Оплот борьбы за русскость. Литературный журнал брега тавриды
Главная
|
![]() |
Издание выходит с 1991 года.Автор проекта, основатель и главный редакторжурнала «Брега Тавриды» с 1991 по 2002 год —писатель, философ, академик, почетный крымчанинДОМБРОВСКИЙ АНАТОЛИЙ ИВАНОВИЧ
Главный редактор — ДОМБРОВСКАЯ Галина СергеевнаЗам.главного редактора — БАХРЕВСКИЙ Владислав Анатольевич
Редакционная коллегия:БОДЫКИН Гарольд Михайлович,ДРОКИНА Татьяна Анатольевна,КАСЬЯНЕНКО Людмила Григорьевна,ЕГОРОВА Тамара Андреевна, зав.редакцией прэзии,КЛОССОВСКИЙ Игорь Николаевич,ЛАЗАРЕВ Феликс Васильевич,
ПОДОСИННИКОВА Людмила Андреевна,
СМИРНОВ Валерий Альбертович,
ШАЛЮГИН Геннадий Александрович.
Учредитель:
Свидетельство о регистрации:ПИ № ТУ91-00132, выдано 24.03.2015 Федеральной службой Роскомнадзор.
www.bregatavridy.rk.ua
О журнале «Брега Тавриды»
О ЖУРНАЛЕ «БРЕГА ТАВРИДЫ»
![]() |
![]() |
Важным событием в жизни крымских писателей в июле 1991-го, тяжелого перестроечного года, когда не работали издательства, не выходили книги, а мастерство и профессионализм литераторов вообще не были востребованы, стал выход в свет первого номера журнала "Брега Тавриды", задуманного и основанного выдающимся крымским писателем Анатолием Ивановичем Домбровским. Вот что сказала тогда известная севастопольская писательница Валентина Фролова в статье «Подвиг, который никому не приходит в голову назвать подвигом» : «Для нас, людей пишущих, журнал — островок надежды на возрождение культуры. А может ли быть сегодня больший подвиг, чем дать людям надежду?»
Будучи главным редактором на протяжении почти 11 лет, Анатолий Домбровский опекал свое детище, добиваясь стабильности его выхода в свет ради того, чтобы писатели были услышаны, могли прийти к читателю со своими произведениями. По его замыслу, издание должно представлять на своих страницах всю крымскую творческую интеллигенцию (на тот момент брошенную властями на произвол судьбы), то есть не только прозаиков и поэтов, но и литературоведов, критиков, публицистов, ученых филологов, философов, историков, культурологов, архитекторов, археологов, художников... Таким образом, журнальная концепция Домбровского выстроилась в виде рубрик: «Проза», «Поэзия», «Наш Пушкин», «Чеховские чтения», «Культура: факты, проблемы, гипотезы», «Душа в заветной лире», «Талант – волшебный ключ искусства», «История. Философия. Критика», «Мастера крымской палитры», «Зодчие Крыма» и т. д. Исходя из этой концепции, писатель собрал вокруг журнала талантливых представителей творческих профессий, которые и поныне являются постоянными авторами «Брегов Тавриды». Цель издания журнала, по замыслу главного редактора, заключалась в пропаганде общности истории и культур русских, украинцев и белорусов, а также идей гуманизма, братства, единения и взаимопонимания. О том сложном перестроечном периоде Домбровский писал: «идея единения народов Украины, России и Белоруссии живет в сердцах крымчан. Они убеждены, именно Крыму суждено стать золотым звеном, которое соединит братские народы, что отсюда распространится по славянской земле благодать единения, как некогда распространилось православие...»
«Брега Тавриды» — издание не развлекательное, серьезное. Предпочтение отдается произведениям, продолжающим пушкинскую литературную традицию, несущим духовные ценности, которые зиждутся на христианской морали. Журнал таков, потому что таковы литературные устремления писателя Домбровского, который был убежденным противником развлекательной литературы. В те годы в газетах появилась его статья «Развлекательная литература превращает людей в стадо, которое мычит о своем вхождении в европейскую цивилизацию», где он сказал: «Литература призвана освещать путь, а не морочить людям головы, погружая их во мрак и смрад мистики, насилия и физиологии…».
В 2001 году Анатолия Ивановича не стало. http://mkult.rk.gov.ru/rus/index.htm/news/291795.htm. Его жена Домбровская Галина Сергеевна - помощник и соратник в организации и редактировании журнала – на общем собрании членов СРУБП в 2002-м году была избрана на должность главного редактора «Брегов Тавриды» и до сих пор продолжает его дело, традиции, во всем руководствуясь заложенными писателем идеями.
(См.сайты:http://madam-dombrowskaya.narod.ru;....http://www.biografija.ru/biography/dombrovskij-anatolij-ivanovich.htm; Домбровский:http://www.proza.ru/2012/12/28/1451; https://www.proza.ru/2014/01/19/1478 ).
Главный редактор Галина ДОМБРОВСКАЯ, заслуженный деятель искусств РК, лауреат Международной премии им.Сергея Михалкова, Премии РК, им.Леонардо да Винчи
www.bregatavridy.rk.ua
Книга «Брега Тавриды» - сборник лучших произведений авторов литературного журнала
ПОЛОЖЕНИЕ
IX Международный литературный Фестиваль
«Чеховская осень - 2018» в городе Ялта
26-28 октября 2018г.
1.Цели и задачи Фестиваля.
Целями и задачами Фестиваля являются:
- Укрепление творческих и дружеских связей русскоязычных поэтов и писателей России, Украины, Казахстана, Белоруссии и других зарубежных стран.
- Пропаганда творчества А.П.Чехова.
- Укрепление имиджа Ялты как культурной столицы Южного берега Крыма.
- Открытие и поддержка новых талантливых авторов.
- Содействие общению начинающих авторов с признанными мастерами слова.
- Установление контактов между творческими организациями и отдельными авторами.
2.Организация Фестиваля. «Лучший знаток стихов Владимира Луговского»,
Организаторами Фестиваля являются РОО «Союз писателей Республики Крым» и Ялтинское литературное общество им. А.П. Чехова при поддержке Международного Сообщества Писательских Союзов, Фонда «Русский мир», Министерства культуры Республики Крым, Министерства внутренней политики, информации и связи Республики Крым, Министерства труда и социальной защиты Республики Крым, Администрации г. Ялта, газеты «Литературная газета» г. Москва, газеты «Крымские известия» г. Симферополь.
3.Оргкомитет Фестиваля.
Для непосредственной организации мероприятий Фестиваля создается Организационный комитет Фестиваля, в который входит дирекция Фестиваля и жюри Фестиваля.
Оргкомитет Фестиваля утверждается правлением РОО «Союз писателей Республики Крым» в количестве 11 (одиннадцати человек). Члены Оргкомитета несут персональную ответственность за свой участок работы.
К работе в жюри Фестиваля приглашаются наиболее компетентные, опытные и профессиональные литераторы, лидеры общественного мнения из России, Белоруссии, Украины и др. стран.
Количественный и персональный состав жюри для каждой секции или конкурса формируется на Фестивале отдельно.
4. Участники Фестиваля.
Участниками Фестиваля могут быть любители литературы и поэзии, исполнители авторской песни, почётные гости, общественные деятели, журналисты и все, кто интересуется литературой и искусством.
Положение Фестиваля и бланки заявок посылаются по электронной почте персонально приглашённым конкурсантам, а также руководителям литературных объединений для отбора участников конкурса. Подтверждением о регистрации конкурсанта является заполненная заявка, которая отсылается по электронной почте по адресам членов Оргкомитета:
Егорова Тамара Андреевна - [email protected]
Конкурсанты, участвующие в Фестивале вне конкурса заполняют заявку при регистрации в г. Ялта. Для проживания Оргкомитетом конкурсантам предоставляются ранее забронированные номера в гостиницах, санаториях, пансионатах г. Ялта. Конкурсант (участник) Фестиваля самостоятельно оплачивает проезд, размещение в номере и питание.
Для участия в конкурсной программе каждый участник Фестиваля обязан пройти регистрацию в Оргкомитете.
По прибытии в г. Ялта участники Фестиваля должны иметь тексты произведений, рассчитанные не более чем на пять минут прослушивания в каждой номинации (секции).
Каждый автор имеет право выбрать для участия в конкурсной программе по своему усмотрению не более двух номинаций (секций).
Прибывший конкурсант сдаёт регистратору тексты в напечатанном виде, при этом над текстами он записывает выбранную номинацию. Тексты произведений, написанные от руки, не рассматриваются. Регистратор сдаёт Председателю жюри списки, записавшихся в номинации, и тексты. Председатель жюри сортирует тексты по номинациям и раздаёт их членам жюри, ответственным за номинацию.
Один экземпляр авторской работы в каждой номинации сдаётся при регистрации регистратору с подписанной номинацией, второй - участники конкурса оставляют себе для выступления, третий (без фамилии) – конкурсант кладёт в папку «Тексты анонимных авторов» на столе регистратора для участия (по желанию) в анонимном поэтическом конкурсе одного стихотворения, которое не должно быть озвучено на конкурсе.
На Конкурс могут быть выдвинуты только те произведения, которые соответствуют номинациям в соответствующей мастерской и условиям Конкурса. Допускается представление работ под псевдонимами. Не допускается использование в качестве псевдонима имён реально существующих лиц.
На Конкурсах принимаются как новые работы, так и уже публиковавшиеся ранее в других изданиях или в INTERNET.
На Конкурс не принимаются работы, в содержании которых есть политическая, религиозная и иного рода пропаганда, призывы к национальной розни, ненормативная лексика. К участию в Конкурсе также не допускаются произведения, нарушающие авторские права. На Конкурсе рекомендуется чтение произведений с листа.
Жюри не вступает с авторами в дискуссию и не проводят рецензирование конкурсных работ. Участники Конкурса в рамках Фестиваля соглашаются с тем, что их произведения, прозвучавшие во время Фестиваля, а также лучшие произведения, отобранные жюри Фестиваля, будут опубликованы в литературных изданиях, в журнале “Брега Тавриды», на сайте РОО “Союз писателей РК» http://brega-crimea.ru в течение года после окончания фестиваля. Участники Конкурса соглашаются на проведение фото и видео-съемки во время проведения фестиваля. При этом авторы не претендует на выплату гонорара.
Подача заявки на участие в Фестивале означает полное и безусловное принятие правил данного Положения. Неправильно оформленные заявки не рассматриваются.
5. Требования, предъявляемые к конкурсным
произведениям авторов на Фестивале.
Произведения авторов должны соответствовать следующим критериям:
- принимаются поэтические произведения любых направлений и жанров. Тематика свободная.
- объём стихотворных произведений должен быть не более 60 строк.
- участник имеет право выступить в одной номинации не более пяти минут.
- тексты конкурсных литературных произведений в прозе и стихах необходимо предоставить в Оргкомитет в одном экземпляре, формат MS Word, шрифт Times New Roman, размер шрифта - 12, полуторный пробел. - страницы авторской работы должны быть пронумерованы.
- автор вносит свое имя, место проживания в заглавную строку каждой страницы.
6. Конкурсная программа Фестиваля.
В рамках проведения Фестиваля проходят выступления авторов, литературные чтения, круглые столы, экскурсии.
В программу Фестиваля входят: поэтический Конкурс (4 секции), Конкурс одного стихотворения (поэтический ринг или марафон), Конкурс поэтов-маринистов, Конкурс авторской песни, Конкурс военной авторской песни, заочный литературный Конкурс - «Чеховские мотивы», Конкурс «Лучший знаток стихов Владимира Луговского», Конкурс «Поэзия молодых», час интересных встреч, выставка изданий участников Фестиваля, культурная и экскурсионная программа.
Всем участникам Фестиваля вручаются Грамоты об участии в Фестивале. Победители Фестиваля награждаются Дипломами и подарками. Произведения победителей Фестиваля публикуются в брошюре «Сборник произведений участников IX Международного литературного Фестиваля «Чеховская осень - 2018» в Ялте», журнале «Брега Тавриды», размещаются на сайте РОО «Союз писателей РК» - http://brega-crimea.ru. Победителям конкурсной программы будет предоставлена возможность 30-и секундной записи видео - ролика. Оргкомитет оставляет за собой право на размещение видео - роликов в СМИ. Дополнительные номинации, призы и награды для победителей Фестиваля могут быть учреждены заинтересованными в этом лицами или организациями.
6.1. Поэтический конкурс Фестиваля.
Тема поэтического Конкурса – «Свободная поэзия».
Проведение поэтического конкурса проходит для конкурсантов в 4-х секциях:
1. Пейзажная лирика. Крымские мотивы.
2. Гражданская и духовно-философская лирика.
3. Любовная лирика.
4. Стихи для детей.
Подведение итогов поэтического конкурса Фестиваля.
Литературный конкурс проходит на Фестивале в течение двух дней.
Голосование жюри осуществляется по 5 балльной системе.
По итогам голосования определяются 3 конкурсные работы, получившие максимальное количество баллов в каждой номинации.
Три конкурсные работы в каждой номинации, набравшие наибольшее количество баллов, являются победителями конкурса.
Авторы, конкурсные произведения которых завоевали соответственно 1-е,2-е,3-е места во всех номинациях, являются победителями и награждаются дипломами лауреатов и подарками.
Гран-При Фестиваля присуждается по решению жюри за особо выдающееся произведение.
Жюри оставляют за собой право не присуждать любое из трех мест, а также Гран-При фестиваля за особо выдающееся произведение. Участник, получивший высшее признание – Гран-При и победители по секциям имеют возможность выступить в концертной программе на закрытии Фестиваля.
6.2.Конкурс одного стихотворения Фестиваля
(поэтический ринг или марафон).
Тема конкурса – «КРЫМСКАЯ МУЗА». Рассматриваются произведения с крымской тематикой: «Крымская весна», «Крымская природа», «История Крыма». Все произведения должны исполняться авторами.
Подведение итогов поэтического Конкурса одного стихотворения.
Литературный конкурс «КРЫМСКАЯ МУЗА» проходит на Фестивале в рамках утвержденной программы. Голосование осуществляет жюри и зрители поднятием руки после каждого прослушивания. Жюри проводит подсчет голосов зрителей по каждому выступающему.
Итоги Конкурса одного стихотворения определяются по результатам голосования слушателей и членов жюри. Победитель Конкурса награждается дипломом, а также Призом зрительских симпатий. Победитель имеет возможность выступить в концертной программе на закрытии Фестиваля.
6.3. Конкурс поэтов-маринистов.
Тема Конкурса - «Я люблю тебя, море!». Конкурс проводится на морском судне и авторами читаются стихи о морской стихии, о людях моря и т.д. Все произведения должны исполняться авторами.
Подведение итогов поэтического Конкурса поэтов-маринистов.
Голосование жюри осуществляется по 5 балльной системе на морском судне. По итогам голосования жюри определяются 3 победителя, получившие максимальное количество баллов. Победитель имеет возможность выступить в концертной программе на закрытии Фестиваля.
6.4. Конкурс авторской песни.
Тема конкурса – «Свободная авторская песня». Тематика конкурсных песен не должна быть связана с политическими, религиозными направлениями, всякого рода пропагандой, призывами к национальной розни, ненормативной лексикой. Произведения не должны нарушать авторские права. В конкурсе участвует любой конкурсант исполняющий свое произведение под авторскую музыку.
Подведение итогов авторской песни Фестиваля.
Голосование жюри осуществляется по 5 балльной системе. По итогам голосования жюри определяются 3 победителя, получившие максимальное количество баллов. Победитель имеет возможность выступить в концертной программе на закрытии Фестиваля.
6.5. Конкурс военной авторской песни.
Тема конкурса – «Бери шинель, пошли домой!». Тематика конкурсных песен не должна быть связана с политическими, религиозными направлениями, всякого рода пропагандой, призывами к национальной розни, ненормативной лексикой. Произведения не должны нарушать авторские права. В конкурсе участвует любой конкурсант исполняющий свое произведение под авторскую музыку.
Подведение итогов авторской песни Фестиваля.
Голосование жюри осуществляется по 5 балльной системе. По итогам голосования жюри определяются 3 победителя, получившие максимальное количество баллов. Победитель имеет возможность выступить в концертной программе на закрытии Фестиваля.
6.6. Конкурс «Лучший знаток стихов Владимира Луговского».
Тема Конкурса - «Лучший знаток стихов Владимира Луговского».
Прием заявок на участие в конкурсе проводится до начала Фестиваля по электронной почте Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. а также в первый день основного конкурса на регистрации Поэтического конкурса Фестиваля.
К участию в основном конкурсе допускаются все желающие, независимо от места проживания, в возрасте до 18 лет, заполнившие заявку на участие.
Подведение итогов авторской песни Фестиваля.
Голосование жюри осуществляется по 5 балльной системе. По итогам голосования жюри определяются 3 победителя, получившие максимальное количество баллов. Победитель имеет возможность выступить в концертной программе на закрытии Фестиваля.
6.7. Конкурс «Поэзия молодых».
Произведения не должны нарушать авторские права. В конкурсе участвует любой конкурсант исполняющий свое поэтическое произведение.
Подведение итогов авторской песни Фестиваля.
Голосование жюри осуществляется по 5 балльной системе. По итогам голосования жюри определяются 3 победителя, получившие максимальное количество баллов. Победитель имеет возможность выступить в концертной программе на закрытии Фестиваля.
6.8.Заочный литературный Конкурс - «Чеховские мотивы».
Тема Конкурса - «Чеховские мотивы». Конкурс проводится в формате: короткий рассказ, зарисовка, миниатюра на одной странице формата А-4.
Произведения авторов присылаются по электронным адресам:
Шалюгин Геннадий Александрович - Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Мухин Валерий Петрович - Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
В электронном письме конкурсантом указывается обратный адрес автора:
Подведение итогов литературного Конкурса – «Чеховские мотивы».
Конкурсная комиссия оглашает итоги конкурсного отбора и определяет 3-х победителей. Итоги оглашаются на церемонии закрытия Фестиваля. По итогам конкурса победителям направляются призы от Оргкомитета Фестиваля.
7. Бюджет Фестиваля.
Бюджет Фестиваля складывается из федеральных и региональных грантов, средств организаторов Фестиваля, пожертвований частных и юридических лиц.
brega-crimea.ru
Брега Тавриды избранное 1991-2016 | Журнальный мир
Вступительные статьи
Вступительная статья главного редактора к выходу первого номера журнала «Брега Тавриды»
Проза (рассказы)
Поэзия
У Литературной карты Крыма
Писатель-сатирик Николай Полотай
Иннокентий Анненский в Крыму
Писатель Петр Павленко
Писатель Станислав Славич
Афанасий Фет в Крыму
Поет Дмитро Черевичний
Пушкин в Бахчисарае
Прозаик Мария Глушко
Жизнь и творчество Александра Лесина
Поэт Владимир Терехов
Поэт Николай Тарасенко
Симферопольский период жизни К.А. Тренева
Поэзия Тамары Егоровой
Поэзия Ольги Дубинянской
Писатель Николай Бирюков
Крымские страницы жизни С.Н. Сергеева-Ценского (1875–1958)
Поэзия Татьяны Дрокиной
Из истории создания музея А.С. Пушкина в Гурзуфе
Писатель Анатолий Милявский
Геннадий Шалюгин и его книга «Крымская Русь»
Культура: факты, проблемы, гипотезы
Дебют Николая Надеждина как историка России и Крыма
История создания музея И.Л. Сельвинского
Художник Иван Копаенко
Театровед Людмила Касьяненко
Галине Домбровской
Художник Элеонора Щеглова
Художник-баталист Михаил Иванов
История. Философия. Критика
(Интервью Валентина Козубского)
Минералог, кристаллограф, геолог, геохимик, историк и организатор науки, философ В.И. Вернадский в Крыму
Археолог Олег Иванович Домбровский
Денис Иванович Фонвизин и Крым
Архивные поиски и находки
К исторической топографии города
Роман Анатолия Домбровского «Перикл» переведен на французский язык
Философ и писатель Александр Потапенков
Летчик Амет-Хан Султан
Философ и писатель Феликс Лазарев
Хроника фронтовых событий Севастополя в книге Людмилы Подосинниковой
xn--80alhdjhdcxhy5hl.xn--p1ai
Оплот борьбы за русскость - Литературная газета
«Брега Тавриды» – старейший журнал крымских литераторов – празднует свой юбилей
В 2016 году в Симферополе, Севастополе, Ялте, Евпатории и других городах отметили торжественными собраниями 25-летие литературно-художественного и публицистического журнала «Брега Тавриды» поэты, писатели, библиотекари, читатели.
25 лет – достаточный срок, дающий возможность увидеть, какое влияние оказал журнал и на литературный процесс Крыма, и на собирание здоровых сил крымского общества вокруг русской идеи, что, в свою очередь, помогло созданию определённой общественной атмосферы и решению практической задачи возвращения Крыма в состав России.
Журнал литераторов появляется на свет, когда есть лидер, концепция и команда. Таким лидером в литературной среде Крыма был выдающийся писатель Анатолий Иванович Домбровский (1934–2001). Анатолий Домбровский – талантливейший прозаик-философ. В творческом багаже писателя – более сорока книг. Четыре романа А. Домбровского переведены на французский язык. Анатолий Иванович – заслуженный деятель искусств АР Крым, кавалер ордена «Знак Почёта», почётный академик Крымской академии наук. В Крыму учреждена литературная премия им. А.И. Домбровского, ежегодно проходят Домбровские чтения: 12 декабря, в день рождения поэта.
17 октября исполнилось 15 лет со дня кончины Анатолия Ивановича Домбровского, являющегося ярчайшим представителем крымской литературы, дух от духа и плоть от плоти крымской земли. Он – уроженец её сельской глубинки.
Анатолий Домбровский писал: «Идея единения народов Украины, России и Белоруссии живёт в сердцах крымчан. Они убеждены, именно Крыму суждено стать «золотым звеном», которое соединит братские народы, что отсюда распространится по славянской земле благодать единения, как некогда распространилось православие...» Так мыслил писатель-философ в то время, когда издательства приостановили работу из-за хозяйственной разрухи, а мастерство литераторов из-за невозможности издать книги оказалось невостребованным. Известная севастопольская писательница Валентина Фролова в то время писала: «Для нас, людей пишущих, журнал – островок надежды на возрождение культуры. А может ли быть сегодня больший подвиг, чем дать людям надежду?»
Анатолий Иванович и его сподвижники изначально задали журналу профессиональный уровень, который сформировал его лицо, определил высокий рейтинг среди литературных изданий Крыма, что обеспечило его бесспорное лидерство в данной сфере культурного пространства автономии.
«Крым – полуостров, а «Брега Тавриды» 23 года были островом, где сохраняли братство дарований, неподвластное искусственным границам, националистической ненависти, – пишет Владислав Бахревский. – Подумать только: на полном серьёзе Гоголя записывали в предатели самостийности, в пособники москалей. За 23 года «Брега Тавриды» вырастили несколько поколений авторов Крыма. Прозаики Станислав Славич, Елена Криштоф, Наум Славин, поэты Николай Тарасенко, Валерий Субботенко, Борис Серман, живший в Израиле, философы и учёные Александр Потапенков, Феликс Лазарев, Александр Губарь, Геннадий Шалюгин – все эти мастера, не будь «Брегов Тавриды», остались бы невостребованными...
За долгие годы напечатана целая библиотека поэтов, прозаиков, учёных Украины, Беларуси на национальных языках. Глядя на всё это, можно сказать: духовная блокада Крыма, возводимая властями Украины, не состоялась. И заслуга «Брегов Тавриды» и Анатолия Домбровского в том немалая. Но именно потому спокойной жизни у журнала не было.
![]() |
| Галина Сергеевна Домбровская, главный редактор журнала «Брега Тавриды», в Крымской республиканской библиотеке им. И. Франко перед торжественным собранием, посвящённым 25-летию журнала |
На протяжении последних 15 лет главным редактором «Брегов Тавриды» является Галина Сергеевна Домбровская, усилиями которой журнал продолжал издаваться и в трудные годы финансовой нестабильности для культурных проектов. Галина Домбровская – прекрасная муза Анатолия Домбровского и душа журнала.
Сегодня журнал «Брега Тавриды» называют «энциклопедией культурной и литературной жизни полуострова, сохраняющей неразрывные связи между русскими, украинскими и белорусскими писателями не только в Крыму и России, но и зарубежья» (Л. Чулкова, Госсовет Республики Крым). Эти слова так созвучны символу журнала: кораблик под алыми парусами на трёх мачтах, олицетворяющий духовное и культурное триединство России, Украины и Беларуси. Характерной чертой журнала является и его неповторимый крымский колорит, привлекающий к себе читателей разных национальностей. Но главной его целью, по словам члена Союза писателей России Ритты Козуновой, «остаётся пропаганда идей братства, единения и взаимопонимания, общности истории, судеб, государственности и культур трёх славянских народов».
Журнал «Брега Тавриды» в дни юбилейных торжеств был включён в реестр «Литературный мир России», являющийся проектом Российской национальной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина (Санкт-Петербург).
Т. Бузунова (по материалам крымских периодических изданий)
lgz.ru
«Брега тавриды» ЖУРНАЛ писателей - PDF
Транскрипт
1 «Брега тавриды» ЖУРНАЛ писателей и ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ КРЫМА «Брега Тавриды» не только литера турное издание. Но прежде всего это журнал для интеллектуалов, для ищущих истину Красоты, Справедливости, Блага, истину на шего прошлого и будущего. Анатолий Домбровский. Журналу «Брега Тавриды» 10 лет. К 25-летию со дня выхода первого номера ( ) Толчком, причиной к созданию новой писательской организации в Крыму в перестроечные времена послужил прецедент, случившийся в Киеве в 1990 году на Внеочередном съезде Союза писателей Украины (ныне Национальный Союз писателей Украины) в Киеве, где выступление председателя Крымской организации СПУ Анатолия Ивановича Домбровского с главной писательской трибуны Украины, как представителя крымских литераторов, было освистано с криками: «Крым ганьба!». Делегация крымчан тотчас покинула зал. Вернувшись в Крым, Домбровский во избежание в дальнейшем неприязненных отношений с НСПУ призвал своих коллег создать новое, независимое от Киева, Содружество (позже Союз) русских, украинских и белорусских писателей Республики Крым (потом АРК в связи с образованием крымской автономии) и, конечно, свой журнал речь шла о будущем издании «Брегов Тавриды». Это был решительный шаг крымских писателей на выживание в условиях надвигавшегося раздела Страны и Единого российского культурного пространства. «Мы, русские, брошены Россией на произвол судьбы, но нам важно сохранить свою культуру, свой язык, живительную связь со своим народом, объяснял Домбровский свою позицию в интервью газете «Литературная Россия» (М., ). Кто понимает это, тот поймет и то, почему для нас столь необхо димо иметь свой журнал: издательское дело на полуост рове едва тлеет, и, стало быть, писателю труднее выйти к читателю, чем верблюду прой ти через игольное ушко». В трудном перестроечном 1991 году, когда в Крыму, как, впрочем, и отовсюду в недавно большой советской стране, прекратили свою работу государственные издательства, перестали выходить книги, когда мастерство и профессионализм литераторов во 3
2 обще не были востребованы, значимым событием стал для крымских писателей выход в свет первого номера журнала «Брега Тавриды», задуманного и основанного писателем Анатолием Ивановичем Домбровским. Вот как отозвалась тогда об этом известная севастопольская писательница Валентина Фролова: «Для нас, людей пи шущих, журнал островок надежды на возрождение культуры. А может ли быть сегодня больший подвиг, чем дать людям надежду? Союз писателей, возглавляемый Домбровским, уце лел во многом благодаря существованию журнала». Первоначальное название журнала «Таврический клуб» было утверждено 20 декабря 1990 года на учредительном съезде Содружества русских, украинских и белорусских писателей Крыма (позже перерегистрирован в Союз) в конференц-зале гостиницы Ялта (куда съехались писательские делегации из Москвы, Минска, Киева), где и был он основан как печатный орган новой писательской организации. Но уже на следующий день главного редактора Домбровского стали мучить сомнения по поводу неславянского происхождения слова «клуб», связанного с разными вариантами его употребления (от шахматного до «римского» клуба), смысл которого шел вразрез с задуманной им концепцией. Ему стали предлагать другие названия: «Таврические беседы», «Полдень», «Славянская тетрадь», причем даже с макетами обложек, и, в конечном счете, выбор пал на предложенное мной, Галиной Домбровской: «Брега Тавриды» с трехмачтовым корабликом на обложке, обозначающим триединство русских, украинских и белорусских писателей. Будучи главным редактором на протяжении почти 11 трудных лет, Анатолий Домбровский опекал свое детище, добиваясь стабильности его выхода в свет ради того, чтобы крымские писатели были услышаны, чтобы могли выйти к читателю со своими произведениями. Впрочем, по замыслу Домбровского, издание должно было представлять на своих страницах не только писателей, но всю крымскую творческую интеллигенцию (на тот момент брошенную властями на произвол судьбы), то есть и литературоведов, критиков, публицистов, ученых филологов, философов, историков, культурологов, архитекторов, археологов, художников. Таким образом, журнальная концепция Домбровского выстроилась в виде рубрик: «Проза», «Поэзия», «Наш Пушкин», «Чеховские чтения», «Культура: факты, проблемы, гипотезы», «История. Философия. Критика», «Мастера крымской палитры», «Зодчие Крыма» и др. Исходя из этой концепции, Анатолий Иванович собрал вокруг журнала талантливых представителей творческих профессий: писателей это Владислав Бахревский, Владимир Терехов, Станислав Славич, Леонид Панасенко драматург Гарольд Бодыкин, др., ученых из числа преподавателей крымских вузов, докторов и кандидатов наук Евгений Нечепорук, Феликс Лазарев, Александр Потапенков, Василий Ена, Леонид Белый, Сергей Филимонов, Вадим Кутайсов, других общественных деятелей, которые и составили тогда редколлегию «Брегов Тавриды», статьи которых Вы прочитаете в данном издании [публикуются в хронологическом порядке]. Цель издания журнала, по мысли главного редактора А.И. Домбровского, заключалась в том, чтобы пропагандировать общность истории, судеб и культур русских, украинских и белорусских писателей, а также идеи гуманизма, братства, единения и взаимопонимания славянских народов. Писатель считал, что «идея единения народов Украины, России и Белоруссии живет в сердцах крымчан. Они убеждены, что именно Крыму суждено стать тем золотым звеном, которое соединит братские народы, что отсюда распространится по славянской земле благодать единения, как некогда распространилось Православие <...>. История Украины, Крыма неразрывно связана с историей России...» («Брега Тавриды» единению славян», газета «Таврида», ). «Брега Тавриды» журнал не развлекательный, серьезный. Предпочтение здесь отдается произведениям, продолжающим пушкинскую литературную традицию. Он таков, потому что таковы литературные устремления писателя Домбровского, который был ярым противником развлекательной литературы. В те годы в газетах появилась даже его статья с характерным названием: «Развлекательная литература превращает общество в стадо, которое мычит о своем вхождении в европейскую цивилизацию», где он высказал свой взгляд на это явление: «Литература призвана освещать путь, а не морочить людям головы, погружая их во мрак и смрад мистики, насилия и физиологии». 4
3 В 2001 году не стало Анатолия Ивановича. Главным редактором «Брегов» писательская организация избрала Галину Домбровскую, жену и соратницу писателя по работе, которая продолжила выпуск журнала, руководствуясь идеями и традициями, заложенными основателем. Это стало возможным благодаря поддержке единомышленников: В.А. Бахревского заместителя главного редактора, всегдашнего связного с российскими коллегами, В.П. Терехова ( ) председателя нашего Союза писателей, продолжавшего дело Домбровского с 2005 по 2016 гг., и кругу талантливых авторов, привлеченных к сотрудничеству со дня основания. Отыне «Брега Тавриды», как и прежде, дает читателям эмоциональную и интеллектуальную информацию, прививает им любовь к полуострову, литературе и культуре народов, населяющих его в прошлом и настоящем, к истории, философии, искусству, приучает к мысли, что Крым является уникальным полиэтническим образованием, прочно вписанным в контекст евразийской культуры. Многие известные писатели стран СНГ считают за честь в нем опубликоваться. «Злободневность, своевременность, несгибаемость позиции «Брегов Тавриды» в самом существовании журнала», напишет в своей статье Владислав Бахревский. С каждым годом растет его культурный и интеллектуальный рейтинг. Об этом свидетельствуют и отзывы прессы, читателей, подписчиков, которыми он востребован в республиканской, городских, районных и сельских библиотеках, особенно любим в глубинке, популярен среди библиотечных работников и среди школьных учителей, лишенных в условиях Украины, на постсоветском пространстве, русскоязычной литературы. Вот, например, строки из письма учителя русского языка и литературы Почетненской школы Красногвардейского района Людмилы Терентьевой: «Начиная с 1997 года, наша школа и библиотека ежегодно подписываются на Ваш журнал. Своим ученикам-старшеклассникам я тоже рекомендую его читать, приношу на уроки, и особенно интересные номера откладываю для внеклассного чтения. Ваш журнал наш первый помощник! Спасибо Вам за чудесные рубрики «Проза», «Поэзия», «Наш Пушкин», «Чеховские чтения». Необыкновенно интересные «Мастера крымской палитры», «Время, автор и книга», «Архивные поиски и находки». Я сама выписываю Ваш журнал и коллегам рекомендую. Спасибо, что Вы есть и что в такое трудновыживаемое время Вы издаетесь!». А читательница из Армянска Анна Александрова посвятила очередному юбилею свое четверостишие: «Пятнадцать лет немного и немало, / Но сколько нам блистательных имен / Представлено страницами журнала! / Для многих стал настольной книгой он!..». Всегда высоко оценивала журнал и крымская пресса, для этого достаточно перечислить заголовки обзорных авторских статей о «Брегах Тавриды»: «Под алыми парусами в штормовое десятилетие», «Брега Тавриды» единению славян», «Крымская война и мир «Брегов Тавриды», «Не элитный, но добротный», «Каждый номер пульсирующее сердце», «Не все в этом мире темно, не все живет коммерцией», «Служенье, а не самовыраженье», «Без глянца но для сердца и ума», «Разнотравье прозы и стихов», «Убежище чувствительного сердца», «Вне политических бурь и страстей» Некоторые отзывы хочется все-таки процитировать: «Разнообразный, многоплановый, журнал «Брега Тавриды» обретает известность не только на полуострове, но и за его пределами в странах СНГ <...>. Журнал замечателен тем, что на его страницах прекрасно уживаются различные идеологии и литературные направления, авторы украинские, российские, белорусские» («Крымские известия», ). «Прекрасны ль вы, «Брега Тавриды»? заголовок в «Крымских известиях» ( ), и в тексте статьи ответ на вопрос: «Журнал просто приличный и заслуживает уважения хотя бы потому, что не подвержен соблазну модерна, свято предан литературной традиции. А такие постоянные рубрики, как «Наш Пушкин», «Чеховские чтения», «История. Философия. Критика», «Архивные поиски и находки» сделали бы честь любому столичному изданию, несмотря на то, что авторы материалов этих разделов наши земляки. Зато прозаики и поэты не только местные, но и из разных регионов СНГ, что тоже любопытно, ибо расширяет картину литературной жизни <...>. Журнал «Брега Тавриды», пожалуй, самая солидная трибуна крымских писателей, ученых, открытая для творческих людей из других регионов. Тот, кто противостоит скатыванию нашего социума к варваризации, найдет вполне 5
4 культурное отдохновение на страницах этого издания». «Брега Тавриды» не только информативный журнал, он еще и дает читателю возможность отдохнуть и главное подумать сердцем» («Возможность думать сердцем», «Крымские известия», ). «... Брега Тавриды» опубликовал много интересного, способного дать отдохновение истерзанной выборными страстями душе. Читая его, лишний раз убеждаешься, что над текучей поземкой социальных подвижек всегда остается незыблемым и вечно притягательным поиск гармонии в художественном ли слове, в литературоведческом изыскании или в философском размышлении» («Крымские известия», ). И в самом деле «Брега Тавриды» журнал для мыслящих людей. Благодаря талантливым авторам он представляет культурный срез современного общества, продолжает традиции наших великих предшественников, донесших до нас истинные ценности. И, несмотря на то, что выходит в Крыму, ориентируется не только на крымских авторов, но широко предоставляет свои страницы лучшим литературным силам Украины, России, Беларуси. В последнее десятилетие на страницах издания впервые увидели свет новые произведения известных крымских писателей-прозаиков С.Славича, Н.Славина, В.Терехова, (ныне уже почивших), А.Николина, Н.Кузнецова, В.Ермолиной, Э.Мешковой, др.; поэтов В.Коробова, Т.Егоровой, О.Дубинянской, П.Макухи, С.Савинова, В.Куликова, пушкиниста А.Маленко, чеховедов Г.Шалюгина, А.Головачевой, Н.Ничипорук, публицистов и литературоведов Т.Барской, М.Земляниченко, Л.Касьяненко, М.Пурима, историков и философов Л.Белого, Ф.Лазарева, А.Потапенкова, С.Филимонова. Появились новые имена талантливых литераторов, которыми журнал гордится, вот самые заметные из них Л.Василенко, В.Грачев, Т.Дрокина, Г.Кондрюкова, Р.Максимова, В.Мухин, В.Норченко, Г.Скворцова, В.Смирнов-Шумилов, Л.Русина, Т.Шорохова, С.Юхин, Г.Яковлева. Много внимания журнал уделяет пропаганде творчества классиков и выдающихся деятелей литературы и культуры, в частности, публиковались исследования о В.Набокове, Ф.Достоевском, М. Зощенко, С.Руданском, А.Ахматовой, А.Грине, С.Есенине, Л.Толстом, М.Волошине, Ю.Кузнецове, Б.Ахмадулиной, об основателе писательской организации в Крыму П.Павленко, А.Домбровском, В.Бахревском, М.Глушко, А.Лесине, Л.Кондрашенко, В.Орлове, В.Терехове, С.Ягуповой, Л.Панасенко, о мастерах искусств художнике В.Бернадском, С.Бакаеве, П.Вольском, В.Коваленко, В.Цветковой, архитекторе З.Серапионове, скульпторе В.Замеховском, о корифеях крымской сцены М. Щепкине, А. Добкевиче, М.Цареве, А.Перегонец, А.Новикове, Б.Азарове и др. всех не перечесть! Публикуются регулярно статьи о национальностях, населяющих полуостров, об украинцах («Чуткость души и сила духа», В.Гуменюк), о крымчаках («Легенда о расстрелянном народе», М.Пурим), караимах («К истории периодической печати крымских караимов», Н.Яблоновская), эстонцах («Радости и печали крымских эстонцев», Л.Юрьевская), поляках («Поляки в Крыму два века тому назад», В.Навроцкий), крымских татарах («Про крымськотатарську народну пiсню») и т.д. Выходят специальные тематические выпуски «Брегов», нацеленные на то, чтобы еще в большей мере раскрыть богатый творческий потенциал литераторов, живших и работавших на полуострове: «Крым творческая мастерская», «Крымские писатели детям», «Крымская фантастика»; и еще два немаловажных: «Выпуск, посвященный 150-летию со дня рождения А.Чехова» это, по сути дела, сборник новых статей крымских чеховедов, раскрывающих личность гениального писателя, жившего на полуострове, и, конечно, выпуски, посвященные юбилейным датам Победы в Великой Отечественной войне, в т.ч. документальная повесть крымского писателя А.Черевко, генерала-лейтенанта, участника боевых действий, о маршале Г. Жукове, а также произведения белорусского писателя В.Быкова в переводе на украинский язык, рассказы-были А.Домбровского о крымских чекистах, и статьи и стихи поэтов-крымчан нового поколения о войне. Наверняка кто-то удивится тому, что в хаосе, грохоте и пыли, поднявшейся от обломков рухнувшей советской цивилизации, творческая энергия полуострова пульсировала наполненно и спокойно, не требуя ни наград, ни гонораров от хваткого рыночного мира. Хотя это крайне несправедливо, что писательский труд не оплачивается, как любой другой. Может, поэтому все чаще ставится знак равенства между зернами и плеве 6

5 лами. Все агрессивнее становится графоман, путая продукцию дамского альбома с его величеством литературой, он все громче кричит о своем якобы бескорыстии, клепая при поддержке невежественных спонсоров книжку за книжкой. Рядовой читатель, не имеющий возможности, как это было когда-то, следить за журнальной периодикой, всегда мог в некоторой степени компенсировать эту потерю, читая «Брега Тавриды», тем более что почти в каждом номере есть произведения, достойные центральных российских изданий... В 2014 году в связи с вхождением Крыма в состав Российской Федерации Союз русских, украинских и белорусских писателей Республики Крым, основанный А.И. Домбровским, вместе с журналом прошли перерегистрацию под юрисдикцию России теперь наше писательское объединение называется: Региональная общественная организация «Союз писателей Республики Крым» (РОО «СПРК»). Это событие окрылило крымских литераторов, приумножило их творческий потенциал и вселило надежды на поддержку их креативных устремлений в столь близкой сердцу стране, угаснуть которым не позволял на протяжении почти четверти века журнал «Брега Тавриды», рожденный в годы экономической разрухи, полити ческих боев, падения нравственности и разгула криминалитета, избежавший рыночных соблазнов, продолжавший традиции русской литературы; прожитое время в нем, в прямом смысле слова, отпечаталось всеми жанрами. Кстати сказать, ныне РОО «СПРК» объединяет более сотни известных ли тераторов, в числе которых доктора и кандидаты наук, многие удостоены звания «заслужен ный деятель искусств», «заслуженный работник культуры». Учреждена литературная премия имени А.И. Домбровского. К нам тянется серьезная, талантливая молодежь, круг ав торов журнала постоянно растет, и пополняется список членов писательской организации. Мы надеемся, что когда-нибудь историки и литературоведы смогут реконструировать по страницам нашего издания события минувшего. Как бы там ни было, подводя итог сказанному, можно с уверенностью сказать, что журнал «Брега Тавриды», основанный А.И. Домбровским, состоялся как культурный феномен. За время его существования вышли в свет 139 номеров, и вот в 2016 году он отмечает свой 25-летний юбилей! Галина ДОМБРОВСКАЯ, главный редактор журнала «Брега Тавриды, заслуженный деятель искусств АР Крым, лауреат Премии АР Крым, член-корреспондент КАН, лауреат Международной премии им. Сергея Михалкова, кавалер Медали Леонардо да Винчи Международного межакадемического союза. 7
docplayer.ru
«Брега Тавриды» – оберег - Литературная газета
В Крыму, в Симферополе, в самом центре города положен властями и народом камень. Вот он и лежит. Для камня и тысяча лет – мгновение, а писателю Анатолию Ивановичу Домбровскому – его нет с нами 13 лет – исполнилось бы 12 декабря всего лишь 80.
За великое русское слово, за торжество мысли, за культуру мира Толя Домбровский сразился с врагами человечества, когда ему не было семи лет. Немецкие солдаты выгнали из дома маму-учительницу, его и двух младших братьев. Ночью из курятника Толя крался к сваленной посреди двора домашней библиотеке и таскал оттуда книги. Ведь книги стоили дорого. Офицер-оккупант обещал расстрелять вора, но, к счастью, обошлось...
Второй поступок, по значимости равный первому, относится к 1990 году. Руководитель Крымского союза писателей Анатолий Домбровский собрал в Ялте единомышленников из Москвы, Киева, Минска и своих крымских. Был создан Союз русских-украинских-белорусских писателей. А в 1991 году вышел в свет первый номер журнала «Брега Тавриды». Но уже начиналась эпоха попрания в Крыму и на Украине всего русского.
Крым – полуостров, а «Брега Тавриды» 23 года были островом, где сохраняли братство дарований, неподвластное искусственным границами, националистической ненависти. Подумать только: на полном серьёзе Гоголя записывали в предателя самостийности, в пособники москалей.
За 23 года «Брега Тавриды» вырастили несколько поколений авторов Крыма. Прозаики Станислав Славич, Елена Криштоф, Наум Славин, поэты Николай Тарасенко, Валерий Субботенко, Борис Серман, живший в Израиле, философы и учёные Александр Потапенков, Феликс Лазорев, Александр Губарь, Геннадий Шалюгин – все эти мастера, не будь «Брегов Тавриды», остались бы невостребованными.
Редакция журнала стремилась уберечь от изоляции своего крымского читателя. Авторами «Брегов» были известные в России поэты и прозаики: Юрий Кузнецов, Светлана Сырнева, Станислав Золотцев, Пётр Краснов.
За долгие года напечатана целая библиотека поэтов, прозаиков, учёных Украины, Беларуси на украинском и белорусском языках. Глядя на всё это, можно сказать: духовная блокада Крыма, возводимая властями Украины, не состоялась. И заслуга «Брегов Тавриды» и Анатолия Домбровского в том немалая.
Но именно потому спокойной жизни у журнала не было. Первая жестокая попытка отобрать «Брега Тавриды» у Галины Домбровской, взвалившей на себя бремя главного редактора, последовала сразу после смерти Анатолия Ивановича. Профессор Казарин, занимавший должность заместителя главы правительства Крымской автономной республики, нацелился отдать журнал своему ставленнику – Владимиру Бушняку. Задача ставилась простая: уничтожить миссию «Брегов Тавриды», убрать из журнала литературу и философию и заполнить страницы детективами, любовными страстями, астрологией.
Захват не удался. Галина Сергеевна дело мужа защитила. Тогда Казарин начал разваливать Союз русских-украинских-белорусских писателей. Если союз Домбровского был хранителем творческого единства родных народов, то союз Казарина стал проукраинским. Бушняк и его команда поспешили опубликовать заявление, в котором требовали запрещения русского языка в Крыму.
Но писатели выстояли. Сохранили и союз, и журнал. И тут вдруг вторая попытка увода «Брегов Тавриды». У нового претендента в главные редакторы задача была та же самая: опошлить журнал, убить единство талантливых писателей. Врагов журнала бесила спокойная защита общности истории, противостояние силам разрушения и вырождения. «Брега Тавриды» сохранили себя и в этой схватке, но лишились приложения: журнала для детей, общего для Крыма и России, одобренного некогда Сергеем Михалковым.
Запрещать детище Домбровского власти не решались, как-никак – автономия... В 2013 году правительство Крыма, ставленники Януковича, полностью прекратили финансирование «Брегов Тавриды», а ведь журнал успел стать частью культуры Крыма. Финансировать стали новое издание, политическое, угодное Киеву. Три сдвоенных номера Галина Домбровская всё-таки сумела издать на деньги, переведённые русской общиной. А что теперь, когда Крым – праздник для России? Ничего...
Но как же так? Неужели «Брега Тавриды» недостойны лучшей участи за своё служение русскому языку? Россия с таким вниманием и бережностью относится к крымчанам, к жизни Крыма, в том числе духовной. А журнал? Писатели? Кто они для идеологов современной России? Попрошайки?
Видимо, как следствие отношения государства к литературе – позиция московских чиновников по «Брегам Тавриды». Принимал меня важный чиновник Думы. Это было за две недели до великих событий в Крыму. Достигли взаимопонимания. Документы о «Брегах Тавриды» собирались положить на стол спикера Сергея Нарышкина. Но Крым стал нашим, и чиновник, помогавший мне, за полгода не нашёл времени ответить даже по телефону.
Да и прочие инстанции и важные персоны не ответили. А в документах ведь был поставлен вопрос и о юбилее Анатолия Домбровского. Превратится ли памятный камень в памятник? Или обойдёмся фуршетиком?
Нельзя сказать, что крымские власти забыли писателя. Издано собрание его сочинений в 8 томах. Правда, восьмитомник не вместил очень важные для творчества Домбровского романы, повести, публицистику, но всё-таки – собрание. Тираж – 500 экземпляров. Видимо, полного собрания и с солидным тиражом надо ждать к 100-летию писателя.
Не знаю… Не понимаю… Возвращённый родине Крым – это не только клочок земли, похожий на сердце, и море вокруг. Возвращена страна детства, здравница полуубитая, разворованная бывшими правителями Украины. А лучше Домбровского о юношестве Крыма никто не написал.
lgz.ru













