Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

КАК ЦЫГАНЕ ОКАЗАЛИСЬ В РОССИИ. Цыгане россии журнал


Русские цыгане — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Русские цыганки из состоятельной московской семьи

Русские цыгане, самоназвание ру́ска рома́ — цыганская субэтническая группа, входящая в группу цыган-рома. Сформировалась в Северо-Западной части России из иммигрировавших в XVIII веке в страну польских цыган. Является самой многочисленной цыганской этногруппой в России, где в основном и проживает.

Изначально были известны как «халадытка рома» (то есть «армейские цыгане», «цыгане-солдаты»), пока не выделились в особую цыганскую группу.

Диалект русских цыган отличается преобладанием заимствований немецких, польских и русских слов, а также использованием некоторых заимствованных из русского языка приставок и суффиксов.

Традиционно занимались коневодством, пением, танцами, музицированием, гаданием. В настоящее время русские цыгане — одна из самых образованных цыганских этногрупп с широким спектром профессий. Заметно отличились в музыкальной области; стоят у истоков цыганского романса.

Участие в российской истории

В 1774 году граф А. Г. Орлов-Чесменский выписал в Москву из Валахии первую цыганскую капеллу, которая впоследствии развилась в хор и положила начало профессиональному цыганскому исполнительству в России, существенно повлиявшему на развитие русской народной музыкальной и романсовой культуры[1].

В начале XIX века крепостные цыганские хоры были освобождены и начали самостоятельную деятельность в Москве и Санкт-Петербурге. В течение всего XIX века, а также в начале XX века были в России в большой моде. Известны случаи, когда дворяне брали хоровых цыганок в жёны.

В 1812 году, в связи со вторжением французских войск, общины русских цыган Москвы и Санкт-Петербурга добровольно жертвовали крупные суммы денег на содержание российской армии, а также лучших коней для кавалерии. Цыганская молодёжь отправилась служить в уланские полки.

В конце XIX века в Малом театре даёт представления цыганская театральная труппа Шишкина. К этому времени русские цыгане уже значительно интегрированы в российское общество и представлены в таких сословиях, как крестьянство, мещанство, купечество. Множество семей ведут оседлый образ жизни.

Отдельные представители цыганской молодёжи после революции участвовали в Гражданской войне как на стороне Красной Армии, так и на стороне Белой Армии. В результате прихода к власти большевиков многие оседлые купеческие семьи бросают имущество и уходят в кочевье — кочевых цыган власть автоматически относит к категории бедноты.

В конце 1920-х — начале 1930-х годов в СССР происходит выработка литературной цыганской нормы на базе диалекта русских цыган. У истоков появившейся цыганоязычной литературы и прессы стоят, в основном, русские цыгане.

В 1931 году в Москве создан цыганский театр «Ромэн». Среди его основателей — русские цыгане, так же, как и большая часть его актёров.

Начиная с 1933 года, цыгане подвергаются репрессиям со стороны властей. Цыганоязычная пресса и литература в 1930-х закрывается.

Во время Великой Отечественной войны русские цыгане по призыву и добровольно отправляются в армию. Они участвуют в боевых действиях в качестве рядовых, офицеров, танкистов, артиллеристов, лётчиков, шофёров, кавалеристов, разведчиков, медицинских работников. Подростки и старики партизанят. Цыганские артисты (в основном, женщины) выступают на передовой, дают шефские концерты в госпиталях. Огромное количество цыган, в том числе русских, погибает на оккупированных территориях в результате геноцида немецких оккупантов, на фронте, в блокадном Ленинграде.

После войны нарастает популярность цыганской музыки. Театр «Ромэн», цыганские певцы и цыганские ансамбли процветают. Цыгане СССР начинают воспринимать культуру русских цыган как базовую цыганскую культуру.

После указа о запрете кочевья (1956 год) происходит вторая волна оседания русских цыган.

В 1980-х некоторые представители цыганских артистических семей вносят заметный вклад в «неформальную» музыку: джаз (Валентина Пономарёва), Нора Иванова, рок (Валентина Пономарёва, Михаил Жемчужный-младший), шансон (Алексей Дулькевич-младший).

Культура

Традиционный костюм русской цыганки состоит из рубашки и юбки (или нескольких юбок), может также дополняться накинутой на плечи или повязанной на корпус или бёдра шалью. Замужняя русская цыганка носила также платок на голове и фартук. Очень ценился цветочный узор ткани. Цыганок, носящих традиционный костюм, можно встретить и в наши дни.

Традиционный костюм русского цыгана копировал русскую купеческую моду, и состоял из свободных штанов, свободной рубахи, жилета, сапог и картуза; сейчас его можно увидеть на артистах, за исключением картуза. Сапоги считались отличительным признаком юношей и мужчин, мальчики их не носили. Ещё одним признаком считался кнут. Его не покупали, а делали сами или получали в дар. Кнут считался ценным наследством. По поверьям, в нём сохранялась удачливость барышника.

Музыкальное и танцевальное искусство русских цыган значительно развито, оно заметно отличается от музыки и танцев других цыган. Танцы и песни русских цыган исполняют многие цыгане России, Украины и Беларуси. В то же время, оно молодо и появилось и развилось в течение XIX—XX веков; многие авторы песен, считающихся народными, всё ещё живы.

См. также

Напишите отзыв о статье "Русские цыгане"

Примечания

  1. ↑ [http://ruscircus.ru/cgi/encyc.pl?func=text&sellet=%D0%A6&selword=2698 Цыганское пение. Энциклопедия эстрады и цирка]

Библиография

  • Племя кочевое. Николай Бессонов. National Geographic Россия (журнал), № 4 2007.
  • История цыган. Новый взгляд Н.Бессонов, Н.Деметер, Воронеж, 2000 ISBN 5-89981-180-3
  • Язык цыганский весь в загадках. Народные афоризмы русских цыган из архива И. М. Андрониковой Сост, подгот. текстов, вступит. статья и справочный аппарат С. В. Кучепатовой. СПб, «Дмитрий Буланин», 2006
  • Многонациональный Петербург: История. Религии. Народы Науч. Ред. И. И. Шангина. Санкт-Петербург, «Искусство-СПБ», 2002
  • Цыганская трагедия. Вооружённый отпор. Николай Бессонов. Издательский дом «Шатра», 2010 ISBN 978-5-86443-161-0
  • Репертуары цыганских хоров старого Петербурга. К. Бауров. Санкт-Петребург, 1996
  • И. Ром-Лебедев. От цыганского хора к театру «Ромэн». М.: Искусство, 1990
  • Цыганское музыкальное исполнительство и творчество в России. Т. Щербакова. М.: Музыка, 1984
  • К истории "цыганского пения в России. Б. Штейнпресс. М.: Государственное музыкальное издательство, 1934

Ссылки

  • [http://svenko.net/costume/stalin_girl.htm Костюм незамужней русской цыганки]
  • [http://liloro.ru/romanes/bessonov4.htm История цыганской диаспоры Санкт-Петербурга. Николай Бессонов]
  • [http://svenko.net/history/rom.htm Жизнь хоровых цыган]
  • [http://gypsy-life.net/proects.htm Книга памяти (фрагмент). Николай Бессонов]
  • [http://kulturom.ru/publications_of_folklore.html Статьи Илоны Махотиной о фольклоре русских цыган на сайте «Российский центр исследований цыганской культуры»]
  • [http://gypsy-life.net/mif-21.htm Миф о цыганском единстве. Николай Бессонов]
  • [http://www.memo.ru/hr/discrim/ver1/pril2.htm О положении цыган в России (ПРИЛОЖЕНИЕ к альтернативному докладу НПО «Об исполнении Российской Федерацией Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств»)]
  • [http://www.mhg.ru/publications/1A9DC2C Доклад МХГ "Национализм, ксенофобия и нетерпимость в современной России РАЗДЕЛ 4. НАИБОЛЕЕ УЯЗВИМЫЕ ГРУППЫ Положение цыган]
  • [http://www.index.org.ru/journal/25/luzin25.html Владимир Лузин. Калининградское дело. Записки юриста]
  • [http://www.argumenti.ru/publications/8979 Сергей НЕХАМКИН Таборы и колхозы. Как в 1930-е цыган «сажали на землю»]
  • [http://liloro.ru/romanes/bessonov1.htm Н. В. Бессонов ЦЫГАНЕ ПОД СЕНЬЮ РУБИНОВЫХ ЗВЕЗД]
  • [http://vipartconcert.ru/exclusif/rusroma.html Цыганский Московский ансамбль Русска Рома]
  • [http://kulturom.ru/books.html Смирнова-Сеславинская М. В., Цветков Г. Н.] Антропология социокультурного развития цыганского населения России. М.: ФГУ ФИРО, 2011. — 129 с.
  • [http://chalorakarat.narod.ru/experience/rrom_p-o_drom__6-7_1994/ Чалора Карат. 200-лет цыганского исполнительства в России. «Рром п-о дром», № 6-7/1994, стр. 8]

Отрывок, характеризующий Русские цыгане

– А как же вы от него избавились, мудрый Атис?! Вам кто-то помог?.. – с надеждой спросила я. – Можете ли вы помочь нам?.. Дать хотя бы совет? – Мы нашли причину... И убили её. Но ваше зло неподвластно нам. Оно другое... Так же, как другие и вы. И не всегда чужое добро может оказаться добром для вас. Вы должны найти сами свою причину. И уничтожить её, – он мягко положил руку мне на голову и в меня заструился чудесный покой... – Прощай, Человек-Светлана... Ты найдёшь ответ на свой вопрос. Покоя тебе... Я стояла глубоко задумавшись, и не обратила внимания, что реальность меня окружавшая, уже давно изменилась, и вместо странного, прозрачного города, мы теперь «плыли» по плотной фиолетовой «воде» на каком-то необычном, плоском и прозрачном приспособлении, у которого не было ни ручек, ни вёсел – вообще ничего, как если бы мы стояли на большом, тонком, движущемся прозрачном стекле. Хотя никакого движения или качки совершенно не чувствовалось. Оно скользило по поверхности на удивление плавно и спокойно, заставляя забыть, что двигалось вообще... – Что это?.. Куда мы плывём? – удивлённо спросила я. – Забрать твою маленькую подружку, – спокойно ответила Вэя. – Но – как?!. Она ведь не сможет?.. – Сможет. У неё такой же кристалл, как у тебя, – был ответ. – Мы её встретим у «моста», – и ничего более не объяснив, она вскоре остановила нашу странную «лодку». Теперь мы уже находились у подножья какой-то блестящей «отполированной» чёрной, как ночь, стены, которая резко отличалась от всего светлого и сверкающего вокруг, и казалась искусственно созданной и чужеродной. Неожиданно стена «расступилась», как будто в том месте состояла из плотного тумана, и в золотистом «коконе» появилась... Стелла. Свеженькая и здоровенькая, будто только что вышла на приятную прогулку... И, конечно же – дико довольная происходящим... Увидев меня, её милая мордашка счастливо засияла и по-привычке она сразу же затараторила: – А ты тоже здесь?!... Ой, как хорошо!!! А я так волновалась!.. Так волновалась!.. Я думала, с тобой обязательно что-то случилось. А как же ты сюда попала?.. – ошарашено уставилась на меня малышка. – Думаю так же, как и ты, – улыбнулась я. – А я, как увидела, что тебя унесло, сразу попробовала тебя догнать! Но я пробовала, пробовала и ничего не получалось... пока вот не пришла она. – Стелла показала ручкой на Вэю. – Я тебе очень за это благодарна, девочка Вэя! – по своей забавной привычке обращаться сразу к двоим, мило поблагодарила она. – Этой «девочке» два миллиона лет... – прошептала своей подружке на ушко я. Стеллины глаза округлились от неожиданности, а сама она так и осталась стоять в тихом столбняке, медленно переваривая ошеломляющую новость... – Ка-а-ак – два миллиона?.. А что же она такая маленькая?.. – выдохнула обалдевшая Стелла. – Да вот она говорит, что у них долго живут... Может и твоя сущность оттуда же? – пошутила я. Но Стелле моя шутка, видимо, совсем не понравилась, потому, что она тут же возмутилась: – Как же ты можешь?!.. Я ведь такая же, как ты! Я же совсем не «фиолетовая»!.. Мне стало смешно, и чуточку совестно – малышка была настоящим патриотом... Как только Стелла здесь появилась, я сразу же почувствовала себя счастливой и сильной. Видимо наши общие, иногда опасные, «этажные прогулки» положительно сказывались на моём настроении, и это сразу же ставило всё на свои места. Стелла в восторге озиралась по сторонам, и было видно, что ей не терпится завалить нашего «гида» тысячей вопросов. Но малышка геройски сдерживалась, стараясь казаться более серьёзной и взрослой, чем она на самом деле была... – Скажи пожалуйста, девочка Вэя, а куда нам можно пойти? – очень вежливо спросила Стелла. По всей видимости, она так и не смогла «уложить» в своей головке мысль о том, что Вэя может быть такой «старой»... – Куда желаете, раз уж вы здесь, – спокойно ответила «звёздная» девочка. Мы огляделись вокруг – нас тянуло во все стороны сразу!.. Было невероятно интересно и хотелось посмотреть всё, но мы прекрасно понимали, что не можем находиться здесь вечно. Поэтому, видя, как Стелла ёрзает на месте от нетерпения, я предложила ей выбирать, куда бы нам пойти. – Ой, пожалуйста, а можно нам посмотреть, какая у вас здесь «живность»? – неожиданно для меня, спросила Стелла. Конечно же, я бы хотела посмотреть что-то другое, но деваться было некуда – сама предложила ей выбирать... Мы очутились в подобии очень яркого, бушующего красками леса. Это было совершенно потрясающе!.. Но я вдруг почему-то подумала, что долго я в таком лесу оставаться не пожелала бы... Он был, опять же, слишком красивым и ярким, немного давящим, совсем не таким, как наш успокаивающий и свежий, зелёный и светлый земной лес. Наверное, это правда, что каждый должен находиться там, чему он по-настоящему принадлежит. И я тут же подумала о нашей милой «звёздной» малышке... Как же ей должно было не хватать своего дома и своей родной и знакомой среды!.. Только теперь я смогла хотя бы чуточку понять, как одиноко ей должно было быть на нашей несовершенной и временами опасной Земле... – Скажи пожалуйста, Вэя, а почему Атис назвал тебя ушедшей? – наконец-то спросила назойливо кружившейся в голове вопрос я. – О, это потому, что когда-то очень давно, моя семья добровольно ушла помогать другим существам, которым нужна была наша помощь. Это у нас происходит часто. А ушедшие уже не возвращаются в свой дом никогда... Это право свободного выбора, поэтому они знают, на что идут. Вот потому Атис меня и пожалел... – А кто же уходит, если нельзя вернуться обратно? – удивилась Стелла. – Очень многие... Иногда даже больше чем нужно, – погрустнела Вэя. – Однажды наши «мудрые» даже испугались, что у нас недостаточно останется виилисов, чтобы нормально обживать нашу планету... – А что такое – виилис? – заинтересовалась Стелла. – Это мы. Так же, как вы – люди, мы – виилисы. А наша планета зовётся – Виилис. – ответила Вэя. И тут только я вдруг поняла, что мы почему-то даже не додумались спросить об этом раньше!.. А ведь это первое, о чём мы должны были спросить! – А вы менялись, или были такими всегда? – опять спросила я. – Менялись, но только внутри, если ты это имела в виду, – ответила Вэя. Над нашими головами пролетела огромная, сумасшедше яркая, разноцветная птица... На её голове сверкала корона из блестящих оранжевых «перьев», а крылья были длинные и пушистые, как будто она носила на себе разноцветное облако. Птица села на камень и очень серьёзно уставилась в нашу сторону... – А что это она нас так внимательно рассматривает? – поёжившись, спросила Стелла, и мне показалось, что у неё в голове сидел другой вопрос – «обедала ли уже эта «птичка» сегодня?»... Птица осторожно прыгнула ближе. Стелла пискнула и отскочила. Птица сделала ещё шаг... Она была раза в три крупнее Стеллы, но не казалась агрессивной, а скорее уж любопытной. – Я что, ей понравилась, что ли? – надула губки Стелла. – Почему она не идёт к вам? Что она от меня хочет?.. Было смешно наблюдать, как малышка еле сдерживается, чтобы не пуститься пулей отсюда подальше. Видимо красивая птица не вызывала у неё особых симпатий... Вдруг птица развернула крылья и от них пошло слепящее сияние. Медленно-медленно над крыльями начал клубиться туман, похожий на тот, который развевался над Вэйей, когда мы увидели её первый раз. Туман всё больше клубился и сгущался, становясь похожим на плотный занавес, а из этого занавеса на нас смотрели огромные, почти человеческие глаза... – Ой, она что – в кого-то превращается?!.. – взвизгнула Стелла. – Смотрите, смотрите!.. Смотреть и правда было на что, так как «птица» вдруг стала «деформироваться», превращаясь то ли в зверя, с человеческими глазами, то ли в человека, со звериным телом... – Что-о это? – удивлённо выпучила свои карие глазки моя подружка. – Что это с ней происходит?.. А «птица» уже выскользнула из своих крыльев, и перед нами стояло очень необычное существо. Оно было похоже на полуптицу-получеловека, с крупным клювом и треугольным человеческим лицом, очень гибким, как у гепарда, телом и хищными, дикими движениями... Она была очень красивой и, в то же время, очень страшной.

o-ili-v.ru

Русские цыгане Википедия

Русские цыганки из состоятельной московской семьи

Русские цыгане, самоназвание ру́ска рома́ — цыганская субэтническая группа, входящая в группу цыган-рома. Сформировалась в Северо-Западной части Российской империи из иммигрировавших в XVIII веке в страну польских цыган. Является самой многочисленной цыганской этногруппой в России и Белоруссии, где в основном и проживает.

Делятся на мелкие территориальные подгруппы. Например, в России: сибиря́ки, забайкáльцы, бóбры. В Белоруссии: витебщýки, синя́ки, халадорэ́, лепéнцы.

Изначально были известны как «халадытка рома» (то есть «армейские цыгане», «цыгане-солдаты»), пока не выделились в особую цыганскую группу.

Диалект русских цыган отличается преобладанием заимствований немецких, польских и русских слов, а также использованием некоторых заимствованных из русского языка приставок и суффиксов.

Традиционно занимались коневодством, пением, танцами, музицированием, гаданием. В настоящее время русские цыгане — одна из самых образованных цыганских этногрупп с широким спектром профессий. Заметно отличились в музыкальной области; стоят у истоков цыганского романса.

Участие в российской истории

В 1774 году граф А. Г. Орлов-Чесменский выписал в Москву из Княжества Валахии первую цыганскую капеллу, которая впоследствии развилась в хор и положила начало профессиональному цыганскому исполнительству в России, существенно повлиявшему на развитие русской народной музыкальной и романсовой культуры[1].

В начале XIX века крепостные цыганские хоры были освобождены и начали самостоятельную деятельность в Москве и Санкт-Петербурге. В течение всего XIX века, а также в начале XX века были в России в большой моде. Известны случаи, когда дворяне брали хоровых цыганок в жёны.

В 1812 году, в связи со вторжением французских войск, общины русских цыган Москвы и Санкт-Петербурга добровольно жертвовали крупные суммы денег на содержание российской армии, а также лучших коней для кавалерии. Цыганская молодёжь отправилась служить в уланские полки.

В конце XIX века в Малом театре даёт представления цыганская театральная труппа Шишкина. К этому времени русские цыгане уже значительно интегрированы в российское общество и представлены в таких сословиях, как крестьянство, мещанство, купечество. Множество семей ведут оседлый образ жизни.

Отдельные представители цыганской молодёжи после революции участвовали в Гражданской войне как на стороне Красной Армии, так и на стороне Белой Армии. В результате прихода к власти большевиков многие оседлые купеческие семьи бросают имущество и уходят в кочевье — кочевых цыган власть автоматически относит к категории бедноты.

В конце 1920-х — начале 1930-х годов в СССР происходит выработка литературной цыганской нормы на базе диалекта русских цыган. У истоков появившейся цыганоязычной литературы и прессы стоят, в основном, русские цыгане.

В 1931 году в Москве создан цыганский театр «Ромэн». Среди его основателей — русские цыгане, так же, как и большая часть его актёров.

Начиная с 1933 года, цыгане подвергаются репрессиям со стороны властей. Цыганоязычная пресса и литература в 1930-х закрывается.

Во время Великой Отечественной войны русские цыгане по призыву и добровольно отправляются в армию. Они участвуют в боевых действиях в качестве рядовых, офицеров, танкистов, артиллеристов, лётчиков, шофёров, кавалеристов, разведчиков, медицинских работников. Подростки и старики партизанят. Цыганские артисты (в основном, женщины) выступают на передовой, дают шефские концерты в госпиталях. Огромное количество цыган, в том числе русских, погибает на оккупированных территориях в результате геноцида немецких оккупантов, на фронте, в блокадном Ленинграде.

После войны нарастает популярность цыганской музыки. Театр «Ромэн», цыганские певцы и цыганские ансамбли процветают. Цыгане СССР начинают воспринимать культуру русских цыган как базовую цыганскую культуру.

После указа о запрете кочевья (1956 год) происходит вторая волна оседания русских цыган.

В 1980-х некоторые представители цыганских артистических семей вносят заметный вклад в «неформальную» музыку: джаз (Валентина Пономарёва), Нора Иванова, рок (Валентина Пономарёва, Михаил Жемчужный-младший), шансон (Алексей Дулькевич-младший).

Культура

Традиционный костюм русской цыганки состоит из рубашки и юбки (или нескольких юбок), может также дополняться накинутой на плечи или повязанной на корпус или бёдра шалью. Замужняя русская цыганка носила также платок на голове и фартук. Очень ценился цветочный узор ткани. Цыганок, носящих традиционный костюм, можно встретить и в наши дни.

Традиционный костюм русского цыгана копировал русскую купеческую моду, и состоял из свободных штанов, свободной рубахи, жилета, сапог и картуза; сейчас его можно увидеть на артистах, за исключением картуза. Сапоги считались отличительным признаком юношей и мужчин, мальчики их не носили. Ещё одним признаком считался кнут. Его не покупали, а делали сами или получали в дар. Кнут считался ценным наследством. По поверьям, в нём сохранялась удачливость барышника.

Музыкальное и танцевальное искусство русских цыган значительно развито, оно заметно отличается от музыки и танцев других цыган. Танцы и песни русских цыган исполняют многие цыгане России, Украины и Беларуси. В то же время, оно молодо и появилось и развилось в течение XIX—XX веков; многие авторы песен, считающихся народными, всё ещё живы.

См. также

Примечания

Библиография

  • Племя кочевое. Николай Бессонов. National Geographic Россия (журнал), № 4 2007.
  • История цыган. Новый взгляд Н.Бессонов, Н.Деметер, Воронеж, 2000 ISBN 5-89981-180-3
  • Язык цыганский весь в загадках. Народные афоризмы русских цыган из архива И. М. Андрониковой Сост, подгот. текстов, вступит. статья и справочный аппарат С. В. Кучепатовой. СПб, «Дмитрий Буланин», 2006
  • Многонациональный Петербург: История. Религии. Народы Науч. Ред. И. И. Шангина. Санкт-Петербург, «Искусство-СПБ», 2002
  • Цыганская трагедия. Вооружённый отпор. Николай Бессонов. Издательский дом «Шатра», 2010 ISBN 978-5-86443-161-0
  • Репертуары цыганских хоров старого Петербурга. К. Бауров. Санкт-Петербург, 1996
  • И. Ром-Лебедев. От цыганского хора к театру «Ромэн». М.: Искусство, 1990
  • Цыганское музыкальное исполнительство и творчество в России. Т. Щербакова. М.: Музыка, 1984
  • К истории "цыганского пения в России. Б. Штейнпресс. М.: Государственное музыкальное издательство, 1934

Ссылки

wikiredia.ru

Русские фамилии, которые на самом деле цыганские: staryiy

Цыгане — этническая группа населения индийского происхождения. Проживают они на территории многих стран Европы и Америки, имеют свой язык, культуру, а еще династические фамилии. Вот только сформировались они с учетом характерных национальных особенностей региона, в котором изначально обосновалась определенная цыганская общность.

Как появились цыгане

Лингвисты и генетики, изучавшие происхождение цыган, установили, что так называемые «протоцыганские» группы, периодическими волнами покидали Индию в течении нескольких столетий, начиная с VI и заканчивая XV веком. Первая группа предков современных цыган в количестве около тысячи человек в качестве знака признательности от североиндийского падишаха была подарена персидскому шаху. Согласно анализу заимствованных слов в языках современных европейских цыган, их «подаренные» предки провели в Персии около четырехсот лет и затем покинули Центральную Азию, но не все. Большая часть этих людей обосновалась в Византии, другая группа прошла сквозь Палестину в Египет.

В Византии цыгане быстро интегрировались в общество и занимались кузнечным делом и гаданием. Однако богатая империя постоянно находилась в состоянии войны и уже тогда начались миграции населения.

Одним из первых письменных источников, в котором упоминаются цыгане, называют «Житие святого Георгия Афонского», датированное 1100 годом. В описываемых в нем событиях середины XI века упоминаются некие «атцинганы», что в переводе с греческого языка - «неприкасаемые».

Ну а после крушении Византии цыгане стали массово перебираться в Европу. В поисках лучшей жизни их таборы кочевали по всем странам и там, где они оседали хотя бы на время, возникали цыганские деревни. Все это происходило уже в XV веке, когда европейское крестьянство стало обзаводиться фамилиями.

Цыгане с окраин Российской империи

Точно также, как и остальные народы, изначально цыгане имели только имена и клички. И если имя было официальным, его давали при крещении (почти все европейские цыгане, в отличие от азиатских — христиане), то клички были связаны с родом занятий, характером или внешностью.

В основном, в Россию цыгане проникали через юго-западные земли и Балтийские страны. Соответственно, проживая какое-то время на определенной территории, они стали получать там местные фамилии.

Например, российские цыгане, какое-то время жившие в деревнях и городах ныне современной Белоруссии, имеют фамилии, образованные от прозвищ или имен предков при помощи белорусского суффикса -онк. Например: Лисенки, Писаронки, Александронки.

Цыганские фамилии, сформированные на украинской земле, имеют в своем составе суффикс -ак — Ворончаки, Михайчаки, Волянчаки или заканчиваются на традиционный малороссийский -онко — Сличенко, Кравченко, Панченко.

Цыганские семьи, получившие свои первые документы в Польше, имеют фамилии, оканчивающиеся на -ский. Это Островские, Козловские, Цибульские, Косанские.

Те цыгане, которые в момент паспортизации оказались в Крыму, могут иметь фамилии, образованные от мусульманского имени своего предка, как например Кемалов, Ибрагимов, Шекеров, Хасан, и поэтому их часто принимают за крымских татар.

Русские цыгане

Большие группы цыган в периоды образования фамилий проживали и кочевали по русской земле. В их полученных родовых фамилиях можно проследить топографическое расселение, характерные особенности народа или их профессиональные навыки. Среди русских цыганских фамилий преобладают: Слобода, Лиховидов, Шижирь, Волков, Шабашов, Вишняков, Шишков.

Существовали периоды, когда цыгане сами брали себе красивые звучные фамилии. Это делали оседлые цыганские семьи, имеющие до Революции 1917 года хороший достаток, благодаря торговле или артистическим занятиям. До сих пор известны цыганские роды Жемчужных, Каменских, Белых, Серебряных, Золотаревых, Орловых.

Все цыгане мира — такие же жители своих стран, имеют местные имена и фамилии, но умудряются сохранять свой язык и культуру. Они оставили заметный след в искусстве и культуре своей Родины, которую любят и чтут, не смотря на то, что отлично знают о своем едином древнеиндийском происхождении.

Источник

staryiy.livejournal.com

КАК ЦЫГАНЕ ОКАЗАЛИСЬ В РОССИИ

КАК ЦЫГАНЕ ОКАЗАЛИСЬ В РОССИИ

Цыгане

  Цыгане — народ без государства. Долгое время их считали выходцами из Египта и называли «фараоновым племенем», но последние исследования это опровергают. В России цыгане породили настоящий культ своей музыки.

  ПОЧЕМУ ЦЫГАНЕ — «ЦЫГАНЕ»? Цыгане не называют себя так. Их самое распространённое самоназвание — «рома». Вероятнее всего, это влияние жизни цыган в Византии, которая получила это название только после своего падения. До этого она мыслилась частью римской цивилизации. Распространённое «ромале» — звательный падеж от этнонима «рома».

  Также цыгане называют себя синти, кале, мануш («люди»).

  Другие народы называют цыган очень по-разному. В Англии их зовут gypsies (от Egyptians — «египтяне»), в Испании — gitanos, во Франции — bohemiens («богемцы», «чехи» или tsiganes (от греческого — τσιγγάνοι, «цинга́ни»), евреи называют цыган צוענים (цо’ани́м), от названия библейской провинции Цоан в Древнем Египте.

  Слово «цыгане», привычное для русского уха, условно восходит к греческому слову «атцингани» (αθίγγανος, ατσίγγανος), что означает «неприкасаемый». Этот термин впервые встречается в «Житие Георгия Афонского», написанном в XI веке. «Условно», потому что в этой книге «неприкасаемыми» называется одна из еретических сект того времени. Значит, нельзя с уверенностью утверждать, что в книге речь идёт именно о цыганах.

  ОТКУДА ПРИШЛИ ЦЫГАНЕ. В Средние века цыган в Европе считали египтянами. Само слово Gitanes – производное от египтянина. Египтов в Средние века было два: верхний и нижний. Цыган так прозвали, очевидно, по названию верхнего, который находился в области Пелопоннеса, откуда шла их миграция. Принадлежность к культам нижнего Египта видна в быте даже современных цыган.

  Карты Таро, которые считаются последним сохранившимся осколком культа египетского бога Тота, были привнесены в Европу именно цыганами. Кроме того, цыгане принесли из Египта искусство бальзамирования покойников.

  Безусловно, цыгане были в Египте. Путь из верхнего Египта, вероятно, был главным путем их миграции. Однако современные генетические исследования доказали, что цыгане родом не из Египта, а из Индии.

  Индийская традиция сохранилась в цыганской культуре в форме практик по работе с сознанием. Механизмы медитации и цыганского гипноза во многом схожи, цыгане – хорошие дрессировщики животных, как и индусы. Кроме того, цыганам свойственен синкретизм духовных верований — одна из особенностей нынешней индийской культуры.

Первые цыгане России

  ПЕРВЫЕ ЦЫГАНЕ В РОССИИ. Первые цыгане (группы сэрвы) в Российской империи появились в XVII веке на территории Украины.

  Первое упоминание о цыганах в русской истории встречается в 1733 году, в документе Анны Иоанновны о новых налогах в армии:

  «Вдобавок на содержание полков сих определить сборы с цыган, как в Малой России с них собирают, так и в Слободских полках и в Великороссийских городах и уездах, приписанных к Слободским полкам, и для этого сбора определить особого человека, так как цыганы в перепись не написаны».

  Следующее упоминание цыган в русских исторических документах встречается в том же году. Цыганам Ингерманландии по этому документу разрешалось торговать лошадьми, так как они «показали себя здешними уроженцами» (то есть жили они здесь уже не первое поколение).

  Дальнейшее увеличение цыганского контингента в России шло с расширением её территорий. При присоединении к Российской империи части Польши в России появились «польска рома», при присоединении Бессарабии — молдавские цыгане, после присоединения Крыма — крымские цыгане. Нужно понимать, что цыгане не являются мононациональной общностью, поэтому миграция разных этнических групп рома происходила различными путями.

  НА РАВНЫХ ПРАВАХ. В Российской империи к цыганам отнеслись достаточно дружелюбно. 21 декабря 1783 года вышел Указ Екатерины II, причисливший цыган к крестьянскому сословию. С них стали взимать налоги. При этом никаких особых мер по принудительному закрепощению цыган не проводилось. Более, того, им разрешалось приписываться к любому сословию, кроме дворян.

  Уже в сенатском указе 1800 года говорится, что в некоторых губерниях «цыгане вышли в купцы и мещане».

  Со временем в России стали появляться и оседлые цыгане, некоторым из них удавалось обзавестись немалым богатством. Так, в Уфе проживал цыган-купец Санко Арбузов, который успешно торговал лошадьми и имел добротный просторный дом. Его дочь Маша ходила в гимназию и обучалась французскому языку. И Санко Арбузов был не одинок.

  В России по достоинству оценили музыкальную и исполнительскую культуру цыган. Уже в 1774 году граф Орлов-Чесменкий вызвал в Москву первую цыганскую капеллу, которая впоследствии выросла в хор и положила начало профессиональному цыганскому исполнительству в Российской империи.

  В начале XIX века крепостные цыганские хоры были освобождены и продолжили уже самостоятельную деятельность в Москве и Санкт-Петербурге. Цыганская музыка была необыкновенно модным жанром, а сами цыгане часто и ассимилировались в среде русского дворянства — браки на цыганских девушках заключали достаточно известные люди. Достаточно вспомнить дядю Льва Толстого Федора Ивановича Толстого-Американца.

  Помогали цыгане русским и во время войн. В войне 1812 года цыганские общины жертвовали крупные суммы денег на содержание армии, поставляли лучших коней для кавалерии, а цыганская молодежь шла служить в уланские полки.

  К концу XIX века в Российской империи жили не только украинские, молдавские, польские, русские и крымские цыгане, но и люли, карачи и боша (со времени присоединения Кавказа и Средней Азии), а в начале XX века из Австро-Венгрии и Румынии перекочевали ловари и колдэрары.

  В настоящее время численность европейских цыган по разным оценкам определяется от 8 млн и до 10-12 млн человек. В СССР официально насчитывалось 175,3 тысячи человек (перепись 1970). В России, по переписи 2010 года, проживает около 220 тысяч цыган.

журнал "История", ноябрь 2016, № 9

Цыгане

ruhistor.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта