Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Инклюзивное образование: готово ли современное общество принять «особенных» детей? Инклюзивное образование статья из журнала


готово ли современное общество принять «особенных» детей?

Одной из современных тенденций  образования, является предоставление детям с ограниченными возможностями права посещать образовательные организации и обучаться в них наравне с детьми, не имеющих отклонений в развитии.  Такая тенденция получила название «Инклюзивное образование» и нашла довольно широкое распространение  в обществе.                                        Так, в основу инклюзивного образования положена идея, согласно которой исключается  любая  дискриминация детей и обеспечивается  равное отношение к людям с различным уровнем здоровья, но создающая особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. В связи с этим  возникает вопрос «Готовы ли мы перейти на инклюзивное образование и предоставить детям с ОВЗ  полное право получать знания наравне со всеми?». «Готово ли современное общество в полной мере принять данных детей и обеспечить им все условия для получения знаний?» [4].                                                                                                                       В связи со слабой разработанностью мер реализации возможностей инвалидов посещать образовательные учреждения наравне со здоровыми детьми, в настоящее время перехода на инклюзивное образование довольно актуальна.  Те законы, которые  принимаются относительно прав инвалидов даже на  международном уровне, на практике, обычно, не несут не какой силы и игнорируются в образовательной среде. Однако, для решения данной проблемы не достаточно только принять закон об образовании лиц с ограниченными возможностями, гораздо создать благоприятные условия для реализации данного закона.                                                                                                                                            Сегодня многие дошкольные и школьные  образовательные учреждения гарантируют качественное предоставление своих услуг детям с разными возможностями здоровья. Высшие учебные заведения так же предоставляют места инвалидам. Но на деле качество таких услуг оставляет желать лучшего. Дети с ограниченными возможностями, чаще всего,  не могут почувствовать себя полноправными участниками педагогического процесса и их ожидания от учебного заведения в большинстве случаев не оправдываются.  В чем же причина неспособности современного образования предоставить обществу равные возможности обучения и воспитания людей с разными возможностями здоровья?    С одной стороны, это отсутствие достаточного финансирования со стороны государства. Инклюзивное образование требует   построения содержания обучения в соответствии с особыми потребностями ребенка с ОВЗ. Причем  одно дело, если это слабовидящий или слепой ребенок с нормой умственного развития, другое, если слабослышащий, которому требуется еще и специализированный подход в плане его обучения.                                                                                                                                      Так же финансировать должна и специальная  подготовка педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа для работы с детьми с ОВЗ. Образовательные учреждения,  основанные на инклюзивном образовании, должны быть оснащены  особой материально-технической  базой, которая бы смогла удовлетворить нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т.д.).                                                                                                      С другой стороны, причина нежелания образовательных учреждений в полной мере переходить на инклюзивное образование кроется в человеческом факторе, и это, пожалуй, намного трагичнее.  Причем, чаще не дети оказываются против ходить в одну и ту же группу в детском саду с ребенком с ОВЗ, в один и тот же класс в школе, сидеть рядом на лекциях в институте, а их  родители и педагоги.                            По данным опроса, который среди родителей проводили общественные организации, 80% мам и пап не хотели бы совместного обучения своих здоровых детей с ровесниками с ОВЗ [2].

Основными аргументами людей, выступающих простив инклюзивного образования можно выделить следующие:

*неоднородность состава класса замедляет темп обучения способных учеников;*находясь в неравных условиях конкуренции, дети с ОВЗ не могут получить необходимое внимание;  *интегрированное образование ставит педагога в трудное положение: кого из детей с нормой  обделить вниманием и заботой, чтобы уделить больше времени ребенку с ОВЗ; * страна нуждается в  здоровых  гражданах, обладающих интеллектуальным потенциалом.     

Не осознание того, что ребенок с ограниченными возможностями является для других обучаемых примером  мужества, является одной из наиболее значимых причин неготовности большинства образовательных учреждений оказывать качественные услуги инвалидам.  А ведь  такой воспитанник, ученик, студент учит своих здоровых сверстников взаимопомощи, состраданию, умению чувствовать боль других и определять, что является проблемой, а что мелкой неприятностью.  Существование нерешенных проблем как раз и говорит о неготовности российского образования к столь масштабным переменам.                   Однако, проблема инклюзивного образования широко обсуждается и на международном уровне. В настоящее время в США действует программа "Инклюжен". Ее основы были заложены "Реабилитационным Актом" и законом об обучении детей с ОВЗ  в 1973 году. Конгрессом США, принял Закон об образовании инвалидов. Данный закон  предусматривает необходимость  финансирования  инклюзивного образования в системе местных школ и устанавливающий индивидуальный подход к определению образовательной программы. Закон отдавал предпочтение интеграции - обучению детей с ОВЗ в общеобразовательных школах. Это касается и детей с нарушением интеллекта, например, с синдромом Дауна. Инклюзивные школы приспосабливаются ко всем детям, вне зависимости от их психологических, умственных, социальных, эмоциональных, языковых или любых других особенностей [1].                                           Образование, основанное на модели "Инклюжен", является приоритетным в США, однако в Америке не отказываются и от специальных школ, но помещение туда ребенка осуществляется лишь в крайних случаях.                                                              В России, к сожалению, подобные модели недостаточно развиты, чтобы стать приоритетными. Однако, и в России есть экспериментальные площадки, которые доказывают, что при грамотном подходе инклюзивное образование возможно и может давать результаты, оказывающиеся полезнее для общества.  Таким примером служит государственная школа "Ковчег" на юго-востоке Москвы, где при поддержке Детского фонда ООН уже много лет здоровые дети учатся вместе с инвалидами, в том числе с умственно отсталыми детьми [3].                                                        Но таких школ по всей стране недостаточно, чтобы обеспечить ими всех детей, желающих обучаться со здоровыми детьми.                                                                      Мы так много говорим о том, что дети с ограниченными возможностями имеют такие же права, что и дети с нормой, но не можем обеспечить их обещанными правами.  Что делать? И как добиться того, чтобы все идеи по реализации инклюзивного образования  все- таки нашли свое отражение на практике?                                   Таким образом, важным фактором развития инклюзивного образования является решение проблем, связанных с финансированием, а именно, обеспечение  образовательных учреждений специализированной техникой, предназначенной для успешной адаптации  «особенных» детей в новой среде. Однако,  гораздо большие трудности возникают при организации образовательного процесса. Дети с ОВЗ требуют  к себе особого отношения со стороны не только педагогов, но и всех людей, находящихся в учреждении. Так, слабослышащие дети  нуждаются в помощи коррекционных педагогов, с таким детьми важно правильно говорить, они часто могут не понимать речь других участников педагогического процесса, даже громкую. Дети с хрупкими костями, для которых опасно каждое падение, должны быть полностью ограждены от ударов, чего в детском коллективе добиться практически невозможно.                                                                                                                                            В связи с вышесказанным, инклюзивное образование - это не просто совместное обучение детей с ОВЗ и детей с нормой, это сложный процесс перестройки всей педагогической системы, и он не принесет желаемых  результатов, не закрепится в обществе  до тех пор, пока мы не научимся находиться рядом с особыми учащимися. Пока не научимся помогать им, а это куда сложнее, чем оборудовать учебные заведения лифтами и пандусами.                                                            Недавно фонд помощи детям, находящимся в сложной жизненной ситуации, провел исследование о положении детей с ограниченными возможностями в российском обществе. Большинству россиян жалко детей, они сочувствуют их родителям, считают государственную помощь недостаточной и даже предполагают, что СМИ мало освещает эту проблему. Но на вопрос "Считаете ли вы, что дети с ОВЗ должны учиться вместе с обычными детьми?" четверо из пяти ответили отрицательно [4].                                                                                                                                 Возможно, на то, чтобы особые дети стали в обычных детских садах, школах и вузах  такой же основой педагогического процесса, как здоровые, уйдут еще десятки лет и, может быть, в 2117 году инклюзивное образование не будет вызывать такое недоумение у многих граждан, какое оно вызывает сейчас, но стремиться к этому образовательные организации должны уже сегодня. И постепенно, шаг за шагом организовывать такие условия в стенах учебных заведений, чтобы особый ребенок смог почувствовать себя правомерным участником  педагогического процесса.

e-koncept.ru

Применение инклюзивного образования в решении духовно-нравственных проблем российского общества

Библиографическое описание:

Васильева П. В. Применение инклюзивного образования в решении духовно-нравственных проблем российского общества // Молодой ученый. — 2018. — №2. — С. 96-97. — URL https://moluch.ru/archive/188/47764/ (дата обращения: 11.07.2018).



В настоящее время инклюзивное образование становится реальностью российского общества. По проекту Федерального государственного образовательного стандарта общего образования — образовательный процесс должен строиться, учитывая индивидуальные, возрастные, психологические, физиологические особенности обучающегося, должны быть созданы специальные условия обучения и воспитания учащимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов, а также без барьерная среда жизнедеятельности и учебной деятельности. [1]

Включение инклюзивного образования общеобразовательную среду — сложный и многоаспектный процесс. Он выходит за рамки сферы образования и касается общества в целом.

Цель: определить роль инклюзивного образования в духовно-нравственной сфере российского общества.

Задачи:

  1. определить влияние российского общества на внедрение инклюзивного образования в общеобразовательный процесс.
  2. рассмотреть инклюзию (инклюзивное образование) никак реформу, а как социальную модель.

Последние десятилетия духовно-нравственная сфера российского общества находится в состоянии кризиса — это вызвано утратой духовных и нравственных идеалов. Данная проблема остро отразилась на системе образования, а именно на обучающих и воспитательных функциях. Следствием этого стало, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию, стала во многом деструктивным и разрушительным. Тем самым данная обстановка тормозит включение инклюзивного образования в общеобразовательный процесс. Зачастую это выражено проблемой: не подготовленности общества к данному процессу.

Так, например, С. И. Ануфриев рассуждаю об актуальности инклюзивного обучения, считает, что социальная модель инвалидности рассматривает барьеры в обществе, не позволяющие ребенку на равных участвовать в его жизни, как основную причину, делающую ребенка инвалидом. Люди с нарушением здоровья становятся инвалидами вследствие существующих в обществе ограничений, барьеров, предрассудков и стереотипов. Социальная модель настаивает на равноправии всех детей и предоставлении всем равных возможностей в том числе и в области образования [2]

Инклюзию можно рассматривать не просто как реформу образования, а прежде всего, как новую модель, основанную на философии социальной справедливости, которая утверждает, что все люди, включая людей с инвалидностью, имеют в полной мере участвовать во всех сферах общества. Инклюзивное образование, не должно считаться проблемой, наоборот нужно видеть в нем возможность развития процесса обучения, как считают представитель ЮНЕСКО.

Некоторые российские ученые считают, что инклюзивное образование может помочь в формировании духовно-нравственных ценностей, как для системы российского образования, так и для российского общества.

Я. И. Кузьминова подчеркивает, что Российская школа всегда имела огромный гуманистический потенциал, и воспитательным аспектам всегда уделяли особое внимание. Проблема обучения детей с ОВЗ — это не просто техническая или экономическая проблема — это проблема в первую очередь нравственная. Сама система образования есть система воспитания гуманизма в человеке. В инклюзивном образовательном процессе дети учатся толерантности, начинают понимать другого человека, понимать его особенности. [3]

Идеи инклюзии (инклюзивного образования) можно рассматривать, как этап в создании основной цели — «включающегося общества», которое позволит всем: взрослым, детям, независимо от возраста, пола, этнической принадлежности, отсутсвия или наличия нарушений развития, полноценно принимать участие в жизни общества и вносить в него свой вклад. Данное общество сможет решить проблемы дискриминации, сотрутся предрассудки и стереотипы, отличия будут уважаться и цениться.

На практике остается, что общество должно «созреть» для создания этих комплексов, этих условий. На данный момент складывается ситуация, с одной стороны, к давлению на общество с целью изменения его отношения, и это делается в рамках защиты прав и интересов детей. С другой — к давлению на ребенка, чтобы побудить его учиться и мобилизовать силы. Тем самым проводимые концепции являются не вполне совершенными. Материальная составляющая часть процесса существенно опережает социальную — это выражено дополнительными барьерами в виде трудностей учета широкого спектра индивидуальных отличий, существующих в обществе.

Модернизация российского образования должна учитывать переосмысление отношение общества к группам населения, относящимся к категории граждан с ОВЗ и инвалидам, получение ими образования, и включение их в целом в активную общественную жизнь. Устранить социальные барьеры: постепенно и целенаправленно изменяя культуру, политику и практику работы общеобразовательных школ. Как говорилось выше, принятие обществом инклюзивного образования сможет решить ряд духовно-нравственных проблем.

Литература:
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Проект. Министерство образования и науки РФ. — М., Министерство образования и науки РФ, 2011. 72с.
  2. Ануфриев С. И. Формирование новой педагогической парадигмы: роль и место инклюзивного образования// Проблемы современной школы и пути их решения: инклюзивное образование: Материалы Международной научно-практической конференции. Томск: Томский ЦНТИ, 2008. с. 24–31.
  3. О доступе в школу: качественное образование детей с ограниченными возможностями(по материалам «круглого стола» РОСРО, 09.04.2006)// Вопросы образования. 2006, № 2, с. 158

Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, российское общество, духовно-нравственная сфера, общеобразовательный процесс, российское образование, социальная модель, общество, проблема, ребенок.

moluch.ru

История и современность развития вуза инклюзивного образования

Библиографическое описание:

Пономарева Г. Т. История и современность развития вуза инклюзивного образования // Педагогика высшей школы. — 2018. — №2. — С. 1-3. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/86/3199/ (дата обращения: 11.07.2018).



Аналитическая статья подготовлена по материалам, собранным в ходе двадцатипятилетнего периода развития МГГЭУ. Предложен краткий исторический экскурс по вопросам становления вуза как ведущего центра инклюзивного образования в России. Подготовлен обзор задач, стоящих перед вузом. Проведена оценка достижений МГГЭУ и определены перспективы развития инклюзивной модели образования с учетом 25-летнего опыта автора.

Ключевые слова: инклюзия, высшее образование, история МГГЭУ, итоги внедрения инклюзивной модели

В настоящее время инклюзия признана перспективным направлением высшего образования для лиц с ограниченными возможностями и инвалидов. В связи с этим представляет интерес опыт вузов, стоящих у истоков инклюзивной модели в России.

В связи с 25-летием Московского государственного гуманитарно-экономического университета необходимо отметить, что инклюзивное обучение в России следует рассматривать как переход всей системы образования на высшую ступень развития.

В октябре 1990 года был основан единственный в России специализированный вуз для инвалидов-опорников — Московский институт-интернат, в настоящее время МГГЭУ.

В 1992 г. в институте было открыто подготовительное отделение, а в 1993 г. он принял первых студентов из разных регионов России на все пять факультетов. На момент образования вуза общее число студентов дневной формы обучения в России составляло 1,64 млн. чел., а число студентов-опорников из них не превышало 300 чел.

Были созданы факультеты: экономический, иностранных языков, юридический, прикладной математики и информатики, книгоиздания и редактирования.

Первый набор студентов в количестве 50 чел. и начало первого учебного года состоялось 1 сентября 1993 г.

МГГЭУ был первым вузом, реализующим модель инклюзивного образования. вуз стразу предложил набор специальностей, актуальных для абитуриентов — инвалидов, дающих им возможности дальнейшего трудоустройства с учетом их нозологий.

Нашей кафедрой была выбрана специальность «Экономика труда», позже появилась специализация «Управления персоналом», что значительно расширило наши возможности. Специальность «Экономика труда» предоставляла инвалидам — выпускникам уникальную возможность работать в самых разных областях, связанных с экономикой, поскольку труд рассматривается в качестве основной формы жизнедеятельности человеческого общества, как исходное условие его бытия. Труд лежит в основе всех общественных явлений и процессов.

Первоначально учебные группы состояли из одних инвалидов, по 10 человек в каждой, что позволяло обеспечить индивидуальный подход к каждому студенту. Преподавателям приходилось работать в сложнейших условиях. Помимо инфраструктурных и вообще экономических проблем, приходилось сталкиваться с психологическими проблемами, вызванными спецификой 1990-х годов. Среди студентов случались нервные срывы.

Исследования показали: что касается интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в социум, то эффект гораздо выше, если инвалиды обучаются в смешанных группах, что практикуется в МГГЭУ с 2006 г. Такая практика приводит к более глубокой интеграции лиц с инвалидностью в молодежное сообщество России.

В настоящее время работа по совершенствованию учебного процесса в МГГЭУ продолжается, сотрудники вуза активно используют интерактивные технологии для обеспечения доступности образовательного процесса как для здоровых студентов, так и для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Основной целью научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и студентов, помимо чисто профессиональных направлений, является разработка проблем инклюзивного образования, а также более широких проблем, связанных с социально-экономической реабилитацией и адаптацией инвалидов, их профессионального образования и трудоустройства.

Профессиональное образование в рамках концепции медико-социальной реабилитации инвалидов представляет систему и процесс овладения знаниями, навыками и умениями в области рекомендуемой профессиональной деятельности. Профессиональное образование не гарантирует занятости инвалида, но высокий уровень профессионального образования делает инвалида конкурентоспособным на рынке труда и предоставляет ему равные возможности. В условиях рыночной экономики необходимо, чтобы профессиональное образование инвалидов предусматривало обучение конкурентоспособным и престижным профессиям, основам предпринимательской деятельности, что будет служить обеспечению равенства возможностей инвалидов в плане занятости.

Недостатком современной образовательной системы является неадаптированность инвалидов к рынку труда. Внедрение инклюзивного элемента позволяет инвалиду получить не только теоретическую, но и практическую подготовку в ходе образовательного процесса.

В нашем учебном заведении для решения проблем доступности профессионального образования были реализованы следующие мероприятия:

  1. Создана эффективная инфраструктура для обучения инвалидов-опорников, а также внедрены инновационные методы, апробированные преподавателями на собственном опыте.
  2. Обеспечена интеграция между здоровыми студентами и студентами с инвалидностью, что обеспечивает большую результативность конкуренции и взаимодействия в учебных группах.
  3. Подготовлен и внедрен в образовательный процесс авторский комплекс методик и документов, обеспечивающих интеграцию инвалидов с первого курса.
  4. Создана эффективная система трудоустройства студентов с инвалидностью за счет использования потенциала баз практик.
  5. МГГЭУ активно делится наработанным опытом, организует конференции с участием широкого спектра работников образования, интересующихся вопросами инклюзии.
  6. Разработана и успешно апробирована система повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вуза, подготовлены документация для организации аналогичных курсов для работников других вузов.
  7. Создана система непрерывного обучения, предусматривающая получение талантливыми студентами с инвалидностью образования в магистратуре и аспирантуре с использованием инфраструктурного, педагогического и человеческого потенциала вуза; создана эффективная система непрерывного образования.

Реализация указанных пунктов в высшем образовании позволяет обеспечивать развитие человеческого потенциала людей с инвалидностью.

Жизнь коллектива нашего вуза в многогранном ее проявлении является мощным социализирующим и реабилитационным фактором.

Профессорско-преподавательский состав выполняет особую миссию по социализации лиц с ограниченными возможностями и занимает гуманистическую позицию. Не каждый работник образования обладает компетенциями по организации учебной и воспитательной работы с инвалидами.

Педагогическая поддержка для наших студентов — особая сфера педагогической деятельности: это разработка новых технологий образования, отличающиеся от традиционных методов обучения и воспитания. Другие вузы не обладают такой спецификой. Авторитарная педагогика с инвалидами не дает эффективного результата, они очень чувствительны к поведению педагога, чутко реагируют на его компетентность и искренность. Если педагог не обладает необходимыми компетенциями для работы с инвалидами, студенты замкнутся на своих проблемах.

Важное значение имеет также использование интерактивных технологий при работе со студентами. Двадцатипятилетний опыт автора по работе с различным контингентом студентов позволяет утверждать, что именно эти формы обучения наиболее эффективны. Основные принципы и преимущества интерактивных технологий обучения заключаются в обеспечении постоянной активности студентов на занятиях, повышении уровня усвоения материала.

Комплекс мер включает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и обучение самих педагогов и других учащихся взаимодействию с инвалидами. Необходима разработка специальных программ, направленных на ускорение процесса адаптации лиц с поражением опорно — двигательной системы, а также учет их специфики в образовательных программах.

Получение инвалидами современного образования в комплексе с требуемыми работодателем и апробированными на занятиях компетенциями позволяет успешно конкурировать на рынке труда. Наряду с формальными причинами принятия инвалидов на работу, к которым относятся квотирование рабочих мест, предоставление целевого финансирования на создание работникам — инвалидам специализированных рабочих мест инвалид сможет предложить работодателю возможность осуществлять трудовую деятельность не хуже, чем его здоровые конкуренты. Это позволит решить проблему формального трудоустройства. Государство заинтересовано в эффективном трудоустройстве инвалидов, поэтому необходимо на всех уровнях государственной власти поддерживать идею инклюзии.

Вузы также должны пройти общественную и экономическую оценку на предмет их приспособленности к нуждам данной категории студентов. Необходимо обратить особое внимание на проведение реабилитационной работы с инвалидами во всех учебных заведениях, где учатся инвалиды.

Таким образом, инклюзивное образование — это процесс развития, который подразумевает доступность образования для лиц с особыми потребностями, как в общеобразовательных школах, колледжах, так и в высших учебных заведениях. Важным направлением развития отечественной инклюзивной системы является обмен опытом между преподавателями.

Основные термины (генерируются автоматически): инвалид, Россия, студент, профессиональное образование, инклюзивное образование, образовательный процесс, рынок труда, высшее образование, профессорско-преподавательский состав, инклюзивная модель.

moluch.ru

Специфика инклюзивного образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Студеникина О. В. Специфика инклюзивного образования [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 17-21. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11989/ (дата обращения: 11.07.2018).



В статье рассматриваются особенности инклюзивного образования.

Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование

В настоящее время в России насчитывается более 8 % детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучение таких детей является неотъемлемой частью отечественной системы образования. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» нацелена на создание новой школы — школы для всех, которая должна обеспечить успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, будет учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого школьника. В процессе обучения должны учитываться особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и необходимость для них специальных условий получения образования, неоднородность состава детей с ограниченными возможностями здоровья, диапазон возможностей освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ и вариативность условий их образования. [3] Поэтому центральной идеей развития современного образования становится инклюзия.

«Инклюзия» от французского слова «include» означает «включать, содержать, иметь в своём составе, охватывать». Основу инклюзии составляет включающее общество, которое означает, что любой человек может быть включен в общественные отношения. Внедрение инклюзии возможно только с учетом принципов демократизации и отсутствии дискриминации по любому признаку. Инклюзия — это динамически развивающийся процесс, позитивно влияющий на систему социальных отношений. Развитие идей инклюзии укрепляет нравственное здоровье общества. [2]

Инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Инклюзивное образование включает в себя ряд важных ценностных установок:

 признание для общества равной ценности всех учеников и педагогов;

 повышение степени участия всех учеников школы во всех аспектах школьной жизни и одновременное снижение уровня изолированности некоторых групп учащихся;

 изменение педагогических методов работы школы таким образом, чтобы школа могла полностью соответствовать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой;

 анализ, изучение и преодоление барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учащихся школы, а не только для тех, кто имеет инвалидность или специальные образовательные потребности;

 проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом, а не только какой-либо одной группы;

 различие между учениками — это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать;

 признание роли школ не только в повышение академических показателей учащихся, но и развитии социальных ценностей местных сообществ;

 признание того, что инклюзия в образовании является одним из аспектов инклюзии в обществе. [2]

Принципы инклюзивного образования определяют модель образовательных отношений (Рисунок 1).

Рис. 1. Принципы инклюзивного образования

Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и сохранным интеллектом в рамках общеобразовательной школы по стандартам, предусмотренным для учеников с обычными образовательными возможностями.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья — это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Инклюзивное образование — наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении лиц с нормативным развитием и имеющих ограниченные возможности здоровья, когда все участники образовательного процесса учатся жить вместе, постепенно стираются границы между детьми с ограниченными возможностями здоровья и здоровыми детьми. Причиной инвалидности часто являются не столько медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, сколько то состояние развития общества, которое своими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья. Разрушение барьеров при получении доступности к качественному образованию приводит к объединению общественного пространства людей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых людей, меняется отношение к нарушениям здоровья: оно считается не пороком, а особенностью того или иного человека. Социализации в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья проходит успешно, он функционирует как полноценный член общества. [1]

Инклюзивное, или включающее образование основано на том, что все учащиеся, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками в учебных заведениях, учитывающих их особые образовательные потребности. Понятие «инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создает основу для более справедливого общества

Исключение любой дискриминации детей, равное отношение ко всем людям, создание особых условий для детей, имеющих особые образовательные потребности, составляет основу инклюзивного образования. Таким образом, инклюзивное образование включает в себя не только сферу образования, но весь спектр общественных отношений: труд, общение, развлечения. Везде должна быть создана доступная и доброжелательная атмосфера, преодолены барьеры среды и общественного сознания. [6]

Инклюзивное образование предусматривает построение системы обучения, удовлетворяющей потребности каждого ребенка, обеспечивает всех детей такой психолого-педагогической поддержкой, которая позволяет им быть успешными, ощущать безопасность и уместность.

Задачи инклюзивного образования представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Задачи инклюзивного образования

Проблема образования детей с ограниченными возможностями имеет статус национального приоритета. Образование для всех является неотъемлемой составляющей благополучного общества. Это позволит раскрыть необходимый обществу индивидуальный потенциал каждого человека. Безусловно, стартовым условием для интеграции инвалидов в общество является создание партнерства власти, бизнеса, гражданского общества и, безусловно, образования. Поскольку у людей с ограниченными возможностями расширяются другие каналы восприятия мира, обостряются другие чувства, необходимо предоставить им возможность общаться на уровне современного общества, задействовать их интеллектуальный потенциал, чтобы развивать участие инвалидов в нашей жизни.

Литература:
  1. Акимова О. И. Инклюзивное образование как современная модель образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psyjournals.ru/inclusive_edu
  2. Алехина, С. В. Инклюзивное образование: история и современность // Педагогический университет «Первое сентября». 2013. — 33 с.
  3. Алдакушева Е. С. Образовательная система для детей с ограниченными возможностями здоровья: от изоляции к инклюзии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rusnauka.com/6_PNI_2014/Pedagogica/6_160949.doc.htm
  4. Малофеев Н. Н. Шматко Н. Д. Базовые модели интегрированного обучения. Дефектология. 2008. — С. 71–78
  5. Найденова, Н. Ю. Методы повышения эффективности управления познавательной деятельностью учащихся в условиях дистанционного обучения: автореф. дис. … канд. пед. наук [Текст] / Н. Ю. Найденова. — Ставрополь, 2005. — 24 с.
  6. Тарабыкина А. А. Что такое инклюзия? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/04/01/chto-takoe-inklyuziya

Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, ребенок, возможность, ученик школы, потребность, отношение, образование, нарушение здоровья, школьная жизнь.

moluch.ru

Актуальность инклюзивного образования в современном мире

Библиографическое описание:

Сыромятникова Л. И., Борисова Л. П. Актуальность инклюзивного образования в современном мире // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 741-743. — URL https://moluch.ru/archive/109/26329/ (дата обращения: 11.07.2018).



В России последние двадцать лет интенсивно развивались интеграционные процессы в образовании, деятельность центров и служб психолого-педагогического сопровождения детей, нуждающихся в поддержке; экспериментальная и проектная работа по выстраиванию условий для детей с ОВЗ в школах и вузах; появление новых форм образования. Всё это обеспечило возможность серьёзного эволюционного скачка в развитии и понимании инклюзии как реальной возможности для российского образования.

Статья 24 Конвенции ООН о правах инвалидов обязывает государства-участники обеспечить «инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни», начиная с дошкольного возраста, непосредственно в школах, и далее в средних профессиональных и высших учебных заведениях. Инклюзивное образование признается не только как основное и главное средство реализации права на образование лиц с инвалидностью, но и подчёркивается антидискриминационный, развивающий и личностно-ориентированный, гуманистический характер образования в целом.

Идея инклюзивного образования основана на идее включающего общества. Она означает изменение общества и его институтов таким образом, чтобы они благоприятствовали включению другого (человека другой расы, вероисповедания, культуры, человека с ограниченными возможностями здоровья). Причем предполагается такое изменение социальных институтов, чтобы это включение содействовало интересам всех членов общества, росту их способности к самостоятельной жизни, обеспечению равенства их прав.

Инвалидность — это не просто проблема со здоровьем. Это сложный феномен, отражающий взаимодействие между особенностями человеческого организма и особенностями общества, в котором этот человек живет. Инвалидность — это термин, объединяющий различные нарушения, ограничения активности и возможного участия в жизни общества. Для преодоления трудностей, с которыми сталкиваются инвалиды, необходимы мероприятия по устранению препятствий в окружающей среде и социальных барьеров. Да и не только инвалиды. Например, в рамках Всемирного исследования здоровья по разным странам наибольшая доля лиц старшего возраста, ощущающая худшее к себе отношение, выявлена в России, Индии, Китае.

По оценкам, более миллиарда человек, или около 15 % населения мира (согласно оценке глобальной численности населения 2010 года), живут с какой-либо формой инвалидности. Это более высокий показатель, чем предыдущая оценка, выполненная Всемирной организацией здравоохранения в 1970-х годах и составлявшая 10 %.

Согласно «Всемирному обзору в области здравоохранения», около 785 миллионов человек в возрасте 15 лет и старше (15,6 %) живут с инвалидностью, в то время как в «Докладе о глобальном бремени болезней» приведена оценка, составляющая около 975 миллионов человек (19,4 %). В рамках этих оценок, согласно «Всемирному обзору в области здравоохранения», 110 миллионов человек (2,2 %) имеют весьма значительные трудности с функционированием, в то время как, по оценкам «Доклада о глобальном бремени болезней», 190 миллионов человек (3,8 %) имеют «тяжелую форму инвалидности», что эквивалентно инвалидности, вызванной такими состояниями, как квадриплегия, тяжелая форма депрессии или полная слепота. Измерение детской инвалидности (0–14 лет) проводится только в «Докладе о глобальном бремени болезней»; по его оценкам, она составляет 95 миллионов (5,1 %) детей, из которых 13 миллионов (0,7 %), имеют «тяжелую форму инвалидности».

Для достижения долгосрочных перспектив значительно более успешного развития, лежащих в основе целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия и более поздних документах, необходимо расширить права и возможности инвалидов. Разрушить барьеры, которые мешают им участвовать в жизни общества, получать высококачественное образование, находить достойную работу. На фоне принятия политических документов, закрепляющих принципы инклюзии в российском обществе, профессиональный спор о необходимости изменений общего образования в сторону инклюзивности по-прежнему остаётся актуальным. Ведущими учёными специального образования высказываются серьёзные опасения относительно правильности данной тенденции. «Тенденция к интеграционным подходам в системе специального образования возникает на российской почве под явным влиянием западных образцов. Однако не следует недооценивать того, что при отсутствии необходимой законодательной, экономической, социальной базы поспешное широкое внедрение идей интеграции, а тем более — попытки подмены системы специального образования тотальной интеграцией могут привести не к равенству прав, а к потере детьми с особыми образовательными потребностями возможности получить адекватное образование». Нельзя не вспомнить, что в середине XX века был задан отечественный ориентир в развитии инклюзивного процесса в образовании. Л. С. Выготский писал, что «…глубоко антипедагогично правило, сообразно которому мы, в целях удобства, подбираем однородные коллективы аномальных детей. Делая это, мы идем не только против естественной тенденции в развитии таких детей, но, что гораздо более важно, мы лишаем аномального ребенка коллективного сотрудничества и общения с другими, стоящими выше него детьми, усугубляем, а не облегчаем ближайшую причину, обусловливающую недоразвитие его высших функций». Он считал, что «чрезвычайно важно с психологической точки зрения не замыкать аномальных детей в особые группы, но возможно шире практиковать их общение с остальными детьми».

Несмотря на то, что на современном этапе развития идея инклюзивного образования не находит устойчивой поддержки ни в системе массового, ни в системе специального образования, вызывая больше сомнений и опасений, чем принятия и понимания, практика инклюзивного образования во многих регионах страны развивается в проектном и экспериментальном режиме. В подавляющем большинстве случаев инициатива в продвижении идеи инклюзии в самом начале её развития принадлежала представителям общественных организация и родительских ассоциаций. За эти годы проведены десятки научно-практических конференций, круглых столов, освоены международные и федеральные гранты по исследованиям в сфере интеграции и инклюзии в образовании, но законодательного закрепления инклюзивное образование в России не получило до сих пор.

«Всемирный доклад об инвалидности» предлагает практические шаги для всех заинтересованных сторон, включая правительства, структуры гражданского общества и организации инвалидов, по созданию благоприятной окружающей среды, развитию реабилитационных и вспомогательных услуг, обеспечению соответствующей социальной поддержки, разработке инклюзивных мер политики и программ, и обеспечению применения новых и существующих стандартов и законодательных актов в интересах инвалидов и широкой общественности. Инвалиды должны быть в центре этих усилий.

В целях доклада: обеспечить органы государственной власти и гражданское общество всеобъемлющим анализом значения инвалидности и осуществляемых ответных мер на основе наилучшего имеющегося опыта; рекомендовать действия на национальном и международном уровне. В основе подхода лежит концепция инклюзивного мира, в котором все мы имеем возможность вести здоровую, комфортную и достойную жизнь.

Согласно рекомендациям доклада, правительства всех стран должны обеспечить доступ инвалидов ко всем основным службам, осуществлять инвестиции в особые программы и услуги для нуждающихся в них инвалидов и принять национальную стратегию и план действий в отношении инвалидности. Кроме того, правительства должны проводить работу в целях повышения общественной осведомленности и улучшения понимания проблемы инвалидности, а также поддерживать дальнейшие научные исследования и специальную подготовку в этой области. Важно, чтобы планирование и осуществление этой деятельности проводилось при консультировании с инвалидами и при их участии.

Литература:
  1. Boikov, A. E. Информационная зависимость — опасность XXI века / A. E. Boikov, N. N. Plakhov // В сборнике: Безопасность городской среды материалы международной научно-практической конференции, посвященной 1000-летию г. Ярославль. научный ред.: А. Г. Гущин. Ярославль, 2010. С. 146–150.
  2. Борисов, А. А. основные вопросы инвалидности в современном мире /А. А. Борисов, Л. П. Борисова // Молодой ученый. — 2014. — № 3. — С. 375–377.
  3. Буйнов, Л. Г. Влияние кортексина на статокинетическую устойчивость человека / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, И. М. Воейков, П. Д. Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2014. Т. 12. № 4. С. 67–71.
  4. Мануйлова, Г. Р. Выявление условий здоровьесберегающей деятельности студентов-первокурсников педагогического вуза // Молодой ученый. — 2014. — № 2. — С. 792–794.
  5. Матусевич, М. С. Особенности формирования пищевых нарушений у подростков //Молодой ученый — 2013.— № 12. — С. 814–817.Mухаметова Г. Р. Медико-социальные проблемы образа жизни и здоровья студентов — будущих педагогов: Автореф. канд. мед. наук. — Казань, 2005. — 24 с.
  6. Матусевич, М. С. Методические основы построения программ снижения риска наркотизации в молодежной среде (на примере муниципального образования): Автореф. дисс. …канд. пед. наук. С-Пб, 2009. — 20 с.
  7. Плахов, Н. Н. Безопасность жизнедеятельности: психолого-педагогические основания здоровья // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2012. — № 145. — С. 90–95.
  8. Соловьев, А. В. Особенности реагирования гипоталамо-гипофизарно надпочечниковой системы у людей с различной устойчивостью к знакопеременным ускорениям / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 6. С. 82–85.
  9. Соловьев, А. В. Роль психофизиологической адаптации человека в профессиональном отборе лиц, подвергающихся ускорениям Кориолиса / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 5 (72). С. 67–73.
  10. Сорокина, Л. А. Практика повышения результативности процесса обучения с использованием фармакологических препаратов / Л. А. Сорокина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2015. № 178. С. 157–160.
  11. Сухоруков, В. Д. Педагогическая профилактика аддиктивного поведения / В. Д. Сухоруков, А. Е. Бойков, И. Л. Горбунова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29). С. 60–63.
  12. Сухоруков, Д. В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ // Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 1. С. 38–42.
  13. Сыромятникова, Л. И. Педагогический подход к медико-валеологическому образованию будущих специалистов безопасности жизнедеятельности / Л. И. Сыромятникова, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов // В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 18 частях. 2013. С. 157–159.
  14. Хуснутдинова, З. А. Образ жизни и здоровье студентов — будущих педагогов / З. А. Хуснутдинова, Г. Р. Мухаметова, С. Н. Горбушина // Российская академия медицинских наук. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья. — 2003. — № 13. — С. 25–31.

Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, специальное образование, Россия, миллион, инвалидность, инвалид, жизнь общества, гражданское общество, Всемирный обзор, оценка.

moluch.ru

Инклюзивное образование: мы — за!

Библиографическое описание:

Хаустова В. Н., Науменко Н. А., Панкова О. М. Инклюзивное образование: мы — за! [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 7-9. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11020/ (дата обращения: 11.07.2018).



На современном этапе развития нашего реформируемого общества все большее значение приобретает необходимость строить образовательный и воспитательный процессы на основе личностно-ориентированного обучения, основанного не только на изучении психологических индивидуальных особенностей учащихся, но и творческом подходе к обучению и развитию каждого ребенка, использовании рекомендуемых ФГОС второго поколения технологии здоровьесбережения.

Статистические данные показали, что в стране каждый год впервые признается инвалидами свыше 1.000.000 человек. В нашей школе за последние 3 года увеличилось количество детей-инвалидов с 2 до 7 человек. Актуальным стал вопрос об обучении и воспитании таких детей. Уверены, что занимаясь с ними, педагогам необходимо придерживаться нестандартного подхода. Современные ученые — дефектологи настоятельно рекомендуют: ребенку-инвалиду, даже самому «тяжелому», важно, прежде всего, общение, контакт со сверстниками, совместные занятия, игры по интересам. Таким образом, наука — «за» инклюзивное образование.

Изучив теоретические выкладки по данной проблеме, мы в своей школе № 25 провели анкетирование родителей: хотят ли они зачислить своего больного ребенка в нашу школу или будут довольствоваться обучением на дому, или искать специальное учебное заведение. По результатам опроса выяснилось, что мнения разделились: 55 % родителей «за», 45 % — «против» инклюзии.

Была создана комиссия в составе школьного врача-терапевта, психолога, социального педагога и нас, учителей начальных классов, которая изучила физические, психологические и социальные признаки, допускающие обучение наших детей-инвалидов в общеобразовательной школе. Оказалось, что трое из восьми готовы к инклюзивному обучению и воспитанию: 1) дети контактны, общительны с окружающими; 2) дети способны выполнять задания и требования взрослого, заниматься хотя бы некоторое время самостоятельно; 3) дети способны перемещаться, обслуживать себя и ухаживать за собой самостоятельно; 4) дети не страдают частыми припадками, обострениями своего заболевания, которые могли бы испугать одноклассников; 5) состояние детей стабильно, врачи не возражали против инклюзивного обучения; 6) дети неагрессивны, не страдают клептоманией, копролалией, расстройствами сексуального поведения; 7) родители согласны сотрудничать со школой. Школьная комиссия изучила также условия школы, готова ли она к обучению детей с ограниченными возможностями. Выяснили, что в нашей школе есть нужные специалисты, разного вида и размеров парты. Родителям были даны рекомендации по подготовке детей к школе.

Нам, педагогам, были даны рекомендации по организации инклюзивного обучения детей — инвалидов с учетом знания их психологии и физиологии, чтобы учебные нагрузки не ухудшили физическое и душевное состояние детей. Конечно, по нашему глубокому убеждению, каждому учителю, который берет на себя ответственность работать в таком сложном коллективе, обязательно нужно пройти специализированные курсы переподготовки. По большому счету, «особым» детям нужны не только учителя, но и личные кураторы — тьюторы.

Анализируя трехлетний опыт работы с детьми-инвалидами, можем с уверенностью заявить: полноценное инклюзивное обучение подходит для детей с незначительными или среднетяжелыми нарушениями двигательного аппарата, слабослышащих или слабовидящих, страдающих такими хроническими заболеваниями, как диабет, ревматизм, компенсированный порок сердца, с небольшой степенью умственной отсталости, легкой формой ДЦП.

Спустя 3 года мы можем говорить о том, что:

1) Инклюзия способствует тому, чтобы каждый ученик чувствовал себя принятым, чтобы его способности и потребности учитывались и были оценены. При этом учебные планы и цели подстраивают под их способности и потребности.

2) Созданное гибкое расписание, работа с родителями, взаимодействие с общественными организациями, совместная внеклассная работа — все это способствует тому, чтобы дети с ограниченными возможностями получали необходимые помощь, возможность самореализоваться.

3) Учителям не нужно придумывать добрые дела, потому что каждую минуту наши ученики совершают их непроизвольно при общении с человеком, на них непохожим. Педагог в данной ситуации, особенно в первые месяцы совместного обучения, держит в поле зрения весь класс и постоянно владеет ситуацией. Приходится объяснять детям, как это — жить «толерантно».

4) Разнообразие учеников по национальной, классовой, культурной принадлежности, по своим задаткам и способностям учитывает педагог при подготовке к уроку, составляя развернутый конспект будущего занятия, чтобы обычные ученики не отвлекались в то время, пока учитель занимается с учеником-инвалидом.

5) При планировании своей работы педагог должен помнить, что уровень преподаваемых знаний не должен приближаться к способностям инвалидов, а учитывать особенности всех своих учеников.

6) Дети с инвалидностью сами выбирают, с кем им дружить. У них в отличие от здоровых людей обостренное «чутье» на ложь, эгоизм, неискренность, а друзья они необыкновенные, преданные. От общения с ними любой человек получит гораздо больше, чем отдаст.

Результаты психолого-педагогических исследований, проведенных психологами нашей школы, свидетельствуют о том, что дети-инвалиды, обучающиеся в обычной образовательной школе, имеют более высокую мотивацию к учению. Адекватное отношение коллектива, участие в учебно-воспитательном процессе стимулирует творческие способности таких детей, помогает их адаптации, повышает их самооценку. В настоящее время еще двое детей-инвалидов готовятся к совместному обучению с другими учащимися. Пока они участвуют во внеурочной деятельности: на утренниках, классных часах, экскурсиях, приходят на уроки и с удовольствием занимаются непродолжительное время в классе вместе с родителями. Для ребенка вообще и для инвалида в частности очень важна социализация, важно, сможет ли он достойно прожить жизнь после окончания школы. Таким образом, все дети могут учиться вместе, если созданы подходящие условия для обучения.

Литература:
  1. Байкова А. А., Гребенкина Л. К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. М. 2000
  2. Грехнев ВС. Культура педагогического общения. М. «Просвещение 2 1990
  3. Журнал «Народное образование» № 7–8, 2011
  4. Зверева М. В. Изучение результативности обучения в начальных классах (система Л. В. Занкова). Федеральный научно-методический центр им. Л.В Занкова М. 2001
  5. Инклюзивное образование. Выпуск 1. Центр «Школьная книга», Москва, 2010.
  6. Руководящие принципы политики в области инклюзивного образования. ЮНЕСКО 2009.
  7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии М. Народное образование. 1998
  8. Содружество ученого и учителя. М. «Просвещение 2000

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, инклюзивное обучение, обучение, педагог, совместное обучение, учитель, школа.

moluch.ru

Основные направления развития инклюзивного образования в Азербайджане



В статье освещаются основные проблемы, связанные со становлением и развитием системы инклюзивного образования в Азербайджане. Освещены вопросы становления и формирования инклюзивного образования, политика государства в этой области, принципы, задачи, основные компоненты включенного обучения, рассмотрена стратегия и основные направления работы в плане активизации деятельности психолога в системе оказания поддержки детям, с ограниченными физическими возможностями.

Ключевые слова: дети с нарушениями в развитии, инклюзивное образование, интеграция.

Как известно, в нашей Республике особое внимание уделяется детям, чье здоровье граничит с определенными трудностями. Политика государства направлена на постоянное улучшение жизни и образования детей, имеющих в физическом плане ограниченные возможности, инвалидность. Права детей, их защита, является объектом пристального внимания руководства Республики. Говорят, дети — наше будущее. От того, насколько своевременно и на профессиональном уровне будет организовано обучение данной группы детей, зависит процесс адаптации их в обществе и желание реализовать себя как полноценных граждан нашей Республики.

Что же представляет собой инклюзивное образование. Само слово инклюзив означает вовлеченный. Это система обучения, которая предполагает совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровыми детьми, которые не имеют физических ограничений. Анализ литературы по данной проблеме привел нас к систематизации принципов, из которых складывается сама система инклюзивного обучения:

Говоря о компонентах, из которых складывается инклюзивное образование, следует выделить:

Меня, как будущего психолога заинтересовала данная тема возможностью рассмотреть особенности данной проблемы, с точки зрения оказания помощи данной группе детей, а также изучить, как у нас в Республике организована система обучения данной категории детей. Прежде чем перейти к анализу ситуации в нашей Республике, хотелось бы остановиться на самом понятии и представить краткий экскурс истории возникновения данной идеи инклюзивного образования в науке.

Если говорить об истоках зарождения инклюзивного образования, то нужно отметить, что данная идея возникла в начале 60 — х годов ХХ века, причем изначально эта идея была связана с проблемой интегрированного обучения детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Самуил Гейнике явился основоположником немецкой сурдопедагогики, а также он вошел в историю как организатор первой в Германии школы для глухих детей. В дальнейшем эта идея восторженно была встречена во Франции и была связана с именем Александра Бланше, который организовал открытие в парижских муниципальных школах классов для глухих детей. Однако лишь в 1994 году на Всемирной конференции, было официально заявлено и принятии закона, декларации, включающей в себя принципы инклюзивного образования. Именно на этой конференции, возникла концепция инклюзивной школы, которая успешно претворяется в жизнь как за рубежом, в странах СНГ, так и в Азербайджане.

Как отметил в своей работе Малофеев Н. Н. — директор Института коррекционной педагогики РАО: «нам близка та инклюзия, которая не сводится к «реформированию школ и перепланировке учебных помещений», а та, что обеспечивается лишь при условии отсутствия в учебном заведении, открывающем двери для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, физических, психологических или иных барьеров, и условии наличия компетентных педагогов, соответствующего методического и технического оснащения» [4, с.52].

Отдельные аспекты интересующей нам проблемы были специально рассмотрены: Алехиной С. В. [1], Жирковой С. Г. [2], Митчелл Д. [6], Никуленко Т. Г. [7], Пугачевым А. С. [8]. Радует тот факт, что азербайджанскими учеными был внесен определенный вклад в разработку данной проблемы: Гусейнова Н. Т. [3], Мамедбеков Н. Г. [5], Пашаев Т. С. [9] и др. Анализ источников по данному вопросу, свидетельствует о том, что в Азербайджане около 60 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья. Часть из них обучается в специализированных школах, интернатах, имеется практика обучения их на дому. И только незначительная часть — 268 человек привлечена к системе инклюзивного образования.

В 2014 года в Баку прошла международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: опыт и предстоящие задачи». Говоря о цели данной конференции, следует отметить важность проведения таких конференций, которые содействуют обмену опытом между странами ближнего и дальнего зарубежья, определяются перспективы развития данной проблемы, совместно составляется программа и план действий в решении столь глобальной проблемы, как оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Огромное число ученых, специализирующихся в данной области, поделились методиками и методами организации работы с данной группой детей. Несомненным достоинством данной конференции, организованной Министерством образования, Азербайджанским институтом учителей, ЮНИСЕФ и Международным советом по образованию и реабилитации с нарушениями зрения (ICEVI), было участие ответственных сотрудников министерств образования стран СНГ, работающих в области специальной психологии и педагогики, инклюзивного образования, и представителей других соответствующих структур.

Хотелось бы подчеркнуть, что в реализации данной программы неоценимы заслуги Фонда Гейдара Алиева, который осуществил целый комплекс мер по оказанию поддержки и помощи в деле организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, лишенных родительской опеки, укреплению материально-технической и учебной базы образовательных учреждений, в которых они обучаются. В 2015 году Министром образования Азербайджана был утвержден проект совместно с Детским фондом ООН (UNİCEF), основной целью которого было внедрение инклюзивного образования в Азербайджане в начальной школе. Соответственно был утвержден план дальнейших действий, задачи и действия, которые предполагали поэтапное внедрение инклюзивного образования в систему в систему образования Азербайджана. В 2016–2017 учебном году в рамках вышеуказанного проекта были выбраны четыре школы: средняя школа № 202, школа-лицей № 220, средняя школа № 138 и школа-лицей № 252. Следует отметить, что после начала реализации пилотного проекта были получены положительные отзывы со стороны родителей детей, обучающихся в пилотных классах. Как было отмечено родителями, дети стали более активными и с радостью стали посещать школу. Особый психологически климат, который был установлен в рамках данных школ, способствовал поднятию духа и эффективности обучения данной группы детей. Помимо этого, нельзя не отметить работу отдела инклюзивного образования при институте «Проблемы образования», в котором разрабатываются методические рекомендации, учебные пособия, программы, необходимые в работе с детьми, входящих в данную группу. Сотрудниками данного отдела подготовлена стратегия развития, цели и задачи данного направления, которые предполагают:

- Разработку специальных программ для детей, с ограниченными возможностями;

- Создание методологии, обеспечивающей интеграцию в жизни и образовательном пространстве детей с ограниченными возможностями;

- Разработка и внедрение модели образования, способствующей социальной адаптации данной категории детей;

- Открытие региональных, областных консультативных центров поддержки детей.

Это далеко не все мероприятия, проводимые в рамках системы инклюзивного образования.

Будучи на практике в школах, где внедрен пилотный проект, организованы классы для детей с ограниченными возможностями, мы отметили для себя важный факт. Основные моменты, которые должен учитывать педагог и психолог, работая с детьми, имеющими ограниченные возможности, это

Безусловно, работа с детьми, имеющими ограничения в здоровье, мы не должны забывать об индивидуальном и максимально ответственном походе к ребенку, привлекая к работе с ним семью, которая играет большую роль в его гармоничном формировании, адаптации в социуме.

Литература:
  1. Алехина С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. — 2011. — N 1. — С. 83–92.
  2. Жиркова С. Г. Формы и особенности применения инклюзивного образования / С. Г. Жиркова // Научное обозрение. — 2010. — N 1. — С. 79–83.
  3. Инклюзивное образование. Учебное пособие. Составитель Н. Т. Гусейнова. — Баку: АГПУ, 2014. — 181 с.
  4. Малофеев Н. Н. Похвальное слово инклюзии или речь в защиту самого себя //Проблемы современного образования www.pmedu.ru 2011, № 6, 44–54.
  5. Мамедбеков Н. Г. Мир детей с ограниченными возможностями здоровья. — Баку, 2012. — 154 с.
  6. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. Главы из книги. / Ред. Н.Борисова. — М.: РООИ «Перспектива», 2011.
  7. Никуленко, Т. Г. Коррекционная педагогика: учебное пособие / Т. Г. Никуленко, С. И. Самыгин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 445 с.
  8. Пугачев А. С. Инклюзивное образование// Молодой ученый — 2012.- № 10.- С, 374–377.
  9. Современные вопросы коррекционной педагогики. Составитель Т. С. Пашаев. — Баку: Мутарджим, 2012. — 316 с.

Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, ребенок, ограниченная возможность здоровья, Азербайджан, группа детей, ICEVI, политик государства, категория детей, возможность, система обучения.

moluch.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта