Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Сочинение на тему "какие размышления в журнале Печорина мне наиболее близки?" По роману... Какая из географических реалий упоминается не в журнале печорина


Маршрут перемещений Печорина в романе "Герой нашего времени": карта путешествий |LITERATURUS: Мир русской литературы

marshrut-peremeshhenij-pechorina-karta-puteshestvij
Дуэль Печорина и Грушницкого. Художник М. Врубель
Молодой офицер Григорий Печорин является главным героем романа "Герой нашего времени".

Печорин приезжает из Петербурга на Кавказ, где с ним происходит много интересных событий.

В этой статье представлен маршрут перемещений Печорина во время его поездки на Кавказ.Смотрите: Все материалы по "Герой нашего времени"

Маршрут перемещений Печорина в романе "Герой нашего времени"

Ниже представлены 2 карты путешествий Григория Печорина:
  • Карта путешествия на Кавказ до отставки Печорина (города Пятигорск, Кисловодск). Эта поездка подробно описана в романе.
  • Карта путешествия в Персию после отставки Печорина. Эта поездка лишь кратко упоминается в романе.

Путешествие Печорина из Петербурга на Кавказ

marshrut-peremeshhenij-pechorina-karta-puteshestvij
Карта Путешествия Печорина по Кавказу (до отставки)
  1. Поездка на Кавказ. Остановка в Тамани. История с контрабандистами.
  2. Приезд в Пятигорск. Отдых на водах. Встреча с Грушницким и Верой. История с княжной Мери.
  3. Приезд в Кисловодск. Дуэль с Грушницким.
  4. Ссылка в крепость N. Знакомство с Максимом Максимычем. Похищение Бэлы и ее смерть.
  5. Поездка на 2 недели в казачью станицу. История с Вуличем.
  6. Возвращение в крепость N. 
  7. Поездка в Грузию (в е...ий полк).
  8. Возвращение в Петербург и отставка.

Примечания:

  • Крепость N - крепость "Каменный Брод", укрепление на реке Аксай. В настоящее время на его месте расположен аул Аксай (Дагестан)
  • Тамань — город в Темрюкском районе Краснодарского края
  • Казачья станица, куда приезжает Печорин, точно не называется. Вероятно, Лермонтов подразумевает станицу Червленную (Шелковский район, республика Чечня), в которой он сам останавливался в свое время (по материалам исследователя В. А. Мануйлова)

Поездка Печорина в Персию

marshrut-peremeshhenij-pechorina
Карта путешествия Печорина до Персии и обратно (после отставки)
  1. Путешествие из Петербурга в Персию. Остановка во Владикавказе и встреча с Максимом Максимычем
  2. Путешествие по Персии (в каких районах путешествует Печорин - не указывается)
  3. Возвращение из Персии. Смерть Печорина по дороге в Россию
Так выглядят маршруты перемещений Григория Печорина в романе "Герой нашего времени": карты двух путешествий Печорина - до отставки и после отставки.

Смотрите: Все материалы о романе "Герой нашего времени" 

www.literaturus.ru

Сочинение на тему "какие размышления в журнале Печорина мне наиболее близки?" По роману... - Литература

«Герой нашего Главный герой этого романа — молодой офицер Григорий Александрович Печорин. Лермонтов нарисовал портрет, составленный из пороков того времени: «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. Вы мне опять скажете, что человек не может быть так дурен, а я вам скажу, что ежели вы верили возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не веруете в действительность Печорина?» 

С первых же страниц мне понятно, что он — человек с большими странностями, так как сам Максим Максимыч говорит: «...Григорий Александрович был странен. Например, сидит у себя в комнате, ветер качнёт, ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьёшься, зато уж иногда как начнёт рассказывать, так животики надорвёшь со смеха...» Но, читая дальше, я считаю, что Печорин совершенно напрасно обижает невинных людей и беспощадно ломает судьбы окружающих его женщин. Ведь Бэла трагично погибает, а княжна Мери и Вера испытывают много горя и страданий. Однако все становится на свои места после прочтения дневника Печорина, где он раскрывает свои мысли, высмеивает свои пороки. Все объяснено в этом дневнике: его поступки и характер. Печорин — герой своего времени и его жертва. «Пробегаю в памяти всё моё прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел, твёрд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений — лучший цвет жизни», — такой итог своей жизни подводит Печорин перед дуэлью с Грушницким. Таким образом, к Печорину нельзя относиться однозначно. Он вызывает двойственное чувство. С одной стороны, Печорин достоин самого строго осуждения за отношение к княжне Мери, к Бэле и к Вере, к Максиму Максимычу, но, с другой стороны, он живет в обществе, которое сделало его таким, а потому Печорин достоин и сочувствия. Печорин ироничен, злопамятен, но в то же время образован, умен, храбр. Мне нравится в Печорине то, что он умеет критически оценивать свои поступки, но мне трудно принять его равнодушие, эгоизм, неспособность любить, то, что он тратит свои силы на поступки, которые приносят страдания другим. 

«У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку. Присутствие энтузиаста обдает меня крещенским холодом, и, я думаю, частые сношения с вялым флегматиком сделали бы из меня страстного мечтателя. Признаюсь еще, чувство неприятное, но знакомое пробежало слегка в это мгновение по моему сердцу; это чувство было зависть; я говорю смело «зависть», потому что привык себе во всем признаваться...» 

Но я вижу, что и сам он глубоко и сильно страдает. Все эти качества создают сложный и противоречивый характер. Герой романа говорит о себе: «Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его...» По Белинскому, это противоречие вызвано «глубокостью натуры и жал костью действий одного и того же человека». Также критик назвал Печорина страдающим эгоистом. Он принадлежит к типу «лишних людей», то есть таких людей, для которых в окружающем их обществе не находится ни места, ни дома. Это человек, беспокойный дух которого «требует движения, деятельность ищет пищи, сердце жаждет интереса в жизни... В этом человеке есть сила духа и могущество воли». Только природа приносит ему радость, бескрайние просторы моря. На берегу же он чувствует себя одиноким, он томится и скучает. «Я как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенная на берег, она скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце». Но мечта его не сбылась. На последних страницах новеллы «Фаталист» Печорин называет себя и своё поколение «жалкими потомками, скитающимися по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, не способными к более великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья...» Вот главная причина того, что сделало Печорина и других мыслящих людей его времени несчастливыми. Это «ничтожные споры за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права», это споры, разделяющие людей на господ и рабов. 

Печорин судит свое поколение, которое не верит в себя. Он понимает, что это безверие в итоге оборачивается роком, которое парализуют волю представителей его поколения, а потому сам не подчиняется диктату общества и своего времени. Поэтому-то Печорин — герой времени в истинном смысле.

strinfo.ru

Сочинение на тему "какие размышления в журнале Печорина мне наиболее близки?" По роману... - Литература

«Герой нашего Главный герой этого романа — молодой офицер Григорий Александрович Печорин. Лермонтов нарисовал портрет, составленный из пороков того времени: «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. Вы мне опять скажете, что человек не может быть так дурен, а я вам скажу, что ежели вы верили возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не веруете в действительность Печорина?» 

С первых же страниц мне понятно, что он — человек с большими странностями, так как сам Максим Максимыч говорит: «...Григорий Александрович был странен. Например, сидит у себя в комнате, ветер качнёт, ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьёшься, зато уж иногда как начнёт рассказывать, так животики надорвёшь со смеха...» Но, читая дальше, я считаю, что Печорин совершенно напрасно обижает невинных людей и беспощадно ломает судьбы окружающих его женщин. Ведь Бэла трагично погибает, а княжна Мери и Вера испытывают много горя и страданий. Однако все становится на свои места после прочтения дневника Печорина, где он раскрывает свои мысли, высмеивает свои пороки. Все объяснено в этом дневнике: его поступки и характер. Печорин — герой своего времени и его жертва. «Пробегаю в памяти всё моё прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел, твёрд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений — лучший цвет жизни», — такой итог своей жизни подводит Печорин перед дуэлью с Грушницким. Таким образом, к Печорину нельзя относиться однозначно. Он вызывает двойственное чувство. С одной стороны, Печорин достоин самого строго осуждения за отношение к княжне Мери, к Бэле и к Вере, к Максиму Максимычу, но, с другой стороны, он живет в обществе, которое сделало его таким, а потому Печорин достоин и сочувствия. Печорин ироничен, злопамятен, но в то же время образован, умен, храбр. Мне нравится в Печорине то, что он умеет критически оценивать свои поступки, но мне трудно принять его равнодушие, эгоизм, неспособность любить, то, что он тратит свои силы на поступки, которые приносят страдания другим. 

«У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку. Присутствие энтузиаста обдает меня крещенским холодом, и, я думаю, частые сношения с вялым флегматиком сделали бы из меня страстного мечтателя. Признаюсь еще, чувство неприятное, но знакомое пробежало слегка в это мгновение по моему сердцу; это чувство было зависть; я говорю смело «зависть», потому что привык себе во всем признаваться...» 

Но я вижу, что и сам он глубоко и сильно страдает. Все эти качества создают сложный и противоречивый характер. Герой романа говорит о себе: «Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его...» По Белинскому, это противоречие вызвано «глубокостью натуры и жал костью действий одного и того же человека». Также критик назвал Печорина страдающим эгоистом. Он принадлежит к типу «лишних людей», то есть таких людей, для которых в окружающем их обществе не находится ни места, ни дома. Это человек, беспокойный дух которого «требует движения, деятельность ищет пищи, сердце жаждет интереса в жизни... В этом человеке есть сила духа и могущество воли». Только природа приносит ему радость, бескрайние просторы моря. На берегу же он чувствует себя одиноким, он томится и скучает. «Я как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенная на берег, она скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце». Но мечта его не сбылась. На последних страницах новеллы «Фаталист» Печорин называет себя и своё поколение «жалкими потомками, скитающимися по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, не способными к более великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья...» Вот главная причина того, что сделало Печорина и других мыслящих людей его времени несчастливыми. Это «ничтожные споры за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права», это споры, разделяющие людей на господ и рабов. 

Печорин судит свое поколение, которое не верит в себя. Он понимает, что это безверие в итоге оборачивается роком, которое парализуют волю представителей его поколения, а потому сам не подчиняется диктату общества и своего времени. Поэтому-то Печорин — герой времени в истинном смысле.

09mog.ru

Контрольный тест «М. Ю. Лермонтов»

Контрольный тест «М.Ю.Лермонтов»

Часть А

Выберите правильный ответ

Биография

1. Бросив учебу в Московском университете и получив от­каз в Петербургском университете, Лермонтов получает обра­зование:

а) в Царскосельском лицее; б) в Военно-инженерном училище в Петербурге; в) в Императорском Казанском университете; г) в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

2. Первая ссылка на Кавказ произошла из-за

а) нашумевшей любовной истории; б) дуэли; в) «непозволительных стихов»; г) участия в «кружке шестнадцати».

3. Из первой ссылки Лермонтов возвращается благодаря хлопотам бабушки и заступничеству

а) К.Г. Чавчавадзе; б) А.Х. Бенкендорфа; в) В.А. Жуковского; г) А.П. Ермолова.

4. Назовите факт биографии, не относящейся к жизни М.Ю. Лермонтова:

а) был арестован; б) дуэль с сыном французского посла;

в) представлен к награде за храбрость; г) сражался на бастионах Севастополя.

5. Шестнадцати лет Лермонтов пишет стихи - лирические исповеди («Благодарю!», «Зови надежду сновиденьем...» и др.) Кому они адресованы?

а) Е.А. Сушковой; б) Н.Ф. Ивановой; в) А.Г. Хомутовой; г) М.А. Щербатовой.

6. Дуэль М.Ю. Лермонтова с Н.С. Мартыновым произошла:

а) в Москве; б) в Тарханах; в) в Петербурге; г) в Пятигорске.

Обзор творчества

7. Произведение, которое было воспринято как «призыв к революции» и из-за которого Лермонтов был арестован и сослан:

а) «Демон»; б) «Мцыри»; в) «Дума»; г) «Смерть Поэта».

8. В отличие от Чацкого, которого обвиняют в сумасшест­вии, герой этого произведения Лермонтова, как и герой «Мед­ного всадника» Пушкина, сходит с ума на самом деле

а) «Герой нашего времени»; б) «Мцыри»; в) «Маскарад»; г) «Демон».

9. Единственное законченное и опубликованное при жизни прозаическое произведение

а) «Герой нашего времени»; б) «Вадим»; в) «Княгиня Литовская»; г) «Ашик-Кериб».

10. Наиболее сильное влияние из русских писателей и поэтов на Лермонтова оказал

а) Грибоедов; б) Жуковский; в) Пушкин; г) Одоевский.

11. Какое, из произведений Лермонтова написано «онегин­ской строфою»?

а) «Мцыри»; б) «Смерть Поэта»; в) «Дума»; г) «Тамбовская казначейша».

«Герой нашего времени»

12. Каждая повесть романа опиралась на определенную лите­ратурную традицию: путевой очерк, романтическая новелла о любви европейца к дикарке, светская повесть, авантюрная но­велла и т.д. Какая повесть соответствует романтической но­велле на философскую тему?

а) «Тамань»; б) «Бэла»; в) «Фаталист»; г) «Княжна Мери».

13. Лермонтов поступки, мысли и чувства своего героя

а) восхваляет; б) анализирует; в) защищает; г) осуждает.

14. Кто из героинь не относится к любовной сюжетной линии романа?

а) Мери; б) Бэла; в) княгиня Лиговская; г) Вера.

15. Какая из географических реалий упоминается не в «Жур­нале Печорина»?

а) Тамань; б) Персия; в) Пятигорск; г) Москва.

Часть В

Напишите правильный ответ

1. Назовите произведение М.Ю. Лермонтова, первоначаль­ное название которого было «Один из героев нашего века».

2. О влиянии какого литературного направления говорят в романе «Герой нашего времени» одиночество героя, описание местного колорита, горные пейзажи, наличие героя, попадаю­щего в неординарные ситуации?

3. Найдите в предлагаемом списке произведение, которое не является частью романа «Герой нашего времени»: «Та­мань», «Княгиня Лиговская», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч».

4. В романе «Герой нашего времени» три рассказчика. От чье­го лица ведется повествование в главе «Максим Максимыч»?

5. Какая из глав, романа «Герой нашего времени» соединила в себе черты путевого очерка и романтической новеллы о любви европейца и «дикарки»?

6. «В ней было много породы... порода в женщинах, как и в лошадях, великое дело...Моей певунье казалось не более во­семнадцати лет. Необыкновенная гибкость стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос - все это было для меня обворожительно». Чей портрет рисует Печорин?

7. Какая из повестей является последней в «собрании повес­тей», объединенных в роман и получивших общее название «Герой нашего времени»?

Часть С1

Дайте развернутый ответ на один из вопросов

1. Почему М.Ю. Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»?

2. Каким предстает образ поэта в лирике М.Ю. Лермонтова?

3. Как вы понимаете смысл названия романа М.Ю.Лер­монтова «Герой нашего времени»?

4. Почему в качестве места действия романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов выбирает Кавказ?

5. Почему роман М.Ю. Лермонтова называют первым рус­ским психологическим романом? (По роману «Герой нашего времени»).

lib2.znate.ru

Тесты и задания по творчеству М

Тесты и задания по творчеству М.Ю.Лермонтова

Часть А

Биография

1. Бросив учебу в Московском университете и получив отказ в Петербургском университете, Лермонтов получает образование:

а) в Царскосельском лицее;

б) в Военно-инженерном училище в Петербурге;

в) в Императорском Казанском университете;

г) в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

2. Первая ссылка на Кавказ произошла из-за

а) нашумевшей любовной истории;

б) дуэли;

в) «непозволительных стихов»;

г) участия в «кружке шестнадцати».

3. Из первой ссылки Лермонтов возвращается благодаря хлопотам бабушки и заступничеству

а) А.Г. Чавчавадзе; в) В.А. Жуковского;

б) А.Х. Бенкендорфа; г) А.П. Ермолова.

4. Назовите факт биографии, не относящейся к жизни М.Ю. Лермонтова:

а) был арестован;

б) дуэль с сыном французского посла;

в) представлен к награде за храбрость;

г) сражался на бастионах Севастополя.

5. Шестнадцати лет Лермонтов пишет стихи лирические исповеди («Благодарю!», «Зови надежду сновиденьем...» и др.) Кому они адресованы?

а) Е.А. Сушковой;

б) Н.Ф. Ивановой;

в) А.Г. Хомутовой;

г) М.А. Щербатовой.

6. Дуэль М.Ю. Лермонтова с Н.С. Мартыновым произошла:

а) в Москве;

б) в Тарханах;

в) в Петербурге;

г) в Пятигорске.

Обзор творчества

1. Произведение, которое было воспринято как «призыв в революции» и из-за которого Лермонтов был арестован сослан:

а) «Демон»; б) «Мцыри»;

в) «Дума»; г) «Смерть Поэта».

2. В отличие от Чацкого, которого обвиняют в сумасшествии, герой этого произведения Лермонтова, как и герой «Медного всадника» Пушкина, сходит с ума на самом деле

а) «Герой нашего времени»; б) «Мцыри»;

в) «Маскарад»; г) «Демон».

3. Единственное законченное и опубликованное при жизни прозаическое произведение

а) «Герой нашего времени»; б) «Вадим»;

в) «Княгиня Лиговская»; г) «Ашик-Кериб».

4. Аналогию с каким из древних эпосов находят в поэме «Мцыри»:

а) с «Иллиадой»; б) со «Старшей Эддой»;

в) с «Русскими Ведами»; г) с «Витязем в тигровой шкуре».

5. Наиболее сильное влияние из русских писателей и поэтов на Лермонтова оказал

а) Грибоедов; б) Жуковский;

в) Пушкин; г) Одоевский.

6. Какое из произведений Лермонтова написано «онегинской строфою»?

а) «Мцыри»; 6) «Смерть Поэта»;

в) «Дума»; г) «Тамбовская казначейша».

«Герой нашего времени»

1.Каждая повесть романа опиралась на определенную литературную традицию: путевой очерк, романтическая новелла о любви европейца к дикарке, светская повесть, авантюрная новелла и т.д. Какая повесть соответствует романтической новелле на философскую тему?

а) «Тамань»; б) «Бэла»;

в) «Фаталист»; г) «Княжна Мери».

2. Лермонтов поступки, мысли и чувства своего героя

а) восхваляет; б) анализирует;

в) защищает; г) осуждает.

3. Печорин цитирует «Горе от ума»: «А смешивать два эти ремесла // Есть тьма искусников, я не из их числа», изменив контекст. О каких «ремеслах» говорит Печорин?

а) О деле и развлечении; б) Риске в бою и риске в мирное время;

в) О влюбленности и законном браке; г) О потреблении вина и воды.

4. В романе Лермонтова мы знакомимся с приемом «переодевания». Найдите в ряду «переодеваний» Вернера.

а) Один из героев реально «переодевается»: сменил солдатскую шинель на юнкерский мундир

б) Русский доктор «задрапирован» своей фамилией под немца

в) «Под белой фуражкой» можно найти образованный ум

г) В качестве романтического демона-искусителя выступает русский офицер

5. Кто из героинь не относится к любовной сюжетной линии романа?

а) Мери; б) Бэла;

в) княгиня Лиговская; г) Вера.

6. Какая из географических реалий упоминается не в «Журнале Печорина»?

а) Тамань; б) Персия,

в) Пятигорск; г) Москва.

Часть В

1. Назовите произведение М.Ю. Лермонтова, первоначальное название которого было «Один из героев нашего века».

2. О влиянии какого литературного направления говорят в романе «Герой нашего времени» одиночество героя, описание местного колорита, горныё пейзажи, наличие героя, попадающего в неординарные ситуации?

З. Найдите в предлагаемом списке произведение, которое не является частью романа «Герой нашего времени»: «Тамань», «Княгиня Лиговская», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч».

4. В романе «Герой нашего времени» три рассказчика. От чьего лица ведется повествование в главе «Максим Максимыч»?

5. Проезжий офицер ведет путевые заметки, записывает рассказ Максим Максимыча о поступках Печорина, набрасывает портрет Печорина. Какую форму выбрал М.Ю. Лермонтов, чтобы передать мысли и чувства своего героя?

6. Кто из героев романа «Герой нашего времени» пел:

Золото купит четыре жены,

Конь же лихой не имеет цены:

Он и от вихря в степи не отстанет,

Он не изменит, он не обманет...?

7. Какая из глав романа «Герой нашего времени» соединила в себе черты путевого очерка и романтической новеллы о любви европейца и «дикарки»?

8. «В ней было много породы... порода в женщинах, как и в лошадях, великое дело.. .Моей певунье казалось не более восемнадцати лет. Необыкновенная гибкость стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос — все это было для меня обворожительно». Чей портрет рисует Печорин?

9.

10. Какая из повестей является последней в «собрании повестей», объединенных в роман и получивших общее название «Герой нашего времени»?

Часть С1

1. Почему М.Ю. Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»?

2. Как развивается тема творчества в лирике М.Ю. Лермонтова?

3. Каким предстает образ возлюбленной в лирике М.Ю. Лермонтова?

4. Каким предстает образ поэта в лирике М.Ю. Лермонтова?

5. Почему автор называет Печорина «героем времени»? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).

6. Как вы понимаете смысл названия романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?

7. Почему в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» три рассказчика?

8. В чем проявляются парадоксы личности Печорина? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).

9. Как Печорин относится к проблеме судьбы? (По роману «Герой нашего времени»).

10. Принимает ли Печорин мировосприятие горцев в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?

11. Согласны ли вы с утверждением В.Г. Белинского: «душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля...»? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).

12. Почему в качестве места действия романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов выбирает Кавказ?

13. Какова роль женских образов романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?

14. Осуждает или оправдывает автор своего героя? (По роману «Герой нашего времени»).

15. Как сосуществуют в романе романтизм и реализм? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).

16. Почему роман М.Ю. Лермонтова называют первым русским психологическим романом? (По роману «Герой нашего времени»).

17. Каковы особенности композиции романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?

18. Какую роль в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играет пейзаж?

19. В чем противоречивость характера Печорина? (По роману «Герой нашего времени»).

20. Какие мотивы лирики М.Ю. Лермонтова «перекочевали» в роман «Герой нашего времени»?

21.О чём говорится в «Бэле»?

22. Содержание повести «Тамань»?

23. О чём говорится в повести «Княжна Мери»?

24.О чём говорится в повести «Фаталист»?

25. Напишите о жизни Печорина.

26. Печорин и Грушницкий.

27. Водяное общество и Печорин

28.Женские образы в романе.

29. Смысл названия произведения.

30. Печорин – «герой нашего времени»?

velikol.ru

"Журнал Печорина" как средство самораскрытия характера главного героя

Разделы: Литература

Цель: создание условий для осмысления (анализа, сопоставления фактов) литературного произведения.

Задачи:

  1. Проследить, как на фоне жизни простых людей резко выступает противоречивость Печорина, ответить на вопрос: как в «Журнале Печорина» раскрывается внутренний мир героя?
  2. Формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающихся.
  3. Воспитание самостоятельности, умения взаимодействовать в коллективе, культуры общения.

Оборудование: мультимедиа: презентация (Приложение 1), отрывки из фильма.

Ход урока

I. Организационный момент.

Слайд 1.

– На предыдущих уроках знакомились с темой, идеей, композицией романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Проанализировали первые главы романа. Сегодня, продолжая работу над романом, мы постараемся проследить, как на фоне жизни простых людей резко выступает противоречивость Печорина, а также ответим на вопрос: как в «Журнале Печорина» раскрывается внутренний мир героя?

– Откройте тетради, запишите тему урока.

– Сегодня у нас с вами необычная форма работы – работа по группам. Группы предварительно получили задание по одной из глав «Журнала». Каждый ученик будет оценен в конце урока: на столах лежит лист оценивания (Приложение 2), который заполняет ответственный в данной группе.

II. Блиц-опрос по содержанию романа. Создание мотивации.

Слайд 2-10

– Итак, прежде чем перейдем к работе по группам, давайте вспомним события и героев произведения.

– Предлагаются фрагменты из романа с пропусками на месте географических названий.

Надо заполнить пробелы.

– По отрывкам из романа нужно отгадать персонажа, о котором идёт речь.

– Каждому предмету нужно найти хозяина.

III. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию нового.

Слайд 11

– Когда был написан роман?

– Какова проблематика произведения?

(Лермонтова интересуют проблемы личности и общества, человека и среды воспитавшей его, человека и судьбы, его представление о вере и предопределенности, проблеме поиска смысла жизни, свободе воли и необходимости).

1. Композиция

– Мы уже не раз отмечали необычность композиции. В чём она?

(Роман состоит из отдельных глав, расположенных не в хронологическом порядке).

Т.е. фабула не совпадает с сюжетом. Что такое СЮЖЕТ и ФАБУЛА? Слайд 12

– Назовите главы в сюжетном и хронологическом порядке. Слайд 13-14

– Почему в романе сюжет и фабула не совпадают? Случайно ли отказался Лермонтов от хронологического принципа в расположении повестей, вошедших в роман, от порядка их первоначальной публикации?

(Благодаря необычной последовательности, мы ПОСТЕПЕННО узнаём психологию героя и возникает объективный способ подачи образа Печорина: сначала он видится со стороны, в его внешних проявлениях (от 3-его лица – Максима Максимыча; от 2-ого лица – офицера-повествователя, а затем появляется СУБЪЕКТИВНЫЙ способ, в дневниковых записях (от 1-ого лица– самого Печорина). Все другие персонажи тоже объясняют так или иначе личность главного героя. Читатель невольно сопоставляет его с этими людьми и, сопоставляя, всё по-новому оценивает его и всё глубже постигает.)

Юрий Михайлович Лотман, литературовед, культуролог, пишет:

"Таким образом характер Печорина раскрывается перед читателем постепенно, как бы отражаясь во многих зеркалах, причём ни одно из отражений, взятое отдельно, не даёт исчерпывающей характеристики Печорина. Лишь совокупность этих спорящих между собой голосов создаёт сложный и противоречивый характер героя". Слайд 15

– Из чьих уст мы узнаем о судьбе главного героя?

(В романе три повествователя: Максим Максимыч, странствующий офицер и сам Печорин.)

2. Психологический портрет Печорина. Фронтальная беседа с обращением к тексту.

– Давайте обратимся к главам романа, чтобы проследить, как раскрывается внутренний мир героя.

Герой в оценке Максима Максимовича.

– Кто нам представляет Печорина в главе "Бэла"? (Печорин предстает перед читателем в рассказе Максима Максимовича, в его восприятии).

– Каким предстает Печорин в его рассказе? Найдите в тексте.

(Чтение фрагмента со слов: «Раз, осенью, пришел транспорт…» до слов «…богатый человек: сколько было у него дорогих вещиц»).

– Можно ли доверять мнению Максима Максимовича? (Он не понимает того, что человек не всегда стремится обнажить свои чувства, не понимает причин «несчастного характера» героя. Считает, что причина этого – избалованность в детстве. Для него Печорин странен. А значит скрыт и загадочен для нас, читателей).

Герой в оценке второго рассказчика – странствующего офицера.

– Кто нам представляет Печорина в главе "Максим Максимыч"? (Продолжает повествование условный автор, "публикатор" дневника Печорина.)

– Что увидел странствующий офицер в облике Печорина? Приведите примеры из текста.

(Внешность героя соткана из противоречий. Его портрет объясняет характер Печорина, свидетельствует о его усталости и холодности, о нерастраченных силах. Наблюдения убеждали рассказчика в богатстве и сложности характера этого человека).

– Таким мы видим Печорина глазами Максима Максимыча и странствующего офицера. Т.о., Лермонтов создаёт детализированный психологический портрет, первый в русской литературе.

3. Работа с термином

– А что значит психологический портрет? Слайд 16. Запись в тетрадь

– Какова его роль?

(Психологический портрет даёт нам представление о внутренней сущности героя.Портрет героя объясняет характер героя, его противоречия, свидетельствует об усталости и холодности Печорина, о нерастраченных силах героя).

– Понятен ли нам герой, ведь мы рассмотрели точку зрения и Максима Максимыча, и странствующего офицера? Слайд 17

(Герой, безусловно, интересен. Чем более загадочен, тем более интересен. В Печорине чувствуется сильная индивидуальность, он наделён обаянием, но есть в нём и то, что настораживает. Он одновременно и сильный и слабый, закалённый и изнеженный. Он способен бороться за любовь – и он же быстро остывает, не умеет любить долго. За увлечением у него быстро наступает охлаждение и ощущение сердечной пустоты.)

IV. Анализ журнала Печорина.

– Где наиболее полно раскрывается внутренняя сущность героя?

(Если первые две повести по жанру – путевые записки (повествователь отмечал: "Я пишу не повесть, а путевые записки"), то следующие повести – это дневник Печорина – «Журнал Печорина», объясняющий загадки его характера.

1. Работа с термином «дневник». Слайд 18

– Печорин был уверен, что он пишет «этот журнал…для себя», поэтому столь открыт в их описании.

– Из каких частей состоит «Журнал Печорина»?

– Кто нам представляет героя? (Слово получает сам герой, анализирующий себя с предельной степенью проникновенности и дающий возможность читателю заглянуть в его душу изнутри.)

V. Групповая работа.

1. Работа с таблицей:

– В ходе работы по группам отвечаем на вопрос: как в «Журнале Печорина» раскрывается внутренний мир героя? Результаты наблюдений заносим в таблицу по ходу обсуждения (Приложение 3).

2. Анализ повести «Тамань». Слайд 19

– Итак, что же узнает читатель из «Тамани?» (сжатый пересказ).

– Что удивило Печорина в героях главы «Тамань»?

Просмотр эпизода из фильма: диалог слепого и девушки-ундины.

– Подумайте, как в этом эпизоде проявляется характер Печорина?

– Зачем ему нужно было «достать ключ» загадки контрабандистов? (Печорин– деятельная натура. Здесь так же, как и в «Бэле», проявляется стремление героя приблизиться к первоначальным истокам бытия, миру, полному опасности, миру контрабандистов. Но Печорин понимает, что в среде «честных контрабандистов» невозможно обретение той полноты жизни, счастья, которой так жаждет его душа. В этом мире ему открывается своя прозаическая сторона, реальные жизненные противоречия).

– Почему ему грустно в конце их истории? Что это проясняет в его характере? (Наблюдение за встречей слепого и Янко вызывает в герое грусть, выявляет его способность сострадать герою. Печорину жаль обманутого мальчика. Он понимает, что спугнул «честных контрабандистов», жизнь их теперь изменится. Наблюдая за плачущим мальчиком, он понимает, что тоже одинок. Впервые на протяжении всей повести у него возникает ощущение единства чувств, переживаний, судеб.)

– Почему активность героя приносит несчастье людям? С каким чувством герой произносит слова: «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих?» (Активность героя направлена на себя, она не имеет высокой цели, ему просто любопытно. Герой ищет настоящего действия, но находит его подобие, игру. Он досадует на себя за то, что вторгаясь в жизнь людей, не приносит им радости, он чужой в этом мире.)

Вывод:

– Какие особенности характера героя раскрываются в повести “Тамань”?

(Показывает себя как человек действия. Решителен, смел, но активность его оказывается беспредметной. У него нет возможности предаться деятельности крупной, совершать поступки, о которых вспоминали бы, для которых Печорин чувствует в себе силы. Он растрачивает себя, ввязываясь в чужие дела, вмешиваясь в чужие судьбы, вторгаясь в чужую жизнь и расстраивая чужое счастье).

– Что записали в таблицу?

В таблицу: решительность, смелость, интерес к новому кругу людей, умение сострадать, надежда на романтическое приключение, авантюризм.

3. Анализ повести «Княжна Мэри». Слайд 20

– В какой повести наиболее полно раскрывается духовный мир Печорина?

(Повести « Княжна Мери».)

– Какое общество на этот раз окружает героя? Чем оно отличается от горцев, контрабандистов? (Это люди, равные ему по социальному происхождению – представители светского общества).

– Тогда почему произошёл конфликт между этим обществом и Печориным?

(Среди людей этого общества не было людей, равных ему интеллектуально. Для этих людей главным является не внутренний мир человека, а его внешность, чувства женщин скоротечны и неглубоки.)

– Как вы думаете, почему герой так упорно добивается любви молодой девушки, княжны Мери, на которой никогда не женится?

(Печорин не всегда может разобраться в своих чувствах).

– Как это характеризует Печорина?

(Можно отметить потребительское отношение героя к женщине, его эгоизм, даже жестокость. Печорин не считается с простыми истинами, что нужно думать о других людях, нельзя приносить им страдания. Печорин слишком любит себя, чтобы отказаться от удовольствия мучить других.)

– Какие черты Печорина проявляются в нем во время последней встречи с Мери? (16 июня).

– Прочитайте этот эпизод («Я стоял против нее» до слов «Я поблагодарил, поклонился почтительно и вышел»).

(Печорин здесь не играет. У него появились чувства, естественные для человека в этой ситуации – жалость, сострадание. Он хочет быть честным с Мери, поэтому прямо объясняет, что смеялся над ней и она за это должна презирать его. При этом самому Печорину нелегко).

– Но так ли его душа черства? Почему при воспоминании о Вере сердце Печорина билось сильнее обычного? Как вы думаете, способен ли Печорин любить?

(В любви Веры к Печорину есть та жертвенность, которой нет у Мери. Чувство Печорина к Вере сильно, искренно. Это настоящая любовь всей его жизни. И все же для Веры он тоже ничем не жертвует, как и для других женщин. Напротив, разжигает в ней ревность, волочась за Мери. Но есть и разница: в своей любви к Вере он не только насыщает свою страстную потребность сердца и любви, не только берет, он и отдает часть самого себя).

– Особенно это качество проступает в эпизоде безумной, отчаянной погони на бешено скачущем коне за безвозвратно уехавшей Верой. Зачитайте его.

Чтение эпизода.

– Этот эпизод имеет глубокое символическое значение. Печорин навсегда потерял не только Веру, любимую женщину, но и надежду на будущее и любовь к людям.

– Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как Печорина характеризуют его отношения с Вернером и Грушницким?

– К чему может привести гордость, отсутствие друзей?

(Конечно же, к одиночеству).

– Как ведёт себя Печорин в сцене дуэли?

(Во время дуэли Печорин ведёт себя как человек мужественный. Внешне он спокоен. Только пощупав пульс, Вернер заметил в нём признаки волнения. Детали описания природы, которые записал в дневнике Печорин, также выдают его переживания: “…там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал… ожидали своей добычи”.)

– Испытывает ли герой торжество победителя?

(Печорину тяжело: “У меня на сердце был камень. Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели… Вид человека был мне тягостен: я хотел быть один…”).

– С какой целью автор вводит образ Грушницкого?

(Оттенить подлинную глубину и незаурядность главного героя. Грушницкий – карикатура на Печорина, он отличается большим сходством с ним, но одновременно является его полной противоположностью. У Грушницкого все отрицательные свойства Печорина – эгоизм, отсутствие простоты, любование собой. Дуэль Печорина с Грушницким – попытка Печорина убить в себе мелкую сторону собственной души).

– Итак, какие черты Печорина раскрываются в главе «Княжна Мери»?Что записали в таблицу?

В таблицу: эгоизм, жестокость, отсутствие простоты, любование собой, мужественность, проницательность, демонстрирует возможность любить.

4. Вопросы и задания для обсуждения главы «Фаталист»

– Мы рассмотрели образ Печорина при встрече с опасностью. Дальше в рассуждениях героя вырисовывается его жизненная философия. Обратимся к главе «Фаталист».

Работа с термином

– Что такое фатализм и кто такой фаталист? Слайд 21

Проблема судьбы, предопределения, волновала современников Лермонтова, да и людей предыдущего поколения волнует сегодня и нас. Печорина тоже волновала эта проблема. Есть ли судьба? Что оказывает влияние на жизнь человека? Слайд 22

– Каково отношение к предопределенности в судьбе у Вулича? У Печорина? У кого из них оно неоднозначно и почему?

(Вулич не сомневается в существовании предопределения и предлагает «испробовать на себе, может ли человек своевольно располагать своею жизнью, или каждому..заранее назначена роковая минута»;

У Печорина нет готовых ответов на вопросы, связанных с существованием или отсутствием заранее предначертанной человеческой судьбы, предопределения, но он понимает, что характер имеет немалое значение в судьбе человека. В характере героя есть стремление активно вмешиваться в жизнь встречающихся на его пути людей. Из всех событий, изображенных в повести, герой приходит к мысли: при любых обстоятельствах, несмотря ни на что, нужно действовать, проявлять свою волю и решимость).

– Какой поступок Печорина подтверждает эти мысли? (Сцена захвата пьяного казака)

– Как ведет себя Печорин? Какие выводы делает?

Чтение эпизода со слов: «Велев есаулу завести с ним разговор…» до слов «Офицеры меня поздравляли – и точно, было с чем!»

– С чем же поздравляли офицеры Печорина?

(Печорин совершает героический поступок: он впервые жертвует собой ради других. Эгоистическая воля, ранее творившая зло, теперь становится доброй, лишенной корысти. Она наполняется общественным смыслом. Т.о., поступок Печорина в финале романа открывает возможное направление его духовного развития).

– Почему повесть оказывается в романе последней, несмотря на то, что хронологически ее место иное?

(Подводит итог философскому осмыслению жизненного опыта, выпавшего на долю Печорина. Герой испытывает в первый и последний раз доверие к судьбе, и судьба на этот раз не только щадит его, но и возвышает. Фатальная предопределенность человеческой судьбы рушится, но остается трагическая социальная предопределенность (невозможность найти свое место в жизни).

В таблицу: способен жертвовать собой ради других, способен духовно развиваться.

VI. Систематизация знаний.

Слайд 23

– Проанализируйте содержание таблицы и сделайте вывод: каким предстает перед нами Печорин в «Журнале»?

– За несколько дней до дуэли героя занимает вопрос о смысле жизни. В чём же он видит цель собственного существования?

Чтение учеником наизусть отрывка ("… зачем я жил? Для какой цели я родился? …)

– Благородные стремления, по мнению героя, – самое значительное в жизни человека.

– Почему Печорин не может найти смысла в жизни?

(Незаурядная личность, наделённая умом и силой воли, стремлением к активной деятельности, не может проявить себя в окружающей жизни. Печорин не может быть счастлив и не может никому дать счастье. В этом его трагедия.)

– Ребята, а могли бы мы сегодня, с позиции человека 21 века, познакомившись с судьбой, внутренним миром Георгия Печорина, дать ему какие-нибудь советы, рекомендации? (Ответы детей). Слайд 24

– Василий Александрович Сухомлинский, русский педагог, дает совет нам:

«Вы живёте среди людей... Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».

VII. Домашнее задание. Оценки.

Слайд 25

– Это герой того времени. Что бы мы взяли в наше время?

Сочинение на тему: «Какие черты характера необходимы герою нашего времени? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)».

– Отметить работу активных учащихся, проанализировать лист оценивания.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Выберите правильный ответ Биография

Контрольный тест «М.Ю.Лермонтов»

Часть А

Выберите правильный ответ

Биография

1. Бросив учебу в Московском университете и получив от­каз в Петербургском университете, Лермонтов получает обра­зование:

а) в Царскосельском лицее; б) в Военно-инженерном училище в Петербурге; в) в Императорском Казанском университете; г) в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

2. Первая ссылка на Кавказ произошла из-за

а) нашумевшей любовной истории; б) дуэли; в) «непозволительных стихов»; г) участия в «кружке шестнадцати».

3. Из первой ссылки Лермонтов возвращается благодаря хлопотам бабушки и заступничеству

а) К.Г. Чавчавадзе; б) А.Х. Бенкендорфа; в) В.А. Жуковского; г) А.П. Ермолова.

4. Назовите факт биографии, не относящейся к жизни М.Ю. Лермонтова:

а) был арестован; б) дуэль с сыном французского посла;

в) представлен к награде за храбрость; г) сражался на бастионах Севастополя.

5. Шестнадцати лет Лермонтов пишет стихи - лирические исповеди («Благодарю!», «Зови надежду сновиденьем...» и др.) Кому они адресованы?

а) Е.А. Сушковой; б) Н.Ф. Ивановой; в) А.Г. Хомутовой; г) М.А. Щербатовой.

6. Дуэль М.Ю. Лермонтова с Н.С. Мартыновым произошла:

а) в Москве; б) в Тарханах; в) в Петербурге; г) в Пятигорске.

^ 7. Произведение, которое было воспринято как «призыв к революции» и из-за которого Лермонтов был арестован и сослан:

а) «Демон»; б) «Мцыри»; в) «Дума»; г) «Смерть Поэта».

8. В отличие от Чацкого, которого обвиняют в сумасшест­вии, герой этого произведения Лермонтова, как и герой «Мед­ного всадника» Пушкина, сходит с ума на самом деле

а) «Герой нашего времени»; б) «Мцыри»; в) «Маскарад»; г) «Демон».

9. Единственное законченное и опубликованное при жизни прозаическое произведение

а) «Герой нашего времени»; б) «Вадим»; в) «Княгиня Литовская»; г) «Ашик-Кериб».

10. Наиболее сильное влияние из русских писателей и поэтов на Лермонтова оказал

а) Грибоедов; б) Жуковский; в) Пушкин; г) Одоевский.

11. Какое, из произведений Лермонтова написано «онегин­ской строфою»?

а) «Мцыри»; б) «Смерть Поэта»; в) «Дума»; г) «Тамбовская казначейша».

«Герой нашего времени»

12. Каждая повесть романа опиралась на определенную лите­ратурную традицию: путевой очерк, романтическая новелла о любви европейца к дикарке, светская повесть, авантюрная но­велла и т.д. Какая повесть соответствует романтической но­велле на философскую тему?

а) «Тамань»; б) «Бэла»; в) «Фаталист»; г) «Княжна Мери».

13. Лермонтов поступки, мысли и чувства своего героя

а) восхваляет; б) анализирует; в) защищает; г) осуждает.

14. Кто из героинь не относится к любовной сюжетной линии романа?

а) Мери; б) Бэла; в) княгиня Лиговская; г) Вера.

15. Какая из географических реалий упоминается не в «Жур­нале Печорина»?

а) Тамань; б) Персия; в) Пятигорск; г) Москва.

Часть В^ 1. Назовите произведение М.Ю. Лермонтова, первоначаль­ное название которого было «Один из героев нашего века».

2. О влиянии какого литературного направления говорят в романе «Герой нашего времени» одиночество героя, описание местного колорита, горные пейзажи, наличие героя, попадаю­щего в неординарные ситуации?

3. Найдите в предлагаемом списке произведение, которое не является частью романа «Герой нашего времени»: «Та­мань», «Княгиня Лиговская», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч».

4. В романе «Герой нашего времени» три рассказчика. От чье­го лица ведется повествование в главе «Максим Максимыч»?

5. Какая из глав, романа «Герой нашего времени» соединила в себе черты путевого очерка и романтической новеллы о любви европейца и «дикарки»?

6. «В ней было много породы... порода в женщинах, как и в лошадях, великое дело...Моей певунье казалось не более во­семнадцати лет. Необыкновенная гибкость стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос - все это было для меня обворожительно». Чей портрет рисует Печорин?

7. Какая из повестей является последней в «собрании повес­тей», объединенных в роман и получивших общее название «Герой нашего времени»?

Часть С1

Дайте развернутый ответ на один из вопросов

1. Почему М.Ю. Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»?

2. Каким предстает образ поэта в лирике М.Ю. Лермонтова?

3. Как вы понимаете смысл названия романа М.Ю.Лер­монтова «Герой нашего времени»?

4. Почему в качестве места действия романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов выбирает Кавказ?

5. Почему роман М.Ю. Лермонтова называют первым рус­ским психологическим романом? (По роману «Герой нашего времени»).

fs.nashaucheba.ru


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта