Тело как иероглиф. Артхроника журнал
Артхроника - журнал No.1 об искусстве в России
01.10.13 •
Официальное открытие 5-й Московской биеннале состоялось 19 сентября. В рамках Основного проекта биеннале представлено творчество 72 художников и художественных групп, в том числе 13 из России. Около 30 произведений создано специально для пространства ЦВЗ «Манеж». Среди них работы таких художников, как Альфредо и Исабель Акилисан, Александр Бродский, Джумаади, Давид Клаербоут, Валерий Кошляков, Алия Сайед,...
14.08.13 •
В этом году в биеннале примут участие более 70 художников и художественных групп, в том числе 13 из России
14.08.13 •
ЮЛИАНА БАРДОЛИМ поговорила с директором Института современного искусства Кунстверке о скандальной выставке, посвященной леворадикальной террористической организации РАФ, отсутствии собственных тем у современного искусства и необходимости заботиться о зрителе
12.08.13 •
Монте-Карло, набережная Грейс Келли, Японский садОткрытие 14 августа, 21.00
09.08.13 •
8 августа в здании кинотеатра «Ударник» прошел мастер-класс группы АЕС+Ф. Художники рассказали о своих проектах и пообщались с публикой
07.08.13 •
5 – 8 сентябряЛех (Австрия)
07.08.13 •
Аукционный дом Phillips анонсировал расписание торгов на сентябрь – ноябрь 2013
07.08.13 •
8 августа, 19.30Здание кинотеатра «Ударник»
31.07.13 •
ИРИНА КУЛИК об американском классике ленд-арта Уолтере де Мария (1935 – 2013)
31.07.13 •
Фоторепортаж с фестиваля «Архстояние 2013», прошедшего в эти выходные в деревне Никола-Ленивец
29.07.13 •
ЦВЗ «Манеж»6 – 22 августа
29.07.13 •
Московская экспериментальная школа по гендерным исследованиям пройдет в течение августа и сентября в павильоне “ШКОЛА” Парка искусств МУЗЕОН. В программе образовательного курса свыше 20 лекций, встреч, семинаров и кинопоказов от известных исследователей гендерной проблематики и активистов.
artchronika.ru
Новости | Артхроника - журнал No.1 об искусстве в России
01.10.13 •
Официальное открытие 5-й Московской биеннале состоялось 19 сентября. В рамках Основного проекта биеннале представлено творчество 72 художников и художественных групп, в том числе 13 из России. Около 30 произведений создано специально для пространства ЦВЗ «Манеж». Среди них работы таких художников, как Альфредо и Исабель Акилисан, Александр Бродский, Джумаади, Давид Клаербоут, Валерий Кошляков, Алия Сайед,...
14.08.13 •
В этом году в биеннале примут участие более 70 художников и художественных групп, в том числе 13 из России
12.08.13 •
Монте-Карло, набережная Грейс Келли, Японский садОткрытие 14 августа, 21.00
09.08.13 •
8 августа в здании кинотеатра «Ударник» прошел мастер-класс группы АЕС+Ф. Художники рассказали о своих проектах и пообщались с публикой
07.08.13 •
5 – 8 сентябряЛех (Австрия)
07.08.13 •
Аукционный дом Phillips анонсировал расписание торгов на сентябрь – ноябрь 2013
07.08.13 •
8 августа, 19.30Здание кинотеатра «Ударник»
31.07.13 •
Фоторепортаж с фестиваля «Архстояние 2013», прошедшего в эти выходные в деревне Никола-Ленивец
29.07.13 •
ЦВЗ «Манеж»6 – 22 августа
29.07.13 •
Московская экспериментальная школа по гендерным исследованиям пройдет в течение августа и сентября в павильоне “ШКОЛА” Парка искусств МУЗЕОН. В программе образовательного курса свыше 20 лекций, встреч, семинаров и кинопоказов от известных исследователей гендерной проблематики и активистов.
22.07.13 •
В этом конкурсном году на Премию Кандинского поступило 372 заявки. Международное жюри и экспертный совет Премии Кандинского выбрали 37 работ, которые составят экспозицию выставки номинантов Премии
19.07.13 •
Ярмарка современного искусства «Арт-Москва», проходившая в московском Центральном доме художника с 1996 года, отменена. В этом году ярмарка должна была состояться в 17-й раз.
artchronika.ru
Артхроника - журнал No.1 об искусстве в России
22.07.13 •
В этом конкурсном году на Премию Кандинского поступило 372 заявки. Международное жюри и экспертный совет Премии Кандинского выбрали 37 работ, которые составят экспозицию выставки номинантов Премии
22.07.13 •
19.07.13 •
Ярмарка современного искусства «Арт-Москва», проходившая в московском Центральном доме художника с 1996 года, отменена. В этом году ярмарка должна была состояться в 17-й раз.
17.07.13 •
Деревня Никола-Ленивец26 – 28 июля
17.07.13 •
Культурный Фонд «АртХроника» и журнал «Артхроника» при поддержке коммуникационного агентства DJET 16 июля провел дискуссию «Охрана памятников архитектуры: конструктивизм» в здании кинотеатра «Ударник».
15.07.13 •
10 июля журнал «Артхроника» и киноторговая компания «ВОЛЬГА» провели предпремьерный показ фильма «Камилла Клодель 1915», который прошел в кафе «Фассбиндер» при поддержке коньячного дома Courvoisier.
15.07.13 •
ТЦ «Галерея Москва»16 июля – 6 августа
12.07.13 •
Круглый стол состоится 16 июля по адресу: ул. Серафимовича, 2, «Ударник»
08.07.13 •
ОЛЬГА МАМАЕВА о завершающейся выставке «Всеволод Тарасевич. Формула времени» в Мультимедиа Арт Музее
02.07.13 •
Культурный Фонд «АртХроника» в рамках выставочной программы в «Ударнике» представляет выставку «Одиннадцать три» Лехи Гариковича, Андрея Митенева, Сергея Прокофьева
02.07.13 •
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Ирина Антонова покидает свой пост, который она занимала в течение 52 лет. Ее преемницей на этой должности станет Марина Лошак
29.06.13 •
На вопросы анкеты «Артхроники» отвечает художник Наталья Кучумова, чья выставка проходит на «Винзаводе» в рамках спецпроекта по поддержке молодого искусства «Старт»
artchronika.ru
Тело как иероглиф | Артхроника
ЖАННА ВАСИЛЬЕВА о выставке Верушки в Мультимедиа Арт Музее

Городской человек-паук. 1994-1998. Идея и образ: Вера Лендорф. Платье: собственность Веры Лендорф. Фотограф: Андреас Хубертус Ильзе. Ручная печать на баритовой бумаге. Собрание авторов. Предоставлено Мультимедиа Арт Музеем
«А вот и я!» – с этими словами Верушка появилась в фильме Антониони «Фотоувеличение» (и в истории кино заодно), сыграв, казалось, саму себя – хладнокровное дитя модельного бизнеса, обворожительную длинноногую блондинку, которая за пять минут свела с ума если не фотографа, то зрителей точно. Сцену с ее участием журнал Premiere назвал «самой сексуальной сценой в истории кино», хотя, в сущности, сцена была идеальной метафорой. В конце концов отношения модели и фотокамеры не что иное, как имитация соблазнения, покорения, любовной игры.
Впрочем, для самой Верушки эта формула явно недостаточна. Как минимум, потому, что Верушка была таким же авторским созданием, как образы анонимных красавиц на одиннадцати обложках Vogue – рекорд, которым мало кто может похвастаться. Образ Верушки – странной русской, явившейся откуда-то из разоренной послевоенной Европы, из исчезнувшей страны где-то между Польшей, Россией и Германией, – был придуман Верой фон Лендорф для покорения Нью-Йорка в 1962 году. Это была вторая попытка завоевания Америки. Первая, годом раньше, провалилась. И тогда она решила сделать ставку на экзотику – русская модель после Карибского кризиса в Америке была редкой птицей. Но помимо имени – со странным русским уменьшительным суффиксом – Вера тщательно продумала образ: одежду, движения, манеру разговора. Как она напишет в своих воспоминаниях, которые только что вышли на русском: «И решила, что ей следует появиться во всем черном – в дешевой подделке пальто от Живанши… в черной фетровой шляпе и черных ботинках из мягкой замши». Длинную тощую блондинку в черном, которая никуда не торопилась и хотела работать с лучшими фотографами, да еще и русскую, забыть было трудно. Ирвин Пенн, во всяком случае, не забыл. Это он ее шутя назовет «битником с Парк-авеню». Он же познакомил ее с Дианой Вриланд, легендарным редактором Vogue. Так началась карьера Верушки. Кроме съемок в журналах, впереди была работа с Антониони и Сальвадором Дали, Хольгером Трюлчем, встречи с Энди Уорхолом и голливудскими звездами.
Фактически Верушка была первым автопортретом Веры фон Лендорф. Автопортретом, который на первый взгляд не имел ничего общего со своей создательницей, кроме места происхождения – Восточной Пруссии. Вера была дочерью прусского аристократа графа Генриха фон Лендорфа-Штайнорта, участника заговора против Гитлера. После того как покушение на фюрера 20 июля 1944 года не удалось, фон Лендорф был арестован и в сентябре того же года был повешен в тюрьме Плётцензее. Вся семья, включая трех маленьких дочерей, беременную жену, бабушку и дедушек, была арестована. Своего четвертого ребенка его жена родила в тюрьме. Дети были отправлены в нацистский детский дом. Имение отобрано. Впрочем, когда Кёнигсберг взяли советские войска, это уже не имело никакого значения. Прошлая жизнь испарилась. Ее нужно было забыть и учиться жить заново.

Марлен. 1994-1998. Идея и образ: Вера Лендорф. Костюмы: Donna Karan, Нью-Йорк, специально для проекта, Сибилла Павенштедт, специально для проекта, копии украшений Марлен Дитрих. Фотограф: Андреас Хубертус Ильзе. Ручная печать на баритовой бумаге. Собрание авторов. Предоставлено Мультимедиа Арт Музеем
Роль русской, взятая на себя 23-летней немкой в Америке, была маркетинговым, как мы сегодня сказали бы, ходом. Но при этом в «легенде» Верушки отчетливо проступили черты, которые тридцать лет спустя появятся в автопортретах Веры фон Лендорф. Верушка была не только «битником с Парк-авеню», то есть персонажем новой молодежной интернациональной культуры, но и существом из чужого мира. В 1960-е этот чуждый новый мир на фотографиях в модных журналах сливался, с одной стороны, с азиатской или африканской экзотикой, с другой – с футуристическим «луком» от Андре Куррежа. В середине 1990-х, когда Вера фон Лендорф делает свои автопортреты, образ «чужого» радикализируется. Появляются Человек-паук и манекен, убегающий из витрины, зебра в джунглях Нью-Йорка, панк с колючими отростками ирокеза («Антенна»), скульптура, напоминающая работы Генри Мура, и безволосая инопланетянка в серебристых одеждах на фоне свалки… В 1990-е образ «чужого» тиражирован поп- и масскультурой. Но Вера фон Лендорф была одной из первых «пришельцев» из мира «чужих». «Защитные цвета» боевой раскраски были маской, но и выражением отчужденности, отчаяния существа «не отсюда». Средством выражения становится пластика тела, которое она, кажется, буквально готова завязать узлом или превратить в иероглиф, плюс… наряды кутюрье, сделанные специально для ее проектов. Среди самых впечатляющих – тяжеленная шинель от Кристиана Лакруа для «Женщины, пережившей мировую войну в Европе». Ее не привезли в Москву, зато привезли костюмы «змеи» и платье, где в прозрачный воротник вставлены СD-диски.
Кроме образов, словно пришедших из Кафки или фильмов Стенли Кубрика, Верушка начинает создавать фотоработы, способные выразить непроговоренную трагедию потерпевших поражение. Но она по-прежнему держит дистанцию от «образа». Серии «Меланхолия» и «Метрополис», образы Марлен Дитрих и «графини Ниночка» не назовешь автобиографическими. Ее автопортреты – род иероглифов, в которых можно углядеть знакомые образы, но в целом они отсылают, напротив, к неопределенности, подвижности, неуловимости «я». К невозможности привязать его к месту и времени. И, похоже, эта неприкаянность – то, что делает бесконечные превращения «Верушки» созвучными новому веку.
Жанна Васильева
artchronika.ru
Без революции | Артхроника - журнал No.1 об искусстве в России
По мнению ИРИНЫ КУЛИК, 9-я Шанхайская биеннале заставляет задуматься о тех же проблемах, что и биеннале в Москве, но одновременно и оттеняет ее недостатки.
Девиз девятой Шанхайской биеннале современного искусства, проходящей с октября прошлого года по март нынешнего, – «Реактивация». Нынешняя выставка мыслится как принципиально новый этап в существовании китайской биеннале. Шанхайская биеннале существует с 1996 года, но первые две выставки были событиями камерными – они были посвящены локальным художественным традициям, в частности, эволюции китайской живописи тушью. Переломной стала биеннале 2000 года. Она прошла в только открывшемся тогда новом помещении Шанхайского музея искусств – элегантном здании в стиле ар-деко, построенном в 1933 году Шанхайским скаковым клубом.
Ностальгическое обаяние эпохи, когда Шанхай был одним из самых блистательных, авантюрных, влиятельных и соблазнительных городов мира, пришлось кстати для биеннале, впервые ставшей международной. Ее комиссаром в тот год был Ху Ханру – известный китайско-французско-американский арт-деятель. Впоследствии он курировал биеннале в Лионе и Стамбуле и не раз принимал участие в различных проектах Венецианской биеннале – будь то национальные павильоны Франции (1999) и Китая (2007) или одна из основных выставок в Арсенале в 2003 году. Международная кураторская команда готовила и все последующие шанхайские экспозиции. Правда, едва ли не больший резонанс, чем сама Шанхайская биеннале 2000 года, в которой участвовали многие знаменитые художники, например, Аниш Капур, получил параллельный, а точнее, оппозиционный выставочный проект c красноречивым названием «Fuck off», организованный Ай Вэйвэем.
В этом году, как обычно, работала международная кураторская команда, которую возглавил китайский художник и профессор Школы интермедийных искусств в Китайской академии искусств Цю Чжицзе, а вошли в нее Йенс Хоффман, Джонсон Чан и Борис Гройс (благодаря которому, надо думать, в биеннале принимают участие Ольга Чернышева, Борис Михайлов и Вадим Фишкин). Биеннале изменила формат. Теперь помимо основного кураторского проекта на ней есть и павильоны, только не стран, как в Венеции, а, что гораздо интереснее как идея, городов, причем география их весьма причудлива. Тут нет Парижа, Лондона, Рима, даже Нью-Йорка – хотя есть Бруклин, Сан-Франциско, Лион, Лилль, Амстердам, Антверпен, Богота, Лима, Мумбай, Улан-Батор, Тегеран, Мехико, Сан-Пауло, Детройт, Дакар, Палермо – и Москва. Организатором московской выставки выступила Stella Art Foundation, а куратором – Николай Молок. Некоторые павильоны разместились в пустующих зданиях в самом туристическом районе Шанхая – в окрестностях блистательной набережной The Bund с ее почти чикагским ар-деко, а некоторые – в том числе и московский – там же, где и основная экспозиция. Нынешняя биеннале вновь переехала, причем в весьма примечательное место: в новый, открывшийся как раз с биеннале, музей, который называют первым в Китае Государственным музеем, отведенным исключительно под актуальное искусство. Музей, называющийся Электростанция искусств (Power Station of Art), разместился в бывшей электростанции, старейшей в Китае. Ход неоригинальный (при виде здания с высоченной трубой трудно не вспомнить Тейт Модерн), но беспроигрышно эффектный. Само новое место отчасти задало тему биеннале и стало поводом для многочисленных метафор в экспликациях и приветственных текстах в каталоге выставки.

© Фото: Ирина Кулик
Так, директор академического комитета биеннале и декан Академии искусств Китая Сюй Цзян сравнивает с электроэнергией силу искусства – источника политической и социальной жизни – и подчеркивает, что «реактивация» электростанции в качестве музея современного искусства является знаком готовности к глубинным переменам. Корреспондент The Art Newspaper Лиза Мувиус усмотрела в этом намек на перемены китайской властной верхушки, к моменту открытия биеннале еще только предстоящую.
Впрочем, обращенность в будущее – опять-таки тема, навязанная самим местом. «Реактивация» бывшей электростанции произошла еще в 2010 году во время Всемирной выставки в Шанхае. Тогда в памятнике промышленной архитектуры расположился павильон Будущего (оказывается, не только у музеев современного искусства, питающих пристрастие к «дезактивированным» индустриальным объектам, представления о будущем окрашены ностальгией). Наследием Word Expo в Шанхае стали целых два музея. Помимо Электростанции искусств это еще куда более футуристического вида Музей китайского искусства, расположившийся в бывшем павильоне Китая – самом большом и самом дорогом чуть ли не за всю историю всемирных выставок. Считается, что там представлено китайское modern art в отличие от contemporary, которому отведена Электростанция. Но было бы точнее сказать, что в бывшем павильоне Китая представлено искусство официальное с его истоками и историей, причем знакомство с ним оказалось весьма увлекательным.
Китайский официоз – это, конечно, реализм (вполне себе социалистический), и именно о его становлении в традиционной живописи тушью и свитках рассказывает историческая часть экспозиции, посвященная позапрошлому веку. В залах, отведенных веку двадцатому, обнаруживается немало любопытного: рекламные постеры времен «шанхайского декаданса» 1930-х, примерно того же времени китайские авангардные издания в духе дада и сюрреализма и журналы комиксов, экспозиция, посвященная китайской анимации с конца 1920-х годов и до начала нашего века.

© Фото: Ирина Кулик
Любопытен и сам современный реализм, в которым «социалистическое» обнаруживается в довольно занятных вариантах. Совершенно кондовые монтажники-высотники в касках, пришельцы из советских 1950-х, возводят небоскребы Пудуна, нового района Шанхая, в котором голливудские киношники снимают боевики про будущее, чтобы не тратиться на декорации. Гравюры в стиле оттепельной романтики, наподобие иллюстраций к переводной фантастике или к журналу «Химия и жизнь», но сделанные в 1990-е и 2000-е годы, и похожие на далекие галактики автомобильные развязки современного Шанхая. И красноватый, марсианский ландшафт с невиданными циклопическими строениями, оказывающийся видом на Всемирную выставку со зданием того самого музея, где и выставлена эта картина.
Оба музея представляются как первостепенные городские достопримечательности, они имеют одинаковый статус. Вход на выставки, в том числе и на биеннале, бесплатный (за исключением некоторых привозных проектов), но о существовании Электростанции осведомлено, судя по всему, куда меньше обитателей Шанхая. Как проходило открытие Музея искусств Китая, мне неизвестно, а вот Шанхайская биеннале при своем столь символическом переезде в новое место столкнулась с рядом проблем. Здание было едва готово к началу монтажа выставки, а некоторые работы не успели собрать к открытию, да и сейчас многие особо высокотехнологичные произведения не функционируют. Бравурная катастрофа стала, кстати, сюжетом одного из самых эффектных и в то же время фрустрирующих для зрителя произведений биеннале. Это работы швейцарца Романа Сингера, выступающего в амплуа некоего безумного изобретателя-экспериментатора. На открытии он сбросил наполненный синей краской огромный шар с самого верха высоченной трубы бывшей электростанции. Публике, не присутствовавшей при перформансе, остается только наблюдать видео, в котором снятый в рапиде шар раз за разом взрывается, и созерцать брызги краски и обломки снаряда на полу.
Организационные трудности такого рода нам, впрочем, настолько хорошо известны, что кажутся чем-то в порядке вещей. И столь же привычными, видимо, станут и другие, куда менее простительные проблемы, а именно цензура. Известна история с Юрием Альбертом, который должен был выставляться в московском павильоне, но отказался после того, как китайские чиновники (не кураторы биеннале) потребовали отредактировать его «Московский выбор». И это была не единственная проблема с цензурой. Между тем кураторы биеннале вовсе не пытались избежать политических и социальных тем. Хотя явной идеологической ангажированности здесь нет. Да и трудно представить, как на самом деле воспринимается «левый дискурс» в стране, во главе которой стоит коммунистическая партия. Могут ли китайцы разделить ностальгию по социализму, рассматривая, например, представленный в павильоне Москвы проект Дмитрия Гутова, посвященный основанному им Институту Михаила Лифшица, и что они чувствуют, рассматривая включенные в основную экспозицию фотографии Марты Рослер, запечатлевшие Кубу 1981 года.

© Фото: Ирина Кулик
Политическое и социальное на биеннале трактуется не в критическом и документалистском, но в утопическом и метафорическом аспекте. Выставка «Reactivation» делится на четыре сюжета, названия которых трактованы более чем широко. Так, «Recourses» – это природные, энергетические, человеческие ресурсы, но также и возврат к истокам, как и всевозможные источники знаний. В этом разделе оказывается и один из самых красивых и цельных залов выставки – тот, где неоновые иероглифы, из которых составлена китайская версия работы Джозефа Кошута «Интерпретация одного названия. Ницше, Дарвин и парадокс комментария», отражаются в стекле, защищающем рисунки на школьных досках Йозефа Бойса и философа-антропософа Рудольфа Штайнера, последователем которого был немецкий художник. Но в «Ресурсы» также попала и работа французского дуэта Claire Fontaine – неоновая вывеска «Дворец культуры “Энергетик”», снятая с ДК в Припяти возле Чернобыля, и гигантская скульптура знаменитого парижского китайца Хуан Юн Пина (участника «Магов Земли» и Третьей московской биеннале современного искусства) «Тысячерукая Гуанинь». Это многометровое подобие дюшановской «Сушилки для бутылок», у которой вместо штырей множество рук, сжимающих, как руки азиатских божеств, различные атрибуты традиционной китайской культуры.
Раздел «Revisit» посвящен реинтерпретации истории, пересмотру стереотипов и всевозможным заброшенным и ждущим обновления местам или устаревшим технологиям. В него попала и работа Ольги Чернышевой, снимающей отражения зрителей в стеклах картин в Русском музее, и впечатляющая инсталляция Томаса Хиршхорна «Автомобиль Спинозы». Машина составлена из всевозможного «рециклированного» (еще одно, очень напрашивающееся в контексте выставки «ре») хлама. Любопытны проект тайваньских авторов Yao Jui Chung + Lost Society Documents – фотодокументация заброшенных публичных зданий на Тайване, получивших прозвище Mosquito Halls, и остроумная аудиоинсталляция канадского автора The User «Симфония для матричных принтеров». Она составлена из характерного сипения работающих стареньких аппаратов. Стоит обратить внимание на обаятельный проект американца Рашида Джонсона «Черная йога» – создание нового, хиппистически нью-эйджевого образа афроамериканской культуры, противостоящего агрессивности хип-хопа.
А вот в разделе «Reforms» читается прежде всего буквальный смысл: эксперименты с формой, формализм и деформации. В зрелищном плане это, пожалуй, самый эффектный раздел биеннале. Тут и сооружение польской художницы Моники Сосновской – металлическая лестница, скручивающаяся в какую-то башню Татлина, и скульптуры Саймона Старлинга – огромные мраморные блоки, подвешенные в воздухе, как если бы речь шла о деталях произведения в процессе транспортировки и монтажа. И инсталляция Райана Гандера из множества вонзенных в белые стены и пол стрел и теней, которые они отбрасывают, и самый настоящий трансформер – «Тотемобиль» американского художника, специализирующегося на создании арт-роботов Чико МакМуртри, золотая машина, раскладывающаяся в подобие тотемного столба. Правда, работа эта на биеннале не функционировала – самый хайтековский раздел выставки «Reforms» больше всего пострадал от технических сложностей. Не работали ни интерактивная инсталляция пионера цифрового искусства Джеффри Шоу, ни световая скульптура живого классика экспериментального беспленочного кино Энтони МакКолла.

© Фото: Ирина Кулик
После трех «ре» ожидаешь почти неминуемого итогового четвертого – «революции». Однако вместо нее вопреки этимологии обнаруживаешь «Republic». Куратор Шанхайской биеннале трактует ее, насколько можно догадаться, как возвращение в сообщество, поиски новых моделей социальности, хотя привести к общему знаменателю отнесенные к этому разделу произведения очень сложно. Тут и работа Софи Калль «В первый и последний раз» – продолжение ее разговоров с потерявшими зрение людьми о том, что было последним, что они видели. Один из героев давнего проекта говорил о море, и теперь Софи Калль расспрашивает стамбульских слепцов о том, каким им представляется море. Китайский художник Чжуан Хуй Даня предложил проект «Фотостудия в Юмэне» (фотостудия открыта в переживающем глубочайший кризис городе Юмэнь – первом в Китае, где начали добывать нефть). Механический балет стульев создан французом Жаном Мишелем Брюйером, каждая «сцена» которого названа по имени того или иного города. Например, «Берлинский конгресс», «Лионский конгресс» и так далее: скрипучие перемещения стульев должны, судя по всему, символизировать человеческие сообщества. Бросается в глаза и эффектная инсталляция восходящей звезды международной арт-сцены японско-британского художника и писателя Саймона Фудживара «Ребекка». Это подобие терракотового войска из стилизованных под древние китайские скульптуры воинов – «клонов» английской студентки, участницы лондонских молодежных бунтов 2011 года. Как гласит сочиненная Фудживарой история, ее в качестве эксперимента по перевоспитанию отправили в путешествие по Китаю.
Сложную сюжетную конструкцию, придуманную кураторами Шанхайской биеннале, легче вычитать из каталога, чем из самой экспозиции. Выставка в бывшей электростанции берет скорее зрелищностью, нежели концептуальностью. Рассчитана она больше на местную публику, чем на международных экспертов. У биеннале есть еще одна, неназванная, сквозная тема. Подобно тому, как главным сюжетом русского искусства является, по словам Гройса, собственно, Россия, так и главным сюжетом шанхайской биеннале является Китай, а точнее, некая китайскость. Тут немало работ, так или иначе переосмысляющих традиционные китайские техники. Особенно запомнились произведения Ван Таочэна, не только создающего свитки на современные – то повседневные, то абсурдные сюжеты, – но и анимирующего традиционную китайскую живопись тушью. «Китайщину» делают не только китайские художники, но и Фудживара с его терракотовой армией или художница из Камеруна Паскаль Мартин Тайу, выстраивающая на всех семи этажах нового музея колонну из традиционной китайской посуды.
О китайском искусстве не забыли и кураторы еще одной выставки, открывшейся в Power Station of Art: Центром Помпиду специально для нового шанхайского музея сделан проект «Электрические поля. Сюрреализм и далее». В выставке, разбитой по ключевым темам сюрреализма – например, «эрос», «автоматизм», «сон», «слово», «коллаж», «объект», – нет Сальвадора Дали, хотя есть Магритт, Дюшан, Ман Рэй, Макс Эрнст, а также Уорхол, Эрро, Эд Руша, Андреас Гурски и, как ни странно, некоторые русские художники. Эрик Булатов в разделе, посвященном слову, Дубосарский и Виноградов в разделе «Эрос», в каждом разделе обязательно есть китайские (в том числе и диаспорные) авторы. Такого рода проектов, вписывающих (хотя и отчасти принудительно) локальное искусство в интернациональный исторический художественный контекст, очень не хватает в России.
Шанхайская биеннале, где китайские авторы представлены несравнимо шире, нежели российские на Московской биеннале, эту функцию также исполняет ревностно. Даже затея с павильонами не стран, но городов позволила выставить многих художников китайского происхождения – город интернациональнее, чем страна, а чайна-тауны, как известно, рассыпаны по всем миру. Так что художники китайского происхождения были представлены в сборных выставках павильонов Дюссельдорфа и Сиднея.

© Фото: Ирина Кулик
И все же симпатичная идея павильонов городов пока что оказалась недоработанной. Тем, кто получил пространство в бывшей электростанции, было сложно конкурировать с крайне насыщенной основной экспозицией и тем более – вступать с ней в диалог. Запомнились разве что павильон Палермо с красивым видео от Ванессы Бикрофт и московский павильон. Там помимо фотодокументации деятельности Института Лифшица (боюсь, слишком эзотерической в данном контексте) были представлены апокалипсическое «Веерное отключение» Андрея Филиппова, золотые абстрактные объекты-танки Анатолия Осмоловского (вполне «китайские» в своей нарочитой декоративности) и занятные проекты его студентов по школе «База», сделавших, наподобие Дюшана, музеи в чемодане.
Тем же, кому достались пустующие здания в центре, пришлось стать заложниками эстетики сквота, которая пошла на пользу далеко не всем. Тем не менее интересным оказался павильон Лимы, в котором множество вентиляторов гнали по полу серпантин разноцветных бумажных лент, на которых были напечатаны какие-то городские истории (художник Хосе Карлос Мартинат). В павильоне южно-корейского Тэджона запомнились работы Чо Хе Чина, фотографии ночных улочек и представленные тут же крошечные макеты, с которых и делались эти снимки. В павильоне Ванкувера привлек внимание скелет динозавра, сделанный из белых пластиковых стульев (художник Брайан Юнген).
Конечно, к Шанхайской биеннале можно обратить немало вопросов и упреков, но это будут те же вопросы и упреки, которые можно адресовать любому событию подобного рода у нас. Они не раз звучали по поводу Московской биеннале. Например, стоит ли делать выставку аттракционом в угоду широкой публике? Что же касается вопроса о том, можно ли вообще сделать нечто достойное в условиях идеологического давления, зная, что биеннале является частью «витрины» власти, то нам предстоит задавать его еще не раз. Впрочем, наша страна в отличие от Китая вряд ли будет строить свой имидж на современном искусстве.
Ирина Кулик
artchronika.ru
Что смотреть на III Московской международной биеннале молодого искусства | Артхроника
15.06.12 • 19:25
«Артхроника» изучила программу предстоящей биеннале молодого искусства и выбрала самые интересные проекты основной и параллельной программы

FAXEN. Double Layer 2
Основной проект
«Под солнцем из мишуры». Куратор – Катрин БеккерЦентральный дом художника (ул. Крымский Вал, 10)10 июля –10 августа
Мультимедийный проект о поисках молодыми художниками собственной идентичности в сумбурных медийных потоках современной жизни, которые куратор, видимо, и назвал всеобъемлющим словом «мишура». Когда уже «все придумано», молодому художнику нужно проявить недюжинную смекалку, чтобы выделиться. В основном проекте примут участие 96 авторов из 34 стран, 9 – из России, среди них Арсений Жиляев, Анна Титова, Марго Трушина, Анастасия Хорошилова. Куратор проекта Катрин Беккер не первый раз делает проект в России и хорошо знает не только мировую, но и местную арт-сцену.
Стратегический проект
«Неокончательный анализ». Куратор – Елена СелинаМосковский музей современного искусства (Ермолаевский пер., 17)11 июля –19 августаГосударственный центр современного искусства (Зоологическая ул., 13)11 июля –12 августа
Для спецпроекта были отобраны художники, которых куратор Елена Селина считает перспективными, но которые при этом не вошли в основной проект. Селина ставит перед собой практически непосильную задачу – найти общие темы у молодежи со всего света. То есть выставка окажется экспериментом. Хотя в принципе молодежь во все времена похожа – чаще всего она воодушевляется протестом, а также желанием любыми способами шокировать старших. 94 автора из 33 стран мира захватят четыре этажа ММСИ и зал ГЦСИ, где предполагается выставить одни инсталляции.
Спецпроекты
GO WEST! Куратор – Андрей ПаршиковПарк искусств «Музеон» (ул. Крымский Вал, 10)10 июля – 10 августа

Таус Махачева. Становление II. Фотодокументация перформанса. 2004 © Собственность автора
Выставка посвящена эмиграции молодых художников из бывших соцстран в Западную Европу. Художники по своей природе – кочевники. Они ищут новых ощущений и вдохновения, но еще и поддержки для того, чтобы делать искусство. Куратор ставит перед собой задачу ответить на вопрос, что же этот западный опыт дает молодым художникам.
Liquid Life. Кураторы – Оксана Будулак, Мария Ильбейкина, Саша СеменоваЦСИ «Винзавод», Акцизный склад (4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6)13 июля – 13 августа

Анна Омелик, Дарья Воробьева. Сугроб. 2011 © Фото: Владимир Дмитриенко
Сборная выставка лучших молодых красноярских художников. В силу географической изолированности искусство в Красноярске варится в собственном соку. Молодые художники, конечно, пытаются преодолеть эту замкнутость, но и от своей аутентичности тоже не отказываются. Для московской выставки они предлагают произведения, создающие альтернативный образ Сибири.
«Цена». Кураторы – Ирина Дрозд, Дарья Седова «Агентство. Art Ru» (Озерковская наб., 26)12 июля – 12 августа

Мария Агуреева. Девушка, прыгающая с шестом. 2011
Художники из Москвы и Питера размышляют о современной системе ценностей в сумасшедшем потоке времени, когда часто успеваешь обратить внимание только на цену. Правильно ли это? Определяет ли цена ценность? И как выбрать между искусственным и настоящим? Участники – Ирина Дрозд, Иван Плющ, Егор Кошелев, Антон Чумак, Мария Агуреева, Ольга Кройтор-Майорова, Алексей Михеев, Максим Санталов, Устина Яковлева.

Аслан Гайсумов. Вода точит. 2012
«Контр-иллюзии». Куратор – Ксения ПодойницынаКонсультант и автор проекта – Стас ШурипаГалерея «21» (Пуговишников пер., 11, стр. 3)13 июля – 31 августаДК ЗИЛ (Восточная ул., 4)15 июля – 31 августа
Развенчивание иллюзий – самое подходящее занятие для молодого художника, который всегда хочет делать все наоборот и поэтому находится в контрах со всем миром. В проекте приняли участие художники, постоянно работающие с галереей «21», – Наталья Зинцова, Юлия Ивашкина, Роман Мокров, Сергей Огурцов, Александр Повзнер, Александра Сухарева, Аня Титова.
«Отвергнутая действительность». Кураторы – Дарья Камышникова, Юля ШиринаArt Play, малый зал (Нижняя Сыромятническая ул., 10)17 июля – 11 августа
Ежегодные итоговые выставки слушателей Школы современного искусства «Свободные мастерские» ММСИ проходят уже одиннадцатый год. На этот раз проект впервые покажут в новом формате: вместе с учащимися для участия в проекте были приглашены и выпускники, уже добившиеся известности. Художники будут размышлять над темами нашего времени, ставшими символическими, – это интернет-зависимость и панический страх офлайна. Свои работы представят более шестидесяти художников.

Павел Акимов, Александр Полевой. Без названия. 2012 © Собственность авторов
«Варвары». Кураторы – Алексей Корси, Ольга ШирокоступПРОЕКТ_FABRIKA (Переведеновский пер., 18)12 июля – 2 августа
Кураторы предложили шестнадцати художникам сделать работы на тему варварства после прочтения восьми переводов стихотворения греческого поэта Константиноса Кавафиса «В ожидании варваров» и одноименного романа Джозефа Кутзее, получившего в 2003 году Нобелевскую премию.
«Бестиарий». Куратор – Анастасия ДорожкинаПРОЕКТ_FABRIKA (Переведеновский пер., 18)12 июля – 2 августа
Средневековье было эпохой аллегорий и знаков. И в бестиариях животные, реальные и фантастические, были в первую очередь символами добрых и злых сил. Это древнее стремление к образности вдохновило куратора и шестерых художников на создание произведений, рассказывающих о мире бессознательного. Как считают участники проекта, важно не убить в себе зверя, а понять, кто ты есть в этом бестиарии.
«Oculus два». Куратор – Анна Буйвид«Агентство. Art Ru» (ул. Радио, 6/4)13 июля – 7 августа

Екатерина Поваренкина. Без названия. 2011 © Екатерина Поваренкина
Выставка восемнадцати молодых петербургских художников, учившихся в фонде «ПРО АРТЕ» по программе «Современное искусство». В декабре 2011 года похожая выставка, но с меньшим составом участников уже была показана в северной столице. Тема – «Уникальность угла зрения в каждой ситуации и в отдельно взятой точке времени и пространства». Это не просто отчетный показ выпускников, а концептуальный проект о том, как, получив одинаковые знания, художники настолько по-разному их воспринимают и интерпретируют.
«Упражнение АРТикуляция». Кураторы – Анна Беляева, Анна БуйвидЦCИ «Винзавод», Цех Белого (4-й Сыромятнический пер., 1, cтр. 6)12 июля – 2 августа
По утверждению молодых кураторов, «мультимедийное» и «классическое» искусство пребывают в бесконечном споре. Каждая из девушек занималась только одной частью – с целью продемонстрировать гармоничное взаимодействие «мультимедийного» и «классического» в рамках общей экспозиции. Зрители смогут вступить в диалог с кураторами с помощью интерактивных компьютерных приложений, и кураторы изменят экспозицию с учетом зрительских пожеланий.
«Единство целых». Кураторы – Ася Мухина и Юля ШиринаМосковский музей современного искусства (Тверской бул., 9)12 июля – 12 августа

Арина Попиэль. Язык души. 2012
Фестиваль медиаперформанса представит шестнадцать участников экспериментального образовательного курса «Лаборатория медиаперформанса» в ММСИ. Перформативность подразумевает балансирование на грани между изобразительным и театральным, продуманным и спонтанным. То состояние, когда художнику необходимо соучастие: иногда коллег, но всегда – зрителя.

Ася Мухина. Диффузия. 2011 © Ася Мухина
«Свой/чужой». Куратор – Вита ДумчютеПРОЕКТ_FABRIKA (Переведеновский пер., 18)7 августа – 7 сентября
Тридцать художников из России, Белоруссии, Швеции, Болгарии и Польши размышляют о том, как стать своим среди чужих, но не оказаться при этом чужим среди своих, а главное – не потерять себя. Какие способы мимикрии существуют? Насколько художникам удалось слиться с новой средой? На выставке будут представлены объекты, фотографии, видео, новые медиа. Каждую работу будет сопровождать анкета автора, которая покажет его соответствие общим критериям, рамкам и оценкам.
artchronika.ru











