Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

«Мир искусства» как журнал-манифест (1898-1905 гг.). Мир искусства журнал 1898


«Мир искусства» как журнал-манифест (1898-1905 гг.) — курсовая работа

Журнал, как правило, содержал много отличных иллюстраций –  фотографий и художественных репродукций, выполненных в разной технике. Нередко  их заказывали и готовили за рубежом. Появление журнала «Мир искусства» стало значительным этапом в истории  отечественной графики и полиграфии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§3 «Мир искусства» как журнал-манифест» (1898-1905 гг.). Особенности содержания журнала

3. 1. «Мир искусства» - журнал-манифест. Борьба против академизма

По типу это был журнал-манифест, призванный теоретически обосновать новое  искусство – искусство модерна.15 Много места занимали теоретические статьи. Открылся «Мир искусства» статьей С.П. Дягилева «Сложные вопросы»,16 излагавшей программу журнала. Теоретиком Дягилев не был, но его довольно путаная статья вызвала много шума. Взгляды авторов были достаточно противоречивы, единства не существовало, однако все сходились в девизе: борьба против академизма17, с одной стороны, и против искусства передвижников – с другой. Главным противником авторы журнала избрали В.В. Стасова, пропагандировавшего передвижников, «могучую кучку» и других представителей реалистического искусства.18

Свои художественные взгляды  «Мир искусства» пропагандировал не только в журнальных книжках. Организаторский  талант Дягилева проявился и в  создании выставок, проходивших под  эгидой журнала. Первая международная  выставка проводилась в самом  начале 1899 г. На ней демонстрировалось  около 350 полотен. Затем было еще  четыре ежегодных выставки, но без  иностранных участников. Во время  выхода журнала велась подготовка портретной выставки в Таврическом дворце, на которой должны были демонстрироваться  портреты XVIII – начала XX в., возвращенные публике журналом.

Инициаторами создания «Мира  искусства», его основными сотрудниками были художники и музыканты, но журнал вписал свою страницу и в развитие русской литературы. На втором году истории журнала Д.В. Философов пригласил к сотрудничеству символистов-петербуржцев – Д.С. Мережковского, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуба; известных философов – В.В. Розанова, Л. Шестова и др. С появлением писателей журналу удалось достичь той полноты отражения мира искусства, к которой он стремился.19

В ходе издания журнала  задачи его менялись, становясь все  более широкими. В нем стали  появляться статьи о великих представителях мировой культуры – Пушкине, Толстом, Достоевском, Вагнере, – владевших тогда умами русской интеллигенции.

В конце 1899 г. редакция сообщила о создании литературного отдела, и с начала 1900 г. стала публиковать  книгу Д.С. Мережковского «Лев Толстой  и Достоевский». Правда, лидеры петербургской  группы символистов, являвшиеся не только писателями и поэтами, но и религиозными мыслителями, философами-мистиками, в  своих публикациях затрагивали  проблемы, не всегда созвучные целям  художественного журнала. В конце  концов они создали своего рода журнал в журнале. «Мирискусническому девизу самоцельного творчества «Мережковский и другие» противопоставляли подход к искусству как к форме проповеди». Не совпадали взгляды художников и литераторов на мистическое содержание, провозглашенное Мережковским в качестве одной из черт нового искусства. Полемики внутри журнала было много, полем сражения стал «Пушкинский» номер, посвященный 100-летию со дня рождения поэта.20 Не было единства и в оценке творчества Достоевского. Д.С. Мережковский, весь год печатавший книгу «Лев Толстой и Достоевский», и Л. Шестов, который опубликовал в «Мире искусства» работу «Достоевский и Ницше. Философия трагедии», в своих взглядах во многом расходились. В литературном отделе работал В.В. Розанов, писавший преимущественно о мифологических, религиозных, историко-культурных, а не литературных проблемах. Весной 1901 г., чтобы оживить литературный отдел, Дягилев пригласил главу московских символистов В.Я. Брюсова.21

23 марта 1902 г. З.Н. Гиппиус  с возмущением писала П.П. Перцову  о февральском номере журнала,  где было опубликовано заключение  книги Д.С. Мережковского о  Толстом и Достоевском: «Текст  прерывается в самых патетических  местах о церкви, о пресвитере  Иоанне и т.д. – какими-то  экзотическими карикатурами, то  журавль, то японские рыбки, то подозрительная дама».22

В 1904 г. закрылся журнал художников. Во-первых, он не имел большой читательской аудитории, поскольку сложность и необычность журнала отпугивала неподготовленных читателей. Тираж едва превышал тысячу экземпляров. Во-вторых, и именно это явилось главной причиной закрытия, журнал-манифест не может издаваться долго: как только выяснены основополагающие вопросы, журналу необходимо менять тип или прекращать свое существование. Это хорошо поняли создатели «Мира искусства».23 «Все трое, Дягилев, Философов и я, – вспоминал позже Бенуа, – устали возиться с журналом. Нам казалось, что нужно было сказать и показать, было сказано и показано, поэтому дальнейшее явилось бы только повторением, каким-то топтанием на месте, а это особенно было нам противно»24

«Мир искусства» испробовал на практике тип журнала-манифеста, став первым изданием подобного рода, и поэтому ему пытались подражать  другие модернистские издания, появившиеся  позже, в первую очередь «Золотое руно» и «Аполлон».

 

3. 2. Задачи журнала «Мир искусства»

Главной задачей журнала  было знакомить своих читателей  с тем, что он считал ценным в художественном отношении. Он постоянно рассказывал  в статьях и показывал в  репродукциях произведения художников «нового стиля». Журнал пропагандировал  работы В. Васнецова (репродукция с  картины «Богатырская застава» открывала  первый номер), И. Левитана, К. Коровина. 25

Активный деятель журнала  С. П. Дягилев в своем известном  пространном письме 1897 года, адресованному  ряду петербургских и московских художников, прямо указывает поставленную цель: «Мне кажется, что теперь настал наилучший момент для того, чтобы  объединиться и как сплоченное цельное  занять место в жизни европейского искусства». Не смотря на ряд обстоятельств (постоянное участие в выставках  «Мир искусства» таких художников, как Нестеров, Рябушкин, Виктор Васнецов, Малютин, Билибин, Стеллецкий, Поленова, тяготевших в своем творчестве к национальным корням; то, что журнал был основан при материальной поддержке С. И. Мамонова и М. К. Тенишевой, что первый его номер открылся репродукцией картины В. Васнецова «Богатыри», а в программной статье «Сложные вопросы», помещенной в первых двух номерах, Дягилев писал, что «сама натура художника должна быть народной…вечно рефлектировать блеском коренной национальности», и словно в подтверждение этого тезиса «Мир искусства» первые год-полтора много внимания уделял абрамцевским кустарным мастерским, печатая готовые работы или подготовленные эскизы Поленовой, Давыдовой, Малютина, Коровина, Врубеля), художники, составлявшие ядро объединения «Мир искусства», - А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, С. П. Дягилев, Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере, В. Ф. Нувель – более всего подходят под определение космополитов, европейски образованных и тяготевших к европейской же культуре людей. На это прямо указывает главный идеолог «Мира искусства» Бенуа, когда в своих воспоминаниях пишет: «Проповедь космополизма продолжалась неукоснительно на страницах журнала».26

Знакомство публики с  современным искусством составляло одну из главных задач объединения. Решать ее предлагалось двумя путями: организацией выставок современных  иностранных художников и публикацией  статей о них на страницах журнала  «Мир искусства».

Поворот в сторону европейской  культуры не был прихотью или результатом  вкусовых пристрастий мирискусников. Такая необходимость назрела давно, процесс уже начал осуществляться, а мирискусники уже включились в него со всем пылом и энтузиазмом молодости. Пропаганда творчества определенного круга европейских мастеров была только частью обширной эстетической программы мирискусников, направленной на воспитание художественных вкусов публики. Другая ее часть состояла в том, чтобы знакомить читателей журнала с произведениями своих соотечественников, чье творчество вливалось в единый поток современной европейской культуры. Кроме пространных обзоров выставок и отдельных статей, посвященных творчеству художников, им были отведены целые специальные номера «Мира искусства».

 

3. 3. Особенности содержания журнала

Выделяя наиболее интересные, значимые направления о современном  искусстве, редакция заметно эволюционировала от горячего приятия русского стиля  в лице В. Васнецова, Е. Поленовой, С.Малютина к неоклассицистическому и, шире, ретроспективно-эклектическому направлению.  Главная роль в возращении национальному  искусству многих прославленных имен принадлежит А. Н. Бенуа, который под своим именем, либо под псевдонимом «Б. Веньяминов» публиковал статьи о русской живописи и архитектуре XVII – первой половины XIX века в журнале «Мир искусства».27

С еще большей определенностью  формальные признаки модерна просматриваются  в работах младшей современницы и близкой подруги Паленовой  - Марии Васильевны Якунчиковой (1870-1902), которую Паленова увлекла русским народным искусством. Приглашенная сотрудничать в журнале «Мир искусства», Якунчикова нарисовала его обложку для первых номеров 1899 года. Эта одна из лучших графических работ художницы дает удачный пример того, как характерные мотивы русского стиля претворены в конструктивной пластической системе модерна. 28

В 1890-е годы на страницах  журнала появились заставки художника  Ивана Яковлевича Билибина (1876-1942) «blanc et noir» (черно-белые), представляющие собой миниатюрные картинки русского ланшафта: деревянные церковки в лугах, занесенные снегом, стены древних городов под облачным небом Севера редкие сосны по оврагам, берега широких рек – тихие немного грустные уголки деревенского простора.29

Большое внимание журнал уделял скандинавскому искусству, в то время  популярному в России, а также  прикладному искусству скандинавских  стран. В октябре 1897 года в залах  Общества поощрения художеств открылась  скандинавская выставка, которую  по поручению Общества организовал  Дягилев. Зрителям предлагались работы более семидесяти мастеров, в том  числе таких известных, как шведы  А. Цорн и Б. Лильефорс, норвежцы Ф. Таулоу и Э. Веренскиольд. Впоследствии статьи о Цорне, сопровождавшиеся репродукциями его работ, неоднократно появлялись на страницах журнала «Мир искусства».

Просветительская роль, которую  сыграло в этом процессе объединение  «Мир искусства», велика и не подлежит сомнению, хотя вспоминая об этом времени, Бенуа сетовал, что за неимением  средств мирискусникам пришлось отказаться от дорогостоящих выставок зарубежных мастеров. И все же несколько  очень значительных, можно сказать, этапных экспозиций им удалось показать.30

В первых же номерах было освещено творчество кумира многих молодых  художников того времени Пюви де Шаванна, автора известных стенных росписей парижского Пантеона и Сорбонны; символиста Гюстава Моро, яркого выразителя стиля  модерн английского графика Обри Бердсли.

Графику Бердсли «Мир искусства» публиковал на протяжении длительного  времени. Глубокое влияние его своеобразной манеры (чередование прихотливых  изломанных линий, характерных пунктирных штрихов и плоских черных пятен  заливки) обнаруживается в работах  ряда художников рубежа XIX и XX веков (Бакст, Арапов, Феофилактов и др.) и в оформлении самого журнала.31

Имена еще двух художников-графиков – сотрудника мюнхенского журнала  «Juged» Юлиуса Дица и карикатуриста знаменитого «Sumplizissimus», несомненно, более талантливого, Томаса Теодора Гейне – стали популярны в России благодаря многочисленным воспроизведением их работ на страницах «Мира искусства». Особенно заслуживает внимания тот факт, что сотрудники журнала предоставили своим читателям возможность сопоставить графику современных европейских и русских мастеров, поместив в восьмом номере за 1902 год подряд работы Гейне, Дица, Валлотона, Ташнера,  Александра Бенуа, Сомова, Лансере. Подобный способ воспроизведения сразу же обнаружил в этих работах нечто большее: использование линейно-декоративного принципа изображения и высокую графическую культуру, столь характерную для стиля модерн.32

Высоко ставя Беклина, мирискусники уже к 1901-1902 годам меняют свои позиции, отходя от модерна. Вообще на протяжении даже того сравнительно недолгого периода, пока издавался  журнал, позиции его основных идеологов  претерпели эволюцию. Неизменным оставалось лишь неприятие академизма и позднего передвижничества как главного тормоза  в развитии русского искусства. Пафос  этой борьбы определял содержание статей Дягилева, в основном печатавшего  в журнале обзоры выставок русских  художников.

Дягилев был первым критиком, обратившим внимание на книжную иллюстрацию. В 1899 году в статье «Иллюстрации к  Пушкину» он высказал ряд суждений о природе и особенностях этого  трудного искусства, сохраняющих свое значение и поныне.

На страницах журнала  «Мир искусства» Дягилев как автор  затронул большой круг вопросов: цели и задачи искусства и критики, классика и современное искусство, иллюстрация и книжная графика, музейное дело, художественная культура других стран и, наконец, то, что мы понимаем теперь под словами «международное культурное сотрудничество».

Дягилев впервые сформулировал  и поднял в истории отечественного искусства некоторые из этих тем, и позиция, которую он занял, заслуживает  внимания, особенно его взгляды на проблему культурного обмена между  странами.

Статьи Дягилева выдвигали  целую программу конкретных действий с целью радикально изменить положение  в искусстве того времени. С исключительной энергией и настойчивостью он стремился  претворить ее в жизнь.

Весьма примечательна  его статья «По поводу книги А.Н. Бенуа «История русской живописи в XIX веке, часть II». Дягилев справедливо  обвинил Бенуа в «искажении исторической перспективы», которое выразилось в  «суровых приговорах» над «наиболее  крупными нашими художественными авторитетами»  и в неумеренных восхвалениях молодых художников, пусть даже таких  высокоодаренных, как Серов, Левитан  и К. Коровин. Осуждая автора за субъективность и условность оценок. Дягилев ставил вопрос о ценности искусства предшествующих поколений, о внимательном и непредвзятом отношении к культурному наследию. Из этого следует, что Дягилев  не шел, как порой думали, на поводу у Бенуа. Забота о бесценном наследии старых мастеров пронизывает и его  статью «О русских музеях».

Эти статьи Дягилева не были случайными. Они являлись плодом долгих раздумий, так как сам он намеревался  создать многотомный труд «История русской живописи в XVIII веке». Дягилев  рано, подобно Бенуа и Грабарю, стал изучать архивные материалы. Однако, кроме вышедшей в 1902 году книги о  Д. Г. Левицком – она не потеряла значения до наших дней – и статьи о портретисте Шибанове, Дягилев  больше не занимался исследованиями в области искусства.

Особой темой, объединившей творческие устремления многих мирискусников  стал Санкт-Петербург. Именно они открыли  современникам красоту этого  города, разрушив установившийся во второй половине XIX века его восприятие как безликого и «казенного».

Начало разрушению старого  мифа и сотворению нового было положено выходом в свет первого номера журнала «Мир искусства» за 1902 год, целиком посвященного петербургской архитектуре. Здесь опубликовано пятьдесят фотографий великолепных архитектурных памятников, а также гравюры Остроумовой-Лебедевой, литографии и рисунки Лансере, Браза, Бенуа с видами Петербурга. 33Иллюстрации сопровождает пространная статья Александра Бенуа «Живописный Петербург», в которой воспета красота старинных городских ансамблей. За первой статьей последовали две новые – «Архитектура Петербурга» и «Красота Петербурга», где Бенуа говорит об упадке современной архитектуры и противопоставляет ей классические постройки, могущие служить источником вдохновения для художников. Он ратует за то, чтобы «живой и яркий стиль Петербурга, выразившийся в столь несхожих между собой постройках XVIII  и начала XIX в., не пропал бесследно.3435

myunivercity.ru

«Мир искусства» как журнал-манифест (1898-1905 гг.) — курсовая работа

Издатели «Мир искусства», замышляли свой журнал как орган  воспитания эстетических вкусов публики, ознакомления ее со всем новым, талантливым, что появлялось в России и за рубежом. И по содержанию, и по оформлению, выполненному на высоком художественном и полиграфическом уровне, «Мир искусства» должен был стать журналом нового, европейского направления. Родоначальником  таких изданий является английский журнал «Конек», выпускавшийся с 1880 – х годах объединением «Гильдия века».

 

 

 

 

 

Заключение

 

Посвятив большое количество внимания теме «Журнал “Мир искусства” как новый тип русского журнала», произведя объемный анализ данного журнала, а также нескольких других, относящихся к рассматриваемой теме, составляющих, можно сделать следующие выводы:

  • «Мир искусства» стал первым в России литературно-художественным журналом европейского уровня, породившим череду подобных изданий: «Весы», «Аполлон», «Старые годы», «Золотое руно»;
  • Благодаря обилию в журнале «Мир искусства» рисованных обложек, виньеток, заставок, концовок, иллюстраций к стихотворным и к прозаическим произведениям художественные журналы стали своеобразной лабораторией для одного из самых значительных явлений русской графики начала XX века – иллюстрированной книги, по своему облику принципиально отличавшейся от изданий второй половины XIX века;
  • «Мир искусства» был первым журналом по вопросам искусства, характер и направление которого определяли сами художники. Редакция информировала читателей, что журнал будет рассматривать произведения русских и иностранных мастеров «всех эпох истории искусств, насколько означенные произведения имеют интерес и значение для современного художественного сознания»;
  • В отличие от аналогичных изданий, которые помещали в основном лишь сообщения о художественной жизни, журнал стал систематически печатать статьи о русских и европейских мастерах живописи. Журнал производил интересные и подробные публикации о различных периодах отечественного искусства, отличался великолепным полиграфическим исполнением. В ходе деятельности в журнале появился литературный отдел, в нем неоднократно публиковались статьи о великих представителях мировой культуры;
  • Художественные выставки, организуемые «Миром искусства», пользовались огромным успехом. Выставки «Мира искусства» основательно познакомили русское общество, как с произведениями зарубежных художников, так и известных отечественных мастеров; а также с произведениями начинающих российских художников, еще не добившихся признания;
  • Благодаря мирискусникам за Петербургом утвердился авторитет центра книжной графики;
  • В художественную практику возвратился такой тип изображения, как силуэт, распространенный в XVII – первой четверти XIX века.
  • Это в высшей степени эклектическое издание представляло каждому автору полную свободу в выражении его взглядов. Эта свобода с самого начала произвела решительный переворот и в литературных, и в художественных вкусах;
  • Художники этого объединения выполнили предназначенную им историческую роль и вошли в историю, оставив обширное наследство, которое и поныне сохраняет неоспоримое художественное значение.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «Мир искусства» 1898, № 1—14
  2. «Мир искусства» 1899, №1-5
  3. «Мир искусства»1890, №1-10
  4. «Мир искусства» 1901, №1-10
  5. «Мир искусства»1902, №1-8
  6. «Мир искусства» 1903, №5-10
  7. «Мир искусства» 1904, №1-5
  8. Евгеньев-Максимов Е., Максимов Д.Е. Из прошлого русской журналистики. – Л., 1930. С. 263
  9. Бенуа А. Мои воспоминания. Кн. V. М., 1980.-645 с.
  10. Бенуа, А.Н. Возникновение «Мира искусства»/ А.Н. Бенуа. – М.: Искусство, 1998. –586с.
  11. Гусарова, А. «Мир искусства»/ А. Гусарова. – Л.: Художник РСФСР, 1972. – 349 с.
  12. Лапшина Н. Мир искусства очерки истории и творческой практики. – М.: Искусство, 1977. – 341 с.
  13. Махонина С. Я. История русской журналистики начала XX века: Учебное пособие . – М. : Флинта: Наука, 2002. – 240 с.
  14. Неклюдова М. Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX- начала XX века. – М.: Искусство, 1991. – 395 с.
  15. Паршин, С.М. Мир искусства/ С.М. Паршин. – М.: Изобразительное искусство, 1993. – 309 с.
  16. Перцов П. П. Литературные воспоминания. – М.: Новое литературное обозрение, 2002. – 489 с.
  17. Петинова Е. Ф. от академизма к модерну. Русская живопись конца XIX – начала XX века (Серия «Школа искусства») – Санкт-Петербург: «Искусство-СПБ», 2006.- 572 с., ил.
  18. Сарабьянов Д. В. Русская живопись конца 1900-х-начала 1910-х годов.-М.: Искусство, 1971.-140с.
  19. Стерин Г. Ю. Художественная жизнь России 1900-1910-х годов.- М.: Искусство, 1988.-258 с. –В надзаг.: ВНИИ искусствознания М-ва культуры СССР.
  20. Топорков А. Творчество и мысль. – «Золотое руно», 1909, № 5,412с.
  21. Литературный процесс и русская журналистика конца XIX – начала XX в. / Социал-демократические и общедемократические издания. – М., 1981.
  22. www.silverage.ru
  23. slovari.yandex.ru
  24. ricolor.org/history
  25. dic.academic.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Глоссарий

                                                                                     Приложение №1

Академи¢зм-(франц. Academisme)- направление в изобразительном искусстве, базой которому служат художественные учебные заведения – академии. В Западной Европе академии появляются в XVI-XVII вв.  Задачей всех европейских академий является формальное сохранение основ большого классического стиля, выбранного в эпоху античности и итальянского Возрождения. Содержанием же академического искусства является оправдание  и прославление господствующего строя и правящей династии. Отсюда – предпочтение монументальных форм, идеализация изображаемого.

                                                                                      Приложение№2

Моде¢рн (франц. Modern – новейший, современный)- стиль в европейском и американском искусстве конца XIX – начала XXв. Сформировался в период бурного развития индустриального производства, рост национального самосознания европейских народов, отсюда – обращение художников к национальным традициям, фольклорным мотивам, сказавшееся в разнообразии его реальных вариантов.

                                                                                           Приложение №3

«Елизаветинский» шрифт кегля 12 впервые был изготовлен в словолитне О.И.Лемана в 1904 году специально для набора текста роскошного альбома А.Н.Бенуа "Русская школа живописи", отпечатанного в типографии Р.Голике и А.Вильборга.

 

                                                                                     

 

                               

 

 

                                                                                           Приложение №4

 Обложка «Мир искусства» 1900г. №17, Сомов К.

 

                                                                                           Приложение №5

 

 Иван Яковлевич Билибин (1876-1942) «blanc et noir» «Дети и белая уточка». Илл. к сказке «Белая уточка». Акварель, тушь, золото. 1902. Музей Гознака. Москва.

 

 

 

                                                                                         Приложение №6

 Обри Бердсли

                                                                                         Приложение №7

   Е. Е. Лансере. Заставка в журнале «Мир искусства» (1904, № 6). Тушь, перо

                                                                                     

 

 

 

                                                                                        Приложение № 8

Художественное оформление к Статье Дягилева «Сложные вопросы», «Мир искусства» 1898, №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 1)Махонина С. Я. История русской журналистики начала XX века: Учебное пособие . – М. : Флинта: Наука, 2002. – 240 с.

2)Евгеньев-Максимов Е., Максимов  Д.Е. Из прошлого русской журналистики. – Л., 1930. С. 263

2 1)Сарабьянов Д. В. Русская живопись конца 1900-х-начала 1910-х годов.-М.: Искусство, 1971.-140с.

  2)Неклюдова М. Г. Традиции  и новаторство в русском искусстве  конца XIX- начала XX века. – М.: Искусство, 1991. – 395 с.

  3)Стерин Г. Ю. Художественная  жизнь России 1900-1910-х годов.- М.: Искусство, 1988.-258 с. –В надзаг.: ВНИИ искусствознания  М-ва культуры СССР. И др.

3 1)Бенуа, А.Н. Возникновение «Мира искусства»/ А.Н. Бенуа. – М.: Искусство, 1998. –586с  

2) Перцов П. П. Литературные  воспоминания. – М.: Новое литературное  обозрение, 2002. – 489 с. И др.

4 Стерин Г. Ю. Художественная жизнь России 1900-1910-х годов.- М.: Искусство, 1988.-15 с. –В надзаг.: ВНИИ искусствознания М-ва культуры СССР.

5 Топорков А. Творчество и мысль. – «Золотое руно», 1909, № 5, с.54

6 Неклюдова М. Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX- начала XX века. – М.: Искусство, 1991. – с. 107

7 Неклюдова М. Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX- начала XX века. – М.: Искусство, 1991. – с. 99

8 Петинова Е. Ф. от академизма к модерну. Русская живопись конца XIX – начала XX века (Серия «Школа искусства») – Санкт-Петербург: «Искусство-СПБ», 2006.- 69 с.

9 Махонина С. Я. История русской журналистики начала XX века: Учебное пособие . – М. : Флинта: Наука, 2002. – 202 с.

10 Перцов П. П. Литературные воспоминания. – М.; Л., 1933. С. 277.

11 Бенуа А. Мои воспоминания. Кн. V. М., 1980.-401

12 См. приложение №3

13 Бенуа А. Мои воспоминания. Кн. V. М., 1980. С. 285-286.

14 См. приложение №4

15 См. приложение №2

16 См. приложение №2

17 См. приложение №1

18 Махонина С. Я. История русской журналистики начала XX века: Учебное пособие . – М. : Флинта: Наука, 2002., 209с.

19 «Мир искусства» 1901, №7

20 «Мир искусства» 1899, № 13—14

21 «Мир искусства» 1901

22 «Мир искусства» 1902

23 Лапшина Н. Мир искусства очерки истории и творческой практики. – М.: Искусство, 1977. –312с.

24 Бенуа, А.Н. Возникновение «Мира искусства»/ А.Н. Бенуа. – М.: Искусство, 1998. – 70 с.

25 «Мир искусства», 1898, №1-2

26 Петинова Е. Ф. от академизма к модерну. Русская живопись конца XIX – начала XX века (Серия «Школа искусства») – Санкт-Петербург: «Искусство-СПБ», 2006, 61с.

27 «Мир искусства», 1898, №5-8

28 «Мир искусства», 1898, №1

29 См. приложение №5

30 Петинова Е. Ф. от академизма к модерну. Русская живопись конца XIX – начала XX века (Серия «Школа искусства») – Санкт-Петербург: «Искусство-СПБ», 2006., 64с.

31 См. приложение №6

32 «Мир искусства», 1902, №8

33 См. приложение №7

34 Лапшина Н. Мир искусства очерки истории и творческой практики. – М.: Искусство, 1977. –291 с.

35 «Мир искусства», 1902, №1

myunivercity.ru

«Мир искусства» как журнал-манифест (1898-1905 гг.) — курсовая работа

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение...............................................................................................................3

§1Особенности общественно-эстетических движений конца XIX – начала XX вв, ставшие предпосылками создания журнала «Мир искусства»………………………………………………………………………6

§2 Роль С. П. Дягилева в создании журнала «Мир искусства»……………………………………………………………..………11

§3 «Мир искусства» как журнал-манифест (1898-1905 гг.). …...………….15

Заключение…………………………………………………………………….26

Список использованных источников и литературы..………………………...…………………………………………28

Приложения……………………………………………………………..…….30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Тема данного исследования посвящена одной из самых ярких  и интересных страниц истории  отечественной журналистики – журналу «Мир искусства». Наследие рассматриваемого журнала настолько обширно, что ученым потребуется еще достаточно много усилий, чтобы определить значение и осмыслить до конца это культурное явление.

Впервые критики пытались оценить журнал еще в пору его  существования. Но и тогда, и сегодня  основное внимание уделялось объединению  «Мир искусства», а журнал в большинстве  случаев рассматривался как печатный орган мирискусников - художников, выражавший их эстетическое кредо.

Журнал «Мир искусства», олицетворяя собой «слепок» с  культуры эпохи, представлял и сознание,  и самосознание культуры «серебряного века». Оно выразилось в тех культурологических и антропологических воззрениях, философски – теоретических обоснованиях культуры, которым полны страницы «Мира искусства». Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы «Журнал Мир искусств - как новый тип русского журнала» определяют несомненную актуальность данного исследования.

Объектом исследования является новый тип русского журнала - «Мир искусства».

Предметом исследования является: особенности журнала «Мир искусства» как нового типа русского журнала.

Целью данной исследовательской работы является ознакомление и последующий анализ нового типа русского журнала – «Мир искусства».

Для достижения цели данной работы необходимо решить следующие  задачи:

  • рассмотреть особенности общественно-эстетических движений конца XIX начала XX в;

-  проанализировать состояние русского искусства,  его особенности, ставшие предпосылками создания журнала «Мир искусства»;

- обратиться к история создания журнала «Мир искусства»;

-  показать роль С. П. Дягилева в создании журнала «Мир искусства»;

- выявить особенности  журнала «Мир искусства»  как  первого журнала-манифеста в истории  отечественной журналистики.

При написании работы был использован комплексный метод исследования: историко-сравнительный, требующий сопоставления взглядов авторов журнала и выявления сходства и различия между ними; использовался синхронический метод, когда сравнительное изучение проводилось в одном выбранном промежутке времени (с 1898 по 1904 годы) – времени существования журнала.

Степень изученности проблемы: данная тема получила широкое освещение в специализированной литературе, в частности особый интерес представляет работа С.Я. Махониной1. Кроме того, данная тема отражается в литературе по истории искусства2, а так же опубликована в мемуарах некоторых авторов.3

Цели и задачи исследования определили структуру работы, которая  состоит из: введения, трех параграфов, заключения, списка использованной литературы и источников, а так же ??? приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1Особенности  общественно-эстетических движений конца  XIX – начала XX вв, ставшие предпосылками создания журнала «Мир искусства».

  1. 1. Особенности общественно-эстетических движений конца XIX – начала XX вв.                        

 

Эпоха конца XIX –начала XX века в России – время, отмеченное сложнейшими сдвигами как в социальной, так и в духовной жизни общества. В конце 80 – начале 90-х годов художественное единство русской литературы оказалось нарушенным.  Рядом с традиционным реалистическим направлением появились представители «нового» искусства, заявившие о себе не только в литературе, но и в живописи, театре, музыке, архитектуре. Они пытались познакомить русскую публику с философскими и эстетическими принципами нового течения, с образцами творчества.4

Неприятие современной действительности и остро ощущаемое нарастание революционной ситуации обуславливали  прямо или косвенно общее умонастроение  и весь пафос творческой деятельности русской интеллигенции, характер тех  или иных эстетических поисков. При крайней обостренности чувства своего «я» каждого отдельного человека тема «взаимоотношений» личности и мира, включающая характер восприятия последнего, отношения к миру художника и поэта, особенности их собственного самосознания в ту эпоху, становится одной из основных в психологии творчества. Углублялось ощущение непрочности всех казавшихся ранее вечными установлений и норм. Все существовавшие до того, сложившиеся на протяжении целых поколений представления о добре и зле, о прекрасном, истинном, вечном оказались несостоятельными, требовали самого срочного и строгого пересмотра.5

Типичным стало ощущение политической и социальной неустойчивости, а в след за этим – изменчивости. Мир вдруг сделался зыбким, миражным, таинственным; за видимым, доступным  обычным чувствам, угадывалось нечто  неведомое, непостигнутое, а может  быть, и непостижимое. 6

Проблема личности в условиях буржуазной цивилизации, судьба человеческого  в человеке – вот то, что прежде всего волнует наиболее чутких и  мыслящих русских интеллигентов  на рубеже XIX-XX веков, несомненно свидетельствуя об их верности лучшим гуманистическим традициям не только национальной, но и мировой культуры. Именно настоятельная моральная потребность защитить и утвердить собственно человеческие ценности, заключающиеся как в завоеваниях многовековой культуры, так и в духовном богатстве личности, выражающемся не только в сложнейших и утонченнейших проявлениях ее эмоционально-психической сферы, но и в преображенной по-человечески чувственности, составила основной смысл творческого пафоса всех наиболее талантливых русских поэтов, художников и музыкантов.7

Русское искусство конца  XIX начала XX века представляет собой чрезвычайно сложный поток, образованный множеством составляющих. Отличительной особенностью развития искусства на новом этапе стала публичность – превращение художественного процесса в широко обсуждаемый факт культурной жизни общества. Об этом прежде всего свидетельствует резкое увеличение числа художественных выставок  и журналов, публиковавших материалы по вопросам искусства.

  1. 2.  История создания журнала «Мир искусства»

Название «Мир искусства» относится к таким явлениям культурной жизни России рубежа XIX и XX вв., как  литературно-художественный журнал и  объединение художников, создавших  целое направление русской живописи.

Журнал «Мир искусства» издавался  с 1898 по 1904 год в Петербурге усилиями небольшой по составу редакции. Главной  фигурой всего предприятия был  С. П. Дягилев; обязанности секретаря  редакции, выдавшего также и литературную часть, исполнял В. Д. Философов; в ведении  А. П. Нурока и В. Ф. Нувеля находилась музыкальная жизнь; за художественный облик журнала отвечал Л. С. Бакст.

Сначала вся редакция помещалась в квартире Дягилева (на верхнем  этаже дома 45 по Литейному проспекту), а с 1901 года переместилась в здание на набережной Фонтанки. Довольно экзотичная обстановка, встречавшая каждого, кто  сюда приходил («вместо люстры дракон, стильные стулья и т. п.») с одной  стороны, била на неожиданный театральный  эффект, с другой – действительно  отражала эстетические пристрастия мирискусников.8

Свой журнал был мечтой всего кружка. Название искали долго. Выбранное после долгих размышлений название имело большой смысл: не обыденный, божий или современный мир, а особый, освобожденный от грубой повседневности мир искусства, в котором живут лишь избранные и посвященные.

Журнал вышел в ноябре 1898 г., как раз в то время, когда Бенуа был в Париже, поэтому вся организационная и практическая работа легла на плечи Дягилева. Очень большое внимание Дягилев уделял оформлению журнальных книжек. Непосредственно этим занимался Л. Бакст, он и был «жертвой Сережиной деспотии». «В одной из последних комнат можно было почти всегда найти Бакста; Сережа и Дима засадили туда покладистого Левушку за довольно неблагодарные графические работы и главным образом за ретушь фотографий, отправляемых в Германию для изготовления из них клише. Бакст рисовал и особенно нарядные подписи, заглавия, а то и виньетки.  Левушка любил эту работу и исполнял ее с удивительным мастерством».9

Таким образом, появление  журнала «Мир искусства», ведущим  свою историю с 1898 года, обусловлено  рядом вышеперечисленных особенностей духовной жизни общества, а также  основными общественно-эстетическими  движениями, требующими формирования и развития в русской журналистике конца XIX  начала XX в. нового типа русского журнала – «Мир искусства».

 

 

 

 

 

 

 

§2 Роль С. П. Дягилева в создании журнала «Мир искусства»

2. 1. Организационная работа С. Дягилева в журнале «Мир искусства»

С. Дягилев был великолепным организатором, воплощавшим самые неформальные идеи своих друзей, которые были и старше и талантливее его самого. Образ жизни, поведение Дягилева было рассчитано на то, чтобы шокировать окружающих. П. П. Перцов, журналист, издатель, близкий к модернистским журналам, вспоминал: «Дягилев без чванства, без сногсшибательных замашек, без чрезвычайной изысканности своего вида, без монокля, без надменного тона, без задранной головы, без оскорбительного под час крика на своих «подчиненных», был бы уже не Дягилевым».10

О Дягилеве много писали знавшие его люди, его рисовали художники (особенно известен портрет  кисти Л. Бакста «С.П. Дягилев с  няней»), память о нем восстанавливается  в наше время – создан фонд Дягилева. В1998 г. столетие «Мира искусства» было отмечено целым рядом выставок. Дягилев не оставил картин, опер и книг, его талант был совершенно особым. А. Бенуа так характеризовал этого человека: «Сергей Дягилев ни в какой области не был исполнителем, и все же вся его деятельность прошла в области искусства, под знаком творчества, созидания... У Дягилева была своя специальность, это была именно его воля, его хотение. Лишь с того момента, когда этот удивительный человек «начинал хотеть, всякое дело начинало становиться, делаться». Самые инициативы его выступлений принадлежали не ему. Он был скорее беден на выдумку, зато он с жадностью ловил то, что возникало в голове его друзей, в чем он чувствовал начатки жизненности. С упоением принимался он за осуществление этих не его идей... Взяв навязанное дело в руки, он его превращал в свое, и часто с этого момента инициаторы, вдохновители как-то стушевывались, они становились ревностными исполнителями своих же собственных идей, но уже понукаемые нашим “вождем”».11

Следует отдать должное Дягилеву-редактору. Он смог привлечь к работе в журнале талантливых молодых художников и критиков своего времени. Он открыл для широкого читателя искусствоведческое дарование А. Н. Бенуа и весной 1899 года пригласил сотрудничать И. Э. Грабаря, тогда еще начинающего критика. Без повседневной и всесторонней помощи художников было бы невозможно издание журнала в течение пяти с лишним лет. Они не только работали над его оформлением, но были озабочены и содержанием заметок и статей. В 1902 году Серов, например, просил поместить сообщение о работе Совета Третьяковской галереи. Под давлением Дягилева одни из художников впервые брались за перо, другие изыскивали средства для издания журнала среди своей клиентуры, а некоторые сами оказывали ему материальную поддержку. Художники считали журнал своим детищем, и недаром М. В. Нестеров в ответ на ругань В. П. Буренина в адрес Дягилева заявил в 1898 году: «За Дягилева порукой те имена честных и даровитых людей, которые сознательно доверились ему, признавая в нем человека способного и с хорошим вкусом».

2. 2. Работа С. Дягилева над журналом «Мир искусства». Оформление журнала

С. Дягилев стремился из самого журнала сделать «предмет искусства», поэтому так много  внимания уделял оформлению. В этом плане «Мир искусства» открыл новую  эру в развитии книжного дела и  полиграфии в России. Полиграфические проблемы создателям журнала приходилось решать самим. Д.В. Философов рассказывал впоследствии, что «мечтатели должны были превратиться в техников». Подлинный «елизаветинский» шрифт12, даже не сам шрифт, а матрицы, нашли в Академии наук. Не умели делать репродукции с картин, на помощь пришел старый фотограф, автор известного руководства по фотографии. Первое время клише и репродукции заказывали за границей. «Только с 1901 года журнал с внешней стороны стал удовлетворять самих редакторов».13

Оформление нового стиля  во многом стало возможным благодаря  происходившей в это время  технической революции в полиграфии. Развитие цинкографии позволяло  с помощью штрихового клише практически  без потерь воспроизводить в печати линейное (штриховое) изображение, а  растровая автотипия с легкостью  передавала тонной оригинал. Это способствовало развитию графики (журнальной и книжной) принципиально нового типа, когда  художник, рисуя на бумаге, тем самым  создавал оригинал для печати, ориентируясь на будущий тиражный оттиск как на конечный результат. С 1900 года, когда  на обложках журнала «Мир искусства» композиции К. А. Коровина и М. В. Якунчиковой сменил рисунок К. А. Сомова,14 такая графика становится традиционной.

Несомненной заслугой мирискусников  стало создание новой, современной  книги. Разработанная ими эстетика оформления печатных изданий рассматривает  книгу как единый организм, формируемый гармоничным содержанием иллюстраций со всеми другими элементами: переплетом (обложкой) и суперобложкой, авантитулом, титульным листом и шмуцтитулами, заставками, концовками, буквами, декоративными рамками и линейками, форзацем, нахзацем и др. Тщательный же выбор формата, сорта и цвета бумаги, гарнитуры (начертания) и кегля (размера) шрифта превращал издание в настоящий художественный предмет.

myunivercity.ru

Мир искусства (журнал) — Википедия

Обложка журнала за 1901 год

Мир искусства — ежемесячный иллюстрированный художественный журнал, выходил в Петербурге с 1898 по 1904 гг., целиком посвященный пропаганде творчества русских символистов и являвшийся органом одноименного объединения — «Мир искусства» и писателей-символистов.

Выпуском журнала первоначально занимались княгиня М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов, однако с 1902 года эти полномочия перешли к С. П. Дягилеву, который одновременно выполнял обязанности редактора. Увеличение нагрузки привело к тому, что уже с 1903 года журнал стал редактироваться совместно с А. Н. Бенуа. Эта же вакансия предлагалась и А. П. Чехову, но тот ответил отказом: «В журнале, как в картине или поэме, должно быть одно лицо и должна чувствоваться одна воля. Это и было до сих пор в „Мире искусства“, и это было хорошо. И надо бы держаться этого»[1].

Редакция журнала располагалась в доме Дягилева (Литейный проспект, 45; а с 1900 — набережная реки Фонтанки, 11).

История

Первый номер был сдвоенный и вышел 9 ноября 1898 года. Потом журнал выходил один раз в две недели (до 1901), а с 1901 — раз в месяц.

Инициаторами журнала были А. Н. Бенуа и С. П. Дягилев (внесший крупный вклад в популяризацию русского искусства за рубежом).

«Мир искусства» первоначально предназначался лишь для публикации искусствоведческих статей и многочисленных высококачественных иллюстраций.

Журнал представлял собою тетради большого формата, переплетавшиеся по полугодиям, что составляло увесистые тома с внешностью роскошного издания по искусству.

В роскошно представленном художественном отделе, посвящённом произведениям как русских, так и иностранных мастеров, принимали участие художники И. Е. Репин, К. А. Сомов, В. М. Васнецов и А. М. Васнецов, В. Д. Поленов, В. А. Серов, М. В. Нестеров, И. И. Левитан, К. А. Коровин, Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере и многие другие. Это определило крайне высокий художественно-эстетический уровень издания. Многое в собственном оформлении журнала позднее было трактовано как классические образцы русского искусства конца XIX — начала XX веков, как классика «модерна».

Большое количество материалов было посвящено вопросам самостоятельной русской художественной промышленности — в том числе декоративно-прикладному искусству; особое внимание было уделено образцам старого русского искусства XVIII — начала XIX веков.

Журнал занимал ведущие позиции в России в области «нового искусства» и предоставлял читателям широкие возможности для знакомства с мировой художественной жизнью тех лет (статьи и заметки А. Н. Бенуа, И. Э. Грабаря, С. П. Дягилева, В. В. Кандинского, отрывки из сочинений видных западных теоретиков искусства, обзоры иностранных изданий, воспроизведения выставочных экспозиций, репродукции современной русской и западноевропейской живописи и графики).

Журнал на рубеже веков оказался рупором новых веяний в искусстве и во многом определил развитие русской культуры на рубеже веков.

Литературный отдел в «Мире искусства» появился не с самого основания журнала, а лишь с 1900 г., при этом он был лишен беллетристики и состоял только из статей и рецензии. Во главе его стоял Д. В. Философов. Среди главных сотрудников отдела были Д. Мережковский и З. Гиппиус, В. Розанов, Л. Шестов, Н. Минский, Ф. Сологуб, К. Бальмонт, с середины 1901 г. — В. Брюсов, с 1902 г. — Андрей Белый.

В журнале публиковались религиозно-философские сочинения Д. С. Мережковского (например, его обширное исследование «Л. Толстой и Достоевский»), З. Н. Гиппиус, Н. М. Минского («Философские письма»), Л. Шестова, В. В. Розанова, К. Д. Бальмонта, С. В. Лурье, литературно-критические статьи В. Я. Брюсова, Андрея Белого, А. П. Нурока. Еще до формальной организации отдела дважды в «Мире искусства» выступил Вл. Соловьёв. Наиболее принципиальны были такие публикации в журнале как «Л. Толстой и Достоевский» Д. Мережковского (печатались на протяжении 1900—1901), «Философия трагедии» Л. Шестова (1902), «Философские разговоры» Н. Минского (печатались в 1901—1903), а также значительное количество статей В. В. Розанова. Примечательны были также обсуждение статьи С. А. Андреевского «Вырождение рифмы» (1901, № 5), статья В. Брюсова «Ненужная правда: По поводу Московского Художественного театра» (1902, № 4), а также статьи Андрея Белого «Певица» (1902, № 11), «Формы искусства» (1902, № 12) и «Символизм как миропонимание» (1904, № 5). Именно в «Мире искусства» были сформулированы многие основополагающие для символизма вопросы и сделаны первые попытки дать ответы на них.

Литературная часть журнала, тяготевшего к русскому символизму, в конце концов пришла к идейному конфликту с его художественной (изобразительной) частью, проповедовавшей «новую эстетику», впоследствии названную «модерном». В результате бурной и открытой дискуссии литературная группа Философова-Мережковского покинула издание, впоследствии основав свой «Новый путь».

Способность «Мира искусства» смотреть не только вперед, но и назад, за пределы недавнего прошлого, вплоть до далекой древности, — явилась следствием как мировоззренческих различий его участников, так и специфики их индивидуальных вкусов и интересов.

Во внутреннем ядре журнала и движения «Мир искусства» наблюдался раскол на «консерваторов» (то есть тех, кого интересовало главным образом искусство прошлого) и «радикалов». К числу «консерваторов» принадлежали А. Бенуа, Е. Лансере, Д. Мережковский, иногда В. Серов, а к «радикалам» — А. Нурок, В. Нувель, Л. Бакст, З. Гиппиус и тот же Серов. Уравновешивающую роль играли Дягилев и Философов. Очень часто разногласия выносились на страницы журнала. Вообще это в высшей степени эклектическое издание представляло каждому автору полную свободу в выражении его взглядов. Эта свобода с самого начала произвела решительный переворот и в литературных, и в художественных вкусах.

«Мир искусства» не только открыл читателю глаза на классическую красоту Петербурга и окружающих его дворцов, но и романтическое изящество, характерное для эпох царствования Павла и Александра I, и на до него мало кем оцененную красоту средневековой архитектуры и русской иконописи. В журнале сложился особый лирический тип исторического пейзажа, окрашенного то элегией (Бенуа), то мажорной романтикой (Лансере). Публикации «Мира искусства» заставляли задуматься о современном значении древних цивилизаций и верований, о необходимости серьезно переоценить собственное литературное наследие.

Александру Бенуа летом 1900 года была предложена должность секретаря Императорского общества поощрения художеств и редактора журнала, выпускаемого этим обществом. Он превратил новый журнал, которому дал название «Художественные сокровища России», в своего рода дополнение к «Миру искусства». Здесь публиковались репродукции и фотографии памятников национального культурного наследия, сопровождаемые фактографическими аннотациями.

Нараставшее напряжение во взаимоотношениях среди сотрудников «Мира искусства» привело к выделению группы Мережковских в отдельный журнал «Новый путь», а в 1904 г. появился журнал Весы, а финансовые проблемы не позволили продолжать «Мир искусства». К тому же собственно художественные вопросы, ради которых первоначально учреждался журнал, были уже сформулированы, «поэтому дальнейшее явилось бы только повторением, каким-то топтанием на месте».

Видео по теме

Библиография

  • Бенуа А. Н. Возникновение «Мира искусства». — Л., 1928.
  • Гусарова А. П. «Мир искусства». — Л., 1972.
  • Лапшина Н. «Мир искусства», в кн.: Русская художественная культура конца XIX — начала XX века (1895—1907), кн. 2. — М., 1969.
  • Паршин С. М. «Мир искусства» — М.: Изобразительное искусство, 1993.
  • Петров В. Н. «Мир искусства», в кн.: История русского искусства, т. 10, кн. 1. — М., 1968.
  • Соколова Н. «Мир искусства». — М.—Л., 1934.
  • Стернин Г. Ю. О ранних годах «Мира искусства», в его кн.: Художественная жизнь России на рубеже 19—20 веков. — М., 1970.
  • Мир искусства : хронологическая роспись содержания. 1899—1904 / сост. Ф. М. Лурье.— Санкт-Петербург : Коло, 2012.

См. также

Примечания

  1. ↑ А. П. Чехов — С. П. Дягилеву, 12 июля 1903 г. // Чехов А. П. Драматургия. Письма. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 1983. — С. 477.

Ссылки

wikipedia.green


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта