Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Научно-методический журнал «Классный. Классный руководитель научно методический журнал


Научно-методический журнал «Классный руководитель» №1-2012

скачать Научно-методический журнал «Классный руководитель» № 1-2012

Кудельникова В.В.,

заместитель директора

по воспитательной работе,

школа № 2, г. Смоленск

Архипова Т. А.,

заведующий кабинетом воспитательной работы,

Смоленский областной ИРО, г. Смоленск заседание мо классных руководителей - проектная мастерская «моделирование воспитательной системы класса» Участники: классные руководители 1-11-х классов, заместитель директора школы по воспитательной работе, педагог-психолог.

Цель: сформировать у классных руководителей отчетливые представления о содержании и алгоритме действий по разработке концепции (модели) воспитательной системы класса

Ход проектной мастерской:

Первый этап - подготовительный

  1. Проведение теоретического семинара «Воспитательная система класса как педагогическое явление».
  2. Анкетирование классных руководителей с использованием следующих вопросов и заданий:
  1. Продолжите, пожалуйста, предложение: «Воспитательная система - это...»
  2. Существуют ли различия между понятиями «воспитательная система» и «система воспитательной работы»?
  3. Назовите, пожалуйста, основополагающие идеи-принципы системного подхода.
  4. Перечислите основные компоненты воспитательной системы класса.
3. Формирование из состава классных руководителей творческой группы, члены которой будут на втором этапе выполнять роль руководителей проектных групп.
  1. Проведение активного опроса учащихся и их родителей «Каким я вижу
свой класс».
  1. Выполнение членами творческой группы следующих заданий:
  • на основе анализа анкет классных руководителей выяснить, насколько у них сформированы ясные и глубокие представления о воспитательной системе класса;
  • используя результаты опроса учащихся и их родителей, сформировать желаемый образ класса;
  • определить с помощью методики А.А. Андреева уровень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
  1. Составление заместителем директора школы по воспитательной работе бланков для изложения проектными группами своих модельных представлений о воспитательной системе класса.
Наименование основных компонентов воспитательной системы класса Содержание компонентов моделируемой системы
1. Индивидно-групповой
2. Ценностно-ориентационный
3. Функционально-деятельностный
4. Отношенческо-коммуникативный
5. Диагностико-результативный

Второй этап - основной

  1. Участники проектной мастерской занимают рабочие места, создавая 3 проектных группы (классные руководители 1-4-х, 5-9-х, 10-11-х классов) и экспертную группу, состоящую из руководителей М/О классных наставников первой, второй и третьей ступени, школьного психолога, педагога-организатора внеклассной и внешкольной работы с детьми.
  2. Заместитель директора по воспитательной работе информирует участников заседания о целях и этапах мастерской, раздает группам после краткого объяснения бланки для изложения модельных представлений о проектируемой воспитательной системе класса. Эти бланки заполняются после каждого этапа проектной деятельности.
  3. Группам предлагается сформировать модельные представления о первом компоненте воспитательной системы - индивидно-групповом. В течение 5 минут они должны ответить на два вопроса:
  1. Кто должен участвовать в создании, управлении и развитии воспитательной системы класса?
  2. Какова роль каждого участника воспитательного процесса в создании, управлении и развитии воспитательной системы класса?
Эксперты и другие участники мастерской слушают выступления представителей каждой проектной группы.
  1. Проектные группы в течение 5-7 минут моделируют основные элементы ценностно-ориентационного компонента воспитательной системы класса. Для этого они вносят в свои бланки формулировки названия, целей и принципов воспитательной системы. «Подсказкой» может стать информация из следующей таблицы:
Основные элементы ценностно-ориентационного

компонента

Содержательная характеристика элементов, уже существующих в практике воспитательной деятельности
Название

воспитательной

системы

1. Экоград.

2. Чистое озеро.

3. Знайка.

4. Ноосфера.

5. Ода гражданину.

6. Храм души моей.

7. Звонница.

8. Искусство быть собой.

9. Зажги свою звезду.

10. Мы в ответе за...

Цели

воспитательной

системы

1. Содействие развитию у детей способности стать и быть самим собой.

2. Формирование у учащихся умения самостоятельно и эффективно решать собственные проблемы.

3. Содействие воспитанию любознательной и трудолюбивой личности, уважающей живущих рядом людей.

4. Развитие у школьников способности делать правильный выбор в жизненных ситуациях.

5. Сплочение и развитие классного коллектива

Принципы жизнедеятельности (воспитания) в классном коллективе 1. Принцип приоритета интересов и потребностей школьников и их родителей.

2. Принцип общечеловеческого развития на основе национальных, региональных и местных традиций и обычаев.

3. Принцип индивидуализации и дифференциации.

4. Принцип равенства всех участников воспитательного процесса.

5. Принцип веры, доверия и поддержки.

6. Принцип толерантности.

7. Принцип выбора

Представители групп докладывают о выполнении данного задания.

V. Проектные группы формируют модельные представления о наиболее важных элементах функционально-деятельностного компонента: системообразующем (доминантном, приоритетном) виде или направлении совместной деятельности, основных формах организации воспитательного процесса в классе. С этой целью группы заполняют третий раздел таблицы.

Наиболее важные

элементы функционально-деятельностного

компонента

Существующие в практике варианты элементов Выбор проектной группы

и его обоснование

Системообразующий вид (направление) совместной деятельности 1. Туристско-краеведческая деятельность.

2. Экологическая деятельность.

3. Воспитание на традициях и ценностях русской культуры.

4. Игровая деятельность.

5. Развитие и проявление индивидуальности детей

Формы организации воспитательного процесса 1. Цикл классных часов по определенной тематике.
2. Встречи с интересными людьми.

3. Клуб общения.

4. Совместные трудовые операции.

5. Народные праздники.

6. Походы, экскурсии.

7. Интеллектуальные конкурсы.

8. Спортивные соревнования и праздники.

9. Рейды (акции) добротворчества.

10. Выставки художественного творчества

Представители проектных групп обосновывают свой выбор системообразующего вида (направления) совместной деятельности, основных форм организации воспитательного процесса.

VI. Предметом моделирования становится четвертый компонент воспитательной системы - отношенческо-коммуникативный, включающий в себя такие элементы:

  • эмоционально-психологическая, интеллектуальная, духовно-нравственная и предметно-материальная среда развития членов классного коллектива;
  • связи и отношения класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения.
Проектные группы докладывают о результатах моделирования четвертого компонента воспитательной системы.
  1. Проектные группы знакомятся с перечнем критериев эффективности воспитательной системы класса. Например, Е.Н. Степанов считает, что мерилом эффективности системы воспитания у детей в классе могут стать следующие критерии:
  • успешность освоения учащимися образовательной программы;
  • сформированность нравственной направленности личности обучающихся;
  • развитость творческих способностей школьников;
  • эталонность школьного коллектива в восприятии учащихся;
  • удовлетворенность учеников и их родителей жизнедеятельностью в классе и школе.
Группам предлагается разработать диагностико-аналитический инструментарий изучения результативности воспитательной системы. Через 5-7 минут они информируют участников мастерской о выборе критериев и методов исследования эффективности процесса воспитания детей в классе.
  1. Эксперты после каждого этапа моделирования воспитательной системы класса готовят и оглашают экспертное заключение, а также акцентируют внимание на типичных ошибках формирования модельных представлений (см. таблицу).

Типичные ошибки, допускаемые при моделировании воспитательной системы класса (по Е.Н. Степанову)

Моделируемые

компоненты

Основные ошибки
1. Индивидно-

групповой

1. Недостаточно четко изложены преобладающие ценности и интересы учащихся.

2. Информация о классе не носит личностно ориентированного характера.

3. Нет сведений о родителях и друзьях класса.

4. Не представлены достоинства и недостатки и проблемы жизнедеятельности.

5. Не изложены результаты психолого-педагогической диагностики

2.Ценностно-ориентационный 6. Не сформулирована ключевая идея воспитательной системы, нет ее названия.

7. Содержание цели не связано с процессом воспитания детей.

8. Цель и задачи не связаны с недостатками и проблемами в жизни класса.

9. Нереалистичность целевых ориентиров.

10. Цель и задачи не являются диагностичными.

11. Неоправданное копирование принципов.

12. Несоответствие перспектив возрасту учащихся.

13. Отсутствие опоры на теорию (концепцию) воспитания

3-4. Функционально-деятельностный и отношенческо-коммуникативный 1. Не выделен приоритетный вид (направление) деятельности.

2. Не указаны его связи с другими видами деятельности.

3. Не представлены системоинтегрирующие формы организации воспитательного процесса (воспитательный комплекс, центр, социально-педагогический проект, целевая программа).

4. Слабо отражены отношения, внутренние и внешние связи системы.

5. Не описана роль классного самоуправления

5. Диагностике-результативный 1. Несоответствие критериев целям и задачам воспитательной системы.

2. В диагностический инструментарий не включены современные методики психолого-педагогической диагностики

Третий этап - рефлексивный

Заместитель директора школы по воспитательной работе подводит итоги деятельности участников проектной мастерской.

Классным руководителям предлагается составить синквейн с ключевым понятием «воспитательная система». Литература

  1. Воспитательная система класса: теория и практика / Под ред. Е.Н. Степанова. - М., 2005.
  2. Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Воспитательная система школы: от А до Я. - М., 2006.
  3. Нечаев М.П. Управление воспитательным процессом в классе. - М., 2006.
  4. Степанов Е.Н. Классный руководитель: современная модель воспитательной деятельности. - М., 2007.
скачать

nenuda.ru

Научно-методический журнал «Классный руководитель» №1-2012

скачать Научно-методический журнал «Классный руководитель» № 1-2012

Корнеева П.Л.,

кандидат педагогических наук,

старший преподаватель кафедры педагогики и психологии

начального и дошкольного образования,

Псковский государственный педагогический университет

им. С. М. Кирова, г. Псков

Ефаев А.Х.,

учитель истории и обществознания,

Погранично-таможенно-правовой лицей № 22, г. Псков ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПЕРСПЕКТИВНОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ, ИЛИ

ДАЛЬТОН-ПЛАН САМОВОСПИТАНИЯ

Дальтон-план, разработанный и опробованный Элен Паркхерст, американской представительницей образования в США в 1904-1920 гг., обычно определяется как система учебно-воспитательной работы в школе, которая побуждает учащихся искать рациональные способы организации собственной деятельности, позволяя приспособить темп обучения к своим индивидуальным особенностям и возможностям.

Как видно из определения, речь идет в основном об обучении. Использование Дальтон-плана в воспитании (самовоспитании) школьников мы практически не встречали.

В 10-11-х классах, когда большинство школьников ориентировано на поступление в вуз и воплощает в жизнь индивидуальные цели, кроме перспективного плана работы классного руководителя целесообразно составлять индивидуальные перспективные планы самовоспитания учащихся.

К стандартным принципам Дальтон-планирования можно отнести следующие:

1. Свобода выбора. Ученик вправе выбрать те приоритеты в самовоспитании, которые ему понадобятся в недалеком будущем (потенциалы личности, приобретение опыта и включение в деятельность определенного рода, участие в социальных проектах, научной и творческой деятельности и т.д.).

  1. Самостоятельность в постановке задач, определении сроков, условий и правил осуществления самовоспитания. Разумеется, задачи и правила не должны противоречить интересам общества.
  2. Сотрудничество. У каждого ученика должно быть сформировано умение прислушиваться к другим, работать в команде, разрешать конфликты.
При составлении и осуществлении Дальтон-плана учащимися классный руководитель реализует такие функции:
  1. инициирующую;
  2. мотивирующую;
  3. инструктирующую;
  4. коррекционную;
  5. консультирующую;
  6. аналитическую;
  7. контролирующую.
Педагог вдохновляет старшеклассника на составление и выполнение индивидуального плана, на заключение учащимся «контракта» с самим собой, на выполнение «подряда» или проекта. Он может помочь ученику определить цель самовоспитания, задачи, содержание, организовать деятельность и оценить результаты.

Приведем пример Дальтон-плана самовоспитания десятиклассника.

Индивидуальное перспективное планирование (Дальтон-план)

на 2010-2012 годы Вересова Михаила Персональные данные (вносятся по желанию): 16 лет, закончил 9 классов общеобразовательной школы и музыкальную школу по классу кларнета. Поступил в 10-й класс лицея на социально-гуманитарный профиль.

Цели самовоспитания:

  1. принять решение о выборе профессии и учебного заведения, в котором буду продолжать обучение;
  1. достичь более высоких результатов в музыкальном творчестве;
  1. совершенствовать свои умения в общении со сверстниками и взрослыми, особенно с незнакомыми людьми;
  2. постараться улучшить свою физическую подготовку посредством ежедневных занятий утренней зарядкой.

План самовоспитания

(фрагмент плана на один учебный год)

Направления (сферы) самовоспитания Содержание деятельности Сроки выполнения Результат
Промежуточный Окончательный
Интеллектуальное Посещать элективные курсы и факультатив по истории Сентябрь

2010 г. - май

2011 г.

Выступление на научной конференции. Олимпиады по праву и обществознанию Сдать успешно ЕГЭ по истории и обществознанию
Эстетическое Продолжать занятия музыкой в духовом оркестре Сентябрь 2010 г.

май 2011 г.

Концерты по графику Прослушивание в Колледже искусств
Физическое Делать утреннюю зарядку.

Избавиться от вредной привычки

Ежедневно. К Новому году Повышение работоспособности. Улучшение самочувствия Пройти медкомиссию.

Улучшение качества звучания при игре на кларнете

Социальное Адаптироваться к новым учителям. Следить за своей лексикой Сентябрь 2010 г.

Постоянно

Улучшение успеваемости.

Повышение самооценки

Повышение качества знаний.

Осознание себя достойным выбранной профессии

Профориента-ционное Посетить День открытых дверей в вузе и Колледже искусств. Записаться на психологический тренинг Март 2011 г. Апрель 2011 г. Окончательно определиться с выбором.

Психологически подготовиться к сдаче ЕГЭ

Поступить в выбранное учебное заведение.

Осознать правильность выбора

В связи с тем, что цели, задачи и перспективы индивидуальны и существует большая разница в направленности личности, всем учащимся предоставляется возможность проявить творчество в составлении плана. Дальтон-план предполагает самостоятельное индивидуальное планирование, способствующее самосовершенствованию, саморазвитию, самоосознанию, самореабилитации.

Формы плана и его разделы могут быть разные, главное - понять и принять принцип и целесообразность такого планирования. Индивидуальное планирование, как никакое другое, не может быть формальным. Содержание и форма плана могут быть разными у учащихся одного и того же класса. Однако классный руководитель вправе рекомендовать своим воспитанникам включать в план действия, направленные на решение важных для каждого старшеклассника задач.

Предполагается, что в этом плане ученик отразит свои действия, направленные на:

  • формирование своей жизненной позиции;
  • обретение опыта организации самообразования; х развитие своих способностей;
  • выбор будущей профессии;
  • накопление социально-трудового опыта;
  • выработку адекватной самооценки;
  • формирование бытовой культуры личности;
  • развитие социального интеллекта и других сторон (качеств) своей личности.
Завершая разговор об использовании в воспитательной деятельности опыта составления Дальтон-планов, следует еще раз подчеркнуть важное значение перспективного индивидуального планирования в повышении эффективности процесса воспитания детей, в построении воспитательных отношений между классным руководителем и учащимися на основе гуманистических принципов. скачать

nenuda.ru

Научно-методический журнал «Классный руководитель» №1-2012

скачать Научно-методический журнал «Классный руководитель» № 1-2012

Денисович Т.Е.,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры педагогики,

Смоленский государственный университет,

г. Смоленск УПРАВЛЕНИЕ КЛАССНЫМ КОЛЛЕКТИВОМ:

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ Много лет работая в отечественной системе образования, я задаю себе вопрос: почему в наших детских садах и школах некоторые учителя так орут на детей. Полтора десятка лет мне казалось, что это наследие авторитарной, достаточно жесткой советской системы воспитания. Но ведь уже с 1992 года согласно федеральному закону об образовании психическое насилие, коим крик учителя также является, считается серьезным нарушением профессиональной этики, за которое педагога могут увольнять с работы без его согласия. Казалось бы, столь серьезная угроза карьере и репутации педагога должна была остановить педагогов, орущих на учеников и студентов. Но это только казалось. Сегодня в процессе преподавания педагогики каждый учебный год я прошу описать студентов 1-го курса конфликтные ситуации, которые произошли с ними в школе. И каждый год в большинстве конфликтных ситуаций, предлагаемых студентами, педагоги орут на детей. Мы не слышим друг друга. Они не хотят нас слышать точно также, как и мы их. Сила слова перестала существовать. Мы не слышим то, что говорим сами. И мы не верим в то, что говорят нам.

Действительно, становление менталитета российского гражданина десятилетиями шло под влиянием силы. В советской стране - это власть авторитарного и тоталитарного государства: это власть ГУЛАГа и «психушек», теперь - это власть криминальных авторитетов, организовавших безудержную и почти непреодолимую коррупцию, это власть бюрократов и бизнесменов, замешанная, чаще всего, на незаконном обогащении и правовом нигилизме. В конечном итоге - все это власть «кнута», опасная, развращающая и разъедающая душу человека. Молодежь заткнула себе уши наушниками, из которых, в основном, звучат не слова и мелодии, а однообразные ритмы, под которые совершаются действия и поступки. А вот педагоги для того и есть в обществе, чтобы выполнить свою воспитательную миссию: сделать общество более гуманным и нравственным, без разрыва, злости друг против друга разных слоев и поколений. Есть ли способы установления нормального диалога с нашими детьми? Постараемся ответить на этот вопрос и научно обосновать возможность психологически комфортного состояния общения в классе и школе, прекрасно осознавая, что какая школа, такое и общество, и наоборот.

Итак, каждый человек (независимо от его возраста), находящийся в коллективе, ощущает необходимость в признании его собственной значимости. В условиях управления классным коллективом современной школы чаще всего мы, педагоги, общаемся с детьми из семей с одним, реже двумя, детьми. Совершенно естественно, что этих детей в семье любят, балуют, не всегда предъявляют необходимые и достаточные требования для их развития. В классах много школьников из неполных семей, где для мамы-одиночки ее ребенок - это «свет в окошке», нередко ее ребенок становится средством выражения и достижения собственных амбиций. По этим и ряду других причин дети очень часто приходят в школу с завышенной самооценкой, не умея признавать значимость своего одноклассника, не умея устанавливать коммуникации. Управление классным коллективом усложняет то, что все еще не восстановлена дошкольная система воспитания малышей в детских садах, которых в стране катастрофически не хватает. Это реальность нашего времени, которую нельзя не учитывать.

Примерно с таким диагнозом ребенок приходит в школу, «вливается» в классный коллектив, где классный руководитель начинает применять на практике правила теории коллектива, изученные в вузе. Практика современной воспитательной работы показывает, что педагог сталкивается с тем, что эти правила «не срабатывают», особенно на втором этапе формирования коллектива при возрастающем влиянии актива на коллектив. Эта ситуация «несрабатывания» в классе может проявляться по-разному. Перечислим худшие ситуации:

  1. откровенная «дедовщина»;
  2. актив и другие одноклассники отчуждены друг от друга;
  3. откровенный подкуп (в денежном выражении) активом остальных членов коллектива.
Возможны и другие варианты. Управление воспитательным процессом в классе современной школы усложнилось за последнее время тем, что классный руководитель должен осуществлять постоянное педагогическое сопровождение каждого ученика, общаться с психологом школы, социальным педагогом, уметь интерпретировать данные специалистов службы сопровождения школой. Результатом педагогического сопровождения и должно быть установление психологически комфортных отношений в развивающем каждого ребенка пространстве класса. С различными моделями построения классного коллектива можно познакомиться в современной научно-педагогической литературе. Предложим одну из методологически возможных моделей управления классным коллективом: культурологическую модель.

В процессе моделирования будем придерживаться позиции В.В. Краевского и Е.В. Бережной. Они считают, что процесс моделирования - «...это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. Второй из объектов называют моделью первого. В наиболее общем виде модель определяют как систему элементов, воспроизводящую некоторые стороны, связи, функции, объекта исследования». Воспользуемся их идеей о типах моделей в педагогической науке. Согласно их точке зрения существуют следующие модели: теоретическая модель (общее представление об избранном объекте исследования), нормативная модель (общее представление о том, что нужно делать с объектом, чтобы максимально приблизить его к научно обоснованному представлению о нем) - и «...в соответствии с тенденциями развития научного познания, в частности в сфере образования, предлагается существенное дополнение: между теоретической и нормативной моделями в качестве методологического ориентира появляется модель аксиологическая».

Теоретическая модель. Современные культурологи, в частности М.С. Каган, выдвигая идеи о Человеке как творении и творце культуры, выделяют четыре типа индивидуальной культуры. Это четыре типа сочетаний потребностей - способностей - умений: культура эрудита, основанная на доминировании познавательной деятельности; культура практика-лидера, где доминантой выступает преобразовательная социально-организационная или производственно-техническая деятельность; культура моралиста, имеющая доминантой ценностно-ориентационную деятельность; культура художника, в которой доминанта - художественная деятельность. Собственно весь педагогический процесс и будет ориентирован на поиск и освоение школьником именно своего типа культуры, выступающего детерминантой индивидуального способа освоения культуры. Свой индивидуальный тип культуры - это наиболее важный, говоря языком управления, ресурс человека. Этот ресурс определяет для человека построение своего личного пространства и выстраивание жизненного пути, обусловливает его поиск в социокультурном пространстве и на рынке труда.

Типизация членов коллектива на основе данной точки зрения предполагает, что структура коллектива - это совокупность разных личностей, которые имеют свой неповторимый уникальный набор способностей, потребностей, умений. Каждому из них необходимо пространство для самореализации в пространстве классного коллектива, внутри которого неизбежны противоречия между «я» и «ты», «мы» и «вы». Интересы коллектива и возможности каждого члена коллектива не всегда совпадают. Эта структура состоит из четырех частей, всегда не равных по количеству школьников, пятая часть - это классный руководитель, также обладающий своей уникальностью, но вместе с тем являющийся «представителем» одного из четырех типов индивидуальной культуры. И большая эмпатия классного руководителя возникает по отношению к тем членам классного коллектива, с которыми он в одном типе. Если, например, классный руководитель - эрудит, то ученики его класса, но не его типа будут менее признаваемы им, нежели ученики-эрудиты.

Противоречия между членами коллектива, имеющими разные типы индивидуальной культуры, неизбежны. Неизбежно возникновение различных конфликтов, часто классные руководители сталкиваются с конфликтами двух или более учеников, имеющих индивидуальный тип «лидер». Разрешаются противоречия различными средствами, среди которых проверенное столетиями: это знание, желанное или нежеланное одобрение и соблюдение правил (ценностей) проживания этого коллектива. Эти правила создаются внутри коллектива класса и школы, они формируют определенное воспитательное пространство, внутри которого и происходит пребывание членов ученического коллектива. Действовать эти правила, другими словами, локальные нормативные акты класса и школы, будут только при условии, если воспитанники сами принимают участие в их разработке. Но дети не были бы детьми, если бы они не нарушали установленные правила, поэтому классному руководителю следует предупреждать неправомерное поведение своих подопечных продуманным планом воспитательной работы и его реализацией, грамотно управлять воспитательным процессом.

Аксиологическая модель позволяет оценить значимость реализации теоретической модели на практике. Эта модель может базироваться на разных основаниях, выбор которых зависит от исследователя. Необходимость ее построения заключается в поиске смысла теоретической модели. В качестве оснований оценки, по мнению ученых, можно использовать факты эмпирических исследований, традиции воспитания, аналогии с зарубежным опытом и другие. Аргументация должна быть приближена к реальной практике педагогического процесса. Но используем для начала оценку представленной теоретической модели с методологических позиций, а описание множества конкретных ситуаций из педагогической практики можно найти в реальной жизни, в материалах СМИ.

В организации современного образования приоритетным стало использование педагогами в качестве основного методологического подхода компетентностного подхода, предполагающего результатом воспитания сформированные компетенции как способности к какой-либо деятельности. Польза применения данного подхода с точки зрения выхода из советской системы воспитания очевидна. Советская система воспитания в основном базировалась на идее передачи коммунистических постулатов и социального опыта предыдущих поколений последующим. Реализация этой идеи сегодня в стремительно меняющемся мире не может дать достаточного и необходимого положительного результата, поэтому практически все государственные образовательные стандарты подготовлены на основе компетентностного подхода как способа модернизации образовательного процесса сегодня. Но не завтра, так как с точки зрения развития и сохранения российской культуры, самости и устойчивости нашего социума педагогам следует воспитывать, говоря словами академика Е.В. Бондаревской, Человека культуры, а по словам блестящего философа-культуролога М.С. Кагана - человека как культурогенного субъекта. Компетентностный подход - это «плоское изображение», это перечень способностей к действию, а культурологический подход - это «изображение в формате 3D», так как предполагает кроме становления способностей формирование потребностей, которые являются пружиной к действию. Более того, при использовании культурологического подхода в организации процесса воспитания задается основная цель становление менталитета воспитуемых как квинтэссенции их культуры. А обязательным структурным компонентом менталитета является вера - феномен духовный и трудно проверяемый для чиновников от образования.

Продолжим методологическую аргументацию по оценке значимости культурологической модели. Перечисленные в государственных образовательных стандартах компетенции являются заданной целью для воспитанника в школе, целью правильной, благородной, но все-таки внешней по отношению к ученику, они одинаковы для всех и выступают императивами. Государственный образовательный стандарт для учителя - это тоже императив, но это минимум, который должен быть претворен в педагогическую практику. А надо ли учителю выполнять максимум, которым может выступать реализация идей культурологического подхода к организации воспитания? Этот вопрос обращен к каждому конкретному учителю, работающему не с коллективом вообще, а с конкретными Маринами, Сашами, Дашами, Русланами и т.д. Именно поэтому в описании аксиологической модели чаще всего требуется представление конкретного педагогического опыта.

Еще одним аргументом в пользу представленной теоретической модели будет то, что в качестве цели воспитательной работы педагога выдвигается следующее: педагог создает условия для самоопределения конкретной личности, способствует поиску его социальной ниши, обретения самого себя в образовательном и социокультурном пространстве.

Нормативная модель. Для построения нормативной модели, которая имеет динамический характер в отличие от теоретической модели, имеющей статический характер, следует выявить логическую цепочку обязательных педагогических действий классного руководителя. Выполнение этих действий необходимо для выстраивания культурологической модели управления классом.

Диагностико-аналитические действия педагога:

  1. умение провести педагогическую диагностику воспитанников и определить образовательные потребности; наличный уровень образованности; готовность или неготовность, желание к конкретной совместной деятельности; физические и психологические особенности; тип индивидуальной культуры каждого воспитанника и динамику его развития во времени;
  2. умение выявить имеющиеся условия обеспечения образовательного процесса (финансовые, методические, правовые, санитарно-гигиенические, кадровые).
Проектно-прогностические действия:

1) умение определить и согласовать цели воспитания для всех участников образовательного процесса, которые аккумулируются и детерминируются главной целью - самоопределением обучаемого;

  1. умение определить содержание конкретного образовательного процесса, его объем и структуру;
  1. умение спрогнозировать желаемые и ожидаемые результаты;
  1. умение определить способы достижения и критерии эффективности получаемого результата и качества воспитательного процесса.
Когнитивные, методические, организаторские действия:
  1. умение построить воспитательный процесс в виде конкретных форм педагогической деятельности;
  2. умение выбрать наиболее эффективные технологии реализации педагогического процесса;
  3. умение осуществлять педагогический процесс, владея профессиональной педагогической техникой;
  4. умение организовать моменты релаксации воспитанников;
  5. умение соблюдать санитарно-гигиенические, этические, эстетические, правовые нормы в ходе педагогического процесса.
Оценочно-мониторинговые действия:
  1. умение осуществлять мониторинг деятельности участников воспитательного процесса;
  2. умение проконтролировать и оценить результаты этой деятельности по достижению цели;
  3. умение построить педагогический процесс таким образом, чтобы все обозначенные выше действия были выстроены последовательно и адекватно друг другу по своему содержанию и форме.
Рефлексивные действия:
  1. умение проанализировать свою собственную деятельность, определив свою Я-концепцию, точно и конкретно оценить «знаю - не знаю», «умею - не умею», «делаю - не делаю»;
  2. умение определить пути и средства своего дальнейшего профессионального самоопределения и развития;
  3. умение принять волевое решение о прекращении собственной педагогической деятельности.
Исследовательские и просветительские действия:
  1. умение организовать собственную научную деятельность;
  2. умение подготовить авторские образовательные программы; умение осуществлять просветительскую функцию, выступать в СМИ.
Коммуникативные действия как важнейшие и обусловливающие эффективность всех педагогических действий:
  1. умение создать среди участников воспитательного процесса атмосферу, максимально соответствующую поставленным целям;
  2. умение построить демократические взаимоотношения с участниками воспитательного процесса;
  1. умение построить деловые отношения с коллегами, управленцами;
  1. умение построить деловые отношения с внешними организациями (субъектами социокультурной среды), деятельность которых оказывает воздействие на участников воспитательного процесса и способствует осуществлению педагогического процесса;
  2. умение разрешать возникающие конфликты среди участников воспитательного процесса.
Можно бесконечно структурировать действия педагога еще более детально, но уже обозначенные выше умения определяют содержание профессиональной компетентности преподавателя и критерии оценки его работы.

Триединая культурологическая модель является основанием для построения проекта становления классного коллектива, в котором указываются цели и ценности управления классным коллективом, содержание и технологии воспитания, разрабатывается план совместного бытия этого коллектива в пространстве класса и школы в условиях определенного социокультурного поля.

Литература
  1. Каган М.С. Философия культуры. - СПб., 1996.
  2. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап. - М., 2008.
скачать

nenuda.ru

Название журнала

№, год. Название журнала Рубрика Название статьи Автор Стр.
7, 2011 Образование в современной школе Организуем педагогическую деятельность Создание проблемных ситуаций на уроках Прищепа Т.А. 52
Региональный компонент на занятиях физической культуры Луковкина В.Н. 58
Применяем педагогические инновации" Дистанционное сопровождение одаренных детей Минина С.И., Романова Н.Ю. 62
"Проводим мастер-класс" Профилактика правонарушений несовершеннолетних в сфере авторских прав в Интернете". Смирнов Д.В. 74
7, 2011 Образование в современной школе Конспект Формирование Древнерусского государства (урок истории в 6 классе) Бреева И.В. 8
Модульная технология на уроках биологии (урок в 7 классе) Новикова Е.А. 11
Начальная школа Создание условий для формирования социокультурной осведомленности младших школьников (педагогический проект) Кочевых Н.В., Сердюкова Е.В. 18
Делимся опытом Опыт работы школьной экспериментальной площадки Яковлев В.В. 24
Межпредметные связи Культурологический компонент в преподавании математики Пантелеева Ф.А. 42
Проблемы воспитания «О доблести, о подвигах…». Урок мужества для юношей-допризывников Барышникова С.И. 45
Карнавал Организация досуговых мероприятий в начальной школе Александрова З.А. 60
1, 2010 Научно методический журнал «Классный руководитель» Осенние праздники Праздник «День знаний» Родачина О.В. 17
Зимние праздники Рождественские святки Каламыйцева Я.Б. 20
«Здравствуй, Новый год». Материалы для проведения новогоднего КВН в школе Кудряшева Л.А. 23
Новогодний вечер для старшеклассников «В гостях у снежной королевы» Игнатьева О.К., Мысик Р.В. 28
Весенние праздники Линейка Последнего звонка Прохорова Я.Б. 34
Сценарий праздника последнего звонка «Город мастеров» Шумилова Н.Н., Артеменко А.Б. 41
65 лет победы в ВОВ Тематический вечер «Юнги ВОВ» Лукаш Н.П. 51
Фестиваль городов героев, посвященный Дню Победы Мойш Е.Д. 54
1, 2010 Научно методический журнал «Классный руководитель» Циклы классных часов Серия классных часов «От А до Я в спорте» Веснина Н.И. 69-83
Социальное становление школьника Методические рекомендации к работе по программе «Как стать личностью» (7-8 классы, «Воспитание характера») Тыртышная М.А. 84-115
2, 2010 Научно методический журнал «Классный руководитель» Система работы классного руководителя Система работы классного руководителя старших классов
  1. От класса разобщенных троечников к успевающему классному коллективу.
  2. Направления воспитательной работы.
  3. Примерное содержание воспитательной работы.
  4. План воспитательной работы.
  5. Классный час как форма воспитательной работы.
  6. Лекторий как форма проведения родительского собрания.
Ижогина Е.Ю. 10
Классный календарь Праздники российские: история возникновения и смысл Лопухов А.М. 93
Именины – повод для теплых слов и радости в вашем классе 97
Школьный юмор Школьные зарисовки Махмудова А.А. 107
Русские поэты о современной образовательной реформе: миниатюры ко Дню учителя Григорьев Д.В. 108
3, 2010 Научно методический журнал «Классный руководитель» 65 лет победы в ВОВ Литературно-музыкальная композиция «Вечной памятью живы!» Овчарук Н.В. 5
Последний звонок Сценарий последнего звонка «Фестиваль телепередач» Курасова Е.В., Кузнецова Ю.В.

и др.

23
Последний звонок «Путешествие в изумрудный город» 38
Сценарий последнего звонка «Ночь перед экзаменом» Кузнецова Ю.В., Саватеева Г.Г. 59
Сценарий последнего звонка «Школьный поезд» Галаева О.В., Касимова А.С., Рогожкина Л.В. 71
Сценарий последнего звонка «Один за всех, и все за одного» Архипова Т.А., Шуленина О.В., Кузнецова Ю.В. 78
3, 2010 Научно методический журнал «Классный руководитель» Выпускной вечер

в 9-х классах

Выпускной вечер «Куда уходит детство» Щипило Л.В., Касимова А.С.

и др.

85
Сценарий выпускного вечера «Приключение девятиклассников в тридевятом царстве» Лукашова Е.Н., Гордова М.А. 90
Выпускной вечер

в 11-х классах

Выпускной вечер «Не отрекаются, любя» Батанова Т.В., Курасова Е.В.

и др.

96
Выпускной вечер «Остров детства» 103
Сценарий выпускного вечера «Восьмое чудо света» 112
Сценарий выпускного вечера «Поиск. RU» 121
4, 2010 Научно методический журнал «Классный руководитель» Теоретические и технологические основы анализа воспитательного процесса 6-13
Содержание анализа воспитательного процесса в классе 19-23
Организация аналитической деятельности классного руководителя 29-38
Формы анализа воспитания детей Форматека воспитательных дел аналитического характера Баранова Е.И., Володина Е.В., Воробьева О.В.

и др.

41
Час коллективной рефлексии «Строили мы, строили…» Комиссарова В.В., Лепешкина Н.Н. и др. 47
Диагностическая игра «Путешествие по лабиринтам памяти» Павлова Л.А. 50
Игра «Счастливый случай» Крылова Е.Б., Ханова В.Ю. 52
Классный час «Мои вершины» Воробьева О.В. 54
Итоговый праздник «Вот и стали мы на год взрослей» Смирнова Т.В. 56
Игра «Крестики – нолики» Минаева И.П. 60
Классный час «Сорока-ворона кашу варила…» Клюкина Т.А. 61
Презентация книги об истории класса, им самим написанная Краснобаева Л.В., Скачкова О.С. 65
Итоговое классное собрание «Лукошко добрых дел» Стюбко Н.Н. 75
Устный журнал «Жизнь замечательных людей» Баранова Е.И.Евстигнеева Л.В. и др. 77
4, 2010 Научно методический журнал «Классный руководитель» Формы анализа воспитания детей Час коллективной рефлексии Ерохина М.С., Коваленко Л.Я. 85
Час рефлексии «»Этапы нашего пути» Ноздреватых В.К., Тарасова И.М. и др. 88
Классный час «В чем секрет успеха» Волкова Н.А., Маркова А.Ю. 90
Час воспоминаний и размышлений «Если в классе выпускной» Федорова Р.Н. 91
2, 1998 Воспитание школьников Публикация по вашей просьбе Праздник начала учебного года в младших классах Курносова Л. 57
Последний звонок Кораблева М. 59
1, 2009 Управление начальной школой Копилка современных форм воспитательной работы «Богатырские потешки». Сценарий праздника ко Дню защитника Отечества Гафурова Л.Н. 44
Преемственность между начальной и средней школой

(Школьному психологу)

Переход из начальной в основную школу: проблемы и пути их решения Майорова Н.К., Соловьева Н.Н. и др. 48
Календарь знаменательных событий и памятных дат 40
2, 2009

l.120-bal.ru

Классный руководитель 2014-04 — YSPU

]]]]>]]>Классный руководитель 2014-04a.png Классный руководитель 2014-04b.png

yspu.org

Научно-методический журнал «Классный

Научно-методический журнал «Классный руководитель» № 1-2012

Смекалова Е.М.,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры управления образовательными системами,

Псковский областной ИПКРО, г. ПсковКОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО

«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА КЛАССА»Участники: старшеклассники, классный руководитель, родители, другие взрослые.

Цели:

1) выявление и согласование индивидуальных, групповых и коллективных ценностных ориентации;

2) определение перспектив развития классного сообщества.

Ход КТД:

  1. Вступительное слово ведущего. Представление экспертной группы. Ведущий с помощью диалога выясняет, как понимают учащиеся, что такое экология и экологическая тропа. Руководитель экспертной группы обобщает ответы учащихся, дает научное определение этих понятий, называет цели создания экологических троп в природе и требования, предъявляемые к ним.
  2. Ведущий говорит о возможных вариантах использования одного и того же понятия. Например, в человеческом сознании слова дорога, тропа обычно ассоциируются с жизненным ориентиром, движением к намеченной цели, поиском смысла, преодолением препятствий и т.д. Под экологией мы интуитивно подразумеваем здоровое состояние, чистоту, отсутствие примесей, специальные охранные действия и т.п.
  3. Учащимся задаются вопросы для обсуждения проблемы «Экология класса. Экологическая тропа класса»: в чем, на ваш взгляд, может заключаться смысл этих понятий? Возможно ли их использование в данном случае? Что могло бы стать целью создания «экологической тропы» класса? Какие правила должны действовать на этой тропе? Эксперты называют этапы и условия обсуждения вопросов в группах и предлагают критерии оценки ответов. В качестве критериев могут быть избраны следующие: оригинальность и ценность идей, логичность изложения, проявление коммуникативных умений и т.п.
  4. Работа в микрогруппах, состоящих из 5-7 человек (продолжительность данного этапа - 15-20 минут).
  5. Представление и защита микрогруппами своих коллективных ответов.
  6. Эксперты оценивают выступления микрогрупп, комментируют и дополняют их ответы.
  7. На основе высказанных микрогруппами и экспертами суждений ведущий «подводит» членов классного сообщества к возможному варианту определения основного понятия. Оно может быть таким: экологическая тропа класса - это способ сохранения уникальности класса, индивидуальности каждого в нем; это чистота и культура взаимоотношений; это путь к достижению общей цели. Педагог подчеркивает, что успешность продвижения по этой тропе зависит от соблюдения правил движения и осуществления совместных охранных действий. Он предлагает определить главные правила-ориентиры совместного движения классного коллектива по экологической тропе.
  1. Проходит этап разработки правил-ориентиров жизнедеятельности в классе. Они определяются при помощи согласования и ранжирования. В число групповых ценностных ориентации, как правило, входят такие ценности, как личная ответственность, дружба, взаимопомощь и взаимоуважение, социально значимая деятельность, толерантность, творчество.
  1. Ведущий подводит итоги коллективного творческого дела.
Педагогический анализ проведенного дела. Классный руководитель анализирует предложенные микрогруппами и классом в целом правила построения жизнедеятельности в классном сообществе, учитывает их при формировании модельных представлений о воспитательной системе класса, при целеполагании и планировании воспитательной работы в классе.

umozak.ru

Научно-методический журнал «Классный руководитель» №2, 2011 г

Научно-методический журнал «Классный руководитель» № 2, 2011 г.

Лунина А.Д.,

главный редактор

«Научно-методического журнала

заместителя директора школы

по воспитательной работе.

Управление воспитательным процессом в школе»,

г. Москва,

Приворотская И.Е.,

заведующая редакцией

научно-методического журнала

«Классный руководитель», г. Москва

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Одним из мощнейших действенных факторов, влияющих на результативность труда всего школьного коллектива, на развитие педагога и ребенка, является научно-исследовательская и проектная деятельность.

Потребность в педагогическом проектировании возникает всякий раз тогда, когда наступает осознание необходимости перехода от существующей к прогностической модели образовательной системы. При этом всякий раз возникает проблема разработки проекта.

Что же такое проект?

Проект - это:

  1. Замысел, план.
  2. Некоторая акция, совокупность мероприятий, объединенных одной программой, или организационная форма целенаправленной деятельности.
  3. Деятельность по созданию какой-либо системы, объекта или модели.
Можно выделить несколько типов проектов:
  1. Педагогический проект - это документ, в котором намечены перспективы решений конкретных педагогических проблем. В проекте должны быть отражены идея, цели и план, где детально прописаны предлагаемые и осуществляемые формы и методы, ведущие к его реализации.
  2. Инновационный проект - педагогический проект, связанный с представлением педагогического новшества, пути его реализации, способами оценки и анализа предполагаемых или достигнутых результатов.
  3. Практико-ориентированный проект (внедренческий) - педагогический проект, связанный с внедрением в практику работы образовательного учреждения достижений психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта, накопленного в этом или других образовательных учреждениях, а также экспериментальных площадках любого уровня.
  4. Исследовательский проект - педагогический проект, отражающий научный поиск или научную разработку пути решения современных педагогических проблем педагога, творческой группы, педагогического коллектива.
На сегодняшний день проектирование - важнейший фактор развития образования и практика его организации многообразна.

Проектирование - процесс разработки реальных или условных проектов преобразований в обучении; выступает в качестве одного из активных методов обучения.

Понятие «проектирование» определяет два основных направления в деятельности педагога:

  • мысленное конструирование, которое воплощается в образовательном или управленческом проекте;
  • целенаправленная деятельность по реализации данного проекта, которая заключается в формировании различного рода ресурсов, создании условий для реализации данного проекта, разработке инструментария для оценивания результативности проекта и т.д.
Логика педагогического проектирования:
  1. Анализ наличного состояния дел (определение противоречий, проблем, требующих разрешения).
  2. Выдвижение идей.
  3. Определение общего замысла проекта, цели его реализации.
  4. Определение задач, существующих и необходимых ресурсов, условий.
  5. Определение планируемых результатов и их точный адресат, установление критериев оценки ожидаемых результатов.
  6. Прогнозирование последствий (социально-культурных и собственно образовательных) проекта.
  7. Планирование реализации проекта.
  8. Реализация проекта при непрерывной диагностике, анализе и корректировке проектной деятельности.
  9. Обобщение результатов, представление опыта педагогической общественности.
Главная педагогическая цель любого проекта - формирование комплексных свойств личности учащегося, компетенций, включающих взаимосвязанные знания, умения, ценности, а так же готовность мобилизовать их при необходимости, развитие проектировочных, конструктировочных и рефлексивных способностей.

Проектная деятельность в масштабе образовательного учреждения способствует созданию рефлексивно-инновационной среды, развивающей субъективность учащихся, формирует субъективную позицию учителя по отношению к собственной профессиональной деятельности, позволяет управлять педагогическим процессом «из любой точки» и осуществлять экспертизу образовательной деятельности.

АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ

И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ

Этапы работы над проектом Деятельность субъектов проекта
Подготовительный

1. Организационный (разработка плана по разработке и реализации проекта) (П, У1).

2. Мотивационный (выявить и проанализировать отношения к проекту всех участников образовательного процесса) (П, У).

3. Кадровый (подготовка учителей и учеников к реализации проекта) (П, У).

Распределение функций и обязанностей между участниками проекта. Определение форм периодичности отчетов.

Ознакомление с основными целями и задачами проекта всех участников образовательного процесса.

Ознакомление всех участников проекта с программой и выявление готовности педагогов и учащихся к реализации проекта.

4. Содержательный:
  • Выбор темы проекта (анкетирование учащихся) (П, У).
  • Постановка проблемы исследования (цели и задачи) (П, У).
  • Составление и утверждение планов работ (П, У).
  • Поиск материала (тексты, аудио, видео, фото) (У).
5. Информационно-технический (обеспечение всех участников проекта необходимой информационной и технической базой, отбор технических средств для выполнения проектов) (П, У).

6. Консультационный (консультация учащихся с учителем) (П).

7. Ожидаемые результаты (П, У)

Изучение литературы по теме, утверждение темы и способов реализации проекта, создание нормативно-правовой документации проекта.

Техническая готовность участников проекта. Освоение поисковых систем (Интернет), работа с текстами, в библиотеке.

Сопровождение деятельности каждого ученика, оказание помощи при необходимости. Окончательное утверждение плана проекта

Творческий

1. Разработка форм и методов реализации проекта (У).

2. Редактирование проектных материалов (П).

3. Доработка проекта по замечаниям учителя (У).

4. Утверждение окончательного варианта проекта

Создание компьютерных презентаций, аудиозаписей и видеофильмов, оформление дизайн-проекта, его описание, оформление исследования в виде диаграмм, графиков, иллюстраций и т.п.

Реализация

1. Предварительная апробации проекта (У).

2. Внесение необходимых коррективов в содержание проекта (У).

3. Подготовка учащихся к защите проекта (П, У).

4. Формирование экспертной комиссии (П)

Реализация целей и задач проекта. Получение промежуточных результатов и соотнесение их с поставленными целями и задачами проекта. Усовершенствование проекта и внесение необходимых изменений в содержание. Составление программы выступления

Заключительный

1. Защита проекта (У):

  • Обсуждение проектов членами экспертной комиссии (П, У).
  • Подведение итогов (П).
  • Составление отчетов о проделанной работе (П, У)

Осуществить анализ и оценку эффективности проекта. Подготовить отчет о результатах проекта. Определить теоретическую и практическую значимость проекта. Результаты проекта разместить в школьных средствах массовой информации (газеты, стенды, сайт и т.д.)

lib.znate.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта