Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

9, 10 и 11 мая 1976 года Кремлевский Дворец Съездов. Литературно музыкальный журнал муслим


Переписка Дм. Птахова | Муслим Магомаев

 Имя Дмитрия Птахова известно посетителям сайта «Литературно-музыкальный журнал «МУСЛИМ». Многие годы Дмитрий Федорович собирал коллекцию материалов, посвященных творчеству МУСЛИМА МАГОМАЕВА. Уникальное содержание этой коллекции стараниями Натальи (Новосибирск) стало доступно всем нам.

Недавно сын Дмитрия Федоровича (которого, кстати, зовут Муслим! :) прислал Наталье ряд интересных материалов, собранных отцом. Дмитрий Птахов переписывался с известными музыкантами, поэтами, интересовался их впечатлениями о выдающемся  явлении эпохи – таланте и творчестве Муслима Магомаева. Отзывы профессионалов, коллег представляются  интересными, хочется познакомить с ними Друзей и Гостей журнала "МУСЛИМ".  

Композитор Александр Колкер:

 

 

Уважаемый Дмитрий Фёдорович!

    Вы, вероятно, знаете, что семья моя артистическая: жена – Пахоменко Мария Леонидовна – певица; и дочь наша – Пахоменко Наталья Александровна – ныне тоже начинает свой жизненный и творческий путь на эстраде. Это пространное вступление обусловлено только одним – Вы, вероятно, можете предположить, что мы получаем довольно много писем. Одна печаль – письма эти, как правило глуповатые. Здесь не ищите фанфаронства или высокомерия. Это сама жизнь.

…Прочитав Ваше письмо, я понял, что написал мне человек грамотный и увлечённый – поэтому сразу отвечаю Вам.

     Муслим Магомаев спел мою единственную песню «Зависть» на стихи Кима Ивановича Рыжова. Эта та песня, которая прозвучала и нашумела на первом фестивале политической песни в Сочи. Тогда её спел ленинградский певец Анатолий Королёв. Певец этот был столь же молод, сколь перспективен, самобытен и талантлив. Но жизнь наша сложная, очень часто беспощадная по принципу естественного отбора – оставляет жить и выживать сильнейших. А.Королёв не выжил, не в физическом смысле, а в творческом, хотя был ярок и самобытен. ……………………………     

    

Теперь о Муслиме. …   Я – профессиональный музыкант - воспринимаю исполнителей не совсем так же, как просто любители песни. И хотя последнее десятилетие мой интерес композиторский связан с музыкальным театром, а не с песней (в узком смысле), но песню вычеркнуть из жизни невозможно. Я ведь начинал с песни.           Итак, Муслим. Кому-то бесконечно дорог, для кого-то – бесконечно «устарел». Но вот в нашем «широковещательном» эфире вдруг сегодня прорывается голос Магомаева. И сразу для меня – кислород. Нет, не мою «Зависть» поёт этот самобытный певец. Дело не в авторской амбиции. Неповторимый, непохожий ни на кого певец – это раз.  Второе – он профессионален до предела. Сюда входит несколько понятий:      а). Предельная чистота музыкальной интонации.      б). Удивительное понимание того, что он поёт.      в). Благородство исполнения.

       Но жизнь идёт стремительно вперёд?? или в сторону… Сегодня (и это диалектика жизни) поют не так как Муслим. Но есть его величество Время – самый мудрый и беспристрастный критик. Оно покажет и выявит – кто останется в песне, а кто будет предан забвению. Вот и всё.

       Не знаю, может это моё суждение о Магомаеве  очень субъективно, но я думаю, что недалёк от истины: он останется.

Вот и всё. Ваше увлечение судьбой и творческой биографией Муслима Магомаева мне приятно, и я желаю Вам удачи в жизни.

А.Колкер                                                                                                              14.04.83.

Из песен Александра Наумовича Колкера, которых у него более ста, Муслим Магомаев записал также песню "Твои одногодки" .

Композитор Марк Фрадкин:

Муслим Магомаев - артист огромной выразительности и искрящегося темперамента. Он органично сочетает в себе мастерство оперного певца и эстрадного исполнителя. Марк Фрадкин.

На музыку Марка Фрадкина Муслим Магомаев исполнил песню "За того парня". Марк Фрадкин - автор музыки песни "Отец и сын" на стихи Роберта Рождественского, посвященные Муслиму Магомаеву.

Поэт Игорь Шаферан:

Во все времена, а особенно в наше уплотнённое время, редко кому удавалось и удаётся проявить свой талант не в одной области, а во многих. В искусстве к таким личностям с полным правом можно отнести Муслима Магомаева.   И.Шаферан

На стихи Игоря Шаферана Муслим Магомаев исполнил песни: "Не судьба", «Доброе утро, Азербайджан», «Слушай, сердце», "Ещё не вечер".

На грампластинке "Попурри на песни Оскара Фельцмана" в исполнении Муслима Магомаева записаны фрагменты песен "На тебе сошелся клином белый свет..." и "Где-то песня сочинилась..." на стихи И. Шаферана и М. Танича.

Поэт Михаил Танич:

Ваш интерес к творчеству Муслима Магомаева трогает. Это – та самая необходимая отдача, которая нужна артисту, как вторая скорость – ракете.         Муслим Магомаев и его Песня – украшение нашей эстрады и телевидения на протяжении всех семидесятых годов.        Творчество его и сейчас - в расцвете, и я надеюсь, что ещё долго он будет радовать Вас и меня – его поклонников.

С уважением Михаил Танич.   23.01.83. Москва

На стихи Михаила Танича Муслим Магомаев исполнил песни: «Пятое время года», «Мерси», «Цветные сны», также, как уже сообщалось выше, "Где-то песня сочинилась..." и "На тебе сошелся клином белый свет...", авторами стихов которых являются М. Танич и И. Шаферан.

Поэт Владимир Лазарев:

Муслим Магомаев – не только популярный современный певец (исполнитель широкого репертуара), но и разносторонний музыкант, композитор. А это, на мой взгляд, довольно-таки редкое явление среди современных исполнителей. Хотелось бы, чтобы он с годами не только не растратил, но развил этот дар серьёзного музыканта, остался в памяти народа.  Всего Вам доброго. Вл.Лазарев.

На стихи Владимира Лазарева Муслим Магомаев исполнил песни:  "Минута нежности", "Шум берёз", "Встречи и прощания", "Тишина в городке". Владимир Лазарев - автор стихов песен Муслима Магомаева "Весенний край. Азербайджан" и "Маскарад".

Руководитель ВИА "Самоцветы" Юрий Маликов:

 

Неоднократно встречаясь в концертах, на съёмках в различных программах телевидения, я мало был знаком и не общался близко с Муслимом Магомаевым. Однако при работе над его песней «Мы для песни рождены» (по просьбе редакции Всесоюзного радио), мы неоднократно встречались, вырабатывали план аранжировки, а также непосредственно во время записи этой песни, и впоследствии мы познакомились поближе.      На меня произвело исключительно доброжелательное, уважительное отношение Муслима к своим коллегам и окружающим его разным людям. Думаю, что это – незаурядная личность в нашем искусстве; особенно я это ощутил, когда услышал выступление Магомаева в ФРГ в 1987 году с песней «Бухенвальдский набат». Эстрадный и оперный певец, композитор, актёр и просто хороший человек.

С уважениемЮ.Маликов,      Засл. артист Удм. АССР. 17 марта 1983 г., г.Киров

Музыкальный руководитель Азербайджанского государственного эстрадно-симфонического оркестра Николай Левиновский:

Муслим Магомаев – одарённый музыкант, и не только музыкант. Природа щедро наградила его талантами, а его артистическое обаяние в должной мере содействовало его успеху. Считаю, его возможности неисчерпаемы, что он мог бы раскрыться ещё ярче.

 Н.Левиновский  1983.

Фото из нашей коллекции: Н. Левиновский и Муслим Магомаев во время репетиции. Май 1976 года, Кремлёвский Дворец Съездов.

...

P.S. Спасибо Наталье за огромную  помощь в создании этой странички!

www.muslimmagomaev.ru

Песни Энрико Масиаса | Муслим Магомаев

«Говорят, что в далёком пути кораблю

Снится гавань одна, лишь одна,

Где узнал он, что есть горизонт и вода.

Так и я. Только сны о тебе я люблю.

Сердцу каждому гавань нужна.

Я любовью приписан к тебе навсегда…»

 

... Это было в середине 70-х. Тогда уже не выпускали пластинок на 78 оборотов. Но порой, как чудо, обнаружились в продаже они, такие нужные  и необходимые.

Пластинки были большого размера, однако,  на каждой стороне помещалось лишь по одной песне. Пластинка  на 78 оборотов крутилась так быстро, что, если смотреть на неё, начинала кружиться голова.

Хотя, быть может,  это происходило от восхищения песней и Певцом, от восторженной юной весенней радости.

Когда песня заканчивалась,  хотелось слушать снова и снова...

«То были раннею весной…»

…  Название и слова знаменитого романса созвучны  очарованию тех дней. Первые встречи с искусством Муслима Магомаева. Первые открытия. Пленительный восторг и солнечная радость. Восхищение музыкой, потрясение красотой.

Среди записей на  тех необычных пластинках  на 78 оборотов были и песни композитора, фамилия которого звучала загадочно…

Кто же он, Э. Масиас? Широко известны его песни, но даже   в эпоху Интернета не так много известно о нём самом. «Нырнув»  в поисковики, находим информацию о том, что  «музыкант, автор и исполнитель Энрико Масиас в своем творчестве связал восток и запад, Францию и Алжир, традиции французского шансона и арабско-андалузской музыки... "Главное - сентиментальность, чувствительность, доверчивость сердца - и любовь к музыке и песням. Ведь песня - подобно любви - заставляет мечтать и днем и ночью".

Настоящее имя музыканта и певца - Гастон Гренассия. Родился он 11 декабря 1938 года в алжирском городе Костантина. Отец Гастона играл на скрипке в оркестре знаменитого алжирского музыканта Рэмона Лейриса. Музыка в арабо-андалузском стиле "маалуф" была с детства знакома будущему композитору. В 15 лет Гастон получает от бабушки в подарок свою первую гитару, и становится учеником в оркестре Рэмона Лейриса.

Занятия музыкой, работа воспитателем в лицее - эту счастливую жизнь нарушает начавшаяся в Алжире война за независимость. В 1961 году в теракте погибает Рэмон Лейрис - учитель Гастона и отец его будущей жены. А дальше - бегство во Францию - удел почти миллиона алжирских французов. "Я покинул свою страну, я покинул свой дом... Моя жизнь тянется печально и бессмысленно..." С этой песней "Прощай моя страна" будущий Энрико Масиас приедет во Францию.

В середине 1960-х, когда Масиас становится всемирно известным, его приглашают в Советский союз. На стадионе «Динамо» в Москве певец собирает 120 тысяч человек.

 Масиас написал 800 песен, выпустил дюжину альбомов. Число проданных дисков и пластинок Масиаса в мире перевалило за 60 миллионов…»

****

Однажды, в один из тех дней, когда Интернет стал сценой, а вся Планета – необъятным концертным залом, когда, преодолевая робость, стало возможным задать вопрос Любимому Певцу…   зашел разговор и о песнях Масиаса...

«Часто мы не знаем сами,

Грустим о чём, хотим чего,

Мы держим счастье в руках,

А проснёмся нет его…………..»

 

 

[11:37 - 17 Апреля 2005 года] МММ :

Доброе утро, друзья:-)))

АЛЕКСАНДР:-) Вы задали вопрос "напрямую" - я отвечу, так-же "напрямую"....

Не включаю песни Масиаса в диски - потому как не люблю их в своем исполнении. Они должны звучать на французском языке, как их и пел Энрико.

Почему записал???!!! Хотел сделать приятный сюрприз моему франц-другу-))

И нет смысла спрашивать у меня; почему я не включаю ту или иную песню в диски. Это уж, Александр такой у меня вкус:-)) Я включаю в программу то, что нравится мне.

Мне кажется объя

 

[11:39 - 17 Апреля 2005 года] МММ :

Сорвалось...:-)

Мне кажется, что я объяснился довольно внятно...Ежели нет - прошу прощения:-))

Ваш. МММ

 

В те дни Муслим Магометович готовил к выпуску диск «Концерты. Концерты. Концерты.», на  котором, по Его замыслу, должны были звучать «песни только из живых концертов».

Песни Масиаса в концертные  программы Муслима Магомаева не входили. Не буду утверждать, что они "ни разу не прозвучали со сцены", ведь бывало, и не раз, когда Певец преподносил своим зрителям  прекрасный сюрприз  - песню, исполнения которой не ожидали.

 

 

В   исполнении Муслима Магомаева записано  пять песен, автором музыки которых является Энрико Масиас. И хотя, по  обыкновению, необычайно строгий к собственному творчеству, Муслим Магометович говорил о том, что не любит эти записи, нельзя не заметить, что каждая из пятерки масиасовских песен, исполненных Им, словно восхитительный лучик далёкой загадочной  звезды.

 

 

Разные они эти «лучики», то задорно-стремительные, струящиеся золотым солнечным цветом, то задумчивые, как синий вечер, все словно разноцветные, все непостижимо прекрасные…

«Если ты весел», «Сердце, которому я приписан», «О, гитара», «Извини», «Мир без тебя»

 

 

Песни Энрико Масиаса записаны Муслимом Магомаевым на русском языке. Автором стихов в каждой из них является Леонид Дербенев - поэт, соавтор множества песен на музыку советских композиторов, прекрасный «импровизатор» песенных текстов  для популярных зарубежных мелодий, позволяющих услышать звучание мировых хитов также и на русском языке.«Всё было наяву. А, кажется, приснилось.

И я сейчас проснусь, чтоб снова ты была.

Сказала: «Ухожу!», и всё переменилось.

Ушла. И целый мир с собой ты унесла…»

 

[17:27 - 17 Апреля 2005 года] МММ :

Да, Друзья:-) "Мир без тебя" мне тоже (единственный) нравится :-))

Эта типичная европейская мелодия, совершенно непохожая на "масиасовскую":-) В других же песнях Энрико есть "арабский налет"...Он же частично араб:-)

 

«Изменилось всё вокруг. 

И всё ненужным стало вдруг.

Солнце встречаю, его не любя,

День провожаю, не любя.

Мир ни к чему мне.

Мир ни к чему мне,

Где нет тебя….......................»

 

P.S.

 

Песни Масиаса в концертные  программы Муслима Магомаева не входили, хотя, быть  может, когда-нибудь они и звучали со сцены, ведь  Певец  не раз делал зрителям прекрасные сюрпризы - исполнял произведения, которых не ожидали. Вполне возможно, что на концертной сцене в исполнении Муслима Магомаева звучала наиболее известная из вышеназванной счастливой "пятерки" песен  - "О, гитара".

 

Услышать со сцены песни Масиаса в исполнении Муслима Магомаева мне не довелось, но посчастливилось увидеть Его…  в роли зрителя во время исполнения другим артистом песни Энрико Масиаса на стихи Леонида Дербенева.

Это произошло в августе 2005 года на вечере в честь Дня рождения Муслима Магомаева, состоявшемся  в посольстве Азербайджана в Москве.

 

 

Исполнение Вячеславом Ольховским песни «Мир без тебя» Муслим Магометович слушал вместе со всеми. Как зритель. Но все равно в песне витала частичка Его удивительной музыкальной души, ведь обращение Славой Ольховским к этой песне было навеяно  очарованием певческим и актерским искусством Муслима Магомаева. Тем самым очарованием, что так хорошо знакомо всем поклонникам Великого Певца, тем чувством, что со скоростью пластинки на 78 оборотов кружит голову пленительным солнечным восторгом  от восхищения музыкой и красотой.

 

Послушать песни на музыку Энрико Масиаса  в исполнении МУСЛИМА МАГОМАЕВА:

 

На сайте Вячеслава Ольховского можно посмотреть видеозапись, сделанную 20 августа 2005 года на вечере в посольстве Азербайджана в Москве. "МИР БЕЗ ТЕБЯ". У микрофона - Вячеслав Ольховский. Среди слушателей - Народный артист СССР МУСЛИМ МАГОМАЕВ:

 

www.muslimmagomaev.ru

9, 10 и 11 мая 1976 года Кремлевский Дворец Съездов

КРЕМЛЕВСКИЙ ДВОРЕЦ СЪЕЗДОВ 9, 10, 11 МАЯ 1976 ГОДА

Эти концерты ждали давно. Москва соскучилась по выступлениям Певца, их всегда было недостаточно, а в предыдущий год не было сольных концертов в крупнейших Залах столицы.

Вообще-то выступления в Москве в 1975-м были. В Колонном Зале Дома Союзов – авторские вечера - О.Фельцмана, транслировавшийся на Центральному телевидению 16 февраля, Р. Рождественского и А. Пахмутовой, состоявшиеся соответственно 18 мая и 18 октября. Были и сольные концерты – в ДК им. Горбунова и в «Текстильщиках», в «Прожекторе» и в Зеленограде. Был прекрасный вечер в Колонном Зале Дома Союзов в честь юбилея Муслима Магомаева – старшего. Были записи в Останкино, большое интервью радиостанции «Юность»… 1975-й был предельно насыщен гастролями по стране – сто концертов в самых разных городах.

Но не было тех грандиозных выступлений в столице, к которым привыкли москвичи, и которые, безусловно, становились событиями в музыкальной истории города, а вместе с ним и всей страны так, как было в предыдущие годы.

*****

1974-й… Тот же Колонный зал. Сольные концерты 8 и 10 марта, причем, второй – с прямой телевизионной трансляцией на всю страну. Такое в те годы было фантастической редкостью. 1973-й… Незабываемый год, когда «де-юре» было подтверждено то, что уже давно состоялось «де-факто» - 17 декабря Указом президиума Верховного Совета СССР Муслиму Магомаеву присвоено самое почетное актерское звание – Народный артист СССР. Летом того же года, 26 и 29-го июня, были сольные концерты в Кремлевском Дворце. 1972-й … Концерты в Зале им. Чайковского, и тоже незабываемый подарок всей стране – 6 марта состоялась телевизионная трансляция концерта. И ещё кинотеатр «Октябрь». Летом 1972-го там проходили Дни культуры Азербайджана, но все иные выступления-мероприятия невольно оказались в тени, а во внимании и в памяти зрителей - метровые буквы имени на фасаде кинотеатра, сумасшедшие аншлаги и прекрасное пение Артиста. Дальше в историю странички, и - вспомнятся другие выступления… На стадионе «Динамо», в Лужниках, в зеркальном зале сада «Эрмитаж», и снова – Кремлевский Дворец, Колонный Зал, Зал имени Чайковского…

*****

Но 1975-й год прошел без сольных концертов в известнейших Залах столицы. И зрители не могли не заметить этого. На телевидение, в газеты пошли взволнованные письма – вопросы. Откликнулась пресса. Так в небольшом интервью газете «Вечерняя Москва» почитатели творчества нашли неожиданную и очень приятную весть. Артист поведал о создании Азербайджанского государственного эстрадно-симфонического оркестра, с которым готовит концертные выступления не только в качестве Певца, но также и художественного руководителя этого музыкального коллектива. Новость разошлась мгновенно, все с нетерпением ждали предстоящей премьеры… И все-таки отсутствие Певца на столичной сцене продолжало волновать людей. Видимо, это и породило почву для слухов о страшной автомобильной катастрофе… Слухи, подобно кругам на воде, разошлись по всей стране, и телефоны редакций вздрогнули тревожными звонками. Тотчас же появилась заметка в «Комсомольской правда». Эта газета и в те годы выходила огромным тиражом, а главное, была одной из самых читаемых. Газета успокоила всерьез разволновавшихся людей, сообщив, что Любимый Артист жив и здоров, а в Баку прошла с большим успехов новая программа его оркестра, и вскоре ожидаются концерты в Москве. «Так что… включайте телевизоры», - порадовалась «Комсомолка» вместе с читателями.

*****

Премьера в Баку состоялась в январе, и прошла не просто с большим - с ошеломляющим успехом. Сначала было объявлено 4 концерта, обычно так Певец и выступал в родном городе. Но супераншлаги, всегда переполненный Зал самого главного и самого большого в республике Дворца имени Ленина, огромнейший интерес зрителей заставили продлить концерты, а затем и повторить их в феврале. Возможно, это несколько отдалило московскую премьеру, но радость по поводу успеха Любимого Артиста компенсировала ожидания.

*****

…Возле метро «Площадь революции», на выходе к ГУМу, был обычный киоск «Союзпечати». Обычный и вместе с тем особенный. Сюда поступали в продажу газеты союзных республик. Поклонники творчества Муслима Магомаева хорошо знали этот киоск, и Бакинские газеты никогда не залеживались в нем. Самые известные из них – «Бакинский рабочий», «Вышка», «Баку. Вечерний выпуск» пользовались в те дни особенно большим спросом. Их всегда не хватало, и нужно было успеть к открытию киоска, чтобы узнать музыкальные новости из Баку. Рецензий на Бакинские концерты было довольно много. По ним тоже ощущался грандиозный интерес к премьере. Ещё бы! Самый лучший, самый любимый Артист, гордость республики и всей страны, да к тому же со своим собственным музыкальным коллективом, огромным симфоническим оркестром! Ни у одного певца не было такого. Сам факт создания оркестра – заявка на серьезную творческую работу.

*****

Добрые вести, по счастью, также имеют особенность распространяться, и тоже довольно быстро. И вскоре о новом амплуа самого молодого Народного артиста СССР знали и вся Москва, и вся страна. Было очень радостно за него, но всего сильнее доминировало чувство гордости. Вот он какой, наш Муслим! Огромным эстрадно-симфоническим оркестром руководить по силам ему! Вот и ещё одна грань его удивительного Таланта раскрылась и блистает ярчайшей звездой. Годы спустя Муслим Магометович в своей прекрасной книге «Любовь моя – мелодия» расскажет, что создать настоящий оркестр было его давней мечтой. «В свое время на конкурсе в Сопоте я услышал, как там играют эстрадные оркестры, и подумал: вот бы и у нас были такие же коллективы. Когда я записывал на студии «Мелодия» свои пластинки, то обязательно просил, чтобы аккомпанировавший мне концертно-эстрадный оркестр Вадима Людвиковского усиливали струнной группой из Большого симфонического оркестра Гостелерадио. Получалось это у нас великолепно …" Мечта нашего любимого Муслима сбылась. Теперь и москвичи ждали с нетерпением исполнения своей всегда заветной мечты – его концертов.

*****

Поклонники узнают раньше, чем появляются афиши… Так было и на этот раз. Удивленные работники касс Кремлевского Дворца Съездов ещё не могли понять, на какие концерты Муслима Магомаева спрашивают у них билеты, но слухи, как снежный ком, катились по столице, истосковавшейся в ожидании встреч с Любимым Певцом. Видимо, для того, чтобы снять все нараставшее напряжение, билеты начали разом продавать не только в кассах Кремлевского Дворца, что расположились за зданием Манежа, но и во всех театральных кассах города. Драгоценные прямоугольники с логотипом Кремлевского Дворца и заветными датами – 9, 10 и 11 мая 1976 года исчезали из этих касс стремительно. Где-то «в нагрузку» к ним пытались вручить билеты на концерты или спектакли, не пользовавшиеся успехом. Это вызывало недовольство зрителей и ненужные билеты, чаще всего, выбрасывались прямо у касс, но такие искусственно созданные трудности не могли остановить людей, стремившихся услышать-увидеть Артиста. Министерство культуры, наверно, понимало это, и делало вид, что не замечает продажи билетов «с нагрузкой», Так концерты Муслима Магомаева в очередной раз спасали чьи-то проваливавщиеся финансовые планы. Расчет был проверенным и действовал безотказно: Артиста любят так, что билеты на его концерт купят все равно, какими бы «нагрузками» не обременялись они. Три концерта в Зале на шесть с половиной тысяч мест… Простая арифметика подсказывает, что это … около 20 тысяч билетов. Они разошлись стремительно, изчезнув во всех городских кассах. Следом и в кассах КДС появились удручающие безнадежностью таблички с надписью «Билетов на концерты Муслима Магомаева нет».

*****

Муслим приехал в Москву не только с новым оркестром и в новом амплуа – художественного руководителя. Сама программа концертов была иной, принципиально иной. Не просто концерт, музыкально-литературная композиция ожидала быть представленной на суд доброй, но требовательной московской публике. А кроме того, целый ряд песенных премьер. На сцене Кремлевского Дворца шли репетиции оркестра. Это было связано с определенными трудностями. Главный Зал страны был постоянно действующей концертной площадкой, а также «второй» сценой Большого театра. Концерты и спектакли шли непрерывно, ежедневно, и утром, и вечером. «Для репетиций дают неудобное время – раннее утро», - рассказывал администратор оркестра Феликс Айвазов. Но несмотря на это, оркестр и солист, он же художественный руководитель, продолжали работать над программой, хотя, нет сомнений, что ещё задолго до Бакинской премьеры все в ней было доведено до совершенства. Однако, исключительно высокая требовательность Маэстро к своему творчеству, а теперь и к звучанию оркестра, заставляла постигать уровень ещё более высокого совершенства. Фотоснимки, сделанные во время репетиций рассказывают об участии в них авторов песен, которым предстояло впервые прозвучать в этих концертах. А.Н. Пахмутова… А.А. Бабаджанян… Знакомые, узнаваемые лица, увлеченные творческим поиском. И, конечно же, сам Муслим, тоже увлеченный и, как всегда, прекрасный, ослепительно красивый и фантастически обаятельный. Но фотографии появятся позже, а пока… пока начало мая, и в Москву пришло ласковое летнее тепло, нежный ветерок и доброе солнышко. Москва живет ожиданием. Москва ждет КОНЦЕРТЫ МУСЛИМА МАГОМАЕВА!

*****

Манежная площадь в своем прежнем обличии. Тогда и в голову прийти не могло, что Манежная может быть иной, изрытой нелепыми норами полупустого торгового комплекса. Площадь державного и истинно русского размаха - та, прежняя, Манежная площадь. Поток машин по ней, словно по широкой реке, течет вдоль кремлевских стен, раздваивается вокруг гостиницы «Москва» и движется дальше. Александровский сад в дымке юной весенней зелени. На Москву опускается тихий и теплый майский вечер, укутывая ее нежным пологом небесной благодати. В Москве долгожданный концерт. Сольный КОНЦЕРТ МУСЛИМА МАГОМАЕВА в Кремлевском Дворце Съездов.

*****

Заветный прямоугольный листочек – билет. И особенная торжественность на душе. Можно выйти из метро на Моховой, так ближе, но хочется пройти мимо Вечного огня, постоять, почувствовать его тепло, словно тепло солдатского сердца, и, отрешившись от суеты, понять трепетность и важность момента. Я иду на КОНЦЕРТ МУСЛИМА МАГОМАЕВА! Не впервые и не в последний, надеюсь, раз, много ещё концертов будет впереди, но каждый – событие. И особенное состояние души, ощущение полёта будет возникать всегда, даже тогда, когда число концертов станет трехзначным. Так бывает только в ожидании концерта, во время концерта и после, когда вспоминаешь, КАК ОН ПЕЛ!

*****

Но этот день особенный и сам по себе. 9 Мая. Москва. Александровский сад. Вечный огонь. …От Исторического Музея и даже у метро «Площадь революции», а потом и далее – вдоль всей аллеи Александровского сада стоят люди и спрашивают лишние билеты. Их спрашивают и на других «подступах» к Кремлю, на всех ближайших станциях метро: «Проспект Маркса», «Театральная», «Библиотека»…. В кассах Кремлевского Дворца до последней минуты дежурят с надеждой, а вдруг останется случайно невостребованная «бронь». Сейчас мне очень жаль, что у меня нет лишних билетов. Есть один единственный заветный прямоугольничек, который я то и дело проверяю. С какой надеждой всматриваются люди в лица счастливых обладателей билетов: «А вдруг…». Сейчас я даже немного жалею, что отправилась этим путем, хотя… другим тоже самое. А ближе к воротам в Кремль – уже совсем плотная толпа, и приходится поднимать высоко над головой гвоздики, чтобы не сломать тонкие стебли этих нежных, но терпеливых цветов. Часы на Спасской башне отбивают половину часа, и в такт удара неистово колотится сердце. КОНЦЕРТ МУСЛИМА МАГОМАЕВА!!!

*****

Какой же огромный он, Кремлевский Дворец! Никогда не привыкну в такому размаху. Я бывала здесь уже не раз, и впервые на сцене Любимого Артиста увидела именно здесь, год назад, и все равно волнение пред стеклянным гигантом - Дворцом Съездов не покидает меня никогда. Но если даже у зрителя Дворец масштабностью, величием, державностью своей вызывает волнение, то как же выступать, петь на его необъятной сцене?! Позднее в книге Любимого Артиста я прочту слова, ставшие созвучными этим мыслям: «Первые концерты оставили ощущение неуюта: огромный зал дворца давит, делает тебя меньше и одновременно как бы увеличивает твой голос. Ты сам по себе, а голос сам по себе… … аплодисменты, которые в огромном зале КДС напоминали отдаленный шум прибоя….»

*****

В фойе Дворца то и дело мелькают знакомые из телевизора лица. Весь московский бомонд собрался сегодня здесь. Ещё бы! Главное событие в городе – КОНЦЕРТ МУСЛИМА МАГОМАЕВА! Знакомая приглушенность звуков в Зале, когда рассаживается публика. Только здесь этим звукам нет границ, будто огромный океан плещется вокруг и уходит за горизонт – Зал снова напоминает о своей громадности.

*****

Вечная проблема КДС – цветы. Их невозможно подарить Артисту – на сцену выходить запрещено, и этот запрет повторяют так строго, словно в бархатном декоре зала спрятаны пулеметы… Из Зала цветы тоже не передашь – огромная оркестровая яма отделяет сцену от зрителей. Цветы надо отдавать «служителям муз» - служащим этого Зала. В конце концерта они выйдут на сцену стройной колонной, с одинаковыми интервалами друг от друга (репетировали, наверно), в одинаковой униформе и произойдет… возложение букетов. Но так хочется, чтобы цветы появились не после и не в официальной строгости такой! Чтоб самый первый выход Артиста на сцену сопровождался салютом букетов, чтобы стоял он, улыбающийся своей самой прекрасной в мире улыбкой с огромной охапкой прекрасных гвоздик и роз! И чтобы после каждой песни было так. Видимо, у многих зрителей похожие мысли, и потому с цветами проходят они в зрительный зал, минуя столики, приготовленные для букетов, которые вынесет потом на сцену колонна служащих.

*****

Эти столики знакомы… Как раз на том самом первом концерте с участием Любимого Певца, здесь в КДС, присутствовали они. Тот концерт был сборным, и в нем участвовало много известнейших артистов. Предупредительные служащие Зала также, как и сейчас, объясняли зрителям порядок передачи букетов, и на каждом столике была фамилия артиста. Цветы были на всех, да и как по-иному: заключительный концерт фестиваля искусств «Московские звезды» собрал лучших и любимых. Цветов было практически поровну на каждом из столиков. На это невольно обращалось внимание, когда шла мимо столиков этих, отыскивая нужную табличку. И вдруг… в самом конце «цветочного ряда» увидела… Нет, столиком с букетами назвать это определенно было нельзя. Больше всего это напоминало… стог! Прекрасный благоухающий стог букетов, шикарных роз и нежных гвоздик. Столиков под ними было, скорее всего, четыре. Таблички здесь не было видно, похоже, она утонула в цветах, но все ясно было «без слов». Свои первые гвоздики Артисту я положила осторожно на вершину той цветочной горы… Сейчас, видя, что зрители, заходят в Зал с букетами, решила понадеяться на родное, русское «авось». А вдруг, удастся передать цветы в Зале?...

*****

Последние минуты перед началом концерта… третий звонок… медленно гаснущий, «тающий» свет в зрительном зале и … ослепительная сцена! Яркая, торжественная, словно не светом прожекторов – солнечным светом залита она. Солнцем и музыкой до краев наполнено ее огромное пространство. Солнечная, потрясающе красивая музыка льется со сцены в ошеломленный зал. Так вот он какой, оркестр! Настоящий огромный симфонический! Оркестр Муслима Магомаева! Это первое впечатление и сквозь многие годы прольется солнечным светом. И снова перед глазами та огромная сцена, и снова звучит в памяти прекрасная музыка. «АЭСО» - на колонках – динамиках, звуковой аппаратуре, сценических атрибутах – эти красивые и сразу же понятные буквы. Азербайджанский эстрадно-симфонический оркестр! Как здорово играют они! Это становится понятно с самых первых минут. Пока известна только фамилию дирижера – она в концертной программке. Николай Левиновский. Совсем молодой парень, высокий, стройный, и очень музыкальный. И весь оркестр потрясающе музыкально звучит, и музыкой настоящей, искренней, живой наполнена и сцена, и зал. Да, именно таким и должен быть оркестр Муслима Магомаева, и не может быть иным. Зал восхищенно аплодирует музыкантам и буквально взрывается овацией, когда на сцену выходит герой вечера.

*****

Стремительной, легкой походкой, словно из музыки и солнечного света. И песня о родном Баку – пламенный привет наконец-то дождавшимся своего Любимца москвичам. Какие они все-таки молодцы, московские зрители! Не смотря на строгие правила съездовского Дворца, его нелепые запреты, летят цветы на сцену. Оркестровая яма огромна, но если посильнее размахнуться, цветы могут долететь. Это очень трогательные и красивые мгновения. Особенно в этот вечер. Совсем скоро загрохочет над городом торжественная канонада салюта, расцветится небо множеством огней. А здесь, в зале Кремлевского Дворца Съездов – салют цветов. Их все больше и больше становится на рояле и… не только на рояле. Ближе к финалу концерта пол в оркестровой яме Дворца почти полностью устлан цветами. Хотя далеко не всем гвоздикам и розам посчастливилось оказаться на сцене, но был и у них полёт, и они - искорки прекрасного цветочного салюта в честь Любимого Артиста. Но это чуть позже, а пока погружается сцена в задумчивость сиреневых сумерек и звучит песня «Приходят рассветы»…

*****

Знакомая по пластинкам и радиопередачам песня. Вот и в недавнем большом интервью радиостанции «Юность» - целая передача, говорилось об этой песне. И даже пожелание Артиста радиослушателям прозвучало цитатой из ее стихов, прекрасных стихов Роберта Рождественского: «Я только прошу об одном – оставайтесь в начале, Всё время в начале дороги, в начале пути.» Сейчас у песни особенный смысл, она словно мостик между знакомой зрителям программой и новой, совершенно иной. И позднее, вспоминая слова «Рассветов», понимаешь ее место в этом концерте. «Но если однажды моя оборвется дорога, Заранее знайте, что это закончилась жизнь. Почтите, товарищи, честной минутой молчанья, И снова сомкните ряды, чтобы дальше идти…» Минута молчания сегодня над всей страной – дань памяти и скорби. Война оборвала миллионы дорог, и кажется, что сейчас эта песня звучит и о них, как светлая и святая память.

*****

«Музыкально-литературная композиция «Вечная слава героям», - знакомый голос диктора Центрального телевидения Светланы Моргуновой объявляет это сразу после «Рассветов». «На Земле безжалостно маленькой Жил да был человек маленький….» Слова «Баллады о маленьком человеке» входят в Зал, и тотчас ощутимой становится малость Планеты, и словно прохладнее делается в комфортном климате дворцовых кондиционеров. Голос Муслима звучит так, что «мурашки по коже», и каждой клеточкой начинаешь ощущать смысл песни. «И однажды прекрасным утром Постучалась к нему в окошко Небольшая, казалось, война.» Чеканным, суровым военным строем встают слова: «Автомат ему выдали маленький, Сапоги ему выдали маленькие, Каску выдали маленькую, И маленькую по размеру шинель. А когда он упал, некрасиво, неправильно, В атакующем крике вывернув рот, То на всей Земле не хватило мрамора, Чтобы вырубить парня в полный рост!» Пауза тишины, воцаряющейся в Зале после этих слов, как трепетная минута молчания, минута скорби и святой памяти, проходящей прямо через сердце.

*****

Эта композиция – целый спектакль. Песни исполнены драматизма, и каждая, словно монолог единого сценического действа. Позднее, внеся некоторые изменения в эту программу, Артист назовет ее «Баллада о маленьком человеке», и она ещё не раз прозвучит в концертах - во Дворце имени Ленина в Баку, в Зале Чайковского в Москве. «Большое видится на расстоянии», и сейчас на расстоянии лет отчетливее становится ясно, что в этой программе воплотились не только певческий и композиторский таланты Артиста, но и в новом амплуа художественного руководителя огромного оркестра проявился он ярко и широко, как режиссер драматической постановки. «Баллада о маленьком человеке» - абсолютно новый жанр, многогранность которого затрудняет найти ему название. Композиция?... Спектакль?... Однозначно, что серьезное, от классики идущее отношение Артиста е песне во всей полноте проявилось здесь.

*****

Второе отделение концерта, состоящее из песен советских и зарубежных авторов подарило букет премьер, из чего следует, что встрече с московской публикой предшествовала серьезная работа также и по обновлению репертуара. «Торжественная песня», которой заканчивалась композиция памяти, также, как и «Рассветы» прокладывала своеобразный «мостик», на этот раз из суровой военной действительности в солнечный день сегодняшний. И в этом также глубочайший смысл. Ведь именно ради солнечного, счастливого сегодня, шли в бой солдаты войны. Оно было для них светлым будущим, манило путеводной звездой, о нем писал в своих фронтовых письмах и отец Муслима – солдат войны, ради этого будущего принявший и свой последний бой всего за несколько дней до Великой Победы.

*****

И вновь ярким светом прожекторов, как светом солнца, заполнена сцена, ощущение воздуха, голубого безгранично просторного неба. И так гармонична в этом мирном пространстве «Песня о белом облаке». Она никогда не исполнялась прежде, она совсем новая, и имя автора – Светланы Афанасьевой – знакомо лишь в качестве концертмейстера, и совсем неизвестно, как композитора. Но именно в этот день, 9 мая 1976 года – премьера ее песни. Ещё раз, в следующем концерте, в другой вечер, прозвучит она, вновь открывая второе «мирное» отделение, и… развеется, к сожалению, как то самое облако, образ которого отпечался в стихах Роберта Рождественского. «Верю, что молодость всё ещё около, Плыло над юностью белое облако, Легкое облако, белое-белое, Словно любовь моя, самая первая…» 11 мая после антракта позвучит ещё одна песня – премьера «От тебя вдали» авторов А.Ойта и Н. Добронравова. Это тоже прекрасная песня, и хотя телевидение снимало все дни, но именно запись последнего из тех Кремлевских концертов спустя несколько дней – 16 мая 1976 года – будет показана по Центральному телевидению. А «Облако», оказавшееся, таким образом, вне телевизионного эфира, останется лишь в памяти и будет возвращаться вновь и вновь легким облачком грусти от невозможности отыскать эту запись.

*****

Все песни принимались исключительно тепло, да и могло ли быть по-иному, когда пел Любимец зрителей, воистину Народный Артист, самый талантливый и самый красивый, и… тут я могла бы продолжать до бесконечности, но просто вынуждена остановиться, вспомнив, что эти строчки – если повезет – может прочесть и сам Муслим Магометович, а он, будучи человеком исключительной скромности, не любит похвалы в свой адрес. Но все-таки не могу не сказать, что плеск аплодисментов громадного Зала, напоминающий шум океанского прибоя, цветочный салют над сценой, восторженные, сияющие глаза зрителей – все это неотделимо от воспоминаний о тех концертах.

*****

У песен, как и у людей разные судьбы. А стало быть и у них бывают особенные, феерически счастливые дни. Что-то невероятное случилось с Залом на одном из этих концертов после песни из кинофильма «Крестный отец». Конечно, необыкновенной красоты мелодия Н. Рота в исполнении Муслима Магомаева никогда не может оставить не то, что «равнодушным», даже просто взволнованным. Она – всегда потрясение. Потрясение от Музыки, которую так замечательно «открывает» Певец, красоты его Голоса, проникновенности и душевности исполнения. Но в этот раз как-то по-особенному слилось все это, так, словно вся нежность и вся грусть сошлись в этой песне. И появилось новое, ещё незнакомое, волнующее ощущение чего-то необычного. Словно не песня звучала в зрительном Зале Дворца, а свершалось некое таинство познания иных прекрасных миров. Лишь позже я поняла, что это было… За порогом возможного, за пределом талантливого это было то, что зовётся – ГЕНИАЛЬНОСТЬЮ. И сердце замирало, и взлетало так, как бывает лишь при встрече с самыми выдающимися шедеврами искусства.

*****

Зрители не отпускали Певца, и песня из кинофильма «Крестный отец» прозвучала вновь, «на бис», а потом был «My Way» и вновь, теперь уже знакомое очарование и потрясение, и каждая песня словно уносила зрителей в иные, совершенные миры, и память об этом «священная, как отблеск высокого огня»…

Дорогие Друзья! Здесь можно послушать магнитофонную запись концерта Муслима Магомаева в Кремлёвском Дворце Съездов 11 мая 1976 года.

Первое отделение концерта

Второе отделение концерта

Фотографии  и магнитофонная запись концерта - из нашей Коллекции.

СПАСИБО Людмиле (Гомель) за помощь в восстановлении фотоиллюстраций странички.

 ------------------------------------------

В канун 70-летнего юбилея Муслима Магометовича наш литературно-музыкальный журнал "МУСЛИМ" получил великолепный подарок - отличного качества аудиозапись этого концерта! Огромная благодарность девочкам - хранителям этой драгоценной реликвии!!!

Итак, вновь Кремлёвский Дворец Съездов,  11 мая  1976 года:

 

www.muslimmagomaev.ru

"Соратники" | Муслим Магомаев

Из книги Н.Касимовой "Соратники".Баку,"Ишыг",1988 год.

 Муслим Магомаев родился 5 сентября(по ст.стилю) 1885 года в селе Старо Атагинское близ Грозного в семье кузнеца-оружейника.Окончил грозненскую городскую школу,учительскую семинарию в Гори (1900 - 1904),Тифлисский учительский институт в 1911 году экстерном.

М.Магомаев и У.Гаджибеков были женаты на сестрах Терегуловых.М.Магомаев на старшей Багдагюльджамал (с 1905- 1937),которую в семье звали Бадюша.У.Гаджибеков на младшей Малике(Мелике).Еще были 3 сестры - Марьям - ее муж историк и музыковед К.Касимов,другая сестра за П.Касимовым - деятелем азербайджанской культуры,третья сестра за Г.Халиловым. Семья Терегуловых - 5 сестер и 2 брата - жили в Тифлисе.

Теплоту и искренность отношений супруги Магомаевы сохранили на всю жизнь.Они никогда не звали друг друга по имени,как обращение у них было принято одно слово - "Золото!" По свидетельству современников М.Магомаев был чутким,отзывчивым в семейном кругу человеком.Это был внимательный и любящий муж,заботливый отец,мудрый наставник,сумевший стать другом двум своим сыновьям,которые доверительно делились с ним раздумьями о жизни,о выборе профессии.

Находясь вдали от дома,Муслим-бек ни на один день не прерывал связи с семьей,писал письма,открытки.В 1904 году он работал в селе Бековичи (Терская обл.) в русской школе,но был уволен,так как "где имеются православные ученики,...может быть назначен только православный учитель".

Он перезжает в Ленкорань,потом в Баку,работает учителем в школе в районе Сабунчи -нефтепрмыслового района Баку.

М.Магомаев работал как скрипач и дирижер в музыкальном театре,которым руководил в 1912- 1914 годах,пока У.Гаджибеков учился в консерваториях Санкт-Петербурга и Москвы.Он отстаивал творческие интересы Гаджибекова,защищая его авторские права,регулярно поддерживал его материально.В переписке они обращались друг к другу:"Дорогой Муслим!" - "Дорогой Узеир!"

В 1913 году прошла премьера оперетты Гаджибекова "Аршин мал алан"  в Баку,в Тагиевском театре.Дирижировал премьерным спектаклем М.Магомаев.В 1913 году М.Магомаев пишет оперу "Шах Исмаил",премьера состоялась 7 марта 1919 года,2-я редакция оперы - в 1924 году,третья - в 1932 году.В 1947 году К.Караев сделал новую оркестровку оперы.

В 1920 году М.Магомаев был председателем исполкома работников просвещения и культуры Азербайджана.Он делал доклады,писал статьи.М.Магомаев ратовал за выступления азербайджанских женщин-актрис на сцене.В 1921 году возглавил отдел искусств Наркомпроса и был директором Тюркского драматического театра.В 1924 году М.Магомаев возглавил Азербайджанский Государственный театр оперы и балета (тогда именуемый Большой государственный театр),став его художественным руководителем и дирижером.

В 1929 году он был назначен музыкальным руководителем азербайджанского радиоцентра.Муслим Магомаев написал рапсодию "На полях Азербайджана" - первое симфоническое произведение в республике, выступал за создание массовых песен,за собирание и записи народных песен.Его записи народных песен (более 300 песен и танцев)  в 1900 году экспонировались на Парижской Всемирной выставке (он еще был семинаристом). В 1927 году вышел под общей редакцией М.Магомаева сборник "Азербайджанские тюркские народные песни". В оперном театре по его настоянию были объединены две труппы - азербайджанская и русская.М.Магомаев выступал за пропаганду европейской музыки и за сохранение национальной музыки.

В 1935 году написал оперу "Наргиз" - это первая национальная опера на революционную тему.В 1938 году опера "Наргиз" была показана в Москве в дни Первой Декады азербайджанского искусства.Оперу похвалили А.Хачатурян и М.Шагинян.

У.Гаджибеков жил в Баку на ул.Верхней Приютской,а М.Магомаев рядом - на Нижней Приютской.Дни рождения отмечали вместе.Магомаевы любили отдыхать в Цеми - курорт в Грузии,в Минеральных Водах,в селах Апшерона.Ставили домашние спектакли,в них принимали участие дети - двое сыновей Магомаевых,их многочисленные племянники.Дети невольно учились у старших этике человеческого общения,умению вести спор,держаться с достоинством,уважать чужое мнение.Все, и взрослые,и дети в этих семьях назывались уменьшительно-ласкательными именами (Джамалэддина звали Джамулька,а Магомета - Мамусь).

Вот что писал о М.Магомаеве музыковед К.Касимов:"Я не переставал удивляться его неуёмной энергии,его умению браться за "тысячу дел" и все доводить до конца - на работе и дома. ...при этом оставался хорошим хозяином,любящим мужем и нежным отцом, создававшим дома атмосферу человеческой доброты и взаимопонимания.Муслим Магомаев хорошо рисовал и, начав картину,непременно заканчивал ее.Если конструировал какое-нибудь приспособление для дома, то восхищал тщательностью работы.Магомаев любил гостей и умел устроить для них целое представление, которое надолго запоминалось..."

У.Гаджибеков шутил по поводу сходства их с М.Магомаевым биографий.Оба были противниками пролития крови вообще.Они огорчались,видя кровь зарезанного животного, даже если оно предназначалось для еды.Однажды на отдыхе в деревне для Муслим-бека и его гостей зарезали ягненка для пикника.Муслим-бек грустно сказал:"Вот и нет больше ягненка..." Подобный случай был и с У.Гаджибековым, который пожалел зарезанного петуха.

Муслим Магомаев скончался в 1937 году в Нальчике.У.Гаджибеков - в 1948 году в Баку.

Поэт Сулейман Рустам написал стихотворение "Два брата" :

Два брата вы, два друга, два творца.

Вы заставляли замирать сердца.

Как голос Родины, святой и гордый

Великой вашей музыки аккорды.

Не может жить без музыки душа,

Народы вам внимают, не дыша.

Не увядают розы - гордость мира

В созвучиях Муслима, Узеира.

Двух мастеров великих имена

Вовек хранит счастливая страна.

                                      (Пер. А.Грича)

 

В 1985 году праздновался 100-летний юбилей со дня рождения Узеира Гаджибекова и Муслима Магомаева.О них писали поэты,композиторы, посвящали им свои работы художники и скульпторы.

Литература:

1. Муслим Магомаев. Баку, Азернешр, 1940. 2. Халилов Р. Дружба, испытанная временем/ Молодежь Азербайджана, 1975, 11 декабря. 3. Сарабский А. Возникновение и развитие азербайджанского музыкального театра. Баку, Элм, 1968. 4. Исмайлова Г. Муслим Магомаев. Баку, Азерб. Гос. изд-во, 1986. 5. Мамедов И. "Шах Исмаил".Опера М.Магомаева в Азербайджанском театре оперы и балета им.Ахундова/ Бакинский рабочий, 1967, 15 марта. 6. Алили М. / Бакинский рабочий, 1986, 23 мая. 7. Кулиев Т., Халилов Р., Касимова К. (3 статьи)/ Бакинский рабочий,1986, 24 мая. 8. Статья о 100-летии М.Магомаева/  Бакинский рабочий, 1986. 27 мая. 9. Кулиев Т. Народный по духу./ Советская культура. 1986, 29 мая. 10. Халилов Р. "Жили два друга..."/ Бакинский рабочий, 1987. 18 сентября. 11. Шушинский Ф. Опера "Шах Исмаил" в Азербайджанском театре оперы и балета им.М.Ф.Ахундова/ Бакинский рабочий. 1989, 27 марта. 12. Халилов Р. / Бакинский рабочий. 1989, 19 сентября. 13. Бакинский рабочий, 1991, 18 октября.

----

Литературно-музыкальный журнал "МУСЛИМ" благодарит Галину Голованову  (Череповец) за конспект этой редкой книги.

P.S. Список литературы  частично из книги (№ №1- 4), частично составлен Галиной по её "Летописям газетных статей".

www.muslimmagomaev.ru

Пресса о творчестве композитора Муслима Магомаева-старшего

"Неделя", 18 сентября 1998 года:

Газета «Наш век» 19-25 сентября 2003 года

Братья по призванию

 

18 сентября исполнилось 118 лет со дня рождения великих азербайджанских композиторов, основоположников азербайджанской классической музыки Узеира Гаджибекова и Муслима Магомаева. Этот день по праву был назван Днем музыки

 

Немало встречается схожих мгновений в человеческих судьбах, иной раз совпадают даже исторические памятные даты. Но столько общего в судьбах двух великих сынов Азербайджана - Узеира Гаджибекова и Муслима Магомаева вряд ли можно отыскать в биографиях других личностей. Оба они родились в один и тот же день, месяц и год, а точнее, 18 сентября (5 по старому стилю) 1885 года. Оба обучались наукам в одно и то же время (1899-1909 гг.) в Горийской семинарии, которая на тот период играла большую роль в деле образования в Закавказье. Юный Узеир обучался игре на скрипке и баритоне, а Муслим предпочел скрипку и гобой. Еще в годы обучения в семинарии оба становятся ведущими исполнителями студенческого ансамбля.

 

По окончании учебы в Горийской семинарии их пути на короткое время разошлись: Муслим получил направление на Северный Кавказ, в село Беокович, а Узеира ждала работа в селе Гадрут Джабраильского уезда. Через год Магомаев стал преподавать в Лянкяране, а Гаджибеков - в Баку. Даже если бы не многогранный композиторский талант этих удивительных людей, все равно они вошли бы в историю Азербайджана как прекрасные педагоги. В этот период будущий композитор Узеир Гаджибеков составляет первый учебник по арифметике, переводит на азербайджанский язык повесть Гоголя “Шинель”, организует музыкальные кружки.

Одновременно начинается и его просветительско-публицистическая деятельность: Уз.Гаджибеков пишет статьи и фельетоны в отдельные газеты и журнал “Молла Насреддин”, подписанные зачастую “Филанкес” (“Некто”). Позднее Узеирбек становится первым редактором газеты “Азербайджан”. Много сил и внимания все эти годы отдает просветительской работе и Муслим Магомаев. Силами учащихся он организовывает хоровые и драматические кружки.

12 января 1908 года стал переломным в истории азербайджанской музыкальной культуры. В этот день на сцене Бакинского драматического театра имени Тагиева (ныне в этом помещении располагается Театр музыкальной комедии) была поставлена первая опера Уз.Гаджибекова “Лейли и Меджнун”, ознаменовавшая собой рождение азербайджанской национальной оперы. Созданный им жанр мугамной оперы станет новой страницей в истории мировой музыкальной культуры, до сих пор вызывающий восхищение истинных знатоков искусства.

В 1912 году М. Магомаев переезжает в Баку и становится не только ближайшим сподвижником Узеирбека, но и родственником. Оба они женились на сестрах Байдигюльджамал и Малейке, братья которых - Ханафи и Али Терегуловы - учились вместе с Узеиром и Муслимом в Горийской семинарии. Вслед за “Лейли и Меджнуном” Узеир Гаджибеков пишет ряд опер и оперетт: “Шейх Санан”, “Рустам и Зохраб”, “Муж и жена”, “Не та, так эта”, “Шах Аббас и Хуршуд бану”, “Асли и Керем”. Долгие годы Уз.Гаджибеков и М.Магомаев плечом к плечу работали над созданием и развитием азербайджанского национального театра. Через много лет, после смерти Муслима Магомаева, давая оценку его заслугам в деле развития азербайджанской музыки, Узеирбек так оценил своего брата по призванию: “С первых же шагов музыкальной деятельности, начавшейся еще в дореволюционные годы, и до самых последних дней жизни Муслим Магомаев отдавал искусству многогранный талант, всю неизбывную, кипучую энергию. Надо было обладать огромной волей, питать глубокую, искреннюю любовь к искусству народа, чтобы пройти тот сложный, трудный творческий путь, который выпал на долю этого музыканта”. М.Магомаев влюбился в театр, и на основе народного дастана принялся за написание оперы “Шах Исмаил”, премьера которой ожидалась в декабре 1916 года. Однако из-за случившегося пожара зрители увидели ее лишь в 1919 году. М.Магомаев прожил всего 52 года, но за свою короткую жизнь он успел написать две оперы - “Шах Исмаил” и “Наргиз”, около 30-ти симфонических и вокальных произведений, музыку к кинофильмам и спектаклям. Более трехсот народных песен обрели нотную запись благодаря его работе, многие из которых были обработаны для оркестра. Благодаря творчеству этого композитора в мир искусства пришли такие ханэнде и вокалисты, как Гусейнага Гаджибеков, Мамедага Багиров, Хагигят Рзаева, Аловсат Садыгов, Агабаба Буниатзаде и многие другие. В 1920 году после переименования Азербайджанского драматического театра в государственный, Муслим Магомаев стал первым директором этого очага культуры, а позднее - художественным руководителем радио. Немногие знают, что М. Магомаев еще задолго до Узеира Гаджибекова задумал написать оперу “Кероглу”. Сохранился даже клавир этого произведения. Когда же он узнал, что его товарищ по перу взялся за одноименную оперу, сразу же передумал: “Узеирбек это сделает лучше меня”, - были его слова. Профессию музыканта Муслим Магомаев любил больше всего в жизни. Он был тяжело болен, когда ставил оперу “Наргиз”. Работа над этой постановкой окончательно подточила силы М. Магомаева, и 28 июля 1937 года он скончался.

Много сил и внимания отдал музыкальному образованию нового поколения Узеир Гаджибеков. Он организовал первую музыкальную школу для учащихся на азербайджанском языке, музыкальный техникум, руководил музыкальным отделом радиовещания. По инициативе Узеира Гаджибекова были созданы Государственный ансамбль песни и танца, Государственный хор, первый в Азербайджане нотный оркестр народных инструментов. Его книга “Основы азербайджанской народной музыки” и сегодня не потеряла своего фундаментального значения. До последнего дня своей жизни (он скончался 23 ноября 1949 года) Уз. Гаджибеков был ректором Азербайджанской государственной консерватории. Двух опер - “Лейли и Меджнун” Узеира Гаджибекова и “Шах Исмаил” Муслима Магомаева хватило бы, чтобы имена их создателей навечно остались в истории азербайджанской музыкальной культуры. Уз.Гаджибеков и М.Магомаев - одни из тех великих художников, которые сочетают в себе высокий талант с активно выраженной общественной деятельностью, гражданственностью и патриотизмом. Вся их жизнь - это жизнь борцов за прогресс. Чутко откликаясь на общественно-политические события, они отдавали все свои силы служению народу, родному искусству.

 

Литературно-музыкальный журнал "МУСЛИМ" благодарит Галину Голованову (Череповец) за Дополнительный список материалов, посвященных Муслиму Магомаеву-старшему.

www.muslimmagomaev.ru

Наш КИНОзал | Муслим Магомаев

  Дорогие Друзья! Муслим Магометович всегда щедро делился редкими записями, фильмами. Хочется и нам, по возможности, поддерживать эту замечательную традицию.

Здесь будут появляться записи фильмов и телепередач. Хотя  не все они связаны с наших Любимым Певцом, но, надеемся, будут интересны Друзьям и Гостям литературно-музыкального журнала "МУСЛИМ".

*****

Из коллекциии Муслима Магомаева:

"Молодой Карузо"

Скачать.

«…  В этом месте рассказа я должен перевести дыхание, потому что надо вспомнить, как началось главное дело моей жизни. А началось оно с того, что я увидел фильм «Молодой Карузо». Нет, не тот, американский, с Марио Ланца, называвшийся «Великий Карузо», а итальянский. В нем роли играли драматические актеры, а озвучивал великого неаполитанца молодой Марио Дель Монако. Героиню в этой ленте играла Джина Лоллобриджида. Я только догадывался, что можно петь так: меня уже начинало интересовать пение…», -  Муслим Магомаев, «Живут во мне воспоминания», стр. 49.

"Марио Ланца. Поющий Богам":

 Дорогие Друзья! Эта видеозапись на сайте в настоящее время  отсутствует. Кто хочет посмотреть фильм, можно написать на адрес редактора сайта:

[email protected]

 

Арно Бабаджанян в телевизионной программе «Музыканты о музыке» (отрывок из передачи, исполнение автором «Ноктюрна»):

"Арно Бабаджанян. Опьяненный солнцем", ТВЦ, 22 января 2011 года (к юбилею композитора):

Скачать.

"По волне моей памяти". Гость передачи - Араик Бабаджанян:

Скачать.

Из коллекции Муслима Магомаева: "Пророчества Нострадамуса" ("Человек, который видел будущее). 1981 год. США. Отрывок из фильма:

 Скачать  

Рашид Бейбутов. «Я встретил девушку…»:

Скачать.

 Аршин мал алан»:

Скачать.   

Дорогие Друзья! Эта видеозапись на сайте в настоящее время отсутствует. Кто хочет посмотреть фильм, можно написать  на адрес редактора сайта: [email protected]

 "Ритмы Апшерона". Режиссер - Эльдар Кулиев.

Скачать. (немного пофантазировали:)

"Бушует Маргарита", музыкальный фильм с участием Муслима Магомаева, 1970 год:

Скачать: Часть 1.

Скачать: Часть 2.

"Похищение", музыкальный фильм с участием Муслима Магомаева, 1969 год:

Часть 1. Скачать.

Часть 2. Скачать.

"Москва в нотах", музыкальный фильм с участием Муслима Магомаева, 1969 год:

Скачать фильм.

Об участии Муслима Магомаева в фильме "Москва в нотах":

 

 

"Белый рояль", музыкальный фильм.

В этом фильме Муслим Магомаев исполняет песню "Лунная серенада" (за кадром):

Скачать.

«Сказки русского леса», телевизионный «Огонёк» 1 января 1967 года с участием Муслима Магомаева:

Часть 1. Скачать.

Часть 2. Скачать.

Часть 3. Скачать.

"Когда песня не кончается", музыкальный фильм (с участием Муслима Магомаева), 1964 год.

Скачать фильм.

Путешествие в театр им. Ахундова... В родной театр Муслима Магомаева!!!

 "Азербайджанский государственный театр оперы и балета", телепередача канала "Культура":

Скачать.

Опера композитора Муслима Магомаева (старшего) в Азербайджанском государственном академическом театре оперы и балета имени М.Ф. Ахундова:

Скачать

«Digan Lo Que Digan» («Пусть говорят»). 1968-й год.

В главной роли – Рафаэль:

 

 Дорогие Друзья! Эта видеозапись на сайте в настоящее время отсутствует. Кто хочет посмотреть фильм, можно написать  на адрес редактора сайта: [email protected] Часть 3.  Скачать.     

 Отрывок из фильма Эльдара Рязанова "Невероятные приключения итальянцев в РОССИИ". Песню "Amore, vieni" исполняет Муслим Магомаев:

Скачать.

Из Коллекции Муслима Магомаева:

[21:59 - 24 Октября 2006 года] МММ:  Сегодня, с раннего утра я начал синхронизировать фильм о Рихтере. Он был бракованный тем, что "звук не совпадал с изображением"Но, я со своим УПРЯМСТВОМ его вернул "на место"!Я понимаю, что не всех друзей этот фильм заинтересует, но....НО!!!РЕКОМЕНДУЮ!!! Более Великого Музыканта я, пока НЕ ЗНАЮ!!!

"Рихтер непокоренный":

 

 Дорогие Друзья! Эта видеозапись на сайте в настоящее время  отсутствует. Кто хочет посмотреть фильм, можно написать на адрес редактора сайта: [email protected]

Часть 1. Скачать.

Часть 2. Скачать.

Концерт Эмина Агаларова, состоявшийся  в Нескучном Саду (Москва) 14 июня 2007 года:

Эта запись из коллекции Муслима Магометовича. Он с большой теплотой и любовью относился к Эмину. Муслим Магометович разместил эту запись на своем сайте, чтобы познакомить с нею всех нас.  Запись концерта Эмина находилась в разделе «Музыкальные и художественные фильмы» (См. страничку "Каталог сайта magomaev.info"). 

 Дорогие Друзья! Эта видеозапись на сайте в настоящее время  отсутствует. Кто хочет посмотреть концерт, можно написать на адрес редактора сайта: [email protected]

Часть 1. Скачать.

Часть 2. Скачать.

Из коллекции Муслима Магомаева. Фильм Виталия Павлова "ГАЛИНА". Октябрь 2008 года:

 Дорогие Друзья! Эта видеозапись на сайте в настоящее время отсутствует. Кто хочет посмотреть фильм, можно написать  на адрес редактора сайта: [email protected]

 

1 серия:

2 серия:

3 серия:

4 серия:

 

"Ледниковый период", "Течет Волга". Запись песни в исполнении  Людмилы Зыкиной, эфир передачи 5 декабря 2009 года:

Скачать.

www.muslimmagomaev.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта