Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Международный научно-аналитический журнал «Евразийская интеграция». Евразийская экономическая интеграция журнал


Международный научно-аналитический журнал «Евразийская интеграция»

eiИздание посвящено проблемам и перспективам евразийской интеграции, практическим результатам реализации интеграционных проектов, теоретическим научным исследованиям российских и зарубежных ученых в области наиболее сложных проблем международной политики, экономики и права.

В связи с перспективами расширения Евразийского союза актуализируется вопросы теоретического осмысления интеграционных процессов в регионе евразийского пространства, а также концептуальных разработок механизмов интеграции в рамках модели Евразийского союза. Разработка научной концепции развития международной региональной интеграции, в том числе отдельных межгосударственных интеграционных образований, должна вестись в контексте анализа изменений, происходящих в мировой экономике в целом.

Особую актуальность приобретает теоретическое обоснование новых интеграционных составляющих, способных предопределить устойчивое развитие неоевразийского пространства как одного из центров мировой политики и экономики XXI века, а также выработка необходимых правовых, экономических, социокультурных механизмов и гарантий интеграционного процесса. Большой интерес для научных исследований представляет опыт международных интеграционных объединений, таких как Организация Договора о коллективной безопасности, Шанхайская организация сотрудничества.

Современные международные связи основаны на взаимном информационном обмене экономической, политической, правовой информаций, подготовке совместных решений на межгосударственном, межведомственном, корпоративном уровнях по актуальным проблемам управления.

В связи с этим, особое значение приобретает формирование единого международного научного информационного пространства, что будет способствовать наиболее эффективному решению актуальных проблем интеграции, а также реализации задач организации международной коммуникации и международного научного обмена. Решение этих вопросов лежит в области междисциплинарных исследований, на стыке науки и практики, поэтому на страницах издания совместно выступают представители органов власти, политики, парламентарии и ученые. Миссия журнала – стать международной информационной и дискуссионной площадкой свободного общения ученых ведущих научно-исследовательских и учебных организаций стран Евразийского пространства.

Кроме специалистов высших учебных заведений, занимающихся теоретическими вопросами международных интеграционных процессов, редакция старается привлечь к участию в издании специалистов профильных департаментов Евразийской Экономической Комиссии, ведущих ученых национальных академий наук стран ЕАЭС, института стран Азии и Африки МГУ, Института Центральной Азии, Академии геополитических проблем, Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития, Евразийского научно-исследовательского института проблем права и других научно-исследовательских институтов, занимающихся проблемами региональной евразийской интеграции.

Журнал издаётся на русском и английском языках.

Приглашаем авторов опубликоваться в журнале. Рукописи статей направлять на электронный адрес: [email protected]

Контакты:

Директор ИПЦ СЗИУ РАНХиГСКнязев Евгений Юрьевичтел.: +7 (812) 335 94 72e-mail: [email protected]

Случевский Вячеслав Владимирович e-mail: [email protected]

sziu.ranepa.ru

Евразийская экономическая интеграция — 2017

18 Мая 2017

Евгений Винокуров. Почему конкуренция юрисдикций в Евразийском экономическом союзе оказалась неэффективной? Ведомости, 22 мая 2017

К Санкт-Петербургскому международному экономическому форуму Евразийский банк развития подготовил доклад «Евразийская экономическая интеграция — 2017». В докладе отражены направления, события и решения, задающие векторы интеграционных процессов в Евразийском экономическом союзе. В работе приведены актуальные данные и аналитика по макроэкономическому развитию, динамике торговли и инвестиций, рынку труда. Также анализируется прогресс в устранении нетарифных барьеров. Детально рассмотрены такие важные процессы, как согласование Таможенного кодекса ЕАЭС, достижение договоренностей по общему рынку лекарственных средств и медицинских изделий, а также ускорение работы по созданию зон свободной торговли.

Евразийская экономическая интеграция достигла содержательных результатов. Однако фаза быстрого начального прогресса подошла к концу. В частности, на это указывают сложные процессы согласования позиций по Таможенному кодексу и общему рынку лекарственных средств и медицинских изделий. Это две важнейшие темы интеграционной повестки последних месяцев, консенсус по которым был достигнут тяжело.

Ряд потенциальных эффектов евразийской экономической интеграции не реализовался на практике. На заре Таможенного союза, в 2011–2012 годах, много говорилось о перспективе конкуренции юрисдикций. Ее следствием должен был стать переток тысяч компаний из страны в страну — например, с целью воспользоваться более благоприятным налоговым режимом. Через пять лет можно констатировать: привязка бизнеса к родному государству оказалась сильнее. Это следствие прежде всего высокой доли государства в экономике и все еще высоких нетарифных барьеров.

Прошедший год не остановил негативную динамику взаимной торговли и взаимных инвестиций. Вместе с тем темпы падения данных показателей для стран ЕАЭС были значительно ниже, чем вне ЕАЭС. Объем внутрисоюзной торговли сократился на 6.7% (однако физический объем вырос на 0.4%) по сравнению с падением оборота внешней торговли Союза на 12%. Динамика стоимостных объемов взаимной торговли ЕАЭС по-прежнему коррелирует с мировыми ценами на углеводороды, но степень корреляции снижается. Динамика накопленных взаимных ПИИ также негативна, но значительно лучше, чем в целом по региону СНГ.

Доклад имеет следующую структуру. В первой главе — «Динамика евразийской экономической интеграции» — в структурированном виде показана динамика работы внутри ЕАЭС по ключевым направлениям и процессам — от Таможенного кодекса и общего рынка лекарственных средств и медицинских изделий до нетарифных барьеров, финансовых рынков и ведущихся переговоров по зонам свободной торговли. Во второй главе — «Динамика макроэкономических процессов в ЕАЭС» — дан анализ наиболее важных индикаторов социально-экономического развития стран ЕАЭС и сближения их экономик. В третьей главе — «Общий рынок товаров и услуг», наибольшей по объему — в фокусе внимания развитие взаимной торговли, а также динамика создания общих рынков товаров и услуг. Далее, в четвертой главе — «Динамика инвестиций в ЕАЭС», — приведен анализ динамики взаимных инвестиций в ЕАЭС, а также внешних инвестиционных потоков со странами Евразии. В пятой главе — «Динамика общего рынка труда» — представлена информация по одному из зачастую недооцениваемых успехов евразийской интеграции — общему рынку труда и частным вопросам мобильности пенсий, денежных переводов и обеспечения трудовых мигрантов медицинским страхованием. В шестой главе — «Восприятие евразийской интеграции обществом» — анализируются данные об отношении населения к различным аспектам евразийской интеграции.

Центр интеграционных исследований ЕАБР планирует выпускать этот доклад на ежегодной основе.

Статьи по теме:

Татьяна Едовина. Интеграции в ЕАЭС понижают передачу: Союз объединяет рынки, но делает это все осторожнее. «Коммерсантъ», № 86 (6080) от 18 мая 2017

Вернуться к списку

eabr.org

Евразийский экономический союз

17 Октября 2017

Под редакцией Е. Ю. Винокурова, д.э.н. (ЦИИ ЕАБР). Авторский коллектив: Е. Ю. Винокуров, д.э.н.; Д. А. Коршунов, MBA;                              В. С. Перебоев, к.полит.н.; Т. В. Цукарев, к.э.н. (ЦИИ ЕАБР).

Книга посвящена Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) — его содержанию, эволюции, организационному устройству, вопросам экономической интеграции государств — членов ЕАЭС, функционирования общих рынков товаров, услуг, капитала и труда, внешнеэкономической политике Союза. В книге приведен комплексный анализ евразийской экономической интеграции на основе различных подходов и данных. Авторы не только представляют фактическую информацию по экономике, политике, институтам, функционированию общих рынков и внешнеэкономическим отношениям Союза, но и предпринимают попытку объяснить, почему процессы евразийской интеграции развиваются именно так, а не иначе. Авторы показывают возможные задачи и вероятные проблемы, которые, по их мнению, предстоит решать Союзу в ближайшие 10 лет.

Содержание

Оглавление, список рисунков и таблиц, список аббревиатур

Введение

Глава 1. История евразийской интеграции: 1991—2016

Глава 2. Экономические и социальные связи

Глава 3. Институты ЕАЭС

Глава 4. Общие рынки в рамках Евразийского экономического союза: движение товаров, услуг, труда и капитала

Глава 5. Евразийский экономический союз: связи с внешним миром

Глава 6. «Нормальное» интеграционное объединение: принципы и идеология евразийской интеграции

Заключение

Приложение 1. Статистические данные

Приложение 2. Хронология евразийской интеграции 1991—2016

Приложение 3. Дела, рассмотренные Судом ЕАЭС в 2015–2017 годах

Примечания, список литературы, алфавитный указатель

Авторы будут рады ответить на возможные вопросы и получить обратную связь от читателей по электронной почте: [email protected] (Центр интеграционных исследований ЕАБР).

Вернуться к списку

eabr.org

Интеграционные исследования

ws_ru1.jpg Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР) основан в 2011 году. ЦИИ ЕАБР представляет собой компактный и эффективный think-tank, который занимается информационно-аналитическим сопровождением интеграционных процессов на евразийском пространстве в рамках ЕАБР. Ключевые задачи ЦИИ ЕАБР — организация исследовательской работы, подготовка докладов и рекомендаций правительствам государств — участников Банка по вопросам региональной экономической интеграции. За время, прошедшее с момента его создания, ЦИИ ЕАБР зарекомендовал себя серьезным и надежным источником качественной аналитики в области интеграции в Евразии.

ЦИИ ЕАБР специализируется на прикладных исследованиях количественного характера. Круг тем охватывает макроэкономическое моделирование (особенно в контексте ЕАЭС), валютно-финансовую и денежно-кредитную проблематику, взаимные инвестиции, взаимную торговлю, анализ деятельности региональных объединений, развитие трансграничной инфраструктуры, тренды трудовой миграции, общественное восприятие интеграции.

ЦИИ ЕАБР представляет собой мобильную и динамичную структуру. Центр ведет многочисленные проекты и крупные постоянные исследования. Их организация и реализация, а также последующая публикация аналитических докладов, основанных на результатах исследований, осуществляются в рамках основных проектных направлений ЦИИ ЕАБР:

За 7 лет работы ЦИИ ЕАБР стал ведущим аналитическим центром по евразийской интеграционной проблематике. В партнерстве с признанными экспертами, научно-исследовательскими центрами и институтами было издано около 50 печатных и электронных аналитических докладов. Все доклады ЦИИ ЕАБР находятся в открытом доступе.

Центром подготовлено более 50 аналитических работ для администраций президентов, министерств государств - участников Банка и Евразийской экономической комиссии. Сотрудники ЦИИ ЕАБР также стали авторами 4 монографий на русском и английском языках, включая следующие издания – Евразийская континентальная интеграция (2012) и Евразийский экономический союз (2017). Кроме того, ими опубликован целый ряд научных статей в академических изданиях, материалы в аналитической периодике и СМИ.

С 2008 по 2015 год под началом ЦИИ ЕАБР издавался ежеквартальный научно-аналитический журнал «Евразийская экономическая интеграция», публиковавший актуальные научно-аналитические статьи, рецензии на материалы по интеграционной проблематике, интервью и хронику региональной интеграции на русском языке. За 8 лет существования в свет вышло 29 номеров журнала, было опубликовано в общей сложности свыше 260 статей. Линейку периодических изданий дополняет ежегодный альманах Eurasian Integration Yearbook. В 6 сборниках, вышедших в свет в 2008–2013 годах, опубликованы на английском языке избранные статьи журнала «Евразийская экономическая интеграция», хроника региональной интеграции и другие материалы.

Подписаться на аналитические материалы ЦИИ ЕАБР можно здесь.

Контакты

191014, Россия, Санкт-Петербург,ул. Парадная, д. 7Тел. +7 (812) 320 44 41 (доб. 2413)E-mail: [email protected]

eabr.org

Евразийская экономическая интеграция | Статья в журнале «Молодой ученый»



Евразийская экономическая интеграция

Вьюнов Валерий Николаевич, кандидат философских наук, доцент;

Филиппова Мария Георгиевна, кандидат экономических наук, доцент;

Абулов Руслан Михайлович, студент;

Ларькин Алексей Русланович, студент;

Кубаев Мырат Батырович, студент;

Накашидзе Аслан Ревазович, студент

Московский государственный университет пищевых производств

В статье рассматриваются наиболее общие итоги развития евразийской экономической интеграции за 2010–2015 гг., цели и задачи Таможенного союза (ТС), предпосылки Евразийского экономического союза (ЕАЭС), проблемы и некоторые перспективы данных интеграционных проектов.

Ключевые слова: евразийская экономическая интеграция, Таможенный союз, Таможенный кодекс ТС, Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Евразийский экономический союз, межгосударственная кооперация.

На кафедре «Общий и таможенный менеджмент» МГУПП за последние 2 года подготовлены и изданы статьи по проблемам формирования разных форм интеграции государств СНГ [1], по роли в ТС и ЕАЭС Республики Беларусь [2] и Республики Казахстан [3], по углублению процесса интеграции в рамках ЕАЭС [4].

Сразу же после распада СССР уже в 1992 г. в рамках СНГ были предприняты попытки восстановить многостороннее сотрудничество в рамках новых современных проектов интеграции постсоветских государств. Это и договоры о зонах свободной торговли, и Договор 1993 г. о создании Экономического союза с целью формирования общего рынка товаров, услуг и капиталов. В 1997г. создается проект Союзного государства России и Белоруссии, в 2000 г. — Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), в 2010 г. — Таможенный союз и Единое экономическое пространство ЕврАзЭС. Большинство проектов евразийской интеграции, к сожалению, остались лишь именно проектами, амбициями новых политических элит регионов. Центробежные тенденции в 90-е годы и желание ориентироваться на новых партнеров в мире как предпосылке быстрой модернизации, демократизации и интеграции в мировое сообщество в итоге не позволили запустить в действие интеграционные процессы в СНГ.В то же время с конца 20 века регионализация в многих странах рассматривалась как более приоритетная модель по сравнению с глобализацией (это и ШОС, БРИКС и др.) В то же время в постсоветских странах Азии процесс глобализации часто виделся элитам как средство возможного повторения опыта быстрой и эффективной модернизации «новых азиатских тигров». Многие особенности стран ЮВА не учитывались, как и иное международное положение. Естественно, что ряд сырьевых товаров (золото, уран, цветные металлы, газ и др.) крайне востребованы в мире, но чисто сырьевая экономика и экспорт — уже не гарант экономической независимости, стабильности и успешности. Ввиду этого страны Центральной Азии по-прежнему использовали методы протекционизма во внешней торговле, ограничивая движение капиталов, товаров, технологий. Локальные региональные таможенные союзы в центре Азии (Таджикистан, Кыргыстан, Казахстан и др.) не могут быть успешным выходом из нынешнего состояния, поэтому и интеграция с РФ, Беларусью есть выход из состояния системного отставания и закрытости.

В январе 1995 г. было подписано Соглашение о Таможеном союзе (ТС) России и Беларуси, к которому в последующие годы присоединились Казахстан, Кыргыстан и Таджикистан. В 2000 г. в Астане упомянутыми государствами был подписан Договор о учреждении Еразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), главные цели которого:

Развитие экономической интеграции

Создание зон свободной торговли

Формирование ТС

Модернизация экономик и повышение уровня жизни населения стран.

До 2010 г. большинство решений Межгоссовета ЕврАзЭС и ТС оставались лишь политическими проектами, декларациями, реальных шагов по реализации воли элит со значимыми результами почти не было.

2010 год — важный рубеж институирования ТС, когда принятые 40 международных договоров в рамках ТС начинают реализовываться, создается единое таможенное пространство, принимается Таможенный кодекс ТС На Едином экономическом пространстве (ЕЭП) России, Беларуси и Казахстана новый орган Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) постепенно начинает как орган наднационального управления и координации интеграции осуществлять почти 170 конкретных экономических функций.

Первые годы развития ТС отмечены заметными позитивными результатами. Так, за период 2010–2012 гг. общий объем взаимной торговли вырос с 47 млрд.долл. до 67,8 млрд.долл. Доля РФ — от 63 до 66 %. [5] Структура товаров очень различна. Например, в экспорте Беларуси готовые товары значительно превышают объемы сельскохозяйственной продукции, минералов. Экспорт Казахстана — нефть, газ, металлы, сельскохозяйственные товары и сырье. В 2010–2012 гг. заметно вырос объем взаимных поставок продукции машиностроения, химической и обрабатывающей промышленности. В это время сони предприятий стран ТС реально восстановили и значительно расширили прямые связи между собой, создаются совместные предприятия индустрии с самыми современными технологиями. В то же время внешний экспорт (за пределы ТС) данных позиций крайне незначителен. По-прежнему стран ТС ввозят значительное число товаров высокотехнологичных — машины, станки, транспортные средства. Если доля нефтегазовых товаров во взаимной торговли упала с 39 % до 30 %,, то во внешней торговли они составляют до 70–75 %.

Начиная со второй половины 2013 г. заметен процесс сокращения объемов взаимной торговли, что имело ряд причин и происходило еще до введения США и ЕС санкций. Например, если в 2013 г. Беларусь значительно увеличила экспорт сельхозпродуктов и нефтепродуктов в Казахстан, то резко упал экспорт машин, оборудования, транспортных средств (на 23 %) А экспорт Казахстана в Беларусь упал почти в 2 раза, в РФ — на 12 %, экспорт РФ в Казахстан — на 25 % [6]..Нисходящий тренд 2013 года усилился в период 2014–2015 гг. В 2014 г. общий объем взаимной торговли составил 89 % от 2013 г, в 2015 г. падение составило не менее 25 % [7]

За первое полугодие 2015 г. товарооборот Беларусь-Россия упал до 70 % от 2014 г, Казахстана и РФ до 76 %, Беларусь-Казахстан — до 68,7 % Удельный вес взаимной торговли в общем объеме внешней торговли сократился в Беларуси — с 50 % до 48,7 %, а в РФ и Казахстане незначительно вырос. Структура взаимной торговли за 2015 г. заметно не изменилась. По-прежнему минеральные товары доминируют (35 %), продовольственные товары составляют 15 % (из них 60 % — доля Беларуси),-До 10 % — продукция нефтехимии, 15 % — машины и оборудование (60 % — поставки РФ). За первое полугодие внутренний экспорт Беларуси упал на 33 %, Казахстана — на 236,8 %, РФ — 22,4 % [8]

В I квартале 2015 года удельный вес взаимной торговли в общем объеме внешней торговли стран ЕАЭС составил 11,5 %. Сокращение взаимной торговли между нашими странами в 2014 году составило 11 % относительно уровня 2013 года. В I квартале 2015 года по отношению к I кварталу 2014 года снижение взаимного товарооборота стран ЕАЭС составило 30,5 %, — отмечает министра Комиссии ЕАЭС Т.Сулейменов летом 2015 г [9].

Резко сократился товарооборот с ЕС, США и даже КНР. В рамках деятельности ТС стал заметен полускрытый протекционизм, набирает обороты «серый импорт», Казахстан нередко выступает как реэкспорт товаров из Турции с поставкой их в РФ, как и Беларусь с товарами из Украины и ЕС.

Общее падение экономических показателей в странах ТС и сокращение взаимной торговли в 2014–2015 гг. связано с рядом факторов:

снижение спроса на сырье, нефть, газ ввиду сохранения действия негативных последствий мирового кризиса

крайне сильная зависимость курса национальных валют от мировой конъюнктуры

низкие темпы модернизации национальных экономик, общая стагнация большинства отраслей

постепенное исчерпание ресурсов роста торговли за счет традиционных товаров

усиление конкуренции на мировых рынках

сохранение в ТС значительных нетарифных барьеров

отсутствие единой стратегии торгово-экономической политики стран ТС и ЕЭП

последствия санкций США и ЕС к в отношении РФ, а также антисанкционная политика России виде эмбарго

чрезмерная бюрократизация внутри ЕЭК и правительств стран ТС, крайне сложный и долгий процесс согласования общих действий и др.

Процесс развития евразийской экономической интеграции в рамках ТС и ЕврАзЭС с мая 2014 г. вышел на качественно новый уровень, когда в Астане Был дописан Договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который с января 2015 г. институирован первоначально в составе России, Беларуси и Казахстана, а затем к нему присоединились Армения и Кыргыстан. Как отмечает большинство неоколокремлевских исследователей, ЕАЭС в большей степени инициирован не реальными современными экономическими потребностями и возможностями, потенциалом участников Союза, прежде всего и по-прежнему волей политического руководства стран Союза.

ЕАЭС должен стать в перспективе формой и базой реальной интеграции на основе модернизации экономик, структурной перестройки, интенсификации производства, создания единых требований, норм и программ, стратегий развития самых разных сегментов экономик, что облегчит создание единой таможенной и транспортной территории, банковской и страховой систем, энергетической базы,межгосударственной производственно-технологической кооперации и др. Предстоит создать и абсолютно новый тип перераспределения главных ресурсов внутри ЕАЭС.

В ст. 1 Договора о создании ЕАЭС отмечается, что «необходимо обеспечить свободу движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной и единой политики в отраслях экономики…», а ст.2 согласованную политику как» осуществляемую государствами-членами в различных сферах на основе гармонизации правового регулирования, в т. ч. на основе решений органов Союза» [10].

Проект ЕАЭС должен ускорить создание в рамках Союза надгосударственного органа, исключительной компетенцией которого сейчас являются вопросы:

регулирование таможенного союза и законодательства, таможенного администрирования;

единая торговая политика в отношении третьих стран;

согласованная политика в области конкуренции

техническое регулирование в рамках ТС, единые санитарный, ветеринарный и фитосанитарный регламенты и др.

В ст.6 Договора о создании ЕАЭС четко сформулирована система права ЕАЭС: Договор о ЕАЭС, международные договора ЕАЭС с третьими странами, решения высшего Совета ЕАЭС и ЕЭК. Подчеркивается, что нормативно-правовые акты государств-членов Союза постепенно должны унифицироваться и в соответствующих сферах не противоречить нормам права ЕАЭС, что до сих пор является актуальным препятствием процесса дальнейшей интеграции членов Союза.

Унификация норм, институтов и механизмов регулирования и развития интеграционных процессов в рамках ЕАЭС не должна быть поспешной, подстроенной только под волю первых лиц государств, схематичной, учитывая и особенности ЕЭП, и сложившиеся экономические системы, институты, традиции. Поэтому и либерализация здесь не выступает синонимом модернизации, интенсификации, оптимизации, рационализации. Поэтому либеральные принципы регулирования в области кредитов, налогов и в бюджетной политике в рамках ЕАЭС будут явной ошибкой.

В каждой стране ЕАЭС должны быть определены конкретные отрасли и предприятия, имеющие особое приоритетное значение как будущие локомотивы евразийской модернизации и интеграции, наиболее привлекательные объекты инвестиций и инноваций, межгосударственной производственной кооперации и специализации, которые обладают наибольшим перспективным экспортным потенциалом. К сожалению, за последние 20–25 лет усилился разрыв между достижениями в НИОКР и предприятиями, процессом реализации инноваций. Приоритетными секторами экономик ЕАЭС могут выступить: ВПК, авиационная промышленность, приборостроение, микробиология, ядерная энергетика, нефтехимия.

Евразийская экономическая интеграция в проекте ЕАЭС формируется в крайне сложных внутренних и глобальных условиях. Процесс развития ЕАЭС столкнулся с рядом серьезных вызовов и его успех зависит не только от воли правящих элит, но прежде всего от эффективности экономической политики и реальных достижений в социально-экономической области каждой страны Союза.

Литература:
  1. Вьюнов В. Н., Нур Ф. И., Пискарев А. Е., Иванова Т. А., Самсонова М. А., Сидельникова А. А. Евразийская интеграция: сложный и длинный путь. //Молодой ученый. 2015. 3 2, с.258–260.
  2. Вьюнов В. Н., Нур Ф. И., Иванова Т. А., Самсонова М. А., Савотиков А. М. Промышленное и экономическое взаимодействие Республики Беларусь в рамках соглашения о ТС.// Молодой ученый, 2015. № 5, с.247–250
  3. Вьюнов В.Н, Нур Ф. И., Иванова Т.А, Сидельникова А. А., Бочкова Т. В., Смутина В. В. Анализ экономических показателей промышленности Республики Казахстан как страны-участницы ТС и ЕАЭС.// Молодой ученый, 2015.№ 3. с.250–253.
  4. Вьюнов В. Н., Филиппова М. Г., Бочкова Т. В., Егошин Е.Е., Смутина В.В., Коломин А. А. Противоречия и перспективы Евразийского экономического союза.// Молодой ученый, 2015, № 12. с. 588–592.
  5. Итоги взаимной торговли (экспорта) государств-членов ТС и ЕЭП за 2010–2012 годы. М,ЕЭК,2012.
  6. Взаимная торговля товарами государств-членов ТС и ЕЭП за 2014 год. Статистический бюллетень. М, ЕЭК, 2015.
  7. Второй Евразийский экономический конгресс. Москва, 1 декабря 2015 года. \\euraiancenter.ru\perspektive\2015\203
  8. Взаимная торговля товарами государств-членов ЕАЭС за 1 полугодие 2015 года. Статистический бюллетень. ЕЭК. http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/publications/Documents/Int_II_2015.pdf8.
  9. http://www.interfax.by/news/belarus/1185690
  10. Договор о ЕАЭС. 29 мая 2014 года, г. Астана. http://eurasiancommission.org/ru/Lists//EECDocs

Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, Беларусь, взаимная торговля, РФ, евразийская экономическая интеграция, таможенный союз, Евразийский экономический союз, договор, внешняя торговля, товар.

moluch.ru

Журнал Международная жизнь - Евразийская экономическая интеграция: проблемы, достижения и перспективы

Слева направо: президент USRBC Д.Рассел, председатель Коллегии ЕЭК Т.С. Саркисян, президент  AmCham А.Родзянко

Прошло почти 2 года с момента создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС), возникшего на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства. За это время были достигнуты определенные результаты: приняты основы промышленного сотрудничества, определены параметры развития экспорта, сформулированы концепции общих рынков товаров и услуг, запущен процесс выстраивания торгово-экономических отношений с внешними партнерами, одобрен Таможенный кодекс союза.

Тем не менее, главы стран – участниц объединения отмечают, что  интеграция в рамках объединения идет не слишком гладко и быстро. По заявлению Президента Белоруссии А. Лукашенко в ЕАЭС до сих пор отсутствует «безбарьерная среда и равные для всех условия»[1]. 

Приоритетные вопросы торговой политики ЕАЭС, новый Таможенный кодекс, отношения ЕАЭС с внешними игроками – эти и другие вопросы были обсуждены в Москве на конференции «Евразийская экономическая интеграция: движение вперед, новые горизонты для бизнеса», которая была организована Американской торговой палатой в России (American Chamber of Commerce in Russia, AmCham) и Американо-Российским деловым советом (US-Russia Business Council,USRBC). В качестве спикеров на мероприятии выступили: председатель Коллегии ЕЭК Т.С. Саркисян, члены Коллегии министров ЕЭК В.О. Никишина и  К.А. Минасян. Модераторами встречи стали: президент  AmCham А.Родзянко и президент USRBC Д.Рассел.

Организаторы мероприятия отметили, что Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) делает очень важную работу, которая оказывает положительное влияние на американский бизнес, ведущий свою деятельность в России и других государствах ЕАЭС.

Отношения ЕАЭС с внешними игроками

Многие международные акторы проявляют большой интерес к Евразийскому экономическому союзу. За время своего существования ЕАЭС получил порядка 40 заявок на торгово-экономическое сотрудничество от различных государств мира. Подавляющее большинство заинтересованных сторон желают заключить с Евразийским экономическим союзом договор о зоне свободной торговли (ЗСТ). В 2015 году уже было подписано подобное соглашение с Вьетнамом. На сегодняшний день ведутся переговоры с КНР, Израилем, Индией, Сингапуром, Ираном и Сербией.

Министр по торговле ЕЭК Вероника Никишина отметила, что ЕАЭС не стремится слепо следовать моде преференциальных режимов и всегда анализирует насколько экономически выгодно принимать предложения о создании ЗСТ с тем или иным партнером. «В настоящий момент для нас  вопрос многосторонних мегарегиональных преференциальных соглашений не является самоцелью. Мы сейчас выстраиваем свою собственную карту интеграции, в которой, исходя из экономической целесообразности,  создаем модель соглашения. Например, с Китаем страны-участницы ЕАЭС не готовы говорить об обнулении таможенных пошлин, но  согласны рассмотреть всеобъемлющее соглашение о торгово-экономическом партнерстве, которое будет сконцентрировано на достижении договоренностей по устранению нетарифных барьеров». Также Министр по торговле ЕЭК перечислила и ряд стран, с которыми теоретически ЕАЭС видит выгоды от создания ЗСТ – это Индия, Сингапур, Корея, Египет и Иран.

В настоящий момент для ЕАЭС вопрос многосторонних мегарегиональных преференциальных соглашений не является самоцелью

Вероника Никишина  подчеркнула, что в соглашениях о свободной торговле элементом переговоров являются не только тарифы и обнуление пошлин, но и более всеобъемлющие дисциплины (услуги, инвестиции, техническое регулирование, санитарные меры). К каждому потенциальному торговому партнеру применяется индивидуальный подход. Министр перечислила  три классические модели, которые могут быть задействованы:

  • Если рынок для ЕАЭС интересен с точки зрения экспорта, то  будут вестись дискуссии по поводу снижение пошлин. Например, под эту категорию попадает Израиль.

  • Если страна интересна не только и не столько как экспортный рынок, а как партнер по инвестиционному и технологическому сотрудничеству (например, Южная Корея), то союз хотел бы видеть в соглашении не только снижение пошлин, но и элементы, связанные с инвестициями и сотрудничеством в области технологий.

  • Если в соглашении о ЗСТ предмет пошлин является практически ничтожным, то основной упор делается на другие дисциплины. Например, Сингапур – страна, в которой за исключением 4 позиций, по всем товарам уже существуют нулевые пошлины, то он гораздо более интересен по вопросам услуг и инвестиций.

На конференции также была поднята тема торгово-экономических взаимоотношений США и ЕАЭС, в которой за последние годы наблюдается отрицательная динамика. В 2015 году был отмечен самый серьезный спад. По словам Председателя Коллегии ЕЭК Т.С. Саркисяна, импорт американских товаров в страны Евразийского экономического союза сократился на 35%, а экспорт из стран-участниц сообщества в США снизился на 10,5%. Что касается текущего 2016 года, то торговый оборот между двумя акторами составил порядка 26 млрд долларов и носит  достаточно диверсифицированный и волатильный характер. Наблюдается увеличение экспорта из США в Казахстан и одновременно его сокращение в другие страны Союза.

Импорт американских товаров в страны Евразийского экономического союза сократился на 35%, а экспорт из стран-участниц сообщества в США снизился на 10,5%

Тем не менее, по оценке некоторых экспертов, сохраняется значительный потенциал для восстановления и углубления торгово-экономических отношений между ЕАЭС и США. По мнению Т.С. Саркисяна, необходимо приложить все усилия, чтобы избавиться от штампа некоторых внешних торговых партнеров о том, что ЕАЭС якобы политическое, а не экономическое объединение. «В Вашингтоне мы провели две конференции, где пытались донести до американского руководства, что ЕАЭС занимается исключительно экономическими вопросами, и союз заинтересован в выстраивании нормальных торгово-экономических отношений с американским бизнесом», – рассказал председатель Коллегии ЕЭК.

Концепции общих рынков и снятие барьеров

Место Евразийского экономического союза в рамках международной экономической системы зависит в первую очередь от того, насколько успешно будет продвигаться внутренняя интеграция, сформирован собственный общий рынок. Однако многие эксперты пока не склонны называть ЕАЭС экономически сильным объединением.

На саммите ЕАЭС в Астане в июне 2016 года главы государств – членов вынуждены были признать, что процесс интеграции в рамках объединения «пробуксовывает»: падает  товарооборот (в 2015 году объемы взаимной торговли снизились на 25 %[2], а в первом полугодии 2016 г. на 17% - с 22,9 млрд до 19 млрд)[3], сохраняются многочисленные торговые барьеры, участники время от времени ведут «торговые войны» (например, Киргизия и Казахстан). 

Т.С. Саркисян проинформировал участников конференции, что ЕЭК работает над так называемой Белой книгой, в которой будет обозначен перечень всех барьеров и ограничений, препятствующих оптимизации торгово-экономических отношений в рамках союза. «Я уверен, что устранение всех видимых препятствий значительно улучшит внутреннюю бизнес-среду, и тем самым создаст благоприятные условия для наших международных торговых партнеров и инвесторов, заинтересованных в экономических связях с ЕАЭС», - сообщил политик.

Для развития торгового пространства ЕАЭС были разработаны и одобрены концепции общих рынков лекарственных средств, медицинских и ювелирных изделий (планировалось, что данный рынок заработает до конца 2016 года), а также единого рынка энергоносителей (нефти, газа и нефтепродуктов), которые должны будут заработать, по заверению Т.С. Саркисяна, не ранее 2025 года.

Кроме того, член Коллегии по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям ЕЭК Карине Минасян рассказала о формировании цифровой повестки ЕАЭС: «На сегодняшний день перед нами стоит задача  сформировать рабочую группу по созданию концепции единого цифрового пространства ЕАЭС. Концепция будет включать в себя следующие направления: цифровую интеграцию (модернизация госрегулирования с использованием цифровых технологий), цифровые рынки (электронная торговля, электронная коммерция и т.д.), цифровую инфраструктуру», – сообщила Карине Минасян.

Основополагающие принципы ЕАЭС

Т.С. Саркисян подчеркнул, что в основе Евразийского экономического союза лежат принципы открытости, транспарентности и конкурентности, без которых невозможна глубокая и эффективная интеграция евразийского пространства и нормальное функционирование общего рынка. Несмотря на то, что страны – участницы имеют различный экономический потенциал (например, на Россию приходится около 85 % ВВП союза), в рамках организации в полной мере реализован принцип равнопредставленности: в состав Коллегии ЕЭК входят по два представителя от каждой стороны.  Пять государств-членов (Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения и Киргизия) вне зависимости от территории, численности населения, объема ВВП имеют равные права в международном объединении. «Наша организация уникальна. Я раньше не встречал в международной практике подобную степень децентрализации и аккумуляции полномочий», – отметил Т.С. Саркисян.

Таможенный кодекс

Проект Таможенного кодекса ЕАЭС, призванный обеспечить единое таможенное регулирование на евразийском пространстве, был одобрен всеми странами-участницами объединения в ноябре этого года. Т.С. Саркисян назвал «Таможенный кодекс вторым по значимости основополагающим документом ЕАЭС после Союзного договора. Новый Таможенный кодекс имеет принципиальное значение как для бизнеса, так и для углубления интеграции в рамках евразийского союза. Над документом работали эксперты из пяти стран в тесном контакте с бизнес-сообществом. «Мы получили более 2000 замечаний по Таможенному кодексу, которые были учтены, и в результате получился прогрессивный документ, соответствующий лучшим международным стандартам, одновременно учитывающий нашу специфику», – сообщил  Председатель Коллегии ЕЭК.

По словам Т.С. Саркисяна новый Таможенный кодекс должен решить несколько проблем, связанных с администрированием процессов таможенного оформления:

1) Cведется к минимуму физическое общение бизнеса с таможенными службами. Предполагается максимальная автоматизация процессов и возможность таможенного декларирования с использованием современных технологий.

2) Либерализуются процедуры таможенного досмотра.

3) Значительно сократится время для оформления таможенных документов (по оценкам экспертов в три раза).

Таким образом, для бизнеса пяти стран должны быть созданы более благоприятные условия в прохождении всех таможенных процедур.

26 декабря 2016 года на заседании Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) в Санкт-Петербурге Таможенный кодекс подписали 4 страны-участницы (Россия, Казахстан, Армения и , после некоторых раздумий, Киргизия). Белорусская сторона в заседании ВЕЭС не участвовала, однако, по словам пресс-секретаря Президента России Д. Пескова, документ будет направлен в Минск, для того чтобы Президент Белоруссии А. Лукашенко смог его подписать[4].

*  *  *

Несмотря на все проблемы в деле продвижения интеграции на евразийском пространстве, Т.С. Саркисян констатирует, что ЕАЭС обладает огромным потенциалом экономического роста. ЕЭК будет продолжать работу по снятию торговых барьеров, формированию общих рынков товаров и услуг, а также по выстраиванию торгово-экономических отношений с заинтересованными странами и международными объединениями. ЕАЭС достаточно молодая международная организация, будущее которой зависит от готовности всех сторон максимально учитывать желания и потребности друг друга, что в конечном счете будет способствовать выработке общего пути развития. 

Ключевые слова: ЕАЭС евразийская интеграция ЕЭК Таможенный кодекс Т.С. Саркисян В.О. Никишина К.А. Минасян

Версия для печати

interaffairs.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта