Старая звезда. Благогонь журнал
Православный журнал Благодатный огонь / Главная страница
19.03.2018Новый поход на Церковь?Митрополит Иларион (Алфеев) благословил имябожническую конференцию, организаторы которой призывают к покаянию Церковь Христову
17.03.2018Захар Прилепин: Хватит стесняться комплексов ракетных.К выборам Президента России (ВИДЕО)
15.03.2018Православные на Западе выпустили заявление против возрождения института «православных диаконисс» как первого шага к появлению женского священства в Православной Церкви
05.03.2018К 65-летию кончины И.В.Сталина.Сталин и Третий Рим
04.03.2018Святейший Патриарх Кирилл: Болгарию освободила Россия. Не Польша, не Литва, не другие страны, – Россия
03.03.2018Священник-модернист Димитрий Агеев советует Великим постом вкушать мясо, но в меньшем количестве
26.02.2018Синод православной Церкви в Америке вносит элементы магизма и оккультизма в литургическую жизнь Церкви Христовой
23.02.2018С Днем Защитника Отечества!Группа «Любэ»: Красная АрмияЗахар Прилепин: Между землей и небом – война
13.02.2018Диакон Владимир Василик: «Интернет-сплетник Кураев, хулящий Героя России воина Романа Филипова, чужд святоотеческого духа»
09.02.2018Всегда тех, кто бросали свои знамёна и становились под чужие, в народе называли чётко и однозначно – предатели и изменники Родины
06.02.2018Священник Георгий Максимов о молитве с еретиками (ВИДЕО)
26.01.2018В Москве вновь прошла ежегодная экуменическая акция с участием представителя ОВЦС
19.01.2018Священник Георгий Максимов о лжестарце иеросхимонахе Рафаиле (Берестове) (ВИДЕО)
16.01.2018Александр Щипков: «России пора возвращаться к юлианскому календарю, существовавшему еще во времена Христа. Уверен, что рано или поздно это произойдет»
13.01.2018Рождество Христово-2018 (невеселые постпраздничные мысли вслух)
01.01.2018Митрополит Ювеналий: Переход Русской Православной Церкви на григорианский календарь не имеет очевидной целесообразности
30.12.2017К 95-летию образования СССР
18.12.2017Поездка спортсменов на Олимпиаду без флага России – это легализация предательства и капитуляции нашей Родины
17.12.2017Священник Георгий Максимов о «непоминающих» (ВИДЕО)
09.12.2017Никита Михалков: Разрушь память и бери без боя (ВИДЕО)
03.12.2017В РПЦ сообщили о поступившей от Папы Римского просьбе о помиловании
03.12.2017Священник Георгий Максимов: хорошие новости по итогам Архиерейского Собора
29.11.2017Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая выступила против секспросвета в школах, а митрополит Иларион (Алфеев) за секспросвет «целомудренный», т.е. за «целомудренное» растление подростков в школах
29.11.2017О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия
20.11.2017На открывающемся Архиерейском Соборе принятие нового Катехизиса РПЦ вероятно будет отложено на два года
10.11.2017В памяти православных Леонид Ильич Брежнев остался благодетелем Церкви, а Хрущев – гонителем
04.11.2017Эта стена снова делит наше общество на тех, кто гордится нашим прошлым, и на тех, кто его ненавидит
29.10.2017Карлики, стоящие на плечах гиганта, помолчите!Диакон Владимир Василик о скандальной антисталинской тираде Макаревича
23.10.2017Новые креативные аспекты миссионерского служения Белгородской епархии: старооскольский священник Максим Пастухов принял участие в чемпионате по бодибилдингу и фитнес-бикини (+ВИДЕО)
22.10.2017На круглом столе в Москве обсудили проект нового Катехизиса РПЦ
17.10.2017Митрополит Иларион (Алфеев) положительно оценил творчество священника-рэпера: «в рэпе есть нечто общее с церковной традицией»
16.10.2017Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» к юбилейному Архиерейскому Собору 2017 года о недопустимости включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»
06.10.2017Депутат Госдумы заявил о возможной казни в Сирии двух плененных россиян, которые отказались отречься от православной веры и от родины
03.10.2017Тяжкие будни правительства РФ: премьер-министр Медведев утвердил правила пользования кадилом
25.09.2017К 100-летию восстановления патриаршества.Святейший Патриарх Кирилл заявил о своей непогрешимости: «Не согласны – на пенсию»
15.09.2017В московском храме недавно состоялась неканоничная «литургия апостола Иакова»
12.09.2017Священник Георгий Максимов: попытка создания нового Катехизиса полностью провалилась и его текст не должен быть принят в качестве официального вероучительного документа РПЦ
06.09.2017Епископ Тихон (Шевкунов) заявил о «давлении на патриаршую комиссию по “екатеринбургским останкам”»
30.08.2017В проекте нового Катехизиса присутствуют ссылки на «новооткрытый» второй том, якобы принадлежащий авторству преп. Исаака Сирина
23.08.2017Поклонская перешла черту: от депутата отворачиваются коллеги и священники
18.08.2017Насколько будет авторитетен новый Катехизис Русской Православной Церкви?
15.08.2017Предвестие капитуляции: премьер Медведев дал понять, что флаг России для спортсмена – не главное, атлетам не зазорно выступать и под нейтральным стягом
10.08.2017Протоиерей Всеволод Чаплин о Сталине и спорах вокруг него
01.08.2017Митрополит Иларион (Алфеев) озвучивает креативные идеи, не имеющие ничего общего с интересами Русской Церкви
29.07.2017Анатолий Шарий об освещении украинскими СМИ празднования дня Крещения Руси в Киеве
24.07.2017Синодальная библейско-богословская комиссия опубликовала проект Катехизиса РПЦ для общецерковного обсуждения
24.07.2017Протоиерей Всеволод Чаплин о провозглашении руководством ДНР новой республики Малороссия
15.07.2017Россия 24: Писатель Захар Прилепин рассказал о войне, литературе и своей гражданской позиции (ВИДЕО)
07.07.2017Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) обличил режиссера Александра Сокурова в фальсификации истории в интересах русофобов (ВИДЕО)
27.06.2017К 20-летию беспрецедентного события в московском храме Успения Богородицы в Печатниках, в котором проходил свое служение священник Георгий Кочетков
16.06.2017Протоиерей Всеволод Чаплин: По следам Гаваны, или Мечты униатов о своей «русской церкви»
23.05.2017Патриарх Кирилл считает возможным объединение христиан разных Церквей без единства в вопросах веры?
15.05.2017В Риме состоялся Летний институт для представителей Московского Патриархата: создается новое поколение экуменических священнослужителей
07.05.2017«Пятёрочка» выручает! Новый миссионерский проект от митрополита Илариона (Алфеева), направленный на повышение посещаемости храмов и укрепление семейных ценностей
05.05.2017Диакон Владимир Василик о сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917–1918 гг.
27.04.2017Акробатическое шоу с танцами в храме Калужской епархии
22.04.2017О круглом столе, организованном неким Советом православной патриотической общественности
15.04.2017Центр свт. Василия Великого: в России необходимо ввести выходной в Светлый понедельник
25.03.2017Священник Александр Шумский: Я опасаюсь, что некоторые тенденции могут перерасти в своеобразный монархический национал-большевизм
16.03.2017Портал «Богослов.ру» вновь поднимает тему внесения в святцы Русской Церкви монахини Марии Скобцовой
09.03.2017Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на ответ верующим архимандрита Саввы (Тутунова)
24.02.2017Архиепископ Амвросий (Ермаков) предлагает встать над схваткой защитников Церкви и антицерковной оппозиции?
18.02.2017Директива Дугина: Информационная политика России (ВИДЕО)
10.02.2017Работайте, братья!Памяти легендарного комбата «Гиви» (полковника армии ДНР Михаила Толстых). ВИДЕО
04.02.2017Протодиакон Кураев придумал «миссионерский» повод для невозвращения Русской Православной Церкви Исаакиевского собора
29.01.2017Епископ Августин: Россия должна предложить альтернативу капитализму и американскому глобализму
29.01.2017Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предлагает переформатировать Бессмертный Полк
23.01.2017Вице-спикер Госдумы Петр Толстой посоветовал не тратить время на петиции против передачи Исаакиевского собора РПЦ, поскольку вопрос уже решен
14.01.2017Главный редактор РНЛ Анатолий Степанов о Венедиктове, Резнике и других «иностранных агентах»
01.01.2017Русский ответ: Геополитические итоги 2016 года (ВИДЕО)
23.12.2016Протоиерей Всеволод Чаплин об итогах Епархиального собрания духовенства Москвы 22 декабря 2016 г.
18.12.2016Патриарх Кирилл снова проявил явные симпатии киевской хунте
15.12.2016Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон
08.12.2016Святейший Патриарх Кирилл поиграл в городки на открытии Фестиваля национальных видов спорта
06.12.2016«Понятие “раб Божий” унижает либерала, который молится свободе», – считает отец Алексий Чаплин
Православный журнал Благодатный огонь / Новости
www.blagogon.ru
Православный журнал Благодатный огонь / Ссылки
www.blagogon.ru
Православный журнал Благодатный огонь
Светлой памяти
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
посвящается этот сайт О сайте:Сайт православного журнала «Благодатный Огонь» начал свою работу 12 декабря 2009 года.
«Благодатный Огонь» – православный сайт консервативного антилиберального (в самом широком смысле этого понятия) направления, видящий главную свою задачу в сохранении чистоты православной веры и церковных богослужебных традиций. Идеологией сайта является православный реализм.
Основной спецификой публикаций сайта «Благодатный Огонь» являются проблемы богослужения и полемика с обновленческими тенденциями в нашей Церкви и их идеологами – либералами-реформаторами, сторонниками европравославия и экуменизма, т.е. «евроантлантического выбора» РПЦ.
Напомним, что основной враг либерализма – традиция. Потому очевидно, что церковный либерализм (экуменизм, обновленчество, модернизм, европравославие) является составной частью общей либеральной идеологии, мирового либерального Проекта.
Сайт «Благодатный Огонь», являясь ресурсом внутренней церковной миссии, т.е. миссии среди людей, по своей наивности пока ещё симпатизирующих церковным либералам и реформаторам-обновленцам, постоянно ведет полемику с теми, кто под предлогом «миссионерских проектов» пытается провести обновленческие реформы, кто стремится пересмотреть Священное Предание, церковные традиции и каноны.
В публикациях сайта «Благодатный Огонь» свободно обсуждаются самые острые и животрепещущие проблемы церковной действительности, освещаются малоизвестные страницы церковной истории и вопросы богословия. В таком свободном обсуждении вопросов церковной жизни, волнующих огромное число православных верующих и связанных с возрождением Православия в нашем Отечестве, и должна, на наш взгляд, проявляться одна из сторон соборности, которая так необходима в настоящее время нашей Матери-Церкви и о которой часто говорит наше священноначалие.
Для удобства поиска по сайту предусмотрены следующие функции: «Архив номеров», где выставлены все статьи журнала «Благодатный Огонь», начиная с 1998 года*.«Авторы» – список имен авторов статей журнала «Благодатный Огонь», а также авторов статей разделов «Библиотека» и «Актуальные статьи» с указанием всех написанных ими статей.«Ключевые понятия» – церковные, исторические и богословские тематические определения, привязанные к соответствующим статьям всех номеров журнала, а также к статьям разделов «Библиотека» и «Актуальные статьи».«Персоналии» – список лиц, упоминаемых на страницах всех номеров журнала, а также в разделах «Библиотека» и «Актуальные статьи».«Библиотека» – постоянно пополняемый раздел сайта, в котором помещены важные документы, статьи, издания и книги, представляющие богословское, каноническое, духовное или церковно-общественное значение.«Актуальные статьи» – здесь выставляются статьи, которые, по мнению редакции, являются наиболее важными и заслуживающими внимания читателей. Именно здесь вы сможете оставлять свои комментарии к прочитанным материалам. Этот раздел задуман для того, чтобы постоянные контакты с православными верующими стали реальностью. Для нас очень важна живая связь с нашими читателями, которая осуществляется через ваши отклики в этом разделе.«Новости» – раздел сайта, где помещаются некоторые новости церковно-общественной жизни, а также извещается о регулярно проводимых в редакции журнала Православных собраниях, об их тематике и времени проведения.Официальные страницы сайта «Благодатный Огонь»:в LiveJournal:http://blagogon-ru.livejournal.com/в Facebook:http://www.facebook.com/blagogon.ru ВКонтакте:http://vk.com/public33491903
Телефоны:8-916-176-80-06;8-495-691-71-10;8-495-691-68-01.
Е-mail: [email protected]Главный редактор сайта: Сергей Носенко
Сайт «Благодатный Огонь» работает благодаря вашим пожертвованиям.
Вы можете пожертвовать на работу и модернизацию сайта:
Карта Сбербанка: 6390 0238 9085 1967 80 Кошелек в системе Яндекс-Деньги: 410012614780266Кошелек в системе WebMoney: R800693329393
О журнале:Журнал «Благодатный Огонь» издается с 1998 года.
Периодичность – два раза в год.
На сегодняшний день вышло 20 номеров*.
В состав редсовета журнала входят как священнослужители, так и миряне Русской Православной Церкви.
«Благодатный Огонь» – журнал консервативного антилиберального направления, видящий главную свою задачу в сохранении чистоты православной веры и церковных богослужебных традиций. За тринадцать лет своего существования своими актуальными публикациями статей священнослужителей, богословов и историков Церкви, поднимающих острые вопросы современной церковной жизни и освещающих малоизвестные страницы церковной истории, «Благодатный Огонь» уверенно занял свою уникальную нишу в спектре церковной периодики, завоевав интерес и любовь широкого круга православных читателей, став одним из лучших православных изданий.
«Благодатный Огонь», являясь журналом внутренней церковной миссии, постоянно ведет полемику с теми, кто под предлогом «миссионерских проектов» пытается провести обновленческие реформы, кто стремится пересмотреть Священное Предание, церковные традиции и каноны. Неудивительно поэтому, что журнал приобрел и немало недоброжелателей, которым «Благодатный Огонь» своими статьями затрудняет внедрять «перестройку в Церковь», о чем так громко в последнее время заявляют иные «боголюбцы» и труженики в деле трансмутации традиционного православного сознания.
В сентябре 2011 года из-за цензурной политики Синодального информационного отдела, направленной на зачистку информационного поля от любых возможностей несогласия с начавшимися церковными реформами, выпуск православного журнала «Благодатный Огонь» был приостановлен. См. подробнее: http://www.blagogon.ru/digest/233/
* * *
Адрес журнала:Москва, 119002, ул. Арбат, 20.Телефоны:8-916-176-80-06;8-495-691-71-10;
8-495-691-68-01.
Тираж: 5000 экз.Е-mail:
[email protected]Главный редактор: Сергей Носенко.
Редакция испрашивает у читателей молитв за журнал и сайт «Благодатный Огонь», дабы в потоке либеральной церковной прессы и электронных СМИ не умолк живой голос традиционного Православия.
Все вышедшие номера журнала «Благодатный Огонь» желающие могут приобрести в редакции. Справки по телефону: 8-916-176-80-06. ——————————————* Годы выхода в свет номеров журнала «Благодатный Огонь»: №1 - 1998 №2 - 1998 №3 - 1999 №4 - 2000 №5 - 2000 №6 - 2001 №7 - 2001 №8 - 2002 №9 - 2002 №10 - 2003 №11 - 2003 №12 - 2004 №13 - 2005 №14 - 2005 №15 - 2006 №16 - 2007 №17 - 2007 №18 - 2008 №19 - 2009№20 - 2010www.blagogon.ru
Православный журнал Благодатный огонь / Персоналии
22.03.2018Архимандрит Рафаил (Карелин)О декламации в храме
20.03.2018Диакон Илья МасловПоздравление Верховному Главнокомандующему
3.03.2018Священник Вадим КоржевскийПассия – неуставное богослужение и чуждый нам опыт
14.03.2018Алексей ГорожанинКураев и Благодатный огонь
14.02.2018Протоиерей Алексий ЧаплинСвятость воинского служения по учению Церкви.Комментарий на заметку протодиакона Кураева «Мы пахали»
19.03.2018Алла ТучковаПравмировские модернисты пытаются оправдать Иуду и обвинить Христа
27.02.2018О совершении Литургии Преждеосвященных Даров вечером
31.01.2018Николай КаверинМечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами
8.03.2018Протоиерей Александр НовопашинПротоиерей Владимир Головин глумится над памятью Героя России летчика Романа Филипова.Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»
23.01.2018Николай КаверинОткуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести
12.01.2018Священник Димитрий ШишкинО знании и любви.Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?
28.01.2018Тимур ДавлетшинО «травле» Солженицына и его «русском патриотизме».Ответ на Заявление Совета православной патриотической общественности
13.03.2018Священник Алексий КнутовЕвхаристический пост перед Литургией Преждеосвященных Даров
21.01.2018Иван СмирновНовое учение о браке Валерия Сутормина и его последователей (+ВИДЕО)
26.12.2017Николай КаверинМонсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.
19.12.2017Вячеслав Мальцев (†2004)Соблазн «розового христианства»
25.02.2018Протоиерей Игорь БеловО супружеском воздержании в пост: норма или каноническое недоразумение?
15.01.2018Александр СтрижевЧего не изрекал преподобный Серафим Саровский
17.12.2017Архимандрит Рафаил (Карелин)О православной и ложной мистике
7.02.2018Николай КаверинО католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»
27.11.2017Священник Валерий ЗоринАнгелы и камеры
3.01.2018Диакон Илья МасловМодернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность
14.07.2017Документальный фильм «Эти».Комментарий священника Алексия Чаплина
11.02.2018Николай КаверинПравильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России
23.11.2017Кирилл ДегтяревВо всём виноват… народ: что общего в столь различных взглядах современных русских интеллигентов
14.11.2017Николай КаверинМитрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах
8.12.2017Тимур ДавлетшинОб апологии предателей-власовцев в произведении А. Солженицына «Архипелаг ГУЛаг»
5.12.2017Диакон Илья МасловПосле Архиерейского Собора-2017. Размышления простого клирика
1.03.2018Елизавета ПашковаА.Солженицын и ИМКА
1.01.2018Протоиерей Константин БуфеевК 100-летию перехода России с юлианского на григорианский календарь.О целесообразности возвращения России к старому календарному стилю
1.12.2017Протоиерей Константин БуфеевПатриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века
6.03.2018Михаил НовоселовПисьма к друзьям. О практике «общей исповеди»
21.11.2017Протоиерей Петр Андриевский (†2012)Еще раз о «Царе-Искупителе»
29.10.2017Николай КаверинМиссионерский кураж и миссионерствующее монашество
16.11.2017Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян
11.12.2017О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия
4.02.2018Александр ШунинСовременное единоверие – путь к единению или расколу?
10.01.2018Елена Сенявская «Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии
29.11.2017Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» к юбилейному Архиерейскому Собору 2017 года
8.11.2017Николай КаверинСовременная «миссия» на телевизионных ток-шоу, или Почему к голосу Церкви никто не прислушивается?
15.10.2017Александр Чаусов В почитании царя Николая II стало слишком много ереси
24.10.2017Николай КаверинВ Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей
26.10.2017Александр Камчатнов Сакральный славянский язык в Церкви и культуре
2.11.2017Николай КаверинСовершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма
5.11.2017Протоиерей Константин БуфеевО неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви
8.10.2017Протоиерей Петр Андриевский (†2012)Ересь царебожия
5.10.2017Архимандрит Рафаил (Карелин)О профанации любви
18.10.2017Великие румынские духовники об исповеди и причащении
24.09.2017Георгий КоробьинПрения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.
4.09.2017Священник Евгений ВеселовЧитая проект нового Катехизиса
13.09.2017Священник Георгий Максимов Отзыв на проект нового Катехизиса
12.10.2017Киприан ШахбазянЗамечания к проекту нового Катехизиса
10.10.2017Николай КаверинВторой Ватиканский собор и богослужебная реформа.К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора
5.06.2017Николай КаверинКак у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?
2.09.2017Иеромонах Дамаскин (Христенсен)Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман
21.08.2017Архимандрит Рафаил (Карелин)Ориген и либерализм в Церкви
17.09.2017Архимандрит Рафаил (Карелин)Христианство и модернизм
11.08.2017Священник Димитрий ШишкинБлаговествование или маркетинг?
24.08.2017Николай КаверинК 100-летию открытия Поместного Собора 1917 года.О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов
31.10.2017Протоиерей Константин БуфеевО святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных
6.09.2017Архимандрит Лазарь (Абашидзе)О грехе блуда
29.08.2017Николай КаверинПравославная Церковь Белоруссии на пути в европравославие
21.07.2017Священник Валерий ДуханинЗаступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева
2.07.2017Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества
22.06.2017Архимандрит Рафаил (Карелин)Неужели Содом – наш будущий дом?
7.06.2017Николай КаверинТайное униатство.Криптокатолицизм в Православной Церкви
24.12.2017Протоиерей Андрей ПравдолюбовЕще раз о сверхчастом причащении
26.09.2017Александр Петрович ГолубцовИз истории изображений креста
29.05.2017Протоиерей Александр НовопашинХрам или балаган?Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей
12.06.2017Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.Краткая историческая справка
10.05.2017Архимандрит Рафаил (Карелин)О послушании монахов и мирян
3.09.2010Николай КаверинЗачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
10.03.2017Николай КаверинВсегда ли мироточение есть чудо Божие?
4.05.2017Священник Георгий МаксимовОсквернение храмов в наши дни
25.04.2017Ирина Медведева, Татьяна ШишоваШесть признаков антижизни
29.06.2017Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)
11.02.2017Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.Свидетельство прихожанки
28.03.2017Владислава РомановаНе является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?
29.12.2016Архимандрит Рафаил (Карелин)О секуляризации Церкви
10.04.2017Протопресвитер Георгий ГраббеИуда: предатель или избранник Божий?
3.05.2017Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк. Комментарий диакона Ильи Маслова
12.12.2016Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.На очереди отмена Типикона
16.02.2017Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии
7.02.2017Василий Федорович Певницкий О церковно-богослужебном языке
20.02.2017Лидия Соколова, Светлана Романова«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?
15.01.2017Диакон Илья МасловНе трогайте наше богослужение!Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»
30.01.2017Протоиерей Алексий КасатиковБогословие нетрадиционной ориентации.Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве
27.01.2017Михаил НовоселовПисьма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры
21.12.2016Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон
27.01.2017Михаил КригерВ чём опасность Библейских обществ
23.03.2017Валерий ЛялинУтеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)
8.01.2017Архимандрит Рафаил (Карелин)Православие и модернизм
27.12.2016Иеромонах Серафим (Роуз)Устав
23.11.2016Протоиерей Константин БуфеевПорядки старые не новы.К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»
16.11.2016Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова
13.11.2016Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры
20.11.2016Диакон Илья МасловЛиберально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России
2.01.2017Краткая история возникновения Календарного вопроса
26.10.2016Протоиерей Константин БуфеевВоздыхание о «миссионерской литургии»
27.11.2016Павле РакВодою и духом, или О разбавленном христианстве
9.11.2016Протоиерей Константин БуфеевО мерзости запустения на святом месте
24.01.2017Николай КаверинОбмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности
7.11.2016Диакон Илья МасловО «холуйской свободе» наших либералов.Размышления в поддержку позиции протоиерея Алексия Чаплина, выраженной им в статье «О потерянном рабстве и рыночной свободе»
25.07.2016«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?
4.10.2016О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.Комментарий диакона Ильи Маслова
22.09.2016Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).Грозное предзнаменование
2.04.2017Николай КаверинО современных «пророчествах» Авеля-прозорливца
30.09.2016Протоиерей Петр Андриевский (†2012)Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)
16.09.2016Священник Георгий СелинИ весь живот наш Христу Богу предадим
27.09.2016Священник Георгий Максимов«Подарок» папе Римскому
10.04.2016Николай КаверинМиссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства
19.09.2016Архимандрит Рафаил (Карелин)Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии
2.09.2016Ольга ЧетвериковаИстоки экуменизма
29.08.2015Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора
7.10.2015Николай КаверинГоре-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики
16.05.2016Николай КаверинДеятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России
20.08.2016Епископ Арсений (Жадановский)Опасность прелести
11.06.2016Николай КаверинВосточный папизм Константинополя
29.06.2016Николай Каверин«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов
2.03.2015Валентин ГасинО канонических отступлениях в документе «Об участии верных в Евхаристии»
17.04.2016Священник Георгий Максимов О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор
4.06.2012Артем СудоплатовЧему учат в Общецерковной аспирантуре?
23.06.2016Святитель Феофан ЗатворникО вечности мучений
17.06.2016О ситуации в Сербской Православной Церкви
20.06.2016Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви
16.10.2016Николай КаверинЕлицы вернии – изыдите!О миссионерской литургии
12.12.2009Алексей ГорожанинОбязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?
29.07.2016Николай КаверинКто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?
30.05.2016Протоиерей Петр Андриевский (†2012)Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма
24.04.2016Священник Георгий МаксимовО возмутительных «разъяснениях» ОВЦС
19.05.2016Диакон Илья МасловПостмодернистский демарш ОВЦС
24.10.2016Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)
21.04.2016ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона
5.05.2016Людмила СеленскаяО советском кино и современном православии
20.09.2011Николай КаверинКочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?
7.12.2015Протоиерей Владимир ПравдолюбовПротопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии
9.05.2012Николай КаверинПасхальные недоумения московского прихожанина
2.12.2013Николай Каверин«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр
7.03.2016Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха
10.03.2015Протоиерей Сергий АнтиминсовПротоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания
23.01.2012Николай КаверинКто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?
4.03.2016Священник Георгий МаксимовПро так называемый «Восьмой вселенский собор»
24.08.2015Николай КаверинЕвроправославие
23.02.2016Диакон Илья МасловЭти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить
15.02.2016Николай КаверинО встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)
10.02.2016Протоиерей Петр Андриевский (†2012)Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?
8.02.2015Протоиерей Владимир ПравдолюбовИстинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения
16.10.2012Священник Игорь Белов, Николай КаверинСверхчастое причащение и обновленчество
29.09.2016Протоиерей Петр Андриевский (†2012)Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)
31.01.2016Николай КаверинПатриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.
20.01.2015Николай КаверинОб отмене Исповеди перед причащением Святых Таин
21.01.2016Святитель Серафим (Соболев)Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?
22.11.2015Святое Причастие – на падение и восстание многих
1.10.2010Протоиерей Владимир ПравдолюбовВновь о реформаторах богослужения
11.11.2013Протоиерей Михаил РедкинО проекте Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»
9.06.2014Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке
27.12.2015Владимир СеменкоПятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины
11.02.2013Иеромонах Иов (Гумеров)К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?
21.10.2013Протоиерей Вадим ЛеоновО православном понимании таинства Евхаристии
24.01.2016Епископ Триадицкий Фотий«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия
14.01.2016Николай КаверинО новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата
5.02.2016К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)«Яд в привлекательной упаковке»
27.11.2012Валерий ДуханинОпасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова
25.02.2013Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях
16.02.2015Архимандрит Клеопа (Илие)Не подавай меча вместо пищи.Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему
28.01.2015Николай КаверинЧтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей
19.04.2015Ольга ЧетвериковаОльга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»
24.12.2015Алексей ИвановИзгнание Сергея Чапнина – важный шаг на пути очищения Церкви от либеральных неообновленцев
1.07.2015Святитель Иоанн (Максимович)Православное почитание Божией Матери
12.08.2015Галина ИванкинаВатник из принципа.Против «креативной» помойки
13.05.2015Диакон Валерий ДуханинСвятитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний
8.11.2015Николай КаверинО мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести
17.12.2015Пятая колонна внутри Церкви
5.05.2015Николай КаверинС Днем Великой Победы!«Православные» мифы о Великой Отечественной войне
1.04.2015Диакон Илья Маслов«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии
25.02.2013Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова
10.08.2015О библеисте Андрее Десницком
13.12.2013Игорь ДрузьИдеология протопресвитера Александра Шмемана
9.12.2010Алексей ГорожанинВ защиту Священного Предания от нападок протестантствующих
30.11.2011Протоиерей Константин БуфеевПротив новой практики причастия – Телом Христовым и вином
23.11.2012Архимандрит Рафаил (Карелин)О грехе блуда
26.03.2015Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря
25.03.2011Архимандрит Рафаил (Карелин)О монашеском авангардизме
19.01.2016Протоиерей Константин БуфеевРазмышления о «Крещальной Литургии»
27.01.2012Протоиерей Константин БуфеевДоктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания
3.01.2015Николай КаверинСтранный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла
22.08.2012Николай КаверинКто виноват в росте антиклерикальных настроений?
24.01.2011Протопресвитер Михаил ПомазанскийЭкуменика на фоне православной литургики
7.11.2011Валерий ДуханинПротиворечат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни
15.03.2011Священник Константин БуфеевПовеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»
28.01.2013Диакон Илья МасловОтчисление из СФИ – возвращение в Церковь
19.11.2015Священник Даниил Сысоев (†2009)Богословские соблазны монархического движения
7.09.2015Татьяна ПетроваКуда способны увести наставления протоиерея Александра Меня
26.05.2011Протоиерей Владимир ПравдолюбовКрасноярский урок
7.10.2013Диакон Илья Маслов«Наша борьба будет долгой...»Революционная экклезиология кочетковцев
26.10.2015Нина Павлова (†25.10.2015)Кто на Голгофе?
6.10.2014Тимур ДавлетшинУранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов
5.03.2012Николай КаверинКогда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...
15.04.2014Архимандрит Рафаил (Карелин)О грехе сребролюбия
30.12.2009Священник Михаил Капчиц «Тьмы низких истин нам дороже...»О реформаторских взглядах на богослужение священника Андрея Дудченко
19.03.2018Новый поход на Церковь?Митрополит Иларион (Алфеев) благословил имябожническую конференцию, организаторы которой призывают к покаянию Церковь Христову
17.03.2018Захар Прилепин: Хватит стесняться комплексов ракетных.К выборам Президента России (ВИДЕО)
15.03.2018Православные на Западе выпустили заявление против возрождения института «православных диаконисс» как первого шага к появлению женского священства в Православной Церкви
05.03.2018К 65-летию кончины И.В.Сталина.Сталин и Третий Рим
04.03.2018Святейший Патриарх Кирилл: Болгарию освободила Россия. Не Польша, не Литва, не другие страны, – Россия
03.03.2018Священник-модернист Димитрий Агеев советует Великим постом вкушать мясо, но в меньшем количестве
26.02.2018Синод православной Церкви в Америке вносит элементы магизма и оккультизма в литургическую жизнь Церкви Христовой
23.02.2018С Днем Защитника Отечества!Группа «Любэ»: Красная АрмияЗахар Прилепин: Между землей и небом – война
13.02.2018Диакон Владимир Василик: «Интернет-сплетник Кураев, хулящий Героя России воина Романа Филипова, чужд святоотеческого духа»
09.02.2018Всегда тех, кто бросали свои знамёна и становились под чужие, в народе называли чётко и однозначно – предатели и изменники Родины
06.02.2018Священник Георгий Максимов о молитве с еретиками (ВИДЕО)
26.01.2018В Москве вновь прошла ежегодная экуменическая акция с участием представителя ОВЦС
19.01.2018Священник Георгий Максимов о лжестарце иеросхимонахе Рафаиле (Берестове) (ВИДЕО)
16.01.2018Александр Щипков: «России пора возвращаться к юлианскому календарю, существовавшему еще во времена Христа. Уверен, что рано или поздно это произойдет»
13.01.2018Рождество Христово-2018 (невеселые постпраздничные мысли вслух)
01.01.2018Митрополит Ювеналий: Переход Русской Православной Церкви на григорианский календарь не имеет очевидной целесообразности
30.12.2017К 95-летию образования СССР
18.12.2017Поездка спортсменов на Олимпиаду без флага России – это легализация предательства и капитуляции нашей Родины
17.12.2017Священник Георгий Максимов о «непоминающих» (ВИДЕО)
09.12.2017Никита Михалков: Разрушь память и бери без боя (ВИДЕО)
03.12.2017В РПЦ сообщили о поступившей от Папы Римского просьбе о помиловании
03.12.2017Священник Георгий Максимов: хорошие новости по итогам Архиерейского Собора
29.11.2017Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая выступила против секспросвета в школах, а митрополит Иларион (Алфеев) за секспросвет «целомудренный», т.е. за «целомудренное» растление подростков в школах
29.11.2017О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия
20.11.2017На открывающемся Архиерейском Соборе принятие нового Катехизиса РПЦ вероятно будет отложено на два года
10.11.2017В памяти православных Леонид Ильич Брежнев остался благодетелем Церкви, а Хрущев – гонителем
04.11.2017Эта стена снова делит наше общество на тех, кто гордится нашим прошлым, и на тех, кто его ненавидит
29.10.2017Карлики, стоящие на плечах гиганта, помолчите!Диакон Владимир Василик о скандальной антисталинской тираде Макаревича
23.10.2017Новые креативные аспекты миссионерского служения Белгородской епархии: старооскольский священник Максим Пастухов принял участие в чемпионате по бодибилдингу и фитнес-бикини (+ВИДЕО)
22.10.2017На круглом столе в Москве обсудили проект нового Катехизиса РПЦ
17.10.2017Митрополит Иларион (Алфеев) положительно оценил творчество священника-рэпера: «в рэпе есть нечто общее с церковной традицией»
16.10.2017Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» к юбилейному Архиерейскому Собору 2017 года о недопустимости включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»
06.10.2017Депутат Госдумы заявил о возможной казни в Сирии двух плененных россиян, которые отказались отречься от православной веры и от родины
03.10.2017Тяжкие будни правительства РФ: премьер-министр Медведев утвердил правила пользования кадилом
25.09.2017К 100-летию восстановления патриаршества.Святейший Патриарх Кирилл заявил о своей непогрешимости: «Не согласны – на пенсию»
15.09.2017В московском храме недавно состоялась неканоничная «литургия апостола Иакова»
12.09.2017Священник Георгий Максимов: попытка создания нового Катехизиса полностью провалилась и его текст не должен быть принят в качестве официального вероучительного документа РПЦ
06.09.2017Епископ Тихон (Шевкунов) заявил о «давлении на патриаршую комиссию по “екатеринбургским останкам”»
30.08.2017В проекте нового Катехизиса присутствуют ссылки на «новооткрытый» второй том, якобы принадлежащий авторству преп. Исаака Сирина
23.08.2017Поклонская перешла черту: от депутата отворачиваются коллеги и священники
18.08.2017Насколько будет авторитетен новый Катехизис Русской Православной Церкви?
15.08.2017Предвестие капитуляции: премьер Медведев дал понять, что флаг России для спортсмена – не главное, атлетам не зазорно выступать и под нейтральным стягом
10.08.2017Протоиерей Всеволод Чаплин о Сталине и спорах вокруг него
01.08.2017Митрополит Иларион (Алфеев) озвучивает креативные идеи, не имеющие ничего общего с интересами Русской Церкви
29.07.2017Анатолий Шарий об освещении украинскими СМИ празднования дня Крещения Руси в Киеве
24.07.2017Синодальная библейско-богословская комиссия опубликовала проект Катехизиса РПЦ для общецерковного обсуждения
24.07.2017Протоиерей Всеволод Чаплин о провозглашении руководством ДНР новой республики Малороссия
15.07.2017Россия 24: Писатель Захар Прилепин рассказал о войне, литературе и своей гражданской позиции (ВИДЕО)
07.07.2017Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) обличил режиссера Александра Сокурова в фальсификации истории в интересах русофобов (ВИДЕО)
27.06.2017К 20-летию беспрецедентного события в московском храме Успения Богородицы в Печатниках, в котором проходил свое служение священник Георгий Кочетков
16.06.2017Протоиерей Всеволод Чаплин: По следам Гаваны, или Мечты униатов о своей «русской церкви»
23.05.2017Патриарх Кирилл считает возможным объединение христиан разных Церквей без единства в вопросах веры?
15.05.2017В Риме состоялся Летний институт для представителей Московского Патриархата: создается новое поколение экуменических священнослужителей
07.05.2017«Пятёрочка» выручает! Новый миссионерский проект от митрополита Илариона (Алфеева), направленный на повышение посещаемости храмов и укрепление семейных ценностей
05.05.2017Диакон Владимир Василик о сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917–1918 гг.
27.04.2017Акробатическое шоу с танцами в храме Калужской епархии
22.04.2017О круглом столе, организованном неким Советом православной патриотической общественности
15.04.2017Центр свт. Василия Великого: в России необходимо ввести выходной в Светлый понедельник
25.03.2017Священник Александр Шумский: Я опасаюсь, что некоторые тенденции могут перерасти в своеобразный монархический национал-большевизм
16.03.2017Портал «Богослов.ру» вновь поднимает тему внесения в святцы Русской Церкви монахини Марии Скобцовой
09.03.2017Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на ответ верующим архимандрита Саввы (Тутунова)
24.02.2017Архиепископ Амвросий (Ермаков) предлагает встать над схваткой защитников Церкви и антицерковной оппозиции?
18.02.2017Директива Дугина: Информационная политика России (ВИДЕО)
10.02.2017Работайте, братья!Памяти легендарного комбата «Гиви» (полковника армии ДНР Михаила Толстых). ВИДЕО
04.02.2017Протодиакон Кураев придумал «миссионерский» повод для невозвращения Русской Православной Церкви Исаакиевского собора
29.01.2017Епископ Августин: Россия должна предложить альтернативу капитализму и американскому глобализму
29.01.2017Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предлагает переформатировать Бессмертный Полк
23.01.2017Вице-спикер Госдумы Петр Толстой посоветовал не тратить время на петиции против передачи Исаакиевского собора РПЦ, поскольку вопрос уже решен
14.01.2017Главный редактор РНЛ Анатолий Степанов о Венедиктове, Резнике и других «иностранных агентах»
01.01.2017Русский ответ: Геополитические итоги 2016 года (ВИДЕО)
23.12.2016Протоиерей Всеволод Чаплин об итогах Епархиального собрания духовенства Москвы 22 декабря 2016 г.
18.12.2016Патриарх Кирилл снова проявил явные симпатии киевской хунте
15.12.2016Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон
08.12.2016Святейший Патриарх Кирилл поиграл в городки на открытии Фестиваля национальных видов спорта
06.12.2016«Понятие “раб Божий” унижает либерала, который молится свободе», – считает отец Алексий Чаплин
www.blagogon.ru
Актуальные статьи / Старая звезда
4.08.2017Священник Димитрий Шишкин
Что же мы за народ такой удивительный? Вместо того чтобы век от века умножать добро, изживая худое, мы при первом удобном случае с революционным задором ломаем всё подряд, чтобы создать своё. Как будто сотворенное нами непременно окажется лучше всего предыдущего! Вот так и строим, ломая, и каждый раз начинаем заново…
Вот всплыло – из детства, светлое… Золотые звёзды на бирюзовом куполе храма. Маленькое небо, вселенная с кулачок… Я тогда и не задумывался о значении церковной символики, но она всегда была перед глазами и пленяла помимо идей, в едином чувстве рукотворно-звёздного неба. Я видел его, когда шёл утром в школу, оно нависало надо мной, когда я гонял мяч на школьной спортплощадке, метрах в двадцати от храма. Оно маячило между крышами, когда я возвращался домой из дальних скитаний…
Чехов обмолвился как-то: «Прав тот, кто искренен». Ошибся классик. Я видел их – убеждённых в своей правоте, искренне-хватких, практичных людей. Лопахины наших дней, они пришли издалека и решили всё переделать так, чтобы стало, наконец, «хорошо». К алтарю они решили пристроить пономарку и стали копать под фундамент яму. Копали, копали и наткнулись на могилки… Вот-те на… Озадачились застрельщики, почесали «потылыцю» и… э-эх – в грузовичок мусорный сыпанули косточки, да и на свалку их. Всё одно – прах… А нам новую явь строить, знаете ли… Дело великое!
Дальше – больше. Провалился неожиданно на церковном дворе КАМАЗ с бетоном. Ну, не так чтобы весь, а просел колёсами задними. Выволокли его кое-как, подрасчистили воронку, а там – черепичная галерея со склепами, а в склепах – останки священников. Вот, незадача… работа кипит, стройка идёт, а тут – дыра эта и только начни разбираться – на неделю увязнешь. Ну и гукнули в дыру КАМАЗ бетона. Гукнули и забыли… А чего церемониться – это ведь всё прошлое. Нам сейчас жить надо. Новую явь созидать!..
Затем вдохновенно сколупали с беленых домиков средневековую черепицу и водрузили зелёный металлический «профиль». Оконные рамы с провинциально-милыми ставенками сменили на стеклопакеты. Потом спилили во дворе старые кряжистые абрикосы и установили декоративные туи в пластиковых («терракотовых») кадках. Уж не знаю, почему решилось, что так будет лучше…
Дошёл черёд и до звёзд на куполе… А я так привык к ним, что и представить не мог, что можно взять и отделить их от неба, пусть и рукотворного. И потому, когда увидел купол храма с верхолазами в люльках – сердце ёкнуло. Как будто кто-то влез в моё детство и покусился там что-то исправить, чтобы стало «как надо»… Звёзды отколупали и стали приколупывать новые, но заметно меньшие прежних. И как же огорчительно это было! Как будто небеса отдалились смиренно и грустно…
А потом я шёл на службу и возле входа в церковный двор, за оградой, на тротуаре нашёл звезду. Ту самую – «из бывших». Я поднял её – дивный осколок детства – и всё разглядывал с какой-то беспомощной нежностью. Она была и в самом деле большая, хоть и не такая блестящая, яркая, как казалось раньше. И потускнела она от времени и патиной тронулась, и поржавела маленько, но это была моя, родная звезда. Всамделешняя! Что тут скажешь? И мне захотелось её сохранить, отнести домой. Но дом и так под завязку завален всякими нужными и ненужными вещами, и я представил как к ним прибавится эта звезда… неуклюжая, старая и совсем не привлекательная вблизи… И я всё не мог представить – где её место в доме… И, в конце концов, жизнь не стоѝт на месте… И новая явь, понимаете… и всё такое…
Словом, я её не забрал… Положил на парапет забора, как делают старики, которые находят под ногами кусок хлеба.
И не забрал…
Всё обманывал себя: думал, что, может быть, заберу потом… после службы… Думал, зная, что через полчаса начнётся новый строительный день и звезду просто выбросят в мусор… Чтобы глаза не мозолила…
Не забрал…
Не знаю, может быть, рассуждая здраво, я правильно сделал… Но сейчас мне кажется, что для той звезды нашлось бы место в моём доме и тусклая эта звезда светила бы ещё долго не только мне, но и моим девчонкам. И я рассказывал бы им, как давным-давно во тьме безотрадной от этой звёздочки было так необъяснимо светло!
А недавно не стало неба бирюзового со звездочками вовсе. Решили избавиться от него. Поменяли листовую медь на куполе. Поулыбалась она радостно и светло на солнышко неделю – другую, а потом стала тускнеть, темнеть… и вот уже почти совсем чёрными сделались купола.
А может быть так и надо? Как знать, как знать…
Благодатный Огонь
www.blagogon.ru
Актуальные статьи / О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС
24.04.2016Священник Георгий Максимов
Недавно были опубликованы два «Официальных разъяснения Отдела внешних церковных связей» – одно «о предстоящем Всеправославном соборе», второе «по поводу встречи патриарха Московского Кирилла с папой Римским Франциском».
Обеспокоенность в Церкви из-за упомянутых двух тем дошла до такой точки кипения, что кто-то в ОВЦС наконец решил, что далее игнорировать это нельзя, и надо дать официальные разъяснения, дабы успокоить людей. Сама идея дать разъяснения очень правильная, но вот содержание этих разъяснений напомнило мне шумерскую пословицу: «если не знаешь, что говорить, ничего и не говори». Поскольку в действительности эти разъяснения не только не успокаивают, но еще больше возмущают людей. Ниже приведу разбор десяти наиболее вопиющих пунктов.
1.
Эти два текста частично совпадают. И в совпадающей части обоих документов менторским тоном написано:
«Уклонение от такого диалога было бы преступлением перед Господом, повелевшим Своим апостолам идти и учить все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Он заповедал (Мф. 28:19-20)».
Это написано в обличение «нынешним псевдо-ревнителям», – в одном разъяснении это приводится как ответ тем, кто посмел усомниться в целесообразности гаванской встречи, а в другом разъяснении приводится как ответ тем, кто критикует проект документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром».
То есть, авторы данных разъяснений хотят таким образом нас убедить, что экуменические встречи с инославными вообще и встреча с папой в частности состоялись во исполнение заповеди «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа»? Значит, мы должны вообразить, что наш патриарх летел на Кубу с мыслью: «надо Франциска покрестить, а то ведь нехорошо преступать заповедь Господню». Ну и двухчасовую беседу их мы должны, видимо, принять за катехизическую беседу перед крещением. Правда, непонятно тогда, а что же мы двадцать лет подряд официально отказывались от встречи патриарха с папой (как заявлялось ранее)? Неужели Бенедикта XVI и Иоанна-Павла II не надо было крестить и учить соблюдать все, что заповедовал Христос? Почему же мы «уклонялись от такого диалога» с ними и совершили такое «преступление перед Господом»? И, конечно, авторы из ОВЦС просветили нас о том, с какими мыслями они сами ездят на собрания ВСЦ и других экуменических организаций. Оказывается, это для того, чтобы покрестить в Православие тамошних инославных.
Я не знаю, какими идиотами надо считать своих читателей, чтобы писать такое и думать, будто они поверят, что наши церковные чиновники осуществляют контакты с инославными ради исполнения Мф. 28:19-20.
Среди сотрудников ОВЦС я не знаю ни одного, кто считал бы, что инославных надо перекрещивать, но при этом они пишут нам в этих своих официальных разъяснениях, что встреча с папой и контакты, обсуждаемые в документе об отношениях с инославными будто бы осуществляются во исполнение заповеди о крещении народов. Когда люди пишут столь наглую ложь, они тем самым демонстрируют крайнюю степень презрения к своим читателям.
2.
Второй перл. Это уже из разъяснения по поводу гаванской встречи. Авторы ОВЦС уверяют нас, что:
«главной причиной встречи послужила необходимость безотлагательно обсудить трагическую ситуацию, связанную с преследованием христиан в ряде регионов мира, в первую очередь на Ближнем Востоке».
Чтобы показать нам, насколько все плохо, авторы приводят статистические данные, в том числе такие:
«В Ираке проживало полтора миллиона христиан – осталось 150 тысяч».
Напомню для авторов документа то, что они и сами прекрасно знают: истребление христиан в Ираке началось вскоре после вторжения туда войск американской коалиции в 2003 г. Катастрофические масштабы это приобрело с началом гражданской войны в 2006 г. То есть десять лет назад! Отчего же тогда не устроили встречу патриарха с папой, если, как нас убеждают, это главная причина, и встреча оказалась столь эффективна, что спасла множество жизней? Зачем же десять лет было скрывать такое мощное средство? Отчего не употребили его пока в Ираке еще было полтора миллиона христиан?
Да, вы не ослышались, когда я упомянул про эффективность встречи. Авторы разъяснения нас просвещают:
«В Совместном заявлении, принятом по итогам встречи, Святейший Патриарх Кирилл и Папа Франциск призвали все силы, которые пытаются противостоять экстремизму, к согласованным действиям. Патриарх и Папа обратились к политическим лидерам, увещевая их преодолеть разногласия и сплотиться в борьбе с общей угрозой. Этот призыв оказался чрезвычайно актуален, о чем свидетельствует и тот факт, что ведущие мировые державы вскоре после встречи договорились об установлении перемирия в Сирии. И сегодня уже многие сирийцы объединили свои усилия в борьбе против террористов, пытающихся разрушить их государство и уничтожить в нем христиан».
На этом «золотые перья» ОВЦС не останавливаются, их несет дальше:
«Авторам поступающих обращений следовало бы ответить на вопрос: если бы от вашей встречи с влиятельным католиком зависела чья-то жизнь, в том числе православного человека, разве ваша христианская совесть позволила бы вам уклониться от этой встречи? Тем более, когда речь идет о тысячах жизней. А ведь перемирие в Сирии, достигнутое после состоявшейся встречи, сохранило жизни многих людей».
То есть, авторы рисуют перед нами такую картинку: состоялась встреча папы с патриархом, была опубликована их декларация, ее внимательно прочитали Башар Асад и полевые командиры сирийской оппозиции и признались себе и друг другу: «Вот раньше, когда папа Римский и патриарх Московский высказывали все то же самое по отдельности, мы еще как-то могли их призывы игнорировать, но теперь, когда они встретились и сказали это вместе – теперь все серьезно. Пора заканчивать эту несчастную войну». И заключили, наконец, перемирие, которое «сохранило жизни многих людей». И вот авторы ОВЦС полагают, что мы в это поверим и даже, что мы поверим, будто они сами в эту ахинею верят.
Я вижу не менее пяти вариантов того, как можно показать, что заявления авторов ОВЦС про «факт, что ведущие мировые державы вскоре после встречи договорились об установлении перемирия в Сирии» это наглая ложь. Но, чтобы не утомлять читателя, я ограничусь всего одним, самым коротким.
Напомню, встреча патриарха с папой Римским произошла 12 февраля. А теперь обратимся к гуглю и посмотрим, когда была заключена договоренность о текущем перемирии в Сирии: «Участники состоявшегося в четверг, 11 февраля, в Мюнхене заседания Международной группы поддержки Сирии достигли договоренности о введении в стране режима прекращения огня».
Хотелось бы пояснить: я нисколько не сомневаюсь в том, что наш патриарх, равно как и папа Римский, искренне переживают о страданиях христиан в Сирии. Любой человек, кто хоть немного знает о тех зверствах, которые имели место, не может остаться равнодушным. И вполне понятно желание заявить о своем отношении к этой трагедии. Но наш патриарх очень адекватный человек, подозреваю, что папа Римской тоже адекватен настолько, чтобы понимать, что любые их заявления на эту тему носят исключительно декларативный характер и не имеют никакого влияния на тех, от кого действительно зависит прекращение притеснения христиан (ну не руководствуются в своих действиях члены ИГИЛ и других подобных организаций заявлениями христианских лидеров).
Так что на главную причину для встречи такое чисто декларативное действо никак не тянет. Но даже если мы подыграем авторам документа и изобразим тех тупиц, которыми они нас считают, и поверим, что благодаря декларации папы и патриарха наступил мир в Сирии и были спасены тысячи христианских жизней, у нас все равно останется вопрос: а зачем встречаться-то было? Если дело в двух подписях под одним текстом, то можно было просто сгонять кого-то из ОВЦС в Рим, взять подпись папы, а потом этот же документ подать на подпись патриарху (или в обратной последовательности) и опубликовать как совместное заявление. Устраивать ради этого личную встречу и отрывать двоих очень занятых людей от их дел, не нужно. Вряд ли папа сказал бы: нет, я подпишу декларацию в защиту убиваемых христиан только если лично увижу патриарха Кирилла, а если он перед мои ясны очи явиться не изволит, так и пусть их дальше убивают, я ничего не подпишу. Очень вряд ли.
Вместо всей этой клоунады и циничных попыток прикрыться трупами ближневосточных христиан авторам ОВЦС надо было либо прямо и честно называть настоящую причину встречи с папой, либо, если по каким-то соображениям эту причину сейчас нельзя предавать огласке (ну, например, темные силы нас злобно гнетут и могут использовать эту причину во вред нашей Церкви), то прямо и честно констатировать неспособность ее озвучить.
3.
Другим примером успешности и значимости гаванской декларации авторы ОВЦС считают то, что:
«в Совместном заявлении прозвучал призыв к общественной солидарности и деятельному миротворчеству на Украине».
При этом нам напомнили, что:
«одной из сил, вовлеченных в это противостояние, являются украинские униаты, которые признают своим верховным главой Папу Римского».
Это звучит более вменяемо, чем предыдущий перл про Сирию, ведь украинские униаты действительно должны считать папу Римского своим главой и прислушаться к тому, под чем он подписался. Однако далее авторы обескураживают нас признанием:
«украинские греко-католики обрушили резкую критику в адрес Папы Франциска за то, что он подписал Совместное заявление».
Тогда в чем здесь победа декларации?
4.
Еще одна такая «победа», которая больше напоминает поражение:
«В этом заявлении также подчеркивается, что раскол среди православных на Украине может быть уврачеван только каноническим путем».
Сам факт того, что для решения чисто внутриправославной проблемы потребовалось сослаться на авторитет главы неправославной конфессии (папу Римского) свидетельствует о нашей беспомощности решить эту проблему своими силами. К слову, у римо-католиков тоже есть кое-где довольно серьезные расколы, но представители папы не включили в текст декларации пункт о том, что и они «могут быть уврачеваны только каноническим путем». Вероятно, католики полагают, что решать такие внутренние проблемы надо собственными силами, а прибегать к авторитету патриарха Московского для попытки уврачевать расколы между католиками это значит расписываться в собственной неспособности их решить. Этого впору стыдиться, а не гордиться как «победой».
5.
Авторы ОВЦС заявляют, что:
«на встречу в Гаване Святейший Патриарх Кирилл пошел, следуя примеру святителя Марка Ефесского»,
а в другом месте они подчеркивают,
«что в ходе встречи в Гаване не обсуждались ни богословские, ни канонические вопросы».
Но святитель Марк вообще-то ехал на Ферраро-Флорентийский собор как раз для обсуждения богословских вопросов, в чем нетрудно убедиться, прочитав книгу архим. Амвросия (Погодина), на которую авторы ОВЦС ссылаются. Так что вы уж определитесь – или наш патриарх на встрече следовал примеру свт. Марка Ефесского и тогда он, получается, обсуждал богословские вопросы, или он не обсуждал богословские вопросы на встрече с папой, и в таком случае аналогия со св. Марком неуместна.
6.
Авторы разъяснения уверяют нас:
«Патриарх и Папа не участвовали в каких бы то ни было совместных литургических действиях и не возносили совместных молитв, поэтому ссылки на недопустимость совместных молитв с еретиками в соответствии с канонами Православной Церкви в данном случае абсолютно неуместны».
Какие прекрасные слова! Как отрадно их слышать! Только почему же авторы ОВЦС забыли объяснить, как эти их слова соотносятся со следующими пунктами гаванской декларации, подписанной совместно папой и патриархом: «Воссылаем молитвы ко Христу, Спасителю мира» (п. 11), «обращаемся с надеждой к Пресвятой Матери Божией, взывая к Ней словами древней молитвы» (п. 30)?
Если эти слова нельзя понимать как совместную молитву, то объясните, как тогда их понимать? Среди множества других мне доводилось слышать даже такое предположение: патриарх Кирилл на самом деле во время встречи тайно присоединил папу Франциска к Православию и потому их совместная молитва не является каноническим нарушением, так как это была молитва двух православных. А папа сейчас собирается с духом и просто ищет удобное время, чтобы объявить своей пастве о том, что он стал чадом Русской Православной Церкви. Мне лично представляется эта версия весьма фантастичной, но даже она выглядит более внятной, чем избранная ОВЦС тактика повторения, словно мантры, слов: «молитв не было, не было, не было молитв».
7.
Вернемся теперь к разъяснению по поводу документов на Всеправославный собор.
Авторы ОВЦС пошли по пути убеждения читателей в духе «все хорошо, прекрасная маркиза». Они грозно бичуют «злонамеренно распространяющиеся слухи» о том, что будто бы в проектах документов Всеправославного собора находится «подписание унии с Римско-Католической Церковью». Но почему-то умалчивают факт серьезной критики в адрес этих документов, раздающейся во многих Поместных Церквах, и отнюдь не сводящейся к слухам об унии с католиками. Слава Богу, что Святейший Патриарх не удовлетворился этими лживыми отписками, вышедшими из недр ОВЦС, и благословил проведение 19 апреля конференции в ПСТГУ, специально посвященной сбору и анализу конструктивной критики проектов документов Всеправославного собора.
Огромная благодарность нашему патриарху за то, что, именно по его настоянию проекты документов были опубликованы. Именно поэтому верующие не только в России, но и в других странах получили возможность узнать, что в этих документах находится и выразить свое отношение к ним. Организаторы собора изначально предполагали опубликовать документы уже после их принятия. Патриарх Кирилл добился того, чтобы эти проекты стали открыты для широкого церковного обсуждения до собора, и вряд ли столь опытный человек делал это, полагая, что вся вселенская Церковь встретит эти документы дружным «одобрямс!»
Что примечательно, на конференции 19 апреля представитель ОВЦС сделал замечательный обзорный доклад, где упомянул многочисленные примеры конструктивной и серьезной критики, высказанной в адрес документов собора. Значит, они в ОВЦС были известны, однако авторы «разъяснения» от 15 апреля предпочли их проигнорировать и свести к абсурду позицию людей, с настороженностью относящихся к Всеправославному собору.
8.
Авторы «разъяснения» в порыве дискредитировать тех, кто не в восторге от экуменизма, вразумляют читателей:
«Если бы апостолы сидели взаперти, избегая любого контакта с иноверными, проповедь Евангелия Христова никогда бы не вышла за пределы Сионской горницы. Гнушение людьми другой веры или иных взглядов уподобляет человека фарисеям».
Нас пытаются убедить в том, что есть только два варианта – либо продолжение участия в экуменических встречах, либо сидение взаперти, отказ от проповеди и гнушение людьми другой веры. Однако между этими двумя вариантами существует богатая палитра других вариантов, и многие из них гораздо более привлекательны для православных христиан чем озвученные авторами ОВЦС крайности.
А подспудное сравнение экуменистов с апостолами выглядит и вовсе анекдотично. Можно сравнить, как закончили свою жизнь апостолы с тем, как закончили ее видные экуменисты. Их отнюдь не гнали те, кому они как будто бы проповедовали Православие. Можно сравнить также то, сколько людей привели в Церковь апостолы, а сколько – те, кто не вылезал из экуменических собраний. Думается, что если бы апостолы занимались проповедью в духе экуменической деятельности, восхваляемой в проекте документа Всеправославного собора, то проповедь Евангелия Христова никогда бы не вышла за пределы Афинского ареопага, где потонула бы в тех бессмысленных обсуждениях, от которых ушел и более не возвращался апостол Павел.
И в самом деле, почему апостол не пришел второй раз в Ареопаг? Ведь находящиеся там сказали ему: «об этом послушаем тебя в другой раз» (Деян. 17:32). То есть, они прямо сказали, что готовы и дальше слушать христианское учение, почему же апостол не пришел в другой раз, не стал постоянным членом Афинского ареопага, не продолжил там проповедь? Хорошо бы об этом задуматься тем, кто любит оправдывать экуменические встречи ссылками на апостолов. Ведь по мысли авторов ОВЦС апостол Павел таким образом «уклонился от диалога» и совершил «преступление перед Господом».
9.
Если своих оппонентов авторы «разъяснения ОВЦС» представляют как фарисеев, гнушающихся людьми, то сторонников экуменических контактов (и, в том числе, самих себя) они описывают как тех, кто
«без страха вступают в диалог с инославными – не ради достижения вероучительных компромиссов, а ради свидетельства о чистоте и истине православной веры, ради нахождения приемлемых форм взаимного сосуществования, ради спасения жизни гонимых христиан Ближнего Востока и Северной Африки, ради совместной защиты семьи как освященного Богом союза мужчины и женщины, ради защиты жизни нерожденных младенцев, ради мира на земле».
Наконец-то благодаря анонимным авторам ОВЦС мы узнали, что такое подлинное величие и бесстрашие. Только представьте себе: они без страха едут в зарубежные командировки, без страха заселяются в неплохие европейские гостиницы, без страха посещают там обеды и фуршеты, без страха улыбаются и кивают инославным участникам, без страха зачитывают свои доклады перед ними, и в результате всей этой их мужественной деятельности наступает мир на земле, защищаются жизни нерожденных детей, спасаются гонимые христиане Ближнего Востока и так далее и тому подобное.
Вот в этом нас пытаются убедить авторы ОВЦС и полагают, что мы это воспримем с полным доверием. Светские люди, встречая подобного рода тексты, нередко оставляют комментарий: «интересно, что курил автор?» Я думаю, что авторы разъяснений ОВЦС при написании этих текстов не курили ничего, по крайней мере ничего, крепче табака. Они просто считают своих читателей самыми распоследними тупицами, которые поверят любой ахинее, которую им напишут. А такое отношение, на самом деле, совсем не то, что следует демонстрировать в тексте, который претендует на то, чтобы успокоить сомневающихся.
Особенно циничным выглядят уверения про то, что контакты с инославными совершаются ради «спасения жизни гонимых христиан Северной Африки». Напомню, что Россия официально отказалась предоставлять убежище коптам, бежавшим от преследований, начавшихся после «арабской весны». И наша Церковь, включая красноречивых авторов ОВЦС, нисколько против этого решения не возразила. Хотя предоставление убежища могло бы действительно спасти людей, в отличие от болтовни на экуменических встречах.
10.
Авторы ОВЦС с гордостью сообщают, что беспокоиться нам не о чем, потому что
«принятый на Собрании Предстоятелей Регламент работы Всеправославного Собора исключает возможность рассмотрения на нем каких бы то ни было иных, новых тем или документов... Более того, в соответствии с Регламентом все поправки к указанным документам – если в таковых возникнет необходимость – могут приниматься исключительно единогласным решением всех Поместных Церквей, что означает, что ни одна поправка не может быть принята, если хотя бы одна из Поместных Церквей, участвующих в работе Собора, заявит о своем с ней несогласии. Подобный порядок принятия решений позволяет Русской Православной Церкви беспрепятственно участвовать в работе Всеправославного Собора, не опасаясь, что Поместным Церквам может быть навязано решение, несогласное со святоотеческим учением и многовековым Преданием Церкви».
Вот уж успокоили так успокоили! А как быть с тем, что этот же регламент делает весьма маловероятным принятие справедливых поправок к документам, несовершенство которых уже многократно было показано многими людьми? Чтобы далеко не ходить, приведу простой пример: в тексте о миссии Церкви в современном мире содержится цитата из Евсевия Кесарийского, который мало того что не является святым, он известен как арианин или «полуарианин»! Практика ссылаться на ариан как на авторитет в соборных текстах Православной Церкви явно не согласуется со «святоотеческим учением и многовековым Преданием Церкви».
На состоявшейся 19 апреля конференции в числе других поправок, отправленных нашему патриарху, была и та, которая требует удаление ссылки на Евсевия. Я нисколько не сомневаюсь, что Его Святейшество озвучит эту поправку на Всеправославном соборе. Но даже если нашу поправку поддержат еще двенадцать поместных Церквей, но не поддержит хотя бы одна – например, Константинопольская, – это значит, что, согласно упомянутому регламенту, поправка не будет принята и документ будет утвержден с цитатой из Евсевия. Такая же история со всеми остальными поправками. Если авторы ОВЦС хотели нас успокоить, то было бы лучше с их стороны объяснить, как наша делегация будет действовать в таких случаях, чтобы избежать того, чтобы нам было «навязано решение, несогласное со святоотеческим учением и многовековым Преданием Церкви».
* * *
Кто читал мои другие статьи, знает, что я обычно пишу в более сдержанной и безэмоциональной манере. Однако два «разъяснения» ОВЦС вынудили меня сделать исключение в слабой надежде на то, что, может быть, хотя бы едкий стиль комментариев поможет авторам этих текстов осознать, что не стоит считать православных верующих полными идиотами и писать откровенную ложь от имени синодального отдела. Я отнюдь не единственный, кто заметил перечисленные выше перлы, из-за которых эти два текста уже стали в интернете посмешищем. Хочется верить, что в будущем мы более не увидим столь позорных текстов, выдающихся за официальное мнение одного из синодальных отделов Церкви.
От редакции БО:
20 апреля председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), выступая перед преподавателями и учащимися Московских духовных школ, рассказал о состоявшейся 12 февраля 2016 года в Гаване встрече Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским Франциском (mospat.ru/ru/2016/04/20/news130414/).
Нужно признать, что в речи митрополита Илариона конечно есть немалая доля правды в отношении непоминающих патриарха и призывающих к расколу нашей Церкви. Но как пастырь Христовой Церкви владыка Иларион этой речью себя полностью скомпрометировал и проявил полную пастырскую профнепригодность. Как бы не были неправы иные миряне и священнослужители, критикующие смутившую многих верующих «встречу тысячелетия» в Гаване, но называть их постоянно «фарисеями», «горе-ревнителями», «оголтелыми “ревнителями”», «провокаторами и крикунами» и т.п. – это совершенно недопустимо для архипастыря Русской Церкви и противно Духу Христову. Ведь эти люди также болеют за нашу Церковь и за чистоту ее вероучения (и думается не менее самого владыки-митрополита), а то, что некоторые из них богословски малограмотны – следовало бы ученому митрополиту-богослову Илариону покрыть пастырской любовью, а не приклеивать им оскорбительные ярлыки и эпитеты, что никак не красит постоянного члена Св.Синода. Ведь главное свойство пастыря доброго – не оскорблять, а учить.
Напомним, что 1 ноября 2010 года митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) без всякого богословского обсуждения произвольно наложил мораторий на употребление слова «ересь», дабы не обидеть еретиков и выстраивать с ними хорошие взаимоотношения. По мнению митрополита Илариона этот термин является «уничижительным и оскорбительным» (https://mospat.ru/ru/2010/11/15/news30385/). Напомним владыке-богослову, что термин «ересь» не является уничижительным и оскорбительным, как утверждает Его высокопреосвященство, а святоотеческим. Термин этот просто констатирует факт отпадения церковного сообщества от святой апостольской веры Церкви или искажения веры этим сообществом. Термин «ересь» активно используется во множестве творений святых Отцов, содержится в вероучительных книгах и посланиях Православной Церкви, в богослужебных последованиях.
При историческом оглашении моратория Владыка Иларион сказал: «Прежде всего, это было сделано для того, чтобы найти новые пути сосуществования и новые методы взаимодействия. При этом, вступая в диалог, Православная Церковь отказалась от употребления термина “ересь” в отношении католичества. … Православные наложили мораторий на употребление данного термина на время работы богословской комиссии по православно-католическому диалогу».
Однако для налаживания плодотворного межконфессионального диалога между филокатолической синодальной структурой ОВЦС и огромным числом православных верующих Русской Православной Церкви было бы весьма уместным как с богословской, так и с пастырской позиции председателю ОВЦС митрополиту Илариону наложить мораторий также и на такие термины, как: «фарисеи», «горе-ревнители», «оголтелые “ревнители”», «провокаторы и крикуны».
И тогда, Богу содействующу, можно будет найти новые пути сосуществования и новые методы экуменического взаимодействия между ОВЦС и православными верующими.
Читайте также: Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на «разъяснительные» документы ОВЦС по поводу гаванской встречи и предстоящего Всеправославного Собора
Благодатный Огонь
www.blagogon.ru