Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Православная энциклопедия – религиозное издание для верующих? Православный журнал православный христианин


Газета «Православие и мир»: еженедельная стенгазета

Православная газета «Православие и мир»: на этой странице Вы найдёте все выпуски миссионерско-просветительского издания, начиная с 2009 года, в формате PDF!

Газета «Православие и мир»: (формат PDF, скачать Adobe PDF Reader)

  • Вы делаете хорошее , Богоугодное дело. Газета прекрасная. Прихожанин храма Кирила и Мефодия из Уфы, Виктор.
  • Благодарю! Примите от меня, уже как от настоятеля прихода, искреннюю признательность и благодарность за Вашу работу над стенгазетой “Православие и Мир”. Огромное спасибо за Ваш труд. Помощи Божией Вам в Вашем деле. С началом Поста!– свящ. Филипп Степанов.

Полный архив см. в конце страницы О православной стенгазетеПортал «Православие и мир» по многочисленным просьбам священников из различных епархий Русской православной церкви начинает выпуск еженедельной приходской стенгазеты.

Contact Sheet

Газета

Газета

Каждую пятницу вы можете БЕСПЛАТНО распечатать подготовленный редакцией сайта «Православие и мир» номер миссионерско-просветительского издания: 8 полос А4. в каждом номере представлены новости Церкви, слово Патриарха, рассказы о праздниках, духовное чтение. Стенгазета печатается крупным шрифтом. Это интересное и актуальное издание, которое можно повесить на стену или стенд там, где оно будет нужным. Православный стенд можно организовать, по согласованию с настоятелем, в притворе храма, по договоренности в коллективом – на работе, с согласия жильцов – в подъезде дома. Размещая православную стенгазету, вы организуете доступ к получению свежей информации о православии тем, кто этой возможности лишен, у кого нет доступа к сети Интернет. Портал «Православие и мир» – мультимедийный портал о православии и жизни общества. Новости и аналитические обозрения, аудио, видео, инфографика и многочисленные подпроекты широко освещают различные события религиозной и общественной жизни в России и за рубежом. Сайт существует 6 лет. Материалы портала «Православие и мир» широко используются в православных СМИ, перепечатываются большим количеством епархиальных изданий, включаются в книги ведущих православных издательств. Газета выпускается в формате .PDF, для просмотра файлов, пожалуйста, скачайте свежую редакцию программы Adobe Acrobat Reader. С вопросами, пожалуйста, обращайтесь в Редакцию по адресу: [email protected] Обсуждение проекта “Православная стенгазета” на форуме.

www.pravmir.ru

Православные журналы

  • Календарь
  • Молитвы
  • Тесты
  • Церковь
  • Аудио
  • Видео
  • Библия
  • Схемы
  • Словарь
  • Родителям
  • Знакомства
  • Фоторассказы
  • Худ. литература
  • Паломнику
  • Форум
Азбука веры » Православная библиотека » Православные журналы

Древо сайта

Вход | Регистрация | Настройки
  • Журналы духовные Православная Энциклопедия 924 
  • Богословские труды Альманах высших духовных школ - МДА и СПбДА (с 1960г.) 612 
  • Богословский вестник Журнал Московской духовной академии (с 1892г.) 729 
  • Братское слово (1875–1899гг.) 292 
  • Вера и разум Журнал при Харьковской духовной семинарии (с 1884г.) 592 
  • Вера и Церковь (1899-1907гг.) 350 
  • Византийский Временник Научное периодическое издание 368 
  • Виноград Православный журнал для родителей (с 2005г.) 756 
  • Вода живая Журнал Санкт-Петербургской епархии (с 1875г.) 496 
  • Встреча Журнал Московской духовной академии (с 1996г.) 284 
  • Журнал Московской Патриархии Журнал Русской Православной Церкви (с 1931г.) 781 
  • Метапарадигма Естественнонаучный, философский и богословский альманах (с 2013 г.) 443 
  • Новый град Журнал русской христианской интеллигенции (с 1931г.) 287 
  • Православная мысль Труды Православно-богословского института в Париже 276 
  • Православное книжное обозрение Журнал Издательского Совета (с 2010г.) 475 
  • Православное Обозрение (1861-1891гг.) 571 
  • Православный собеседник Журнал при Казанской духовной академии (с 1855 г.) 905 
  • Путь: Орган русской религиозной мысли Журнал Религ.-философск. академии в Париже (1925-1940гг.) 382 
  • Руководство для сельских пастырей 2,3K 
  • Русский пастырь Журнал Русской Православной Церкви Заграницей (с 1989г.) 295 
  • Символ Журнал христианской культуры 236 
  • Славянка Православный женский журнал (с 2006г.) 1,4K 
  • Труды Киевской Духовной Академии Научный журнал (с 1860г.) 778 
  • Фома Православный журнал для сомневающихся (с 1996г.) 1K 
  • Христианское чтение Журнал Санкт-Петербургской духовной академии (с 1821г.) 820 
  • "Церковь и время" Научно-богословский и церковно-общественный журнал ОВЦС МП (с 1991г.) 371 
Как помочь Система Orphus Рейтинг@Mail.ru Рейтинг@Mail.ru

Требуется программист

azbyka.ru

Новости "народного православия" - Православный журнал "Фома"

Новости "народного православия"

Фото Юлии Маковейчук

Люблю субботние богослужения. Кроме службы, новости «народного православия» практически всегда присутствуют. С утра, с заупокойной литургии и панихиды они начало берут, вечером во время предстояния прихожан пред исповедальным аналоем, продолжаются и к ночи, по телефону, заканчиваются.Что за новости? Оригинальные, красочные, яркие, эксклюзивные и неповторимые.

Новости "народного православия"

архивное фото из открытых источников

Вот такие, к примеру:Две сестры вместе с братом пришли о покойной маме помолиться. Записочку на литургию подали, панихиду заказали.

Меня к себе подозвали и спрашивают.— Нам надобно на три года литургии заказать, это как?Долго объяснял, что такое литургия и силился понять, кто и почему установил именно такой срок.Спросил, а почему три года-то, а не два или десять?Ответ, откровенней не бывает:— Нам сказали. Иначе раньше помрем.

Дальше — больше.Одна из сестриц заявляет, что сегодня маме ровно сто дней, как умерла, и надобно стодневную панихиду отслужить. Понимаю, что спрашивать, откуда взялись эти «сто дней» себе дороже, поэтому ограничиваюсь небольшой вводной о панихиде вообще и правилах ее служения.Говорю, а сам на рамку со стеклом, которую брат этих сестриц в руках держит, поглядываю.Уже внутренне готов, сейчас финал предстоит, с последним и самым громогласным аккордом.Точно! Финишируем главной новостью…— Батюшка, — говорит братец, — нам еще вот стеклышко надобно освятить.— Это зачем?— Чтобы негативная энергия от фотографии нашей покойной мамы не исходила.Ну и напоследок, из новенького, в крымском храме услышанного. Честное слово, не шучу.

— Отче, меня духовно заказали!— Да вы что, серьезно? И кто же заказал?— Жёны мои бывшие.— Сколько их было.— Четверо.— И как «заказали»?— Собрались вместе и панихиду по мне заказали! Распанихидните меня!

foma.ru

Актуальные статьи / Об антиправославных высказываниях в статьях портала «Православие и мир»

8.01.2018Алла Тучкова

 

В этой статье собрана лишь мизерная часть высказываний авторов и героев публикаций портала «Православие и мир», которые противоречат тому, что говорится в Православном Катехизисе, Священном Писании и творениях святых. Также здесь собраны некоторые примеры нападок модернистов, сплотившихся вокруг «Правмира», на Церковь. Некоторые из них уже дошли до того, что объявили опасным посещение православных богослужений и обвинили членов Церкви в зомбировании невоцерковленных россиян.

Две тысячи лет назад Христос создал Церковь и снабдил ее Своим учением, в котором содержится истина. Когда воцерковленный человек принимает ложные воззрения, противоречащие этому учению, он отпадает от Церкви – иногда даже невидимым для него самого и его окружения образом.

Духовник «Правмира» обличил святых

Осенью 2017 года духовный руководитель «Правмира» протоиерей Александр Ильяшенко вступил, возможно, сам того не понимая, в заочную полемику со святыми и обвинил их в извращенном понимании христианства, людоедской логике и даже в расхристанной жизни. Статья с его высказываниями озаглавлена уже вызывающе: «Мучиться от боли, чтобы искупить грехи – людоедская логика» (http://www.pravmir.ru/muchitsya-ot-boli-chtobyi-iskupit-grehi-lyudoedskaya-logika/). Те положения, которые в ней выдвигаются, можно опровергнуть при помощи огромного количества цитат из книг святых разных веков.

Например, отец Александр говорит:

«Подчас приходится слышать мнение, будто люди должны страдать и мучиться от боли, якобы таким образом искупая свои грехи. Согласиться с таким мнением нельзя, тем более странно слышать такое утверждение от верующего человека».

Святые не подразделяли болезни на болезни с сильной болью и болезни с чиханием, зудом или кашлем. То есть они говорили обо всех без исключениях болезнях, что они полезны, так как благодаря болезням человек может очиститься от грехов. Например, преподобный Иоанн Лествичник писал: «Болезнь посылается иногда для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение». А преподобный Макарий Оптинский говорил: «Терпение болезни с благодарением выше других исправлений пред Богом: ими и грехи очищаются, и от страстей избавляются».

Вот здесь протоиерей Александр Ильяшенко обвиняет святых в людоедской логике:

«Из этой странной мысли вытекает еще более странное следствие, что святые чудотворцы, которые исцеляли людей, трудились зря и чуть ли не против воли Божией. Ведь пусть лучше страждущие страдают и умирают в страданиях. Какая-то людоедская логика».

Тут отец Александр делает вид, как будто он не знает, что у Бога Свои планы в отношении каждого человека: одного Он хочет исцелить чудесным образом, другого – с помощью врачей и лекарств, а третьего не хочет исцелить никогда. И праведный Иоанн Кронштадтский, через которого Бог исцелял чудесным образом многих больных, как минимум одному человеку писал, чтобы тот терпел сильные боли: «И при сильных ударах или корчах болезни уповай, что Бог не только от болезни, но и от самой смерти силен избавить тебя, если Ему угодно; не пощади, не возлюби для Него тела своего тленного, но отдай его добровольно и всецело Господу, как Авраам сына своего Исаака во всесожжение, в волю наказующего тебя Господа, не теряя веру в благость Божию, не падая духом, не давая и устами безумия Богу, якобы неправедно тебя наказующему, – и ты принесешь великую жертву Богу, как Авраам или как мученик».

А вот здесь протоиерей Александр Ильяшенко говорит, что у святых было извращенное понимание сути христианства:

«Смотреть на страдающего человека и говорить: “Это тебе по твоим грехам” – это, мне кажется, верх гордости, неразумия, жестокости, бездарности и бессердечия. Какое-то крайне извращенное понимание сути христианства».

А святые так и говорили, но, может быть, и не так в лоб. Например, святитель Феофан Затворник писал одному человеку: «Болезнь! Что делать? Терпите и Бога благодарите, говоря в себе: “Эта болезнь грех ради моих великих и неисчетных”».

Приведем и такое высказывание отца Александра, противоречащее тому, чему учат святые:

«То, что среди православных есть те, кто утверждает, будто болезнь дается грешным людям в наказание, чтобы те духовно очистились, так это наша, священническая, недоработка. Да еще сложились такие вот искаженные представления из-за многих, многих лет расхристанной жизни».

Про эвтаназию

В статье «Эвтаназия: право на смерть или крик о помощи?» (http://www.pravmir.ru/evtanaziya-est-pravo-zhit-no-est-li-pravo-umeret/) оправдывается эвтаназия, которая была однозначно осуждена в Основах социальной концепции РПЦ как убийство со стороны врача и самоубийство со стороны пациента.

В этой статье «Правмира» иеромонах Феодорит (Сеньчуков) говорит, что Церковь относится с пастырским снисхождением к самоубийцам, которые убили себя из-за тяжелых жизненных обстоятельств и что он верит в то, что Господь помилует этих самоубийц, и думает, что Бог, возможно, помилует и врачей-убийц:

«Другое дело, отмечает иеромонах Феодорит, что Церковь с пастырским снисхождением относится к грешникам, совершившим свой грех из-за невозможности противостоять внешним обстоятельствам: “Поэтому мы верим, что человек, возжелавший эвтаназии по причине тяжкой нестерпимой неизлечимой болезни, мучительных некупируемых болей, будет Господом помилован. Возможно, что врач, совершающий этот акт из милосердия, также будет прощен”».

Слова иеромонаха Феодорита просто чудовищны и могут пополнить ад новыми душами самоубийц. Я никогда раньше ничего подобного не читала и не слышала. Только тот человек не приравнивается к самоубийцам, который наложил на себя руки бессознательно, в припадке тяжелой психической болезни, когда он не соображал, что делает. Все остальные наложившие на себя руки люди лишаются отпевания. По учению Церкви, какая бы тяжкая обида ни была нанесена человеку и какие бы тяжелые боли он ни испытывал, он не в праве убивать себя – он должен выпить до дна чашу скорбей, подаваемую ему Господом для его же блага. И никто из святых отцов и подвижников благочестия никогда не говорил, что существует убийство из милосердия, которое Бог может простить за то, что у убийцы были милосердные цели. Когда Бог увидит, что у человека больше нет сил терпеть боль, Он Сам разрешит его душу от тела.

Православное богослужение объявляется опасным

Психолог Наталия Скуратовская, которая позиционирует себя православным и давно воцерковленным человеком, доходит до того, что называет опасным для людей, которые только начали ходить в храм, чтение Псалтири и посещение богослужений. В статье «Когда с батюшкой мечты неуютно» (http://www.pravmir.ru/natalya-skuratovskaya-kogda-s-batyushkoy-mechtyi-neuyutno-video/), составленной по выступлению этой женщины, во время которого она клеветнически обвиняет православных в манипуляциях, приводятся такие слова:

«Теперь о специальных техниках. Конечно, цинично было бы причислить все наше богослужение к этим техникам, но есть специальные практики, когда людей, к тому не подготовленных, не монашествующих, благословляют по четкам 500 “Богородиц” в день читать или благословляют что-то читать, чего они не понимают, например, неофита по-церковнославянски читать Псалтирь. Когда вместо молитвы у нас это странное вербальное занятие – произнесение непонятных звуков, то это именно мыслетормозящая техника, которая просто отупляет и отключает сознание человека, причем всерьез и надолго. К сожалению, для некоторых людей, если богослужение невнятное, если возгласы все непонятные, если на слух человек плохо понимает церковнославянский, такой мыслетормозящей техникой может стать и все богослужение. Человек приходит в храм и входит в транс, привыкая к этому состоянию, потихоньку отучается думать».

Еще никому чтение Псалтири и православное богослужение не нанесли вреда, и ничья мысль от этого не затормозилась. И ни я, и никто из моих знакомых никогда в трансе в храме не был. Фактически в этой статье Скуратовская приравнивает православных христиан к сектантам, которые психологически обрабатывают поступивших к ним новичков. Она там даже употребляет такие термины, как «зазомбировать» и «адепты».

Про колдовство

Священник Александр Пикалев в своем интервью «Земля на пороге и нож в дверном косяке» (http://www.pravmir.ru/zemelka-na-poroge-i-nozh-v-dvernom-kosyake1/) утверждает, что не существует никакого колдовства, а колдуны и экстрасенсы – это простые шарлатаны. По мнению иерея Александра Пикалева, человек повреждается от порчи следующим образом: гражданин, верящий в колдовство, видит землю на своем пороге, думает, что на него наслали порчу, из-за этого у него появляется стресс и от стресса человек заболевает.

Но дело в том, что Церковь признает наличие колдовства, и признает, что колдуны могут очень сильно вредить людям. С волхвами боролись древние святые, и некоторые святые убивали их. О том, что могут делать колдуны, говорится в книге святителя Димитрия Ростовского «Жития святых» в житиях священномученика Киприана и мученицы Иустины, святителя Льва, епископа Катанского, первоверховного апостола Петра, апостола Иоанна Богослова, преподобного Макария Великого. И известная всем блаженная Матрона Московская боролась со слугами сатаны. Про то, что творят колдуны, современными священниками написано достаточное количество книг – например, книга игумена Ефрема (Виноградова-Лакербая), печатающегося под псевдонимом Игумен N, «Об одном древнем страхе. Кого и как «портят» колдуны».

А высказывания иерея Александра Пикалева вредны тем, что люди, пострадавшие от слуг сатаны и поверившие этому священнику, вместо того, чтобы побежать в Церковь, где их могут избавить от колдовского воздействия, будут страдать в гордом одиночестве. И неизвестно еще, к каким трагедиям эти страдания могут привести.

Про Таинства Церкви и благодать священства

В том же интервью священник Александр Пикалев говорит и более чудовищные вещи:

«Магическое мышление – это вера в то, что если ты правильно произнес какие-то слова, совершил правильные действия, то сам обряд как таковой обязывает потусторонние силы совершить то или иное действие. Если христианин, например, верит, что сам факт накрытия его епитрахилью и прочтения разрешительной молитвы на исповеди избавляет его от грехов (а не факт его покаяния), то такой человек является носителем магического мышления: он верит в таинства, как верят в колдовство, в то, что таинство имеет автоматический результат».

Священник Александр Пикалев тут при помощи словесной эквилибристики извращает суть дела и обзывает настоящих православных людей, верящих в действенность церковных Таинств, носителями магического мышления. Да, мы верим в то, что когда священник во время Таинства накрывает наши головы епитрахилью и читает разрешительную молитву, то с нас снимаются исповеданные нами грехи. При чтении разрешительной молитвы священник говорит: «И аз, недостойный иерей, Его властию мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих». А Господь наш Иисус Христос сказал Своим апостолам, а вместе с тем и всем их преемникам по священству: «Что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18, 18). Не знаю, почему священник Александр Пикалев не верит Богу. И его выражение «потусторонние силы» в данном контексте – это просто какое-то безобразие, граничащее с богохульством.

Мы, православные христиане, кстати, и во многое другое верим. Например, мы верим, что когда священник на водосвятном молебне вычитывает положенные молитвы и совершает положенные действия, то вода освящается, даже если этот молебен совершается недостойным священником в тюрьме в присутствии убийц и воров. И мы знаем на своем опыте, что вода, освященная на крещенских водосвятных молебнах, никогда не портится. А автор «Правмира» обвиняет нас за это в магическом мышлении.

Дальше – больше. Иерей Александр Пикалев отрицает и благодать священства. Он говорит:

«Есть такое расхожее мнение, что при рукоположении священник получает некие особые магические права: право крестить, право прощать грехи, право совершать службы. Но на самом деле у священника нет особых прав по сравнению с мирянином, у него есть особые обязанности: служить, выслушивать исповеди, крестить. А когда священник начинает думать про себя как носителя сверхспособностей: батюшка руки вверх поднял – все грехи с него упали, то он сам попадает в бедственное положение».

Тут тоже есть словесная эквилибристика – благодать священства называется магическими правами и сверхспособностями. В Православном Катехизисе святителя Филарета Московского мы читаем про то, что священник в Таинстве священства получает особую благодать: «В Священстве получает благодать духовно возрождать и воспитывать других посредством учения и Таинств».

Из слов иерея Александра Пикалева можно сделать вывод, что и обычный человек может совершать Таинства. Однако это не так. Таинства будут действительны только в том случае, если их совершит священник, не запрещенный в служении. Есть лишь одно исключение – в случае смертельной опасности любой крещеный человек может крестить умирающего, произнеся определенную формулу. Если же умирающий выживет, то священник должен довершить таинство Крещения таинством Миропомазания.

Побуждение к теплохладности

Очень часто через статьи «Правмира» читателей побуждают к теплохладности: им говорят, что люди специально приходят не к началу литургии, что на литургии скучно (заголовок: «Почему мы скучаем на литургии»; http://www.pravmir.ru/pochemu-myi-skuchaem-na-liturgii/) и прочее. А между тем, есть такой пропагандистский прием: надо говорить, что большинство людей делает что-то, и тогда натуры податливые тоже будут это делать. Теплохладность очень опасна. В Апокалипсисе Господь Иисус Христос говорит, что извергнет всех теплохладных христиан.

Более того, через сайт «Правмира» людям говорят, что быть ревностным христианином вредно. Например, психолог Екатерина Бурмистрова заявила в интервью («Самодельный крест православной семьи»; http://www.pravmir.ru/samodelnyiy-krest-pravoslavnoy-semi1/):

«Сложно бывает в ситуации воцерковления и многодетности на этом фоне в случае, когда супруги отрезают себя от привычных впечатлений культуры, от всех развлечений, от всех общений, которые выходят за рамки их “церковности”. Они лишаются дополнительных источников супружества. Это приводит к душевному обезвоживанию. Когда угар неофитства проходит, выявляется очень сложная ситуация: все удовольствия от себя люди отрезали, не по разуму, что называется, совместно перестали ходить в театр, например, или к друзьям. А взамен ничего другого не появилось, кроме труда».

Не буду долго объяснять от себя, почему это высказывание в корне неверно. Скажу только, что у настоящих христиан «угар неофитства» по-бурмистровски (так, возможно, выражаются и бесы на своих сходках), или ревность по Богу по-святоотечески, не проходит в течении десятилетий – до самой их смерти, и что православные семьи скрепляются не театрами, а Богом.

Лучше процитирую святителя Луку Крымского, который вел людей не в адову бездну, а в рай. «Были величайшие христианские подвижники, которые всю жизнь проводили в неустанной молитве и посте… Так ли живут сейчас люди?... Нет, мы заняты домашними и служебными делами, погоней за почестями, за обеспеченной жизнью, а запросы духа нам чужды. Люди не только не ищут собранности души, а напротив, стремятся заглушить все беспокойные запросы духа, ищут рассеянности: толпами идут в кино, предаются пошлым развлечениям. Они не выносят одиночества, им всегда нужно общество пустых людей, подобных им, с которыми они тратят время в развлечениях, болтовне и сквернословии, картежных играх, – и тем отвлекают свои сердца и мысли от самого высшего», – сказал святитель Лука Крымский в своей проповеди в 1944 году. То есть тут святой осуждает то, к чему призывает Бурмистрова.

Клевета на православных

Клевета на православных в «Правмире» многообразна: смешивают с грязью и монахов, и священников, и мирян. Есть и виртуозы своего дела.

Так, архимандрит Савва (Мажуко) в статье с клеветническим названием «Постные лица, испуганные глаза, виноватые взгляды – это православные?» (http://www.pravmir.ru/postnyie-litsa-ispugannyie-glaza-vinovatyie-vzglyadyi-eto-pravoslavnyie/) пишет:

«Вы замечали, что мужчина, начинающий ходить в церковь, как-то незаметно “обабливается”? Некоторые отпускают длинные волосы, становятся рыхлыми в теле и характере, нерешительными, вялыми, слезливо-сентиментальными».

Я лично обабившихся мужчин в Церкви никогда не видела – ни среди прихожан, ни среди певчих, ни среди алтарников. Если кто-то из авторов «Правмира» где-то и увидел обабившегося православного или высокомерного священника, то к чему вытаскивать из разных углов единичные случаи перекосов и недостатков, выставлять их на обозрение многомиллионной аудитории, а то еще и подробно расписывать? С теми явлениями, которые описывают такие авторы, столкнутся, как говорится, три с половиной калеки. К тому же Церковь была создана Христом не для того, чтобы из ее членов делали посмешищ и тем отпугивали от Церкви тех, кто еще только присматривается к православию, а для спасения через нее людей.

Есть и еще один момент. Конечно, могут быть какие-то неприятные моменты в общении между всеми православными. Но люди в этом каются на исповеди, Господь их прощает и дает силы бороться с грехом, и со временем православные исправляются. Нормальный человек, приходя в Церковь, не копается в грехах других прихожан, а стремится к Богу, и проявление чужих немощей, по совету святых отцов, использует себе во благо – например, для развития терпения. Если же рассматривать под лупой, кто тебе что сказал у подсвечника, а потом еще бежать в «Правмир» и говорить, что раз мне сказали грубое слово у подсвечника, то давайте напишем статью о том, что церковные бабки изгоняют неофитов из храмов, то навредишь этим только себе и аудитории «Правмира». А та бабка к моменту выхода статьи уже давно на исповеди покаялась, Господь ее простил, и она уже пятерым мальчишкам, пришедшим в храм, раздала по две конфетки.

Проект «Матроны» – путь в ад

С сайта «Правмира» можно перейти на сайт проекта этого портала «Матроны». Здесь отношения между мужчиной и женщиной разбираются не с позиций православных христиан, а с позиций мiра сего, лежащего во зле. Верх того, что я увидела на этом сайте – это статья «Кто молодец? Я молодец!» (http://www.matrony.ru/kto-molodets-ya-molodets/). В ней читательниц побуждают хвалить себя: «Благодарность себе, признание собственных заслуг помогают нам расти дальше. Когда мы гордимся результатами своего труда, нам намного легче браться за новые задачи и проекты, и они лучше у нас получаются».

Эта статья – полное нарушение основополагающих принципов христианства и восстание против слов Господа нашего Иисуса Христа. В Евангелии приводятся слова Христа о том, что «всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14, 11).

Святые не только не хвалили себя, но они бегали похвал, некоторые из них даже плохо относились к тем, кто их хвалил. Потому что, как учили отцы, человек не может без вреда для себя слышать похвалы. От них у человека возникают страшные страсти – гордость и тщеславие. И если сам будешь хвалить себя и гордиться, то этим будешь взращивать свою гордость, которая потом уведет тебя навеки в адскую бездну. А Своим детям Бог не дает долго гордиться – за приступы гордости Он посылает им через окружающих унижения и оскорбления.

Портал «Правмир» – проводник церковного модернизма

Люди, объединившиеся вокруг этого портала, – это не какие-то маргиналы, у которых нет соратников за пределами их тесного кружка. Это представители новой, страшной либеральной идеологии – церковного модернизма. Вот как архимандрит Рафаил (Карелин) говорит о том, что такое церковный модернизм: «Модернизм является продолжением и новым этапом обновленчества – антицерковного авангардистского учения, возникшего на волне революции в первой половине прошлого столетия. Тогда обновленчество представляло собой преимущественно экклесиологическую ересь, стремящуюся извратить и разрушить канонические основы, иерархическую систему и богослужебный устав и сразу же проявило себя как мятеж и раскол Церкви. Поэтому границы между обновленчеством и православным традиционализмом были довольно ясно очерчены. Теперь модернизм действует более осторожно, планомерно и последовательно, без крикливых лозунгов и эксцессов, но диапазон его борьбы стал значительно шире. Модернизм делает глубокий подкоп под православную догматику, и, что самое опасное, выступая против Православия, старается говорить от имени православия».

Преподобный Анатолий Оптинский (Потапов), умерший в 1922 году, вот что пророчески сказал про церковных модернистов: «От того ереси распространятся всюду и прельстят многих. Враг рода человеческого будет действовать хитростью, чтобы, если возможно, склонить к ереси и избранных. Он не станет грубо отвергать догматы Святой Троицы, Божества Иисуса Христа и достоинства Богородицы, а незаметно станет искажать переданные Св. Отцами от Духа Святаго учение Церкви, и самый дух его и уставы, и эти ухищрения врага заметят только немногие, наиболее искусные в духовной жизни». В конце концов все это, по словам преподобного Анатолия, приведет к тому, что еретики захватят власть в Церкви и откроют гонение на истинных христиан.

А то, что на сайте «Правмира» наряду с антиправославными статьями публикуются и православные статьи, не должно никого удивлять – еретики никогда полностью не искажали учение Церкви, они делали это лишь частично, чтобы соблазнить в ересь большее число православных.

 

 Протоиерей Александр Ильяшенко и главный редактор портала «Правмир» Анна Данилова в студии радио «Эхо Москвы». Фото: Facebook/Vorobieva Irina

Благодатный Огонь

www.blagogon.ru

Выбраны лучшие православные сайты интернета

Лучшие православные сайты – какие они? Об этом Вы узнаете, прочитав отчёт о первом конкурсе православных сайтов Рунета «Мрежа-2006»!

Православные сайты

1 февраля в Москве в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке в рамках работы секции «Информационные технологии, интернет и мультимедиа на службе Церкви» XV Рождественских чтений состоялась торжественная церемония подведения итогов первого конкурса православных сайтов Рунета «Мрежа-2006».

Конкурс проходи в течение 5 месяцев.

Жюри конкурса, возглавляемое наместником Сретенского монастыря в Москве, главным редактором портала «Православие.Ru» архимандритом Тихоном (Шевкуновым), направило приглашения для участия в конкурсе представителям более полутора тысяч православных сайтов из рассмотренных на первом этапе конкурса 2500 православных интернет-проектов Рунета. На рассмотрение жюри от авторов сайтов поступило около 500 заявок на участие в конкурсе.

Жюри провело несколько этапов голосования и отобрало из них 53 лауреата в 5 номинациях: официальные церковные сайты; СМИ, новости, порталы; церковно-общественная жизнь; наука, культура, искусство, образование и интернет-библиотеки и сервисы. На заключительном этапе конкурса в каждой из номинаций был определен победитель конкурсной программы. О решении жюри – о том, какие сайты стали лауреатами и победителями конкурсной программы, было официально объявлено только вчера, на торжественной церемонии подведения итогов конкурса.

Вели церемонию члены жюри конкурса Павел Егорихин, руководитель проекта «Народный каталог православной архитектуры»  и Анна Любимова, главный редактор портала «Православие и мир». В состав жюри вошли также исполнительный директор Рождественских чтений иерей Димитрий Лин, руководитель ПМЦ “Жизнь” священник Максим Обухов, Андрей Волков, представляющий Православное литургическое содружество, администратор сервера Orthodoxy.Ru Александр Дятлов, руководитель интернет-проектов информационного агентства РИА Новости Наталья Лосева, Ксения Лученко, сотрудник газеты «Церковный вестник», главный редактор каталога Православное Христианство.Ru Иван Мазуренко, дизайнер Григорий Малышев, руководитель отдела Группы компаний Стек Иван Панченко, редактор сайта Седмица.Ru Владислав Петрушко, матушка Марина Шин из Сообщества славянской типографики автор проекта «Православный календарь» Дмитрий Цыпин.

Православные сайты

 

В номинации «Официальные церковные сайты» выдвигались официальные сайты Московского Патриархата и других Поместных Церквей, интернет-проекты синодальных учреждений, епархий и епархиальных отделов, монастырей, благочиний, приходов и проч. Церковных структур. Основными претендентами на победу в данной номинации стали сайты-лауреаты конкурса:

 

  • Официальный портал Московской Патриархии «Патриархия.ru» (patriarchia.ru)
  • Сайт «Сестры.Ru» Ново-Тихвинского женского монастыря, г. Екатеринбург (sestry.ru) и
  • Официальный сайт Украинской Православной Церкви «Украина Православная» (pravoslavye.org.ua)

 

Победителем конкурса в номинации «Официальные церковные сайты» в итоге стал интернет-проект «Сестры.Ru. Ново-Тихвинский женский монастырь, г. Екатеринбург» (sestry.ru). Сайт-победитель был награжден ценным призом – жидкокристаллический монитор вручил представителю сайта Председатель Сообщества православных веб-разработчиков Александр Дятлов. Проект Сестры.Ru является официальным интернет-проектом Ново-Тихвинского женского монастыря г.Екатеринбурга. Дизайн сайта разработан самими сестрами Ново-Тихвинского монастыря. Разработка программного обеспечения и техническая поддержка проекта с 2002 года ведется сотрудниками компании Наумен.

Редакция сайта “Православие и мир” выражает особенную благодарность порталу “Сестры”: редакции сайта связывают теплые дружеские отношения, а корреспонденты сайта “Сестры” подготовили для нашего портала несколько прекрасных материалов: Церковь должна обнимать всех, хоть в Калифорнии, хоть в России, Cтараемся любить Ангелов и подражать им…, Иконописная мастерская: взгляд изнутри.

Другими лауреатами в данной номинации стали сайты:

 

  • Владивостокско-Приморская епархия (vladivostok.eparhia.ru)
  • Вознесенский Печерский мужской монастырь Нижегородской епархии (pecherskiy.nne.ru)
  • Знаменский храм в с. Холмы Истринского района Московской области (znamenie.org)
  • Донбасс православный (ortodox.donbass.com)
  • Казанская епархия Русской Православной Церкви. Официальный сайт (kazan.eparhia.ru)
  • Московская епархия Русской Православной Церкви. Официальный сайт (meparh.ru)
  • Нижегородская епархия Русской Православной Церкви (nne.ru)
  • Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви (diaconia.ru)
  • Смоленская и Калининградская епархия Русской Православной Церкви. Официальный сайт (smolenskeparxi.ru)
  • Храм св. Иоанна Богослова с. Богословское-Могильцы Московской обл. (hram-usadba.ru)

 

Конкурс был посвящен 10-летию православного Рунета, поэтому специальными дипломами конкурса Жюри наградило авторов первых православных сайтов, созданных еще в 1996 году. Первым такой диплом и специальных приз от газеты «Церковный вестник» получил один из двух авторов первой версии официального сайта Нижегородской епархии священник Андрей Милкин.

 

В номинации «СМИ, новости, порталы» были выдвинуты православные порталы, интернет-журналы, новостные сайты, интернет-версии ТВ- и радиопрограмм, газет, журналов и прочих средств массовой информации. Основными претендентами на победу в данной номинации стали сайты-лауреаты конкурса:

 

  • Аборт и его последствия. Информация и поддержка в трудной ситуации (aborti.ru)
  • Страничка православной матери (orthomama.ru)
  • Фома. Православие для сомневающихся (foma.ru)

 

Победителем конкурса в номинации «СМИ, новости, порталы» стал интернет-проект «Аборт и его последствия. Информация и поддержка в трудной ситуации» (www.aborti.ru). Главная цель сайта – рассказать читателям о последствиях аборта, о том, что аборт – это убийство. Авторы сумели сделать так, что по запросам поисковой системы на сайт приходят те, кто уже собирается сделать аборт. Ежедневно на портал обращаются с вопросами и сомнениями десятки женщин, и, с помощью авторов сайта, врачей, духовника, уже удалось спасти, наверное, не одну сотню детских жизней. Сайт-победитель является личным проектом Юлии Лек. Дизайн сайта разработала Ольга Габай, программное обеспечение – Александр Ветчинкин, верстку проекта сделал Евгений Поздняков. Диплом и ценный приз – цифровую видеокамеру – Юлии Лек, приехавшей на церемонию из-за океана, вручил руководитель православного медико-просветительского центра жизнь иерей Максим Обухов.

От всего сердца поздравляем Юлию, желаем ей помощи Божией в трудах, и восхищаемся тем, что мамочка 4 деток находит силы и время на такую колоссальную работу!

Дипломами лауреатов конкурса в данной номинации были награждены также сайты:

 

  • Милосердие.Ru. Сайт епархиальной комиссии Москвы по церковной социальной деятельности (miloserdie.ru)
  • Наша вера. Православный портал для молодёжи (vera.mipt.ru)
  • Пережить! Как пережить уход любимого человека (perejit.ru)
  • Православие и современность. Информационно-аналитический портал Саратовской епархии (eparhia-saratov.ru)
  • Православие на Дальнем Востоке. Информационно-аналитический портал (pravostok.ru)
  • Союз. Представительство в городе Москве православного телеканала (tv-soyuz.ru)
  • Татьянин День. Православное интернет-издание МГУ им. М. В. Ломоносова (st-tatiana.ru)

 

Специальные призы в номинации «СМИ, новости, порталы» получили и два других сайта-лауреата. Диплом конкурса и специальный приз за вклад в развитие православного рунета автору сайта «Страничка православной матери»  матушке Маргарите Даниловой вручила главный редактор портала «Православие и мир» Анна Любимова. Авторам одного из первых православных сайтов Рунета – интернет-проекту МГУ им. М.В.Ломоносова «Татьянин день» специальный приз (ноутбук) от портала Православие.Ru вручил председатель жюри конкурса «Мрежа» архимандрит Тихон (Шевкунов).

От всего сердца поздравляем матушку Маргариту и надеемся, что ее сайт будет развиваться еще активнее!

 

В номинации «Церковно-общественная жизнь» выдвигались интернет-сайты, представляющие различные общества, братства, союзы, фонды, комитеты, советы, паломнические службы, форумы, блоги, комьюнити и другие Интернет-проекты, посвященные общению в сети интернет, сайты православных знакомств, магазины, издательства, типографии, интернет-проекты о храмовом убранстве, сайты иконописных и прочих мастерских, персональные и личные странички православных мирян и священников.

Претендентами на победу в данной номинации стали сайты-лауреаты конкурса:

 

  • Большая семья. Благотворительный фонд (fobs.ru)
  • Доброе слово. Форум о любви, браке и жизни в миру (dobroeslovo.ru)
  • Общество церковных звонарей. Колокола и обустройство традиционного колокольного звона (zvon.ru)

 

Победителем конкурса в номинации «Церковно-общественная жизнь» стало сразу два интернет-проекта:

 

  • Большая семья. Благотворительный фонд (fobs.ru)
  • Общество церковных звонарей. Колокола и обустройство традиционного колокольного звона (zvon.ru)

 

Жюри конкурса, несмотря на большое число этапов голосования, так и не смогло определить, какому из этих проектов отдать предпочтение.

Одним из двух сайтов-победителей – проектом Общества церковных звонарей – руководит председатель Общества Игорь Васильевич Коновалов, старший звонарь соборов Московского Кремля и Храма Христа Спасителя. Дизайн сайта, открывшегося в 2004 г., разработал сотрудник Общества церковных звонарей Константин Александрович Мишуровский, программное обеспечение проекта выполнил Алексей Ожерельев. Диплом победителя конкурса и приз – карманный персональный компьютер – представителям этого сайта вручил председатель Сообщества православных веб-разработчиков Александр Дятлов.

Поздравляем Общество церковных звонарей с победой и надеемся, что о колоколах и колокольном звоне с помощью авторов сайта получится в скором времени рассказать подробнее и на нашем сайте.

Второй сайт-победитель в этой номинации – интернет-проект благотворительного фонда помощи детям-сиротам «Большая семья». Фонд “Большая семья” учрежден в 2003 г. общиной сестер милосердия во имя Казанской иконы Божией Матери с целью оказания всевозможной помощи государственным детским домам и организации деятельности негосударственных детских домов семейного типа – Пансионов семейного воспитания. Фонд сотрудничает с 12 детскими домами, школами-интернатами и домами ребенка. Сайт фонда создан в марте 2006 г. Александр Дятлов вручил представителям сайта диплом победителя конкурса и приз – цифровой фотоаппарат.

Другими сайтами-лауреатами в этой номинации стали интернет-проекты:

 

  • Лепта. Православное книжное издательство (lepta-kniga.ru)
  • Патриарший центр духовного развития детей и молодежи (cdrm.ru)
  • Покров. Межвузовская ассоциация духовно-нравственного просвещения молодежи, С.-Петербург (pokrov-forum.ru)
  • Православная беседа. Сообщество интернет-форумов (pravbeseda.ru)
  • РеставросЪ. Добровольческое объединение молодёжи (wco.ru/restavros)
  • Сиротская душа. Сайт Карельской общественной организации “Равновесие”. (sirotinka.ru)
  • Фонд святого всехвального апостола Андрея Первозванного (fap.ru)
  • Центр просвещения и милосердия Белорусского Экзархата “Всех скорбящих Радость”, г. Минск (hramvsr.by)

 

Специальный приз от Союза писателей России и диплом конкурса за вклад в развитие православного Рунета был вручен автору одной из первых православных интернет-библиотек – библиотеки «Духовное наследие Православия» – Владимиру Павленко.

 

В номинации «Наука, культура, искусство, образование» соревновались иконописные, музыкальные, поэтические сайты, проекты, посвященные кино, фото, театру и другим вида искусства и культуры, образовательные интернет-проекты, краеведческие и исторические сайты, сайты, содержащие жития святых, жизнеописания подвижников благочестия и проч.

Претендентами на победу в данной номинации были Интернет-проекты:

 

  • Кафедра библеистики Московской Духовной Академии (bible-mda.ru)
  • Orthodoxy Foto. Православное фото (foto.orthodoxy.ru)
  • Слово. Православный образовательный портал (portal-slovo.ru)

 

Победителем конкурса в номинации «Наука, культура, искусство, образование» стал интернет-проект Кафедры библеистики Московской Духовной Академии (bible-mda.ru). Сайт кафедры Библеистики Московской Духовной Академии начал свою работу 2 февраля 2005 г. Дизайн и программное обеспечение проекта выполнены сотрудником кафедры священником Димитрием Юревичем. Одна из задач сайта – способствовать развитию библейских исследований в России. С этой целью на сайте силами студентов была организована электронная библиотека, в которой размещаются в отсканированном виде в формате djvu лучшие дореволюционные статьи и монографии, посвященные исследованию Священного Писания, а также статьи и книги нынешних преподавателей кафедры. Сейчас на сайте около 250 книг и статей, их объем превысил уже 1 гигабайт.

Диплом победителя конкурса и приз – профессиональный лазерный принтер – вручил победителю Игорь Челебаев, директор фирмы «Леком», занимающейся продажей и обслуживанием копировальной техники, принтеров и другого офисного оборудования.

Другими сайтами-лауреатами в этой номинации стали интернет-проекты:

 

  • Епископ Василий Родзянко. Подвижник благочестия (episkopvasily.ru)
  • Иконы и техника иконописи (ukoha.ru)
  • Казанская духовная семинария (kds.eparhia.ru)
  • Минские духовные школы (minds.by)
  • Orthodoxy Foto. Православное фото (foto.orthodoxy.ru)
  • Россия: история, культура, духовность (russia-hc.ru)
  • Санкт-Петербургские Духовная академия и семинария (spbda.ru)
  • Христианство в искусстве. Иконы, мозаики, фрески (icon-art.info)
  • Церковная школа (pedagog.eparhia.ru)

 

 

 

В пятой, последней номинации конкурса – «Интернет-библиотеки и сервисы» – выдвигались интернет-библиотеки и медиатеки, литургические библиотеки, службы хостинга, каталоги, рейтинги, поисковые системы, баннерные сети, веб-сервисы, шрифты, сайты о веб-дизайне и веб-программировании и другие проекты. Претендентами на победу в данной номинации стали сайты-лауреаты:

 

  • Благовещение. Библиотека православного христианина (wco.ru/biblio)
  • Полный Православный молитвослов. Молитвы на всякую потребу (molitvoslov.com)
  • Pagez.Ru. Православные страницы Андрея Лебедева (pagez.ru)

 

Победителем конкурса в номинации «Интернет-библиотеки и сервисы» стал интернет-проект «Pagez.Ru. Православные страницы Андрея Лебедева» (pagez.ru) Портал Pagez.Ru в течение многих лет создается одним человеком-энтузиастом и включает в себя каталог православных сайтов, систему поиска книг в православных электронных библиотеках рунета, церковный календарь, обширную библиотеку трудов святых отцов и учителей Церкви и многое другое. За свои труды на благо Церкви Андрей Лебедев награжден дипломом победителя конкурса и ценным призом – профессиональным сканером.

Другими сайтами-лауреатами в данной номинации стали интернет-проекты:

 

  • Библиотечка православной литературы для КПК (fbppclib.orthodoxy.ru)
  • Манускрипт. Славянское рукописное наследие (manuscripts.ru)
  • Русское Православие (ortho-rus.ru)
  • Свято-Троицкая Сергиева лавра. Официальный сервер (stsl.ru)
  • Типикон. Богослужение Православной Церкви (typikon.ru)

 

Специальный приз в номинации «Интернет-библиотеки и сервисы» учредила группа Компаний Стек. Руководитель отдела информационных систем этой компании Иван Панченко вручил диплом конкурса и специальный приз за вклад в развитие православного рунета – подарочный сертификат на 3 года на бесплатное размещение уже третьего сервера бесплатного хостинга проекта «Россия Православная» – администратору сервера Orthodoxy.Ru, отметившему недавно свое 10-летие, Александру Викторовичу Дятлову.

Завершая церемонию награждения, председатель жюри конкурса архимандрит Тихон (Шевкунов) отметил, что интернет, некогда зародившийся в военно-технических целях, сейчас приобрел всемирное значение и играет большую роль в жизни всего общества. Поэтому миссия в сети должна быть, а сам интернет, прежде всего, должен рассматриваться как инструмент этой миссии. «Вы совершаете великое дело — воцерковление инструмента, который сегодня оказывает огромное влияние», — сказал о.Тихон, обращаясь к многочисленным гостям и участникам церемонии, и пожелал «радости в вашем труде».

 

02 / 02 / 2007Пресс-служба Сообщества православных веб-разработчиков (www.orthonet.ru)

www.pravmir.ru

Православная энциклопедия - религиозное издание для верующих?

Журналист Юлия Латынина в статье "Новой газеты" назвала "Православную энциклопедию" опиумом для народа и обвинила государство в том, что на создание и распространение энциклопедии тратится слишком много бюджетных средств. Центр антикоррупционной политики партии «Яблоко» попросил Генпрокуратуру проверить законность госзакупок. Верно ли, что "Православная энциклопедия" - издание для православных?

Левон Нерсесян. Фото: Таня Зоммер, bg.ru

Левон Нерсесян, специалист по древнерусскому искусству, старший научный сотрудник Третьяковской галереи:

– Я, собственно, никогда не относился к этому изданию как к чисто религиозному. С моей точки зрения, это очень серьезный, очень важный общегуманитарный проект, который находится на стыке нескольких наук: истории, филологии, богословия и истории искусств, которой я непосредственно занимаюсь.

Какие-то другие гуманитарные научные проекты такого масштаба, которые предпринимались бы на протяжении последних 10 лет, мне неизвестны. И то, что именно в этот проект вкладывались и продолжают вкладываться деньги – для меня чрезвычайно отрадно, потому что хочется, чтобы он был завершен.

Кстати, о завершении проекта я упоминаю не случайно – ведь существовала, скажем, так называемая «Православная богословская энциклопедия», которая издавалась в России с начала XX века и вплоть до Первой мировой войны – к сожалению, это издание было доведено только до буквы «К». Но я очень хорошо помню, как в наши студенческие годы мы регулярно ею пользовались, хотя это было совсем не так просто, учитывая, что времена были еще вполне советские. И да – мы сетовали на неполноту и несовершенство отдельных статей, но другого источника информации по целому ряду вопросов у нас просто не было.

Новая энциклопедия, разумеется, существенно превосходит то дореволюционное издание и представляет собой действительно универсальный источник по целому ряду отраслей гуманитарного знания. Приведу только один пример – сейчас в качестве научного редактора я работаю над изданием второго тома каталога икон Вологодского музея-заповедника (тоже вполне себе монументальный проект!). На данный момент в списке литературы – 18 статей из «Православной энциклопедии», и я понимаю, что их будет больше. Это и статьи по иконографии отдельных сюжетов, и агиографические справки по святым, иконы которых мы публикуем.

И, конечно, это не единственный пример, поскольку к «Православной энциклопедии» всем нам, историкам средневекового искусства, приходится обращаться регулярно – прежде всего к статьям по иконографии отдельных сюжетов и персонажей. Разумеется, их нельзя назвать исчерпывающими, но любая исследовательская работа с тем или иным иконографическим типом может и должна начинаться с той вполне грамотной справки, которую дает «Православная энциклопедия».

Сделаем небольшую оговорку: очевидно, что эти справки не вполне равноценны. Подобрать по всем темам абсолютно безупречных авторов, которые в курсе последнего слова в науке по тому или иному вопросу, – никакая редакция не в силах этого сделать. К тому же есть темы, которые исследовались мало и не исследовались вовсе, и не все авторы способны предпринять полноценное научное исследование, чтобы написать несколько страниц энциклопедической статьи. Но это особенность любого энциклопедического издания, над которым работает большой коллектив авторов, – одни статьи более удачны, другие менее, одни содержат новую информацию, другие представляют собой более или менее грамотный конспект того, что уже давно известно.

Но самое главное, что есть место, где эта информация собрана и продолжает собираться, и я надеюсь, что никакие «козни» этот процесс не прервут. А то и так приходится регулярно переживать, что до этой конкретной нужной тебе буквы энциклопедия пока еще не добралась…

Так сложилось, что я – автор всего одной статьи в «Православной энциклопедии». Но я знаю очень многих своих коллег-искусствоведов, прекрасных специалистов, пишущих для нее чрезвычайно интересные, ценные и полезные тексты, к которым я регулярно обращаюсь. И, конечно, мне регулярно пригождаются агиографические справки – прежде всего сведения о русских святых и русских переводных житийных текстах. И я подчеркиваю, что речь в данном случае идет не о тысяча первом интернет-пересказе Димитрия Ростовского, а о вполне грамотном научном анализе со ссылками на исследования и на источники, в том числе рукописные.

Наконец, есть еще целый ряд историко-богословских и литургических вопросов, которые любому действующему историку средневекового искусства абсолютно необходимы. И пусть не все они сегодня решены до конца, я могу быть уверен, что в «Православной энциклопедии» я найду самую свежую информацию, отражающую текущее состояние богословской и литургической науки.

Да, и для прояснения ситуации могу добавить, что никакого особенного пиетета перед собственно православными церковными проектами у меня нет. И прилагательного «православный» явно недостаточно для того, чтобы привести меня в восторг. Сам я вполне светский ученый, да и к тому же католик, и, кстати, будучи католиком, совершенно не уверен, что христианство можно «пропагандировать» с помощью издания энциклопедий – у нас несколько иное представление о миссионерской деятельности.

С моей точки зрения, «Православная энциклопедия» занимается, прежде всего, сбором и пропагандой знаний по истории отечественной духовной культуры и искусства, и тот факт, что Русская Православная Церковь возложила на себя такую миссию, должен безусловно украсить ее имидж в глазах, в целом, религиозно индифферентного общества. Со своей стороны я могу только выразить огромную благодарность коллективу авторов и пожелать им успешного завершения этой титанической работы.

По поводу же статьи Юлии Латыниной, которая сейчас у всех «на слуху», могу сказать только то, что она отражает ситуацию, к сожалению, вполне стандартную для современных отечественных СМИ. Мы сплошь и рядом сталкиваемся с тем, что человек, очень поверхностно образованный и слабо разбирающийся в обсуждаемой проблеме, внезапно начинает считать свое мнение авторитетным и на глазах у «восхищенной публики» приступает к «сенсационным разоблачениям». Сколько таких «сенсационных разоблачений» мне приходилось читать по поводу музеев и музейных сотрудников – вы не поверите! В том числе и в церковных изданиях, между прочим…

Не думаю, что я вправе судить, какой из Юлии Латыниной журналист, но историк и филолог-медиевист из нее точно никакой, и мне, как вполне себе действующему ученому-гуманитарию, ее инвективы кажутся абсолютно смехотворными. Можно, конечно, вырвать из контекста несколько фраз с целью того, чтобы доказать, что все приведенные в «Православной энциклопедии» сведения ненаучны, и что она занимается исключительно пропагандой давным-давно устаревших суеверий.

Но это может произвести впечатление только на людей, к науке никакого отношения не имеющих. Для меня и моих коллег важно не то, какие именно сведения о Богородице приводит энциклопедия, а то, из каких источников эти сведения заимствованы, есть ли в статье критический разбор этих источников или хотя бы ссылки на исследования, в которых этот разбор проводился, и т. п. И дальше именно я и мои коллеги – а не Юлия Латынина и ее поклонники – будем судить о том, достаточно ли нам приведенных сведений, и оценивать, исходя из этого, ту или иную статью.

Для Юлии Латыниной в такой ситуации предусмотрена только одна возможность – ПОЛЬЗОВАТЬСЯ энциклопедией – то есть раскрыть ее на нужной букве и найти нужное слово. И если приведенные сведения ее почему-то не устроят – обратиться к любому другому источнику. А вот о том, насколько научны эти сведения, насколько они актуальны и насколько велика их общекультурная ценность, пускай судят специалисты, ладно? Если честно, ее трогательный малограмотный демарш вообще никак не должен был оказаться в поле зрения моем и моих коллег – все эти «властители дум», независимо от своей политической или конфессиональной ориентации, как правило, работают со своей, вполне устоявшейся аудиторией и вполне профессионально придумывают для нее развлечение за развлечением… С другой стороны, альтернативная экспертная точка зрения все равно должна быть высказана, а дальше уже дело публики – продолжать ли безоговорочно верить своему «кумиру» или немного призадуматься…

Александр Кравецкий

Александр Кравецкий

Александр Кравецкий, кандидат филологических наук, руководитель Центра по изучению церковнославянского языка Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН:

– Реакция возмутившихся, что на издание «Православной энциклопедии» тратятся государственные деньги, понятна. На обложке энциклопедии написана конфессиональная принадлежность, а Церковь законодательно отделена от государства, поэтому с чего бы вдруг государству тратить деньги на подобное издание?

Но все-таки я советовал бы всем, кто возмущается, сначала глубже изучить вопрос. Дело в том, что «Православная энциклопедия» – это один из крупнейших гуманитарных проектов постсоветского времени. Притом каждая статья издания – это не компиляция. В эпоху информационных технологий сделать компиляционный справочник – дело нехитрое. Здесь же – огромная исследовательская работа по истории и культуре России. История Русской Церкви и история русской культуры, и история страны – связаны и уж точно пересекаются. Этот блок энциклопедия описывает лучше, чем кто бы то ни был. В ней – далеко не только богословские статьи, там говорится и об архитектуре, истории, литературе, философии, музыке.

Притом в «Православной энциклопедии» говорится не только о православии. Античная, славянская мифологии, другие религии и так далее – обо всем этом можно найти абсолютно нейтральные справочные статьи.

«Православная энциклопедия» делается не силами популяризаторов, компиляторов, а силами лучших исследователей. Ей удалось объединить и привлечь к сотрудничеству сотрудников академических институтов, вузов и так далее. Они за эти годы создали совершенно уникальное сообщество, которое выдает действительно качественный продукт.

Научный уровень этого издания и его вклад в культуру очень высок, и государство это поддерживает. Если бы государство при помощи госзакупок или какими-то иными формами снабжало все редакции средств массовой информации «Православной энциклопедией», «Словарем русских писателей», «Большой российской энциклопедией» и другими нормальными справочниками, мир бы точно стал лучше. И количество бессмысленностей, которые мы читаем в СМИ, стало бы немного меньше.

Так что, мне кажется, «Православная энциклопедия» – это из тех культурных ценностей, которые государство должно поддерживать.

Тем, у кого возникают вопросы к качеству статей «Православной энциклопедии» и кто сомневается в ее нужности, я рекомендую набрать в поисковике слова «Православная энциклопедия в электронной версии» и посмотреть, что это такое. Потому что сейчас гуляет по интернету журналистский пересказ статьи о Богородице, при чтении которого может создаться впечатление, что за государственные деньги «Православная энциклопедия» рассказывает людям сказки. Повторю то, что я уже говорил.

Уже в самом начале статьи «Богородица» содержится указание на то, что «из библейского рассказа мы не узнаем ничего ни об обстоятельствах Ее Рождества, ни о Введении во храм, ни о жизни Богородицы после Пятидесятницы», а затем авторы дают характеристику источников, из которых можно извлечь сведения о Богородице. И лишь после такого источниковедческого введения и обсуждения вопросов о достоверности источников следует краткий пересказ жития Богородицы, который начинается со слов: «Предание свидетельствует о том, что…» На мой взгляд, для справочного издания такой способ подачи материала является вполне корректным.

Абсолютно по той же схеме излагается в энциклопедии, скажем, рассказ об Афине или Велесе, хотя, понятное дело, для православного человека Богородица – реальна, а названные два другие персонажа – герои мифов. Но на подход в изложении это никак не влияет.

Эта информация доступна, ее легко проверить. Всех призываю заходить на сайт и читать.

В этой истории есть и еще один важный момент. Мы начинаем платить по счетам за все наши «оскорбленные чувства». Нас стали воспринимать как гонителей. В любом сообществе людей агрессивных подавляющее меньшинство, но видны именно они. Нас, к сожалению, видят такими, как те самые казаки, громящие выставки, активисты, срывающие спектакли. И мы получаем ответную общественную реакцию. При этом объектом травли оказываются не «активисты» и другие агрессивные маргиналы, а серьезные академические проекты, которыми можно только гордиться. Мы получаем общественную реакцию на какие-то агрессивные действия, которые происходят от нашего имени.

Дмитрий Афиногенов

Дмитрий Афиногенов, ведущий научный сотрудник ИВИ РАН, профессор Отделения византийской и новогреческой филологии филологического факультета МГУ:

– «Православная энциклопедия» – это не издание для верующих, и люди, которые это говорят – просто не открывали ее.

Если открыть статьи «Бергсон» или «Гегель» – это громадные по объему статьи о каждом философе, масса сведений о других конфессиях, например, там есть все католические святые.

Есть статьи о религиозной ситуации в различных странах. Например, взять статью «Италия» – она громадная. Как вы сами понимаете, православных в Италии – ничтожный процент населения. Но там тщательнейшим образом расписана вся религиозная ситуация в этой стране. То же самое в статьях о других странах.

Кроме того, там масса материалов по истории, не только православного мира, но и Запада.

Там есть много информации, которая представляет специфический интерес, но не для верующих, а для всех, кто интересуется историей Православной Церкви и ее современным положением – а интересоваться этим может любой человек.

Все утверждения по поводу разбазаривания денег – голословны. Производится очень качественный продукт в научном смысле слова. Качество обеспечивается многоуровневой системой подготовки текстов. В качестве авторов выбираются те лучшие специалисты, которые в этой области есть и согласны писать. Авторы отвечают за содержание статей, а также все они проходят очень тщательную редактуру.

Поэтому «Православная энциклопедия» – проект научный. Объем информации, который в ней представлен, несопоставим со всем, что сейчас выходит. В мире нет таких проектов, он уникален не только для России, но и для всего мира.

Я постоянно пользуюсь статьями коллег в «Православной энциклопедии», потому что кроме всего прочего там дается обновленная научная библиография, и когда я знаю авторов, мне нужны какие-то сведения, знаю, кто пишет эти статьи, и знаю, что это всегда будет на высшем уровне, и это последние достижения науки.

Статья Латыниной – просто невежество, обыкновенная леность. В статье цитируют апокриф – ну и что? Она же не открывала ее, не держала в руках ни одного тома. Чтобы оценить издание – надо открыть и посмотреть, что там написано.

Павел Лукин

Павел Лукин

Павел Лукин, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН:

– «Православная энциклопедия» – проект, который представляет собой очень хороший пример сотрудничества между научными государственными организациями, такими, как Академия наук, различные университеты и так далее, и общественными организациями, в данном случае – Русской Православной Церковью и не только: в проекте участвуют представители других Православных Церквей.

Все статьи пишутся специалистами, учеными так, как и положено писать подобные статьи – без каких-либо конфессиональных ограничений. В итоге получается высококачественный научный продукт, один из лучших подобных проектов на сегодняшний день. Это не чисто церковный проект, энциклопедия не сконцентрирована исключительно на внутрицерковных каких-то проблемах. В ней рассматриваются самые разные вопросы, в том числе – важные для государства, для науки, прежде всего. Никаких вопросов о том, что «Православную энциклопедию» можно покупать для библиотек, для других нужд образования, не возникает.

Здесь нет проблем, как нет, скажем, тогда, когда государство закупает учебники по основам православной культуры, мусульманской культуры, иудейской культуры. Это совершенно не означает, что государство сливается с соответствующими вероисповеданиями.

В случае же с «Православной энциклопедией» тем более – это широкий проект, научно-взвешенный, без какой-либо религиозной пропаганды.

Это не энциклопедия богослужения и не миссионерская энциклопедия, а именно – научная. Я сам, когда работаю над какими-то научными вопросами, касающимися истории, часто прибегаю к «Православной энциклопедии».

Более того, там целый ряд статей носят не справочно-информативный, а исследовательский характер. Ведь с «Православной энциклопедией» сотрудничают практически все крупнейшие ученые: историки, филологи, которые занимаются самыми разными научными проблемами. И те статьи «Православной энциклопедии», о которых я сказал – это последнее слово в науке, и без них невозможно представить себе состояние историографии на сегодняшний день.

Я не знаю конкретные финансовые детали, но точно могу сказать, что подготовка «Православной энциклопедии» – очень трудоемкая работа. Там множество редакций, очень сложная многоэтапная система рецензирования, что и позволяет создавать очень серьезный научный продукт. Естественно, это стоит денег. Дешевое бывает только плохое, как известно. Серьезный проект требует серьезных расходов. Это однозначно.

Что касается статьи Юлии Латыниной… Я с уважением отношусь к ней как к публицисту, у нее есть интересные мысли, острые суждения. Но в данном случае она проявила очевидную некомпетентность, вырвав из контекста отрывок статьи про Богородицу, где сначала очень корректно говорится о том, что речь идет о преданиях. Информацию об этом Латынина отрезала и стала цитировать апокрифические рассказы так, как будто бы в энциклопедии говорится, что это – исторически достоверная информация. Это просто недобросовестное цитирование.

Как я понял из выступления Юлии Латыниной, она считает христианство негативным явлением, разрушившим замечательную Римскую империю, и так далее. Мне такая точка зрения кажется абсолютно ошибочной, неправильной, но Юлия Леонидовна имеет право ее придерживаться. А мы имеем право с ней не соглашаться. Но вот на что никто не имеет права, так это на подтасовку фактов и недобросовестное цитирование.

www.pravmir.ru

“Свет Православия” — Европейский журнал

Журнал “Свет Православия” выходит в Праге по благословению Блаженнейшего Владыки Христофора, Предстоятеля Православной Церкви в Чешских землях и Словакии.

В декабре 2010 г. состоялась торжественная презентация журнала. Гостями презентации были официальные лица Чешской Республики, представители дипломатического корпуса, торговых представительств и общественных культурных организаций.

Среди полученных к презентации поздравлений можно назвать поздравление Владыки Христофора, поздравления Посольства и Торгпредства Российской Федерации, Российского центра науки и культуры в Праге (где особо отмечается постоянное сотрудничество Центра и журнала, в частности, интересная инициатива: проведение “бесед о Православии”), Чешско-моравского славянского союза, от читателей из города Хеба и от общественной организации “Ковчег-Арха”.

Собравшиеся с глубоким вниманием выслушали слово Блаженнейшего Христофора, Архиепископа Пражского, Митрополита Чешских земель и Словакии, и выступление главного редактора и издателя журнала протоиерея Олега Махнёва.

Журнал издаётся уже более трёх лет и с 2009 г. определяется как “Западноевропейский православный журнал”. У этого издания богатая история, отражающая жизнь Православия в самом сердце Европы.

Традиция издания русскоязычных православных журналов в Чехии достигает конца 40-х годов ХХ века. Первым из них был журнал “Свет Православия”, выходивший с 1948 по 1952 г. под руководством экзарха Московской Патриархии в Чехословакии, архиепископа Пражского и Чешского, управляющего Пряшевско-Словенской епархией владыки Елевферия. С 1952 по 1954 г. Владыка, уже будучи Митрополитом Пражским и всея Чехословакии, руководил изданием журнала “Голос Православия”. В 1956–1959 гг. издавался журнал “Православная мысль”, — дело Митрополита Елевферия продолжил Митрополит Иоанн.

Сравнительно недавно был предпринят уникальный труд: все старые православные журналы были самым тщательным и заботливым образом переизданы.

Богословский уровень православных публикаций был настолько высок, что часть из них была переведена на чешский и словацкий языки и стала основой “Православного теологического сборника”, издающегося и поныне. Это издание используется как обязательное учебное пособие для студентов, обучающихся на факультете Православной теологии.

Но значение журнала “Свет Православия” не ограничивается тем, что он служит источником информации. Журнал, как заметил Блаженнейший Христофор, осуществляет наглядную и живую пре­зентацию нашей веры в Европе. В определённом смысле участием или безучастностью, активностью или пассивностью православных граждан Европы будет определяться лицо Европейского континента, его религиозное самоопределение, поскольку именно сейчас формируется идентичность Евросоюза и создаются комиссии по церковным вопросам Европарламента.

Далее Владыка сказал, что наша Церковь — это хранительница стержневых ценностных установок. Мы видим, как она укореняется во всём мире, как стремится содействовать внедрению этих установок в фундамент всех общественно значимых процессов, проходящих в мире. И то, что в центре Европы, в Чехии, издаётся православный журнал, радует и умиляет. Это — своё издание у “наивысшей инстанции в мире”, и его живой диалог с читателями ведёт к духовному обогащению, столь необходимому в обмирщвлённом обществе.

Подробный отчёт о презентации журнала “Свет Православия” был помещён во 2-м номере за 2011 г. журнала “Спасите наши души!”, издаваемого по благословению Высокопреосвященнейшего Иринея, митрополита Днепропетровского и Павлоградского, как “Всеукраинский православный журнал для верующих и неверующих”.

Благодаря любезности протоиерея Олега Махнёва, приславшего нам № 3–4 журнала “Свет Православия” за 2010 год, мы получили возможность ознакомиться с этим изданием в максимально конкретной форме.

В “Колонке редактора” отец Олег резюмирует историю издания русскоязычной православной периодики в Чехии и констатирует, что такого рода издательская деятельность в атеистической стране предполагает преодоление многочисленных трудностей, возможное только с помощью Божией, по общей молитве всех прихожан.

Большой интерес представляет публикация, посвящённая памяти святого Горазда. Мы возвращаемся к мрачным, трагическим дням Второй мировой войны, в которой на долю Чехии выпало немало испытаний. В 1942 г. чехословацкое правительство в изгнании приняло решение об устранении обер-группенфюрера СС Р. Гейдриха, возглавлявшего так наз. протекторат Богемия и Моравия (то есть зону оккупации), безжалостного и циничного карателя. Эту операцию (кодовое название “Антропоид”) успешно выполнили двое, чех и словак, которые вместе со своими помощниками укрылись в крипте Кафедрального Православного собора свтт. Кирилла и Мефодия в Праге. Но нашёлся предатель, который открыл их убежище за вознаграждение. Войска вермахта окружили храм и взяли его с боем.

В злодеяниях наступившего террора особое место заняли гонения на Православную Церковь. Было решено по сути уничтожить её. И только один человек — епископ Богемский и Моравско-Си­лезский Горазд (в миру Матей Павлик) — нашёл в себе мужество, чтобы попытаться отвести беду. Явившись в штаб германских оккупационных войск, он взял на себя всю ответственность и не просил снисхождения, а ходатайствовал о сохранении Церкви.

Владыка Горазд был арестован и после недолгого следствия, сопровождаемого мучениями и издевательствами, расстрелян. Вместе с ним были казнены протоиерей Вячеслав Чикл, иерей Владимир Петержик и мирянин Ян Соневенд. Тело убитого епископа сожгли и прах развеяли по ветру.

Это произошло 4 сентября 1942 г. А 5 сентября 1987 г. в кафедральном храме святого Горазда в г. Оломоуце в присутствии всех членов Святейшего Синода Чехословацкой Православной Церкви во главе с Блаженнейшим Митрополитом Дорофеем и архиеерев Константинопольского Патриархата, Русской и Сербской Православных Церквей состоялось прославление в лике святых священномученика Горазда, епископа Чешского и Моравско-Силезского.

В 2010 г. после службы в память мученика в пражском кафедральном соборе свтт. Кирилла и Мефодия торжество было продолжено в пригороде Праги Кобылисах, у мемориального креста на месте убийства мученика Горазда и его сподвижников. Блаженнейший Митрополит Христофор отслужил здесь молебен мученику и возложил венок на место, где пролилась его кровь. В завершение памятных церемоний была открыта мемориальная доска на стене тюрьмы Панкрац, где томился владыка Горазд.

Помимо этой чрезвычайно содержательной публикации, близкой нам и потому, что она касается темы новомучеников, в журнале можно найти информацию об открытии в Праге Духовно-культурного центра Русской Православной Церкви (под одной крышей с Православной воскресной школой им. святой мученицы Людмилы, княгини Чешской). Небольшая, но тепло и сердечно составленная заметка рассказывает о том, как в день памяти святого Христофора Римлянина Блаженнейший Митрополит Христофор отслужил Божественную литургию и как потом духовенство и прихожане поздравляли Владыку с днём его небесного покровителя. Особенно трогательно описание праздничного обеда под открытым небом, на который прихожане разных национальностей принесли шедевры своей кухни. И неудивительно, что чрезвычайным вниманием пользовались блюда, изготовленные и принесённые грузинами!

Небольшая информационная заметка сообщает о том, что на Международной машиностроительной выставке в Брно издательскому дому “Свет Православия” был предоставлен стенд.

Из столь же небольшой заметки можно узнать, что в пражской Первой славянской гимназии второго сентября побывал Владыка Христофор, который освятил помещение и провёл с учениками духовную беседу.

И очень тепло, с подлинно христианским участием написана иереем Мирославом Вахатой, настоятелем храма святого Вячеслава Чешского в Крупке, заметка о том, как преодолевались последствия большой беды, — наводнения в Либерецком крае в начале августа. Отец Мирослав находит самые добрые слова для тех, кто самоотверженно трудился в районе бедствия — и только мельком можно узнать, что и сам он входил в группу добровольцев, работавших не жалея сил и здоровья.

Впечатляет рассказ о том, как 28 сентября, в день святого Вацлава, в Праге отмечали 75-летие со дня освящения православного кафедрального собора свтт. Кирилла и Мефодия. Интерес к этому событию тем выше, что в своё время храм освящал мученик Горазд, и теперь годовщина освящения даёт возможность вспомнить и его святительские труды, и его мученическую кончину во имя Христово.

Божественную литургию служил Его Блаженство Митрополит Христофор в сослужении сонма священников. На празднество прибыли православные архиереи: из Сербии — архиепископ Шабатский Лаврентий, из Словакии — архиепископ Михалковско-Кошицкий Юрай и епископ Комаренский Тихон, из Украины — епископ Запорожский и Мелитопольский Иосиф. Русскую Православную Церковь представлял архиепископ Берлинский и Немецкий Марк.

На празднестве присутствовали также представители других христианских Церквей. Среди почётных гостей были наивысшие представители посольств Греции, Кипра, Румынии, Сербии, Молдавии, Украины, России и Великобритании. Вместе с прихожанами храма молились паломники из Подкарпатской Руси, пражские казаки и делегации некоторых чешских православных общин и монастырей. Теологический факультет Пражского университета был представлен доктором Павлом Милко.

В своей проповеди Владыка Христофор напомнил историю храма с 1935 г., исполненную трагизма и духовного величия. В наше время храм стал центром духовного притяжения не только для чешских верующих, но и для православных эмигрантов из других стран. Подвигом мучеников, свидетелем которого был храм, восхищается молодёжь. В храме развиваются традиции православной духовной музыки. В октябре 2010 г. во дворе храма открывается памятная доска с именами 296 чешских граждан, уничтоженных оккупантами за помощь в устранении Гейдриха.

Гости торжества в свою очередь высказали немало прекрасных мыслей. Владыка Марк говорил о правде и о следовании ей, владыка Лаврентий — о взаимодействии Сербской и Чешской Церквей. Брат Румл, Синодальный старейшина Чешско-словацкой Евангелистской Церкви, сравнил мученическую смерть святого Горазда с мученической кончиной святого Вацлава.

По чешской традиции праздник завершился угощением всех присутствующих. Вечером состоялся молодёжный праздник. Православные верующие приняли также в этот день участие в Святовацлавских торжествах, проводившихся в Праге.

Центральный содержательный момент номера — беседа корреспондента журнала с Блаженнейшим Владыкой Христофором. Обсуждались не только события церковной жизни, довольно значительные (например, открытие Духовного центра и воскресная школа), но и проблемы в более широком аспекте (например, православное воспитание детей и молодёжи в целом).

Владыка Христофор подчеркнул, что вопросы веры шире национальных вопросов. В Духовный центр, хотя он находится в периоде становления, приходят (и тем более будут приходить) люди разных национальностей. Но дух — это больше, чем национальность, это самое главное, самое важное. Учить в Духовном центре будут прежде всего этому. А языком-посредником в этом обучении будет чешский язык, и при его помощи детей объединит православная вера.

Владыка высоко оценил деятельность журнала “Свет Православия”, направленную на то, чтобы русскоговорящие верующие не теряли контакт с Церковью. А журнал “Икона”, очень представительный и выходящий на чешском и русском языках, могут понимать все.

Богатый материал и для ума, и для души даёт публикация “Ланчанское чудо”, напоминающая нам о евхаристическом чуде, произошедшем над Святыми Дарами в церкви итальянского города Ланчано в VIII веке от Рождества Христова.

Поскольку, как было упомянуто выше, на праздник, посвящённый 75-летию кафедрального собора свтт. Кирилла и Мефодия, прибыл в числе других гостей епископ Запорожский и Мелитопольский Иосиф, корреспондент журнала взяла у Владыки интервью, в ходе которого тот ответил на ряд вопросов, посвящённых православному воспитанию детей, миссионерству и роли журналистики в том и другом процессах.

Сложной, но чрезвычайно интересной теме посвящена публикация “Историческая память”. Упомянув о памятнике чехословацким легионерам на Михайловском кладбище г. Екатеринбурга, Генеральный консул Чешской Республики в Екатеринбурге г-н Мирослав Рамеш кратко, но информативно рассказывает о чехословацких легионах и их роли в Первой мировой и гражданской войнах — трагических страницах европейской истории ХХ века.

В заключение номера следует материал “Российской публичной дипломатии — 85 лет”. Публичную дипломатию (у нас больше распространено название “народная дипломатия”) в настоящее время осуществляет организация Россотрудничество с её зарубежными представительствами — Российскими центрами науки и культуры. Пражский центр этой организации постоянно и продуктивно сотрудничает с Православной Церковью.

Как мы видим, несмотря на относительно небольшой объём журнал “Свет Православия” весьма и весьма информативен. Уровень профессиональной подготовки материалов нельзя не признать очень высоким. Остаётся только пожелать относительно молодому изданию славной и долгой жизни, сохранению и преумножению дела его предшественников, а главное — успешного участия в славном деле формирования и процветания православной общины на древней земле Чехии.

www.pravmir.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта