Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

О Научно-исследовательском центре «Евреи России в Зарубежье и Израиле» и его изданиях. Научные журналы израиля


Научно-медицинский журнал клиники Рамбам | Гос. медцентр Рамбам

Все новости >>

Научно-медицинский журнал клиники Рамбам вошел в престижный список Национальной Медицинской Библиотеки США На фото: справа налево члены редакционной коллегии – профессор Биар, профессор Белзер и профессор Скурацкий

Первый номер международного научно-медицинского журнала, издающегося в клинике Рамбам, увидел свет всего три года назад. За столь короткий срок Rambam Maimonides Medical Journal (RMMJ) приобрел широкую популярность и вошел в список PubMed —одной из наиболее известных международных баз данных.

PubMed — база данных, содержащая информацию о различных аспектах медицины и естественных наук. PubMed является интегральной частью Национальной Медицинской Библиотеки США. Тот факт, что такое молодое издание, как RMMJ, попало в списки PubMed, заслуживает огромного уважения.

Журнал RMMJ — периодическое интернет-издание, выходящее в свет один раз в три месяца. Инициатива его создания принадлежит коллективу Рамбам. В журнале публикуются научные и медицинские статьи различной направленности. Авторы статей — ведущие специалисты мировой и израильской медицины. Основным отличием журнала от других подобных изданий является его доступность. RMMJ находится в свободном и бесплатном доступе, и чтобы его прочесть, нет необходимости оформлять абонемент. Аналогов RMMJ в медицинском мире не так много: лишь единичные клиники выступают спонсорами научно-медицинских журналов. Первый выпуск журнала состоялся в июле 2010 года. Торжественная церемония прошла при участи членов комиссии Кнессета по науке и технологиям и в присутствии министра науки Израиля.

Научно-медицинский журнал клиники Рамбам вошел в престижный список Национальной Медицинской Библиотеки США
На фото: справа налево члены редакционной коллегии – профессор Чехановер, профессор Белзер и профессор Биар

Среди авторов журнала — ученые с мировым именем, в том числе, 7 лауреатов Нобелевской премии. Статьи посвящены различным аспектам клинической медицины: выбору оптимальной лечебной стратегии, профилактике заболеваний, социальной медицине. Материалы, опубликованные в RMMJ, включают в себя итоги научных изысканий, практического опыта и новости из исследовательских лабораторий. На страницах журнала обсуждаются морально-этические проблемы, которые возникают в процессе лечения пациентов, и другие актуальные вопросы, привлекающие внимание израильской и мировой общественности.

Наша цель - дарить любовь

На церемонии, посвященной выпуску первого номера RMMJ, профессор Рафии Биар, директор клиники Рамбам, подчеркнул, что цель создателей журнала — способствовать максимально широкому распространению издания. «До сегодняшнего дня израильские врачи учились, используя иностранные материалы. Наступил момент, когда зарубежные специалисты будут узнавать о новостях медицины из израильского журнала», — резюмировал проф. Биар. Редактор RMMJ профессор Шрага Белзер обратился к собравшимся: «Мы хотим не только предоставлять медицинские услуги, но и дарить людям любовь и сочувствие. Наша задача — сделать журнал доступным самому широкому кругу читателей».

За три года существования интернет-версии журнала, его сайт посетили 37.400 человек. Читатели из 137 стран мира воспользовались возможностью доступа к материалам и их загрузки с сайта: они сохранили на своих компьютерах около 157.600 единиц контента. На сегодняшний день число зарегистрированных пользователей составляет 13.800 человек.

Инициатива создания RMMJ и должность главного редактора принадлежат проф. Шраге Белзеру, заведующему отделением реабилитации недоношенных новорожденных в клинике Рамбам. Редакторы журнала — проф. Рафи Биар, директор Рамбам; проф. Карл Скурацкий, руководитель научных проектов и основных направлений развития медицины; проф. Аарон Чехановер — лауреат Нобелевской премии в области химии 2004 г. Ассистент редакционной коллегии — г-жа Деби Хемстрит, редактор текстов — г-жа Лизбет Клементс (Англия).

www.rambam-health.org.il

О Научно-исследовательском центре «Евреи России в Зарубежье и Израиле» и его изданиях

О Научно-исследовательском центре «Евреи России в Зарубежье и Израиле» и его изданиях

За истекшие два века из России выехали около 4.250.000 евреев. Они внесли существенный вклад в сохранение русской культуры за рубежом и строительство современной западной цивилизации. Роль евреев-выходцев из России в возникновении и построении Государства Израиль трудно переоценить. История русского еврейства не может ограничиваться Россией, но должна включать в себя изучение его жизни и деятельности после выезда за рубеж.

Изучать и пропагандировать деятельность русских евреев после эмиграции мы начали в середине 1980-х гг., а в 1989 г. издали книгу о генерале Зиновии Пешкове – брате Якова Свердлова, приемном сыне М. Горького и друге де Голля.В 1992–1996 гг. нами была издана серия из пяти томов Евреи в культуре Русского Зарубежья. Книги представляли собой сборники статей, публикаций, мемуаров и эссе. В них авторы из Англии, Голландии, Израиля, Италии, Канады, Польши, России, США, Франции, Швейцарии рассказывали о роли русских евреев в литературе и искусстве, издательской деятельности и радиовещании, благотворительности и науке. В подготовке книг в качестве авторов и редакторов участвовали Михаил Агурский, сэр Исайя Берлин, Эрнст Зальцберг (позднее ред.-сост. книг о русских евреях в Америке), Борис Носик, Ирина Обухова-Зелиньски, Марк Раев, Андрей Рогачевский, Михаил Хейфец, Дора Штурман, Ефим Эткинд, Леонид Юниверг (соредактор 1-го тома), многие другие. Материалы наших авторов говорили об огромной поддержке евреями русских эмигрантов. Здесь и отзывчивость еврейского народа, и бескорыстная любовь к русской литературе и деятелям русской культуры, и физическая возможность: евреи по сравнению с русскими не чувствовали себя такими оторванными от родной почвы – предки большинства из них веками жили в Европе, это не прошло бесследно.

Переезд И.А. Бунина в Париж в 1920 г. организовала М.С. Цетлина. Продвижение кандидатуры Бунина на Нобелевскую премию лоббировал Александр Элиасберг (через Томаса Манна). Получать премию Бунин поехал в сопровождении Андрея Седых. Деньги на оплату произведений Бунина давал С.С. Атран.Марине Цветаевой материально помогали Саломея Андроникова (деньгами мужа – адвоката Александра Гальперна) и Софья Либер; в Комитете помощи русским писателям ее кандидатуру проталкивал Соломон Познер. Цветаеву печатали неохотно. Но публиковали: Марк Вишняк («Геликон»), Марк Слоним («Воля России»), Роман Гринберг («Воздушные пути»).Михаил Осоргин: «Все большие благотворительные организации в Париже и Берлине лишь потому могут помогать нуждающимся русским эмигрантам, что собирают нужные суммы среди отзывчивого еврейства» .

Официально оформленный в 1997 г., НИЦ «РЕВЗ» выпускал ежеквартальник Иерусалимский русско-еврейский вестник, информировавший о культурной жизни русско-еврейских общин Израиля, Америки, Канады, Германии, других стран. В 2006 г. мы издавали электронный журнал Еврей за границей.В следующих томах мы начали говорить о евреях вне зависимости от их связи с русской культурой. Мы сделали поразительное открытие – многие русские евреи оказывались ведущими в различных областях жизни новых стран обитания. Как писал Михаил Хейфец, наши книги показали, что это русские евреи вестернизировали Запад.В работу Центра включились Дмитрий Гузевич, Константин Кикоин, Юлия Систер (генеральный директор Центра), Дан Харув (консультант по истории еврейского народа), др. С 1998 г. под общим названием Русское еврейство в Зарубежье (РЕВЗ; в настоящее время Евреи России в Зарубежье и Израиле /ЕРЗИ/ ) Центром издано 20 томов.В основном это тематические сборники: о русских евреях в Великобритании (т. 7), во Франции (тт. 8 и 9), о выходцах из России/СССР/СНГ в Палестине/Израиле (тт. 11, 14, 17, 19; эта серия выходила под общим названием «Идемте же отстроим стены Иерушалаима»), в Германии и Австрии (т. 16). Шесть книг РЕВЗ посвящено русским евреям в Америке (тт. 12, 15, 18, 20, 21 и 22).

Решающий перелом в борьбе человечества с особо опасными инфекциями совершили русские евреи, работавшие в парижском Институте Пастера. Ромен Гари – единственный французский писатель, дважды удостоившийся Гонкуровской премии, был рожден еврейкой в Москве. Г.Д. Гурвич создал в Париже в 1946 г. Центр социологических исследований и основал издающийся до сих пор международный журнал по социологии. Родоначальником профессиональной балетной критики здесь стал Андрей Левинсон, а Националь-ным центром научных исследований Франции многие годы руководил Моисей Гайсинский родом из-под Киева.В США демократию, профсоюзы, современную печать в значительной степени строили евреи и еврейки, прошедшие школу народничества, бунда, революционной деятельности; их было немало среди двух миллионов эмигрировавших в Америку в конце XIX – начале XX веков.

Две книги, суммирующие собранную информацию, издавались без указания номера тома: Евреи России в Зарубежье: Очерки истории (2008) и Израиль: русские корни (2011). Эти монографии представляют собой попытки представить оба направления деятельности Центра – Русские еврейство в Зарубежье и Выходцы из России в Палестине/Израиле – в качестве учебных пособий для изучения инициированных нами новых ветвей иудаистики.Не указан номер тома и на книге Издания НИЦ «Русское еврейство в Зарубежье» (Справочный том) (2011).Начиная с Международной конференции 1997 года, связанной с открытием Центра, мы проводили ряд форумов: конференцию, посвященную 50-летию Государства Израиль, конференцию, посвященную 50-летию Института им. Хаима Вейцмана, др., семинары; разработали конспект курса лекций по изучаемым темам и проект туристического семинара.Чем мы объясняем столь большое влияние русских евреев на западный мир? Расовыми особенностями? Не будем отрицать их из страха, что нас запишут в расисты. Этих особенностей по меньшей мере две: генетически выработанная приспособляемость к чужеродной среде евреев, многие века живших среди инородцев; и, вторая, – неутомимая активность, как у бескорыстных чудаков, так и у тех, кто стремился стать выше и богаче в борьбе за место под солнцем.Не меньшую роль сыграли исторические обстоятельства.В результате собственного духовного пути и поглощения идей и культурных ценностей Византии и Западной Европы в России возник высочайший тип духовной культуры, высокая интеллигенция, неотъемлемой частью которой стали русские евреи. Более того, «во многих случаях лучшее в русской культуре <…> сделано и делается евреями» .Вместе с миллионами евреев, выехавшими из России и СССР, Европа, Америка и Израиль получили русско-еврейскую интеллектуальную элиту, оставившую и продолжающую оставлять глубокий след в западной цивилизации.

Научный руководитель и

главный редактор НИЦ «ЕРЗИ»

д-р Михаил Пархомовский

<[email protected]>

 

Генеральный директор НИЦ «ЕРЗИ»

д-р Юлия Систер

<[email protected]>

 

 

Несколько фрагментов из писем к руководителю Центра и выдержек из публикаций о Центре:

Не так часто приходится держать в руках книгу, оценка которой свободна от всяких «но», «однако», «приходится заметить» и т.п. Книга просто на мой взгляд превосходная – и все тут.Александр Бовин

Во всем культурном воздухе российского зарубежья между двумя мировыми войнами влияние и участие евреев более чем ощутимо […] Нельзя не сказать в этой связи о предпринятом в 90-х годах в Израиле издании очень интересных сборников «Евреи в культуре Русского Зарубежья», длящемся и поныне.Александр Солженицын

Вы подняли такую штуку, вес которой для российской истории культуры трудно переоценить. Еще раз – благодарствую. И – держитесь!Проф. Роман Тименчик

Писать о роли евреев в русской культуре не только не не-скромно, но необходимо. И это нужно для обеих сторон, поскольку именно здесь их общее поле. Думаю, что эта тема будет все шириться и углубляться. Я глубоко признателен Вам, Михаил Аронович, за Ваш весомый вклад в эту тему.Акад. Владимир Топоров[Деятельность Центра] заняла одно из главных мест в науке о русской эмиграции, а Иерусалим и Израиль закрепили свою репу-тацию ведущего центра русских и русско-еврейских исследований.

Проф. Лазарь Флейшман

Иллюстрация:  rehes.org

http://eholit.ru/show/centre/erzi/

nizi.co.il

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В СИСТЕМЕ НАУЧНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ ГЕРМАНИИ И ИЗРАИЛЯ

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В СИСТЕМЕ НАУЧНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ ГЕРМАНИИ И ИЗРАИЛЯTHE NATIONAL FEATURES IN THE SYSTEM OF SCIENTIFIC JOURNALISM OF GERMANY AND ISRAEL

FARBEROVICH OLESYA Фарберович Олеся магистр журналистики Южный федеральный университет (Россия) Southern Federal University (Russia) [email protected]Аннотация: в статье выдвигается версия о научном биологическом родстве немецкой и израильской научных школ, что отразилось на специфике научной журналистики Германии и Израиля. Ключевые слова: научная немецкая школа, израильская научная школа, научная журналистика Германии и ИзраиляABSTRACT: The article puts forward a version of the scientific biological relationship of the German and Israeli scientific schools, what affected on the specific nature of scientific journalism in Germany and Israel

KEY WORDS: German scientific school, Israeli scientific school, scientific journalism of Germany and Israel

Научная журналистика формируется на прочном фундаменте экономики и научно-технического комплекса государства. В то же время, распространение новаторства и проведение инновационной стратегии должно осуществляться при взаимных интересах ученых и коммуникаторов-журналистов. Трансляция результатов науки и техники помогает кооперации с ведущими научными школами других стран и способствует укреплению государственной мощи.Вызывает неподдельный интерес попытка группы исследователей классифицировать современную научную журналистику по ряду критериев (по степени институционализации — наличию научно-популярных журналов, по регулярности научного раздела в газетах и специализированного научного общения на телевидении, по традиции популяризации в академических кругах и общественному интересу к науке и технике) на три категории: «консолидированной», «развивающейся» и «хрупкой». Германия (наряду со странами Западной Европы и скандинавскими странами) входит в первую группу, для которой характерны высокий уровень интереса широкой общественности к науке, позитивное положение научной журналистики, большое количество научных журналистов, высокая степень политического внимания к научной коммуникации. Во второй группе происходит улучшение этих критериев (Австрия, Турция, славянские страны). И наконец, третью, «хрупкую научную коммуникацию, куда вошел Израиль, характеризуют нехватка научных журналистов и низкий интерес академических кругов и общественности к популяризации науки.Такая точка зрения вызывает доверие. Германия, будучи крупнейшим рынком в Европе, переживала беспрецедентный подъем в научной журналистике. Интерес к инновациям имеет не только глубокие исторические корни, но показательно, что «немецкая экономика в высшей степени индустриализирована и диверсифицирована; одинаковое значение придается как сфере услуг, так и производству» . Такой интерес к достижениям даже вызвал бум в научной журналистике (например, к статьям о стволовых клетках и геноме человека). В 2001 году Германское агентство печати отметило, что «научные темы привлекают внимание средств массовой информации больше, чем когда-либо прежде» . Исследователи отмечают тенденцию доминирования позитивного научного охвата, но также и встает вопрос о «популяризации» в рамках научной журналистики, которая выполняет зачастую PR-функцию .Ростом научного потенциала вызвана потребность тактичного транслирования и передачи научных открытий посредством аналитического инструментария журналистики. В 2006 году в Германии зарождается, а затем активно начинает развиваться в других европейских странах движение Science slam. В качестве проекта популяризации научных достижений SS представляет собой цикл лекций (презентации, вечеринки, игры), которые читают молодые ученые. Его цель — вызвать интерес к науке у широкой общественности. Грегор Бьюнинг, считается основоположником и организатором регулярных мероприятий в Германии. Целевая аудитория — молодежь (студенты и школьники). Некоторые исследователи видят в этом явлении проявление формы научной гражданственности , другие — новый подход к реализации научных исследований молодыми учеными – в форме Science slam, FameLab, Science Showoff, Science Pub, Bright Club and Lecture Performance. В этом случае ученым предлагается представить свою тему в инновационном ключе и поговорить с редко встречающейся неакадемической аудиторией. Наиболее успешным форматом считается Science slam, «который может быть охарактеризован как форма для передачи (научного) знания развлекательным способом во внешнюю общественность. Science slam — это событие, в котором деятели (ученые) пытаются создать новые и усовершенствованные формы для представления и легитимации научного продукта знаний» (пер. Фарберович О. В.) – «A science slam can be described as a form to communicate (scientific) knowledge in an entertaining way to an external public. A science slam is an event in which actors are trying to establish new and improved forms to present and legitimate the scientific production of knowledge» .Немецкая научная журналистика в отличие от Science slam преследует совершенно иные цели. С 1928 года существует TELI –German Association of Science Writers — организация, которая объединяет и научных писателей, и научных журналистов, и работников по связям с общественностью. TELI стремится содействовать этическому стилю публикации науки и техники, помогает взаимодействию между наукой и обществом. C 1986 года в Германии также действует благотворительная некоммерческая организация WPK die Wissenschaftjournalisten. Цель — объединить научных журналистов посредством семинаров, конференций, дискуссий для профессионального развития. Тем самым способствовать установлению научной коммуникации между обществом и государством для поддержания и распространения научных достижений. В Техническом университете Дортмунда открыто отделение научной журналистики, на котором, наряду с основными предметами, изучают естественные дисциплины для дальнейшей специализации (биология, физика, информатика).Касательно Израиля, его парадокс заключается в следующем: являясь передовой страной высоких технологий, располагая широким представительством в научных и деловых кругах, огромным опытом коммерциализации хай-тека, страна действительно не имеет развитой системы научной журналистики. Например, штатных научных журналистов в Израиле нет. Несмотря на то, что страна занимает высокое место по количеству научных публикаций в ведущих специализированных журналах. Однако важно заниматься продвижением и продажей научных разработок не только посредством общения с инвесторами, но и с помощью научной коммуникации. Здесь такую роль должна выполнять научная журналистика в обществе. Но сложилось так, что в Израиле нет государственных СМИ, и они долгое время находились под строгой военной цензурой. «Истоки разнообразия израильской прессы нужно искать еще в истории Палестины в период британского мандата. Многие основные особенности израильской прессы сформировались еще до возникновения государства. Большинство газет в догосударственный период были основаны как идейные трибуны различных политических течений, подчинялись идеологической и партийной дисциплине и зависели от партийных средств» . Со временем расширяется тематическое разнообразие периодических изданий, и появляются немногочисленные профильные газеты и журналы.В 2013-2014 годах проводились исследования анализа телевизионных программ, интернет-сайтов и периодической печати по вопросу распространения и охвата научных знаний в СМИ. Они показали, что для продолжения технологического развития страны, поощрения научной грамотности обязательно взаимодействие с наукой. Исследователь научной коммуникации в Израиле, директор департамента факультета образования, науки и технологии Техниона Яелет Бапе-Шабари изучает характер научного освещения в средствах массовой информации. Она сравнивает, как происходит трансляция израильских новостей в области общественных наук и в BBC в Великобритании, чтобы понять, что влияет на культуру коммуникации в науке. По ее мнению, в Великобритании преобладают частота, объем, человеческий ресурс (специалисты), определяющие факторы пропаганды науки в обществе, а также трансляция достижений самими учеными. В то время, как «израильские общественные средства массовой информации имеют гораздо больше возможностей учиться у британской Би-би-си в качестве институционализированной модели науки и в качестве модели научной культурной коммуникации» (пер. Фарберович О. В.) — «the Israeli broadcast public news media has a lot more to learn from the UK’s BBC as an institutionalized model for science and as a science communication culture» .В современном израильском обществе есть понимание того, что научная журналистика призвана быть средством коммуникации для ученых мирового сообщества. Сегодня ведущие газеты (например, как «Едиот Ахронот»), выходящие на иврите, русском и английском языках включают рубрику «Наука», где рассказывают о новинках и последних достижениях в мировой научной практике. Но в основном такие материалы носят просветительский характер и адресованы массовому читателю.Что касается распространения научных знаний, то эта миссия скорее возложена на научные учреждения. Так «Научное издательство им. Хаима Вейцмана выпускает как специализированную периодическую печать: «Израильский ботанический журнал», «Израильский химический журнал», «Израильский журнал наук о Земле», «Израильский математический журнал», «Израильский технический журнал», «Израильский зоологический журнал» (все издания — на английском языке), «Журнал математического анализа», (на французском), так и научно-популярные журналы для молодежи «Мада» и «Лада ат».На данный момент активную позицию в Израиле занимает Технологический институт Технион, Академия науки, Институт Дэвидсона. Сознавая необходимость научной коммуникации, они проводят лекции о том, как писать о науке, как общаться с людьми науки. Кроме того, организуются конференции и визиты с научными журналистами, блогерами из США, Германии, Японии с посещением научно-исследовательских центров. «СМИ — это канал для обмена научными знаниями в обществе».Под эгидой Техниона создан научно-популярный сайт היעדן , существующий с 1997 года этот сайт он-лайн новостей посвящен инновациям науки, окружающей среды, космосу и нанотехнологиям. Его создатель, Аби Близовски, придерживается мнения, что миссия научных журналистов — раздвигать научное мышление и рассеять общественную враждебность по отношению к науке.Индикатором научной израильской школы сегодня является научно-популярный журнал «Технион», издаваемый Технологическим институтом Технион. Здесь, в старейшем вузе страны «преподаватели и студенты этого учебного заведения провели сотни исследований и участвовали в различных проектах в области строительства, планирования сельскохозяйственного, промышленного, оборонного развития. Вклад ученых Техниона в эти проекты был настолько велик, что можно сказать, что деятельность Техниона оказала решающее влияние на формирование и развитие израильского хозяйства в первое десятилетие» .Символично, что в 2016 году в аэропорту Бен-Гурион города Тель-Авива была размещена экспозиция, на которой демонстрировались израильские научные открытия, повлиявшие на мир. Министерство науки, технологий и космоса сознает, что есть необходимость популяризации и пропаганды. «Это выставка – важный инструмент израильской народной дипломатии. Мы демонстрируем всему миру свой вклад в научный прогресс человечества. Нам есть, кем и чем гордиться. Израиль — страна-пионер, страна-лидер. Весь мир интересуется нашими достижениями, поэтому логично демонстрировать их тем, кто покидает страну или прибывает в неё»,- сказал министр Офир Акунис .На формирование модели научной журналистики оказывает влияние группа факторов. Во-первых, это развитие системы НИОКР и высшего образования. Во-вторых, экономико-политическое положение государства, в том числе, и на мировой арене. Ведь, «научное познание развивается в контексте исторического развития общества. А это значит, чтобы понять его природу, особенности и историческую динамику, необходимо рассматривать научное познание как социально-культурный процесс. Надо понять, как осуществляется и развивается социальная жизнь людей, как она определяет на разных этапах своей истории состояние и особенности научной деятельности».Показательно сравнение немецкой и израильской научных школ, имеющих общие исторические корни, совместную трагическую судьбу, а теперь парадоксальным образом и восстановленную связь, в том числе, и благодаря научному сотрудничеству, отметившему в 2015 году 55-летие германо-израильских отношений. По этому поводу Президент общества Макса Планка Мартин Шратман, выступая в Реховоте в Институте имени Вейцмана, подчеркнул объединяющий характер науки: “People from different countries can meet on neutral ground, so to speak, in scientific institutions.” – «Люди из разных стран могут встречаться на нейтральной почве, так сказать, в научных учреждениях» (пер. Фарберович О. В.).Наука обретает статус самостоятельной дисциплины в странах Европы еще в эпоху Возрождения. В этот период сглаживаются противоречия с религией. Источниками научного потенциала становятся академии наук и университеты. Высшие учебные заведения развивали не только фундаментальные (чистые) науки, но и прикладные. В XIX столетии формируется немецкая научная школа. «Наиболее широко научная работа была развернута в Германии, которая к концу века выражала всё усиливавшуюся тенденцию занять господствующее положении в научном мире, опиравшемся на наличие в этой стране большого числа университетов, вновь созданных высших технических школ и бесчисленного множества газет и справочников. Англия и Франция, полагаясь на свои собственные давние традиции, сопротивлялись этой тенденции, но немецкий язык стал при общении международным языком в науке, и немецкие профессора установили своего рода научную империю, охватившую всю Северную, Центральную и Восточную Европу и оказывавшую серьезное влияние на науку России, США, Японии. Немецкий профессор становится образцом для ученых всего мира». В конце XIX — начале XX вв. особенно ценились специальные инженерные высшие учебные заведения Германии. В них «уровень образования…был настолько высок, что некоторые из окончивших их становились крупными учеными» .Развитие науки стало определяющей предпосылкой для повышения благосостояния государства, и открыло широкие возможности научного потенциала. «Последняя четверть XIX века стала периодом радикальных экономических и социальных преобразований. Индустриализация, начавшаяся в середине столетия, превратила Германию в промышленную державу, равную по развитию Британии. Вместе с индустриализацией развивались наука и технологии, являясь одновременно ее причиной и следствием. По всей стране и особенно в Берлине появилось множество исследовательских центров, привязанных к промышленности» . Экономическая основа послужила интеграцией евреев в немецком обществе. Появляется новый общественный слой — еврейская интеллигенция, что в свою очередь, привело к эмансипации то есть уравниванию в правах с остальным населением Германии. Такое восприятие немецкой культуры не было случайным. Во-первых, надо учесть, что история ашкеназской цивилизации была тесно связана с немецким народом. В Рейнской области еще с IX-X веков появились первые поселения евреев. Затем погромы, гонения, отсутствие юридического статуса и частичная миграция в Польшу, Литву, Моравию, Богемию. Оставшаяся часть ашкеназского общества, соблюдая иудейские традиции, стала плодотворно сотрудничать с христианским миром немцев. Так материальная и духовная культура Германии проникала в еврейскую культуру. Во-вторых, существовало много предпосылок, способствовавших этому явлению. Так, по замечанию американского историка, профессора Рудермана, «вовлечению значительного числа евреев в научную и медицинскую деятельность способствовали следующие факторы: растущий авторитет науки и технологий в политической культуре Западной Европы; изобретение книгопечатания и, как следствие, распространение информации о новых научных открытиях; беспрецедентный рост числа еврейских студентов на медицинских факультетах университетов — сначала в Италии, а затем и других европейских странах (в меньшей степени) Восточной Европы… ; и наконец, общий идеологический кризис еврейской культуры — точнее, кризис доверия к философии как к доминантному элементу еврейской интеллектуальной жизни» .О сложившемся духовном наднациональном единении говорит исследователь Михаэль Лёви: «В начале XX века немецкий язык и немецкая культура объединяли Германию и Австро-Венгрию. С конца XIX века и вплоть до приходила к власти нацизма ашкеназская община Центральной Европы переживала исключительный культурный расцвет, золотой век, сравнимый с апофеозом иудео-арабской культуры в Испании в XII в. Еврейская германская культура явилась результатом беспрецедентного духовного синтеза. Она дала миру Альберта Энштейна и Зигмунда Фрейда, Франца Кафку и Карла Крауса, Арнольда Шёнберга и Густава Малера, Эдмунда Гуссерля и Теодора Адорно, Георга Лукача и Ханну Арендт, Эрнеста Блоха и Вальтера Беньямина» .Надыдейное, надрелигиозное и наднациональное видел в Европе и знаменитый австрийский писатель Стефан Цвейг, современник эпохи и очевидец тогдашних событий. «Одно изобретение, открытие сменялось другим, тут же становившимся всеобщим достоянием; впервые нации ощущали свою сплоченность, когда дело касалось общих интересов» ,- напишет он в своей знаменитой книге «Вчерашний мир. Воспоминания европейца» — «…от гордости за ежечасно обгоняющие друг друга триумфы нашей техники, нашей науки впервые возникало чувство европейской общности, европейское национально сознание» .Первая мировая война явилась первым сигналом предстоящего разрушения европейского единения. В большей степени, она стала неожиданным и тяжелым испытанием для «служителей науки» — учёных. «От повсеместных успехов позитивных наук и возвышенных идей о вездесущем прогрессе Европа внезапно опустилась до уровня худших образцов средневекового варварства». Германия переживала сложную экономическую ситуацию: инфляция, выплата долгов по Версальскому договору. «Экономический, политический и культурный бойкот, который победители объявили побежденным, больше походил на реванш, а не на мир. Многие британские и французские ученые считали своим патриотическим долгом прекратить всякое общение с немецкой наукой. Отменились подписки на немецкие журналы, а немецкие исследователям было отказано в участии в британских и французских конгрессах» . Научные учреждения Германии также тяжело переживали этот период. Всеми силами пытались ученые сохранить важную научную документацию.Но факт, что в начале 20 века «в стране работало свыше 20-ти университетов, множество исследовательских институтов и лабораторий: университетских и при фирмах, а также пяти Академий наук: в Берлине, Гейдельберге, Геттингене, Лейпциге и Мюнхене. Начавшееся в 1901 году присуждение Нобелевских премий подтвердило положение Германии как ведущей в мире научной страны. Уже в начале 1930-х годов в Германии проживало 32 нобелевских лауреата – больше, чем в любой другой стране мира!» .С приходом к власти нацистов ситуация кардинально изменилась для обоих народов. Вторая мировая война непросто разрушила немецкие научные школы, но и нанесла «непоправимый урон науке Германии и её престижу в мире» . Сегодня стало постулатом, что нет национальной науки. А прежде «бредовые фантазии нацистов – «арийская наука» и «немецкая физика» — обернулись обскурантизмом в официальной науке и её отставанием от мирового уровня. Покинувшие Третий рейх выдающиеся ученые-носители «еврейского духа» внесли неоценимый вклад в развитие ядерной физики в США и Англии. Всемирно известные ученые, оставшиеся в рейхе и не желавшие обслуживать нацистский режим, игнорировали мифологию «еврейского духа в естествознании», не отказались от «еврейской физики» своих бывших коллег и спасли честь немецкой науки» .Итак сформировалось научное «биологическое родство» двух народов. Можно сказать, что еврейская научная мысль рождалась из интеграции и ассимиляции с немецкой научной мыслью, взаимно обогащая её. Таким образом, были заложены основы научной школы будущего израильского государства еще до его создания. Провозглашенное 14 мая 1948 года независимое Государство Израиль стало преемником традиций немецкой школы.

 

Библиография: 

  1. Niels Mejlgaard*, Carter Bloch, Lise Degn, Mathias W. Nielsen and Tine Ravn. Locating science in society across Europe: Clusters and consequences //Science and Public Policy 39 (2012) pp. 741–750.
  2. Экономический обзор Германии: рынок, производительность, инновации / Germany Trade and Invest// https://www.gtai.de/GTAI/Content/…/economic-overview-germany-russisch.pdf?v..
  3. 3. Elmer C., Badenschier F., Wormer H. Science for everybody? How the coverage of research issues in German newspapers has increased dramatically //Journalism & Mass Communication Quarterly. – 2008. – Т. 85. – №. 4. – С. 878-893Elmer C.,
  4. Badenschier F., Wormer H. Science for everybody? How the coverage of research issues in German newspapers has increased dramatically //Journalism & Mass Communication Quarterly. – 2008. – Т. 85. – №. 4. – С. 878-8935 . Hill M. Embodiment of science in science slams. A case of informal public science communication //Studying science communication. – 2014. – С. 18.
  5. 6.Science slam is a new approach of presenting research and science in popular and artistic ways./ Embodiment of science in science slams. A case of informal public science communication Miira Hill// Studying science communication. – 2014. – с. 18.

7. Алек Д. Эпштейн Средства массовой информации и политические перемены в Израиле//Общество и политика современного Израиля. Сборник статей под ред. Алека Д. Эпштейна и проф. А. Федорченко- Изд-во «Мосты культуры — Гешарим», М., 2002 — стр. 169

8. http://www.neaman.org.il/Neaman2011/Templates/ShowPage.asp?DBID=1&TMID=581&LNGID=2&FID=646&IID=10795 (на иврите)

9. [1] Consolidated vs. fragile science communication culture: A comparison of science coverage of the BBC and Israeli media.  Yael Barel-Ben David1 and Ayelet Baram-Tsabar// 14th International Conference on Public Communication of Science and Technology (PCST), Istanbul, Turkey, 26-28 April 2016, http://pcst.co/archive

10. [1] Ayelet Baram-Tsabari > Science Communication in Israel //Режим доступа http://ayeletlab.net.technion.ac.il/

11. [1] Журнал «Технион», 2013 , зима,  с. 39-40 (на иврите)

12. [1] Общество, экономика и культура Израиля. Первое десятилетие. Открытый университет – Израиль, Развитие  системы образования.   Israel: The first  Decade of Independence / Part II.  Society, Economics and CultureUnit  5 Education in the First  Decade/ Zvi  Zameret  — 2003- с. 136

13. Израильские научные открытия, повлиявшие на весь ми //Режим доступа — https://kultura.uz/view_2_r_6908.html

14. Кохановский В. П. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений – Ростов н/Д.: «Феникс», 1999- 576 с. – с. 3

15. Cooperation Worth Celebrating // «Max Planck RESEARCH» — 2015 — № 2- с. 6 (на английском языке)

16. Дж. Бернал Наука в истории общества.- Издательство иностранной литературы — М,, 1956 – 2-е изд., 735 с. — с. 317-318

17. [1] Капица П. Л. Влияние современных научных идей на общество.// Режим доступа —       vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/KAPITZA/KAP_09.HTM

18. [1] Наука. Величайшие теории: выпуск 11: Революция в микромире. Планк. Квантовая теория. Пер с исп. – М.: Де Агостини, 2015- 168 с. – с. 20

19. [1] Рудерман Давид Б. «Еврейская мысль и научные открытия в Европе раннего Нового времени»/ Давид Б. Рудерман: Перевод с английского Евгения Левина – Москва: Книжники; Текст —  2013- (История евреев).-417с. – с. 25

20. [1] Михаил Лёви. Центральная Европа с конца XIX в. до Второй  мировой войны .В кн.: Тысяча лет культуры ашкеназов/ Под ред. Ж. Баумгартена, А. Вевьорка, И. Ниборски, Р. Эртель. Перевод с французского Е. И. Лебедевой и Р. М. Капланова –М..: Текст: Лехаим, 2006 – 558с.

21. Цвейг С. Статьи, эссе. «Вчерашний мир. Воспоминания европейца». Пер с нем. Предислов. Д. В. Затонского; вступит. статья К. А. Федина – М.: Радуга, 1987 – 448 с. – с.285

22. Там же23. Пономарев Л. И. Под знаком кванта – 2-е изд., испр. и доп. -М.: Наука. Гл. ред. физ-мат. Лит., 1989 – 368 с. : ил. – с. 24

24. Наука. Величайшие теории: выпуск 26: Квантовая модель атома. Нильс Бор. Квантовый загранпаспорт. / Пер. с исп. – М.: Де Агостини, 2015 – 152 С. – С. 81

25. В. И. Левин. Наука в Германии при нацистах. Вестник ТГТУ.2010. Том 16.№1- с.201

26. Там же

27. Семен Узин «Еврейская» и «немецкая» физика //Режим доступа — http://jig.ru/index4.php/2009/09/24/evrejskaya-i-nemeckaya-fizika.html

 

Иллюстрация: РИА Новости

nizi.co.il


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта