Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Олимпиадные задания по литературе 10 класс (с ответами) 2016 год. Этот литературный журнал издавали последовательно


Олимпиады по литературе 10-11 класс страница 2

  1. Историко-литературные задания.

  1. К пьесам какого русского драматурга создан словарь Н.С. Ашукина и С.И. Ожегова, включающий следующие статьи: великатный – деликатный; нешто – ничего; елестричество – электричество; фриштыкать – завтракать; ханжа – притворно – добродетельный человек, лицемер (Максимальное количество баллов – 1 балл)

  1. Выход в свет двух частей сборника очерков «Физиология Петербурга» в марте – апреле 1845 года знаменует начальный этап развития критического реализма в русской литературе. Какое условное название закрепилось за этим литературным явлением? (1 балл). Назовите основных авторов. (По одному баллу за каждый правильный ответ – максимально 2 балла)

  1. Этот литературный журнал издавали последовательно А.С. Пушкин, П.А. Плетнёв, Н.А. Некрасов с 1836 по 1866 гг. В нём были напечатаны «Капитанская дочка», «Записки охотника», «Муму». Назовите журнал. (Максимальное количество баллов – 1 балл)

III. Знание теории литературы.

1. Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: (Максимальное количество баллов – 3 балла)

Друзья Людмилы и Руслана!

С героем моего романа

Без предисловий, сей же час

Позвольте познакомить вас!

2. Перед вами фрагменты лирических произведений и названия жанров. Соотнесите их между собой. Ответ запишите при помощи буквенного и цифрового обозначения (например: м – 9). (Максимальное количество баллов – 4).

1.Одной рукой он в шахматы играет,

Другой рукою он народы покоряет,

Одной ногой разит он друга и врага,

Другою топчет он вселенный берега.

(А.Суворов)

2.Уже бледнее день, скрываясь за горою;

Шумящие стада толпятся над рекой;

Усталый селянин медлительной стопою

Идёт, задумавшись, в шалаш спокойный свой.

(В.Жуковский)

3.Толпой угрюмою и скоро позабытойНад миром мы пройдем без шума и следа,Не бросивши векам ни мысли плодовитой,Ни гением начатого труда.И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,Потомок оскорбит презрительным стихом,Насмешкой горькою обманутого сынаНад промотавшимся отцом.

(М.Лермонтов)

4.Спокойствие пепла.

Кошка играет с шерстинкой.

Всё пройдёт.

(М.Лемэр)

5.Любви, надежды, тихой славыНедолго нежил нас обман,Исчезли юные забавы,Как сон, как утренний туман;Но в нас горит еще желанье;Под гнетом власти роковойНетерпеливою душойОтчизны внемлем призыванье.

(А.Пушкин)

6.Поэт! не дорожи любовию народной.Восторженных похвал пройдет минутный шум;Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободнойИди, куда влечет тебя свободный ум,Усовершенствуя плоды любимых дум,Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;Всех строже оценить умеешь ты свой труд.Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранитИ плюет на алтарь, где твой огонь горит,И в детской резвости колеблет твой треножник.

(А.Пушкин)

7.Глагол времён! металла звон!

Твой страшный глас меня смущает,

Зовёт меня, зовёт твой стон,

Зовёт – и к гробу приближает.

infourok.ru

олимпиада по литературе (задания и ответы) Школьный тур

Олимпиада по литературе

(Максимальное количество баллов – 58 баллов)

11 класс

  1. Знание текстов художественных произведений. (Максимальное количество баллов – 24 балла)

1. Назовите произведение и автора. (Максимальное количество баллов – 12 баллов)

А. Он был твёрдо уверен, что имеет полное право на отдых, на удовольствия. На путешествие во всех отношениях отличное. Для такой уверенности у него был тот довод, что, во-первых, он был богат, а во-вторых, только что приступал к жизни, несмотря на свои пятьдесят восемь лет.

Б. Почти рядом с ним на другом столике сидел студент, которого он совсем не знал и не помнил, и молодой офицер… Вдруг он услышал, что студент говорит офицеру про процентщицу, Алёну Ивановну, коллежскую секретаршу, и сообщает ему её адрес.

В. И вот еще запах: в саду – костер, и крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев. В темноте, в глубине сада – сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева, силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням.

Г. Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? - Яростно спросил Филипп Филиппович у несчастной картонной утки, висящей кверху ногами рядом с буфетом, и сам же ответил за нее. - Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах.

Д. Страшное известие о бородинском сражении, о наших потерях убитыми и ранеными, а ещё более страшное известие о потере Москвы были получены в Воронеже в половине сентября. Княжна Марья, узнав только из газет о ране брата и не имея о нём никаких сведений, собралась ехать отыскивать князя…

Е. Вхожу я в тёмные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

  1. Укажите имя авторов, названия произведений, имена героев, которые видят такие сны. (Максимальное количество баллов- 9 баллов)

А. Вот Светлане мнится,

Что под белым полотном

Мертвый шевелится...

Сорвался покров; мертвец

(Лик мрачнее ночи)

Виден весь - на лбу венец,

Затворены очи.

Вдруг... в устах сомкнутых стон;

Силится раздвинуть он

Руки охладелы...

Что же девица?.. Дрожит...

Гибель близко... но не спит

Голубочек белый.

Б. «Потом <> приснилась другая пора: он в бесконечный зимний вечер робко жмется к няне, а она нашептывает ему о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода, где все совершаются чудеса, где текут реки меду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют все добрые молодцы, такие, как< >, да красавицы, что ни в сказке сказать, ни пером описать».

В. И вот снится ему: они идут с отцом по дороге к кладбищу и проходят мимо кабака; он держит отца за руку и со страхом оглядывается на кабак…в большую телегу впряжена была маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка, одна из тех, которые – он часто это видел – надрываются иной раз с высоким каким-нибудь возом дров или сена, особенно коли воз застрянет в грязи или в колее, и при этом их так больно, так больно бьют всегда мужики кнутами, иной раз даже по самой морде и по глазам, а ему так жалко, так жалко на это смотреть, что он чуть не плачет, а мамаша всегда, бывало, отводит его от окошка. Но вдруг становится очень шумно: из кабака выходят с криками, с песнями, с балалайками пьяные-препьяные большие такие мужики в красных и синих рубашках, с армяками внакидку. «Садись, все садись! – кричит один, ещё молодой, с толстой такою шеей и с мясистым, красным, как морковь лицом, - всех довезу, садись! Но тотчас же раздаётся смех и восклицанья…

3. Назовите авторов произведений. (Максимальное количество баллов – 3 балла) А. «Фрегат «Паллада»», «Обрыв» «Обыкновенная история»

Б. «Игрок», «Бедные люди», «Белые ночи», «Идиот»

В. «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», «Деревня», «Суходол», «Тёмные аллеи»

II. Историко-литературные задания. (Максимальное количество баллов – 2 балла)

  1. Определите по биографическим фактам, о каких писателях идет речь

(По 1 баллу за правильный ответ)

А. Этот великий русский писатель до 19 лет безвыездно жил в родительском поместье Орловской губернии. Дворянин по происхождению, разночинец по образу жизни, поэт по призванию, неутомимый путешественник (не раз бывал в Турции, в Греции, в Египте, странствовал по Сирии, Палестине, плавал на Цейлон, изъездил всю Европу), получил Нобелевскую премию по литературе. Умер в Париже в 1953 году.

Б. Родился в селе Горохово Орловского уезда Орловской губернии в семье заседателя Орловской уголовной палаты, дворянина по выслуге.

1841—1846. Проходит обучение в Орловской губернской гимназии.

1862, январь—июнь. Является постоянным сотрудником петербургской газеты “Северная пчела”. Поддерживает правительственные реформы, участвует в полемике с “Современником”.

30 мая. Публикует в “Северной пчеле” статьи о пожаpax в Петербурге, которые углубили конфликт между писателем и демократической русской литературой.

1863—1867. Создает цикл произведений о русских женщинах: “Житие одной бабы” (1863), “Леди Макбет Мценского уезда” (1865), “Воительница” (1866), “Котин Доилец и Платонида” (1867), “Расточитель” (1867).

1883, февраль. За публикацию антицерковных очерков уволен с государственной службы.

1895 21 февраля (5 марта) умер. Похоронен в Петербурге на Литераторских мостках Волкова кладбища.

III. Знание теории литературы. (Максимальное количество баллов – 5 баллов)

  1. К какому литературному направлению следует отнести произведение И.А.Гончарова «Обломов»?

2. Укажите название художественного приёма, который М.Е. Салтыков-Щедрин использует в текстах «Сказок»: в них действуют животные, а подразумеваются люди с их слабостями и пороками (Максимальное количество баллов – 1 балл)

3. Какой художественный приём синтаксической организации стиха применяет Ф.И.Тютчев при создании стихотворения «Эти бедные селенья»? (Максимальное количество баллов – 1 балл)

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа –

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа.

  1. Какой известный литературный тип нашёл воплощение в образе Ильи Ильича Обломова, героя одноимённого романа И.А. Гончарова? (Максимальное количество баллов – 1 балл)

  2. Укажите название элемента композиции стихотворения Ф.И.Тютчева «Полдень». Позволяющего автору нарисовать поэтическую картину жаркого летнего дня (Максимальное количество баллов – 1 балл)

Лениво дышит полдень мглистый;

Лениво катится река;

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака.

IV. Литература и другие виды искусства (Максимальное количество баллов – 7 баллов)

1.Объясните, кто те, чьи имена и фамилии встретились в стихотворении О. Мандельштама (по 1 баллу за каждое названное имя, максимальное количество баллов – 4 балла)

И Шуберт на воде, и Моцарт в птичьем гаме,

И Гёте, свищущий на вьющейся тропе,

И Гамлет, мысливший пугливыми шагами,

Считали пульс толпы и верили толпе.

Быть может. Прежде губ уже родился шёпот,

И в бездревесности кружилися листы,

И те, кому мы посвящаем опыт,

До опыта приобрели черты.

2. О какой картине идет речь? Кто является ее автором? С каким стихотворением перекликается сюжет картин? (по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимальное количество баллов – 3 балла)

Январский день. Комната, в которой находятся трое дорогих друг другу людей, кажется, залита теплом и светом. В центре – вдохновенная фигура поэта. На заднем плане изображена старенькая женщина, она замерла, покоренная музыкой слова своего воспитанника. Справа изображен друг поэта, он не просто слушает – внимает. В его взгляде – восхищение, глубокий интерес. Оказавшийся вдруг «в глуши, во мраке заточенья», друг дал почувствовать поэту спасительность «любви и дружества».

V. Интерпретация художественного произведения (максимальное количество баллов –20 б.)

Проанализировав фрагмент текста романа, покажите, как через поступки или слова раскрываются характеры героев, их взаимоотношения.

 Проверяется

1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы, поднятой автором произведения – 8 баллов

2. Уровень владения теоретико-литературными знаниями – 3 балла

3. Обоснованность привлечения текста произведения – 3 балла

4. Последовательность и логичность изложения – 3 балла

5. Следование нормам речи – 3 балла

Ильф Илья, Петров Евгений

«Двенадцать стульев»

На душе Ипполита Матвеевича снова стало необыкновенно гадостно. Он не представлял себе, как будет приходить в опустевшую, замусоренную квартиру. Ему казалось, что со смертью тещи исчезнут те маленькие удобства и привычки, которые он с усилиями создал себе после революции, похитившей у него большие удобства и широкие привычки. "Жениться? - подумал Ипполит Матвеевич. - На ком? На племяннице начальника милиции, на Варваре Степановне, сестре Прусиса? Или, может быть, нанять домработницу? Куда там! Затаскает по судам. Да и накладно".

Жизнь сразу почернела в глазах Ипполита Матвеевича. Полный негодования и отвращения ко всему на свете, он снова вернулся в дом.

Клавдия Ивановна уже не бредила. Высоко лежа на подушках, она посматривала на вошедшего Ипполита Матвеевича вполне осмысленно и, как ему показалось, даже строго.

- Ипполит, - прошептала она явственно, - сядьте около меня. Я должна рассказатьвам...

Ипполит Матвеевич с неудовольствием сел, вглядываясь в похудевшее усатое лицо тещи. Он попытался улыбнуться и сказать что-нибудь ободряющее. Но улыбка получилась дикая, а ободряющих слов совсем не нашлось. Из горла Ипполита Матвеевича вырвалось лишь неловкое пиканье.

  • Ипполит,- повторила теща,- помните вы наш гостиный гарнитур?

  • Какой?— спросил Ипполит Матвеевич с предупредительностью, возможной лишь к очень больным людям.

  • Тот... Обитый английским ситцем...

  • Ах, это в моем доме?

  • Да, в Старгороде...

- Помню, отлично помню... Диван, дюжина стульев и круглый столик о шести ножках. Мебель была превосходная, гамбсовская... А почему вы вспомнили?

Но Клавдия Ивановна не смогла ответить. Лицо ее медленно стало покрываться купоросным цветом. Захватило почему-то дух и у Ипполита Матвеевича. Он отчетливо вспомнил гостиную в своем особняке, симметрично расставленную ореховую мебель с гнутыми ножками, начищенный восковой пол, старинный коричневый рояль и овальные черные рамочки с дагерротипами сановных родственников на стенах.

Тут Клавдия Ивановна деревянным, равнодушным голосом сказала:

- В сиденье стула я зашила свои брильянты.Ипполит Матвеевич покосился на старуху.

  • Какие брильянты? - спросил он машинально, но тут же спохватился. - Разве их не отобрали тогда, во время обыска?

Ипполит Матвеевич вскочил и, посмотрев на освещенное керосиновой лампой каменное лицо Клавдии Ивановны, понял, что она не бредит.

- Ваши брильянты! - закричал он, пугаясь силы своего голоса. - В стул! Кто вас надоумил? Почему вы не дали их мне?

- Как же было дать вам брильянты, когда вы пустили по ветру имение моей дочери? - спокойно и зло молвила старуха.

Ипполит Матвеевич сел и сейчас же снова встал. Сердце его с шумом рассылало потоки крови по всему телу. В голове начало гудеть.

  • Но вы их вынули оттуда? Они здесь? Старуха отрицательно покачала головой.

  • Я не успела. Вы помните, как быстро и неожиданно нам пришлось бежать. Они остались в стуле, который стоял между терракотовой лампой и камином.

- Но ведь это же безумие! Как вы похожи на свою дочь! - закричал Ипполит Матвеевич полным голосом.

И уже не стесняясь тем, что находится у постели умирающей, с грохотом отодвинул стул и засеменил по комнате. Старуха безучастно следила за действиями Ипполита Матвеевича.

- Но вы хотя бы представляете себе, куда эти стулья могли попасть? Или вы думаете, быть может, что они смирнехонько стоят в гостиной моего дома и ждут, покудавы придете забрать ваши р-регалии? Старуха ничего не ответила.

У делопроизводителя загса от злобы свалилось с носа пенсне и, мелькнув у колен золотой дужкой, грянулось об пол.

- Как? Засадить в стул брильянтов на семьдесят тысяч! В стул, на котором неизвестно кто сидит!..

Тут Клавдия Ивановна всхлипнула и подалась всем корпусом к краю кровати. Рука ее, описав полукруг, пыталась ухватить Ипполита Матвеевича, но тотчас же упала на стеганое фиолетовое одеяло.

Ипполит Матвеевич, повизгивая от страха, бросился к соседке.

- Умирает, кажется!

Агрономша деловито перекрестилась и, не скрывая своего любопытства, вместе с мужем, бородатым агрономом, побежала в дом Ипполита Матвеевича. Сам Воробьянинов ошеломленно забрел в городской сад.

Покуда чета агрономов со своей прислугой прибирала в комнате покойной, Ипполит Матвеевич бродил по саду, натыкаясь на скамьи и принимая окоченевшие от ранней весенней любви парочки за кусты.

В голове Ипполита Матвеевича творилось черт знает что. Звучали цыганские хоры, грудастые дамские оркестры беспрерывно исполняли "танго-амапа", представлялись ему московская зима и черный длинный рысак, презрительно хрюкающий на пешеходов. Многое представлялось Ипполиту Матвеевичу: и оранжевые упоительно дорогие кальсоны, и лакейская преданность, и возможная поездка в Канны.

infourok.ru

Олимпиада по литературе для 5-11 классов

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе 2014- -2015 учебный год

9 класс Ответы

  1. Назовите произведение и его автора по сну героя.

(оценивание: за каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное кол-во баллов – 4)

1.1. В. А. Жуковский «Светлана»

1.2. А. С. Грибоедов «Горе от ума»

«Слово о полку Игореве»

Д. И. Фонвизин «Недоросль»

2. Из каких произведений взяты отрывки? Назовите их авторов и жанровую принадлежность.

(оценивание: за каждый правильный ответ – 2 балла. Максимальное кол-во баллов – 6)

2.1. М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия…». Ода.

2.2. Н. М. Карамзин «Бедная Лиза». Повесть.

2.3.В. А. Жуковский «Людмила». Баллада.

3.В приведенном ниже списке произведений А. Пушкина перепутаны их названия. Из слов, составляющих неправильные заглавия, восстановите истинные названия.

(оценивание: за каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное кол-во баллов – 8)

«Путешествие в Арзрум», «Арап Петра Великого», «Домик в Коломне», «Братья – разбойники», «История села Горюхина», «Кавказский пленник», «Граф Нулин», «Египетские ночи».

4. Какие литературные герои, реальные исторические лица, изображены в следующих отрывках? Назовите произведение и автора. (оценивание: за каждый правильный ответ – 2 балла. Максимальное кол-во баллов – 6)

4.1. Петр I. А. С. Пушкин «Полтава».

4.2. Иван Грозный. М. Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»

4.3. Емельян Пугачев. А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

5. О каком произведении идет речь? (Оценивание: за каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное кол-во баллов – 3)

5.1. «Слово о полку Игореве»

5.2. Д. И. Фонвизин «Недоросль»

5.3. А. С. Пушкин «Братья-разбойники»

6. Объясните смысл мифологических имен в приведенных текстах. (оценивание: за каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное кол-во баллов – 3)

Елена – в греческой мифологии прекраснейшая из женщин, дочь Зевса и Леды, жена царя Спарты Менелая. Похищение Елены Парисом послужило поводом к Троянской войне.

Троя(Илион)- древний город , разрушенный ахейцами(греками).

Стрибог – в восточнославянской мифологии бог воздушных стихий (ветра, бурь и т.д.)

7. Дайте толкование литературоведческих терминов, упомянутых в отрывке из произведения М. Ю. Лермонтова «Сказка для детей». (Оценивание: за каждый правильно объясненный термин – 2 балла. Максимальное количество балов – 6)

Эпиграмма – небольшое стихотворение, осмеивающее какое-либо лицо или

общественное явление

Поэма - один из видов лиро-эпического повествовательного рода литературы:

стихотворное сюжетное повествование, стихотворная повесть или рассказ в

стихах.

Драма – 1.Один из трех литературных родов, формальное отличие которого от других в

том, что он предназначен для игры на сцене.

2. один из основных жанров современного театрального искусства (наряду с

комедией и трагедией)

8. Оценивая качество интерпретации поэтического текста, предлагаем руководствоваться следующими критериями:

- эмоциональные доминанты текста 2 балла;

- темы, идеи, мотивы, поэтические образы 4 балла;

- позиция лирического героя 2 балла;

- литературный контекст ( литературное направление) 2 балла;

- ритм 2 балла; - композиция 2 балла;

- жанровые особенности 1 балл; хронотоп 1 балл;

- поэтическая лексика 2 балла;

- поэтический синтаксис 2 балла;

- звукопись 2 балла; - целостность и композиционная стройность интерпретации 2 балла. Максимальное кол-во баллов – 24.

Максимальное количество баллов за всю работу - 60 баллов.

infourok.ru

Олимпиадные задания по литературе 10 класс (с ответами) 2016 год

Олимпиадные задания по литературе 10 класс (с ответами) 2016 год

1.Знание текстов художественных произведений.

    1. Соотнесите портреты персонажей произведений русской литературы (в первом столбике) с названием произведения и автора (во втором столбике). Назовите героя (в третьем столбике).

Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности.

И.С. Тургенев"Отцы и дети"

 

Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке.

И.А. Гончаров"Обломов"

 

Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав, щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные. Движений лишних у него не было.

Н.С. Лесков "Очарованный странник"

 

... отвернув воротник балахона, показал ... все свое лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.

И.С. Тургенев "Отцы и дети"

 

2.Узнайте произведение по концовке. Назовите автора.

    1. Привидение, однако ж, было гораздо выше ростом, носило преогромные усы и, направив шаги, как казалось, к Обухову мосту, скрылось совершенно в ночной тьме.

    2. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

2.3 Хорошо тебе, Катя! А я - то зачем остался жить на свете да мучиться!

2.Знание истории литературы.

  1. К пьесам какого русского драматурга создан словарь Н.С. Ашукина и С.И. Ожегова, включающий следующие статьи: великатный – деликатный; нешто – ничего; елестричество – электричество; фриштыкать – завтракать; ханжа – притворно – добродетельный человек, лицемер

  2. Этот литературный журнал издавали последовательно А.С. Пушкин, П.А. Плетнёв, Н.А. Некрасов с 1836 по 1866 гг. В нём были напечатаны «Капитанская дочка», «Записки охотника», «Муму». Назовите название журнала.

  3. В каком издании было опубликовано первое стихотворение А. С. Пушкина?

а) «Московские Ведомости»

б) «Полярная звезда»

в) «Колокол»

г) «Вестник Европы»

4. Были ли знакомы А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов? Н. В. Гоголь и М. Ю. Лермонтов?

 5. С жизнью и деятельностью каких писателей cвязаны географические названия: Таганрог, Овстуг, Симбирск, Спасское-Лутовиново, Спас-Угол.

3. Знания теории литературы.

  1. Назовите литературоведческие термины по его толкованию:

  1. Вид тропа, художественно обоснованное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета.

Б. Элемент сюжета, момент наивысшего напряжения действия, пик конфликта.

  1. Созвучие окончаний стихов.

Г. Двусложный размер стиха, в котором первый слог ударный, а второй – безударный.

  1. Какой художественный прием использует Ф. Тютчев в следующих строках:

Сияет солнце, воды блещут,

На всем улыбка, жизнь во всем,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

  1. Четвертое «лишнее»

А. Метафора, завязка, кульминация, развязка

Б. Драма, эпилог, комедия, трагедия

  1. Строфа из 14 строк 4-стопного ямба? Как называется?

  2. Определите изобразительно-выразительные средства языка

а) Гвозди бы делать из этих людей:

Крепче бы не было в мире гвоздей. ( Н. Тихонов)

б) Добродушная свирепость.

в) Философ в осьмнадцать лет.

г) Мальчик с пальчик, мужичок с ноготок.

6. Соотнесите названия стихотворений А. С. Пушкина и поэтические жанры.

1) элегия а) «На холмах Грузии»

2) послание б) «Вольность»

3) эпиграмма в) «И. И. Пущину»

4) ода г) «Песнь о вещем Олеге»

5) песнь д) «На Воронцова»

4.Литература и другие виды искусства.

1. Назовите музыкальные инструменты, на которых играл А. С. Грибоедов.

2. Какие стихи М. Ю. Лермонтова были положены на музыку?

3.Назовите художников, написавших наиболее известные портреты М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина.

4.Назовите кинофильмы, созданные по произведениям Н. В. Гоголя.

5.Анализ поэтического текста.

Ф.И. Тютчев

Как океан объемлет шар земной,

Земная жизнь кругом объята снами;

Настанет ночь - и звучными волнами

Стихия бьет о берег свой.

То глас ее: он нудит нас и просит...

Уж в пристани волшебный ожил челн;

Прилив растет и быстро нас уносит

В неизмеримость темных волн.

Небесный свод, горящий славой звездной

Таинственно глядит из глубины, -

И мы плывем, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.

1830 год.

Ответы.

    1.Знание текстов художественных произведений.

1.

Максимальное количество баллов – 4 б. (автор, название - 0,5б и герой -0,5б)

1.

И. А. Гончаров "Обломов"

Обломов

2.

Н.С. Лесков "Очарованный странник"

Флягин

3.

И.А. Гончаров "Обломов"

Штольц

4.

И.С. Тургенев "Отцы и дети"

Базаров

2. Максимальное количество баллов – 3 б. (автор, название по 0,5б)

2.1 Н.В. Гоголь «Шинель»

2.2 Н.В. Гоголь «Мертвые души»

2.3 А.Н. Островский «Гроза»

2.Знание истории литературы.

1.

Максимальное количество баллов – 2 б.

1. А.Н. Островский

2. «Современник»

3. Максимальное количество баллов – 1 б.

г) «Вестник Европы»

4. Максимальное количество баллов – 2б.

А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов? – нет.

Н. В. Гоголь и М. Ю. Лермонтов? – да.

5.  Максимальное количество баллов – 5 б.

Таганрог - А.П. Чехов, Овстуг - Ф.И. Тютчев, Симбирск - И.А. Гончаров, Спасское-Лутовиново - И.С. Тургенев, Спас-Угол - М.Е. Салтыков-Щедрин.

3. Знания теории литературы.

1. Максимальное количество баллов – 4 б.

А. Гипербола

Б. Кульминация

В. Рифма

Г. Ямб

2. Максимальное количество баллов – 1б.

Олицетворение

3. Максимальное количество баллов – 2 б.

А-метафора, Б-эпилог

4. Максимальное количество баллов – 1 б.

«онегинская строфа» всего

5. Максимальное количество баллов – 4 б.

а) – аметафора; б) – аксюморон; в) – ирония; г) - литота

6. Максимальное количество баллов – 5 б.

1) элегия - а)

2) послание - в)

3) эпиграмма - д)

4) ода - б)

5) песнь - г)

4.Литература и другие виды искусства.

1. Максимальное количество баллов – 3 б.

Орган, флейта, фортепиано.

2. Максимальное количество баллов – 5 б.( если учащийся напишет больше, то баллы можно добавить, т. к. музыкальных произведений много)

«Молитва»,1829;Парус («Белеет парус одинокий»), 1832«Нет, не тебя так пылко я люблю», 1841«Выхожу один я на дорогу», 1841Утес («Ночевала тучка золотая»), 1841

3. Максимальное количество баллов – 5 б.( если учащийся напишет больше, то баллы можно добавить)

Художники, написавши наиболее известные портреты М. Ю. Лермонтова - П.Е. Заболотский, М.Ю. Лермонтов (автопортрет),А.И. Клюндер, Д.П. Пален,

К.А. Горбунов,Ф.О. Будкин и А. С. Пушкина – В. А. Тропинин, О. А. Кипренский, Е. Гейтман, П. Ф. Соколов, Томас Райт.

4.Максимальное количество баллов – 5 б.( если учащийся напишет больше, то баллы можно добавить, т. к. кинофильмов много)

«Ревизор», «Женитьба», «Шинель», «Тарас Бульба», «Мертвые души», «Нос», «Майская ночь, или Утопленница», «Вечера на хуторе близ Диканьки» и др.

5.Анализ поэтического текста. (Максим. 25 баллов)

kopilkaurokov.ru

Литература 9 класс - Олимпиада по литературе 10 класс Знание текстов художественных произведений

С этим файлом связано 102 файл(ов). Среди них: Zadania_5-6.doc, troepolskij_gavriil-belyj_bim_chernoe_ukho-royalli.doc, tablicy_s_otvetami_rm-2014.doc, russkij_jazyk_5_klass-konkurs_mldv.docx, repertuar_teatr_opery_i_balmaj_2015.doc, repertuar_teatr_opery_i_balaprel_2015.doc, rasskazy_pro_osen.docx, rasputin_valentin-zhivi_i_pomni-royallib.ru.doc, rasputin_valentin-zhenskij_razgovor-royallib.ru.doc, rasputin_valentin-vasilij_i_vasilisa-royallib.ru.doc и ещё 92 файл(а).Показать все связанные файлы Олимпиада по литературе

10 класс

  1. Знание текстов художественных произведений.
  1. Перед вами сны литературных героев. Кому они снятся? Укажите произведение и его автора. (Максимальное количество баллов – 6 б,название, автор- по 0,5; герой - 1 балл)
    1. Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, эдаких я никогда не видывал: чёрные, неестественной величины! Пришли, понюхали – и пошли прочь.
1.2 Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни.

Мне казалось, буран еще свирепствовал и мы еще блуждали по снежной пустыне... Вдруг увидел я ворота и въехал на барский двор нашей усадьбы. Первою мыслию моею было опасение, чтоб батюшка не прогневался на меня за невольное возвращение под кровлю родительскую и не почел бы его умышленным ослушанием. С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. "Тише,-- говорит она мне,-- отец болен при смерти и желает с тобою проститься". Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постеле; матушка приподымает полог… Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж?.. Вместо отца моего, вижу в постеле лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: "Что это значит? Это не батюшка. И к какой мне стати просить благословения у мужика?" …

1.3. Упала в снег; медведь проворно

Её хватает и несёт;

Она бесчувственно-покорна;

Не шевелится, не дохнёт;

Он мчит её лесной дорогой;

Вдруг меж дерев шалаш убогий;

Кругом всё глушь, отвсюду он

Пустынным снегом занесён,

И ярко светится в окошко,

И в шалаше и крик и шум;

Медведь промолвил: здесь мой кум.

Погрейся у него немножко!

И в сени прямо он идёт,

И на порог её кладёт.

  1. Узнайте произведение по концовке. Назовите автора. (Максимальное количество баллов – 3 б. по 0,5б)
    1. Привидение, однако ж, было гораздо выше ростом, носило преогромные усы и, направив шаги, как казалось, к Обухову мосту, скрылось совершенно в ночной тьме.
    2. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.
2.3 Хорошо тебе, Катя! А я - то зачем остался жить на свете да мучиться!
  1. Историко-литературные задания.
  1. К пьесам какого русского драматурга создан словарь Н.С. Ашукина и С.И. Ожегова, включающий следующие статьи: великатный – деликатный; нешто – ничего; елестричество – электричество; фриштыкать – завтракать; ханжа – притворно – добродетельный человек, лицемер (Максимальное количество баллов – 1 балл)
  2. Этот литературный журнал издавали последовательно А.С. Пушкин, П.А. Плетнёв, Н.А. Некрасов с 1836 по 1866 гг. В нём были напечатаны «Капитанская дочка», «Записки охотника», «Муму». Назовите названия журнала. (Максимальное количество баллов – 1 балл)
  3. В каких произведениях русских классиков персонажами являются цыгане? (По одному баллу за каждое правильно названное произведение + автор)
III. Знание теории литературы.

1.Указать средства художественной выразительности, использованные в отрывке? (Максимальное количество баллов – 3 балла)

… В одном месте особенно унылый фонарь разбавлял мглу, и, проходя через его тусклую ауру, туман обращался в бисер дождя (В. Набоков «Другие берега»).

  1. Перед вами фрагменты лирических произведений и названия жанров. Соотнесите их между собой. Ответ запишите при помощи буквенного и цифрового обозначения (например: м – 9). Макс-8б.
Название жанра Номер примера
А) идиллия
Б) сонет
В) послание
Г) элегия
Д) ода
Е) дума
Ж) эпиграмма
З) хокку
1.Одной рукой он в шахматы играет,

Другой рукою он народы покоряет,

Одной ногой разит он друга и врага,

Другою топчет он вселенный берега.

(А.Суворов)2.Уже бледнее день, скрываясь за горою;

Шумящие стада толпятся над рекой;

Усталый селянин медлительной стопою

Идёт, задумавшись, в шалаш спокойный свой.

(В.Жуковский)3.Толпой угрюмою и скоро позабытойНад миром мы пройдем без шума и следа,Не бросивши векам ни мысли плодовитой,Ни гением начатого труда.И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,Потомок оскорбит презрительным стихом,Насмешкой горькою обманутого сынаНад промотавшимся отцом.

(М.Лермонтов)

4.Спокойствие пепла.

Кошка играет с шерстинкой.

Всё пройдёт.

(М.Лемэр)

5.Любви, надежды, тихой славыНедолго нежил нас обман,Исчезли юные забавы,Как сон, как утренний туман;Но в нас горит еще желанье;Под гнетом власти роковойНетерпеливою душойОтчизны внемлем призыванье.

(А.Пушкин)

6.Поэт! не дорожи любовию народной.Восторженных похвал пройдет минутный шум;Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободнойИди, куда влечет тебя свободный ум,Усовершенствуя плоды любимых дум,Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;Всех строже оценить умеешь ты свой труд.Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранитИ плюет на алтарь, где твой огонь горит,И в детской резвости колеблет твой треножник.

(А.Пушкин) 7.Глагол времён! металла звон!

Твой страшный глас меня смущает,

Зовёт меня, зовёт твой стон,

Зовёт – и к гробу приближает.

Едва увидел я сей свет,

Уже зубами смерть скрежещет,

Как молнией, косою блещет

И дни мои, как злак, сечёт.

(Г.Державин)8.Пастушки, я позабываю

Часы, как я грустил, стеня,

Опять в свирель свою взыграю,

Опять в своих кругах увидите меня. (А.Сумароков)

IV. Анализ поэтического текста. Максим. 25 балловФ.И. Тютчев

Как океан объемлет шар земной,

Земная жизнь кругом объята снами;

Настанет ночь - и звучными волнами

Стихия бьет о берег свой.То глас ее: он нудит нас и просит...

Уж в пристани волшебный ожил челн;

Прилив растет и быстро нас уносит

В неизмеримость темных волн.Небесный свод, горящий славой звездной

Таинственно глядит из глубины, -

И мы плывем, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.

1830 год.перейти в каталог файлов

trig.zodorov.ru

Олимпиадные задания по литературе страница 2

  1. Историко-литературные задания.

  1. К пьесам какого русского драматурга создан словарь Н.С. Ашукина и С.И. Ожегова, включающий следующие статьи: великатный – деликатный; нешто – ничего; елестричество – электричество; фриштыкать – завтракать; ханжа – притворно – добродетельный человек, лицемер (Максимальное количество баллов – 1 балл)

  1. Выход в свет двух частей сборника очерков «Физиология Петербурга» в марте – апреле 1845 года знаменует начальный этап развития критического реализма в русской литературе. Какое условное название закрепилось за этим литературным явлением? (1 балл). Назовите основных авторов. (По одному баллу за каждый правильный ответ)

  1. Этот литературный журнал издавали последовательно А.С. Пушкин, П.А. Плетнёв, Н.А. Некрасов с 1836 по 1866 гг. В нём были напечатаны «Капитанская дочка», «Записки охотника», «Муму». Назовите журнал. (Максимальное количество баллов – 1 балл)

III. Знание теории литературы.

1. Перед вами фрагменты лирических произведений и названия жанров. Соотнесите их между собой. Ответ запишите при помощи буквенного и цифрового обозначения (например: м – 9). (Максимальное количество баллов – 4).

1.Одной рукой он в шахматы играет,

Другой рукою он народы покоряет,

Одной ногой разит он друга и врага,

Другою топчет он вселенный берега.

(А.Суворов)

2.Уже бледнее день, скрываясь за горою;

Шумящие стада толпятся над рекой;

Усталый селянин медлительной стопою

Идёт, задумавшись, в шалаш спокойный свой.

(В.Жуковский)

3.Толпой угрюмою и скоро позабытойНад миром мы пройдем без шума и следа,Не бросивши векам ни мысли плодовитой,Ни гением начатого труда.И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,Потомок оскорбит презрительным стихом,Насмешкой горькою обманутого сынаНад промотавшимся отцом.

(М.Лермонтов)

4.Спокойствие пепла.

Кошка играет с шерстинкой.

Всё пройдёт.

(М.Лемэр)

5.Любви, надежды, тихой славыНедолго нежил нас обман,Исчезли юные забавы,Как сон, как утренний туман;Но в нас горит еще желанье;Под гнетом власти роковойНетерпеливою душойОтчизны внемлем призыванье.

(А.Пушкин)

6.Поэт! не дорожи любовию народной.Восторженных похвал пройдет минутный шум;Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободнойИди, куда влечет тебя свободный ум,Усовершенствуя плоды любимых дум,Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;Всех строже оценить умеешь ты свой труд.Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранитИ плюет на алтарь, где твой огонь горит,И в детской резвости колеблет твой треножник.

(А.Пушкин)

7.Глагол времён! металла звон!

Твой страшный глас меня смущает,

Зовёт меня, зовёт твой стон,

Зовёт – и к гробу приближает.

Едва увидел я сей свет,

Уже зубами смерть скрежещет,

Как молнией, косою блещет

И дни мои, как злак, сечёт.

(Г.Державин)

8.Пастушки, я позабываю

Часы, как я грустил, стеня,

Опять в свирель свою взыграю,

Опять в своих кругах увидите меня.

(А.Сумароков)

IV. Литература и другие виды искусства

infourok.ru

Знания теории литературы.

Поиск Лекций

Олимпиадные задания по литературе 10 класс (с ответами) 2016 год

Олимпиада по литературе составлена для учащихся 10 классов. Задания способствуют выявлению и развитию творческих способностей учащихся, интереса к научно-исследовательской деятельности, созданию необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганде научных знаний, формированию и развитию духовно-нравственных качеств личности.

Предлагаемые олимпиадные задания призваны помочь учащимся проверить и оценить свои знания, качественно подготовиться к следующему туру олимпиад. Эти задания можно использовать на школьном этапе и на дополнительных занятиях.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа «Олимпиадные задания по литературе 10 класс (с ответами) 2016 год»

Олимпиадные задания по литературе 10 класс (с ответами) 2016 год

Знание текстов художественных произведений.

1. Соотнесите портреты персонажей произведений русской литературы (в первом столбике) с названием произведения и автора (во втором столбике). Назовите героя (в третьем столбике).

Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. И.С. Тургенев "Отцы и дети"  
Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке. И.А. Гончаров "Обломов"  
Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав, щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные. Движений лишних у него не было. Н.С. Лесков "Очарованный странник"  
... отвернув воротник балахона, показал ... все свое лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум. И.С. Тургенев "Отцы и дети"  

Узнайте произведение по концовке. Назовите автора.

    1. Привидение, однако ж, было гораздо выше ростом, носило преогромные усы и, направив шаги, как казалось, к Обухову мосту, скрылось совершенно в ночной тьме.
    2. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

2.3 Хорошо тебе, Катя! А я - то зачем остался жить на свете да мучиться!

Знание истории литературы.

 

 

  1. К пьесам какого русского драматурга создан словарь Н.С. Ашукина и С.И. Ожегова, включающий следующие статьи:великатный – деликатный; нешто – ничего; елестричество – электричество; фриштыкать – завтракать; ханжа – притворно – добродетельный человек, лицемер
  2. Этот литературный журнал издавали последовательно А.С. Пушкин, П.А. Плетнёв, Н.А. Некрасов с 1836 по 1866 гг. В нём были напечатаны «Капитанская дочка», «Записки охотника», «Муму». Назовите название журнала.
  3. В каком издании было опубликовано первое стихотворение А. С. Пушкина?

а) «Московские Ведомости»

б) «Полярная звезда»

в) «Колокол»

г) «Вестник Европы»

4. Были ли знакомы А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов? Н. В. Гоголь и М. Ю. Лермонтов?

5. С жизнью и деятельностью каких писателей cвязаны географические названия: Таганрог, Овстуг, Симбирск, Спасское-Лутовиново, Спас-Угол.

 

Знания теории литературы.

  1. Назовите литературоведческие термины по его толкованию:
  1. Вид тропа, художественно обоснованное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета.

Б. Элемент сюжета, момент наивысшего напряжения действия, пик конфликта.

  1. Созвучие окончаний стихов.

Г. Двусложный размер стиха, в котором первый слог ударный, а второй – безударный.

  1. Какой художественный прием использует Ф. Тютчев в следующих строках:

Сияет солнце, воды блещут,

На всем улыбка, жизнь во всем,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

  1. Четвертое «лишнее»

А. Метафора, завязка, кульминация, развязка

Б. Драма, эпилог, комедия, трагедия

  1. Строфа из 14 строк 4-стопного ямба? Как называется?
  2. Определите изобразительно-выразительные средства языка

а) Гвозди бы делать из этих людей:

Крепче бы не было в мире гвоздей. ( Н. Тихонов)

б) Добродушная свирепость.

в) Философ в осьмнадцать лет.

г) Мальчик с пальчик, мужичок с ноготок.

6. Соотнесите названия стихотворений А. С. Пушкина и поэтические жанры.

1) элегия а) «На холмах Грузии»

2) послание б) «Вольность»

3) эпиграмма в) «И. И. Пущину»

4) ода г) «Песнь о вещем Олеге»

5) песнь д) «На Воронцова»

Литература и другие виды искусства.

 

1. Назовите музыкальные инструменты, на которых играл А. С. Грибоедов.

2. Какие стихи М. Ю. Лермонтова были положены на музыку?

3.Назовите художников, написавших наиболее известные портреты М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина.

4.Назовите кинофильмы, созданные по произведениям Н. В. Гоголя.

 

5.Анализ поэтического текста.

Ф.И. Тютчев

Как океан объемлет шар земной,

Земная жизнь кругом объята снами;

Настанет ночь - и звучными волнами

Стихия бьет о берег свой.

 

То глас ее: он нудит нас и просит...

Уж в пристани волшебный ожил челн;

Прилив растет и быстро нас уносит

В неизмеримость темных волн.

 

Небесный свод, горящий славой звездной

Таинственно глядит из глубины, -

И мы плывем, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.

1830 год.

 

 

Ответы.

1.Знание текстов художественных произведений.

1.

Максимальное количество баллов – 4 б. (автор, название - 0,5б и герой -0,5б)

 

1. И. А. Гончаров "Обломов" Обломов
2. Н.С. Лесков "Очарованный странник" Флягин
3. И.А. Гончаров "Обломов" Штольц
4. И.С. Тургенев "Отцы и дети" Базаров

 

2.Максимальное количество баллов – 3 б. (автор, название по 0,5б)

2.1 Н.В. Гоголь «Шинель»

2.2 Н.В. Гоголь «Мертвые души»

2.3 А.Н. Островский «Гроза»

 

poisk-ru.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта