации. Новиков в 1 номере дает аннотацию на «Наказ» Екатерины Второй. Тираж неизвестен. Идейное развитие Новикова: отказ от конкретной сатиры. Стремился объединить единомышленников только ради просветительских целей.
«Утренний свет» - ежемесячный с сентября 1777 года по август 1780. Нравственно-религиозное издание из-за того, что Новиков масон. Сначала в Питере, потом в Москве. Впервые посчитал самым важным внимание к человеку. Познай самого себя. Обещает пользоваться только абстрактной сатирой. Тираж: в первые годы 1000 экз (плюс дополнительные). Демократизация российского читателя. Борьба с материализмом и рационализмом. Коллективное руководство. Литературный отдел – Херасков. Отход от персонального журнализма. Новиков был меценатом, занимался благотворительной деятельностью.
В 80-е годы открывает два училища для мальчиков и девочек. Гражданская самодеятельность.
Первый журнал для женщин – 1779 «Модное ежемесячное издание или Библиотека для дамского туалета». Сначала (с января по апрель) в Питере, потом в Москве. Заботится о приятном досуге: сказки, загадки, анекдоты, эпиграммы. Авторы анонимны – тенденция. Сумароков, Майков. Хотел сообщать о парижских модах, но по большому счету о моде говорили только картинки. Это практически карикатуры, нелепые, смешные. Картинки сопровождались подписями, которые иногда были перепутаны, скорее всего, намеренно. Надписи носили сатирический характер. Тираж неизвестен.
В апреле 1779 года Новиков берет в аренду на 10 лет типографию Московского университета. Новиков взял в аренду и газету «Московские ведомости» и поднял ее. Типография умирала, Новиков оживил. Херасков тоже был масоном – благодаря этой связи удалось получить типографию. Начинает обновлять оборудование, работников, шрифты. К 85 году число печатных наименований достигло 400. Открыты специальные «Книжные лавки Новикова», не только в Москве. В конце 1779 года вокруг Новикова создается Дружеское ученое общество, в основном, из масонов – Шварц, Трубецкие и т.д. Прежде всего, они вносили деньги в Фонд общества. Открыты семинарии: педагогическая, филологическая, медицинская и т.д.
В 1784 году Новиков создает типографическую компанию. Участники – пайщики. Открывают аптеки и т.д., вносят немалые деньги, создают типографию, где до 20 печатных станков.
До Новикова тираж «Московских ведомостей» - 500-600, в 80-х – 4000 экз. Сотрудничали многие писатели, создал переводческую семинарию. Серьезно работал с кадрами. Структурно перестраивает газету «Московские ведомости». Раньше – в основном переводы, теперь – российские известия. Налаживание сети приложений, многие из них носили практический характер. С 1780 по 1789 – «Экономический магазин». Журнал-приложение. Рассчитан, прежде всего, на деревенского жителя. Редактором журнала был помещик-агроном Болотов.
С января по декабрь 1781 – «Московское ежемесячное издание». В значительной степени продолжение «Утреннего света», а также статьи политического, географического, исторического характера. Был политический отдел, похож на сатирический журнал. Письмо «О государях», мало завуалировано. О государе мужского рода, но понятно, что о Екатерине. Выступает против любвеобильных государей – фаворитизм. Здесь принимали участие студенты МУ.
1782-1786 приложение к «Московским ведомостям» - «Городская и деревенская библиотека». Четкой периодичности нет. Сначала хотел ежемесячный сроком один год. Пытался заинтересовать чтением помещиков. Основная функция – развлекательная. В основном беллетристика, переводная. Среди оригинальных произведений – цикл «Пословицы российские». 16 нравоучительных рассказов. Пытается толковать пословицы. Некоторые имели политическое звучание – «Седина в бороду, бес в ребро», «Фортуна велика, да ума мало». Юноша Лавид, которому постоянно везет становится государем на неизвестном острове. Первое распоряжение – построить карусель. Остров подходит к гибели. Во время испытания карусели он погиб. «Близ к царю, близ к смерти».
«Вечерняя заря» - ежемесячный. Мистический смысл названия. Должен служить продолжением «Утреннего света». Редактором журнала был Шварц, немец. Сначала был гувернером, потом зачислился в штат университета. Розенкрейцерство. Здесь сотрудничали студенты Шварца. Оторван от действительности. Рассуждении о посте, благоразумии, чувствах и т.д.
«Прибавление к Московским ведомостям» (1783-1784). Почти к каждому номеру газеты. История, география, текущая иностранная политика. Проблема воспитания: собственная система педагогических взглядов. Очень много места уделяется США. Проамериканские настроения – Бенджамин Франклин, тоже масон. Журнал разозлил Екатерину. В одном из номеров за 1784 год «История ордена иезуитов». Иезуиты – члены католического монашеского ордена, возникшего в 16 веке во Франции. Принцип: строгая централизация, младшие покорны старшим. Екатерина покровительствовала ему. Новиков критикует. Екатерина велит изъять этот номер.
Журнал «Покоящийся трудолюбец» (1784-1785), нерегулярный. Называл себя продолжением «Вечерней зари», но менее мистический. В основном студенты МУ. Связан с масонством. Много развлекательных статей, даже статей для детей. Иногда были сатирические выпады. Интересна работа над языком. Упрощение газетно-журнального языка, отказ от архаизмов и торжественности.
Еженедельное приложение – первый в России журнал для детей «Детское чтение для сердца и разума» (1785-1789). Считал, что воспитывать надо с помощью книги. Главное – доступность. Просвещать и развлекать. Журнал связан с благотворительностью. Бесплатное приложение. В 89 году заканчивается арендный договор с МУ. Первые два года редактировал сам Новиков, потом Петров и Карамзин. В основном короткие статьи, нравоучительные письма. В целом, христианское воспитание – тексты из Ветхого и Нового завета. Карамзин несколько выбивается – длинные переводные повести. Журнал направлен на патриотическое воспитание. «Крестьянское состояние», «Переписка отца с сыном о деревенской жизни» - уважение к крестьянскому труду. Определенный стиль публикаций – доступность. Популярность, переиздание.
1788-1790 приложение «Магазин натуральной истории, физики и химии». Сначала дважды в неделю 2 года, потом еженедельно. Редактор – Прокопович-Антонский. В основном, переводы из трех французских словарей по естественным наукам. Просвещение. Противоречие с масонством.
Итак, за период с 1779 по 1792 (до ареста и ссылки в Шлиссельбургскую крепость) около 900 наименований книг и много периодики. Основная часть книг – для просвещения: сочинения Сумарокова, Хераскова, Вольтера, Мольера, Руссо, Дидро, Свифта.
Екатерина для борьбы с масонством в 80-е годы сочиняет три комедии: 1785 «Обманщик» и «Обольщенный», 1786 – «Шаман сибирский». 1785 – приказала освидетельствовать все его книги, архиепископ Платон, должен испытать Новикова в соответствии с законами христианской веры. Тот говорит, что Новиков – истинный христианин. Из 460 книг – 23 признаны вольнодумными, 6 – сжечь, остальные – Вольтер, сказки, песни, нельзя продавать.
1787 – неурожайный год, правительство не может бороться. Новиков решил помочь крестьянам: раздает весь хлеб из собственных амбаров, занимает денег, закупает зерно и отдает. Ораторская деятельность. Обеспечил жителей 100 селений. Создает хлебный фонд на случай неурожая. 1789 год – Французская революция. Екатерина не продлила договор с Новиковым. Прозоровский должен наблюдать за Новиковым. Весной 1792 года – обыск, арест, тайно перевозят в Шлиссельбургскую крепость. Допрос с пытками – Шишковский, протоколы читала лично Екатерина. Новиков объявлен государственным преступником, организатором заговора против правительства, руководителем тайного общества против христианства, агентом иностранных держав и издателем развращенных книг. Приговорен к смертной казни, Екатерина заменила ее на 15 лет в крепости. Вся издательская деятельность Новикова разрушена. Вместе с Новиковым пострадали масоны – Трубецкой, Лопухин как соучастники – подписка о невыезде из имений. В 1796 Екатерина умирает, Павел Петрович лоялен к Новикову, освобождает его и призывает во дворец, видимо, предлагая работу. Тот предпочел удалиться от политики. Вышел больным, прожил до 1818, но всю жизнь боролся с нищетой и болезнями, хотел организовать суконную фабрику. Всю жизнь провел в своем имении Авдотьино.
studfiles.net