Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Pulp-журналы. Палп журналы


журналы - это... Что такое Pulp-журналы?

У этого термина существуют и другие значения, см. Pulp. Pulp-журнал «The Argosy», апрель 1906 года

Pulp-журналы (или пульпы) — полуофициальное название категории дешёвых массовых журналов, как правило, литературных, которые издавались в конце XIX — первой половине XX века в США.

История

Название «pulp-журналы» происходит от термина pulp, которым называли целлюлозную массу из вторсырья и самый дешёвый сорт выработанной из неё низкокачественной бумаги, способной держать типографскую краску.

Первый pulp-журнал создал в 1896 году Фрэнк А.

Манси, который преобразовал издававшийся им журнал для подростков «The Argosy» в журнал приключенческих рассказов для взрослых и начал, сэкономив на качестве бумаги, продавать его по цене всего по 10 центов за экземпляр. Это резко расширило читательскую аудиторию журнала, что, в свою очередь привлекло к изданию внимание рекламодателей. Новая коммерческая схема быстро доказала свою эффективность и привела к появлению множества подражаний.

Фрэнк А. Манси создал тип периодического литературного издания, жёстко ориентированного на массового читателя. В таких журналах публиковались детективы, приключенческие истории, «больничные романы», вестерны, готика, мистика, рассказы о спортсменах, пиратах, золотоискателях, о затерянных племенах и гробницах фараонов, приключения на войне, приключения в джунглях и другие разновидности жанровой литературы. Pulp-журналы быстро стали воплощением бульварщины, синонимом одноразового чтива. Термин «pulp fiction», возрождённый к новой жизни одноимённым фильмом «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино, появился именно в связи с ними.

Уже в первом десятилетии XX века выходили десятки pulp-журналов — «The Popular Magazine», «All-Story», «Top-Notch», «Short Story», «Blue Book», «Cavalier», «Adventure» и другие.

Поначалу все эти издания были всежанровыми, но к началу 1910-х годов наряду с ними начали появляться pulp-журналы нового типа, которые были ориентированы тематически на какой-то конкретный жанр — детектив, вестерн, истории про пиратов, а несколько позже — литературу ужасов, научную фантастику и авиационные приключения. В отличие от всежанровых журналов, специализированные издания были рассчитаны на более узкую, но одновременно более мотивированную аудиторию, что позволяло им успешно удерживаться на рынке литературной периодики.

Следует отметить, что в первой половине XX века американская литература довольно отчётливо делилась на «журнальную» и «книжную», причём эти два направления пересекались довольно редко. Книжные издания произведений, опубликованных в журналах, были скорее исключением, чем правилом. Книжные издания были гораздо более престижными и прибыльными для авторов, так как позволяли получать потиражные отчисления от публикаций; журналы платили авторам только один раз, а повторные перепечатки произведений были возможны только для самых популярных произведений. Практически же все журнальное творчество было «одноразовым» — автор просто продавал свой текст журналу для того, чтобы один раз получить за него гонорар и забыть о своём творении навсегда.

Pulp-журналы продолжали существовать в той или иной форме до начала 1950-х годов, когда изменения на рынке периодики и удешевление книг заставили пульпы исчезнуть или преобразоваться в более престижные издания.

Список pulp-журналов

Издатели, издательства

Авторы

Значительные авторы, добившиеся известности благодаря публикациям в pulp-журналах:

Художники-иллюстраторы

Ссылки

Коллекции обложек

dic.academic.ru

Pulp-журналы — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Pulp.

Pulp-журналы — полуофициальное название категории дешёвых массовых журналов, как правило, литературных, которые издавались в конце XIX — первой половине XX века в США.

История

Название «pulp-журналы» происходит от термина pulp, которым называли целлюлозную массу из вторсырья и самый дешёвый сорт выработанной из неё низкокачественной бумаги, способной держать типографскую краску.

Первый pulp-журнал создал в 1896 году Фрэнк А. Манси, который преобразовал издававшийся им журнал для подростков «The Argosy» в журнал приключенческих рассказов для взрослых и начал, сэкономив на качестве бумаги, продавать его по цене всего по 10 центов за экземпляр. Это резко расширило читательскую аудиторию журнала, что, в свою очередь привлекло к изданию внимание рекламодателей. Новая коммерческая схема быстро доказала свою эффективность и привела к появлению множества подражаний.

Фрэнк А. Манси создал тип периодического литературного издания, жёстко ориентированного на массового читателя. В таких журналах публиковались детективы, приключенческие истории, «больничные романы», вестерны, готика, мистика, рассказы о спортсменах, пиратах, золотоискателях, о затерянных племенах и гробницах фараонов, приключения на войне, приключения в джунглях и другие разновидности жанровой литературы. Pulp-журналы быстро стали воплощением бульварщины, синонимом одноразового чтива. Термин «pulp fiction», возрождённый к новой жизни одноимённым фильмом «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино, появился именно в связи с ними.

Уже в первом десятилетии XX века выходили десятки pulp-журналов: «The Popular Magazine», «All-Story», «Top-Notch», «Short Story», «Blue Book», «Cavalier», «Adventure» и другие.

Поначалу все эти издания были всежанровыми, но к началу 1910-х годов наряду с ними начали появляться pulp-журналы нового типа, которые были ориентированы тематически на какой-то конкретный жанр — детектив, вестерн, истории про пиратов, а несколько позже — литературу ужасов, научную фантастику и авиационные приключения. В отличие от всежанровых журналов, специализированные издания были рассчитаны на более узкую, но одновременно более мотивированную аудиторию, что позволяло им успешно удерживаться на рынке литературной периодики.

Следует отметить, что в первой половине XX века американская литература довольно отчётливо делилась на «журнальную» и «книжную», причём эти два направления пересекались довольно редко. Книжные издания произведений, опубликованных в журналах, были скорее исключением, чем правилом. Книжные издания были гораздо более престижными и прибыльными для авторов, так как позволяли получать потиражные отчисления от публикаций; журналы платили авторам только один раз, а повторные перепечатки произведений были возможны только для самых популярных произведений. Практически же все журнальное творчество было «одноразовым» — автор просто продавал свой текст журналу для того, чтобы один раз получить за него гонорар и забыть о своём творении навсегда.

Pulp-журналы продолжали существовать в той или иной форме до начала 1950-х годов, когда изменения на рынке периодики и удешевление книг заставили пульпы исчезнуть или преобразоваться в более престижные издания.

Список pulp-журналов

Издатели, издательства

Авторы

Значительные авторы, добившиеся известности благодаря публикациям в pulp-журналах:

Художники-иллюстраторы

Напишите отзыв о статье "Pulp-журналы"

Ссылки

  • [http://barros.rusf.ru/article017.html Сергей Бережной, «Баллада о карьере»] — статья о об основателе первого pulp-журнала Фрэнке Манси
  • [http://www.adventurehouse.com/contents/en-us/d138.html Pulp Glossary]  (англ.)
  • [http://pulpmags.org Pulp Magazines Project] (англ.)

Коллекции обложек

  • [http://www.scifilist.com Science Fiction list]
  • [http://www.philsp.com/mags/checklists.html Magazine Checklists]
  • [http://www.magazineart.org/main.php MagazineArt.org]

Отрывок, характеризующий Pulp-журналы

Я висела в чёрной, почти физически ощутимой пустоте, а вокруг лишь иногда мелькали какие-то «падающие звёзды», оставляя на миг ослепительные хвосты. И тут же, вроде бы, совсем рядом, мерцала голубым сиянием такая родная и знакомая Земля. Но она, к моему великому сожалению, только казалась близкой, а на самом деле была очень и очень далеко... И мне вдруг дико захотелось обратно!!!.. Уже не хотелось больше «геройски преодолевать» незнакомые препятствия, а просто очень захотелось вернуться домой, где всё было таким родным и привычным (к тёплым бабушкиным пирогам и любимым книгам!), а не висеть замороженной в каком то чёрном, холодном «безмирье», не зная, как из всего этого выбраться, да притом, желательно без каких-либо «ужасающих и непоправимых» последствий... Я попробовала представить единственное, что первое пришло в голову – фиолетовоглазую девочку Вэю. Почему-то не срабатывало – она не появлялась. Тогда попыталась развернуть её кристалл... И тут же, всё вокруг засверкало, засияло и закружилось в бешеном водовороте каких-то невиданных материй, я почувствовала будто меня резко, как большим пылесосом, куда-то втянуло, и тут же передо мной «развернулся» во всей красе уже знакомый, загадочный и прекрасный Вэйин мир.... Как я слишком поздно поняла – ключом в который и являлся мой открытый фиолетовый кристалл... Я не знала, как далеко был этот незнакомый мир... Был ли он на этот раз реальным? И уж совершенно не знала, как из него вернуться домой... И не было никого вокруг, у кого я могла бы хоть что-либо спросить... Передо мной простиралась дивная изумрудная долина, залитая очень ярким, золотисто-фиолетовым светом. По чужому розоватому небу, искрясь и сверкая, медленно плыли золотистые, облака, почти закрывая одно из солнц. Вдалеке виднелись очень высокие, остроконечные, блестящие тяжёлым золотом, чужие горы... А прямо у моих ног, почти по-земному, журчал маленький, весёлый ручеек, только вода в нём была совсем не земная – «густая» и фиолетовая, и ни чуточки не прозрачная... Я осторожно окунула руку – ощущение было потрясающим и очень неожиданным – будто коснулась мягкого плюшевого мишки... Тёплое и приятное, но уж никак не «свежее и влажное», как мы привыкли ощущать на Земле. Я даже усомнилась, было ли это тем, что на Земле называлось – «вода»?.. Дальше «плюшевый» ручеек убегал прямо в зелёный туннель, который образовывали, сплетаясь между собой, «пушистые» и прозрачные, серебристо-зелёные «лианы», тысячами висевшие над фиолетовой «водой». Они «вязали» над ней причудливый рисунок, который украшали малюсенькие «звёздочки» белых, сильно пахнувших, невиданных цветов. Да, этот мир был необычайно красив... Но в тот момент я бы многое отдала, чтобы оказаться в своём, может и не таком красивом, но за то таком знакомом и родном, земном мире!.. Мне впервые было так страшно, и я не боялась себе честно это признать... Я была совершенно одна, и некому было дружески посоветовать, что же делать дальше. Поэтому, не имея другого выбора, и как-то собрав всю свою «дрожавшую» волю в кулак, я решилась двинуться куда-нибудь дальше, чтобы только не стоять на месте и не ждать, когда что-то жуткое (хотя и в таком красивом мире!) произойдёт. – Как ты сюда попала? – послышался, в моём измученном страхом мозгу, ласковый голосок. Я резко обернулась... и опять столкнулась с прекрасными фиолетовыми глазами – позади меня стояла Вэя... – Ой, неужели это ты?!!.. – от неожиданного счастья, чуть ли не завизжала я. – Я видела, что ты развернула кристалл, я пришла помочь, – совершенно спокойно ответила девочка. Только её большие глаза опять очень внимательно всматривались в моё перепуганное лицо, и в них теплилось глубокое, «взрослое» понимание. – Ты должна верить мне, – тихо прошептала «звёздная» девочка. И мне очень захотелось ей сказать, что, конечно же – я верю!.. И что это просто мой дурной характер, который всю жизнь заставляет меня «биться головой об стенку», и этими же, собственноручно набитыми шишками, постигать окружающий мир... Но Вэя видимо всё прекрасно поняла, и, улыбнувшись своей удивительной улыбкой, приветливо сказала: – Хочешь, покажу тебе свой мир, раз ты уже здесь?.. Я только радостно закивала головой, уже снова полностью воспрянув духом и готовая на любые «подвиги», только лишь потому, что я уже была не одна, и этого было достаточно, чтобы всё плохое мгновенно забылось и мир опять казался увлекательным и прекрасным. – Но ты ведь говорила, что никогда здесь не была? – расхрабрившись, спросила я. – А я и сейчас не здесь, – спокойно ответила девочка. – С тобой моя сущность, но моё тело никогда не жило там. Я никогда не знала свой настоящий дом... – её огромные глаза наполнились глубокой, совсем не детской печалью. – А можно тебя спросить – сколько тебе лет?.. Конечно, если не хочешь – не отвечай, – чуть смутившись, спросила я. – По земному исчислению, наверное это будет около двух миллионов лет, – задумчиво ответила «малышка».

o-ili-v.ru

Pulp-журналы — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Pulp.

Pulp-журналы — полуофициальное название категории дешёвых массовых журналов, как правило, литературных, которые издавались в конце XIX — первой половине XX века в США.

История

Название «pulp-журналы» происходит от термина pulp, которым называли целлюлозную массу из вторсырья и самый дешёвый сорт выработанной из неё низкокачественной бумаги, способной держать типографскую краску.

Первый pulp-журнал создал в 1896 году Фрэнк А. Манси, который преобразовал издававшийся им журнал для подростков «The Argosy» в журнал приключенческих рассказов для взрослых и начал, сэкономив на качестве бумаги, продавать его по цене всего по 10 центов за экземпляр. Это резко расширило читательскую аудиторию журнала, что, в свою очередь привлекло к изданию внимание рекламодателей. Новая коммерческая схема быстро доказала свою эффективность и привела к появлению множества подражаний.

Фрэнк А. Манси создал тип периодического литературного издания, жёстко ориентированного на массового читателя. В таких журналах публиковались детективы, приключенческие истории, «больничные романы», вестерны, готика, мистика, рассказы о спортсменах, пиратах, золотоискателях, о затерянных племенах и гробницах фараонов, приключения на войне, приключения в джунглях и другие разновидности жанровой литературы. Pulp-журналы быстро стали воплощением бульварщины, синонимом одноразового чтива. Термин «pulp fiction», возрождённый к новой жизни одноимённым фильмом «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино, появился именно в связи с ними.

Уже в первом десятилетии XX века выходили десятки pulp-журналов: «The Popular Magazine», «All-Story», «Top-Notch», «Short Story», «Blue Book», «Cavalier», «Adventure» и другие.

Поначалу все эти издания были всежанровыми, но к началу 1910-х годов наряду с ними начали появляться pulp-журналы нового типа, которые были ориентированы тематически на какой-то конкретный жанр — детектив, вестерн, истории про пиратов, а несколько позже — литературу ужасов, научную фантастику и авиационные приключения. В отличие от всежанровых журналов, специализированные издания были рассчитаны на более узкую, но одновременно более мотивированную аудиторию, что позволяло им успешно удерживаться на рынке литературной периодики.

Следует отметить, что в первой половине XX века американская литература довольно отчётливо делилась на «журнальную» и «книжную», причём эти два направления пересекались довольно редко. Книжные издания произведений, опубликованных в журналах, были скорее исключением, чем правилом. Книжные издания были гораздо более престижными и прибыльными для авторов, так как позволяли получать потиражные отчисления от публикаций; журналы платили авторам только один раз, а повторные перепечатки произведений были возможны только для самых популярных произведений. Практически же все журнальное творчество было «одноразовым» — автор просто продавал свой текст журналу для того, чтобы один раз получить за него гонорар и забыть о своём творении навсегда.

Pulp-журналы продолжали существовать в той или иной форме до начала 1950-х годов, когда изменения на рынке периодики и удешевление книг заставили пульпы исчезнуть или преобразоваться в более престижные издания.

Список pulp-журналов

Издатели, издательства

Авторы

Значительные авторы, добившиеся известности благодаря публикациям в pulp-журналах:

Художники-иллюстраторы

Напишите отзыв о статье "Pulp-журналы"

Ссылки

  • [barros.rusf.ru/article017.html Сергей Бережной, «Баллада о карьере»] — статья о об основателе первого pulp-журнала Фрэнке Манси
  • [www.adventurehouse.com/contents/en-us/d138.html Pulp Glossary]  (англ.)
  • [pulpmags.org Pulp Magazines Project] (англ.)

Коллекции обложек

  • [www.scifilist.com Science Fiction list]
  • [www.philsp.com/mags/checklists.html Magazine Checklists]
  • [www.magazineart.org/main.php MagazineArt.org]

Отрывок, характеризующий Pulp-журналы

– Поручик, граф Ростов. – Какая смелость! По команде подайте. А сами идите, идите… – И он стал надевать подаваемый камердинером мундир. Ростов вышел опять в сени и заметил, что на крыльце было уже много офицеров и генералов в полной парадной форме, мимо которых ему надо было пройти. Проклиная свою смелость, замирая от мысли, что всякую минуту он может встретить государя и при нем быть осрамлен и выслан под арест, понимая вполне всю неприличность своего поступка и раскаиваясь в нем, Ростов, опустив глаза, пробирался вон из дома, окруженного толпой блестящей свиты, когда чей то знакомый голос окликнул его и чья то рука остановила его. – Вы, батюшка, что тут делаете во фраке? – спросил его басистый голос. Это был кавалерийский генерал, в эту кампанию заслуживший особенную милость государя, бывший начальник дивизии, в которой служил Ростов. Ростов испуганно начал оправдываться, но увидав добродушно шутливое лицо генерала, отойдя к стороне, взволнованным голосом передал ему всё дело, прося заступиться за известного генералу Денисова. Генерал выслушав Ростова серьезно покачал головой. – Жалко, жалко молодца; давай письмо. Едва Ростов успел передать письмо и рассказать всё дело Денисова, как с лестницы застучали быстрые шаги со шпорами и генерал, отойдя от него, подвинулся к крыльцу. Господа свиты государя сбежали с лестницы и пошли к лошадям. Берейтор Эне, тот самый, который был в Аустерлице, подвел лошадь государя, и на лестнице послышался легкий скрип шагов, которые сейчас узнал Ростов. Забыв опасность быть узнанным, Ростов подвинулся с несколькими любопытными из жителей к самому крыльцу и опять, после двух лет, он увидал те же обожаемые им черты, то же лицо, тот же взгляд, ту же походку, то же соединение величия и кротости… И чувство восторга и любви к государю с прежнею силою воскресло в душе Ростова. Государь в Преображенском мундире, в белых лосинах и высоких ботфортах, с звездой, которую не знал Ростов (это была legion d'honneur) [звезда почетного легиона] вышел на крыльцо, держа шляпу под рукой и надевая перчатку. Он остановился, оглядываясь и всё освещая вокруг себя своим взглядом. Кое кому из генералов он сказал несколько слов. Он узнал тоже бывшего начальника дивизии Ростова, улыбнулся ему и подозвал его к себе. Вся свита отступила, и Ростов видел, как генерал этот что то довольно долго говорил государю. Государь сказал ему несколько слов и сделал шаг, чтобы подойти к лошади. Опять толпа свиты и толпа улицы, в которой был Ростов, придвинулись к государю. Остановившись у лошади и взявшись рукою за седло, государь обратился к кавалерийскому генералу и сказал громко, очевидно с желанием, чтобы все слышали его. – Не могу, генерал, и потому не могу, что закон сильнее меня, – сказал государь и занес ногу в стремя. Генерал почтительно наклонил голову, государь сел и поехал галопом по улице. Ростов, не помня себя от восторга, с толпою побежал за ним.

На площади куда поехал государь, стояли лицом к лицу справа батальон преображенцев, слева батальон французской гвардии в медвежьих шапках. В то время как государь подъезжал к одному флангу баталионов, сделавших на караул, к противоположному флангу подскакивала другая толпа всадников и впереди их Ростов узнал Наполеона. Это не мог быть никто другой. Он ехал галопом в маленькой шляпе, с Андреевской лентой через плечо, в раскрытом над белым камзолом синем мундире, на необыкновенно породистой арабской серой лошади, на малиновом, золотом шитом, чепраке. Подъехав к Александру, он приподнял шляпу и при этом движении кавалерийский глаз Ростова не мог не заметить, что Наполеон дурно и не твердо сидел на лошади. Батальоны закричали: Ура и Vive l'Empereur! [Да здравствует Император!] Наполеон что то сказал Александру. Оба императора слезли с лошадей и взяли друг друга за руки. На лице Наполеона была неприятно притворная улыбка. Александр с ласковым выражением что то говорил ему. Ростов не спуская глаз, несмотря на топтание лошадьми французских жандармов, осаживавших толпу, следил за каждым движением императора Александра и Бонапарте. Его, как неожиданность, поразило то, что Александр держал себя как равный с Бонапарте, и что Бонапарте совершенно свободно, как будто эта близость с государем естественна и привычна ему, как равный, обращался с русским царем. Александр и Наполеон с длинным хвостом свиты подошли к правому флангу Преображенского батальона, прямо на толпу, которая стояла тут. Толпа очутилась неожиданно так близко к императорам, что Ростову, стоявшему в передних рядах ее, стало страшно, как бы его не узнали. – Sire, je vous demande la permission de donner la legion d'honneur au plus brave de vos soldats, [Государь, я прошу у вас позволенья дать орден Почетного легиона храбрейшему из ваших солдат,] – сказал резкий, точный голос, договаривающий каждую букву. Это говорил малый ростом Бонапарте, снизу прямо глядя в глаза Александру. Александр внимательно слушал то, что ему говорили, и наклонив голову, приятно улыбнулся.

wiki-org.ru

Pulp magazine - Wikipedia

Pulp magazines or Pulp Fiction (often referred to as "the pulps") were inexpensive fiction magazines that were published from 1896 to the 1950s. The term pulp derives from the cheap wood pulp paper on which the magazines were printed. In contrast, magazines printed on higher-quality paper were called "glossies" or "slicks". The typical pulp magazine had 128 pages; it was 7 inches (18 cm) wide by 10 inches (25 cm) high, and 0.5 inches (1.3 cm) thick, with ragged, untrimmed edges.

The pulps gave rise to the term pulp fiction in reference to run-of-the-mill, low-quality literature. Pulps were the successors to the penny dreadfuls, dime novels, and short-fiction magazines of the 19th century. Although many respected writers wrote for pulps, the magazines were best known for their lurid, exploitative, and sensational subject matter. Modern superhero comic books are sometimes considered descendants of "hero pulps"; pulp magazines often featured illustrated novel-length stories of heroic characters, such as The Shadow, Doc Savage, and The Phantom Detective.

Origins[edit]

The first "pulp" was Frank Munsey's revamped Argosy Magazine of 1896, with about 135,000 words (192 pages) per issue, on pulp paper with untrimmed edges, and no illustrations, even on the cover. The steam-powered printing press had been in widespread use for some time, enabling the boom in dime novels; prior to Munsey, however, no one had combined cheap printing, cheap paper and cheap authors in a package that provided affordable entertainment to young working-class people. In six years, Argosy went from a few thousand copies per month to over half a million.[1]

Street & Smith, a dime novel and boys' weekly publisher, was next on the market. Seeing Argosy's success, they launched The Popular Magazine in 1903, which they billed as the "biggest magazine in the world" by virtue of its being two pages (the interior sides of the front and back cover) longer than Argosy. Due to differences in page layout however, the magazine had substantially less text than Argosy. The Popular Magazine did introduce color covers to pulp publishing, and the magazine began to take off when in 1905 the publishers acquired the rights to serialize Ayesha, by H. Rider Haggard, a sequel to his popular novel She. Haggard's Lost World genre influenced several key pulp writers, including Edgar Rice Burroughs, Robert E. Howard, Talbot Mundy and Abraham Merritt.[2] In 1907, the cover price rose to 15 cents and 30 pages were added to each issue; along with establishing a stable of authors for each magazine, this change proved successful and circulation began to approach that of Argosy. Street and Smith's next innovation was the introduction of specialized genre pulps, with each magazine focusing on a particular genre, such as detective stories, romance, etc.[3]

Cover of the pulp magazine Spicy Detective Stories vol. 2, #6 (April 1935) featuring "Bullet from Nowhere" by Robert Leslie Bellem

Popularity[edit]

At their peak of popularity in the 1920s and 1930s, the most successful pulps could sell up to one million copies per issue. In 1934, Frank Gruber (writer) says there were some 150 pulp titles. The most successful pulp magazines were Argosy, Adventure, Blue Book and Short Stories, collectively described by some pulp historians as "The Big Four".[4] Among the best-known other titles of this period were Amazing Stories, Black Mask, Dime Detective, Flying Aces, Horror Stories, Love Story Magazine, Marvel Tales,[5]Oriental Stories, Planet Stories, Spicy Detective, Startling Stories, Thrilling Wonder Stories, Unknown, Weird Tales and Western Story Magazine.[5]

Although pulp magazines were primarily an American phenomenon, there were also a number of British pulp magazines published between the Edwardian era and World War II. Notable UK pulps included Pall Mall Magazine, The Novel Magazine, Cassell's Magazine, The Story-Teller, The Sovereign Magazine, Hutchinson's Adventure-Story and Hutchinson's Mystery-Story.[6] The German fantasy magazine Der Orchideengarten had a similar format to American pulp magazines, in that it was printed on rough pulp paper and heavily illustrated.[7]

World War II and market decline[edit]

During the Second World War paper shortages had a serious impact on pulp production, starting a steady rise in costs and the decline of the pulps. Beginning with Ellery Queen's Mystery Magazine in 1941, pulp magazines began to switch to digest size; smaller, thicker magazines. In 1949, Street & Smith closed most of their pulp magazines in order to move upmarket and produce slicks.[8]

The pulp format declined from rising expenses, but even more due to the heavy competition from comic books, television, and the paperback novel. In a more affluent post-war America, the price gap compared to slick magazines was far less significant. In the 1950s, men's adventure magazines began to replace the pulp.

The 1957 liquidation of the American News Company, then the primary distributor of pulp magazines, has sometimes been taken as marking the end of the "pulp era"; by that date, many of the famous pulps of the previous generation, including Black Mask, The Shadow, Doc Savage, and Weird Tales, were defunct.[1] Almost all of the few remaining pulp magazines are science fiction or mystery magazines now in formats similar to "digest size", such as Analog Science Fiction and Fact and Ellery Queen's Mystery Magazine. The format is still in use for some lengthy serials, like the German science fiction weekly Perry Rhodan (over 2,650 issues as of 2012).

Over the course of their evolution, there were a huge number of pulp magazine titles; Harry Steeger of Popular Publications claimed that his company alone had published over 300, and at their peak they were publishing 42 titles per month.[9] Many titles of course survived only briefly. While the most popular titles were monthly, many were bimonthly and some were quarterly.

The collapse of the pulp industry changed the landscape of publishing because pulps were the single largest sales outlet for short stories. Combined with the decrease in slick magazine fiction markets, writers attempting to support themselves by creating fiction switched to novels and book-length anthologies of shorter pieces. Some ex-pulp writers like Hugh B. Cave and Robert Leslie Bellem moved on to writing for television by the 1950s.

Pulp magazines often contained a wide variety of genre fiction, including, but not limited to,

The American Old West was a mainstay genre of early turn of the 20th century novels as well as later pulp magazines, and lasted longest of all the traditional pulps. In many ways, the later men's adventure ("the sweats") was the replacement of pulps.

Many classic science fiction and crime novels were originally serialized in pulp magazines such as Weird Tales, Amazing Stories, and Black Mask.

Notable original characters[edit]

While the majority of pulp magazines were anthology titles featuring many different authors, characters and settings, some of the most enduring magazines were those that featured a single recurring character. These were often referred to as "hero pulps" because the recurring character was almost always a larger-than-life hero in the mold of Doc Savage or The Shadow.[10]

Popular pulp characters that headlined in their own magazines:

Popular pulp characters who appeared in anthology titles such as All-Story or Weird Tales:

Illustrators[edit]

Pulp covers were printed in color on higher-quality (slick) paper. They were famous for their half-dressed damsels in distress, usually awaiting a rescuing hero. Cover art played a major part in the marketing of pulp magazines. The early pulp magazines could boast covers by some distinguished American artists; The Popular Magazine had covers by N.C. Wyeth, and Edgar Franklin Wittmack contributed cover art to Argosy[11] and Short Stories.[12] Later, many artists specialized in creating covers mainly for the pulps; a number of the most successful cover artists became as popular as the authors featured on the interior pages. Among the most famous pulp artists were Walter Baumhofer, Earle K. Bergey, Margaret Brundage, Edd Cartier, Virgil Finlay, Frank R. Paul, Norman Saunders, Nick Eggenhofer, (who specialized in Western illustrations), Hugh J. Ward, George Rozen, and Rudolph Belarski.[13] Covers were important enough to sales that sometimes they would be designed first; authors would then be shown the cover art and asked to write a story to match.

Later pulps began to feature interior illustrations, depicting elements of the stories. The drawings were printed in black ink on the same cream-colored paper used for the text, and had to use specific techniques to avoid blotting on the coarse texture of the cheap pulp. Thus, fine lines and heavy detail were usually not an option. Shading was by crosshatching or pointillism, and even that had to be limited and coarse. Usually the art was black lines on the paper's background, but Finlay and a few others did some work that was primarily white lines against large dark areas.

Authors and editors[edit]

Another way pulps kept costs down was by paying authors less than other markets; thus many eminent authors started out in the pulps before they were successful enough to sell to better-paying markets, and similarly, well-known authors whose careers were slumping or who wanted a few quick dollars could bolster their income with sales to pulps. Additionally, some of the earlier pulps solicited stories from amateurs who were quite happy to see their words in print and could thus be paid token amounts.[14]

There were also career pulp writers, capable of turning out huge amounts of prose on a steady basis, often with the aid of dictation to stenographers, machines or typists. Before he became a novelist, Upton Sinclair was turning out at least 8,000 words per day seven days a week for the pulps, keeping two stenographers fully employed. Pulps would often have their authors use multiple pen names so that they could use multiple stories by the same person in one issue, or use a given author's stories in three or more successive issues, while still appearing to have varied content. One advantage pulps provided to authors was that they paid upon acceptance for material instead of on publication; since a story might be accepted months or even years before publication, to a working writer this was a crucial difference in cash flow.

Some pulp editors became known for cultivating good fiction and interesting features in their magazines. Preeminent pulp magazine editors included Arthur Sullivant Hoffman (Adventure),[15]Robert H. Davis (All-Story Weekly), Harry E. Maule (Short Stories),[16]Donald Kennicott (Blue Book), Joseph T. Shaw (Black Mask), Farnsworth Wright (Weird Tales, Oriental Stories), John W. Campbell (Astounding Science Fiction, Unknown) and Daisy Bacon (Love Story Magazine, Detective Story Magazine).[17]

Authors featured[edit]

Well-known authors who wrote for pulps include:

Sinclair Lewis, first American winner of the Nobel Prize in Literature, worked as an editor for Adventure, writing filler paragraphs (brief facts or amusing anecdotes designed to fill small gaps in page layout), advertising copy and a few stories.[18]

Publishers[edit]

Cover of the pulp magazine Dime Mystery Book Magazine, January 1933
  • A. A. Wyn's Magazine Publishers
  • Better/Standard/Thrilling (The Thrilling Group) published Captain Future and Startling Stories
  • William Clayton published Ginger Stories, Pep Stories and Snappy Stories
  • Columbia Publications published Future Science Fiction, Science Fiction, and Science Fiction Quarterly
  • Dell Publishing published I Confess
  • Doubleday, Page and Company published Short Stories, West and The Frontier
  • Fiction House published Planet Stories
  • Frank A. Munsey Co. published Argosy
  • Harold Hersey
  • Harry Donenfeld's Culture Publications published Spicy Detective, Spicy Mystery and Spicy Adventure
  • Hugo Gernsback published Amazing Stories and Wonder Stories
  • J.C.Henneberger's Rural Publications published Weird Tales and Oriental Tales
  • Martin Goodman published Ka-Zar, Marvel Tales and Marvel Science Stories
  • Hutchinson, main publisher of UK pulps[6]
  • Popular Publications published Horror Stories, Black Mask, True Love and Argosy
  • The Ridgway Company published Adventure, Everybody's Magazine and Romance
  • Street & Smith published Astounding, Unknown, Doc Savage and The Shadow

The term pulp fiction can also refer to mass market paperbacks since the 1950s. The Browne Popular Culture Library News noted:

Many of the paperback houses that contributed to the decline of the genre–Ace, Dell, Avon, among others–were actually started by pulp magazine publishers. They had the presses, the expertise, and the newsstand distribution networks which made the success of the mass-market paperback possible. These pulp-oriented paperback houses mined the old magazines for reprints. This kept pulp literature, if not pulp magazines, alive. The Return of the Continental Op reprints material first published in Black Mask; Five Sinister Characters contains stories first published in Dime Detective; and The Pocket Book of Science Fiction collects material from Thrilling Wonder Stories, Astounding Science Fiction and Amazing Stories.[19] But note that mass market paperbacks are not pulps.

In 1992, Rich W. Harvey came out with a magazine called Pulp Adventures reprinting old classics. It came out regularly until 2001, and then started up again in 2014.[20]

In 1994, Quentin Tarantino directed the film Pulp Fiction. The working title of the film was Black Mask,[21] in homage to the pulp magazine of that name, and it embodied the seedy, violent, often crime-related spirit found in pulp magazines.

In 1997 C. Cazadessus Jr. launched PULPDOM, a continuation of his Hugo Award-winning ERB-dom which began in 1960. It ran for 75 issues and featured articles about the content and selected fiction from the pulps. It became PULPDOM ONLINE in 2013 and continues quarterly publication.

After the year 2000, several small independent publishers released magazines which published short fiction, either short stories or novel-length presentations, in the tradition of the pulp magazines of the early 20th century. These included Blood 'N Thunder, High Adventure and a short-lived magazine which revived the title Argosy. These specialist publications, printed in limited press runs, were pointedly not printed on the brittle, high-acid wood pulp paper of the old publications and were not mass market publications targeted at a wide audience. In 2004, Lost Continent Library published Secret of the Amazon Queen by E.A. Guest, their first contribution to a "New Pulp Era", featuring the hallmarks of pulp fiction for contemporary mature readers: violence, horror and sex. E.A. Guest was likened to a blend of pulp era icon Talbot Mundy and Stephen King by real-life explorer David Hatcher Childress.

In 2002, the tenth issue of McSweeney's Quarterly was guest edited by Michael Chabon. Published as McSweeney's Mammoth Treasury of Thrilling Tales, it is a collection of "pulp fiction" stories written by such current well-known authors as Stephen King, Nick Hornby, Aimee Bender and Dave Eggers. Explaining his vision for the project, Chabon wrote in the introduction, "I think that we have forgotten how much fun reading a short story can be, and I hope that if nothing else, this treasury goes some small distance toward reminding us of that lost but fundamental truth."

The Scottish publisher DC Thomson publishes "My Weekly Compact Novel" every week.[22] It is literally a pulp novel, though it does not fall into the hard-edged genre most associated with pulp fiction.[citation needed]

In 2010, Pro Se Press released three new pulp magazines Fantasy & Fear, Masked Gun Mystery and Peculiar Adventures. In 2011, they amalgamated the three titles into one magazine Pro Se Presents which came out regularly until Winter/Spring 2014.[23]

See also[edit]

References[edit]

  1. ^ a b "A Two-Minute History of the Pulps", in The Adventure House Guide to the Pulps, edited by Doug Ellis, John Locke, and John Gunnison. Silver Spring, MD, Adventure House, 2000. (p. ii–iv).
  2. ^ See Lee Server, Encyclopedia of Pulp Fiction Writers (2002), pg.131.
  3. ^ Reynolds, Quentin. The Fiction Factory ; Or, From Pulp Row to Quality Street: The Story of 100 Years of Publishing at Street & Smith. Random House, 1955. (Covers: Street & Smith, Nick Carter, Max Brand, Buffalo Bill, Frank Merriwell, Gerald Smith, Richard Duffy, Frederick Faust, dime novel, Horatio Alger, Henry Ralston, Ned Buntline, Ormond Smith, Beadle's, Edward Stratemeyer, detective fiction, Laura Jean Libbey, Astounding Science Fiction, Edith Evans)
  4. ^ Hulse, Ed. (2009) "The Big Four (Plus One)" in The Blood 'n' Thunder Guide to Collecting Pulps. Murania Press, ISBN 0-9795955-0-9 (pp. 19–47).
  5. ^ a b Server, Lee (1993). Danger Is My Business: an illustrated history of the Fabulous Pulp Magazines. San Francisco: Chronicle Books. pp. 62–65. ISBN 978-0-8118-0112-6. 
  6. ^ a b Ashley, Michael (2006). The Age of the Storytellers: British Popular Fiction Magazines, 1880–1950. British Library. ISBN 1-58456-170-X
  7. ^ "Orchideengarten, Der". in: M.B. Tymn and Mike Ashley, Science Fiction, Fantasy, and Weird Fiction Magazines. Westport: Greenwood, 1985. pp. 866. ISBN 0-313-21221-X
  8. ^ Ashley , Michael. The history of the science-fiction magazine: the story of the science-fiction magazines from 1950 to 1970, Transformations, Volume 2 (2005), pg. 3 ISBN 978-0-85323-779-2
  9. ^ Haining, Peter (1975). The Fantastic Pulps. Vintage Books, a division of Random House. ISBN 0-394-72109-8. 
  10. ^ Hutchison, Don (1995). The Great Pulp Heroes. Mosaic Press. ISBN 0-88962-585-9. 
  11. ^ Hulse, The Blood 'n' Thunder Guide to Collecting Pulps.(pp.26, 163)
  12. ^ Robinson, Frank M., and Davidson, Lawrence. Pulp Culture – The Art of Fiction Magazines. Collectors Press, 2007. ISBN 1-933112-30-1 (p.42).
  13. ^ The Adventure House Guide to the Pulps, edited by Doug Ellis, John Locke, and John Gunnison. Silver Spring, MD, Adventure House, 2000. (p. xi–xii).
  14. ^ John A. Dinan, Sports in the Pulp Magazines. McFarland, 1998, ISB0786404817 (pp. 130–32).
  15. ^ Bleiler,Richard "Forgotten Giant: Hoffman’s Adventure". Purple Prose Magazine, November 1998, p. 3-12.
  16. ^ Sampson,Robert.(1991) Yesterday's Faces:Dangerous Horizons Popular Press, 1991, (p.87).
  17. ^ Locke, John ed. “Editors You Want to Know: Daisy Bacon” by Joa Humphrey in Pulpwood Days: Editors You Want to Know. Off-Trail, 2007. ISBN 0-9786836-2-5 (p. 77). Daisy Bacon (1899?–1986) was nicknamed "Queen of the Woodpulps".
  18. ^ Schorer, M. Sinclair Lewis: An American Life, pp. 3–22. McGraw-Hill, 1961.
  19. ^ "Browne Popular Culture Library News". 
  20. ^ "Magazine Data File". 
  21. ^ "Pulp Fiction". October 14, 1994 – via IMDb. 
  22. ^ "DC Thomson Shop – Home Page". Dcthomson.co.uk. Retrieved 2010-12-08. 
  23. ^ "Magazine Data File". 

Sources[edit]

  • Lesser, Robert. Pulp Art: Original Cover Paintings for the Great American Pulp Magazines (Book Sales, 2003) ISBN 0-7858-1707-7
  • Parfrey, Adam, et al. It's a Man's World: Men's Adventure Magazines, the Postwar Pulps (Feral House, 2003) ISBN 0-922915-81-4
  • Gunnison, Locke and Ellis. Adventure House Guide to the Pulps (Adventure House, 2000) ISBN 1-886937-45-1
  • Ellis, Doug. Uncovered: The Hidden Art of the Girlie Pulps – Gold Medal Winner for Best Popular Culture Book BEA 2004 (Adventure House, −2003) ISBN 1-886937-74-5
  • Locke, John-editor. Pulp Fictioneers – Adventures in the Storytelling Business (Adventure House, 2004) ISBN 1-886937-83-4
  • Hersey, Harold. The New Pulpwood Editor (Adventure House, 2003) ISBN 1-886937-68-0
  • Locke, John-editor. Pulpwood Days – Vol. 1 Editors You Want To Know (Off-Trail Publications, 2007) ISBN 0-9786836-2-5
  • Robinson, Frank and Davidson, Lawrence. Pulp Culture (Collector's Press, 2007) ISBN 978-1-933112-30-5
  • Chambliss, Julian and William Svitavsky, "From Pulp Hero to Superhero: Culture, Race, and Identity in AmericanPopular Culture, 1900–1940," Studies in American Culture 30 (1) (October 2008)

Further reading[edit]

  • Dinan, John A. (1983) The Pulp Western : A Popular History of the Western Fiction Magazine in America. Borgo Press, ISBN 0-89370-161-0.
  • Goodstone, Tony (1970) The Pulps: 50 Years of American Pop Culture, Bonanza Books (Crown Publishers, Inc.), ISBN 978-0-394-44186-3.
  • Goulart, Ron (1972) Cheap Thrills: An Informal History of the Pulp Magazine, Arlington House, ISBN 978-0-87000-172-7.
  • Goulart, Ron (1988) The Dime Detectives. Mysterious Press, 1988. ISBN 0-89296-191-0.
  • Hamilton, Frank and Hullar, Link (1988), Amazing Pulp Heroes, Gryphon Books, ISBN 0-936071-09-5.
  • Robbins, Leonard A. (1988). The Pulp Magazine Index. (Six Volumes). Starmont House. ISBN 1-55742-111-0.
  • Sampson, Robert (1983) Yesterday's Faces: A Study of Series Characters in the early Pulp Magazines . Volume 1. Glory figures, Vol. 2. Strange days, Vol. 3. From the Dark Side, Vol. 4. The Solvers, Vol 5. Dangerous Horizons, Vol. 6. Violent lives. Bowling Green University Popular Press, ISBN 0-87972-217-7.

External links[edit]

en.wikipedia.org

Вся Западная Фантастика — Pulp-журналы

Pulp-журналы (или пульпы) — полуофициальное название категории дешёвых массовых журналов, как правило, литературных, которые издавались в конце XIX — первой половине XX века в США.

Название «pulp-журналы» происходит от термина pulp, которым называли целлюлозную массу из вторсырья и самый дешёвый сорт выработанной из неё низкокачественной бумаги, способной держать типографскую краску.

Первый pulp-журнал создал в 1896 году Фрэнк А. Манси, который преобразовал издававшийся им журнал для подростков «The Argosy» в журнал приключенческих рассказов для взрослых и начал, сэкономив на качестве бумаги, продавать его по цене всего по 10 центов за экземпляр. Это резко расширило читательскую аудиторию журнала, что, в свою очередь привлекло к изданию внимание рекламодателей. Новая коммерческая схема быстро доказала свою эффективность и привела к появлению множества подражаний.

Фрэнк А. Манси создал тип периодического литературного издания, жёстко ориентированного на массового читателя. В таких журналах публиковались детективы, приключенческие истории, «больничные романы», вестерны, готика, мистика, рассказы о спортсменах, пиратах, золотоискателях, о затерянных племенах и гробницах фараонов, приключения на войне, приключения в джунглях и другие разновидности жанровой литературы. Pulp-журналы быстро стали воплощением бульварщины, синонимом одноразового чтива. Термин «pulp fiction», возрождённый к новой жизни одноимённым фильмом «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино, появился именно в связи с ними.

Уже в первом десятилетии XX века выходили десятки pulp-журналов — «The Popular Magazine», «All-Story», «Top-Notch», «Short Story», «Blue Book», «Cavalier», «Adventure» и другие.

Поначалу все эти издания были всежанровыми, но к началу 1910-х годов наряду с ними начали появляться pulp-журналы нового типа, которые были ориентированы тематически на какой-то конкретный жанр — детектив, вестерн, истории про пиратов, а несколько позже — литературу ужасов, научную фантастику и авиационные приключения. В отличие от всежанровых журналов, специализированные издания были рассчитаны на более узкую, но одновременно более мотивированную аудиторию, что позволяло им успешно удерживаться на рынке литературной периодики.

Следует отметить, что в первой половине XX века американская литература довольно отчётливо делилась на «журнальную» и «книжную», причём эти два направления пересекались довольно редко. Книжные издания произведений, опубликованных в журналах, были скорее исключением, чем правилом. Книжные издания были гораздо более престижными и прибыльными для авторов, так как позволяли получать потиражные отчисления от публикаций; журналы платили авторам только один раз, а повторные перепечатки произведений были возможны только для самых популярных произведений. Практически же все журнальное творчество было «одноразовым» — автор просто продавал свой текст журналу для того, чтобы один раз получить за него гонорар и забыть о своём творении навсегда.

Pulp-журналы продолжали существовать в той или иной форме до начала 1950-х годов, когда изменения на рынке периодики и удешевление книг заставили пульпы исчезнуть или преобразоваться в более престижные издания.

Список pulp-журналов:«Adventure»«Air Wonder Stories»«All-Story»«Amazing Stories»«The Argosy»«Astounding Science Fiction»«Black Mask»«Blue Book»«Cavalier»«Fantastic Adventures»«The Popular Magazine»«Science Wonder Stories»«The Shadow»«Short Story»«Strange Tales»«Top-Notch»«Unknown»«Weird Tales»

Издатели, издательства:Хьюго ГернсбекФрэнк МансиPopular PublicationsStreet & SmithThrilling Publications

Значительные авторы, добившиеся известности благодаря публикациям в pulp-журналах:Эдгар Райс БерроузЭрл Стэнли ГарднерЛуис ЛамурДжон МакдональдАбрахам МерритРафаэль СабатиниДэшил ХэмметРэймонд Чандлер

Художники-иллюстраторы:Рафаэль Де СотоФрэнк Рудольф ПаульНорман Саундерс

westfiction.ru

Реферат pulp-журнал

скачать

Реферат на тему:

План:

    Введение
  • 1 История
  • 2 Список pulp-журналов
  • 3 Издатели, издательства
  • 4 Авторы
  • 5 Художники-иллюстраторы

Введение

Pulp-журнал «The Argosy», апрель 1906 года

Pulp-журналы (или пульпы) — полуофициальное название категории дешёвых массовых журналов, как правило, литературных, которые издавались в конце XIX — первой половине XX века в США.

1. История

Название «pulp-журналы» происходит от термина pulp, которым называли целлюлозную массу из вторсырья и самый дешёвый сорт выработанной из неё низкокачественной бумаги, способной держать типографскую краску.

Первый pulp-журнал создал в 1896 году Фрэнк А. Манси, который преобразовал издававшийся им журнал для подростков «The Argosy» в журнал приключенческих рассказов для взрослых и начал, сэкономив на качестве бумаги, продавать его по цене всего по 10 центов за экземпляр. Это резко расширило читательскую аудиторию журнала, что, в свою очередь привлекло к изданию внимание рекламодателей. Новая коммерческая схема быстро доказала свою эффективность и привела к появлению множества подражаний.

Фрэнк А. Манси создал тип периодического литературного издания, жёстко ориентированного на массового читателя. В таких журналах публиковались детективы, приключенческие истории, «больничные романы», вестерны, готика, мистика, рассказы о спортсменах, пиратах, золотоискателях, о затерянных племенах и гробницах фараонов, приключения на войне, приключения в джунглях и другие разновидности жанровой литературы. Pulp-журналы быстро стали воплощением бульварщины, синонимом одноразового чтива. Термин «pulp fiction», возрождённый к новой жизни одноимённым фильмом «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино, появился именно в связи с ними.

Уже в первом десятилетии XX века выходили десятки pulp-журналов — «The Popular Magazine», «All-Story», «Top-Notch», «Short Story», «Blue Book», «Cavalier», «Adventure» и другие.

Поначалу все эти издания были всежанровыми, но к началу 1910-х годов наряду с ними начали появляться pulp-журналы нового типа, которые были ориентированы тематически на какой-то конкретный жанр — детектив, вестерн, истории про пиратов, а несколько позже — литературу ужасов, научную фантастику и авиационные приключения. В отличие от всежанровых журналов, специализированные издания были рассчитаны на более узкую, но одновременно более мотивированную аудиторию, что позволяло им успешно удерживаться на рынке литературной периодики.

Следует отметить, что в первой половине XX века американская литература довольно отчётливо делилась на «журнальную» и «книжную», причём эти два направления пересекались довольно редко. Книжные издания произведений, опубликованных в журналах, были скорее исключением, чем правилом. Книжные издания были гораздо более престижными и прибыльными для авторов, так как позволяли получать потиражные отчисления от публикаций; журналы платили авторам только один раз, а повторные перепечатки произведений были возможны только для самых популярных произведений. Практически же все журнальное творчество было «одноразовым» — автор просто продавал свой текст журналу для того, чтобы один раз получить за него гонорар и забыть о своём творении навсегда.

Pulp-журналы продолжали существовать в той или иной форме до начала 1950-х годов, когда изменения на рынке периодики и удешевление книг заставили пульпы исчезнуть или преобразоваться в более престижные издания.

2. Список pulp-журналов

  • «Adventure»
  • «Air Wonder Stories»
  • «All-Story»
  • «Amazing Stories»
  • «The Argosy»
  • «Astounding Science Fiction»
  • «Black Mask»
  • «Blue Book»
  • «Cavalier»
  • «Fantastic Adventures»
  • «The Popular Magazine»
  • «Science Wonder Stories»
  • «The Shadow»
  • «Short Story»
  • «Strange Tales»
  • «Top-Notch»
  • «Unknown»
  • «Weird Tales»

3. Издатели, издательства

  • Хьюго Гернсбек
  • Фрэнк Манси
  • Popular Publications
  • Street & Smith
  • Thrilling Publications

4. Авторы

Значительные авторы, добившиеся известности благодаря публикациям в pulp-журналах:

  • Эдгар Райс Берроуз
  • Эрл Стэнли Гарднер
  • Луис Ламур
  • Джон Макдональд
  • Абрахам Меррит
  • Рафаэль Сабатини
  • Дэшил Хэммет
  • Рэймонд Чандлер

5. Художники-иллюстраторы

  • Маргарет Брандидж
  • Рафаэль Де Сото
  • Фрэнк Рудольф Пауль
  • Норман Саундерс

wreferat.baza-referat.ru

журналы | Фантастика до "Amazing Stories"

Фрэнк Эндрю Манси

«Рассказ стоит больше, чем бумага, на которой он напечатан».

Эту фразу произнес Фрэнк Эндрю Манси, основатель издательской империи «Frank A. Munsey Co.» В истории американской массовой культуры он остался прежде всего как издатель популярной периодики, хотя некоторое время он совмещал издательский бизнес с писательством: в 1887 он напечатал дебютный роман «Afloat in a Great City», за которым последовали и другие — «The Boy Broker» (1888), «A Tragedy of Errors» (1889), «Under Fire» (1890) и «Derringforth» (1894). Все его произведения напрочь забыты, что дает нам повод предположить, что они вполне того заслуживали.

Однако насколько малозначительны были достижения Манси как автора, настолько же грандиозны были его свершения на поприще издания периодики. Пусть как писатель он был меньше, чем никто, зато мало кто из издателей оказал такое влияние на американскую журнальную индустрию начала XX века, как мистер Манси.

«The Golden Argosy» от 19 мая 1883 года

Манси родился 21 августа 1854 года в городке Мерсер штата Мэн.

Он приехал из глухой провинции в Нью-Йорк и в 1883 основал первый в мире журнал приключенческих рассказов для подростков — «Golden Argosy». В 1884 году Манси создал «Munsey’s Illustrated Weekly», а в 1889 году —«Munsey’s Weekly», еженедельники имени себя (такая нескромность была в те времена совершенно в порядке вещей), который в 1893 году (уже под названием «Munsey’s Magazine») стал одним первых в мире массовых журналов, купивших огромную читательскую аудиторию мизерной стоимостью номера.

«Munsey’s Illustrated Weekly», 1884 «Munsey’s Weekly», 1889 обложка первого выпуска «Munsey’s Weekly», 1889 титул первого выпуска

Собственно, Манси не был первооткрывателем общедоступной коммерческой периодики, он лишь следовал очевидной для всех издателей тенденции. В 1893 году Сэмюэл Макклюр (Samuel Sidney McClure) начал выпуск журнала «McClure’s Magazine», который продавался всего по 15 центов за экземпляр — в то время, как обычная стендовая стоимость номера журнала колебалась от 25 до 35 центов. Вслед за ним до 12 с половиной центов подешевел на лотках журнал«Cosmopolitan», а уже в октябре 1893 года в гонку включился и Манси, который сбросил цену на журнал своего имени аж до 10 центов за экземпляр.

«Munsey`s Magazine», сентябрь 1893, оглавление номера «Munsey`s Magazine», июнь 1894 «Munsey`s Magazine», январь 1896

Этот маркетинговый ход мгновенно сделал журнал доступным для принципиально большего числа потребителей. Если цена за экземпляр журнала понизилась примерно в три раза, то и аудитория издания должна была вырасти, по расчетам Манси, примерно в той же пропорции. По его прикидкам получалось, что теперь журналы в США смогут покупать не 250 тысяч человек, а 750 тысяч.

Взрывной рост аудитории журналов привел к тому, что к подобным изданиям начали проявлять интерес крупные рекламодатели, которые прежде ориентировались почти исключительно на газеты. Доходы от рекламы возросли, а это позволило Манси и в дальнейшем поддерживать стендовую цену на свои издания на достаточно демократичном уровне…

Успех этого предприятия со временем позволил Манси заняться не только журналами, но и ежедневными газетами — в конце 1910-х годов под его контролем оказались (были им основаны или куплены у прежних владельцев) «Washington Times», «Baltimore News», нью-йоркские «Sun», «Globe», «Mail», «Telegram», «Herald»…

Фрэнк Э. Манси, ок. 1887 года

Современники описывают Фрэнка Манси как человека, чуждого корпоративных принципов журналистики, отступника, пренебрегшего благородством журналистской профессии ради больших прибылей. Он «продал право первородства» — открыл доступ в свои издания дорогой коммерческой рекламе, за счет чего сумел до минимума снизить стендовые цены и благодаря простейшему демпингу в пух и прах разгромить конкурентов. Он придерживался стратегии, оскорбительной для независимой американской прессы — требовал от «своих» изданий всеми силами избегать любых конфликтов. Постоянные вмешательства Манси в работу подконтрольных ему изданий привели к тому, что десятки влиятельных прежде газет превратились в безликие и мутные копии друг друга. Кстати, это давало возможность для слияния родственных изданий; а каждое такое слияние приводило к серьезной экономии (одну газету издавать дешевле, чем две) и укрупнению базы подписчиков (новая газета наследовала подписчиков обоих своих предшественников). На этих слияниях Манси тоже заработал — причем куда больше, чем могли ожидать его конкуренты…

После смерти Манси (он умер 22 декабря 1925 года), Уильям Аллан Уайт написал: «Фрэнк Манси привнес в современную журналистику талант мясника, принципиальность менялы и утонченность гробовщика. Он и ему подобные почти преуспели в том, чтобы сделать почетную некогда профессию поприщем для плохо оплачиваемых бездарей. Да упокоится он в трасте»…

«May he rest in trust». Уайта прозвали «ведьмаком» — за злой язык и неукротимое стремление к истине; от его выпадов не раз страдали лица и карьеры сильных мира сего. Но Фрэнк Манси не был восприимчив к таким уколам — и после смерти еще менее, чем при жизни.

По завещанию Фрэнка Манси, большая часть его состояния (а оно оценивалось тогда в 20 миллионов долларов) была передана Музею искусств Метрополитен в Нью-Йорке.

 

…Все это могло бы остаться лишь строчками в истории американской издательской индустрии, если бы не главное изобретение Фрэнка Манси. Именно он создал pupl-журналы.

В 1896 году Фрэнк Манси преобразовал прежде ориентированный на подростков «The Argosy» в журнал приключенческих рассказов для взрослых. В те времена эта ниша издательского рынка была надежно закрыта дешевыми 32-страничными (объемом в одну типографскую тетрадку) изданиями приключенческих и любовных повестушек в бумажных обложках, которые в обиходе назывались «dime novels» — «десятицентовые романы». Книжечки эти продавались повсюду в США и пользовались неизменной популярностью у читателей (некоторые такие серийные издания даже переводились на русский — например, детективы о Нике Картере). После снижния цен на журналы«The Argosy» был вполне в состоянии конкурировать с такими изданиями — и, вдобавок, попадал под действие введенных в 1879 году льготных почтовых тарифов для периодики. Манси добавил к этим достоинствам цветную обложку и скомпенсировал издержки, решив использовать для издания самую дешевую бумагу, которую только можно было использовать в полиграфии. Названия для такого сорта бумаги в русском языке просто не существует, а американские бумажники называют ее «pulp» — точно так же, как сырьевую массу из целлюлозы, макулатуры и тряпья, которая используется для ее производства.

«The Argosy», май 1896, оглавление

«The Argosy», май 1897

«The Argosy», ноябрь 1900

«The Argosy», март 1901

Так «The Argosy» стал первым в мире pulp-журналом, а заодно навсегда покончил с эпохой господства «десятицентовых романов».

Много лет спустя язвительный Курт Воннегут, вспоминая о временах своего детства, скажет в одном из интервью: «От увлечения этими журналами меня уберегла бумага, на которой они печатались. Рыхлая такая, с бурыми щепками. Фу, гадость!..»

Манси создал идеальный тип литературного периодического издания, ориентированного на массового читателя. Pulp-журналы моментально стали воплощением бульварщины, синонимом одноразового чтива. Термин «pulp fiction», возрожденный к новой жизни фильмом Квентина Тарантино, появился именно в те годы. Детективы, приключенческие истории, «больничные романы», вестерны, готика, мистика, рассказы о спортсменах, пиратах, золотоискателях, о затерянных племенах и гробницах фараонов, приключения на войне, приключения в джунглях… Pulp-журналы были изданиями для «Джона Доу» — среднего во всех отношениях американца, который чтение понимал только как приятное времяпровождение и от литературы ждал только развлекательности.

«The Argosy», ноябрь 1911

«The Argosy», декабрь 1914

«The Argosy», 4 мая 1918

«The Argosy», 6 марта 1920

«Argosy All-Story Weekly», 7 августа 1920

«Argosy All-Story Weekly», 2 февраля 1924

Тот же самый Джон Доу, работяга и на-все-руки-мастак, в трудные времена находил в этих журналах не самый худший способ заработать на кусок хлеба с маслом. Умение связать десяток слов в осмысленную фразу, толика воображения, чтобы изобрести сюжет позаковыристей, в меру упорства, дабы закончить начатый рассказ — собственно, этого было достаточно, чтобы раз в месяц-два-три получать от журнала гонорары и как-то сводить концы с концами. При этом авторы, строго говоря, не думали о своей работе в высокопарных терминах литературного творчества — они просто производили товар, искали для него рынок сбыта, продавали свое творение и забывали о нем навсегда. Подавляющее большинство повестей и рассказов, опубликованных в pulp-журналах, никогда впоследствии не переиздавались и обречены были сгнить на помойках вместе с прочитанными номерами. И читатели, потреблявшие эти рассказы, и писатели, создававшие их, и редакторы, наполнявшие этими текстами свои издания (а уже в десятых годах таких было множество — «The Popular Magazine», «All-Story», «Top-Notch», «Short Story», «Blue-Book», «Cavalier», «Adventure»), не сомневались, что туда им, этим произведениям, и дорога.

Немногие исключения из этого правила лишь подтверждают его. Pulp-авторов, выпорхнувших из-под аляповатых обложек изданий, подобных «Argosy», и приобретших известность в «книжной» литературе, до смешного мало: Дэшил Хэммет, Рэймонд Чандлер, Джон Макдональд, Луис Ламур… Причем почти все эти знаменитости начинали публиковаться в 20-30-х годах, когда эпоха расцвета универсальных pulp-журналов уже миновала. Всемирно известных авторов, стартовавших в pulp-журналах до 1920 года, можно пересчитать по пальцам одной руки. Один из них, правда, в 1930 году стал первым американцем, удостоенным Нобелевской премии в области литературы — автор романа «Эрроусмит» Синклер Льюис в десятые годы работал помощником редактора в «Adventure» и писал «для прокорма» довольно незамысловатые детективы.

Но в истории массовой культуры именно «выкормыши» созданных Фрэнком Манси pulp-журналов Джордж Аллан Инглэнд, Эдгар Райс Берроуз, Абрахам Грейс Меррит и другие оставили такой след, по которому фантастика идет уже целое столетие.

 

Ссылки на публикации о Фрэнке Манси:

beforeamazing.wordpress.com


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта