Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Николаев А. И. Десять лекций о религии. Международный журнал психологии религии


Психология религии

Для многих людей религия – это основная часть их идентичности, смысл, который они находят в жизни, и их социальный мир. Вполне логично, что изменение этого важнейшего аспекта самого себя будет иметь значительные психологические последствия. Религиозные люди понимают, что за отказом от религии может последовать увеличение уровня эмоционального дистресса, изоляция и неуверенность в себе. Убежденный атеист может увидеть позитивные стороны данного процесса, ведь вполне возможно, что человек, который решил отказаться от религии, приобретет широту взглядов, свободу мыслей и духовных воззрений.

Новое исследование, опубликованное в журнале «Психология Религии и Духовности», является одним из первых примеров систематического лонгитюдного исследования этого вопроса. Данные трехлетнего исследования фокусировались на протестантах. В ходе исследования не было выявлено единого паттерна изменений, связанного с отказом от религии или изменений религиозных воззрений. Поэтому вышеприведенные предположения и убежденных верующих, и атеистов до определенной меры являются правдой.

Гэрри Гаи и его коллеги из Гонконгского Университета попросили участников христианской протестантской общины, все из которых были китайцами, заполнить психологические опросники о шести значимых событиях в их жизни за последние три года. Опросники позволяли делать выводы о личности, ценностях, убеждениях и психологических симптомах участников исследования.

Около 600 человек предоставили полные данные о себе, 188 из них перестали причислять себя к христианам в какой-то момент исследования. Около 82% заявили, что они стали атеистами, остальные перешли в католицизм, буддизм или даосизм. Остальные участники отметили графу «другое» в вопросе, к какой религии они себя теперь причисляют.

При анализе данных ученые фокусировались на том, какие психологические изменения происходят с теми, кто отказался от религии или изменил свои религиозные воззрения, и с теми, кто продолжал придерживаться своих изначальных убеждений. Стоит отметить, что большинство испытуемых были студентам, количество мужчин и женщин было примерно равным.

Возможно, это удивительно, но значительных изменений личности у тех, кто отказался от религии или перешел в другую религиозную группу, не было. За время исследования участники обеих групп (те, кто продолжал придерживаться религии и те, кто перешел в другую веру или стал атеистом) продемонстрировали снижение экстраверсии и общей доброжелательности. Что касается ценностей и верований, люди, отказавшиеся от религии, стали больше говорить о судьбе. Они чаще других были уверены, что судьба контролирует все, что с ними происходит, однако человек может вносить определенные коррективы в ход своей жизни. Вполне закономерно, что большинство из них заявляло, что они не верят в существование Бога.

Наиболее ярким аспектом отказа от религии, по результатам исследования, стало психологическое благополучие. Около половины испытуемых, ставших атеистами, продемонстрировали значительно меньшее количество депрессивных и тревожных симптомов по сравнению с теми, кто продолжал быть религиозным. У второй половины  атеистов наблюдалось резкое повышение данных симптомов. Тем не менее, в личных историях участников эмоциональные траектории существенно варьировались. Однозначным был вывод о том, что атеисты имели нарушения сна намного реже, чем верующие.

Основным фактором интенсивности последствий отказа от религии, по мнению ученых, являются личные качества и психологическое состояние человека прежде, чем он стал атеистом. Если он был экстравертом, и у него были адекватные психологические ресурсы, отказ от веры мог стать возможностью для роста и еще большей психологической устойчивости. И наоборот, те, кто были невротичными и психологически и физически уязвимыми перед тем, как перестать верить в Бога, чаще испытывали психологический дистресс после отказа от религии.

«Не стоит принимать на веру любую теорию, утверждающую, что все, кто отказался от Бога, проходят через одинаковые изменения. Нельзя утверждать, что отказ от религии снижает тревожность абсолютно у всех, тем не менее, у значительной части новоиспеченных атеистов действительно наблюдаются подобные изменения. Кроме того, процесс отказа от религии не должен рассматриваться как процесс, аналогичный процессу принятия религии», — отмечает автор исследования.

Собранные данные позволили исследователям обратить внимание на психологические различия тех, кто остался религиозным, и тех, кто впоследствии отказался от религии. Ученые принимали во внимание психологическое состояние участников в начале исследования. Оказалось, что будущие атеисты еще до отказа от религии были менее эмоционально стабильными, менее приверженными традициям и менее склонны доверять другим. Они больше других ценили независимость, гедонизм и власть.

В будущем ученые планируют сфокусироваться на том, насколько данные их исследования верны для других религий и людей из других культур. Ученые добавляют, что следующее исследование будет более длительным и сосредоточится на том, как долго длятся психологические последствия отказа от религии и можно ли считать их переходным моментом для некоторых людей.

Оригинальная статья: Christian Jarrett, — What are the psychological effects of losing your religion? The British Psychological Society, April, 2018

Исследование, на которое ссылается автор: Hui, C. H., Cheung, S.-H., Lam, J., Lau, E. Y. Y., Cheung, S.-F., & Yuliawati, L. (2018). Psychological changes during faith exit: A three-year prospective study. Psychology of Religion and Spirituality. Advance online publication.

Автор перевода: Елисеева Маргарита Игоревна

Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович

Ключевые слова: психология, религия, вера, религиозность, философия

Источник фото: unsplash.com

Доступно для скачивания:

  • pdfПсихологические аспекты отказа от религии

Похожие статьи:

xn--90aennpco.xn--p1ai

Википедия - свободная энциклопедия

Избранная статья

Изображение Кассиодора в рукописи Gesta Theodorici,1170-е годы

Кассиодор (лат. Flavius Magnus Aurelius Cassiodorus Senator, между 480—490, Сцилациум, Бруттий — между 585—590, там же) — римский писатель-панегирист, историк и экзегет, государственный деятель во время правления короля остготов Теодориха Великого и его преемников, вершиной его карьеры стала должность префекта претория Италии.

Происходил из сирийского рода, поселившегося в Италии в IV веке, три поколения его предшественников занимали разнообразные государственные посты. Кассиодор начал карьеру придворного панегириста в первом десятилетии VI века. После падения Остготского королевства Кассиодор, по-видимому, полтора десятилетия провёл в Константинополе, в 554 году удалился в родовое имение на юге Италии, где основал просветительский центр, монастырь Виварий, в котором занялся реализацией своей образовательной и культурной программы. В библиотеке Вивария имелись все основные произведения позднеримской христианской литературы, а также многие классические сочинения; в монастыре осуществлялись переводы с греческого языка, которым сам Кассиодор владел слабо. Последние труды — о правописании и исчислении даты Пасхи — написаны в 93-летнем возрасте.

Принципиальная обращённость произведений Кассиодора к современникам обеспечила популярность его трудов, его наследие широко использовали Павел Диакон, Беда Достопочтенный, Гинкмар Реймский, Алкуин, Рабан Мавр, Марсилий Падуанский. Традиция скриптория и школы Вивария были продолжены в Монте-Кассино и аббатстве Боббио.

(далее…)

encyclopaedia.bid

от истории – к теории и практике» — Религиозная Жизнь

Научный Центр «Психологии религии» Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (Москва, Россия)

при поддержке

Кафедры философии религии и религиозных аспектов культуры Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (Москва, Россия) и Русского религиоведческого общества

 представляют:

II Научно-практическая конференция«Психология религии: от истории – к теории и практике»

Москва, 02- 03 декабря 2016 годаcarl-jung-quote-on-ancestors

Карл Густав Юнг, 1949

ОРГКОМИТЕТ:

К.М. Антонов, д.филос.н., заведующий кафедрой философии религии и религиозных аспектов культуры, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (Москва).

В.И. Слободчиков, д.психол.н., главный научный сотрудник, Институт психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования

Т.А. Фолиева, к.филос.н., доцент кафедры философии религии и религиозных аспектов культуры, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (Москва).

 

По вопросам, относящимся к работе конференции, обращайтесь:

[email protected] / +79017054065 Татьяна Александровна Фолиева

 

Место проведения конференции: г. Москва, Лихов переулок, дом 6, стр. 1 (м. «Цветной бульвар»)

proezd-pstgu

 

 

Регламент работы конференции:

Пленарные доклады – 20 минут, секционные доклады – краткая презентация доклада (10 минут), свободная дискуссия (10 минут).

ПРОГРАММА

02 декабря 2016 года

 10.30 – 11.30: Регистрация участников, ауд. 217

11.30-13.30: Пленарное заседание, ауд. 217. Открытие научно-практической конференции «Психология религии: от истории – к теории и практике»

Приветственное слово – К.О. Польсков, прот., к.филос.н., проректор по научной работе ПСТГУ.

Приветственное слово – Г.Л. Ореханов, прот., д.ист.н., проректор по международной работе ПСТГУ.

Приветственное слово – К.М. Антонов, д.филос.н., заведующий кафедрой философии религии и религиозных аспектов культуры БФ ПСТГУ

Пленарные доклады:

  1. Чумаков Михаил Владиславович, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии развития и возрастной психологии, Курганский государственный университет (Курган). Принцип исключения трансцендентного в психологии религии
  2. Смирнов Алексей Евгеньевич, доктор философских наук, профессор кафедры философии, психологии и социально-гуманитарных дисциплин ФГКОУ ВО «Восточно-Сибирский институт МВД России» (Иркутск). К онтологии религиозного обращения

13.30 – 14.30: Обед для участников конференции

15.00 – 18.30: Секция I. Теоретические и прикладные аспекты эмпирических исследований, ауд. 217

 Модератор – д.филос.н., заведующий кафедрой философии религии и религиозных аспектов культуры, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (Москва) Константин Михайлович Антонов

  1. Чумаков Михаил Владиславович, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии развития и возрастной психологии, Курганский государственный университет (Курган). Некоторые психометрические характеристики шкалы религиозного фундаментализма
  2. Прокушенкова Ольга Игоревна, ассоциированный сотрудник, Лаборатория психологии и исторической психологии, Институт Психологии РАН (Москва). К проблеме разработки шкалы результативности в опросниках религиозности
  3. Двойнин Алексей Михайлович, доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования, Московский городской педагогический университет (Москва). Перспективы конструктивистской парадигмы в исследованиях по психологии религии
  4. Медведева Елена Николаевна, доцент кафедры философии, гуманитарных наук и психологии СГМУ им. В.И. Разумовского (Саратов). Религиозная вера в процессе совладания с болезнью у пациентов страдающих туберкулезом легких

    Перерыв 16.30 – 17.00

  5. Павлова Ольга Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования, ФБГОУ ВО МГППУ, член редколлегии журнала «Ислам в современном мире». Актуальные направления исследований в российской психологии ислама
  6. Норманская Юлия Викторовна, кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии и религиоведения Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (Симферополь). Психологические особенности репрезентации образа православного монашества в современной отечественной православной литературе
  7. Романова Екатерина Сергеевна, кандидат филологических наук; магистр психолого-педагогического образования, кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин, ВУНЦ СВ «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации». Особенности адаптационных механизмов обучающихся с разным уровнем религиозности
  8. Борисов Леонид Андреевич, аспирант кафедры философии религии и религиозных аспектов культуры, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (Москва). Религиозное обращение в современном католическом традиционализме

15.00 – 18.30: Секция II. Социально-психологические и социологические исследования, ауд. 233

 Модератор – к.филос.н., доцент кафедры философии религии и религиозных аспектов культуры, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (Москва) Татьяна Александровна Фолиева

  1. Исаев Григорий Евгеньевич, кандидат технических наук, писатель, независимый эксперт. Достижение калогакатии как цель религиозно-психологического воспитания современного гражданина справедливого общества
  2. Петрова Кристина Юрьевна, магистрант 2 курса, кафедра теологии и религиоведения, Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского (Саратов). «Лоскутная» и «слоевая» религиозность как феномены религиозного сознания в постсекулярном обществ
  3. Кнорре Елена Юрьевна, магистр филологии, преподаватель кафедры философии религии и религиозных аспектов культуры, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (Москва). Концепция «творческого поведения» М. Пришвина как религиозный феномен: Психологическая топология пути в дневниках М. Пришвина периода Первой мировой и гражданской войн

18.30 – 19. 30. Презентации научной литературы, ауд. 217

 — Презентация четвертого тома коллективной монографии “MAGNUM IGNOTUM”, посвященного психологии религии и психоанализу. Ответственный редактор – И.П. Давыдов. Коллектив авторов: А.А. Бурнашева, В.В. Барашков, В.В. Винокуров, И.П. Давыдов, Д.С. Дамте, С.В. Дмитриев.

— Презентация журнала «Религиоведческие исследования» (номер 2 за 2016 год). Тема номера – суфизм.

03 декабря 2016 года

 11.00 – 14.30: Секция III. История психологии религии, ауд. 428

 Модератор – д.филос.н., заведующий кафедрой философии религии и религиозных аспектов культуры, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (Москва) Константин Михайлович Антонов

  1. Костылев Павел Николаевич, старший преподаватель философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова (Москва). Психология религии как учебная дисциплина: опыт постсоветской России
  2. Золотухин Всеволод Валерьевич, кандидат философских наук, старший преподаватель философии религии и религиоведения, Институт философии и социально-политических наук, Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону). Учение Х.Г. Вайссе о религиозном чувстве и опыте
  3. Антонов Константин Михайлович, доктор философских наук, заведующий кафедрой философии религии и религиозных аспектов культуры богословского факультета ПСТГУ (Россия, г. Москва). «Русские могилы»: И.А. Сикорский и В.В. Розанов о психологии сектантства
  4. Базлев Михаил Максимович, аспирант кафедры философии религии и религиозных аспектов культуры, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (Москва). Тело в «Духовных Упражнениях» Игнатия Лойолы
  5. Соколов Дмитрий Валерьевич, студент IV курса, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (Москва). Почему Фрейд молчал о дыхательном либидо?
  6. Фолиева Татьяна Александровна, кандидат философских наук, доцент кафедрыфилософии религии и религиозных аспектов культуры, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (Москва). Исследование детской религиозности советскими учеными
  7. Дамте Давид Соломонович, кандидат философских наук, научный редактор издательства «Академический Проект» (Москва). Г.И. Челпанов и проблемы психологии религии

15.00 – 17.00: Круглый стол «Итоги проекта “Современная западная психология религии: адаптация в российском контексте”», ауд. 428

Докладчики и участники: Слободчиков В.И., Ореханов Ю.Л., Алексин К.В., Кожевников Д.Д., Кольцов А.В., Медведева Е.Н., Иванова А.С., Антонов К.М., Колкунова К.А., Фолиева Т.А.. Малевич Т.В.

Навигация по записям

Похожие статьи:

religious.life

International Journal for the Psychology of Religion

психология религии Периодичность: Сокращённоеназвание: Язык: Адрес редакции: Издатель: Страна: Дата основания: ISSN печатнойверсии: Веб-сайт:

«Международный журнал психологии религии» англ International Journal for the Psychology of Religion, сокр Int J Psychol Relig — рецензируемый научный журнал, посвящённый психологическим исследованиям религиозных процессов и явлений В публикуемых журналом статьях рассматриваются такие вопросы, как социальная психология религии, религиозное развитие, обращение, религиозный опыт, религия и психическое здоровье, а также различные теоретические интерпретации религии Читательская аудитория журнала — специалисты в области психологии, теологии, философии, нейронауки, а также религиозные лидеры Импакт-фактор журнала в 2010 году составил 0,7351

Индексированиеправить

Журнал индексируется в PsycINFOen, Applied Social Sciences Index and Abstracts, Arts and Humanities Citation Indexen Current Contentsen/Arts & Humanities, Current Contents/Social and Behavioral Sciences, базе данных EBSCO Publishingen, Family Index Database, Journal Citation Reportsen/Social Sciences, Religion Index One, Religious and Theological Abstractsen, Scopus и Social Sciences Citation Indexen Начиная с 18-го тома 2008 журнал включается в базу данных Института научной информации2

Примечанияправить

  1. ↑ The International Journal for the Psychology of Religion IJPR/ Aims & scope
  2. ↑ Paloutzian, Raymond F ISI and Impact Factor // The International Journal for the Psychology of Religion — 2010 — Vol 20, № 1 — P 1 — DOI:101080/10508610903481994

International Journal for the Psychology of Religion Информация о

International Journal for the Psychology of ReligionInternational Journal for the Psychology of Religion

International Journal for the Psychology of Religion Информация Видео

International Journal for the Psychology of Religion Просмотр темы.

International Journal for the Psychology of Religion что, International Journal for the Psychology of Religion кто, International Journal for the Psychology of Religion объяснение

There are excerpts from wikipedia on this article and video

ежеквартальный

Int J Psychol Relig

английский

Taylor & Francis, Inc, 325 Chestnut Street, Suite 800, Philadelphia, PA 19106

Routledge

США США

1991

1050-8619

International Journal for the Psychology of Religion

www.turkaramamotoru.com

Психология религии — WiKi

В США

Многие основатели американской психологии интересовались религией, исповедовали религию и были заинтересованы в применении научных принципов для её изучения. В их число входили основатели психологии религии: Уильям Джеймс (1842—1910) из Гарварда и Г. Стэнли Холл (1844—1924) из Университета Кларка[en]. Работу Джеймса и Холла в дальнейшем продолжили Эдвин Старбак (1866—1947) и Джеймс Лейба[en] (1868—1946), которых иногда называют «школой религиозной психологии Кларка», хотя Старбак тесно сотрудничал с Джеймсом и разделял многие его взгляды. Основной интерес у этих ранних исследователей вызывали два вопроса: религиозный опыт и религиозное развитие.

Уильям Джеймс

Уильям Джеймс был президентом-основателем Американской психологической ассоциации и одним из наиболее выдающихся американских психологов и философов. Первоначально он обучался в Гарварде медицине, но в дальнейшем посвятил себя психологии и стал первым американским профессором по данной дисциплине. В 1890-м году Джеймс написал самую важную и по сию пору работу по данной дисциплине под названием «Принципы психологии»[10]. Именно Джеймс сделал психологию одной из наиболее популярных наук в США, независимой от медицины и философии[11]. В зрелом возрасте он проявил большой интерес к философским и религиозным вопросам, а также к парапсихологическим исследованиям. В 1902 году его джиффордские лекции[en] по естественной теологии, прочитанные в Эдинбургском университете (Шотландия) в 1901—1902 гг., были изданы под названием Многообразие религиозного опыта. Эта работа стала классикой в психологии религии.

Школа Кларка
Г. Стэнли Холл и реинтерпретация христианства

Грэнвилл Стэнли Холл был первым президентом Американской психологической ассоциации и первым президентом Университета Кларка[en]. Он также был одним из первых прикладных психологов и сторонником генетической психологии, согласно которой развитие индивида представляет собой повторение этапов развития человеческого рода. Холл полагал, что дарвинизм и критические исследования библейских текстов сделали невозможным для любого просвещённого человека исповедовать традиционную христианскую веру, но, несмотря на это, христианская религия содержит в себе заслуживающие внимания истины. Он считал, что с использованием генетической психологии и светских идей можно реформировать христианство, сохранив содержащиеся в нём ключевые психологические положения и отвергнув веру в сверхъестественное.

Интерес Холла к религии выразился в создании им Школы религиозной психологии Кларка. В 1917 году была опубликована книга Холла под названием «Иисус Христос в свете психологии» («Jesus the Christ in the Light of Psychology»), в которой он попытался применить принципы психоанализа для объяснения христианства как «чисто психологического проекта». Холл верил в существование жизненной силы, называемой «Душа человечества» («Mansoul»), которая представляет собой высочайшую сущность человечества и содержит в себе потенциал для нашего развития. Цель эволюции состоит в нашем отказе от собственной индивидуальности в пользу расового сознания, которое, по его мнению, и есть подлинный бог. Иисус Христос, по Холлу, является выразителем добродетели в человеческой природе и примером тех возможностей, какие человеческая раса может достичь в ходе эволюции. Согласно воззрениям Холла, Иисус Христос предложил разновидность психотерапии, предназначенной для избавления нас от чувства вины и страха. Его взгляды на Иисуса Христа как на своего рода «сверхчеловека» не получили одобрения со стороны церкви[12].

Джеймс Лейба и победа науки над религией

Джеймс Лейба приехал в США из Швейцарии и учился вместе с Холлом. Ещё до начала своей профессиональной деятельности Лейба отказался от религиозных убеждений и стал яростным критиком традиционной религии, хотя духовность он при этом рассматривал положительно. В 1921 году Лейба провёл знаменитое исследование религиозных взглядов среди учёных, которое показало более низкий уровень религиозности среди выдающихся деятелей науки по сравнению с малоизвестными учёными. На основании этого исследования Лейба сделал вывод, что неверие в личного Бога и в личное бессмертие прямо пропорционально способности к достижению успеха в науке. Последующие исследования, проводившиеся другими специалистами, подтвердили, что в XX веке среди ведущих учёных наблюдалась тенденция к снижению приверженности религиям и к увеличению безразличия к религиозным вопросам либо неверия[13].

Лейба был согласен с Холлом в том, что традиционное христианство более неприемлемо, и что психология может помочь в формировании некой альтернативы ему. Он считал, что любой религиозный опыт и религиозные потребности можно объяснить на чисто психологической основе с использованием биологической и эволюционной теории, а также понимания нормальных мыслительных процессов. По этой причине религия должна изучаться экспертами в области психологии, а не религиозными адептами и теологами, которых он считал несведущими. Согласно взглядам Лейбы, серьёзная теология должна использовать научные методы и стать частью психологической науки, что обеспечит быстрое духовное развитие. Лейба отстаивал идею метафизического, безличностного бога, называемого «бесцельной Творческой Силой» («non-purposive Creative Force»), которая, по его мнению, может стать основой для реконструированной религии и морали.

Взгляды Лейбы подверглись критике со стороны некоторых христианских мыслителей, которые обвинили его в необъективности и выходе за рамки психологической науки для отстаивания личных атеистических убеждений. Так, бельгийский иезуитский психолог Жозеф Маршал[en] указал на редукционистский подход Лейбы при рассмотрении им мистического опыта как психопатологического или сексуального по своему происхождению явления. По мнению Маршала, Лейба просто взял за исходную точку свои воззрения и произвольно интерпретировал данные для подтверждения собственных взглядов. Школа Кларка не получила развития в дальнейшем. К началу третьего десятилетия XX века доминирующими парадигмами в психологии стали бихевиоризм и позитивизм, и эта школа была маргинализирована в академической психологии. Однако недавно появилась новая версия этого направления, использующая эволюционный подход в психологии религии[13].

В Европе

Развитие психологии религии в Европе в течение XX века имело как параллели, так и расхождения в сравнении с США. Основное сходство состоит в высоком интересе к феноменологии и религиозному опыту, который можно проследить в работах, написанных в начале XX века такими германскими авторами как Фридрих фон Хюгель, Рудольф Отто, Фридрих Хайлер, а также бельгийскими авторами Жозефом Маршалом[en] и Антуаном Верготом[fr]. Расхождения отражают различия в интеллектуальной и культурной атмосфере в Европе и США. В Европе психология не столь сильно изолирована от философии и теологии, как в США, поэтому европейские психологи в среднем лучше американских знакомы с этими дисциплинами. Помимо этого, население Европы менее религиозно, чем население США, вследствие чего психологи религии в Европе имеют несколько иной объект для изучения, что зачастую ведёт их к формулированию иных вопросов и построению иных выводов.

Кроме того, в европейских академических кругах существуют различия между национальными традициями. Германские авторы часто занимают должности на кафедрах теологии или религиоведения и изучают азиатские религиозные традиции наподобие индуизма и буддизма. Во Франции психология религии находится под сильным влиянием психоаналитических идей Зигмунда Фрейда и французского психоаналитика Жака Лакана, а также под влиянием марксистского подхода к антропологии и социологии. Британская психология религии имеет очень много общего с североамериканской и оказывает на неё заметное воздействие. Так, британская психоаналитическая школа объектных отношений сыграла в развитии психологии религии в США гораздо более значительную роль, чем французская школа Лакана[13].

Психодинамические подходы

Зигмунд Фрейд

В 1901 году малоизвестный в то время медик Зигмунд Фрейд опубликовал свой труд под названием «Психопатология обыденной жизни», который положил начало распространению его взглядов по всему миру. Фрейд стал основателем психоаналитической психологии и высказался по множеству вопросов, включая религию. Фрейд боготворил науку и полагал, что религиозное мировоззрение должно быть вытеснено научным[14]. В целом Фрейд рассматривал религию как нечто, что порождает иллюзии и уводит людей от реальности. Подробно его взгляды по этому поводу изложены в изданной в 1927 году книге «Будущее одной иллюзии». Несмотря на критическое отношение Фрейда к религии, известные теологи XX века Пауль Тиллих и Рейнгольд Нибур благожелательно отнеслись к его работе. Также как и Фрейд, они отдавали себе отчёт в том, что религия способна порождать иллюзии, и рассчитывали на то, что психодинамический подход поможет пониманию человеческого поведения и поспособствует пастырской деятельности. Психоанализ оказал существенное воздействие на католических авторов, в особенности на европейских — таких как Антуан Вергот[fr].

Эрих Фромм

Психоаналитик и социолог Эрих Фромм оказал большое влияние на гуманистическую психологию, трансперсональную психологию и на диалог психоанализа с дзэн-буддизмом. Отношение Фромма к религии было двойственным, но при этом он живо ей интересовался, ежедневно медитировал и регулярно читал мистическую литературу, уделяя особое внимание дзэн-буддизму и трактатам средневекового христианского мистика Майстера Экхарта. Фромм полагал, что ключ к здоровой духовности лежит в отрицании авторитарной религии, основанной, подобно христианству, на вере в сверхчеловеческие сущности. По его мнению, подчинение высшему авторитету в авторитарной религии ведёт к ненависти, нетерпимости и подавлению человеческого разума. Вместо авторитарной религии следует принять гуманистическую религию, концентрирующуюся на человеке и его силе, так что Бог в ней понимался бы как символ человеческой мощи, на который должен ориентироваться человек. Примерами приемлемых гуманистических религий Фромм считал философию Спинозы, ряд направлений в буддизме, учение Христа и мистическое христианство. Однако религия, проповедующая веру в существование Бога и неверие в собственные силы, должна быть отринута. Эта точка зрения близка взглядам рационального психолога и атеиста Альберта Эллиса, считавшего религию психическим заболеванием, которое возникло из-за поощрения подчинённого положения и иррациональных идей.

Вслед за Фрейдом Фромм негативно оценивал социальную роль религии, указывая на её использование в целях инфантильного подчинения общества властям. При этом Фромм был столь же пессимистичен по отношению к нынешним альтернативам. Он полагал, что современное общество, избавившись от тоталитарной власти церкви, породило самодовольных, отчуждённых, подобных автоматам людей, которые поглощены потреблением и погоней за исполнением своих желаний. По мнению Фромма, западному обществу следует отказаться от потребительства и подняться до уровня, где решающую роль в жизни людей будут играть духовные ценности. Дзэн-буддизм привлекал Фромма именно своей анти-авторитарностью. Он подружился с японским учёным Дайсэцу Судзуки, который был одним из ведущих популяризаторов дзэн-буддизма в США и Европе, и посещал его лекции. В 1957 году Фромм организовал конференцию в Мехико, в которой участвовали Судзуки и группа психоаналитиков. Эта конференция стала важной вехой в диалоге между психоанализом и буддизмом, активно продолжающимся и по сей день[13].

Гуманистический и трансперсональный подходы

После заката Школы религиозной психологии Кларка диалог между психологией и религией в США вне рамок психоанализа практически прекратился. В 1960-х годах ситуация изменилась благодаря двум новым веяниям: возникновению гуманистической психологии и применению психологии личности для исследования религии. Гуманистическая психология возникла как «третья сила» в американской психология наряду с психоанализом и бихевиоризмом. Три наиболее заметных основателя гуманистической психологии — Карл Роджерс (1902—1987), Ролло Мэй (1909—1994) и Абрахам Маслоу (1908—1970). Из них самым дружественным по отношению к религии был Мэй, но в наибольшей степени усилению диалога между психологией и религией способствовал Роджерс. Маслоу в данном контексте важен потому, что он привлёк внимание к религиозным вопросам и стал центральной фигурой в создании трансперсональной психологии, которая обеспечила диалог между психологией и некоторыми азиатскими религиозными традициями.

Абрахам Маслоу

Абрахам Маслоу получил широкую известность благодаря своей теории мотивации личности. Согласно этой теории, после удовлетворения основных потребностей (в еде, безопасности и т. д.) у человека появляются более высокие потребности, из которых последней ступенью выступает потребность в самоактуализации. В своих ранних работах Маслоу негативно отзывался о религии. Он был членом Американской гуманистической ассоциации, которая пропагандировала атеизм. Однако в конце жизни Маслоу смягчил свою позицию в отношении религии и признал способность по-настоящему религиозного человека использовать свою веру для построения системы подлинных ценностей. В своих исследованиях Маслоу пришёл к выводу о том, что ключевой характеристикой самоактуализирующихся личностей являются так называемые «пиковые переживания». По его мнению, религиозный или мистический опыт является одной из разновидностей пиковых переживаний и частью человеческой природы. По этой причине мистический опыт может быть объяснён без привлечения теологических концепций. Кроме того, Маслоу полагал, что вследствие однородности пиковых переживаний во всех видах религиозного опыта ядро всех религий идентично, а потому расхождения между религиями можно спокойно игнорировать. Последнее положение весьма спорно с точки зрения современных исследований в области психологии религии.

Трансперсональная психология

Развивая свои идеи о самоактуализации и пиковых переживаниях, Абрахам Маслоу пришёл к выводу о необходимости выхода человеческого потенциала за рамки личности и в конце 1960-х годов вместе с группой единомышленников основал новое направление в психологии — трансперсональную психологию. При использовании данного подхода исследователи в области психологии религии придерживаются следующих трёх допущений[13]:

  1. высшие уровни человеческого функционирования и потенциала в наибольшей степени проявляются в нашей способности достичь более продвинутых ступеней человеческого сознания;
  2. хотя религии содержат в себе трансперсональные элементы, они также включают специфические особенности, обусловленные культурными различиями, не связанными с трансперсональными переживаниями. Это воззрение иногда называется вечной философией, суть которой сводится к тезису о едином ядре всех религий мира;
  3. люди не используют свой потенциал, который может быть раскрыт и развит при надлежащих усилиях и исследованиях.

Хотя базовые концепции, объединяющие трансперсональное движение, достаточно просты, на практике исследования в области трансперсональной психологии затрагивают обширный спектр феноменов, относящихся к сознанию, включая мистический опыт, трансцендентный опыт, а также парапсихологический опыт. Трансперсональные переживания могут носить мистический характер, при этом весьма разнообразный[15]. Предметом исследований в трансперсональной психологии также выступают техники изменения сознания, такие как медитация и использование энтеогенов.

Согласно мнению кандидатов философских наук С. В. Пахомова, А. Ю. Рахманина и доктора философских наук и профессора СПГУ Р. В. Светлова, существенной особенностью трансперсональной психологии религии является её оторванность от религиоведения, возникшая из её истоков как «религиозной апологетики внутри психологии»[16].

Трансперсональная психология (ТП) подвергается критике со стороны ряда учёных[13]. Так, Р. Дж. Нерио считает, что начальные допущения и методы доказательств ТП включают метафизические положения[17]. Дж. Б. Рубин отметил, что, сделав свой вклад в изучение нехристианских религиозных систем, ТП впала в другую крайность: востокоцентризм, который выражается в романтизации трансперсональными психологами идей, заимствованных из восточных учений[18][19] (хотя в некоторых работах трансперсональных психологов рассматривается и христианский мистицизм[20]). Кроме того, трансперсональные психологи отдают предпочтение рассмотрению азиатских религиозных традиций с минимальным теистическим содержанием (таких как дзэн-буддизм), и часто игнорируют версии тех же самых религиозных традиций с более выраженным теистическим уклоном (таких как буддизм Чистой Земли), тем самым проявляя небеспристрастность[13].

Социальный и персональный подходы

В первой половине XX века некоторые психологи проявили интерес к изучению религии как личностного аспекта или как формы социального поведения. Они попытались создать строгую научную методологию для изучения религии с использованием опросников и других количественных методов. Современная психология религии во многом основана на работах социальных психологов, заинтересованных в научном изучении религии, особенно религиозных верований и религиозного поведения. Социальный и персональный подходы породили большой массив эмпирических исследований религии с точки зрения психологии, а с недавнего времени предметом исследований в данной области стала также и духовность. Самую важную роль в развитии данной школы на её ранних этапах сыграл Гордон Олпорт. Теория Олпорта в дальнейшем была модифицирована и принята в качестве доминирующего подхода в психологии религии.

Интеграция и диалог

После окончания Второй мировой войны многие христиане в США и Европе избрали психологию своей профессией, работая в качестве университетских преподавателей, исследователей или клинических психологов. Они были не удовлетворены тем, что антихристианский уклон в академической психологии препятствует их профессиональной деятельности. Ключевой работой, выразившей их взгляды, стала вышедшая в 1977 году книга профессора психологии Нью-Йоркского университета Пола К. Витца[en] «Психология как религия: культ самопоклонения» («Psychology as Religion: The Cult of Self-Worship»). Автор этой книги выразил мнение, что психология стала светской религией, которая враждебна христианству и большинству других религиозных традиций, и что это влечёт за собой негативные последствия как для отдельных индивидов, так и для всего общества в целом[21]. Поскольку большинство университетских кафедр психологии не подходило для деятельности психологов, заинтересованных в исследовании и применении религиозных подходов к психотерапии, в середине XX века оформилось Движение христианской интеграции[en] (The Christian Integration Movement). Его целью было формирование независимых психологических школ с дружественной по отношению к религии атмосферой, где можно было бы развивать психологию путём соединения научных знаний с христианскими верованиями. Это движение, комбинирующее психологию и теологию, породило большой массив литературы, публикаций в научных журналах и обучающих программ. В 1956 году была создана Христианская ассоциация психологических исследований[en] (Christian Association for Psychological Studies, CAPS), которая и поныне представляет альтернативу отделениям по изучению психологии религии в светских академических организациях.

Наряду с Движением христианской интеграции, придающим равный вес психологии и религии, во второй половине XX века под руководством Джея Э. Адамса[en] возникло так называемое «библейское консультирование»[en][22], которое отвергает мейнстримную психологию и психиатрию и вместо них предлагает опираться в психологическом консультировании исключительно на Библию. Этот подход используется рядом организаций наподобие Национальной ассоциации ноутетических консультантов[en] (National Association of Nouthetic Counselors[23]) и Международной ассоциации библейских консультантов (International Association of Biblical Counselors[24]).

Два других важнейших направления в диалоге между психологией и религией касаются индуизма и буддизма. Взаимодействие западной психологии с индуизмом в основном ограничивается клиническим применением йогических техник. В целях более активного взаимодействия академической психологии и индуизма голландский врач Р. М. М. Корнелиссен основал в 2006 году в Пудучерри Институт индийской психологии[25]. Диалог между психологией и буддизмом оказался намного более плодотворным, что специалисты объясняют нетеистической ориентацией буддизма и наличием в нём сложных моделей человеческой психики[26]. Буддистская психология оказала значительное влияние на психологию религии. В настоящее время наблюдается увеличение использования в клинической практике специфических буддистских психотехник, а также внедрение буддистского мировоззрения в западную психотерапию.

История отдела 36 Американской психологической ассоциации

Отдел 36 Американской психологической ассоциации (единственный отдел данной организации, в настоящее время занимающийся исследованием религии), берёт своё начало в 1946 году, когда был заложен фундамент для создания Американской католической психологической ассоциации (The American Catholic Psychological Association, ACPA). В середине XX века количество католиков, работавших психологами (в особенности членов АПА), было невелико, к тому же они проявляли разобщённость. В большинстве католических школ и колледжей психология рассматривалась как составная часть философии (изучение души) либо как часть педагогики (изучение детского поведения и принципов обучения). В 1946 году во время собрания АПА в Филадельфии небольшая группа католических психологов обстоятельно обсудила необходимость и желательность создания католической психологической организации. Год спустя аспирант Католического университета Америки Уильям Бир (William C. Bier, S.J.) во время собрания АПА в Детройте организовал совещание, в котором приняли участие 110 католических психологов. По итогам совещания было принято решение о создании Американской католической психологической ассоциации. В 1948 году комитет под руководством Уильяма Бира официально основал данную организацию. Её изначальные две цели были сформулированы следующим образом[27]:

  1. способствовать профессиональному росту католических психологов;
  2. интегрировать католическое учение с психологией.

Достижение этих целей предполагалось за счёт стимулирования образовательных программ по психологии в католических колледжах и за счёт побуждения католиков к получению ими докторских степеней (PhD) по психологии.

Обязательным условием членства в Американской католической психологической ассоциации с самого начала стало наличие членства в АПА. Это требование было выдвинуто для обеспечения возможности интеграции католического учения с мейнстримной психологической наукой[28]. Численность ACPA росла медленно и неуклонно вплоть до 1967 года, когда она составила 764 человека. В дальнейшем произошёл спад, так что в 1974 году в этой организации состояло 516 человек[28]. При этом количество членов АПА за четверть века выросло в шесть раз (с 5 тыс. человек в 1945 году до 30 тыс. человек в 1970 году[27]).

В конце 1960-х годов атмосфера в обществе сильно изменилась по сравнению с периодом основания ACPA. В связи с растущим влиянием экуменизма ACPA в 1970 году была реорганизована для того, чтобы привлечь психологов, не исповедующих католическую веру. При этом она получила новое название: Психологи, заинтересованные в изучении религиозных проблем (Psychologists Interested in Religious Issues, PIRI). К тому времени из двух первоначальных целей данной организации первая была полностью достигнута: католические психологи и кафедры психологии в католических университетах были полностью интегрированы в американскую мейнстримную научную и клиническую психологию[27]. Вторая цель достигнута не была — интеграция психологической науки с католической верой и католической философией не состоялась. PIRI поставила перед собой новые цели[28]:

  1. создать форум для выявления, исследования и интерпретации психологических проблем в религиозных группах;
  2. оказывать организационное содействие при решении психологических проблем церковных кругов;
  3. взаимодействовать с другими группами для развития психологического подхода к религиозным вопросам.

В процессе реорганизации было выработано понимание, что для эффективного функционирования PIRI необходимо её вхождение в состав Американской психологической ассоциации. Это было достигнуто с большим трудом после значительных усилий членов PIRI. На собрании Совета представителей АПА в 1974 году первая петиция PIRI о вхождении в АПА в качестве отдела этой организации была отклонена. В январе 1975 года Совет представителей АПА вновь отклонил повторную заявку PIRI. Благодаря активным действиям части членов PIRI её петиция была одобрена с третьего раза в августе 1975 года. После этого PIRI вошла в состав АПА в качестве отдела 36, официальной датой основания которого определён 1976 год. В 1992 году отдел 36 получил новое название: Психология религии (Psychology of Religion). С 2012 года он называется Общество психологии религии и духовности (Society for the Psychology of Religion and Spirituality)[29]. С февраля 2010 года выходит официальный рецензируемый ежеквартальный журнал данного отдела под названием Psychology of Religion and Spirituality.

На протяжении существования отдела 36 его возглавляли психологи различных религиозных и философских ориентаций, включая католиков, представителей крупнейших протестантских деноминаций и евангельских христиан[30]. Отдел 36 получил широкое признание в рамках АПА, несмотря на то, что в АПА в целом превалируют антирелигиозные взгляды[28]. В настоящее время численность отдела 36 составляет примерно 1,6 тыс. человек (при общей численности АПА 150 тыс. человек). При этом ни один университет в США не присваивает докторскую степень по психологии религии. Большинство аспирантов получает степень по другой специальности (например, по клинической или социальной психологии), после чего применяет полученные знания для изучения религиозного опыта[31].

ru-wiki.org

Николаев А. И. Десять лекций о религии

Альжев Д. В. История и теория религий. Конспект лекций. М.:  Эксмо, 2008.

В учебном пособии Д. В. Альжева с современных позиций рассматриваются основные проблемы религиоведения. Достаточно подробно и корректно излагаются концепции мировых и национальных религий. Приводится много интересных фактов, порой, правда, спорных, как, например, интерпретация «Книги Велеса». Стиль книги достаточно простой, понимание ее не требует специальной подготовки.

Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993.

Книга А. К. Байбурина представляет собой серьезное исследование структуры ритуальных действий. В основном автор использует системы бинарных оппозиций. Книга полезна любому читателю, интересующемуся мифологией и религией.

Белла Р. Социология религии  // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М., 1972. Электронная версия доступна по адресу: http://nauka-i-religia.narod.ru/religioved /garadga /text22.html.

Работа выдающегося американского социолога Роберта Белла предлагает очень нестандартный взгляд на историю и типологию религий. Кроме того, в работе обосновывается понятие «гражданская религия», вошедшее в современный научный обиход.

Библейская энциклопедия. М.:  ЛОКИД-ПРЕСС, 2005.

Это издание представляет собой репринтное воспроизведение капитального труда архимандрита Никифора, изданного в Москве в 1891 году, то есть за столетие до рекомендуемого издания. В книге подробно комментируются библейские сюжеты, имена и названия. Ценность ее несомненна, правда, надо помнить, что порой автор позволяет себе вольности и небрежности, поэтому верить всем комментариям нужно с поправкой на возможную ошибку. Но в целом книга очень содержательная.

Буряковский А.Л. и др. История религии. Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете.  СПб.: Лань, 1997. Достаточно объемное пособие, созданное коллективом авторов (на обложке нет имени А.Л. Буряковского, это библиографическое описание), носит отчасти выборочный характер: наиболее подробно изложены теории христианства, особенно православия. Обзор мировых религий более конспективен, но в целом содержателен и корректен. Студенты, особенно заинтересованные в знании истории и традиций иудейства и христианства, найдут для себя много интересного. Книга хорошо иллюстрирована, выдержан научный стиль изложения.

Васильев Л.С. История религий Востока. М.: Высш. шк., 1988.

Это одна из классических книг советского религиоведения. Автор стоит на позициях атеизма, однако является прекрасным знатоком религий Востока. В книге подробно изложены легенды и мифы индуизма и буддизма, умно и корректно написана глава об исламе. Книга очень познавательна и полезна для всех читателей, интересующихся религиями Востока.

Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира //Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. Электронная версия доступна по адресу: http://nauka-i-religia. narod.ru/religioved/garadga/text12.html. Работа классика мирового религиоведения Макса Вебера посвящена в основном буддизму. Автор критично оценивает данную религию, однако в его суждениях, основанных на фундаментальных знаниях, содержится глубокий смысл. Работа интересна всем, кто хочет понять и объяснить для себя социологические корни буддизма.

Вебер М. Социология религии. Типы религиозных сообществ//Вебер М. Избранное. Образ общества.  М.: Юрист, 1994. Электронная версия доступна по адресу: http://www.gumer.info /bibliotek_Buks/Sociolog/vebobr/03.php.

Классическая работа Вебера, где определяются и обосновываются основные положения социологии религии. Эта работа вошла в «золотой фонд» религиоведения и до сих пор представляет научный интерес.

Гараджа В. И. Социология религии: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. М.: Аспект Пресс, 1996.  

Книга одного из наиболее авторитетных российских специалистов по религиоведению вводит в круг основных идей и проблем социологии религии. Характеризуя религию как предмет социологического анализа и рассматривая методы ее исследования, автор прослеживает этапы развития и важнейшие течения социологии религии, основываясь на работах классиков этой отрасли знания – Э. Дюркгейма, М. Вебера, Б. Малиновского, Т. Парсонса и др. Книга отражает современный уровень знания ключевых проблем социологии религии – понимания и определения религиозного феномена, форм организации религии и ее взаимодействия с политикой, экономикой и другими социальными системами.

Гараджа В.И.Религиоведение: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и преподавателей средней школы. 2-е изд., дополненное. М.: Аспект-Пресс, 1995.

Особенностью данного учебного пособия является то, что оно объединяет в себе собственно учебник и небольшую хрестоматию. Каждая тема сначала излагается в виде лекции, а потом «иллюстрируется» суждениями мировых авторитетов в области религиоведения. Пособие удобно для работ над рефератами, эссе и другими авторскими формами отчетности.

Губман Б. Л. Современная католическая философия: человек и история. М.: Высш. шк., 1988.

Книга Б.Л. Губмана является на сегодняшний день одной из лучших работ на русском языке, где рассматриваются философские основания современного католицизма. Автор анализирует самые разные концепции, в частности, известную теорию Т. де Шардена. Книга очень полезна для тех, кто пытается понять, как современная наука уживается с христианскими догмами.

Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования.  Изд. 3-е, пераб. и доп.  Н. Новгород: Изд-во Братства во имя Св. Велик. кн. Александра Невского, 1998.

Выдержавшая уже несколько изданий книга А.Л.Дворкина вызвала неоднозначную реакцию в научном мире. Книга написана с позиций православия, поэтому многие считают подход Дворкина предвзятым. Однако не может не вызывать уважения эрудированность автора, прекрасное знание материала. Если идеология книги и может вызывать возражения, то фактография – никаких. В этом смысле книга очень полезна.

Джемс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993.

Классическая работа выдающегося американского философа и психолога Уильяма Джемса интересна и теоретически, и практически. Автор исследует случаи «живого» переживания религиозного опыта, предлагая интереснейшие комментарии.

Докинз Р. Бог как иллюзия. М.: КоЛибри, 2008.

Книга известного британского биолога, специалиста по генетике Ричарда Докинза стала одной из главных сенсаций современной науки о религии. В 2006-2007 годах она побила все рекорды популярности. Автор резко выступает против концепции Бога, доказывая ее лженаучность и социальную опасность. Русский перевод не совсем точен. Точнее было бы перевести еще жестче – «самообман Богом». На обширном научном и социальном материале Докинз пытается доказать несовместимость идеи Бога с современным сознанием. Книга вызвала бурные споры, можно по-разному относиться к концепции автора, но исследование Докинза заслуживает внимания.

Дюркгейм  Э. Элементарные формы религиозной жизни// Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. / Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А. Н. Красникова. М.: Канон+, 1998. Электронная версия доступна по адресу: http://krotov.info/ library/05_d/dur/kgeym2.html.

Работа одного из основателей современного религиоведения давно признана классической. Дюркгейм формулирует социально-психологические основания религии. Исследуется архаичная религия австралийских аборигенов, она Дюркгейма она интересует не сама по себе, а лишь постольку, поскольку «она больше, чем  любая другая, способна прояснить религиозную природу человека, иначе говоря, раскрыть нам существенный постоянный аспект человеческой природы».

Зеленков М.Ю. Мировые религии: история и современность: Учебное пособие. М.: Юридический институт МИИТа, 2003.

Книга известного специалиста М. Ю. Зеленкова подкупает прежде всего основательностью историко-социологического фона. Автор подробно излагает социально-экономические предпосылки мировых религий, порой, правда, компилируя известные концепции. В то же время такая «перегруженность» фактами в какой-то мере нарушает структурную четкость и логичность изложения. Поэтому эту книгу лучше читать уже после того, как основы той или иной религии усвоены. Это касается и изложения ислама, и особенно буддизма, где не специалист вообще может не почувствовать грани между буддизмом и индуизмом.

Ислам. Краткий справочник.  М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1983.  

Сохраняющий актуальность справочник по истории возникновения и особенностям ислама. Справочник сочетает обзорные материалы, алфавитный указатель, список литературы и комментированный указатель основных исламских организаций. Он полезен тем, кто хочет глубже понять ислам.

Иэрхарт Байрон. Религиозные традиции мира //http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/rel_trad/index.php.

Эта книга особенно интересна тем, что в ней подробно описываются религии, как правило, мало известные русскому читателю. Автор подробно анализирует религии народов Африки, традиционные дохристианские религии Америки. Мировые религии, в частности христианство, подаются более ортодоксально, а вот национальные – очень интересно. Книга может заинтересовать тех, кто хочет больше узнать о многообразии мировых религиозных культов. Книга написана очень просто и доступна широкому кругу читателей.

Кабо В. Р. Происхождение религии. История проблемы. конспект //http://www.lah.ru/konspekt/back/prip.htm.

Конспекты и комментарии известного этнографа В. Р. Кабо не претендуют на роль самостоятельного исследования. Однако студенту эта работа может оказаться очень полезной. Фундаментальный знаток, В.Р. Кабо излагает и комментирует практически все наиболее авторитетные концепции, касающиеся происхождения и сущности религии. Поэтому конспекты Кабо – это не просто записи для себя, но своего рода учебник, сочетающий глубину мысли с простотой изложения.

Каутский К. Происхождение христианства. М.: Политиздат, 1990.

Имя Карла Каутского обычно ассоциируется с борьбой 10-20-х годов XX века за чистоту марксизма. Вместе с тем Каутский был прекрасным знатоком религии, и в своей книге о христианстве пытался показать экономические и социальные предпосылки возникновения христианской мифологии. Книга написана с марксистских позиций, не все в ней бесспорно, однако эрудиция и убедительная логика автора позволяют видеть в ней серьезное историко-социологическое исследование, сохраняющее актуальность до сего дня.

Классики мирового религиоведения. Антология.  М.: Канон+, 1996. Электронная версия доступна по адресу: http://www.gumer.info /bogoslov_Buks/Relig/klass/index.php.

Очень полезное издание, где приводятся фрагменты из работ классиков науки о религии. Многие из этих фрагментов на русском языке печатаются впервые. Кроме того, безусловную ценность для студента имеет прилагающийся словарь религиозных терминов – один из наиболее удачных среди изданий такого рода.

Климович  Л. И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М.: Политиздат, 1986.

Книга одного из «патриархов» советского востоковедения Л. И. Климовича, хотя и отражает идеологию советской эпохи, сохраняет свое значение как исследование фундаментального знатока исламской литературы и культуры. Текст Корана подробно анализируется, проводятся параллели с христианскими текстами. Книга до сих пор интересна всем, интересующимся исламом.

Кураев А. Конспект лекции «о филиокв» http://azbyka.ru /religii/konfessii/3g50-all.shtml.

Проблемная статья Андрея Кураева посвящена сути философских разногласий между католицизмом и православием.

Леви-Брюль Л. Первобытное мышление// Психология мышления/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.В. Петухова. М: Изд-во МГУ, 1980. С. 130-140.

Фрагмент книги классика научной мифологии Люсьена Леви-Брюля содержит интереснейшие размышления о различиях мифологического и рационального сознания. Хотя идеи автора поддерживаются не всеми учеными, они очень интересны. 

Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.:Республика, 1994.

Работа основателя структурной антропологии Клода Леви-Строса сегодня признана классикой научной мифологии и религиоведения. На огромном фактическом материале Леви-Строс доказывает мысль о единой структуре тотемов и фетишей, о несовпадении религии и магии и т.д. Не все идеи Леви-Строса приняты наукой, но его авторитет сомнения не вызывает. Книга достаточно трудна для чтения и может быть рекомендована только заинтересованным студентам.

Лосев  А. Ф.Диалектика мифа. М.: Правда,1990. Электронная версия доступна по адресу: http://philosophy.ru/library/losef/dial_ myth.html.

Классическая работа А.Ф. Лосева, где намечены важнейшие структурно-содержательные особенности мифологического сознания. Без этой работы сегодня не обходится ни один религиовед и мифолог.

Макдауэл Д., Стюарт Д. Обманщики: Во что верят приверженцы культов. Как они заманивают последователей. М.: Протестант, 1994.

Исследование современных сект, произведенное американскими теологами Джошем Макдуэлом и Доном Стюартом, интересно прежде всего своей фактографией. Авторы хорошо знают предмет критики, подробно излагают истории и концепции сект. Однако сама аргументация не может быть признана научной, ибо в качестве решающего основания для критики используется фактор совпадения/несовпадения со словом Библии, который, конечно, в науке не может быть признан достаточным. В то же время для человека, интересующегося мировым сектантством, книга может быть очень интересной.

Мень А. История религии.  М.: Слово, 1991.

Книга, составленная по работам и лекциям известного русского священника и богослова Александра Меня, представляет собой православный взгляд на мировую историю и мировые религии. Александр Мень был очень образованным человеком, поэтому его книга имеет право называться научной, не случайно на нее любят ссылаться религиоведы. Для книги Меня характерно сочетание глубины и простоты, поэтому она может быть интересна всем читателям, независимо от их веры и уровня образования.

Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 т. /Гл. ред. С. А. Токарев. М.: Советская Энциклопедия, 1987.

Непревзойденное в своей глубине и широте издание, посвященное разным аспектам мифологии. В работе над ним принимали участи крупнейшие отечественные этнографы, мифологи и филологи. Другого издания, где так фундаментально и подробно описан мир мифологии, на русском языке не существует.

Мюллер М. Введение в науку о религии// http://www.gumer.info /bogoslov_Buks/Relig/klass/01.php.

Эта работа – классическая лекция одного из основателей религиоведения М.Мюллера, обосновывающая научный, исторический подход к феномену религии. Это не очень большая статья, интересная прежде всего методологически. Она полезна тем, кто хочет понять, как формировался научный подход к религии.

Основы религиоведения /Под ред. И. Н. Яблокова. М.: Высшая школа. 1994.

Одно из самых авторитетных и известных учебных пособий. Составлено оно большим коллективом авторов, большинство из которых – признанные специалисты. Пособие широко и подробно освещает самые разные аспекты религиоведения. Может быть рекомендовано всем студентам.

Першин Ю. К этимологии слова «религия»: парадигма Цицерона// АнтропоТопос: теоретический журнал в области философских наук / под ред. докт. филос. наук, проф. В. И. Разумова. Омск, 2011. Вып.9-10.

Интересная статья об этимологии слова «религия», написанная с хорошим знанием источников.

Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. (Проблемы палеолсихологии)/ Под ред. Б. А. Диденко.  М.: ФЭРИ-В, 2006.

Книга Б.Ф. Поршнева – одно из самых фундаментальных исследований палеопсихологии. Автор на огромном материале показывает, как формировалось человеческое мышление. Многие идеи Поршнева представляются спорными, но красота мысли автора вызывает самое глубокое уважение.

Прозоров С. М. Хрестоматия по исламу. М.: Наука, 1994.

Очень интересное издание для всех, кто хочет глубже понять исламский мир и исламскую культуру. Хрестоматия представляет собой переведенные с арабского тексты основателей ислама и авторитетных деятелей ислама. Книга адресована студентам-востоковедам, поэтому многие фрагменты не комментируются и могут вызвать у неспециалиста сложности с пониманием. В то же время книга дает редкую возможность увидеть ислам «изнутри» – глазами его основателей и теоретиков.

Радугин А.  А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. М.: Центр, 1999.

Пособие знакомит с основами религиоведения. В нем представлены различные концепции теории религии, ее структура и функции в жизни общества и индивида, освещаются проблемы происхождения и эволюции религии. Основное внимание уделяется рассмотрению современных мировых религий. Хорошо представлены проблемы сектантства, рассмотрена проблема религиозной толерантности. Пособие не очень большое, но написано достаточно емко. Может быть рекомендовано всем студентам.

Рак И. В. Египетская мифология. СПб.,  2000. Электронная версия доступна по адресу: http://annales.info/egipet/rak/index.htm.

Книга И. В. Рака едва ли может быть отнесена к фундаментальным исследованиям в области египтологии, но такой задачи автор перед собой и не ставит. Это, скорее, увлекательное путешествие по легендам и мифам Древнего Египта. И в этом смысле она чрезвычайно интересна. В то же время это вовсе не поверхностное изложение сюжетов. Книга написана основательно и корректно.

Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981 Электронная версия доступна по адресу: http://www.gumer.info /bogoslov_Buks/Relig/Rubak/index.php.

Классическое исследование академика Б.А. Рыбакова фундаментально описывает функции славянской мифологии и проблемы, связанные с ее изучением. Исследование Б.А.Рыбакова не стремится к легковесным сенсациям, каждое положение выверено, доказано, а потому внушает доверие. Книга не очень легкая для чтения, но очень интересная и познавательная.

Религии мира М., 1994.

Это перевод фундаментального издания, созданного западными религиоведами. В книге подробно и доступно анализируются мировые и национальные религии, в том числе малоизвестные в России. Книга хорошо иллюстрирована, читается легко и с интересом. В конце прилагается обширнейший глоссарий.

Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии/Сост. Гараджа В. И., Руткевич Е. Д.  М.: Аспект-пресс, 1996.

Очень хорошо подобранная хрестоматия, представляющая историю научных знаний от эпохи Просвещения до сегодняшнего дня. Очень ценная книга для всех, начинающих изучать историю религиоведения. В пособии не только приводятся отобранные наиболее важные фрагменты работ ученых мирового уровня, но и содержатся краткие сведения о самих ученых.

Синицин В. Пять аргументов Фомы Аквинского в пользу бытия Божия // http://www.binetti.ru/studia/sinicin_1.shtml.

Очень основательная большая статья, подробнейшим образом комментирующая знаменитые доказательства Фомы. Интересна всем, кто интересуется теологией и средневековой философией.

Тайлор Э. Б. Первобытная культура// http://www.gumer.info /bibliotek_Buks/History/Tail/index.php.

Классическая работа одного из «отцов» науки о мифах и религии. Автор на обширном материале показывает особенности древнего мышления. Кроме того, Тайлор в VIII главе (Анимизм) формулирует понятие «минимума религии», прочно вошедшего в научный оборот.

Томас Эдвард. Будда: История и легенды. М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. Книга не столь аналитична, как фактографична. Автор приводит огромное число фактов и легенд из жизни Будды, поэтому для человека, интересующегося буддизмом, исследование Эдварда Томаса будет очень интересным.

Угринович Д.М. Психология религии. М.: Политиздат, 1986.

Книга Д. М. Угриновича написана с атеистических позиций, существование Бога им категорически отрицается. С точки зрения сегодняшнего дня подход не совсем корректный. Но автор является прекрасным знатоком психологии религиозного переживания, приводит массу интересных фактов, поэтому исследование Д.М. Угриновича сохраняет научное значение и активно используется современными религиоведами.

Фрэзер Д. Фольклор в Ветхом Завете. М.: Политиздат, 1985. Электронная версия доступна по адресу: http://www.gumer.info /bogoslov_Buks/Relig/Frez_2/index.php.

Классическое, неоднократно переизданное исследование одного из самых авторитетных специалистов-мифологов. В книге подробнейшим образом анализируются мотивы и образы Ветхого Завета, доказывается их генетическая связь с мировой мифологией. Книга читается довольно легко и доступна для непрофессионалов.

Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М.: Ладомир, 2000.

Классический труд известного румынского и американского филолога, историка и религиоведа Мирча Элиаде. Прекрасное знание многих языков, культур и религий позволило автору создать исследование, ставшее одним из наиболее авторитетных в современном религиоведении. Книга читается достаточно сложно, однако заинтересованным студентам она очень полезна.

Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. Электронная версия доступна по адресу: http://lib.rus.ec/b/146039/read.

Карл Густав Юнг – один из самых выдающихся ученых XX века. Его учение синтезирует строгую науку и традиции магии и религии, фундаментальное знание психиатрии и достижения мировой культуры и искусства. Во многих специальных работах, в частности, в работе о догмате Троицы, Юнг подробнейшим образом анализирует психологические, бессознательные основания религиозных культов. Однако эти работы требуют профессионального читателя, стиль их изложения достаточно сложен. «Архетип и символ» – более нейтральное издание, очень популярное у русского читателя. Это своеобразное «введение» в сложную и необычную юнгеанскую систему. Книга будет интересна всем, кто интересуется психологией, магией, религией и культурой. Кроме того, книга открывается большой аналитической статьей А. М. Руткевича, представляющей учение Юнга и его связь с мифологией и религией. Уже одна эта статья может заметно расширить представления о современной науке.

Яннарас Христос. Вера Церкви. Введение в православное богословие. М.: Центр по изучению религий, 1992. Электронная версия доступна по адресу: http://azbyka.ru/hristianstvo/sut/vera_ tcerkvi_03-all.shtml.

Известное исследование греческого богослова и философа Х. Яннараса отличается сочетанием живой веры и открытости современным научным знаниям. Автор подробно излагает философские основы христианского мировоззрения. 

www.listos.biz


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта