Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Архивы рубрики: Душеполезное чтение. Душеполезное чтение журнал архив


Душеполезное чтение. 1868. Часть третья

eScriptorium > 9. Рідкісні та цінні видання > Періодичні видання ХІХ ст. > Періодичні видання ХІХ ст. >

Please use this identifier to cite or link to this item: http://escriptorium.univer.kharkov.ua/handle/1237075002/5873
Название: Душеполезное чтение. 1868. Часть третья
Авторы: б/а
Ключевые слова: Research Subject Categories::HUMANITIES and RELIGION::Religion/Theology::History of religionрелигияистория религииправославный журнал
Issue Date: 1868
Издатель: Москва : В Университетской типографии (Катков и К)
Библиографическое описание: Душеполезное чтение : ежемесячное издание духовного содержания. Год девятый. Часть третья. – Москва : В Университетской типографии, 1868. – [572] с.
Краткий осмотр (реферат): Ежемесячный православный журнал, издававшийся в Москве с 1860 по 1917 год (в 1912—1914 годы издавался в Сергиевом Посаде).
Описание: З фонду Центральної наукової бібліотеки Харківського національного університету імені В.Н. Каразіна.
URI: http://escriptorium.univer.kharkov.ua/handle/1237075002/5873
Appears in Collections:Періодичні видання ХІХ ст.

Files in This Item:

File Description SizeFormat
Dushepoleznoe_1868_Sent___1.pdf9,66 MBAdobe PDFThumbnailView/Open
Dushepoleznoe_1868_Sent___2.pdf15,08 MBAdobe PDFThumbnail
View/Open
Dushepoleznoe_1868_Sent___3.pdf16,36 MBAdobe PDFThumbnailView/Open
Dushepoleznoe_1868_Sent___4.pdf25,22 MBAdobe PDFThumbnailView/Open
Dushepoleznoe_1868_Oct___1.pdf18,06 MBAdobe PDFThumbnailView/Open
Dushepoleznoe_1868_Oct___2.pdf20,34 MBAdobe PDFThumbnail
View/Open
Dushepoleznoe_1868_Oct___3.pdf9,62 MBAdobe PDFThumbnailView/Open
Dushepoleznoe_1868_Oct___4.pdf36,11 MBAdobe PDFThumbnailView/Open
Dushepoleznoe_1868_No___1.pdf27,07 MBAdobe PDFThumbnailView/Open
Dushepoleznoe_1868_No___2.pdf30,86 MBAdobe PDFThumbnail
View/Open
Dushepoleznoe_1868_No___3.pdf31,39 MBAdobe PDFThumbnailView/Open
Dushepoleznoe_1868_Dec___1.pdf24,02 MBAdobe PDFThumbnailView/Open
Dushepoleznoe_1868_Dec___2.pdf22,06 MBAdobe PDFThumbnailView/Open
Dushepoleznoe_1868_Dec___3.pdf36,28 MBAdobe PDFThumbnail
View/Open

Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.

 

escriptorium.univer.kharkov.ua

Душеполезное чтение | Дмитрий Авдеев

  • 28.05.2018

    Дмитрий Александрович,могли бы Вы привести пример из собственной лечебной практики, когда «христианская терапия» дала успешный результат?
    Что понимать под успешным результатом? Случаи исцеления от психических заболеваний? Да, я видел подобные чудесные исцеления. Но, может быть, более важно другое: смирение, обращение ко Христу, понимание духовных причин заболевания, христианское отношение к постигшей скорби или болезни. В случае так называемых «пограничных психических состояний», в происхождении которых большую роль играют греховные страсти, личность человека, исцеление может быть полным. Это не магия или волшебство. Это труд, помноженный на милость Божию. И боль, и страдание могут приблизить каждого из нас к Богу в том случае, если мы ропотом, нетерпением и унынием не разоряем тот духовный плод, ради которого и посланы эти боль и страдание. Надо быть христианином. Это главное. Из книги «Как сохранить душевный мир», Москва, издательство «Лепта», 2017г.
  • 20.01.2017

    Жизнь дана нам Господом
    Аборт – это убийство ребенка во чреве матери. К великой скорби, миллионы нерожденных детишек по всему миру умерщвляются в материнской утробе. Этот факт не укладывается в голове. Умертвляются дети самими матерями! По их желанию или с их согласия. И цифры абортов, к великому сожалению, не только не снижаются, а даже растут. Сегодня встречаются девочки 13-14 лет, которые уже совершили этот страшный грех. 13 октября 2016 года западные СМИ сообщили о сенсационном открытии европейских ученых: сердце человека «стучит» ранее, чем на 16-й день после зачатия, пишет сайт «Русские матери». Ранее в науке бытовало мнение, что сердце ребенка начинает биться, как минимум, на неделю позже. В три месяца врачи перестают называть малыша зародышем. Это уже сформированный плод, которому осталось только вырасти и созреть. Я не забуду, как один старенький священник уговаривал молодую женщину не делать аборт. По щекам у батюшки текли слезы. Он говорил ей про грех детоубийства, и еще много-много о чем. Когда у старца кончились «аргументы», то он воскликнул: «А может в твоей утробе святой, а может это кормилец твой в старости. Опомнись! Жизнь дана нам Господом!»…

Фоторепортажи

Фоторассказы о важных мероприятиях, интересных встречах, паломнических путешествиях.

  • 06.06.2018

    Памяти архимандрита Адриана (Кирсанова)
    28 апреля на 97-м году жизни отошел ко Господу старец-духовник Псково-Печерского монастыря архимандрит Адриан (Кирсанов). Дмитрий Александрович встречался со старцем в далеком 1998 году. Двадцать лет минуло с той встречи, но память о ней доктор хранит в своем сердце. И сегодня, на 40-й день после кончины дорогого батюшки на православном радио «Логос» прозвучали воспоминание о нем – «Памяти архимандрита Адриана» (автор – Д.Авдеев). Предлагаем Вам послушать этот рассказ.
  • 28.05.2018

    Благодарственное письмо
    «Сердечно благодарим Д.А.Авдеева, автора книг «Венец святости. Рассказы детям о святых», подаренных учащимся Воскресной школы при храме св.Апостола Андрея Первозванного в Метрогородке. Книга написана доступным для детей языком. Автор с душевной теплотой рассказывает о жизни святых, их духовных подвигах. Красочное изображение икон святых знакомит детей с их образами и усиливает впечатление о прочитанном. Книга приближает детей к Богу, погружает их в мир духовной чистоты и нравственности, что очень важно для формирующейся личности. Настоятель храма св.Апостола Андрея Первозванного, иерей Евгений Бадыло».

Социальные проекты

Вы можете принять участие в издательских и социальных проектах

Ознакомиться с проектами Наши реквизиты

www.daavdeev.ru

● ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ

Мнимое смирение — это ложное, поддельное, напускное смирение. Оно выявляется в словах самоуничижения и смиреннообразием, то есть смиренным видом. Страдающие мнимым смирением обычно говорят и очень часто повторяют, что они грешны, и даже выявляют некоторые свои погрешности как бы в доказательство своих слов о своей греховности, но внимательный собеседник, опытный в духовной жизни, сразу определяет, что перед ним человек, страдающий

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Многие духовно опытные люди на этот вопрос отвечают: авву Дорофея. Его «Душеполезные поучения», наряду с книгами преподобных Иоанна Лествичника, Ефрема Сирина — традиционное постовое чтение. Это не случайно. Например, Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин в своих беседах всегда подчеркивает, говоря о творениях преподобных: «Будучи монахами и описывая монашеский опыт, они тем не менее создали книги, которые важны для каждого христианина,

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Великий пост — весна духовная, время покаяния и познания собственной немощи, время житейской скорби и духовной радости. К сожалению, для многих из нас дни Святой Четыредесятницы становятся всего-навсего днями испытания нашего терпения: смогу ли выстоять всю службу, смогу ли ни разу не оскоромиться? За всем этим теряется порой духовный смысл Великого поста как приготовления к Пасхе. Книга протопресвитера Александра Шмемана

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Откр. 2,4. Мелкий грех, как табак, до того вошел в привычку человеческого общества, что общество ему предоставляет всяческие удобства. Где только нельзя найти папирос! Везде можно найти пепельницу, повсюду существуют специальные комнаты, вагоны, купе — «для курящих». Даже не будет преувеличением сказать, что весь мир представляет собою одну огромную

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Бог благ и подает блага достойным; диавол лукав и способствует в грехах всякого рода. И как за Благим следует беззавистность, так за диаволом всюду ходит зависть. Будем же, братия, остерегаться этой страсти — зависти, чтобы не стать нам сообщниками в делах сопротивника и впоследствии не подвергнуться одному с ним осуждению. Если разгордившийся в суд впадает диаволь (1Тим.3,6), то завистливому как избежать наказания, уготованного диаволу?

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Архимандрит Андрей (Конанос) Не бойтесь радоваться. Беседы о православии. Замечательная книга для угрюмых и уставших людей:) просмотров (60)

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Стараюсь каждый пост перечитывать свою любимую после Евангелия книгу. Речь о поучениях аввы Дорофея. Очень нравится мне слово «авва». Прямо как папа. А сам преподобный Дорофей был очень смиренным и потому добрым человеком. Даже среди святых отцов по мягкости и доброте слова он уникален. Читаю его поучения и очень хочу быть похожим на него. Пока плохо получается, но я стараюсь…

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Эта книга сложилась из многих источников по мере вживания в молитвенный строй Церкви, в опыт духовничества и пастырского душепопечения. Непосредственным материалом для этого сборника стали беседы архимандрита Иоанна (Крестьянкина), которые проводились в семидесятые годы в Псково-Печерском монастыре на первой седмице Великого поста, после чтения покаянного канона Андрея Критского. Многим запомнились те вечера трепетного покаянного предстояния перед живым и близким Богом

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

«Не, сестра, я не поеду. Судьба мне здесь. Я лучше на свободе сдохну. Спасибо, братаны! Никому я не нужен. И вам не нужен. Моя песня спета. Я на пороге смерти. Хочу умереть под звездами Москвы». Об одном дне поста, проведенном с людьми милосердия, рассказывает священник Константин Камышанов. Стыдно от того, что Бог щедр, а ты скуп Священник Константин Камышанов «Пост-то

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Весна – время радости Слишком часто мы воспринимаем пост как период скорби, как период безрадостного погружения в себя самих или наоборот, как период, когда мы с большой грустью видим, что мы так привыкли не смотреть в глубины свои, что пост является как бы чисто внешним упражнением. Пост как будто нас лишает чего-то, но не дает, если не ничего, то того,

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Эта книга в бумажном варианте периодически появляется в иконной лавке нашего храма — и так же быстро раскупается. Для тех, кто не успевает или не может купить её, мы сегодня  публикуем её  электронную версию. СОДЕРЖАНИЕ Письмо старца по поводу желания издать его письма Письмо 1 Письмо 2 Письмо 3 Письмо 4 Письмо 5 Письмо 6 Письмо 7 Письмо 8 Письмо

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

10 / 23 октября – память великого старца ХIX века, преподобного Амвросия Оптинского (1812–1891). Публикуем отрывок из книги издательства Сретенского монастыря: «Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия». Советы и наставления свои, которыми старец Амвросий пользовал души приходивших к нему с верою, преподавал он или часто в уединенной беседе, или вообще всем окружавшим его в форме самой простой, отрывочной и нередко шутливой.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

С недавних пор у нас появился маленький домик в деревне недалёко от Оптиной пустыни. Приобрели мы его совершенно чудесным образом, и об этом я как-нибудь обязательно расскажу.   Деревню нашу я пока знаю плохо. Решила прогуляться – осмотреть окрестности. И набрела на местное кладбище. Деревенские кладбища я люблю. Если это слово вообще здесь подходит. Они какие-то тихие, мирные. В тени деревьев, в

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Само состояние сна упоминается в Священном Писании как нечто естественное для человека. Первое упоминание об этом состоянии встречается в рассказе о времени до грехопадения: Господь наводит на Адама сон, прежде чем создать из него Еву (см.: Быт. 2: 21). Вот что говорится о хорошем сне: «Бог послал царю крепкий сон, этот добрый дар, от века ниспосылаемый Им и в нощи

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Это было давно. Приехал в Саровский монастырь новый архиерей. Много наслышан был он об угоднике Божием Серафиме, но сам не верил рассказам о чудесах батюшки. А может, и люди зря чего наговорили ему?.. Встретили архиерея монахи со звоном, честь-честью, в храм провели, потом в архиерейские покои. Ну, угостили его, как полагается. На другой день служба. Осмотрел все архиерей и спрашивает:

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

krest.kz

Душеполезное чтение архивы | Страница 2 из 2

Маленькая девочка возвращается из воскресной школы домой. Навстречу ей идёт атеист, который обратил внимание на радостную улыбку на лице ребёнка.

– Чему это ты так радуешься? – спросил атеист.

– Иду из воскресной школы.

– Ну, и что же вам сегодня там рассказывали? – он решил посмеяться над ребёнком. Продолжить чтение →

Просмотрено (88) раз

Размещено в Душеполезное чтение

Рассказ

О материнской молитве, которая привела сына к вере – хоть и на смертном одре, превратив смерть физическую в возрождение души.

В жизни случаются разные чудеса, свидетелями которых мы становимся, и об одной такой истории мне хотелось бы рассказать. Продолжить чтение →

Просмотрено (82) раз

Размещено в Душеполезное чтение

На Святой Горе был один монах, который жил в Карее. Пил каждый день, а выпив, становился причиной скандалов с паломниками. Когда умер, группа верующих поспешила к старцу Паисию Святогорцу поделиться радостью о том, что, наконец, проблема отпала. О. Паисий ответил им, что знает о смерти монаха и видел как все ангельское воинство пришло забрать его душу… Продолжить чтение →

Просмотрено (80) раз

Размещено в Душеполезное чтение

Однажды послушник одного из святогорских монастырей Стелиос сильно заскучал. Как раз шла третья седмица Великого поста – крестопоклонная. Постовые происки врага заставляли его часто звонить друзьям в Салоники и даже завести для этого собственнный сотовый телефон без благословения духовника, хотя его послушание этого и не требовало. Продолжить чтение →

Просмотрено (70) раз

Размещено в Душеполезное чтение

Увы, как часто мы грешим, прекрасно понимая, что совершаем непотребное, и наивно отмахиваясь: «Замолю»… А иногда даже и эта малая мысль о покаянии не приходит в голову. До тех пор пока… Об этом «пока» истории, которые Мария Сараджишвили нашла в грузинской периодике, – нам в назидание и к внимательному исследованию нашей жизни, чтобы мы покаялись, пока не поздно. Продолжить чтение →

Просмотрено (69) раз

Размещено в Душеполезное чтение

Рассказ

В памяти осталось светлое лицо Софьи Андреевны. Ее младший сын Саша был моим товарищем по двору. С шести лет я стучал в их дверь на третьем этаже и хотел, чтобы ее открыла Софья Андреевна, потому что, глядя на меня, она всегда улыбалась. Тихой, спокойной, едва намеченной уголками рта улыбкой, осветленной высоким лбом с тоненькими морщинками. Даже когда мы с Саней вытворяли очередную проказу, ее глаза наполнялись не более чем огорчением. Продолжить чтение →

Просмотрено (53) раз

Размещено в Душеполезное чтение

Наверное, на любом приходе можно встретить прихожанку или даже прихожанина, которых так и именуют — «Божий одуванчик». Тихие, скромные, чистенькие, очень часто не заметные до той поры, пока не помрут. Несколько служб, место в храме, где обычно стоял такой одуванчик, остается свободным, его не занимают, потому что не представляется здесь кто-то иной. Да и вообще не складывается в понимании, как это взял и ушел навсегда. Вернее нет, не ушел, улетел. Вверх. Он ведь одуванчик. Продолжить чтение →

Просмотрено (57) раз

Размещено в Душеполезное чтение

НАСТОЯЩИЙ СВИДЕТЕЛЬ

Одно время небольшой городок, где служил в храме Всех Святых отец Борис, стали одолевать свидетели Иеговы и заезжие миссионеры.

Идёт как-то батюшка в храм, а прямо перед ним преградил дорогу прихожанке его храма говорливый молодой человек. С журналом в руках – «Сторожевая башня» называется. А журнал этот свидетели Иеговы издают. Старушка уж его и так и этак обойти пытается, а он е

vichuga-voskr.cerkov.ru

Душеполезное чтение — Иоанно-Предтеченский женский монастырь г. Москва

Сегодня Церковь празднует Сретение Господне (о празднике), в этот день по традиции празднуется и день православной молодежи. В нашей обители торжественное Богослужение возглавил архиепископ Филарет (Карагодин), ему сослужили клирики обители. Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю празднования Дня православной молодежи…

Продолжить чтение

6/19 января Церковь праздновала Святое Богоявление, Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Сотни верующих посетили нашу обитель в Сочельник и в сам день праздника взяв святую Крещенскую воду — великую святыню. Торжественное Богослужение в день праздника возглавил архиепископ…

Продолжить чтение

Сегодня Церковь празднует память святителя Николая архиепископа Мир Ликийских чудотворца. Это один из самых почитаемых святых христианского мира! В нашей обители левый придел собора освящен в честь Рождества Святителя Николая, а святой Николай всегда помогал сестрам обители разных эпох в…

Продолжить чтение

На вопрос о том, как правильно поститься, отвечает Сам Господь наш Иисус Христос: «Также, кода поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду…

Продолжить чтение

6 октября Церковь празднует Зачатие честного и славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В нашей обители этот день чтят особо, как и все дни памяти святого пророка и Предтечи Иоанна, покровителя нашего монастыря. Слово на зачатие честного и славного пророка,…

Продолжить чтение

ioannpredtecha.ru

архимандрит Георгий (Тертышников) Душепопечительная и литературная деятельность святителя Феофана (Говорова) в период затвора в Вышенской пустыни

Душепопечительная и литературная деятельность святителя Феофана (Говорова) в период затвора в Вышенской пустыни

Есть люди, всецело отдающие себя внешней деятельности. Они непрестанно погружены в борьбу за свои идеалы, энергичной рукой направляют течение событий к намеченной цели. Жизненная борьба с ее треволнениями, победами и поражениями, вообще чисто практические интересы – вот сфера их деятельности. Но есть и другие люди, которые чутки ко всем проявлениям внутренней, сокровенной жизни сердца, ко всему истинно прекрасному, возвышенному, которые способны различать тончайшие оттенки нравственного настроения. Они не трубят о своей деятельности. Вглубь, а не вширь направлены их силы. Но плоды их трудов со временем оказывают могущественное воздействие на души многих и многих тысяч людей, и потому имена их живут в веках.

К числу таких глубоких натур, великих мужей духа относится и святитель Феофан Затворник, который, “как и его предшественник по времени святитель Тихон Задонский, стал великим учителем благочестия, служа людям из затворнической келлии”1. И если даже внешняя деятельность замечательных людей глубоко поучительна, то несравненно более – их внутренний мир: как веровал и молился, как размышлял и боролся с собою человек, наделенный богатыми духовными силами и небесными стремлениями? Признаемся, – пишет протоиерей Михаил Хитров, – мы чувствуем трепет в душе, размышляя о попытке изобразить внутреннюю жизнь в Бозе почившего Святителя (Феофана. – А.Г.), и никогда не дерзнули бы на это, если бы он сам в своих дивных творениях не ввел нас во святое святых своей души”2.

Епископ Феофан прибыл в Вышенскую пустынь в качестве ее настоятеля. По прибытии на Вышу он поселился в настоятельских покоях, а потом перешел во вновь приготовленное для него помещение. Это помещение находилось на верхнем этаже деревянного флигеля. “Преосвященный занимал верхний этаж – деревянный, а в нижнем, каменном, помещалась просфорня и две братские келлии. В числе помещавшейся здесь братии был духовник святителя Феофана, который часто призывал его к себе наверх для совета, стуча для сего палкой по полу. В середине второго этажа находился небольшой балкон”3.

Обстановка в помещении святителя Феофана была самая простая, чуждая не только роскоши, но и обыкновенных удобств4. Вышенская пустынь, конечно, могла бы гораздо лучше обставить его помещение, но он решительно не хотел того. Один из Тамбовских Преосвященных5 предложил Святителюпозволить ему сделать распоряжение об улучшении обстановки, но он не согласился, сказав, что все устроено по его личному желанию.

Суетная должность настоятеля нарушала внутренний покой епископа Феофана, и он вскоре подает новое прошение об освобождении его и от этой обязанности. Святейший Синод удовлетворил его просьбу и определением от 1928 сентября 1866г. постановил: “1) уволить Преосвященного епископа Феофана от управления Вышенской пустынею; 2) предоставить ему право служить, когда пожелает; 3) подчинить ему по церковно-служебной части братию Вышенской пустыни, чтобы они совершали с ним церковные службы по его назначению; 4) предоставить в его распоряжение занимаемый им флигель, обязав пустынь приспособить, ремонтировать, отоплять оный и исполнять желание епископа относительно трапезы и 5) назначить ему пенсию 1000 рублей со дня увольнения на покой от управления Владимирскою епархиею6.

Освободившись от забот по управлению монастырем и оставшись один, Преосвященный Феофан начал свою истинно подвижническую жизнь. Долгожданное уединение, к которому так настойчиво стремился Святитель, наконец по милости Божией пришло.

Внешняя обстановка вполне соответствовала духовным потребностям подвижника7. По своему внутреннему устройству Вышенская пустынь представляла собой общежительный монастырь. Устав и обычаи ее отличались большой строгостью.

Строй иноческой жизни каждой обители, по убеждению епископа Феофана, прежде всего держится настоятелем ее. “У нас по монастырю так тихо, – писал он, – что дивиться подобает. Это дело нашего аввы (архимандрита Аркадия. – А.Г.)8. Он очень молитвенен и, кажется, приял дар непрестанной молитвы”9.

Святитель до конца своей жизни чувствовал себя вполне счастливым на Выше. “Вы меня называете счастливым. Я и чувствую себя таковым, – писал он, – и Выши своей не променяю не только на С.-Петербургскую митрополию, но и на патриаршество, если бы его восстановили у нас и меня назначили на него”10. “Вышу можно променять только на Царство Небесное”11.

В первые шесть лет пребывания в Вышенской пустыни Преосвященный Феофан не уединялся окончательно. Главным занятием его в это время была молитва и богослужение. Он твердо помнил заповедь киевского старца Парфения, что одно нужнее всего: молиться и молиться непрестанно умом и сердцем Богу. Очевидец, один из иноков Вышенской обители, говорил, что Святитель “горел как свеча или неугасимая лампада пред Ликами Христа, Богоматери Заступницы и святых Божиих”12.

Вместе с иноками обители он ходил ко всем церковным службам, а в воскресные и праздничные дни совершал литургию соборно с братией. Своим благоговейным служением епископ Феофан доставлял духовное утешение всем присутствующим в храме. Один из вышенских иноков13, современник Святителя, впоследствии вспоминал: “Едва ли кто из нас, иноков вышенских, когда-либо слышал во святом алтаре какое стороннее слово из уст святителя Феофана, кроме последования богослужебного. И поучений он не говорил, но самое служение его пред престолом Божиим было живым поучением для всех. Бывало, среди верующего простого народа только и слышны сердечные вздохи умиления и возгласы: “Господи, помилуй!”14

Благоустройство и монастырская тишина действовали благотворно на душевное состояние подвижника, и он совершенно успокоился от жизненных треволнений, неизбежно связанных с деятельностью епархиального архиерея. Он охотно принимал к себе посетителей – родных и почитателей, искавших его духовных советов, вразумлений и наставлений; выходил из келлии на прогулку, а иногда, хотя весьма редко, и выезжал. В 1871 г. он совершил даже освящение храма на Екатерининском заводе и при этом произнес превосходное слово о назначении храма вообще, и в частности новосозданного.

Конечно, трудно было на первых порах совершенно отрешиться от мира и были сильны порывы к возвращению в него. Тогда-то возникла мысль снова занять кафедру. Но это было только временное, преходящее состояние – неизбежная дань обычной слабости человеческой природы перед полной победой над ней. Сознание долга скоро одержало верх, и колебания сменились настроениями совсем иного рода. При подвигах поста и молитвы и при постоянных научно-литературных трудах все это быстро прошло. По крайней мере, в 1870г., по свидетельству одного очевидца, епископ Феофан “настолько уже свыкся со своею жизнью на Выше, как будто с малолетства там поселился”15. Когда в 1872г. начальство предложило ему принять в управление Московскую епархию, а потом в том же году заседать в судном отделении Святейшего Синода, он отказался от того и от другого16.

Как ни ограничивал Преосвященный Феофан сношения с внешним миром, и в частности прием посетителей, но все же это отвлекало его от главного дела, ради которого он пришел на Вышу. Он ясно видел, что то и другое несовместимо. И тогда явилась мысль о полном затворе, которая, впрочем, осуществилась не вдруг. На подобный подвиг нельзя было решаться без надлежащей подготовки и предварительных опытов, и последние были сделаны.

Сначала Святитель провел в строгом уединении святую Четыредесятницу, и опыт был удачным. Об этом своем решении он писал 3 марта 1873г. одной почтенной особе в г.Тамбов: “Нынешний пост я положил не показываться людям и к себе никого не принимать”17. “Если Бог благословит так хорошо протерпеть до Пасхи, то и навсегда так будет. Или по крайней мере от Пасхи до Пасхи”18. Потом он уединился на более продолжительное время – на целый год – и после того принял приезжего инока. Последнее оказалось неудобным, и тогда уже бесповоротно был решен вопрос о полном затворе.

После пасхальных дней 1872г. епископ Феофан, раздав все свое имущество бедным, начал вести затворническую жизнь. Он прекратил всякие сношения с людьми, перестал ходить с братией на богослужение и затворился в отдельном флигеле. С этого времени он принимал к себе только настоятеля пустыни, духовника19 игумена Тихона и келейника о.Евлампия. Со всеми другими, кто жаждал его духовного руководства, он сносился только письмами. Часто и в письмах он напоминал собирающимся посетить его в затворе: “Вы желали на Вышу. Ворота нашей обители отворены для всех; мои же двери для всех заперты. Я не могу никого принимать, и не принимаю”20. “Когда зароют в могилу, тогда приходи, кто хочет, и поклончик положи”21.

Настоятель архимандрит Аркадий снабжал Святителя-затворника всем необходимым и “стремился к тому, чтобы предоставить полное спокойствие, чтобы ничто не мешало и не тревожило его. Отец архимандрит окружил Преосвященного Феофана такою любовью и вниманием, предоставил ему такие удобства, каких можно было только пожелать”22.

К этому времени епископ Феофан устроил в своих покоях церковь во имя Богоявления, в которой служил Божественную литургию во все воскресные и праздничные дни, а в последние 11 лет – ежедневно.

Время затвора есть важнейший период, можно сказать, центр жизни Преосвященного Феофана, ибо тогда по преимуществу явились во всей силе его великие труды и подвиги, и прежде всего подвиг молитвенный. Жизнь Святителя в это время была сокровенной, невидимой для людей, а ведомой одному лишь Богу. “Мы не посвящены в уединенную жизнь епископа-затворника, хотя и можем представить, как она трудна для человека. Приняв на себя тяжелый обет затворничества, Владыка на целые десятки лет удалял себя от людей”23.

Что побудило святителя Феофана предаться полному затвору после немногих лет обычного пребывания на покое в Вышенской пустыни? Без сомнения, главным побуждением служило искреннее, сознательное, выработанное долговременным опытом жизни в иноческом чине желание полного, совершенного отрешения от мира и всего, что в мире. Ободряющими же к тому для него, как епископа, примерами могли служить такие высокие образцы из истории Церкви Вселенской, как святой Исаак Сирин, а из истории Русской Церкви – столь чтимый Преосвященным Феофаном святитель Тихон Задонский.

Удалившись от мира и его сует, порвав видимое, непосредственное общение с людьми, епископ Феофан сделал это не по недостатку любви к людям, а единственно из желания оградиться от всего, что могло отвлекать его от молитвенного служения Христу24. Святитель-затворник стремился совершенно забыть о мирской суете. “Я бы теперь, – говорил он, – уже и все окна и двери заложил и заколотил, лишь бы ничего не слышать и не видеть, что творится там вне”25.

В сознании Святителя затвор отождествлялся с непрестанным молитвенным подвигом. “Ибо затвор что есть? – пишет он. – То, когда ум, заключившись в сердце, стоит пред Богом в благоговеинстве и выходить из сердца или чем другим заниматься не хочет”26.

На различных поприщах его церковно-общественного служения жизнь его была поистине хождением пред Богом. “Надо добиваться того, чтобы непрестанно ходить пред Богом, со страхом и благоговеинством. Ибо Он везде есть и во всем Своем величии”27, – писал Преосвященный Феофан. В собственной жизни он постоянно добивался этого, памятуя наставление одного из подвижников иноческой жизни – святителя Филарета (Амфитеатрова), митрополита Киевского, данное ему вместе с другими молодыми учеными-иноками по пострижении их в монашество.

Но, не довольствуясь тем, что предоставляло ему для этого служение общественное с его разного рода отвлечениями от всецелого посвящения себя на служение Богу, на искание единого на потребу, “он сперва удалился добровольно от дел общественного служения и водворился в пустыни, чая Бога, спасающего его от малодушия и от бури, а затем, когда увидел, что при общежительных условиях иноческой жизни в пустыни Вышенской все же много препятствовало ему всецело предаться Богу и уединенно беседовать с Ним Единым, перешел к полному затвору”28.

Живя в затворе в Вышенской пустыни, епископ Феофан испытывал на себе особое милосердие Божие, считал “Вышу жилищем Божиим, где Божий небесный воздух”29. Уединение для Владыки было “слаще меда”30, и поэтому он уже частично испытывал райское блаженство в Вышенской пустыни31. “Правда, бывали минуты, когда и он сам допускал, и другие внушали ему мысль о возвращении к общественному служению в звании епархиального архиерея ввиду полноты сил душевных и телесных, которыми он еще обладал. Но скоро мысль о высокой цели пустынничества – о том, что и в пустынном уединении он несет особого рода службу Церкви, побеждала всякую мысль о возвращении в мир”32.

Когда в 1876г. из Киева поступило предложение Святителю опять вернуться на епархиальную службу, в ответном письме он выразил твердую решимость не оставлять затвор: “Ваше желание, чтоб и мне воротиться на старое, неудобоисполнимое. Ибо жизнь эта – рай”33.

В 1879г. святителя Феофана приглашал в Японию отец Николай Касаткин (впоследствии архиепископ Японский). “Владыка ваш34 пишет Тамбовскому, – сообщал 24 апреля 1879 года Святитель-затворник своим почитателям, – что отец Николай Японский просит предложить Вышенскому, не согласится ли он потрудиться в Японии. Вышенский отписал Тамбовскому, что не хочет: поясница грызет. Слепому куда ехать? А потом отписал то же и Питерскому”35.

Во время пребывания в затворе в Вышенской пустыни епископ Феофан боролся с мыслями и желаниями о переселении в другую какую-либо обитель, считая это духовным искушением. В ответ на приглашение для жительства в Киево-Печерскую Лавру Владыка писал: “У достопочтеннейшего отца Антипы36 прошу святых молитв о моей грешности. Речь его хорошая о том, чтобы в Лавре была архиерейская служба; но избранный ими архиереишка никуда негож, не только в святую Лавру. Желания быть покрываему и ограждаему лаврскою святынею нельзя не иметь; но на то дело я негож. Мне одно пригоже – сидеть, да если б прибавить к сему – плакать, чего окаменелое сердце мое никак не допускает”37.

В 1873г. епископа Феофана пригласили переехать на Святую Гору Афон. “Мне приходит в голову – поехать на Афон для перебора отечников. Если бы здесь уснуть, а там проснуться – дело. Сейчас бы махнул. А то... у! у! у! – даль какая! – Я не пячусь. За предложение пантелеимоновцев благодарствую. Но ведь туда надо направляться святым, а грешить-то и на Выше удобно. Так какая нужда переселяться. Самый лучший порядок жизни для меня тот, который теперь держу”38.

О затворнической жизни епископа Феофана сохранилось очень мало сведений. Сами иноки Вышенской обители мало знали о ней; даже келейник, ближайший к нему человек, и тот не был посвящен в эту жизнь, являясь к Святителю только по зову и на короткое время. Однако об этом периоде жизни епископа Феофана можно составить некоторое представление частью по его письмам и произведениям, частью по свидетельству лиц, изредка видевших его, а также и по тому, чтó открылось в его келлиях после его кончины.

Порядок обыденной жизни епископа Феофана был очень прост, но соблюдался строго. Вставал Святитель очень рано. Совершив келейное правило, он шел в свою домовую церковь и там служил утреню и литургию, усердно молясь Богу о всех живых и умерших христианах. В сумочке, висевшей возле жертвенника, найдено было по смерти епископа Феофана много записок о здравии и о упокоении, которые Святитель читал на церковной службе39.

Совершение литургии составляло важнейшую часть молитвенного подвига Святителя. Его единственный келейник, монах Евлампий, еще с вечера приготовлял ему церковное вино, просфоры и облачение. Епископ Феофан облачался в самые простые и легкие архиерейские одежды.

По словам иноков Вышенской пустыни, Святитель совершал служение всегда один; служил обычно молча, а иногда пел и читал. На вопрос одного близкого ему человека, как он служит литургию, Преосвященный Феофан отвечал: “Служу по служебнику молча, а иногда и запою”40. Когда же почему-либо Святитель не мог совершать обычное богослужение, он выполнял “положенное в уставе церковном известное число молитв Иисусовых”41. Уединенно, в сослужении с Ангелами Божиими, согласно мнению иноков вышенских, епископ Феофан совершал Божественную литургию по чину палестинских и афонских отшельников, знакомому ему опытно со времени его пребывания в составе Миссии на Востоке.

По окончании богослужения святитель Феофан возвращался из храма в свою келлию и здесь долго предавался богомыслию и умным сердечным возношениям. Умиление, которого он сподобился в церкви, не вдруг проходило и заставляло погружаться в тайны спасения и Божественного о нас смотрения.

После спасительных размышлений Святитель, подкрепив себя утренним чаем, писал свои творения. За этими трудами проходило все время до обеда, то есть до двух часов дня; за обедом в постные дни подавалась пища согласно церковному уставу, а в прочие дни последних лет жизни епископ Феофан вкушал по одному яйцу и стакану молока42.

После обеда, несколько отдохнув, сидя на стуле, по обычаю древних восточных старцев, епископ Феофан занимался рукоделием. В 4 часа он пил чай, а потом совершал вечернее богослужение в своей церкви и готовился к совершению литургии на следующий день. Свободное вечернее время Святитель употреблял на чтение книг и журналов, обдумывание материалов для своих творений и на умно-сердечную молитву. Совершив затем обычное келейное правило, он отходил ко сну.

Главным занятием подвижника была молитва. Ей Святитель посвящал весь день и нередко ночь. “Бывали дни и ночи, – пишет один из жизнеописателей Вышенского затворника, – когда Святитель почти все время употреблял на молитву, когда, стоя на молитве, забывал все окружающее и необходимые потребности своего существования. Бывали минуты и часы, когда архипастырь проливал слезы по поводу бедности души человека и несчастных событий в христианском мире в виде появления лжеучений и каких-либо других общественных бедствий”43. В одном из писем в Киев в 1891г. он писал: “Не перестаю плакать, видя, как гибнут христианские души”44.

Епископ Феофан постоянно предавался богомыслию и усердно призывал к нему других. “Умом своим не отступайте от Господа, – писал он в одном письме, – на молитве ли стоите или другое что делаете”45. Непрестанное богомыслие святитель Феофан возгревал в себе чтением главным образом книг духовного содержания. Он обладал обширной библиотекой, которую постоянно пополнял, выписывая русские и иностранные книги, на что употреблял бóльшую часть своей пенсии. Главное богатство его библиотеки составляли книги духовного содержания, но были книги и светские: исторические (например, “Всемирная история” Шлоссера, “История России” С.Соловьева и др.), философские (сочинения Канта, Гегеля, Фихте, Якоби, Кудрявцева и др.), естественнонаучные (“Курс физики” Любимова и Писарева; сочинения Дарвина, Фогта, Гумбольдта и др.), книги по медицине (главным образом по гомеопатии), анатомии, гигиене и фармакологии, а также художественная литература (сочинения Шекспира, Пушкина, Грибоедова и др.). “И книги с человеческими мудростями, – говорит епископ Феофан в одном письме, – могут питать дух. Это те, которые в природе и истории указывают нам следы премудрости, благости, правды и многопопечительного о нас промышления Божия. Бог открывает Себя в природе и истории так же, как и в слове Своем. И они суть книги Божии для тех, кто умеет читать”46. “Хорошо уяснить себе строение растений, животных, особенно человека, и законы жизни, в них проявляющиеся. Великая во всем премудрость Божия... А повести и романы?! Есть и между ними хорошие”47. Он знал несколько иностранных языков, и его библиотека более чем наполовину состояла из иностранных книг. Все эти книги были более и менее часто употребляемы им, некоторые же в постоянном употреблении. Самая внешность книг указывала на это. Многие из них имели на полях различные пометки святителя Феофана, сделанные карандашом. Библиотека, которой владел святитель Феофан, “показывает, что он – человек науки. В своей келлии он имел одну из самых больших в то время частных библиотек в России”48.

В своем известном труде “Путь ко спасению” Преосвященный Феофан обнаруживает основательные познания в физиологии, а в других творениях – познания по многим другим естественным наукам, не говоря о познаниях по гражданской истории и иным светским наукам (географии, математике)49. В келлиях Святителя после его кончины нашли и учебные пособия, относящиеся к светским наукам: телескоп, два микроскопа, фотоаппарат, анатомический атлас, шесть атласов по географии и истории общей, церковной и библейской50. Очевидно, очень много времени и труда посвящено было святителем Феофаном на чтение и изучение книг духовного и светского характера.

В богослужении и молитве, в подвигах телесных и духовных проходила большая часть затворнической жизни Святителя.

Велик был и подвиг духовно-литературного творчества епископа Феофана. Ему, по собственному его выражению, нередко “денно-нощно” приходилось сидеть за своими учеными занятиями. Святитель изучал огромное количество литературы на русском и иностранных языках. Все прочитанное он критически осмысливал, молитвенно переживал, вынашивал, а лучшее впитывал в себя; в результате из-под пера его выходили творения, равными которым по разнообразию тематики и глубине освещения вопроса были лишь немногие.

В реализации своих писательских способностей святитель Феофан видел свой духовный путь и служение Церкви Божией. Так, он говорит об этом в одном из писем: “Писать – это служба Церкви или нет?! Если служба, – подручная, а между тем Церкви нужная; то на что же искать или желать другой?”51.

Талант духовного писателя с особой силой развился у Преосвященного Феофана во время пребывания его в Вышенской пустыни. “Затвор дал возможность Вышенскому затворнику стать глубочайшим христианским психологом и знаменитым христианским богословом. Он дал ему возможность поделиться плодами своей мудрости, своих знаний с другими, оставив после себя богатейшее учено-литературное наследие, благодаря которому имя его никогда не умрет в русском обществе”52.

За время пребывания на Выше святителем Феофаном было создано столько духовных произведений, что перечень их занял бы не один десяток страниц. Укажем только наиболее важные из них.

В 1867г. в “Тамбовских епархиальных ведомостях” впервые увидели свет его сочинения “О совершенном обращении к Богу от прелестей мира и греха”53; “Некоторые предостережения православным христианам”54, куда вошла часть проповедей, произнесенных Преосвященным Феофаном в Тамбове и во Владимире. В том же году появляется статья полемического характера под заглавием “Душа и Ангел – не тело, а дух”55, написанная в ответ на брошюру известного подвижника и духовного писателя Русской Церкви святителя Игнатия (Брянчанинова) “Слово о смерти и прибавление к сему слову”. В этом произведении епископ Феофан на основании слова Божия, святоотеческих писаний и доводов разума доказывает мысль о совершенной бестелесности, чистой духовности естества Ангелов и души человеческой.

В 1868г. издан основной труд епископа Феофана – “Путь ко спасению (Краткий очерк аскетики)”56. Это самое известное из всех его сочинений. В основу его положены лекции по Нравственному богословию в С.-Петербургской Духовной Академии. Первоначально работа публиковалась частями в “Домашней беседе” под заглавиями “Покаяние и обращение грешника к Богу”57 и “Порядок богоугодной жизни”58. В этом труде излагается вся сущность нравственного учения святителя Феофана, как сам он говорил: “Здесь всё, что мною писалось, пишется и будет писаться”59. В нем автор изображает весь путь христианской жизни, всю жизнь христианина во всех ее степенях и проявлениях и, кроме того, дает руководственные правила христианской жизни. “Правила эти берут человека на распутьях греха, проводят огненным путем очищения и возводят его пред Лицем Бога, то есть до возможной для человека степени совершенства, в меру возраста исполнения Христова”60. Эта книга, рассматривая проблемы христианской жизни с практической стороны, указывает пути к реализации христианских идеалов. Она принесла святителю Феофану большую популярность.

В том же году епископ Феофан издает сборник, состоящий из 50 проповедей, произнесенных им во время служения в Тамбовской и Владимирской епархиях. Сборник назывался “О Покаянии, Причащении Святых Христовых Таин и исправлении жизни. Слова во святую Четыредесятницу и приготовительные к ней недели”. “Предлагаемые слова, – пишет автор в предисловии, – отобраны и издаются в сем составе с тою целью, чтоб говеющим доставить приспособленное к их настроению и потребностям духовным чтение, а пастырям, ревнующим о назидании говеющих, дать возможность всегда под руками иметь, чтó предложить с церковной кафедры”61. В том же году в “Домашней беседе” была напечатана статья святителя Феофана нравоучительного характера под заглавием “Совесть”62.

В 1869г. епископ Феофан по просьбе владимирцев издает “Слова к Владимирской пастве” и “Тридцать третий псалом”, вышедший сначала под заглавием “Поучительные и изъяснительные заметки на 33-й псалом”63. Последнее сочинение по своему характеру представляет собой духовно-назидательное толкование.

В Петербургском духовном журнале “Странник” в 1869г. были опубликованы статьи епископа Феофана “Обетование Господне оставляющим всё Царствия ради Небесного” и “Притча о неправедном приставнике”, которые были изданы афонскими иноками в виде отдельной брошюры под заглавием “Разрешение недоумений при чтении притчи о неправедном приставнике и обетование тем, кои всё оставляют ради Царствия Христова” (М., 1893. 52 с.).

В “Домашней беседе”, журнале, с которым епископ Феофан завязал самые тесные контакты в этот период, были напечатаны также “Пояснительные статьи к трактату “Порядок богоугодной жизни”64. При первом выходе в свет они возбудили в публике живейший интерес, породили глубокое уважение к автору, удивили всех силой его духовного опыта, умением анализировать психологические явления. Эти статьи вызвали множество письменных выражений благодарности автору за поднятые им проблемы.

С 1869г. в том же журнале началось печатание отдельных мыслей, или афоризмов, святителя Феофана. Эти афоризмы продолжали печататься и в 1870г. (С 1871г. они приняли форму размышлений на каждый день года, соответственно церковным чтениям из книг Священного Писания). В примечании к одному из первых этих афоризмов – “Альфа и Омега” – редактор-издатель “Домашней беседы” пишет: “Благодаря высокому вниманию Преосвященного Феофана к нашему журналу мы с настоящего выпуска будем помещать его многодумные, духовно-созерцательные афоризмы. Это будет непрерывный ряд размышлений, по-видимому, одиночных, но имеющих тесную связь между собою”65. “Мысли на каждый день

azbyka.ru

ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ | Солигаличское благочиние

Солигалич, тишина, разговоры в храме, поведение, приход,О ТИШИНЕ В ХРАМЕ. «ПРИХОДСКОЙ КАТЕХИЗАТОР». Выпуск 28.  Читать далее →

Опубликовано 31.05.2017 автором soligalich |

Солигалич, храм, приход, игумен Харитон Дунаев, история, Иисусова молитва, книга,НАШИ ЗЕМЛЯКИ. Игумен Харитон (Дунаев) (1872–1947), первый настоятель Ново-Валаамского монастыря, и его книга «Умное делание. О молитве Иисусовой». Читать далее →

Опубликовано 11.04.2017 автором soligalich |

Солигалич, церковь, проблемы, молитва, храм, приход, рпц, прихожане,Прот. Димитрий Климов. ОКНО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ВИДЕН БОГ. (Публикации интернета) Читать далее →

Опубликовано 20.09.2016 автором soligalich |

Солигалич, дети, христианство, православие, воспитание, образование, школа, проблемы,Сестра Магдалина. МЫСЛИ О ДЕТЯХ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ СЕГОДНЯ.  Читать далее →

Опубликовано 02.09.2016 автором soligalich |

Солигалич, храм, приход, правда, пропаганда, ложь, ШАПОЧКА ИЗ ФОЛЬГИ. Стоит ли быть легковерным. Читать далее →

Опубликовано 12.05.2016 автором soligalich |

Солигалич, суеверия, богослужение, христианин, храм, приход, катехизация, правила, свечи, «ПРИХОДСКОЙ КАТЕХИЗАТОР». Выпуск 27. О ВОЗЖИГАНИИ СВЕЧЕЙ В ХРАМЕ.Читать далее →

Опубликовано 27.04.2016 автором soligalich |

Солигалич, благочиние, храм, приход, статьи, газета Вера-Эском, Сыктывкар, Евгений Суворов, О ЖИЗНИ СОЛИГАЛИЧСКОГО БЛАГОЧИНИЯ. Первая часть публикации газеты «ВЕРА-ЭСКОМ». Читайте здесь… 

 

Опубликовано 14.04.2016 автором soligalich |

Солигалич, храм, благочиние, ТАИНСТВО, ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ, СОБОРОВАНИЕ, Приходской Листок: ТАИНСТВО ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ (СОБОРОВАНИЯ). Выпуск 7, 19 марта 2016 г.Читать далее →

Опубликовано 19.03.2016 автором soligalich |

обличение, власть, Солигалич, храм, приход, вопрос, церковь, Иустин Александров. Власть-брат,Иустин Александров. ВЛАСТЬ-БРАТ. Притча. Читать далее →

Опубликовано 20.01.2016 автором soligalich |

soligalich.prihod.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта