История создания нового гитарного репертуара в Республике Беларусь. Белорусская гитара журнал
Ноты белорусских гитаристов и композиторов
Введение
В данной работе рассказывается о появлении первых гитарных сборников в новой истории Беларуси, изданных как за счет авторов, так и с поддержкой государства. Автор работы попытался систематизировать материал по годам, рассказывая о многих гитарных проектах и наиболее популярных авторах.
Цель работы - освятить деятельность профессиональных белорусских композиторов, пишущих для гитары: о гитаристах-композиторах, создающих основную часть гитарного репертуара и занимающихся издательством новых сборников.
Огромным достижением можно назвать появление альманаха «Ренессанс гитары» в 1998 году, журнала «Белорусская гитара» в 2000 году, создание в 2001 году Международного конкурса композиторов «Семь нот - шесть струн». Нельзя не упомянуть о роли нотных редакторов «Finale» и «Sibelius», с помощью которых современные авторы производят запись новых произведений и создают новые сборники.
Внедрение новых технологий с появлением гитарных сайтов «Gitara.by», «QueenGuitar.by» и музыкальной платформы «Musicaneo», где можно публиковать свои пьесы, размещая нотный текст и музыкальные файлы, значительно увеличивают аудиторию, знакомя слушателей с новыми произведениями.
Советский союз обладал мощными музыкальными издательствами. Декретом Совета Народных комиссаров от 19 декабря 1918 года все нотные издательства перешли в руки государства, а в 1921 году объединились в Госиздат, и к 1930 году реорганизовались в Музгис. Наряду с Музгисом к 1956 году организуется новое всесоюзное издательство «Советский композитор» с отделениями в Москве, Ленинграде и Киеве. К 1964 году эти два издательства объединяются в одно – «Музыка». Тиражи этих издательств просто поражают своими размерами. В нашей стране выпуском нот, по большей части, занималось издательство «Беларусь».
Основная часть
Первый нотный гитарный сборник, вышедший в новой истории Беларуси в 1991 году, назывался «Обратное восприятие гитары» - автор и составитель Игорь Шошин. Ноты написаны каллиграфически, но от руки. Притягивает внимание интересная обложка и рисунки художника И. Попова, которые прекрасно дополняют нотный текст. В сборнике представлены произведения Д. Леннона, П. Маккартни, М. Мессера, а также авторские пьесы И. Шошина, большей частью в дуэтном изложении. На последней странице стоит тираж 5000 тысяч экземпляров, и в этой цифре уже угадывается масштаб личности тогда ещё малоизвестного автора. В 1991 году появляется «Мирский замок» Галины Гореловой для гитары соло и сюита для гитары «Intavolatura» Александра Литвиновского.
Издательство «Беларусь» в 1994 году выпускает «Альбом юного гитариста», составителем и автором идеи которого стал Валерий Живалевский. Сборник составлен из авторских пьес белорусских композиторов и гитаристов: В. Живалевского, С. Бурова, А. Винника, С. Плужникова, В. Захарова, И. Кузьмицкого, В. Дмитриенко, В. Войтика, А. Леднёва. Кроме этого в альбом включены переложения и обработки старинной музыки. Также в 1994 году выходит «Концерт для гитары, струнных и колоколов» в 3-х частях Галины Гореловой. В этот период белорусские профессиональные композиторы продолжают писать для гитары: уже упомянутые Г. Горелова, А. Литвиновский, а также В. Кузнецов, написавший «Игра в бисер» для гитары с оркестром; В. Войтик «Пять прелюдий»; Е. Поплавский «Люди света луны» для гитары и камерного ансамбля.
В 1995 году в КГБ (клуб гитаристов Беларуси) пришло письмо из Италии от Марка Бузотти - гитариста, переводчика и сотрудника журнала «Шесть струн», в котором он попросил Олега Копенкова познакомить своих соотечественников с музыкой белорусского автора. Выбор О. Копенкова пал на гитариста и композитора из Гродно Владимира Захарова с его самобытными, красочными и необычными миниатюрами. В течении двух лет В. Захаров высылал рукописи пьес с подробным описанием различных приёмов, которые им использовались. Наконец, в 1997 году эта работа завершилась и Итальянское издательство «Berben» опубликовало «Детский альбом» В. Захарова.
1995 год знаменателен состоявшимся в Гомеле 1 гитарным фестивалем, который в декабре 1996 года получил название «Ренессанс гитары». Организатором и создателем выступил Игорь Шошин.
В 1996 году Валерий Живалевский выпускает сборник «Белорусская гитарная музыка» Выпуск 1, а Владимир Захаров - сюиту «Ностальгия по Великому Княжеству».
В 1998 году Игорь Шошин и Виктор Киеня выпускают гитарный альманах «Ренессанс гитары», а в 2000 году выходит в свет первый номер журнала «Белорусская гитара». Эти два издания публикуют увлекательные статьи, интересные материалы, информацию, связанную с гитарой, а также размещают ноты.
По инициативе Игоря Шошина в 2001 году был создан «Международный интернет-конкурс на лучшее сочинение для детских музыкальных школ», позже получивший название «Семь нот - шесть струн». Конкурс композиторов дал огромный импульс авторам, пишущих для гитары. В первом конкурсе участвовало 27 миниатюр. Постепенно количество участников увеличивалось, расширялась география стран. 1 конкурс принёс звание лауреата и 2 место Сергею Бурову с пьесой «Колыбельная июля».
В том же году выходит учебно-методическое пособие Игоря Кузьмицкого «Арпеджио для шестиструнной гитары».
Появление нотных редакторов «Finale» и «Sibelius» значительно сократило путь от создания нового произведения к донесению его до слушателя.
Ещё одна веха в истории нотного издательства в Беларуси - это 2002 год. Двум минским гитаристам Олегу Копенкову и Сергею Кабанову приходит идея создать серию сборников, где будут собраны лучшие образцы гитарного репертуара. Купив на рынке «Ждановичи» диск с нотным редактором «Finale», два энтузиаста столкнулись с немалыми трудностями в освоении этой программы. Пришлось по многим вопросам набора нот консультироваться у Игоря Шошина и Виктора Киени. Этот год принёс любителям гитары четыре сборника «Тетради гитариста», которые строились по принципу «от простого к сложному» и «Тетрадь дуэтов». Кроме всего, что было новым, к тетрадям прилагался диск с записями изданных нот. Надо сказать, что первоначально эти сборники изготавливались в домашних условиях.
2002 год дарит всем, кто интересуется гитарой, сборник В. Живалевского «Белорусская гитара» Выпуск 2 и концертную сюиту «Семейный альбом» И. Кузьмицкого, в котором собраны посвящения самым близким людям (портреты отца, мамы, брата и жены).
В 2003 году продолжилась работа дуэта О. Копенкова и С. Кабанова по изданию «Тетрадей гитариста». Их вышло семь, и были изданы «Дуэты-2», «Квартеты» и две тетради «Испанской гитары». Все эти сборники до сих пор пользуются большой популярностью у гитаристов и неоднократно переиздавались, но уже в типографском исполнении. Выходит «Романтическая гитара» И. Шошина, где собраны полифонические фантазии на темы «Битлз», Д. Бенсона, М. Мейс, Б. Джоэла и пьесы самого автора.
2005 год - выход сразу пяти сборников для гитары, составителем и автором которых выступил Евгений Гридюшко: «Музыка для гитары» (собственные сочинения), «Белорусская музыка 16-19 столетий» (переложения для гитары 6 пьес из «Полоцкой тетради», музыки Т. Костюшко и М. Радзивила), «Гитара в ансамбле» Выпуск 1, «Гитара в ансамбле» Выпуск 2, «Популярная музыка». В. Живалевский представляет сборник «Произведения для гитары и клавесина».
2006 год - это появление Олега Копенкова в новом качестве, не только как составителя и издателя нот, но и композитора. Выходят его три сборника: «Пьесы для гитары» №1, №2, №3, где автор знакомит слушателей со своими произведениями и ведет просветительскую деятельность, рассказывая о различных стилях, жанрах и музыкальных формах. Этот год радует изданием авторского сборника Игоря Лонского «Купалинка», где собраны произведения, написанные в период 1995-2005 годов, и блестящей работой Игоря Шошина «Пингвины летят», куда вошли переложения и оригинальные пьесы.
В 2007 году началась большая и кропотливая работа по составлению «Сборника пьес Минских гитаристов» (идея Олега Копенкова). В сборник вошли произведения гитаристов - композиторов, которые живут и работают в Минске. Там представлена музыка Сергея Бурова, Светланы Ветушко, Евгения Гридюшко, Валерия Живалевского, Сергея Колгана, Олега Копенкова, Игоря Кузьмицкого, Романа Ташпулодова и Максима Цехановича. Весь набор нот осуществлялся О. Копенковым, за что все участники этого проекта выразили ему большую признательность и благодарность. В начале следующего года долгожданный сборник поступил в продажу. 2007 год - это выход ещё двух авторских сборников О. Копенкова «Мой любимый край» и «Карнавал».
В. Живалевский в 2008 году выпускает книгу «Лютня и гитара на белорусских землях» с нотным приложением, а И. Лонский - авторский сборник «Буратино».
2009 год - выход первого авторского сборника Светланы Ветушко «Пьесы для гитары». Это учебное пособие для учащихся 1-4 классов. В это же время поступают в продажу сборники И. Кузьмицкого: «Пьесы для гитары» Выпуск 1, «Семь нот для шести струн» и учебно-методическое пособие «Изучение гамм, трезвучий и арпеджио в классе гитары в ДМШ», а также «Давай споём» О. Копенкова.
С 2009 года в Беларуси заработали два гитарных сайта: «Gitara.by» (создатель Алексей Отраднов) и «QueenGuitar.by» (создатель Роман Ташпулодов). Каждый из сайтов оригинален по-своему и имеет своё «лицо» и пути развития, предоставляя каждому пользователю необходимую и всестороннюю информацию, связанную с её Величеством Гитарой, благодаря слаженной работе команд и самих пользователей.
В 2010 году издаются «Дуэты и трио для гитары» и «Детский альбом» С. Ветушко, также совместные работы О. Копенкова и С. Ветушко «Только крупные формы» и «Миниатюры». И. Кузьмицкий представляет сборник «Гитара в ансамбле» и методические пособия: «Освоение техники на начальном этапе обучения», «Пять этюдов на развитие прогрессивных видов техники», «Тремоло на гитаре». И. Шошин выпускает «Гитара по нотам + аккорды». Эти работы будут интересны тем преподавателям, которые ищут новые формы преподнесения материала на начальном этапе обучения.
В одну из звёздных ночей 2010 года Сергей Буров, находясь в бескрайних просторах всемирной паутины, обнаружил сайт «Load.CD», который позже переименовали в «Musicaneo». Это удобная интернет-платформа, которая даёт возможность композиторам, исполнителям, а также любителям музыки узнавать друг о друге, и реализовывать свои творческие замыслы. С. Буров зарегистрировался сам и помог это сделать своим друзьям - О. Копенкову и С. Колгану. В настоящий момент на сайте зарегистрировано 15359 современных композиторов. Каждый зарегистрированный композитор получает персональный сайт, где может публиковать свои творения, размещая нотный текст и музыкальные файлы. Произведения можно размещать как для бесплатного скачивания, так и для продажи. На сегодняшний момент «Musicaneo» является одним из действенных инструментов композитора для быстрого продвижения к слушателю своих произведений. Загрузив ноты и музыкальный файл, можно в реальном времени получать первые отзывы пользователей из разных стран. С каждым годом интенсивность издания нот в Беларуси возрастает.
В 2011 году Олег Копенков выпустил серию авторских сборников: «С миру по нитке», «Только для тебя», «Друзьям», «13 пьес для гитары» со всеми атрибутами мистицизма.
Появляется новый проект О. Копенкова и И. Кузьмицкого «Альбом для домашнего музицирования», где авторы делают переложения для гитары известных мелодий. В дальнейшем этот проект О. Копенков продолжил один, и в 2011 году вышло четыре «Альбома для домашнего музицирования». И. Кузьмицкий представляет «Пьесы для гитары» Выпуски 2 и 3.
Содружество четырех композиторов-гитаристов: Сергея Колгана, Сергея Бурова, Игоря Лонского и Светланы Ветушко в результате совместной работы привело к выпуску сборника «Романтика гитары». Пьесы подобраны для исполнителей с разным уровнем технического мастерства и могут использоваться как в учебных целях, так и в концертной деятельности.
В 2012 году О. Копенков продолжает серию авторских сборников: «Страсти по Джулиани», «Студённая Гута», «Танцуют все», «Конкретно для начинающих». Пополняется серия сборников «Альбом для домашнего музицирования» номерами №5, №6, №7, №8. О. Копенков и С. Ветушко показывают совместную работу «Ансамбли «Гитара +». Евгений Гридюшко выпускает три новых сборника, где выступает дизайнером обложек: «Музыка для гитары», «Популярная музыка для гитары» и «Переложения для гитары». И. Кузьмицкий представляет сборник «Выпускная румба».
2012 год - это начало ещё одного проекта – серии сборников «На троих», трёх белорусских композиторов Олега Копенкова, Сергея Колгана и Владимира Мальганова, с изумительным дизайном Татьяны Мальгановой. Вышедшие в этом году два первых сборника представляют сольные произведения авторов. Сочетание пьес разного уровня сложности и направлений в представленной музыке сразу привлекло внимание к этому проекту.
В 2013 году В. Живалевский выпускает «Прелюдии для классической гитары», С. Ветушко - сюиту «Буратино» для трио гитар, написанную по сюжету сказки Л. Толстова; И. Кузьмицкий продолжает серию - «Пьесы для гитары» Выпуск 4. И. Лонский издаёт пьесы для гитары «Блеск карнавала», где есть сольные произведения, дуэт, квартет и вариации.
Выходят сборники из серии «На троих-3» дуэты, «На троих-4» квартеты, «На троих-5», где авторы представляют свои новые сольные произведения. О. Копенков обрабатывает самые знаменитые мировые хиты и пополняет «Альбомы для домашнего музицирования» номерами №9, 10, 11, 12. Редактором данной серии с 2013 года стала О. Ковалевич. Запускается новый проект О. Копенкова «Хрестоматия гитариста» подготовительный класс, где очень интересно подобраны простые мелодии со стихами для детей, позволяющие в игровой форме освоить нотную грамоту. Выходит в свет школа И. Шошина «Импровизация. Пентатоника для детей и взрослых», которая позволяет любителям гитары сделать первые шаги, а также двигаться дальше в освоении импровизации.
В 2014 году выходит новый сборник серии «На троих-6», который всецело посвящён этюдам, где авторы О. Копенков, С. Колган и В. Мальганов, предлагают свои идеи развития технического мастерства, а также «На троих-7+» дуэты, с участием С. Ветушко. Наряду с «Альбомами для домашнего музицирования» №13, №14, №15, О. Копенков продолжает тему хрестоматий. Появляется «Хрестоматия гитариста 1 класс», «Хрестоматия гитариста 2-3 класс», «Хрестоматия гитариста 4-5 класс». Они включают в себя переложения для гитары популярной музыки, обработки народных песен и авторские произведения. С. Ветушко выпускает пьесы для гитары «Маленькая фея», где представлены сольные произведения, дуэты и трио, изложенные доступным музыкальным языком. И. Лонский создаёт новый сборник «Виват, гитара!» по названию одноимённого конкурса, который проходит в Могилёве, где напечатаны авторские пьесы для больших ансамблей.
За период с 2001 по 2014 годы на Международном конкурсе композиторов «Семь нот - шесть струн» белорусские авторы, сочиняющие для гитары, неоднократно становились лауреатами и дипломантами.
Далее, хотелось бы привести статистику по годам побед белорусских авторов на этом престижном Международном конкурсе.
Год | № конкур-са | Кол-во пьес | 1 место | 2 место | 3 место | Диплом |
2001 | 1 | 27 | «Колыбельная июля» Сергей Буров | «Элегия» Генадий Чайковский | ||
2003 | 2 | 54 | «Прощание с прошлым» Игорь Кузьмицкий | |||
2004 | 3 | 60 | «Настоящая любовь» Павел Смотрицкий | «День ангела Алисы» Вечеслав Дацкевич «Волшебный вальс» Алексей Парков | ||
2005 | 4 | 54 | «Маленький танец для Алисы» Вечеслав Дацкевич | «Цитра и Басс» Михаил Журавский «У моря» Юрий Позняк | ||
2006 | 5 | 57 | «Хромати-ческий вальс» Евгений Гридюшко | «Оазис» Евгений Гридюшко | «Романс одинокого гитариста» Юрий Позняк | |
2007 | 6 | 72 | «Песня осени» Евгений Гридюшко | «Тихий снег» и «Танец» Евгений Гридюшко «Карнавал» и «Белорусская старинная мелодия» Олег Копенков «Брат Александр» Сергей Колган «Что хранит океан» Максим Цеханович | ||
2008 | 7 | 62 | «Душа актёра» Сергей Буров | «В облаках» и «Старинная мелодия» Евгений Гридюшко «Забытая мелодия», «Танец кокеток», «Босса-Нова» Олег Копенков «Ой, да не вечер» (обработка) Виктор Киеня | ||
2009 | 8 | 54 | «Когда душа плачет» Игорь Кузьмицкий «Весна в Нью-Йорке» Евгений Гридюшко «Triste» Максим Цеханович «www.odnoklassniki.ru» Анатолий Федорков «Старая песня» Олег Копенков | |||
2010 | 9 | 50 | «Воспомина-ние о лете» Евгений Гридюшко | «Ангелочек» Сергей Колган | «Хей, Джон» Сергей Колган | «Ещё не выпал первый снег» и «Девушка из Димитровграда» Сергей Колган «Тайна Шопена» Игорь Кузьмицкий «Играй на бис!!!» Сергей Буров, «Сентиментальный вальс» Александр Огарок, «Ехали казаки» Олег Копенков |
2011 | 10 | 51 | «Танец-скерцо» Евгений Гридюшко | «Попурри» С.Буров «Несказанная осень» Сергей Колган «Сомбреро», «Снова осень», «Опять зима» Олег Копенков, «Алиса одна дома» Вечеслав Дацкевич | ||
2012 | 11 | 75 | Категория 1 страница | |||
«Пинг-понг» Евгений Гридюшко | «День рождения зари» и «Вальс светлой печали» Сергей Колган «Белая румба», «Коробейники», «Реченька» Олег Копенков | |||||
Категория 2 строчки | ||||||
«Вечерний менуэт» Сергей Колган» | «Ламбада» Олег Копенков | «Украинский хуторок» Сергей Колган | «Грустиночка» Сергей .Колган, «Мамбо», «В Гуте перед рассветом», «Ча-ча-ча» Олег Копенков | |||
2013 | 12 | 72 | Категория 1 страница | |||
«Адажио» Сергей Буров, «Шарлотка» Игорь Кузьмицкий, «Млечный путь», «Унесённые счастьем», «В ожидании Рождества» Сергей Колган | ||||||
Категория 2 строчки | ||||||
«Медведь » Олег Копенков | «Тема в А» Сергей Колган | «В русской глубинке» Олег Копенков | «Маленький принц» и «Одинокий органист» Сергей Колган, «Посидим у реки», «Песня 60-х», «Сомнение», «Танцуют все» Олег Копенков | |||
Категория - дуэты | ||||||
«Вальс над Сожем» Олег Копенков. |
Заключение
За период, охваченный в этой работе с 1991 по 2014 годы, создано большое количество нового гитарного репертуара, которое с успехом используется в различных музыкальных заведениях и исполняется на городских, республиканских, международных конкурсах, как у нас в стране, так и за рубежом. Удалось систематизировать по годам сборники, выходившие для гитары, кратко коснувшись некоторых из них, и рассказать о наиболее крупных проектах и совместных работах композиторов, сочиняющих для этого инструмента. В настоящий момент, большинство гитарных нот, издаваемых в нашей стране, выходят в свет за счёт средств авторов. Небольшое количество отдельных изданий вышли в печать с поддержкой государства, но этого явно недостаточно для всех, кто интересуется и живет гитарной музыкой в нашей стране.
Результаты Международных конкурсов композиторов, приведённые в этом исследовании, отчетливо показывают огромный творческий потенциал музыкантов белорусской гитарной композиторской школы. На сегодняшний день нам есть чем гордиться. Работа, которая ведётся во всех звеньях образования - начальном, среднем и высшем - приносит свои плоды.
За период новой истории Беларуси появилась целая плеяда талантливых авторов, которые создают новый гитарный репертуар: Г. Горелова, А. Литвиновский, В. Кузнецов, В. Войтик, Е. Поплавский, В. Живалевский, Е. Гридюшко, В. Захаров, И. Кузьмицкий, И. Шошин, О. Копенков, С. Колган, И. Лонский, В. Мальганов, С. Ветушко, С. Буров, Д. Асимович, Р. Ташпулодов, Г. Чайковский, В. Дацкевич, А. Парков, П. Смотрицкий, М. Журавский, М. Цеханович, Н. Трусов, Ю. Позняк, Э. Эмерт, А. Войцеховский, В. Ткаченко, С. Антишин, В. Угольник , А. Огарок, О. Чернявский, А. Пономаренко.
Автор работы Сергей Колган
queenguitar.by
Гитара.by | Павел Кухта. Биография.
Кухта Павел Евгеньевич - белорусский гитарист, выпускник Белорусской государственной академии музыки, Лауреат Республиканских и международных конкурсов.

Родился в г. Гродно в 1984 году, где и получил первое музыкальное образование. В 1999 году окончил ДМШ № 1 (филиал) в классе преподавателей Кривицкой И.С. и Шимбаревича С.В. В том же году поступил в Гродненское музыкальное училище в класс преподавателя Захарова В.И., которое окончил в 2003 году с отличием.
В 2008 году окончил Белорусскую государственную академию музыки в классе доцента Гридюшко Е.М. В 2009 году окончил магистратуру при Белорусской государственной академии музыки в классе доцента Гридюшко Е.М..
Принимал участие в мастер-классах у известных гитаристов таких, как П. Ромеро,Д. Рассел, М. Тамаё Диаз, Х. Кёппель, О. Гилья, Е. Папандрео и других гитаристов.
Является Лауреатом международных конкурсов.
С 2002 года ведёт активную концертную деятельность. Концертировал по городам Австрии, Беларуси, Венгрии, Литвы, Польши, России, Словакии, Чехии и других стран.
В настоящее время Павел Кухта является солистом Белгосфилармонии.
Конкурсы:
- 2002 Международный конкурс гитаристов «Грифице-Тжебятув 2002»(Польша) 1 премия
- 2002 Международный конкурс гитаристов «Кутна Хора 2002» (Чехия) 3 премия
- 2004 Международный конкурс гитаристов им. Ч. Дроздевича (Крыница, Польша)1 премия
- 2005 Международный конкурс гитаристов «Tabula Rasa» (Волгоград, Россия) 2 премия
- 2006 Международный конкурс гитаристов «Виртуозы гитары» (Санкт-Петербург, Россия) 3 премия
- 2007 Международный конкурс гитаристов «Виртуозы гитары» (Санкт- Петербург, Россия) 1 премия
- 2007 Международный конкурс гитаристов им. Дж. Дюарта (Руст, Австрия) 1 премия
- и специальный приз за лучшее исполнение обязательного произведения Дж. Дюарта.
- 2008 Международный конкурс исполнителей на народных инструментах «Евразия-2008» 2 премия и приз за лучшее исполнение обязательного произведения.
- 2009 Международный конкурс гитаристов посвящённый Л. Брауэру (Антони, Франция) 2 премия и приз зрительских симпатий.
- 2009 Международный конкурс гитаристов им. А. Фраучи (Москва, Россия) 2 премия (первая не присуждалась).
- 2009 Международный конкурс гитаристов (Киев, Украина) 3 премия
- 2010 Международный конкурс гитаристов (Белград, Сербия) 3 премия
Стипендиат специального фонда президента Респуьлики Беларусь:
- 2002, 2005, 2006, 2007.
Лауреат премии Мингорисполкома:
- 2007
Отзывы в прессе:
- газета «Гродненская правда» (2002)
- польский журнал «Swiat Gitary» (2004)
- английский журнал «Classical guitar» (2007)
- белорусский журнал «Белорусская гитара» (2007)
- газета «Культура» (2002, 2007, 2009)
Статьи на Гитара.by
«Девятый вал» гитарного искусства - рецензия на сольный конерт Павла Кухты 15.06.2009 в Белорусской государственной филармонии. Авторы: Дмитрий Борисюк и Екатерина Фёдорова, 17.06.2009
«Гитарное священнодейство» - статья, посвященную концерту Павла Кухты 11 мая в в Белорусской государственной филармонии. Автор: Игорь Парфенюк.
Фотографии с Павлом Кухтой
![]() |
![]() |
Видео с Павлом Кухтой
www.gitara.by
Клуб гитаристов Беларуси. «История создания нового гитарного репертуара в Республике Беларусь» Автор Сергей Колган. Минск 2014 год
Транскрипт
1 Клуб гитаристов Беларуси «История создания нового гитарного репертуара в Республике Беларусь» Автор Сергей Колган Минск 2014 год
2 СОДЕРЖАНИЕ Введение Основная часть События годов События годов События годов События годов События годов События годов События годов Статистика побед белорусских авторов на Международных конкурсах Заключение 13 Каталог белорусских гитарных сборников и журналов
3 Введение В данной работе рассказывается о появлении первых гитарных сборников в новой истории Беларуси, изданных как за счет авторов, так и с поддержкой государства. Автор работы попытался систематизировать материал по годам, рассказывая о многих гитарных проектах и наиболее популярных авторах. Цель работы - освятить деятельность профессиональных белорусских композиторов, пишущих для гитары: о гитаристах - композиторах, создающих основную часть гитарного репертуара и занимающихся издательством новых сборников. Огромным достижением можно назвать появление альманаха «Ренессанс гитары» в 1998 году, журнала «Белорусская гитара» в 2000 году, создание в 2001 году Международного конкурса композиторов «Семь нот - шесть струн». Нельзя не упомянуть о роли нотных редакторов «Finale» и «Sibelius», с помощью которых современные авторы производят запись новых произведений и создают новые сборники. Внедрение новых технологий с появлением гитарных сайтов «Gitara.by», «QueenGitar» и музыкальной платформы «Musicaneo», где можно публиковать свои пьесы, размещая нотный текст и музыкальные файлы, значительно увеличивают аудиторию, знакомя слушателей с новыми произведениями. Советский союз обладал мощными музыкальными издательствами. Декретом Совета Народных комиссаров от 19 декабря 1918 года все нотные издательства перешли в руки государства, а в 1921 году объединились в Госиздат, и к 1930 году реорганизовались в Музгис. Наряду с Музгисом к 1956 году организуется новое всесоюзное издательство «Советский композитор» с отделениями в Москве, Ленинграде и Киеве. К 1964 году эти два издательства объединяются в одно «Музыка». Тиражи этих издательств просто поражают своими размерами. В нашей стране выпуском нот, по большей части, занималось издательство «Беларусь». 3
4 Основная часть Первый нотный гитарный сборник, вышедший в новой истории Беларуси в 1991 году, назывался «Обратное восприятие гитары» - автор и составитель Игорь Шошин. Ноты написаны каллиграфически, но от руки. Притягивает внимание интересная обложка и рисунки художника И.Попова, которые прекрасно дополняют нотный текст. В сборнике представлены произведения Д.Леннона, П.Маккартни, М.Мессера, а также авторские пьесы И.Шошина, большей частью в дуэтном изложении. На последней странице стоит тираж 5000 тысяч экземпляров, и в этой цифре уже угадывается масштаб личности тогда ещё малоизвестного автора. В 1991 году появляется «Мирский замок» Галины Гореловой для гитары соло и сюита для гитары «Intavolatura» Александра Литвиновского. Издательство «Беларусь» в 1994 году выпускает «Альбом юного гитариста», составителем и автором идеи которого стал Валерий Живалевский. Сборник составлен из авторских пьес белорусских композиторов и гитаристов: В.Живалевского, С.Бурова, А.Винника, С.Плужникова, В.Захарова, И.Кузьмицкого, В.Дмитриенко, В.Войтика, А.Леднёва. Кроме этого в альбом включены переложения и обработки старинной музыки. Также в 1994 году выходит «Концерт для гитары, струнных и колоколов» в 3-х частях Галины Гореловой. В этот период белорусские профессиональные композиторы продолжают писать для гитары: уже упомянутые Г.Горелова, А.Литвиновский, а также В.Кузнецов, написавший «Игра в бисер» для гитары с оркестром; В.Войтик «Пять прелюдий»; Е.Поплавский «Люди света луны» для гитары и камерного ансамбля. В 1995 году в КГБ (клуб гитаристов Беларуси) пришло письмо из Италии от Марка Бузотти - гитариста, переводчика и сотрудника журнала «Шесть струн», в котором он попросил Олега Копенкова познакомить своих соотечественников с музыкой белорусского автора. Выбор О.Копенкова пал на гитариста и композитора из Гродно Владимира Захарова с его самобытными, 4
5 красочными и необычными миниатюрами. В течении двух лет В.Захаров высылал рукописи пьес с подробным описанием различных приёмов, которые им использовались. Наконец в 1997 году эта работа завершилась и Итальянское издательство «Berben» опубликовало «Детский альбом» В.Захарова год знаменателен состоявшимся в Гомеле 1 гитарным фестивалем, который в декабре 1996 года получил название «Ренессанс гитары». Организатором и создателем выступил Игорь Шошин. В 1996 году Валерий Живалевский выпускает сборник «Белорусская гитарная музыка» Выпуск 1, а Владимир Захаров - сюиту «Ностальгия по Великому Княжеству» год радует выходом сборника «Гитара в ансамбле», где представлены ансамбли в различных сочетаниях белорусских композиторов: составители - В.Живалевский и Е.Поплавский. В 1998 году Игорь Шошин и Виктор Киеня выпускают гитарный альманах «Ренессанс гитары», а в 2000 году выходит в свет первый номер журнала «Белорусская гитара». Эти два издания публикуют увлекательные статьи, интересные материалы, информацию, связанную с гитарой, а также размещают ноты. По инициативе Игоря Шошина в 2001 году был создан «Международный интернет - конкурс на лучшее сочинение для детских музыкальных школ», позже получивший название «Семь нот - шесть струн». Конкурс композиторов дал огромный импульс авторам, пишущих для гитары. В первом конкурсе участвовало 27 миниатюр. Постепенно количество участников увеличивалось, расширялась география стран. 1 конкурс принёс звание лауреата и 2 место Сергею Бурову с пьесой «Колыбельная июля». В том же году выходит учебно-методическое пособие Игоря Кузьмицкого «Арпеджио для шестиструнной гитары». Появление нотных редакторов «Finale» и «Sibelius» значительно сократило путь от создания нового произведения к донесению его до слушателя. 5
6 Ещё одна веха в истории нотного издательства в Беларуси - это 2002 год. Двум минским гитаристам Олегу Копенкову и Сергею Кабанову приходит идея создать серию сборников, где будут собраны лучшие образцы гитарного репертуара. Купив на рынке «Ждановичи» диск с нотным редактором «Finale», два энтузиаста столкнулись с немалыми трудностями в освоении этой программы. Пришлось по многим вопросам набора нот консультироваться у Игоря Шошина и Виктора Киени. Этот год принёс любителям гитары четыре сборника «Тетради гитариста», которые строились по принципу «от простого к сложному» и «Тетрадь дуэтов». Кроме всего, что было новым, к тетрадям прилагался диск с записями изданных нот. Надо сказать, что первоначально эти сборники изготавливались в домашних условиях год дарит всем, кто интересуется гитарой, сборник В.Живалевского «Белорусская гитара» Выпуск 2 и концертную сюиту «Семейный альбом» И.Кузьмицкого, в котором собраны посвящения самым близким людям (портреты отца, мамы, брата и жены). В 2003 году продолжилась работа дуэта О.Копенкова и С.Кабанова по изданию «Тетрадей гитариста». Их вышло семь, и были изданы «Дуэты-2», «Квартеты» и две тетради «Испанской гитары». Все эти сборники до сих пор пользуются большой популярностью у гитаристов и неоднократно переиздавались, но уже в типографском исполнении. Выходит «Романтическая гитара» И.Шошина, где собраны полифонические фантазии на темы «Битлз», Д.Бенсона, М.Мейс, Б.Джоэла и пьесы самого автора год - выход сразу пяти сборников для гитары, составителем и автором которых выступил Евгений Гридюшко: «Музыка для гитары» (собственные сочинения), «Белорусская музыка столетий» (переложения для гитары 6 пьес из «Полоцкой тетради», музыки Т.Костюшко и М.Радзивила), «Гитара в ансамбле» Выпуск 1, «Гитара в ансамбле» Выпуск 2, «Популярная музыка». В.Живалевский представляет сборник «Произведения для гитары и клавесина». 6
7 2006 год - это появление Олега Копенкова в новом качестве, не только как составителя и издателя нот, но и композитора. Выходят его три сборника: «Пьесы для гитары» 1, 2, 3, где автор знакомит слушателей со своими произведениями и ведет просветительскую деятельность, рассказывая о различных стилях, жанрах и музыкальных формах. Этот год радует изданием авторского сборника Игоря Лонского «Купалинка», где собраны произведения, написанные в период годов, и блестящей работой Игоря Шошина «Пингвины летят», куда вошли переложения и оригинальные пьесы. В 2007 году началась большая и кропотливая работа по составлению «Сборника пьес Минских гитаристов» (идея Олега Копенкова). В сборник вошли произведения гитаристов - композиторов, которые живут и работают в Минске. Там представлена музыка Сергея Бурова, Светланы Ветушко, Евгения Гридюшко, Валерия Живалевского, Сергея Колгана, Олега Копенкова, Игоря Кузьмицкого, Романа Ташпулодова и Максима Цехановича. Весь набор нот осуществлялся О.Копенковым, за что все участники этого проекта выразили ему большую признательность и благодарность. В начале следующего года долгожданный сборник поступил в продажу год - это выход ещё двух авторских сборников О.Копенкова «Мой любимый край» и «Карнавал». В.Живалевский в 2008 году выпускает книгу «Лютня и гитара на белорусских землях» с нотным приложением, а И.Лонский - авторский сборник «Буратино» год - выход первого авторского сборника Светланы Ветушко «Пьесы для гитары». Это учебное пособие для учащихся 1-4 классов. В это же время поступают в продажу сборники И.Кузьмицкого: «Пьесы для гитары» Выпуск 1, «Семь нот для шести струн» и учебно-методическое пособие «Изучение гамм, трезвучий и арпеджио в классе гитары в ДМШ», а также «Давай споём» О.Копенкова. С 2009 года в Беларуси заработали два гитарных сайта: «Gitara.by» (создатель Алексей Отраднов) и «QueenGuitar» (создатель Роман Ташпулодов). Каждый из сайтов оригинален по-своему и имеет своё «лицо» и пути развития, 7
8 предоставляя каждому пользователю необходимую и всестороннюю информацию, связанную с её Величеством Гитарой, благодаря слаженной работе команд и самих пользователей. В 2010 году издаются «Дуэты и трио для гитары» и «Детский альбом» С.Ветушко, также совместные работы О.Копенкова и С.Ветушко «Только крупные формы» и «Миниатюры». И.Кузьмицкий представляет сборник «Гитара в ансамбле» и методические пособия: «Освоение техники на начальном этапе обучения», «Пять этюдов на развитие прогрессивных видов техники», «Тремоло на гитаре». И.Шошин выпускает «Гитара по нотам + аккорды». Эти работы будут интересны тем преподавателям, которые ищут новые формы преподнесения материала на начальном этапе обучения. В одну из звёздных ночей 2010 года Сергей Буров, находясь в бескрайних просторах всемирной паутины, обнаружил сайт «Load.CD», который позже переименовали в «Musicaneo». Это удобная интернет - платформа, которая даёт возможность композиторам, исполнителям, а также любителям музыки узнавать друг о друге, и реализовывать свои творческие замыслы. С.Буров зарегистрировался сам и помог это сделать своим друзьям - О.Копенкову и С.Колгану. В настоящий момент на сайте зарегистрировано современных композиторов. Каждый зарегистрированный композитор получает персональный сайт, где может публиковать свои творения, размещая нотный текст и музыкальные файлы. Произведения можно размещать как для бесплатного скачивания, так и для продажи. На сегодняшний момент «Musicaneo» является одним из действенных инструментов композитора для быстрого продвижения к слушателю своих произведений. Загрузив ноты и музыкальный файл, можно в реальном времени получать первые отзывы пользователей из разных стран. С каждым годом интенсивность издания нот в Беларуси возрастает. В 2011 году Олег Копенков выпустил серию авторских сборников: «С миру по нитке», «Только для тебя», «Друзьям», «13 пьес для гитары» со всеми атрибутами мистицизма. 8
9 Появляется новый проект О.Копенкова и И.Кузьмицкого «Альбом для домашнего музицирования», где авторы делают переложения для гитары известных мелодий. В дальнейшем этот проект О.Копенков продолжил один, и в 2011 году вышло четыре «Альбома для домашнего музицирования». И.Кузьмицкий представляет «Пьесы для гитары» Выпуски 2 и 3. Содружество четырех композиторов - гитаристов: Сергея Колгана, Сергея Бурова, Игоря Лонского и Светланы Ветушко в результате совместной работы привело к выпуску сборника «Романтика гитары». Пьесы подобраны для исполнителей с разным уровнем технического мастерства и могут использоваться как в учебных целях, так и в концертной деятельности. В 2012 году О.Копенков продолжает серию авторских сборников: «Страсти по Джулиани», «Студённая Гута», «Танцуют все», «Конкретно для начинающих». Пополняется серия сборников «Альбом для домашнего музицирования» номерами 5, 6, 7, 8. О.Копенков и С.Ветушко показывают совместную работу «Ансамбли «Гитара +». Евгений Гридюшко выпускает три новых сборника, где выступает дизайнером обложек: «Музыка для гитары», «Популярная музыка для гитары» и «Переложения для гитары». И.Кузьмицкий представляет сборник «Выпускная румба» год - это начало ещё одного проекта серии сборников «На троих», трёх белорусских композиторов Олега Копенкова, Сергея Колгана и Владимира Мальганова, с изумительным дизайном Татьяны Мальгановой. Вышедшие в этом году два первых сборника представляют сольные произведения авторов. Сочетание пьес разного уровня сложности и направлений в представленной музыке сразу привлекло внимание к этому проекту. В 2013 году В.Живалевский выпускает «Прелюдии для классической гитары», С.Ветушко - сюиту «Буратино» для трио гитар, написанную по сюжету сказки Л.Толстова; И.Кузьмицкий продолжает серию - «Пьесы для гитары» Выпуск 4. И.Лонский издаёт пьесы для гитары «Блеск карнавала», где есть сольные произведения, дуэт, квартет и вариации. 9
10 Выходят сборники из серии «На троих-3» дуэты, «На троих-4» квартеты, «На троих-5», где авторы представляют свои новые сольные произведения. О.Копенков обрабатывает самые знаменитые мировые хиты и пополняет «Альбомы для домашнего музицирования» номерами 9, 10, 11, 12. Редактором данной серии с 2013 года стала О.Ковалевич. Запускается новый проект О.Копенкова «Хрестоматия гитариста» подготовительный класс, где очень интересно подобраны простые мелодии со стихами для детей, позволяющие в игровой форме освоить нотную грамоту. Выходит в свет школа И.Шошина «Импровизация. Пентатоника для детей и взрослых», которая позволяет любителям гитары сделать первые шаги, а также двигаться дальше в освоении импровизации. В 2014 году выходит новый сборник серии «На троих-6», который всецело посвящён этюдам, где авторы О.Копенков, С.Колган и В.Мальганов, предлагают свои идеи развития технического мастерства, а также «На троих- 7+» дуэты, с участием С.Ветушко. Наряду с «Альбомами для домашнего музицирования» 13, 14, 15, О.Копенков продолжает тему хрестоматий. Появляется «Хрестоматия гитариста 1 класс, «Хрестоматия гитариста 2-3 класс», «Хрестоматия гитариста 4-5 класс». Они включают в себя переложения для гитары популярной музыки, обработки народных песен и авторские произведения. С.Ветушко выпускает пьесы для гитары «Маленькая фея», где представлены сольные произведения, дуэты и трио, изложенные доступным музыкальным языком. И.Лонский создаёт новый сборник «Виват, гитара!» по названию одноимённого конкурса, который проходит в Могилёве, где напечатаны авторские пьесы для больших ансамблей. За период с 2001 по 2014 годы на Международном конкурсе композиторов «Семь нот - шесть струн» белорусские авторы, сочиняющие для гитары, неоднократно становились лауреатами и дипломантами. Далее, хотелось бы привести статистику по годам побед белорусских авторов на этом престижном Международном конкурсе. 10
11 год кон курса Колво пьес 1 место 2 место 3 место диплом «Колыбельная июля» Сергей Буров «Элегия» Генадий Чайковский «Хроматический вальс» Евгений Гридюшко «Песня осени» Евгений Гридюшко «Воспоминание о лете» Евгений Гридюшко «Ангелочек» Сергей Колган «Настоящая любовь» Павел Смотрицкий «Маленький танец для Алисы» Вечеслав Дацкевич «Оазис» Евгений Гридюшко «Душа актёра» Сергей Буров «Хей, Джон» Сергей Колган «Прощание с прошлым» Игорь Кузьмицкий «День ангела Алисы» Вечеслав Дацкевич «Волшебный вальс» Алексей Парков «Цитра и Басс» Михаил Журавский «У моря» Юрий Позняк «Романс одинокого гитариста» Юрий Позняк «Тихий снег» и «Танец» Евгений Гридюшко «Карнавал» и «Белорусская старинная мелодия» Олег Копенков «Брат Александр» Сергей Колган «Что хранит океан» Максим Цеханович «В облаках» и «Старинная мелодия» Евгений Гридюшко «Забытая мелодия», «Танец кокеток», «Босса-Нова» Олег Копенков «Ой, да не вечер» (обработка) Виктор Киеня «Когда душа плачет» Игорь Кузьмицкий «Весна в Нью-Йорке» Евгений Гридюшко «Triste» Максим Цеханович «www.odnoklassniki.ru» Анатолий Федорков «Старая песня» Олег Копенков «Ещё не выпал первый снег» и «Девушка из Димитровграда» Сергей Колган «Тайна Шопена» Игорь Кузьмицкий 11
12 «Вечерний менуэт» Сергей Колган» «Медведь» Олег Копенков «Ламбада» Олег Копенков «Тема в А» Сергей Колган «Танецскерцо» Евгений Гридюшко Категория 1 страница «Пинг-понг» Евгений Гридюшко Категория 2 строчки «Украинский хуторок» Сергей Колган Категория 1 страница Категория 2 строчки «В русской глубинке» Олег Копенков Категория - дуэты «Вальс над Сожем» Олег Копенков. «Играй на бис!!!» Сергей Буров, «Сентиментальный вальс» Александр Огарок, «Ехали казаки» Олег Копенков «Попурри» С.Буров «Несказанная осень» Сергей Колган «Сомбреро», «Снова осень», «Опять зима» Олег Копенков, «Алиса одна дома» Вечеслав Дацкевич «День рождения зари» и «Вальс светлой печали» Сергей Колган «Белая румба», «Коробейники», «Реченька» Олег Копенков «Грустиночка» Сергей.Колган, «Мамбо», «В Гуте перед рассветом», «Чача-ча» Олег Копенков «Адажио» Сергей Буров, «Шарлотка» Игорь Кузьмицкий, «Млечный путь», «Унесённые счастьем», «В ожидании Рождества» Сергей Колган «Маленький принц» и «Одинокий органист» Сергей Колган, «Посидим у реки», «Песня 60- х», «Сомнение», «Танцуют все» Олег Копенков 12
13 Заключение За период, охваченный в этой работе с 1991 по 2014 годы, создано большое количество нового гитарного репертуара, которое с успехом используется в различных музыкальных заведениях и исполняется на городских, республиканских, международных конкурсах, как у нас в стране, так и за рубежом. Удалось систематизировать по годам сборники, выходившие для гитары, кратко коснувшись некоторых из них, и рассказать о наиболее крупных проектах и совместных работах композиторов, сочиняющих для этого инструмента. В настоящий момент, большинство гитарных нот, издаваемых в нашей стране, выходят в свет за счёт средств авторов. Небольшое количество отдельных изданий вышли в печать с поддержкой государства, но этого явно недостаточно для всех, кто интересуется и живет гитарной музыкой в нашей стране. Результаты Международных конкурсов композиторов, приведённые в этом исследовании, отчетливо показывают огромный творческий потенциал музыкантов белорусской гитарной композиторской школы. На сегодняшний день нам есть чем гордиться. Работа, которая ведётся во всех звеньях образования - начальном, среднем и высшем- приносит свои плоды. За период новой истории Беларуси появилась целая плеяда талантливых авторов, которые создают новый гитарный репертуар: Г.Горелова, А.Литвиновский, В.Кузнецов, В.Войтик, Е.Поплавский, В.Живалевский, Е.Гридюшко, В.Захаров, И.Кузьмицкий, И.Шошин, О.Копенков, С.Колган, И.Лонский, В.Мальганов, С.Ветушко, С.Буров, Д.Асимович, Р.Ташпулодов, Г.Чайковский, В.Дацкевич, А.Парков, П.Смотрицкий, М.Журавский, М.Цеханович, Н.Трусов, Ю.Позняк, Э.Эмерт, А.Войцеховский, В.Ткаченко, С.Антишин, В.Угольник, А.Огарок, О.Чернявский, А.Пономаренко. 13
14 14
15 15
16 16
17 17
18 18
19 19
20 20
21 21
docplayer.ru
Гитара.by | Игорь Шошин. Биография.
Игорь ШОШИН - родился в Беларуси в Гомеле в 1965 году. Его первым учителем был замечательный гитарист и педагог Вадим Иванович Киселёв. Позже Игорь продолжил обучение на гитаре в Гомельском колледже искусств у Виктора Ивановича Лубкова. Окончив обучение, преподавал в этом же колледже.

В 1991 году выходит в свет его первый нотный сборник "Обратное восприятие гитары". В 1994 году закончил Минский университет культуры по классу гитары и аранжировки. В 1995-1996 он организовал фестиваль "Гитара электро -классик" В 1997 году он организовал международный фестиваль инструментальной музыки "Ренессанс гитары", " ... и все эти годы является артистическим директором этого фестиваля" (Журнал "Cahiers de la guitere" 78/2001Франция). В 1998 году организовал с Виктором Киеня выпуск первого на Беларуси гитарного альманаха "Ренессанс гитары". В 1997-98 годах занимался на мастер классах у Карло Маркеоне, Штефана Рака, Владислава Блахи. В 1998 году совместно с югославским композитором Урошем Дойчиновичем был издан сборник нот "Музыка для гитары" . "Игорь Шошин организовал гитарный клуб в Гомеле" (Журнал "Гитаристъ" Россия 1998). В 1999 году прошел курс композиции и полифонии у московского композитора Игоря Рехина. C 1999 проводит "Летние Гитарные Встречи". В 1999 году Игорю Шошину была вручена медаль Российского союза мастеров музыкальных инструментов «Золотые струны России. Гармония мира». Этой почетной награды он был удостоен за большой вклад в развитие гитарного искусства. В 2000 году он становится продюсером и музыкальным редактором журнала "Беларуская гiтара". В 2001 году по его инициативе был организован "Международный интернет-конкурс на лучшее сочинение для детских музыкальных школ" С 2005 года проводит Международный конкурс исполнителей "Ренессанс гитары" Автор сборников нот "Пингвины летят", Дуэты и оригинальной школы "Гитара по нотам". Его музыка звучит по радио, по телевидению, на сд. В настоящее время работает в Гомельской областной филармонии. Играет в трио гитара, фортепиано и флейта, а так-же в дуэте "Гитарион" (гитара и банданион). С 1998 он принимал участие в работе жюри, концертах, лекциях и мастер классах на фестивалях и конкурсах в Италии (Фиуджи), Австрии (Руст), Венгрии(Сегед),Чехии (Брно), Польши (Тыхи, Грифиц-Тжебятув), Сербии (Белград), Украине (Киев, Харьков, Донецк, Ялта, Чернигов, Украинка), Беларуси (Минск, Гомель, Могилев, Гродно, Брест, Витебск) России (Москва, Санкт-Петербург, Калуга, Калининград, Брянск, Череповец). Его музыка и статьи напечатаны в двух польских журналах "Swiat Gitary","Gitara", итальянском “La Gitara”, белорусском "Беларуская гiтара" и американскрм "Soundboard".
Контакты
Email: [email protected]
Сайт: http://www.shoshyn.narod.ru/
Произведения Игоря Шошина:
![]() |
«Гитара по нотам» Игорь Шошин Для написания этой школы меня подтолкнул большой опыт преподавания в музыкальной школе и музыкальном колледже. И везде есть одна проблема – плохая читка нот с листа у многих гитаристов, особенно на начальном периоде обучения. Проблема не столько в способностях и особенности грифа гитары, на котором, можно извлечь одну и ту же ноту в разных местах, сколько в отсутствии занятий и методики на эту тему.Если посмотреть на раннее обучение на скрипке (так-же, имеющей гриф, как и гитара), мы заметим, что оно начинается раньше гитарного обучения.Читать далее... Школа для начинающих "Гитара по нотам" Скачать стр.6 |
![]() |
Вышла в свет новая школа импровизации на гитаре Игоря Шошина. К школе записан CD. Вот как о ней отозвался Заслуженный артист Беларуси Экс "Песняр" Владимир Ткаченко: "Очень нужная книга: Во-первых, она для начинающих. Чем раньше начать импровизировать, тем меньше всяких комплексов, с которыми сталкиваются более обученные музыканты,и быстрее развитие как техническое, так и общее музыкальное. т.к. задачи музыкант ставит сам для себя..Читать далее... Скачать аудио-6 , аудио-7 ; скачать страницу |
![]() |
Сборник нот "Обратное восприятие гитары" Скачать "Ничто не изменит моей любви к тебе" mp.3 Скачать "Я сегодня не буду" mp.3 Смотреть содержание |
Форум:
Раздел форума, посвященный творчеству Игоря Шошина
www.gitara.by
история и современность (часть 1)
Аннотация. В статье рассматривается история становления профессиональной гитарной школы в Беларуси и исследуется актуальное состояние белорусского гитарного искусства, его специфика и характерные черты. В настоящее время гитарное искусство представляет собой значимое явление в современной музыкальной культуре: подготовлена целая плеяда ярких исполнителей, существует богатый национальный репертуар, состоящий из оригинальных произведений, успешно функционирует образовательная система на всех ее уровнях.
Говоря о гитарном искусстве, следует сразу сделать принципиальное
замечание. Историческое развитие гитары привело к появлению в течение
ХХ века таких ее разновидностей, которые, используясь преимущественно в
джазовой, рок- и поп- музыке, по многим параметрам существенно
отличаются от классического варианта. Эти отличия касаются конструкции
корпуса, звучания, техники игры и репертуара (строго говоря, некоторым
современным разновидностям гитары для избавления от путаницы вообще
следовало бы дать иное название). За десятилетия своего существования эти
виды гитар, пройдя свой особый путь развития, породили целые направления
в музыкальном искусстве. Представлены эти направления и в нашей стране.
Более того – гитаристы получают полноценное музыкальное образование в
рамках специальности «Эстрадная музыка» как в средних специальных
заведениях, так и в высших (БГУКИ, ИСЗ им. А. М. Широкова). Есть и
определенные творческие достижения в этой области.
Однако при всем значении в современной культуре различных видов
массового искусства, именно классическая, академическая линия
музыкального искусства была и остается главной. И в гитарном искусстве та
разновидность гитары, которая традиционно имеет название «классической»
(со всеми своими «классическими» характеристиками – особой
конструкцией, акустической природой звука, нейлоновыми струнами и
специфической техникой игры) является основной – как в исполнительстве,
так и в системе образования. Поэтому в данной статье объектом
исследования предстает искусство классической гитары в Беларуси в
историческом аспекте и (преимущественно) на современном этапе его
развития.
Научным исследованиям в данной области почти три десятилетия.
Именно в конце 80-х годов прошлого столетия белорусский гитарист В.
Живалевский первым начал системно изучать историческое прошлое,
открывая имена музыкантов, живших и творивших в Беларуси. Его перу
принадлежит большое количество публикаций в различных научных и
периодических изданиях по истории бытования гитары и такого старинного
близкородственного гитаре инструмента, как лютня, на белорусских землях.
Накопленный материал в итоге воплотился в солидную монографию [1], в
которой охвачены все основные исторические этапы, в том числе и
современный. Однако основа монографии – взгляд историка, погруженного в
давние пласты белорусского культурного бытия. Современное гитарное
искусство в Беларуси раскрыто лишь через краткое описание нескольких его
ярких представителей (исполнителей и педагогов), а также через гитарное
творчество белорусских профессиональных композиторов. Первой попыткой
целостного системного рассмотрения актуального состояния современной
белорусской гитарной школы и выявление основных тенденций ее развития
явилась наша небольшая статья десятилетней давности [2], которая не
претендовала на всестороннее, исчерпывающее рассмотрение темы и
глубокий анализ всех элементов, составляющих гитарную школу в Беларуси.
В работе скорее обозначалось проблемное поле данной темы, требующей в
дальнейшем серьезного научного изучения. За прошедшее с публикации
десятилетие произошло немало важных событий в разных сферах гитарной
жизни страны, поэтому в данном исследовании мы попытаемся
систематизировать весь основной накопленный материал.
Исследования Живалевского доказали, что гитара как минимум два с
половиной столетия является частью музыкальной культуры белорусов, а в
XIX – начале ХХ в. была широко распространена в качестве одного из
основных инструментов любительского музицирования. С другой стороны,
следует признать, что о серьезной профессиональной белорусской гитарной
школе до второй половины прошлого века говорить не приходится. Весь
предыдущий исторический период существования гитары на белорусских
землях можно обозначить как «предысторию».
Успенский К.О.
Говоря о гитарном искусстве, следует сразу сделать принципиальное замечание. Историческое развитие гитары привело к появлению в течение ХХ века таких ее разновидностей, которые, используясь преимущественно в джазовой, рок- и поп- музыке, по многим параметрам существенно отличаются от классического варианта. Эти отличия касаются конструкции корпуса, звучания, техники игры и репертуара (строго говоря, некоторым современным разновидностям гитары для избавления от путаницы вообще следовало бы дать иное название). За десятилетия своего существования эти виды гитар, пройдя свой особый путь развития, породили целые направления в музыкальном искусстве. Представлены эти направления и в нашей стране. Более того – гитаристы получают полноценное музыкальное образование в рамках специальности «Эстрадная музыка» как в средних специальных заведениях, так и в высших (БГУКИ, ИСЗ им. А. М. Широкова). Есть и определенные творческие достижения в этой области.
Однако при всем значении в современной культуре различных видов массового искусства, именно классическая, академическая линия музыкального искусства была и остается главной. И в гитарном искусстве та разновидность гитары, которая традиционно имеет название «классической» (со всеми своими «классическими» характеристиками – особой конструкцией, акустической природой звука, нейлоновыми струнами и специфической техникой игры) является основной – как в исполнительстве, так и в системе образования. Поэтому в данной статье объектом исследования предстает искусство классической гитары в Беларуси в историческом аспекте и (преимущественно) на современном этапе его развития.
Научным исследованиям в данной области почти три десятилетия. Именно в конце 80-х годов прошлого столетия белорусский гитарист В. Живалевский первым начал системно изучать историческое прошлое, открывая имена музыкантов, живших и творивших в Беларуси. Его перу принадлежит большое количество публикаций в различных научных и периодических изданиях по истории бытования гитары и такого старинного близкородственного гитаре инструмента, как лютня, на белорусских землях. Накопленный материал в итоге воплотился в солидную монографию [1], в которой охвачены все основные исторические этапы, в том числе и современный. Однако основа монографии – взгляд историка, погруженного в давние пласты белорусского культурного бытия. Современное гитарное искусство в Беларуси раскрыто лишь через краткое описание нескольких его ярких представителей (исполнителей и педагогов), а также через гитарное творчество белорусских профессиональных композиторов. Первой попыткой целостного системного рассмотрения актуального состояния современной белорусской гитарной школы и выявление основных тенденций ее развития явилась наша небольшая статья десятилетней давности [2], которая не претендовала на всестороннее, исчерпывающее рассмотрение темы и глубокий анализ всех элементов, составляющих гитарную школу в Беларуси. В работе скорее обозначалось проблемное поле данной темы, требующей в дальнейшем серьезного научного изучения. За прошедшее с публикации десятилетие произошло немало важных событий в разных сферах гитарной жизни страны, поэтому в данном исследовании мы попытаемся систематизировать весь основной накопленный материал.
Исследования Живалевского доказали, что гитара как минимум два с половиной столетия является частью музыкальной культуры белорусов, а в XIX – начале ХХ в. была широко распространена в качестве одного из основных инструментов любительского музицирования. С другой стороны, следует признать, что о серьезной профессиональной белорусской гитарной школе до второй половины прошлого века говорить не приходится. Весь предыдущий исторический период существования гитары на белорусских землях можно обозначить как «предысторию».
queenguitar.by
Белоруссия +tb - Ноты+Табы - "ЛЮБИМЫЕ ГИТАРНЫЕ АРАНЖИРОВКИ"
А где мне взять такую песню-Аранж.Елютин
А напоследок я скажу-Елютин
Ю.Кукин
из кф "Москва слезам не верит"
Эдуард Колмановский
О.Копенков
Русская народная песня
Р.Паулс
Романс из к\ф "Дни Турбиных" с ТАБами
Муз.:А.Пахмутова
Ласковый Май
И Родина щедро поила меня
Танго
О.Копенков
Исполнение А.Верховцев: http://youtu.be/eJPSawuQtaI
The Beatles
Б.Долженко
Розенбаум
К_Молчанов
Шатров
Гапон
из оперы "Ёлка"
Старинный русский вальс
из фильма "Белое солнце пустыни"
Э.Куртис
Русская народная песня
Муз.:Жорж Гарванец - Легран
Музыка Н.Зубова Обр.С.Орехова
Исполнение А.Верховцева: http://youtu.be/G7Rarv33cEY
Сюита
Муз.: Э.Ханок
Исполнение А.Верховцева: http://youtu.be/Lf9bJ4-0ieE
Украинская народная песня
Василий Соловьёв-Седой
Из т/ф "Тени исчезают в полдень"
из фильма "Бандитский Петербург"
Из сериала "Городок"
А.Иванов-Крамской
Иванов-Крамской
Наутилус Помпилиус
из фильма "Девушка без адреса"
Муз.Р.Паулс
Из кф Николо Пагинини Дорога без конца
группа - Любэ
Романс
О.Копенков
О бедном гусаре замолвите слово
Муз.гр.Нэнси
Дж.Дассен
Дж.Дассен
Муз.А.Зацепин
Ян Френкель
А.Иванов-Крамской
ВИА "Цветы"
Джо Дассен
Уэбстер_Темкин Обраб.:Альмейда
К Элизе Л.В.Бетховен
Группа "Браво"
из к/ф "Гардемарины, вперёд"
Из фильма "Моя любовь на третьем курсе"
Исполнение А.Верховцева: http://youtu.be/stlttFlkvzk
Ясуси Миягава
"Город" из репертуара "Аквариум" Ф.Милано
Муз.:Б.Прозоровский? Слова Б.Тимофеева
Майборода Платон
Исполнение А.Верховцева: http://youtu.be/w7TSqRekukQ
Песня из к/ф "Весна на Заречной улице"
Иванов-Крамской
Любэ
Легран
обр.: А.Митяев с сайта, посвящ.Орехову
Русская народная песня
Г.Гарнишевская
из к\ф "Семеро смелых"
мелодия перуанских инков Исполнение Е.Белкова: http://www.youtube.com/watch?v=2yrXiIFEDHk&feature=em-uploademail
Муз.И.Тальков
Муз.А.Вертинского
из к\ф "Истребители"
Фольклор
Муз.Р Паулс
Музыка М.М.Елютина
Народная песня венгерских цыган
Из кинофильма "17 мгновений весны"
В.Кузнецов
А.Попп
Бах
Ю.Визбор
Неаполитанская народная мелодия
В.Ерзунов
из к\ф "Хочу верить"
Исполн.Верховцев: https://youtu.be/C6smT2WJPTY
из к\ф "Свадьба с приданным" Исполнение Е.Белкова: http://www.youtube.com/watch?v=2JAwHeMZOVA
из кф "Три тополя на Плющихе"
Украинская народная песня
Песня о любви из кф "Простая история"
Арно Бабаджанян
Исполнение А.Верховцева: http://youtu.be/0px2rQGqDA0
из кф "Дело было в Пеньково"
Песня военных лет
The Lonely Shepherd (Одинокий пастух) James Last (Джеймс Ласт)
Исполнение Е.Белкова: http://www.youtube.com/watch?v=sJZVl7CZTJ4&feature=em-uploademail
Исполнение А Верховцев: http://youtu.be/j1EaQednURs
На стихи Есенина
Исполнение Е.Белков: http://www.youtube.com/watch?v=M1vAKvI-LpM
из кф "Верные друзья"
из фильма "17 мгновений весны"
В.Высоцкий
Из кф Попутного ветра "Синяя птица"
На стихи Есенина
Ю.Лоза
Из фильма "Жестокий романс"
В.Берковский, С.Никитин
написана для документального фильма «В дни спартакиады», который появился на экранах кинотеатров в 1956 году
Любэ
М.Огиньский
А.Иванов-Крамской
из к/ф "Освобождение"
А.Зацепин
Иванов-Крамской
Прелюдия №1- муз.М.Елютин
Муз.: М.Елютин
Исполн.Верховцев: https://youtu.be/ezIlDIgDGKw
Игра Белкова- http://www.youtube.com/watch?v=TPkqT8nN4TU&feature=em-uploademail
Песня Леонардо из к\ф
из фильма "Новые приключения неуловимых"
В.Ерзунов
Еврейская народная песня
Муз.: П.И.Чайковский
Я знаю, почему из к\ф
Слова: Галицкий, Максимов, муз.: Е.Петербургский
Л.Парфененко
Исполнение А.Верховцева: http://youtu.be/2DW5FwPVJb4
из кф "Девчата" исполнение Е.Белков: https://www.youtube.com/watch?v=OS2Afwinh2c
М.Минков
Е.Баев
Бетховен
Из рок-оперы "Иисус Христос-суперзвезда"
Из репертуара ВИА "Синяя птица"
из репертуара "Любэ"
1940г.
Муз.: П.Чайковский
А.Иванов-Крамской
из ф-ма "Пляжная птичка" +ТАБ
Из фильма "Два бойца"
Музыка и слова Т.Толстой
Русская народная
П.Мориа
Русская народная песня
Исполнение Е.Белкова: http://www.youtube.com/watch?v=VWcCWRaDFG8&feature=em-uploademail
Из кинофильма "Большая жизнь"
Муз.неизвестного автора
Визбор
из к/ф "Ликвидация"
Танго Е.Петербургский
мелодия из к\ф "Чёрный Орфей"
Романс на слова И.С.Тургенева (1843 г.)
П.Роч (испан. habanera, от названия города La Habana - Гавана) - кубин. танец
романс
Муз.В.Монти
из к/ф "Большая перемена"
Укр.народ.песня
Русская народная песня
Из к\ф "Верные друзья" Исполнение Е.Белкова: http://youtu.be/eCNmLqhJrj4
"ДДТ"
М.Легран
народная
Муз.М.Елютин
из к/ф "Судьба"
Исполн.Верховцев: https://youtu.be/yPQ4ksqOJmM
Романс На слова Ф.Тютчева
из советской рок-оперы «Юнона и Авось»
Исполн.Верховцев: https://youtu.be/cBrZHe7C0Qg
verhov.ucoz.ru
Чарующие звуки гитары
По традиции открытие фестиваля состоялось в столице Беларуси, а затем праздник переместился в Гомель, где и прошли основные мероприятия. Дело в том, что в Гомеле немало приверженцев гитарной музыки, более того, на протяжении ряда лет здесь существует клуб гитарной музыки, возглавляемый талантливым исполнителем и энтузиастом данного музыкального направления Игорем Шошиным, который является арт-директором фестиваля и конкурса.Своим рождением фестиваль в значительной степени обязан и другому пропагандисту гитарной музыки в Беларуси, минчанину Олегу Копенкову, который занимается организацией гитарных фестивалей с советских времен, когда в Минск по его приглашению съезжались исполнители и любители гитарной музыки со всех концов Союза. Все важнейшие фестивальные мероприятия в последние годы проходят в Гомельском городском центре культуры.Нынче жюри конкурса возглавляла звезда российской гитарной музыки Анастасия Бардина. “Я очень люблю играть сама”, — говорит педагог и талантливая исполнительница, в одинаковой степени владеющая как шестиструнной, так и семиструнной гитарой. А потому в день открытия фестиваля, конечно же, Анастасия не могла устоять перед соблазном взять в руки гитару и порадовать публику своей игрой.Не менее колоритная фигура в жюри — Альгимантас Паулюкявичус из Вильнюса, музыкальное образование которого сформировалось и под влиянием Белорусской музыкальной академии. Блестящий исполнитель гитарной музыки, победитель международных конкурсов, успешно концертирующий по странам Европы, он известен в своей стране и как автор просветительских программ для детей и юношества. Безусловно, самый высокий авторитет жюри придало и присутствие в нем талантливого чешского гитариста Владислава Блаха, удостоенного за свое исполнительское мастерство самых высоких титулов и наград на конкурсах и фестивалях в разных странах мира.Произведения, которые исполнялись участниками в качестве конкурсных работ, — результат личного выбора и выбора их руководителей. Большинство конкурсантов — учащиеся музыкальных школ, средних и высших музыкальных учреждений, а потому жюри единодушно отметило достаточно хороший, стабильный уровень подготовки.Евгений Алешников, заслуженный работник культуры Российской Федерации, декан факультета музыкального творчества Белгородского государственного института культуры, преподаватель Белгородского музыкального училища, восемь лет назад был гостем фестиваля “Ренессанс гитары”. Нынче приехал как участник конкурса в составе ансамбля в старшей возрастной группе вместе со своими дочерьми-близняшками Татьяной и Натальей. Девушки — студентки филиала Воронежской академии искусств, лауреаты двух международных конкурсов исполнителей на гитаре дуэтом. Евгений Алексеевич, подготовивший немало талантливых исполнителей, в том числе и своих дочерей, сам, к сожалению, не реализовал свои амбиции в качестве исполнителя. “Во времена моей молодости, — рассказывает преподаватель, — конкурсов исполнительского мастерства на гитаре практически не было. И вот мне случайно попал в руки журнал “Белорусская гитара”, в котором говорилось о том, что в рамках “Ренессанса гитары” проводится конкурс без возрастных ограничений. Разумеется, я обрадовался такой возможности. Через интернет подал заявку, порепетировали с дочерьми, и вот мы здесь”.То, что в рамках фестиваля родился конкурс, важный момент в развитии гитарного движения не только Беларуси, считает Евгений Алешников. Ведь одно дело собраться и отвести душу в плане исполнения, говорит гость, и совсем другое — когда становишься в ряд конкурсантов. Это уже профессиональный подход к музыкальному пристрастию, тем более что оценку дают мастера мирового уровня. Кстати, ансамбль Алешниковых занял третье место в своей возрастной группе.Нельзя не сказать и о том, что еще до того, как исполнители гитарной музыки собрались в Гомеле, состоялся конкурс на лучшее гитарное сочинение для детских музыкальных школ под названием “Семь нот — шесть струн”, к участию в котором было допущено 57 произведений. Композиции были анонимно отправлены членам международного жюри по почте. Каждый член жюри оценил присланные работы по десятибалльной системе и сообщил свои результаты дирекции конкурса. Первое и третье места достались белорусу Евгению Гридюшко за два разных произведения, второе — поляку Мирославу Дроздовскому. Дипломов удостоены авторы одиннадцати композиций из России, Украины и Беларуси.Что же касается мероприятий в рамках фестиваля, то, как и в прежние годы, они прошли на высоком аккорде. Безусловной изюминкой стали выступления сводного гитарного оркестра, который за минимальный срок блестяще подготовила заслуженная артистка Украины, дирижер оркестра Киевского радио и телевидения Виктория Жадько.Завершился фестиваль гала-концертом победителей конкурса. Высшей награды — тура по городам Беларуси удостоена харьковчанка Ульяна Мачнева, занявшая первое место в четвертой возрастной категории. Тур запланирован на февраль будущего года. Его маршрут пройдет по городам Гомель, Минск, Пинск, Могилев. Многие исполнители стали лауреатами конкурса, что, безусловно, поможет им в дальнейшей музыкальной карьере. Ну а фестиваль взял отпуск ровно на год. Отзвуки же его будут слышны в рамках других мероприятий гитарной музыки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Понравился материал? Поставьте ему оценку.
www.sb.by







