Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Английские газеты 19 века (виды изданий, их основная характеристика). Какие были журналы в 19 веке


Английские газеты 19 века (виды изданий, их основная характеристика).

Утренние Лондонские политические газеты – выходили на 8 стр., большого формата (в 2 раза больше объема парижских газет).

Содержание:1-я и послед. стр. – объявления; 2-я и 3-я – стенограммы парламентских дебатов; 4 стр. – политич. статьи, краткие отчеты о заседаниях парламента, театральные объявления; 6 стр. – информация из-за рубежа, биржевые новости, 7 стр. – судебная хроника. Объявления были короткими, не более 12 строк, печатались мелким шрифтом для снижения их стоимости и увеличения количества.

  1. «Утренняя хроника» (Морнинг кроникл) 1769 год- пользовалась популярностью из-за полных и достоверных отчетов о парламентских дебатах.

Основатель - Уильям Вудфолл, обладал уникальной памятью, за что получил прозвище «Запоминающее устройство» (Memory). Он лично присутствовал на парламентских сессиях с закрытыми глазами и по памяти мог точно восстановить содержание дебатов.В 1789 годувладельцем «У.Х.» становится Джеймс Перри.

Новшества Перри, которые он привнес в газету:

- стал направлять в парламент несколько стенографов;

- стал нанимать стенографов не на время сессий парламента, как было принято, а на весь год.

Под руководством Перри газета стала самым авторитетным парламентским вестником, органом вигов, оппозиционным печатным изданием либерального направления.

  1. «Утренняя почта» (Морнинг пост) 1772 год – являлась основным конкурентом «У.Х»., печатный орган тори, печать опровержений информации властью и официальных документов.

К 1795 годупришла в упадок и куплена шотландцем Даниэлем Стюартом, получила либеральную политическую ориентацию. На первой странице стали печататься различные короткие объявления, включил в газету темы поэзии, привлек в газету поэтов-романтиков С.-Т. Кольриджа, Р.Саути, У.Вордсворта, Ч.Лэма.

В 1804 годутираж «УП» - 4,5 тыс. экз.В 1804 году Стюарт продал ее, и она опять стала органом тори и Священного союза, сторонницей тесного альянса с царской Россией.В 1850 годах- вновь сменила полит. ориентацию, стала поддерживать политику лидера вигов - лорда Пальмерстона.

На рубеже 19-20 вековтиражи газеты выросли до 250000 экз.

  1. «Времена» (Таймс) 1785 год – лидер британской журналистики, основана владельцем типографии Джоном УолтеромI. Первоначальное название газеты – «Ежедневная всемирная летопись» (Дейли юниверсэл реджистер).

С 1803 года газетой руководит сын УолтераI– Джон УолтерII. Газета стала выступать с резкой критикой ошибок правительства и его коррумпированности. В целом газета поддерживала тори, но сохраняла свободу действий по отношению к своим единомышленникам. Независимая позиция газеты повлекла активные действия против нее со стороны Правительства – УолтерIIутратил привилегии владельца типографии, происходили задержания судов с корреспонденцией. «Таймс» приобрела свои корабли, кареты, создала институт курьеров. Информированность «Таймс» зачастую превосходила осведомленность правительства.

С 1815 по 1854 годтираж газеты вырос с 5-ти до50-титыс. экз. в день. УолетрIIпо примеру Перри увеличил количество стенографов в парламенте, выполняя условия об ограничении их окладов, стал делать стенографам щедрые подарки, стал печатать короткий обзор (рубрику) парламентских дебатов. В мастерских «Таймс» был изготовлен паровой печатный станок. 1-ый номер газеты напечатан таким способом (без помощи человеческих рук)29 ноября 1814 года.

С 1817 годаглавный редактор «Таймс» - Томас Барнс (лучший редактор, по мнению магната лорда Нортклиффа).В 1810 годуБарнс становится театральным критиком, поддерживал интересы Великобритании и среднего класса, обличал несправедливость. При Барнсе газета получила прозвище «Громовержец». Критиковала консервативное большинство парламента, чем способствовала принятиюв 1832 годузакона о парламентской реформе.

Ноябрь 1819 года – принятие правительством через парламент 6 законов «Акты для затыкания рта» (запрет собрания с участием более 50 чел., суровое наказание за критику в прессе короля и органов власти, повышение налогов на газеты). Барнс выступил с осуждением этих законов, руководил газетой до самой смерти.

К 1834 году– пик популярности «Таймс».

Преемник Барнса - Джон Дилейн, противоположность Барнса, не вел светский образ жизни, отличался трудолюбием и широкой осведомленностью. При нем 6 августа 1844 года«Таймс» первой напечатала телеграфное сообщение о рождении в Винздоре наследника английского престола. Газета публиковала военные репортажи (1-ый военный корреспондент «Таймс» - журналист Уильям Ховард Рассел).

В сер. 1870 годов«Таймс» приобрела собственную телеграфную линию «Лондон-Париж-Берлин-Вена».

К 1890 годамгазета утрачивает лидерство,в 1908 годуновым владельцем становится магнат Альфред Хармсворт (лорд Нортклифф). Он провел модернизацию типографского оборудования и снизил цену номера с 3 пенсов до 1, в результате тираж увеличился в 9 раз (до 300 тыс. экз.), формат вырос, кол-во страниц – 20-28.

Конкуренты «Таймс»-«Ежедневные новости» (Дейли Ньюс)1846 год,основатель и главный редактор Ч. Диккенс. Дорогая газета (2,5 пенса), либеральная позиция, равенство всех перед законом, свобода вероисповеданий, резкая критика Церкви. Сначала печаталась на 8-ми стр., потом сократила до 4-х, это понизило себестоимость, выросли тиражи.

«Ежедневный телеграф» (Дейли Телеграф)1855 год, первая дешевая газета (стоимость – 1 пенс), рассчитанная на массового читателя, старалась развлечь, удивить. Популярность имели военные репортажи Дж.Августа Салы. По тиражам «ЕТ» - 2 место после «Таймс», а на рубеже 19-20вв. обогнала ее – 300 тыс. экз).

«Новая журналистика» (термин литературного критика Мэтью Арнольда) и массовые газеты.

Политические условия:Развитие Дарвинизма, полемика с Церковью способствовали развитию легкомыслия в поздневикторианской Англии. Акцент делается не на серьезных новостях, а на легкой общеинтересной информации.

Периодические издания «новой журналистики»

«Пэл-мэл гэзет»1865 год - (от названия старинной игры в шары и лондонской улицы с увеселительными заведениями), основатель и главный редактор - Уильям Стэд. Отсутствие политических тем, печаталась информация о спорте, была создана колонка сплетен и слухов. Заголовки печатались жирным и крупным шрифтом, помещались рисунки, иллюстрации, шаржи. Стэд выпускал дополнительные экстренные выпуски газеты, печатал интервью, погиб15 апреля 1912 годана «Титанике».

«Ответы» (Ансерз) 1888 год, основатель – Альфред Хармсворт (с 1905 года– лорд Нортклифф), лондонский издатель, магнат прессы. Еженедельная газета, недельный тираж – 1 млн.экз.

«Ежедневная почта» (Дейли мэил) 1896 год, основатель – тот же, цель газеты – защита англ. интересов и распространение англ. влияния в мире, противница Германии, публиковала сенсационные новости, не придавая должного внимания достоверности, обменивалась информацией по телефону с франц. газетой «Журналь». К1900 годутираж газеты – 1 млн. экз.

«Лондонское ежедневное зеркало» (Лондон дейли миррор) 1903 год, основатель – тот же. Малый половинный формат (таблоид, от англ. «таблетка), низкая цена номера, развлекательный характер газеты, броский видеоряд.

«Ежедневный экспресс» (Дейли экспресс) 1900 год, основатель – Артур Пирсон, стоимость газеты – ½ пенса. На лицевой стороне газеты печатались политические новости, на оборотной – спортивные. Одно из наиболее успешных изданий англ. «желтой прессы».

Агентство «Рейтер» 1851 год. Первое британское информационное агентство, основатель - Пауль Юлиус Рейтер, работал переводчиком в агентстве «Гавас» (Франция). Вначале передавало телеграммы коммерческого содержания, но вскоре гл. товаром стали важные политич. и дипломатич. новости. С1858 года«Рейтер» - гл. поставщик международной информации для крупнейших англ. газет.

Английские журналы 19 века (виды изданий, их основная характеристика).

  1. Общественно-политические ежеквартальные журналы-обозрения (дорогие: стоимость номера – 6 шиллингов, для сравнения – дешевый билет в театр – 1 шиллинг).

«Эдинбургское обозрение» (Эдинбург ревью) 1802 год, основатель – адвокат Френсис Джеффри. Журнал был вначале либеральным, ксер. 19 векастал рупором вигов. В журнале публиковались знаменитые интеллектуалы: историк Томас Маколей, математик Уильям Гамильтон, химик Ч.Макинтош, писатели Т.Карлейль, С.Кольридж, крупные политики и гос. деятели. Опубликовал отрицательную рецензию на сборник стихов Байрона «Часы досуга», ответом стали высмеивающие стихи писателя.В конце 19 века стал консервативным изданием, выступавшим против социальных реформ и леворадикальной идеологии.

«Куотэрли ревью»-1809 год, основатель - В. Скотт, консервативный печатный орган, поддерживал тори, выступил против «кокнийской школы» писателей-романтиков – выходцев из низов, упрекнул их в литературной вульгарности и нескромности.В 1812 годунапечатал отрицательную рецензию на поэму Байрона «Чайльд-Гарольд».

К сер. 19 векаежеквартальные журналы вытесняютсяежемесячными.

Еженедельник «Политический журнал» (Политикэл реджистэр)1802 год, основатель – англ.публицист Уильям Коббет (прославился ясностью слова). Журнал отличался политическим радикализмом, выступал против тори, разоблачал правящую аристократию, алчность Англиканской Церкви, пропагандировал парламентскую реформу. Тираж – 25 тыс. экз. в неделю.

«Двухнедельное обозрение» (Фортнайтли ревью)-1865 год, основатель - Джон Морли. Орган «беспристрастной игры интеллекта», добившийся независимости от политических групп и религиозных сект. Многообразие информации, религиозное свободомыслие, за всеобщее избирательное право, симпатии рабочим и профсоюзам. Самый авторитетный общественно-политический журнал.

2. Литературно-художественные журналы - ежемесячные, все внимание на литературе и искусстве.

«Журнал Блэквуда» (Блэквудз мэгэзин)-1817 год, основатель - Джон Блэквуд. Консервативные взгляды, против республиканских и демократических идей. Блэквуд способствовал тому, чтобы его журнал стал авторитетнейшим лит-худож. изданием. С журналом сотрудничали поэты-романтики: Джон Вильсон, Томас де Квинси, Джеймс Хогг.

«Желтая книга» (Йеллоу бук)1894 год, представлял эстетизм и декадентское движение в Англии, обложка эпатировала публику дерзким цветом, разрыв искусства с действительностью. Признанный авторитет журнала - критик Уолтер Пейтер, литературный редактор - писатель Генри Харлэнд. Осн. темы журнала – богемная жизнь, продажная любовь, пороки и извращения, семья – это не ценность, а ловушка. Худож. редактор – художник Обри Бёрдсли (оформитель книг Оскара Уайльда), изощренность узора, изысканность сочетаний, создает в рисунках образ «роковой женщины».

«Савой» (преемник «Йеллоу бук»)1897 год, руков-ль А. Саймонс, продолжил традиции предшественника, печатный орган англ. декадантов последних лет 19 века.

  1. Иллюстрированные журналы- появились в начале30-х гг. 19 века.

«Пенни мэгэзин»1832 год, основатель Чарльз Найт. Иллюстрации – гравюры с пейзажами различных стран, флора и фауна, различные формы человеческого труда. Главная тема журнала – происшествия, в том числе уголовные преступления.

«Панч» 1841 год (название сокращенное от «Панчинелло» - англ. вариант итал. Пульчинеллы, 1 из масок итал. комедии дель арте) – еженедельный сатирический журнал, самое читаемое иллюстрированное издание, печатал политические карикатуры и шаржи, имел подзаголовок «Лондонский шаривари», с журналом сотрудничал У.-М.Теккерей, он выступал с критическими заметками о н-рых европейских монархах (НиколаеI, Луи Филиппе), из-за критики журнал подвергался запрету во Франции.

«Иллюстрейтед Лондон ньюс»-1842 год, изобразительная хроника, худ. репортаж, летопись осн. драматических событий лондонской жизни. Тираж – 1 млн. экз., а к1856 году– 5,5 млн. Фото спорт. состязаний на лодках в Оксфорде и Кембридже.

studfiles.net

Почему исчезли журналы-газеты 19 века ?: ladaria

Вот № 1 и единственный номер журнала "Наука и жизнь" за 1890 - 1891 - 1892 годы, потом появится только в 1893 как бы № 2 :

Но мы то видим что были издания в 1890 - 1891 - 1892 годах и был № 1 за 1893 год , но по ходу что то в них было написано не так и их пустили под нож ... ясно что только с самыми хорошими намерениями как всегда это делают традЛЖИВЫЕ твари от традИСТЕРИКИ.

Что же не нравилось этим традПАРАЗИТАМ ? Смотрим обгрызок за 1890 год (сразу видно и качество зажилили что бы глаза резало)  :

Значит были технологии перевода СОЛНЕЧНОЙ ЭНЕРГИИ в электрическую без пара !!! А тогда СОЛНЕЧНЫЕ ПЕЧИ - амфитеатры начинают быть еще привлекательнее .

Опять "наша" Ольденбургия шагает вместе с прочими не по детски развитымистранами в одном строю ... это по воле гангстеров Бронштейна и шпиона Бланка была трех вековая отсталость.

Значит СТЕКЛО шло по цене ЗОЛОТА и это хорошо помнят в 19 веке ?

А как же там "дгевние" римляне со своими стекляшками ? При таком положении цен на стекольном рынке они просто обязаны были развить стекольную промышленность до мирового масштаба, а не ныкать "пробирки" студентов 19 века по углам.

С чего бы это с "дгемучести" известные крокодилы решили поделиться своими шкурками только в 19 веке и это стало новостью ??? Ранее не догадывались или просто еще не нашли обладателей прекрасной кожи на сапоги ?

ladaria.livejournal.com

Журналистика конца XIX века

РГТУПС

Контрольная работа по духовной культуре

Журналистика XIX века

центры духовно-политических исканий

Студента первого курса 00-n ЭВМ-25689
Корнилова О.И.

Смоленск 2000г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................ 3

ВТОРЖЕНИЕ КАПИТАЛИЗМА В ПРЕССУ 80-х ГОДОВ............................................ 7

Торжество коммерции в литературно-издательском деле......................................... 7

Новая нравственная атмосфера в журналистике....................................................... 8

Новый тип редактора-издателя......................................................................................... 9

Новый тип журналиста..................................................................................................... 12

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПЕЧАТИ 80-х ГОДОВ............................................ 15

О принципах политической дифференциации прессы................................................ 15

Читатель-восьмидесятник.............................................................................................. 17

„Мелочи жизни".................................................................................................................. 18

Проблема интеллигенции................................................................................................ 21

Список литературы.................................................................................................... 23

ВВЕДЕНИЕ

История русской журналистики является частью истории общества, развития культуры. В ней, как в зеркале, отразились все существенные сдви­ги, которые происходили в разных областях обществен­ной и политической жизни страны. Особенно близка была к жизни, к насущным потребностям русского наро­да демократическая печать, которая никогда, несмотря на жестокие репрессии царизма. Прогрессивная печать 70-80-х годов прошлого столетия не была здесь исключением.

Вторая половина XIX века и России характеризуется бурным развитием капитализма. Крестьянская рефор­ма 1861 года, несмотря на свой полукрепостнический характер, создала известный простор для развития про­изводительных сил общества. С отменой крепостного права в стране успешно начала развиваться промышлен­ность, развернулось железнодорожное строительство, увеличился товарооборот, наметилась концентрация ка­питала, стали расти города. Под напором товарно-денежных отношений натуральное крестьянское хозяйство превращалось в мелкотоварное. «Старые устои кресть­янского хозяйства и крестьянской жизни, устои, дейст­вительно державшиеся в течение веков, пошли на слом с необыкновенной быстротой». Крестьянство переставало быть единым «классом-сословием» крепостного общества. Оно расслаивалось, выделяя из себя, с одной сторо­ны, сельских пролетариев, с другой - сельскую буржуа­зию. Все хозяйство становилось капиталистическим. Россия вступала в буржуазный период. Однако новые производственные отношения, прогрессивные по сравне­нию с феодальными, не улучшили положения рабочих и крестьян. Маскируя сущность капиталистической экс­плуатации отношениями свободного найма, видимостью полной оплаты труда, капиталисты беспощадно эксплуа­тировали рабочих. Монопольная собственность на ору­дия и средства производства ставила наемного рабочего в полную зависимость от предпринимателей. Для людей труда новые порядки оказались нисколько не лучше старых. Противоречия капиталистического способа про­изводства давали себя знать в России уже в конце 60-х начале 70-х годов весьма ощутимо. Количество промыш­ленных рабочих неуклонно растет. Серьезный размах принимает стачечное движение. В связи с этим перед русской печатью встает масса новых вопросов.

Но непосредственные производители в России в 70- 80-е годы страдали не только и не столько от капитализ­ма, сколько от недостаточного развития капитализма, от серьезных и многочисленных пережитков крепостниче­ства. В этом заключалась другая, не менее важная, осо­бенность русского пореформенного развития.

В 1861-1863 годах царскому правительству удалось подавить разрозненные выступления крестьян, задушить национально-освободительное движение в Польше. Часть революционно настроенной интеллигенции, не дождавшись народной революции, перешла к тактике индивидуального террора. Участник одного из революционных кружков Каракозов в 1866 году совершает покушение на царя. Это дало повод царскому правительству к еще большему усиле­нию реакции. Прокатилась новая волна арестов. Лучшие журналы того времени «Современник» и «Русское сло­во», сыгравшие важную роль в истории русского освобо­дительного движения, были закрыты.

Но революционная демократия не сложила оружия, не отказалась от борьбы. Причины народного гнева, питавшего демократическое движение XIX века, не были устранены реформами 60-х годов. Революционное дви­жение не потухло. Вся эпоха 1861-1905 годов насыщена борьбой и протестом широких народных масс против пережитков крепостного права и капиталистической эксплуатации.

Важную роль в освободительном движении 70-х годов играет народничество, которое как господствующее те­чение в русской общественной мысли оформилось значи­тельно позднее зарождения народнических идей. Основоположниками народнической идеологии являются Герцен и Чернышевский. Но только на рубеже 70-х го­дов, после отмены крепостного права, в новых историче­ских условиях, когда перед русским общественным соз­нанием встали новые вопросы по сравнению с эпохой 40-х 60-Х годов, оформляется народничество и становится господствующим течением, «господствующим направле­нием» в русской общественной мысли.

Влияние народнической идеологии на все стороны об­щественной жизни, в том числе и на печать, было весь­ма значительным. Но, став в 70-е годы господствующими, народнические взгляды отнюдь не были единственными в демократической литературе и журналистике разно­чинского этапа освободительного движения. Не разде­ляли теоретических взглядов народников Некрасов, Салтыков-Щедрин, Благосветлов и др. Именно они оставались наиболее верными хранителями револю­ционно-демократического наследства 60-х годов.

Период революционного затишья в России после 60-х годов постепенно сменяется новым нарастанием революционного движения, и к середине 70-х оно стано­вится весьма ощутимым. К концу 70-х годов складывается вторая революционная ситуация. Война с Турцией, развязанная царским правительством в 1877-1878 годах, не предотвратила назревания революции. Но выступление народников 1 марта 1881 года, когда был совершен террористический акт над Александром II, сыграло роль такого прежде­временного выступления. Вновь Россия была ввергнута в полосу мрачной политической реакции 80-х годов.

Но 80-е годы в России, несмотря на жестокую полити­ческую реакцию, характеризуются рядом знаменательных общественных событий и явлений. Все шире и шире раз­вертывается рабочее движение, за границей создается группа «Освобождение труда». Лучшие представители демократической интеллигенции преодолевают народни­ческие иллюзии, часть из них становится на позиции мар­ксизма (Плеханов). В середине 80-х годов возникают первые марксистские кружки в России. Одним из таких кружкор явилась группа Благосветлова, которая издавала в 1885 году газету «Рабочий». В 1888 году группа «Освобождение труда» с целью пропаганды идей марксизма в России предпринимает издание периодического сборника «Со­циал-демократ. В 80-е годы прогрессивная журналистика попол­нилась новыми силами в лице таких выдающихся писа­телей и публицистов, как А. П. Чехов, В. Г. Короленко. В 90-е годы начинается журналистская деятель­ность А. М. Горького.

На протяжении 70-х 80-х годов русская печать оста­валась в чрезвычайно тяжелом положении. Изменения, происшедшие в стране, по существу никак его не измени­ли. По-прежнему всякое проявление свободомыслия в печати беспощадно подавлялось самодержавием. Юри­дически положение прессы к началу 70-х годов опреде­лялось «Временными правилами о печати 18.66 года», которые заменили все предыдущие распоряжения и за­коны о печати. По этим правилам от предварительной цензуры освобождались столичные ежедневные газеты и журналы (сохранялась цензура наблюдающая), а также книги, объемом более 10 печатных листов. Под предва­рительной цензурой оставались иллюстрированные, сати­рические издания и вся провинциальная печать.

В случае нарушения газетой или журналом каких-либо законов, в том числе и законов о печати, министр внутренних дел имел право делать издателям освобож­денных от предварительной цензуры печатных органов предостережения и при третьем нарушении приоста­навливать издание на срок до шести месяцев. Он имел право возбуждать судебное преследование периодиче­ских изданий. Только по суду должны были решаться дела о полном прекращении издания. Однако это не по­мешало правительству уже в 1866 году закрыть журналы «Современник» и «Русское слово», не соблюдая закона 1865 года.

Положение прессы, несмотря на восторги либералов по поводу реформы печати, не только не улучшилось, а наоборот, ухудшилось, особенно для демократических изданий. Во-первых, далеко не все журналы и газеты были освобождены от предварительной цензуры, как это было обещано во «Временных правилах о печати 1865 года». В Петербурге, например, в 1879 году из 149 изданий 79 оставались под предварительной цензу­рой. Во-вторых, в конце 60-х, в 70-е годы было издано множество общих законов и частных распоряжений по цензуре, запрещавших прессе освещать наиболее важ­ные политические вопросы, ставивших прессу под власть царских администраторов всех рангов, от министра внут­ренних дел до губернатора. Даже либеральные издания вскоре стали выражать недовольство положением прессы в России. Логическим завершением этой политики явился закон о печати 1882 года, утвердивший полный административный произвол над прессой. Совещанию четырех министров было предоставлено право прекра­щать издание любого периодического органа, лишать прав издателей и редакторов продолжать деятельность в случае обнаружения вредного направления.

mirznanii.com

Журналы XIX века

Князь Михаи́л Никола́евич Волко́нский (7 (19) мая 1860, Петербург — 13(26) октября 1917, Петроград) — русский писатель и драматург, автор исторических романов и пародий, прославился пародийной оперой «Вампука, принцесса Африканская». Монархист, один из руководителей Союза русского народа. «Русский Дюма», как называли его современники, написал более двадцати исторических романов и повестей. Представитель старинного рода, ведущего свое происхождение от Рюрика, князь Волконский был хорошо известен не только как непревзойденный романист, но и как талантливый драматург и издатель знаменитой «Нивы». Вглядываясь в жизнь этого удивительно самобытного и гордого человека, вчитываясь в его такие добрые и светлые книги, неожиданно застываешь чуть ли не в мистическом изумлении перед вопросом-загадкой: а не было ли на свете по меньшей мере двух Михаилов Николаевичей Волконских? Один писал в кабинетной тиши свои приключенческие романы. А другой?..

далее...

Да, был и другой Волконский, живший шумно и блистательно, выходивший на поклоны в театрах, наслаждавшийся громом зрительских оваций, тщеславный и расточительный. Это был тот самый высокородный князь Волконский, который когда-то привлек внимание театрального мира оригинальным драматическим этюдом, поставленным на сцене знаменитой Александринки. С той поры театр жил в его сердце первой и неизменно страстной любовью, в которой находил он и наслаждение, и отдохновение после изнурительной работы над очередным романом. Еще не просохли чернила на последней странице романа "Кольцо императрицы", еще в плену этого сюжета его писательское воображение, как уже, чтобы освободиться, разгрузить свою мысль и сердце для новой работы, Михаил Николаевич устремляется в театр. Долго не раздумывая, обговаривает здесь срочный сценический заказ и легко, увлеченно пишет ни много ни мало -- полнометражную четырехактную драму "Рабыня", а затем участвует в ее постановке. После "Записок прадеда" -- снова пьеса, на этот раз комедия "Дядюшка Оломов"... И так весь свой творческий путь шли рука об руку два Волконских: один -- почти не расстававшийся с восемнадцатым веком исторический романист, другой -- блестяще-остроумный и изобретательный драматург, способный и на эпатаж и на мистификацию. Театральная слава Волконского достигла апогея и даже на какое-то время затмила его известность как автора приключенческих и исторических романов в тот год, когда в столичном пародийном театре А. Р. Кугеля "Кривое зеркало" была поставлена его опера-фарс "Вампука, принцесса Африканская" (1908). Этой пьесе да еще одной ("Гастроль Рычалова") повезло более всего: они были представлены читателям наших дней в числе лучших произведений, отобранных для антологического сборника "Русская театральная пародия XIX -- начала XX века" (М., "Искусство", 1976). В целом же творчество писателя было незаслуженно забыто. Когда после тяжелой болезни Михаил Николаевич Волконский скончался на 57-м году жизни (это случилось 13 октября 1917 года), скорбную весть читателям сообщили лишь театральные газеты и журналы. Из прежних друзей отозвался владелец театра "Кривое зеркало" А. Р. Кугель, напечатавший в журнале "Театр и искусство" следующие строки: "Узнал печальную новость: скончался князь M. H. Волконский, остроумный, живой писатель... Князь был, как принято выражаться, "убежденный черносотенец". Честный черносотенец, а не карьерист. Он был до глубины души убежден, что России необходимо самодержавие, как стальной обруч, поддерживающий ее бытие. С такими убеждениями можно было сделать отличную карьеру, но князь M. H. Волконский жил и умер если не в нужде, то в весьма малом достатке. Причина была, мне кажется, в природной резкости его нрава и большом самолюбии". В 1891 году один за другим вышли два романа Волконского, положившие начало его громкой славе как первого исторического беллетриста, как истинного "русского Дюма". Это были произведения тогда еще нового для русской литературы историко-приключенческого жанра "Мальтийская цепь" и "Князь Никита Федорович". Их напечатал самый популярный журнал того времени "Нива", только что переживший взлет небывалого читательского интереса благодаря увлекательным романам Вс. С. Соловьева: тогда тираж "Нивы" вырос с двадцати до ста тысяч экземпляров. И вот новый бум: число подписчиков "Нивы" опять резко пошло в гору, на этот раз благодаря романам Волконского. (Попутно заметим, что как раз в эту пору Михаилу Николаевичу было предложено возглавить "Ниву".) В чем секрет такой их популярности? Ведь русский читатель XIX века был весьма избалован именно исторической беллетристикой. В этом жанре успешно и до Волконского и в одно время с ним трудились Р. Зотов, М. Загоскин, Г. Данилевский, Е. Карнович, Н. Костомаров, Е. Салиас, Д. Мордовцев, Л. Жданов, Н. Гейнце... И список можно было бы продолжить. В этом многообразии имен и дарований легко ли было сыскать свое место? Но нашлось оно просто -- как бы само собой явилось. Дело в том, что и в детстве и в юношестве Михаил Николаевич очень увлекался рассказами и книгами своего двоюродного дяди по материнской линии -- выдающегося русского историка и романиста, блестящего знатока российского средневековья Евгения Петровича Карновича. Ныне это имя -- в числе тысяч незаслуженно забытых. Совсем нетрудно представить нам себе молодого литератора, начитавшегося романов, исследовательских монографий Карновича и решившего попытать свои силы, продолжив его многотрудное дело. Пылкая и серьезная увлеченность Волконского книгами своего знаменитого предка, как оказалось, в нем не угасала никогда, она-то и погрузила его вскоре в удивительные, еще мало известные страницы жизни россиян столетней давности, полные небывалых тайн, загадок, интриг, подвигов и приключений. Волконскому удалось сразу и с большой художественной убедительностью передать очень характерный для восемнадцатого столетия ореол таинственности. Читатели обнаружили это уже в первом его романе "Мальтийская цепь" (1891). Загадочность, сложная переплетенность событий, в которые попадают герои книги, захватывают читателя с самых начальных страниц. На тайну ориентирован и весь многоплановый сюжет этого увлекательного повествования. Чтобы понять своеобразие писательской манеры Волконского, вкратце расскажем, о чем его первый роман, ставший как бы образцом, примерной схемой для всех последующих. Можно с определенной долей уверенности предполагать, что роман затеялся с одного газетного абзаца, привлекшего внимание Волконского в старинных "Ведомостях обеих столиц" за 1789 год: "Флота капитан генерал-майорского ранга, кавалер Литта, командовавший правым крылом в атаке, данные ему от начальства наставления с похвальною точностью и искусством исполнял, поспешая везде, где должно было, от начала до конца сражения и подавая доводы своей отличной храбрости". Кто же этот храбрец Литта? Писательские розыски привели к созданию интересного романного сюжета. ...После успешной охоты за турецкими пиратами возвращается в родной порт итальянский корвет "Пелегрино". Его отважный командир граф Джулио Литта, рыцарь Мальтийского ордена, по доносу своего штурмана в Милане арестовывается. Однако вина рыцаря -- нарушение им обета целомудрия, любовь к жене русского посланника, племяннице всесильного Потемкина Екатерине Скавронской -- не доказана. Но графа все равно наказывают -- отсылают, хотя и с почетной миссией, в Россию. Здесь при дворе Екатерины II, а затем и Павла I храброго моряка ждала удачная карьера: после многих лет добросовестной флотской службы он становится капитаном корабля первого ранга, контр-адмиралом российского флота, кавалером ордена святого Георгия. Добивается рыцарь и личного счастья: его женой становится овдовевшая красавица Екатерина Скавронская. История жизни Джулио Литты, иностранца в России, искусно вплетена в тайную борьбу иезуитов и масонов, в дворцовые интриги императрицы Екатерины II и сменившего ее на троне Павла I. Подлинные исторические фигуры и достоверные события переданы в романе с вполне допустимым творческим своеволием автора, стремящегося занимательно организовать сюжет, добиться высокой его динамичности и напряженности. В центре едва ли не каждого романа Волконского оказываются на первый взгляд маленькие люди. Но вовлеченные в события, имеющие общеисторическое значение, они как бы возвышаются и обретают значимость наравне с теми, в чьих руках и власть, и судьбы государства. Волконский словно бы задался целью написать неофициальную историю восемнадцатого века, историю, творящуюся сплошь и рядом по воле господина Случая вопреки логике, вопреки закономерности. Порой десятилетия проходили, пока логика когда-то свершившегося обнаруживалась и закономерности доказывались. Об этой особенности своей писательской концепции Волконский рассказал читателю уже на склоне своих лет, готовя к изданию полное собрание своих историко-приключенческих романов (увы, оборвавшееся в 1917 году на седьмом томе). "Давно уже доказано, -- написал Михаил Николаевич в предисловии к роману "Две жизни", вышедшему в 1915 году, -- что наряду с так называемой официальной историей существует неофициальная, тайная, сплетающаяся из целого ряда интриг и отношений, разгадать и открыть которые представляется возможным лишь спустя многие годы. И сколько раз подобные открытия давали вдруг совершенно неожиданные объяснения явлениям, казавшимся случайными, и соединяли эти казавшиеся случайными явления в последовательную и логически развивающуюся цепь". К этому остается добавить одно весьма существенное уточнение: Волконский восстанавливал цепь казавшихся случайными событий не как историк, а как художник, создавая энергичное, почти драматургически остро развивающееся повествование, добиваясь его особенной занимательности. Журнал "Вокруг света", представляя в 1903 году книги Волконского своим читателям, очень точно отметил, что это "романы действия, где события часто сходятся с вымыслом и запутанная завязка, полная таинственности, отвлекает нас от действительности". И на самом деле: действие, действие и еще раз действие -- таково творческое кредо Волконского, которое позволило ему превзойти в читательских симпатиях и предпочтениях всех других беллетристов-современников, избравших, как и он, для художественного освоения великую российскую историю. Но помог в этом Волконскому также и сам полюбившийся ему восемнадцатый век, к которому и доныне не иссякает повышенный читательский интерес. История восемнадцатого столетия предстает в романах Волконского вовсе не в той хронологической последовательности, в какой она свершалась на самом деле. Мы можем только предполагать, что книги им создавались в ходе несистематизированного, любительского изучения попадавших в его руки первоисточников, а также по мере проникновения в те или иные исторические эпизоды, почерпнутые из документов. Некоторые страницы русской истории задерживали внимание писателя не надолго, и читатели получили в результате один-два его романа, как, например, о времени царствования Елизаветы Петровны (правда, роман "Кольцо императрицы" из числа лучших). Волконский крайне отрицательно относился к Екатерине II, оттого о ней самой писать всячески избегал. Но были в восемнадцатом веке у Волконского и свои пристрастия, к которым он обращался постоянно в течение всей своей жизни. Это Бирон и бироновщина, граф Калиостро и другие маги, мистики, масоны (о них у Волконского девять романов), наконец эпоха Павла I, о которой он написал семь книг. "Почему так много о Павле?" -- этот вопрос очень часто задавали писателю. В конце концов он вынужден был объясниться в предисловии к роману, ставшему последним, -- "Слуга императора Павла" (1916). Коротко приведем доводы Волконского, поскольку они помогут и нам, читающим его романы, понять авторскую позицию. Прежде всего Волконский с сожалением, и может быть справедливым, утверждает, что "до сих пор еще не имеет настоящего серьезного описания кратковременное царствование императора Павла Петровича". Отчего так? Да оттого, считает автор, что, во-первых, "мы слишком близки этому времени и оно не отошло еще для нас в историческую перспективу", а во-вторых, решительно заявляет он затем, "наша историческая наука разрабатывалась до сих пор под углом зрения тех, кто имел основание не любить Павла Петровича". И далее Волконский обстоятельно рассматривает "наиболее претендующую на полноту" знаменитую в свое время монографию Н. Шильдера "Император Павел Первый", которая, по его мнению, "чрезвычайно одностороння и написана с предвзятой целью, чтобы не без налета своего рода суеверия доказать, что преждевременная кончина Павла Петровича была, как говорит Шильдер, как бы логическим следствием "злого дела", совершенного в 1742 году лишением престола несчастного малютки Иоанна Антоновича". "Конечно, в такие фантастические отвлечения не должен вдаваться серьезный историк", -- пишет Волконский. Его обязанность -- "угадать чутьем научного прозорливца связь разбираемого прошлого с последовавшими и будущими затем событиями. А этого-то и нет, в особенности в труде Шильдера, оказавшегося неспособным снять с себя очки рутины, заведомо предрешающей, что все, что делалось в царствование Екатерины II, было велико и превосходно и потому должно служить мерилом для оценки всех данных русской истории". Волконский берет на себя смелость выступить в одном ряду с теми историками, которые являются сторонниками критической переоценки как внутренней, так и внешней политики Екатерины II. Россия была ввергнута в страшные государственные долги, с которыми не удалось рассчитаться и через полтораста лет. Павел I получил в наследство "ту распущенность и тот хаос в государственном управлении, которые существовали при Екатерине". Наш романист здесь не удерживается от восхищения тем, какой огромный труд вынужден был проделать новый император и какую ломку пришлось ему предпринять, чтобы ввести государственный строй в определенное русло. "Чиновники при Екатерине II, -- пишет Волконский, -- не ходили на службу вовсе, военные одевались в модные кафтаны и с собольими муфточками разъезжали в каретах цугом", ведя разгульную жизнь, пренебрегая своими воинскими обязанностями. Павел I потребовал от чиновников являться на службу к шести утра, призвал к порядку офицеров, чем вызвал конечно же возмущенный ропот и недовольство и тех и других. "Этот ропот, -- пишет Волконский, -- питался сплетнями, и они распространялись по Петербургу, а оттуда разносились по всей России. На Павла Петровича лгали с остервенением, с нескрываемым злорадством". Своими романами Волконский взялся доказать, что тот государственный порядок, который за короткий срок своего царствования удалось установить Павлу I, "явился настолько прочным и настолько соответствовал нашему духу, что при всех своих недостатках, происшедших от поспешности, с которой был введен, устоял неизменно в главных своих чертах до наших дней и позволил России развиться и укрепиться, остаться великодержавным государством". Кстати, исторической реабилитацией Павла I занимался не один Волконский. До него, в частности, это блестяще сделал Вс. С. Соловьев в своем романном цикле "Хроника четырех поколений". Возвращаясь к характеристике писательской манеры Волконского, следует особо выделить одну сразу бросающуюся в глаза ее особенность: едва ли не во всех его книгах мы постоянно встречаемся с тем, как всего лишь какая-то одна поразившая писателя деталь, какой-то один скромный исторический факт разрастаются в его воображении и под его пером до размеров романа, становясь его контрапунктом. Вот мы, до предела заинтригованные, напряженно следим, как один из персонажей Волконского -- князь Иван Косой -- спасает от разбойного нападения дочь Петра I принцессу Елизавету Петровну. Будущая императрица дарит отважному спасителю золотое кольцо, вокруг которого в дальнейшем завязывается вся авантюрная интрига романа "Кольцо императрицы" (1896). Сюжет романа "Гамлет XVIII века" (1903) вращается вокруг таинственной смерти князя Радовича. Через много лет его повзрослевший сын Денис Радович получил веские основания заподозрить, что соучастницей в убийстве отца могла быть его мать, а также ее сожитель. В рассмотрение этого загадочного дела оказывается втянутым Павел I: увидев в молодом князе -- русском Гамлете -- честную, благородную душу, император поддержал его и возвысил, взяв Дениса на придворную службу. Роман "Брат герцога" (1895) переносит читателей в годы, последовавшие за смертью императрицы Анны Иоанновны, когда регентскую власть в России в 1740 году захватил герцог Курляндский Эрнст Иоганн Бирон. Но не эти главные события эпохи избирает для своего романа Волконский -- они для него только исторический фон, антураж. А в центре увлекательного повествования -- брат временщика Густав Бирон, триумф и падение этого удачливого в службе, но несчастливого в любви генерал-аншефа. Роман вырастает опять же из одного частного факта: красавица Наталья Олуньева, чтобы избавиться от докучливых притязаний брата всесильного герцога, вынужденно вступает в фиктивный брак с обнищавшим князем Чарыковым-Ордынским, как оказалось, человеком добропорядочным, отважным и честным. Этот союз после многих испытаний принес молодоженам неожиданное счастье. Для романа "Ищите и найдете" (1904) Волконский опять же выбирает тему весьма значимую -- тайную борьбу мистического, масонского общества перфектибилистов (их пароль -- "ищите и найдете") с агентами ордена иезуитов, проникшими в Россию по поручению Наполеона Бонапарта: рассорить Павла I с королем-изгнанником Людовиком XVIII, нашедшим приют в Митаве благодаря гостеприимству российского императора. Но в развитии этот сложной политической интриги у Волконского участвуют не крупные исторические фигуры, а два молодых приятеля -- художник Варгин и доктор Герье. Именно с их помощью, по писательской версии, как раз и удалось расстроить козни иезуитов. История России восемнадцатого столетия, взятая в ее неофициальном, личностном аспекте, словно бы оживает на страницах романов Волконского, оказывается несравнимо более впечатляющей и значительной, по сравнению с той, что запечатлена в документальных сводах и исследована в монографиях ученых мужей. Что, кстати, и требовалось доказать, ибо, как и все исторические романисты, Волконский, сочиняя свою беллетризованную, приключенческую историю века, преследовал цели важные, возвышенно-просветительские: увлечь читателей далеким прошлым своего отечества, зажечь в них живой пламень патриотических чувств, а также показать, что и в те давно минувшие времена превыше всего ценились в людях мужество и благородство, доброта и милосердие, умение постоять за свою честь и достоинство.

magazines.orthodoxy.su

Первые женские журналы для российских читательниц (конец xviii Психология человека

Книговедение

УДК 070 ББК 76.17+76.02

ПЕРВЫЕ ЖЕНСКИЕ ЖУРНАЛЫ ДЛЯ РОССИИСКИХ ЧИТАТЕЛЬНИЦ (КОНЕЦ XVIII - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА)

© Л.В. Сокольская, 2006

Челябинская государственная академия культуры и искусств 454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36а

Освещается история первых выпускавшихся в России журналов для женщин: их издание в XIX в., читательская аудитория и оценка этих журналов российской просвещенной общественностью.

Ключевые слова: издание, женские журналы, чтение, история, XIX в.

В историческом процессе формирования русской женщины как читательницы среди других факторов немаловажная роль принадлежит специализированной женской прессе.

Зарождение, эволюция периодики, предназначенной женщинам, являются заметным явлением российской общественной жизни и культуры. Развитие «женского» направления в журналистике и книжном деле самым тесным образом связано с социальным статусом женщин - гражданским, семейным, т.е. с тем, что составляет содержание понятия «женский вопрос». До сих пор не потерявший актуальности, в России, в отличие от других стран, в историческом прошлом женский вопрос был основан, прежде всего, на проблеме права женщин на образование. На все, что имело отношение к женскому образованию, у нас на протяжении веков было наложено государственное и церковное «вето». В этом смысле сам факт возникновения, а затем дальнейший процесс формирования прессы для женщин имеет прямую связь с принципиальными характеристиками женской субкультуры в той или иной период отечественной истории.

Для читателеведения, как комплексной научной дисциплины, обращение к истории женской периодики ценно в том плане, что оно значительно расширяет представления о судьбе русской женщины как читательницы, обогащая ее существенными сведениями, давая материал для воссоздания полной фактической и социокультурной картины.

Ни в историческом разделе журналистики, ни в истории чтения как части читателеведения подобного исследования не было. Более того, принято считать, что отечественная женская пресса начала свою жизнь в 1914 г. с журнала «Работница». Между тем российские женские журналы имеют более чем вековую историю своего существования в

досоветский период, первые страницы которой датированы концом XVIII в.

Уникальность ориентированных на определенную категорию читателей журналов как фактора культурной жизни состоит в том, что появление каждого из его видов свидетельствует об определенной зрелости какой-либо социальной группы. Журнал - своеобразный индикатор потребности в постоянно обновляемой информации по интересующей проблеме или теме. В этом смысле «рождение» женских журналов в конце XVIII в. зарегистрировало новое качественное состояние культуры по таким параметрам, как социальное положение женщин, их образование, мировоззрение.

Реформы Петра I в области культурного статуса, быта россиянок, затем воплощение Екатериной II идеи государственного женского образования (хоть и в очень ограниченном виде - для «благородных девиц» в форме Смольного института), широкое распространение частных женских пансионов, наводнение российского рынка переводной светской литературой - все эти условия благоприятствовали формированию русской женщины-дворянки как читательницы. В российском обществе появились женщины читающие, размышляющие над книгой, беседующие и высказывающие свою точку зрения наравне с мужчинами. Выдающиеся люди эпохи стали ценить в женщине интеллект.

Особое значение для становления русской читательницы в этот период имели идеи европейского сентиментализма. В частности, одна из ведущих его ценностей - «назначение женщины - добрая жена и нежная мать» - была с воодушевлением воспринята в дворянской среде. Чтобы соответствовать новым общественным представлениям о своем статусе в семье, женщине было необходимо стать читательницей.

Следует отметить, что издатели нелегко решились на «женскую» специализацию изданий. Можно назвать несколько примеров периодических изданий конца XVIII в., которые своим содержанием были адресованы, прежде всего, женской аудитории, однако это не обозначалось в их читательском предназначении или ретушировалось каким-либо образом. Такими были музыкальные журналы «Музыкальные увеселения» (1774 г.), «Санкт-Петербургский музыкальный магазин для клавикордов или пианофорте, посвященный женскому полу и любителям сего инструмента» (17941795 гг.) /1/.

Однако со временем отечественные просветители, книгоиздатели отреагировали на появление новой читательской группы: специально для женщин стали издавать книги, появились журналы. Показательно, что российская женская пресса начала формироваться в 60-70-х гг. XVIII в. одновременно с отраслевой периодикой - исторической, медицинской, театрально-музыкальной (как в доказательство сформулированного позже постулата, что положение женщин в обществе отражает степень его цивилизованности).

Инициатива издания женского журнала исходила из Московского университета, взявшего курс на популяризацию научных знаний. Через год после его открытия в Москве стала выходить первая постоянная газета, а затем - целая серия приложений к ней. В их числе предполагались и женские издания. Реализовалась идея женского журнала благодаря приходу в типографию университета Н.И. Новикова, известного просветителя, много внимания уделявшего в своей издательской деятельности женскому образованию. Специально для женщин он издавал романы и сказки, целую серию книг «Женская библиотека». В нашем же случае

Н.И. Новикова следует признать «отцом» первого в России специализированного женского журнала.

В 1770 г. в сатирическом журнале Н.И. Новикова «Трутень» появилось «Письмо издателю», из которого следовало, что некто неизвестный «...вознамерился в нынешнем году издавать “Модное ежемесячное сочинение” и посвятить ево красавицам...». Новиков ответил безымянному просителю в том же листке «Трутня»: «...хлопот издателям довольно, а еще и заботы, а временем и убытки; но заглавие Вашего издания от последнего вас, конечно, избавит...» /2/. Есть основания считать, что автором анонимного «Письма издателю» был сам Новиков. Вероятно, что-то в замысле дамского журнала его смущало, и подобной «прелюдией» он хотел привлечь внимание публики к своей затее и выявить реакцию на нее.

Однако появилось подобное издание лишь девять лет спустя: в 1779 г. в Петербурге, а затем в Москве начал выходить журнал «Модное ежеме-

сячное издание, или Библиотека для дамского туалета» /3/. Обращаясь к женской аудитории, издатель учел ее специфические особенности и главной целью своего журнала считал воспитательную. «Среди переводных повестушек, идиллических стихов и т.п. произведений для “легкого чтения” нет-нет да и проскользнет серьезная идея; даже “легкая поэзия” в журнале все же была известным умственным занятием для щеголих и модниц тех лет» /4/.

Несмотря на название, буквально журналом мод издание было лишь в малой части: это был, прежде всего, литературный журнал для женщин, предлагающий им легкое и нравоучительное чтение. Основу его содержания составляла «изящная словесность»: повести (главным образом переводные, сентиментальные) и стихи (исключительно о любви). В журнале печатались произведения В.И. Майкова, Дм. Сиротина, А.П. Сумарокова, Я.Б. Княжнина и др. Поэзия была представлена в разнообразных жанрах. Эпиграммы и притчи (среди них многие принадлежали Сумарокову) имели отвлеченно-морализующий характер.

Что касается «мод» в «Модном ежемесячном издании», то, по мнению критиков, этот журнал «можно было бы считать первым русским модным журналом в том смысле, в каком понимаем мы это теперь, если бы само содержание журнала не находилось в явном противоречии с его названием. В действительности, “Модное ежемесячное издание” - журнал чисто литературный и никаких сведений о модах не заключающий. Единственное, что дает журналу некоторое право именоваться “модным”, - это картинки с изображением модных нарядов и уборов, прилагавшиеся к каждой книжке журнала» /5/. Приложения эти представляли из себя цветные гравюры с рисунком женской головки, на которой красовалось целое сооружение из прутьев, материи, лент и цветов (такие головные уборы были в моде у парижанок той эпохи).

«Модное ежемесячное издание... » - это журнал с новым для России взглядом на «женский вопрос». В нем не было места лицемерной морали, еще не торжествовало, но уже поощрялось свободное чувство и человеческое достоинство, шел разговор об общественной значимости, даже превосходстве женщин: «Герой отечество избавить устремлен, / А статский истину в суде распространять. / От женщины герой и статский тот рожден, / Полезней кто из них, изволь ты сам узнать» /6/.

Журнал существовал только год. Всего вышло четыре части, 12 книг. Насколько активно читала его женская аудитория - сказать трудно. Однако известно, что у него было всего 58 подписчиков, из них семь - женщины /7/. Видимо, саму идею женского журнала, тем более - в таком конкретном содержании, общество еще не было готово

поддержать. Тем не менее пример Новикова относительно выделения женщин-читательниц был поддержан. Вслед за ним, на рубеже ХШИ-ХЖ вв., на ниве периодических изданий для российских женщин выступили В.И. Окороков, Н.М. Карамзин, Н. И. Макаров и др.

Первым это направление в издании журналов через 12 лет после инициативы Новикова продолжил его преемник по типографии Московского университета В.И. Окороков, который с апреля 1791 г. начал издавать «Магазин английских, французских и немецких новых мод» с присовокуплением «описания образа жизни, публичных увеселений и времяпрепровождения в знатнейших городах Европы, приятных анекдотов» /8/.

Журнал был малого формата, без изысков в оформлении - печатался на грубой серой бумаге, иллюстрировался картинками, гравированными на меди и раскрашенными от руки. Его содержание отвечало своему названию: здесь были «Обозрение столичных мод», «Общие замечания об употребительнейших платьях, уборах и нарядах прекрасного пола и кавалеров в здешней столице». Кроме мод, журнал помещал стихи, а также весьма любопытные сообщения из Лондона, Парижа и Берлина, часто никакого отношения к модам не имевшие. Однако это было в самый разгар французской революции, о которой в отечественных газетах сообщалось очень скупо и неодобрительно. Так, из журнала мод русские читатели екатерининской поры получали довольно точное представление о политических событиях в Западной Европе. Журнал «Магазин английских...» просуществовал около года, тем не менее начало изданию журналов мод в России он положил.

Примечательно появление к концу XVIII в. целой группы журналов для домашнего чтения, адресованных, прежде всего, детям и матерям. Так, В.И. Окороков свой журнал «Полезное чтение для детей» предназначал не только детям, но и молодым девицам, а Н. М. Карамзин в значительной мере обеспечивал материнское чтение своим журналом «Детское чтение для сердца и разума» (1785-1789 гг.), содержанием которого была «изящная словесность», переводы нравоучительного характера, педагогические статьи в духе Руссо /9/. Другой издатель - Н.И. Страхов - в 1790-1792 гг. уже в названии своего журнала указывал и на его «женскую» направленность - «Сатирический

вестник, удобоспособствующий разглаживать наморщенное чело старичков, забавлять и купно поучать молодых барынь, девушек, щеголей, вертопрахов, волокит, игроков и прочего состояния людей» /10/.

С началом XIX в. духовная, литературная жизнь России вступила в эпоху романтизма, который своим идейным содержанием отводил жен-

щине важнейшее место в культуре. Утверждая равенство мужчин и женщин, романтизм возводил женщину в идеал, и ей отводилась область высоких и тонких чувств, где мужчина - ее защитник-служитель. Вместе с романтическим вкусом к рыцарской эпохе возникает поэтизация женщин /11/. Русская поэзия этого времени устремилась к новым эстетическим нормам. Так, поэзия В. Жуковского утвердила представление о женщине как о поэтическом идеале, предмете поклонения.

В подобной ситуации активное возникновение литературных женских журналов вполне закономерно (с точки зрения эстетики романтизма показательно полное название одного из них - «Журнал для милых, издаваемый молодыми людьми»). В первые два десятилетия XIX в. ведущими журналами «для дам» являлись: «Московский Меркурий» (1903 г., издатель П.И. Макаров), «Журнал для милых» (1804 г., издатель М. Макаров), «Аглая» (1808-1812 гг, издатель П. Шаликов), «Женский мир» (1811 г.), «Кабинет Аспазии» (1815 г., издатели В. Бахирев, Б. Федоров и др.), «Модный вестник» (1816 г.). Большинство этих изданий имели очень непродолжительную жизнь - часто в пределах года. Причины этого можно только предполагать: возможно, издательские, а скорее -отсутствие устойчивой аудитории (видимо, пересечение содержания этих журналов, разнообразный книжный рынок литературы подобного же содержания не способствовали формированию к ним значительного читательского интереса). Уловить действительные потребности женщин как читателей специализированной женской прессы издателям не удавалось.

О жанровых и содержательных особенностях этих очень близких по духу изданий можно судить на примере журнала «Кабинет Аспазии». Его страницы были заполнены легкими чувствительными стихами, биографиями женщин, чьи имена вошли в историю. Здесь же помещались рассуждения о платонической любви, о красоте и безобразии, описания салонных игр /12/. Об одном из издателей этого журнала - Б. Федорове - и о самом журнале в докладной записке цензора сообщалось: «Он издавал журнал под заглавием “Аспазия”, который был весьма дурен и отринут публикою» /13/.

Как правило, все «дамские» журналы этого периода проповедовали эстетику Карамзина: чувствительность была наиболее характерной их чертой.

В целом, можно констатировать, что женская пресса этого времени служила не более как «распространению роскошной суетности». Издатель «Московского телеграфа» Н.А. Полевой сознавался, что ему бывает стыдно читать журналы, «для дам назначенные». «Никто не велит потчевать милых читательниц историко-статистическими, археологическими статьями, - писал он, - но для

чего думать, что дамы не прочитают с удовольствием хорошо написанной повести, изящного стихотворения, не поблагодарят издателя за шутку, за анекдот, умно рассказанный, не взглянут на разбор романа, на извлечения из него?» /14/.

Осознавая излишнюю сентиментальность женских журналов, их соответствие, прежде всего, тому общественному мнению, по которому женщина - лишь существо, призванное нравиться, но «не человек рассуждающий», признавая отход женской прессы от идей Н. И. Новикова, издатель «Московского Меркурия» П.И. Макаров в предисловии к своему журналу ставил задачу не только угождать читательницам, но и задавался вопросом: «И почему женщине не быть столь же ученой, сколь и мужчине? Ужасны люди, которые думают, что, приобретая знания, женщины теряют прелести своего пола» /15/.

Приведенные высказывания еще раз подтверждают неразрывную связь между историей женской журналистики и историей отечественного «женского вопроса». Чисто мужских ролей, связанных со службой и государственной деятельностью, женщина выполнять не могла, «но тем большее значение в общем ходе жизни получало то, что культура полностью передавала в руки женщины» /16/. Роль женщины в дворянской культуре становится все заметнее.

Период 1820-1830-х гг. отмечен снижением репертуара журналов для дам. На первый взгляд, это можно принять за исторический парадокс, происшедший в эпоху расцвета дворянской женской культуры. Именно в эти годы своеобразными символами культуры явились такие атрибуты женской книжности, как женский альбом, альманах, литературный салон во главе с хозяйкой, появление целой плеяды женщин писательниц и поэтесс. Казалось бы, в подобную среду должен был с успехом «вписаться» и женский журнал. Не произошло этого, видимо, по причине чрезвычайной популярности литературных альманахов, очень близкого к журналу вида издания. В какой-то мере альманахи, а среди них была и специально «дамская» группа, взяли на себя функции литературного женского журнала. В это же время издавалось много журналов, не адресованных специально женщинам, но своим содержанием невольно привлекавшим, прежде всего, их - «Галатея» («Журнал литературы, новостей и мод»), «Бабочка» («Дневник новостей, относящихся до просвещения и общежития»), «Молва» («Журнал мод и новостей»), «Колокольчик» (словесность, поэзия, моды), «Вестник парижских мод» и др.

Подобный же репертуар был представлен и в немногочисленных женских журналах этих лет. Так, в уведомлении об издании журнала «Гирлянда» (1831-1832 гг., издатель М.А. Бестужев-Рю-

мин) говорилось, что предназначен он «преимущественно для дамского чтения» и ставит своей целью доставить «любительницам отечественной словесности приятное и занимательное чтение». Журнал содержал разделы «Словесность», «Библиография», «Театр», «Стиль», «Моды», «Музыка». К нему прилагались гравированные картинки мод, рисунки модной мебели, экипажи и другое /17/.

Наиболее известным женским журналом этого периода явился «Дамский журнал», издаваемый князем П. Шаликовым (выходил в Москве в 18231833 гг., до 1829 г. - два раза в месяц, далее - еженедельно). «Дамский журнал» заполнялся главным образом переводами «чувствительных» повестей французских писательниц Ренневиль, Жанлис, Бу-льи, мадригалами, элегиями и баснями русских поэтов /18/. Были здесь и парижские моды, советы по «уборке головы».

Популярность журнала Шаликова была столь велика, что многие признали его первым российским женским журналом (десять лет жизни журнала при поразительной частоте выхода также говорят о многом). Активное участие в «Дамском журнале» принимали П.А. Вяземский, Д.И. Писарев,

В. Л. Пушкин и др.

Известно ироническое отношение А. С. Пушкина к этому изданию - собирателю «сладкозвучных творений». Не случайно в первом варианте «Разговора поэта с книгопродавцем» по поводу подобных «сладких звуков» Пушкин написал: «пускай их Шаликов поёт» (позже «Шаликов» заменен на «юноша»).

Между тем сама идея женского журнала была поэту близка. По воспоминаниям современников, он «замышлял действовать посредством своего журнала на русских женщин, которых он уважал несравненно более, чем мужчин, признавая наших женщин несравненно просвещеннее» /19/.

Объективная оценка любого культурного явления затруднена как в сам момент его протекания, так и на значительном временном отдалении. Относительно журналов первой половины XIX в. литература содержит отрицательные высказывания современных исследователей: «...большинство из них было бесцветно и малосодержательно; “Северный Меркурий”, “Гирлянда”, “Северная Минерва”, “Дамский журнал”, - что полезного мог почерпнуть читатель из этих заслуженно забытых изданий? Говоря по совести, мало, очень мало, а порой и вовсе ничего» /20/.

Тем не менее женскую прессу конца XVIII -первой половины XIX в. исторически следует признать первой группой российской женской периодики. Несмотря на все ее недостатки, главным достоинством, придававшим ей огромное значение в деле эмансипации женской части российского общества, было само предназначение для удовле-

творения интересов и запросов женщин. И в этом смысле недостатки дамской прессы скорее были недостатками решения «женского вопроса» в стране.

Общая направленность журналов для женщин того времени - «чувствительная» литература, дом, семья, быт, рукоделие, мода. Издатели стремились помогать женщине в воспитании детей, в создании радушной атмосферы в семье, быть полезными в домашних заботах. Духовные запросы женщины удовлетворялись в основном поэзией, театральными новостями.

Отметим еще одну особенность развития женской журналистики рассматриваемого периода -появление женщин-публицистов. Первой из них, видимо, была дочь писателя и издателя А.П. Сумарокова Екатерина Александровна Княжнина, которая в 1760-х гг. печаталась в его «Трудолюбивой пчеле». В эти же годы в журнале «Всякая всячина» выступала М.В. Храповицкая - Сушкова, которая много сотрудничала с Новиковым как издателем, в том числе печаталась в его журнале «Живопись» /21/. Позже журнальной публицистикой занимались Е. и Т. Голицыны, Е. Е. Урусова, А.П. Бунина, М.Е. Извекова, А.А. Волкова и др. В этом ряду следует назвать и Екатерину II, и Е. Р. Дашкову, которые также активно проявили себя на ниве русской публицистики. Все эти примеры свидетельствуют как о реальном утверждении в дворянской культуре этого времени результатов эмансипации российских женщин, так и об их «проникновении» в журнальное дело (это при том, что вся, даже женская пресса в эти годы «делалась» мужчинами).

К концу первой половины XIX в. в сфере женской прессы происходит знаменательное событие -появляются журналы для девочек. Известная писательница А.О. Ишимова в 1830-1860-х гг. издавала журнал «Лучи», а с 1842 г. - журнал «Звездочка» (оба предназначались девочкам). «Звездочка» вначале выходила в двух выпусках (отделах): для старшего и младшего возраста, а после их объединения были выделены тематические разделы в каждом номере журнала (1. «Словесность», где печатались рассказы самой Ишимовой, рассказы, сказки, стихи других авторов; 2. «Науки»: раздел содержал очерки по истории, естествознанию, географии; 3. «Новые книги»; 4. «Смесь»; 5. «Для маленьких читателей»). В целом, «“Звездочка” с

успехом выполняла задачи, поставленные издателем, - воспитывала будущих матерей, хозяек дома» /22/.

Журналы для девочек А. Ишимовой символически связали периоды «рождения» и дальнейшего «взросления» российской женской журналистики, свидетельствуя в середине столетия о росте признания значения журналов для женщин в деле их просвещения и образования. Таким образом, русская женская пресса конца XVIII - первой половины XIX в. задала своего рода программу развития будущим подобным изданиям.

Список литературы

1. Берков, П. Н. История русской журналистики XVIII века. - М. ; Л., 1952. - С. 312.

2. Дмитриев, В. Г. По стране литературии. - М., 1987. -

С. 40.

3. Русская периодическая печать (1702-1894). - М., 1957. - С. 60.

4. Берков, П. Н. Указ. соч. - С. 400.

5. Цит. по: Берков П.Н. Указ. соч. - С. 401.

6. Тишкин, Г. А. Дворянские идеи женской эмансипации (вторая половина XVIII - начало XIX веков) // Публицистика эпохи Просвещения. - СПб., 1995. -Вып. 1. - С. 127.

7. Равинский, Д. Барышня с книжкой // Родина. - 2000. -№ 9. - С. 102.

8. Павлюченко, Э. А. Женщины в русском освободительном движении : от М. Волконской до В. Фигнер. -М., 1988. - С. 131.

9. Русская периодическая печать (1702-1894). - М., 1957. - С. 68.

10. Там же. - С. 83.

11. Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре. - СПб., 1994. - С. 59.

12. Русская периодическая печать (1702-1894). - М., 1957. - С. 152.

13. Вацуро, В. Э. Сквозь «умственные платины» : очерки о книгах и прессе пушкин. поры / В. Э. Вацуро, М. И. Гиллельсон. - М., 1986. - С. 246.

14. Павлюченко, Э. А. Указ. соч. - С. 46.

15. Тишкин, Г. А. Указ. соч. - С. 131.

16. Лотман, Ю. М. Указ. соч. - С. 48.

17. Русская периодическая печать (1702-1894). - М., 1957. - С. 215.

18. Там же. - С. 177.

19. Павлюченко, Э. А. Указ. соч. - С. 46.

20. Вацуро, В. Э. Указ. соч. - С. 114.

21. Берков, П. Н. Указ. соч. - С. 121.

22. Еремина, И. Изложено увлекательно : детская периодическая печать XIX - начала XX века // Библиотека. - 1995. - № 9. - С. 58-59.

Материал поступил в редакцию 5.02.2006 г.

Сведения об авторе: Сокольская Лэся Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент, тел. (351) 263-89-32, e-mail: [email protected]

psibook.com


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта