Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Инвестиционный климат России: современное состояние, проблемы и пути развития. Инвестиционный климат в россии журнал


Инвестиционный климат России: современное состояние, проблемы и пути развития

В статье рассматривается инвестиционный климат в России, современное состояние, проблемы и пути развития.

Ключевые слова: инвестиции, прямые иностранные инвестиции, инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность.

Для России необходимым условием экономического роста является приток иностранного капитала. В последнее время приток прямых иностранных инвестиций, которые способствуют созданию новых рабочих мест, в России недостаточен. Так за 10 лет приток прямых иностранных инвестиций в структуре всех поступающих инвестиций составляет всего одна четверть. Остальная часть приходится на прочие инвестиции (кредиты).

Основными сдерживающими факторами для роста прямых иностранных инвестиций выступают:

1.                  сырьевая зависимость экономики страны;

2.                  неблагоприятный инвестиционный климат в стране;

3.                  высокий уровень коррупции;

4.                  недостаточная эффективность проводимой денежно-кредитной политики;

5.                  неопределенность правовой системы и многие другие.

Многие эксперты отмечают низкий уровень диверсификации экономики, большую зависимость финансовой системы страны от цен на сырье на мировых рынках, что является значительным фактором риска для любого инвестора с позиции высокой подверженности влияния кризисных явлений.

Неблагоприятный инвестиционный климат в стране, прежде всего, связан с недостаточной проработанностью правовой базы по защите прав и законных интересов инвесторов; недоступность кредитных ресурсов, связанная с высокой стоимостью обслуживания кредита; низкий уровень развития инфраструктуры, который выражается в больших издержках при подключении к системе электроснабжения и многие другие факторы [1с.58].

Международная общественная организация Transparency International в декабре 2012г. поставило Россию только на 143 место в рейтинге наименее коррумпированных стран мира. Показательно, что это худший индекс среди всех стран G20 [2].

Коррупцию в нашей стране породил мощнейший бюрократизм — чрезмерное осложнение процедур, которое отнимает у инвесторов массу времени. Кроме того, в России присутствует административные меры государства, которые способствуют ограничению конкуренции.

Что касается проводимой денежно-кредитной политики, то, несмотря на все усилия Банка России по переходу к режиму таргетирования инфляции, с 2012г. инфляция продолжает расти. В первом полугодии 2013г. инфляция в среднем составляла 7,1 % в годовом выражении, что намного выше целевого значения, установленного Банком России (5–6 % в годовом выражении в 2013г.). Кроме того, отпугивает инвесторов достаточно высокая ставка рефинансирования в России — 8,25 %, которая фактически характеризует доступность кредитов для экономики страны [2].

Все это в совокупности значительно влияет на инвестиционную привлекательность государства и тормозит возможный экономический рост в России.

Приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику в I полугодии 2013г. вырос почти на 60 % и составил 12,14 млрд. долл. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, следует из данных Федеральной службы государственной статистики. В общем объеме зарубежных вложений на прямые иностранные инвестиции пришлось 12,3 %, что на 2,1 % выше аналогичного показателя годом ранее.

Наибольший удельный вес пришелся на прочие инвестиции (86,33 млрд. долл., или 87,4 % от общего объема), наименьший — на портфельные инвестиции (326 млн. долл., или 0,3 %).

Всего в I полугодии 2013г. в экономику России поступило почти 98,8 млрд. долл. иностранных инвестиций, что на 32,1 % больше, чем в аналогичном периоде прошлого года [2].

На протяжении трех лет начиная с 2010–2013 гг. наблюдается положительные тенденции роста прямых иностранных инвестиций, которые связаны с многочисленными реформами по улучшению инвестиционного климата, что в результате позволило в рейтинге Всемирного Банка «по Ведению бизнеса в 2013г». подняться выше на 8 строчек. В рейтинге Россия занимает 112 место из 185 стран мира. Учитывая специфику нашей экономики, нельзя забывать и про внешние факторы, которые напрямую влияют на приток инвестиций. Проанализировав динамику притока прямых иностранных инвестиций и динамику изменения цены за баррель нефти, можно говорить о прямой зависимости этих показателей (рисунок 1,2).

Поэтому нужна инвестиционная политика, направленная на стимулирование вложений в сферу новых технологий, которая может поднять страну на более высокий уровень и снизить жесткую зависимость от мировых цен на сырье. Существующие источники финансирования для осуществления инвестиционных программ в настоящее время это товарные кредиты поставщиков и собственные средства из амортизационных отчислений. Данные источники инвестиций ограничены из-за недостатка денежных средств [3 с.45].

Анализ, проведенный Международной организацией кредиторов (World Organization of Creditors, WOC) [4] показывает, что основными странами-инвесторами в Россию по итогам 2012 года стали Германия, Нидерланды, Франция, Австрия и Великобритания. За исключением Голландии, приток ПИИ из этих стран вырос по отношению к 2011 году. В том числе в полтора раза выросли вложения французских компаний, в 2,5 раза — британских.

В первой десятке также партнер по БРИКС Индия, но объем поступлений из этой страны сократился на 20 % по сравнению с предыдущим годом. На 64 % снизился приток ПИИ из КНР, составив 212 млн. долларов США. Что касается Бразилии и ЮАР, то приток ПИИ из этих стран в российскую экономику скромный — 860 и 568 тыс. долларов соответственно. Годом ранее из этих государств не было никаких поступлений.

Рис. 1. Приток ПИИ в РФ в 2004–2012 гг. [5]

Рис. 2. Динамика цен за баррель нефти в 1999–2013 гг. [2]

Таким образом, несмотря на определенные улучшения в инвестиционной сфере России, а именно улучшение условий ведения бизнеса, увеличения доли прямых инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций, инвестиционный климат остается неблагоприятным.

Многие значимые для потенциальных инвесторов факторы, такие как высокая коррумпированность страны, нестабильность правовой системы, высокая зависимость от внешнего рынка, неразвитость кредитного рынка, а так же слабая развитость инфраструктур препятствуют вложению инвестиций в экономику. По нашему мнению, нужно в первую очередь разработать более эффективные меры борьбы с коррупцией, а так же совершенствовать денежно-кредитную политику, которая позволит решить проблему зависимости российской экономики от сырья и доступности кредитных ресурсов.

Литература:

  1. Инвестиции: учебник / А. Ю. Андрианов, С. В. Валдайцев, П. В. Воробьев [и др.] 2 е изд., перераб. и доп. — Москва: Проспект, 2011.С.584.
  2. www.rbc.ru
  3. Шаринова Г. А. Финансовое управление слиянием корпораций: Диссертация кандидата экономических наук. — Волгоград, 2003. — С. 151.
  4. http://woc-org.com
  5. www.gks.ru

moluch.ru

Инвестиционный климат России: анализ оценок международных экспертных организаций и рейтинговых агентств

Библиографическое описание:

Емельянова К. Н. Инвестиционный климат России: анализ оценок международных экспертных организаций и рейтинговых агентств [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 47-51. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/263/13390/ (дата обращения: 14.07.2018).



В рамках данной статьи автором было рассмотрено положение России в рейтингах экспертных организаций, исследующих отдельные аспекты инвестиционного климата, а также на основе проведенного анализа предложена собственная методика оценки инвестиционного климата страны и проведена ее апробация для стран ЕАЭС.

Ключевые слова: инвестиционный климат, международные рейтинги, ЕАЭС

Экономисты, проводящие разносторонние исследования инвестиционного климата, давно занимаются вопросом того, как оценивать данные параметры и как получить какой-либо интегральный показатель благоприятности инвестиционного климата страны, и они пришли к единогласному мнению — это можно сделать с помощью межстрановых рейтингов, составляемых уважаемыми международными агентствами. Безусловно, можно говорить об определенной доле субъективности данных рейтингов, об их политической ангажированности, а также о том, что каждый из рейтингов исследует отдельные аспекты инвестиционного климата, однако именно такие рейтинги и являются неким «барометром» как иностранного, так и отечественного инвестора.

Одним из таких рейтингов является ежегодный рейтинг, составляемый группой Всемирного банка, «Doing Business». Он оценивает уровень комфортности осуществления предпринимательской деятельности на территории той или иной страны на основе десяти показателей, каждый из которых отвечает за отдельный аспект «комфортности»: простота подключения к электрическим сетям, количество времени, необходимое для регистрации компаний, получения разрешения на строительство различных инфраструктурных объектов, легкость, с которой организация может получить кредит и др.

Безусловно, положение России в рейтинге в 2017 г. по сравнению с 2013 г. значительно улучшилось, поскольку со 112 места наша страна поднялась до 40, перепрыгнув тем самым 72 позиции, однако по сравнению с рейтингом, составленным в 2016 г. место России в 2017 г. снизилось на 4 позиции. Логично было бы связать данную динамику с все новыми и новыми антироссийскими санкциями, тем не менее, дело в том, что эксперты Всемирного банка лишь изменили методы расчета рейтинговых мест и пересчитали показатели 2016 г. (изначально Россия занимала 51 место).

Лидерами данного рейтинга по итогам 2017 г. являются такие страны как Новая Зеландия, Сингапур и Дания, и стоит отметить, что эти страны с 2013 г. стабильно входят в первую пятерку. Аутсайдерами рейтинга в 2017 г. являются страны, не выходящие из социально-экономического и политического хаоса, к ним относятся Сомали, Эритрея и Ливия. С досанкционного 2013 г. по большинству индикаторов интегрального рейтинга к 2017 г. позиция России укрепилась: по показателю «Регистрация предприятия» наша страна стала занимать 26-е место вместо 101-го, по «Подключению к системе электрического снабжения» Россия достигла 30-го места, поднявшись со 184-го места, по «Доступности кредитов» 104-е место сменилось 44-м, а по «Защите прав инвесторов» Россия поднялась до 53-го места, по показателю «Регистрация собственности» наша страна в 2017г. вышла на 9-е место с 46-го места в 2013 г.. Тем не менее есть и такие индикаторы, по которым позиция России улучшилась лишь незначительно. К ним относятся «Получение разрешения на строительство», «Налогообложение» и «Международная торговля». Так, для того, чтобы в Москве получить разрешение на строительство, допустим, склада требуется более 229 дней, в странах Европы же данный показатель составляет менее 160 дней. Что касается налогообложения, несмотря на то, что в Москве на различные процедуры, связанные с уплатой налогов, предприятию необходимо потратить менее 168 часов в год (в Европе — около 221 часа в год), общая налоговая нагрузка на бизнес составляет — 48 % от прибыли (если учитывать всю совокупность отчислений), в Европе же — 33 %. В рамках «Международной торговли» все показатели, входящие в этот индикатор, у России проседают, и более всего это относится к стоимости импорта: за пограничный и таможенный контроль требуется заплатить 1 125 долл. США (в странах Европы аналогичный показатель — 202 долл. США). Есть и показатели, по которым Россия незначительно снизила свои позиции за рассматриваемый период, однако при этом оставаясь в первой половине рейтинга, это «Обеспечение исполнения контрактов» (12 место в 2017 г. и 11 место в 2013 г.) и «Разрешение неплатежеспособности» (51 место в 2017 г. и 53 место в 2013 г.).

Важно отметить, что еще в 2012 г. Президент РФ Владимир Путин поставил задачу — достигнуть 20 места в рассматриваемом рейтинге к 2018 г. Логично предположить, что данная цель едва ли будет достигнута, но наша страна, к 2017 г. достигнув 40-го места в данном рейтинге, наперекор санкциям и другим геополитическим рискам, сделала большой шаг к улучшению инвестиционного климата.

Еще один рейтинг, на который ориентируются иностранные и отечественные инвесторы — рейтинг по Индексу глобальной конкурентоспособности, рассчитываемому по методике Всемирного экономического форума. Данный индекс включает в себя 113 переменных, которые, в свою очередь, объединены в 12 показателей, характеризующих основные тенденции социально-экономического развития той или иной страны («базовые требования»), включающих факторы, способствующие эффективности экономики, а также содержащих оценку инновационного потенциала страны. Логично предположить, что чем выше находится государство в данном рейтинге, тем выше уровень его конкурентоспособности на мировой арене, и тем благоприятнее инвестиционный климат такого государства. Лидерами рассматриваемого рейтинга в 2017 г. (рейтинг 2017–2018 гг.) стали Швейцария, США и Сингапур, а аутсайдерами — Чад, Мавритания и Йемен. Индекс глобальной конкурентоспособности России в 2017 г. составил 4,64, благодаря чему наша страна заняла 38 место среди 137 стран, участвующих в ранжировании. Отметим, что позиция России заметно улучшилась, ведь в 2014 г. она занимала 64 место среди 148 стран.

Достаточно интересным представляется факт, что за период с 2013 по 2017 гг. практически по всем показателям позиции России укрепились, кроме «Макроэкономической стабильности» (19-место в 2013 г. и 53-е место в 2017 г.). Безусловно, это связано и с девальвацией рубля, которая сильнейшим образом подорвала финансовую стабильность страны, и со снижением цен на нефть и уменьшением поставок углеводородов на экспорт, которые отрицательно сказались на доходах бюджета России, и с антироссийскими санкциями, приведшими к сокращению притока иностранных инвестиций в страну. Все вышеперечисленное привело к глубокой и затяжной рецессии в экономике России.

Можно выделить следующие показатели, по которым положение России упрочилось, и при этом наша страна находится в первой половине рейтинга по ним: «Инфраструктура» (в 2017 г. — 35-е место, в 2013 г. — 45-е), «Здоровье и начальное образование» (в 2017 г. — 54-е место, в 2013 г. — 71-е), «Высшее образование и профессиональная подготовка» (в 2017 г. — 32-е место, в 2013 г. — 47-е), «Уровень технологического развития» (в 2017 г. — 57-е место, в 2013 г. — 59-е), «Размер внутреннего рынка» (в 2017 г. — 6-е место, в 2013 г. — 7-е), «Инновационный потенциал страны» (в 2017 г. — 49-е место, в 2013 г. — 78-е). Эксперты рейтинга отмечают, что наиболее проблемными факторами (топ-5), препятствующими улучшению благоприятности инвестиционного климата России являются: высокие налоговые ставки, бюрократизация государственного аппарата, проблемы с доступом к финансированию, низкая квалификация рабочей силы, а также коррупция.

Последний индекс, который мы рассмотрим, менее известен, чем два предыдущих, это индекс слабости или недееспособности государств, составляемый международной организацией «The Fund for Peace». По мнению специалистов этой организации, страна является слабой, если она не является полноценным членом международного сообщества, ее правительство не способно обеспечить предоставление населению самых простых общественных услуг, а также если государственная власть теряет монополию на применение жесткой силы на территории своей страны. Данный индекс составляется на основании 12-ти критериев, выраженных в показателях, «уязвимости» того или иного государства. Россия по итогам 2017 г. вошла в группу стран с «повышенной опасностью», лидером же рейтинга является Финляндия, она единственная входит в группу наиболее «устойчивых» стран. С досанкционного 2013 г. Россия поднялась в рейтинге на 13 позиций, прежде всего, за счет увеличения показателя «внешнее вмешательство» (по остальным показателям изменения незначительны). Вероятно, данный индекс более всех рассмотренных ранее отражает влияние санкций на экономику нашей страны: ведь, действительно, Россия была настолько сильно зависима от внешних кредитных источников, а также от товаров, импортировавшихся из введших санкции стран, что с антироссийскими санкциями достаточно остро встал вопрос, например, импортозамещения. Зависима наша страна и от мировых цен на углеводороды, поскольку экспорт нефти обеспечивает весомую часть ВВП страны.

Таким образом, мы рассмотрели три рейтинга, которые анализируют различные аспекты инвестиционного климата: Индекс глобальной конкурентоспособности, прежде всего, отражает экономическую составляющую инвестиционного климата, в рейтинге «Doing Business» больший упор делается на нормативно-правовой составляющей, а Индекс недееспособности стран указывает на риски при инвестировании ту или иную страну. Из этих рейтингов мы можем взять показатели, которые относятся к трем составляющим инвестиционного климата, и составить свой более комплексный рейтинг, графическим отображением которого будет пузырьковая диаграмма.

Таблица 1

Система показателей, характеризующих инвестиционный климат страны

Экономические факторы (ЭФ)

А

Качество институтов

Б

Уровень развитости инфраструктуры

В

Макроэкономическая стабильность

Г

Эффективность функционирования рынка труда

Д

Развитость финансового рынка

Е

Уровень технологического развития

Ж

Размер внутреннего рынка

З

Инновационный потенциал страны

Нормативно-правовые факторы (НПФ)

И

Скорость регистрации предприятий

К

Получение разрешений на строительство

Л

Простота подключения к системе электрического снабжения

М

Регистрация собственности

Н

Легкость получения кредитных средств

О

Ставки налогообложения

П

Развитость международной торговли

Р

Обеспечение исполнения контрактов

Риски при осуществлении инвестирования (РИ)

С

Величина демографического давления

Т

Миграция беженцев иных лиц

У

Недовольство социальных групп

Ф

Легитимность государственных структр

Х

Степень соблюдения прав человека и верховенство закона

Ц

Влияния элит на проводимую государством политику

Ч

Степень вмешательства иных государств или каких-либо международных организаций

Ш

Миграция и «утечка умов»

Источник: составлено автором [1], [2], [3]

Влияние экономических факторов на инвестиционный климат страны мы можем отобразить следующим образом, оно будет отложено по оси OX на графике: ЭФ = А+Б+В+Г+Д+Е+Ж+З, где А, Б…Ж, З — это количество баллов, присваиваемое экспертами рейтинга по Индексу глобальной конкурентоспособности какой-либо стране по названным выше показателям блока «Экономические факторы», а ЭФ — сумма этих баллов для каждой страны по блоку «Экономические факторы».

Влияние нормативно-правовых факторов можно оценить так, оно будет отложено по оси OY: НПФ = (И+К+Л+М+Н+О+П+Р) / 10, где И,К…П,Р — место какой-либо страны в рейтинге определенного показателя Doing Business», НПФ — сумма баллов для каждой страны по блоку «Нормативно-правовые факторы».

Показатель степени риска при осуществлении инвестирования, в свою очередь, можно рассчитать таким образом (размер пузырька на графике): РИ = С+Т+У+Ф+Х+Ц+Ч+Ш, где С,Т…Ч,Ш — количество баллов, присваиваемое какой-либо стране по вышеназванным показателям в рейтинге по Индексу недееспособности государства, а РИ — это количество баллов, отражающее риски при инвестировании в ту или иную страны. Логично предположить, что чем больше сумма показателей, тем больше пузырек и тем выше риски при инвестировании.

Опробуем данную методику путем проведения сравнительного анализа уровня благоприятности инвестиционного климата стран ЕАЭС за 2017 г. (за исключением Белоруссии, по ней в 2017 г. индекс глобальной конкурентоспособности не составлялся).

Таблица 2

Расчет показателей, характеризующих инвестиционный климат стран ЕАЭС

Армения

Белоруссия

Казахстан

Киргизия

Россия

ЭФ

30,1

-

33,7

26,1

34,2

НПФ

36,3

34,5

42,3

63,3

42,1

РИ

51,1

51,4

46,1

55,8

54,7

Источник: составлено автором [1], [2], [3]

На основе составленной таблицы, включающей показатели всех составляющих инвестиционного климата, построим пузырьковую диаграмму для рассматриваемых стран.

Рис. 1. Сравнительный анализ инвестиционного климата стран ЕАЭС в 2017 г.

Источник: составлено автором [1], [2], [3]

Таким образом, согласно проведенному анализу, лидером блока «Нормативно-правовые факторы» является Киргизия, лидером блока «Экономические факторы» — Россия, а наименьшие риски при инвестировании имеет Казахстан. Лидера рейтинга по всем трем составляющим в странах ЕАЭС не наблюдается.

Литература:
  1. Doing business Measuring Business Regulations [Электронный ресурс] // URL: http://www.doingbusiness.org/rankings (дата обращения: 31.10.2017).
  2. Messner J. J., Haken N., Blyth H., Murphy C., Quinn A., Lehner G., Ganz D. Fragile states index [Электронный ресурс] // URL: http://fundforpeace.org/fsi/2017/05/14/fragile-states-index-2017-annual-report/ (дата обращения: 31.10.2017).
  3. The Global Competitiveness Report [Электронный ресурс] // URL: https://www.weforum.org/reports/the-global-competitiveness-report-2016–2017–1 (дата обращения: 31.10.2017).

Основные термины (генерируются автоматически): инвестиционный климат, Россия, рейтинг, показатель, глобальная конкурентоспособность, место, инвестиционный климат страны, какая-либо страна, инвестиционный климат стран, США.

moluch.ru

Научная статья на тему "Инвестиционный климат в России и его оценка"

Ключевые слова: инвестиции, Россия, инвестиционный климат, инвестиционная деятельность, проблемы развития, риски.

Инвестиции для любой страны сегодня – это необходимые условия возобновления и поддержания устойчивого экономического роста, а значит и улучшения уровня жизни людей [1, с. 72]. Инвестиционная деятельность в России и во всех странах с рыночной экономикой определяет множество факторов, которые влияют на принятие решения об инвестировании, к ним относятся: политические, экономические, социальные, производственные, возможность доступа на другие рынки [3, с. 224]. От них зависит привлекательность страны в целом, так и конкретно взятого региона для инвесторов, так как именно инвесторы их внимательно оценивают при вложении денег.

Инвестиционный климат – это место, где происходят все инвестиционные процессы и это понятие приемлемо для стран с рыночной экономикой. Он бывает благоприятным либо неблагоприятным. Благоприятный – где инвестор чувствует себя свободно, где он может активно работать, свободно и без риска привлекать дополнительные ресурсы. Неблагоприятный несет множество рисков, присутствует утечка капитала, что приводит к уменьшению инвестиционной деятельности [5, c. 50-52].

Существует две причины, влияющие на инвестиционную деятельность в России и других странах: объективные, к ним следует отнести климатические условия, географическое положение, наличие энергоресурсов, географию места инвестиций; субъективные. Инвестиционный климат страны напрямую связан с политикой государства в этом направлении, от экономических и организационных мер по управлению в стране в целом и на местах.

Безусловно, инвестиционный климат очень важен для развития любой страны, и за последние годы Россия приняла, достаточно много мер, направленных на его улучшение. Правительство приняло много положительных решений, подкрепленных на законодательном уровне. Всем понятна необходимость ухода от нефтяной зависимости и улучшения диверсификации экономики.

Существует потребность привлечения не только внешних, но и внутренних инвестиций. Особенно ощутима такая потребность в азиатских регионах страны. Восточные регионы должны улучшать инвестиционный климат России. Об этом неоднократно упоминает Владимир Путин на форумах. Так же хорошим примером может служить перемещение России в рейтинге стран на 62 место по итогам 2014 года со 120 по итогам 2012 года согласно исследованиям группы Всемирного Банка [2, с.145-148].

Нужна помощь в написании?

Конечно, инвестиционная политика в России не идеальна, и она также имеет ряд проблем, и не по всем показателям мы имеем достойные оценки, но прогресс замечен. Однако начало 2015 года ознаменовалось негативными событиями. Агентство «Fitch» 9 января понизило долгосрочный кредитный рейтинг России на одну ступень – до уровня «ВВВ-». Причинами этого события были названы рез-кое падение рубля и цен на нефть, а также увеличение ключевой ставки ЦБ РФ до 17 %. Также «Fitch» отметило, что негативное влияние на российскую экономику оказывают западные санкции, в том числе запрет на рефинансирование долгов отечественных компаний в зарубежных кредитных организаций. А 13 января международное рейтинговое агентство «Fitch» снизило рейтинги 13 российских компаний.

Пересмотр рейтинга коснулся в том числе «Газпрома», «Лукойла» и РЖД. Спустя неделю между-народное агентство «Moody`s» понизило рейтинг российских гособлигаций до уровня «BАА3», поместив его в список на пересмотр в сторону понижения, а уже 26 января 2015 года Международное рейтинговое агентство «Standard & Poor’s» понизило суверенный кредитный рейтинг РФ до уровня «ВВ+» с инвестиционного «ВВВ-», тем самым прогноз развития негативный. Из выше сказанного можно заметить тенденцию отношений стан Запада к России, не смотря на наши достигнутые результаты в инвестиционной политике, они становятся всё более жёсткими.

Есть ли основания считать российскую экономику не состоятельной. Да, падение валюты в конце прошлого года нанесло серьёзный урон экономическим субъектам. Обратим внимание на макроэкономические параметры. По итогам 2014 года внешний долг сократился с 730 млрд. дол. до 599 млрд. дол., а непосредственно государственный долг с 76 млрд. дол. до 51 млрд. дол., при этом по итогам года зафиксирован положительный торговый баланс 185 млрд. дол.. Также отдельно стоит отметить, что Россия занимает 5 место в мире по запасам золота, накопив 1188 тонн, увеличив запасы на 15% [4, с. 204–208].

Всё выше перечисленное явно показывает, что оценки западных рейтинговых агентств не состоятельны. При этом падение уровня ВВП в 2015 году составило 3,80%, а инвестиционной активности на 13,7% и в 2016 году эти показатели будут снижаться. Данные цифры можно считать объективными, так как неопределённость начала расти, снова запустили ручное управление, а на бизнес и инвестиционную деятельность всё это весьма сильно сказывается.

Банк России предпринял попытки заморозить рейтинге на прошлогоднем уровне, однако это может помочь только инвесторам внутренним, но, очевидно, что и они не намерены оплачивать риски государства своим капиталом. Поэтому, несмотря на необъективность оценок инвестиционного климата, российской экономики, валюты и т.д. в России в целом, можно сказать, что проблема явно начинает проявляться, для решения которой мало проводить вербальные интервенции власти, нужны конкретные и решительные действия ассиметричной направленности.

Таким образом, если будет производиться усовершенствование законодательства, это приведёт к улучшению инвестиционного климата в России. Кроме того, одним из сдерживающих приток инвестиций факторов, является неблагоприятный инвестиционный имидж отечественных компаний, который формирует СМИ. Однако следует отметить, что негативные обстоятельства (макроэкономические, коррупционные, политические) носят краткосрочный или среднесрочный характер. При обсуждении основных мероприятий по улучшению инвестиционного климата эксперты зачастую не упоминают факторы макроэкономической стабильности России. Это, прежде всего, низкая инфляция, которая, по сути, является синонимом макроэкономической стабильности. Ее замедление ведет к росту длительности заимствований и к снижению уровня процентных ставок.

Большое значение имеют качество инфраструктуры и механизмы регулирования финансового рынка. На инвестиционный климат в стране решающее влияние оказывает уровень дефицита государственного бюджета. Повышение эффективности государственных расходов, улучшение качества налогового администрирования безусловно являются важнейшими мерами по улучшению инвестиционного климата России. В связи с этим можно ожидать, что в перспективе трех-пяти инвестиционный климат в России несколько улучшится, при условии проведения реформ, и его оценки будут более однородными.

Нужна помощь в написании?

Список использованных источников

1. Овсянникова А.В. Роль регионального маркетинга в повышении инвестиционной привлека-тельности региона/ Овсянникова А.В., Соколова И.С.// Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». – 2015.- Том 7, № 5 (30) – С. 72.2. Соколова И.С. Об инвестиционной привлекательности конкурентоспособности рынка террито-рий //Сборник научных статей VI Международной НПК «Управление реформирование социально-экономического развития предприятий, отраслей, регионов». – Пенза: ПГУ.- 2015.- С.145-1483. Инновационный менеджмент: учебник для бакалавров/ под ред. В.Я. Горфинкеля, Т.Г. Попа-дюк. – Москва: Проспект, 2014. – 424 c. 4. Мартышенко Н.С. Принципы формирования туристского кластера в Приморском крае // Эко-номика региона. – 2009. – №1. С. 204–208.5. Барбашова С.А. Анализ международных инвестиционных потоков в Пензенской области/ Бар-башова С.А. // Федерация. – 2010. № 9-10. – С. 50-526. Губанова Е.В. Влияние санкций на российский бизнес //Вестник Калужского университета. – 2016. № 3 (32). – С. 24-30.7. Макроэкономическое планирование и прогнозирование: курс лекций. Учебное пособие/ Лосева О.В., Лескина О.Н. – Пенза: Издательство «Пензенский государственный университет», 2014.8. Орешников В.В., Атаева А.Г. Применение имитационных моделей в управлении социально-экономическими системами регионального уровня // Управление экономическими системами: элек-тронный научный журнал. – 2015. – № 11 (83). – С. 29

 

nauchniestati.ru

Инвестиционный климат в России на современном этапе. Инвестиционный климат в России на современном этапе

Похожие главы из других работ:

Анализ инвестиционной политики ОАО "Шебекинский маслодельный завод"

1. Инвестиционный климат в России

Приток иностранного капитала в любую страну, а также эффективность капиталовложений определяются преимуществами в данной стране инвестиционного климата...

Государственная инвестиционная политика в антикризисном управлении

2.2 Инвестиционный климат в России

Оценивая инвестиционный климат России в целом по международным стандартам, используя такие критерии, как политическая и социальная стабильность, динамизм экономического роста, степень либерализации внешнеэкономической сферы...

Инвестиционная деятельность в национальной экономике

2.1 Инвестиционный климат в России

Инвестиционная деятельность на территории страны напрямую зависит от инвестиционного климата. В зависимости от его состояния, можно рассчитывать на высокий или низкий уровень инвестиционной активности...

Инвестиционная деятельность РФ

2. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ В РОССИИ

...

Инвестиционная и инновационная политика государства

1.2 Инвестиционный климат в России

В настоящее время возникла потребность устанавливать реально осуществимые темпы развития инвестиционной сферы, определять плановые показатели инвестиций, формировать их структуру, перечень целевых программ и инвестиционных проектов...

Инвестиционный климат России

1. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ РОССИИ

В большом экономическом словаре инвестиционный климат (ИК) сформулирован как совокупность политических, экономических, социальных и юридических условий...

Инвестиционный климат России

3. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ В РЕГИОНАХ РОССИИ

О результативности деятельности Правительства РФ по улучшению инвестиционного климата в стране свидетельствует объем иностранных инвестиций в 29 млрд. долларов за 9 месяцев 2004 года, что в 1...

Иностранные инвестиции в России

2.1 Инвестиционный климат в России

Приток иностранного капитала в любую страну, а также эффективность капиталовложений определяются преимуществами инвестиционного климата в данной стране...

Иностранные инвестиции, проблемы привлечения и государственная политика по их стимулированию в Республике Беларусь

2.2 Инвестиционный климат Республики Беларусь. Факторы, негативно влияющие на инвестиционный климат РБ, основные направления его улучшения

Привлечение прямых иностранных инвестиций является одним из приоритетов внешней экономической политики Республики Беларусь. Анализ статистических бюллетеней «Инвестиции в Республику Беларусь из-за рубежа» за период с 2005 по 2010 год показал...

Макроэкономическая ситуация и причины инвестиционного кризиса в России

Глава 1. Инвестиционный климат в РФ на современном этапе

...

Россия и иностранные инвестиции

2.1 Инвестиционный климат в России

На сегодняшний день позитивный инвестиционный климат стал важнейшей задачей, которая обеспечит экономический рост и сохранит научно технический потенциал России как индустриально развитой страны...

Рынок инвестиций в РФ и его особенности

§ 1.2. Инвестиционный климат в России

Приток иностранного капитала в любую страну, а также эффективность капиталовложений определяются преимуществами инвестиционного климата в данной стране...

Состояние инвестиций в современной России

2.2 Инвестиционный климат в современной России

Инвестиционный климат в России и во всех странах с рыночной экономикой определяет множество факторов: экономические, политические, социальные, финансовые, географические, правовые...

Структура мирового хозяйства и закономерности его развития

2.2 Инвестиционный климат в России

В 2000-2008 гг. при дефицитности инвестиций в российскую экономику профициты бюджета и платежного баланса направлялись как «избыточная ликвидность» за рубеж в доллары США, фунты стерлингов, евро...

Сущность и виды инвестиций

3.1 Инвестиционный климат Казахстана, состояние на современном этапе, актуальные проблемы и перспективы развития

Как известно, за период независимости Казахстан добился значительных успехов в привлечении иностранных инвестиций, которые сыграли важную роль в становлении экономики нашей страны в целом и добывающих секторов в особенности...

econ.bobrodobro.ru

EY - Инвестиционный климат в России: мнение иностранных инвесторов - EY

В 2014 году произошло несколько событий, оказавших значительное влияние на инвестиционный климат в России и настроения работающих в стране иностранных инвесторов. Наиболее важными из них стали введение санкций в отношении России и резкое снижение цен на нефть. Это привело к ухудшению макроэкономической ситуации в России, повышению инфляции, нестабильному курсу рубля, затруднениям с привлечением финансирования и высоким процентным ставкам, ограничениям во внешней торговле и сложностям в работе на отраслевых рынках.

Осложнение международных отношений и ухудшение макроэкономической ситуации в России отразились и на настроениях иностранных инвесторов: в 2014 году объем прямых иностранных инвестиций в экономику России сократился на 70% – до 21 млрд долл. США, достигнув минимального уровня с 2006 года. Во втором полугодии 2014 года Банк России впервые с 2005 года зафиксировал чистый отток прямых иностранных инвестиций.

Эксперты, связанные с деятельностью иностранных компаний, отмечают в 2014-2015 годах сокращение инвестиционных проектов, инициируемых и реализуемых иностранными инвесторами на территории России.

Все эти факторы четче обозначили основные, с точки зрения инвесторов, проблемы инвестиционного климата в России:

  • Традиционные проблемы, связанные с государственным управлением и бюрократией
  • Неблагоприятная экономическая ситуация, снижающая привлекательность национального рынка и затрудняющая работу на нем
  • Неуверенность в последовательности проводимой на национальном уровне экономической политики.

Однако наше исследование показало, что хотя инвесторы, вкладывающие средства в реальный сектор, рассматривают текущую ситуацию как неблагоприятную, они не планируют сокращать свое присутствие в стране. Компании видят потенциал российской экономики и склонны к увеличению объема инвестиций в ближайшие годы.

Результаты исследования основаны на опросе представителей иностранных компаний, являющихся членами Консультативного совета по иностранным инвестициям в России.

Основные выводы

 

Иностранные компании хотят стабильных условий работы в РоссииEY - Инвестиционный климат в РоссииЧастые изменения в нормативно-правовом поле вызы

www.ey.com

Оценка состояния инвестиционного климата в России

Введение

Главная задача любого современного общества заключается в создании благоприятных условий для развития субъектов хозяйствования. Достижение поставленной цели возможно путем проведения грамотной инвестиционной политики, основной целью которой является создание оптимальных условий для вложения инвестиций.

Объектом инвестиционной политики выступает инвестиционный климат (Баликоев, Гребенщикова, 2010; Морозов, 2010; Морозов, 2011; Сагаан, 2011; Старовойтов, Медведева, 2009; Савзиханова, 2014; Bayraktar, 2013; Dollar, Hallward-Driemeier, Mengistae, 2006; Fabry, Zeghni, 2002; Kinda, 2010; Kuzmina, Volchkova, Zueva, 2014; Ledyaeva, Karhunen, Kosonen, 2013; Myachin, Royzen, Pershikov, 2015; Săvoiu, Ţaicu, 2014; Solberg, Moiseyev, Kallio, Toppinen, 2010), от состояния которого зависит общая оценка эффективности данной политики. состояние инвестиционного климата принято оценивать как благоприятное или неблагоприятное. Если климат способствует активной деятельности инвесторов и стимулирует приток капитала, то его считают благоприятным. Если же он повышает риск для инвесторов, то его, соответственно, считают неблагоприятным. С помощью данных критериев формируется инвестиционная политика на перспективу, а также разрабатывается и реализуется стратегия инвестиционной деятельности.

Экономика России находится сейчас на третьем этапе реформирования.

На первом этапе реформ создавались условия перехода к рыночной экономике:

– предпринимались шаги для повышения устойчивости национальной валюты;

– создавались рыночные структуры, вырабатывалась новая экономическая политика;

– производилась разработка сбалансированного бюджета;

– была проведена массовая приватизация;

– проводилось восстановление базовых государственных структур власти.

На втором этапе, на базе достигнутой стабильности были созданы современные экономические институты, произошло снижение административных барьеров к осуществлению предпринимательской деятельности, совершенствовались отношения между федеральными, региональными органами и органами местного самоуправления, осуществлялось реформирование естественных монополий.

Здесь же были начаты необходимые экономические преобразования, а именно обновление производственного потенциала, пополнение золотовалютных запасов ЦБ, снижение темпов инфляции, интеграционные процессы с ближайшими соседями-странами СНГ, а также активизировалась работа по вступлению России в ВТО, повышению кредитного рейтинга.

На нынешнем, третьем этапе стоят задачи присоединения к развитым странам. Для этого необходимо укрепление и совершенствование политических институтов, обеспечение устойчивости демократии, создание действенного государственного аппарата, справедливого суда, достойной правоохранительной системы. Особое внимание должно уделяться развитию человека, вложению инвестиций в человеческий капитал: образование, здравоохранение, жилищное хозяйство и инфраструктуру отрасли.

К минусам российской экономики можно отнести:

1. Отсутствие доверия населения, отечественных предпринимателей и иностранных инвесторов к действиям, которые осуществляет государство.

2. Недостаточный спрос на деньги. Люди не вкладывают деньги в Россию, а стремятся увезти капитал туда, где инвестиционный климат более благоприятный.

3. В России много денег, но они плохо работают. Возвращаясь к инвестиционной проблеме, можно отметить, мы вывозим сырье за границу, а наши перерабатывающие отрасли гибнут без поддержки и со стороны инвесторов, и со стороны государства.

4. Высококвалифицированные кадры, не находя достойного применения в своей стране, уезжают за границу.

5. По-прежнему высокий уровень коррупции тормозит развитие малого и среднего бизнеса, который является базой для рыночных отношений.

6. Огромная разница в уровне жизни жителей столичных мегаполисов и всего остального населения, особенно жителей глубинки.

7. Отсутствие единства интересов правительства и народа. К тому же назревает снижение деловой активности иностранного бизнеса в России в связи с делом ЮКОСа и усилением давления государства на бизнес. Тенденции нарастания антироссийских настроений среди западных партнеров, которые сопровождаются усилением антизападных настроений внутри страны и поиском новых стратегических партнеров, могут иметь долгосрочные экономические последствия.

Инвестиционный климат в России постепенно изменялся к лучшему, но эти улучшения нельзя было назвать устойчивыми. Эта проблема стала особенно актуальной в последние годы, когда в экономике России отслеживаются признаки так называемой «голландской болезни». Решением данной проблемы является развитие экспорта отечественных промтоваров и высоких технологий.

Если рассмотреть соотношение институционального развития в сфере инвестиционной привлекательности и подушевой доход, то видно, что чем богаче страна, тем она более инвестиционно привлекательна (рис. 1).

Рисунок 1. Диаграмма инвестиционной привлекательности  и уровень экономического развития

Источник: Кондратов, 2013.

Значит, как рынок сбыта Россия намного привлекательнее, чем как объект инвестиций (рис. 2 и 3).

В России остро стоит вопрос привлечения прямых иностранных инвестиций (табл. 1). По объему прямых капиталовложений, накопленных за рубежом, Россия в 2012 г. вышла на третье место среди развивающих стран. Наращивание прямых инвестиций за рубеж оказывает неоднозначное влияние на национальную экономику. С одной стороны, благодаря приобретению предприятий в других странах российские компании получают доступ к новым источникам ресурсов, технологиям и рынкам сбыта, что увеличивает их международную конкурентоспособность. Вместе с тем увеличивающий отток капитала заметно ослабляет ресурсную базу роста и модернизации. Недостаточная экономическая эффективность прямых инвестиций за рубежом в значительной степени объясняется отсутствием в России действенных механизмов государственной поддержки и регулирования экспорта частного капитала, которые позволяли бы стимулировать движение по приоритетным для страны направлениям. Исправлять недостатки, присущие вывозу национального капитала за рубеж, в первую очередь видится в необходимости более активного участия государства в регулировании экспорта капитала экономическими методами (Кондратов, 2013; С. 51‑55).

Рисунок 2. Диаграмма динамики подушевого ВВП и качества институтов в России

Российским компаниям зачастую приходится сталкиваться с серьезными барьерами, не позволяющими в полной мере осуществлять задуманные инвестиционные планы и снижающие эффективность капиталовложений. К числу таких барьеров можно отнести сложность в России зарегистрировать новый бизнес, чем в других странах (таблице 2).

Россия, Индия и Китай являются одними из наиболее успешно развивающихся в экономическом отношении стран. В ближайшем будущем им суждено оказаться в эпицентре глобальных процессов, которые могут привести к смене лидеров, как в экономике, так и на международной арене. Каждая из этих трех стран по многим показателям является потенциально мощным игроком на международном рынке, способным определять стратегию и тенденции развития экономики всего мира. Кто из них станет лидером, зависит от многих факторов, и, в первую очередь, от того, кто победит в борьбе за привлечение международных инвестиций. Потенциалы развития этих стран во многом сравнимы, благодаря наличию значительных природных и трудовых ресурсов, размеру внутреннего рынка и возможности использования передового западного опыта управления.

Ситуация на мировом рынке также неутешительна. В настоящий момент наблюдается активный рост цен на нефть, причиной которого называют все более возрастающий спрос со стороны Индии и Китая, где наблюдается мощный экономический подъем. С одной стороны это для России выгодно – повышаются доходы от продажи нефти на мировых рынках, с другой стороны, рост цен на «черное золото» вызовет увеличение денежной массы и рост инфляции. Это проблема в основном связана с плохим инвестиционным климатом, и помочь в этом процессе может модернизация и развитие глубокой переработки.

Таблица 1

Поступление ПИИ из-за рубежа (доля в ВВП) [1]

Страна

Поступило

прямых иностранных инвестиций

из-за рубежа

Страна

Направлено

прямых иностранных инвестиций

за рубеж

Гонконг

31%

Гонконг

34%

Сингапур

19%

Сингапур

9.5%

Вьетнам

7.5%

Малайзия

5.7%

Чили

7.1%

Чили

4.1%

Перу

4.7%

Россия

3.5%

Малайзия

4.0%

Канада

2.5%

Китай

3.1%

США

2.4%

Россия

2.9%

Корея

1.9%

Таиланд

2.0%

Таиланд

1.7%

Индонезия

1.9%

Мексика

1.3%

Мексика

1.8%

Япония

1.0%

США

1.6%

Китай

1.0%

Канада

1.5%

Вьетнам

0.8%

Филиппины

0.9%

Индонезия

0.4%

ПНГ

0.3%

Филиппины

0.2%

Корея

-0.01%

Перу

0.14%

Япония

-0.02%

ПНГ

0.002%

Таблица 2

Барьеры для бизнеса и инвестиций [2]

Страна

Количество процедур, необходимых для регистрации нового бизнеса

Количество дней, необходимых для регистрации нового бизнеса

Новая Зеландия

1

1

Австралия

2

2

Гонконг

3

3

Сингапур

3

3

Канада

1

5

Малайзия

4

6

США

6

6

Корея

5

7

Чили

7

7

Мексика

6

9

Япония

8

23

Перу

5

26

Таиланд

5

29

Россия

9

30

Филиппины

15

35

Китай

14

38

Вьетнам

9

44

Индонезия

8

45

ПНГ

6

51

Бруней

15

101

По мнению российских экспертов, наша страна уже в этом десятилетии начнет снижать экспорт нефти. Это связано с тем, что запасы нефти в разрабатываемых месторождениях сокращаются, а для освоения новых не хватает инвестиций, мощностей и знаний. Огромные запасы полезных ископаемых имеются на севере РФ, но из-за плохого его освоения воспользоваться ими мы не можем. Иностранные специалисты связывают экономический рост России не только с нефтью, но и с восстановлением хозяйственных связей России с предприятиями стран СНГ. Однако последние события заставляют усомниться в перспективах полноценных связей с ближним зарубежьем. Наблюдаемое валютное противостояние США и Китая выгодно только этим двум странам, ведь в ходе этой борьбы конкурентоспособность китайских товаров и американских ценных бумаг резко повышается, а весь остальной мир только страдают.

Высокие темпы экономического роста позволяют нам догонять развитые страны и не отставать от наших конкурентов – Китая и стран СНГ. Целью экономической политики должно быть повышение конкурентоспособности страны. Для этих целей необходима более активная деятельность правительства по подготовке законопроектов, призванных увеличить темпы экономического роста в стране и совершить технологический прорыв; по обеспечению инвестиций в реальные секторы экономики, позволяющие развиваться этим секторам и производить конкурентоспособную продукцию; по развитию малого и среднего бизнеса в стране, формирующего средний класс и предоставляющего условия для развития рыночных отношений.

Выводы

В результате проведенного исследования можно сделать ряд выводов по улучшению инвестиционного климата в России:

– инвестиционный климат играет определяющую роль в стратегическом развитии экономики. Среди основных направлений в инвестиционной политике можно выделить следующие: обеспечение благоприятных условий для инвесторов и минимизация инвестиционных рисков путем создания особых экономических зон, причем промышленного и инновационного характера; установления государством благоприятного налогового режима; создание инвестиционных фондов, проектов и стратегий;

– инвестиции выполняют важнейшую структурообразующую функцию, поскольку от них зависит будущая структура экономики;

– для инвесторов важнее всего уровень и динамика экономического развития страны. Это четко отражается в зависимости иностранных инвестиций от показателей доходности бюджета и населения, потребности в рабочей силе и кредитоспособности;

– помимо экономических факторов на инвестиционный климат страны оказывают влияние и социальные, характеризующие уровень жизни населения. Так как высокий уровень доходности говорит о стабильной занятости, что предполагает высокий уровень развития промышленности и предпринимательской деятельности;

– отдельным направлением повышения инвестиционной привлекательности является развитие государственно-частного партнерства. Отдельным направлением государственно-частного партнерства является развитие венчурного инвестирования в научной технической сфере;

– учитывая все благоприятные тенденции развития инвестиционного климата в стране, он остается весьма непривлекательным.

[1] Бюллетень торгово-промышленной палаты «Инвестиции. Факты и комментарии» (2012; С. 12), 26.

[2] Бюллетень торгово-промышленной палаты «Инвестиции. Факты и комментарии» (2012; С. 13), 26.

creativeconomy.ru

Журнал ВАК :: УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ

Инвестиционный климат и инвестиционная инфраструктура в промышленном секторе экономики

The investment climate and infrastructure investment in the industrial sector

Тарелкин А.А.

Tarelkin A A

к.э.н., доцент кафедры общего и стратегического менеджмента

Самарский национальный исследовательский университет

имени академика С.П.Королева

Аннотация. Разработка оптимальных стратегий управления инвестиционной привлекательностью отраслей и предприятий промышленности и проведение организационной перестройки в экономике России возможно на базе изучения мирового опыта управления инвестиционной привлекательностью компаний.

В статье представлены основные положения по разработке инвестиционной инфраструктуры и формированию инвестиционного климата в промышленных отраслях.

            Annotation. Development of optimal management strategies of investment appeal of industries and industrial enterprises and carrying out organizational restructuring in the economy of Russia is possible on the basis of the study of the global company's investment management experience.

The article psents the basic provisions on the investment of infrastructure development and the formation of the investment climate in the industrial sectors.

Ключевые слова. Этапы, организация системы управления, функциональная модель, инвестиционная привлекательность, направления развития системы управления, инвестиционный климат, промышленность.

Key words: Stages, management system, functional model, investment attractiveness,the development of the management system, investment climate, industry.

Практика показывает, что стабильный рост экономики может быть достигнут за счет создания успешного инвестиционного климата, прямой поддержки государства и интенсивности внедрения инвестиционных процессов[1].

Таким образом, стандартный минимум требований для определения успешного инвестиционного климата в промышленном секторе включает в себя:

-стабильность общеэкономической и политической ситуации;

-безупречную законодательную базу;

-развитую инфраструктуру.

Актуальным вопросом для такой страны, как Россия, является оценка инвестиционного климата в промышленности. Некоторые исследователи проводили комплексную оценку инвестиционного климата регионов, предполагающая размещение их по значимым показателям[2]:

-общеэкономический уровень развития региональной промышленности;

       -развитие инвестиционной инфраструктуры региона;

-характеристика демографической обстановки региона;

-описание рыночных отношений и коммерческой инфраструктуры региона;

-уровень криминогенных, экологических и других рисков.

Оценка инвестиционной привлекательности промышленности в рамках реализации прямых иностранных инвестиций предусматривает проведение детального анализа привлекательности отраслей экономики и конкретных объектов капиталовложений.

Сравнительная оценка привлекательности отраслей экономики РФ проводится на основании метода группировки в соответствии с принятой методологией. Важный обобщающий показатель при этом – уровень доходности инвестиций в долгосрочной перспективе. В широком смысле, анализу подвергается общий уровень развития отрасли, инфраструктура, уровень монополизации, степень влияния государства и прочее.

Для определения возможных сильных сторон, которые позволяя России конкурировать с иными мировыми производителями, необходимо выявить сильные и слабые стороны инвестиционного климата в стране.

Целесообразно для этой задачи использовать SWOT-анализ, который позволяет выявить факторы внешней и внутренней среды, которые влияют на инвестиционную привлекательность промышленности России.

При рассмотрении индекса финансового развития по секторам экономики, а также таких показателей, как экономико-правовая среда, законодательство, то Россия здесь имеет неутешительные данные – последнее место в мировом рейтинге[3]. Чуть лучше дела обстоят с такими факторами, как банковские финансовые услуги, финансовая стабильность, рынки. Наиболее сильная позиция у России на рынке небанковских услуг. Не очень привлекательна Россия с точки зрения налогообложения. Не в лучшем положении находится Россия и с точки зрения лояльности и удобства к внедрению новых технологий, инноваций (рисунок 1).

В прошлом году наша страна занимала 62 из 142 мест. Общий рейтинг зафиксировал уровень привлекательности России между Мексикой и Иорданией. Россия среди стран БРИК уверенно находится сразу после Китая[4].

t1

Рисунок 1. Сектор «Бизнес-среда»- инвестиционная привлекательность российского бизнеса.

Одной из самых сильных сторон России является качество человеческого капитала и инфраструктуры, а отрицательные – с низкими показателями развития рынка (рисунок 2)[4].

t2

Рисунок 2. Индекс восприятия коррупции российских институтов, по мнению общественности.

Один из основных и немаловажных показателей – экологическая устойчивость – оценивается, в том числе по индексу экологических достижений. Оценка этого параметра приводит к выводу о том, что Россия имеет антиустойчивое развитие[5].

Благоприятный инвестиционный климат в промышленном секторе– это основа складывания у инвесторов в течение долгого периода времени предпочтений. Очевидно, что приоритетным является инвестиционный климат, а не привлекательность инвестиций экономики, следовательно и определяются приоритеты национальной экономики и местной политики.

Классификация факторов инвестиционного комплекса должна разделяться

  • по степени управляемости;
  • по зависимости от достигнутого уровня развития.

Факторы, которые благоприятствуют развитию производства, подразделяют на «сильные», «слабые» для осуществления инвестиционных вложений.

В рамках разработанного подхода к оценке привлекательности промышленного сектора, факторы должны разделяться на количественные, качественные, смешанные.

Так, можно выделить три итоговых классификации факторов[6]:

-инвестиционного комплекса;

-инвестиционного климата;

-инвестиционной привлекательности.

Проведенный SWOT анализ выявил инфраструктуру в качестве слабой стороны. Развитие ее в промышленности России происходит медленно. Хотя принятые в последнее время «дорожные карты» развития позволяют надеяться на кардинальные изменения данного положения.

В настоящее время Агентством Стратегических Инициатив и властями регионов России проводятся действия по управлению инвестиционной привлекательностью страны, однако их оказывается недостаточно. В качестве разрешения этой проблемы могут быть выдвинуты следующие предложения[6]:

  • реализация принятых дорожных карт;
  • стимулирование конкуренции между регионами страны;
  • оказание поддержки фундаментальной науке, развитию языка и бизнес-образования;
  • пропаганда инвестиционной привлекательности страны и регионов;
  • обеспечение экологической безопасности;
  • модернизация финансовой системы страны.

Последние десятилетия в западных странах отличаются тенденциями к повышению роли ответственности регионов при принятии, реализации инвестиционных решений. Правительствами регионов и муниципалитетов проводятся активные действия для привлечения инвесторов, в том числе и в депрессивных, малоосвоенных регионах.

Практика западного мира показывает, что инвестиционную привлекательность региона повышает политика развития сельских и городских территорий, создание госкорпораций с подчинением министерствам торговли для распределения земельных участков, подготовки территорий под строительство. Основной источник финансирования таких проектов – выпуск муниципальных облигаций.

Функциональные и структурные преобразования промышленности – необходимое условие создания привлекательности инвестиций региона. Длительность периода подготовки будет зависеть от уровня подготовки, имеющегося потенциала района (таблица 3).

Таблица 3.- Доля страны-инвестора в общем объеме иностранных инвестиций в отраслях России по состоянию на начало 2014 г (%)

t3

Источник: Срочная информация по актуальным вопросам Copyright © Федеральная служба государственной статистики. 2014.

Судя по практике западных стран, последние 30 лет там были отданы структурной перестройке экономики на основе новых, энергосберегающих технологий, автоматизации и компьютеризации, новых систем учета и управления. Местные власти играли немаловажную роль в зонировании, планировании, управлении территориями и их инвестиционным потенциалом.

По результатам анализа зарубежного опыта можно сделать вывод о некоторых закономерностях. Так, практически во всех странах, рост инвестиционной привлекательности сопровождался внедрением законодательных основ инвестирования, создания нормативно-правовой базы, которая регулировала бы отношения инвестора и объекта[4].

Кроме того, проведенное исследование позволяет подтвердить, что расходы на маркетинг, связанные с поощрением инвестиций, влияют на рост прямых иностранных инвестиций. Так, на каждый доллар таких затрат пришлось в итоге 4 доллара дисконтированного дохода.

В настоящее время Российская Федерация для улучшения инвестиционного климата и улучшения инвестиционной привлекательности должна сконцентрироваться на таких направлениях, как:

  • поддержка инновационной и исследовательской деятельности;
  • создание технопарков, инновационных рекреаций;
  • формирование финансовых и инфраструктурных условий для иностранных инвесторов;
  • создание института государственно-частного партнерства для улучшения инфраструктуры инвестиционного партнерства.

Следует обратить внимание на следующий опыт США в рамках проведения такой работы[2]:

1.Территориальные органы власти активно вовлечены в формирование успешного инвестиционного климата.

2.Проведение политики комплексного подхода, при котором изменения касаются различных групп условий инвестирования. Для этого необходимо создавать структурные элементы экономики, объединять финансовые резервы федеральных институтов и индивидуальных инвесторов.

Подведение итогов проведенного исследования теоретических основ управления привлекательностью инвестиций отраслей экономики позволяет выявить следующее:

1.Оценка привлекательности объекта, в который инвестируются средства, должна проводиться с учетом объективных характеристик, которые относятся к направлению вложения.

3.Инвестиционная привлекательность понимается как соответствие объекта инвестирования предпочтениям инвестора.

4.Рассмотрение инвестиционного процесса с точки зрения инвестиционной инфраструктуры дает возможность завершить и сформировать организационно-экономическое единство.

5.Отмечена недостаточность мер государственной поддержки в период кризиса, в том числе исключительные меры заключались в предоставлении государственных гарантий.

6.Поддержка системообразующих предприятий была направлена на обеспечение доступа к финансовым ресурсам, однако важно было также стимулировать внутренний спрос.

Список литературы:

1. Гоман И.В.Экономическая теория 3: макроэкономика/ Курносова Е.А., Тюкавкин Н.М.// Самара, 2015.

2.Подборнова Е.С. Развитие методических подходов оценки конкурентоспособности/ Е.С.Подборнова, Н.М.Тюкавкин//Общественные науки. 2011. № 6. С. 386-393

3. Тарелкин А.А. Управление инвестиционным развитием промышленного комплекса реального сектора экономики /А.А.Тарелкин// European Social Science Journal. Международный научный журнал – Москва: Международный исследовательский институт, 2012. – № 8 (24). - С. 477-486.

4.Тарелкин А.А. Управление инвестиционной привлекательностью промышленного предприятия на основе оптимизации его ресурсного потенциала / А.А.Тарелкин// Управление экономическими системами, 2013. - №12(60). Режим доступа: http://uecs.ru/innovacii-investicii/item/2661-2013-12-26-06-49-52

5. Тарелкин А.А. Привлечение инвестиций в промышленный комплекс России:  новая концепция развития /А.А.Тарелкин, Б.Я. Татарских. - Самара: СамГУ, Издательство «Глагол», 2012. – 304 с.

6. Тарелкин А.А. Реализация стратегического управления инвестиционной привлекательностью промышленных предприятий в условиях изменяющейся рыночной среды / А.А. Тарелкин и др. // Проблемы обеспечения конкурентоспособности социально-экономических систем: монография /– Книга 5. – Новосибирск: Издательство «СИБПРИНТ», 2011. – 279 с. (с.203-215)

uecs.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта