Виды и формы библиотечных мероприятий. Мероприятия по журналам в библиотеке
Виды и формы библиотечных мероприятий
Специалисты, анализирующие деятельность библиотек, отмечают негативную тенденцию использования в них одних и тех же форм работы. В настоящее время редко разрабатываются увлекательные программы для читателей. Как правило, перестраивается организация давно известных мероприятий без внесения в них каких-то новых элементов. Это существенно снижает интерес к посещению учреждений. В результате библиотеки постепенно начинают превращаться в архивы. Между тем одной из приоритетных задач культурно-просветительской сферы выступает развитие любви и уважения к книгам. Рассмотрим далее некоторые виды и формы библиотечных мероприятий. 
День информации
В ходе него могут использоваться различные формы библиотечных мероприятий для детей и взрослых. Организация дня информации предполагает разработку увлекательной программы. Ее основной целью выступает донесение до читателей сведений о новых поступлениях. Периодичность проведения будет зависеть от объема поступающей литературы. Если он небольшой, то организовывать день информации целесообразно раз в месяц. Учреждение извещает читателей о дате с помощью плакатов, рекламы, в местной печати или специальными письмами. В сообщениях приводятся конкретные названия и формы библиотечных мероприятий, которые будут осуществляться в рамках дня информации. В программу может входить ознакомление с художественными изданиями, критическими заметками. В ходе дня информации могут выступать сами авторы, презентуя свои произведения. У такой формы проведения библиотечных мероприятий есть немало достоинств. В первую очередь, читатели знакомятся с произведениями одними из первых. Если на презентации присутствуют сами авторы, можно взять у них автограф, задать интересующие вопросы.
День специалиста
Он выступает в качестве особой формы библиотечных методических мероприятий. Организация дня специалиста также предполагает составление комплексной программы. В нее включается непосредственная демонстрация первичной и вторичной документации, ознакомление с передовыми научными достижениями в культурно-просветительской сфере. По своему характеру день специалиста выступает в качестве промежуточной формы работы. Библиотечных мероприятий может предусматриваться много. Однако день специалиста имеет особое практическое значение среди них. В ходе него сами сотрудники учреждения получают методическую информацию, пояснения к тем или иным инструкциям. В рамках дня специалиста целесообразно устраивать семинары, дискуссии. На них могут обсуждаться инновационные формы библиотечных мероприятий.
Обзор
У этой формы библиотечных мероприятий есть ряд особенностей. Обзор предполагает ознакомление с документами, изложение их краткого содержания. Он может быть тематическим. Например, формы библиотечных мероприятий по экологии предполагают ознакомление читателей с последними научными статьями по вопросам защиты природы, наглядную демонстрацию изданий, посвященных естественной среде обитания. В рамках обзорного дня могут выступать специалисты и эксперты. Они дают комментарии к статьям, заметкам, объясняют значение тех или иных открытий. Такие формы библиотечных мероприятий по экологии прививают тягу к познанию, понимание важности затрагиваемой темы и роли каждого человека в деле по защите природы. 
Обсуждение книги
В рамках этой формы библиотечных мероприятий для детей и взрослых рассматриваются разные точки зрения относительно конкретного издания. Обсуждаются его содержательные и художественные достоинства и недостатки. В беседе внимание акцентируется на актуальности затронутых в книге проблем, тематике, способе подачи материала и так далее. Для этой формы библиотечных мероприятий характерна поэтапная организация. На первой стадии осуществляется подготовка. В частности, выбирается произведение и тема обсуждения в соответствии с интересами аудитории. После этого собирается и обрабатывается информация – мнения критиков, литературоведов, читательские оценки. После этого подготавливаются тезисы и составляется план обсуждения: введение в проблему, постановка вопросов. В ходе беседы важно организовать диалог, обмен мнениями и выводами, резюмировать все сказанное и оценить результат. На обсуждение может выноситься любое художественное произведение, в том числе и изучаемое в школе. Весьма познавательными будут такие формы библиотечных мероприятий по Лермонтову, Толстому, Пушкину и прочим классикам.
Читательский бенефис
В рамках этой формы библиотечных мероприятий для молодежи осуществляется знакомство с лучшими посетителями учреждения. Бенефис призван укрепить авторитет читателей, повысить их социальный статус. В ходе его проведения остальные посетители знакомятся с биографией человека, некоторыми сторонами его жизни. Лучшие читатели, в свою очередь, могут показать самые любимые свои книги, познакомить с их содержанием и своим мнением о них. В рамках бенефиса могут также прослушиваться и музыкальные композиции. Основной задачей этой формы библиотечных мероприятий выступает иллюстрация роли книги в становлении личности человека, его судьбе, овладении знаниями.
Буккроссинг и флешбук
В последнее время на практике стали использоваться совершенно новые формы библиотечных мероприятий. Список их на сегодня еще невелик, однако среди них можно отметить те, которые уже стали популярными. В первую очередь стоит сказать о буккроссинге. Он представляет собой, проще говоря, процесс освобождения различных книг. Человек, прочитав какое-то произведение, оставляет его в общественном месте. Это может быть станция метро, кафе, парк и так далее. Другой человек может эту книгу взять и, прочитав, также оставляет ее в каком-нибудь месте. При этом издание получает свой уникальный номер, по которому его можно отследить на специальных сайтах.
В качестве второй популярной сегодня формы библиотечных мероприятий выступает флешбук. Этим термином называют книжный флешмоб в сети Интернет. Желающие участвовать в акции создают страницу в соцсетях ("Одноклассниках", "ВКонтакте", "Фейсбуке" и пр.) на имя произведения. После этого инициаторы начинают приглашать в свое сообщество пользователей. На странице можно выкладывать яркие цитаты из произведения, иллюстрации, биографические сведения, выдержку из переписки автора и пр. Современные формы библиотечных мероприятий требуют, как правило, наличия ПК и интернета. При этом зачастую люди, состоящие в той или иной группе, встречаются и в реальной жизни. 
Литературное караоке
Новые формы библиотечных мероприятий должны быть в первую очередь увлекательными. Важно обеспечить такую атмосферу, в которой читатели смогли бы без стеснения выражать свое мнение, демонстрировать свои способности и таланты. Новые формы библиотечных мероприятий включают в себя разные конкурсы и акции. Очень увлекательным может стать, например, литературное караоке. Оно представляет собой конкурс чтецов под музыку. Мелодия подбирается под ритм, размер или настроение стихотворения. Читающий не знает, какое именно ему произведение достанется. Задача состоит в том, чтобы уловить ритм музыки и стиха и соединить их.
Литературный вернисаж
Многие поэты, писатели в рамках своего творчества посвящают произведения выдающимся деятелям искусства, культуры. Литературный вернисаж – игра, в которой участвуют две команды. Первая представляет такие "портреты". Например, дается небольшая аннотация к биографии, читаются стихи или проза. Задача второй команды – угадать человека, о котором речь.
Шок-урок
Такая форма мероприятий подготавливается по определенной актуальной теме. Например, шок-урок может быть посвящен наркомании, табакокурению, СПИДу. В качестве основы могут выступать письма людей, попавших в зависимость или имеющих заболевания, их откровения. При этом исходный материал не редактируется, а представляется в первоначальном виде с сохранением лексики и содержания. В рамках таких занятий целесообразно показать видеозаписи. В ходе урока представляются статистические данные.
Вечер-дивертисмент
Он представляет собой небольшой концерт. В рамках вечера читаются стихи и проза, звучит музыка, вживую в том числе. Программа может включать в себя произведения совершенно разных жанров. Это могут быть популярные песни, классические мелодии, комические сценки, серьезные монологи. В такой непринужденной атмосфере происходит общение.
Вечер вопросов-ответов
В ходе мероприятия читатели вовлекаются в познавательную деятельность, активизируется заинтересованность в отраслевой и художественной литературе. Вопросы могут быть посвящены какой-то конкретной теме или нескольким предметам. Выбор будет зависеть от интересов читателей. Предварительно читатели составляют перечни вопросов, из которых отбирается определенное их количество. Вечер можно, например, провести по теме краеведения. В учреждение приглашаются специалисты, историки, музейные работники. В рамках формы библиотечных мероприятий по краеведению читатели узнают много интересных фактов о своем регионе из уст экспертов.
Игры
Эти формы библиотечных мероприятий стали очень популярны в последнее время. Для приобщения читателей к культуре, истории региона, традициям организуются игры-путешествия. Мероприятия проводятся в воображаемых условиях. Все участники получают определенные роли. Они могут писать письма, дневники с места событий. Такие мероприятия активизируют воображение. Перед игрой участники готовятся, собирают и изучают сведения по теме, карты, справочники и прочее. 
"Печа-куча"
Название этого мероприятия происходит от японского слова, в переводе означающего "болтовня". "Печа-куча" предполагает представление коротких докладов, ограниченных по содержанию и форме. Как правило, такая форма мероприятий используется на неформальных конференциях. Выступающий делает доклад-презентацию, состоящий из, например, 20 слайдов. Каждый из них показывается 20 секунд. После последнего кадра автоматически запускается доклад следующего участника. Количество таких презентаций может варьироваться от 8 до 12.
"5 минут с искусством"
Это мероприятие представляет собой гибкую и легкую форму приобщения к прекрасному. В нем реализуется принцип "небольшой дозировки". Такие мероприятия рассчитаны на людей, которые не приучены к художественному мышлению. В этой связи общение с искусством малообъемно и непродолжительно. На протяжении нескольких минут происходит восприятие одного или нескольких произведений. При этом не производится никакого анализа и оценивания. Суть мероприятия заключается в высказывании собственного впечатления о показанном произведении. В этом случае не должно быть навязывания чьего-либо мнения.
Организация и проведение такого мероприятия предполагают тщательную подготовку. В данном случае учитываются разные аспекты. Внимание обращается на расстановку стульев, интерьер, демонстрационное место. Обязательным должно быть короткое вступление. Оно обеспечит необходимый психологический настрой. Важен и заключительный момент, касающийся непосредственного общения участников.
Специалисты рекомендуют периодически проводить такие мероприятия. Например, можно сделать цикл показов произведений какого-либо автора, приурочив его к юбилею. Очень эффективно использовать двойной художественный ряд. Могут демонстрироваться произведения различных видов, при этом одно будет выступать в качестве фона. К примеру, при показе картины "Весна" (Боттичелли) включается музыка Вивальди. В таком случае будут активизироваться два психологических канала: аудиальный и визуальный. Одни впечатления будут усиливать другие.
С особым внимание следует отнестись к содержанию материала. Оно должно быть доступным для понимания и познавательным. Положительные эмоции, вызванные такими пятиминутками, способствуют пробуждению интереса к искусству.
Библиотерапия
Дословно она означает "лечение книгами". Официальное определение библиотерапии дала Ассоциация больничных библиотек. Такое лечение предполагает использование специально отобранных произведений в качестве терапевтических средств в психиатрии и общей медицине. С помощью направленного чтения решаются разные личные проблемы. Изначально терапевтом называли мудреца, мыслителя, безупречного подвижника-аскета, посвятившего жизнь изучению духовной стороны мира. В современном понимании им можно считать "информационного работника, лечащего словом". 
Суть терапии
Научно установлено, что чтение книг может оказывать благотворное влияние на человека. Определенные произведения способствуют выздоровлению, поддержанию психологического баланса. Искусство умного, прекрасного, доброго слова может вызвать переворот в сознании, изменить взгляды человека на те или иные явления. Сила художественных произведений очень велика.
Зарождение книготерапии
Впервые лечение произведениями стали использовать в монастырях. Как правило, это были церковные издания. Пастырь читал молитвы перед людьми, разъяснял Закон Божий. В настоящее время библиотерапия используется при лечении людей, страдающих неврозами. При этом воздействие осуществляется не только словом, но и музыкой. Последняя выступает как фон, оттеняя тональность читающего. Истину о том, что слово обладает лечебными свойствами, знали в глубокой древности. Наряду с музыкой оно благотворно влияло на все живое, на настроение и чувства людей. Всем известный Гиппократ специально прописывал пациентам курсы такого лечения. Пифагор в свое время говорил о том, что музыка может избавлять людей от безумства. В период болезни художественное восприятие человека изменяется. Так, некоторых начинают привлекать произведения, наполненные отчаянием и пессимизмом. В таких книгах человек пытается провести параллели со своей жизнью. Бывает и по-другому. Человека, наоборот, привлекают произведения, полные оптимизма и заканчивающиеся хорошо.
Методика
Библиотерапию можно проводить разными способами. Наиболее эффективным считается цикл "лечебных" часов. В рамках каждого из них представляется литературно-музыкальная композиция с определенным психологическим настроем. Специально подбираются стихотворения, проза, мелодия. Литературно-музыкальные композиции должны пробуждать в слушателях добрые, светлые чувства, способствовать обретению ими уверенности, точки опоры в стрессовой ситуации. Книготерапия направлена на коррекцию психологического восприятия окружающего мира.
Принципиальное отличие библиотерапевтических часов от традиционных мероприятий заключается в том, что для воздействия используются исключительно музыка и слово. В таких случаях отсутствует привычная пропаганда книги – элементы беседы, обзора и пр. Ключевая задача библиотекаря – выступить в качестве искусного исполнителя, чтеца. Немаловажное значение имеет и соответствие содержания книги подобранной мелодии. Композицию можно начать с медленной, спокойной музыки, переводя ее постепенно в более оживленную. Завершить мероприятие можно мелодией, передающей звуки природы. Темы часов могут быть самыми разными. Например, читаются произведения о счастье, семье, любви, дружбе, общении с природой, искусством. 
Дополнительная информация
Стоит сказать, что сегодня ведутся споры о пользе и вреде тех или других литературных произведений. Терапевтический эффект, несомненно, оказывает книга, написанная духовно здоровым автором. Механизм терапии заключается в узнавании человеком себя в герое произведения, примеривании на себя уроков, которые он извлекает из описываемых событий. Известно, что быстрее выздоравливают оптимистично настроенные люди. Как утверждают представители восточной медицины, лечение не принесет никаких результатов, если человек подавлен и опустошен. Соответственно, не стоит давать пациенту, переживающему разлад в семье, "Анну Каренину". Как показывают наблюдения, чтение Бродского, Шекспира, Бунина способствует избавлению от мрачных мыслей, угнетающих человека. Произведения Достоевского отличаются таинственностью. Они пробуждают в некоторых читателей неизвестные ранее переживания и ощущения. Некоторых утомляют произведения Толстого. Книги Гоголя и Чехова отличаются своей необычностью, многообразием настроений. Есть среди них и веселые, и глубоко философские произведения. 
Заключение
В последнее время активность читателей в библиотеках существенно снизилась. Это связано, безусловно, с внедрением в жизнь компьютерных технологий. Все больше людей отдают предпочтение электронным, а не бумажным книгам. Тем не менее библиотеки продолжают работать и привлекать людей, проводить различные мероприятия, направленные на привитие любви к литературе, активизацию познавательного интереса. Для повышения посещаемости необходимо разрабатывать увлекательные программы. При этом основываться нужно на интересах читателей.
Основными посетителями библиотек являются дети. Довольно сложно бывает добиться от ребенка усидчивости и проявления интереса к книге. Для привлечения детей к чтению используются игровые формы библиотечных мероприятий. Изучение литературы, как классической, так и написанной в последние годы, позволяет расширить кругозор, узнать много неизвестных ранее фактов из жизни людей.
fb.ru
Формы библиотечных мероприятий
Шоу
Шоу интеллектуальное
Шоу-блиц
Шоу-программа
Шутка-минутка
Э
Эволюция жанра Экзамен Экскурсия
Экспедиция Эксперимент Экспозиция Экспресс-обзор (обсуждение) ЭкспромтЭнциклопедия хорошего литературного вкуса Эрмитаж уникальных встреч Эрудит-шоу Эскизы удивительной жизни Эстафета Эстет-шоу Этикет-класс Этюд библиографический
Ю
Юбилей (книги; жанра; писателя)
Юморина
Я
Явка с повинной (для задолжника) Ярмарка
Ярмарка творческих идей (форма призводственной учебы)
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Межпоселенческая библиотека»
Гороховецкого района Владимирской области

ФОРМЫ
МАССОВОЙ РАБОТЫ
Традиционные и инновационные, серьезные и игровые формы массового формирования информационной культуры пользователей
ДАЙДЖЕСТ
В помощь библиотечным работникам
Гороховецкого района
Гороховец, 2013
Фристайл Фуршет
Х
Хит-парад Хобби-клубХоровод
Ц
ЦеремонияЦикл встреч Цикл-галерея
Ч
Чаепитие театрализованное (Чашка чая с Гоголем, и т.п.) Чародей-вечер (под Новый год) Час
Час взаимопроверки (форма производственной учебы)
Час вопросов и ответов
Час информации
Час истории
Час хорошей литературы
Час музыки
Час мультимедийный
Час общения
Час познаний и открытий
Час поэзии
Час профессионального общения (форма производственной учебы)
Час размышлений
Час фантазии
Чат (виртуальная беседа) Чепушинки (детская игровая поэзия) Чтения
Громкие чтения
Чудодейственное чтение
Юношеские чтения
Чудеса в библиотеке
Урок библиографический
Урок библиотечный
Урок веселый
Урок занимательный
Урок интегрированный
Урок комплексный
Урок литературы
Урок памяти
Урок творческий
Урок-беседа
Урок-игра
Урок-путешествие
Урок-сказка
Урок-фантазия
Утренник Учеба
Ф
Фабрика поэтических звезд Фаворит-книга Фант-ночь (Новогодний фантастический праздник) Фантастиш-шоу Фаэтон литературный Феерия Фейерверк-ночь Феномен-клуб Феноменология литературы Фестиваль
Фестиваль молодежной книги
Фестиваль профессий
Фестиваль здоровья
Финал / Финиш Флэш-моб (сбор людей с целью проведения одноразовой акции) Фонтан желаний Формула успеха (встреча с кем-либо) Форум Фото-кросс
Введение
Библиотечное обслуживание – это совокупность всех видов деятельности библиотеки по удовлетворению потребностей ее пользователей путем предоставления библиотечных услуг.
Классификация способов библиотечного обслуживания:
Критико-аналитические способы призваны обеспечить всесторонний и глубокий анализ произведений печати, или отдельных проблем, изложенных в них. Сюда можно отнести читательские, заочные обсуждения книг, которые способствуют выработке навыков критического мышления, самостоятельной работы с книгой, формирование эстетических взглядов и вкусов. А также литературные диспуты, комментированное громкое чтение, вечера вопросов и ответов.
Позитивно-иллюстративные способы знакомят читателей с позитивными фактами, событиями, изложенными в произведениях печати, с жизнью и деятельностью их авторов. В этих мероприятиях следует чередовать виды познавательной деятельности путём раскрытия темы различными средствами – музыки, художественного слова, изобразительного искусства, аудио- и видеоматериалов. Это могут быть встречи с интересными людьми, литературно-художественные композиции, различные чтения.
Рекомендательно-информационные способы библиотечного обслуживания применяются для привлечения внимания к лучшим произведениям печати. Примеры таких мероприятий: устный журнал, премьера книги, газеты, журнала.
Библиотечное обслуживание бывает индивидуальное, групповое и массовое (фронтальное).
Групповое обслуживание – это совокупность форм и методов, направленных на удовлетворение культурно-информационных потребностей групп читателей, объединенных общими интересами.
Цели групповой работы с детьми – показать ребятам прелесть чтения, научить их любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали "разумное, доброе, вечное"; чтобы, сделав чтение первейшей потребностью, насущной пищей для сердца и разума, дети становились сознательными гражданами своей родины, духовно богатыми личностями. Необходимо показать, что книга и чтение являются неиссякаемым источником знаний и информации, что чтение может доставлять эстетическое наслаждение, и книга действительно является другом и советчиком.
Цель данной методического пособия – расширить знание библиотечных работников форм групповой библиотечной работы, обеспечив тем самым разнообразие проводимых мероприятий в библиотеках Гороховецкого района. Пособие окажет помощь при планировании деятельности библиотеки.
Здесь приводится перечень рекомендуемых форм библиотечных мероприятий с краткими пояснениями. Хотелось бы напомнить, что выбранная форма должна чётко соответствовать содержанию, структуре мероприятия и целевой читательской группе.
Студия Ступени Субботник Сувенир книжный Суд литературный Сундучок литературный Сход литературной лавины Сценка-поздравление Сценка-сюрприз Счастливый случай Считалка Сыск литературный
Т
Творческая лаборатория Театр книги Театр кукольный Телешоу Телемост Территория чтения Тест Тир интеллектуальный Ток-шоу Торги
Торги литературные
Торги информационные (Выигрывает тот, по чьему отзыву попросят читатели выдать книгу)
Тренинг
Трибуна (полемики; смелых гипотез)
Турне Турнир
У
Увеселение Укол знаний Укрощение ошибок речи (орфографии) Универсиада Урок
Светофор литературный Сеанс Секретные материалы Секция Семинар
Семинар-практикум Семинар-тренинг
Серпантин Сказка вслух Сказка-подсказка (правоведческие ситуации) Сказочка Скатерть-самобранка книжная Сквер библиотечный Скоморошинки Слайд-программа / путешествие Слет / Сбор Словесные перепалки Смех-тайм (к Дню смеха) Смотр-конкурс Собрание
Собрание знатоков
Собрание родительское
Совет Совещание
Созерцание прекрасного
Соревнование Состязание Спектакль Спецкурс Спор Справка-шоу Сражение Стажировка Стендовый доклад Стиль-встреча Стол дискуссионный Странствия по книголэнду
Формы библиотечных мероприятий
Традиционной формой групповых мероприятий являются различные виды громких чтений:
ü комментированное чтение – форма устного знакомства с произведениями литературы, предусматривающая чтение текста вслух с комментариями чтеца и обсуждением прочитанного
ü литературные чтения – художественное исполнение произведений, своеобразный «театр одного актера»
ü циклы чтений – посвящены каким-либо событиям или жизни замечательных людей
ü краеведческие чтения – нацелены на популяризацию литературы по краеведению
Библиографический обзор – это повествование о документах, в котором изложено в краткой форме их содержание и библиографические данные. Может быть тематический обзор, обзор новых поступлений. Обзор состоит из вводной части (актуальность темы, отбор документов, читательское назначение), основной части (обзор документов, их характеристика), заключения.
Устный журнал – это оперативный способ информирования о новинках отраслевой и художественной литературы. Для устного журнала характерно: постоянное название, периодичность, оперативность, актуальность и новизна предлагаемой информации. Журнал состоит из ряда разделов – своего рода «страниц», совокупность которых представляет какое-либо направление, тему. К организации устных журналов часто привлекаются и читатели.
Беседа – может быть тематической, по книге, по творчеству писателя. Используют, в основном, в работе с дошкольниками и школьниками младших классов. Рекомендуется включать игровые элементы, цель которых ввести в познавательную беседу творческие задания игрового характера. Игровые элементы помогают создать эмоциональный настрой на восприятие новой информации. Можно практиковать новые формы бесед: беседа-совет, беседа-фантазия, слайд-беседа и др.
Познавательный час может включать в себя информационное сообщение, показ слайдов, библиографический обзор, мини-викторину и т. д.
Час творчества – знакомство с творчеством художника или музыканта, с каким либо жанром искусства с последующим творческим заданием для детей.
Уроки творчества помогают раскрыть уникальные творческие возможности каждого ребенка. Дети учатся сочинять сказки, стихи, рассказы, рисовать или что-либо мастерить.
Урок мужества – цель: показать мужество защитников отечества и жестокость войны, развитие чувства патриотизма у детей. В мероприятии используется чтение стихов, отрывков из документальных и художественных произведений, прослушивание песен военных лет, встреча с ветераном, участником военных событий, просмотр документального фильма, звуковые эффекты.
Урок памяти посвящается подвигам защитников отечества с названием конкретных имён, трагическим событиям военных лет, возложение цветов к мемориалам.
Презентация книги (премьера книги)– комплексное мероприятие, цель которого – информирование читателей о новой, только что вышедшей книге. Презентации книг проходят обычно в присутствии автора, издателя и т. п., которые весьма заинтересованы в продвижении книги. В ходе презентации рассказывается о процессе создания книги, о людях, причастных к этому. Зачастую, презентации книги сопутствует ее продажа или дарение.
Диспут – это обобщение различных подходов, утверждений, наиболее обоснованных точек зрения, взглядов по какой-либо проблеме. Постановкой удачных вопросов, ведущий активизирует аудиторию, стимулирует выступления участников. Каждый участник откровенно высказывает свое мнение. Выступая, можно привести примеры из своей жизни и жизни своих товарищей, из литературы и т.д. По теме диспута подготавливается книжная выставка или подборка литературы.
Дискуссия – рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем при аргументации суждений. Различают дискуссии-диалоги, когда разговор компонуется вокруг диалога двух ее главных
Р
Работа творческая Радар книжный Радиоигра Радиопередача Развал книжный Развлечение познавательное Разгуляй в читальном зале (шумные игры) Размышление / рассуждение Рандеву с книгой Ракурс литературный Раритет литературный(мероприятие по книжным редкостям)Рассказ инсценированный Ребус Регата литературная(с презентацией)Рейтинг Репортаж-обзор Респект-встреча Ретровзгляд (путешествие в прошлое) Речевой тюнинг (обогащении словарного запаса) Ринг
Ринг библиотечный
Ринг правовой
Ринг эрудитов
Ристалище рыцарей слова (книги) Робинзонада Родословная книги Розыгрыш литературный (библиографический) Рулетка книжная(детская игра, где прокручивается рулетка, и какая книга кому из читателей достанется, тот и зачитывает какое-либо место из книги по заданию библиотекаря)
С
Сад книжный Сага (сказание) литературная Салон литературный Светёлка литературная
Прогноз литературный Программа
Программа игровая
Программа информационная
Программа конкурсная
Программа концертная
Программа литературная
Программа познавательная
Программа развлекательная
Программа творческая
Программа учебная
Программа учебно-игровая
Программа чтения (летнего, семейного)
Программа-розыгрыш
Прогулка
Прогулка по литературному скверу
Прогулка по библиотеке
Прожектор библиотеки
Промо-акция (акция, когда какую-либо книгу дают попробовать почитать, обязательно с подарками читателю)Пропаганда книжной культуры Пульс
Пульс библиотечный
Пульс литературный
Пульт литературный
Путеводитель
Путешествие
Путешествие виртуальное
Путешествие заочное
Путешествие музыкальное
Путешествие по золотому кольцу русской литературы (XIX век)
Путешествие по серебряному кольцу русской литературы (нач. XX века)
Путешествие сказочное
Пятачок литературный
участников, групповые дискуссии, когда спорные вопросы решаются в процессе групповой работы. При подготовке дискуссии нужно четко сформулировать задание, раскрывающее сущность проблемы и возможные пути ее решения. В случае необходимости, участникам предстоящей дискуссии надо ознакомиться с дополнительной литературой, заранее отобранной и предложенной библиотекарем. В начале мероприятия ведущий обосновывает выбор темы, уточняет условия дискуссии, выделяет узловые моменты обсуждаемой проблемы. Главный момент мероприятия – непосредственный спор участников. Завершив дискуссию, необходимо подвести ее итоги.
Обсуждение книги – рассматриваются различные точки зрения по поводу определенной книги, разговор идет о ее художественных и содержательных достоинствах и недостатках. Обсуждается актуальность тематики, затронутых проблем, форма подачи материала и т. д. Подготовительный этап – подбор произведения и темы для обсуждения. Далее идет сбор и обработка информации: факты, мнения литературоведов и критиков, читательских оценок. Затем надо подготовить тезисы и составить план проведения обсуждения: введение читателей в проблему, перечень и последовательность задаваемых вопросов. В процессе обсуждения необходимо организовать обмен мнениями, резюмировать сказанное, оценить результат обсуждения. Участникам (12-20 чел.) желательно собраться за круглым столом.
Читательская конференция предусматривает обмен мнениями в широкой читательской аудитории. Конференция может проводиться по одному произведению, по ряду произведений, объединенных одной темой, по творчеству писателя. На читательской конференции сталкиваются различные точки зрения, формируется коллективное мнение. Смысл конференции состоит в коллективном обсуждении, в коллективной оценке книги.
Читательско-зрительская конференция – читательская конференция с просмотром фильма по литературному произведению.
Тематические библиотечные вечера относятся к числу форм рекомендации книг, обладающих ярко выраженной позитивно-иллюстрированной направленностью, которая проявляется в ознакомлении читателей с социально значимыми примерами, выводами, фактами, событиями, изложенными в книгах. Тема вечера освещается разными средствами, включая музыку, художественное слово, изобразительное искусство, кино-фото-документы. В библиотечном вечере переплетаются две линии: познавательная и развлекательная, эмоциональная. Часто такие вечера, где выступают известные люди, привлекают внимание не только читателей библиотеки, но и жителей района в целом. Формы тематических вечеров могут быть разнообразными. Литературные и литературно-музыкальные вечера, литературно-музыкальные гостиные, киновечера, вечера поэзии и др.
Вечер вопросов и ответов – это способ вовлечения читателей библиотеки в познавательную деятельность и метод активизации чтения отраслевой и художественной литературы. Подобные вечера проводятся по одной теме или по меняющимся темам в зависимости от изменения интересов читателей. Предварительно осуществляется сбор вопросов от читателей, затем приглашенный специалист на них отвечает.
Вечер-диалог – форма проведения дискуссий в библиотеке, предполагающая высказывание аргументированных точек зрения, сложившихся мнений.
Вечера встреч с интересными людьми: писателями, учеными, общественными деятелями и т.д.
Бенефис читателя – это комплексное мероприятие, направленное на укрепление авторитета лучших читателей библиотеки, повышение их социального статуса, которое включает в себя знакомство с его биографией, деятельностью, с выставкой книг из домашней библиотеки, прослушивание его любимых музыкальных произведений и т.д. Необходимо показать роль книги в его судьбе, в становлении личности, в овладении знаниями, профессией. В детской библиотеке используется такая форма, как защита читательского формуляра, книжная выставка «Мои любимые книги» и др.
Вечер-портрет - позволяет через книгу сконцентрировать внимание на личности человека, его творчестве, судьбе, способствует развитию и закреплению познавательных интересов к предмету его деятельности. Библиотечная специфика вечера-портрета заключается
Портфель книжный(обзор новинок)Посвящение в читатели Посиделки фольклорные Последний звонок Постановка театрализованная Поучение книжное Похвала читателю (книге) Поход за знаниями Почтамт (обзор периодики) Праздник
Праздник книги
Праздник семейный
Праздник фольклорный
Праздник читательских удовольствий
Праздник чтения
Практика Практикум Представление
Представление кукольное
Представление музыкально-игровое
Представление театрализованное
Представление фольклорное
Представление эстрадное
Презентация Премьера журнала (книги) Прения Престиж-встреча Прививка культурная Прививка от безграмотности Признание в любви к жанру (книге, автору) Приключение Присяга (книге) Пресс-конференция Пробег (от Эзопа и Лафонтена до Крылова) Проводы (зимы)
Олимпиада Опрос Орбита литературная Отзыв Открытая кафедра Открытая трибуна Открытый микрофон Отчет творческий
П
Пазл читательских предпочтений Палаццо книг (зарубежная литература) Панно любимых книг (авторов) Панорама Парад книг (по одной теме) Параграф книжный (научные знания о чем-либо) Пеленг (поиск новых литературных имен, читателей) Передача (теле-, радио-) Перекресток мнений Пирамида знаний Плакат Плен книжный Площадка Подарок читателю (к Дню ...) Подиум
Подиум литературный
Подиум мнений
Пожелание Поздравление Поединок фантазеров Поиск Поле чудес Полемика Полигон мнений Политзанятие Помощь Портал информационный
в создании целостного образа человека и его времени на основе использования печатных источников и наглядных материалов. В основу такого вечера положены конкретные книги, посвящённые историческим личностям, деятелям культуры, литературы и искусства. Поводом для подобных вечеров может послужить выход в свет новой книги или юбилей писателя, усиление общественного интереса к определённой личности.
Литературный праздник – это комплексное мероприятие, требующее серьезной подготовки. Праздник состоит из вступления библиотекаря, основной программы, в которую включены музыкальные фрагменты, инсценировки, художественные номера, конкурсы и т.п., соединенные общей темой как нитью, и заключением, где ведущий кратко резюмирует идею и итоги праздника.
Литературный утренник - для дошкольника это праздник, где ребёнок сможет порадоваться, поиграть во множество игр и увидеть наяву своих любимых сказочных героев. В подготовке и проведении мероприятия участвуют библиотекари, воспитатели и сами дети с инсценировками и художественными номерами.
Литературный бал может включать в себя художественное чтение, музыкальные и танцевальные номера, инсценировки литературных произведений.
Литературная ярмарка – комплекс небольших, но разноплановых мероприятий, которые проходят одновременно. Это могут быть викторины, конкурсы, встречи с интересными людьми, ролевые игры, номера художественной самодеятельности, розыгрыши призов.
Библиотечный журфикс — это встречи с интересными людьми самых разных профессий в определенный, заранее установленный день недели, сопровождаемые широкой рекламой.
Клубы по интересам, создаваемые в библиотеках, направлены на объединение вокруг библиотеки ярких людей, готовых, в свою очередь оказывать всевозможную помощь библиотеке. Деятельность такого объединения, придает библиотеке более высокий статус, делает ее более «видимой» в глазах руководства района, области, способствует ее развитию. Клубы по интересам могут иметь самую различную направленность, т. к. любая тема требует библиотечно-библиографической поддержки, Клубам характерно стабильный состав участников и регулярность встреч. Клубы создаются по инициативе самих читателей, либо библиотекарей, разрабатываются свои уставы и правила, выбирается эмблема и другая символика.
Создание кружков по интересам в библиотеках имеет цели повышения уровня знаний читателей в определенной области, развитие их творческих способностей. Занятия кружков регулируются программой, рассчитанной, как правило, на год. Для создания кружка необходимо сначала выявить интересы читателей и найти потенциальную группу участников, затем разработать, обсудить и утвердить программу занятий. Далее – доведение информации об открытии кружка до заинтересованных пользователей.
Литературно-музыкальные салоны. Их суть заключается в камерном общении ограниченного круга знатоков и любителей классического искусства, проходящем, преимущественно в небольших, уютных гостиных, иногда при свечах, у старинного или имитирующего старину камина, рояля. При отсутствии специального помещения в гостиную умело преображают читальный зал или его часть, особо оформленный уголок с мягкой мебелью и музыкальным инструментом.
Формы мероприятий по информированию:
День информации – комплексное мероприятие, цель которого – доведение до потребителей информации о литературе, имеющейся в фондах библиотек, как новой, так и по различной тематике. Включает в себя: выставки, обзоры, консультации, информирование о библиотеке и ее услугах. Может иметь такие формы:
День библиотеки в школе – выход сотрудников библиотеки в образовательные учреждения с целью знакомства детей с литературой (книгами и периодикой), как новой, так и по различным темам, имеющейся в фондах библиотеки. Включает в себя: выставку книг, библиографические обзоры и информирование о библиотеке и ее услугах через раздачу буклетов и закладок.
День библиотеки в детском саду («Книжный десант») - выход сотрудников библиотеки в детские дошкольные учреждения с обзорами книг и периодики для педагогов, детей и родителей. Могут
Минутка веселая Минутки живописные Минуты радостного чтения
Мистерия Митинг Мобилизация Мозаика Мозговой штурм Мониторинг книжных новинок Моцион литературный Музей
Музей книги
Музей литературный
Музей поэтический (малоизвестные литературные факты)
Мюзикл
Н
Набат литературный Навигатор в мире книг Навигация Новоселье книги Нон-стоп (стихи на одну тему, одного автора или авторские) Ностальгия
О
Обзор
Обзор аналитический
Обоз литературный
Обзор театрализованный
Обзор-размышление
Обзор-игра
Обзор-интервью
Обзор-путешествие
Обзор-шоу
Обмен информацией (форма производственной учебы)
Обращение Обсуждение Объединение литературное
Круиз литературный Кураж-вечер Курс учебный Курсы литературные
Л
Лаборатория
Лаборатория успеха
Лаборатория читательского вкуса
Лаборатория читательского творчества
Лабиринт Лавка писательская Лекторий Лекция Лестница знаний Лестница-словесница Линейка Лицей
Лицей для малышей Лотерея
Лото литературное
М
Марафон Марш
Марш-бросок
Маскарад Мастер-класс
Мастерилка
Мастерская радости
Меморина Месячник первокурсника Мечты и думы о профессии (профессиональные встречи с представителями учебных заведений и представителями различных профессий) Мини-студия Миниатюры сатирические Минута славы
включать в себя по возможности: выставки детской литературы, кукольные спектакли для дошкольников, беседы-консультации для родителей по воспитанию читательской культуры у детей, мастер-классы.
День школы в библиотеке – проведение уроков на территории библиотеки. Преподаватели определяют тему урока, обсуждают ее с библиотекарями, а те, в свою очередь, подключаются к проведению урока: готовят выставку и обзор книг, видеоряд.
День специалиста или День предметника – тематические мероприятия для педагогов и специалистов, работающих с детьми, проводимые районными методическими объединениями на базе библиотеки. Специалисты РМО определяют тему, сотрудники библиотеки оформляют выставку, подготавливают библиографические списки. На самом мероприятии педагогам даются методические разработки, озвучивается интересный опыт, иногда проводятся показательные уроки для учащихся. Библиотекари проводят библиографические обзоры литературы, делятся опытом работы библиотеки по данной теме.
День взаимной информации – в библиотеку приглашаются представители различных учреждений, которые доводят информацию до читателей, а библиотека информирует о литературе соответствующей тематики, готовит обзоры и подборки.
Если по какой-либо актуальной теме мало литературы, то можно оформить дайджест. Это фрагменты текстов документов (цитаты, выдержки, статьи, рефераты), подобранные по определенной теме и сгруппированные таким образом, чтобы облегчить восприятие материала (от общего к частному или по тематическим направлениям). По форме представления материала дайджесты близки к тематическим подборкам (папкам). Дайджест должен иметь краткое предисловие, в котором составитель характеризует источники и критерии отбора публикаций. В обязательном порядке прилагается список источников.
stydopedia.ru
Интересные формы массовой работ
Интересные формы массовой работы в библиотеке
Дорогие коллеги!
Приближается Новый, 2015 год. Все мы сейчас начинаем работу над новыми планами на будущий год. Я предлагаю вашему вниманию некоторые формы массовой работы в библиотеке. Конечно, это не инновации, а скорее забытые или невостребованные старые формы, хотя многие из них актуальны, на мой взгляд, и сегодня. Может быть, они кому-то понравятся и человек возьмёт их на вооружение, чему я буду искренне рада.
1.Вечер-импровизация.
Это диалоговая форма работы, которая позволяет раскрыться каждому участнику вечера. Главное условие – говорить о любимом и хорошо знакомом в литературе и музыке так, чтобы зажечь искорку понимания в душах слушающих (звучат любимые стихи, бардовские песни). Например, вечер-импровизация «Пока горит свеча». Обязательный атрибут этого предновогоднего вечера – свечи (можно держать перед собой свечу и рассказывать, а затем, окончив свой рассказ, чтение стихов, передать ее следующему). Гости должны быть подготовленными, эрудированными людьми. Ведущий вечера «незримо» присутствует среди гостей и поддерживает диалог-общение. (Источник: Библиотека, 2003, №3, С. 75 – 77.
2.«Литературный вернисаж».
В творчестве многих поэтов, писателей есть циклы «Литературные портреты», которые посвящены известным деятелям культуры, литературы, искусства (у М.Цветаевой есть циклы: о Пушкине, А.Ахматовой, А.Блоке, В.Маяковском). Участники делятся на две команды: одна представляет «портреты»: дает краткую аннотацию, читает стихи или прозу представленного в «портрете» автора. Другая группа должна назвать того, о ком идет речь.
Во 2-ом туре раздают игрокам «поэтические открытки» - на которых отрывки из литературных произведений тех авторов, имена которых будут представлены на «вернисаже». Автор стихов на открытке не указан. Его нужно отгадать. (Источник: Библиотека, 1994, №11).
3.Литературный «калейдоскоп».
Слово «калейдоскоп» в переводе с греческого означает - «Красивый вид» и …скоп - трубка с зеркальными пластинками и осколками разноцветного стекла, в которой можно наблюдать быстро сменяющиеся симметричные цветовые узоры. Это детская игрушка. А в переносном смысле – калейдоскоп – это быстрая смена лиц, событий, в данном случае, связанных с литературой, творчеством писателей. Можно брать какие-то отдельные факты из биографий писателей, истории создания их произведений, отрывки из фильмов по произведениям, викторины и литературно-поэтические конкурсы. Самое главное – чтобы это было очень интересно, и читатель про себя восклицал удивленно «Ах! Как здорово! Как интересно!»
4.«Литературное караоке».
Это конкурс чтецов, проводимый под музыкальное сопровождение. Как в караоке – звучит мелодия, и мы поем песню, так в литературном караоке – звучит музыка, и мы читаем стихи. Музыкальное сопровождение подобрано к ритму, размеру стихотворения, и даже к тому настроению, которое оно несет. Чтец заранее не знает, какое он будет читать стихотворение и под какую мелодию. Он должен интуитивно уловить ритм стиха и музыки, и тогда получиться прекрасное литературно-музыкальное исполнение поэзии. К юбилею М.Ю Лермонтова мы делали такую форму. Музыку брали не только классическую, но и современные композиции, очень красивые, нежные, лиричные. Они прекрасно подходили под любовную лирику поэта. Читать стихи вызвались первокурсники техникума. Ребята сначала стеснялись, а потом уловили ритм стиха, прониклись сами атмосферой и красотой лермонтовского слога, и получилось просто замечательно! А самое главное – им самим понравилось, и они получили эстетическое наслаждение, ну и призы, естественно.
5.«Гражданский форум».
В работе с молодежью можно использовать такую диалоговую форму как «гражданский форум», основанную на опыте США. В основе форума лежит взвешенный диалог, поиск ответов на вопросы в процессе дискуссии на социально значимую тему. Темы гражданского форума: «Какая армия нам нужна?», «Детская преступность: где выход?», «СПИД: как замедлить эпидемию?», «Коррупция: как её победить и возможно ли?» и др. (Источник: Библиотека, 2003, №5, С. 6 – 8).
6.Вечер-памфлет.
Что такое памфлет? Это злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого – обличение (гражданское, социально-политическое). Памфлетность может присутствовать в различных художественных жанрах (пьеса-памфлет, роман-памфлет). Пример: дневник И.Бунина «Окаянные дни»).
Цель вечера-памфлета – осуждение каких-то пороков, явлений жизни – пьянства, наркомании, табакокурения и т.п. Нужно широко использовать художественные произведения, в которых эти явления нашли отражение, периодику. Здесь же необходим рассказ об интересных увлечениях, различных видах досуга, встречах с людьми, которые посвящают свое свободное время хобби.
7.Вечер-репортаж.
Это форма заимствована из передач TV и радио. Проводится в форме живого репортажа-интервью. Ведущий-репортер – задает вопросы (с вопросами присутствующих нужно ознакомить заранее) участникам вечера, даёт комментарии к ответам. Один и тот же вопрос задается нескольким участникам, они высказывают собственную точку зрения, их мнения могут совпасть или вылиться в дискуссию. Хорошо, если за ходом такой дискуссии будет следить специалист (педагог), он же сделает выводы в конце мероприятия, подведет итоги. Библиотекарь должен оформить выставку по теме вечера-репортажа, сделать качественный обзор.
8.Вечер разгаданных и неразгаданных тайн («Тайны вокруг нас»).
Цель вечера – привлечь внимание к научным открытиям, нерешенным проблемам, к различным явлениям окружающего мира. В центре внимания - гипотезы, версии, открытия из различных отраслей знания – медицины, естественных наук, психологии, истории, необъяснимые явления – НЛО, телекинез, телепортация, полтергейст, сингулярность и т.п. Темы: «Гипноз: Возможности, секреты», «Тайна Атлантиды: Легенда? Правда?», «Тайна Тунгусского метеорита», «Дельфины – загадка моря», «Возможна ли передача мыслей, чувств на расстоянии?», «Искусственный интеллект к 2030 г. – реально ли?» и т.п.
9.«Военный «огонек» (по типу TV передачи «От всей души»).
Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, которые делятся своими воспоминаниями за чашкой чая, живое общение, концертные номера (по заявкам ветеранов), рассказ о них (о ветеранах), интересные моменты из их биографии. Создание очень уютной комфортной душевной атмосферы.
10.Библиотечный калейдоскоп (в День библиотек).
По типу «Литературного калейдоскопа». Библиотеки-филиалы демонстрируют фрагменты интересных мероприятий, сценки из библиотечной жизни, театрализованные фрагменты. Быстрая смена лиц, событий, связанных с библиотекой, библиотекарями, читателями.
11.Вечер-концерт; Вечер-дивертисмент.
Вечер-концерт – текстовый материал перемежается с концертными номерами (исполнение «вживую» или видео, аудиозапись, например – вечер-концерт «Романса трепетные звуки», «Я помню вальса звук прелестный» и др.)
Вечер-дивертисмент – дивертисмент (от франц. – развлечение) программа из номеров различных музыкальных жанров (популярные арии, танцы, комические монологи и сценки – появились в 17 веке). В канву вечера входят номера различных музыкальных жанров, с целью создания атмосферы отдыха, общение с прекрасным.
12.«Пять минут с искусством».
Это гибкая, легкая форма приобщения к искусству. В ней реализуется принцип «малой дозировки» (т.е. рассчитан на людей, не приученных к художественному мышлению). Поэтому общение с искусством должно быть недолговременным и малообъемным.
Название говорит само за себя, подростки в течение коротких, но эмоционально напряженных минут воспринимают одно или несколько произведений. Ни анализа, ни оценок не производится. Смысл данной формы мероприятия – в свободном общении и высказывании впечатления о произведении искусства. Нет попытки навязать какую-либо точку зрения, даже если речь идет о работе малоизвестного или всемирно известного художников.
Методически такой тип общения основательно продумывается. Здесь важно все: интерьер, расстановка стульев, демонстрационное место, момент предъявления произведения, вступительное слово для психологического настроя, контакта, заключительный момент. Это не разовое мероприятие, его лучше проводить циклами. Отбор материала в связи с юбилейной датой художника, а, может быть, в соответствии с настроением библиотекаря (тематический, «жанровый» пейзаж, натюрморт, портрет и т.п.).
Наилучшее решение ситуации – использование двойного художественного ряда, когда одновременно демонстрируются произведения разного вида и одно из них выступает в роли фона, усилителя впечатления. Например, демонстрируется репродукция картины Боттичелли «Весна» в сопровождении музыки Вивальди или портрет Струйской (художник Рокотов) под звуки ноктюрна Шопена. При этом активизируются два психологических канала восприятия: визуальный и аудиальный, обоюдно друг друга усиливающие. Очень важна информация о произведении, она должна быть доступной, понятной и интересной. Например: Загадка портрета Джоконды (Леонардо да Винчи), Тайна жизни и смерти Нефертити, Героини картин Боровиковского и др. В итоге сильное впечатление. Положительные эмоции вызывают интерес к искусству и желание новых минут эстетического наслаждения.
13.Шок-урок, шок-цитата.
Шок-урок обычно готовиться по остроактуальной проблеме – наркомании, СПИДу; например, шок-урок: «Наркотики: Путешествие туда без обратно». Основа шок-уроков: письма, откровения, исповеди молодых наркоманов. Материал сознательно не редактируется. Полностью сохраняются содержание и лексика откровений. Хорошо, если есть видеофильм по теме урока. В структуру урока также включаются официальные данные о состоянии борьбы с наркоманией в стране и городе.
Шок-цитата используется при оформлении книжных выставок. Например, выставка «Книги-юбиляры». При представлении повести Н.Гоголя «Страшная месть» наряду с цитатой И.Бунина можно использовать и высказывание А.Ремизова: «А Гоголь мне пришелся не по зубам: и то, что не «по-русски», чего-то непривычно, тоже говорили, что очень смешно и страшно, но ничего смешного и страшного я не почувствовал, а рисунки слепые – для моих глаз ничего не вырисовывалось…». То есть используется цитата, идущая вразрез с общепринятым мнением, вызывающая удивление и желание поспорить.
14.Библиотерапевтические часы.
Библиотерапия в дословном переводе означает "лечение книгой" (от греч. biblion - книга и theraрeia - лечение). Согласно определению, принятому Ассоциацией больничных библиотек США, библиотерапия означает "использование специально отобранного для чтения материала как терапевтического средства в общей медицине и психиатрии с целью решения личных проблем при помощи направленного чтения". Первоначально «терапевт» - это мудрец, мыслитель, безупречный подвижник-аскет, посвятивший жизнь духовному, высшим силам. Или, говоря сниженным современным языком, скорее «информационный работник», лечащий современным Словом. Библиотерапия, книготерапия – суть этого явления в том, что книга, чтение способствует выздоровлению человека, поддержанию положительного психологического баланса в его душе. Искусство слова, прекрасного, умного, доброго, способно вызвать переворот в душе человека – изменить его взгляды – настолько велика сила художественной литературы. Давайте также вспомним, где впервые зародилась библиотерапия (не по легенде, а на самом деле). А зародилась она в монастырях, в монастырских библиотеках. Лечил пастырь словом Божьим.
«Словом можно убить. Словом можно спасти. Словом можно полки за собой повести». Под «библиотерапией» понимают воздействие художественной литературы на психику человека (страдающего неврозами), объединив воздействие слова (тональность голоса, эмоциональный фон – все это имеет большое значение) и музыки. Слово лечит – это истину знали древние, как и то, что музыка благотворно влияет на все живое, и на чувства, настроение людей в том числе. Знаменитый Гиппократ специально приписывал больным курсы музыкотерапии. Пифагору же принадлежит афоризм: «Музыка может врачевать безумства людей…» Во время болезни у человека меняется его художественное восприятие. (Некоторых привлекают произведения, полные пессимизма и отчаяния, где человек стремится найти параллели со своей жизнью, либо противоположная ситуация – такой человек ищет книги со счастливым концом).
Можно разработать цикл библиотерапевтических часов, каждый из которых представляет собой литературно-музыкальную композицию с определенным эмоциональным настроем. С помощью специально подобранных стихотворений, отрывков художественной прозы и музыки нужно постараться пробудить в людях чувство доброты, найти столь необходимую в наше стрессовое время точку опоры, обрести уверенность.
Коррекция психологического восприятия жизни – так коротко можно охарактеризовать основной стержень библиотерапевтических часов. Принципиальное их отличие от традиционных массовых мероприятий состоит в том, что воздействие осуществляется художественным словом и музыкой. Полностью отсутствуют формы привычной пропаганды книги (элементы библиографического обзора, беседы и т.п.). Задача библиотекаря сводится к роли искусного чтеца, исполнителя. Главное соответствие музыки и текста.
Композицию начинают с успокаивающей музыки, затем – более оживленная, а завершается сеанс мелодией, которая создает природное настроение.
Темы библиотерапевтических часов могут быть различные: счастье, дружба, любовь, семья, общение с природой, прекрасным.
О пользе и вреде чтения тех или иных произведений (библиотерапии и антибиблиотерапии) спорят в наши дни.
Лечит литература, написанная духовно здоровым человеком. Механизм библиотерапии (и арттерапии тоже): узнавание себя, примеривание на себя коллизий (и уроков) Героя. Лечение гармонией, высшими ценностями.
Давно известно, выздоравливают быстрее оптимисты. Восточная медицина утверждает, что никакое лечение не принесет результата, если человек находится в подавленном состоянии. Например, «Анну Каренину» Л.Н. Толстого не стоит давать человеку, переживающему какие-либо неполадки в семейной и личной жизни.
Существует наблюдение, что чтение произведений Шекспира, Бунина, Бродского и др. является средством от угнетенного состояния. Произведения Ф.М. Достоевского наполнены таинственностью и в некоторых людях пробуждают неведомые до этого внутренние чувства и переживания. Л.Н. Толстой некоторых утомляет, а некоторых веселит; рассказы Бунина вызывают новые ощущения и искорки жизни. У Чехова, как и у Гоголя, есть веселые вещи, а есть и глубокие, философские рассуждения. Это только русская классика, а, сколько еще другой литературы, в том числе зарубежной, не отстающей от русской по способности влиять на восприятие.
Список книг для лечения неврозов (от "А" до "Г", всего же в нем более 80 названий):
1. Аксенов В. Товарищ Красивый Фуражкин
2. Алдан-Семенов А. Ревел над морем ветер свежий...
3. Алдан-Семенов А. Река Парабель
4. Амлинский В. Жизнь Эрнста Шаталова
5. Андерсен Г.Х. Сказки и истории
6. Базен Э. Встань и иди
7. Бек А. Жизнь Бережкова
8. Берггольц О. Испытание
9. Берггольц О. Я сердце свое никогда не щадила
10. Бовуар С. Очень легкая смерть
11. Бойченко А. Молодость
12. Борисов Л. Родители, наставники, поэты. Книга в моей жизни
13. Брет Гарт Ф. Счастье Ревущего стана и другие рассказы
14. Брет Гарт Ф. Собрание сочинений в 6 томах
15. Бронте Ш. Джейн Эйр
16. Булгаков М. Записки юного врача. Рассказы
17. Вигдорова Ф. Дорога в жизни. Это мой дом
18. Воронцова П. Софья Ковалевская
19. Гайдар А. Военная тайна
20. О.Генри. Избранные произведения в 2 т.
21. Герман Ю. Один год
22. Герцен А. Былое и думы
23. Гете И.В. Фауст
24. Голсуорси Дж. Сильнее смерти
25. Горький М. Детство. В людях. Мои университеты
26. Горький М. Рассказы о героях
Самое интересное, что практика показала: эффективнее всего неврозы лечатся сказками Андерсена, повестью В. Титова "Всем смертям назло" и рассказами Анатолия Алексина.
Ассамблея
Бал виртуальный
Дистанционный урок
Живая газета
Информационная биржа
Карнавал (маскарад)
Мозговая атака
Ток-шоу
Парад / шествие литературных героев
Тематический рейд
Сюжетно-ролевая игра
День дошкольника
Книжная вечеринка
Медиапутешествие
Перекресток мнений
Трибуна смелых гипотез
Художественно-публицистическая композиция
Час личного мнения
Час проблемных вопросов
Час доверия
Шоу–программа
Эстафета поколений
День гения – комплекс ярких, содержательных мероприятий, посвященных неисчерпаемым возможностям человека. Читателей знакомят с жизнью и деятельностью гениальных людей, как знаменитых, так и малоизвестных людей, представляющих разные времена и народы.
Дебаты – мероприятие, содействующие развитию критического мышления и аналитических навыков. Проходит в форме спора по определенным правилам. Участники ставят перед собой задачу убедить судей в том, что их позиция самая правильная.
«Путешествие» по странам мира – культурно-зрелищное мероприятие, целью которого является более детальное ознакомление читателей с географическим, экономическим положение стран, культурной жизнью их народов.
Поэтический лабиринт – мероприятие, проводимое с участием любителей поэзии. Напоминает поэтическую викторину.
Пресс-марафон – нетрадиционная форма работы с периодикой, во время которой участники поочередно называют в порядке алфавита известные им газеты и журналы. Каждый раз, когда называется следующая буква, тот за кем остается последнее слово, получает жетон.
Пресс-мозаика – в ходе, которой три участника состязания получают конверты с нарезанными буквами, из которых нужно составить название газет и журналов.
Пресс-весы – вариант мероприятия по работе с периодическими изданиями, в ходе которого участники оценивают периодические издания. Участвуют две команды, которые получают издания для отзыва. Одна команда получает задание найти положительные стороны журнала или газеты, другая недостатки. Побеждает та команда, чьи недостатки были весомей.
Пресс-рулетка – мероприятие игровой формы по работе с периодикой. Игровое поле имеет 4 цвета. Чем темнее цвет, тем сложнее вопросы. Например:
• Первое поле - Рубрики журналов
• Второе поле – Год издания
• Третье поле – Тираж издания
• Четвертое поле - Местная периодика.
Библиогид «Тысяча мудрых страниц»
Информационный обзор новинок энциклопедической и справочной литературы.
Неделя библиотеки
Комплекс мероприятий, целью которого является популяризация библиотеки, привлечение новых пользователей; объединение друзей библиотеки; общение любителей книги, в программу которого могут входить: День читателя, День автора, бенефис читателя, праздник книги, книжный аукцион, презентация, читательская конференция, конкурсы знатоков, литературные игры и викторины, выставки книжных коллекций, собраний из личных библиотек и др.
|
Неделя книг о здоровом образе жизни |
«Культура здоровья подростка» |
|
Ярмарка полезной информации |
«Что значит быть здоровым? |
|
Конкурсно-игровой калейдоскоп |
«Мы выбираем спорт» |
|
Беседа - диалог |
«Здоровая семья - это здорово!» |
|
Книжные выставки |
«Подросток. Здоровье. Будущее» |
|
Выставка-вопрос |
«Курение? На это нет времени» |
|
Конкурсно-игровая программа |
«Маскарад вредных привычек» |
|
Занимательный урок здоровья |
«В стране здоровячков» |
|
Тематическая программа |
«Простые правила здоровья» |
|
урок здоровья |
«Научись быть здоровым» |
|
Беседы |
«Табак, алкоголь + ты = разбитые мечты» |
|
Час-спор |
«Отказался – значит, взрослеешь!» |
|
Книжная выставка - предупреждение |
«Коварные разрушители здоровья» |
|
Лекторий для родителей |
«Уроки здоровья для больших и маленьких» |
|
Позитивный урок литературного чтения |
«Будущее за здоровым образом жизни» |
|
Час полезного совета |
«Жить – здоровьем дорожить» |
|
Слайд-беседа |
«Жизнь прекрасна без дурмана» |
|
Откровенный разговор о здоровье |
«Здоровье, сила, бодрость – вот спорта основной закон» |
|
Литературно-спортивный праздник |
«Чтение + спорт = правильный выбор» |
|
Игра-эстафета |
«Если хочешь быть здоров - выходи играть во двор» |
|
Устный журнал |
«Юность без курения, алкоголя и наркотиков» |
|
Цикл антинаркотических акций |
«Скажи всем, чтобы услышал каждый» |
|
Выставка-ситуация |
«Подружись со спортом» |
|
Сюжетно-ролевая игра |
«В поисках страны здоровья» |
|
Цикл книжно-информационных выставок |
«Сохрани себе жизнь» |
|
Шок-уроки |
«Это опасно – не рискуй напрасно» |
|
Час практических советов |
«Расти красивым и сильным» |
|
Час полезной информации |
«Поликлиника доктора Нехворайкина» |
|
Литературно-физкультурная эстафета |
«Мы здоровые ребята» |
|
Профилактический урок |
«Выбирай спорт, выбирай здоровье» |
|
Час проблемного разговора о компьютерной и Интернет-зависимости |
«Как не стать геймером» |
|
Урок здоровья |
«Не привыкай к плохому» |
|
Книжная выставка |
«Горькая мода на яд» |
|
Информационный обзор |
«Эпидемия дурмана» |
|
Игровая программа |
«Ключи к здоровью» |
|
Час веселых игр |
«Мы зарядку делали – прыгали и бегали» |
|
Информационно-просветительная антинаркотическая акция |
«Брось сигарету, возьми книгу!» |
|
Диалог-размышление |
«Здоровье - так ли это важно?» |
|
Шок–урок. |
«Давайте говорить ...о жизни!» |
|
Ситуативные игры |
«Если хочешь быть здоров» |
www.shumbibl.narod.ru
Услуги зала периодики: в мире газет и журналов

Библиотека – самое открытое и доступное учреждением культуры для граждан. Обладая огромным количеством книг, документов, периодических изданий, в том числе электронных, она способна удовлетворить право каждого на получение информации. Мы ценим ваше время и потребность в приобретении новых знаний и готовы помочь разобраться в огромном перечне услуг, которые оказывает Челябинская областная универсальная научная библиотека.
Мы начинаем новый проект «Открытый диалог», который доступно расскажет читателям о наших услугах и возможностях. Специалисты библиотеки станут надежными навигаторами в поиске необходимой информации. Подскажут, как найти нужную информацию и не тратить на поиски много времени.
Первым в нашем проекте будет представлен «Зал периодических изданий» (зал № 4).
Участником первого «Открытого диалога» стала Любовь Николаевна Аверина, зав. сектором периодики ЧОУНБ.
Справка:
Челябинская областная универсальная научная библиотека (ЧОУНБ) с момента своего появления формирует фонд отечественных и зарубежных периодических изданий. Зал периодики готов принять до 50 читателей одновременно. Фонд составляет более 11 тысяч изданий – это более трехсот названий центральных и местных газет и журналов. Большинство из них находится в открытом доступе. С 2015 года спектр подписных периодических изданий существенно расширился.
«В зале периодики каждый найдет себе газету или журнал по душе. Представители старшего поколения помнят время, когда приобретение книг для домашних библиотек было массовым. А выписать популярный журнал считалось большой удачей. Огромным спросом у населения пользовались журналы: «Огонек», «Юность», «Вокруг света», «Крестьянка», «За рулем», «Крокодил» и множество других. Для большинства граждан день начинался с прочтения газет «Правда», «Известия», «Комсомольская правда». За успехами наших спортсменов следили в «Советском спорте».
Сегодня читальный зал «Периодика» предлагает своим читателям не только журналы с биографией, но и современные. Например, «Профиль», «Курс дела», «Ключевые люди», «Земляки». У нас представлена периодика за последние 5 лет», – рассказывает в своем интервью Любовь Аверина.
- В ЧОУНБ функционирует специализированный зал периодики. Какие периодические издания собраны в этом зале?
Большинство изданий – это центральные и местные газеты. Широко представлены журналы по экономике, философии, истории, политологии, экологии, языкознанию и литературоведению, большой выбор литературно-художественных журналов и региональные издания.
Особенно обращу внимание юристов, для них мы можем предложить более 50 названий по вопросам права: «Государство и право», «Российский судья», «Российский следователь» и многое другое. Для педагогов и врачей у нас представлен большой выбор журналов по педагогике и медицине.
- На какую аудиторию ориентирована работа зала периодики? Есть постоянные читатели?
Наши постоянные посетители – это преподаватели, юристы, врачи, ученые, студенты и пенсионеры. Читатели привыкли к ежедневному поступлению свежей прессы, поэтому многие из них приходят почти каждый день на протяжении несколько десятилетий. Потому что привычка читать и быть в курсе событий остается с человеком навсегда.
- Какие подсказки существуют для новичков зала периодики?
Фонд периодики отражен в системе каталогов и картотек библиотеки. Электронный каталог ЧОУНБ содержит перечень всех имеющихся периодических изданий. В нем читатель сможет получить доступно информацию о том, что выписывает библиотека, за какие годы, и в каком зале искать интересующее издание. Ведь периодика также поступает в зал краеведения, литературы по искусству, отдел книгохранения. Электронный каталог представлен также на портале библиотеки. Это дает возможность поиска необходимых документов прямо из дома или офиса.
- Кроме чтения периодики, что может заинтересовать молодых продвинутых читателей
Посетители зала получают консультации библиотекаря по поиску и подбору источников информации. Даже если у нас нет необходимого издания или статьи, которую просит читатель, мы поможем подобрать другой материал по запрошенной теме. Такая услуга называется – тематическая справка. Она предоставляется бесплатно.
По запросу предприятия для проведения какого-то тематического мероприятия мы можем организовать и привезти выездную тематическую выставку прямо в учреждение, провести обзор последних статей по нужной теме – эта услуга платная, но очень востребованная.
Для работы с электронными версиями периодических изданий читатели могут воспользоваться компьютерами, размещенными в зале периодики. Все они имеют доступ к интернету, также в библиотеке работает бесплатный wi-fi. Это позволяет читателям использовать и собственные технические устройства на автономном питании (ноутбуки, диктофоны, аудиоплееры). Ведь помимо традиционного чтения газет и журналов мы предлагаем своим читателям возможность свободного доступа к полнотекстовым электронным вариантам. Доступ к ним осуществляется также с компьютеров отдела электронных ресурсов (зал № 5).
На сайте библиотеки в разделе Ресурсы / Электронные / Путеводители расположен Виртуальный зал периодики, насчитывающий свыше 80 ссылок на сайты общероссийских и местных газет и журналов. Они сгруппированы по отраслям знания: экономике, политике, праву, педагогике и др.
Вы можете воспользоваться услугой удаленного доступа к периодическим изданиям, представленных в базах данных и электронных библиотеках Виртуального абонемента ЧОУНБ: ЛитРес, IPRbooks, Руконт, Издательство «Лань», Polpred.com и КнигаФонд.
- Какие дополнительные услуги оказывают специалисты зала периодики?
Мы составляем тематические списки по запросу читателей. Форма предоставления информации может быть разная: по телефону, по электронной почте, традиционный список литературы. Воспользоваться подобной услугой может индивидуальный и коллективный абонент. Для специалистов ведется групповое информирование (оказываем информационную поддержку по новинкам отрасли, которые публикуются в специализированных журналах). Любая организация может стать коллективным абонентом. На протяжении уже нескольких лет кафедра математического и функционального анализа ЮУрГУ и АНО Учебно-инжиниринговый центр являются нашими постоянными абонентами.
Отдел обслуживания, и зал периодики в том числе, планирует и проводит много мероприятий в помощь учебному процессу. Педагогическим коллективам образовательных учреждений, которые являются нашими партнерами, предоставляются площадки для проведения педсоветов, семинаров, других мероприятий. Библиотекари организуют информационное сопровождение: выставки, просмотры, обзоры по теме. Для учащихся проводятся занятия в литературной гостиной, встречи с писателями, интересными людьми.
Если вам необходимо сделать копию необходимого документа – в зале предусмотрен ксерокс. Наш сотрудник поможет сделать нужное количество копий формата А4. Хотя в других залах библиотеки возможно копирование документов и большего формата, а также сканирование и распечатка электронных версий. Эти услуги являются платными.
- Как стать читателем зала периодики?
Чтобы читать периодику, надо стать читателем Публичной библиотеки. У нас стандартные требования – с паспортом, студенческим билетом (для учащихся) и фотографией ждем всех желающих по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, д. 60, 3-й этаж, зал № 4.
Если вы еще не являетесь нашим читателем, то можете пройти Удаленную регистрацию в ЧОУНБ и получить цифровой код читательского билета, в отделе регистрации библиотеки можно получить читательский билет при первом посещении.
Вы можете задать вопрос профессионалу на нашем портале в Виртуальной справочной службе (ВСС).
Интервью подготовлено пресс-службой ЧОУНБ
Архив интервью
chelreglib.ru






