Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Почему Алексей Михайлович стал Тишайшим царём. Кириллица журнал


Кириллица | Ночь открытых книг

Из всего многообразия открытых в ночь с 19 на 20 апреля библиотек Москвы, мы выбрали Библиотеку им. Ленина, кстати, самую большую в Европе: ее хранилище насчитывает 43 миллиона книг. “Библионочь” проводится второй раз, но Ленинская библиотека участвовала в ней впервые.

По такому случаю, хранители книг открыли для гостей все «потаенные уголки», в которые обычно доступ запрещен или ограничен. Всем, кто успел записаться заранее, была предоставлена возможность заглянуть в обычно закрытое не только для «простых смертных», но и для многих работников библиотеки, 19-ти ярусное книжное хранилище.

Библиотека преобразилась: громкая музыка, видеоинсталляции (калейдоскоп из графических узоров, интерактивные коллажи), разноцветные «светлячки-навигаторы» в выдвинутых ящиках картотек, и невольно возникающий вопрос: “Где я”?

Можно было самостоятельно осмотреть преобразившуюся библиотеку или отправиться на экскурсию. Мы выбрали второе.

В нашей группе (последней, допущенной к посещению) было несколько человек: пенсионеры интеллигентного вида, молодая девушка, Светлана Любимова – толстовед, Член Московского Союза литераторов и Владислав, молодой парень, музыкант. Мы пообщались с некоторыми из них, чтобы узнать: что же привело людей в этот вечер именно сюда. «Я люблю это место и хожу сюда много лет – рассказал нам Владислав, - а сегодня, наконец, выдалась возможность побывать в хранилище».

У Светланы, Члена Союза литераторов, мотив посещения экскурсии немного сентиментальный: она проработала в Ленинской библиотеке 13 лет. Из них -год в хранилище. «Каторжный труд! – призналась она, – сутки напролет на ногах, перетаскивая книги: в течение 30 минут приходило по 30 запросов!». Но все же, Светлана не скрывала своей ностальгической радости.

Через полчаса мы добрались, наконец, до святая святых – закрытого хранилища Ленинского библиотеки.

Первое, что нам показали – это коллекция книг Александры Федоровны, жены Николая I. На массивных железных полках расставлены старинные книги с императорскими экслибрисами на титульных листах, в эксклюзивных переплетах, сделанных на заказ лучшими мастерами того времени.

Окутанные ароматом старинных книг, разглядывая разнообразные переплеты, кожаные и ситцевые, мы плавно погружались в уникальную и чарующую атмосферу этого места. Внимательно прислушиваясь к шепоту страниц, мы словно неспешно беседовали с каждой из книг: будь то история, ботаника, художественная или справочная литература. Библиотека ожила.

После просмотра императорской библиотеки нас повели вниз по этажам хранилища.

На одном из них располагается спецхран книг, где хранятся неугодные советскому правительству материалы: нашумевший «Архипелаг Гулаг» с двумя печатями цензора (одна печать – книга выдавалась по спец.разрешению, две – никому, кроме представителей власти).

По требованию КГБ сотрудники обязаны были предоставить информацию о том, какой книгой интересовался тот или иной человек. Список запрещенной литературы впечатляет: на страницах многотомников уместились “Нью-Йорк Таймс”, “Гардиан”, религиозная литература и даже Тургенев.

Здесь, неподалеку, обитает дух библиографа и писателя - Николая Александровича Рубакина. Книги, подаренные им библиотеке, занимают целый этаж. Там же около года простояла урна с прахом Рубакина, - отcюда и миф о привидении.

В “Библионочь” на экскурсии в хранилище побывало более 800 человек, при том что лифт рассчитан на перевозку только шестерых. После такого приема, библиотеку, конечно, захотелось посещать чаще. Многие выстроились в очередь за читательскими билетами. Надолго ли? Очарование, наверняка, постепенно забудется и всех снова затянет привычная городская жизнь.

Но посетителей в Ленинке и без “неофитов” немало. Главный библиотекарь - Светлана Ивановна, которая работает здесь больше 50 лет, рассказала, что в день библиотеку посещает около четырех тысяч человек.

Жаль, что время было ограничено: мы услышали только малую часть историй, которые могли бы поведать «квартиранты» бесконечных просторов библиотечных стеллажей.

Читатель необходим книгам как воздух: без него они гибнут, томятся в темноте хранилищ. А вместе с ними угасает и сама библиотека. Нам кажется, что “Библионочь” доставила огромное удовольствие посетителям, но еще в большей мере была несказанно рада гостям и сама библиотека: в эту ночь она словно ожила.

Надежда Тимохова

Мария Зайцева

 

 

Читайте также:

cyrillitsa.ru

Журнал «Шрифт» • Лучшие шрифты с кириллицей 2013 года по мнению журнала

3 февраля 2014

Нуж­но ска­зать, что по­лу­чив­ший­ся шриф­то­вой об­зор ро­жда­ет в нас сме­шан­ные чув­ства. В не­ко­то­рых слу­ча­ях раз­ни­ца в мас­штаб­но­сти вы­бран­ных шриф­тов на­столь­ко ве­ли­ка, что их со­сед­ство мо­жет по­ка­зать­ся стран­ным не­до­ра­зу­ме­ни­ем. И в этот мо­мент нуж­но вспо­мнить о ре­аль­но­сти и кри­те­ри­ях от­бо­ра. Кри­те­ри­ев бы­ло три: пер­вый — шрифт вклю­ча­ет зна­ки ки­рил­ли­че­ско­го ал­фа­ви­та; вто­рой — шрифт (или его ки­рил­ли­че­ская часть) вы­пу­щен в пуб­лич­ную про­да­жу в 2013 го­ду; тре­тий — пра­во на ис­поль­зо­ва­ние шриф­та мож­но при­об­ре­сти на за­кон­ных осно­ва­ни­ях. Та­кие усло­вия остав­ля­ют часть про­ек­тов за бор­том, на­при­мер экс­клю­зив­ные шриф­ты или сту­ден­че­ские про­ек­ты. В пред­ва­ри­тель­ный от­бор по­па­ли 36 шриф­тов, из ко­то­рых ред­кол­ле­гия и ре­дак­ция вы­бра­ли 10 путём го­ло­со­ва­ния. Все шриф­ты да­ны в ал­фа­вит­ном по­ряд­ке. Пред­став­ля­ем ва­ше­му вни­ма­нию ре­зуль­та­ты для са­мо­сто­я­тель­ных вы­во­дов.

Brioni от Typotheque

Ди­зайн ан­ти­к­вы Brioni Serif осно­ван на упраж­не­ни­ях ши­ро­ко­ко­неч­ным пе­ром, од­на­ко при пе­ре­хо­де от бу­ма­ги и ту­ши к кри­вым Безье ди­зай­нер пе­ре­осмыс­лил при­выч­ные штри­хи ши­ро­ко­ко­неч­но­го пе­ра. Мощ­ные пря­мо­уголь­ные за­сеч­ки, спо­кой­ные про­пор­ции и ритм де­ла­ют Brioni устой­чи­вым к раз­лич­ным спо­со­бам пе­ча­ти. Су­ще­ству­ет две вер­сии гар­ни­ту­ры: на­чер­та­ния с при­став­кой Text об­ла­да­ют не­вы­со­ким кон­трас­том меж­ду тол­сты­ми и тон­ки­ми штри­ха­ми и боль­ше под­хо­дят для на­бо­ра тек­стов в мел­ком кегле. Brioni Sans был спро­ек­ти­ро­ван Ни­ко­лой Джу­ре­ком в 2010 го­ду в ка­че­стве па­ры к од­но­имён­ной ан­ти­кве. Обе гар­ни­ту­ры, не­смот­ря на за­ду­ман­ную ди­зай­не­ром сти­ли­сти­че­скую связ­ку, аб­со­лют­но са­мо­сто­я­тель­ные ин­стру­мен­ты преж­де все­го для на­бо­ра длин­ных, ти­по­гра­фи­че­ски на­сы­щен­ных тек­стов. Фор­маль­но Brioni Sans под­хо­дит для та­ких за­дач бла­го­да­ря сво­им клас­си­че­ским про­пор­ци­ям и эле­гант­но­му ри­сун­ку, уме­рен­но­му кон­трас­ту штри­хов и тща­тель­но по­до­бран­но­му меж­бук­вен­но­му рас­сто­я­нию. С тех­ни­че­ской сто­ро­ны се­мей­ство Brioni от­ли­ча­ет­ся бо­га­тым со­ста­вом OpenType-функ­ций (сто­ит от­ме­тить, к при­ме­ру, де­вять ти­пов цифр для раз­лич­ных нужд), ши­ро­ким диа­па­зо­ном на­чер­та­ний и под­держ­кой боль­шо­го чис­ла язы­ков. С 2013 го­да в них вхо­дят и ки­рил­ли­че­ские язы­ки с гре­че­ским (ди­зай­нер Алек­сандр Тар­бе­ев).

Geometria от Brownfox

С про­шло­го го­да мо­ло­дая сту­дия Brownfox за­пол­ня­ет свою биб­лио­те­ку шриф­та­ми в при­выч­ных клас­си­фи­ка­ци­он­ных ка­те­го­ри­ях. По­сле DIN-по­доб­но­го шриф­та Brutal Type (ди­зай­не­ры Дмит­рий Рас­твор­цев и Га­янэ Баг­да­са­рян) сту­дия вы­пу­сти­ла гро­теск Geometria. Гео­мет­ри­че­ская стро­гость здесь ужи­ва­ет­ся с не­ожи­дан­но мяг­ки­ми де­та­ля­ми в не­ко­то­рых зна­ках, фор­мы шриф­та от­кры­ты и яс­ны. Гар­ни­ту­ра за­став­ля­ет вспо­мнить об из­вест­ных шриф­тах из этой ка­те­го­рии (на­при­мер, Futura или Avenir), но об­ла­да­ет соб­ствен­ным «ли­ца не­об­щим вы­ра­же­ньем». Бра­ун­фок­сы не про­га­да­ли — в ки­рил­ли­че­ском сек­то­ре по-преж­не­му остро не хва­та­ет оче­вид­но­го: раз­ви­то­го по на­чер­та­ни­ям гео­мет­ри­че­ско­го гро­те­ска, книж­ной ан­ти­к­вы, све­же­го и ак­ту­аль­но­го не­огро­те­ска и так да­лее. 16 на­чер­та­ний, под­держ­ка всех за­пад­но­ев­ро­пей­ских язы­ков (5 ко­ди­ро­вок), ряд обя­за­тель­ных OpenType-функ­ций, ки­рил­ли­че­ские и ла­тин­ские ли­га­ту­ры, ма­те­ма­ти­че­ские зна­ки — это лишь часть ар­се­на­ла Гео­мет­рии. Шрифт — один из по­бе­ди­те­лей кон­кур­са Гран­шан в но­ми­на­ции «Ки­рил­ли­че­ские тек­сто­вые шриф­ты».

History от Typotheque

В 2013 го­ду в са­мом боль­шом дол­го­строе (по за­ме­ча­нию Пе­те­ра Би­ла­ка) Typotheque по­яви­лась ки­рил­ли­ца и гре­че­ский ал­фа­вит. В двух сло­вах, шриф­то­вая си­сте­ма History — это на­бор раз­но­стиль­ных на­чер­та­ний, ко­то­рые мож­но на­кла­ды­вать друг на дру­га и по­лу­чать но­вые ре­ше­ния. С History мож­но до­бить­ся бес­ко­неч­но ва­ри­а­тив­ной и эф­фект­ной ак­ци­ден­ции. Пе­тер Би­лак на­чал этот про­ект ещё в 1990-х, вдох­но­вив­шись свое­об­ра­зи­ем то­скан­ских ини­ци­а­лов. Идея сме­ши­вать раз­ные ин­гре­ди­ен­ты в рам­ках ба­зо­во­го «ске­ле­та» шриф­та по­лу­чи­ла но­вый ви­ток, ко­гда Би­лак и ком­па­ния раз­ра­ба­ты­ва­ли шриф­ты для го­род­ской агло­ме­ра­ции Сент-Пол/Мин­неа­по­лис. То­гда сту­дия пред­ло­жи­ла за­каз­чи­ку про­то­тип шриф­то­вой си­сте­мы, ко­то­рая син­хро­ни­зи­ро­ва­лась бы с ка­лен­дарём на ком­пью­те­ре ди­зай­не­ра и слу­чай­но вы­би­ра­ла из соб­ствен­ной ба­зы на­чер­та­ний ис­то­ри­че­ские фор­мы. Од­на­ко в History Би­лак оста­вил лишь один «ске­лет» (про­пор­ции букв рим­ско­го ка­пи­таль­но­го пись­ма), на ко­то­рый «на­ве­ши­ва­ет­ся» 21 на­чер­та­ние. За­слу­жи­ва­ет вни­ма­ния очерк о ра­бо­те над гар­ни­ту­рой, а так­же мно­го­чис­лен­ные при­ме­ры её ис­поль­зо­ва­ния.

Humanist 521 от Paratype

Дол­го­ждан­ная ки­рил­ли­ца в Gill Sans, циф­ро­вой вер­сии зна­ме­ни­то­го шриф­та Эри­ка Гил­ла от ком­па­ний Bitstream и Paratype. Из ав­то­био­гра­фии Гил­ла сле­ду­ет, что Gill Sans (се­го­дня этот шрифт — один из сим­во­лов ан­глий­ской ви­зу­аль­ной сре­ды) воз­ник как эс­киз для вы­вес­ки про­грес­сив­но­го книж­но­го ма­га­зи­на в Бри­сто­ле. Ст­эн­ли Мо­ри­сон, уви­дев эти бук­вы, пред­ло­жил Гил­лу спро­ек­ти­ро­вать на их осно­ве но­вый гро­теск для ком­па­нии «Мо­но­тайп». Так в 1927 го­ду на­ча­лась ис­то­рия шриф­та, ко­то­рый за про­шед­шие де­ся­ти­ле­тия оди­на­ко­во хо­ро­шо об­слу­жи­вал и офи­ци­аль­ную ан­гли­кан­скую цер­ковь, и BBC, и пер­вые книж­ные об­лож­ки Penguin, и бри­тан­ские же­лез­ные до­ро­ги. Те­перь ди­зай­не­рам до­ступ­ны ки­рил­ли­че­ские вер­сии ше­сти тек­сто­вых на­чер­та­ний и сверх­жир­но­го на­чер­та­ния, раз­ра­бо­тан­ные Вла­ди­ми­ром Ефи­мо­вым и Иза­бел­лой Чае­вой, в пол­ном муль­ти­я­зыч­ном ком­плек­те, с ми­ну­скуль­ны­ми циф­ра­ми и от­дель­ным уль­тра­жир­ным на­чер­та­ни­ем ра­бо­ты Та­ги­ра Са­фа­е­ва.

Institut от Brownfox

Тё­плый лам­по­вый шрифт Institut вы­рос из эсте­ти­ки мо­но­ши­рин­ных шриф­тов на пер­фо­кар­тах и над­пи­сей на та­блич­ках в бес­ко­неч­ных ко­ри­до­рах на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ских ин­сти­ту­тов. Его тя­же­ло­вес­ные и да­же гру­бые на пер­вый взгляд фор­мы не­ожи­дан­но вы­зы­ва­ют при ис­поль­зо­ва­нии со­всем дру­гие ощу­ще­ния. Ро­ман­ти­ка кос­ми­че­ских полётов и на­уч­ных экс­пе­ри­мен­тов в стро­го за­се­кре­чен­ных ла­бо­ра­то­ри­ях — мо­ти­вы, ак­тив­но ис­поль­зо­ван­ные ди­зай­не­ром Вя­че­сла­вом Ки­ри­лен­ко в пре­зен­та­ции шриф­та. Про­ект при­ме­ча­те­лен тща­тель­ным «шриф­то­вым брен­дин­гом», ко­то­рый со­здаёт яр­кий об­раз и на пер­вый взгляд ком­пен­си­ру­ет от­сут­ствие строч­ных зна­ков и аль­тер­на­тив­ных на­чер­та­ний.

Ladoga от Paratype

Объ­ём­ный про­ект Вик­то­ра Ха­ри­ка, над ко­то­рым он ра­бо­тал бо­лее 10 лет, — вос­со­здан­ная и рас­ши­рен­ная циф­ро­вая вер­сия ан­ти­к­вы, раз­ра­бо­тан­ной со­вет­ским ди­зай­не­ром Ана­то­ли­ем Ва­си­лье­ви­чем Щу­ки­ным (1906–1994) на осно­ве соб­ствен­ных ри­со­ван­ных ти­ту­лов и об­ло­жек книг. По сво­е­му внеш­не­му об­ра­зу Ladoga при­бли­же­на к пись­му ши­ро­ко­ко­неч­ным пе­ром и от­ча­сти к ран­ним ис­то­ри­че­ским фор­мам ан­ти­к­вы ста­ро­го сти­ля. Од­на­ко в боль­шей сте­пе­ни про­об­ра­зом Ла­до­ги по­слу­жил шрифт Tribunus Antiqua Уор­ре­на Чеп­пе­ла, раз­ра­бо­тан­ный ди­зай­не­ром для франк­фурт­ской сло­во­лит­ни D. Stempel AG в 1939–1940 го­дах. Ре­зуль­та­том уси­лий Вик­то­ра Ха­ри­ка и ком­па­нии стал раз­ви­тый ти­по­гра­фи­че­ский ин­стру­мент: че­ты­ре пись­мен­но­сти (ла­тин­ская, ки­рил­ли­че­ская с цер­ков­но­сла­вян­ским ком­плек­том с тит­ла­ми, гре­че­ская и иврит), ка­пи­тель, все ви­ды ин­дек­сов и над­строч­ных зна­ков, аль­тер­на­тив­ные зна­ки, че­ты­ре стан­дарт­ных тек­сто­вых и два за­го­ло­воч­ных на­чер­та­ния. Пе­ре­чис­ле­ние осо­бен­но­стей Ла­до­ги за­ня­ло бы не од­ну стра­ни­цу — так и по­сту­пил Вик­тор Ха­рик, по­дроб­но рас­ска­зав о про­ек­ти­ро­ва­нии этой гар­ни­ту­ры.

Lava от Typotheque

В 2012 го­ду Пе­тер Би­лак ре­шил из­да­вать соб­ствен­ный жур­нал Works That Work, и пер­вое, с че­го он на­чал, был фир­мен­ный шрифт для но­во­го из­да­ния. «Мне хо­те­лось сде­лать шрифт не про­сто ра­ди уни­каль­но­го сти­ля жур­на­ла. Я стре­мил­ся преж­де все­го со­здать гар­ни­ту­ру с вы­ра­зи­тель­ным го­ло­сом, — пи­шет Би­лак, — уве­рен­ным, но не на­зой­ли­вым, рас­по­ла­га­ю­щим к се­бе го­ло­сом ин­те­рес­но­го рас­сказ­чи­ка. Этот шрифт я со­би­рал­ся при­ме­нять как для длин­ных тек­стов, так и для брос­ких ко­рот­ких за­го­лов­ков. Так по­яви­лась Ла­ва». Ещё од­ним усло­ви­ем бы­ло ка­че­ствен­ное отоб­ра­же­ние шриф­та на все­воз­мож­ных план­ше­тах и те­ле­фо­нах с вы­со­ким и низ­ким раз­ре­ше­ни­ем экра­на. От­сю­да и ба­зо­вые ха­рак­те­ри­сти­ки Ла­вы: ри­су­нок шриф­та от­ли­ча­ет­ся от­кры­то­стью форм, спо­кой­ны­ми про­пор­ци­я­ми, серьёз­ное вни­ма­ние уде­ле­но меж­бук­вен­но­му рас­сто­я­нию и кер­нин­гу. Кро­ме то­го, в шриф­те не­сколь­ко ва­ри­ан­тов ри­сун­ка цифр: ми­ну­скуль­ные, циф­ры для на­бо­ра с про­пис­ны­ми бук­ва­ми, ка­пи­тель­ные циф­ры, а так­же мо­но­ши­рин­ные циф­ры для всех пе­ре­чис­лен­ных ва­ри­ан­тов (для та­блич­но­го на­бо­ра). Гар­ни­ту­ра под­дер­жи­ва­ет боль­шин­ство ев­ро­пей­ских язы­ков на осно­ве ла­ти­ни­цы.

Mr. Palker + Mr. Palkerson Юрия Гор­до­на

Mr. Palker и Mr. Palkerson — се­мей­ство шриф­тов (брус­ко­во­го и гро­те­ска) с рас­ши­рен­ным диа­па­зо­ном на­чер­та­ний. «С Пал­ке­ром и Пал­кер­со­ном лю­бой язык пре­вра­тит­ся в за­бор. А шесть на­чер­та­ний поз­во­лят точ­но вы­брать ма­те­ри­ал за­бо­ра — от сталь­ных пру­тьев Thin до ка­мен­ных бло­ков Black. В своём про­стей­шем ви­де ми­сте­ры Р&Р пред­на­зна­че­ны для плот­ной за­го­ло­воч­ной вёрст­ки в вик­то­ри­ан­ском или про­мыш­лен­ном сти­ле. Это впол­не до­брот­ные, не­сколь­ко ста­ро­мод­ные брус­ко­вый шрифт и за­кры­тый гро­теск» — так ха­рак­те­ри­зу­ет шриф­ты Юрий Гор­дон. Ди­зай­нер не по­жа­лел для обе­их гар­ни­тур спе­ций: в шриф­тах по не­сколь­ку аль­тер­на­тив на бук­ву, юни­кейс­ные ва­ри­ан­ты, ли­га­ту­ры, ка­пи­тель (её не­обыч­ный рост и тол­щи­на при­бли­же­ны к про­пис­ным бук­вам, и по­это­му она мо­жет слу­жить вто­рым ря­дом про­пис­ных или вы­сту­пать в на­бо­ре ло­го­ти­пов) и двух­этаж­ные ли­га­ту­ры, с по­мо­щью ко­то­рых мож­но со­зда­вать, на­при­мер, эф­фект сла­вян­ской вя­зи. Как и мно­гие дру­гие шриф­то­вые про­ек­ты Юрия Гор­до­на, Пал­кер­со­ны на од­ном ды­ха­нии пе­ре­ко­че­ва­ли из «Фонтла­ба» в ре­аль­ный жур­наль­ный ма­кет.

Romanovsky от Paratype

В мар­те 2013 го­да ком­па­ния «Па­ра­тайп» за­вер­ши­ла ра­бо­ту над свет­лым на­чер­та­ни­ем шриф­та Ро­ма­нов­ский. Этот гро­теск по­явил­ся в сло­во­лит­не Оси­па Ле­ма­на в 1910 го­ду, че­рез год по­сле вы­пус­ка ла­тин­ско­го про­то­ти­па Feder Grotesk ра­бо­ты Яко­ба Эр­ба­ра (1878–1935) во франк­фурт­ской сло­во­лит­не Ludwig & Mayer. Ини­ци­а­то­ром со­зда­ния циф­ро­вой вер­сии шриф­та Ро­ма­нов­ский вы­сту­пи­ла Ма­стер­ская Ди­мы Бар­ба­не­ля, и в даль­ней­шем шрифт был за­дей­ство­ван в ди­зай­не школь­но­го сло­ва­ря рус­ско­го язы­ка (из­да­ние СПб­ГУ). По­лу­жир­ное на­чер­та­ние Олек­са Во­ло­чайри­со­вал, све­ря­ясь с ка­та­ло­гом франк­фурт­ской сло­во­лит­ни (у Ле­ма­на по­лу­жир­но­го шриф­та не бы­ло). При­мер­ный об­ра­зец югенд­шти­ля с ин­те­рес­ны­ми осо­бен­но­стя­ми: в ком­плект зна­ков вклю­че­ны 20 ли­га­тур про­пис­ных зна­ков в ла­ти­ни­це и ки­рил­ли­це, глас­ные с уда­ре­ни­я­ми в про­пис­ных и строч­ных ре­ги­страх (и да­же удар­ную бук­ву «ё»), не­дав­но при­ня­тый знак руб­ля и знак грив­ны. Кро­ме ки­рил­ли­цы, Ро­ма­нов­ский со­дер­жит ал­фа­вит­ные зна­ки язы­ков За­пад­ной и Вос­точ­ной Ев­ро­пы.

Vaccine от Paratype

Vaccine — рит­мич­ный брус­ко­вый шрифт. В де­та­лях он от­ли­ча­ет­ся мяг­ки­ми окон­ча­ни­я­ми штри­хов и за­се­чек (при­выч­ные се­ри­фы пе­ре­ме­жа­ют­ся с од­но­сто­рон­ни­ми) и жёст­ки­ми сты­ка­ми го­ри­зон­та­лей и вер­ти­ка­лей. Гар­ни­ту­ра прак­ти­че­ски не­кон­траст­на, про­пор­ции зна­ков слег­ка рас­ши­ре­ны. От­дель­но упо­мя­нем пол­но­цен­ные кур­си­вы к каж­до­му из 5 на­чер­та­ний. Vaccine до­ка­зы­ва­ет, что ин­те­рес к брус­ко­вым шриф­там не осла­бе­ва­ет и даёт хо­ро­ший по­вод срав­нить эту гар­ни­ту­ру, на­при­мер, с гар­ни­ту­рой Adelle, не так дав­но до­пол­нен­ной ки­рил­ли­цей при уча­стии Алек­сан­дры Ко­роль­ко­вой.

English version — Type Journal’s Top Cyrillic Fonts of 2013

typejournal.ru

«Русские вестники» | Кириллица

Как узнать, чем жили, о чем думали и что делали наши предки… Какие профессии канули в лету, что казалось важным и насущным…Пожалуй, лучше всего о занятиях, а порой и характере людей прошлых веков может сказать актуальная им пресса. «Кириллица» специально отправилась в Государственную Ленинскую Библиотеку и пролистала страницы «забытых», да, и ненужных нынче журналов».

«Вестник льняного дела»

Сейчас кажется удивительным и невероятным существование целого журнала, посвященного столь узкой отрасли. Но в конце XIX — начале XX века это было привычным делом. Ведь лен и кормил, и одевал русского человека. И журнал о льне не прерогатива «узких» специалистов, а насущная потребность большинства.Удивляет и широта статей, и подробность разбора той или иной проблемы.

Вот лишь немногие заголовки статей:

— «Почему упали цены на лен в 1913-1914 г.»

«Сильное падение цен на лен в истекшем сезоне естественное встревожило льноводов и заставило их задуматься над причинами такого явления. По предсказаниям «Льняного Листка», издаваемого Льняным Комитетом при Главном Управлении Землеустройства и Земледелия, урожай 1913 года был ниже урожая 1912 года, а положение льняной промышленности было не хуже,и, следовательно, спрос на волокно ожидался ни в коем случае не меньший, чем таковой же предъидущаго сезона».

— «Зеленая мочка льна в окрестностях Локерена»

Весь лучший лен, возделываемый на территории Бельгии, отправляется на Лисъ, и только менее ценный перерабатывается на местах. Что касается способов мочки льна помимо Лисъ, то в одних районах лен мочат, пользуясь проточной или стоячей водой, в других – стелют, за отсутсвием воды, и есть места, где мочка льна вылилась в совершенно своеобразные формы и дает совершенно своеобразный лен…»

— «Льноватное производство»

— «Новые прядильныя волокна»

— «Международный конгресс льнопрядильщиков в Вене»

— «Торговля льном, посевы и вывоз льна»

— «Война и нужды льняного дела в России»

— «Мяльно-очистительная машина г.Новицкаго перед судом специалистов»

— «Производительность и качество работы мяльных машин»

— «Кооперативный сбыт льна через Московский Народный Банк»

«Вестник мануфактурной промышленности»

Был свой журнал и у «работников» мануфактур. Правда, здесь, скорее, поражает не широта охвата, а «личностная» и «живая» окраска информации. Журнал насыщен фотографиями, зарисовками из жизни промышленников.

И даже в, казалось бы, сухой статье о французском изобретателе Де-Жираре автор позволяет себе говорить о Жираре не только как о профессионале дела, но и просто как о человеке.

«Филипп Де-Жираръ изобретатель механического прядения льна»

«Занимая весьма влиятельное и важное для австрийской промышленности место, Жираръ доволен был своим положением, но ему досадно было, что он вдали от братьев, которых он очень любил…Часть французов старалась воспользоваться всем, что только могло унизить славу знаменитого соотечественника и не стыдилась прибегать к самым низким средствам».

«Жираръ сделал много для пользы польской промышленности своею добросовестною деятельностью, но он не нажил себе богатства. Между тем он стал стараться и, видимо, жаждал покоя; притом ему тяжела была разлука с семейством и родиной и, когда в 1834 году умер его племянник, которого он любил, как сына, он стал сильно скучать, избегал людей и мечтал только о том, чтобы возвратиться во Францию».

Кажется невероятным, что «журналистам» XIX века удавалось охватывать в своих статьях столь разные страны. Русский журнал о «мануфактуре» был по истине интернациональным. Это подтверждают и заголовки статей:— «Лен в Америке»— «Шелководство в Туркестане»— «Культура льна в Японии»— «Шерстяная промышленность в России в 1909 году»

Наверное, большинство людей полагает, что так называемые вкладыши или «рекламки»  — это нововведение конца XX века. Но оказывается уже в конце века XIX журналы «пестрели» рекламой. Не стал исключением и журнал о мануфактуре. Так,  в выпуске за 1910 год каждый желающий мог не просто полюбоваться, но и пощупать образцы тканей фабрики «Фридр. Байеръ и К».

«Вестник народного образования»

Существовал свой журнал и для учителей. Правда, порой он мог оказаться полезным и родителям. Ведь там не только писалось о том, чему учить, как преподавать, но и что стоит читать подрастающему поколению.

Октябрь 1911годаРефераты и своды рецензий о новых книгах

Карасев А. Детское рисование по клеткам для семьи и школы. 1911

(Рец. Д.Б.: Рисование по клеткам давно осуждено, как способ обучения, не отвечающий требованиям современной педагогики. Можно только пожелать скорейшего изъятия такого рода пособий отовсюду, где они по неведению еще находятся в применении.).

Сейчас кажется непривычным и слог письма, и названия учебников. Но, прежде всего, удивляет то разнообразие «предметов», которые изучали дети прошлых веков.

Давидович И. Начальный курс обучения детей нотному пению. Пособие для начальных учителей. Киев. 1909 Ц. 60 коп.

(Рец. В.Киприянова: Написан очень толково, подробно, ясным языком, доступен по цене. Может с успехом применяться в наших нач. школах).

Яната А. Программы ботанических экскурсий в окрестностях г. Николаева. 1911. Изд. Николаевского о-ва любителей природы.

(Автор отмечает, что в настоящее время устройство экскурсий сильно тормозится, благодаря отсутствию специальных руководств для определнных районов и намечает общие требования, которым должны удовлетворять такие руководства. Помещено подробное иллюстрированное описание нескольких весенних экскурсий (март и апрель).

Анастасия Некрасова

fund.cyrillitsa.ru

Все кириллические шрифты 2016 года

С каждым годом на рынок выходит всё больше новых шрифтов. Уверенно растёт и кириллический рынок. Совместно с коллегами из журнала «Шрифт» мы составили наиболее полный список новых шрифтов с кириллицей. А потом разложили их по полочкам, пользуясь исключительно своими собственными субъективными предпочтениями и представлениями о прекрасном.

Наши любимые шрифты

Шрифты 2016-го года, заинтересовавшие нас больше всего.

Euclid Flex Suisse Int’l Wermut

Качественные универсальные шрифты

Проекты 2016 года, качество кириллицы в которых мы субъективно считаем высоким, а спектр применения — широким.

Alergia Grotesk Alergia Remix Alethia Pro Baskerville Display PT Diodrum Flai Mediator

New Hero November October Triplet Scientia

Шрифты точечного использования

Проекты, в которых мы отмечаем прежде всего яркость графической идеи. Во многих случаях это шрифты не для широкого спектра задач, а для разового, точечного использования.

Amphibia Appetite Pro Barberry Bickham Script Pro 3 Bombarda Cadmus Pro Mandelshtam

Dnipro Eurostile Next GT Eesti Kyiv Manicotti Manu Skolar Sans Pan European Strelka Ultra Tavolga

Остальные

Asterisk Sans Pro Agio Adamant Sans Barbecue Bw Surco TT Blushes Brummell TT Bricks Bergen Sans TT Bells Chocolates Condensed Centrale Sans Pro

Citadina Clone Rounded TT Coats Corals TT Cottons Deleplace Dempster Diaria Sans Pro Din Serif Economica Pro Fabrizio

Fada Furius FF Signa Slab Stencil Gilroy Gill Sans Nova Joanna Nova Joanna Sans Nova Jonesy Capitals TT Lakes Lisboa & Lisboa Sans TT Lovelies Script Kongo Pro

Midpoint Pro TT Moons Misty Mrs Berry Mr Dum Dum Nitti Noir Noto Sans Noto Serif TT Octas

Pleinair PF Centro Slab Press TT Pines Posterama TT Prosto Sans Condensed Qanelas Soft](http://www.myfonts.com/fonts/radomir-tinkov/qanelas-soft/) Quinoa [Quiza Pro](https://www.myfonts.com/fonts/catharsis-fonts/quinoa/) TT Rabbits

Rogan Rosengarten Sibra TT Squares Condensed TT Supermolot Condensed Sybilla Pro TT Teds TT Walls La Mona Pro Pintanina Pro Lolapeluza

Шрифты 2016 года из коллекции type.today

В нашей коллекции есть шрифты, в которых кириллица появилась именно в 2016 году.

Kazimir Text BigCity Grotesque Pro First Prize Giorgio Sans Cyrillic NWT Bodoni

В эту подборку мы включили только те шрифты, пра­во на ис­поль­зо­ва­ние которых до­ступ­но для при­об­ре­те­ния лю­бо­му же­ла­ю­ще­му. Если вы хотите сообщить нам о шрифте, который не попал в наш список, пожалуйста напишите Илье: [email protected]

Юрий Остроменцкий и Илья Рудерман

type.today

Кириллица

Алексей Михайлович Романов, прозванный Тишайшим, воспринимается как «не совсем удачный царь», а прозвище его интерпретируют чаще, как признак слабохарактерности и отстранённости от политики. Однако великие дела делаются в тишине.

При этом критики самодержца указывают на бунты соляной и медный, которые случились в период его правления, на начало церковного раскола и отделение старообрядцев с последующим на них гонением.

Затяжные войны с не особо внятными результатами с княжеством Литовским и Швецией также часто становятся предметом критики. Ну, и увлечение царя псовой и соколиной охотой, когда в стране неспокойно – также дополняют этот портрет.

Но такое мнение несколько поверхностно, и на самом деле, все было намного сложнее и с прозвищем и с политикой. Поскольку если смотреть на итоги правления Алексея Михайловича, то оказывается, что это прозвище он получил в силу своего понимания о том, что великие дела делаются в тишине. Собственно, это действительно был характерный стиль его царствования.

Автор Соборного уложения

Алесей Михайлович стал русским царем в 16 лет, современники действительно отзывались о нем как о тихом и добром человеке, искренне и глубоко верующем. В начале царствования он полагался на советы своего воспитателя боярина Бориса Ивановича Морозова. Однако после неудачного ввода повышенной пошлины на соль и соляного бунта стал все более самостоятельной фигурой.

После этого самого соляного бунта Тишайший проявил себя как системный политик и законотворец. В 1649 году под руководством Алексея Михайловича было разработано Соборное уложение, которое стало основной законодательной базой для России на последующие 200 лет. Это законодательство было по-своему уникальным, фактически оно кодифицировало и систематизировало все законы России, внося юридическую ясность и давая возможность адекватной правоприменительной практики.

При этом Тишайший царь использовал для разработки Уложения и польско-литовские, и венецианские, и византийские разработки, сочетая их с исконно русскими правовыми традициями. В политике этого царя наметилось некоторое западничество, но и оно было тихим и неспешным, а не резким и публичным, как у его сына, первого российского императора, Петра Великого.

Алексей Михайлович заимствовал от Запада только то, что считал по-настоящему полезным, и с нововведениями не торопился, стараясь не разрушать традиционный русский уклад.

Реформатор армии

Эти заимствования отразились и в реформе армии, которая к тому моменту уже назрела. В 1648 году в состав царской армии были введены рейтарские, гусарские и солдатские полки. Что касается рейтар, то это был первый опыт настолько обширного использования иностранных наемников.

В итоге эта реформа позволила победить Великое княжество Литовское, и в 1657 году заключить Андрусовское перемирие. И здесь снова Алексей Михайлович поступил как прозорливый дипломат. Он лишь вернул земли, отторгнутые от России в Смутное время, отдав полякам все новейшие завоевания. В итоге Россия все равно увеличила свои территории, в том числе получив и часть Украины. И при этом «не обидев» Речь Пополотую, царь привел к сближению двух государств в борьбе с Османской Империей.

Эпоха Алексея Михайловича

Здесь, опять же, важно помнить о контексте эпохи. Все эти реформы и государственное строительство с собирательством земель проходили в то время, когда страна только оправлялась от тяжелейших последствий смутного времени, чуть не уничтоживших Русское царство.

Внутренние неурядицы также случались регулярно. Здесь и восстание Степана Разина, и эпидемия чумы 1654-1655 года, и постоянная гражданская война на Украине. А также «добрые западные соседи» которые старались получить от этих российских неурядиц прямую выгоду, да еще и Османская империя, которая тоже жила экспансией.

Но даже в этих условиях Тишайший царь продолжал медленно, но верно восстанавливать и развивать с расширением территорий государство.

Первое парусное судно

Кстати, именно Алексея Михайловича можно считать прародителем русского флота. Именно он приказал построить первое парусное, западного образца, судно «Орел». Историки сходятся на том, что этот проект был только началом для создания полноценного русского флота.

Что характерно, по ряду версий впервые российский триколор, который является российским флагом сейчас, был поднят на «Орле». Потомки Алексея Михайловича создание этого корабля, хоть впоследствии и уничтоженного, оценили по достоинству. Фигурка корабля на шпиле Адмиралтейства в Петербурге – это скорее всего, именно фигурка «Орла». Алексею Михайловичу просто не хватило времени и не достало возможностей для продолжения флотостроительства. Развивать идеи пришлось уже Петру Алексеевичу Романову.

Непростая соколиная охота

Что же касается соколиной охоты, то здесь тоже не все так просто. Да, действительно, это была одна из любимых царских забав. Но курировал вопросы этой охоты Приказ тайных дел. Новое подразделение в русском государстве, основные задачи которого заключались в разведке и контрразведке.

И в этом контексте, содержание царских ястребов и кречетов выглядит как очень умелое прикрытие, а не как «бесполезная причуда» царя. Кстати, любопытная деталь: непосредственно Алексей Михайлович был автором и разработчиком некоторых шифров, которые использовались в разведывательно-дипломатической переписке Тайного приказа.

Конечно, правление этого монарха не было безоблачным, и не всегда его решения имели успех. Но тихая, методичная работа Тишайшего царя создала тот фундамент, благодаря которому и стали возможными уже «громкие» реформы Петра Великого, а Русское Царство превратилось в Российскую Империю.

Читайте также:

cyrillitsa.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта