Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Журналы ЁЖ и ЧИЖ. Чиж журнал


Чиж (журнал) - это... Что такое Чиж (журнал)?

Специализация: Периодичность: Язык: Адрес редакции: Главный редактор: Страна:
ЧИЖ

детский

один раз в месяц

русский

Ленинград, Невский, 28 ("Дом книги")

Г. Дитрих (до 1932 г.)Н. Гернет (1932 — 1937 годы)

 СССР

«ЧИЖ» — ежемесячный журнал для самой младшей возрастной группы читателей, выпускавшийся в Ленинграде детским отделом Государственного издательства (с 1935 года — ДЕТГИЗом) с января 1930 года по июнь 1941 года.

Первоначально выходил в качестве приложения к журналу «ЁЖ», ориентировавшемуся на подростковую аудиторию, позже стал самостоятельным изданием. Авторами литературных материалов выступали Е. Шварц, Н. Олейников, участники литературной группы ОБЭРИУ: Д. Хармс, А. Введенский, Н. Заболоцкий. Главный консультант и идеолог журнала — С. Маршак. В качестве расшифровки названия редакция предлагала, как основной, вариант Чрезвычайно Интересный Журнал[1].

История журнала

Детский отдел редакции был расположен в трёх комнатах на пятом этаже «Дома Книги» (ранее известного как Дом компании «Зингер») на Невском проспекте Ленинграда. Одну комнату занимали редакторы, вторую — художники, маленький угловой кабинет — С. Маршак. Отдел начал формироваться в середине 1920-х годов по инициативе К. И. Чуковского и к началу 1930-х годов включал коллектив уникальных, талантливых авторов, в среде которых родилась концепция журнала для школьников среднего возраста «ЁЖ».

Опираясь на опыт создания «ЕЖа» и учитывая возрастные особенности и интересы более младшей аудитории, к январю 1930 года был подготовлен и выпущен первый номер «ЧИЖа». На его обложке был расположен хрестоматийный портрет Володи Ульянова, там же впервые опубликовано стихотворение С. Маршака и Д. Хармса «Весёлые чижи»[2]. Редакцию в этот период возглавил 24-летний писатель, организатор первых пионерских отрядов Г. Дитрих. Главный консультант изданий, постоянно занятый Маршак не мог уделять им достаточного внимания, настоящими хозяевами журналов стали Е. Шварц и Н. Олейников (по воспоминаниям современников, сочетание «Шварц — Олейников» воспринималось, как «Салтыков-Щедрин»)[3].

Через два года главным редактором «ЧИЖа» стала Н. Гернет. Она вспоминает: «Редакция была веселая. Писатели и художники приходили, как домой, сидели весь день, рассказывали, читали, придумывали, устраивали литературные розыгрыши и мистификации. Нам, сотрудникам редакции, заниматься непосредственно журналом было почти невозможно. Но мы ловили стихи, темы, мысли, которые могли пригодиться журналу; работали, когда проголодавшиеся писатели уходили обедать»[1]. Авторы ввели в журнал несколько разделов, которые совершенно по-новому подавали литературный и художественный материал для детей: первые регулярно публикуемые советские комиксы Б. Малаховского с постоянным персонажем «Умная Маша», литературный «журнал в журнале» «Красная шапочка» с новыми произведениями Д. Хармса, А. Введенского, Э. Паперной, Н. Гернет, раёшники Е. Шварца. Уровню литературного материала соответствовали иллюстрации Б. Антоновского, Н. Радлова, В. Конашевича, Ю. Васнецова, Е. Чарушина, В. Курдова, А. Пахомова, В. Лебедева, Н. Тырсы и других художников.

К 1936 году тираж журнала достиг 75 тысяч экземпляров[4]. Сравниться по популярности с «ЧИЖом» было не в состоянии ни одно детское периодическое издание тех лет[1].

Никогда в России, ни до, ни после, не было таких искренне весёлых, истинно литературных, детски озорных детских журналов
Корней Чуковский[1]

С самого начала существования журнал подвергался пристальному вниманию политической цензуры и критике властей в аполитичности и буржуазности. Особенно это относилось к творческому вкладу обэриутов. Если до середины 1930-х годов давление ограничивалось административными мерами в отношении творческого процесса, то после авторы были репрессированы по политическим мотивам. В 1937 году арестованы 9 сотрудников редакции и авторов журнала, в том числе Н. Олейников, Г. Дитрих, Т. Габбе, А. Любарская. Большинству оставшихся работников предложено увольнение, навсегда оставила редакционную деятельность Н. В. Гернет. В предвоенные годы журнал полностью изменился. Новые сотрудники ограничивались публикацией классических литературных сюжетов и народных сказок. С началом Великой Отечественной войны журнал был закрыт.

Литература

  • Рахтанов И. А. Рассказы по памяти. — 3-е изд., доп. — М., 1971. — С. 109—144.
  • Олейников А. Н. Поэт и его время// Олейников Н. М. Пучина страстей. — Л., 1990. — С. 26—50.

Ссылки

Примечания

dic.academic.ru

Чиж (журнал) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Специализация:Периодичность:Сокращённоеназвание:Язык:Адрес редакции:Главный редактор:Учредители:Издатель:Страна:История издания:Дата основания:Последний выпуск:Объём:Комплектация:Тираж:ISSN печатнойверсии:ISSN веб-версии:Доступ:Индекс по каталогу «Роспечати»:Индекс по каталогу «Пресса России»:Награды: [[s:Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).|ЧИЖ]] в Викитеке
ЧИЖ

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

детский

один раз в месяц

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

русский

Ленинград, Невский, 28 («Дом книги»)

Г. Дитрих (до 1932 г.) Н. Гернет (1932 — 1937 годы)

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

СССР22x20px СССР

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

«ЧИЖ» — ежемесячный журнал для самой младшей возрастной группы читателей, выпускавшийся в Ленинграде детским отделом Государственного издательства (с 1935 года — ДЕТГИЗом) с января 1930 года по июнь 1941 года.

Первоначально выходил в качестве приложения к журналу «ЁЖ», ориентировавшемуся на подростковую аудиторию, позже стал самостоятельным изданием. Авторами литературных материалов выступали Е. Шварц, Н. Олейников, участники литературной группы ОБЭРИУ: Д. Хармс, А. Введенский, Н. Заболоцкий. Главный консультант и идеолог журнала — С. Маршак. В качестве расшифровки названия редакция предлагала, как основной, вариант Чрезвычайно Интересный Журнал[1].

История журнала

Детский отдел редакции был расположен в трёх комнатах на пятом этаже «Дома Книги» (ранее известного как Дом компании «Зингер») на Невском проспекте Ленинграда. Одну комнату занимали редакторы, вторую — художники, маленький угловой кабинет — С. Маршак. Отдел начал формироваться в середине 1920-х годов по инициативе К. И. Чуковского и к началу 1930-х годов включал коллектив уникальных, талантливых авторов, в среде которых родилась концепция журнала для школьников среднего возраста «ЁЖ».

Опираясь на опыт создания «ЕЖа» и учитывая возрастные особенности и интересы более младшей аудитории, к январю 1930 года был подготовлен и выпущен первый номер «ЧИЖа». На его обложке был расположен хрестоматийный портрет Володи Ульянова, там же впервые опубликовано стихотворение С. Маршака и Д. Хармса «Весёлые чижи»[2]. Редакцию в этот период возглавил 24-летний писатель, организатор первых пионерских отрядов Г. Дитрих[3]. Главный консультант изданий, постоянно занятый Маршак не мог уделять им достаточного внимания, настоящими хозяевами журналов стали Е. Шварц и Н. Олейников (по воспоминаниям современников, сочетание «Шварц — Олейников» воспринималось, как «Салтыков-Щедрин»)[4].

Через два года заведующей редакцией редактором «ЧИЖа» стала Н. Гернет. Она вспоминает: «Редакция была веселая. Писатели и художники приходили, как домой, сидели весь день, рассказывали, читали, придумывали, устраивали литературные розыгрыши и мистификации. Нам, сотрудникам редакции, заниматься непосредственно журналом было почти невозможно. Но мы ловили стихи, темы, мысли, которые могли пригодиться журналу; работали, когда проголодавшиеся писатели уходили обедать»[1]. Авторы ввели в журнал несколько разделов, которые совершенно по-новому подавали литературный и художественный материал для детей: первые регулярно публикуемые советские комиксы Б. Малаховского с постоянным персонажем «Умная Маша», литературный «журнал в журнале» «Красная шапочка» с новыми произведениями Д. Хармса, А. Введенского, Э. Паперной, Н. Гернет, раёшники Е. Шварца. Уровню литературного материала соответствовали иллюстрации Б. Антоновского, Н. Радлова, В. Конашевича, Ю. Васнецова, Е. Чарушина, В. Курдова, А. Пахомова, В. Лебедева, Н. Тырсы и других художников.

К 1936 году тираж журнала достиг 75 тысяч экземпляров[5], в 1938—100 тысяч[6]. Сравниться по популярности с «ЧИЖом» было не в состоянии ни одно детское периодическое издание тех лет[1].

« Никогда в России, ни до, ни после, не было таких искренне весёлых, истинно литературных, детски озорных детских журналов »
Корней Чуковский[1]

С самого начала существования журнал подвергался пристальному вниманию политической цензуры и критике властей в аполитичности и буржуазности. Особенно это относилось к творческому вкладу обэриутов. Если до середины 1930-х годов давление ограничивалось административными мерами в отношении творческого процесса, то после авторы были репрессированы по политическим мотивам. В 1937 году арестованы 9 сотрудников редакции и авторов журнала, в том числе Н. Олейников, Г. Дитрих, Т. Габбе, А. Любарская. Большинству оставшихся работников предложено увольнение, навсегда оставила редакционную деятельность Н. В. Гернет. В предвоенные годы журнал существенно изменился по содержанию и оформлению. Его авторами стали М. Зощенко, Ю. Герман, Е. Данько, Л. Квитко и др. С началом Великой Отечественной войны журнал был закрыт.

Напишите отзыв о статье "Чиж (журнал)"

Литература

  • Рахтанов И. А. Рассказы по памяти. — 3-е изд., доп. — М., 1971. — С. 109—144.
  • Олейников А. Н. Поэт и его время// Олейников Н. М. Пучина страстей. — Л., 1990. — С. 26—50.

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 [http://www.librero.ru/article/dety/gurnaly_eg_i_4ig.htm «Журналы ЁЖ и ЧИЖ» // Авторские проекты сайта librero.ru]
  2. ↑ [http://s-marshak.ru/periodika/30/1930/01.htm Личный архив С. Маршака на s-marshak.ru]
  3. ↑ [http://www.belousenko.com/wr_Dicharov_Raspyatye2_Ditrikh.htm Георгий Станиславович Дитрих (1906-1943)] (рус.). Электронная библиотека Александра Белоусенко. Проверено 13 февраля 2013. [http://www.webcitation.org/6ESvxKATz Архивировано из первоисточника 16 февраля 2013].
  4. ↑ [http://www.port-folio.org/2004/part864.htm Святозар Шишман, «Воспоминания» на port-folio.org]
  5. ↑ [http://www.ljplus.ru/img3/f/l/florimelle/mary_1.jpg Выходные данные журнала «ЧИЖ» на задней странице обложки № 11 за 1936 год.]
  6. ↑ [http://expositions.nlr.ru/ex_rare/child_journals/chig.php Ленинградские детские журналы 1920-1930-х годов: Журнал «Чиж» (1930–1941)]

Отрывок, характеризующий Чиж (журнал)

– Так что же вы ищете, Изидора? – уже более мягким тоном произнёс Караффа. – Ничего, Ваше святейшество. Просто здесь легче дышится. Воспоминания, знаете ли, не всегда оказываются приятными... Даже самые дорогие... – Не согласитесь ли со мною отужинать, мадонна? В последнее время мне очень не хватает приятного общества... – неожиданно поменяв тему, светским голосом произнёс Папа. Я совершенно опешила, не находясь, что ответить!.. Конечно же, каждый лишний момент, проведённый с Караффой, мог принести мне тот долгожданный счастливый случай, который помог бы избавить мир от его ужасающего присутствия. Поэтому, не долго думая, я согласилась. – Простите мой туалет, Ваше святейшество, но у меня с собой нет слишком большого выбора, – так же светски ответила я. Караффа лишь улыбнулся. – Вы прекрасно знаете, Изидора, что для вас это не имеет значения! Даже в платье пастушки вы затмите любую разодетую королеву! Он протянул мне руку, на которую, опираясь, я проследовала с ним рядом по потрясающей красоты залам и коридорам, пока мы не оказались в, опять же, почти что золотой, сплошь расписанной чудесными фресками комнате, в которой стоял накрытый, ломящийся от тяжёлой золотой посуды, длиннющий стол... – О, я не предполагала, что вы ждёте гостей, ваше святейшество! – удивлённо воскликнула я. – Мой наряд по-настоящему не подходящий для званного ужина. Это может вызвать ненужные толки. Не лучше ли будет мне удалиться? – Бросьте ваши формальности, Изидора! Я никого не жду. Это мой обычный, еженощный(!) стол, моя дорогая. Я люблю всегда и во всём иметь достаточный выбор, видите ли! – Сколько же здесь всего блюд?.. – удивлённо разглядывая увиденное, не удержавшись, спросила я. – Никогда не бывает менее двадцати пяти! – довольно ответил Папа. О, Боги! Самому большому гурману на свете не понадобилось бы такое количество!.. Этот человек даже в еде не знал никаких границ! – Располагайтесь, мадонна! Надеюсь, хотя бы одно из этих блюд удовлетворит ваш утончённый вкус?.. Я чувствовала себя настолько жутко, что вдруг, неожиданно для себя, захотела расхохотаться... Разве могла я когда-то себе представить, что в один прекрасный день смогу сидеть за одним столом с человеком, которого больше всего на свете желала уничтожить?!. И почувствовав странную неловкость, постаралась тут же заговорить... – Что побудило вас пригласить меня сегодня, Ваше святейшество? – осторожно спросила я. – Ваша приятная компания, – рассмеялся Караффа, и чуть подумав, добавил: – Я хотел побеседовать с вами о некоторых, важных для меня вопросах, мадонна, и предпочёл делать это в более приятной для вас обстановке. Вошёл слуга, и низко поклонившись Караффе, начал пробовать первые блюда. Как же я в тот момент пожалела, что у меня не было с собою знаменитого Флорентийского травяного яда!.. Он был безболезненным и безвкусным, и определению не поддавался... Срабатывал этот яд только лишь через неделю. Им убивали принцев и королей... И он уж точно успокоил бы навсегда сумасшедшего Папу!!! Я ни за что и никогда не поверила бы, что смогу так легко размышлять об убийстве... Душа медленно каменела, оставляя внутри только лишь место для правосудия. Я жила, чтобы его уничтожить. И не имело значения, как это сделать. В данном случае любые средства были хороши. Главное было Караффу убить. Чтобы не страдали больше невинные люди, чтобы не ходил по земле этот кровожадный, злой человек. И поэтому я сидела сейчас с ним рядом, с улыбкой принимая угощения, и светски беседуя на самые разные темы... в то же время напряжённо выискивая хоть какую-нибудь слабинку, которая дала бы мне возможность наконец-то избавиться от его «святого» присутствия... Ужин подходил к середине, а мы всё ещё светски «обсуждали» какие-то редкие книги, музыку и искусство, будто и не было у него на уме какой-то очень серьёзной цели, по причине которой он пригласил меня в свои покои в такой неподходящий, поздний час. Казалось, Караффа искренне наслаждался общением, вроде-бы начисто позабыв о своём «особо-важном» разговоре. И надо отдать ему должное – собеседником он был, бесспорно, интереснейшим... если забыть о том, кем он являлся на самом деле... Чтобы заглушить в своей душе нарастающую тревогу, я как можно больше шутила. Караффа весело смеялся моим шуткам, в ответ рассказывая другие. Он был предупредительным и приятным. Но, несмотря на всю его светскую галантность, я чувствовала, что ему тоже надоело притворяться... И хотя выдержка Караффы была по-настоящему безупречной, по лихорадочному блеску его чёрных глаз я понимала – всё наконец-то подходило к развязке... Воздух вокруг нас буквально «трещал» от нарастающего ожидания. Беседа постепенно измельчала, переходя на обмен простыми светскими репликами. И наконец-то Караффа начал... – Я нашёл книги вашего деда, мадонна. Но там не оказалось интересующих меня знаний. Стоит ли снова задавать вам тот же вопрос, Изидора? Вы ведь знаете, что меня интересует, не правда ли? Именно это я и ожидала... – Я не могу дать вам бессмертие, Ваше святейшество, как не могу и научить этому вас. У меня нет этого права... Я не вольна в своих желаниях... Конечно же, то была чистейшая ложь. Но разве я могла поступать иначе?!.. Караффа прекрасно всё это знал. И, конечно же, снова собирался меня ломать... Больше всего на свете ему нужен был древний секрет, который оставила мне, умирая, моя мать. И он ни за что не собирался отступать. Снова пришёл чей-то черёд жестоко платить за моё молчание... – Подумай, Изидора! Я не хочу причинять тебе зла! – переходя на «ты», вкрадчивым голосом прошептал Караффа. – Почему ты не желаешь помочь мне?! Я ведь не прошу тебя предавать свою мать, или Мэтэору, я прошу тебя научить лишь тому, что знаешь об этом ты сама! Мы могли бы вместе править миром! Я сделал бы тебя королевой королев!.. Подумай, Изидора...

o-ili-v.ru

Чиж (журнал) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 марта 2017; проверки требуют 17 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 марта 2017; проверки требуют 17 правок.

«Чиж» («Чрезвычайно интересный журнал») — ежемесячный журнал для самой младшей возрастной группы читателей, выпускавшийся в Ленинграде детским отделом Государственного издательства (с 1935 года — ДЕТГИЗом) с января 1930 года по июнь 1941 года.

Первоначально выходил в качестве приложения к журналу «ЁЖ», ориентировавшемуся на подростковую аудиторию, позже стал самостоятельным изданием. Авторами литературных материалов выступали Евгений Шварц, Николай Олейников, участники литературной группы ОБЭРИУ: Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий. Главный консультант и идеолог журнала — Самуил Маршак. В качестве расшифровки названия редакция предлагала, как основной, вариант Чрезвычайно Интересный Журнал[1].

Детский отдел редакции был расположен в трёх комнатах на пятом этаже «Дома Книги» (ранее известного как Дом компании «Зингер») на проспекте 25-го Октября в Ленинграде. Одну комнату занимали редакторы, вторую — художники, маленький угловой кабинет — Самуил Маршак. Отдел начал формироваться в середине 1920-х годов по инициативе Корнея Чуковского и к началу 1930-х годов включал коллектив уникальных, талантливых авторов, в среде которых родилась концепция журнала для школьников среднего возраста «ЁЖ».

В первые же годы существования «ЕЖа» в редакцию приходило много писем с просьбами напечатать что-нибудь для дошкольников, и в результате редакция пришла к необходимости издавать отдельный журнал для малышей[2]. К январю 1930 года был подготовлен и выпущен первый номер «ЧИЖа». На его обложке был расположен хрестоматийный портрет Володи Ульянова, там же впервые опубликовано стихотворение Самуила Маршака и Даниила Хармса «Весёлые чижи»[3]. Редакцию в этот период возглавил 24-летний писатель, организатор первых пионерских отрядов Георгий Дитрих[4]. Главный консультант изданий, постоянно занятый Маршак не мог уделять им достаточного внимания, настоящими хозяевами журналов стали Евгений Шварц и Николай Олейников (по воспоминаниям современников, сочетание «Шварц — Олейников» воспринималось, как «Салтыков-Щедрин»)[5].

Через два года журнал ЧИЖ стал самостоятельным изданием. Заведующей редакцией редактором «ЧИЖа» стала Нина Гернет. Она вспоминает: «Редакция была весёлая. Писатели и художники приходили, как домой, сидели весь день, рассказывали, читали, придумывали, устраивали литературные розыгрыши и мистификации. Нам, сотрудникам редакции, заниматься непосредственно журналом было почти невозможно. Но мы ловили стихи, темы, мысли, которые могли пригодиться журналу; работали, когда проголодавшиеся писатели уходили обедать»[1]. Авторы ввели в журнал несколько разделов, которые совершенно по-новому подавали литературный и художественный материал для детей: первые регулярно публикуемые советские комиксы Б. Малаховского с постоянным персонажем «Умная Маша», литературный «журнал в журнале» «Красная шапочка» с новыми произведениями Даниила Хармса, Александра Введенского, Эстер Паперной, Нины Гернет, раёшники Евгения Шварца. Уровню литературного материала соответствовали иллюстрации Б. Антоновского, Н. Радлова, В. Конашевича, Ю. Васнецова, Е. Чарушина, В. Курдова, А. Пахомова, В. Лебедева, Н. Тырсы и других художников.

К 1936 году тираж журнала достиг 75 тысяч экземпляров[6], в 1938—100 тысяч[7]. Сравниться по популярности с «ЧИЖом» было не в состоянии ни одно детское периодическое издание тех лет[1].

Никогда в России, ни до, ни после, не было таких искренне весёлых, истинно литературных, детски озорных детских журналов
Корней Чуковский[1]

С самого начала существования журнал подвергался пристальному вниманию политической цензуры и критике властей в аполитичности и буржуазности. Особенно это относилось к творческому вкладу обэриутов. Если до середины 1930-х годов давление ограничивалось административными мерами в отношении творческого процесса, то после авторы были репрессированы по политическим мотивам. В 1937 году арестованы 9 сотрудников редакции и авторов журнала, в том числе Николай Олейников, Георгий Дитрих, Тамара Габбе, Александра Любарская. Большинству оставшихся работников предложено увольнение, навсегда оставила редакционную деятельность Н. В. Гернет. В предвоенные годы журнал существенно изменился по содержанию и оформлению. Его авторами стали Михаил Зощенко, Юрий Герман, Елена Данько, Лев Квитко и другие. С началом Великой Отечественной войны журнал был закрыт.

  • Рахтанов И. А. Рассказы по памяти. — 3-е изд., доп. — М., 1971. — С. 109—144.
  • Олейников А. Н. Поэт и его время// Олейников Н. М. Пучина страстей. — Л., 1990. — С. 26—50.
  • Зубарева Е. Е. Русская периодика XX в. для детей // Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. — М.: Флинта; Наука, 1997. — С. 378—384. — ISBN 5-02-011304-2.

ru.bywiki.com

Чиж (журнал) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Специализация:Периодичность:Язык:Адрес редакции:Главный редактор:Страна:
ЧИЖ

детский

один раз в месяц

русский

Ленинград, Невский, 28 («Дом книги»)

Г. Дитрих (до 1932 г.) Н. Гернет (1932 — 1937 годы)

СССР СССР

«ЧИЖ» — ежемесячный журнал для самой младшей возрастной группы читателей, выпускавшийся в Ленинграде детским отделом Государственного издательства (с 1935 года — ДЕТГИЗом) с января 1930 года по июнь 1941 года.

Первоначально выходил в качестве приложения к журналу «ЁЖ», ориентировавшемуся на подростковую аудиторию, позже стал самостоятельным изданием. Авторами литературных материалов выступали Е. Шварц, Н. Олейников, участники литературной группы ОБЭРИУ: Д. Хармс, А. Введенский, Н. Заболоцкий. Главный консультант и идеолог журнала — С. Маршак. В качестве расшифровки названия редакция предлагала, как основной, вариант Чрезвычайно Интересный Журнал[1].

История журнала

Детский отдел редакции был расположен в трёх комнатах на пятом этаже «Дома Книги» (ранее известного как Дом компании «Зингер») на Невском проспекте Ленинграда. Одну комнату занимали редакторы, вторую — художники, маленький угловой кабинет — С. Маршак. Отдел начал формироваться в середине 1920-х годов по инициативе К. И. Чуковского и к началу 1930-х годов включал коллектив уникальных, талантливых авторов, в среде которых родилась концепция журнала для школьников среднего возраста «ЁЖ».

Опираясь на опыт создания «ЕЖа» и учитывая возрастные особенности и интересы более младшей аудитории, к январю 1930 года был подготовлен и выпущен первый номер «ЧИЖа». На его обложке был расположен хрестоматийный портрет Володи Ульянова, там же впервые опубликовано стихотворение С. Маршака и Д. Хармса «Весёлые чижи»[2]. Редакцию в этот период возглавил 24-летний писатель, организатор первых пионерских отрядов Г. Дитрих[3]. Главный консультант изданий, постоянно занятый Маршак не мог уделять им достаточного внимания, настоящими хозяевами журналов стали Е. Шварц и Н. Олейников (по воспоминаниям современников, сочетание «Шварц — Олейников» воспринималось, как «Салтыков-Щедрин»)[4].

Через два года заведующей редакцией редактором «ЧИЖа» стала Н. Гернет. Она вспоминает: «Редакция была веселая. Писатели и художники приходили, как домой, сидели весь день, рассказывали, читали, придумывали, устраивали литературные розыгрыши и мистификации. Нам, сотрудникам редакции, заниматься непосредственно журналом было почти невозможно. Но мы ловили стихи, темы, мысли, которые могли пригодиться журналу; работали, когда проголодавшиеся писатели уходили обедать»[1]. Авторы ввели в журнал несколько разделов, которые совершенно по-новому подавали литературный и художественный материал для детей: первые регулярно публикуемые советские комиксы Б. Малаховского с постоянным персонажем «Умная Маша», литературный «журнал в журнале» «Красная шапочка» с новыми произведениями Д. Хармса, А. Введенского, Э. Паперной, Н. Гернет, раёшники Е. Шварца. Уровню литературного материала соответствовали иллюстрации Б. Антоновского, Н. Радлова, В. Конашевича, Ю. Васнецова, Е. Чарушина, В. Курдова, А. Пахомова, В. Лебедева, Н. Тырсы и других художников.

К 1936 году тираж журнала достиг 75 тысяч экземпляров[5], в 1938—100 тысяч[6]. Сравниться по популярности с «ЧИЖом» было не в состоянии ни одно детское периодическое издание тех лет[1].

Никогда в России, ни до, ни после, не было таких искренне весёлых, истинно литературных, детски озорных детских журналов
Корней Чуковский[1]

С самого начала существования журнал подвергался пристальному вниманию политической цензуры и критике властей в аполитичности и буржуазности. Особенно это относилось к творческому вкладу обэриутов. Если до середины 1930-х годов давление ограничивалось административными мерами в отношении творческого процесса, то после авторы были репрессированы по политическим мотивам. В 1937 году арестованы 9 сотрудников редакции и авторов журнала, в том числе Н. Олейников, Г. Дитрих, Т. Габбе, А. Любарская. Большинству оставшихся работников предложено увольнение, навсегда оставила редакционную деятельность Н. В. Гернет. В предвоенные годы журнал существенно изменился по содержанию и оформлению. Его авторами стали М. Зощенко, Ю. Герман, Е. Данько, Л. Квитко и др. С началом Великой Отечественной войны журнал был закрыт.

Напишите отзыв о статье "Чиж (журнал)"

Литература

  • Рахтанов И. А. Рассказы по памяти. — 3-е изд., доп. — М., 1971. — С. 109—144.
  • Олейников А. Н. Поэт и его время// Олейников Н. М. Пучина страстей. — Л., 1990. — С. 26—50.

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 [www.librero.ru/article/dety/gurnaly_eg_i_4ig.htm «Журналы ЁЖ и ЧИЖ» // Авторские проекты сайта librero.ru]
  2. ↑ [s-marshak.ru/periodika/30/1930/01.htm Личный архив С. Маршака на s-marshak.ru]
  3. ↑ [www.belousenko.com/wr_Dicharov_Raspyatye2_Ditrikh.htm Георгий Станиславович Дитрих (1906-1943)] (рус.). Электронная библиотека Александра Белоусенко. Проверено 13 февраля 2013. [www.webcitation.org/6ESvxKATz Архивировано из первоисточника 16 февраля 2013].
  4. ↑ [www.port-folio.org/2004/part864.htm Святозар Шишман, «Воспоминания» на port-folio.org]
  5. ↑ [www.ljplus.ru/img3/f/l/florimelle/mary_1.jpg Выходные данные журнала «ЧИЖ» на задней странице обложки № 11 за 1936 год.]
  6. ↑ [expositions.nlr.ru/ex_rare/child_journals/chig.php Ленинградские детские журналы 1920-1930-х годов: Журнал «Чиж» (1930–1941)]

Отрывок, характеризующий Чиж (журнал)

25 го августа, накануне Бородинского сражения, префект дворца императора французов m r de Beausset и полковник Fabvier приехали, первый из Парижа, второй из Мадрида, к императору Наполеону в его стоянку у Валуева. Переодевшись в придворный мундир, m r de Beausset приказал нести впереди себя привезенную им императору посылку и вошел в первое отделение палатки Наполеона, где, переговариваясь с окружавшими его адъютантами Наполеона, занялся раскупориванием ящика. Fabvier, не входя в палатку, остановился, разговорясь с знакомыми генералами, у входа в нее. Император Наполеон еще не выходил из своей спальни и оканчивал свой туалет. Он, пофыркивая и покряхтывая, поворачивался то толстой спиной, то обросшей жирной грудью под щетку, которою камердинер растирал его тело. Другой камердинер, придерживая пальцем склянку, брызгал одеколоном на выхоленное тело императора с таким выражением, которое говорило, что он один мог знать, сколько и куда надо брызнуть одеколону. Короткие волосы Наполеона были мокры и спутаны на лоб. Но лицо его, хоть опухшее и желтое, выражало физическое удовольствие: «Allez ferme, allez toujours…» [Ну еще, крепче…] – приговаривал он, пожимаясь и покряхтывая, растиравшему камердинеру. Адъютант, вошедший в спальню с тем, чтобы доложить императору о том, сколько было во вчерашнем деле взято пленных, передав то, что нужно было, стоял у двери, ожидая позволения уйти. Наполеон, сморщась, взглянул исподлобья на адъютанта. – Point de prisonniers, – повторил он слова адъютанта. – Il se font demolir. Tant pis pour l'armee russe, – сказал он. – Allez toujours, allez ferme, [Нет пленных. Они заставляют истреблять себя. Тем хуже для русской армии. Ну еще, ну крепче…] – проговорил он, горбатясь и подставляя свои жирные плечи. – C'est bien! Faites entrer monsieur de Beausset, ainsi que Fabvier, [Хорошо! Пускай войдет де Боссе, и Фабвье тоже.] – сказал он адъютанту, кивнув головой. – Oui, Sire, [Слушаю, государь.] – и адъютант исчез в дверь палатки. Два камердинера быстро одели его величество, и он, в гвардейском синем мундире, твердыми, быстрыми шагами вышел в приемную. Боссе в это время торопился руками, устанавливая привезенный им подарок от императрицы на двух стульях, прямо перед входом императора. Но император так неожиданно скоро оделся и вышел, что он не успел вполне приготовить сюрприза. Наполеон тотчас заметил то, что они делали, и догадался, что они были еще не готовы. Он не захотел лишить их удовольствия сделать ему сюрприз. Он притворился, что не видит господина Боссе, и подозвал к себе Фабвье. Наполеон слушал, строго нахмурившись и молча, то, что говорил Фабвье ему о храбрости и преданности его войск, дравшихся при Саламанке на другом конце Европы и имевших только одну мысль – быть достойными своего императора, и один страх – не угодить ему. Результат сражения был печальный. Наполеон делал иронические замечания во время рассказа Fabvier, как будто он не предполагал, чтобы дело могло идти иначе в его отсутствие. – Я должен поправить это в Москве, – сказал Наполеон. – A tantot, [До свиданья.] – прибавил он и подозвал де Боссе, который в это время уже успел приготовить сюрприз, уставив что то на стульях, и накрыл что то покрывалом. Де Боссе низко поклонился тем придворным французским поклоном, которым умели кланяться только старые слуги Бурбонов, и подошел, подавая конверт. Наполеон весело обратился к нему и подрал его за ухо. – Вы поспешили, очень рад. Ну, что говорит Париж? – сказал он, вдруг изменяя свое прежде строгое выражение на самое ласковое. – Sire, tout Paris regrette votre absence, [Государь, весь Париж сожалеет о вашем отсутствии.] – как и должно, ответил де Боссе. Но хотя Наполеон знал, что Боссе должен сказать это или тому подобное, хотя он в свои ясные минуты знал, что это было неправда, ему приятно было это слышать от де Боссе. Он опять удостоил его прикосновения за ухо. – Je suis fache, de vous avoir fait faire tant de chemin, [Очень сожалею, что заставил вас проехаться так далеко.] – сказал он. – Sire! Je ne m'attendais pas a moins qu'a vous trouver aux portes de Moscou, [Я ожидал не менее того, как найти вас, государь, у ворот Москвы.] – сказал Боссе. Наполеон улыбнулся и, рассеянно подняв голову, оглянулся направо. Адъютант плывущим шагом подошел с золотой табакеркой и подставил ее. Наполеон взял ее. – Да, хорошо случилось для вас, – сказал он, приставляя раскрытую табакерку к носу, – вы любите путешествовать, через три дня вы увидите Москву. Вы, верно, не ждали увидать азиатскую столицу. Вы сделаете приятное путешествие. Боссе поклонился с благодарностью за эту внимательность к его (неизвестной ему до сей поры) склонности путешествовать. – А! это что? – сказал Наполеон, заметив, что все придворные смотрели на что то, покрытое покрывалом. Боссе с придворной ловкостью, не показывая спины, сделал вполуоборот два шага назад и в одно и то же время сдернул покрывало и проговорил: – Подарок вашему величеству от императрицы. Это был яркими красками написанный Жераром портрет мальчика, рожденного от Наполеона и дочери австрийского императора, которого почему то все называли королем Рима. Весьма красивый курчавый мальчик, со взглядом, похожим на взгляд Христа в Сикстинской мадонне, изображен был играющим в бильбоке. Шар представлял земной шар, а палочка в другой руке изображала скипетр. Хотя и не совсем ясно было, что именно хотел выразить живописец, представив так называемого короля Рима протыкающим земной шар палочкой, но аллегория эта, так же как и всем видевшим картину в Париже, так и Наполеону, очевидно, показалась ясною и весьма понравилась. – Roi de Rome, [Римский король.] – сказал он, грациозным жестом руки указывая на портрет. – Admirable! [Чудесно!] – С свойственной итальянцам способностью изменять произвольно выражение лица, он подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности. Он чувствовал, что то, что он скажет и сделает теперь, – есть история. И ему казалось, что лучшее, что он может сделать теперь, – это то, чтобы он с своим величием, вследствие которого сын его в бильбоке играл земным шаром, чтобы он выказал, в противоположность этого величия, самую простую отеческую нежность. Глаза его отуманились, он подвинулся, оглянулся на стул (стул подскочил под него) и сел на него против портрета. Один жест его – и все на цыпочках вышли, предоставляя самому себе и его чувству великого человека.

wiki-org.ru

Чиж (журнал) Википедия

«Чиж» («Чрезвычайно интересный журнал») — ежемесячный журнал для самой младшей возрастной группы читателей, выпускавшийся в Ленинграде детским отделом Государственного издательства (с 1935 года — ДЕТГИЗом) с января 1930 года по июнь 1941 года.

Первоначально выходил в качестве приложения к журналу «ЁЖ», ориентировавшемуся на подростковую аудиторию, позже стал самостоятельным изданием. Авторами литературных материалов выступали Евгений Шварц, Николай Олейников, участники литературной группы ОБЭРИУ: Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий. Главный консультант и идеолог журнала — Самуил Маршак. В качестве расшифровки названия редакция предлагала, как основной, вариант Чрезвычайно Интересный Журнал[1].

История журнала

Детский отдел редакции был расположен в трёх комнатах на пятом этаже «Дома Книги» (ранее известного как Дом компании «Зингер») на проспекте 25-го Октября в Ленинграде. Одну комнату занимали редакторы, вторую — художники, маленький угловой кабинет — Самуил Маршак. Отдел начал формироваться в середине 1920-х годов по инициативе Корнея Чуковского и к началу 1930-х годов включал коллектив уникальных, талантливых авторов, в среде которых родилась концепция журнала для школьников среднего возраста «ЁЖ».

В первые же годы существования «ЕЖа» в редакцию приходило много писем с просьбами напечатать что-нибудь для дошкольников, и в результате редакция пришла к необходимости издавать отдельный журнал для малышей[2]. К январю 1930 года был подготовлен и выпущен первый номер «ЧИЖа». На его обложке был расположен хрестоматийный портрет Володи Ульянова, там же впервые опубликовано стихотворение Самуила Маршака и Даниила Хармса «Весёлые чижи»[3]. Редакцию в этот период возглавил 24-летний писатель, организатор первых пионерских отрядов Георгий Дитрих[4]. Главный консультант изданий, постоянно занятый Маршак не мог уделять им достаточного внимания, настоящими хозяевами журналов стали Евгений Шварц и Николай Олейников (по воспоминаниям современников, сочетание «Шварц — Олейников» воспринималось, как «Салтыков-Щедрин»)[5].

Через два года журнал ЧИЖ стал самостоятельным изданием. Заведующей редакцией редактором «ЧИЖа» стала Нина Гернет. Она вспоминает: «Редакция была весёлая. Писатели и художники приходили, как домой, сидели весь день, рассказывали, читали, придумывали, устраивали литературные розыгрыши и мистификации. Нам, сотрудникам редакции, заниматься непосредственно журналом было почти невозможно. Но мы ловили стихи, темы, мысли, которые могли пригодиться журналу; работали, когда проголодавшиеся писатели уходили обедать»[1]. Авторы ввели в журнал несколько разделов, которые совершенно по-новому подавали литературный и художественный материал для детей: первые регулярно публикуемые советские комиксы Б. Малаховского с постоянным персонажем «Умная Маша», литературный «журнал в журнале» «Красная шапочка» с новыми произведениями Даниила Хармса, Александра Введенского, Эстер Паперной, Нины Гернет, раёшники Евгения Шварца. Уровню литературного материала соответствовали иллюстрации Б. Антоновского, Н. Радлова, В. Конашевича, Ю. Васнецова, Е. Чарушина, В. Курдова, А. Пахомова, В. Лебедева, Н. Тырсы и других художников.

К 1936 году тираж журнала достиг 75 тысяч экземпляров[6], в 1938—100 тысяч[7]. Сравниться по популярности с «ЧИЖом» было не в состоянии ни одно детское периодическое издание тех лет[1].

Никогда в России, ни до, ни после, не было таких искренне весёлых, истинно литературных, детски озорных детских журналов
Корней Чуковский[1]

С самого начала существования журнал подвергался пристальному вниманию политической цензуры и критике властей в аполитичности и буржуазности. Особенно это относилось к творческому вкладу обэриутов. Если до середины 1930-х годов давление ограничивалось административными мерами в отношении творческого процесса, то после авторы были репрессированы по политическим мотивам. В 1937 году арестованы 9 сотрудников редакции и авторов журнала, в том числе Николай Олейников, Георгий Дитрих, Тамара Габбе, Александра Любарская. Большинству оставшихся работников предложено увольнение, навсегда оставила редакционную деятельность Н. В. Гернет. В предвоенные годы журнал существенно изменился по содержанию и оформлению. Его авторами стали Михаил Зощенко, Юрий Герман, Елена Данько, Лев Квитко и другие. С началом Великой Отечественной войны журнал был закрыт.

Литература

  • Рахтанов И. А. Рассказы по памяти. — 3-е изд., доп. — М., 1971. — С. 109—144.
  • Олейников А. Н. Поэт и его время// Олейников Н. М. Пучина страстей. — Л., 1990. — С. 26—50.
  • Зубарева Е. Е. Русская периодика XX в. для детей // Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. — М.: Флинта; Наука, 1997. — С. 378—384. — ISBN 5-02-011304-2.

Примечания

wikiredia.ru

Чиж (журнал) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 марта 2017; проверки требуют 17 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 марта 2017; проверки требуют 17 правок.

«Чиж» («Чрезвычайно интересный журнал») — ежемесячный журнал для самой младшей возрастной группы читателей, выпускавшийся в Ленинграде детским отделом Государственного издательства (с 1935 года — ДЕТГИЗом) с января 1930 года по июнь 1941 года.

Первоначально выходил в качестве приложения к журналу «ЁЖ», ориентировавшемуся на подростковую аудиторию, позже стал самостоятельным изданием. Авторами литературных материалов выступали Евгений Шварц, Николай Олейников, участники литературной группы ОБЭРИУ: Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий. Главный консультант и идеолог журнала — Самуил Маршак. В качестве расшифровки названия редакция предлагала, как основной, вариант Чрезвычайно Интересный Журнал.

История журнала

Детский отдел редакции был расположен в трёх комнатах на пятом этаже «Дома Книги» (ранее известного как Дом компании «Зингер») на проспекте 25-го Октября в Ленинграде. Одну комнату занимали редакторы, вторую — художники, маленький угловой кабинет — Самуил Маршак. Отдел начал формироваться в середине 1920-х годов по инициативе Корнея Чуковского и к началу 1930-х годов включал коллектив уникальных, талантливых авторов, в среде которых родилась концепция журнала для школьников среднего возраста «ЁЖ».

В первые же годы существования «ЕЖа» в редакцию приходило много писем с просьбами напечатать что-нибудь для дошкольников, и в результате редакция пришла к необходимости издавать отдельный журнал для малышей. К январю 1930 года был подготовлен и выпущен первый номер «ЧИЖа». На его обложке был расположен хрестоматийный портрет Володи Ульянова, там же впервые опубликовано стихотворение Самуила Маршака и Даниила Хармса «Весёлые чижи». Редакцию в этот период возглавил 24-летний писатель, организатор первых пионерских отрядов Георгий Дитрих. Главный консультант изданий, постоянно занятый Маршак не мог уделять им достаточного внимания, настоящими хозяевами журналов стали Евгений Шварц и Николай Олейников (по воспоминаниям современников, сочетание «Шварц — Олейников» воспринималось, как «Салтыков-Щедрин»).

Через два года журнал ЧИЖ стал самостоятельным изданием. Заведующей редакцией редактором «ЧИЖа» стала Нина Гернет. Она вспоминает: «Редакция была весёлая. Писатели и художники приходили, как домой, сидели весь день, рассказывали, читали, придумывали, устраивали литературные розыгрыши и мистификации. Нам, сотрудникам редакции, заниматься непосредственно журналом было почти невозможно. Но мы ловили стихи, темы, мысли, которые могли пригодиться журналу; работали, когда проголодавшиеся писатели уходили обедать». Авторы ввели в журнал несколько разделов, которые совершенно по-новому подавали литературный и художественный материал для детей: первые регулярно публикуемые советские комиксы Б. Малаховского с постоянным персонажем «Умная Маша», литературный «журнал в журнале» «Красная шапочка» с новыми произведениями Даниила Хармса, Александра Введенского, Эстер Паперной, Нины Гернет, раёшники Евгения Шварца. Уровню литературного материала соответствовали иллюстрации Б. Антоновского, Н. Радлова, В. Конашевича, Ю. Васнецова, Е. Чарушина, В. Курдова, А. Пахомова, В. Лебедева, Н. Тырсы и других художников.

К 1936 году тираж журнала достиг 75 тысяч экземпляров, в 1938—100 тысяч. Сравниться по популярности с «ЧИЖом» было не в состоянии ни одно детское периодическое издание тех лет.

Никогда в России, ни до, ни после, не было таких искренне весёлых, истинно литературных, детски озорных детских журналов
Корней Чуковский

С самого начала существования журнал подвергался пристальному вниманию политической цензуры и критике властей в аполитичности и буржуазности. Особенно это относилось к творческому вкладу обэриутов. Если до середины 1930-х годов давление ограничивалось административными мерами в отношении творческого процесса, то после авторы были репрессированы по политическим мотивам. В 1937 году арестованы 9 сотрудников редакции и авторов журнала, в том числе Николай Олейников, Георгий Дитрих, Тамара Габбе, Александра Любарская. Большинству оставшихся работников предложено увольнение, навсегда оставила редакционную деятельность Н. В. Гернет. В предвоенные годы журнал существенно изменился по содержанию и оформлению. Его авторами стали Михаил Зощенко, Юрий Герман, Елена Данько, Лев Квитко и другие. С началом Великой Отечественной войны журнал был закрыт.

Литература

  • Рахтанов И. А. Рассказы по памяти. — 3-е изд., доп. — М., 1971. — С. 109—144.
  • Олейников А. Н. Поэт и его время// Олейников Н. М. Пучина страстей. — Л., 1990. — С. 26—50.
  • Зубарева Е. Е. Русская периодика XX в. для детей // Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. — М.: Флинта; Наука, 1997. — С. 378—384. — ISBN 5-02-011304-2.

Примечания

www.zirozebar.com

Чиж и Ёж - Вокруг и около сказок

Купила сегодня журнал "Чиж и Ёж". Понравился! Теперь решила посмотреть про него информацию. Может подпишусь! 

"Чиж" и "Еж", журналы "ЧИЖ" И "ЕЖ", дет. ежемес. журналы, выпускались членами "редакции Маршака" (С. Я. Маршак, Н. М. Олейников, Е. Л. Шварц, и др.). Ответств. ред. - Олейников. "Еж" ("Ежемес. журнал") выходил в 1928-35 (в 1930-32 - двухнед.), был адресован школьникам пионерского возраста. "Чиж" ("Чрезвычайно интересный журнал") выходил в янв. 1930 - июне 1941 (первонач. как приложение к "Ежу"; до 1932 ред. - Г. Дитрих), предназначался для совсем маленьких читателей. "Ч." и "Е." сыграли большую роль в становлении отеч. дет. лит-ры, их создатели видели свою гл. задачу в развитии у детей любознательности, интереса к окружающему миру, восприятия природы, худож. вкуса и языкового чутья. Печатались произв. К. И. Чуковского, В. В. Бианки, Б. С. Житкова, Шварца, Олейникова, Д. Хармса, А. И. Введенского, Ю. Д. Владимирова, М. М. Зощенко, М. М. Пришвина, О. Ф. Берггольц, Ю. П. Германа, Л. Пантелеева, А. Н. Толстого, Н. А. Заболоцкого, В. В. Маяковского, др. Значит. внимание уделялось изобразит. ряду, в журналах сотрудничали художники, чьи иллюстрации стали классич. образцами оформления изданий для детей: В. В. Лебедев, В. М. Конашевич, Н. А. Тырса, Е. И. Чарушин, А. Ф. Пахомов, Н. Э. Радлов и др. Ред. располагалась в "Доме книги". При "Е." действовал дет. творч. кружок.

Лит.: Рахтанов И. А. Рассказы по памяти. 3-е изд., доп. М., 1971. С. 109-144; Олейников А. Н. Поэт и его время // Олейников Н. М. Пучина страстей. Л., 1990. С. 26-50.

В 20-30-е годы в нашей стране была создана разветвленная сеть детских газет и журналов, перед которыми стояла задача, не имевшая аналогов в практике мирового общежития, - формировать мировоззрение человека нового советского типа, эффективно влиять на развитие личности будущих строителей общества социальной справедливости.

В 1922 г. создается пионерская организация. С этого времени начинается эпоха детских пионерских журналов, иные не предусматривались. Создатели журналов смотрели на ребенка, прежде всего как на будущего строителя коммунизма, стремились с детства привить верность идеям правящей партийно-коммунистической верхушки.

В 1922 г. в Москве и 1923г. в Петербурге вышли два однотипных журнала «Юные товарищи» и «Барабан», посвященные организаторским вопросам пионерского движения. Это были первые советские общественно-политические журналы для детей. Просуществовали они около года, основная тематика - организационные вопросы пионерского движения.

Многочисленные периодические издания того времени - «Юный Спартак», «Ленинские искры», «Пионер», «Барабан», «Новый Робинзон», «Дружные ребята» и многие другие - выполняли грандиозный заказ времени с пылом, который бывает сродни лишь эпохам великих революционных преобразований.

Тем не менее, выдержать конкуренцию с ленинградскими журналами «Еж» (1928- 1935) и «Чиж» (1930-1941) не в состоянии было ни одно детское периодическое издание тех лет. Более того, писатель Николай Чуковский утверждал даже, что «никогда в России, ни до, ни после, не было таких искренне веселых, истинно литературных, детски озорных детских журналов»

Читать далее...

И еще 4 страницы

Чиж и Ёж №35-36Вот под такой обложкой с репродукцией картины Петрова-Водкина...

Немного о питерских журналах для детей

Еще один штрих к портрету города, еще одна самостоятельная тема для работы – журналы города на Неве. И первое, что приходит на ум в связи с названной темой, – не самая светлая страница нашей истории – Постановление ЦК ВКП (б) «О журналах “Звезда” и “Ленинград”», внесенное в школьные и вузовские программы, дабы не одно поколение учило, что Ахматова «полумонахиня, полублудница, которая мечется между молельней и будуаром». А журнал «Аврора», снова после перерыва выходящий? Вы помните историю, как взлетел чуть не до миллиона тираж журнала, когда в юбилейном, «брежневском» номере, посвященном 75-летию «дорогого Леонида Ильича», как нарочно на 75-й странице, появился рассказ Голявкина «Юбилейная речь»?

А журналы для детей, выходившие в Ленинграде? Знаменитые «Новый Робинзон» (впоследствии трансформировавшийся в знаменитый детский отдел Госиздата), «ЕЖ» («Ежемесячный журнал») и «ЧИЖ» («Чрезвычайно интересный журнал»), где работали Николай Олейников, Евгений Шварц, Ираклий Андроников, печатались Даниил Хармс, Александр Введенский, примыкавшие к литературной группе «Обериу» – «Объединение реального искусства» (Заболоцкий, Хармс, Введенский, Бахтерев, Разумовский, Вагин). Ведь это еще одна страница истории, трагическая страница. О чем пела Вероника Долина:

Как канули во тьмувсе алеуты,так канули в дымуобэриуты.Как будто бы жилотакое племя.Но время их прошло,ушло то время.

Фасон широких шляпих выдал.Весь мир таких растяпне видел.Их вывели во дворпоодиночке,и не было с тех порот них ни строчки.

Где голы короли –опасны дети.Глядят на нас с Земли –а мы в ответе.Зачем глядишь, дитя,так ясно?Все, сорок лет спустя,напрасно.

Покуда голый задлюдей дурачит –ребенок невпопадзаплачет.Покуда твердый лоблюдей морочит –ребенок все поймети напророчит.

Беспечные чижи,стрекозы!Уж не страшнее лжиугрозы.Где певчие дрозды,синицы?Запали, как пруды,глазницы.

Преданья островов тех,Алеутских –преданья островов обэриутских.Но жив же алеутна свете –и жив обэриутв поэте.

Недавно начал выходить журнал «ЧЁ» – (Чиж и Ёж), его учредитель – Государственное издательство детской и юношеской литературы «Лицей». В журнал даже вернулись Умная Маша и Глупый Витя (персонажи тех журналов).

С 1936 года издается журнал «Костер» с подзаголовком «Журнал веселых и любознательных». Этот журнал – долгожитель, принципы которого были заложены еще первым главным редактором – Самуилом Яковлевичем Маршаком. А из новинок – журнал «Окно» с подзаголовком «Твой новый журнал».

И наконец, предмет «белой зависти» московских краеведов – петербургский детский журнал «Автобус». Журнал о Петербурге, отдельные номера – тематические (посвященные Русскому музею, тем или иным императорам). Немало материалов об Эрмитаже. В журнале есть постоянная рубрика – «Страница главного художника города». А на полях в каждом номере – Петербургский словарь. Например: А – Автово, Б – Бочарная слобода, В – Веселый поселок, Г – Галтеев остров и т.д.

Идея создания Петербургской азбуки нам кажется весьма перспективной!

Татьяна Назарова

"ЧЁ"Чиж и Ёж - журнал для детейвыпуск первый 2000

 

Мы были знакомы с Генрихом Сапгиром столько же времени, сколько на свете прожил Пушкин - ровно 37 лет, и о чём только за эти годы ни говорили с Генрихом - о стихах и при-ключениях, о войнах и путешествиях, о гаданиях и книгах. А вот последний наш разговор был о "Чиже и Еже". Я привёз в Москву два первых номера нашего журнала специально для того, чтобы показать их Генриху Вениаминовичу. Очень хотелось, чтобы в "ЧЁ" появились его новые стихи, да и вообще - чтобы он присоединился к нам. Вот уж три поколе-ния детей выросли на стихах Сапгира, их будут читать наши дети и внуки. Читать и смеяться, и грустить, и играть словами "по-сапгировски". "Чиж и Ёж" Сапгиру очень понравился. Он сказал: "Пусть это будет и мой журнал". И обещал прислать нам первые же стихи для детей, которые напишет. Стихи он на-писал, но сам не успел прислать их, потому что ушёл из жиз-ни через неделю после нашего разговора. Он ехал в троллейбусе на вечер поэзии, где должен был выступать. Вдруг ему стало плохо - не выдержало сердце. Когда-то Генрих говорил о том, что главное богатство поэта - это сердце. И что никакая смерть не сможет отнять этого богатства. Так и выш-ло - его уже нет с нами, но стихи его живут, вот они.

Виктор Кривулин

 

 

ГЕНРИХ САПГИР

Из новой книги "Кискины записки"

 

***

Ятрехцветная кошкаНастурция.Моя родина — не Персия,не Турция.Сижу в уголочке,Пишу эти строчки.Читайте кискиМои записки.

 

***

Мяу! Наконец тепло. Весна. В апреле кошкам не до сна. Не понимаю, как в апреле Ребята могут спать в постели.Гуляли бы себе по крышам Под месяцем большим и рыжим.

 

***

Прыжок без парашюта С восьмого этажа! Живая почему-то. Вернулась, вся дрожа.Нет, не верю случаю.Может я — летучая

 

***

Из книги “Дети в саду”

 

1.в дет садудети в крова кто уплывакто улета все на видуа воспита гладит котавдруг воспита крикнул: встава

 

2.

в дет садудети вскочичижики-чиробышки-вокто кого!кавые глазтателю сказ- А Петя спион – матросон описвесь матрас

 

3.

в дет садусняли штанивсе как однион опоздаи замарав дет садупо коридосидя в рядувсе дружно дуголову всуможно егоя нарису?

так хорошо?вот голова сверху горшо Петя не плаэто коров красный горо

 

4.

в дет саду140 дуПетя бунтуна третьем годувсе гулягде им веляделают токазано что время поспавремя посраПетя бы ра Петя не мо Петя! ура сделай им моморе им сделай!

 

marinaskaz.livejournal.com


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта