Калейдоскоп педагогических идей. Педагогический калейдоскоп журнал
Часть первая. Глава 12. «Педагогический калейдоскоп». Без лишних примесей
Часть первая. Учёные мужи, журналисточки и Пушкин Глава 12. «Педагогический калейдоскоп». Без лишних примесей[attachment=58246:Редактор.jpg]
Пристраивать свой материал в другие «громкие» газеты я больше не считала нужным: зачем тратить время на бессмысленные движения? Тема никого всерьёз там не волнует, человек я безымянный, но не посредственный, при этом ещё и «ничей» – вся энергия будет уходить на противостояние бесконечным людским комплексам. Вспомнила, что есть у нас в образовательном сообществе ещё одно издание – «Педагогический калейдоскоп». «Учительскую газету» я тоже вычеркнула из списка возможных для себя журналистских площадок, так как она не могла избежать зависимости от того, что пропагандировали чиновники. А пропагандировали они в это время очень старательно введение стандартов образования. Статья же моя рассказывала, помимо прочего, и о том, почему они вредны.
Позвонила главному редактору «Педагогического калейдоскопа» Владимиру Семёновичу Гиршовичу, попросила посмотреть материал.
- А вы приезжайте к нам, на месте и статью обсудим. Я вас знаю по публикациям в «Первом сентября».
- Это приятно. Пишешь, пишешь, а что читатели думают, так и не узнаёшь. Приеду, конечно.
Выяснилось, что редакция находится в 15 минутах езды автобусом от моего дома. Вот ведь везение какое для столичного жителя! Но судьба в этот раз такими мелочами в желании меня порадовать не ограничилась.
- Замечательно. Конечно, это нужно у нас напечатать, – Гиршович отложил статью и посмотрел на меня как-то озорно. – А знаете что? У меня нет первого зама, на образовательную половину газеты. Не хотите попробовать? Вы технологию выпуска представляете себе?
- Да, представляю. Но вы ведь меня не знаете совсем…
- Я же говорю: я вас читал несколько лет в «Первом сентября». Пишите вы убедительно. И понимаете при этом все нынешние тенденции в образовании. У нас на всю газету два редактора: один занимается собственно педагогической темой – 9 полос А3 еженедельно, другой ведёт так называемый прицеп, всякие там культурные события, полезные домашние советы, интервью со знаменитостями – ещё 7 полос. На прицепе у меня очень толковый человек, но она не знает досконально ситуацию в образовании. А на первой половине пока сидит один литературный парень. Ему такая работа в тягость, он не смекнёт никак, что с чем как связано.
- А вы?
- А я, скорее, числюсь главным редактором, чем им являюсь. Некогда мне газетой ведать, мне фирму тащить нужно.
«Педагогический калейдоскоп» был создан в 1994 году. Выходил он под крышей организованного Гиршовичем предприятия – негосударственного учреждения «Центр дополнительного образования «Новая школа». Помимо газеты, были ещё в этом холдинге ежемесячный журнал «Мир образования», издательство учебников, курсы повышения квалификации для педагогов, несколько книжных магазинов. Чтобы раскрутиться, новоявленный бизнесмен продал где-то в области дом и набрал кредитов. Собственно, так поступали тогда многие, верящие в открывающиеся рынком возможности предпринимательства. А до шальных 1990-х Гиршович работал директором школы.
Так нежданно-негаданно я получила не только авторскую трибуну, но и возможность поучаствовать в жизни газеты. Наш разговор с Владимиром Семёновичем состоялся аккурат перед праздником (тогда ещё 7 ноября отмечалось в России как День согласия и примирения, 4 ноября было объявлено Днём народного единства с 2005 года), сложилось несколько выходных, и я использовала их для более подробного знакомства с «Педагогическим калейдоскопом».
Дизайн меня не очень вдохновил, но Гиршович оговорил, что макет в целом трогать не будем, пока, по крайней мере. Первая часть газеты, действительно, как он меня и предупредил, была скомпонована довольно небрежно, изобиловала «кирпичами» – материалами во всю печатную полосу, объём которых обычно вызывает у читателей заведомую скуку. Хотя публикации были небезынтересными, в самой подборке не было обобщающей мысли. Вторая часть больше походила на заявленный в названии издания «калейдоскоп», но только не педагогический, а общекультурный. «Что ж, – сказала я себе, – будем посмотреть. 9 полос редактирования в неделю (1 полоса – 12-14 тысяч печатных знаков, в зависимости от иллюстративного материала), плюс общее администрирование, плюс своя писанина, плюс всякая событийная сопроводиловка и внештатный авторский самотёк – нагрузочка не хилая. Но овчинка выделки стОит! Да и по сравнению с тем, что делает еженедельно добросовестный учитель, этот рабочий объём – фу-фу».
Команда редакционная была небольшая: два редактора, три штатных автора, ответственный секретарь, она же бильд-редактор, она же макетчица, фотограф, корректор, верстальщик, наборщица (тогда ещё не у всех журналистов были домашние компьютеры, рукописи поступали в машинописном виде), менеджер по связям с типографией. Оказалось, что это оптимальный комплект сотрудников для подобного издания. Что главное в управлении любой групповой деятельностью? Отсечение лишних операций и связей у каждого из её участников. То есть выполнение только тех функций, без которых весь организм работать не может. Не буду вдаваться в эти тонкости, скажу лишь, что мне очень помог опыт руководителя в школьной моей жизни: и учителя, и завуча, и директора. Но о нём, как договорились в предисловии, – во второй части книги.
Конечно, люди в любом объединении не могут чувствовать себя комфортно, если между ними не складываются доброжелательные отношения. Но коль речь идёт о рабочем коллективе, очень большую роль в этом играет умение каждого хорошо делать своё дело. В нашей маленькой команде все были на виду друг у друга, спрятаться от оценивающих глаз коллег было негде. Первый же номер газеты, который мы собрали уже с моим участием, всем пришёлся по душе. Человек, который ранее занимал мою должность, его тоже одобрил и попросил меня оставить его в газете. Я очень удивилась: не могло быть речи о том, чтобы кто-то ушёл только потому, что возникли частные изменения в общей работе.
Когда через месяц я предложила перейти на режим четырёхдневного присутствия в офисе вместо пятидневного, Лидия Михейкина (второй редактор) забеспокоилась:
- Это, конечно, хорошо бы – после сдачи номера в типографию отдохнуть всем, но что скажет Владимир Семёнович? Вдруг он подумает, что мы мало загружены, раз такое себе позволяем?
- Не скажет. Он сам организатор толковый и людей уважает: не отдохнём – не сработаем.
Действительно, Гиршович не стал размахивать руками по такому поводу. Зато засомневался наш верстальщик, Александр Четвериков:
- То есть в день я в среднем должен верстать 4 полосы? Я смогу, конечно. Но материалы будут уже готовы? Обычно с новостными ничего не понятно…
- А мы так построим график, что всё у нас получится. Разве мы не знаем, с какими полосами больше возимся?
Получилось. Кроме того, я уговорила Гиршовича предоставить мне и Лиде по одному свободному от посещения редакции дню: сидя в одной комнате и слушая самые разные разговоры коллег, сосредоточиться на чтении «трудных» материалов не сможет никто. Не удивляйтесь, что я пишу про эти организационные детали: никогда издание, в подготовке которого задействована группа сотрудников, не сможет достичь содержательного журналистского результата, если тот, кто отвечает за администрирование, предварительно не сформирует точную сетку занятости для каждого из участников. Это примерно как расписание уроков в школе: нет его, и все рабочие процессы распадаются, самые многознающие и интересные учителя не понимают, где и когда они должны находиться.
Отучила я своих коллег и от задержек в офисе после рабочего дня. Первое время Лида и Нина Сибирёва (ответственный секретарь) очень удивлялись тому, что сама я могу употребить на это не более 10 минут.
- А что тут делать вечерами? Вечерами нужно переходить к личной жизни, – смеялась я. – У вас что, мужей и детей нет? Не соскучились?
- Да и правда, Лен. Что мы тут всё ковыряемся? Потом по ночам эти макеты снятся, будь они неладны!
Когда статья, из-за которой я так долго переживала, появилась в «Педагогическом калейдоскопе», мои друзья из «Первого сентября» доложили, что Артём сожалеет о её странных приключениях. Представьте себе, и второй вариант, написанный для «Общей газеты», чуть позднее взяла редакция газеты «Культура». В общем, Михаил Булгаков где-то был прав: не уничтожаются важные рукописи.
P. S. Уважаемые читатели! Для понимания позиции автора лучше знакомиться со всеми главами книги, причём в порядке их нумерации.
Часть первая. Глава 11. «Общая газета». Они замучились править
pedsovet.org
Калейдоскоп педагогических идей | Социальная сеть работников образования
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 21»
Проект
«Раз, два, три… - тренируем, укрепляем, развиваем»
Л.Н. Водолеева
учитель-логопед 1 кв.кат.
Н.П.Попова
учитель-логопед
высшей кв.категории
Пояснительная записка.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из - за её отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык. Для чёткой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо. Развивать их нужно с помощью специальной логопедической гимнастики. Метод воспитания звукопроизношения путём специфической гимнастики признан целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М.Е.Хватцев, О.В.Правдина, М.В.Фомичёва).
Важную роль играет эмоциональный настрой ребенка, его желание активно взаимодействовать в работе для достижения успеха в процессе коррекционного обучения.
По мнению физиолога Е.Н. Винарской, эмоциональный дискомфорт отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи. Вот почему логопеду так важно обеспечить на занятиях положительный настрой и поддержать интерес к артикуляционным упражнениям.
Работа с ребенком должна быть динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов в коррекционной логопедической работе с детьми.
Поэтому возникла необходимость решения данной проблемы посредством разработки проекта «Раз, два, три… – тренируем, укрепляем, развиваем».
Данный проект предполагает содержание формирования подвижности и дифференцированной работы органов артикуляционного аппарата, а также повышение интереса к выполнению артикуляционной гимнастики через использование нетрадиционных приёмов.
Актуальность проекта заключается в целенаправленности, систематичности, последовательности, доступности педагогической деятельности по формированию подвижности и дифференцированной работы органов артикуляционного аппарата через использования нетрадиционных упражнений. А также расширение комплекса традиционных артикуляционных упражнений через внедрение нетрадиционных упражнений. Приобщение родителей к совместной педагогической деятельности с детьми, с целью повышения знания о приёмах нетрадиционной педагогики, закрепления навыков выполнения нетрадиционных упражнений детьми.
Педагогическая ценность проекта в том, что в ходе его реализации исполнителями являются дети дошкольного возраста (4-5 лет), их родители, учитель – логопед, воспитатели, которые непосредственно работают с ними.
По окончании учебного года проводится мониторинг коррекционной работы в соответствии с предполагаемым результатом проекта.
Для реализации проекта мы определили цель проекта.
Цель проекта:
Расширение комплекса упражнений по развитию артикуляционного аппарата через использование игровых нетрадиционных приёмов.
Для достижения цели были поставлены три направления задач.
Задачи для детей:
1.Формировать подвижность и дифференцированную работу органов артикуляционного аппарата
2. Учить воспроизводить и удерживать определенные артикуляционные позы;
3. Развивать точность движений кончика языка, передне-средней части спинки языка
4. Активизировать работу мышц губ;
5. Снимать напряжения с языка, губ, челюсти; мимических мышц.
6. Развивать силу выдоха.
7. Повысить интерес к выполнению артикуляционной гимнастики через применение нетрадиционных приёмов.
Задачи для родителей:
1. Расширить знания родителей о приёмах нетрадиционной артикуляционной гимнастики.
2. Закреплять с детьми навыки выполнения нетрадиционной гимнастики, сформированные учителем – логопедом.
Задачи для педагогов:
1. Расширить знания педагогов о приёмах нетрадиционной артикуляционной гимнастики.
2. Использовать в режимных моментах, на коррекционных занятиях нетрадиционные приёмы артикуляционной гимнастики, в соответствии перспективного плана.
Руководитель проекта: учитель- логопед.
Сроки реализации проекта сентябрь - ноябрь .
В ходе работы над данным проектом предопределили ожидаемые результаты
Ожидаемый результат:
1. Повышение у детей интереса к выполнению артикуляционной гимнастики, улучшение подвижности органов артикуляционного аппарата.
2. Создание электронного журнала «Раз, два… - тренировка язычка»
3. Пополнение развивающей среды логопедических уголков группы: тренажёры, картотеки упражнений и комплексов упражнений, тематическое планирование по использованию игровых нетрадиционных упражнений.
Данный проект разделён на три этапа:
1 этап: - Организационный.
Цель этапа: Создание методического и материального обеспечения для реализации проекта.
Наработка методического обеспечения и материального позволило перейти ко второму этапу проекта.
2 этап - Внедренческий.
Цель: Ознакомление детей, родителей, педагогов с приёмами нетрадиционной артикуляционной гимнастики.
Все это позволило перейти к третьему этапу проекта.
3 этап проекта: Итоговый.
Цель: Мониторинг коррекционной работы
Итогом работы по проекту стало создание электронного журнала для родителей «Раз, два.. – тренировка язычка», создание картотеки нетрадиционных артикуляционных упражнений для детей, педагогов.
Итоговая диагностика уровня развития подвижности артикуляционного аппарата детей, позволила сделать вывод об эффективности, направленности данного проекта.
2. Концептуальные основы проекта
Тема проекта | «Раз, два, три… – тренируем, укрепляем, развиваем». |
Направление | Формирование у детей интереса к выполнению артикуляционных упражнений через расширение комплекса артикуляционных упражнений нетрадиционными упражнениями. Повышение подвижности органов артикуляционного аппарата дошкольников с нарушениями речи. |
Участники проекта | Дети дошкольного возраста (4-5 лет), родители, воспитатели, учитель - логопед |
Название организации | Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №21» |
Юридический адрес, телефон | 618416, Пермский край, г.Березники, ул. Свердлова д/сад №21, телефон 26-16-03, код города 8(3424)26-16-03 |
Ф.И.О. автора, должность | Л.Н. Водолеева, учитель – логопед 1 кв.категории Н.П.Попова, учитель – логопед 1 кв. категории |
Цель проекта | Расширение комплекса упражнений по развитию артикуляционного аппарата через использование игровых нетрадиционных приёмов. |
Задачи проекта | Задачи для детей: 1.Формировать подвижность и дифференцированную работу органов артикуляционного аппарата 2. Учить воспроизводить и удерживать определенные артикуляционные позы; 3. Развивать точность движений кончика языка, передне-средней части спинки языка 4. Активизировать работу мышц губ; 5. Снимать напряжения с языка, губ, челюсти; мимических мышц. 6. Развивать силу выдоха. 7. Повысить интерес к выполнению артикуляционной гимнастики через применение различных предметов. Задачи для родителей: 1. Расширить знания родителей о приёмах нетрадиционной артикуляционной гимнастики. 2. Закреплять с детьми навыки выполнения нетрадиционной гимнастики, сформированные учителем – логопедом. Задачи для педагогов: 1. Расширить знания педагогов о приёмах нетрадиционной артикуляционной гимнастики. 2. Использовать в режимных моментах, на коррекционных занятиях приёмы нетрадиционной гимнастики, согласно перспективного плана. |
Сроки реализации | Сентябрь – ноябрь |
Ожидаемые результаты | 1. Повышение у детей интереса к выполнению артикуляционной гимнастики, улучшение подвижности органов артикуляционного аппарата. 2. Создание электронного журнала «нетрадиционные артикуляционные упражнения» 3. Пополнение развивающей среды логопедических уголков группы: тренажёры, картотеки упражнений и комплексов упражнений, тематическое планирование по использованию игровых нетрадиционных упражнений. |
3. Механизм реализации проекта
№ | Этапы | сроки | Мероприятия |
1. | Организационный | сентябрь | 1. Изучение литературы по теме проекта. - В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Хлоп-топ» нетрадиционные приемы логопедической работы с детьми» - Т.В.Будённая «Логопедическая гимнастика» - Е.М.Косинова «Азбука правильного произношения» - анализ материала по теме в Интернете. -З.А.Репина «Нейропсихологическое обследование детей с тяжелыми нарушениями речи». 2. Обсуждение сметы средств необходимых для реализации проекта: - с родителями, - с администрацией - с медсестрой. 3. Создание материальной базы для реализации проекта: - изготовление тренажёров для выполнения артикуляционных упражнения для губ, языка; - приобретение игрушек для выработки правильной воздушной струи (ветрячки, мыльные пузыри, свистки, воздушные шары и др.) - приобретение приспособлений для массажа и артикуляционной гимнастики (ватные палочки, салфетки, зубные щетки, кольца для языка.) - компьютерная игра «Игры для Тигры» - приобретение средств обработки тренажера (жидкое мыло, дезинфицирующие средства.) 4. Создание методического сопровождения: - разработка перспективного плана «Использования нетрадиционных приёмов артикуляционной гимнастики» - разработка комплексов артикуляционной гимнастики с нетрадиционными упражнениями. 5. Разработка модели взаимодействия всех участников проекта. - координация деятельности учителя-логопеда и воспитателей через консультации и перспективный план. - работа с родителями через проведение консультаций, экспресс - бесед. 6. Определение прогнозируемого результата. 7. Подбор критериев диагностики артикуляционной моторики. |
2. | Внедренческий | 1.09 -15.09
15.09 -26.09 В течение 1 периода обучения 1.10. 2.10. | 1.Обследование двигательной функции артикуляционного аппарата. Использование диагностической методики З.А.Репиной «Нейропсихологическое обследование детей с тяжелыми нарушениями речи». 2. Оформление результатов диагностики 3. Реализация перспективного плана работы «Использование нетрадиционных приемов артикуляционной гимнастики» (см. приложение №1) 4. Проведение практикума для родителей «Как выполнять нетрадиционные артикуляционные упражнения с детьми» (см. приложение №2) 5. Проведение консультации для педагогов «Развитие подвижности артикуляционного аппарата через использование нетрадиционной артикуляционной гимнастики» (см. приложение №3) 6.Оформление папки – передвижки для родителей - «Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики» - «Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи» (см.приложение № 4) |
3. | Итоговый
| Ноябрь.
| 1. Создание электронного журнала для родителей «Раз, два… – тренировка язычка» (см. приложение №5) 2. Оформление: - картотеки «Нетрадиционные приёмы артикуляционной гимнастики»; - картотеки комплексов упражнений. 3. Проведение итоговой диагностики 4. Анализ результатов диагностики (см. приложение №6) 5. Презентация проекта на методическом совете учреждения. |
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
1. У детей повысилась подвижность артикуляционного аппарата.
3. Удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог-родитель, родитель-ребенок.
4. Расширен круг использования приемов артикуляционной гимнастики с применением нетрадиционных приёмов воспитателями, учителем-логопедом.
Ожидаемый результат:
1. Создан электронный журнал «Раз, два…- тренировка язычка
2. Пополнена развивающая среда логопедических уголков группы: тренажёры, картотеки упражнений и комплексов упражнений, тематическое планирование по использованию игровых нетрадиционных упражнений.
3. У детей повысился интерес к выполнению артикуляционной гимнастики.
Приложение 1. Перспективный план.
Приложение 2. Практикум «Как выполнять нетрадиционные артикуляционные упражнения с детьми»
Приложение 3. Консультация «Развитие подвижности артикуляционного аппарата через использование нетрадиционной артикуляционной гимнастики»
Приложение 4.
«Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики»
«Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи»
Приложение 5.
Приложение 6.
Литература:
1. Коноваленко В.В , Коноваленко С.В. . Хлоп-топ: нетрадиционные приемы логопедической работы с детьми6-10 лет». – М.:Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
2. Будённая Т.В. . Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2001.
3. Косинова Е.М. Азбука правильного произношения: Моя первая книга знаний. Обо всём на свете. Азбука правильного произношения : М.: ОЛИСС, Изд-во Эксмо, 2005.
4. анализ материала по теме в Интернете.
5. Репина З.А. Нейропсихологическое обследование детей с тяжелыми нарушениями речи: Учебное пособие. – Пермь: Прикамский социальный институт – МОСУ, 2002.
Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики
Нетрадиционные упражнения носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.
Упражнения с шариком
Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.
1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.
2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).
3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.
4. Язык - "чашечка", цель: поймать шарик в "чашечку".
5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его.
6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.
7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.
Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.
Упражнения с ложкой
1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.
2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.
3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.
4. Язык - "лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.
5. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.
6. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.
7. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.
8. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.
9. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).
10. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.
Упражнения для языка с водой"Не расплескай воду"
1. Язык в форме глубокого "ковша" с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 10 - 15 раз.
2. "Язык-ковш" с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.
3. "Язык-ковш", наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз.
Упражнения для губ и языка и челюстей с бинтом
Бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 25-30 см, ширина 4-5 см.
1. Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 - 15 секунд.
2. Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз.
3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого - в правый и т.д. Выполняется 10 раз.
4. В отличие от упражнения 1, бинт закусывается, крепко зажимается не губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10-15 секунд, зажим ослабляется на несколько секунд. Зажим - расслабление чередуются 10 - 15 раз.
5. Бинт закусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами, попеременно то левыми, то правыми. Выполняется 10 раз.
6. Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в форме широкого ковша или "лопатки" (блинчика). При этом рот широко раскрыт. Взрослый, как и в упражнении 1, пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10-15 секунд. Повторяется до 10 раз.
7. В отличие от упражнения 6, бинт прижимается "языком-ковшом" ("лопаткой", "блинчиком") не ко всей поверхности верхней губы, а то к левому, то к правому углу рта попеременно. Выполняется так же, как упражнения 1, 6.
8. Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме "лопатки" ("блинчика").
Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.
Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики
1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
4. Необходимо следить за тем чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
Упражнения дыхательной гимнастики
1. Снег.Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.
2. Кораблики. Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от "киндер-сюрпризов" или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.
3. Футбол.Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру "Кто быстрее".
4. Буль-бульки.Возьмите пластмассовый стаканчик. Налейте не много воды. Предложите ребенку дуть, не надувая щек, в трубочку для коктейля.
5. Волшебные пузырьки.Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.
6. Дудочка.Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька (подойдет любой стеклянный пузырек из-под лекарств, витаминов, йода, духов; горлышко пузырька не должно быть широким). Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.
7. Губная гармошка.Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, поэтому, не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через нос, а выдыхал в губную гармошку.
8. Цветочный магазин.Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.
9. Свеча.Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.
Перспективное планирование
октябрь | Содержание работы | ||
Воспитатели | Логопед | Родители | |
1 неделя.
| 1.Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно) - 10 раз 2.Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно - 10 раз 3.Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо - 10 раз 4.Упражнение на дыхание « Подуй ветерком» (на султанчики), не надувая щёк. – 15 раз | 1.Массаж чайными ложками: ложка перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки. – 10 раз 2.Взять чайные ложки в правую и левую руки - похлопывание ложками по щекам, губам - до 10 раз 3. . Язык - "Лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку. – 10 раз 4.Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык. – 15 раз 5.Упражнение на дыхание «Подуй на султанчик лёгким ветерком» - 15 раз | 1.Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).- 10 раз 2.Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно - 10 раз 3.Чайную ложку захватить губами горизонтально: двигать губами ложку вправо- влево. – 10 раз 4.Глотать воду (сок) каплями (20-30 глотков можно использовать пипетку) 5.Упражнение на дыхание «Подуй лёгким ветерком» на листочки (можно сделать из бумаги или настоящие листочки). Следить, чтобы не надувались щёки у ребёнка. – 10 раз |
2 неделя | 1.Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз. – 10 раз 2.Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно). – 15 раз 3.Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно. – 10 раз 4.Язык - "Лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку. – 10 раз 5.Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык. – 15 раз 6.Упражнение на дыхание «Подуй на ветрячок – вертушку», не надувая щёк - 10 раз | 1.Круговые движения зубной щёткой по щекам (от носа к ушам и обратно). – 10 раз 2.Похлопывание зубной щёткой по щекам от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно – 10 раз 3.Язык - "Лопаточка". Похлопывать зубной щёткой по языку - 10 раз 4.Язык «Лопаточкой». Поглаживание зубной щёткой по языку (вертикально по языку, горизонтально по языку, по средней линии языка, по боковым краям языка) - по 10 раз 5.Упражнение «Прятки» с зубной щёткой. Язык «Лопаточка», прикоснуться зубной щёткой до кончика языка, язык убрать за нижние зубы, не закрывая рот - 10 раз 6.Упражнения на дыхание «Сдуй одуванчики» («Игры для Тигры») - 5 раз | 1.Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз – 10 раз 2.Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно). – 15 раз 3.Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно. – 10 раз 4.Язык «Лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку. – 10 раз 5.Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз. – 10 раз 6.Упражнение на дыхание «Подуй на ветрячок – вертушку», не надувая щёк - 10 раз |
3 неделя | 1.Круговые движения зубной щёткой по щекам (от носа к ушам и обратно). – 10 раз 2.Похлопывание зубной щёткой по щекам от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно. – 10 раз 3. Язык - "Лопаточка". Похлопывать зубной щёткой по языку - 10 раз 4.Язык «Лопаточкой». Поглаживание зубной щёткой по языку (вертикально по языку, горизонтально по языку, по средней линии языка, по боковым краям языка) - по 10 раз 5.Упражнение на дыхание « Подуй ветерком», язык «Лопаточкой» (свистульки), не надувая щёк - 15 раз | 1.Массаж зубной щёткой: щётка перед губами, сложенными трубочкой, плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки. – до 10 раз 2. Похлопывание по губам и щекам зубной щёткой (стороной без ворса, а затем стороной с ворсом) - 10 раз 3.Упражнение "Упрямая улыбка". Ребенок растягивает губы в улыбке и удерживает их в таком положении, а взрослый "мешает" ему улыбаться, сжимая губы рукой в "Трубочку", преодолевая сопротивление мышц ребенка. Выполняется 10 - 15 раз. 4.Упражнение на дыхание «Сдуй кораблики» («Игры для Тигры») Язык «лопаточкой» не надувая щёк - 5 раз
| 1.Круговые движения зубной щёткой по щекам (от носа к ушам и обратно). – 10 раз 2.Похлопывание зубной щёткой по щекам от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно. – 10 раз 3. Язык - "Лопаточка". Похлопывать зубной щёткой по языку 4.Зубную щётку захватить губами горизонтально: двигать губами щётку вправо- влево. – 10 раз 5.Глотать воду (сок) каплями (20-30 глотков можно использовать пипетку) 6.Полоскание горла тёплой водой. 7.Упражнение «Шторм в стакане», трубочку для коктейля положить на широкий язык «Лопаточкой» и подуть, не надувая щёк, в стакан с водой. |
4 неделя
| 1.Массаж трубочками (ватными палочками). Рисуем спираль по щекам (по правой, левой щеке. Сначала из центра щеки, по спирали до уха, а затем обратно по спирали в центр щеки) - 10 раз. 2.Массаж палочками. Палочки в обеих руках. Обрисовываем: от носа вниз верхнюю губу. Затем из центра подбородка- вверх, нижнюю губу -10 раз 3.Зажать губами трубочку: трубочкой нарисовать круг, не разжимая губ. – 5 раз 5.Массаж языка ватной палочкой: язык «лопаточка». Погладить палочкой язык по вертикальной линии языка, а затем по горизонтальной линии. - 10 раз 6.Упражнение «Мыльные пузыри». Следить, чтобы не надувались щёки, язык «Лопаточкой» | 1.Массаж языка зубной щёткой: язык «Лопаточка». Похлопывать язык зубной щёткой. Поглаживать язык зубной щёткой по средней линии языка вертикально, и горизонтальными линиями поперёк языка. -10 раз 2.Зажать трубочку губами (ватная палочка): выполнить движения вправо - влево, не разжимая губ. – по 5 раз 3.Язык «Лопаточкой», удержать языком палочку, палочка под языком, язык прижат к нижней губе. Язык поднять на верхнюю губу. Палочку удержать на верхней губе. – до 5 раз 4.Упражнение на дыхание «Закрути мельницу» («Игры для Тигры») – 5 раз | 1. «Нарисуй круг»: зажать фломастер (карандаш) губами и нарисовать круг на бумаге, не разжимая губ. 2. полоскание горла соком с мякотью 3. упражнение «Вкусное варенье» (использовать можно варенье, мёд): намазать верхнюю губу вареньем, рот открыт. Язык поднять вверх и облизать верхнюю губу (следить , чтобы нижняя челюсть была открыта и неподвижна, работает только язык) 4.Упражнение на дыхание «Поиграем на дудочке» (свистки) |
Ноябрь 1 неделя
| 1.Похлопывание по губам и щекам зубной щёткой (стороной без ворса, а затем стороной с ворсом - 10 раз 2. Массаж зубной щёткой: щётка перед губами, сложенными трубочкой, плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки. – до 10 раз 3.Массаж языка чайной ложкой: толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык. (ребром ложки) - 10 раз 4.Столовую ложку вертикально прижать к кончику носа, кончик языка двигается по ложке вверх-вниз - до 10 раз 5.Полоскание горла водой. - 5 раз 6.Упражнение «Шторм в стакане» используя трубочку для коктейля. Язык «Лопаточкой», не надувая щёк | 1.Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 — 15 секунд. 2.Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого — в правый и т. д. Выполняется 10 раз 3.Бинт закусывается, крепко зажимается не губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10—15 секунд, зажим ослабляется на несколько секунд. Зажим— расслабление чередуются 10—15раз 4.Язык плотно прижимает бинт ко всей поверхности верхней губы, поднятый вверх в форме широкого ковша или «лопатки» (блинчика). При этом рот широко раскрыт. Взрослый, пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10—15 секунд. Повторяется до 10 раз. 5. Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме «лопатки» («блинчика»). Пытаться вытащить бинт. Преодолевая сопротивление Удерживать данную позицию 10—15 секунд. Повторяется до 10 раз. 6.Упражнение на дыхание «Сдуй одуванчики» («игры для Тигры») | 1.Массаж языка зубной щёткой: язык «Лопаточка». Похлопывать язык зубной щёткой. Поглаживать язык зубной щёткой по средней линии языка вертикально, и горизонтальными линиями поперёк языка. -10 раз 2.Зажать трубочку губами (ватная палочка): выполнить движения вправо - влево, не разжимая губ. – по 5 раз 2.Язык «Лопаточкой», удержать языком палочку, палочка под языком, язык прижат к нижней губе. Язык поднять на верхнюю губу. Палочку удержать на верхней губе. – до 5 раз 3.Упражнение «кораблики»: набрать в таз воды, сделать бумажные кораблики, пустить их в воду, дуть на кораблики, чтобы они плыли на противоположную сторону таза, язык «Лопаточкой», щёки не надуваются. 4.Полоскание горла кефиром.
|
2 неделя | 1.Похлопывание по губам и щекам зубной щёткой (стороной без ворса, а затем стороной с ворсом - 10 раз 2. Массаж зубной щёткой: щётка перед губами, сложенными трубочкой, плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки. – до 10 раз 3.Массаж языка чайной ложкой: толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык. (ребром ложки) - 10 раз 4.Упражнения с тренажёром «Шарик» Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплёвывая» его. – 10 раз 5.Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук верёвке, языком вправо – влево - 10 раз 6.Двигать шарик по вертикально натянутой верёвке вверх – вниз. - 10 раз | 1.Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает языком, поднятый вверх в форме широкого ковша или «лопатки» (блинчика). При этом рот широко раскрыт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10—15 секунд. Повторяется до 10 раз. 2. . Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме «лопатки» («блинчика»). Пытаться вытащить бинт. Преодолевая сопротивление Удерживать данную позицию 10—15 секунд. Повторяется до 10 раз. 3.Язык «чашечкой» цель – поймать шарик в «Чашечку». 4.Двигать шарик по вертикально натянутой верёвке вверх – вниз. – до 10 раз | 1.Похлопывание по щекам зубной щёткой (стороной без ворса, а затем стороной с ворсом - 10 раз 2. Массаж зубной щёткой: щётка перед губами, сложенными трубочкой, плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки. – до 10 раз 3.Массаж зубной щёткой языка: вертикально по средней линии языка, горизонтальными линиями по языку. -10 раз 4.«Сдуй свечу» - зажечь свечу, сдуть огонь не раздувая щёк, язык «Лопаточкой» 5.Полоскание горла киселём. |
3 неделя | 1. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз. – 10 раз 2.Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно). – 15 раз 3.Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно. – 10 раз 4.Массаж языка кольцом – 10 раз 5.Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплёвывая» его. 6.Язык «чашечкой» цель – поймать шарик в «Чашечку». 7.Двигать шарик по вертикально натянутой верёвке вверх – вниз. 8. Дыхательное упражнение «Надуй воздушный шарик» | 1.Массаж языка щёточкой (по вертикальной и горизонтальной линиям языка) - 10 раз 2. Бинт закусывается, крепко зажимается не губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10—15 секунд, зажим ослабляется на несколько секунд. Зажим— расслабление чередуются 10—15раз 3.Язык плотно прижимает бинт ко всей поверхности верхней губы, поднятый вверх в форме широкого ковша или «лопатки» (блинчика). При этом рот широко раскрыт. Взрослый, пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10—15 секунд. Повторяется до 10 раз. 4. Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме «лопатки» («блинчика»). Пытаться вытащить бинт. Преодолевая сопротивление Удерживать данную позицию 10—15 секунд. Повторяется до 10 раз. 5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплёвывая» его. - 10 раз 6.Язык «чашечкой» цель – поймать шарик в «Чашечку». – 10 раз 7.Двигать шарик по вертикально натянутой верёвке вверх – вниз. - 10 раз | 1.Массаж языка зубной щёткой: язык «Лопаточка». Похлопывать язык зубной щёткой. 2.Поглаживать язык зубной щёткой по средней линии языка вертикально, и горизонтальными линиями поперёк языка. -10 раз 3.Зажать трубочку губами (ватная палочка): выполнить движения вправо - влево, не разжимая губ. – по 5 раз 4.Язык «Лопаточкой», удержать языком палочку, палочка под языком, язык прижат к нижней губе. Язык поднять на верхнюю губу. Палочку удержать на верхней губе. – до 5 раз 5.Язык в форме глубокого «ковша» с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 — 15 секунд. Повторять 10-— 15 раз. 6.«Надуй шарик», «надуй игрушку» - надувание воздушных шаров и надувных игрушек |
4 неделя | 1.Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз. – 10 раз 2.Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно). – 15 раз 3.Массаж языка щёточкой (щёточка для массажа языка): поглаживание щёточкой по языку (вертикально и горизонтально по языку) – 10 раз 4.Двигать шарик по горизонтально натянутой верёвочке языком вправо – влево. – 10 раз 5. Двигать шарик по горизонтально натянутой верёвочке вверх, удерживая шарик языком. – 10 раз 6.Язык «Чашечкой», поймать шарик в «чашечку» и удержать его – 10 раз 3. Дыхательное упражнение «Надуй шарик» | 1.Упражнение с тренажёром «Шарик». Двигать шарик по горизонтально натянутой верёвочке языком вправо – влево – 10 раз 2.Двигать шарик по горизонтально натянутой верёвочке вверх, удерживая шарик языком. – 10 раз 3.Язык в форме глубокого «ковша» с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 — 15 секунд. Повторять 10-— 15 раз. 4.«Язык-ковш» с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз. 5.«Язык-ковш», наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10—15 раз. 6.Упражнение на дыхание «Узнай какая игрушка» (надуй игрушку) | 1.Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз. – 10 раз 2.Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно). – 15 раз 3.Массаж языка щёточкой (щёточка для массажа языка): поглаживание щёточкой по языку (вертикально и горизонтально по языку) – 10 раз 4.«Язык-ковш», наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10—15 раз. 5.Упражнение на дыхание « Мыльные пузыри», язык «лопаточкой», дуть не надувая щёк. |
nsportal.ru
olgasergeeff.ru
Октябрь 2nd, 2013
admin
Комментариев нет » Уважаемый посетитель сайта
olgasergeeff.ru
«Педагогический калейдоскоп»,
предлагаю Вашему вниманию
задания из рабочей тетради
по подготовке детей к школе
«За три месяца до школы»
Читать далее »
Октябрь 1st, 2013
admin
2 комментариев » Уважаемый посетитель сайта
olgasergeeff.ru
«Педагогический калейдоскоп»,
предлагаю Вашему вниманию
задания из рабочей тетради
по подготовке детей к школе
«За три месяца до школы»
Читать далее »
Сентябрь 4th, 2013
admin
1 комментарий » Уважаемый посетитель сайта
olgasergeeff.ru
«Педагогический калейдоскоп»,
предлагаю Вашему вниманию
странички из альбома
«Найди и обведи»
Читать далее »
Сентябрь 3rd, 2013
admin
Комментариев нет » Уважаемый посетитель сайта
olgasergeeff.ru
«Педагогический калейдоскоп»,
предлагаю Вашему вниманию
странички из альбома
«Найди и обведи»
Читать далее »
Сентябрь 2nd, 2013
admin
Комментариев нет » Уважаемый посетитель сайта
olgasergeeff.ru
«Педагогический калейдоскоп»,
предлагаю Вашему вниманию
странички из альбома
«Найди и обведи»
Читать далее »
Сентябрь 1st, 2013
admin
Комментариев нет » Уважаемые посетители моего сайта
olgasergeeff.ru «Педагогический калейдоскоп»!
От всей души поздравляю вас с НАЧАЛОМ УЧЕБНОГО ГОДА!

Август 31st, 2013
admin
Комментариев нет » Уважаемый посетитель сайта
olgasergeeff.ru
«Педагогический калейдоскоп»,
предлагаю Вам ознакомиться
с Федеральным законом
«Об образовании в Российской Федерации»
Читать далее »
Май 18th, 2013
admin
Комментариев нет » Уважаемый посетитель сайта
olgasergeeff.ru
«Педагогический калейдоскоп»,
предлагаю Вашему вниманию
странички из книги
«Школа рисования для малышей»
Читать далее »
Май 17th, 2013
admin
Комментариев нет » Уважаемый посетитель сайта
olgasergeeff.ru
«Педагогический калейдоскоп»,
предлагаю Вашему вниманию
странички из книги
«Школа рисования для малышей»
Читать далее »
Май 16th, 2013
admin
Комментариев нет » Уважаемый посетитель сайта
olgasergeeff.ru
«Педагогический калейдоскоп»,
предлагаю Вашему вниманию
странички из книги
«Школа рисования для малышей»
Читать далее »
olgasergeeff.ru
Центр коррекционной педагогики - Педагогический калейдоскоп
Педагогическая копилка
Педагогами Центра в текущем году разработаны программы по различным направлениям педагогической деятельности:
Программа воспитательной работы ТОГОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» / Л.В. Косолапова;Программа «Школа толерантности» / Н.В. Мощенко;Программа психолого-методического сопровождения аттестующихся педагогов / Н.В. Мощенко, З.В. Ларионова;Программа по реабилитации и социально-трудовой адаптации обучающихся воспитанников / З.Ю. Порошина.Программа «Профилактика и предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних» / Л.В. Косолапова;Программа «Школа здоровья»;Программы по дополнительному образованию детей;
Программа «Жизнь в многоликом мире» / Л.Н. Останина
Программа по «ЛФК» / Н.И. Бунина
Программа «Азбука православной культуры» / Д.В. Зорук
Методические разработки:
С.В. Меркулова Социальная среда и особенности ее воздействия на личность ребенка с ОВЗ
С.А. Малкова Открытое занятие по произведению А.П. Чехова "Каштанка"
О.Е. Лебеденко Правила дорожного движения
Е.В. Васильева Диагностика фактов употребления психоактивных веществ_ этические и психологические особенности
О.А. Токарев Особенности психологического тестирования несовершеннолетних с целью выявления групп риска наркотизации
Е.М. Королева, Н.П. Власова Наш Маршак
Г.Е. Бучнева Прощание с Букварём
Л.Ю. Матвеева Воспитание искусством
Л.В. Неплюева Урок музыки и пения «Танцы народов мира»
Т.Д. Клюева Экологическое занятие для детей с нарушением интеллекта«По дорогам и тропам заповедных мест»
Л.Н. Останина Сценарий праздника «Последний звонок»
Н.В. Аверьянова Коррекция и развитие навыков фонетически правильного письма у обучающихся начальных классов коррекционной школы 8-го вида
Т.С. Колодина ИКТ на уроках биологии в специальной (коррекционной школе)
Т.А. Рыбкина Основы цветовой грамоты
Н.А. Архипова Профилактика девиантного поведения как компонент социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья
М.Н. Стрельникова Индивидуальное логопедическое занятие по теме: «Автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях»
Е.М.Королёва, Н.П. Власова Мультимедийная презентация - тренажёр "Имя существительное"
Е.М.Королёва, Н.П. Власова Мультимедийная презентация-тренажёр «Правописание парных звонких и глухих согласных».
Е.М.Королёва, Н.П. Власова Презентация «К 90-летию журнала «Мурзилка»», внеурочная деятельность, 1-6 классы
Е.М.Королёва, Н.П. Власова Мультимедийная презентация "Новогодняя викторина"
Т.А. Мартёхина Открытый урок в 4 классепо теме: Вычитание вида «58-27»
И.В. Костевич Открытое занятие в 9 классе по теме: «Все работы хороши»
О.С. Матвеева Альбом о ветеранах войны Тамбовщины
Н.В. Шмакова Логопедическая работа по профилактике нарушений письма у дошкольников с ОНР
С.Н. Бурлакова Программа по дополнительному образованию «Акварелька»
Доклады:
Инновации в общем и специальном (коррекционном) образовании / Н.В. Мощенко
Учебная мотивация как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья / З.Ю. Порошина
Сказка как средство социализации обучающихся воспитанников коррекционной школы VIII вида / Г.А. Горшнева
Дидактические основы коррекционно-развивающего образования / З.Ю. Порошина
Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях коррекционного учреждения / Л.А. Брянкина
Как играть с аутичным ребенком / Н.В. Рассказова, М.В. Пчелинцева
Развитие положительных эмоций у дошкольников с ЗПР на занятиях по ИЗО, как часть лечебно-педагогической работы воспитателя с детьми / В.Н. Инякина
Музыкально-эстетическое развитие детей с ОВЗ в условиях дошкольного подразделения Центра / Н.А. Зайцева
Интегративное взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционном образовательном процессе / В.А. Михина
Игра и ученье в младшем школьном возрасте / С.И. Вислобокова
Развитие речи детей с интеллектуальной недостаточностью / М.Н. Стрельникова
Особенности проведения дедактической игры в коррекционно-воспитательном обучении детей с ЗПР / И.В. Попова
Сенсорное воспитание дошкольников с ОВЗ, как фактор формирования познавательной деятельности / Н.Н. Пешехонова
Роль взрослых (семьи и воспитателя в формировании культурно-гигиенических навыков у детей с расстройствами аутистического спектра) / Н.В. Хапрова
Формирование правильного произношения у детей / Л.О. Кривощапова
Статьи:
Современные подходы к предшкольной подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.В. Мощенко
Формирование элементарных математических представлений у детей-инвалидов и детей с ОВЗ как важнейший фактор при подготовке их к обучению в школе / А.Н. Кудрявцева
Влияние ролевых игр на подготовку к школе детей с умственной отсталостью / А.С. Степанова
Подготовка к обучению в школе детей с особенностями эмоционально-волевой сферы: психологические проблемы и пути их преодоления / Н.В. Рассказова
Психологическая подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе / С.А. Веденеева
Формированиес базиса культуры дошкольника с интеллектуальной недостаточностью / В.В. Банникова, М.В. Пчелинцева
Образование длиною в жизнь / Н.В. Мощенко
Непрерывное образование как компонент развития / Н.В. Мощенко
Проблемы надомной формы обучения детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / З.Ю. Порошина
Компьютерные технологии в образовательном процессе ТОГОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» / Н.В. Мощенко
Разное:
Календарь дат и событий духовно-нравственной и культурно-исторической жизни Тамбовщины «Духовная память Тамбовщины»
Буклеты по работе арт-кружка "Радуга" /руководитель арт-кружка "Радуга" Неплюева Л.В.
// Последнее обновление: 19.02.2018
ccenter.68edu.ru
Педагогический калейдоскоп
Страница обновлена 19.12.2017
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «ПРОФИЛАКТИКА УЧЕБНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ»
30 ноября 2017 г. у нас состоялся педагогический совет, посвященный одной из самых актуальных тем современного образования – ПРОФИЛАКТИКЕ УЧЕБНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ. В рамках теоретической части – доклада заместителя директора по УВР Лебедевой Татьяны Юрьевны – учителя познакомились с определением учебной неуспешности, ее видами и факторами, оказывающими влияние на успеваемость и неуспеваемость обучающихся. Далее педагоги разошлись на мастер-классы, подготовленные нашими учителями, где, работая в группах, искали пути разрешения проблемной ситуации. Завершила педагогический совет рефлексия, где все наработанные предложения по организации профилактики учебной неуспешности были обобщены и наглядно представлены. Следует отметить, что педагогические советы в подобного рода интерактивной форме всегда проходят у нас очень эффективно и продуктивно, просто НА УРА!!!
| |
ОТКРЫТЫЙ УРОК УЧИТЕЛЯ ПУГАЧЕВОЙ О.В.
23 ноября 2017 г. в каб. 62 прошел открытый урок по технологии в 6а классе по теме «Ткацкие переплетения», проведенный учителем первой квалификационной категории Пугачевой Ольгой Викторовной. Урок носил преимущественно практический характер. Девочки познакомились с различными видами ткацких переплетений, которые были представлены им в виде макетов и на слайдах презентации, увидели их сходные и различающиеся элементы и получили возможность самим изготовить одно из переплетений. На уроке нашлось место и элементам проектной деятельности. Ученицы защищали проекты платьев, отвечали на вопросы учителя. Очень хочется отметить атмосферу урока. Весь процесс проходил в теплой, дружелюбной обстановке, а учитель смогла оказать помощь каждому. После проведенного урока присутствующим коллегам было предложено проанализировать урок учителя. В каждом отзыве было отмечено, что материал детям был предоставлен на доступном им языке, а его объем полностью соответствует поставленным целям и задачам.
| |
ТЕСТИРУЕМСЯ И ДОКАЗЫВАЕМ СВОЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ!
В ноябре педагоги нашей школы приняли участие во Всероссийском тестировании педагогов, проводимом Экспертный советом по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества, и показали высокие результаты.
|
ПОВЫШАЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ!
В октябре 2017 г. учитель математики Кондратьева Наталья Александровна аттестована на первую квалификационную категорию по должности «учитель». И мы считаем, что это заслуженно! Ведь в каждом уроке учителя – изюминка. Наталья Александровна – ищущий, увлеченный своим делом педагог. Она владеет такими современными образовательными технологиями как «Метод проектов», «Работа в сотрудничестве», активно применяет в своей работе информационные технологии, осуществляет оптимальный отбор методов, средств, форм обучения и воспитания, разрабатывает дидактический материал к урокам. В основе ее педагогических методов лежат принципы системно-деятельностного подхода с опорой на личностно-ориентированное обучение. Наталья Александровна выстраивает педагогически целесообразные отношения с учащимися, учитывая их возрастную психологию и психологию межличностного общения, развивает у ребят интерес к преподаваемому предмету. Поздравляем!
ОТКРЫТЫЙ УРОК УЧИТЕЛЯ ЛЕБЕДЕВОЙ А.Д.
19 октября 2017 г. для всех желающих коллег прошел открытый урок по окружающему миру во 2в классе по теме «Энциклопедии», проведенный учителем – молодым специалистом Лебедевой Анастасией Дмитриевной. Данный урок положил начало серии открытых уроков, которые будут проводиться каждый третий четверг каждого месяца. Целью данного школьного проекта является не только обмен педагогическим опытом, пополнение методической копилки каждого учителя и школы в целом, но и совершенствование навыков анализа и самоанализа проведенного урока. Урок Анастасии Дмитриевны понравился и детям, и коллегам. Детям в интерактивной форме была предоставлена возможность поработать с энциклопедиями, выделить их главные признаки и отличительные черты, найти в них нужную информацию, рассказать в группах друг другу о своих впечатлениях по уроку. Урок Анастасии Дмитриевны полностью соответствовал ФГОС нового поколения, содержал многообразие форм и методов работы с обучающимися, прививал ученикам навыки постановки темы и рефлексии.
МОСКВА. XIX СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
30 сентября 2017 г. учитель математики, заместитель директора нашей школы Рузанов Евгений Александрович побывал на XIX Соловейчиковских чтениях в Москве. Данное мероприятие проводится ежегодно и посвящено великому человеку — Симону Соловейчику- – советскому и российскому публицисту и журналисту, теоретику педагогики. Проводил чтения его сын Артем Соловейчик, вице-президент издательства «Просвещение». Много внимания в рамках мероприятия было отведено газете «Первое сентября, издательству «Просвещения». Для нас посещение такого уровня встречи очень актуально, ведь наша школа — участница проекта «Школа цифрового века».
| |
МЫ — ЗА ИННОВАЦИЯМИ! #EDCRUNCH 2017
26 и 27 сентября педагоги нашей школы Меньщикова Екатерина Николаевна и Москалевич Татьяна Валентиновна посетили международную конференцию по новым образовательным технологиям #EDCRUNCH 2017 «Образование 3.0. Технологии для индивидуализации и персонализации". Данная конференция является одной из крупнейших в Европе конференций в области новых образовательных технологий. У наших коллег была огромная возможность побывать на выставке лучших российских и зарубежных проектов с технологичными решениями для образования EDTECH ALLEY. Такое мероприятие является точкой притяжения экспертов со всего мира, площадкой для обмена опытом российских и зарубежных лидеров образования. Надеемся в дальнейшем использовать полученный опыт в нашем образовательном учреждении.
|
12.09.2017 состоялся проектно-методический совет «Методика проведения самоанализа урока, занятия внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС». На заседании были рассмотрены планы самоанализа урока, а также определен график проведения открытых уроков.
school68.edu.yar.ru



