Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Женские профессии: журналист. Журналист в женский журнал


Эволюция женских журналов в ходе истории

В современном мире разнообразие женских журналов не знает границ – модные журналы и журналы для домохозяек, журналы для деловых женщин и журналы для молодых мам, журналы для спортсменок и т.д. Разглядывая яркие глянцевые обложки, с которых улыбаются красивые и счастливые женщины, иногда хочется задаться вопросом – всегда ли женские журналы были такими же, как сейчас? Что и почему изменилось в них на протяжении веков, с изменением положения женщин в семье и обществе?

chaskor.ru

Чтобы ответить на этот вопрос, следует для начала выяснить, когда именно появились женские журналы. Первые журналы для женщин начали издаваться не в 20 и даже не в 19 веке, а в конце 17 века, во Франции. Впрочем, самое первое издание под названием «Mercure Galant» (Галантный Меркурий) не считалось предназначенным специально для женщин, однако, если судить по его тематике, включавшей светскую хронику и обзоры модных тенденций, «Меркурия» вполне можно считать прообразом современных глянцевых изданий. Журнал пользовался огромной популярностью среди французской знати, и даже сам король распорядился, чтобы ему регулярно доставляли новые выпуски.

В конце 18 века в Британии вышел первый по-настоящему женский журнал “Lady’s Mercury” (Дамский Меркурий), предназначенный для богатых и знатных дам. Несмотря на то, что издатель позиционировал свое издание как журнал, который сможет дать читательницам ответы на различные вопросы о любви и замужестве, а уж затем о моде и стиле, «Дамский Меркурий» был почти полностью посвящен модным тенденциям и дорогим новинкам косметики, одежды и аксессуаров. Первым женским медиа-образом в истории стала дама-аристократка, весьма расточительная и ветреная особа, помешанная на платьях, шляпках и других женских штучках. Этот образ, который жестоко высмеивали и осуждали издания других тематик, оказался, тем не менее, весьма востребованным, и в 18 веке журналы, похожие на «Дамский Меркурий», широко распространились по всей Европе, а затем и за океаном – в Америке.

Однако монополия образа красивой и недалекой модницы продлилась в женской прессе недолго – как пишет американский историк и журналист Франк Лютер Мотт, «журналы так старательно учили женщин, как стать истинными леди, что в конце концов женщинам это надоело», и вот в конце 18 века в Лондоне впервые вышел журнал «The Pharos» (Маяк), посвященный не только моде, но также различным социальным, культурным и другим вопросам, а также проблемам женских прав, которые уже начали становиться актуальными. Похожая тенденция появилась и в Америке – там начал выходить журнал «Lady’s magazine» (Дамский журнал), в котором освещались проблемы женского образования и другие острые социальные вопросы. Так рынок женских журналов стал более разнообразным, что весьма положительно сказалось на численности их аудитории – все больше женщин по обе стороны Атлантического океана начали регулярно покупать и читать женские журналы, которые вскоре стали неотъемлемой частью их быта. В это же время женские журналы стали намного доступнее – теперь их могли купить не только самые богатые женщины, но и многие другие.

Конец 19 века ознаменовался весьма противоречивыми тенденциями в международной истории женских журналов. С одной стороны, именно в это время появились первые журналы для женщин, посвященные таким традиционно женским занятиям, как кулинария, рукоделие и различные домашние дела, а также воспитание детей. С другой же стороны, с развитием движения за женскую независимость мир модных журналов начали раздирать противоречия между теми, кто хотел жить по старым и новым порядкам. Широкое распространение получили журналы, издаваемые суфражистками – женщинами, которые боролись за независимость и равные права с мужчинами, а также, одновременно с этими изданиями, различные анти-суфражистские журналы, пропагандирующие традиционную роль женщины в обществе. Противостояние началось в Европе, с появления в Великобритании журнала «Women’s Suffrage Journal» (Суфражистский женский журнал), а затем стало актуальным и для Штатов, но вскоре началась Первая мировая война, и политические вопросы стали важнее, чем социальные.

Война значительно повлияла на тематику женских печатных изданий – с ростом числа женщин, которым пришлось отправиться на работу, в прессе появились издания, предназначенные специально для этой категории женского населения. В этих журналах освещались различные вопросы женской карьеры и развития профессионализма, а также проблемы женского здоровья – многие женщины приобретали серьезные заболевания, работая практически без отдыха. Затем появились журналы не только для наемных работниц, но и для владелиц бизнеса, например, «Business Women’s Magazine» (Журнал для деловых женщин). Некоторые западные исследователи называют именно этот период «завершающим этапом эволюции женской прессы – от журналов, диктующих женщинам, как им думать, до журналов, признающих их право думать самостоятельно».

А как же модные журналы, с которых все, собственно, и началось? Разумеется, они никуда не делись, ведь женщины всегда оставались женщинами и интересовались нарядами, косметикой и украшениями. В конце 19 века в США появился знаменитый журнал «Vogue» (Мода), рассказывающий читателям о роскошной жизни высшего американского общества, а в 1920-х годах увидел свет французский журнал «L’Officiel de la couture» (Настоящая мода), который впервые в истории женской прессы дополнил текст фотографиями, а не иллюстрациями. В годы войн и общественных волнений журналам мод пришлось отойти на задний план, однако еще через пару десятилетий, уже после Второй мировой войны, они вновь вернулись на пик популярности, но уже в новом виде. Одним из первых таких журналов стал Elle, известный и по сей день в качестве одного из самых авторитетных и популярных женских изданий, а в 1960-х годах появился еще один известный женский журнал – Cosmopolitan. В отличие от своих предшественников из 18 века, модные журналы новой формации были посвящены не только моде и красоте, но также различным социальным вопросам, карьере и образованию, заботе о доме и детях и другим женским темам, объединив в себе несколько типов женских печатных изданий, которые уже существовали до них. Пожалуй, именно начиная с середины 20 века, женские журналы обрели по-настоящему универсальный характер – теперь в них можно было найти самые разные статьи, от советов по выбору помады до рекомендаций по успешному прохождению собеседования на новую работу.

Так обстояли дела с женскими печатными изданиями на Западе, а что же тем временем происходило в России? Обратившись к истории российских женских журналов, можно увидеть, что русские журналы для женщин шли собственным путем развития, который, однако, во многом схож с западным.

Первые женские журналы появились в России в 18 веке и были предназначены для «доставления приятного чтения прекрасному полу». Журналы для российских аристократок отличались, скорее, литературной, нежели модной тематикой. Впрочем, в Российской Империи интерес к моде, в особенности зарубежной, был огромным, поэтому вскоре фельетоны, переводы, рассказы и другие подобные журнальные материалы начали уступать место обзорам последних модных новинок из Франции и Германии, секретам красоты и т.д. Тем не менее, модных изданий оказалось недостаточно, чтобы удовлетворить потребности всех категорий женщин, которые могли позволить себе покупать журналы, и во второй половине 19 века появились журналы, посвященные ведению домашнего хозяйства, рукоделию и т.д. Ближе к концу 19 столетия женские журналы приобрели более независимый тон, освещая вопросы женской самостоятельности и женских прав – сказалось влияние Запада, где в это время благодаря суфражисткам процветала такая же тенденция.

Начало 20 века ознаменовалось появлением в России первых общественно-политических журналов, а также журналов для работающих женщин, что было немыслимо еще несколько десятилетий тому назад – однако индустриальная революция и распространение женского образования сделали свое дело.

После Октябрьской революции мир женской прессы, как и следовало ожидать, кардинально изменился – теперь женские журналы несли не столько информационный и развлекательный, сколько пропагандистский характер. Именно в это время получили широкое распространение известные советские журналы «Работница» и «Крестьянка», а также специализированный журнал для женщин–партийных работников под названием «Коммунистка». Несмотря на то, что эти журналы, как и женские журналы в других странах того времени, освещали актуальные для женщин темы и вопросы (домашнее хозяйство, воспитание детей, мода, уход за собой и т.п.), они, в отличие от зарубежных журналов, оставались политически ориентированными, представляя собой важный инструмент влияния на общественное мировоззрение.

После распада СССР история женских журналов в России вышла на новый виток – на рынок прессы хлынул поток западных изданий различной тематики. Одним из первых «новых» женских журналов в России стал все тот же Cosmopolitan – настоящий «западный» журнал мод, яркий и глянцевый, который стал для многих символом недостижимой роскоши и «окном» в другой мир. За ним последовали такие давно известные на Западе издания, как Burda Moden, Elle, Harper’s Bazaar и другие. И вновь выяснилось, что только журналы мод, даже перекроенные на новый лад, с учетом всех нужд и потребностей современных и независимых женщин, не способны дать рынку полного насыщения – женщинам также требуются журналы других тематик. Вскоре в киосках и магазинах появились другие издания, в том числе журнал о домашнем хозяйстве «Домашний очаг» (Good Housekeeping), журнал Marie Claire, в котором, кроме моды, немало внимания уделялось и социальной тематике, журнал о спорте и здоровом образе жизни «Shape» (Хорошая форма) и т.д. Одновременно с пришествием на российский рынок западных изданий развивались и отечественные – так появились всем известные журналы «Лиза», «Натали» и другие. Еще через несколько лет российский рынок женских журналов обрел свой нынешний вид – огромный выбор изданий, большинство из которых отличаются универсальной тематикой, в той или иной мере интересной каждой женщине.

Итак, какие же выводы можно сделать из этого краткого экскурса в историю журналов для женщин? Прежде всего, конечно, становится очевидным, что женские журналы отражают не только положение женщин в обществе, но также текущие общественные настроения и политическую ситуацию в стране. Кроме того, нельзя не отметить тенденцию, которая оказалась общей для нескольких регионов и периодов времени: для удовлетворения потребностей женской аудитории явно недостаточно наличия на рынке журналов, посвященных исключительно моде и красоте внешности – в дополнение к ним необходимы журналы хозяйственной, профессиональной, спортивной и другой тематики. Во все времена женской аудитории были необходимы журналы, в которых можно найти информацию по различным темам, вот почему универсальные женские журналы пользуются намного большей популярностью, чем узкоспециализированные.

Список использованных источников:1.​ McClelland, Freya. «The History Of Women’s Magazines At The Women’s Library». Электронный ресурс. Режим доступа: culture24.org.uk2.​ Gerhard, Kristin H. «International women’s periodicals: late 18th century to the great depression». Электронный ресурс. Режим доступа: iwp.library.cornell.edu3.​ Mott, Frank Luther. A History of American Magazines: 1741-1850 (v. 1).4.​ Сокольская, Л.В. «Первые женские журналы для российских читательниц (конец XVIII – первая половина XIX века). Библиосфера, 2006, № 2, с. 18-22.Материал подготовлен в рамках конкурса «Гендер глазами студентов» Фонда им. Генриха БёлляТекст: Мария КайгородоваИсточник: Частный корреспондент

www.sovmedia.ru

Женские профессии: журналист | Женский журнал

Корсет-майка Waist Trainer! Акция

Успей заказать по акции оригинальный корсет-майку для похудения! Скидка 50% Что вы получите   Характеристики   Купить

Некоторые относят журналистику к творчеству, другие — к ремеслу, но достоверно известно одно: настоящие профессионалы ни за что не променяют свою беспокойную работу на другую. Постоянная смена событий, общение с людьми и активный образ жизни способны заменить им и сон, и отдых.

Чтобы стать настоящим профи и быть признанным в журналистской среде, необходимо обладать определенными качествами. В первую очередь, быть грамотным человеком. Если читатель обнаружит в статье или заметке ошибку (орфографическую, грамматическую или стилистическую), он потеряет доверие к автору.

Надоели лишние волосы?

Девчонки! Сенсация!!! Я знаю как избавиться от лишних волос! Эффект 100%!!!

Журналисту нужно уметь наблюдать за происходящим и одновременно придумывать предложения, складывая их в уме в печатный текст, а телевизионщику — соответственно, в картинку на экране. Этот описательный тип реакции на окружающее и отличает просто интересующегося человека от профессионала.

Стоит развеять миф о том, что журналист идентичен универсальному солдату. Людей, которые могут и интервью взять, и аналитическую статью написать, и провести расследование, в действительности очень мало. Поэтому начинающему работнику надо понять, к чему он больше склонен.

Для репортера очень важны такие качества: мобильность, оперативность, находчивость, особый нюх на интересную информацию, решительность и смелость. Для аналитика: компетентность в своей сфере, умение логично связывать события, объективность, способность делать прогнозы. Интервьюер немыслим без желания общаться с людьми, способности задавать интересные вопросы, умения направлять беседу в нужное русло.

Начинающему журналисту необходимо поучиться теории. Начать стоит с образования. Самое известное из учебных заведений — МГУ. Кроме того, во многих школах есть свои издания, где учащиеся оценивают склонности практическим путем. Например, с помощью маленьких заметок в стенгазете. Если к 11 классу у абитуриента факультета журналистики за плечами будет пара десятков публикаций, можно будет говорить о его дальнейшей карьере.

Получить базовое образование можно и в Международной академии бизнеса и управления, там же прослушать мастер-классы от руководителей крупных изданий. А во время учебы самые талантливые студенты смогут пройти практику в издательском доме. То есть получить опыт, который потом сослужит хорошую службу в работе.

Всегда берите с собой блокнот и ручку, приучите себя делать пометки, носите диктофон. Фотоаппарат и ноутбук помогут сфотографировать и отослать в нужный момент информацию.

Источник

Как омолодить лицо?

Эта маска омолодит Ваше лицо! Шикарный результат! Попробуйте!

Морщины разгладятся!

Результат меня впечатлил! Эта маска сделает Вас моложе! Смотрите!

Морщины - появились или надоели?

Морщины на лице исчезают! Уникальный гель. Нет морщин! Эффект - 100%!     

Комбидресс для коррекции фигуры

Смоделируй идеальный силуэт своего тела! Доставка! Оптовая цена!  

vipmodnica.ru

«Работница». Из истории женской журналистики

Андрей СамарскийИстория «Работницы» показывает, что настоящий женский журнал (журнал для настоящих женщин), может начинаться только с борьбы женщин-работниц за свои права – с борьбы женщины против капитализма. Как только эта борьба прекращается, исчезает и качественная женская журналистика. Исчез и массовый читатель, на его место пришел обыватель, которому не интересны «заумные» или «идейные» статьи.

propaganda-journal.net/3034.html

В детстве, кроме традиционных «Веселых картинок» и «Мурзилки», у меня было еще несколько любимых журналов: «Здоровье», «Крестьянка» и «Работница». Наша семья, как и миллионы других советских семей, регулярно выписывала различные журналы вплоть до 1992. Позднее, когда денег часто не хватало даже на еду, не говоря уже о новых журналах, я помногу раз перечитывал старые подборки. Особенно интересно было листать женский журнал «Работница».

Слыша сейчас слово «женский журнал», мы сразу же представляем себе гламурную девицу на глянцевой обложке с соответственным контентом внутри. Такое представление сегодня справедливо для всех ведущих женских изданий наших стран. Журналистика четко отражает оглупение масс. Советские женские журналы кардинально отличались в этом отношении, и даже в свои худшие времена, в апогей перестройки, были несравненно профессиональнее и человечнее теперешних.

«Работница» была самым популярным женским журналом в Советском Союзе. Впрочем, она выходит и сейчас, но о современной «Работнице» писать не стоит – она стала обычным глянцевым женским журналом. Интересна «советская» история издания, а точнее ее конец.

Чтобы иметь представление о масштабах его деятельности, достаточно привести такие цифры: в 1990 тираж составлял почти 23 млн. экз. Для сравнения: сейчас самый популярный женский журнал в России (хотя «российским» его можно назвать с большой натяжкой) – «Cosmopolitan» имеет тираж 1, 05 млн. экз. На страницах «Работницы» обсуждались самые острые глобальные социальные вопросы, не лишая при этом наших женщин их мелких женских радостей, типа вкладышей с выкройками или рецептов вкусной здоровой пищи. Через жизненные проблемы рядовой женщины хорошо вскрывались проблемы советского общества, – как говорили классики: степень эмансипации общества определяется степенью эмансипации женщины.

Начало журналу положила инициатива В.И. Ленина. В декабре 1913 он писал Инессе Арманд: «Беритесь архиэнергично за женский журнал». Первый номер вышел 8 марта 1914 в Петербурге тиражом 12 тыс. экз. Издавался на пожертвования работниц. В состав первой редакции вошли такие известные большевистские деятельницы, как Н.К. Крупская, И.Ф. Арманд, А.И. Ульянова-Елизарова, Л.Р. Менжинская, К.Н. Самойлова, Л.Н. Сталь и др. Хоть журнал был легальный, его целей никто не скрывал. Прямо под названием помещалась подпись: «Журнал ставит себе целью всестороннюю защиту интересов женского рабочего движения». Темы номера – освещение женского дня в разных городах и странах, женский труд, больничные кассы; на передовице номера – статья по злободневному тогда вопросу о страховании, разъяснявшая труженицам их права. В том же году выходят 7 номеров, 2 из которых были изъяты «за призыв к бунту». Готовый восьмой – запрещен к печати. 9 июля издание прекращено из-за полицейских преследований. Возобновился в мае 1917 как еженедельный журнал ЦК РСДРП(б). До февраля 1918 вышло 20 номеров, тираж колебался от 30 до 43 тыс. экз. После Октябрьской революции 1917 «Работница» участвовала в созыве общегородской Петроградской конференции и подготовке 1-го Всероссийского съезда работниц (1918). В связи с трудностями периода Гражданской войны 1918—1922 издание было временно прекращено, и возобновилось на постоянной основе с января 1923.

Листая старые страницы, как бы окунаешься в ту эпоху, погружаясь в океан ее радостей и забот. Одновременно прослеживается изменение сознания – если выпуски 20–30-х отражают ломку патриархального быта, когда миллионы женщин боролись за право быть наравне с мужчинами, то в конце 80–начала 90-х страницы журнала дают больше моды, кулинарных рецептов, прочих «мелких бытовых радостей», с другой стороны понемногу впитывая в себя всю общественную перестроечную грязь. В юбилейном мартовском номере за 1989, посвященном 75-летию журнала, главный редактор З.Крылова публикует злободневную статью «Нельзя останавливаться!..», и предостерегает советских женщин, указывая, как они постепенно теряют завоеванные ими высоты. И в этом же номере, через несколько страниц опубликован материал о том, как уютно обустроить кухню (по типу современных «кухонь-студий»), чтобы на ней было приятно и готовить и обедать… Конечно, можно спросить что в этом плохого? Но, в те же 20–30-е лозунги были другие: «Долой кухонное рабство, даешь общественный быт».

Теряли в 80-х наши женщины не только в быту, сокращалось их участие в общественной жизни. Перестройка давала иллюзию возможности изменить положение к лучшему, и поначалу многие в это поверили. В том числе и авторский коллектив журнала. С началом «гласности» посыпались разоблачительные статьи о репрессиях, «ждановщине». Под рубрикой с безобидным названием «Из мирового духовного наследия» стали проскакивать регулярные статьи о древних храмах, перепечатывали главы из Библии. Затем это вылилось в пропаганду церкви, например: такой-то храм помогает дому престарелых, а вот у государства до этого не доходят руки. Если еще в 1987 постоянно публиковались материалы на тему интернационализма, освещение антикапиталистической борьбы, разоблачений преступления империализма в Латинской Америке, Азии и Африке, освещались антивоенные манифестации по всему миру, то в 1990-1991 наступило засилье патриотических статей. На последних страницах появились обзоры мод, кроссворды и гороскопы, а с 1990 – регулярная рубрика «школа Глобы».

Но даже в таком виде «Работница» была далека рупора перестройки «Огонька», тем более от пошлости нынешних женских журналов. На ее страницах продолжали активно обсуждаться важные общественные вопросы: женщина и труд, жилищный вопрос, нормы труда, различные вопросы общественной жизни. Обсуждались наиболее животрепещущие проблемы, связанные с перестройкой. Но, объективно, проблемы должны решаться в деле, в общественной практике. Процесс возвращения рыночных механизмов в экономику, «демократизации» общества неуклонно возвращал старый патриархальный порядок, правда, в измененном виде. Авторы «Работницы», сами того не замечая (а я думаю, что побуждения большинства тогда были искренними), становились его пропагандистами.

Социологический опрос, который впервые встретился мне в предпоследнем номере 1990, показал, что лишь 32% верят в успех перестройки, а 38% – нет. «Доверие женщин к властным структурам неуклонно падает – такого еще не было в нашей истории», «сократилось участие женщин в органах власти», – это ли не следствие отката назад? О непонимании законов политэкономии, на чем споткнулись не только рядовые граждане, а и высшие партийные деятели, свидетельствовали также экономические дискуссии 89-90-х. В «экономическом разделе» шли серьезные обсуждения о «Законе о собственности» (мол, частная собственность – главная мотивация труда). Эта точка зрения преобладала, она же и погубила.

Можно долго перечислять недостатки «перестроечной» женской журналистики и «перестроечного» общества, но по сравнению с теперешними – это недостижимые высоты. Где вы видели, чтоб в современных женских журналах обсуждали проблемы мотивации труда? Женщина в современном понимании большинства мужчин и, к сожалению, большинства женщин, должна быть красивой куколкой, которая обязана интересоваться кухней, семьей, косметикой и модной одеждой. И ни в коем случае не забивать себе голову вопросами политэкономии.

История «Работницы» показывает, что настоящий женский журнал (журнал для настоящих женщин), может начинаться только с борьбы женщин-работниц за свои права – с борьбы женщины против капитализма. Как только эта борьба прекращается, исчезает и качественная женская журналистика. Исчез и массовый читатель, на его место пришел обыватель, которому не интересны «заумные» или «идейные» статьи. Например, в 1991 – тираж «Работницы» был за 20 млн. 1992 – не дотягивал до 12,5 млн., сейчас – меньше 200 тыс. Другая причина деградации – коммерциализация прессы: ни для кого не секрет, что самоокупаемых массовых изданий нет, все они находятся на дотации крупного капитала. Но это не означает, что подобное массовое издание невозможно сейчас в принципе. Другое дело, что поначалу оно не может быть очень массовым, как не была такой «Работница» в 1914. Главное не в количестве, главное в линии издания – последовательное отстаивание интересов трудовой женщины.

Редакционная статья «Работницы» номера 1/1990 обращалась к женщинам со словами «сейчас не время иллюзий, и мы не можем обещать, что на наших страницах вы найдете сладкое отдохновение от всех ваших забот». Можно лишь добавить, что сейчас тем более не время иллюзий.

propaganda-red.livejournal.com

«Работница». Из истории женской журналистики

«Работница». Из истории женской журналистики

2010-12-05  Андрей Самарский Версия для печати

В детстве, кроме традиционных «Веселых картинок» и «Мурзилки», у меня было еще несколько любимых журналов: «Здоровье», «Крестьянка» и «Работница». Наша семья, как и миллионы других советских семей, регулярно выписывала различные журналы вплоть до 1992. Позднее, когда денег часто не хватало даже на еду, не говоря уже о новых журналах, я помногу раз перечитывал старые подборки. Особенно интересно было листать женский журнал «Работница».

Слыша сейчас слово «женский журнал», мы сразу же представляем себе гламурную девицу на глянцевой обложке с соответственным контентом внутри. Такое представление сегодня справедливо для всех ведущих женских изданий наших стран. Журналистика четко отражает оглупение масс. Советские женские журналы кардинально отличались в этом отношении, и даже в свои худшие времена, в апогей перестройки, были несравненно профессиональнее и человечнее теперешних.

«Работница» была самым популярным женским журналом в Советском Союзе. Впрочем, она выходит и сейчас, но о современной «Работнице» писать не стоит – она стала обычным глянцевым женским журналом. Интересна «советская» история издания, а точнее ее конец.

Чтобы иметь представление о масштабах его деятельности, достаточно привести такие цифры: в 1990 тираж составлял почти 23 млн. экз. Для сравнения: сейчас самый популярный женский журнал в России (хотя «российским» его можно назвать с большой натяжкой) – «Cosmopolitan» имеет тираж 1,05 млн. экз. На страницах «Работницы» обсуждались самые острые глобальные социальные вопросы, не лишая при этом наших женщин их мелких женских радостей, типа вкладышей с выкройками или рецептов вкусной здоровой пищи. Через жизненные проблемы рядовой женщины хорошо вскрывались проблемы советского общества, – как говорили классики: степень эмансипации общества определяется степенью эмансипации женщины.

Начало журналу положила инициатива В.И. Ленина. В декабре 1913 он писал Инессе Арманд: «Беритесь архиэнергично за женский журнал». Первый номер вышел 8 марта 1914 в Петербурге тиражом 12 тыс. экз. Издавался на пожертвования работниц. В состав первой редакции вошли такие известные большевистские деятельницы, как Н.К. Крупская, И.Ф. Арманд, А.И. Ульянова-Елизарова, Л.Р. Менжинская, К.Н. Самойлова, Л.Н. Сталь и др. Хоть журнал был легальный, его целей никто не скрывал. Прямо под названием помещалась подпись: «Журнал ставит себе целью всестороннюю защиту интересов женского рабочего движения». Темы номера – освещение женского дня в разных городах и странах, женский труд, больничные кассы; на передовице номера – статья по злободневному тогда вопросу о страховании, разъяснявшая труженицам их права. В том же году выходят 7 номеров, 2 из которых были изъяты «за призыв к бунту». Готовый восьмой – запрещен к печати. 9 июля издание прекращено из-за полицейских преследований. Возобновился в мае 1917 как еженедельный журнал ЦК РСДРП(б). До февраля 1918 вышло 20 номеров, тираж колебался от 30 до 43 тыс. экз. После Октябрьской революции 1917 «Работница» участвовала в созыве общегородской Петроградской конференции и подготовке 1-го Всероссийского съезда работниц (1918). В связи с трудностями периода Гражданской войны 1918—1922 издание было временно прекращено, и возобновилось на постоянной основе с января 1923.

Листая старые страницы, как бы окунаешься в ту эпоху, погружаясь в океан ее радостей и забот. Одновременно прослеживается изменение сознания – если выпуски 20–30-х отражают ломку патриархального быта, когда миллионы женщин боролись за право быть наравне с мужчинами, то в конце 80–начала 90-х страницы журнала дают больше моды, кулинарных рецептов, прочих «мелких бытовых радостей», с другой стороны понемногу впитывая в себя всю общественную перестроечную грязь. В юбилейном мартовском номере за 1989, посвященном 75-летию журнала, главный редактор З.Крылова публикует злободневную статью «Нельзя останавливаться!..», и предостерегает советских женщин, указывая, как они постепенно теряют завоеванные ими высоты. И в этом же номере, через несколько страниц опубликован материал о том, как уютно обустроить кухню (по типу современных «кухонь-студий»), чтобы на ней было приятно и готовить, и обедать… Конечно, можно спросить что в этом плохого? Но, в те же 20–30-е лозунги были другие: «Долой кухонное рабство, даешь общественный быт».

Теряли в 80-х наши женщины не только в быту, сокращалось их участие в общественной жизни. Перестройка давала иллюзию возможности изменить положение к лучшему, и поначалу многие в это поверили. В том числе и авторский коллектив журнала. С началом «гласности» посыпались разоблачительные статьи о репрессиях, «ждановщине». Под рубрикой с безобидным названием «Из мирового духовного наследия» стали проскакивать регулярные статьи о древних храмах, перепечатывали главы из Библии. Затем это вылилось в пропаганду церкви, например: такой-то храм помогает дому престарелых, а вот у государства до этого не доходят руки. Если еще в 1987 постоянно публиковались материалы на тему интернационализма, освещение антикапиталистической борьбы, разоблачений преступления империализма в Латинской Америке, Азии и Африке, освещались антивоенные манифестации по всему миру, то в 1990-1991 наступило засилье патриотических статей. На последних страницах появились обзоры мод, кроссворды и гороскопы, а с 1990 – регулярная рубрика «школа Глобы».

Но даже в таком виде «Работница» была далека от рупора перестройки «Огонька», тем более от пошлости нынешних женских журналов. На ее страницах продолжали активно обсуждаться важные общественные вопросы: женщина и труд, жилищный вопрос, нормы труда, различные вопросы общественной жизни. Обсуждались наиболее животрепещущие проблемы, связанные с перестройкой. Но, объективно, проблемы должны решаться в деле, в общественной практике. Процесс возвращения рыночных механизмов в экономику, «демократизации» общества неуклонно возвращал старый патриархальный порядок, правда, в измененном виде. Авторы «Работницы», сами того не замечая (а я думаю, что побуждения большинства тогда были искренними), становились его пропагандистами.

Социологический опрос, который впервые встретился мне в предпоследнем номере 1990, показал, что лишь 32% верят в успех перестройки, а 38% – нет. «Доверие женщин к властным структурам неуклонно падает – такого еще не было в нашей истории», «сократилось участие женщин в органах власти», – это ли не следствие отката назад? О непонимании законов политэкономии, на чем споткнулись не только рядовые граждане, а и высшие партийные деятели, свидетельствовали также экономические дискуссии 89-90-х. В «экономическом разделе» шли серьезные обсуждения закона о собственности (мол, частная собственность – главная мотивация труда). Эта точка зрения преобладала, она же и погубила.

Можно долго перечислять недостатки «перестроечной» женской журналистики и «перестроечного» общества, но по сравнению с теперешними – это недостижимые высоты. Где вы видели, чтоб в современных женских журналах обсуждали проблемы мотивации труда? Женщина в современном понимании большинства мужчин и, к сожалению, большинства женщин, должна быть красивой куколкой, которая обязана интересоваться кухней, семьей, косметикой и модной одеждой. И ни в коем случае не забивать себе голову вопросами политэкономии.

История «Работницы» показывает, что настоящий женский журнал (журнал для настоящих женщин), может начинаться только с борьбы женщин-работниц за свои права – с борьбы женщины против капитализма. Как только эта борьба прекращается, исчезает и качественная женская журналистика. Исчез и массовый читатель, на его место пришел обыватель, которому не интересны «заумные» или «идейные» статьи. Например, в 1991 – тираж «Работницы» был за 20 млн. 1992 – не дотягивал до 12,5 млн., сейчас – меньше 200 тыс. Другая причина деградации – коммерциализация прессы: ни для кого не секрет, что самоокупаемых массовых изданий нет, все они находятся на дотации крупного капитала. Но это не означает, что подобное массовое издание невозможно сейчас в принципе. Другое дело, что поначалу оно не может быть очень массовым, как не была такой «Работница» в 1914. Главное не в количестве, главное в линии издания – последовательное отстаивание интересов трудовой женщины.

Редакционная статья «Работницы» номера 1/1990 обращалась к женщинам со словами «сейчас не время иллюзий, и мы не можем обещать, что на наших страницах вы найдете сладкое отдохновение от всех ваших забот». Можно лишь добавить, что сейчас тем более не время иллюзий.

история культура общество

propaganda-journal.net


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта