Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

20. Сатирическая журналиситка конца 60 – начала 70-х годов XVIII века. Творчество н.И. Новикова. Сатирические журналы 18 века


2. Расцвет сатиры. Сатирические журналы XVIII века.

Сатира в России 18 века, как и в Западной Европе, развивается в рамках классицизма и принимает нравоучительный характер (сатиры А.Д.Кантемира), развивается в форме басни (В.В.Капнист, И.И.Хемницер), комедии («Недоросль» Д.И.Фонвизина, «Ябеда» В.В.Капниста). Широкое развитие получает сатирическая журналистика (Н.И.Новиков, И.А.Крылов и др.)

Сатира XVIII века полностью раскрывает смысл "просветительских" мероприятий Екатерины II, показывает абсолютную бесполезность и даже опасность стремлений императрицы повлиять на общественное мнение. Более того, целый ряд изданий выступает против идеологического штурма Екатерины Великой и ее журнала "Всякая всячина", 1769 год издания. И, если судить по быстро последовавшей цензуре и закрытии "оппозиционных" журналов, довольно успешно. Сатира была основным литературным жанром для выражения антидворянских тенденций, которые иначе, в условиях ущемления русской буржуазии, невозможно было ввести в литературу.

Начало литературной и издательской деятельности Чулкова относится ко второй половине 1760-х годов. В это время он создаёт много художественных произведений, выпускает 4 сборника рассказов и сказок. Пятый его сборник вышел в 1789 году под названием «Пересмешник, или Славянские сказки», наполненный патриотическим чувством. В своих рассказах, написанных на основе народного творчества, Чулков отразил реальную жизнь России. В 1767 году вышла книга Чулкова «Краткий мифологический лексикон», в котором объяснялись имена и термины греческих, римских, славянских мифов и легенд. В 1769 году Чулков начинает выпускать журнал «И то и сё». Затем выходит его второй журнал «Парнасский щепетильник». Оба эти журнала были рассчитаны на средние слои горожан, прежде всего купечество, и отражали их общественные взгляды и отношения. В 1770 году выходит совместное его с Н. И. Новиковым «Собрание разных песен», в которое включены, помимо народных, авторские произведения М. В. Зубовой и др. Чулков — автор первого русского романа «Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины» (1770) — рассказ о «невольной доле» сержантской вдовы: взаимодействия социальной среды и природы человека, противоречивость характера воздействия общества на личность.

Во время работы в Комиссии А.А.Аблесимов подготовил к печати сборник «Сказки в стихах», историю появления в печати которого он в иронической форме изложил в письме к Новикову, напечатанном в 17 листе «Трутня» за 1769 год. В 29 листе «Трутня» за тот же год Аблесимов поместил другое письмо к Новикову, в котором выступал с защитой и обоснованием принципов сатиры «на лица». Это письмо явилось как бы предисловием к последующей публикации в журнале стихотворных «былей» Аблесимова, то есть стихотворных новелл, основанных, по-видимому, на действительных происшествиях столичной жизни, преимущественно почерпнутых из скандальной хроники высшего света.

К концу 1771 года по совету Новикова Аблесимов сочинил три комедии и одну комическую оперу в стихах. «Первая комедия, «Подьяческая пирушка», в пяти действиях, а другие в одном действии, все они довольно хороши, а некоторые явления и похвалы заслуживают, ибо в них находится много соли, остроты и забавных шуток»,— писал Новиков.

В 1769 году Ф.А. Эмин начал издавать ежемесячный журнал "Адская почта", который выходил только полгода и в котором почти все статьи принадлежали его перу. Кроме всего этого, им было написано духовно-нравственное сочинение "Путь ко спасению, или Разные набожные размышления, в которых заключается нужнейшая к общему знанию часть богословия", изданное в первый раз в 1806 г., уже после смерти автора, и после того выдержавшее еще несколько изданий. Важнейший труд Эмина — "История России" в 3-х частях, изданный в 1767, 1768 и 1769 гг. на средства Академии Наук, был доведен им только до Всеволода III, или до 1213 г. В этом труде сказалась вся удивительная ученость и начитанность автора, но, к несчастию, он, по словам митрополита Евгения, часто грешит против истины, решая важные исторические вопросы при помощи ссылки на свидетелей, показания которых не заслуживают никакого доверия, и цитируя таких авторов, существование которых вообще когда-либо на свете подвержено сильному сомнению. Как бы то ни было, произведения Эмина читались охотно, что видно уж по одному тому, что многие из них были издаваемы два-три, а некоторые и большее число раз.

Источники и литература:

Щербатов В.А. Фразеология сатиры 18 века. Спб., 1989.

Афанасьев А.Н. Русские сатирические журналы 1769-1774 годов. / Эпизод из истории русской литературы прошлого века.М., 1859;

Западов В.А. Русская литература XVIII века, 1770-1775. Хрестоматия. – М.: Просвещение, 1979.

studfiles.net

Сатирическая журналистика - Литература XVIII века.

«Сатирическое направление», которое, по определению Н. А. Добролюбова, было ведущим в русской литературе XVIII в., не ограничивалось предписанными классицизмом жанрами стихотворной сатиры и комедии. Оно получило широкое развитие в журнальной прозе, выдвинув периодические издания в самый центр общественной жизни и политической борьбы эпохи. На рубеже 1770-х гг. журналист впервые стал в России ключевой фигурой, а публицистика-важнейшим видом литературы.

Писатель на троне

Екатерина II. Портрет работы Ф. Рокотова. 1763 г.Екатерина II. Портрет работы Ф. Рокотова. 1763 г.

Екатерина II, правившая с 1762 по 1796 г., считала себя просвещенным монархом, гордилась своей перепиской с Вольтером и французскими энциклопедистами. Литературу она рассматривала как мощное средство воспитания подданных и пропаганды политики властей. Императрица сама была плодовитым писателем-сочиняла пьесы, повести, политические трактаты, труды по истории; интересны автобиографические «Записки», охватывающие лишь первую половину ее жизни.

Важную роль Екатерина отводила сатирическим жанрам. В комедиях 1770-х гг. «О, время!», «Госпожа Вестникова с семьею» и др. представлены необразованные провинциальные дворяне. В «Обманщике» (1785) выведен авантюрист граф Калиостро, обирающий доверчивых россиян; комедии «Обольщенный», «Шаман сибирский» (1786) направлены против масонов.

В 1769 г. Екатерина II инициировала издание журнала «Всякая всячина», призванного высмеивать мелкие недостатки воспитания, необразованность средних кругов общества, погоню за модами и т.д. Следовать своему примеру она призвала и других писателей, разрешив всем желающим выпускать аналогичные журналы.

Журналы Новикова

Н.И. Новиков. Портрет работы Д.Г. Левицкого. 1860-е г.

Н.И. Новиков. Портрет работы Д.Г. Левицкого. 1860-е г.

Одним из первых на призыв императрицы откликнулся Николай Иванович Новиков (1744-1818), который начал издавать журнал «Трутень», сразу вступивший в полемику со «Всякой всячиной». Новиков предложил свое видение сатиры-как гораздо более сильного общественного лекарства. Сатира становится инструментом социальной критики, в «Трутне» звучит не только ирония в адрес бездумно подражающих всему французскому молодых людей, но и обличение крепостничества (эпиграф к журналу взят из притчи А. П. Сумарокова «Они работают, а вы их труд ядите»), взяточничества, консерватизма правительства. Немало стрел Новиковым выпущено в адрес Екатерины II-императрица обвиняется в лицемерии, в неисполнении обещаний проводить прогрессивные реформы и т.д. Со страниц «Всякой всячины» «Трутень» не раз получал «выговоры» и в конце 1769 г. был закрыт.

В 1770-1774 гг. Новиков издает журналы «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек», в которых во многом продолжает линию «Трутня». Здесь разрабатываются темы разорения помещиками крестьян, ханжества духовенства, пренебрежительного отношения дворян к своей родине. В журналах Новикова свои первые литературные опыты помещали Д. И Фонвизин и А. Н. Радищев.

Великий просветитель

В 1769 г. один за другим появляются журналы: «И то и се» автора сказочных повестей и собирателя народных песен М Д. Чулкова; «Не то ни се в прозе и стихах» поэта В. Г. Рубана; «Адская почта, или Переписка хромого беса с кривым» романиста Ф. А. Эмина; «Поденщина», включавшая короткие анекдоты и истории, рассказанные от имени маляра, лекаря, ремесленника. Эти и другие журналы вели забавную полемику друг с другом. Журналисты использовали жанры сатирических рецептов, объявлений, писем, высмеивая современные нравы и своих литературных противников. Авторы скрывались под различными псевдонимами и смешными прозвищами.

Новиков подготовил первый словарь русских писателей (1772), издал 28 книг «Древней российской вивлиофики»-собрание летописей и документов по истории России. Переселившись в Москву, Новиков основал Дружеское ученое общество и Типографическую компанию, вокруг которых объединил лучших ученых и переводчиков. Новиков стал участником масонского общества, видя в нем инструмент просвещения.

С 1784 г. власти начинают систематическое преследование Новикова, закончившееся арестом и заточением в крепости. Все его ученые предприятия были разгромлены, книги сожжены. На свободу Новиков вышел лишь после смерти Екатерины II, когда он был полностью разорен и неизлечимо болен.

tululu.org

Русская журналистика второй половины XVIII века

Оглавление

Введение. 2

Сатирическая журналистика второй половины XVIII века: каковы основные причины расцвета в конце 60-х - начале 70-х годов?. 7

"Всякая всячина" и ее "внуки". 12

Журналистская деятельность Н.И. Новикова и его журналы "Трутень" и "Живописец". 16

Заключение. 26

Список использованных источников и литературы.. 27

Начиная с XVIII века и вплоть до появления глобальной сети Интернет и телевизоров, печать играла громадную роль в развитии культуры и национального самосознания нашей страны. Признаться, и сейчас газеты и журналы не перестают быть востребованными обществом, хотя их роль и уходит на второй план.

Что уж говорить о XVIII веке, когда за отсутствием компьютеров и радио, роль "катализатора" общественного мнения ложилась именно на газеты и журналы. Они выражали взгляды и мысли людей того времени, делали обзор политической, экономической и социальной жизни страны.

Хотелось бы поподробнее рассмотреть историю возникновения журналов в России.

В начале XVIII века возникает первая печатная газета в России – "Ведомости Московского государства". Однако еще до появления "Ведомостей" существовали своеобразные рукописные газеты, так называемые "Вести", "Вестовые письма", которые появились во втором десятилетии XVII века. Московскому правительству становится необходимой более или менее точная, подробная и регулярная информация о текущих политических событиях за рубежом. Именно это и послужило толчком к созданию "Ведомостей". Немного позже газета возникает уже в печатном варианте. Период со вступления Екатерины I на российский престол и до начала 1760-х годов характеризуется возникновением так называемой академической журналистики. Появляются периодические издания, связанные с Академией Наук, а также с Московским университетом; и частная журналистика. Далее выделяют сатирические журналы 1769 - 1774 гг., именно их мы и рассмотрим подробнее в нашем докладе. Однако журналистика XVIII века на этом не заканчивается, в последнюю четверть того века возникло свыше 80 (!) новых периодических изданий. Это и правительственные журналы ("Санкт-Петербургский вестник", "Зеркало света"), и сатирика ("Что-нибудь", "От всего помаленьку"), и издания радикально настроенных групп ("Беседующий гражданин"), и даже масонские журналы ("Утренний свет", "Вечерняя заря").

Русская журналистика XVIII века представляет собой серьезную и важную часть общественной жизни России той эпохи. В течение одного столетия из малозаметного и маловлиятельного факта, каким она была при Петре I, журналы превращаются в явление, прочно вошедшее в сознание общества, отражающее и, самое важное, серьезно воздействующее на жизнь общества.

Возникнув в результате правительственной политики, они постепенно становятся выражением не правительственных мнений, а взглядов и стремлений радикально настроенных общественных групп. И сатирическая журналистика сыграла в этом процессе немаловажную роль. Журналы того времени ставили перед собой достаточно серьезные цели просветительского характера, являясь не только и не столько развлекательными изданиями. И, не смотря на свое сравнительно недолгое существование (1769-1774 года), сумели показать реальное положение дел в стране. Сатира XVIII века полностью раскрывает смысл "просветительских" мероприятий Екатерины II, показывает абсолютную бесполезность и даже опасность стремлений императрицы повлиять на общественное мнение. Более того, целый ряд изданий выступает против идеологического штурма Екатерины Великой и ее журнала "Всякая всячина", 1769 год издания. И, если судить по быстро последовавшей цензуре и закрытии "оппозиционных" журналов, довольно успешно. Сатира была основным литературным жанром для выражения антидворянских тенденций, которые иначе, в условиях ущемления русской буржуазии, невозможно было ввести в литературу.

Целью данной работы является краткий анализ сатирической публицистики 1769 – 1774 годов. Задачи: попытаться объяснить причины возникновения сатирических журналов именно в период правления Екатерины II; проследить за полемикой императрицы и ее оппонентов; выявить общественно – политические позиции дворян того времени; а также охарактеризовать значение журналистской деятельности Николая Ивановича Новикова.

Существует достаточное количество источников по данной проблеме, и, прежде всего, сами журналы. Номера наиболее крупных и знаменательных изданий, можно найти, например, в библиотеках. Также есть специальные сборники данных текстов, где представлены наиболее значимые отрывки оригиналов (например, хрестоматия В.А. Западова под заглавием "Русская литература XVIII века, 1770-1775", 1979 года издания). Значительно меньшей достоверностью обладают различные литературные источники XVIII века – воспоминания, записки, дневники, - в которых иногда встречаются сведения о сатирической журналистике того времени. Иногда даже современники делают ошибки и сообщают заведомо неточные сведения. Все это заставляет относиться с большой осторожностью к показаниям авторов мемуаров, а иногда и к архивным документам.

Данная тема изучалась достаточно подробно и полно, а интерес к ней поддерживался на протяжении практически двух столетий, начиная с XIX века. Замечательный исследователь народного творчества, историк литературы и фольклора, Александр Николаевич Афанасьев написал монографию "Русские сатирические журналы 1769-1774 годов", которая и сейчас остается едва ли не лучшей по истории журналистики XVIII века. Эта работа вышла в 1859 году, то есть спустя примерно сто лет после возникновения сатирической публицистики. Нельзя сказать, что Александр Николаевич был современником того времени, но, тем не менее, сто лет - это сравнительно небольшой период для истории России. Это примерно два поколения, так что, вполне возможно, Афанасьев имел возможность общаться с людьми, жившими во второй половине XVIII века.

Тем не менее, в XX веке была создана довольно обширная литература по данному вопросу. В отличие от работы Афанасьева и других историков XIX века, достаточно осторожно подходивших к анализу журналистской деятельности Екатерины Великой и ее "противников", исследователи XX столетия более полно раскрывали истинные причины начинаний императрицы, одновременно показывая реальную действительность общественной жизни того времени. Эта возможность объясняется падением самодержавия, которое автоматически "развязало руки" историкам. Список таких работ достаточно объемен, приведем здесь наиболее известные и авторитетные. Это, конечно же, фундаментальный труд Павла Наумовича Беркова, известного русского литературоведа, библиографа, книговеда, источниковеда, видного специалиста в области русской литературы XVIII века, под названием "История русской журналистики XVIII века". Также хотелось бы сказать о великолепной работе Георгия Пантелеймоновича Макогоненко "Николай Новиков и русское просвещение XVIII века". Эти исследования написаны в одно и то же время, однако, как видно из названия, содержание у них значительно разнится. Павел Наумович отдавал предпочтение журналам XVIII века как таковым, в то время как Георгий Пантелеймонович исследовал влияние разносторонней деятельности Н.И. Новикова на общественную жизнь страны.

Современные исследователи также не обходят этот период развития русской журналистики стороной. На сегодняшний день существует масса публикаций (изданных на рубеже тысячелетий) по данной теме, однако в большинстве своем это обобщения материала более ранних трудов; а также повторный анализ источников, пока что не дающий принципиально нового, отличного от уже существующих мнений, взгляда на сатирическую журналистику того времени.

Доклад состоит из трех глав. В первой мы хотели показать положение вещей в Российской империи во второй половине XVIII века, охарактеризовать культуру того времени, ее развитие. Также именно в этой главе хотелось бы определить основные причины возникновения сатирических журналов того времени. Ведь политическая игра императрицы повлияла на практически одновременное появление целой плеяды сатирических журналов. "В исторических событиях так называемые великие люди суть ярлыки, дающие наименований событию, которые, так же как ярлыки, менее всего имеют связи с самым событием. Каждое действие их, кажущееся им произвольным для самих себя, в историческом смысле непроизвольно, а находится в связи со всем ходом истории и определено предвечно".

Вторая глава посвящена правительственному журналу под названием "Всякая всячина" и последовавшим за ним другим изданиям. И хотя их создатели преследовали совершенно разные цели, тем не менее мы считаем нужным объединить их в одну главу, так как толчком для возникновения этих журналов послужило все-таки появление "Всякой всячины" и призыв императрицы последовать ее примеру. Мы посмотрим, удалась ли затея Екатерины II, а также к каким последствиям привела деятельность этих журналов.

Однако журналистскую деятельность Николая Ивановича Новикова мы поместили в отдельную главу (третью). На наш взгляд, журналы "Живописец", "Трутень" и др. нецелесообразно рассматривать вместе со "Всякой всячиной", так как эти журналы были, если можно так выразиться, соперниками, оппонентами в своем деле, имея совершенно разные понятия даже самого слова "сатира". И за свои взгляды, за свои дерзкие выпады в отношении правительства и осуждение самодержавия и крепостничества практически в открытую Н.И. Новиков, можно сказать, поплатился жизнью.

Последние десятилетия XVIII века в истории России именуются по-разному: одни связывают этот период с Просвещением, другие называют его временем Екатерины II - всероссийской императрицы, правительницы недюжинных способностей, воли и трудолюбия, многое сделавшей для развития дворянской культуры в России.

mirznanii.com

Лекция - Сатирические журналы второй половины XVIII века. Литературно-издательская деятельность Н.И.Новикова.

Русская журналистика XVIII века представляет собой серьезную и важную часть общественной жизни России той эпохи. В течение одного столетия из малозаметного и маловлиятельного факта, каким она была при Петре I, журналы превращаются в явление, прочно вошедшее в сознание общества, отражающее и, самое важное, серьезно воздействующее на жизнь общества.

Возникнув в результате правительственной политики, они постепенно становятся выражением не правительственных мнений, а взглядов и стремлений радикально настроенных общественных групп. И сатирическая журналистика сыграла в этом процессе немаловажную роль. Журналы того времени ставили перед собой достаточно серьезные цели просветительского характера, являясь не только и не столько развлекательными изданиями. И, не смотря на свое сравнительно недолгое существование (1769-1774 года), сумели показать реальное положение дел в стране. Сатира XVIII века полностью раскрывает смысл «просветительских» мероприятий Екатерины II, показывает абсолютную бесполезность и даже опасность стремлений императрицы повлиять на общественное мнение. Более того, целый ряд изданий выступает против идеологического штурма Екатерины Великой и ее журнала «Всякая всячина», 1769 год издания. И, если судить по быстро последовавшей цензуре и закрытии «оппозиционных» журналов, довольно успешно. Сатира была основным литературным жанром для выражения антидворянских тенденций, которые иначе, в условиях ущемления русской буржуазии, невозможно было ввести в литературу.

В стране создалась трудная ситуация: всеобщее недовольство и т.д. Екатерина учла это и пришла к заключению о необходимости успокоить общественное мнение, разъяснить причины роспуска столь широко разрекламированной Комиссии и попутно изложить основные принципы правительственной политики. Она решила сделать это при помощи периодического издания, сатирического журнала, который стал выходить анонимно со 2 января 1769 г. Назывался он «Всякая всячина». Вслед за ним в течение одного только 1769 года появилось восемь еженедельных и ежемесячных журналов. Хотя в следующем году они практически не продолжаются, но все же до 1774 г. тянется цепь таких изданий.

Первый журнал, «Всякая всячина», на улицах Петербурга появился второго января 1769 года. Издавал его статс-секретарь Екатерины II Григорий Васильевич Козицкий, но за его спиною стояла сама императрица. Она решила выступить на поприще журналистики для того, чтобы проконтролировать общественной мнение в России. Екатерина рассчитывала на то, что пример «Всякой всячины» вызовет подражание, и постаралась ему содействовать. Так, желающие выпускать новый журнал могли подавать прошения в Академическую комиссию (распоряжавшуюся единственной на то время типографией в Петербурге) без оглашения имен. Вследствие этого мы так и не знаем, кто выпускал, например, журнал «Смесь».

Возникали журналы в следующем порядке. «Всякая всячина», как мы сказали выше, стала выходить в начале января. За нею, в конце того же месяца, выступил журнал «И то и сё», в феврале возник «Ни то ни сио». В апреле появилась «Смесь», в мае — «Трутень», и, наконец, в июле читатели познакомились с «Адской почтой». Тиражи изданий были также различны и испытывали колебания. Интересный факт — число читателей «Всякой всячины» неуклонно падало (с 1692 экземпляров до 600), зато тираж «Трутня», главного оппонента «Всякой всячины», возрастал.

Малейшие критические замечания в адрес правительственных учреждений кажутся «злостными» и «опасными» журналу Екатерины, и он спешит их опровергать.

Помимо Екатерины II в журнале участвовали Г.В. Козицкий, И.П. Елагин, А.О. Аблесимов, А.П. Сумароков и др.

Второй по времени возникновения журнал «И то и сё» издавал Михаил Дмитриевич Чулков. Мировоззрение журнала политически неотчетливо; он избегает социальных обобщений и чуждается сатиры. Этот журнал стоял в стороне от политики и не касался наболевших общественных проблем. В часности, «И то и сио» совсем не затрагивает вопросов политического характера, столь резко ставившихся в журналах Новикова.

Уже в первом листе своего журнала Чулков делает, хоть и не особенно резкий, выпад против «Всякой всячины», раздававшей бесплатно вступительный номер. Издатель вообще считал, что только дурак может признать «Всякую всячину» достойной почтения 1.

Ежемесячный журнал Федора Эмина «Адская почта, или переписка хромоногого беса с кривым» издавался с июля по декабрь 1769 г. Писатель, переводчик Ф. Эмин был автором практически всех материалов журнала. Несмотря на однообразие формы (переписка двух бесов), журнал был интересен и популярен, чему способствовал сатирический дар автора. Название своего журнала издатель объясняет в первой своей статье «К читателю». Ф. Эмин был сторонником резкой сатиры на нравы и лица, не смущаясь ни высоким их положением, ни принадлежностью к духовному сану. К темам обычным для сатирических журналов Эмин прибавил две. Первая — сатира на духовенство, в особенности на монахов. Этим нововведением публицист нажил себе немало влиятельных врагов. Среди мишеней его сатиры, в частности, были иезуиты, само имя которых к тому времени стало нарицательным. Вторая тема — политическая сатира на положение в различных европейских странах. Эмин был не только смелым моралистом, в своих сатирах он показывал незаурядное мастерство публициста, а в статьях о европейской политике — близкое знакомство с теми странами и народами, о которых писал, что отличает его от многих других обличителей французов, англичан и немцев.

Особо замечательны два его материала — ответы корреспондентам «Всякой всячины» Добросоветову и Правдолюбову. Автор здесь как бы отбрасывает разработанные стилистические приемы, намеки и говорит прямо. О художественных достоинствах этой прямой речи, защищающей право сатирика изобличать порок, можно спорить, но публицистическая ее сила несомненна даже сегодня.

Еженедельный журнал «Смесь» выходил с апреля до конца 1769 г. Кто был его редактором, точно неизвестно. Некоторые исследователи считали, что это был Федор Эмин. Однако Н.И. Новиков, хорошо знавший писателя, в биографии Эмина, составленной для «Опыта исторического словаря», не упоминает этого издания. Проф.П.Н. Берков полагал, что издателем мог быть переводчик Л.И. Сичкарев. Другие исследователи называют двух соиздателей: Новикова и Эмина.

Журнал интересен тем, что в нем много материалов, посвященных выяснению отношений между разными. сатирическими изданиями. Здесь печатаются несколько писем с критикой «Всякой всячины» (иногда довольно грубой), здесь же находят место письма читателей в редакции других журналов, по каким-то соображениям не опубликованные в них. «Смесь» печатает ответы на вопросы Правдолюбова, заданные им «Всякой всячине».

www.ronl.ru

Литература последней трети XVIII века Журнальная сатира 1769

В конце 1760-х - начале 1770-х годов русская сатира претерпевает существенные изменения, касающиеся ее жанровой системы и художест­венных форм: традиционные для классицизма поэтические жанры уступа­ют место прозаическим, прослеживается явное стремление к демократиза­ции, вообще характерное для литературного процесса этого периода. Эти тенденции отразились в сатирических журналах 1769-1774 годов.

Инициатива выпуска подобных изданий исходила от императрицы Екатерины II, видящей в литературе средство идеологического контроля над умами своих подданных. С начала 1769 года выходит первый русский еженедельный сатирический журнал "Всякая всячина", издание которого осуществлялось личным секретарем Екатерины Г.В. Козицким под негласным руководством императрицы. Екатерина 11 призвала литераторов к изданию подобных журналов, и через короткое время стали появляться другие периодические издания: еженедельник М.Д.Чулкова "И то и сио", еженедельник В.Г.Рубана "Ни то ни сио в прозе и стихах", "Поденьщина" В.В.Тузова. "Адская почта'' Ф.А.Эмина и др. Многие журналы не имели четко выраженной идеологической программы. На этом фоне выделяется журнал Н.И.Новикова "Трутень", с появлением которого на страницах периодических изданий развернулась полемика о сущности сатиры и произошло размежевание сил в стане журнальных издателей.

Направляя общественное мнение, "Всякая всячина" дала официаль­ную трактовку назначения сатиры. Она определила принципы сатириче­ского изображения: "добросердечный сочинитель" должен критиковать общечеловеческие недостатки, а не высмеивать конкретные социальные пороки и их реальных носителей: "не целить на особ, но единственно на пороки"'. Более того, пороки, которые процветали в России, - самодурство чиновников, взяточничество, казнокрадство, деспотизм помещиков - объ­являлись человеческими слабостями, требовавшими снисхождения. При таком понимании функции сатиры допустимость критики социальных по­роков сводилась на нет. Первым с критикой ''Всякой всячины" выступил журнал "Смесь", по самое активное противодействие позиции Екатерины относительно понимания общественной роли сатиры оказал "Трутень". В письме Правдулюбова. напечатанном в "Трутне", открыто отвергалась са­тира на общий порок и отстаивалась "'сатира на лицо''.

Журналы ни. Новикова

Необходимо остановиться на характеристике периодических изда­ний Новикова, одного из самых значительных деятелей русской литерату­ры и культуры в целом, известного своими грудами на ниве просвещения. Идейная направленность журналов Новикова определяется эпиграфом, взятым из басни Сумарокова к "Трутню": "Они работают, а вы их труд ядите". Г. Макогоненко формулирует три главные задачи, поставленные перед журналами их издателем: "Сатирически изображать действитель­ность, пропагандировать важнейшие просветительские истины, и прежде всего идею равенства людей ("крестьяне подобны во все дворянам"), и, на­конец, заниматься нравственным воспитанием читателей" (Макогоненко Г. От Фонвизина до Пушкина / Г. Макогоненко. - М.. 1969. - С. 290). Эти за­дачи определяют своеобразие форм и эстетические особенности видов журнальной сатиры. Это письма к издателю от разных лиц, переписка, га­зетные объявления, рецепты, портреты, стихотворные сказки, песни. Необ­ходимо разобраться и в тематическом многообразии, предлагаемом журна­лами, а для того выделить ведущие темы: это сатирическое обличение гос­подствующего сословия и крепостного гнета, государственных порядков, неправосудия, безнравственности дворян; изображение тяжелого положе­ния крестьян; борьба с невежеством, галломанией, щегольством.

В соответствии с жанровыми формами Новиков создавал условные образы Недоумов, Безрассудов, Стозмеев, что было характерно для классицизма. Но узкие рамки этого метода мешали ему в реализации просветительских взглядов на социальную жизнь России. В своей художе­ственной практике он отступил от принципов классицистической эстетики - с этим связано требование сатиры не на общие пороки, а на конкретные лица. В то же время Новиков изображал не индивидуальные и случайные явления, а создавал конкретные и типические характеры русских помещи­ков и чиновников. Им руководило убеждение, что существующий режим несправедлив, неразумен, и потому должен быть изменен в соответствии с требованиями человеческого разума. Заслуга Новикова состоит в том, что он счел возможным сделать народную жизнь темой искусства, дать кон­кретные подробности и детали притеснения и разорения помещиком рус­ских крестьян, что также входило в противоречие с эстетикой классициз­ма.

Самым значительным из новиковских изданий явился "Живописец" (1772), но и во всей своей литературно-общественной деятельности 1770-х годов он не отступал от заложенных еще в "Трутне" методов изображения действительности. Результатом ее стали "Кошелек"' [1774], "Древняя российская вивлиофика" (1773 - 1775), "Повествователь древностей россий­ских" (1776) и др.

Конец 1770-х - 1780-е годы отмечены активизацией издательской деятельности Новикова. С 1778 года он взял в аренду типографию москов­ского университета и организовал массовое издание журналов и книг раз­ного содержания. Новиков издает газету "Московские Ведомости", журна­лы "Утренний свет', "Московское ежемесячное издание", "Покоющийся трудолюбец", "Детское чтение" и другие, открывает первую публичную библиотеку в Москве, заботится о распространении книг в провинции. Все это дало возможность В.О.Ключевскому назвать 1779 - 1789-е годы "новиковским десятилетием".

Тексты

Статьи из журналов "Трутень", "Живописец" (Копия с отписок; Копия с другой отписки; Копия с помещичьего указа; Отрывок путешествия в*** И. Т.; Письма к Фалалею) / Русская литература XVIII века / сост. Г.П. Макогоненко. - Л., 1970. - С. 273 - 276, 282 - 287. Основная литература

Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина / Г.П. Макогоненко. - М, 1969.-С. 267-185.

Лотман Ю.М. Пути развития русской просветительской прозы XVh2 века / Ю.М. Лотман // Проблемы русского Просвещения в литературе XVIII века. - М.;Л., 1961.- С. 92-96.

Татаринцев А.Г. Идейно-эстетическая позиция автора "Отрывка путешествия в*** И.Т." / А.Г. Татаринцев // Н.И. Новиков и общественно-литературное движение его времени. XVIII век. - Л., 1976. - Сб. II. -С.83- 103.

Дополнительная литература

Иванова Т.В. Н.И. Новиков или Д.И.Фонвизин? (Атрибуция «Писем к Фалалею») / Т.В.Иванова // Вестн. Москов. ун-та. – Сер. 8. – 1990. – № 5. – С. 27-39.

Глухов В.И. Н.И.Новиков как писатель-сатирик / В.И.Глухов. – Иваново, 1991. – 176 с.

studfiles.net

20. Сатирическая журналиситка конца 60 – начала 70-х годов XVIII века. Творчество н.И. Новикова.

Что касается XVIIIвека, то в истории России в первую очередь выделяется первая третьXVIIIвека, время, называемое "петровскими преобразованиями". Именно в этот период произошел коренной переворот в жизни людей, отмеченный ломкой старых устоявшихся средневековых традиций и появлением новых черт, обозначивших переход России в новый период ее истории.

Последнюю треть XVIIIвека чаще всего связывают с развитием просветительства в России. Именно в эти годы оно стало ведущим направлением общественной мысли и общественного движения. ПоэтомуXVIIIвек часто называют "веком Просвещения".

Просвещение, широкое идейное течение, связанное с борьбой буржуазии против феодализма, зародилось почти одновременно в разных странах Европы. Движимые чувством гражданственности, любви к Отечеству, они развернули широчайшую общественную деятельность по пропаганде своих взглядов. Так, крупнейший журналист и издатель того времени Н.И. Новиков выпустил в своей типографии более тысячи названий книг. Он издавал журналы, выступал как драматург, писатель, критик. Своеобразие русского Просвещения было также и в том, что вокруг императрицы сложилась мощная когорта видных государственных и военных деятелей, отстаивавших незыблемость самодержавно-крепостнического строя.

Однако за несколько месяцев до Великой французской революции заигрывание с просветителями прекратилось. У Новикова отобрали типографию, Радищева сослали в Сибирь, Я.Б. Княжнин был брошен в тюрьму. Свирепствовала цензура. Просвещение ограничивалось обучением простой грамоте.

В этой обстановке с конца 50-х – начала 60-х годов XVIIIвека в России происходит оформление первых антидворянских течений в литературе и публицистике. "Вольномыслие" ЕкатериныII, ее заигрывание с передовыми философами Западной Европы имело откровенно показной характер. Никто лучше самой Екатерины не сумел определить смысл ее просветительства как преднамеренную, обдуманную тактику лжи и обмана, тактику монарха, живущего в новых исторических условиях, условиях века Просвещения.

Первый журнал, "Всякая всячина", на улицах Петербурга появился 2 января 1769 года. Издавал его статс-секретарь Екатерины IIГригорий Васильевич Козицкий, но за его спиною стояла сама императрица. Она решила выступить на поприще журналистики для того, чтобы проконтролировать общественной мнение в России. Екатерина рассчитывала на то, что пример "Всякой всячины" вызовет подражание, и постаралась ему содействовать. Так, желающие выпускать новый журнал могли подавать прошения в Академическую комиссию (распоряжавшуюся единственной на то время типографией в Петербурге) без оглашения имен. Вследствие этого мы так и не знаем, кто выпускал, например, журнал "Смесь".

Возникали журналы в следующем порядке. "Всякая всячина", как мы сказали выше, стала выходить в начале января. За нею, в конце того же месяца, выступил журнал "И то и сё", в феврале возник "Ни то ни сио". В апреле появилась "Смесь", в мае – "Трутень", и, наконец, в июле читатели познакомились с "Адской почтой". Тиражи изданий были также различны и испытывали колебания. Интересный факт – число читателей "Всякой всячины" неуклонно падало (с 1692 экземпляров до 600), зато тираж "Трутня", главного оппонента "Всякой всячины", возрастал.

Большинство журналов закончилось в 1769 году. В 1770 г. свои выпуски продолжили только "Трутень" и "Всякая всячина".

В журналах шла речь прежде всего о том, что должно быть объектом журнальной сатиры и в каких пределах эта сатира вообще допустима в печатных изданиях.

Журналистская деятельность Н.И. Новикова и его журналы "Трутень" и "Живописец"

В мае 1769 г. начинает выходить журнал "Трутень", который не только не поддержал курс, предложенный "Всякой всячиной", но вступил с ней в прямую полемику. Издателем "Трутня" был Николай Иванович Новиков (1744 - 1818) - яркий публицист и просветитель XVIII в. Он родился в дворянской семье среднего достатка. Обучался одновременно с Фонвизиным в дворянской гимназии при Московском университете, но был исключен из нее "за леность и нехождение в классы". В 1767 - 1768 гг. состоял одним из секретарей Комиссии по составлению нового Уложения. Эпиграфом к своему журналу "Трутень" Новиков взял стих из притчи Сумарокова "Жуки и Пчелы": "Они работают, а вы их труд ядите".

В названии журнала было заключено два значения. Первое, рассчитанное на цензуру, служило своего рода прикрытием для второго. В предисловии, помещенном на первом листе журнала, издатель признавался в своей неизлечимой лености, которая якобы и была причиной "сему изданию".

Второй и главный смысл названия журнала был связан с основным объектом сатиры Новикова - с дворянами-крепостниками, социальными трутнями, живущими за счет крепостных крестьян. Социальная позиция "Трутня" раздражала издателей "Всякой всячины" и вызвала на страницах журнала острые споры.

Полемика между "Всякой всячиной" и "Трутнем" велась по двум тесно связанным между собой вопросам. В первом из них речь шла о предмете сатиры. Журнал Новикова утверждал, что сатира должна метить непосредственно в носителей зла.

"Всякая всячина", напротив, взяла за правило осуждать только пороки, а не их конкретных представителей.

Второй вопрос касался характера сатиры, т.е. той позиции, которую займет сатирик по отношению к носителям зла. Особую остроту придавало этому спору то обстоятельство, что объектом сатиры фактически были дворяне и весь бюрократический аппарат. Что касается крестьян, то они по своему зависимому и бесправному положению могли быть лишь объектом сочувствия и сострадания. Поэтому вопрос о характере сатиры подразумевал степень критического отношения к дворянству и бюрократии.

Екатерина II не смогла скрыть своего раздражения независимой позицией "Трутня". Начались угрозы в сторону «Трутня». Угроза Екатерины не испугала Новикова.

Смелое поведение Новикова окончательно вывело Екатерину из себя. На статью Правдолюбова она ответила короткой репликой, которая начиналась словами: "На ругательства, напечатанные в "Трутне", мы ответствовать не хотим, уничтожая оные... " Слово "уничтожая" Екатерина употребила в смысле "пренебрегая", "презирая". Она явно хотела закончить невыгодный для нее диспут.

Но в ответ на ее выпад последовало еще более резкое и пространное письмо Правдолюбова. Полемика разгоралась, и потушить ее Екатерине не удалось.

В своем ответном письме Правдолюбов не только парирует доводы Екатерины, но наносит ей лично болезненные для самолюбия удары. Обыгрывается немецкое происхождение Екатерины и плохое знание русского языка. Императрица не всегда была в ладах с русской грамматикой, и ее сочинения исправляли секретари. Конечно, Новиков делает вид, что он полемизирует с журналом, с равным себе собратом, но удары его направлены против тайного вдохновителя "Всякой всячины", против императрицы.

Непоследовательность тактики Екатерины II проявилась не только в том, что, взяв на себя руководство сатирическим журналом, она фактически отказалась от сатиры, но и в том, что, старательно скрывая свое руководство журналом, она неоднократно прибегала к угрозам, приличествующим только высшей власти.

Потерпев поражение в полемике с "Трутнем", Екатерина решила воспользоваться правом сильного. В следующем 1770 г. большая часть сатирических журналов была закрыта. Остались лишь "Всякая всячина" под новым названием "Барышок всякой всячины" и "Трутень". Но существование "Трутня" было оплачено Новиковым дорогой ценой. На это намекает новый эпиграф к журналу, взятый из притчи Сумарокова "Сатир и Гнусные люди": "Опасно наставленье строго, // Где зверства и безумства много". Пришлось отказаться от обличения помещиков-крепостников и недобросовестных судей. Вместо них сатирическому осмеянию подвергаются кокетки, щеголихи, бездарные писатели. Но и в таком виде "Трутень" просуществовал лишь до конца апреля 1770 г.

Однако Новиков не намеревался складывать оружие и ждал благоприятного случая для выпуска нового журнала. Через два года такой случай представился. В 1772 г. Екатерина II написала комедию "О время!", в которой осмеивала реакционеров, якобы недовольных политикой правительства. Новиков решил использовать сам факт появления этой пьесы как разрешение сатирических изданий и даже сделал попытку заручиться покровительством высших властей. Новый журнал Новикова назывался "Живописец". В первом же номере издатель помещает обращение к "неизвестному" сочинителю комедии "О время! " и приглашает его сотрудничать в своем журнале. Было сделано предложение прислать в "Живописец" что-либо из его сочинений. Расчет Новикова увенчался полным успехом. Екатерина ответила издателю "Живописца" благосклонным письмом, которое было тут же опубликовано на страницах журнала.

Заручившись сильным, хотя и мало надежным покровительством, Новиков решил вернуться к крестьянской теме, столь удачно представленной в "Трутне" копиями "с отписок".

Журнал "Живописец" просуществовал еще меньше, чем "Трутень". В конце 1772 г. он был закрыт. Спустя 20 лет,1 августа 1792 г. императрица подписала указ о заключении Новикова в Шлиссельбургскую крепость на 15 лет. В указе говорилось, что и это решение было смягчением "нещадной" казни (т.е. смертной), которой он подлежал бы по силе законов за свои "преступления". Четыре с половиной года провел Новиков в крепости, терпя крайнюю нужду в самом необходимом, даже в лекарствах. Император Павел I в первый же день своего царствования освободил Новикова. Николай Иванович был взят в крепость еще в полном развитии его сил и энергии, а вышел оттуда "дряхл, стар, согбен". Он вынужден был отказаться от всякой общественной деятельности и до самой своей смерти (31 июля 1818 г) прожил почти безвыездно в Авдотьине, заботясь о нуждах своих крестьян и об их просвещении.

studfiles.net

Литература последней трети XVIII века Журнальная сатира 1769

В конце 1760-х - начале 1770-х годов русская сатира претерпевает существенные изменения, касающиеся ее жанровой системы и художест­венных форм: традиционные для классицизма поэтические жанры уступа­ют место прозаическим, прослеживается явное стремление к демократиза­ции, вообще характерное для литературного процесса этого периода. Эти тенденции отразились в сатирических журналах 1769-1774 годов.

Инициатива выпуска подобных изданий исходила от императрицы Екатерины II, видящей в литературе средство идеологического контроля над умами своих подданных. С начала 1769 года выходит первый русский еженедельный сатирический журнал "Всякая всячина", издание которого осуществлялось личным секретарем Екатерины Г.В. Козицким под негласным руководством императрицы. Екатерина 11 призвала литераторов к изданию подобных журналов, и через короткое время стали появляться другие периодические издания: еженедельник М.Д.Чулкова "И то и сио", еженедельник В.Г.Рубана "Ни то ни сио в прозе и стихах", "Поденьщина" В.В.Тузова. "Адская почта'' Ф.А.Эмина и др. Многие журналы не имели четко выраженной идеологической программы. На этом фоне выделяется журнал Н.И.Новикова "Трутень", с появлением которого на страницах периодических изданий развернулась полемика о сущности сатиры и произошло размежевание сил в стане журнальных издателей.

Направляя общественное мнение, "Всякая всячина" дала официаль­ную трактовку назначения сатиры. Она определила принципы сатириче­ского изображения: "добросердечный сочинитель" должен критиковать общечеловеческие недостатки, а не высмеивать конкретные социальные пороки и их реальных носителей: "не целить на особ, но единственно на пороки"'. Более того, пороки, которые процветали в России, - самодурство чиновников, взяточничество, казнокрадство, деспотизм помещиков - объ­являлись человеческими слабостями, требовавшими снисхождения. При таком понимании функции сатиры допустимость критики социальных по­роков сводилась на нет. Первым с критикой ''Всякой всячины" выступил журнал "Смесь", по самое активное противодействие позиции Екатерины относительно понимания общественной роли сатиры оказал "Трутень". В письме Правдулюбова. напечатанном в "Трутне", открыто отвергалась са­тира на общий порок и отстаивалась "'сатира на лицо''.

Журналы ни. Новикова

Необходимо остановиться на характеристике периодических изда­ний Новикова, одного из самых значительных деятелей русской литерату­ры и культуры в целом, известного своими грудами на ниве просвещения. Идейная направленность журналов Новикова определяется эпиграфом, взятым из басни Сумарокова к "Трутню": "Они работают, а вы их труд ядите". Г. Макогоненко формулирует три главные задачи, поставленные перед журналами их издателем: "Сатирически изображать действитель­ность, пропагандировать важнейшие просветительские истины, и прежде всего идею равенства людей ("крестьяне подобны во все дворянам"), и, на­конец, заниматься нравственным воспитанием читателей" (Макогоненко Г. От Фонвизина до Пушкина / Г. Макогоненко. - М.. 1969. - С. 290). Эти за­дачи определяют своеобразие форм и эстетические особенности видов журнальной сатиры. Это письма к издателю от разных лиц, переписка, га­зетные объявления, рецепты, портреты, стихотворные сказки, песни. Необ­ходимо разобраться и в тематическом многообразии, предлагаемом журна­лами, а для того выделить ведущие темы: это сатирическое обличение гос­подствующего сословия и крепостного гнета, государственных порядков, неправосудия, безнравственности дворян; изображение тяжелого положе­ния крестьян; борьба с невежеством, галломанией, щегольством.

В соответствии с жанровыми формами Новиков создавал условные образы Недоумов, Безрассудов, Стозмеев, что было характерно для классицизма. Но узкие рамки этого метода мешали ему в реализации просветительских взглядов на социальную жизнь России. В своей художе­ственной практике он отступил от принципов классицистической эстетики - с этим связано требование сатиры не на общие пороки, а на конкретные лица. В то же время Новиков изображал не индивидуальные и случайные явления, а создавал конкретные и типические характеры русских помещи­ков и чиновников. Им руководило убеждение, что существующий режим несправедлив, неразумен, и потому должен быть изменен в соответствии с требованиями человеческого разума. Заслуга Новикова состоит в том, что он счел возможным сделать народную жизнь темой искусства, дать кон­кретные подробности и детали притеснения и разорения помещиком рус­ских крестьян, что также входило в противоречие с эстетикой классициз­ма.

Самым значительным из новиковских изданий явился "Живописец" (1772), но и во всей своей литературно-общественной деятельности 1770-х годов он не отступал от заложенных еще в "Трутне" методов изображения действительности. Результатом ее стали "Кошелек"' [1774], "Древняя российская вивлиофика" (1773 - 1775), "Повествователь древностей россий­ских" (1776) и др.

Конец 1770-х - 1780-е годы отмечены активизацией издательской деятельности Новикова. С 1778 года он взял в аренду типографию москов­ского университета и организовал массовое издание журналов и книг раз­ного содержания. Новиков издает газету "Московские Ведомости", журна­лы "Утренний свет', "Московское ежемесячное издание", "Покоющийся трудолюбец", "Детское чтение" и другие, открывает первую публичную библиотеку в Москве, заботится о распространении книг в провинции. Все это дало возможность В.О.Ключевскому назвать 1779 - 1789-е годы "новиковским десятилетием".

Тексты

Статьи из журналов "Трутень", "Живописец" (Копия с отписок; Копия с другой отписки; Копия с помещичьего указа; Отрывок путешествия в*** И. Т.; Письма к Фалалею) / Русская литература XVIII века / сост. Г.П. Макогоненко. - Л., 1970. - С. 273 - 276, 282 - 287. Основная литература

Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина / Г.П. Макогоненко. - М, 1969.-С. 267-185.

Лотман Ю.М. Пути развития русской просветительской прозы XVh2 века / Ю.М. Лотман // Проблемы русского Просвещения в литературе XVIII века. - М.;Л., 1961.- С. 92-96.

Татаринцев А.Г. Идейно-эстетическая позиция автора "Отрывка путешествия в*** И.Т." / А.Г. Татаринцев // Н.И. Новиков и общественно-литературное движение его времени. XVIII век. - Л., 1976. - Сб. II. -С.83- 103.

Дополнительная литература

Иванова Т.В. Н.И. Новиков или Д.И.Фонвизин? (Атрибуция «Писем к Фалалею») / Т.В.Иванова // Вестн. Москов. ун-та. – Сер. 8. – 1990. – № 5. – С. 27-39.

Глухов В.И. Н.И.Новиков как писатель-сатирик / В.И.Глухов. – Иваново, 1991. – 176 с.

studfiles.net


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта