Почему Алексей Михайлович стал Тишайшим царём. Кириллица журнал
Кириллица | Ночь открытых книг
Из всего многообразия открытых в ночь с 19 на 20 апреля библиотек Москвы, мы выбрали Библиотеку им. Ленина, кстати, самую большую в Европе: ее хранилище насчитывает 43 миллиона книг. “Библионочь” проводится второй раз, но Ленинская библиотека участвовала в ней впервые.
По такому случаю, хранители книг открыли для гостей все «потаенные уголки», в которые обычно доступ запрещен или ограничен. Всем, кто успел записаться заранее, была предоставлена возможность заглянуть в обычно закрытое не только для «простых смертных», но и для многих работников библиотеки, 19-ти ярусное книжное хранилище.
Библиотека преобразилась: громкая музыка, видеоинсталляции (калейдоскоп из графических узоров, интерактивные коллажи), разноцветные «светлячки-навигаторы» в выдвинутых ящиках картотек, и невольно возникающий вопрос: “Где я”?
Можно было самостоятельно осмотреть преобразившуюся библиотеку или отправиться на экскурсию. Мы выбрали второе.
В нашей группе (последней, допущенной к посещению) было несколько человек: пенсионеры интеллигентного вида, молодая девушка, Светлана Любимова – толстовед, Член Московского Союза литераторов и Владислав, молодой парень, музыкант. Мы пообщались с некоторыми из них, чтобы узнать: что же привело людей в этот вечер именно сюда. «Я люблю это место и хожу сюда много лет – рассказал нам Владислав, - а сегодня, наконец, выдалась возможность побывать в хранилище».
У Светланы, Члена Союза литераторов, мотив посещения экскурсии немного сентиментальный: она проработала в Ленинской библиотеке 13 лет. Из них -год в хранилище. «Каторжный труд! – призналась она, – сутки напролет на ногах, перетаскивая книги: в течение 30 минут приходило по 30 запросов!». Но все же, Светлана не скрывала своей ностальгической радости.
Через полчаса мы добрались, наконец, до святая святых – закрытого хранилища Ленинского библиотеки.
Первое, что нам показали – это коллекция книг Александры Федоровны, жены Николая I. На массивных железных полках расставлены старинные книги с императорскими экслибрисами на титульных листах, в эксклюзивных переплетах, сделанных на заказ лучшими мастерами того времени.
Окутанные ароматом старинных книг, разглядывая разнообразные переплеты, кожаные и ситцевые, мы плавно погружались в уникальную и чарующую атмосферу этого места. Внимательно прислушиваясь к шепоту страниц, мы словно неспешно беседовали с каждой из книг: будь то история, ботаника, художественная или справочная литература. Библиотека ожила.
После просмотра императорской библиотеки нас повели вниз по этажам хранилища.
На одном из них располагается спецхран книг, где хранятся неугодные советскому правительству материалы: нашумевший «Архипелаг Гулаг» с двумя печатями цензора (одна печать – книга выдавалась по спец.разрешению, две – никому, кроме представителей власти).
По требованию КГБ сотрудники обязаны были предоставить информацию о том, какой книгой интересовался тот или иной человек. Список запрещенной литературы впечатляет: на страницах многотомников уместились “Нью-Йорк Таймс”, “Гардиан”, религиозная литература и даже Тургенев.
Здесь, неподалеку, обитает дух библиографа и писателя - Николая Александровича Рубакина. Книги, подаренные им библиотеке, занимают целый этаж. Там же около года простояла урна с прахом Рубакина, - отcюда и миф о привидении.
В “Библионочь” на экскурсии в хранилище побывало более 800 человек, при том что лифт рассчитан на перевозку только шестерых. После такого приема, библиотеку, конечно, захотелось посещать чаще. Многие выстроились в очередь за читательскими билетами. Надолго ли? Очарование, наверняка, постепенно забудется и всех снова затянет привычная городская жизнь.
Но посетителей в Ленинке и без “неофитов” немало. Главный библиотекарь - Светлана Ивановна, которая работает здесь больше 50 лет, рассказала, что в день библиотеку посещает около четырех тысяч человек.
Жаль, что время было ограничено: мы услышали только малую часть историй, которые могли бы поведать «квартиранты» бесконечных просторов библиотечных стеллажей.
Читатель необходим книгам как воздух: без него они гибнут, томятся в темноте хранилищ. А вместе с ними угасает и сама библиотека. Нам кажется, что “Библионочь” доставила огромное удовольствие посетителям, но еще в большей мере была несказанно рада гостям и сама библиотека: в эту ночь она словно ожила.
Надежда Тимохова
Мария Зайцева
Читайте также:
cyrillitsa.ru
Журнал «Шрифт» • Лучшие шрифты с кириллицей 2013 года по мнению журнала
3 февраля 2014
Нужно сказать, что получившийся шрифтовой обзор рождает в нас смешанные чувства. В некоторых случаях разница в масштабности выбранных шрифтов настолько велика, что их соседство может показаться странным недоразумением. И в этот момент нужно вспомнить о реальности и критериях отбора. Критериев было три: первый — шрифт включает знаки кириллического алфавита; второй — шрифт (или его кириллическая часть) выпущен в публичную продажу в 2013 году; третий — право на использование шрифта можно приобрести на законных основаниях. Такие условия оставляют часть проектов за бортом, например эксклюзивные шрифты или студенческие проекты. В предварительный отбор попали 36 шрифтов, из которых редколлегия и редакция выбрали 10 путём голосования. Все шрифты даны в алфавитном порядке. Представляем вашему вниманию результаты для самостоятельных выводов.
Brioni от Typotheque
Дизайн антиквы Brioni Serif основан на упражнениях ширококонечным пером, однако при переходе от бумаги и туши к кривым Безье дизайнер переосмыслил привычные штрихи ширококонечного пера. Мощные прямоугольные засечки, спокойные пропорции и ритм делают Brioni устойчивым к различным способам печати. Существует две версии гарнитуры: начертания с приставкой Text обладают невысоким контрастом между толстыми и тонкими штрихами и больше подходят для набора текстов в мелком кегле. Brioni Sans был спроектирован Николой Джуреком в 2010 году в качестве пары к одноимённой антикве. Обе гарнитуры, несмотря на задуманную дизайнером стилистическую связку, абсолютно самостоятельные инструменты прежде всего для набора длинных, типографически насыщенных текстов. Формально Brioni Sans подходит для таких задач благодаря своим классическим пропорциям и элегантному рисунку, умеренному контрасту штрихов и тщательно подобранному межбуквенному расстоянию. С технической стороны семейство Brioni отличается богатым составом OpenType-функций (стоит отметить, к примеру, девять типов цифр для различных нужд), широким диапазоном начертаний и поддержкой большого числа языков. С 2013 года в них входят и кириллические языки с греческим (дизайнер Александр Тарбеев).
Geometria от Brownfox
С прошлого года молодая студия Brownfox заполняет свою библиотеку шрифтами в привычных классификационных категориях. После DIN-подобного шрифта Brutal Type (дизайнеры Дмитрий Растворцев и Гаянэ Багдасарян) студия выпустила гротеск Geometria. Геометрическая строгость здесь уживается с неожиданно мягкими деталями в некоторых знаках, формы шрифта открыты и ясны. Гарнитура заставляет вспомнить об известных шрифтах из этой категории (например, Futura или Avenir), но обладает собственным «лица необщим выраженьем». Браунфоксы не прогадали — в кириллическом секторе по-прежнему остро не хватает очевидного: развитого по начертаниям геометрического гротеска, книжной антиквы, свежего и актуального неогротеска и так далее. 16 начертаний, поддержка всех западноевропейских языков (5 кодировок), ряд обязательных OpenType-функций, кириллические и латинские лигатуры, математические знаки — это лишь часть арсенала Геометрии. Шрифт — один из победителей конкурса Граншан в номинации «Кириллические текстовые шрифты».
History от Typotheque
В 2013 году в самом большом долгострое (по замечанию Петера Билака) Typotheque появилась кириллица и греческий алфавит. В двух словах, шрифтовая система History — это набор разностильных начертаний, которые можно накладывать друг на друга и получать новые решения. С History можно добиться бесконечно вариативной и эффектной акциденции. Петер Билак начал этот проект ещё в 1990-х, вдохновившись своеобразием тосканских инициалов. Идея смешивать разные ингредиенты в рамках базового «скелета» шрифта получила новый виток, когда Билак и компания разрабатывали шрифты для городской агломерации Сент-Пол/Миннеаполис. Тогда студия предложила заказчику прототип шрифтовой системы, которая синхронизировалась бы с календарём на компьютере дизайнера и случайно выбирала из собственной базы начертаний исторические формы. Однако в History Билак оставил лишь один «скелет» (пропорции букв римского капитального письма), на который «навешивается» 21 начертание. Заслуживает внимания очерк о работе над гарнитурой, а также многочисленные примеры её использования.
Humanist 521 от Paratype
Долгожданная кириллица в Gill Sans, цифровой версии знаменитого шрифта Эрика Гилла от компаний Bitstream и Paratype. Из автобиографии Гилла следует, что Gill Sans (сегодня этот шрифт — один из символов английской визуальной среды) возник как эскиз для вывески прогрессивного книжного магазина в Бристоле. Стэнли Морисон, увидев эти буквы, предложил Гиллу спроектировать на их основе новый гротеск для компании «Монотайп». Так в 1927 году началась история шрифта, который за прошедшие десятилетия одинаково хорошо обслуживал и официальную англиканскую церковь, и BBC, и первые книжные обложки Penguin, и британские железные дороги. Теперь дизайнерам доступны кириллические версии шести текстовых начертаний и сверхжирного начертания, разработанные Владимиром Ефимовым и Изабеллой Чаевой, в полном мультиязычном комплекте, с минускульными цифрами и отдельным ультражирным начертанием работы Тагира Сафаева.
Institut от Brownfox
Тёплый ламповый шрифт Institut вырос из эстетики моноширинных шрифтов на перфокартах и надписей на табличках в бесконечных коридорах научно-исследовательских институтов. Его тяжеловесные и даже грубые на первый взгляд формы неожиданно вызывают при использовании совсем другие ощущения. Романтика космических полётов и научных экспериментов в строго засекреченных лабораториях — мотивы, активно использованные дизайнером Вячеславом Кириленко в презентации шрифта. Проект примечателен тщательным «шрифтовым брендингом», который создаёт яркий образ и на первый взгляд компенсирует отсутствие строчных знаков и альтернативных начертаний.
Ladoga от Paratype
Объёмный проект Виктора Харика, над которым он работал более 10 лет, — воссозданная и расширенная цифровая версия антиквы, разработанной советским дизайнером Анатолием Васильевичем Щукиным (1906–1994) на основе собственных рисованных титулов и обложек книг. По своему внешнему образу Ladoga приближена к письму ширококонечным пером и отчасти к ранним историческим формам антиквы старого стиля. Однако в большей степени прообразом Ладоги послужил шрифт Tribunus Antiqua Уоррена Чеппела, разработанный дизайнером для франкфуртской словолитни D. Stempel AG в 1939–1940 годах. Результатом усилий Виктора Харика и компании стал развитый типографический инструмент: четыре письменности (латинская, кириллическая с церковнославянским комплектом с титлами, греческая и иврит), капитель, все виды индексов и надстрочных знаков, альтернативные знаки, четыре стандартных текстовых и два заголовочных начертания. Перечисление особенностей Ладоги заняло бы не одну страницу — так и поступил Виктор Харик, подробно рассказав о проектировании этой гарнитуры.
Lava от Typotheque
В 2012 году Петер Билак решил издавать собственный журнал Works That Work, и первое, с чего он начал, был фирменный шрифт для нового издания. «Мне хотелось сделать шрифт не просто ради уникального стиля журнала. Я стремился прежде всего создать гарнитуру с выразительным голосом, — пишет Билак, — уверенным, но не назойливым, располагающим к себе голосом интересного рассказчика. Этот шрифт я собирался применять как для длинных текстов, так и для броских коротких заголовков. Так появилась Лава». Ещё одним условием было качественное отображение шрифта на всевозможных планшетах и телефонах с высоким и низким разрешением экрана. Отсюда и базовые характеристики Лавы: рисунок шрифта отличается открытостью форм, спокойными пропорциями, серьёзное внимание уделено межбуквенному расстоянию и кернингу. Кроме того, в шрифте несколько вариантов рисунка цифр: минускульные, цифры для набора с прописными буквами, капительные цифры, а также моноширинные цифры для всех перечисленных вариантов (для табличного набора). Гарнитура поддерживает большинство европейских языков на основе латиницы.
Mr. Palker + Mr. Palkerson Юрия Гордона
Mr. Palker и Mr. Palkerson — семейство шрифтов (брускового и гротеска) с расширенным диапазоном начертаний. «С Палкером и Палкерсоном любой язык превратится в забор. А шесть начертаний позволят точно выбрать материал забора — от стальных прутьев Thin до каменных блоков Black. В своём простейшем виде мистеры Р&Р предназначены для плотной заголовочной вёрстки в викторианском или промышленном стиле. Это вполне добротные, несколько старомодные брусковый шрифт и закрытый гротеск» — так характеризует шрифты Юрий Гордон. Дизайнер не пожалел для обеих гарнитур специй: в шрифтах по нескольку альтернатив на букву, юникейсные варианты, лигатуры, капитель (её необычный рост и толщина приближены к прописным буквам, и поэтому она может служить вторым рядом прописных или выступать в наборе логотипов) и двухэтажные лигатуры, с помощью которых можно создавать, например, эффект славянской вязи. Как и многие другие шрифтовые проекты Юрия Гордона, Палкерсоны на одном дыхании перекочевали из «Фонтлаба» в реальный журнальный макет.
Romanovsky от Paratype
В марте 2013 года компания «Паратайп» завершила работу над светлым начертанием шрифта Романовский. Этот гротеск появился в словолитне Осипа Лемана в 1910 году, через год после выпуска латинского прототипа Feder Grotesk работы Якоба Эрбара (1878–1935) во франкфуртской словолитне Ludwig & Mayer. Инициатором создания цифровой версии шрифта Романовский выступила Мастерская Димы Барбанеля, и в дальнейшем шрифт был задействован в дизайне школьного словаря русского языка (издание СПбГУ). Полужирное начертание Олекса Волочайрисовал, сверяясь с каталогом франкфуртской словолитни (у Лемана полужирного шрифта не было). Примерный образец югендштиля с интересными особенностями: в комплект знаков включены 20 лигатур прописных знаков в латинице и кириллице, гласные с ударениями в прописных и строчных регистрах (и даже ударную букву «ё»), недавно принятый знак рубля и знак гривны. Кроме кириллицы, Романовский содержит алфавитные знаки языков Западной и Восточной Европы.
Vaccine от Paratype
Vaccine — ритмичный брусковый шрифт. В деталях он отличается мягкими окончаниями штрихов и засечек (привычные серифы перемежаются с односторонними) и жёсткими стыками горизонталей и вертикалей. Гарнитура практически неконтрастна, пропорции знаков слегка расширены. Отдельно упомянем полноценные курсивы к каждому из 5 начертаний. Vaccine доказывает, что интерес к брусковым шрифтам не ослабевает и даёт хороший повод сравнить эту гарнитуру, например, с гарнитурой Adelle, не так давно дополненной кириллицей при участии Александры Корольковой.
English version — Type Journal’s Top Cyrillic Fonts of 2013typejournal.ru
«Русские вестники» | Кириллица
Как узнать, чем жили, о чем думали и что делали наши предки… Какие профессии канули в лету, что казалось важным и насущным…Пожалуй, лучше всего о занятиях, а порой и характере людей прошлых веков может сказать актуальная им пресса. «Кириллица» специально отправилась в Государственную Ленинскую Библиотеку и пролистала страницы «забытых», да, и ненужных нынче журналов».
«Вестник льняного дела»
Сейчас кажется удивительным и невероятным существование целого журнала, посвященного столь узкой отрасли. Но в конце XIX — начале XX века это было привычным делом. Ведь лен и кормил, и одевал русского человека. И журнал о льне не прерогатива «узких» специалистов, а насущная потребность большинства.Удивляет и широта статей, и подробность разбора той или иной проблемы.
Вот лишь немногие заголовки статей:
— «Почему упали цены на лен в 1913-1914 г.»
«Сильное падение цен на лен в истекшем сезоне естественное встревожило льноводов и заставило их задуматься над причинами такого явления. По предсказаниям «Льняного Листка», издаваемого Льняным Комитетом при Главном Управлении Землеустройства и Земледелия, урожай 1913 года был ниже урожая 1912 года, а положение льняной промышленности было не хуже,и, следовательно, спрос на волокно ожидался ни в коем случае не меньший, чем таковой же предъидущаго сезона».
— «Зеленая мочка льна в окрестностях Локерена»
Весь лучший лен, возделываемый на территории Бельгии, отправляется на Лисъ, и только менее ценный перерабатывается на местах. Что касается способов мочки льна помимо Лисъ, то в одних районах лен мочат, пользуясь проточной или стоячей водой, в других – стелют, за отсутсвием воды, и есть места, где мочка льна вылилась в совершенно своеобразные формы и дает совершенно своеобразный лен…»
— «Льноватное производство»
— «Новые прядильныя волокна»
— «Международный конгресс льнопрядильщиков в Вене»
— «Торговля льном, посевы и вывоз льна»
— «Война и нужды льняного дела в России»
— «Мяльно-очистительная машина г.Новицкаго перед судом специалистов»
— «Производительность и качество работы мяльных машин»
— «Кооперативный сбыт льна через Московский Народный Банк»
«Вестник мануфактурной промышленности»
Был свой журнал и у «работников» мануфактур. Правда, здесь, скорее, поражает не широта охвата, а «личностная» и «живая» окраска информации. Журнал насыщен фотографиями, зарисовками из жизни промышленников.
И даже в, казалось бы, сухой статье о французском изобретателе Де-Жираре автор позволяет себе говорить о Жираре не только как о профессионале дела, но и просто как о человеке.
«Филипп Де-Жираръ изобретатель механического прядения льна»
«Занимая весьма влиятельное и важное для австрийской промышленности место, Жираръ доволен был своим положением, но ему досадно было, что он вдали от братьев, которых он очень любил…Часть французов старалась воспользоваться всем, что только могло унизить славу знаменитого соотечественника и не стыдилась прибегать к самым низким средствам».
«Жираръ сделал много для пользы польской промышленности своею добросовестною деятельностью, но он не нажил себе богатства. Между тем он стал стараться и, видимо, жаждал покоя; притом ему тяжела была разлука с семейством и родиной и, когда в 1834 году умер его племянник, которого он любил, как сына, он стал сильно скучать, избегал людей и мечтал только о том, чтобы возвратиться во Францию».
Кажется невероятным, что «журналистам» XIX века удавалось охватывать в своих статьях столь разные страны. Русский журнал о «мануфактуре» был по истине интернациональным. Это подтверждают и заголовки статей:— «Лен в Америке»— «Шелководство в Туркестане»— «Культура льна в Японии»— «Шерстяная промышленность в России в 1909 году»
Наверное, большинство людей полагает, что так называемые вкладыши или «рекламки» — это нововведение конца XX века. Но оказывается уже в конце века XIX журналы «пестрели» рекламой. Не стал исключением и журнал о мануфактуре. Так, в выпуске за 1910 год каждый желающий мог не просто полюбоваться, но и пощупать образцы тканей фабрики «Фридр. Байеръ и К».
«Вестник народного образования»
Существовал свой журнал и для учителей. Правда, порой он мог оказаться полезным и родителям. Ведь там не только писалось о том, чему учить, как преподавать, но и что стоит читать подрастающему поколению.
Октябрь 1911годаРефераты и своды рецензий о новых книгах
Карасев А. Детское рисование по клеткам для семьи и школы. 1911
(Рец. Д.Б.: Рисование по клеткам давно осуждено, как способ обучения, не отвечающий требованиям современной педагогики. Можно только пожелать скорейшего изъятия такого рода пособий отовсюду, где они по неведению еще находятся в применении.).
Сейчас кажется непривычным и слог письма, и названия учебников. Но, прежде всего, удивляет то разнообразие «предметов», которые изучали дети прошлых веков.
Давидович И. Начальный курс обучения детей нотному пению. Пособие для начальных учителей. Киев. 1909 Ц. 60 коп.
(Рец. В.Киприянова: Написан очень толково, подробно, ясным языком, доступен по цене. Может с успехом применяться в наших нач. школах).
Яната А. Программы ботанических экскурсий в окрестностях г. Николаева. 1911. Изд. Николаевского о-ва любителей природы.
(Автор отмечает, что в настоящее время устройство экскурсий сильно тормозится, благодаря отсутствию специальных руководств для определнных районов и намечает общие требования, которым должны удовлетворять такие руководства. Помещено подробное иллюстрированное описание нескольких весенних экскурсий (март и апрель).
Анастасия Некрасова
fund.cyrillitsa.ru
Все кириллические шрифты 2016 года
С каждым годом на рынок выходит всё больше новых шрифтов. Уверенно растёт и кириллический рынок. Совместно с коллегами из журнала «Шрифт» мы составили наиболее полный список новых шрифтов с кириллицей. А потом разложили их по полочкам, пользуясь исключительно своими собственными субъективными предпочтениями и представлениями о прекрасном.
Наши любимые шрифты
Шрифты 2016-го года, заинтересовавшие нас больше всего.
Euclid Flex Suisse Int’l Wermut
Качественные универсальные шрифты
Проекты 2016 года, качество кириллицы в которых мы субъективно считаем высоким, а спектр применения — широким.
Alergia Grotesk Alergia Remix Alethia Pro Baskerville Display PT Diodrum Flai Mediator
New Hero November October Triplet Scientia
Шрифты точечного использования
Проекты, в которых мы отмечаем прежде всего яркость графической идеи. Во многих случаях это шрифты не для широкого спектра задач, а для разового, точечного использования.
Amphibia Appetite Pro Barberry Bickham Script Pro 3 Bombarda Cadmus Pro Mandelshtam
Dnipro Eurostile Next GT Eesti Kyiv Manicotti Manu Skolar Sans Pan European Strelka Ultra Tavolga
Остальные
Asterisk Sans Pro Agio Adamant Sans Barbecue Bw Surco TT Blushes Brummell TT Bricks Bergen Sans TT Bells Chocolates Condensed Centrale Sans Pro
Citadina Clone Rounded TT Coats Corals TT Cottons Deleplace Dempster Diaria Sans Pro Din Serif Economica Pro Fabrizio
Fada Furius FF Signa Slab Stencil Gilroy Gill Sans Nova Joanna Nova Joanna Sans Nova Jonesy Capitals TT Lakes Lisboa & Lisboa Sans TT Lovelies Script Kongo Pro
Midpoint Pro TT Moons Misty Mrs Berry Mr Dum Dum Nitti Noir Noto Sans Noto Serif TT Octas
Pleinair PF Centro Slab Press TT Pines Posterama TT Prosto Sans Condensed Qanelas Soft](http://www.myfonts.com/fonts/radomir-tinkov/qanelas-soft/) Quinoa [Quiza Pro](https://www.myfonts.com/fonts/catharsis-fonts/quinoa/) TT Rabbits
Rogan Rosengarten Sibra TT Squares Condensed TT Supermolot Condensed Sybilla Pro TT Teds TT Walls La Mona Pro Pintanina Pro Lolapeluza
Шрифты 2016 года из коллекции type.today
В нашей коллекции есть шрифты, в которых кириллица появилась именно в 2016 году.
Kazimir Text BigCity Grotesque Pro First Prize Giorgio Sans Cyrillic NWT Bodoni
В эту подборку мы включили только те шрифты, право на использование которых доступно для приобретения любому желающему. Если вы хотите сообщить нам о шрифте, который не попал в наш список, пожалуйста напишите Илье: [email protected]
Юрий Остроменцкий и Илья Рудерман
type.today
Кириллица
Алексей Михайлович Романов, прозванный Тишайшим, воспринимается как «не совсем удачный царь», а прозвище его интерпретируют чаще, как признак слабохарактерности и отстранённости от политики. Однако великие дела делаются в тишине.
При этом критики самодержца указывают на бунты соляной и медный, которые случились в период его правления, на начало церковного раскола и отделение старообрядцев с последующим на них гонением.
Затяжные войны с не особо внятными результатами с княжеством Литовским и Швецией также часто становятся предметом критики. Ну, и увлечение царя псовой и соколиной охотой, когда в стране неспокойно – также дополняют этот портрет.
Но такое мнение несколько поверхностно, и на самом деле, все было намного сложнее и с прозвищем и с политикой. Поскольку если смотреть на итоги правления Алексея Михайловича, то оказывается, что это прозвище он получил в силу своего понимания о том, что великие дела делаются в тишине. Собственно, это действительно был характерный стиль его царствования.
Автор Соборного уложения
Алесей Михайлович стал русским царем в 16 лет, современники действительно отзывались о нем как о тихом и добром человеке, искренне и глубоко верующем. В начале царствования он полагался на советы своего воспитателя боярина Бориса Ивановича Морозова. Однако после неудачного ввода повышенной пошлины на соль и соляного бунта стал все более самостоятельной фигурой.
После этого самого соляного бунта Тишайший проявил себя как системный политик и законотворец. В 1649 году под руководством Алексея Михайловича было разработано Соборное уложение, которое стало основной законодательной базой для России на последующие 200 лет. Это законодательство было по-своему уникальным, фактически оно кодифицировало и систематизировало все законы России, внося юридическую ясность и давая возможность адекватной правоприменительной практики.
При этом Тишайший царь использовал для разработки Уложения и польско-литовские, и венецианские, и византийские разработки, сочетая их с исконно русскими правовыми традициями. В политике этого царя наметилось некоторое западничество, но и оно было тихим и неспешным, а не резким и публичным, как у его сына, первого российского императора, Петра Великого.
Алексей Михайлович заимствовал от Запада только то, что считал по-настоящему полезным, и с нововведениями не торопился, стараясь не разрушать традиционный русский уклад.
Реформатор армии
Эти заимствования отразились и в реформе армии, которая к тому моменту уже назрела. В 1648 году в состав царской армии были введены рейтарские, гусарские и солдатские полки. Что касается рейтар, то это был первый опыт настолько обширного использования иностранных наемников.
В итоге эта реформа позволила победить Великое княжество Литовское, и в 1657 году заключить Андрусовское перемирие. И здесь снова Алексей Михайлович поступил как прозорливый дипломат. Он лишь вернул земли, отторгнутые от России в Смутное время, отдав полякам все новейшие завоевания. В итоге Россия все равно увеличила свои территории, в том числе получив и часть Украины. И при этом «не обидев» Речь Пополотую, царь привел к сближению двух государств в борьбе с Османской Империей.
Эпоха Алексея Михайловича
Здесь, опять же, важно помнить о контексте эпохи. Все эти реформы и государственное строительство с собирательством земель проходили в то время, когда страна только оправлялась от тяжелейших последствий смутного времени, чуть не уничтоживших Русское царство.
Внутренние неурядицы также случались регулярно. Здесь и восстание Степана Разина, и эпидемия чумы 1654-1655 года, и постоянная гражданская война на Украине. А также «добрые западные соседи» которые старались получить от этих российских неурядиц прямую выгоду, да еще и Османская империя, которая тоже жила экспансией.
Но даже в этих условиях Тишайший царь продолжал медленно, но верно восстанавливать и развивать с расширением территорий государство.
Первое парусное судно
Кстати, именно Алексея Михайловича можно считать прародителем русского флота. Именно он приказал построить первое парусное, западного образца, судно «Орел». Историки сходятся на том, что этот проект был только началом для создания полноценного русского флота.
Что характерно, по ряду версий впервые российский триколор, который является российским флагом сейчас, был поднят на «Орле». Потомки Алексея Михайловича создание этого корабля, хоть впоследствии и уничтоженного, оценили по достоинству. Фигурка корабля на шпиле Адмиралтейства в Петербурге – это скорее всего, именно фигурка «Орла». Алексею Михайловичу просто не хватило времени и не достало возможностей для продолжения флотостроительства. Развивать идеи пришлось уже Петру Алексеевичу Романову.
Непростая соколиная охота
Что же касается соколиной охоты, то здесь тоже не все так просто. Да, действительно, это была одна из любимых царских забав. Но курировал вопросы этой охоты Приказ тайных дел. Новое подразделение в русском государстве, основные задачи которого заключались в разведке и контрразведке.
И в этом контексте, содержание царских ястребов и кречетов выглядит как очень умелое прикрытие, а не как «бесполезная причуда» царя. Кстати, любопытная деталь: непосредственно Алексей Михайлович был автором и разработчиком некоторых шифров, которые использовались в разведывательно-дипломатической переписке Тайного приказа.
Конечно, правление этого монарха не было безоблачным, и не всегда его решения имели успех. Но тихая, методичная работа Тишайшего царя создала тот фундамент, благодаря которому и стали возможными уже «громкие» реформы Петра Великого, а Русское Царство превратилось в Российскую Империю.
Читайте также:
cyrillitsa.ru