Первая мировая война и русская литература. Северные записки журнал
Цветаевский квартал в Петербурге ©: v_murza
«Начало января 1916 года, начало последнего года старого мира. Разгар войны. Темные силы.Сидели и читали стихи. Последние стихи на последних шкурах у последних каминов...Пир во время Чумы? Да. Но те пировали - вином и розами, мы же - бесплотно, чудесно, как чистые духи - уже призраки Аида - словами: звуком слов и живой кровью чувств». 8 октября 1892 г., ровно 125 лет назад, родилась Марина Ивановна Цветаева.Выше приведены строки из ее очерка «Нездешний вечер» [1]. Был он опубликован в Париже в 1936 г., через 20 лет после описываемых событий в зимнем Петрограде, где она встретила последний год старого мира, от Р.Х. 1916-й. «Над Петербургом стояла вьюга. Именно - стояла: как кружащийся волчок - или кружащийся ребенок - или пожар. Белая сила - уносила.Унесла она из памяти и улицу и дом, а меня донесла - поставила и оставила - прямо посреди залы - размеров вокзальных, бальных, музейных, сновиденных...». 
«— А что это еще за цветаевский квартал выдумал автор? — такою, полагаю, будет мысль большинства читателей,— Марина Цветаева москвичка, да и Петербург посетила всего один раз».
СКОЛЬКО РАЗ МАРИНА ЦВЕТАЕВА БЫЛА В ПЕТЕРБУРГЕ? На этот вопрос ответить не так просто. Была предсвадебная поездка в январе 1912 г., о которой никакой информации вы у биографов М.Ц. не найдете. О ней она упоминает в письме к М. Волошину от 10.01.1912 г. [2]: «Милый Макс, сейчас я у Сережиных родственников в П<етер>бурге [сестра Сергея Эфрона Анна Яковлевна и ее муж, Александр Владимирович Трупчинский]».
Впечатления от зимнего путешествия 1915-1916 гг. были настолько сильны, что сама М.Ц. восприняла этот приезд в Петроград, как первый. «Я в первый раз в жизни была в Петербурге... и был такой мороз — и в Петербурге так много памятников — и сани так быстро летели — все слилось, только и осталось от Петербурга, что стихи Пушкина и Ахматовой. Ах, нет: еще камины. Везде, куда меня приводили, огромные мраморные камины, — целые дубовые рощи сгорали!» [3].
И было третье ее пришествие 18 июня 1939 г. с рейсом Гавр-Ленинград на пароходе «Мария Ульянова». Но возвращалась она на родину тайно и уже на следующий день была в Москве. По-видимому, рядом находились люди в штатском с внимательными и усталыми глазами.
Тот второй и главный приезд ее в наш город в последний год старого мира был многознаменательным во всех отношениях. А все связанные с ним питерские дома находятся на одной улице — Саперном переулке в Литейной части. Так распорядилась судьба. Современное фото Саперного переулка в заголовке поста.
ДОМ № 10. «ЛОРД» В конце декабря 1915 г. Марина Цвеаева и ее возлюбленная Софья Парнок прибыли в Петроград в гости к «литературной тетушке», издательнице журнала «Северные записки» Софье Чацкиной (1878-1931) и ее мужу, переводчику и редактору Якову Сакеру. О романе М.Ц. и Парнок см. пост автора «Незнакомка с челом Бетховена» . Этому роману мы обязаны появлением цикла замечательных стихов «Подруга».
Под лаской плюшевого пледаВчерашний вызываю сон.Что это было? — Чья победа? —Кто побежден?
Всё передумываю снова,Всем перемучиваюсь вновь.В том, для чего не знаю слова,Была ль любовь?
Кто был охотник? Кто — добыча?Всё дьявольски-наоборот!Что понял, длительно мурлыча,Сибирский кот?...
Парнок была сотрудником «Северных записок». Она и познакомила М.Ц. с Чацкиной, покровительницей молодых талантов Серебряного века. С начала 1915 г. и до закрытия журнала после октября 1917 г. «Северные записки» регулярно печатали стихи и переводы М.Ц. В те времена она не любила получать литературных гонораров и издатели журнала оплачивали ее труд подарками и приглашениями. «Софья Исааковна Чацкина и Яков Львович Сакер, так полюбившие мои стихи, полюбившие и принявшие меня как родную, подарившие мне три тома Афанасьевских сказок и двух рыжих лисиц (одну — лежачую круговую, другую — стоячую: гонораров я не хотела) — и духи Jasmin de Corse — почтить мою любовь к Корсиканцу, — возившие меня в Петербурге на острова, в Москве к цыганам, все минуты нашей совместности меня праздновавшие…Софья Исааковна Чацкина и Яков Львович Сакер, спасибо за праздник — у меня его было мало» .
Главным событием этого праздника стал литературный вечер в доме инженера-кораблестроителя, директора Николаевских верфей и потомственного дворянина Иоакима Самуиловича Канегиссера (1860-1930). На нем Цветаева читала свои стихи блестящему собранию элиты Серебряного века, и это был ее триумф.
«Сижу в той желтой зальной … пустыне и читаю стихи, не читаю - говорю наизусть. … Читаю в первую голову свою боевую Германию:
Ты миру отдана на травлю, И счета нет твоим врагам. Ну, как же я тебяоставлю? Ну, как же я тебя предам?И где возьму благоразумье "За око - око, кровь - за кровь"? Германия,мое безумье! Германия, моя любовь! ...
Эти стихи Германии - мой первый ответ на войну. В Москве эти стихи успеха не имеют, имеют обратный успех. Но здесь, - чувствую - попадают в точку, в единственную цель всех стихов - сердце…Читаю еще:
Я знаю правду! Все прежние правды - прочь! Не надо людям с людьми наземле бороться! Смотрите вечер' Смотрите уж скоро ночь! О чем - поэты,любовники, полководцы?
Уж ветер стелется, уже земля в росе, Уж скоро звездная в небе застынетвьюга, И под землею скоро уснем мы все, Кто на земле не давали уснуть другдругу.
Читаю весь свой стихотворный 1915 год - а все мало, а все - еще хотят. Ясно чувствую, что читаю от лица Москвы и что этим лицом в грязь - не ударяю, что возношу его на уровень лица - ахматовского. Ахматова! - Слово сказано. Всем своим существом чую напряженное - неизбежное - при каждой моей строке - сравнивание нас (а в ком и - стравливание): не только Ахматовой и меня, а петербургской поэзии и московской, Петербурга и Москвы».
Дом Каннегисеров (Саперный пер., 10) был широко известен в литературно-художественных кругах северной столицы. Он часто упоминается в мемуарах: «Дом существует. На доме (на крыше) какая-то архитектурная деталь. Креститься на Дом нельзя — это не церковь. Перекрестить его можно — пусть существует долго, долго — так как вечного ничего на земле нет…» (О.Н. Арбенина-Гильдебрандт [4]) .
Двор-курдонер дома № 10 со стороны Гродненского пер.
Семья Канегиссеров занимала сдвоенную квартиру № 4/5 на третьем этаже, с окнами и эркерами на обе стороны дома, громадными каминами и залой вокзальных размеров. М.Ц. подружилась с этой семьей. В «Нездешнем вечере» она пишет о сыновьях И. Канегиссера — Сергее и Леониде: «Леня — поэт, Сережа — путешественник, и дружу я с Сережей... Леня для меня слишком хрупок, нежен... цветок». Леонид Канегиссер (1896-1918), названный «цветком», ближайший друг Сергея Есенина, хладнокровно пристрелит председателя Петроградской ЧК Моисея Урицкого и будет казнен в октябре 1918 г.
«После Лени осталась книжечка стихов — таких простых, что у меня сердце сжалось: как я ничего не поняла в этом эстете, как этой внешности — поверила» . Сергей Канегиссер покончит с собой в 1917 г.
Хозяина квартиры М.Ц. про себя называла Лордом. «—А, так вот вы где? - важный пожилой голос. Отец Сережи и Лени, известный строитель знаменитого броненосца - высокий, важный, иронический, ласковый, неотразимый…- Почему поэты и поэтессы всегда садятся на пол? Разве это удобно? Мне кажется, в кресле гораздо приятнее...- Так ближе к огню. И к медведю.- Но медведь - белый, а платье - темное: вы вся будете в волосах.- Если вам неприятно, что я сижу на полу, то я могу сесть на стул! - я, уже жестким голосом и с уже жаркими от близких слез глазами (Сережа, укоризненно: "Ах, папа!..").- Что вы! Что вы! Я очень рад, если вам так - приятно... (Пауза.) И по этой шкуре же все ходят...-Crime de lese-Majeste! То же самое, что ходить по лилиям.- Когда вы достаточно изъявите ему свое сочувствие, мы пройдем в гостиную и вы нам почитаете. Вас очень хочет видеть Есенин - он только что приехал».
И.С. Канегиссер («Лорд»)
И самый большой след в душе М.Ц. оставило знакомство с поэтом Михаилом Кузминым (1872-1936). «И вот, с конца залы, далекой - как в обратную сторону бинокля, огромные - как в настоящую его сторону - во весь глаз воображаемого бинокля - глаза.Над Петербургом стояла вьюга и в этой вьюге - неподвижно как две планеты - стояли глаза.Стояли? Нет, шли. Завороженная, не замечаю, что сопутствующее им тело тронулось, и осознаю это только по безумной рези в глазах, точно мне в глазницы вогнали весь бинокль, краем в край.С того конца залы - неподвижно как две планеты - на меня шли глаза.Глаза были - здесь.Передо мной стоял – Кузмин.— Мы все читали ваши стихи в "Северных Записках". Это была такая радость. Когда видишь новое имя, думаешь: еще стихи, вообще стихи, устное изложение чувств. И большею частью - чужих. Или слова - чужие. А тут сразу, с первой строки - свое, сила. "Я знаю правду! Все прежние правды - прочь!". И это мы почувствовали - все…».
Влияние Кузмина на поэзию М.Ц.— это за пределами данного рассказа. Но упомянутый многократно очерк Цветаевой 1936 г. был ему реквиемом. Встреча двух поэтов в доме Канегиссера была в их жизни единственной. В неотправленном письме Кузмину 1921 г. [3] М.Ц. пишет о второй встрече — в Лавке Писателей, уже с книгой Кузмин: «Нездешние вечера».
...Вы так близки мне, так родны,Что кажетесь уж нелюбимы.Должно быть, так же холодныв Раю друг к другу серафимы.Но спутник мой - одна правдивость,И вот - пусты, как дым и тлен,И бесполезная ревнивость,И беглый чад былых измен.И вольно я вздыхаю вновь,По-детски вижу совершенство:Быть может, это не любовь,Но так похоже на блаженство! (М.К.)
Еще у М.Ц. была на этом вечере вторая, после коктебельского лета 1915 г., встреча с Осипом Мандельштамом, ставшая началом их короткого романа.
В феврале и весной 1916 года он несколько раз приезжал к Цветаевой в Москву.
Ты запрокидываешь головуЗатем, что ты гордец и враль.Какого спутника веселогоПривел мне нынешний февраль!
Преследуемы оборванцамиИ медленно пуская дым,Торжественными чужестранцамиПроходим городом родным.
Чьи руки бережные нежилиТвои ресницы, красота,И по каким терновалежиямЛавровая твоя верста...—
Не спрашиваю. Дух мой алчущийПереборол уже мечту.В тебе божественного мальчика,—Десятилетнего я чту.
Помедлим у реки, полощущейЦветные бусы фонарей.Я доведу тебя до площади,Видавшей отроков-царей...
Мальчишескую боль высвистывай,И сердце зажимай в горсти...Мой хладнокровный, мой неистовыйВольноотпущенник — прости!
К большому разочарованию М.Ц. на вечере у Канегиссеров не присутствовала Анна Ахматова. «Читают Леня, Иванов, Оцуп, Ивнев, кажется - Городецкий. Многих - забыла. Но знаю, что читал весь Петербург, кроме Ахматовой, которая была в Крыму, и Гумилева - на войне.Читал весь Петербург и одна Москва....А вьюга за огромными окнами недвижно бушует. А время летит. А мне, кажется, пора домой, потому что больна моя милейшая хозяйка, редакторша "Северных Записок", которая и выводит меня в свет: сначала на свет страниц журналов (первого, в котором я печатаюсь), а сейчас - на свет этих люстр и лиц».
ДОМ «СЕВЕРНЫХ ЗАПИСОК» № 21 «Пора домой…»,— а это совсем рядом, в 5-ти минутах ходьбы. «Милейшая хозяйка» Софья Чацкина проживала со своим мужем Я. Сакером (родной брат жены «Лорда» И. Канегиссера) в д. № 21 по Саперному переулку (см. «Весь Петроград» за 1915-17 гг.). Здесь же находилась редакция журнала «Северные записки».
«Дом <Северных Записок> был дивный дом - сплошной нездешний вечер. Стены книг, с только по верхам приметными темно-синими дорожками обоев, точно вырезанными из ночного неба, белые медведи на полу, день и ночь камин, и день и ночь стихи, особенно - "ночь". Два часа. Звонок по телефону: "К вам не поздно?" - "Конечно, нет! Мы как раз читаем стихи".- Это "как раз" было – всегда».За короткий срок существования журнал стал заметным явлением, сумел привлечь массу интересных авторов — почти все акмеисты (Городецкий, Гумилев, Мандельштам, Ахматова и др.) побывали и на его страницах, и на вечерах гостеприимной Софьи Львовны. Одними из самых активных авторов были Бунин (в качестве поэта) и Есенин, первые переводы С. Маршака из Уильяма Блейка тоже появились здесь [5].
Но М.Ц. немного лукавила. Ждала ее в тот вечер Софья Парнок, о чем она призналась позже в письме к М. Кузмину [3]. «Это было так. Я только что приехала. Я была с одним человеком, т.е. это была женщина. — Господи, как я плакала! — Но это неважно. Ну, словом, она ни за что не хотела, чтобы я ехала на этот вечер и потому особенно меня уговаривала. Она сама не могла — у нее болела голова — а когда у нее болит голова — а она у нее всегда болит — она невыносима. (Темная комната — синяя лампа — мои слезы...) А у меня голова не болела — никогда не болит! — и мне страшно не хотелось оставаться дома) из-за Сони, во-вторых п. ч. там будет К<узмин> и будет петь.—Соня, я не поеду! — Почему? Я ведь все равно — не человек. — Но мне Вас жалко. — Там много народу, — рассеетесь. — Нет, мне Вас очень жалко. — Не переношу жалости. Поезжайте, поезжайте. Подумайте, Марина, там будет Кузмин, он будет петь. — Да — он будет петь, а когда я вернусь. Вы будете меня грызть, и я буду плакать. Ни за что не поеду! — Марина! —Голос Леонида: — М<арина> И<вановна>, Вы готовы?Я, без колебания: — Сию секунду!».Вернувшись домой после вечера у Канегиссеров, так и не услышав пения Кузмина, М.Ц. обнаружила свою подругу спящей. Через месяц они расстались.
Вспомяните: всех голов мне дорожеВолосок один своей головы.И идите себе... Вы тоже,И Вы тоже, и Вы.
Разлюбите меня, все разлюбите!Стерегите не меня поутру,Чтоб могла я спокойно выйтиПостоять на ветру.
ДОМ № 13 С «ДИКИМИ АТЛАНТАМИ»
Доходный дом С.Ф. Англареса (№ 13 по Саперному пер.) — один из самых забавных в Санкт-Петербурге. Его украшают четыре бородатых атланта в звериных шкурах. А еще кариатиды, голые младенцы, маскароны в виде львиных, кошачьих, драконьих голов и много всякой всячины.
Он расположен наискосок от дома № 10 и тоже связан с М.Ц. Здесь в 1910-е гг. жила Анна Яковлевна Трупчинская (1883-1971) старшая сестра Сергея Эфрона, мужа Марины Цветаевой.
Говорят, что М.Ц. с сыном Георгием, прибыв в Ленинград в 1939 г., сразу же отправились к Трупчинской. Но та не решилась впустить в дом путешественников. Были веские причины для такой осторожности: и самой Трупчинской, и ее дочери-студентке уже приходилось ходить на «собеседования» в так называемый Большой дом, выросший очень быстро в той же Литейной части Петербурга. Родственница спустилась к Цветаевой, и они долго гуляли втроем по Ленинграду. В тот же вечер на поезде Марина Ивановна с сыном уехали в Москву.Впрочем, документального подтверждения этой версии я нигде не нашел.
Марина Цветаева. Фото 1939 г.
Источники1. Марина Цветаева. Нездешний вечер. Избранные сочинения в 2-х томах. т.2. Автобиографическая проза. Воспоминания. Дневниковая проза. Статьи. Эссе. -М.: "Литература"; СПб: "Кристалл",1999.2. Сайт «Наследие Марины Цветаевой». Письма М.А. Волошину.3. Марина Цветаева. Разные письма. М.Ц - М.А. Кузмину.4. 4. Глеб Морев «Из истории русской литературы 1910-х годов: к биографии Леонида Каннегисера».Дневники О.Н. Арбениной-Гильдебрандт.5. Сайт Grad Petra. Сапёрный пер., дом 21.
v-murza.livejournal.com
sevzap.review.htm
Иванникова В.В. ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЖУРНАЛ “СЕВЕРНЫЕ ЗАПИСКИ” 1913—1917: Указатель содержания. — Саратов: Изд-во Саратовского пединститута, 2000. — 152 с. — 100 экз.
Журнал “Северные записки” — своеобразное и достаточно яркое явление в спектре русской журналистики предреволюционного периода: в нем печатались Г.В. Адамович, А.А. Ахматова, К.Д. Бальмонт, А. Белый, А.А. Блок, В.Я. Брюсов, И.А. Бунин, С.И. Гессен, Н.С. Гумилев, С.А. Есенин, В.М. Жирмунский, Вяч.И. Иванов, Н.А. Клюев, М.А. Кузмин, Г.А. Ландау, Н.О. Лернер, О.Э. Мандельштам, К.В. Мочульский, Н.В. Недоброво, Ю.А. Никольский, С.Я. Парнок, Н.Н. Пунин, А.М. Ремизов, Б.А. Садовской, С.Н. Сергеев-Ценский, Ф. Сологуб, Ф.А. Степун, Е.В. Тарле, Я.А. Тугенхольд, В.Ф. Ходасевич, М.И. Цветаева, И.С. Шмелев, Б.М. Эйхенбаум, Б.В. Яковенко и многие другие заметные литераторы того времени. Однако специальные работы об этом издании практически отсутствуют; нет о нем главы и в монографии “Русская литература и журналистика начала ХХ века. 1905—1917. Буржуазно-либеральные и модернистские издания” (М., 1984). Работа В.В. Иванниковой в определенной степени восполняет образовавшийся пробел. В обширном шестидесятистраничном предисловии составитель описывает структуру журнала, характеризует опубликованные в нем литературные произведения, литературно-критические, философские, искусствоведческие и публицистические статьи, стремится выявить специфические черты издания. В.В. Иванникова пишет о том, что хотя в журнале активно сотрудничали эсеры, его отнюдь нельзя назвать партийным изданием, скорее он тяготел к литературно-эстетическому и философскому осмыслению происходящих событий. В прозе ““Северные записки” проявляют интерес к внешне бесфабульным, без четко прописанного сюжета произведениям, авторы которых сосредоточены на том, чтобы уловить и запечатлеть преходящие, неуловимые душевные настроения, сердечные переживания, вызванные внешне алогичным, стихийным движением природного мира или колебаниями человеческих взаимоотношений, и оставляющие глубокий след в сознании героев” (с. 10). Кроме того, журнал проявляет “обостренный интерес” к “женской литературе” и женской теме (среди 270 авторов журнала более 40 были женщинами, с. 11). Журнал тяготел к “новому искусству” — здесь печатались почти все лучшие поэты Серебряного века, а также такие пропагандисты модернистского искусства, как Н.Н. Пунин и Я.А. Тугенхольд. Что касается философско-культурологических статей, опубликованных в “Северных записках”, то тут журнал, как пишет В.В. Иванникова, стал продолжателем философского ежегодника “Логос”, выходившего с 1910 по 1914 г. (речь идет о таких авторах, как Б.В. Яковенко, Ф.А. Степун, С.И. Гессен). Рисуя “профиль” журнала, В.В. Иванникова почему-то опускает одну его черту — издательницей журнала была еврейка С.И. Чацкина и в составе авторов журнала было очень много евреев. Никак не концентрируясь на “еврейской теме”, журнал в то же время воплощал ценности той ассимилированной еврейской среды, которая тем не менее еще в определенной степени сохраняла многие элементы еврейского мировоззрения и еврейской культуры. Осознать этот факт, а тем более изучить “Северные записки” в этом аспекте — интересная и актуальная задача. Что касается самой росписи содержания, то выполнена она добросовестно, но не совсем профессионально. Не стоило давать вначале название произведения, а затем имя его автора, что затрудняет пользование указателем; псевдонимы следовало раскрыть в самой росписи, а не в указателе авторов журнала. И наконец, последнее. Если уж принято было решение сделать указатель авторов аннотированным (что в принципе следует приветствовать), то следовало проделать эту работу более основательно. Пока же остались не использованными многие легко доступные источники (об архивах я не говорю). Например, из исторического альманаха “Минувшее” (к которому в 25-м томе имеется именной указатель) составитель могла почерпнуть даты жизни Д.И. Выгодского, А.Я. Гуревич, Я.Я. Гуревич, В.В. Португалова, Е.А. Сталинского, из энциклопедического словаря “Книговедение” (М., 1982) — даты жизни П. Витязева (Ф.И. Седенко), из справочника Н. Мацуева “Русские советские писатели” (М., 1981) — О.Б. Румера (это, кстати, мужчина, а не женщина, как полагает составитель), из указателя имен к “Указателю заглавий произведений художественной литературы” (Т. 7. М., 1995) — Я.Я. Страуяна, Франца Набля, М.Н. Слепцовой, из “Краткой литературной энциклопедии” — Пьера Милля. Я думаю, что, учитывая ничтожный тираж указателя, его следует переиздать, внеся разного рода уточнения. Но и то, что уже сделано составителем, заслуживает положительной оценки.
А
tinavalend1.narod.ru
Саперный переулок 21
Саперный пер. 21
![]() |
Дом 21. Вид в сторону ул. Восстания |
Доходный дом
В середине XIX века участок принадлежал Анне Андреевне Мертенс, наследнице титулярного советника. Там стоял трехэтажный каменный дом, который, видимо, позже был надстроен.
Самая яркая страница истории дома была написана в начале XX века. Здесь жили издатели толстого (т. е. литературного и общественно-политического) журнала "Северные записки" Софья Львовна Чацкина и Яков Львович Сакер. Журнал выходил с января 1913 года по январь 1917-го. Издатели по своим политическим убеждениям были близки к эсерам. Яков Львович родился в 1869 году. Учился в реальном училище, в последнем классе которого был арестован за политическую деятельность. Поскольку повод для ареста был ничтожный, да и лет Якову было всего 15, то его быстро выпустили. Он уехал в Германию, гда получил степень доктора права. Вернулся в Россию, по-видимому с прежними убеждениями, потому что последовала ссылка в Олонецкую губернию, потом в Полтаву. Профессия юриста тогда приносила неплохой доход, и на жизнь, видимо, все-таки хватало. В журнале же первую роль играла его жена Софья Львовна (1878–1931). Видимо, поэтому женская тема в журнале занимала столь видное место. Даже не без излишеств (современным культурным лесбиянкам этот журнал до сих пор дорог и близок). Там печаталась не только Марина Цветаева, активной сотрудницей "Северных записок" была Софья Парнок (стихи под своим именем, рецензии под псевдонимом Андрей Полянин). В. Иванникова, которая недавно опубликовала указатель к журналу, приводит свои подсчеты: из 270 авторов, появившихся на его страницах хотя бы раз, было более 40 женщин. Это очень много даже по нынешним временам. За короткий срок (из которого большая часть пришлась на годы войны) журнал стал заметным явлением, сумел привлечь массу интересных авторов — почти все акмеисты побывали на его страницах и на вечерах гостеприимной Софьи Львовны. Кстати, здесь же "Цех Поэтов" настиг кризис. Анна Ахматова позже вспоминала: «Мандельштам довольно усердно посещал собрания Цеха, но в зиму 1913–1914 (после разгрома акмеизма) мы стали тяготиться Цехом и даже дали Городецкому и Гумилеву составленное Осипом и мною прошение о закрытии Цеха. Городецкий наложил резолюцию: "Всех повесить, а Ахматову заточить — Малая, 63" (т. е. в Царском Селе). Было это в редакции "Северных записок"». Не только акмеистам приглянулись «Северные записки». Одним из самых активных авторов был Бунин (в качестве поэта). Есенин, попав под арест, обращался к издателям с просьбой о выплате вперед причитающегося ему гонорара, первые переводы С. Маршака из Вильяма Блейка тоже появились здесь. Журнал был далеко не только литературным. Список основных участников его общественно-политических, исторических и философских страниц приводит В. Иванникова во вступлении к своему указателю: «Авторами журнала были и университетские профессора (Е. В. Тарле, П. Ю. Шмидт, Е. Н. Щепкин), и политические деятели (А. Ф. Керенский, Н. Д. Авксентьев), и молодые филологи (Б. М. Эйхенбаум, Б. М. Энгельгардт, В. М. Жирмунский, Ю. А. Никольский), и ветераны революционного движения народников (Н. А. Морозов, А. И. Иванчин-Писарев, П. И. Торгашев, В. Н. Фигнер, Н. Л. Геккер), и недавние выпускники философских факультетов немецких университетов (Б. В. Яковенко, С. И. Гессен, Ф. А. Степун), и экономисты либерально-народнического направления (Н. П. Огановский, Дм. Илимский, Н. В. Чайковский, Б. Черненков В. В. Водовозов). Идеологи, члены партии или авторы, разделяющие взгляды социалистов-революционеров (Н. Д. Авксентьев, Н. Н. Брюллова-Шаскольская, Н. Я. Быховский, Б. Воронов, Ю. Делевский, В. М. Зензинов, Вен. Марков, В. М. Чернов), при их явном преобладании, соседствовали с представителями различных течений социал-демократии (В. Керженцев, М. А. Лурье, А. Я. Гуревич, В. А. Базаров) и кадетами (Г. А. Ландау)». В заключение — цитата из "Нездешнего вечера" Марины Цветаевой, которая отчасти объясняет, как "Северные записки" смогли в столь короткий срок стать тем, чем они стали: «Дом «Северных Записок» был дивный дом: сплошной нездешний вечер. Стены книг, с только по верхам приметными темно-синими дорожками обоев, точно вырезанными из ночного неба, белые медведи на полу, день и ночь камин, и день и ночь стихи, особенно — «ночь». Два часа. Звонок по телефону: «К вам не поздно?» — «Конечно, нет! Мы как раз читаем стихи».— Это «как раз» было — всегда. Так к ней тороплюсь, к Софье Исааковне, которая, наверное, с нетерпением ждет меня —услышать про мой (а этим и свой) успех».
По крайней мере с 1913 года дом принадлежал Марии Ивановне Любавиной.
Е. Ю. Иванов и К. К. Севастьянов, авторы «Списка утрат петербургских витражей» (1917—1998), отмечают, что до конца 1996 года на последней площадке парадной лестницы сохранялся витраж в технике травления стекла с нацветом. Образный ряд состоял из меандра и шестиконечных звезд. Окно заложено кирпичом, судьба витража авторам неизвестна.
saperny.narod.ru
Иванникова, Валентина Васильевна - Петербургский журнал "Северные записки". 1913-1917 : Указ. содерж.
Поиск по определенным полям
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:author:иванов
Можно искать по нескольким полям одновременно:author:иванов title:исследование
Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND. Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:исследование разработка
author:иванов title:разработка
оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:исследование OR разработка
author:иванов OR title:разработка
оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:исследование NOT разработка
author:иванов NOT title:разработка
Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы. По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии. Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":$исследование $развития
Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:исследование*
Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:"исследование и разработка"
Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#" перед словом или перед выражением в скобках. В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов. В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден. Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.#исследование
Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса. Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка)
Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~" в конце слова из фразы. Например:бром~
При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д. Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:бром~1
По умолчанию допускается 2 правки.Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~" в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:"исследование разработка"~2
Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным. Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение. Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":исследование^4 разработка
По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO. Будет произведена лексикографическая сортировка.author:[Иванов TO Петров]
Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.author:{Иванов TO Петров}
Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат. Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.search.rsl.ru
Книги | Источники | Первая мировая война и русская литература — Политика и поэтика: историко-культурный контекст
-
Андреев Леонид Николаевич Король, закон и свобода: Пьеса… 1914 , Пг. -
Андрианов П.М. Очерки войны (письма из действ… 1915 , Одесса -
Ауслендер Сергей Абрамович Сердце воина 1916 , Пг. -
Ашевский С. Русские писатели и война 1915 , М. -
Б.а. Война и наши трофеи. Выставка… 1915 , Пг. -
Б.а. Геройский подвиг казака Лавина… 1914 , М. -
Б.а. Геройский подвиг сестры милосе… , М, -
Б.а. Жизнь на войне под руководство… 1916 , Киев -
Б.а. Конец войны. Раздел карты Евро… 1916 , Харьков -
Б.а. Лики войны. Сборник одноактных… 1915 , М. -
Б.а. Чего ждет Германия от войны. Б… 1915 , Пг. -
Белов В. Кровью и железом. Осень 1914 г… 1915 , Пг. -
Беляев В.А. Национализм, война и христианс… 1915 , Пг. -
Бертенсон C.Л. Год на войне. 1914-1915: Красн… 1915 , Пг. -
Бехтерев В.М. Вильгельм - дегенерат нероновс… 1916 , М. -
Бехтерев В.М. Моральные итоги великой мирово… 1915 , Пг. -
Богданов А.Н. Война и женщина 1914 , Пг. -
Боголюбский Н.И. Вопрос о мировоззрении в виду … 1915 , М. -
Брусянин В.В. Война, женщины и дети 1917 , Пг.-М. -
Булгаков Сергей Николаевич Война и русское самосознание. … 1915 , М. -
Бушуев Владимир Федорович Стихи о войне 1915 , М. -
Быховский В.В. Немецкий страх перед "русскою … 1914 , М. -
Вознесенский А.Н. Иго войны. Сцены в пяти картин… 1914 , М. -
Гиппиус Зинаида Николаевна Как мы воинам писали и что они… 1915 , М. -
Глаголин Б.С. За кулисами войны: Сцена совре… 1915 , Пг. -
Головинский М.В. Черная книга германских жертв.… 1914 , Пг. -
Гольдштейн Иосиф Маркович Война, германские синдикаты, р… 1915 , М. -
Городецкий Сергей Митрофанович Четырнадцатый год 1915 , Пг. -
Дживелегов Алексей Карпович Немецкая культура и война 1915 , М. -
Дон-Аминадо Песни войны 1914 , М. -
Дурылин Сергей Николаевич Лик России. Великая война и ру… 1916 , М. -
Захарова Л. Дневник сестры милосердия. На … 1915 , Пг. -
Зенов Ф. Во дни войны: [Из наблюдений н… 1916 , Пг. -
К.Б. Предсказание ясновидящей. Что … 1914 , Пг. -
Каллиников И. Песни войны 1915 , Орел -
Кондурушкин С.С. Вслед за войной. Очерки велико… 1915 , Пг. -
Копыткин Сергей Песни о войне: Стихотворения. 1915 , Пг. -
Красовский Н.И. Рассказы из австро-русской и г… 1915 , М. -
Кривцов А. Высочайше утвержденная Чрезвыч… 1916 , Пг. -
Кривцов А. Высочайше утвержденная Чрезвыч… 1914 , Пг. -
Кривцов А. Истязания и убийства раненых р… 1916 -
Кузмин Михаил Алексеевич Военные рассказы 1915 , Пг. -
Курмояров И. Страшная повесть : (Рассказы р… 1915 , Пг. -
Лехно В. Б. Солдатские частушки, записанны… 1915 , М. -
Лисовский М. Силуэты войны. 1914-1915. Рису… 1916 , Пг. -
Лисовский М. Силуэты войны. Рисунки участни… 1915 , Пг. -
Майский В. В. Майский, В. Энзис и Velox. … 1916 , М. -
Маслов П. Экономические причины мировой … 1915 , М. -
Метнер Эмилий Карлович Размышления о Гёте 1914 , М. -
Милюков П.Н. Тактика фракции Народной Свобо… 1916 , Пг. -
Милютин Владимир Павлович О влиянии войны на состояние р… 1914 , М. -
Милютин Владимир Павлович Сколько стоит война и кто долж… 1916 , М. -
Митропольский И.И. Доброволец: Рассказ из Второй … 1915 , М. -
Муйжель В.В. Отец Никодим; На вражьей земле -
Муйжель В.В. С железом в руках, с крестом в… 1915 , Пг. -
Мускатблит Ф.Г. Бельгийская жертва. Очерк о бо… 1914 , М. -
Олигер Н.Ф. Сухарик; С Красным крестом 1916 , Пг. -
Петров Александр Ужасный бой за знамя. Рассказ … 1914 , М. -
Писарев Н.Н. К вопросу о причинах и задачах… 1914 , Казань -
Псковитинов Е.К. Искусство и война. Что делать … 1914 , Пг. -
Ремизов Алексей Михайлович За Святую Русь 1915 , Пг. -
Ремизов Алексей Михайлович Укрепа 1916 , Пг. -
Розенбах Павел Яковлевич Современная война и истерия 1915 , Пг. -
Скиталец Война. Аринушка. На передовых … , Пг -
Соловьев С.М. К войне с Германией 1914 , М. -
Сологуб Федор Война (стихи) 1915 , Пг. -
Сологуб Федор Ярый год. Рассказы 1916 , М. -
Суханов Николай Николаевич Наши левые группы и война 1915 , Пг. -
Суханов Николай Николаевич Почему мы воюем? , Пг. -
Тасин Н. По воюющей Франции 1915 , Пг. -
Тэффи Зарево битвы 1915 , Пг. -
Ульянов И.И. Клятвенные обещания в окопах (… 1916 , Пг. -
Ульянов И.И. Материнские заповедания. (Из … 1915 , Пг. -
Ульянов И.И. Обрядовые причитания при прово… 1915 , Пг. -
Федоров Михаил Павлович Война и дороговизна жизни. Док… 1916 , Пг. -
Федоров Михаил Павлович Продовольствие Петрограда во в… 1916 , Пг. -
Чириков Е. Эхо войны 1915 , М. -
Чуковский Корней Иванович Англия накануне победы 1917 , Пг. -
Чуковский Корней Иванович Заговорили молчавшие! 1916 , Пг. -
Чулков Г.И, Судьба России. Беседа о совре… 1916 , Пг. -
Шагинян М. Семь разговоров. Рассказы 1916 , Пг. -
Шипулинский Ф. Ахметка : Рассказ раненого пра… 1914 , М. Ярославль -
Шумский К. Очерки Мировой войны на суше и… 1915 , Пг. -
Шухмин Христофор Алексеевич Война и великий геройский подв… 1914 , М. -
Шухмин Христофор Алексеевич Дюжина немцев на одном казацко… 1915 , М. -
Щепкина-Куперник Татьяна Львовна Отзвуки войны. Стихотворения. 1915 , М. -
Эрн Владимир Францевич Время славянофильствует. Война… 1915 , М. -
Этвеш Бан-Федор Война и земство 1916 , Пг.
ruslitwwi.ru



