Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Личности 89/2016. Личности журнал


Журнал «Личности». Личности 65/2014

Яна Дубинянская

УОЛТ ДИСНЕЙ: АВАНТЮРИСТ

Совсем недавно, в конце 2013 года, в Калифорнии умерла женщина по имени Дайан Мэри Дисней-Миллер. Большую часть жизни она посвятила сохранению памяти своего знаменитого отца – вырастив на его фильмах семерых собственных детей. Монография, фонд, музей, документальный фильм…

В последние годы ей приходилось прилагать героические усилия, чтобы защитить его светлый и давно мифологизированный образ. Одна за другой в Америке вышли несколько сенсационных биографий самого известного мультипликатора в мире. Согласно разоблачениям, Уолт Дисней сотрудничал с нацистами и ФБР, был беспощадным эксплуататором и антисемитом, тиранил семью и довольно посредственно рисовал.

И даже звали его при рождении другим именем

Уолтер Элиас Дисней родился 5 декабря 1901 года в Чикаго. Он стал четвертым сыном в большой семье строительного рабочего Элиаса Диснея и его жены Флоры (позже у них родилась еще и дочь Рут), но в диснеевском мифе остался только Рой, третий брат, разница которого с Уолтом составляла восемь лет. Двое старших, Герберт и Раймонд, были уже взрослыми, когда семья резко поменяла образ жизни, переехав из города на ферму в штате Миссури; сыновья вернулись в Чикаго и с тех пор теплых отношений с родительским домом не поддерживали.

Сам Уолт, всю жизнь отстаивавший семейные ценности, с родителями открыто не конфликтовал, со временем купил им особняк, а о своем отце всегда высказывался дипломатично. «Он думал, что все были такими же честными, как он», – пояснял он постоянные отцовские неудачи в разных сферах деятельности, от сельского хозяйства до издания местной газеты и производства апельсинового желе. Воспоминания о своем фермерском детстве Уолт уснащал сентиментальными штрихами: любимый поросенок Поркер (будущий прототип младшего из Трех поросят), первый «творческий» заработок  – пять центов за набросок лошади сельского врача… Ему было восемь лет, когда отцовская ферма после двух неурожаев подряд разорилась и пошла с молотка, а Диснеи переехали в Канзас-сити.

Современные биографы склонны Диснея-старшего демонизировать. Согласно альтернативной версии детства Уолта, злость от постоянных деловых неудач его отец срывал на жене и детях, постоянно избивая их, и даже, случалось, стрелял в сыновей из ружья. В Канзас-сити он начал выпускать газету и эксплуатировал младшего сына в качестве ее разносчика, для чего мальчику приходилось вставать в половине четвертого утра. Когда и это начинание рухнуло, семья вернулась в Чикаго, где Уолт трудился на новом отцовском предприятии (по производству желе) за семь долларов в неделю. И, разумеется (согласно той же версии), Элиас Дисней и слышать не хотел о художественных наклонностях младшего сына. Зато заставлял его учиться играть на скрипке, несмотря на полное отсутствие музыкального слуха.

А между тем, в Канзас-сити Уолт учился рисовать в Художественном институте, а в Чикаго – в Академии изящных искусств (так по-американски громко назывались частные студии), а также некоторое время посещал курсы газетных карикатуристов от ведущих художников чикагских газет «Трибюн» и «Рекорд». В колледже Мак-Кинли, где он завершал среднее образование, юный Уолт был карикатуристом школьной газеты.

В то время в Европе шла Первая мировая война. Среди прочих на фронте был американский солдат Рой Дисней, которым искренне восхищался его младший брат. Уже на излете войны семнадцатилетний Уолт попытался пойти добровольцем на фронт, но ему было отказано – по возрасту. Тогда юноша записался на фронт водителем по линии Красного Креста.

К этому эпизоду его жизни новейший биограф Диснея Марк Элиот привязывает одну из своих главных сенсаций. Согласно этой версии, юный Дисней не смог предъявить призывной комиссии документа о своем рождении – имелась только бумага, оформленная его матерью летом 1902-го, когда ему уже было полгода. Именно тогда у юноши будто бы возникло сомнение: родной ли он сын своих родителей? Дальнейшее расследование, проведенное им уже в зрелые годы, показало: на самом деле он родился в Испании, в андалузском городке Мохакара, у незамужней женщины по имени Изабель Самора, которая назвала сына Хосе Гирао. А потом эмигрировала с ребенком за океан, но прокормить младенца не смогла и отдала его в семью Флоры и Элиаса Диснеев (где, как мы помним, было трое своих сыновей и постоянная финансовая нестабильность). Эту тайну Уолту Диснею помогло раскрыть, а потом и сохранить ФБР.

В пользу этой версии, без сомнения, свидетельствует «латинская» внешность Уолта Диснея. Однако по утверждению его потомков, начиная с дочери Дайан, это выдумка – от начала и до конца.

Сослуживцы вспоминали, что санитарную машину юного Уолта Диснея было видно издалека – он разрисовал ее смешными картинками. Согласно другой, менее распространенной, юноша подрабатывал рисованием… дырок на касках американских солдат – для «мужественных» снимков, отсылаемых невестам.

Но война окончилась, и Уолт вернулся в Америку. Начать карьеру и взрослую жизнь он попытался в Канзас-сити, где предложил свои услуги карикатуриста бывшей отцовской газете: за прошедшее время она развернулась, набрала объем и тираж. К сыну бывшего владельца отнеслись корректно, однако на работу не взяли. Тогда он устроился вспомогательным рисовальщиком в небольшую рекламную контору. Было начало зимы, время предпраздничного ажиотажа; через месяц, как только вал дополнительной работы схлынул, Дисней оказался на улице. Вместе с ним уволили еще одного художника по имени Аб Айверкс.

Диснея и Айверкса свяжут долгие и непростые взаимоотношения, и в интерпретации многих биографов это была дружба более талантливого художника с более предприимчивым. Но в то время оба они были молоды и вряд ли мерялись тем и другим. Хотя идея компании «Айверкс-Дисней Коммершиал Артистс» принадлежала, несомненно, Уолту...

persons-journal.com

Журнал «Личности». Личности 89/2016

Юрий Белецкий

ЧЕЛОВЕК VS КНИГИ

«Никогда не выбрасывай хлеб» – сакральная норма моей матери и многих людей, испытавших голод. Эта неписаная норма нравственно объединяет людей и в уже достаточно сытое время. Я помню эти слова матери и передам их своим детям. Но в наше мгновение вечности хочу признаться, что так же, как хлеб, я не могу выбросить или уничтожить книгу. Даже самая затрепанная книжка на неизвестном языке и неизвестного мне человека заставляет меня разобрать хотя бы несколько строк, чтобы понять, о чем же тут речь. И если она мне не нужна, то какие-то строки, бледная картинка или несколько рукописных слов на титульном листе в какой-нибудь момент кому-то окажутся очень важными – поэтому никогда не уничтожайте книг.

Сейчас наступило время, когда идет обсуждение судьбы книги как неотъемлемой части цивилизации, и говорят об этом с умиротворяющем оптимизмом, как обычно бывает у постели смертельно больного. Яркое обсуждение, начатое известным философом и писателем Умберто Эко и актером, писателем и историком Жан-Клодом Карьером, не дало оснований для оптимизма, хотя сопровождалось оптимистическим речитативом «не надейтесь избавиться от книг». Эту благую мысль еще в период расцвета бумажной книги хорошо высказал шотландский писатель и нравственный реформатор Сэмюэль Смайлс: «Книги обладают способностью бессмертия. Они самые долговечные плоды человеческой деятельности».

Но обладает ли такой способностью человеческое общество? Логически патетика о вечности основывается на нескольких предположениях. Первое: человечество будет жить вечно (или хотя бы сравнимо с масштабом жизни астрономического тела). И второе – человечество пройдет этот путь без принципиальных изменений своего биологического и психического устройства. Понятно, что утвердительно ответить на оба предположения невозможно.

Эволюция письменности и «производства» книги всегда следовала за экономическим развитием общества. Вероятно, сто столетий назад начался очень продолжительный период возникновения письменности, который не знал простых методов записи знаний (например, это были пиктограммы или иероглифы) и, естественно, был доступен для очень узкого круга читателей-писателей. Только десять-двадцать сотен лет назад появилось алфавитное письмо, что упростило использование и распространение письменных документов. Параллельно решалась другая проблема – найти материал для записи знаний и информации (камень, глина, папирус, пергамент, бумага, электронный гаджет) для визуального восприятия другими особями. Развитие в обоих случаях было предопределено политэкономическими, а не гуманитарными причинами. Книга как часть бытия человеческого общества всегда имела экономическую цену, и ее снижение существенно влияло на образование и прогресс. Уже в XIX веке цена ее производства значительно упала, и книга стала общедоступным ресурсом цивилизации.

Здесь уже в большом масштабе произошло разделение в значении и цене двух составляющих книги: собственно знаний (информации) и их материального носителя. Для первой – потребителем был весь мир, для второй – музеи, библиофилы, библиотеки. Эту любопытную тему пока оставим.

Следующий шаг был сделан в конце ХХ века – когда цена добытой информации (за редким исключением) стала близка к нулю. Но потребителей уже надо было считать на миллиарды, и главной задачей «книги» стала ее доступность и удобство использования. Оказалось, что, если для чтения человеком информации дешевле перейти на электронный носитель и универсальный прибор для чтения, то издержки будут значительно ниже. Книги, а их уже часто рассматривают как «hard copy» (буквальный перевод «твердая копия»), неизбежно уступят электронике свое место у массового потребителя, как когда-то конные повозки уступили место трамваю и авто. Не умрут, конечно, исключительные и редкие книги, которые можно будет отнести к произведениям искусства, но основной поток потребления и, следовательно, капитала пойдет другой дорогой. Тут, как известно, «Боливар не вынесет двоих».

Меня смущает следующий шаг. Скоро (или уже?) возникнет вопрос: «А зачем преобразовывать свои мысли и чувства в нечто материальное, удобное для восприятия глазами и ушами другого человека, если первое и второе – это просто наборы электронных сигналов мозга?» А если обойтись без посредников? Надо только найти техническое решение для прямого диалога мозгов вместо всех средств коммуникаций. В нашем мозгу будет только какой-то «нано-чип» (или, может, в другом месте, например, поближе к точкам, являющимся сейчас основным источником вдохновения самой массовой части литературы), который прямо или через какую-то систему сетевой поддержки будет учиться, работать, делиться с человечеством своим творчеством, впечатлениями об сегодняшнем обеде или вчерашней вечеринке.

Это будет очень высокая ступень цивилизации, но, как уже несколько раз приходилось осторожно намекать, в этом случае может произойти полная потеря индивидуальности и исчезновение личности человека. А как же книги?..

А как у Фамусова, героя «Горя от ума»: «Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы да сжечь».

Юрий Белецкий

Главный редактор

Р.S. Хотя Ральф Эмерсон и сказал, что «каждая сожженная книга освещает мир», мы надеемся, что не придется жертвовать всеми книгами.

persons-journal.com

Журнал «Личности». Личности 97/2016

Юрий Белецкий

БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ: ВАЖНОСТИ ШУМА И ЦЕННОСТИ СМЫСЛА

                                                                                  Невежество – рабство, знание – свобода.

                                                                                                              Пьер Жан де Беранже

                                                                             Чем больше я знаю, тем меньше я понимаю.

                                                                                                                           Вацлав Гавел

Познание истины, в котором ставятся определенные по смыслу вопросы и на них находятся определенные по смыслу ответы, – суть того метода, который древние греки вслед за Сократом назвали словом «диалектика». Через две тысячи лет другой великий философ, Фридрих Гегель, сформулировал законы всеобщего развития, которые тоже назвали диалектикой. Суть последних напомним (раньше учили во всех вузах):

1. Закон перехода количественных отношений в качественные.

2. Закон направления развития (отрицание отрицания).

3. Закон единства и борьбы противоположностей.

Законы эти имеют всеобщий характер, что легко иллюстрируется на примере обычного человека, вся жизнь которого состоит из перехода количественных отношений в качественные и борьбы противоположностей. Один и тот же человек в борьбе усваивает информацию и природные ресурсы из окружающей среды и изменяется в качественном смысле. Сегодня он один, завтра – другой; окружающая среда постоянно меняет человека и он постоянно ее меняет. Отдельная особь подчиняется одним законам, а вот толпа уже живет по другим. В массе людей происходит переход количества в качество их социальных ролей. При этом происходит отрицание прошлого человека, однако сохраняется его некая идентичность, как, например, при превращении воды в лед.

Если принять эти мудрости как метод, то попробуем понять, что происходит с человеком и обществом в связи с быстрым ростом потока знания (информации, данных). Техника стремительно развивается, а человек не может каждые пять лет удваивать свою память, быстродействие или нечто аналогичное.

Сразу подчеркну важное утверждение, что человечество с самого начала своего социального пути развивалось как информационное общество. Только в прошлом это происходило постепенно и накопление информации не приводило к напряженности и стрессу, которые столь характерны для нашего времени.

Темп жизни возрос так, что не успеешь дописать фразу обо одном факте, как на смену ему услужливый гаджет сообщает нечто радикально противоположное. Примеры каждый может увидеть каждый день в каждом эпизоде своей жизни. Этот темп определяется культурной, экономической и информационной матрицей нашей жизни. Но ведущую роль в этом процессе играет все возрастающий информационный поток. По существу, он выступает водителем ритма жизни всей цивилизации. И теперь многокрасочные и многоплановые картины прошлой и будущей жизни презентуются нам как в коротком трейлере анимационного фильма. Мы привыкли принимать эту эрзац-картину как жертву в пользу экономического благополучия. При этом никто не отрицает того факта, что основы экономического поведения возникают из явлений социального сознания и культуры, т.е. по своей природе являются нравственными и духовными.

Роль знаний и информации в прогрессе цивилизации ключевая в том смысле, что прогресс в знаниях и их распространении является основой всякого прогресса в политическом, экономическом и культурном направлении. Скорость обращения и объем информации напрямую генерируют новый капитал и провоцируют экономические кризисы и технологические новации. Однако с общепринятой точки зрения все нежелательные или печальные последствия (войны, катастрофы, кризисы) напрямую связывают с законами развития и движения капитала, но никак с развитием знаний и методов их социального распространения. Другими словами, истинная причина в общественном сознании надежно скрыта за своим следствием. Результат – разительное отличие общества в отношении к ученым, изобретателям, писателям, поэтам и другим творцам, и к правителям и представителям власти, богачам, банкирам и прочая. Первым поются все хвалебные песни, ко вторым относятся с ненавистью и презрением, упакованными в лицемерное восхищение.

В современном мире успех и капитал все сильнее зависят от обмена идеями и знаниями. Экономический рост в информационную эру требует массовый доступ к знаниям, информации и данным, как когда-то требовался доступ к углю, нефти и стали.

Но к чему ведет эта трансформация количества знаний в качество, какие силы возникнут и сможем ли мы ими управлять? Какую роль будет играть человек среди монстров искусственного интеллекта, сохраним ли мы способность понимать «их язык» и смысл? И сохраним ли мы божественную способность находить знание как истину, как откровение?

Еще полвека назад психолог Алексей Николаевич Леонтьев прозорливо заметил, что «избыток информации ведет к оскудению души». Сейчас «оскудение души» становится доминирующей линией развития современного «успешного» человека. Ритм такой высокий, что ежесекундно надо делать выбор между ценностью цели и ценностью средств. Поэтому для человека, который не может позволить себе тратить время на «не деньги», выбора нет.

И надо остановиться и задуматься, иначе при очередном диалектическом отрицании можно выпасть на повороте и не сохраниться на спирали развития.

Юрий Белецкий

Главный редактор

persons-journal.com


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта