Совершенствование налогового администрирования как метод государственного контроля. Налоговое администрирование статья в журнале
Налоговое администрирование как современный этап налоговой реформы
Нет необходимости доказывать, что успешность перехода экономики и общества к устойчивому развитию представляет собой доминирующую тенденцию мирового развития и в значительной степени определяется качеством построения налоговой системы, и эффективностью налогового администрирования в стране.
С точки зрения науки об управлении, государство как объект управления ничем не отличается в этом качестве от частной корпорации. Если правильно выбраны цели, известны имеющиеся средства и ресурсы, то остается лишь научиться эффективно применять эти средства и ресурсы. Основным финансовым ресурсом государства являются налоги, поэтому эффективное управление налогами можно считать основой государственного управления вообще.
Переход российской экономики от административно-командных к рыночным отношениям, потребовал введения современной налоговой системы и ее последующего реформирования в процессе становления. Введение налоговой системы было неизбежно и с точки зрения внутриэкономических отношений, поскольку государственная собственность на все предприятия и организации была заменена частной, кооперативной, акционерной, иностранной, смешанной и другими видами собственности. Данные преобразования потребовали проведение реформ.
При этом под налоговой реформой понимают комплексный процесс кардинальных преобразований налоговой системы (налоговых отношений), на основе масштабной перестройки действующей системы налогообложения и изменения механизма управления ею, с целью приведения ее в соответствие с новым содержание государственной налоговой политики.
Вместе с тем любые преобразования, процесс достаточно болезненный для всех субъектов, результат которых невозможно в полной мере предвидеть. Ответ здесь может быть дан только качественный, а не количественный.
Главной целью налоговых преобразований должно стать приведение налоговой системы и налогового администрирования, в соответствие с новыми потребностями социально-экономического развития страны и новым курсом налоговой политики.
По мере врастания нашей экономики в рынок, налоговой системе приходилось решать различные практические задачи. При переходе к рынку российская налоговая система эволюционирует, и прошла уже несколько этапов развития от момента возникновения и становления до существования в условия кризисной экономики, и последующей модернизации, внедрения инновационной экономики.
Следует отметить, слова заместителя министра финансов Российской Федерации Сергея Дмитриевича Шаталова данное в интервью журналу «Налоговые споры» — «Налоговая реформа, однажды начавшись, уже, по-видимому, никогда не закончится. Жизнь не стоит на месте, и налоговая система должна своевременно и гибко реагировать на постоянные изменения в экономике».
Налоговое администрирование и налоговая политика государства — взаимосвязанные факторы состояния социально-политической системы государства. Они взаимообусловлены, любые реформы в сфере налогообложения и фискальной системы в целом, всегда должны предусматривать эффективные механизмы налогового администрирования. Важнейшее звено налоговой реформы — это укрепление системы налогового администрирования, которое в итоге должно быть объединено в рамках одного органа, что значительно упростит положение честных налогоплательщиков и усилит государственное воздействие на неплательщиков налогов.
Хорошее налоговое администрирование — это хорошая реализация налоговой политики. Для проведения эффективной финансовой политики государству необходимо иметь систему налогового администрирования, механизм которого надежно обеспечивал бы налоговые поступления в бюджеты всех уровней (федерального, регионального и местного) и государственные внебюджетные фонды.
Важнейшим условием эффективности налогового администрирования выступает законодательное установление процедур по реализации норм взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков. Налоговое законодательство должно обеспечивать, с одной стороны, легкость, понятность и простоту уплаты налога с точки зрения налогоплательщика в противовес уклонению от налогообложения и осуществлению незаконной предпринимательской деятельности. С другой стороны — минимизацию затрат государства на содержание налоговых органов и осуществление всех элементов налогового администрирования.
Реформирование налоговых органов, проводимое в настоящее время в России, способствует повышению эффективности экономического развития налогового администрирования.
На что же в настоящее время направлены преобразования и изменения в сфере налогового администрирования, можно судить по повышению модернизации электронного документооборота и ИТ-технологий.
Так, с 2009 года заработал электронный сервис «проверь себя и контрагента» направленный на снижение налоговых рисков и возможности исключить недобросовестных контрагентов из нормальных гражданских правоотношений. На сегодняшний день таких сервисов уже больше 30 и одним из самых популярных является «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».
Более того, как говорится в официальном сообщении, размещенном на сайте ФНС России, «сегодня каждый налогоплательщик, использующий электронные сервисы ФНС России, может не посещать налоговую инспекцию — все свои вопросы он оперативно решает, используя Интернет. Налогоплательщики могут подавать в электронном виде налоговые декларации, счета-фактуры, акты совместной сверки, заявления о постановке на учет — всего более 40 документов, предусмотренных Налоговым кодексом РФ при взаимодействии Налоговой службы и налогоплательщиков». Как показывает современная тенденция, и сложившийся опыт данное направление будет только развиваться и совершенствоваться.
Официальный сайт ФНС России является наиболее популярным сайтом среди органов исполнительной власти в России, еженедельно его посещают более миллиона пользователей, при этом количество обращений к отдельным сервисам достигает миллиона в день.
Кроме того, начиная с конца 2013 года, в России началось успешное развитие нового метода налогового администрирования, направленного на реализацию партнерских взаимоотношений налоговых органов с налогоплательщиками. Данный метод получил название «горизонтального мониторинга» — это новый уровень общения с налогоплательщиками, позволяющий своевременно реагировать на осуществление операций с высокой степенью налоговых рисков.
Горизонтальный мониторинг — это один из новых подходов наряду с уже существующими методами налогового администрирования, при котором налогоплательщики, добровольно раскрывая налоговому органу информацию, имеют возможность согласовывать правила налогообложения сложных сделок и снижать бремя последующего налогового контроля.
Такой подход направлен, прежде всего, на возможность помочь наладить компании такой уровень внутреннего контроля, который позволяет правильно соблюдать законодательство о налогах и сборах.
Одновременно Федеральная налоговая служба в целях улучшения качества все больше переходит на электронное взаимодействие с налогоплательщиками, что значительно ускорить взаимодействие и сотрудничество. Так с 1 января 2014 года все налогоплательщики и налоговые агенты, на которых возложена обязанность подачи налоговой декларации по НДС, в обязательном порядке подают декларации по НДС в электронном виде по установленному формату по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
Кроме этого, с 2015 года введена обязанность расширенного декларирования операций, связанных с исчислением и уплатой НДС. В налоговой декларации по НДС будут отражаться сведения об операциях налогоплательщика из книги покупок и книги продаж, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур.
Указанные изменения дают возможность создать автоматизированный инструмент камерального контроля, по сопоставлению покупок и продаж различных организаций. Такой механизм позволит непосредственно после представления налоговой отчетности, выявлять и пресекать попытки мошеннического возмещения НДС из бюджета.
В свою очередь, упростится процесс камеральной налоговой проверки добросовестных налогоплательщиков. Исчезнет потребность в истребовании значительных объемов документов, поскольку подтверждение реальности и достоверности, указанных в декларации данных будет производиться автоматически.
Отдельно следует отметить о распоряжении Правительства Российской Федерации от 10.02.2014 № 162-р, которым утверждена дорожная карта «Совершенствование налогового администрирования», координатором которой назначена Федеральная налоговая служба.
«Дорожная карта» направлена на совершенствование и оптимизацию системы налогового администрирования, с созданием комфортных условий взаимодействия бизнеса и органов государственной власти, в части процедур подачи и формирования налоговой отчетности, а также усовершенствования принципов документооборота.
Целями «дорожной карты» являются сокращение временных и материальных затрат предпринимателей, на подготовку и представление налоговой отчетности, сближение правил налогового и бухгалтерского учета, повышение эффективности механизмов администрирования налога на добавленную стоимость, стимулирование перехода налогоплательщиков и налоговых органов на электронный документооборот, совершенствование администрирования специальных налоговых режимов.
Характерными показателями проводимых преобразований и инноваций в области налогового администрирования стали, показатели количества проводимых проверок, число которых снижается и одновременно их эффективности, и улучшении законности проведенных доначислений налогов и сборов, и уровнем взыскания данных доначислений.
При этом, как показывает тенденция, улучшение администрирования в результате использования и внедрения достижений современных технологий, будет способствовать снижению налоговых нагрузок и повышению собираемости налогов.
К настоящему времени в Российской Федерации в целом, закончено формирование основ современной налоговой системы. Тем не менее, характер современного этапа развития российской экономики характеризуется наличием множества специфических для этого этапа проблем. В этих условиях, проведенная в последние годы налоговая реформа, является лишь одной из составных частей реформ, направленных на повышение конкурентоспособной налоговой системы.
Налоговая политика государства в ближайшие годы (2014–2015 года) будет по-прежнему проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. В этой связи важнейшей задачей Правительства РФ, является создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе, в том числе с использованием инструментов и механизмов налогового администрирования.
Литература:
1. Дорофеева Н. А., Брилон А. В., Брилон Н. В. Налоговое администрирование. Учебник. Дашков и К. 2014. 296 с.
2. Аронов А. В. Налоговая политика и налоговое администрирование. Уч. пособие. Инфра-М. Магистр. 2014. 544 с.
3. Мишустин М. В. Совершенствование налогового администрирования — фактор повышения эффективности работы налоговых органов // Финансы, 2010, № 6, С. 27–32.
4. Шаталов С. Д. Налоговая реформа никогда не закончится. Журнал «Налоговые споры» № 7. 2013. С. 1–8.
5. Ефремова Т. А. «Налоговое администрирование в России: предпосылки становления и особенности функционирования». Журнал «NB: Финансовое право и управление» № 2. 2013. С 1–23.
6. Грицкова О. Ю. Матвеевой Т. В. Новый интернет-сайт Федеральной налоговой службы. Журнал «Налоговая политика и практика». № 1/2014. С. 22–27.
7. Суворова Е. В., Казанский Д. М. Горизонтальный мониторинг: новый подход к налоговому администрированию. Журнал «Законы России» 2014, № 3. 11–18.
moluch.ru
Проблемы и перспективы налогового администрирования в Российской Федерации на современном этапе экономического развития
За время существования налоговой системы в Российской Федерации сформировался определенный механизм налогового администрирования.
Налоговое администрирование — одна из частей управления налоговой системой, включающей в себя контроль соблюдения налогового законодательства налогоплательщиками, контроль реализации и исполнения законодательства налоговыми органами, а также организационное и методическое, аналитическое обеспечение контрольной деятельности [1]. Данное понятие включает в себя качество работы налогового аппарата, которое способно в процессе функционирования как выявлять факты несовершенства налогового законодательства, так и стремиться соблюдать основные принципы налогообложения.
Перед налоговым администрированием стоит первостепенная задача — это в современных условиях, в условиях рыночной экономики, вовремя и своевременно реагировать на всевозможные изменения в экономике и налоговых правоотношениях.
Исследование проблем налогового администрирования непосредственно связано с повышением эффективности налоговой системы, качественным улучшением собираемости налогов.
Разработка методологических основ налогового администрирования, адаптированных к современным требованиям экономического развития, является важным направлением научного поиска. Его результаты позволят получить теоретико-методологическую основу эффективной реализации налоговой политики государства, что позволит обогатить отечественную теорию и практику налогообложения.
Эффективность функционирования налоговой системы во многом зависит от качества управления ею.
На сегодняшний день наблюдается несовершенство современной системы налогообложения, а также ныне существующие пробелы и проблемы в данном механизме негативно сказываются как на экономическом развитии государства, так и на деятельности предприятий и организаций в целом, способствуя тем самым уменьшению инвестиционной активности, приводит к массовому уклонению от уплаты налогов, «бегству» капитала, сокрытию доходов и существованию и расширению теневой экономики, что приводит в свою очередь к сокращению налоговых платежей в бюджетную систему РФ.
Налоговая система Российской Федерации подвергается постоянным изменениям, ориентируясь на современное состояние экономики в целом с целью увеличения налоговых поступлений в бюджет РФ. В нашей стране за последнее время реализовано множество мероприятий налогового администрирования, но сегодняшний день многие вопросы ориентировочно налогового администрирования остаются неизученными или изучены, но недостаточно хорошо и требуют дальнейшего рассмотрения, изучения и преобразования.
На данный момент в Налоговой системе РФ существуют следующие проблемы, неточности и пробелы:
- Ежегодно сокращается качество проведения камеральных налоговых проверок, при том, что количество налогоплательщиков лишь возрастает.
Это свидетельствует о том, что в целом по России плохо развит механизм выборки объектов проверки, так как из года в год меняется как состояние экономики в целом, так и деятельность налогоплательщиков, а также способы сокрытия и неуплаты доходов и ведения теневого бизнеса. Данные обстоятельства обуславливают необходимость постоянной перестройки и изменения алгоритмов и правил отбора налогоплательщиков в целях камеральной налоговой проверки, которые являются важным элементом в системе налогового администрирования.
- Проблемы правового характера.
Налоговое администрирование, прежде всего, нацелено на соблюдение налогового законодательства всеми участниками налогового процесса. Но проблема заключается в том, что налоговое законодательство РФ, во-первых, слишком неустойчиво, во вторых, запутанно и противоречит в определенной части экономическим реалиям. Кроме того, налоговое законодательство РФ содержит несколько неурегулированных моментов, которые приводят к созданию новых и использованию уже хорошо известных и налоговым органам, и всем налогоплательщикам налоговых схем уклонения от уплаты налогов и сокрытия своих доходов.
- Проблемы организационного характера.
Налоговое администрирование, по сути, есть практическая деятельность налоговых органов. Для качественного исполнения функции администрирования налогов в современных экономических условиях необходимо сочетание нескольких факторов:
– наличие высококвалифицированных специалистов в налоговых органах;
– наличие должным образом оборудованного рабочего места;
– наличие новых технологий (программных продуктов) для осуществления многих функций в электронном виде для упрощения многих процедур, как для работников налоговых органов, так и для налогоплательщиков;
– скоординированная работа уполномоченных ведомств по обмену данными с налоговыми органами.
В отношении трёх последних перечисленных факторов существуют серьезные проблемы, хотя в последние два года ситуация существенно изменилась, но всё же ситуация сохранилась.
Что касается технического оснащения рабочего места, то здесь по сей день имеются такие проблемы, как:
– отсутствие удобного, оборудованного рабочего места, позволяющего сконцентрироваться на работе;
– отсутствие современной и работоспособной техники, соответствующей современным требованиям, что осложняет работу налоговых органов, а в некоторых случаях и вовсе останавливает её, т. к. программное обеспечение ПК не позволяет обработать нужную информацию (полученная информация не открывается на ПК) или вовсе некоторые системные программы не работают;
– отсутствует нужное количество компьютерной техники, оргтехники, в то время как налоговый орган принимает на службу нового сотрудника, но не в состоянии предоставить оснастить его рабочее место.
- Проблемы при осуществлении обмена данными между государственными органами и налоговыми инспекциями.
Так, происходят сбои или задержки при передаче данных от органов внутренних дел (паспортных столов, миграционной службы, ГИБДД) в налоговые органы, в результате чего налогоплательщики несколько лет могут ожидать получения уведомления об уплате транспортного налога на проданный автомобиль или квитанцию не на свое имя или не по месту жительства.
Также существуют проблемы обмена данными между самими налоговыми органами и массивный документооборот. К примеру, когда отправляется запрос о налогоплательщике, или запрос об истребовании документов по данному налогоплательщику в инспекцию по месту его постановки на учёт, но в установленные сроки ответ не получен, тем самым налоговый орган, отправивший запрос, не может произвести соответствующую работу или осуществить налоговую проверку.
- Необходимость снижение документооборота
Одним из способов снижения документооборота, что непосредственно положительно сказывается на системе, является составление по итогам налоговой проверки сразу акта, а не справки, как промежуточного документа, что в целом позволит налоговым органом в некоторой степени сократить расходы на осуществление соответствующей налоговой проверки, что и является одним из направлений налогового администрирования — снижение издержек.
Путями решения вышеперечисленных проблем могут стать следующие мероприятия:
– Ежегодное выделение средств из бюджета именно на цель закупки и обновления всей необходимой техники и персональных компьютеров, отвечающих последним требованиях.
– Разработка каналов связи, позволяющих не терять информацию во время обмена данными между государственными органами и налоговыми инспекциями и вовремя её получать.
– Закрепление ответственности за всеми органами за несвоевременное предоставление требуемой информации и несение соответствующих предусмотренных дисциплинарных взысканий (замечание, предупреждение, выговор и даже увольнение) за совершенный дисциплинарный проступок.
Администрирующие мероприятия: информирование налогоплательщиков, предоставление форм налоговой отчетности и разъяснение порядка их заполнения из-за налоговой неграмотности, проведение внутреннего аудита налоговых органов, выработка единой правоприменительной практики налоговых органов, развитие системы электронного взаимодействия, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан.
Контроль налоговыми органами мероприятий по взаимодействию должностных лиц и налогоплательщиков (аудио и видеоконтроль) во избежание проявления грубости, негатива, подозрительности и предвзятости со стороны должностного лица налогового органа.
- Проблема «Фирм-однодневок», «Мест массовой регистрации», «Схемы с участием офшорных компаний».
Довольно часто юридические лица регистрируются на студентов, пенсионеров, безработных, лиц без определенного места жительства и д. р. На деле проверить всю эту информацию не составляет большого труда, но на это нужно время, которое по законодательству не отводится при регистрации юридического лица, т. к. существуют определенные сроки постановки на учёт, не включающие данное мероприятие предпроверочного анализа [2].
Решением данной проблемы будет закрепление на законодательном уровне дополнительного времени при постановке на учет в целях осуществления мероприятий предпроверочного анализа учредителей, мест регистраций и т. д. и тем самым будет происходить предотвращение существования фирм однодневок, посредствам которых и происходит сокрытие доходов, минимизация налоговых платежей и следовательно сокращение поступлений средств в бюджет.
Решение вышеперечисленных проблем является важным и необходимом этапом для достижения цели прозрачной и эффективной налоговой системы, обеспечивающей поступления налоговых доходов в бюджеты с максимальным соблюдение прав и интересов налогоплательщиков. Формирование мероприятий по преодолению изложенных выше проблем должно носить комплексный характер, учитывающий специфику российский условий и длительные промежутки времени до их реализации.
Для максимального наполнения бюджета налоговыми доходами, необходимо непрекословное исполнение обязанностей по уплате налогов, установленных законодательством Российской Федерации, что возможно лишь при пересмотре практики взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками, пересмотре и активизации мер по противодействию незаконной экономической деятельности, пресечению перехода налогоплательщиков в «тень» и сокрытия доходов, а также при создании благоприятных условий для добросовестных налогоплательщиков.. Процедуры налогового администрирования должны в свою очередь быть максимально простыми и комфортными для добросовестных налогоплательщиков, в целях повышения уровня пополнения бюджета за счёт взимания налогов и снижения рисков сокрытия доходов и неуплат налогов.
Поэтому необходимо создание такого механизма налогового администрирования, который приводил бы к наиболее качественному и количественному взиманию налогов и сборов, учитывающий специфику и состояние современной экономики, а также все изменения в налоговом законодательстве и ориентированном на налогоплательщиков, что и обуславливает высокую значимость и актуальность.
Обеспечение налогового администрирования является залогом оптимальной налоговой политики страны.
Несомненно, главными приоритетами налогового администрирования должны быть выявление и предотвращение использования налоговых схем, определение жестких мер ответственности за уклонение от уплаты налогов. Но также не стоит забывать о решении вышеперечисленных проблем, которые способствуют лучшей работе налоговых органов и улучшение взаимодействия с налогоплательщиками.
Законодательство Российской Федерации не безупречно, везде имеются пробелы, нерешенные вопросы, лазейки, которыми пользуется налогоплательщик для получения выгоды, тем самым нарушая законодательство РФ о налогах и сборах, что в свою очередь осложняет работу налоговых органов. Всё это в совокупности и ведет к недопоступлению денежных средств в бюджет страны. Между тем потенциал для увеличения собираемости налогов находится на достаточно высоком уровне.
Наша налоговая система должна быть ориентирована так, чтобы она функционировала с главной целью: стимулирование деловой активности, рост экономики и инвестиционных вложений в неё, создание конкурентных условий для существования и работы наших предприятий [3].
Используя правильно инструменты налогового контроля, можно с успехом создавать такие условия, когда налогоплательщику на порядок выгоднее уплачивать налоги, добросовестно вести свой бизнес, добровольно и с доверием взаимодействовать с государством, получать финансирование и контракты от него и, наконец, выйти из «тени», так как всё это возможно при правильном использовании инструментов налогового контроля и налогового администрирования в целом. Всё достижимо при грамотной организации деятельности ФНС, которая должна постоянно учитывать все изменения и ориентироваться на них и на современное состояние экономики в целом.
Условиями качественного налогового администрирования могут выступать: реорганизация и усовершенствование структуры ФНС России, усиление материально-технической базы, ориентация на прецеденты судебных разбирательств прошлых лет, дальнейшее внедрение и использование новых технологий работы, в частности и по отбору налогоплательщиков в целях совершения налоговой проверки, изменение структуры контакта и взаимоотношений ФНС России и налогоплательщиков, модернизация и развитие информационного обеспечения налоговых служб, переподготовка и повышение квалификации сотрудников налоговых органов с ориентацией на более лояльное взаимоотношение с налогоплательщиками.
Система администрирования налогов должна быть эффективной с точки зрения первостепенной государственной цели — обеспечение необходимых налоговых поступлений в бюджетную систему и одновременно снижение уровня издержек на исполнение налогового законодательства, как для государства, так и для налогоплательщиков [4].
Грамотно сбалансированное и эффективное налоговое администрирование, сочетающее в себе интересы и государства, и налогоплательщиков, является важнейшей составляющей экономических, социальных и политических преобразований в стране.
Сейчас лишь можно сказать о том, что, лишь изменив неточности в НК РФ, мы сможем увидеть наличие или отсутствие результата, и предпосылки к дальнейшим действиям. Причина некоторых проблем сводится ещё и к тому, что происходит неточное толкование НК РФ, что обуславливается трудностями терминологий введения в Российскую практику правовую систему зарубежных правовых конструкций.
Литература:- Мишустин М. В. Повышение качества и эффективности налогового администрирования / Электронный ресурс //Российский налоговый курьер. — [Режим доступа]: // http://gaap.ru/articles/50109/
- Шимширт Н. Д. Методологические основы финансового управления. // 545 коллективная монография.-Томск: Изд-во том. ун-та -2013. — С. 330.
- Послание президента России Федеральному Собранию на 2017 год. Электронный ресурс: — [Режим доступа]: // http://voenservice.ru/poslanie-prezidenta-rossii-federalnomu-sobraniyu-na-2017-god/
- Ермоленко И. Д. Налоговое администрирование. Основные проблемы и пути их решения. // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки.: сб. ст. по мат. VII междунар. студ. Науч.практ. конф. № 7. Электронный ресурс. [Режим доступа]: // http://sibac.info/ archive/ economy /7.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): налоговое администрирование, налоговая система, налогоплательщик, орган, проблема, налоговое законодательство, Российская Федерация, налоговый орган, уплата налогов, сокрытие доходов.
moluch.ru
К вопросу совершенствования налоговой системы и налогового администрирования
Эффективное развитие экономики России на период до 2030 года в соответствии Концепцией социально-экономического развития (Стратегия 2030) является определяющим фактором конкурентоспособности и созданием условий, обеспечивающий рост показателей качества жизни населения в целом.
Безусловно, безотлагательное решение вопросов, связанных с решением проблем в сфере малого и среднего предпринимательства; привлечением инвестиций в реальный сектор экономики; минимизацией налоговых рисков, предотвращением экономических угроз, как внутренних, так и извне, требует государственного вмешательства. В данном контексте налоговая политика государства, как составная часть государственной политики, наряду с бюджетной, инвестиционной, социальной, в сфере денежно-кредитного регулирования, выступает эффективным инструментом реализации приоритетных задач государства.
В этой связи вопросы необходимости укрепления и совершенствования налоговой системы страны, налогового администрирования как ее определяющего элемента становятся особо актуальными. Также очевидно, что актуальными и ключевыми направлениями в контексте реализации налоговой политики России на рассматриваемый период продолжают оставаться вопросы обеспечения экономического роста, бюджетной устойчивости, создание условий для развития предпринимательской активности и повышения конкурентоспособности, стабильности и предсказуемости механизма взимания налогов.
Разработка дорожных карт, реализация федеральных программ социально-экономического развития страны, эффективность налоговой системы и налоговой политики государства позволяют определить возрастающую роль налогового администрирования в экономической системе в целом. Необходимо отметить, что, разработка проекта Бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года послужила основой для дальнейшего уточнения предельных объемов финансирования государственных программ и основой для планирования бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Общепризнанно, что ни одно цивилизованное государство не может существовать без налогов, и как следствие, без эффективно функционирующей налоговой системы. В связи с этим реформирование налогового сектора, развитие человеческого капитала должны выступать основой для совершенствования стратегии социально-экономического развития России, обеспечивая ее конкурентоспособность.
Иризепова М. Ш. и Ломакина Т. П. считают, что на развитие налоговой системы оказывают влияние не только ее элементы, но и общественное мнение [1, с. 493]. В связи с этим авторы предлагают рассматривать общественное мнение в отношении приоритетов и направлений развития как дополнительный объект государственного налогового мониторинга (рис.1).

Рис. 1. Система мониторинга развития налоговой системы (субъекты, объекты)
Необходимо отметить, что система мониторинга, являясь источником комплексной аналитической информации, направлена на реализацию стратегических задач в соответствии с основными направлениями государственной налоговой политики.
Таким образом, инструменты государственного налогового мониторинга в современных условиях являются основой эффективного управления национальной экономикой.
Как показывает практика российского реформирования, в течение длительного периода, более двух десятилетий, основные индикаторы социально-экономического развития имели тенденции к снижению. В связи с этим, как следствие, достаточно остро стоит вопрос необходимости совершенствования системы государственного финансового контроля, в том числе за исполнением требований бюджетного законодательства и целевого расходования государственных ресурсов. Особое внимание необходимо уделить вопросам налогового администрирования, сохранения оптимального уровня налоговой нагрузки в различных секторах экономики, необходимости поддержания сбалансированности бюджетной системы страны как основополагающего фактора.
Пономарева Н. В. и Пыркин В. А. отмечают, что решение вопроса о дополнительных источниках наполнения бюджетной системы Российской Федерации в условиях прогнозирования дефицита федерального бюджета до 2016 года возможно при следующих условиях: изменении правил исчисления и уплаты отдельных видов налогов; повышении налоговых ставок и разработки мер налогового администрирования, принимаемых для нейтрализации схем по уклонению от уплаты налогов [1, с. 8].
Наряду с утвержденными Правительством Российской Федерации дорожными картами в целях упрощения и ускорения процедур по ведению бизнеса необходимо выделить значимость дорожной карты «Совершенствование налогового администрирования». В перспективе, мероприятия, предусмотренные в дорожной карте, позволят экономике России занять достойное место в международном рейтинге по показателю «Налогообложение».
Вместе с тем необходимо отметить, что налоговое администрирование как система управления налоговым процессом органами государства охватывает не только исполнение действующих норм налогового законодательства. В данной связи важным направлением является информационное обеспечение (сбор информации, анализ) и разработка мер по реформированию механизма исчисления налогов и процедуры налогового контроля. При этом необходимо выделить деятельность и роль уполномоченных органов управления в рамках налогового администрирования (Федеральной налоговой службы РФ (ФНС), Федеральной таможенной службы РФ (ФТС) по обеспечению и реализации контроля за соблюдением налогового законодательства участниками налоговых отношений.
Контрольная функция за соблюдением налогового законодательства занимает важное место в системе налогового администрирования. Комплекс превентивных мер в современной системе налогообложения также направлен на разработку мероприятий по устранению нарушений в сфере налогообложения.
Опыт развитых стран показывает, что государственная инновационная политика реализуется на основе сочетания прямых и косвенных методов стимулирования инновационной деятельности. При этом косвенные методы, среди которых наибольшее место занимают налоговые, имеют ряд преимуществ. В этой связи налоговое стимулирование инновационной активности включено в состав приоритетов налоговой политики Российской Федерации [3, с. 157].
Таким образом, налоговое администрирование как форма управления налоговыми отношениями, должна быть направлена на обеспечение принципа эффективности построения налоговой системы в целом, включая максимальное поступление налогов и сборов в бюджеты разных уровней при минимальных издержках взимания.
Необходимо отметить, что развитие налогового администрирования во многом влияет на создание инвестиционного климата, благоприятной среды для развития предпринимательской деятельности и реализацию стратегических целей и приоритетов государства.
Литература:
1. Иризепова М. Ш., Ломакина Т. П. Организация государственного налогового мониторинга России / Налоги и налогообложение. — 2014. — № 5 (119). — С. 490–500.
2. Пономарева Н. В., Пыркин В. А. Вопросы налогового контроля / Финансы. — 2014. — № 6. — С. 8–12
3. Фишер О. В., Перекрестова Л. В. Оценка эффективности налогового стимулирования инновационной деятельности в России / Налоги и налогообложение. — 2014. — № 2 (116). — С. 156–173.
moluch.ru
Совершенствование налогового администрирования как метод государственного контроля
Библиографическое описание:
Татаренко А. М., Басова Н. В. Совершенствование налогового администрирования как метод государственного контроля // Молодой ученый. 2017. №7. С. 286-288. URL https://moluch.ru/archive/141/39664/ (дата обращения: 16.07.2018).
В статье освящена проблема повышения эффективности государственного контроля путем совершенствования налогового администрирования. Более того, предложены наиболее эффективные способы совершенствования налогового контроля, которые позволят создать благоприятные условия для функционирования бюджетной системы РФ.
Ключевые слова: финансовый кризис, дефицит, контроль, задолженность, автоматизация, камеральный контроль, модель налогообложения, налоговые поступления, налоговая выгода
Финансовый кризис в Российской Федерации обострил ряд проблем, среди которых наиболее актуальной является дефицит федерального бюджета. Экономисты предлагают различные пути по ее решению, однако до настоящего времени преодолеть данную проблему государству не удалось. На развитие бюджетной системы значительное влияние оказывает механизм налогообложения, которому в рамках данной проблемы уделяют недостаточное внимание. Механизм налогообложения играет определяющую роль, так как он является не только инструментом регулирования поступлений в бюджет, но и одним из основных элементов системы государственного воздействия на процессы и пропорции общественного воспроизводства.
Одной из основных причин дефицита федерального бюджета является несовершенство налогового администрирования, как следствие неэффективного государственного контроля. Данный аргумент подтверждает официальная статистика о задолженности по налогам и сборам (Рис.1) [3].

Рис. 1. Задолженность по налогам и сборам в федеральный бюджет, тыс. руб.
Несмотря на то, что данный показатель с 2014 года по 2015 год оставался стабильным, в 2016 году произошло резкое увеличение, в результате чего задолженность по налогам и сборам на 1 августа 2016 года составила 776,9 млрд. руб., при этом, задолженность по НДС и акцизам составила большую часть.
Безусловно, текущая задолженность по налогам и сборам не позволяет установить баланс в экономике. Исходя из этого, можно сделать вывод, что вместо увеличения налоговой нагрузки на физических лиц, в том числе на индивидуальных предпринимателей, с целью увеличения налоговых поступлений в бюджет, необходимо совершенствовать налоговое администрирование.
Рассмотрим наиболее оптимальные и эффективные способы совершенствования налогового администрирования.
Во-первых, необходимо ускорить процесс внедрения автоматизированной информационной системы «АИС-Налог 3», что позволит значительно усовершенствовать деятельность работников налоговых органов, в особенности при администрировании и проведении камеральных проверок и увеличить вероятность обнаружения нарушения законодательства о налогах и сборах. Создание новой автоматизированной информационной системы (АИС «Налог-3») предоставляет ряд возможностей налоговым органам и позволяет выйти на более высокий уровень налогового администрирования в целом.
Одним из главных принципов работы данной системы является использование единой по всей России базы данных — Федерального хранилища данных, что позволяет, с одной стороны, исключить обмен значительными объемами информации на местном, региональном и федеральном уровнях, с другой стороны, создать единую точку входа для приема информации от внешних источников [1]. Указанные особенности системы в совокупности являются основой для формирования актуальной целостной информации, используемой в деятельности налоговых органов.
С целью обеспечения хранения и обработки информации со всей страны создана система федеральных центров обработки данных (ЦОД). В систему ЦОДов входят ЦОД в наукограде Дубна (Московская область) и резервные центры — в городе Городец (Нижегородская область) и поселке Ерзовка (Волгоградская область). Система центров обработки данных позволит создать территориально разнесенную, устойчивую систему информационно-коммуникационного обеспечения деятельности Министерства финансов РФ, ФНС РФ, Федерального казначейства [1]. Данная система в настоящее время применяется в Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по камеральному контролю. Межрегиональная инспекция является территориальным органом Федеральной налоговой службы, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах на основе автоматизированной обработки сведений об операциях, содержащихся в налоговых декларациях по налогу на добавленную стоимость [2].
Результаты внедрения данной системы можно наблюдать начиная с конца 2013 года (Рис. 2) [3]. За указанный период были достигнуты существенные результаты в области налогового контроля.

Рис. 2. Задолженность до начисленная по результатам камеральных и выездных проверок, тыс. руб.
Во-вторых, следует рассмотреть предложение о необходимости правильного регулирования параметров модели налогообложения.
Рассмотрим сжатый вариант данной модели. Пусть фирма получила высокий доход. У фирмы имеется два варианта: задекларировать полученный доход, либо задекларировать более низкий доход, с целью оптимизации уплаты налогов.
В результате, складывается следующая модель:
Id=
, где
Ih-высокий доход фирмы,
pF- ожидаемый штраф (F- размер штрафа, p-вероятность проверки),
Il-низкий доход фирмы,
Th/Tl- высокий/низкий размер налога.
Исходя из модели, можно определить, что фирма, имеющая высокий доход, не будет его скрывать, если ожидаемый штраф pF будет больше «налоговой выгоды» (∆T) от данного сокрытия. Справедливо и обратное.
В результате, чем выше ожидаемый штраф pF, тем дисциплинированнее налогоплательщик. Следовательно, государству необходимо регулировать параметры данной модели (к примеру, увеличивать штрафы за занижение налоговой базы, привлекать к уголовной ответственности), чтобы у налогоплательщиков отсутствовала выгода от сокрытия своих доходов, что в свою очередь позволит не только увеличить налоговые доходы в бюджет, но и обеспечить эффективность государственного контроля.
Таким образом, механизм налогообложения играет важную роль в решении проблемы дефицита федерального бюджета, что обосновывает необходимость совершенствования налогового администрирования в рамках государственного контроля в условиях финансового кризиса. Наиболее эффективными способами совершенствования налогового администрирования являются повсеместное внедрение автоматизированной информационной системы «АИС-Налог 3» и государственное регулирование параметров модели налогообложения. Реализация данных способов позволит повысить эффективность государственного контроля, что в свою очередь приведет к формированию предпосылок для преодоления последствий финансового кризиса.
Литература:- Басова Н. В., Татаренко А. М. Соотношение налоговых и неналоговых поступлений в РФ в условиях дефицита федерального бюджета // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 348–351.
- Басова Н. В. Перспективное финансовое планирование на современном этапе // Аудит и финансовый анализ. — 2008. — № 3. — С. 017–020.
- Воробьева Л. В., Димитров И. Л. Налог на недвижимость и проблемы, связанные с его введением в России // Современная налоговая система: состояние и перспективы (национальный и международный опыт) Сборник материалов международной научно-практической конференции. / 2011. — С. 351–353.
- Рябова И. С., Басова Н. В. Бюджетное финансирование отраслей социальной сферы в Российской Федерации // Аудит и финансовый анализ. — 2008. — № 3. — С. 256–259.
- Шелепов В. Г. «Совершенствование налогового администрирования»//Налоги и сборы.-2015.-№ 11
- Сайт ФНС РФ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.nalog.ru
- Федеральная служба государственной статистики «Консолидированный бюджет РФ» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/finance/#
Основные термины (генерируются автоматически): налоговое администрирование, государственный контроль, федеральный бюджет, финансовый кризис, ожидаемый штраф, механизм налогообложения, эффективный способ совершенствования, автоматизированная информационная система, Федеральная налоговая служба, высокий доход.
moluch.ru
Развитие системы налогового администрирования в Российской Федерации
Библиографическое описание:
Прищепова А. О., Клочко С. Н. Развитие системы налогового администрирования в Российской Федерации // Вопросы экономики и управления. 2016. №5.1. С. 130-133. URL https://moluch.ru/th/5/archive/44/1586/ (дата обращения: 16.07.2018).
В статье рассмотрены теоретические основы налогового администрирования. На основе анализа налоговой системы за 2015 г. дается оценка состояния современной системы налогового администрирования в Российской Федерации; представлена ключевая информация об электронном декларировании НДС; указаны основные направления совершенствования налогового администрирования.
Ключевые слова: налоги, налоговая система, налоговый процесс, налоговое администрирование, налоговое бремя.
Становление в России рыночной экономики предопределило формирование нового подхода к организации налогового процесса. Налоги стали основным источником доходов бюджетной системы. Это поставило на первое место вопросы управления налоговой системой. Государство осуществляет это управление через систему налогового администрирования, которое представляет собой деятельность уполномоченных органов управления в налоговой сфере, направленную на обеспечение реализации и соблюдения налогового законодательства. Место налогового администрирования в налоговой системе России отражено на рисунке 1.

Рис. 1. Место налогового администрирования в налоговой системе РФ
Совершенствование структуры и организации деятельности налоговых органов, совершенствование налогового законодательства, повышение эффективности контрольной работы, реформирование механизмов исчисления и уплаты налогов – все эти важные аспекты относятся к сфере налогового администрирования. Высокий уровень развития налогового администрирования в стране способен обеспечить эффективность налоговой системы. В связи с этим для государства жизненно важно искать пути совершенствования налогового администрирования.
Цель проведенного исследования – анализ и разработка предложений по развитию системы налогового администрирования в Российской Федерации.
Налоговое администрирование регулирует налоговые отношения и направлено на решение проблем, возникающих при взаимодействии налоговых органов и налогоплательщиков. В России наибольшее распространение получили такие методы налогового администрирования, как методы регулируемых альтернатив, которые подразумевают, что налогоплательщики имеют свободу выбора между разными вариантами юридической формы ведения деятельности (налогоплательщики сами выбирают порядок ведения учета и составления отчетности, способ исполнения обязательств по уплате налогов и т. д.).
Становление системы налогового администрирования в России продолжается, этот процесс осложняется различными трудностями. Новый этап в развитии налогового администрирования связан с введением в действие Налогового кодекса РФ (часть первая вступила в силу 1 января 1999 г.) и последующим совершенствованием статей кодекса.
Основная функция налогового администрирования это функция налогового контроля.Самой эффективной формой налогового контроля являются налоговые проверки, позволяющие стабилизировать работу налоговой системы через регулирование действий налогоплательщиков.
Оценку эффективности налоговой системы начнем с анализа поступления в консолидированный бюджет РФ по видам налогов в 2015 г. (табл. 1). Таблица 1 базируется на данных Росстата [5].
Таблица 1
Поступлениеналогов, сборовииныхобязательныхплатежей
вконсолидированный бюджетРФ
| Вид налога | Абсолютные показатели, млрд руб. | Темпы роста в 2015 г., % | Удельный вес в 2015 г., % | |
| 2014 г. | 2015 г. | |||
| ПРЯМЫЕ НАЛОГИ, в том числе: налог на прибыль организаций | 2373,3 | 2598,8 | 109,5 | 18,8 |
| налог на доходы физических лиц | 2688,2 | 2806,5 | 104,4 | 20,4 |
| налоги на имущество | 954,8 | 1068,4 | 111,9 | 7,7 |
| налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 2933,8 | 3250,7 | 110,8 | 23,6 |
| прочие налоги | 348,1 | 404,9 | 116,3 | 2,9 |
| ИТОГО | 9298,2 | 10129,3 | 108,9 | 73,5 |
| КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ, в том числе: налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) | 2300,3 | 2590,1 | 112,6 | 18,8 |
| акцизы по подакцизным товарам | 1071,0 | 1068,4 | 99,8 | 7,7 |
| ИТОГО | 3371,3 | 3658,5 | 108,5 | 26,5 |
| ВСЕГО | 12669,5 | 13787,8 | 108,8 | 100,0 |
На основе сведений, представленных в таблице 1, можно сделать следующие выводы. В 2015 г. объем поступивших в консолидированный бюджет РФ налогов, сборов и иных обязательных платежей увеличился на 8,8%. Следует особо отметить, что одними из самых высоких темпов роста в указанном году обладает НДС – его темпы роста составили 112,6%. Отрицательные темпы роста отмечены только у акцизов по подакцизным товарам – в 2015 г. их поступление сократилось на 0,2%.
На основе данных таблицы 1 представим структуру поступивших в консолидированный бюджет налоговых платежей (рис. 2).

Рис. 2. Структура поступивших налогов, сборов и иных обязательных платежей
в консолидированный бюджет РФ в 2015 г.
В 2015 г. наибольшую долю налоговых поступлений в консолидированный бюджет страны составили налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (23,6%), которые практически полностью состоят из налога на добычу полезных ископаемых. Значительной долей поступления в бюджетную систему обладает налог на доходы физических лиц, его доля в рассматриваемом периоде составила 20,4%. Третье место по наибольшему удельному весу налоговых поступлений в бюджет разделили налог на прибыль организаций и НДС на товары (работы, услуги). Налоги на имущество составили всего 7,7%. Это отрицательно характеризует состояние экономической системы РФ. Но в 2015 г. налоги на имущество имели одни из самых высоких темпов роста (111,9%) – сохранение данной тенденции обеспечит оптимизацию работы экономики страны.
Перейдем к рассмотрению соотношения прямых и косвенных налогов в консолидированном бюджете РФ. На уровне бюджетной системы России среди поступивших налогов преобладают прямые налоги, составляющие 73,5% налоговых поступлений в консолидированный бюджет страны. Таким образом, по состоянию на 2015 г. налоговую систему России в целом в зависимости от доли косвенного налогообложения можно охарактеризовать как подоходную, поскольку доля косвенных налогов в общей сумме налогов в бюджетную систему меньше 35%.
Рассчитаем показатель, который позволяет оценить эффективность налоговой системы – налоговое бремя (табл. 2).
Таблица 2
Расчет налогового бремени в 2015 г.
| Показатель | Значение |
| Налоговые поступления в консолидированный бюджет, млрд руб. | 13787,8 |
| Страховые взносы на обязательное социальное страхование, млрд руб. | 5636,3 |
| ВВП номинальный, млрд руб. | 80804,3 |
| Налоговое бремя, % | 24 |
В результате расчета налоговое бремя составило 24%, это значение ниже оптимального показателя, равного 30%, и может означать, что государство испытывает недостаток финансовых ресурсов для организации эффективной деятельности по выполнению стоящих перед ним задач.
Одним из самых эффективных методов совершенствования системы налогового администрирования стало введение электронной обработки счетов-фактур. С первого квартала 2015 г. введены расширенные декларации по НДС, в которые включаются сведения из книги покупок, книги продаж и журналов учета выставленных счетов-фактур. Все плательщики НДС обязаны сдавать расширенные декларации в электронной форме по телекоммуникационных каналам связи через оператора электронного документооборота. В качестве исключения, плательщики НДС, деятельность которых составляет государственную тайну, имеют право предоставлять расширенные декларации на бумажных носителях. Введение расширенного электронного декларирования призвано повысить эффективность администрирования НДС через автоматизацию камерального контроля.
Основные направления совершенствования системы налогового администрирования в России предполагают постановку комплексных задач в сфере государственного управления, таких как модернизация системы налогового контроля, унификация учета и регистрации физических и юридических лиц, формирование единого механизма по учету налоговых обязательств и взысканию долгов, централизация и унификация финансовых отношений населения с бюджетной системой государства, создание единого налогового ведомства и других. В настоящее время качество системы налогового администрирования в РФ не достигло высокого уровня развития. Государственные органы не могут в необходимой степени обеспечить доходы бюджета через налоговые поступления. В первую очередь, это определяется продолжающимся развитием теневой экономики в России. Снижению эффективности налоговой системы государства способствует массовая утечка капиталов за границу и отсутствие полномасштабных иностранных инвестиций в экономику.
Однако нельзя сказать, что в России отсутствуют положительные тенденции в становлении налогового администрирования. Система налогового администрирования ежегодно улучшается, например, введение электронной обработки счетов-фактур способствует упрощению и повышению эффективности налогового контроля. В целях совершенствования налогового процесса реализуется целевая программа развития налоговых органов, которая предусматривает следующие мероприятия [1]: упрощение процедур заполнения и подачи деклараций и других форм отчетности в налоговые органы; переход на систему самоначисления и бесконтактный способ подачи документов; перевод основной работы по обработке налоговой отчетности физических и юридических лиц в специализированные Центры обработки данных; усовершенствование системы досудебного разбирательства налоговых споров с целью уменьшения числа обращений налогоплательщиков в судебные органы; внедрение в практику работы налоговых органов прогрессивных форм и методов информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками.
Таким образом, в России только приступают к формированию эффективной системы налогового администрирования. В этой области планируются полномасштабные реформы, которые призваны упростить работу государственных органов в налоговой сфере, а также обеспечить эффективность такой работы, которая, в свою очередь, позволит реализовать нормальное функционирование налоговой системы. Определенные шаги на пути усовершенствования налогового администрирования делаются и сейчас (к примеру, электронное декларирование НДС, исправление неточностей и искажений в отдельных нормативно-правовых актах), но только комплексный подход, охватывающий все ключевые элементы государственного управления в налоговой и смежных сферах, способен реально изменить (качественно преобразовать) состояние системы налогового администрирования в России.
Литература:- Аронов А. В., Кашин В. А. Налоговая политика и налоговое администрирование. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2014. - 544 с.
- Золотарева А. Б. Налоговое администрирование. Основные итоги реформы. В 3-х томах. Том 1. Ин-т экономики переход. Периода. - М.: ИЭПП, 2008. - 328 с.
- Попова Н. И. НДС – 2015: книги покупок и продаж становятся частью налоговой декларации // Налоговая политика и практика. - 2014. - №11 (143). - С. 4-7.
- Федеральная налоговая служба. URL: https://www.nalog.ru (дата обращения: 05.10.16)
- Федеральная служба государственной статистики // URL: http://www.gks.ru (lата обращения: 03.10.16)
Основные термины (генерируются автоматически): налоговое администрирование, налоговая система, Россия, налог, налоговое бремя, налоговый контроль, бюджетная система, консолидированный бюджет РФ, Российская Федерация, государственное управление.
Похожие статьи
Налоговая система Российской Федерации | Статья в журнале...
налоговая система, налог, налоговая нагрузка, уплата налогов, налоговое законодательство, Российская Федерация, налогоплательщик, Россия, сбор.
российская налоговая система, прибыль организаций, эффективность налогообложения, налог, доход, консолидированная...
Совершенствование налогового администрирования как метод...
налоговое администрирование, налоговая система, налоговая реформа, налогоплательщик, налоговая отчетность, Россия, Российская Федерация, орган, электронный документооборот, Федеральная налоговая служба.
Выявление резервов увеличения налоговых поступлений...
налоговое администрирование, налоговая система, Россия, налог, налоговое бремя, налоговый контроль, бюджетная система, консолидированный бюджет РФ, Российская Федерация, государственное управление.
Оценка и анализ показателей эффективности налоговой...
Российская Федерация, налоговая нагрузка, доход, налог, консолидированный бюджет, Россия, федеральный бюджет, бюджетная система, налоговая система, уплата налогов.
Собираемость налогов при формировании доходов бюджетной...
Российская Федерация, налоговая нагрузка, доход, налог, консолидированный бюджет, Россия, федеральный бюджет, бюджетная система, налоговая система, уплата налогов.
Недостатки современной налоговой системы | Статья в журнале...
налоговая система, налогообложение, налоговое бремя, налоговая нагрузка, теневая экономика, дефицит бюджета.
налоговый потенциал, бюджетная система, поступление, налоговое планирование, налоговая система, Российская Федерация, налоговая нагрузка...
Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ
налоговая система, федеральные налоги и сборы, налогообложение РФ, консолидированные бюджеты РФ, налоговая
консолидированный бюджет, налоговая база, Российская Федерация, налог, доход, млрд, сбор, платеж, налоговая задолженность...
Налоговый контроль как элемент управления...
налоговый контроль, орган, налоговый кодекс, налоговый учет, Российская Федерация, система действий, налоговый орган, налоговая сфера, камеральная налоговая проверка, единая задача.
Проблемы и перспективы налогового администрирования...
налоговая система, налог, налоговый контроль, недвижимое имущество, РФ, Правительство РФ, налоговая система РФ, налоговое администрирование, кадастровая стоимость, Российская Федерация.
moluch.ru
Налоговая система Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»
Библиографическое описание:
Полунин С. К. Налоговая система Российской Федерации // Молодой ученый. 2017. №46. С. 239-241. URL https://moluch.ru/archive/180/46515/ (дата обращения: 16.07.2018).
Российская Федерация — самое большое государство в мире, и одновременно одно из самых сложных по своей структуре в мире. В государстве действует сложная система налогообложения. Вся налоговая система Российской Федерации делится на 3 уровня налогов, не считая специальных налоговых режимов. Федеральные налоги, региональные налоги и местные. Для каждого налога существуют свои особые критерии. Для каждого налога различны налоговые ставки, налоговая база, налоговый период и кем будет являться налогоплательщик. В Российской Федерации существует два вида налогоплательщиков — юридические лица и физические лица. Юридические лица подразделяются на государственные, частные, коммерческие, некоммерческие, и многие другие, в зависимости от вида их деятельности. Физическое лицом является каждый гражданин Российской Федерации, или же лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Каждое лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, несет на себе обязанность уплачивать законодательно установленные налоги и сборы, вне зависимости от того является он физическим лицом, юридическим лицом, или же индивидуальным предпринимателем. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Налоги также являются основной формой доходов государства. Налоговые поступления в бюджет составляют основную часть всех доходов государства. Также помимо сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. При наличии профицита бюджета большее количество средств можно направить на улучшение какой-либо отрасли. Возникновение налогов как экономического явления обусловлено становлением товарного производства, разделением общества на классы и формированием государственных институтов, которым требовались средства для осуществления своих функций, в том числе на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. За последние 20 лет налоговая система Российской Федерации постоянно изменялась под влиянием множества факторов и условий, таких как социально-экономических, так и политических. Хозяйственные процессы вызывают изменения фактически всех составляющих налоговой системы Российской Федерации — ставок налогов, их состава, методик расчетов, налогового законодательства, налогового администрирования и т. д. Многие из этих изменений в налоговой политике имели положительные результаты, ряд из них — отрицательные. Вместе с тем, именно налоговый механизм является главным инструментом государственного регулирования экономики. От того, насколько эффективной будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в целом.
Говоря о проблемах в современной налоговой системе Российской Федерации, следует отметить проблему налогового администрирования — налоговая система РФ по-прежнему остается очень громоздкой, неэкономичной и малоэффективной. Большое количество налогов -федеральных, региональных и местных, непростые методики их расчета, наличие огромного количества бюрократических процедур приводят к значительному увеличению трудоемкости как налогового учета, так и налогового инспектирования. В связи с этими и другими параметрами налоговая система не в состоянии работать максимально эффективно. Из-за огромного количества документов и процедур, необходимых налогоплательщику для того чтобы, например, сделать налоговый вычет, тратятся часы, перезаполняются декларации, а в итоге человек срывается на сотрудников налоговой инспекции. Также этой ситуацией пользуются сторонние коммерческие фирмы — за определенную сумму денег они сами заполняют декларацию, и налогоплательщику не придется тратить ни сил, ни своего времени. В результате государство теряет хоть незначительную, но прибыль, которую можно было бы распределить на нужды страны и граждан.
В данной ситуации мы получаем огромные очереди в налоговых инспекциях, очень большое количество людей, которые просто не понимают, за что им был начислен тот или иной налог, но в конечном итоге данные проблемы никого не волнуют. Совершенствование налогового администрирования представляет собой одну из первоочередных задач налоговой политики РФ на современном этапе и на среднесрочную перспективу. Качество налогового администрирования определяет эффективность налоговой системы страны, ее фискальную отдачу.
Несовершенство налогового администрирования, некоторые аспекты при осуществлении налогового контроля и другие проблемы, связанные с налоговым законодательством, часто обсуждаются специалистами. Если провести анализ множества точек зрения по данному вопросу в области налогового администрирования, то все выявленные проблемы можно распределить по группам:
- Проблемы правового характера. Налоговое администрирование имеет перед собой такую цель, как соблюдение налогового законодательства всеми участниками налогового процесса, будь то налоговый орган, или же налогоплательщик, вне зависимости от того, является он физическим или юридическим лицом. Основная проблема заключается в том, что налоговое законодательство Российской Федерации, слишком неустойчиво и запутанно. Кроме того, на данный момент в налоговом законодательстве Российской Федерации существует определенное количество неурегулированных моментов, которые приводят к созданию новых и использованию старых налоговых схем.
- Проблемы, связанные с организационной частью. Для надлежащего и качественного исполнения функции администрирования налогов требуется:
‒ наличие высококвалифицированных специалистов в налоговых органах;
‒ наличие новых технологий (программных продуктов) для осуществления многих функций для упрощения многих процедур, как для работников налоговых органов, так и для налогоплательщиков;
Что касается внедрения и использования информационных технологий при проведении администрирования, то данные процедуры проводятся на хорошем уровне. Налоговые инспекции устанавливают программные продукты, создают единые базы данных, широко стал использоваться сайт Федеральной налоговой службы для работы с налогоплательщиками. На данном сайте существует весьма продуманная схема помощи по определенным вопросам как налогоплательщикам, так сотрудникам налоговых инспекций, и работникам схожих отраслей. После введения электронного доступа, как и сайте Федеральной налоговой службы, так и с помощью терминалов в самих налоговых инспекциях существенно упростился прием налогоплательщиков и скорость, с которой происходит обслуживание. Если раньше налоговые инспекции работали по принципу «живой очереди» в разные кабинеты, то теперь достаточно просто подойти к терминалу, выбрать необходимый вид услуги и получить чек с примерным временем вызова. После этого на большом экране и с помощью голосовой команды подойти к названному окну, где высококвалифицированный сотрудник решит ваш вопрос.
- Проблемы социального и психологического характера. На данный момент налоговая культура в Российской Федерации остается крайне невысокого уровня. Проблемы социально-психологического характера складываются из множества факторов, например таких как:
‒ менталитет российского налогоплательщика, который направлен, прежде всего, на сокрытие доходов и минимизацию налогов. По статистике каждый второй налогоплательщик относится крайне негативно к налоговым органам. Вероятнее всего, это связано с недоверием, подозрениями в коррупции и другими факторами. Как не печально признавать, но на данный момент практически в каждой отрасли существует коррупция. На данный момент существуют специализированные органы, которые борются с коррупцией, проводятся специальные тренинги в государственных органах о противодействии коррупции. Также среди некоторых неплательщиков налога греет мысль о том, что именно они избегут наказания.
‒ экономическая неграмотность налогоплательщиков;
Налогоплательщики в большинстве своем экономически неграмотны, но в тоже время делают все, чтобы налоговая нагрузка оказалась минимальной. Экономическую неграмотность налогоплательщиков можно оценивать с двух сторон. С одной стороны можно смело утверждать, что налоговые органы не в полном объеме или же недоброкачественно исполняют свои обязанности по информированию налогоплательщиков о действующих налогах и сборах (или же изменению вышестоящих). С другой же стороны большинство налогоплательщиков игнорируют установленные правила и нормы в сфере налогообложения.
В настоящее время Министерство финансов совместно с Федеральной Налоговой Службой в качестве основной цели ставит перед собой формирование и функционирование эффективной налоговой системы. Одной из важнейших целей в формировании идеальной налоговой системы в Российской Федерации будет являться снижение налоговой нагрузки (налогового бремени) на тех налогоплательщиков, которые своевременно выполняют свои обязанности по исчислению и уплате налогов. Налоговая система должна постоянно совершенствоваться, и настраиваться на запросы и современные реалии существующей в данный момент экономической действительности, так, чтобы при максимальном наполнении бюджета права любого из субъектов налоговых отношений не были ущемлены. В связи с этим улучшать и подстраивать систему можно практически до бесконечности.
За прошедшие годы налоговая система Российской Федерации стремительно развивалась и продолжает развиваться. Каждый год поступают сотни предложений от депутатов по поводу ее реформирования и улучшения. В конечном итоге это приведет к упрощению налоговой системы и увеличению ее эффективности, что позволит собирать большее количество доходов в бюджеты всех уровней, и соответственно грамотней распределять их. Помимо создания соответствующей мощной информативно — правовой базы в основе совершения налоговой системы должны быть усовершенствованы налоги и сборы. Еще одним немаловажным шагов в улучшение всей системы должны стать поправки в Налоговый Кодекс, дабы исключить возможность «двойного» трактования какого-либо закона или налога. Но естественно для подобных улучшений должны пройти месяцы, или даже годы, только после этого можно будет сказать о том, какие улучшения привели к положительным результатам, а какие требуют более глубокого внимания на различных уровнях всей системы.
Литература:- Налоговый кодекс РФ;
- Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, налоговая система, налоговое администрирование, налоговое законодательство, налог, проблема, налогоплательщик, Федеральная Налоговая Служба, конечный итог, индивидуальный предприниматель.
moluch.ru
Налоговый контроль как основной элемент системы налогового администрирования
Рассмотрены основные аспекты современного налогового контроля, важность и необходимость которого определено налоговым законодательством РФ.
Ключевые слова: налоговое законодательство, налоговое администрирование, налоговый контроль, налогоплательщик, уклонение от налогов.
Одной из наиболее острых проблем совершенствования налоговых отношений является повышение эффективности налогового администрирования. Решение этой проблемы является приоритетным направлением налоговой политики государства [2].
Налоговое администрирование преимущественно рассматривается как комплекс мер по реализации важнейшей задачи налоговых органов — обеспечению поступлений налоговых платежей в бюджет в том объеме, который необходим для финансирования государственных расходов. Для решения этой задачи необходима четко отлаженная и эффективно действующая организация налогового контроля.
Эффективность системы налогового контроля, по мнению авторов, определяется, с одной стороны, полнотой поступления налогов в бюджет государства, а с другой — уровнем налоговых издержек, т. е. затрат государства на содержание своего фискального аппарата. В идеале функционирование системы налогового контроля должно способствовать созданию запаса прочности бюджета для снижения налогового бремени, которое, в свою очередь, оказывает стимулирующее воздействие на развитие экономики [4].
В процессе налогового контроля, безусловно, возможно столкновение интересов налогоплательщиков и государства. Как составной элемент системы управления налоговый контроль является необходимым условием достижения общественной эффективности налоговых отношений, обеспечивая обратную связь налогоплательщиков как с органами государственного управления, которые наделены особыми правами и полномочиями по вопросам налогообложения (налоговыми администрациями), так и с государственными органами, принимающими решения по вопросу установления новых и изменения условий взимания действующих налогов. При этом налоговый контроль — это не только завершающая стадия управления налогообложением, его результаты следует рассматривать и как отправную точку очередного цикла распределительных отношений по поводу формирования централизованных денежных фондов, и как один из факторов устойчивости бюджета, достигаемой за счет стабильного прироста налоговых доходов.
Так, целью налогового контроля является создание совершенной системы налогообложения и достижения такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, при котором исключаются нарушения налогового законодательства или их число незначительно.
В рамках рассматриваемой темы необходимо выделить и конкретизировать следующие функциональные задачи налогового контроля:
обеспечение налогового законодательства;
неотвратимое наказание нарушителей законодательства о налогах и сборах;
обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет и в государственные внебюджетные фонды;
предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах, а также возмещение ущерба, причиняемого государству в результате неисполнения налогоплательщиками и иными лицами своих обязанностей.
Указанные функциональные аспекты налогового контроля надлежит рассматривать неразрывно, в едином комплексе, что позволит обеспечить его эффективность в области мер целенаправленного воздействия системы государственного финансового контроля на все сферы социально-экономической действительности.
В России налоговый контроль проводится в форме двух основных видов проверок: камерных и выездных. Официальных определений данных форм Налоговый кодекс не содержит, в виду чего возможны дискуссии и имеет место в связи с этим необходимость четкости формулировки и введения соответствующих определений в законодательство. Камерная налоговая проверка выступает формой текущего документального контроля за соблюдением налогового законодательства, проводимого на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документах о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа [3]. В отличие от выездной проверки она нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими налогового закона.
Выездная налоговая проверка ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камерной налоговой проверки: для их выявления требуется углубленное изучение документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда специальных мероприятий контроля, например осмотра или выемки документов. Как правило, именно в рамках выездных налоговых проверок выявляются и нарушения, обусловленные злоупотреблениями налогоплательщика в налоговой сфере, стремлением уклониться от налогообложения.
Таким образом, налоговые контрольные действия охватывают всю систему налогообложения, а также осуществляются в разрезе отдельных налогов, налоговых групп, категорий налогоплательщиков, территорий.
Общий уровень налоговый дисциплины в России на сегодняшний день, характер применяемых схем уклонения от уплаты налогов недобросовестными налогоплательщиками заставляют серьезно поставить вопрос о резервах повышения эффективности налогового контроля. Одним из стратегических направлений изыскания данного резерва можно отметитьвнедрение в практику форм и методов налогового контроля, основанных на передовых и аналитических технологиях, то есть комплексного системного экономико-правового анализа финансово-хозяйственной деятельности проверяемых объектов.
Значимость налогового контроля бесспорна, и заключается, таким образом, в достижении упорядоченности налоговых отношений, проверки соблюдения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, выявления допущенных правонарушений.
В свою очередь, следует заметить, что цели налогового контроля, определяемые при его осуществлении, должны соответствовать тем задачам, которые ставит государство налоговой системой в целом. При этом развитие налоговой системы предполагает активизацию налогового контроля и повышение его результативности, сосредоточение ресурсов налоговых органов на ключевых сферах налоговых нарушений. Однако как самостоятельный аспект развитие налогового контроля не может дать того эффекта, который ожидает государство в области увеличения налоговых доходов. Усилия налогового администрирования будут безрезультатны без решения проблемы взаимной ответственности налогоплательщика и государства, и, разумеется, без согласования их интересов. Поэтому эффективность налогового контроля может быть обеспечена безусловным соблюдением базовых принципов налогообложения, а также осуществлением налоговой политики с учетом бюджетных приоритетов и упорядочения государственных расходов.
Литература:
- Налоговый кодекс РФ
- Основные направления налоговой политики на 2014 плановый период 2015–2016 годов.
- Определение Конституционного суда РФ от 08.04.2010 № 441–0-0
- Методология налогового контроля: учеб.пособие / Е. А. Федоров, Л. Г. Баранова, В. С. Федорова. — Санкт-Петербург: Петербург. гос. ун-т путей сообщения, 2013. — 87 с.
- Электронный ресурс: Официальный сайт Федеральной налоговой службы: www.nalog.ru (дата обращения 11.12.2015)
moluch.ru







