56-й выпуск журнала „Диалог со временем“. Диалог со временем журнал
54-й выпуск журнала „Диалог со временем“
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ФЕНОМЕН ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ
ПАМЯТЬ – ИДЕНТИЧНОСТЬ – ЗНАНИЕ
Тесно взаимосвязанные проблемы памяти и идентичности, как индивидуальной, так и коллективной, давно привлекают внимание представителей разных социальных и гуманитарных наук. Начиная с рубежа XX–XXI вв. в междисциплинарном поле memory studies стали все заметнее выделяться исследования, в которых проблематика памяти и идентичности переплетается с комплексом ключевых вопросов исторического познания, а также функций и способов презентации исторического знания, включая типы исторических нарративов. В этом контексте представляется необходимым апробировать новые, связанные с системным анализом исторической культуры, подходы к изучению факторов, механизмов и процесса исторического конструирования национальной и других коллективных идентичностей. Проект «Историческая память как фактор национальной идентичности» направлен на решение этих задач в сравнительно-исторической перспективе.
Анализируется трансформация механизмов формирования исторической памяти / коммеморации при смене типов рациональности/моделей науки. Проблема рассматривается в контексте источниковедения историографии и исследования нарратива. Обосновывается гипотеза: для классической модели исторической науки свойственен метанарратив и сопряженная с ним иерархизированная структура нарративов, составляющие основу «естественной» коммеморации; для неклассической науки знаково возникновение истории истории, что способствует разрушению «естественной» коммеморации, в постнеклассической науке проблематизация нарратива сопровождается разрушением коммеморации, новое конструирование которой начинается в ситуации постпостмодерна и сопровождается процессом ренарративизации.
В статье продолжен анализ развития макроистории в 1990–2010 гг., начатый в № 50 журнала. Эволюция макроистории от союза с постколониальной критикой к неоимперскому и европоцентристскому дискурсу трактуется с точки зрения ограниченности возможностей бинарных моделей исторической памяти, конфликтных форм самоидентификации и последствий этой ограниченности. Показаны негативные особенности постколониальной критики и ранних форм глобальной истории, сближающие их с бинарными гештальтами всеобщей истории. Обозначены возможности, предоставляемые новыми формами разнонаправленной исторической памяти, универсальной самоидентификации, ситуативного предпосылочного знания, децентрированной макроистории для дальнейшего развития глобальной истории.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ
В статье изучается национально-государственный нарратив в структуре видов национальной истории – классической модели европейской исторической науки. Ставится вопрос о функционировании понятия «национальная история» в истории истории. Сделана попытка выявить основные маркеры, демонстрирующие трансформацию «национальной истории» XVIII – начала XX в. В предметном поле источниковедения историографии анализируются практики презентации национальной истории в профессиональном историописании XIX – начала XX в. В структуре видов национальной истории (монографии, учебные пособия по национальной истории и др.) определена видовая природа национально-государственного нарратива, относящегося к типу социально-ориентированного историописания.
В статье рассматривается становление научного исторического знания в британской традиции историописания. Автор сосредоточился на анализе двух противоборствующих тенденций в истории исторического письма Британии – антикварной и «неоримской» традициях историописания. Рассматривается процесс формирования концепции национальной истории Британских островов как отвечающей запросам формирующегося гражданского общества, показаны конструкты консенсусной модели общего национального прошлого сквозь призму становления историзма в британской традиции историописания в эпоху Просвещения.
Автор знакомит читателя с работой современного китайского историка Лю Даньчэня и широким кругом малоизученных проблем китайской историографии, которые затрагиваются в этой книге. Историческая память, сохраненная в трудах придворных историков, выступает в Китае как основа национальной государственности, а наличие государственности уже в древности стало важным фактором национальной идентичности китайцев, принципиально отличающим их от всего окружающего мира.
ПАМЯТЬ И СОВЕТСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
Работа посвящена истории формирования понятия «советский» как этнонима и проблеме корреляции его с этнонимами «русский» и «российский» в разные периоды истории СССР в аспекте культурной идентичности. Дан анализ национальной политики в работах В.И. Ленина и И.В. Сталина с точки зрения указанной проблемы.
Смерть является универсальной характеристикой не только жизни, но и культуры, однако дискурс о смерти в разных культурах может быть совершенно различным. Память о смерти и смертном опыте является частью «нормальной», не ущербной истории и культуры, а исследование ее – частью гуманитарного знания. Поэтому плодотворной представляется не столько попытка изучения феномена смерти – он запределен, сколько контекста смерти (исторического, политического, социального, личностного) – он культурен. Культурное измерение смерти является предметом анализа данной статьи. Исследование наличия, отсутствия или табуированности интереса к смерти и разговора о ней дает возможность определить важные черты конкретной социально-культурной ситуации. История России ХХ века определила специфическую ситуацию, когда реальная близость смерти для каждого человека привела к табуированности дискурса о смерти и, как следствие, маргинализации исследований ее. Сейчас, когда возрождающийся интерес к смерти уже вполне очевиден, оказывается, что не только отсутствует язык и дискурс для представления ее в публичном пространстве, но и существуют определенные трудности с понятийным аппаратом исследования (как части дискурса).
Локальные конфликты сегодня все чаще и активнее используются политиками как средство решения своих ситуативных экономических задач, а также для мобилизации электората. Основным методом при этом становится поляризация оценок и выстраивание жестких оппозиций «свои/чужие», «черное/белое». В этом контексте ключевой задачей историка становится демонстрация сложного характера современной войны и ее последствий. Для этого необходимо предоставить слово тем, кто оказывается в эпицентре боевых действий, но чье мнение менее всего слышно в полемике, – рядовым участникам конфликтов. Их истории очень разные, чаще всего достаточно фрагментарные и противоречивые. Как ветераны артикулируют свои воспоминания? Какие медиа предпочитают? Как взаимодействуют здесь социальные рамки, повседневные практики коммеморации и индивидуальные нарративы?
Статья посвящена роли мифа в структуре национальной памяти о Великой Отечественной войне, в частности, вопросу о конструктивном потенциале воспоминаний о прошлом для самосознания и самоидентификации последующих поколений. В качестве материала рассмотрен творческий проект Егора Летова (1964–2008) – русского поэта, рок-музыканта и художника, чьи тексты продолжают оказывать большое влияние как на искусство, так и на общественную мысль в России. Показано, как поэтическая работа с клише коллективной исторической памяти (о войне) может способствовать деконструкции политической мифологии, оставаясь при этом в горизонте общенационального военного мифа. Определены отличия (пост)советской политики памяти от мифопоэтических практик освоения прошлого, подобных летовской.
“ОБЩЕЕ ПРОШЛОЕ” И “БИТВЫ ПАМЯТИ”
В статье реконструируются черты групповых идентичностей, объединявших и противопоставлявших друг другу административные элиты монархии Габсбургов во второй половине XVIII в., когда берет свое начало проект по конструированию наднациональной австрийской идентичности, ставшей впоследствии главной для ведущих центростремительных сил – аристократии, армии, бюрократии. Реконструкция проводится в соотнесении с образом чиновничества, запечатленного в исторической памяти – как в произведениях художественной литературы, так и в обобщающих, проблемно-теоретических исследованиях по Австро-Венгрии.
В статье анализируется процесс формирования исторической памяти Уэльса в XVIII–XIX вв. Автор приходит к выводу о том, что валлийцы с целью поддержания национального самосознания искусственно «реконструировали» прошлое, изобретая при этом новые традиции, символы и формируя новые мифы. Благодаря творческой деятельности патриотически настроенных интеллектуалов и организованных ими сообществ был создан мифический образ Уэльса, который помог валлийцам сохранить связь с их героическим прошлым, преодолеть кризис идентичности и продолжить развитие своей культуры.
В представленной статье на основе анализа немецкой литературы XVII–XVIII вв. делается попытка рассмотреть процесс конструирования немецкими интеллектуалами основополагающего мифа немецкой истории, выделив из него его главные составляющие: мифы о древних германцах, о германской империи, о превосходстве немецкого языка и о вожде германского племени херусков Арминии.
В статье рассматривается личность Отто фон Бисмарка как ресурс конструирования национальной идентичности в рамках динамики развития исторической памяти. При жизни политика, празднуя его 80-летний юбилей, все германское общество стояло «под знаком Бисмарка». В годы Первой мировой войны «железный канцлер» был героем национального сознания немцев. Особенно ярко это проявилось в появлении приуроченных к 100-летнему юбилею многочисленных изданий под названием «Наш Бисмарк». В годы Веймарской республики, в ситуации раскола общества, фигура Бисмарка являлась ресурсом формирования национальной идентичности только для части немцев. В период национал-социализма был востребован имперский потенциал Бисмарка. «Железный канцлер» помогал цементировать идентичность, но главным героем он уже не являлся. После Второй мировой войны в условиях глубокой национальной травмы наследие Бисмарка обрело отрицательный импульс в ходе складывания национальной идентичности как в ГДР, так и ФРГ. Объединение Германии в 1990 г. заставило вспомнить исторические вехи германского единства. В настоящее время Бисмарк остался героем биографической истории, но в плане формирования национальной идентичности немцев его ресурс исчерпан.
Важным компонентом формирования национальной идентичности в Боливии была мемориальная политика государства, создававшая официальный нарратив, обосновывавший права креольского меньшинства на привилегированное положение в управлении страной. Война за независимость была тем событием, вокруг которого формировалось представление об истоках нации в XIX в., но и сегодня остаётся одним из полей «битвы памяти», в котором противостоят в прошлом исключённые из политического сообщества расы и социальные группы. Радикальные изменения в стране в начале XXI в. привели к смене парадигмы развития и отрицанию всего прошлого исторического наследия, единого национального нарратива, предлагая вместо него разнообразие множественных нарративов истории места, этноса, расы в рамках не политической, а гуманистической общности, какой становилась нация.
В статье исследуется влияние иммиграционного фактора на эволюцию американской национальной идентичности, а также отношение интеллектуальной и политической элиты к доктрине мультикультурализма и вызову, исходящему от огромной иммиграции из Латинской Америки, особенно Мексики.
roii.ru
56-й выпуск журнала „Диалог со временем“
ВРЕМЯ И СОБЫТИЕ В ИСТОРИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ XVI – НАЧАЛА XXI ВЕКА
ВРЕМЯ И СОБЫТИЕ В ИСТОРИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ XVI – НАЧАЛА XXI ВЕКА
Статья представляет собой авторское введение к книге «Вспоминая войну: Первая мировая между памятью и историей в двадцатом веке». Она посвящена анализу «мемориального бума» ХХ века – широкого спектра коллективных и культурных репрезентаций военного опыта и свидетельств жертв войны. Ключевым понятием при этом становится «историческое воспоминание» – специфический жанр прора-ботки прошлого, публичного посредничества в трудном диалоге между историей и памятью. Начиная с увлечения проблематикой памяти в начале ХХ века, автор рассматривает изменение коммеморативных практик под влиянием первой мировой войны, которая задала социальные рамки и культурные формы репрезентации воен-ного опыта не только для «потерянного поколения» ее участников, но и для их по-томков.
Французская революция XVIII века – одно из важнейших событий не только наци-ональной, но и мировой истории. Ее герои, принципы и образы широко известны. Кроме того, Революция – это место памяти, которая и сегодня продолжает подпи-тывать современную историю/историографию, пробивающую себе дорогу между идеологиями, воспоминаниями и политической борьбой. Не удивительно, что этому событию посвящены библиотеки книг, созданные во Франции и за рубежом. Однако при традиционном понимании события из причин его возникновения и контекста Революция продолжает скрывать свои смыслы, «ускользая в будущее» (С. Жижек). В статье на основе работ французских интеллектуалов показано, каким образом на протяжении двух столетий трансформировался образ Революции после десятилетия, которое потрясло мир, на пересечении научного дискурса, коммеморативных прак-тик и социальных репрезентаций во французском социуме сквозь призму меняюще-гося «порядка времени». Такой подход позволяет выявить скрытые в Революции возможности и вписать неисчерпаемую революционную событийность в контин-гентность истории.
В связи с новейшими тенденциями в теории и методологии, появлением новых ис-следовательских подходов и предметных областей, бурным развитием междисци-плинарных направлений, разработка базисных понятий исторической науки пред-ставляет собой одну из наиболее актуальных задач современной историографии. Среди таких аналитических категорий центральное место занимают неразрывно связанные между собой категории «событие» и «время», которые в контексте об-новления исторической науки на рубеже ХХ–XXI в. и развертывания мемориаль-ной парадигмы обрели высокий эпистемологический статус. Сегодня, когда мы говорим об «историческом событии», то имеем в виду и процесс его свершения, и вызванные им непосредственные реакции, и формирование его «образа в коммуни-кативной памяти поколений, и трансформации этого образа в историографии, и его символизацию в историческом сознании и культурной памяти последующих эпох. В настоящей статье предлагается взгляд на этот процесс на примере знаменательного события, дата которого стала символической, прежде всего в контексте националь-ной, но также и в европейской истории – на юбилейном казусе «1066».
В статье анализируется произведение Джоффри Китинга (1570–1644) «Основа зна-ний об Ирландии», повествующее об истории древней и средневековой Ирландии, в качестве особой формы памяти о прошлом. Вводятся понятия функциональная и накопительная память, позаимствованные у Алейды Ассманн. На основании анали-за текста труда Китинга автор приходит к выводу, что «Основа знаний об Ирлан-дии» содержала в себе потенциал как функциональной, так и накопительной памяти. Его произведение внесло лепту в формирование накопительной памяти ирландского католического самосознания, а затем и ирландского национализма.
Статья посвящена взаимоотношениям еврейской и языческой версий истории в конструкции «новой науки» (scienza nuova) Дж. Вико. Для прояснения контекстов и импликаций мысли Вико привлекаются тексты двух авторов Сейченто: Исаака Ла Пейрера (сочинения о преадамитах и о «призвании иудеев» в конце человеческой истории) и Самюэля Бошара («Священная География»). Рецепция Вико концепций Ла Пейрера и Бошара рассматривается на примере трактовок у трех авторов таких библейских событий, как строительство Вавилонской башни, появление гигантов и Великий потоп. Авторы ставят себе целью показать, что тексты Вико возникают как палимпсесты из множества в большей или меньшей степени сохраняющих связи со своими контекстами фрагментов разных историографических, богословских и естественнонаучных дискурсов, и прежде всего – протестантской, преимущественно буквалистской, экзегезы и традиции «древней мудрости» (prisca sapientia).
В статье делается попытка рассмотреть процесс конструирования в национальном сознании немцев героического мифа о битве в Тевтобургском лесу как сакральном акте, запустившем механизм национальной истории, в связи с изменениями его интерпретаций на протяжении XVI – начала XIX в. на уровне нарратива и иконо-графии, что нашло свое отражение в произведениях литературы и изобразительного искусства. Германизация и политизация национальной истории в ходе становления национальной самосознания привели к возникновению различных терминологиче-ских и концептуальных редакций легендарного сражения и его героев, что, в свою очередь, отражает динамику изменения восприятия этого события в исторической памяти нации в связи с изменениями стоящих перед ней задач.
В статье сопоставляются подходы к структурированию времени, характерные для британских и российских историков позднего Просвещения. Автор полагает, что для выявления специфики следования хронологии и преобладающих стратегий периодизации в «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина необходим компаративный анализ особенностей канона «овременивания», складывавшегося в рамках англо-шотландской и российской историографических традиций.
Статья посвящена анализу образов «истоков» в польской романтической мысли. «Истоки» рассматриваются как события, созданные интеллектуалами, формиро-вавшими посттравматический нарратив польской национальной памяти по итогам разделов страны во второй половине XVIII века. Работа основана на подходах memory studies, нарративного анализа и идеях московско-тартуской семиотической школы. Показан процесс формирования этнокультурной и государственно-территориальной моделей представления об «истоках» Польши, возникших в кон-тексте культуры романтизма и оказавших влияние на последующую историю поль-ской культуры.
Статья посвящена представлениям о современности в эго-документах (дневниках, письмах, воспоминаниях) русской интеллигенции второй половины XIX – начала XX в. На основании дискурсного анализа выявлено содержание и смысловые значения понятия «современность», контексты его использования и распространения, характера отражении в нем сознания и поведения человека эпохи «модерна», взаимосвязи понятия и темпоральности.
В статье анализируется легенда о рукопожатии, якобы имевшем место между Жа-ном Бесстрашным, герцогом Бургундским, и Капелюшем, королевским палачом и руководителем восстания черни в Париже летом 1418 г. На основании всех имею-щихся в распоряжении историков сведений XV в. (сообщений в «Хронике» Мишеля Пинтуэна, в «Журнале» Парижского горожанина, в «Журнале» Клемана де Фокам-берга, в хрониках Ангеррана де Монстреле, Жана Рауле и Жана Ле Февра, в «Исто-рии Карла VI» Жана Жувеналя дез Урсена и в «Истории Карла VII» Тома Базена), а также на основании французской историографии XVIII–XX вв. автор пытается вос-становить ход возможной встречи палача и герцога и ответить на вопросы, был ли распространен в средневековой Франции такой жест как рукопожатие и каковы бы-ли истинные причины казни Капелюша по приказу Жана Бесстрашного.
В статье представлено важнейшее событие истории современной Франции – образо-вание Третьей республики. Именно тогда, в последней четверти XIX столетия в этой крупнейшей европейской стране навсегда был установлен республиканский режим и закреплены республиканские традиции, берущие истоки в эпохе Французской рево-люции конца XVIII века. Автор описывает драматические этапы становления рес-публики, останавливается на научных определениях имевших место фактов и пока-зывает, как формировалась коллективная память о них.
В статье охарактеризованы различные репрезентации крестьянской реформы 1861 г. в исторической памяти российского общества начала ХХ в.: в монументальных сооружениях, в научных трудах по истории России, а также в научно-популярных изданиях, приуроченных к 50-летнему юбилею отмены крепостного права (в том числе в шеститомном издании «Великая реформа», опубликованном И.Д. Сыти-ным). Сопоставляя концептуальные положения, дискурсивные стратегии и визуальный ряд юбилейных изданий, посвященных «Великой реформе», автор выявляет как «конфликты памяти» в интерпретации реформы и ее исторических последствий, так и контуры наметившегося тогда общественного консенсуса по данной проблеме.
В работе рассматриваются военно-исторические события XIX века, которые нашли отражение в песнях терского казачества: Отечественная война 1812 г., «Кавказская война», войны с Турцией. В народной памяти сохранились не только победы, но и неудачные сражения, где были значительные потери. В песнях встречаются стереотипы восприятия военных действий, ощущается кавказское влияние. Героями песен были командиры, непосредственно возглавлявшие походы и сражения. Отражение исторических событий в казачьем фольклоре служило сохранению лучших воинских традиций и воспитанию молодого поколения.
Известный английский историк А.Дж. Тойнби гораздо более известен своим «Постижением истории», нежели трудами по армянскому вопросу. Между тем, именно он стоял у истоков осмысления геноцида 1915 года, став не только автором специальных работ, но и составителем одного из самых солидных и влиятельных документов по этому событию – «Синей книги». Однако наряду с международным признанием «Синяя книга» постоянно оспаривается противниками признания геноцида, в том числе со ссылками на самого Тойнби, который, якобы, впоследствии пересмотрел свои взгляды по этому вопросу. Этот пример позволяет поразмышлять о природе события вообще – о его переживании и концептуализации, в которых, как показывает практика, всегда актуализируются разные контексты и уровни темпоральности, воплощающие разный человеческий опыт.
Статья посвящена Перл Харбору – одной из наиболее значимых дат в истории Соединённых Штатов. Американская нация пережила состояние травматического шока в результате внезапного нападения на Перл Харбор 7 декабря 1941 года. Это событие определило жизни многих людей, которые жили до и после него. Атака Японии на Перл Харбор является трагическим и основным событием в американской коллективной памяти. Она вызвала и мощную волну агрессии против японских американцев, которые столкнулись с экстремальной политикой, связанной с их интернированием. Автор пытается определить место Перл Харбора в поле «мемориальных исследований». Накануне 75-летней годовщины атаки можно сказать, что Перл Харбор на Гавайях предстает местом исторической памяти, имеющим «иконическую» силу. Существует довольно большая литература о нарративах Перл Харбора, но его история еще требует дальнейших междисциплинарных исследований.
В статье на основе новых архивных документов Архива внешней политики РФ, Российского государственного архива новейшей истории, РГАЭ, Национального архива Великобритании и Архива Министерства иностранных дел Франции анализируется история малоизученных советских инициатив и их восприятие со стороны Запада, оцениваются шансы на успех и причины несвоевременности резких поворотов к сотрудничеству со стороны Москвы. Автор приходит к выводу, что ни сенсационность инициатив, ни осведомленность о тактических планах противоположной стороны на переговорах не являются залогом успеха, если само готовящееся крупное внешнеполитическое событие опережает свое время и превышает ожидания другой стороны. Слишком резкие повороты даже в сторону улучшения отношений порождают подозрительность и недоверие, порою мешая, а не помогая процессу сближения сторон.
Статья посвящена рассмотрению места и роли исторических образов в популярной музыкальной культуре Великобритании 1970-х гг. на примере лондонской панк-группы “The Clash”. Ориентируясь на остросовременную тематику расизма, проблемы иммигрантов в Англии и борьбу британских колоний за независимость, музыканты, тем не менее, часто обращались к историческим темам. Привлекая, прежде всего, сюжеты национальных историй бывших колоний и – более широко – сюжеты разных национальных войн, музыканты транслировали критическое представление об имперском прошлом Великобритании. В статье исследуется, какие исторические сюжеты «использовались» панк-музыкантами в 1970-е гг. и как конструировалось само высказывание о прошлом.
Современная европейская идентичность рассматривается в статье посредством анализа широкого спектра пространственно-темпоральных представлений. Автор использует теорию коллективной памяти для того, чтобы объяснить, как меняются дискурсивные границы в Европе, переживающей процесс интеграции и целый ряд интеллектуальных поворотов. Он приходит к выводу, что пространственно-временная карта Европы стала результатом трансформации исторического сознания, а кризис идентичности обусловлен наложением различных исторических нарративов и «символическим дефицитом» единого европейского пространства. Кризис может быть преодолен посредством выработки общей исторической памяти в ходе интеллектуальной интервенции и политического признания.
Автор анализирует проблемы исторической политики в современной Грузии. Предполагается, что историческая политика содействует маргинализации профессионального исторического сообщества, политизации и идеологизации исследований. Историческая политика в Грузии базируется на развитии нескольких мифологизированных нарративов, включая образы Грузинской Демократической Республики, преемственности в развитии разных исторических форм грузинской государственности, советской оккупации. День советской оккупации и Музей советской оккупации, с одной стороны, в современной Грузии являются формами инструментализации исторической политики. С другой стороны, День советской оккупации и Музей советской оккупации могут быть воображены как изобретенные традиции. Грузинские СМИ активно вовлечены в реализацию исторической политики, содействуя унификации различных форм исторической памяти в современной Грузии. Публичные политики также очень активны в использовании исторических фактов для легитимации современных политических процессов и состояний. СМИ, гражданское общество, интеллектуальные сообщества и политический класс поддерживают консенсус относительно центральных проблем современной грузинской истории.
roii.ru
55-й выпуск журнала „Диалог со временем“
ИСТОРИЯ - ПАМЯТЬ - ИДЕНТИЧНОСТЬ
В статье рассматривается понятие «язык» как инструмент формирования идентичности. Автор приводит доводы в пользу того, что понятие «язык» не эффективно для моделирования процесса естественного говорения/письма, и не может играть прежней доминирующей роли в формировании идентичности, понимаемой как осознанное и признанное неким сообществом единство. Рамочной идеей, способной охватить тенденции переосмысления «языка» в описательных схемах, выступает коммуникация и личное коммуникативное действие. Для вербальных фактов, составляющих естественное говорение/письмо, эти понятия задают единственно возможную систему, в которой вербальный материал может быть корректно интерпретирован и описан. В вопросах идентичности переосмысление (или даже упразднение в прежнем статусе) понятия «язык», признание его мнемотехнической, утилитарной, но не онтологической ценности, ведет к девальвации языкового фактора. Интерпретация эллинистических иудейских и раннехристианских (иудеохристианских) сочинений, к которым относят грекоязычные библейские тексты (Септуагинта и НЗ корпус), до последнего времени была сферой исключительной компетенции строго языкового подхода. Для более адекватного представления статуса этих текстов и языковой идентичности авторов и переводчиков в статье приведена аналогия с современным русскоязычным пространством. Подобно современным церковнославянским текстам, создаваемым в традиционных формах, тексты Септуагинты и НЗ были ориентированы на традиционное сообщество и воспринимались как эпические, архаизирующие, возвышенные, обособленные от прочих современных лингвистических практик. Статус этих текстов и соответствующая трактовка идентичности их авторов становятся возможны при коммуникативной интерпретации естественных вербальных фактов.
В статье исследуется процесс зарождения во французской научной историографии понятия “народная героиня” применительно к эпопее Жанны д’Арк. Автор анализирует политические, религиозные и социальные обстоятельства жизни французского общества конца XVIII – начала XIX века, которые привели к появлению данной темы в либеральной историографии первой половины XIX в., ее особенности и основные составляющие, нашедшие отражение в работах ведущих историков того периода: Р. Де Шатобриана, О. Тьерри, Ж.-Ш.-Л. Симонда де Сисмонди, Т. Лавале, Ж. Мишле, Ж. Кишра и А. Мартена.
Авторы статьи обращаются к такому событию национальной историографии, каковым стал факт современного издания лекций В.О. Ключевского по всеобщей истории, подготовленного Р.А. Киреевой. Впервые перед научной общественностью предстали учебные тексты Ключевского, позволяющие реконструировать систему его представлений о западноевропейской истории XVII-XVIII вв. В первой части статьи внимание сосредоточено на анализе публикационной деятельности Р.А. Киреевой, направленной на издание лекций историка из его архивного фонда, во второй – предлагается интерпретация взглядов В.О. Ключевского на политическую историю Западной Европы. Авторы уверены в неразрывной научной связи ученых-историков разных времён – дореволюционного и современного. Историографические интересы и творческие усилия каждых последующих поколений историков позволяют сохранить в современном национальном сознании память и знание об историках-предшественниках и истории науки, что придает особую значимость работе по публикации не издававшихся ранее научных архивов ученых.
«Национальная идентичность» и «историческая память» – интеллектуальные концепты, которые вырабатывались интеллектуалами и историками, и позже ими же подвергались деконструкции. Естественным выбором при анализе этих концептов видится работа с казусами интеллектуальных биографий, с «историей историков». Автору представляется важным сосредоточить усилия на изучении последних поколений историков, пользовавшихся этим концептом в смысле ре-конструирования, а не де-конструирования понятия. Особым исследовательским интересом стали биографии историков-медиевистов и итальянистов. Притягательность этих казусов биографий в качестве объекта изучения связана частично со специализацией автора, но частично и с тем, что представители школ медиевистики (как в первой половине XX столетия, так и позже), действительно, являлись авторитетами для всей корпорации историков своей страны, умели переключаться на другие, более поздние периоды истории, а также остро реагировали на вызовы современного им мира.
В статье анализируются дебаты о книге Д. Гольдхагена «Добровольные исполнители Гитлера» как одна из ключевых дискуссий о немецком историческом и национальном самосознании в 1990-е гг. Автор рассматривает концепцию «элиминаторного антисемитизма» Гольдхагена, рецепцию книги в СМИ, в сообществе профессиональных историков и оценивает влияние книги и дискуссии о ней на немецкую культуры памяти о нацизме. Если большинство историков отнеслось к книге амбивалентно или критически, то основная масса читателей восприняла ее позитивно. Автор объясняет данный феномен тем, что Гольдхаген дал возможность для четкого размежевания между тоталитарным прошлым и демократическим настоящим Германии.
В статье на основе анализа научных работ, конкретизирующих феномен «социальная память», и архивных источников рассматривается проблема сохранения в общественном сознании памяти о трудностях жизни советского крестьянства в послевоенное время. В современном российском обществе основное внимание уделяется военному подвигу советского народа и армии в годы Великой Отечественной войны, а судьбы людей и социальных групп, которые внесли решающий вклад в послевоенное восстановление народного хозяйства, остаются за рамками общественного интереса. Автор считает, что в социальной памяти должны быть запечатлены образы жертвенного труда крестьянства, которое, находясь в условиях чрезвычайных материальных лишений, обеспечивало продовольственную безопасность страны.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ СЕГОДНЯ
«Без… временно-пространственного выражения невозможно даже самое абстрактное мышление. Следовательно, всякое вступление в сферу смыслов совершается только через ворота хронотопов» . Под хронотопом М.М. Бахтин понимал существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенные литературой . Это утверждение обладает гораздо большей общностью и может быть распространено не только на художественную литературу, но и на изобразительное искусство.
В статье анализируются философские взгляды представителей оппозиции по отношению к олигархии вигов, сложившейся в первой половине – середине XVIII в. Антивигская оппозиция включала в себя разнородные социальные элементы. Ведущую роль в ней играла интеллектуальная элита, которая формировала альтернативные представления об общественном развитии. Мировоззренческие принципы, лежавшие в основе этих проектов, рассматриваются на материале философских трактатов Г. Болингброка и Д. Юма, философской поэзии А. Поупа и публицистики раннего Э. Берка.
Важной проблемой университетского образования является проблема специализации. Приращение научного знания, неизбежно вело к специализации в русле той или иной научной дисциплины. Физико-математический факультет стал на путь специализации на рубеже 1830–1840-х гг. с разделения на два отделения – естественных и математических наук. В дальнейшем, в конце XIX – начале XX в. естественное отделение имело в своем составе несколько секций, что позволяло проводить более узкую специализацию, но это вступило в конфликт с потребностью в учителях средней школы, которые должны были иметь более широкое образование.
В статье рассматриваются основные тенденции развития одного из перспективных направлений современной историографии – мир-системного анализа, разбираются современные номотетические подходы к анализу исторической динамики, стремящейся описать весь мир в целом.
Работа посвящена рассмотрению современных подходов к интеллектуальной истории итальянского фашизма. Рассматривается эволюция исследований фашизма с 1960-х годов до нашего времени, обозначаются ключевые точки современных дискуссий о фашизме: истоки и основания фашистских теорий, мифологический базис фашизма, фашизм как политическая религия, фашизм как доктрина. В работе анализируются позиции ряда авторитетных современных исследователей данного вопроса, в том числе Эмилио Джентиле, Роджера Итвелла, Энтони Джеймса Грегора, Роджера Гриффина, Стенли Пейна.
Феномен мультикультурализма рассматривается как этнокультурное многообразие современных сообществ и политико-идеологическая реакция на сложившееся многообразие. Одним из практических примеров современных мультикультурных государств является Великобритания. Британский мультикультуралистский дискурс представляет собой сложное и внутренне полемичное явление, в рамках которого происходит обсуждение современных проблем межкультурного взаимодействия, а также предлагаются конкретные рекомендации по их разрешению. Автор сравнивает различные британские концепции мультикультурализма, а именно, «диалогический мультикультурализм» Б. Парекха, «либертаристский мультикультурализм» Ч. Кукатаса и «конфликтный мультикультурализм» Дж. Рекса.
ИСТОРИЯ, ЛИЧНОСТЬ, БИОГРАФИЯ
Автор анализирует российские и украинские работы, посвященные специфике жанра интеллектуальной биографии. На основе их изучения, а также собственного опыта создания интеллектуальной биографии он предлагает интерпретации объекта и предмета исследования нового жанра.
Статья посвящена проблеме интерпретации личности римского императора Клавдия в произведениях античных авторов, а также в романах Р. Грейвза «Я, Клавдий» и «Божественный Клавдий» и телевизионном сериале Х. Уайза «Я, Клавдий».
В МИРЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИСТОРИИ
Статья посвящена проблеме влияния эпидемий европейских болезней, поразивших индейские племена Северо-Востока Северной Америки в XVII в., на процессы их аккультурации, прежде всего, в форме христианизации, которые направлялись и контролировались иезуитскими миссионерами. Отмечено двойственное восприятие индейцами христианских учения и практики в контексте болезней, одновременно и способствующее, и препятствующее их обращению. В целом, однако, массовые эпидемии первой половины XVII в. заложили фундамент для последующего утверждения христианской религии среди некоторых племен Новой Франции (гуроны, монтанье, часть ирокезов), нанеся удар их культурной целостности.
В работе поставлена проблема бытования российского кинематографа в годы Первой мировой войны. Рассмотрены институциональные аспекты деятельности киноателье и работы киносети, жанровые тренды кинопроизводства и репертуарные предпочтения провинциального проката. Показано, как война ускорила процессы массовизации общественной жизни и развития массовой культуры. Кинематограф сформулировал соответствующие российской ситуации социальные темы и нашел для их воплощения повествовательные формы авантюрного кино, «романсомании», психологической драмы. Особенности российского кинематографического дискурса военных лет были связаны не только с эскапистскими задачами массовой культуры, но и с формированием нарративного кино и появлением отдельного зрителя как субъекта его восприятия.
В статье рассматривается образ Африки и ее жителей на материале игровых и анимационных фильмов американских режиссеров 1930-х гг. Анализируя процесс становления традиций и развития жанра приключенческого кино, авторы выделяют устойчивые стереотипы в визуализации образа дикаря с точки зрения представлений о Чужом.
Источниками для анализа духовных поисков евангельских христиан в СССР послужили опубликованные воспоминания и биографические интервью верующих, имевших советский опыт религиозной жизни. Выделяются значимые моменты для осуществления духовных поисков: чрезвычайные жизненные обстоятельства, внутренний кризис; личное знакомство с верующими; проблема выбора между разными деноминациями; конфликт с внешней средой; ощущение Божественного воздействия.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ
В статье исследуются особенности византийских подходов к проблеме пленных. В центре внимания – тексты византийских историков Иоанна Скилицы и Анны Комнин. Автор приходит к выводу, что выбор ослепления как формы наказания для пленных вызван осмыслением войны с христианами как «гражданской войны».
Курс лекций Т.Н. Грановского по истории раннего нового времени (XV–XVI вв.) близок к литературному произведению, в котором присутствует общий сюжет. Сюжет представлял собой литературное выражение исторической концепции курса как явления научной исторической мысли и заключался в преодолении западноевропейским миром средневековья и переход к новой стадии исторического и культурного развития в новое время. Общий сюжет распадался на ряд частных сюжетов.
Рекламные объявления, печатавшиеся в трех консервативных изданиях времен Германской империи, рассматриваются в статье как средство, позволяющее определить примерную аудиторию изданий и их социальную направленность. Наряду с многочисленными экономическими функциями реклама обладала социальной значимостью, составляя немалую часть общего информационного потока. Посредническая роль, с одной стороны, а также самостоятельная значимость рекламного контента, с другой, вписаны в круг многочисленных функций периодики конца XIX века.
Исследователь Печорского края европейского северо-востока России начала ХХ в. Андрей Владимирович Журавский (1882–1914) рассматривается в краеведческой литературе главным образом как новатор в области изучения естественных богатств, растительного мира. В статье анализируется становление личности исследователя.
ЧИТАЯ КНИГИ
Новаторская концепция изучения богословского содержания творчества М. Флация Иллирика, предложенная в новом труде Л. Илича (Ilić L. Theologian of Sin and Grace. The Process of Radicalization in the Theology of Matthias Flacius Illyricus. Göttingen; Bristol, CT: Vandenhoek & Ruprecht, 2014), рассматривается на фоне сложившихся в исторической литературе традиций изучения крупнейшего лютеранского церковного историка.
Статья представляет собой рецензию на коллективную монографию «Науки о человеке. История дисциплин», сост. и отв. ред. А.Н. Дмитриев, И.М. Савельева (М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2015). Книга, состоящая из 21 главы, – беспрецедентный труд по истории социогуманитарных дисциплин, которые не только для удобства, но и по теоретическим соображениям, авторы называют «науками о человеке». Для рассмотрения взят самый широкий период: от раннего Нового времени до наших дней, за которое многие дисциплины успели возникнуть, пройти век своего расцвета и исчезнуть или трансформироваться.
ХРОНИКА СОБЫТИЙ
roii.ru
РОИИ
Журнал «Диалог со временем» публикует исследования, посвященные проблемам интеллектуальной истории, которая изучает исторические аспекты всех видов творческой деятельности человека, включая ее условия, формы и результаты.
Journal “Dialogue with Time” is specially intended for consideration of the problems of intellectual history understood as a study of historical aspects of all kinds of human creative activity, including its conditions, forms and products.
Альманах «Адам и Ева» – первое в России периодическое издание, специально посвященное проблемам гендерной истории, которая является составной частью междисциплинарного направления в социальном и гуманитарном знании. Авторы используют широкие возможности тендерного анализа в изучении различных исторических эпох и сфер человеческой деятельности, рассматривая прошлое и настоящее сквозь призму взаимоотношений между полами и социокультурных представлений о «мужском» и «женском».
Составившие книгу исследования посвящены проблемам изучения интеллектуальных традиций на большом временном диапазоне. На обширном тематическом материале (идеология и культура, идеи и понятия, текст и образ) авторы сборника демонстрируют, как сосуществовали и влияли друг на друга самые разные традиции, как они усваивались, трансформировались и видоизменялись. Немалое внимание уделяется проблемам преподавания, методам образования и хронике событий. Публикуются (во фрагментах) комментированные переводы сочинений Беды Досточтимого (VII в.) и Джереми Тейлора (XVII в.), неизвестный рассказ Сигизмунда Кржижановского. Для историков, культурологов, историков философии, социологов и литературоведов.
Вестник РОИИ – информационно-аналитическое электронное издание Межрегиональной общественной организации „Общество интеллектуальной истории“. Рассылается членам Общества три раза в год по электронной подписке.
В настоящем издании рассматриваются проблемы фиксации, трансляции и трансформации в исторической памяти опыта переживания народами и отдельными группами крупных социальных сдвигов, конфликтов и катастроф, а также механизмы функционирования исторической памяти как средства ориентации в мире настоящего и как фактора социального проектирования. На основе синтеза прагматического и когнитивного подходов к изучению феномена исторической памяти проанализированы конвенциональные и конкурентные репрезентации опыта социальных катаклизмов в жизни обществ с различными культурными традициями.
В книге на материале различных культурных ареалов (Западной Европы, Руси / России, цивилизаций Востока) и эпох (Античности, Средневековья, Нового времени) исследуются образы времени и пространства, коллективные представления о прошлом и будущем, которые формируют матрицу восприятия происходящего и выполняют функцию ориентации индивидуального и группового поведения. Комплексное изучение феномена исторической памяти и традиций историописания в специфических социокультурных контекстах позволяет понять, как сохраняется и передается информация о событиях, как складываются и используются исторические мифы, как происходят изменения в историческом сознании.
В настоящем коллективном труде на конкретном материале различных исторических эпох (от Античности до середины XVII века) исследуются ключевые аспекты исторической культуры Западной Европы и Руси / России, в странах и регионах с очень разным историческим опытом, политическими и культурными традициями. Изучение истории представлений о прошлом, комплексное исследование феномена исторической культуры (и исторической традиции) опирается на новый подход, в основу которого положен синтез социокультурной и интеллектуальной истории — анализ явлений интеллектуальной сферы в широком контексте социального опыта, исторической ментальности и общих процессов духовной жизни общества.
В книге на материале различных культурных ареалов (Западной Европы, Руси / России, цивилизаций Востока) и эпох (Античности, Средневековья, Нового времени) исследуются образы времени, коллективные представления о связи времен, о прошлом и будущем, которые формируют матрицу восприятия происходящего и выполняют функцию ориентации индивидуального и группового поведения. Комплексное изучение феномена исторической памяти и традиций историописания в специфических социокультурных контекстах позволяет понять, как сохраняется и передается информация о событиях, как складываются и используются исторические мифы, как происходят изменения в историческом сознании.
roii.ru
53-й выпуск журнала „Диалог со временем“
К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М.А. БАРГА
В статье, посвященной памяти выдающегося отечественного историка Михаила Абрамовича Барга, анализируется его фундаментальный труд «Категории и методы исторической науки» (1984), в котором, помимо разработки базовых категорий («исторический факт», «историческое время», «всемирно-исторический», «локально-исторический» и др.), на основе понимания диалектики «всемирности» и «локальности» была выдвинута идея «глобальной истории человечества» как предметной области исторической науки, требующей целостного теоретико-методологического основания. В статье показано, как стремление «гуманизировать исторический процесс» привело М.А. Барга в работах 1989–1991 гг. к переосмыслению категории «цивилизация» и переформулированию предмета «всемирной истории».
В статье речь идет о влиянии событий Английской революции 1640–1660 гг. на интеллектуальную жизнь общества. Особое внимание уделено анализу печатной продукции, в частности изданий Библии на английском языке и периодических изданий; состоянию грамотности в стране; образовательным программам деятелей революции. Отмечается воздействие революции на социальную активность англичан, вызванную, прежде всего, изменениями менталитета молодежи и женщин. Эти проблемы не были предметом специального исследования в отечественной науке; обратиться к ним побудило творческое наследие видного советского историка М.А. Барга, ученицей которого являлся автор данной статьи.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ СЕГОДНЯ
Рассматривая ведущие тенденции в современных биографических исследованиях, автор акцентирует внимание на процессах столкновения и взаимопроникновения научно-лексических традиций и типологию биографического анализа, предлагает возможный вариант симбиоза концептов в едином исследовательском поле и схему биоисториографической модели.
Герой статьи – ученый, экономист, статистик, специалист по теории исторической мысли, историк и теоретик науки А.В. Полетаев (1952–2010). Его исследования стали новым словом в ряде социальных дисциплин. Статья повествует о пути А.В. Полетаева в историческую науку, о движении его исследовательских интересов от анализа экономических процессов к экономической истории, затем – к современной теории истории, изучению эволюции образов прошлого в разные эпохи, исследованиям массовых исторических представлений. Анализируются основные теоретиче-ские идеи цикла исторических работ, написанных в соавторстве с И.М. Савельевой.
В статье, посвященной деятельности одного из первых эллинистов эпохи Кватроченто, каноника Дзомино из Пистойи (1387–1458), проводится филологический анализ латинских глосс, оставленных им в списке «Бесед на деяния свв. апостолов» Иоанна Златоуста начала XI в. БАН, РАИК № 112. Доказывается использование Дзомино дефектной рукописи в учебных целях около половины второго десятилетия XV в. Рассматривается общая судьба произведений Златоуста на латинском Западе, и в частности его «Бесед на Деяния свв. апостолов».
Статья посвящена жизни и творчеству известного правоконсервативного швейцарско-немецкого публициста и мыслителя Армина Молера (1920–2003), сыграв-шего важную роль в изучении и продвижении европейских феноменов «консервативной революции» и «новых правых» в ХХ веке.
ИСТОРИЯ, ПАМЯТЬ, ИДЕНТИЧНОСТЬ
Задача статьи – проследить, каким образом и под влиянием каких факторов изменя-лось восприятие жизни, деятельности и наследия Яна Гуса в странах Европы на протяжении шести столетий после его трагической гибели 6 июля 1415 г.: в эпохи Возрождения, Реформации, Контрреформации, Просвещения, романтизма. Особое внимание уделяется освещению восприятия наследия Гуса в чешской исторической и общественной мысли XIX – начала XXI в.
Разночтение общей истории России и государств Центральной Азии и Казахстана может обернуться вызовом глобального масштаба. Возрождение евразийской идентичности на новом геополитическом фоне невозможно без научного-критического переосмысления уроков истории вхождения Центральной Азии и Казахстана в со-став Российской империи. В этой связи взаимодействие и интеграция исторических научных сообществ является императивом времени.
В МИРЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИСТОРИИ
В статье анализируются структура и содержание проповеди Писентия, епископа египетского города Коптос (Кифт) (ок. 569–630), произнесенной в день памяти египетского святого, Онуфрия Великого. Автор приходит к выводу, что основная особенность проповеди – фактическое отсутствие биографических данных об Онуфрии – является не случайной, а представляет собой часть замысла Писентия. Поскольку проповедь произносится для мирян и ее цель – моральное наставление, Онуфрий превращается в «идеального святого», почти лишенного индивидуальных особенностей, для того, чтобы подражание ему трактовалось как усовершенствование личных добродетелей, исходя из возраста и социального положения каждого члена христианской общины.
Отправляясь от характеристики понятия «историческое сознание», автор предлагает реконструкцию языковой модели времени в представлениях украинцев.
В статье Кавказская война XIX века трактуется не столько как поле брани, на котором Россия и горские народы Кавказа противостояли друг другу, но, прежде всего, как особое пространство межкультурной коммуникации, принимавшей ту или иную форму, обусловленную местными обстоятельствами.
В статье рассматриваются обычно-правовые отношения русских крестьян второй половины XIX в., выражавшиеся в символах-знаках, символах-действиях и символах-словесных формулах. Крестьянский мир второй половины XIX в., практически изолированный от правового пространства гражданских правоотношений, урегулированных государством, оказался terra incognita для исследователей-современников. Внимание также уделено эволюции обычного права с XV до второй половины XIX в.
В статье с помощью методов количественного, герменевтического и имагологического анализа исследуются представления интервентов о Гражданской войне в Рос-сии (1917–1922). Основной предмет исследования – выявленные автором около 180 оценочных характеристик, данных иностранцами политической, социальной, военной и этнической реальности в России. Получены выводы о преимущественно негативной оценке иностранцами России и россиян, подробно разбирается логика возникновения таких представлений, выявляется многообразие стереотипов, которыми оперировали интервенты для описания увиденного.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ
Статья посвящена изучению влияния конфессионального фактора на трансформацию системы уголовных наказаний в Великобритании в XVIII в. Автор считает, что «революция в уголовном правосудии» и «эра карательной сдержанности» (М. Фуко) были обусловлены не только влиянием европейского Просвещения, но также философскими, теологическими и политическими взглядами «Религиозного общества друзей». Именно в публицистических работах английских квакеров впервые появился призыв к отмене смертной казни и переходу к исправительному тюремному заключению. Квакеры экстраполировали идеалистические представления о природе человеческого духа на систему исполнения наказаний, в результате чего был заложен гуманистический фундамент пенитенциарных реформ в XIX в.
В статье рассматривается отношение к Первой мировой войне немецкого и армянского населения Юга России – наиболее крупных дисперсных этносов в регионе в начале ХХ в. Их «материнские нации» оказались по разные стороны фронтов, поэтому отношение к начавшейся войне стало индикатором верности России. Автор показывает в целом лояльное отношение немецкого населения ко второй родине и полную поддержку российской политики со стороны армянской общины.
Статья посвящена изучению подходов различных групп внутри американской правящей элиты к проблеме формулирования основных параметров послевоенного мирового порядка. Кроме того, представлены характеристики самих группировок в контексте их экономических интересов, доминировавших экономических теорий, а также личного влияния президента Ф. Рузвельта на расстановку сил внутри американского истеблишмента в период Второй мировой войны.
В статье представлены перспективы изучения транснациональной истории социалистического лагеря через призму советской культурной дипломатии. В центре внима-ния находятся институты и каналы культурного трансфера, механизмы и инструменты официальной и неформальной коммуникации, биографические траектории «неофициальных послов», внутренний и внешний дискурс о социалистической интеграции и ее культурном измерении.
В статье предпринята попытка рассмотреть периода брежневского «застоя» как итога длительного процесса взаимной адаптации советского политического режима и общества. Авторы приходят к выводу, что адаптация в политической сфере носила в 1960–1980-е гг. преимущественно обоюдный и встречный характер. Ее важнейшим условием стал фактический отказ брежневского режима от массовых репрессий по политическим мотивам и внеэкономического принуждения к труду, а также курс в экономике на повышение благосостояния народа. В ответ население демонстрировало власти свою лояльность и не подвергало открытому сомнению официальные правила и нормы. Большое внимание в статье уделяется личной роли Л.И. Брежнева в достижении устойчивого компромисса между властью и народом.
На основе архивных документов, автор реконструирует историю Международного историко-просветительского, правозащитного и благотворительного общества «Мемориал», предлагая ее периодизацию: формирование Движения «Мемориал» (1986–1990), становление (1990-е), зрелость/расцвет (2000–2011). Жизнеспособность и актуальность «Мемориала» на всех этапах определяется сочетанием его историко-просветительской и правозащитной деятельности.
ПЕРЕВОДЫ И ПУБЛИКАЦИИ
В статье анализируется концепция возрастов человека, излагаемая Исидором Севильским в его сочинении «Этимологии, или Начала»; сопоставляются трактовки возрастов в «Этимологиях» и других сочинениях Исидора, выявляются его источники. Публикуется перевод посвященного человеку фрагмента XI книги (главы 2, 3 и 4) из «Этимологий», в котором Исидор описывает особенности каждого возраста человека, рассматривает знамения, выражающиеся в рождении людей с различными уродствами, отмечает метаморфозы, происходящие с людьми.
Авторы представляют первую полную публикацию дневника студента Казанской духовной академии В.И. Иванова, в котором описаны быт и религиозная жизнь Агинского буддийского монастыря в начале ХХ в. Рукопись хранится в Научно-историческом архиве Государственного музея истории религии (Санкт-Петербург) и является уникальным свидетельством миссионерской деятельности Русской православной церкви в Забайкалье, сопровождаемой изучением традиционных для этого края религиозных верований.
ЧИТАЯ КНИГИ…
Рец. на: Г.П. Мягков, Н.И. Недашковская. История гуманитарных наук в парадигме интеллектуальной истории / Учебно-методическое пособие для студентов-историков. Казань: Изд-во КФУ, 2015. 94 с.
Рец. на кн.: Источниковедение: учебное пособие / И.Н. Данилевский, Д.А. Добровольский, Р.Б. Казаков и др.; отв. ред. М.Ф. Румянцева. М.: Изд. дом ВШЭ, 2015. 685 с.
Книга А.В. Подосинова «Куда плавал Одиссей?» стала поводом для обсуждения современных стандартов оформления научных изданий и принятого в них цитирования.
Рецензия посвящена обзору монографий А.В. Ганина по истории Генерального штаба в эпоху Первой мировой и Гражданской войны 1914-1922 гг.
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Обзор международной конференции «Конструктивные и деструктивные формы мифологизации социальной памяти в прошлом и настоящем», состоявшейся 24-26 сентября 2015 г. в Липецком филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации при поддержке РГНФ.
roii.ru
РОИИ
Российское Общество интеллектуальной истории (РОИИ) было создано в ноябре 2001 года и является общественным объединением, содействующим развитию научных исследований по проблемам интеллектуальной истории.
Общество действует в 36-ти регионах Российской Федерации (Брянск, Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Казань, Краснодар, Липецк, Махачкала, Москва, Нижневартовск, Нижний Новгород, Новгород Великий, Новокузнецк, Новосибирск, Омск, Орел, Пермь, Петрозаводск, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Самара, Саратов, Сочи, Ставрополь, Сыктывкар, Тамбов, Тверь, Томск, Ульяновск, Уфа, Чебоксары, Челябинск, Череповец, Ярославль).
Для реализации своих целей и практических задач Общество создает в областях, краях и республиках Российской Федерации, в которых имеются члены Общества, изучающие проблемы интеллектуальной истории, свои отделения. Общество осуществляет научную деятельность в тесном сотрудничестве с Институтом всеобщей истории РАН – ведущим центром по изучению проблем всемирной истории в России.
Основными целями Общества являются:
-
содействие развитию в России междисциплинарных исследований в области интеллектуальной истории – истории всех видов творческой деятельности, мыслительного инструментария, институтов интеллектуального общения и продуктов человеческого интеллекта, исторического развития интеллектуальной сферы (включая её художественные, гуманитарно-социальные, натуралистические, философские компоненты) в рамках общекультурной парадигмы;
-
содействие координации научных исследований в указанных сферах, а также обмену полученными результатами между заинтересованными научными учреждениями и объединениями как России, так и других государств;
-
содействие организации специальных лекционных курсов и семинаров по проблематике интеллектуальной истории в университетах и других высших учебных заведениях России, а также учебных курсов в целях повышения уровня подготовки специалистов, практическая деятельность которых требует профессионального знания проблем интеллектуальной истории;
-
содействие членам Общества в подготовке и публикации научных работ по указанной тематике в отечественных и зарубежных изданиях;
-
содействие расширению и углублению научных связей членов Общества с соответствующими зарубежными учреждениями и объединениями, а также с отдельными зарубежными учеными.
Для достижения поставленных целей Общество:
-
проводит российские и международные конференции, симпозиумы, круглые столы и семинары по проблематике интеллектуальной истории;
-
организует обмен научной информацией по проблематике интеллектуальной истории между российскими учеными-членами Общества, а также между российскими и зарубежными специалистами;
-
способствует продвижению тематики интеллектуальной истории в учебных программах российских ВУЗов, межуниверситетскому обмену профессорами и преподавателями;
-
содействует развитию научного сотрудничества в рамках исследований по интеллектуальной истории с зарубежными университетами, исследовательскими центрами, научными ассоциациями, фондами и другими организациями;
-
осуществляет издательскую деятельность в соответствии с законодательством о печати и других средствах массовой информации;
-
осуществляет иную деятельность, направленную на достижение целей Общества.
Центральным органом РОИИ является Правление общества. Президентом РОИИ является член-корреспондент РАН, доктор исторических наук, профессор Лорина Петровна Репина, ученым секретарем – кандидат исторических наук Ольга Владимировна Вороьева.
Печатным органом Российского Общества интеллектуальной истории является научный журнал «Диалог со временем: Альманах интеллектуальной истории» (гл. ред. – чл.-корр. РАН, д.и.н. Л. П. Репина). Кроме того, Центральное правление издает информационно-аналитическое издание «Вестник РОИИ» (выходит 3 раза в год).
РОИИ проводит ежемесячный научный семинар «Интеллектуальная история и современная историческая наука» и ежегодную научную конференцию по проблемам интеллектуальной истории.
roii.ru
52-й выпуск журнала „Диалог со временем“
ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ
В конце августа 2015 года в г. Цзинань (Китай) состоялся крупнейший научный форум историков – XXII Международный конгресс исторических наук под эгидой Международного комитета исторических наук (МКИН/CISH). В его обширной научной программе нашли отражение многие актуальные проблемы современной историографии, обсуждались новейшие тенденции в теории и методологии, новые подходы, направления исследований, предметные области. Об итогах прошедшего Конгресса, открывшейся панораме достижений и трудностей мировой историографии, о дальнейших перспективах развития исторических исследований, несомненно, предстоит серьезный разговор и еще появятся десятки публикаций. Как первый шаг мы представляем материалы круглого стола (RT 19. Event and Time in Historical Perspectives), посвященного тематике, которая все последние годы оставалась центральной для журнала «Диалог со временем» и стала ядром научной программы недавно созданной на базе Института всеобщей истории РАН Сетевой лаборатории «Исследования исторической памяти и интеллектуальной культуры». Ниже представлены материалы организованного в рамках Конгресса круглого стола «Событие и время в исторических перспективах» (при поддержке Национального комитета российских историков и Комиссии МКИН по истории международных отношений) проф. Л.П. Репиной и проф. У. Тертре (Université Paris 1, Panthéon-Sorbonne). В основе публикуемых материалов – сокращенный текст основного доклада, подготовленного Л.П. Репиной (полная версия размещена на сайте Конгресса), тексты комментаторов – проф. З.А. Чеканцевой (Институт всеобщей истории РАН) и проф О.Б. Леонтьевой (Самарский государственный университет), а также резюме выступлений У. Тертре и проф. П. Буале (Université Paris 1, Panthéon-Sorbonne).
Сопоставляются причины и ход «революций с определениями» двух типов, анализируются способы и механизмы смены власти и приход к государственному управлению оппозиционных сил с использованием методов информационных войн (с присущей им «обнаженностью приема») в сочетании с силовым давлением. В сравнительно-историческом ключе с опорой на применении терминов «in vitro» и «in naturа» делаются выводы о некоторых общих тенденциях и специфике «революций с определениями» конца XX – начала XXI в.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ СЕГОДНЯ
В статье анализируется легенда, сохранившаяся в античной исторической традиции, которая связывала узами ученичества римского царя Нуму Помпилия и греческого философа Пифагора, а также событие 181 г. до н.э. в Риме, когда были найдены и сожжены по приказу сената книги Нумы. Сведения античных авторов позволяют определить время возникновения легенды о Нуме и Пифагоре, получить представление об этапах ее становления и формах бытования в римском обществе эпохи Республики. Подчеркивается роль сформировавшихся в недрах коллегии понтификов представлений о Нуме как создателе римской религии и права.
В настоящей статье на примере «Сатурналий» Макробия (V в.) изучаются характерные черты рецепции естественнонаучных концепций Аристотеля в латинской традиции Поздней Античности. Обсуждаются особенности использования Макробием текстов греческого автора; выявляются текстуальные и содержательные параллели между ними; показывается, насколько точно Макробий следует концепциям Аристотеля и насколько тщательно их передает. Делается вывод об опосредованном использовании Макробием текстов Аристотеля.
В статье рассматриваются апории и сложности, обсуждавшиеся в аристотелевской традиции применительно к учению о живом изменяющемся теле индивида. Анализируются дефиниции и различения, которые последовательно вводятся Аристотелем, Александром Афродисийским и Иоанном Филопоном. Рассматриваются характерные для аристотелевской парадигмы сложности обеспечения преемственности материального тела. Анализ доводов Александра Афродисийского в пользу частичного сохранения в процессе роста не только эйдоса, но и материи. Концепция постепенности замещения материи, как залог преемственность материи на протяжении всей жизни индивида. Старение как эйдоса, так и материи индивида. Аргументы аристотеликов против стоического учения о вечном возвращении. «Тождество» и «неотличимость» в учении стоиков о вечно возвращении в изло-жении Александра и Оригена.
В статье исследуется вопрос о преемственности в развитии средневековой арабской географии на примере анализа сведений о Восточной Европе в сочинениях крупнейших арабских географов XII–XIV вв. ал-Идриси, Ибн Са‘ида и Абу ал-Фиды. Рассматриваются различные способы отбора сведений, применявшиеся указанными географами, методы их инкорпорации в новое сочинение, выявляются основные линии заимствований. Сравнение материалов ал-Идриси, Ибн Са‘ида и Абу ал-Фиды о Восточной Европе показывает, что, несмотря на очевидную связь этих сочинений, к вопросу об их соотношении, вопреки распространенному в ис-ториографии мнению, не следует применять категорию прогресса. Ибн Са‘ид не ставил перед собой задачи приращения знаний о Восточной Европе по сравнению с ал-Идриси; то же самое относится и к Абу ал-Фиде, который не стремился углубить представления Ибн Са‘ида об этом регионе. Каждый автор «осваивал» это пространство заново, заимствуя из сочинений предшественников лишь ту инфор-мацию, которая отвечала целям и задачам его собственного труда.
ИСТОРИЯ И ПАМЯТЬ
В статье исследуется понимание родовой памяти в работах отечественных генеалогов конца XIX – начала XXI в., способы выявления ими в родословных росписях сведений, восходящих к устной традиции.
В статье сделана попытка сопоставить различные пласты и практики коммемораций (на уровне индивидуально-семейного, группового и самого широкого коллективного почитания). На уровне индивидуального и бытового поминовения и в грандиозной коммеморативной программе христианских юбилеев можно отметить общие черты, особые приметы чаяний людей эпохи Треченто и Кватроченто. Культ памяти соединялся с культом искупления, с поисками индивидуального и коллективного спасения. Римский Юбилей стал наиболее выгодным вложением в истории идей – с 1300 года юбилейная традиция не прерывается, следующий год (вопреки всякой логике дат) объявлен новым папой юбилейным.
В ПРОСТРАНСТВЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИСТОРИИ
Автор статьи обращается к традиционной религии древних греков как предтече христианских представлений. Рассматривая наиболее показательные в данном плане исторические феномены, автор предлагает пересмотреть традиционную полярность в отношении греческой телесности и христианской духовности, акцентируя внимание на нетипичности античных и христианских ментальных установок в данном вопросе. Показано, что современные подходы к изучению взаимовлияния античности и христианства носят однонаправленный характер и не затрагивают сути самого явления.
В статье исследуется роль гор и горной среды в жизнедеятельности человека, формировании менталитета горцев, представления о мироустройстве и его миропони-мания, «образа мира» горцев. Автор рассматривает оригинальную систему вглядов российского ученого Г.Д. Гачева и его методологию прочтения книги бытия народов Азербайджана, Армении, Грузии и Болгарии, его представления об исламе. Освещение этих проблем дополняет материал по Дагестану.
ИСТОРИЯ И ЛИТЕРАТУРА
В статье рассматривается такая практика наследования реальной собственности в среде английского джентри как «ограниченный сеттльмент» на примере романов Джейн Остен. Исследуется само понятие ограниченного сеттльмента, его роль в жизни джентри, влияние на положение наследников мужского и женского пола.
На основе образов предпринимателей в русской классической литературе автор опровергает утвердившееся в историографии мнение о негативном отношении к предпринимательской деятельности, якобы изначально сложившемся в русском этосе. Показано, что негативное отношение к предпринимательству утверждается только во второй половине XVIII – начале XIX в. При этом данный «негатив», проявившийся в произведениях русских писателей, относился только к бытовой стороне жизни предпринимателей, а вовсе не к их профессиональной деятельности. Кроме того, в дореволюционный период он так и не проник в толщу народного сознания, и даже после десятилетий советской власти в крестьянской среде ничего дурного в предпринимательстве не видят и сейчас.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ МУЗЕИ РОССИИ
Энциклопедия «Литературные музеи России» имеет особое значение в ряду тех проектов Государственного литературного музея, которые должны привести к системным и долгосрочным результатам, оказать существенное влияние на оптимизацию работы всей сети литературных музеев России. В числе решаемых таким способом задач – «перепись» литературных музеев России. Результатом реализации пилотного этапа проекта должно стать новое качество коммуникации: сеть литературных музеев должна заработать подобно социальной сети в интернете.
Инициаторы исследовательского и издательского проекта – энциклопедии «Литературные музеи России» рассматривают его как способ достичь более глубокого понимания феномена литературного музея, его места в культуре прошлого, настоящего и даже будущего, улучшить информационное обеспечение данной сферы социокультурной деятельности и наук о ней, как первый шаг к созданию еще более масштабного профильного информационного ресурса. Автор статьи останавливается на следующих вопросах: 1) что собой представляет музей и в чем заключается специфика литературных музеев как профильной группы; 2) что собой представляет энциклопедия – и как тип издания, и как система информации, выверенной на основе четко формулируемых критериев и особым образом организованной; 3) что получат конкретные потребители создаваемого интеллектуального продукта и общество в целом в результате обращения к энциклопедии.
В статье представлен краткий очерк научно-практической деятельности историка-краеведа Н.П. Анциферова, который опирался в своей литературоведческой, экскурсионной, музейной деятельности на локальный метод исторической науки и ввел ввел понятие «пространство литературного события», отнеся к нему места создания литературного памятника, события литературного произведения и/или культурный ландшафт как фон литературно-художественной фабулы. Им была обоснована необходимость отнесения пространства литературного события к числу наиболее важных реальных источников текста литературного памятника. Авторы предлагают воспользоваться данным научным положением для разработки словника литературной энциклопедии и составления статей о региональных литературных гнездах.
НА ПРОСТОРАХ ЕВРАЗИИ
Объектом данного исследования является рассмотрение исследовательской парадигмы как системы объективных и субъективных оценочных критериев, объединенных единой логикой определенных идеологических установок. В дореволюционный период оценки процесса присоединения региона к царской империи в большинстве своем носили положительный характер. С установлением советской власти была создана новая оценочная парадигма, в которой на первый план выдвигалось пресловутое «колониальное угнетение». Однако в советский период происходила эволюция подхода к рассматриваемой проблеме и со времени «хрущевской оттепели» он сменился тезисом о прогрессивном значении присоединения. Вторая часть статьи посвящена оценкам данного события в отечественной учебной исторической литературе и интерпретациям, которые существуют в современной центрально-азиатской исторической и псевдоисториче-ской науке.
В статье предложена концепция «исторического вклада Дальнего Востока в развитие России», в основу которой положены достижения сибирских и дальневосточных ученых. Представлениям американских специалистов об этих территориях в русле «сибирского проклятия» автор противопоставляет потенциал концепций: имперской географии власти, научного и хозяйственного освоения региона, Центра – периферии, социально-политической безопасности. Некоторые результаты использования концепции показаны на примерах из периодов движения «встречь солнцу», имперского, советского и постсоветского.
Статья посвящена рассмотрению процессов, протекающих в религиозной жизни российского Дальнего Востока c середины 1980-х гг. по первое десятилетие XXI в. Рассматривается влияние на эти процессы негативных последствий реформирования российского общества 1990-х годов и несбалансированной политики федерального центра. Особое внимание уделяется деятельности различных религиозных конфессий, возрождению их структур, взаимоотношениям с властными структурами и друг с другом. Рассматривается роль иностранных миссионеров в возрождении и укреплении протестантской традиции в регионе и освещение религиозных процессов в ряде региональных СМИ.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ
Статья посвящена проблеме соотношения «литературных шаблонов» средневековой литературы и исторической реальности. Вопрос рассматривается на примере двух эпизодов из сербских Житий св. Савы, созданных в XIII в. Оба эпизода, представля-ющиеся обычно современной наукой как характерные примеры агиографического стереотипа, по мнению автора, не могут быть оценены столь однозначно.
До конца XIX столетия история цивильного права в Англии и роль цивилистов в правовом и политическом развитии страны практически игнорировалась историками. Благодаря решающему влиянию административных реформ 1850-х гг. возрос общественный интерес к деятельности институтов цивильного права. Исследова-тельская и публикационная деятельность Ф.У. Мейтленда открыла путь к ревизии оценок роли цивилистов и канонистов в формировании английской административ-но-правовой системы. Заимствования первых теоретиков английского права из континентальной цивилистской и канонической традиций были им впервые отмечены и не получили негативной оценки. Оппонент Мейтленда, У. Стаббс, апологет англиканской идеи, позитивно оценивая вклад канонистов в складывание английского права, отстаивал его сугубо национальную суть.
В статье анализируется роль британской прессы в формировании имперского общественного сознания. На основе изучения общественно-политических публикаций в центральных, региональных и колониальных газетах и журналах раскрывается планомерная и успешная деятельность СМИ по внедрению в массовое сознание идеологем национальной исключительности и мессианского предназначения. Интерпретация в прессе событий внутри империи и на международной арене способствовала формированию образа врага и усиливала националистические настроения, в особенности, британский радикальный национализм, получивший название джингоизм. Вместе с тем, понятие «британская нация», вошедшее в политический и социокультурный обиход в период расцвета империи, подразумевало, что в иерархии идентичностей традиционный этнонационализм уступил высшие позиции британскому национальному самосознанию.
ПЕРЕВОДЫ И ПУБЛИКАЦИИ
Публикация представляет собой перевод текста эпитомы «Жития св. Онуфрия Великого» из греческой рукописи Paris gr. 919, s. XIII–XIV, ff.37-42, выполненный по копии из архива о. Жозефа Парамеля. Текст эпитомы был интерполирован в 14-ю главу известного раннехристианского памятника – «Историю египетских монахов». В предисловии к переводу высказан ряд предположений о некоторых греческих редакциях «Жития св. Онуфрия Великого».
ЧИТАЯ КНИГИ…
Рецензия на книгу «Университет в истории и история университета: к 40-летию Омского государственного университета имени Ф.М. Достоевского: очерки» (Омск: Издат. дом «Наука», 2014).
Рецензия на книгу о жизни и творчестве известного польского сценографа и художника Мариана Колодзея – «Marian Kołodziej: Theatrum Vitae» (Gdańsk: MNG, 2013).
roii.ru


