Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Детские и юношеские журналы России. Первый детский журнал в россии был основан


Дореволюционные периодические издания для детей

В нашей стране детская журналистика прошла довольно непростой путь становления и развития. Начало истории детских периодических изданий в России положил журнал Н.И. Новикова «Детское чтение для сердца и разума» (1785). Но не журнал Н.И. Новикова впервые обращается к детям.

Периодические издания для детей — составная часть детской литературы, хотя до середины XVII в. детской литературы как специальной разновидности не существовало. Первым произведением, созданным специально для подрастающего поколения, считается книга известного педагога и просветителя Яна Амоса Коменского «Мир в картинках». Написанный им иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658) был первой успешной попыткой создания учебной книги на основе психологических принципов. До этого момента литература для детей представляла собой совокупность фольклорных произведений (сказки, притчи, обрядовые стихи) и произведений классической литературы, адаптированной к особенностям детского возраста.

Первым русским детским писателем считается Карион Истомин, создатель «Лицевого букваря» (1694). Ему принадлежит открытие одной из важнейших особенностей литературы для детей — принципа наглядности.

В своих основных чертах литература для детей складывалась во второй половине XVIII в. под влиянием возросшего в эпоху Просвещения интереса к вопросам воспитания и расцвета книгопечатания. Открытие в это время частных типографий в России привело к появлению около 400 книг для подрастающего поколения. Видное место занимали издания Н.И. Новикова, выпустившего около 60 книг для детей. Следующим этапом деятельности издателя стало появление первого в России детского журнала, на котором воспитывалось не одно поколение читателей.

Журнал «Детское чтение для сердца и разума», издателем которого был Н.И. Новиков, просуществовал около пяти лет, с 1785 по 1789 г. Как еженедельное приложение к газете «Московские ведомости» он должен был, по мнению редактора, служить «для сердца и разума», воспитывать «добрых граждан», разъяснять им с юных лет законы добродетели. Издание носило энциклопедический характер: на его страницах печатались научные статьи, беседы о явлениях природы, рассказы, басни, комедии, шутки. Значительное место отводилось переводам произведений зарубежных авторов нравоучительного характера. Журнал знакомил юных читателей с основами естественных наук, истории. С. Аксаков в своих воспоминаниях обращается к изданию Н. Новикова: «В детском уме моем (после знакомства с этим журналом) произошел совершенный переворот, и для меня открылся новый мир… Многие явления в природе, на которые я смотрел бессмысленно, хотя и с любопытством, получили для меня смысл, значение и стали еще любопытнее…» [, с. 34].

«Детское чтение для сердца и разума» пользовалось огромной популярностью у читателей, во многом этому способствовал творческий коллектив, привлеченный издателем к сотрудничеству. Произведения Н.М. Карамзина (оригинальные и переводные), переводы произведений Вольтера, Лессинга, Томсона и многих других авторов делали журнал не повременным, а вневременным изданием. Но именно эту характерную черту некоторые исследователи вменяли в вину «Детскому чтению». Журнал Н.И. Новикова вызвал подражания, и с начала XIX века периодические издания для детей стали появляться одно за другим: «Друг юношества и всяких лет» М. Невзорова (1807–1815), «Друг детей» Н. Ильина (1809), «Новое детское чтение» С. Глинки (1821–1824) и др.

Первым частным журналом, который выходил на протяжении более чем 20 лет, стал журнал «Звездочка» (1842–1863). Это было издание А.О. Ишимовой, предназначенное для девочек. Впервые в России появился детский журнал, классифицированный по гендерному признаку, в котором проводилось деление читателей и по возрастному критерию. Вначале «Звездочка» выходила в двух отделах: для старшего и младшего возраста. Впоследствии отделы были объединены, разработана четкая структура журнала. Задача, поставленная издателем, успешно выполнялась: воспитание хозяек, будущих матерей осуществлялось на всем протяжении существования «Звездочки».

Своеобразным продолжением «Звездочки» стал журнал М.Ф. Ростовской «Семейные вечера» (1864–1891). Благодаря таланту М.Ф. Ростовской, сотрудничавшей с В. Далем, Евг. Туром, Н. Львовым, В. Авенариусом и др., подшивки журнала пользовались большой популярностью и спустя много лет после выхода в печать.

Заметным явлением в детской журналистике был журнал А. Острогорского «Детское чтение», просуществовавший более 35 лет (1869–1906). В каждом номере журнала читатель находил рассказ или повесть, популярный очерк о природе и окружающей среде, исторические материалы, практические советы юным садоводам и друзьям животных, занимательные игры и задачи. А. Острогорский стремился дать детям максимум необходимой информации, подбирая и располагая материал таким образом, чтобы он читался с живым интересом.

Успехом «Детское чтение» пользовалось с самого начала: были рецензии, характеризовавшие журнал как прогрессивное явление в журналистике для детей.

Следующей значительной вехой было появление журнала М. Вольфа «Задушевное слово» (1877–1917). Первоначально издание имело четыре отдела, адресованных читателям разных возрастов. С 1883 г. количество отделов сократилось.

В 1899 г. в Санкт-Петербурге начинает выходить журнал «Юный читатель» (1899–1906) для детей 12–15 лет под редакцией Д.Я. Острогорской-Малкиной. Издание очень внимательно относилось к изучению круга интересов подписчиков, руководило детским чтением. Самое видное место отводилось рубрике «Список рекомендуемых книг». В 1901 г. Ученый комитет так отозвался о рецензируемых в журнале произведениях: «В отделе „Список рекомендуемых книг“ встречаются нередко сочинения, не помещенные в каталогах для учебных заведений Министерства народного просвещения и бесплатных народных библиотек, например Мамин-Сибиряк — „Приемыш“, Огарков — „К свету“, Д'Эрвильи — „Приключения доисторического мальчика“, Рони — „До потопа. Роман из жизни первобытных людей“ и другие» [, с. 27].

«Детское чтение для сердца и разума» и десятки других журналов не были журналами в современном понимании этого слова. Они были сборниками стихов, рассказов, повестей, наконец, статей, случайных или несущих читателю некую систему знаний, сборниками установленного объема, выходящими в известные сроки. В дополнение к журналу печатались анекдоты, описания курьезных случаев.

В 60-х годах XIX века возникла полемика по вопросу правомерности существования детского журнала как особого типа издания, продолжавшаяся до 1917 года. Предпосылкой спора стала историческая ситуация в России. Реформа 1861 года изменила не только социально-экономическую обстановку, но и представление о роли прессы вообще и печати для подрастающего поколения в частности. Детская периодика обвинялась в оторванности от социальной действительности. По мнению Ф.Г. Толля, «детские журналы суть не что иное, как известного объема детские книги с более или менее разнообразным содержанием, но выходящие в свет повременно» [, с. 92].

В детской журналистике была выдвинута принципиально новая задача: не просто просвещать юных читателей (как это было ранее), а активно влиять на формирование мировоззрения.

Спор вокруг детского журнала как такового не прекращался. Причиной спора стала проблема взаимосвязи детского журнала с современностью. Другим вопросом, вызывавшим бурное обсуждение, было сомнение в целесообразности существования периодики для детей. Возникали даже предложения заменить детские журналы сериями книг, но они не получили широкой поддержки.

Собственно первым газетным изданием для подрастающего поколения были «Предметы полезных упражнений для удовольствия детей», издававшиеся в 1834 году в Санкт-Петербурге. Они представляли собой отпечатанные листы, выходившие в неопределенные сроки. О цели издания говорит его название. Публицистических материалов оно не содержало, да издатель и не считал «Предметы…» газетой, поэтому говорить здесь о газете как о типе издания не приходится.

Газета для детей впервые появляется в России в 1860 году. Идея издания принадлежит детской писательнице Софье Петровне Бурнашевой. Газета «Калейдоскоп» просуществовала недолго (1860–1862), но послужила прообразом последующих детских газет.

Приближение глобальных перемен, изменения во всех сферах общественной жизни привели к осознанию необходимости приобщения подрастающего поколения к действительности. Газета по сравнению с журналом является более оперативным источником информации, поэтому С.П. Бурнашева решила избрать именно этот тип издания. Газета «Калейдоскоп» предназначалась для читателей «среднего возраста». Это было еженедельное издание. В первом номере в программной статье издатель объяснял значение слова «калейдоскоп» и говорил об универсальном характере газеты: «видоизменение и блестящий перелив цветов в оптическом калейдоскопе могут служить образцом разнообразия и пестроты содержания нашего литературного калейдоскопа» [, с. 89].

В газете практически не было постоянных рубрик, за исключением «Мозаики». В ней объединялись материалы различного содержания: поучительные истории из жизни зарубежных стран, оригинальные случаи из российской действительности, интересные исторические факты. Хаотичный характер подборок, отсутствие связи с настоящим моментом, большой объем текстов не давали основания считать эти материалы информационными сообщениями (заметками). С течением времени содержание рубрик меняется: материалы становятся более похожими на новости (уменьшается объем, появляются относительно оперативные сообщения). Популярностью пользуются «Анекдоты про малороссиян», «Золотые мысли» (высказывания философов). Характерными особенностями газеты являются отсутствие рубрик как таковых, тенденция к публикации циклов материалов. Излюбленным жанром остается очерк, зачастую перепечатываемый из «взрослых» газет, книг, брошюр. В «Калейдоскопе» публиковались также биографические повести из жизни известных людей, биографико-анекдотические очерки; исторические, биологические и ботанические «диковинки», сценки из жизни древних народов, зоологические эскизы, статистико-географические очерки. В газете также встречались басни, отрывки из поэтических произведений, стихотворения русских поэтов.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что газета «Калейдоскоп» мало чем отличалась от журналов для детей того времени. Это издание лишь условно может считаться газетой, по сути же это был еженедельный детский журнал. Первый опыт создания детской газеты нельзя назвать удачным, так как 60-е годы XIX века были временем господства журналов в России, но сама попытка, предпринятая С.П. Бурнашевой, оказалась важной вехой в истории становления газетной периодики для детей.

После длительного перерыва в Санкт-Петербурге в 1904 году в качестве приложения к журналу «Юный читатель» появляется иллюстрированный двухнедельный листок «По белу свету». Он просуществовал два года (1904–1905), его появление было вызвано значительными переменами в жизни Российской империи. В начале XX века появляются детские газеты, приближающие журналистику для детей к конкретной действительности, что проявилось не только в содержании, но и в поиске различных типологически устойчивых форм издания, учитывающих потребности времени.

В 1908 году в Москве возникает «Газета для детей «Что нового», выходящая три раза в месяц, а в Санкт-Петербурге — «Детская газета», частота выхода которой достигала двух-трех раз в неделю, что было очень необычно для издания, предназначенного для детей.

1 ноября 1910 года в Москве вышел первый номер еженедельной «Газетки для детей и юношества» редактора-издателя А.П. Коркина. Это была первая газета для детей, которая не являлась приложением к журналу, а была автономным изданием. С первых же номеров в «Газетке» появилось множество отделов: «Хроника русской жизни», «Заграничная жизнь», «Спорт», «Почтовый ящик», «Переписка подписчиков». В первый год своего существования «Газетка» представляла собой нечто среднее между газетой и журналом, скорее ее можно было назвать еженедельником, там публиковались очерки о научных открытиях, о явлениях природы, печатались рассказы, существовали красочные приложения, но в то же время газета стремилась охватить наиболее важные события последних дней. Некоторые публикации носили чисто хроникальный характер. Главное отличие всех материалов «Газетки» состояло в том, что факты из современной жизни придавали публикации злободневный характер. Появился жанр репортажа, который был новым для детской журналистики. Материалы обладали документальной достоверностью, оперативностью, систематически снабжались фотоснимками. Освещение некоторых событий превращалось в целую кампанию (рассказ об Олимпийских играх 1912 года, об авиационной неделе в Москве). Большое внимание уделялось сообщениям детей из России. Здесь открылся отдел, куда свои письма присылали ребята из Англии, Австралии, с Ямайки.

Газета пользовалась большой популярностью у читателей. Разнообразный авторский коллектив стремился удовлетворить потребности в информации самых разных слоев населения. В 1913 году издателем, а чуть позже и редактором «Газетки» становится А.С. Панафидина, которая сумела улучшить работу издания, увеличила число подписчиков и читателей за счет снижения платы и улучшения качества газеты.

Несомненно, «Газетка для детей и юношества» — один из наиболее удачных опытов развития периодики для детей. Своим долгим по сравнению с другими газетными изданиями существованием, разнообразием тем, рубрик и жанров газета для детей доказала, что новый тип издания отвечает насущным потребностям общества и является оптимальным вариантом детской газеты в России.

Таким образом, дореволюционные периодические издания накопили немалый опыт в деле общественного и нравственного воспитания подрастающего поколения. Следовательно, современная периодика призвана продолжить традиции отечественных изданий.

 

Библиографический список:

1. Рахтанов И. Рассказы по памяти. — М., 1971.

2. Алексеева М.И. Советская детская журналистика 20-гг. — М., 1982.

3. Холмов М.И. Из истории русской журналистики для детей. — Л. 1982.

4. Сковородникова В.Е. Газета «Калейдоскоп» (1860–1862) — первая газета для детей в России // Средства массовой коммуникации в современном мире: Материалы науч.-практ. конф. — СПб., 2000.

xn--80alhdjhdcxhy5hl.xn--p1ai

История детской журналистики

До середины XVII века детской литературы не существовало. По существу, первой книгой, написанной специально для детей, стала книга «Мир в картинках» Яна Амоса Коменского. Величайший педагог и реформатор школы стал родоначальником литературы, приспособленной для понимания детей.

Первым детским журналом в мире стал «Лепцигский еженедельный листок» (1772-1774), издававшийся в Германии. Через три года специальное детское периодическое издание - «Детское чтение для сердца и разума» - стало выходить в России в Москве.

Журнал русского просветителя Н. Новикова «Детское чтение для сердца и разума» положил начало отечественным изданиям для юного читателя. Он выходил в виде еженедельного приложения к «Московским ведомостям» с 1785 по 1789 год. В издании журнала Н. Новиков видел, прежде всего, возможность провести в жизнь свои педагогические и просветительские идеи. Детский журнал, по мнению редактора, должен был служить «для сердца и разума», воспитывать добрых граждан, с ранних лет разъяснять юным читателям законы добродетели. В нем следует проводить идеи гуманности, истинного благородства, честности, великодушия. Издание носило энциклопедический характер: на его страницах печатались научные статьи, беседы о явлениях природы, рассказы, басни, комедии, шутки. По мнению основателя, журнал должен был «служить для сердца и разума, воспитывать добрых граждан». И. И. Новиков также считал, что в государстве все «сделается удобным, когда воспитание достигнет возможной степени своего совершенства». С этой целью он и предпринял свое издание. Просветительские функции периодики определяли ее характер.

Хороший вкус и литературный талант сотрудников (одним из редакторов был Н. Карамзин, опубликовавший на страницах «Детского чтения для сердца и разума» первую повесть «Евгений и Юлия») сказались и на отборе переводной литературы. Читатели знакомились с произведениями Вольтера, Лесинга, Томсона и многих других. Журнал Новикова выдержал испытание временем. «Чистые, нравственные правила, изложенные увлекательным для того времени языком, незаметно проникали в душу читателей, особенно читательниц, и мало-помалу дали совершенно иной колорит целому обществу», - отмечалось в одном из отзывов 1849 года. С. Аксаков в своих воспоминаниях тоже обращается к журналу Новикова: «В детском уме моем (после знакомства с этим журналом) произошел совершенный переворот, и для меня открылся новый мир... Многие явления в природе, на которые я смотрел бессмысленно, хотя и с любопытством, получили для меня смысл, значение и стали еще любопытнее..». Через 60 лет после появления «Детского чтения» В. Белинский воскликнул: «Бедные дети! Мы были счастливее вас: мы имели «Детское чтение» Новикова».

Спрос на журнал был настолько велик, что после его закрытия отдельные номера Детского чтения» перепечатывалось в виде книжек и успешно продавались.

За «Детским чтением для сердца и разума» (1785-1789) последовали другие подобные издания, и на протяжении почти целого века их типология, не претерпела существенных, изменений. Журнал исторически соответствовал тем задачам, которое возлагались вообще на «детское чтение». Прежде всего, он призван был просвещать юное поколение.

Журнал Н. Новикова вызвал подражание, и с начала XIX века периодические издания для названной аудитории стали выходить один за другим. «Друг юношества и всяких лет» М. Невзорова (1807-1815), и аналогичные по содержанию «Друг детей» Н. Ильина (1809), «Новое детское чтение» С. Глинки (1821-1824).

У первых журналов были и другие особенности: они выходили при полном отсутствии детской литературы, между тем как вопрос о ее создании уже стоял перед обществом. Кроме того, необходимо было считаться с грамотностью населенияподавляющее большинство детей России не умело читать. «И так для кого же должно издавать книги, посвященные первоначальным летам?-спрашивал издатель журнала «Новое детское чтение» Сергей Глинка. И отвечал. -Для добрых отцов и попечительных матерей. Мы предлагаем в детских книгах не то, что может быть понятно детям при первом чтении, но то, что делается им вразумительным при объяснении тех, которых каждое слово и каждое изречение напечатлеваются в уме и в душе силою вещания внимательной и заботливой любви. А сия убедительность принадлежит отцам и матерям». «

Эти, а также некоторые другие обстоятельства определили структуру, содержание периодических изданий для детей, которые выходили вплоть до середины XIX века. Они представляли собой обычный альманах, с очередностью номеров, как правило, один раз в месяц. В 1859 году, отмечая обилие такой периодики, Н. А. Добролюбов писал: «В области детского чтения ныне совершается то же самое, что уже давно совершилось вообще с нашей литературой: журналы заступают место книг».

Так же следует упомянуть журнал «Друг юношества» (1807 - 1815 годы; с 1813 года он назывался «Друг юношества и всяких лет»). Журнал сыграл заметную роль в развитии периодики для детей. Издатель его, Н. И. Невзоров, был последователем просветительских идей Н. И. Новикова. Н. И. Невзоров желал «способствовать образованию сердец и умов и споспешествовать, сколько можно, к соблюдению телесных способностей». В журнале публиковались стихи, рассказы, повести современных авторов, научно-популярные статьи по истории, географии и, другим наукам. Правда, содержание и стиль материалов, помещенных в «Друге юношества», не всегда отличались безупречным вкусом и педагогическим тактом. Порой в произведениях (в частности, принадлежащих перу самого Невзорова) звучали скучные проповеди с открытой дидактической назидательностью.

Другой известный детский журнал относится уже к середине века - это «Библиотека для воспитания», (1843 - 1846). Основал и редактировал его литератор-славянофил Д. А. Валуев; сотрудниками были известные писатели, ученые, просветители: Т. Н. Грановский, Ф. И. Буслаев, И. В. Киреевский и другие. Основные материалы журнала посвящены истории Российского государства, памятникам прошлого, истории и быту славянских народов. Не было в журнале ни иллюстраций, ни развлекательного раздела, так как редактор его считал, что для юных читателей главное - «в добротности статей, составляющих журнал».

В 1847 году редактором журнала стал профессор П. Г. Редкий. В 1847 - 1849 годах журнал выходит под названием «Новая детская библиотека». По характеру включаемых в него материалов он стал похож на сборник научно-популярных статей. Это очень нравилось Белинскому: он высоко отзывался о «Новой детской библиотеке», как об издании, прививающем детям реалистическое отношение к явлениям действительности.

П. Г. Редкий заложил основы серьезного научного просветительства. Он требовательно относился к авторам и переводчикам, сам скрупулезно отбирал материал из научных статей. Просуществовав короткое время, журнал, тем не менее, оставил заметный след в русской журналистике, предназначенной детям. Идеи популяризации науки П. Г. Редкий понимал широко. Так, помещая познавательные очерки «О Луне», «Об Атлантическом океане», «О машинах», он рядом печатал первые переводы сказок Андерсена, пересказы «Илиады» и «Одиссеи», переложение Нестеровой летописи - «Повести временных лет». Белинский считал, что журнал Редкого - единственный, который можно рекомендовать для детского чтения.

«Подснежник. Журнал для детского и юношеского возраста» выходил в 1858 - 1862 годах, выпускал его известный поэт В. Майков. Это издание было заметным явлением в детской периодике тех лет, тем более, что многие детские журналы к тому времени уже исчерпали себя. «Подснежник» широко печатал современных русских авторов реалистического направления, публиковал много переводных произведений - Шекспира, Андерсена, Бичер Стоу, Гофмана, братьев Гримм.

В 60-е годы детская журналистика значительно расширила сферу своего существования и влияния за счет обращения к более массовому числу читателей. Этому способствовала происходившая в тот период либерализация образования, школа становилась значительно демократичнее, охватывала все более широкие круги россиян. Это побуждало издателей детских журналов к иному, чем в начале века, наполнению их материалами, чтобы полнее отвечать устремлениям передовых педагогов к активному формированию и просвещению детского читателя. В лучших журналах того времени публикуются известные русские прозаики и поэты, ученые и педагоги, хорошие переводы зарубежной детской литературы. Все это способствовало становлению личности, прививало передовые для своего времени знания и взгляды.

В начале XIX века сложился круг профессиональных детских писателей: С. Глинка, А. О. Ишимова, А. Зонтаг, В. Бурьянов, П. Фурман, Б. Федоров и другие. Несмотря на то, что Белинский о некоторых из них отзывался весьма резко, нельзя не признать благородства их усилий и литературной одаренности. Творчество этих писателей еще недавно принято было называть «охранительным», «реакционным» и даже «низкопробным», насаждавшим в среде маленьких читателей «слезливость» и «жалостливость». Между тем они внесли ценный вклад не только в популяризацию знаний (в основном в области истории, природоведения, географии), но и в нравственное воспитание, в пробуждение «чувств добрых». Детские писатели изображали положительного героя трудолюбивым, самоотверженным, с твердой верой; герои-злодеи у них попирают веру и установленные законы, живут неправедно, обманом. Ребенок получал от этих писателей четкие и ясные жизненные ориентиры.

При активном участии этих писателей в детскую литературу вошли новые жанры. С. Глинка сделал устойчивым жанром «рассказ из истории»; В. Бурьянов ввел такую форму повествования, как «прогулки с детьми»; развитие научно-художественного повествования связано с именем А. О. Ишимовой.

www.librero.ru

Эволюция детских журналов за 231 год

В развитых цивилизациях видят в детях будущую смену, на них возлагают надежды как на людей, которым предстоит создать будущее, достигать того, чего не сумели достичь прежние поколения. Разумеется, для этого детей и подростков необходимо развивать. Большую часть знаний детям дают школа и их родители, сейчас к ним добавился Интернет.

Но на протяжении предыдущих двух веков главным помощником школы (которая до ХХ века была необязательной) и родителей (у которых не всегда хватало времени) в деле развития подрастающего поколения выступали детские СМИ.

Первым отечественным журналом специально для детской аудитории стал «Детское чтение для сердца и разума», пилотный выпуск датируется 1785 годом. Издателем журнала был один из самых видных деятелей просвещения екатерининской эпохи Николай Новиков.

Журнал обладал настолько солидным содержанием, что осилит его не каждый современный взрослый. В нём публиковались переводы самых популярных европейских авторов, пишущих для детей, например, графини де Жанлис.

Публиковалось множество познавательных материалов: о нервной системе, об анатомии человека, о животных, очерки путешественников с описаниями далеких стран, выдержки из Contemplation de la Nature («Созерцание природы») знаменитого натуралиста и философа Шарля Бонне, материалы из «Практической философии» и т. д. В журнале публиковал свои первые литературные опыты молодой Карамзин, позднее ставший редактором издания.

Журнал издавался каждую неделю в качестве бесплатного приложения к «Московским ведомостям» и пользовался такой популярностью, что и многие десятилетия спустя некоторые знаменитые деятели империи вспоминали его как главное событие детства.

Знаменитый хирург Пирогов вспоминал, что зачитывался журналом больше, чем любой приключенческой книжкой, популярной у его сверстников, а самый известный литературный критик своего поколения Виссарион Белинский искренне сокрушался, что у детей его современников нет такого замечательного журнала. Чтобы описать уровень этого журнала, достаточно сказать, что советы «Как избежать ссоры» в практически неизменном виде перепечатывались полтора столетия спустя уже в советских журналах.

Журнал отличался от всех последующих ещё и тем, что был концептуальным, то есть не являлся сборником разрозненных повестей и историй для детей, а формировал у юных читателей определённое мировоззрение гражданина, ненавязчиво прививая ему необходимые для этого качества.

В XIX веке появилась целая россыпь детских журналов. Некоторые из них просуществовали всего 2—3 года, иные выходили десятилетиями и оставили заметный след в истории. Журналы стали делиться по целевым аудиториям: для самых маленьких, для подростков постарше, для девочек.

Самым известным журналом для маленьких детей в середине того века стала «Звёздочка», издаваемая Ишимовой. В ней публиковались исторические материалы, новые повести популярных авторов, познавательные «Отрывки из естественной истории». Часть материалов подавалась в доступной для маленьких читателей форме: в виде бесед с матерью, с пожилыми людьми и т. д. Также давались советы по правильному поведению: как встретить гостей? почему беспорядок в комнате — это плохо? Журнал выходил более 20 лет, став одним из главных долгожителей своего времени.

Ишимова издавала и первый в России журнал «для девиц» — «Лучи». Кроме сентиментальных и нравоучительных повестей в нём публиковалась масса этнографических материалов о нравах и обычаях народов, населяющих далёкие страны. Появившаяся в середине XIX века «Новая детская библиотека» была почти полноценным научным журналом для детей. Помимо массы материалов по астрономии, географии, этнографии, там публиковались переводы «Илиады» и «Повесть временных лет».

Некоторое время с журналами Ишимовой конкурировал «Подснежник», собравший в редакции звёздный состав: Некрасов, Тургенев, Майков. Журнал отличался тем, что публиковал переводы не только европейских сказок, но и Шекспира.

В конце XIX — начале XX веков детские журналы переживали настоящий бум. Накануне революции в стране выходило около ста различных детских изданий: полиграфические технологии стали доступнее. Самый популярный дореволюционный журнал — «Задушевное слово» — выходил на протяжении полувека. Там публиковались не только познавательные материалы, художественные произведения и исторические очерки, но и письма читателей.

Практически все журналы того времени не пережили революцию: одни закрылись сами из-за проблем с бумагой и финансами, другие были закрыты новыми властями, которые рассматривали их как идеологически враждебные, поскольку они проповедовали «буржуазную мораль».

После окончания Гражданской войны государство сделало приоритетной задачей воспитания нового поколения по заветам марксизма. В 20—30-е годы появилась масса новых журналов для различных возрастных категорий: «Мурзилка», «Чиж», «Ёж», «Техника молодёжи» — некоторые из них существуют до сих пор.

Детская литература стала местом притяжения для многих писателей и поэтов, не вписывавшихся в узкие рамки соцреализма, который восторжествовал в советской литературе. Для некоторых из них это была единственная возможность печататься. В детских журналах публиковались Хармс, Заболоцкий, Олейников.

Появилось немало газет для подростков: «Пионерская правда», «Знамя пионера» и т. д. Практически все детские издания отличались запредельной политизированностью, особенно в 30-е годы. По форме они во многом повторяли дореволюционные издания, однако сильно отличались от них по содержанию. Сказки и романтические повести сменились историями про то, как пионеры героически поймали шпиона, который хотел взорвать завод или поджечь колхоз, — и только бдительность пионеров помогла предотвратить трагедию.

Много места уделялось международной политике: солидарности с трудящимися капиталистических колоний, борьбе за права польских коммунистов, сводкам с китайских и испанских фронтов и т. п.

Небольшое место уделялось развлекательным материалам: как склеить игрушечный танк из спичечной коробки или других подручных средств. На пике репрессий к подросткам прямо через журналы обращались с просьбами усилить классовую бдительность и разоблачать шпионов и двурушников-предателей. Особенно стоит отметить письма пионеров с благодарностями наркомам, карающих подлых троцкистских наймитов:

«Дорогой Николай Иванович! Вчера мы прочитали в газетах приговор над сворой право-троцкистских шпионов и убийц. Нам хочется сказать большое пионерское спасибо Вам и всем зорким наркомвнудельцам [НКВД]. Спасибо, товарищ Ежов, за то, что Вы поймали банду притаившихся фашистов, которые хотели отнять у нас счастливое детство. Спасибо за то, что Вы разгромили и уничтожили эти змеиные гнёзда. Мы Вас очень просим беречь себя. Ведь змея-Ягода пытался ужалить Вас. Ваша жизнь и здоровье нужны нашей стране и нам, советским ребятам. Мы стремимся быть такими же смелыми, зоркими, непримиримыми ко всем врагам трудящихся, как Вы, дорогой товарищ Ежов!»

«С большой радостью узнали мы о приговоре советского суда над право-троцкистской бандой. Мы, воспитанники Славянского детгородка, обещаем повысить нашу бдительность и помогать советской разведке громить врагов народа», — вторили им Мурашова, Ляховенко и Копытец.

С окончанием сталинских времен советские издания для детей стали больше напоминать дореволюционные. Идеологический пресс несколько ослаб, вместо соцреализма стали возвращаться сказки для самых маленьких и фантастические повести для более старших возрастов.

Детские журналы читали и взрослые люди, поскольку в некоторых из них печатались рассказы знаменитых зарубежных фантастов или советских писателей, по идеологическим мотивам не опубликованные большими тиражами. «Техника — молодёжи» не только популяризовал науку, но и публиковал популярную фантастику, благодаря чему перерос уровень тинейджерского журнала — его с удовольствием читали и взрослые.

Как и после революции 1917 года, старые журналы в большинстве своём не вписались в новое общество расколотого СССР. Но если в начале века часть из них пришлось закрывать административными методами, то теперь им просто не удалось найти своё место на рынке. Часть изданий с самыми громкими брендами выжила, но вынуждена была тотально сократить тираж.

В лучшие годы «Юный натуралист» издавался тиражом 4 млн экземпляров, сейчас его тираж не превышает 20 тысяч. «Техника — молодёжи», выходившая накануне распада СССР тиражом 2 млн экземпляров, несмотря на поддержку государства так и не смогла преодолеть рубеж в 50 тысяч. Развивающие журналы сохранились, но исключительно в формате «для самых маленьких», то есть для детей до 8—10 лет.

При этом нельзя сказать, что подростки полностью перестали читать. Несмотря на конкуренцию со стороны ТВ и Интернета развлекательные подростковые журналы до недавнего времени выходили тиражами, многократно превышавшими тиражи сохранившихся с советских времён изданий (сотни тысяч экземпляров).

Однако платой за это стал полный отказ от научно-образовательной составляющей и тотальный переход к развлекательной. Темами большинства молодёжных журналов, существовавших в последние 20 лет, являются жизнь звёзд шоу-бизнеса, мода, сексуальные отношения. Новые журналы говорили с подростками на их языке, отказались от назидательности и нравоучений и, по сути, подменяли родителей, которые не решались говорить со своими повзрослевшими детьми на откровенные темы.

Сейчас — когда «рацион» и в социальных сетях уже как у взрослых — с трудом можно представить журнал, в какой бы стране он ни выходил, который будет публиковать выдержки из классики. Изменились вкусы читателей, их количество, само общество очень сильно отличается от времён двухсотлетней давности.

Наверняка важная и нужная функция — поговорить с подростками на их языке, быть им понятными и интересными. Но переход от публикаций Шекспира и Гомера к современному контенту — самая настоящая деградация, настолько велика разница между ними. Процесс этот не был стремительным, путь от практической философии до обсуждения цвета трусов популярного исполнителя занял двести лет. Успокоить может разве что тот факт, что процесс этот наблюдается повсеместно и ни одной стране его не удалось избежать.

VIA

p-i-f.livejournal.com

Детские журналы и газеты - Helperia

Публичная статья

456

Создано 10 апреля 2017 года Детские журналы и газеты В настоящее время существует огромное множество детских газет и журналов. Периодические издания выпускаются для разных возрастных категорий детей и имеют различную тематическую направленность.

Первый детский журнал в России

Великий русский просветитель Николай Иванович Новиков руководствуясь мыслью о том,что «в нашем отечестве... детям читать нечего» и для разумного воспитания необходимо предоставить юным читателям доступное их возрасту полезное и приятное чтение,в газете «Московские ведомости» (1779 – 1789) выпустил приложение «Детское чтение для сердца и разума» - журнал, выходивший еженедельно в течение 1785–1789 гг.

Влияние газет и журналов на детей

Качественные периодические издания для детей позволяют расширить кругозор ребенка,развить имеющиеся способности и приобрести новые,раскрыть определенные жизненные навыки,развлечь и обучить.

Существуют журналы главной целью которых является распространение рекламной продукции. Для детей они не информативны,поэтому родителям стоит более внимательно подходить к вопросу выбора издания.

Способы распространения

  1. розничная продажа
  2. подписка в почтовых отделениях
  3. подписка на интернет-сайтах изданий
  4. подписка в интернет-магазинах журналов и газет

Популярные детские журналы и газеты в России

  1. Мурзилка - литературно-художественный журнал
  2. Веселые картинки - юмористический журнал
  3. ПониМашка - развлекательно-познавательный журнал для подготовки к школе
  4. GEOлёнок - научно-популярный журнал
  5. Детская роман-газета - литературно - художественный журнал
  6. Юный натуралист - научно-популярный журнал
  7. Для самых-самых маленьких - журнал-пособие для детей раннего возраста
  8. Добрая Дорога Детства - газета для взрослых, направленная на воспитание детей
  9. Непоседа - игровая,развивающая газета

и др.

helperia.ru

Первый советский журнал для детей

Описание презентации Наиболее известные журналы: Первый советский журнал для детей по слайдам

Наиболее известные журналы: Первый советский журнал для детей был основан М. Горьким «Северное сияние» (1919— 20) «Барабан» (1923— 26, слился затем с «Пионером»), , «Пионер» (с 1924) «Дружные ребята» (1927— 53), «Ёж» (1928— 35), «Чиж» (1930— 41), «Затейник» (1929— 41 и 1946— 53). Научно-популярные журналы — «Юный натуралист» (с 1928), «Юный техник» (с 1956), «Квант» (с 1969) и др. КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА В России первый детский журнал — «Детское чтение для сердца и разума» (1785— 89), основанный Н. И. Новиковым , — носил просветительский характер. Всего в России с конца 18 в. до Октября 1917 издавалось в разное время более 100 детских и юношеских журналов. После победы Октябрьской революции интерес к детским и юношеским журналам не пропал.

В зависимости от того, на какой возраст рассчитано издание, редакция определяет его содержание, структуру, форму, объем.

ЖУРНАЛЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Издания для дошкольников в доступной, яркой, запоминающейся форме, рассказывают об окружающем мире, знакомят с литературными произведениями, вырабатывают навыки разговорной речи, учат считать и писать. В них, как правило, освещается одна сквозная тема.

«Мурзилка» — популярный детский литературно-художественный журнал. Издаётся с мая 1924 года и адресован детям от 6 до 12 лет. За 89 лет существования всеми любимого детского журнала его выпуск не прерывался ни разу. Своё имя Мурзилка получил благодаря озорнику и проказнику — маленькому лесному человечку, существовавшему в популярных книгах для детей конца 19 века.

Мурзилка – ежемесячный, литературно – художественный журнал для младших школьников. Его нарисовал замечательный художник Аминадав Каневский (на фото).

Подсчитано, что с мая 1924 года по май 2011 вышло 1020 номеров «Мурзилки» ! В 2011 г. журнал был занесён в книгу рекордов Гиннесса. Он был признан самым долгоиздающимся журналом для детей.

Со сказками, Стихами, Рассказами, Головоломками, Шарадами, Кроссвордами, Загадки, Игры, Конкурсы. Также журнал знакомит нас:

«Галерея искусств Мурзилки» «Сделай сам» «Прогулка со словами» и «Поиграем в слова» «Зеленый мир» «Веселая математика» Постоянные рубрики «Мурзилки» :

Первый выпуск « Мурзилки» 1924 года

«Весёлые карт нки» ии — детский юмористический журнал. Рассчитан на детей от 4 до 10 лет. Издается в Москве ежемесячно с сентября 1956. Журнал включает стихи и рассказы, настольные игры, комиксы, ребусы, шутки, загадки. Он организует досуг всей семьи, поскольку маленьким детям читают родители, а дети постарше нуждаются в одобрении взрослых, хорошо ли выполнено задание из журнала, правильно ли отгадана загадка. Наряду с «Мурзилкой» был наиболее популярным детским журналом в СССР в 1960— 80 -е годы. В начале 1980 -х годов его тираж достигал 9, 5 миллионов экземпляров.

Идея появления «Весёлых картинок» принадлежала Ивану Максимовичу Семёнову, народному художнику СССР. Он стал первым редактором журнала и вместе с художником Виталием Стацинским привлёк к работе своих коллег, Аминадава Каневского и Алексея Лаптева. Название журнала было выбрано исходя из того, что забавные и весёлые картинки, сопровождаемые короткими остроумными надписями, всегда нравятся маленьким детям.

Главный герой журнала- Карандаш , добрый и веселый человечек с красным грифелем вместо носа, одетый в нарядную синюю блузу, в элегантном берете, а на шее — красный бант. В журнале работали лучшие писатели и художники: К. Чуковский, С. Михалков. В. Сутеев и др

«Школа карандаша» – учит детей рисовать; «Школа самоделкина» – учит мастерить игрушки; «Веселая азбука» — знакомство с буквами. Также в журнале помещены стихи, рассказы, настольные игры, комиксы, ребусы, шутки, загадки. Постоянные рубрики «Веселых картинок»

А мне нравится игровой, развивающий, увлекательный журнал для детей 7 — 10 лет «Непоседа» . Выходит журнал 2 раза в месяц. Для меня новый номер «Непоседы» , словно встреча с другом. Журнал « Непоседа»

В нем я нахожу увлекательные игры, развивающие комиксы, кроссворды, головоломки, ребусы, загадки, веселые конкурсы с призами и сувенирами, поучительные и увлекательные истории и сказки. Что есть в «Непоседе» ?

Детские журналы

• Яркое запоминающееся название. Оно может быть связано с именами известных героев. Каким должен быть детский журнал? Из ответов детей • Красочное оформление. Обилие фотографий, рисунков придает журналу в целом живость и легкочитаемость. • Использование разных шрифтов. • Рубрики на разные темы: познавательные и развлекательные. Постоянными могут быть страницы с различными головоломками, фантастическими историями, юмористическими рассказами. Разнообразные конкурсы для читателей.

present5.com

Детские книжки и журналы в дореволюционной России.:Charming Russia

Детский журнал "ЖАВОРОНОК", № 6, Июнь 1916 год. 

В Российской империи издавалось более трехсот детских и юношеских журналов, в основном в обеих столицах, Москве и Санкт-Петербурге. После революции 1917 года практически все они прекратили своё существование. Вот обложки некоторых изданий:

Двухнедельный журнал для детей младшего возраста "СВЕТЛЯЧОК", №1  1915 года.

 Еженедельный журнал для детей младшего возраста "ЗАДУШЕВНОЕ СЛОВО". № 25, 17 апреля 1916 года. Основатели: С.М. Макарова и М.О. Вольф.

 Детский журнал "ЖАВОРОНОК",  1915 год.  

"МАЛЮТКА" - журнал для маленьких детей. №1, январь 1915 года. Книгоиздательство "Школа". г. Москва. "ИГРУШЕЧКА" Журнал для детей младшего возраста, № 1, Январь 1904 года Художественный научно- литературный двухнедельный журнал "ПУТЕВОДНЫЙ ОГОНЕК". №1, 7 января 1915 год. Журнал для детей "ДОБРОЕ УТРО", №12, февраль 1915 года. Жуковский В. А. "Кот в сапогах", "Овсяный кисель", "Светлана"; СПб. : Издание Санкт-Петербургского Общества грамотности,  (СПб. : Типография Дома Призрения Малолетних  Бедных), №27, 1904 год. "ДРУГ ДЕТЕЙ"  - ежемесячный журнал, № 10, октябрь 1915 года.  Журнал "ДЛЯ НАШИХ ДЕТЕЙ" , №1, январь 1915 года. Читальня Народной Школы.  "Русские народные сказки". Кн. 3-я, Издание 2-е. (по А. Н. Афанасьеву). СПб. 1913 год. Читальня Народной Школы.  "Русские народные сказки". 1915 год.

"ДЕТСКИЙ МИР" -журнал для детей,  №1, 1915 год.

Первое приложение к иллюстрированному детскому журналу "МАЯК".

Научные развлечения (физика в опытах и фокусах). 1915 год.

"МИРОК" - ежемесячный иллюстрированный детский журнал для семьи и начальной школы.

1913 год. 

"НЕЗАБУДКА" -журнал для семьи и школы. №1, январь 1915 года. "ТРОПИНКА" - журнал для детей.  №1 январь 1912 года. "РОДНИК" - детский журнал. №1 январь 1915. "МАЛЕНЬКИЙ ХРИСТИАНИН" .детский журнал. №1 январь 1915 года. "ЗНАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ" - общедоступный журнал для самообразования с картинками в красках и иллюстрациями в тексте.  № 10, 1915 год. (Для юношества)

"ВОКРУГ СВЕТА" - еженедельный иллюстрированный журнал путешествий по суше и морю. №25 июнь 1906 года. (для юношества)

"МИР ПРИКЛЮЧЕНИЙ" - Ежемесячный иллюстрированный журнал. Книга 4-я. 1916 год.

"ЮНАЯ РОССИЯ" (Детское Чтение) - ежемесячный иллюстрированный журнал. Январь 1913 года.

1913 год

В 1913 году в России вышла книга Хвольсон "Новый Мурзилка". Удивительные приключения и странствия маленьких лесных человечков», где главным героем был Мурзилка – человечек во фраке, с тросточкой и моноклем. Эти сказки были очень популярны, но после революции 1917 года книжку больше не издавали, и об этом герое все забыли. Репринтное воспроизведение самого первого русского издания (1913) удивительной сказки Кокса Пальмера об удивительных приключениях лесных человечков. Главный герой-повествователь Мурзилка рассказывает о необычных странствиях со своими друзьями Знайкой, Незнайкой, Пуговкой, американцем Джоном и прочими. Картинки для книги нарисовал сам автор.

Рисунки Кокса попались на глаза издателям из Петербурга – «Товариществу М.О. Вольфа», и те решили напечатать их. А тексты заказали детской писательнице Анне Хвольсон, которую вдохновили рисунки Палмера Кокса. Больше всех детям понравился герой, которого звали Мурзилкой.

После революции 1917 года Мурзилка не выпускался. Лишь намного позже Мурзилка, как и Незнайка и другие персонажи того времени, появились уже в другом образе, советском.

В Российской империи издавалось огромное количество детских книжек, в том числе такими издательствами как "Библиотека наших детей" ( основана Е.В. Лавровой и Н.А. Поповым), "Дешевая библиотека для семьи и школы", "Избранная библиотека для семьи и школы", "Общедоступная библиотека Ступина", "Библиотека для детей И. Горбунова-Посадова", "Издание Петербургского  Общества Грамотности" и многих других. Вот обложки некоторых из них:

"Друзья-приятели" - рассказы и стихи для мал. детей. Сост. Е. Горбунова и В. Лукьянская. 

Библиотека для маленьких детей  И. Горбунова-Посадова. 1907 год.

"Малым ребятам" рассказы и стихи, книжка двенадцатая. 1904 год.

"Малым ребятам" рассказы и стихи, книжка шестнадцатая. 1906 год.

"Малым ребятам" рассказы и стихи, книжка двадцать третья. 

Сказка "Морозко". рисунки П.С. Афанасьева. Издание И. Кнебель. Москва, 1909 год.

"Маленьким деткам маленькие песенки" Издание Кнебель, 1909 год.

"Моя первая книжка", Издание Кнебель, Москва.

"Веселая тройка"  - детская сказка, сост. Е. Горбунова и В. Лукьянская. - М. : Изд. И. Горбунова-Посадова, 1914 год.

 "Буренушка". Изд. И. Кнебель. 1910 г.г.

"Русские народные сказки"-  Сост. Е. Н. Опочинин, худ. А. Ложкин.  Москва Издание И. Кнебель, 1913.

"Василиса Прекрасная" . рис. И. Билибина. Изд. экспедиции заготовления гос. бумаг. 1900 год.

"Птицы небесные" . Е. С. Ушкова-Голова. - СПб. : Издание О. Н. Поповой, 1904 год. Библиотека наших детей. Осн. Е. В. Лавровой и Н. А. Поповым.

"СРЕДИ ГОР И РАВНИН" - сборник рассказов для маленьких детей. 1904 год.

"Мордовские народные сказки". С. Аникин. - СПб. : Товарищество "Родной мир", 1909 год.

"Иналук и лесная волшебница"- сказка северокавказ. татар. Е. Баранов ; с рис. А. Апсита. - М. : Издание Д. П. Ефимова, 1914 год.

"Сказка о золотом петушке". А.С. Пушкин. 1903 год.

"Журавль и Цапля", "Медведь". 1907 год.

"Сказки Пушкина". 1907 год.

1909 год.

1911 год.

"Маленький Мук" В. Гауф, 1912 год.

" Соловей", Сказка Андерсена. 1912 год.

"Сказка о Медведице" А.С. Пушкин. 1915 год.

Собрание сказок Андерсена  с рисунками. Книжка 3-я. Издание Т-ва И. Д. Сытина, Москва 1914 г.

"Жизнь Робинзона" (В чем счастье?) .Н. Блинов ; (по Д. Дефо). Издание С. Дороватовского и А. Чарушникова, 1902 год.

"Гениальный помор". Очерк жизни М.В. Ломоносова. Библиотека маленького читателя. Для детей школьного возраста. 1901 год.

"Мужик, медведь и лиса" (по Афанасьеву): сказка для детей с шестью оригинальными раскрашенными картинками и черными рисунками- Москва : Книгоиздательство Торгового Дома Евдокия Коновалова и К, 1916 год.

"МАЛЕНЬКИЙ НАРОД СНЕГОВ".  Издание журнала "Детский Мир". 1910 год.

"БЫЛИНКИ"- рассказы для маленьких детей. Библиотека для семьи и школы. 1905 год.

"КНИГА БЫЛИН". Одобрено Ученым комитетом Мин-ва народ. просв. для фунд. и учен. заведений и наград учащимся. Рекомендовано Учебным комитетом. Собств. Е. И. В. канцелярии по учреждениям Императрицы Марии учеб. и восп. заведениям, как классное пособие для подарков. Москва : изд. А. Д. Ступина. 1893 год.

"Книги-Подарки для детей, юношества и взрослых." Каталог книгоиздательства. 1911 - 1912 г.г.

"Изучение природы малыми детьми" - Энциклопедия семейного воспитания и обучения. Родительский кружок, СПБ, 1902 год.

"ЛЕПКА В СЕМЬЕ И ШКОЛЕ". Пособие для воспитателей и преподавателей. Иллюстрированное снимками с ученических работ (73 рисунка). 1916 год. Леонов М. Собиратель жуков. С предисловием М. Л. Песковского. С 4 хромолитографированными таблицами и 28 рисунками.  1914 год.  Леонов М. Собиратель жуков. С предисловием М. Л. Песковского. С 4 хромолитографированными таблицами и 28 рисунками.  1914 год.

Вальтер К. Как рисовать кистью 15 таблиц образцов-рисунков с объяснительным текстом.  Москва 1911.

Вальтер К. Как рисовать кистью 15 таблиц образцов-рисунков с объяснительным текстом.  Москва 1911.

Вальтер К. Как рисовать кистью 15 таблиц образцов-рисунков с объяснительным текстом.  Москва 1911.

"ДЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ". Том II. Издание 1914 года.

www.charmingrussia.ru

Детские и юношеские журналы России

 Детские и юношеские журналы России Категории:
  • Журналы для детей
  • Списки журналов России
  • Списки журналов по темам

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Российские журналы XVIII века
  • Научно-популярные журналы России

Смотреть что такое "Детские и юношеские журналы России" в других словарях:

  • Детские и юношеские журналы —         периодические издания для детей дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста. В России первый детский журнал «Детское чтение для сердца и разума» (1785 89), основанный Н. И. Новиковым, носил просветительский характер. В 1 …   Большая советская энциклопедия

  • Детские и юношеские журналы СССР и России — …   Википедия

  • Журналы России — …   Википедия

  • Детские демократические организации —         добровольные массовые объединения детей и подростков, осуществляющие под руководством коммунистических и рабочих партий, демократических, профсоюзных, женских, молодёжных и др. прогрессивных организаций или в контакте с ними идейно… …   Большая советская энциклопедия

  • Журнал —         печатное периодическое издание. Как и Газета, Ж. является одним из основных средств массовой информации и пропаганды, оказывает влияние на общественное мнение, формируя его в соответствии с интересами определённых общественных классов,… …   Большая советская энциклопедия

  • Грузинская Советская Социалистическая республика — (Сакартвелос Сабчота Социалистури Республика)         Грузия (Сакартвело).          I. Общие сведения          Грузинская ССР образована 25 февраля 1921. С 12 марта 1922 по 5 декабря 1936 входила в состав Закавказской федерации (См. Закавказская… …   Большая советская энциклопедия

  • Детская литература — I Детская литература         художественные, научно художественные и научно популярные произведения, написанные специально для детей от дошкольного до старшего школьного возраста. В СССР Д. л. стала одним из крупнейших отрядов общей литературы,… …   Большая советская энциклопедия

  • Молодая гвардия (издательство) — У этого термина существуют и другие значения, см. Молодая гвардия. Молодая гвардия Страна …   Википедия

  • Бальмонт, Константин Дмитриевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бальмонт. Константин Бальмонт …   Википедия

  • Всесоюзный Ленинский Коммунистический союз молодёжи — (ВЛКСМ)         массовая общественно политическая организация советской молодёжи.          Комсомол активный помощник и резерв Коммунистической партии Советского Союза. ВЛКСМ помогает партии воспитывать молодёжь в духе коммунизма, вовлекать её в… …   Большая советская энциклопедия

dic.academic.ru


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта