Елена борисовна медведева журнал музей
Михаил Борисович Пиотровский — председатель жюри, директор Государственного Эрмитажа, президент Союза музеев России, профессор Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург) www.hermitagemuseum.org |
|
Иван Алексеевич Боганцев — заместитель генерального директора по просветительской и образовательной работе Политехнического музея (Москва) polymus.ru |
|
|
Владимир Юрьевич Дукельский — ведущий научный сотрудник Лаборатории музейного проектирования Школы дизайна НИУ ВЭШ — Высшая школа экономики (Москва) www.heritage-institute.ru |
Юрий Алексеевич Евтюхин — и. о. директора Департамента культурного наследия Министерства культуры РФ mkrf.ru |
|
Елена Яковлевна Кальницкая — генеральный директор Государственного музея-заповедника «Петергоф» (Санкт-Петербург) peterhofmuseum.ru |
|
Елена Борисовна Медведева — главный редактор журнала «Музей», ведущий аналитик Московского центра музейного развития cmr.msk.ru |
|
Любовь Александровна Мусиенко – директор Государственного музея истории религии (Санкт-Петербург) www.gmir.ru |
|
Юлия Борисовна Тавризян — директор Пермской государственной художественной галереи permartmuseum.com |
|
Янош Тари – президент AVICOM (Международный комитет ICOM по аудиовизуальным и мультимедийным технологиям) network.icom.museum/avicom |
|
Сергей Дмитриевич Черкалин – директор Рыбинского музея-заповедника, почетный член президиума НП «АДИТ» (Рыбинск) www.rybmuseum.ru |
www.museumgeek.ru
Образовательный семинар «Музей и новые педагогические технологии»
27 февраля 2015 года в рамках проекта «Урок в музее» ГБУК «Московский центр музейного развития» проводит в ГБУК МО «Музей Москвы» образовательный семинар «Музей и новые педагогические технологии»
«Урок в музее» – это совместная программа Департамента культуры и Департамента образования города Москвы, направленная на создание единого образовательного пространства школы и музея, и вовлечение детей в познание мира через культуру.
Как разнообразить и дополнить учебную программу, показать ученикам практическое применение школьных предметов? Как приобщить школьников к посещению музеев и других учреждений культуры? Помочь решать эти важные и, одновременно, непростые задачи призван межведомственный проект «Урок в музее».
Семинар «Новые технологии в образовании» предназначен для музейных педагогов – разработчиков уроков и будет посвящен формам взаимодействия музея и школы, новым образовательным стандартам, деятельностному подходу в образовании, проектированию музейных уроков.
Семинар посвящен следующим вопросам
-
Формы взаимодействия музея и школы
-
Новые образовательные стандарты
-
Деятельностный подход в образовании
-
Проектирование музейных уроков
В семинаре принимают участие:
Мацкевич Марина Владимировна - кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник МЦМР, куратор проекта «Урок в музее»«Механизмы реализации проекта «Урок в музее»
Медведева Елена Борисовна - Кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник МЦМР, главный редактор журнала «Музей»«Музейно-педагогический конструктор» в контексте «Урока в музее»
Битянова Марина Ростиславовна - кандидат психологических наук, директор Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», главный редактор журнала «Классное руководство и воспитание школьников», уководитель Московского инновационного образовательного проекта «Развитие субъектной позиции учащихся на основе системы традиционных российских ценностей»«Чему и как учить сегодняшних детей? Основы современного урока»
Ванюшкина Любовь Максимовна - доктор педагогических наук, заведующий кафедрой истории и теории изобразительного искусства Высшей школы народных искусств (института). Автор более 120 публикаций для образовательных учреждений и системы повышения квалификации педагогов, методических пособий для педагогов истории и мировой художественной культуры, учебников истории.«Музей и Школа: новый этап взаимодействия»
Коробкова Елена Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры культурологического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. Разработчик педагогических методов и технологий освоения культурного наследия (метод образовательного путешествия). Автор более 50 печатных работ, посвященных проблемам культуроориентированного образования.
В рамках семинара состоится мастер-класс Л.М. Ванюшкиной, Е.Н.Коробковой «Как сделать урок в музее полезным и интересным?»
Контактная информация:
ГБУК города Москвы «Московский центр музейного развития»
Москва, Большой Сухаревский переулок, д.18
Тел.: 8(495) 607-07-27,
Григорий Завалов +7-926-695-70-95, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
О ПРОЕКТЕ "УРОК В МУЗЕЕ"
cmr.msk.ru
Материалы семинаров и мастерских
Дата проведения: 24 октября 2016 года
Место проведения: Музей археологии Москвы
Эксперты семинара:
Марина Владимировна Мацкевич кандидат педагогических наук, ведущий аналитик Московского центра музейного развития, искусствовед. Научная специализация: музейная педагогика, арттерапия. Автор более 70 публикаций по музейной педагогике и 4-ух книг по популяризации изобразительного искусства. Автор музейно-образовательных программ для старших дошкольников "Войди в мир искусства" и "Воспитание чувств" Государственной Третьяковской галереи, музейно-образовательных игр, маршрутов. Руководитель ряда российских и международных семинаров по проблемам музейного образования.
Елена Борисовна Медведева кандидат исторических наук, ведущий аналитик Московского центра музейного развития, доцент, специалист в области культурно-образовательной деятельности музеев. Многие годы работала на кафедре музейного дела Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ), сочетая преподавательскую деятельность с участием в музейных проектах, созданием музейно-образовательных программ, с руководством творческой лабораторией "Музейная педагогика". Главный редактор журнала "Музей".
Галина Леонардовна Новикова Кандидат исторических наук, руководитель Музея археологии Москвы. Научная специализация: славяно-русская археология, музейная педагогика, древнейшая история Москвы и Московского края. Куратор многих музейных экспозиций и выставок по истории и археологии Москвы. Автор многочисленных музейно-образовательных программ и детских игровых путеводителей по музею.
Сергей Леонидович Цыбульский педагог высшей квалификационной категории, учитель истории и ОРКСЭ в ГБОУ Гимназия № 1409, преподаватель Лицея Высшей Школы Экономики. Имеет высшую квалификационную категорию педагога. Лауреат конкурса "Педагог года Москвы" в номинации "Учитель года Москвы - 2014". Финалист конкурса "Педагог года Москвы" в номинации "Учитель года Москвы - 2015". Автор научных статей по истории и в области образования.
Мацкевич М. В. – Музейно-педагогический конструктор
Медведева Е. Б. - Музей, дружественный учителю
Новикова Г. Л. - Методика разработки уроков по школьным предметам в Музее археологии Москвы
Цыбульский С. Л. - Урок в Музее Италия, Таранто 2016
cmr.msk.ru
Михаил Борисович Пиотровский — председатель жюри, директор Государственного Эрмитажа, президент Союза музеев России, профессор Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург) www.hermitagemuseum.org |
|
Владимир Юрьевич Дукельский — зав. кафедрой управления проектами факультета «Управления социокультурными проектами» Московской высшей школы социальных и экономических наук (Москва) msses.ru |
|
Юрий Алексеевич Евтюхин — директор Департамента культурного наследия Министерства культуры РФ mkrf.ru |
|
Елена Яковлевна Кальницкая — генеральный директор Государственного музея-заповедника «Петергоф» (Санкт-Петербург) peterhofmuseum.ru |
|
Елена Борисовна Медведева — главный редактор журнала «Музей», ведущий аналитик Московского центра музейного развития cmr.msk.ru |
|
Любовь Александровна Мусиенко – директор Государственного музея истории религии (Санкт-Петербург) www.gmir.ru |
|
Юлия Борисовна Тавризян — директор Пермской государственной художественной галереи permartmuseum.com |
|
Сергей Дмитриевич Черкалин – директор Рыбинского музея-заповедника, почетный член президиума НП «АДИТ» (Рыбинск) www.rybmuseum.ru |
|
Михаил Михайлович Яковенко — заместитель генерального директора по информационным технологиям Политехнического музея polymus.ru |
www.museumgeek.ru
Михаил Борисович Пиотровский — председатель жюри, директор Государственного Эрмитажа, президент Союза музеев России, профессор Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург) www.hermitagemuseum.org |
|
Владимир Юрьевич Дукельский — зав. кафедрой управления проектами факультета «Управления социокультурными проектами» Московской высшей школы социальных и экономических наук (Москва) msses.ru |
|
Юрий Алексеевич Евтюхин — директор Департамента культурного наследия Министерства культуры РФ mkrf.ru |
|
Елена Яковлевна Кальницкая — генеральный директор Государственного музея-заповедника «Петергоф» (Санкт-Петербург) peterhofmuseum.ru |
|
Елена Борисовна Медведева — главный редактор журнала «Музей», ведущий аналитик Московского центра музейного развития cmr.msk.ru |
|
Любовь Александровна Мусиенко – директор Государственного музея истории религии (Санкт-Петербург) www.gmir.ru |
|
Юлия Борисовна Тавризян — директор Пермской государственной художественной галереи permartmuseum.com |
|
Сергей Дмитриевич Черкалин – директор Рыбинского музея-заповедника, почетный член президиума НП «АДИТ» (Рыбинск) www.rybmuseum.ru |
|
Михаил Михайлович Яковенко — заместитель генерального директора по информационным технологиям Политехнического музея polymus.ru |
www.museumgeek.ru
Михаил Борисович Пиотровский — председатель жюри, директор Государственного Эрмитажа, президент Союза музеев России, профессор Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург) www.hermitagemuseum.org |
|
Иван Алексеевич Боганцев — заместитель генерального директора по просветительской и образовательной работе Политехнического музея (Москва) polymus.ru |
|
Владимир Юрьевич Дукельский — ведущий научный сотрудник Лаборатории музейного проектирования Школы дизайна НИУ ВЭШ — Высшая школа экономики (Москва) www.heritage-institute.ru |
|
Юрий Алексеевич Евтюхин — и. о. директора Департамента культурного наследия Министерства культуры РФ mkrf.ru |
|
Елена Яковлевна Кальницкая — генеральный директор Государственного музея-заповедника «Петергоф» (Санкт-Петербург) peterhofmuseum.ru |
|
Елена Борисовна Медведева — главный редактор журнала «Музей», ведущий аналитик Московского центра музейного развития cmr.msk.ru |
|
Любовь Александровна Мусиенко – директор Государственного музея истории религии (Санкт-Петербург) www.gmir.ru |
|
Юлия Борисовна Тавризян — директор Пермской государственной художественной галереи permartmuseum.com |
|
Янош Тари – президент AVICOM (Международный комитет ICOM по аудиовизуальным и мультимедийным технологиям) network.icom.museum/avicom |
|
Сергей Дмитриевич Черкалин – директор Рыбинского музея-заповедника, почетный член президиума НП «АДИТ» (Рыбинск) www.rybmuseum.ru |
www.museumgeek.ru
Музеи должны работать "в связке" со школой – Елена Медведева
15:0714.05.2010
(обновлено: 15:24 14.05.2010)
19000
Историю ХХ века дети начинают изучать в средней школе. О том, как музеи могут обогатить эти знания, в интервью РИА Новости рассказала кандидат исторических наук, редактор журнала «Музей» Елена Медведева.
Историю ХХ века дети начинают изучать в средней школе. О том, как музеи могут обогатить эти знания, в интервью РИА Новости рассказала кандидат исторических наук, редактор журнала «Музей» Елена Медведева.
- Елена Борисовна, много ли проводится сегодня музейных экскурсий для школьников? И большую ли роль играют они в изучении ими истории?
- Дети всех возрастов – основные посетители музеев, примерно две трети от общего числа. Музейные образовательные экскурсии, появившись в России еще в конце XIX века, получили большое распространение после революции как один из мощных инструментов воспитания масс.
Знакомиться с прошлым в музеях – естественно. Но вот о Великой Отечественной войне рассказывать все сложнее: ее участников становится все меньше, связь нынешних школьников с ней – призрачней. Ребятам, выросшим в 1990-е, если война не коснулась их родственников, ее события часто не интересны, да и подросткам свойственно все отвергать, переоценивать.
- В какой форме лучше говорить с детьми о важном в истории?
- Очень мог бы помочь метод «живой истории». Мы в свое время упустили возможность опубликовать воспоминания о войне и письма рядовых солдат с фронта. Подросткам много могло бы дать самостоятельное изучение таких документов.
Для младших классов подходит игра, игровые методики «погружения в прошлое»: ребенку важно просто подержать в руках треугольник солдатского письма, гильзу от патрона, простреленную каску – даже если это не подлинник, а копия, – чтобы почувствовать их ценность.
Многое могут школьные музеи, активно привлекая детей к собирательской, исследовательской работе, к проведению экскурсий. Удачный пример – музейные экспозиции московского Центра детского творчества «Южнопортовый».
- Но что мешает приобщению к музеям учащихся средних и старших классов?
- Школа меняется. Перемены в российской жизни привели к новой образовательной концепции и новой системе оценки знаний выпускников. В связи с ЕГЭ заниматься внешкольным образованием учителю часто становится некогда, он привязан к школьной программе. Учитель же младшей школы может так организовать учебный процесс, чтобы пойти с ребятами в музей вместо уроков.
Многое зависит не только от усилий музеев и отдельных учителей, но и от государственной политики. У нас вследствие слабого взаимодействия между органами образования и культуры, музеями и школами информация об образовательном потенциале музеев доходит до учителя нерегулярно либо не доходит совсем.
Практически ни один музей не занимается систематической подготовкой учителя к проведению занятий с детьми на основе музейных собраний, и очень немногие предлагают ему материалы, которые помогают подготовить детей к посещению музея или закрепить полученные там знания и впечатления. Взаимоотношения музейного и школьного педагога чрезвычайно далеки от партнерских.
- А нужны ли сегодняшним школьникам выставки, посвященные советскому времени?
- Безусловно. Ведь раньше казалось, дети уже рождаются со знанием нашей недавней истории: в четвертом классе у них был предмет «Рассказы по истории СССР». Сейчас до изучения этого периода в школах добираются лишь к выпускному классу, и современные школьники, так или иначе попадающие под влияние СМИ, остаются в полном неведении относительно истории советских лет. Компенсировать это могли бы музеи, новые музейные экспозиции по истории ХХ века. Но сегодня их нет даже в залах Государственного исторического музея, а музей Ленина в Горках больше посещают иностранцы.
- Какую роль играют музеи в изучении истории в других странах?
- За рубежом принято устраивать для детей «музейные дни», активно используется метод «живой истории».
Немецкие подростки, к примеру, тоже знают о войне мало. Но государство уделяет огромное внимание музеям: вкладываются большие средства и используются новейшие эскпозиционные методики, чтобы сформировать у подрастающего поколения стойкое неприятие к любым военным конфликтам.
Строятся новые экспозиции музея Бундесвера в Дрездене и музея Люфтваффе в Берлине. И выглядят музеи современно, ярко, привлекательно.
- Что можно было бы сделать, чтобы усилить роль музеев в нашем школьном образовании?
- Необходимо поэтапное приобщение школьников к музею с учетом их познавательных интересов и возрастных особенностей.
Использование музейного материала на уроках в школе, проведение особых музейных уроков, контрольных работ, викторин способны не только оживить обучение, но и активизировать воспитательные процессы. У нас же последние поправки к закону о бюджетных организациях ставят многие музеи перед сложным выбором: согласиться на мизерное государственное финансирование либо стать автономными учреждениями – и начать конкурировать с досуговыми центрами, дискотеками и развлекательными клубами… Едва ли последнее является их задачей.
Материал подготовила Мария Салтыкова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости
ria.ru