Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Журнал ««Сибирские Афины», № 9'2013». Сибирские афины журнал


Сибирские Афины - Дневник журналиста

Моя статья, опубликованная в российском географическом журнале "Живописная Россия" (№2-2015) о Барнауле.

Есть города, с которыми неразрывно связана история России. Кажется, что в сохранившихся исторических памятниках до сих пор ощущается прикосновение древних времен. В архитектуре современность причудливо перекликается с древними традициями, заставляет размышлять о корнях и истоках.  Таким городом, без всякого сомнения, является столица Алтайского края – Барнаул.

Барнаул  - административный центр Алтайского края с 1937 г. Он расположился в лесостепной зоне Западно-Сибирской равнины, на северо-востоке Приобского плато, в верхнем течении реки Оби на ее левом берегу. До Москвы от Барнаула – 3419 км (3 часа 50 минут на самолете, 2 дня и 9 часов на поезде). По географической широте Барнаул находится там же, где и Гамбург, Дублин, Ливерпуль, Минск и Самара. Население — 632.848 чел. (2014). По этому показателю Барнаул занимает 21-е место в России.

3563818_77521260_large_800pxBarnaul_Skyline_2007 (700x525, 104Kb)

Археологические находки свидетельствуют о том, что первые поселения на территории современного Барнаула появились еще в Каменном веке. На территории города сохранилось 63 археологических памятника. Это городища, курганы, стоянки и поселения человека с древнейших времен до Средних веков, большинство из которых расположены на левом берегу реки Оби — в Нагорной части Барнаула, в поселках Мохнатушка, Казённая Заимка, Гоньба и Научный Городок. В ордынскую эпоху, до прихода в Сибирь русских переселенцев, здесь стоял древний город-крепость Абакша. Отсюда телеуты совершали набеги на соседей, а высокий берег реки и бор были естественной преградой для врагов.

Существует несколько гипотез о происхождении названия города. Известный писатель и краевед Марк Юдалевич собрал разрозненные предположения разных исследователей. Общим в их работах является то, что название «Барнаул» имеет либо тюркские, либо монгольские корни, но существуют и другие, иногда смелые, трактовки.

3563818_barnaulob (700x434, 103Kb)

Долгое время была распространена версия, что слово «Барнаул» переводилось с казахского языка как «хорошее стойбище» или «аул Барна», если считать, что «Барн» — имя одного из кочевников Сибирского ханства. Но, по мнению историков, это не более чем народная этимология, поскольку у казахов нет таких имен, как «Барн», и они никогда не кочевали в Верхнем Приобье, а для обозначения хорошего пастбища есть специальные слова типа «джайляу». Другая версия заключается в привязке к названию реки Барнаулки, которая на чертежах конца XVIII в. названа «Бороноул» или «Бороноур». В некоторых документах река значится под названием «Баранаул», и лишь в 1745 г. на карте Шелегина она обозначена как «река Барнаул». Томский профессор А. П. Дульзон предположил, что название города состоит из двух древнетюркских слов. Исходной формой этого топонима является «Бороноул», где «боро» восходит во многих тюркских и монгольских языках к слову «волк», а «ул» в тюркских языках значит «река». Таким образом, «Барнаул» — это «волчья река» или, возможно, «волчье озеро». Этот вариант подкрепляется тем, что в ленточном бору, по которому протекает Барнаулка, ранее водились волки, а в районе истоков реки расположено множество озер. К тому же, волк считался священным животным среди жителей Алтая. Со временем, «обрусев» и приспособившись к русскому говору, слово дало название городу.

Официально годом основания Барнаула считают 1730 г., когда горнозаводчик Акинфий Демидов перевез на Алтай 200 приписных крестьян для закладки заводов. Однако документально подтвержденным является лишь 1739 г., когда Демидовым началось строительство меде-сереброплавильного завода. Именно это строительство послужило импульсом для развития посада вокруг него. В небольшую деревню Усть-Барнаульскую устремились переселенцы и служивые люди из Центральной России и Урала.

После реформ императора Петра Великого Россия, сделав огромный скачок вперед, стремительно вышла на арену мировой истории и стала одной из сильнейших европейских держав. Именно в это время и появился Барнаул - теперь один из старейших городов Западной Сибири. Его возникновению предшествовало открытие богатых меднорудных месторождений в предгорьях Алтая и строительство первого в здешних местах русского медеплавильного завода - Колывано-Воскресенского.

В 1730 г. посланцы известного уральского заводчика А. Н. Демидова, занятые поисками удобного места постройки нового, более крупного завода, выбрали устье реки Барнаулки. Выбор оказался довольно удачный. Заводы того времени были крайне зависимы от воды, приводившей в движение машины и механизмы. Необходим был и лес - из него выжигали древесный уголь для медеплавильного производства. Хотя будущий завод был расположен на значительном расстоянии от основного источника сырья - медной руды. Ее доставка стала весьма трудоемким и дорогостоящим делом. Но идеальных условий для завода было найти невозможно –  дело в том, что реки и леса в районе рудников встречались очень редко, поэтому пришлось идти на серьезные издержки, которые, впрочем, окупались и принесли хозяина весьма щедрые прибыли.

3563818_Vid_goroda_Barnayla_s_pravogo_berega_reki_Barnaylki__Vtoraya_polovina_1850h_godov__Cvetnaya_gravura_po_risynky_tomskogo_hydojnika_P__M__Kosharova (600x400, 324Kb)

Нужно заметить, что Алтай привлекал Акинфия Демидова не только медью. Рудознатцы, исследовавшие предгорья Алтая, выдвигали предположения о наличии здесь серебра. Это подтверждали и многочисленные серебряные украшения, найденные в древних алтайских курганах. Тогда в России не было открыто крупных месторождений этого драгоценного металла – невысокий доход поступал в государственную казну лишь из Нерчинских заводов. Поэтому, когда на Алтае, в районе Змеиной горы, была найдена серебряная руда, судьба демидовских рудников и заводов была предрешена. 1 мая 1747 г. императрица Елизавета Петровна издала указ, которым значительные территории юга Западной Сибири были превращены в царское поместье.

Рудники Змеиногорской системы стали богатейшей серебряной кладовой России. В XVIII - первой половине XIX вв. на Алтае выплавляли 90% российского серебра - по 1000 пудов в год. Барнаульский сереброплавильный завод тогда считался самым крупным - на нем действовало 13 плавильных печей, дававших около 450 пудов серебра ежегодно. Благодаря этому в 1771 г. Барнаул очень быстро из небольшого заводского посада стал одним из крупнейших в Сибири «горным городом», все сферы жизни которого были подчинены горному производству. В истории  России таких «горных городов» было всего два - Екатеринбург и Барнаул.

В 1846 г. у Барнаула появился свой герб, на котором были изображены белая скачущая лошадь и действующая сереброплавильная печь. Печь была символом горного производства и подчеркивала главное богатство города - серебро, а лошадь изображалась на гербе Томской губернии, в состав которой и входил тогда Алтайский округ.

В XIX в. Барнаул с экспедициями посещали всемирно известные путешественники и ученые: П.П. Семенов, впоследствии названный Тян-Шанским, А. Гумбольдт, К.Ф. Леденбур, А.Э. Брем. В дневниках они описали свои впечатления о городе, который поразил их великолепием, высокообразованным обществом горных инженеров и офицеров. Удивляла их и культурная жизнь города -  в городе уже тогда работали любительский театр, музей, библиотеки. Многие городские чиновники Барнаула в своем распоряжении собранные коллекции предметов азиатской старины и минералов. Город тогда частенько  называли «Сибирским Эльдорадо», «маленьким уголком Петербурга». П.П. Семенов Тян-Шанский, который работал в Барнауле в 1856-1857 гг., написал о нем: «Барнаул был... бесспорно, самым культурным уголком Сибири, и я прозвал его Сибирскими Афинами».

В Барнауле работали архитекторы - выпускники Императорской академии художеств - А.И. Молчанов, Л.И. Иванов, а также ученик знаменитого создателя уникальных дворцовых комплексов Петербурга зодчего К.И. Росси - Я.Н. Попов. Благодаря их таланту в городе появились прекрасные здания на Петропавловской улице. В первой половине XIX в. Барнаул была построена Демидовская площадь с обелиском в честь 100-летия горного дела на Алтае.

3563818_Zdanie_magazina_Krasnii_Torgovii_dom_kypca_Polyakova_1913_g_ (700x525, 275Kb)

Градообразующим фактором города был меде-сереброплавильный завод, комплекс которого включал плотину, пруд, плавильные фабрики, кузницу, административное здание. Вокруг комплекса формировались слободы, площади, улицы, храмы. На структуру и облик заводского архитектурного ансамбля оказал влияние природный ландшафт – высокий правый берег Барнаулки и низменные участки левобережья, Обь оставалась как бы за чертой города. Из строительных материалов преобладали сосна, пихта, лиственница. Основу производственных зданий составляли стоечно-каркасные конструкции, административные и жилые дома рубились из бревен. Кирпичные сооружения были редки – завод, аптека, частично плотина завода, в 1774 г. построен каменный Петропавловский собор. Выразительность силуэту Барнаула придали архитектурные доминанты храмов и система площадей (Соборная, Сенная, Конюшенная, Рыночная, Заводская), связанные прямыми улицами.

С середины ХIХ в. в застройке начинает господствовать эклектика, которая преобладала и в начале ХХ в.: торговый дом Полякова (Универмаг «Красный»), гимназия Будкевич (пр-т Красноармейский), Усадьба инженера А.Лесневского (ул.Ползунова, 56).

В XVIII-XIX вв. с Барнаулом были связаны судьбы выдающихся ученых и изобретателей. Первым, безусловно, необходимо вспомнить великого  талантливого русского изобретателя И.И. Ползунова, который в 1763-1766 гг. построил и испытал первый в мире паро-атмосферный двигатель непрерывного действия. Здесь же работали строитель чугунно-рельсовой дороги, инженер и общественный деятель П.К. Фролов, металлург, раскрывший тайну булата, П.П. Аносов.

Отмена крепостного права, истощение природных ресурсов, неспособность заводского руководства работать в новых условиях, привели к упадку горного производства и закрытию в 1893 г. Барнаульского завода. Не смотря на возникшие трудности, Барнаул быстро меняет свою производственную ориентацию – становится весьма крупным торговым центром, где быстрыми темпами расцветает частная коммерция. В конце XIX в.  город вышел на третье место в Западной Сибири по торговым оборотам - впереди оказались только Томск и Тюмень.В основе экономического благополучия Барнаула и Алтая лежало производство сельскохозяйственной продукции – прежде всего,  маслоделие, слава которого вышла далеко за границы Российской Империи. Каждый год до 16 тыс. тонн сливочного масла из Барнаула импортировали в Англию, Германию, скандинавские страны. На страницах еженедельника «Алтайский крестьянин», издававшегося в Барнауле с 1912 г., довольно часто публиковали сведения о погоде в странах западной Европы: алтайские поставщики масла должны были знать, в какой стране их товар раскупается быстрее в результате затянувшихся дождей и наступившего в связи с этим похолодания, а где временно не находит сбыта, залеживается и портится из-за усилившейся жары.

Бывали случаи, когда транспортная система Сибири не справлялась с перевозкой огромного количества масла, и наступал кризис перепроизводства. Тогда, по свидетельствам современников, цены на сливочное масло падали так низко, что им смазывали колеса экипажей.3563818_Pamyatnik_Polzynovy (700x466, 223Kb)

В это же время в Барнауле на небольших предприятиях был широко развит выпуск знаменитых шуб – «барнаулок». Они были настолько популярны, что  потеснили популярные «романовские» полушубки. Высокое качество выделки «барнаулок» позволило им с успехом экспонироваться и получать награды на наиболее престижных российских и зарубежных выставках. Большой известностью пользовались и барнаульские валенки, незаменимые в условиях суровых сибирских зим. Они выпускались не только обычного черного цвета, но были и белыми, розовыми, бордовыми, а по желанию заказчика их голенища украшались затейливыми узорами из разноцветных шерстяных ниток. Так что мода на разноцветные декорированные валенки – это не мода последнего времени, а старая русская традиция, берущая свои начала в Барнауле. 

В 1864 г. инженер М.Б. Пранг на левом берегу речки Пивоварки открыл первый в России содовый завод, который проработал почти 50 лет. Более десяти сортов пива выпускали три пивоваренных завода, вырабатывались колбасные и кондитерские изделия. Но все же Барнаул оставался, прежде всего,  торговым городом.  В 1912 г. насчитывалось более 500 магазинов и лавок, в которых вели торговлю купцы Морозовы, Смирновы, Суховы, Поляковы, Сбитневы, Поскотиновы и многие другие.

2 мая 1917 г.  Барнаул настигла настоящая катастрофа – пожар, который  российские газеты охарактеризовали как «Гибель Барнаула». Пожар превратил город в настоящие руины.  Огонь уничтожил более 50 кварталов центральной, наиболее благоустроенной, торговой части города.  Пожар уничтожил многие постройки, отмеченные выразительной домовой резьбой, пострадали и кирпичные здания. Тем не менее, ряд памятников архитектуры сохранился.

Не менее разрушительными для Барнаула в  1917-1920 гг. стали революции и   гражданская  война, полностью уничтожившие класс местных предпринимателей.  7 декабря 1917 г. в городе была установлена Советская власть, которая была свергнута белогвардейцами 18 июня 1918 г.. Окончательно Барнаул был взят партизанской армией Ефима Мамонтова 9-11 декабря 1919 г. Белогвардейцы оставили город в надежде добраться до Новониколаевска (ныне Новосибирск). Оставаться в городе было нельзя: со всех сторон шли силы Красной армии, а в городе партийная организация готовила восстание. Отступая, белая армия в районе села Тальменка попала в засаду, подготовленную Первой Чумышской Советской партизанской дивизией во главе с М. Ворожцовым (Анатолием).

Для города это были тяжелые годы - крайне медленно восстанавливалось разрушенное пожаром и гражданской войной городское хозяйство, и многие здания, лишившись своих хозяев, так никогда и не были восстановлены. На кирпич были разобраны несколько магазинов Сухова, самый большой магазин Барнаула «Пассаж Смирнова». Некоторое оживление в жизнь города внесла проводившаяся в стране новая экономическая политика, вновь стала подниматься торговля, развиваться кооперация, но вскоре с НЭПом было покончено.В 20—40-е гг. развитие Барнаула определялось процессами индустриализации и коллективизации. В город переселяются жители деревень и малых поселков, а сам Барнаул приобретает статус центра агропромышленного региона. В 1932 г. в Барнауле был заложен крупнейший в Западной Сибири меланжевый комбинат, параллельно с ним шло строительство невиданного ранее в городе комплекса «соцгородка» - жилых зданий, детских садов, школ, медицинских учреждений для тех, кто трудился на этом предприятии. Одновременно, в связи с образованием в 1937 г. Алтайского края с центром в Барнауле, шло крупномасштабное строительство административных зданий, школ, гостиниц, кинотеатров на центральной улице города - бывшем Московском, а с 1924 г. - Ленинском проспекте.

7 марта 1937 г. горсовет одобрил генеральный план Барнаула, который предусматривал четкое зонирование жилых, промышленных и складских территорий. Прирост жилого фонда ожидался за счет повышения плотности и этажности застройки.

В 30-е гг. в Барнауле были закрыты и разрушены все 16 христианских храмов: старейший в городе белокаменный красавец Петропавловский собор, церкви во имя святых Дмитрия Ростовского и Иоанна Крестителя, Знаменская, Троицкая, Богородице - Одигитриевская. Чудом сохранилась стоявшая на окраине Покровская церковь, хотя и у нее разрушили колокольню и превратили храм в склад. Вторично она была открыта только в годы Великой Отечественной войны. Были также разгромлены лютеранская церковь и католический костел, мусульманская мечеть и еврейская синагога.

Во время Великой Отечественной войны в Барнауле разместилось около ста промышленных предприятий из Москвы, Ленинграда, Одессы, других городов,  оккупированных войсками фашистской Германии. Эвакуированные в начале Великой Отечественной войны из западных районов страны промышленные предприятия изменили градообразующую базу г.Барнаула: он стал крупным центром текстильной отрасли и машиностроения. Именно в это время в городе стали работать крупные машиностроительные предприятия - заводы «Трансмаш», котельный, станкостроительный, выпустил первую продукцию радиозавод. Город поставлял фронту танковые дизельные моторы, кислородно-дыхательную аппаратуру для летчиков, обмундирование, полушубки, валенки. В Барнауле нашли временный приют тысячи эвакуированных из оккупированных городов страны. Свыше 15 тыс. барнаульцев отдали свои жизни во время Великой Отечественной.

3563818_Barnaylskii_rechnoi_vokzal (700x501, 119Kb)

Послевоенные годы ознаменовались в Барнауле бурным развитием химической промышленности. С середины 50-х гг. резко возросли темпы массового строительства, город застраивается микрорайонами. Дома сооружались по типовым проектам, что сузило творческие возможности архитекторов, зато способствовало решению жилищной проблемы.

В 50-60-е гг. были построены заводы химического волокна, шинный, асбестотехнических изделий, ряд других. Впервые была предпринята попытка решить жилищную проблему, переселив  жителей города из деревянных домов в относительно благоустроенные «пятиэтажки». Так появились районы массовой застройки - Поток, а вслед за ним Черемушки, Солнечная поляна, Урожайный. Построен новый промышленный район - Власихинская промышленная площадка. Город все дальше и дальше уходит от Оби в степь. В это время территория Барнаула увеличилась более чем в 2 раза, а для развития города и строительства новых кварталов были выбраны северное и северо-западные направления относительно центра. В 1980 г. указом Президиума Верховного Совета СССР город награжден орденом Октябрьской революции.

В связи с развалом СССР и изменением политико-экономической ситуации в стране, крупнейшие промышленные предприятия города оказались на грани банкротства. Барнаул из преимущественно промышленного центра переквалифицировался на другие сферы экономики торговлю, сферу услуг, строительную и пищевую промышленности. Поточную застройку заменила точечная и квартальная. Вместе с тем, остаются актуальными проблемы ветхости жилого фонда и устаревшей дорожной сети города, которая не справляется с растущим количеством автомобилей.

Сегодня Барнаул - крупный индустриальный, научный и культурный центр Сибири. Здесь действует несколько университетов и институтов. Широкие улицы и проспекты центра Барнаула органично сочетаются со старыми улочками, уголком старины и быта прошлых веков.В Барнауле более 20 памятников архитектуры и истории ХIII и первой половины ХIХ вв., выдержанных в традициях классицизма. Уникальны комплекс меде-, сереброплавильного завода (в советское время – спичечная фабрика), Демидовская площадь – образец общественно-административных площадей, ансамбль Петропавловской линии, домовая Димитриевская церковь – ротонда, каменная кладбищенская церковь Иоанна Предтечи (на Горе). Каменное здание Знаменской церкви возводилось уже в русско-византийском стиле.

Современная архитектура города развивается на основе местных культурных традиций, исторического наследия, климатических условий. Заметно и влияние европейских архитектурных тенденций: постмодернизм, деконструктивизм, созданы объекты в формах неоклассицизма и неомодернизма.

Для города характерно бережное отношение к памятникам архитектуры: восстановлена колокольня Покровского собора, реставрирована Никольская церковь. Реконструкция старой части города ведется с учетом исторически сложившихся принципов: периметральная застройка кварталов, пластичная и цветовая разработка фасадов, использование красного кирпича. Характерен синтез зодчества и монументально-декоративного искусства: сооружены памятники В.М.Шукшину, А.С.Пушкину.

В 2006 г.  Барнаул получил звание «самый лучший по благоустройству город России», этот город украшают красивые улицы с большими парковыми зонами и зелеными насаждениями.

Особенно нужно отметить проспект Ленина, который является гордостью Барнаула. Он пользуется популярностью у туристов и жителей Барнаула, этот проспект еще называют «Студенческим», поскольку вдоль него расположены ВУЗы города, здесь можно увидеть много молодежи. Главная магистраль Барнаула ведет к реке Обь, красивейшей сибирской реке.

Климат Барнаула контрастный за счет того, что со стороны Алтайских гор, Северного Ледовитого океана и районов Северной Азии одновременно поступает с различных сторон воздушные массы с разными свойствами, благодаря которым создаются контрастные условия погоды. Растительность Барнаула относится к южной лесостепи. Флора представлена луговыми типами, лесными и степными, здесь настоящее разнотравье.

Население города Барнаула на первое января 2014 г. оценивалось в 632 848 чел., что составляет 42% городского населения Алтайского края. Город является 21-м по численности населения в России. Плотность населения — 1 955 чел/км².

Большинство предприятий Барнаула сосредоточено в Южной (Центральной), Северной и Власихинской промышленных зонах. Южная располагается внутри застроенной территории, а предприятия Северной и Власихинской промышленных зон, в соответствии с современными требованиями градостроительства, вынесены за пределы жилых массивов на окраины Барнаула. В 2012 г. журнал Forbes поставил Барнаул на 20 место в рейтинге лучших городов России для развития бизнеса.

В 2007 г. высшее образование в Барнауле дают девять государственных вузов, а также несколько филиалов и представительств вузов из других городов страны. Два крупнейших университета города — Алтайский государственный университет и Алтайский государственный технический университет — входят в сотню лучших вузов страны. В 2006 году по итогам конкурса «Европейское качество в образовании» лучшей вузовской кафедрой страны признана кафедра археологии, этнографии и источниковедения АлтГУ.

В Барнауле специалистов со средним специальным образованием готовят 7 техникумов, 7 колледжей, 2 педучилища, музыкальное училище, медицинское училище, банковская школа, школа-учебный центр УВД. В систему просвещения города входят 110 общеобразовательных школ, в их числе: 67 лицеев, 7 гимназий, школа спортивного профиля, 7 школ-интернатов, открытая (сменная) общеобразовательная школа. Имеется 8 музыкальных и художественных школ и школа искусств.

В Барнауле находится 11 проектных и проектно-изыскательных институтов и их филиалов и 13 научно-исследовательских институтов. Среди барнаульских НИИ, являющихся лидерами в своих областях — НИИ садоводства Сибири им. М. А. Лисавенко (со своим дендрарием в Нагорной части города), Институт водных и экологических проблем СО РАН, Алтайский НИИ технологии машиностроения, Алтайский НИИ сельского хозяйства, Алтайский НИИ водных биоресурсов и аквакультуры, Сибирский НИИ сыроделия Сибирского отделения Россельхозакадемии. В вузах и научно-исследовательских организациях научными исследованиями занимаются около 3700 человек, в том числе более 250 докторов наук и почти 1500 кандидатов наук. Алтайский государственный технический университет на своей базе открыл Алтайский технополис, который объединяет предприятия наукоёмкого производства. Алтайский государственный университет организовал НИИ науковедения и глобалистики. Барнаульский планетарий — один из старейших в России, открыт в 1950 г. В 1964 г. в зале планетария установлен аппарат Малый Цейсс немецкой фирмы «Carl Zeiss Jena».

3563818_Demidovskaya_ploshad (700x533, 156Kb)

С 1823 г. существует Алтайский государственный краеведческий музей — старейший в Сибири, с богатыми запасниками и экспозициями. В 2012 г. рядом с музеем в здании, являющемся памятником архитектуры федерального значения, после реставрации открылся музей «Горная аптека». Известны и такие музеи, как Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая, Государственный художественный музей Алтайского края. Много лет работает выставочный зал Союза художников Алтайского края. В 1990-х гг.—2000 появляются музей истории православия на Алтае, галерея «Кармин», музей автоугона, галерея «Universum», музей «Мир времени».

Среди экспозиций городских музеев есть залы, посвященные В. М. Шукшину, рудному делу на Алтае, животному миру Сибири и др. 1 сентября 2007 г. открыт муниципальный музей «Город», а 24 января 2008 г. — Музей истории развития образования. В сентябре 2009 г. открылась галерея современного искусства «Бандероль».  В 2012 г. открылись три галереи современного искусства: «Соль», «Проспект» и «Республика ИЗО».

В городе действует большое число театров. Крупнейшие из них — Алтайский краевой государственный театр музыкальной комедии, Алтайский краевой театр драмы им В. М. Шукшина, Государственный молодёжный театр Алтая — весьма популярны у горожан, а их спектакли часто проходят при аншлагах. Для детей в Барнауле работает Алтайский государственный театр кукол «Сказка». Молодежные и экспериментальные театры представлены театр-студией «Калейдоскоп», студенческим театром «Пристройка» и театром Теней. 21 июня 2011 г. после масштабной реконструкции открыто новое здание Молодежного театра Алтая. С 22 апреля 1944 г. действует Государственная филармония Алтайского края, образованная на базе концертно-эстрадного бюро (1939). Здесь установлен единственный в крае орган.

До сих пор Сибирские Афины поражают неспешностью и радушием приезжающих гостей из разных городов и стран мира и, не смотря на социальные и экномические неурядицы, открывают красоту и гармонию Алтая.

(с) Игорь Попов

статья написана для журнала "Живописная Россия"

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

esdra.livejournal.com

СИБИРСКИЕ АФИНЫ | Петербургский театральный журнал (Официальный сайт)

Сибирь богата не только газом, нефтью, углем, лесом, рудой, но и театрами — это общеизвестно. За право называться театральной столицей Сибири борются Омск и Новосибирск, а всех интересных в театральном смысле городов и не перечислить — Барнаул, Томск, Улан-Удэ, Красноярск, Минусинск, Абакан… Однако есть на бескрайних сибирских просторах города, где, несмотря на имеющиеся (и немалые) природные ресурсы, театров нет вовсе. Таким долгое время был и Сургут, город газовиков и нефтедобытчиков, в котором по статистике по два автомобиля на каждого жителя (а население в нем не маленькое, тысяч триста). Посчитайте, сколько машин — и ни одного театра! Таким он был, пока нескольким безумцам не пришла в голову прекрасная идея — создать в Сургуте театр. Из ничего.

Рассказывать всю драматическую историю рождения и жизни этого юного коллектива, которому за восемь лет существования несколько раз грозила гибель, наверное, сейчас не стоит. Наш журнал уже писал о творческих удачах сургутского театра последних лет: о «Сирано де Бержераке» в постановке главного режиссера Владимира Матийченко (см. № 43), о спектакле «Иди, куда влечет тебя свободный ум!» (это работа студентов, которые учатся при театре, см. № 48). Сложный момент наступил для театра, когда одновременно уехали в Москву несколько его ведущих артистов: репертуар необходимо было создавать почти заново, занимая поредевшую труппу, в которой большинство составляли артистки… Но театр справился, пережил казавшийся безнадежным кризис, спектакли продолжали выходить — и с участием «взрослых» актеров (надо сказать, что в театре самым старшим артистам чуть за тридцать!), и с учащимися актерского курса.

Обычно в Сургутском музыкально-драматическом театре ставят «свои» режиссеры — главреж Матийченко, руководитель курса при театре Гарольд Стрелков… Но бывают исключения. Пока, например, Петербург гадает, где и как найти молодую режиссуру, которая была бы готова изменить театральную ситуацию в городе, пока питерские театры решают, давать ли молодым режиссерам право ставить на их сценах, сургутский театр безбоязненно доверил свою площадку начинающему постановщику. Денис Шибаев, выпускник СПбГАТИ, поставил там свой дипломный спектакль «Ловкая служанка». В прошедшем сезоне театр, обычно работающий под лозунгом «Версия молодых», пригласил на постановку режиссера опытного — Линаса Мариюса Зайкаускаса (Литва), сотрудничающего со многими периферийными театрами. Справедливо полагая, что единственный театр города просто обязан дать своим зрителям возможность увидеть самого репертуарного российского драматурга, руководство сделало «заказ»: нужен Чехов!.. Для творческой разведки в области чеховианы Зайкаускас предложил актерам несколько рассказов, и получились «Жутко трогательные сценки про любовь».

«Жутко трогательные сценки про любовь». Сцена из спектакля. Фото из архива театра

«Жутко трогательные сценки про любовь». Сцена из спектакля.Фото из архива театра

Название спектакля — это не что иное, как определение жанра (хотя ниже указано: комедия). Оно сразу настраивает на иронический лад, кроме того, сообщает, что композиция будет дробной — сценки. Все действие сопровождает небольшой оркестр — инструментальный ансамбль театра «Body and soul» под руководством А. Поля, располагающийся слева на игровой площадке: такой своеобразный отстраняющий прием. Способов игрового отстранения от сюжета режиссер придумал еще несколько. В первой сценке это «хор» — девицы-красавицы в платочках и сарафанах, которые изо всех сил помогают и сочувствуют героине, приплясывают, ахают-охают, голосят и хихикают вместе с ней или вместо нее. Кроме того, лица от театра, студенты, демонстративно условным способом создают атмосферу туманного вечера с помощью дымарей, которыми пользуются пчеловоды. В эпизоде, который происходит в поезде, те же молодые люди ходят по сцене с деревьями в руках: так создается эффект движения вагона вдоль воображаемого леса (добавим: эффект комический). Еще одна возможность подчеркнуть театральную условность — разговоры героев с оркестрантами, постоянное вмешательство в действие Алексея Моисеева — он и баянист, и конферансье, и актер, играющий несколько ролей… Впрочем, постепенно этих иронических приемов становится меньше, в конце концов они иссякают, и это не идет на пользу спектаклю.

Целостности и стилевого единства «Сценкам» явно не достает, а вкус порой категорически изменяет постановщику. Но актерский кураж и осмысленная энергичная игра придают спектаклю обаяние. Самым точным попаданием в жанр оказалось первое действие, очень смешное и по-чеховски грустное. Ситуация, как и положено, трогательная и нелепая: мужчина уезжает, барышня остается, и в этот последний вечер надо что-то друг другу сказать, но… Водевильные персонажи смешны, застенчивы, неуклюжи и симпатичны в своей человеческой слабости. Неутомимая Татьяна Владимировна — Татьяна Конева (героев, по замыслу, зовут так же, как самих артистов) до изнеможения борется за каждую минуту, только бы заставить Аркадия Геннадьевича (Аркадий Корниенко) помедлить и решиться, даже носит тщедушного возлюбленного, перекинув через плечо, хотя и сама выглядит хрупкой. Замечательно выстроено взаимодействие актеров в почти фарсовых потасовках (борясь за связку книг, они кувыркаются, перебрасывают друг друга через голову, делают чуть ли не сальто). В финале сценки кажется естественным прорыв в драму у обоих — и у девушки, потерявшей надежду, разочарованной, как-то разом уставшей, и у мужчины, внезапно подкошенного чувством горького и бессмысленного одиночества.

Еще два спектакля сургутского театра оказались неожиданно связаны местом действия — и в «Лисистрате», и в «Сне в летнюю ночь» все происходит в Афинах.

«Лисистрата». Сцена из спектакля. Фото из архива театра

«Лисистрата». Сцена из спектакля.Фото из архива театра

Владимир Матийченко обратился к комедии Аристофана «Лисистрата» в поисках пьесы с преобладанием женских ролей. Но в итоге, что естественно для непредсказуемого творческого процесса, получилась неожиданная версия: в спектакле действуют два квартета, мужской и женский, достаточно равноправные сценически. Эти «команды» играют поначалу каждая в свою игру, дружат с разными по природе стихиями: женщины — с водой (моются, купаются, плещутся, брызгаются), а мужчины — с огнем, правда он полыхает за сценой.

Режиссер (который является и сценографом — обычная практика Сургутского театра) довольно четко организовал мир на сцене. С первого взгляда становится ясно, что имитировать древнегреческий театр не собираются. Чувствуется несомненная ирония: перед закрытым занавесом стоят жестяные ведра. Из той же жести сделаны и шлемы, и щиты, и латы воинов — спартанцев и афинян. Все конструкции — из дерева и металла — не скрывают своей условности и функциональности. Эти разновысокие помосты ничего впрямую не изображают, хотя по очертаниям напоминают ступени: маленький ряд для женщин и очень большой — для мужчин. Конструкции могут играть разные роли — скал, стен города, ограды Акрополя и так далее. Небольшой водоем на авансцене сначала почему-то походит на песочницу, вокруг которой большие дети играют в войнушку. Потом выясняется, что эта лужа — священная для афинян река Клепсидра, в которую спартанцы с наслаждением плюют.

Режиссер несколько перемонтировал пьесу, в частности — сочинил пролог: сцену с усталыми воинами обеих армий, сидящими в Клепсидре и кое-как смывающими с себя грязь войны (в белых одеяниях — афиняне, в красных — спартанцы). В прологе наглядно показаны масштабы того географического участка, за который идет столь непримиримая, длительная и изнурительная борьба: ведро песка, два ведра щебня и несколько булыжников…

Л. Янчак (Лисистрата). Фото из архива театра

Л. Янчак (Лисистрата).Фото из архива театра

Потом возникает героиня — игра разноцветного света, дым и музыка сопровождают чудесное появление красавицы Лисистраты (в финале так же она исчезнет). Дело в том, что Лисистрата (Леся Янчак), афинянка у Аристофана, в спектакле Матийченко — явно божественного происхождения. Одним мановением руки она может выбить копье из рук спартанки, может заставить болтушку Миррину (Анна Махрина или Татьяна Конева) потерять дар речи. Может и сама говорить за нее — вещать через нее. Она повелительница вод — по ее знаку начинает сильнее бить фонтан, на слишком расшумевшегося старца с небес обрушивается целый водопад… Режиссер прочитал комедию как некую мистерию: вода — магическая стихия, которая должна погасить огонь войны. Вокруг этой темы строится все. Клятва женщин у источника, омовения, погружения в воду, беспрестанные окатывания водой, переодевания в новую, чистую одежду — все это имеет ритуальный смысл.

Сказанное не означает, будто все смешное в спектакле потушено сакральным, как огонь — водой. Наоборот, разнообразные старания женщин окунуть мужчин в воду, «промыть» им мозги, забитые войной, хорошенько «простирать» их в Клепсидре выстроены с комедийной изобретательностью. И, безусловно, зрительский смех вызывают бесплодные усилия мужчин, которые склоняют женщин нарушить клятву и вернуться на ложе любви. Физические муки покинутых мужей и вовсе показаны с античной откровенностью — но здесь, в отличие от чеховского спектакля, тонкий вкус нисколько не страдает. Несмотря на принципиальный внешний аскетизм, зрелище кажется красивым и гармоничным, мизансцены выстроены с явной оглядкой на античные рельефные изображения и вазовую живопись, костюмы — при всей ироничности и шутливости решения — воспроизводят силуэты и крой греческих одежд. «Лисистрата» — стильный и умный режиссерский спектакль, актерам в нем еще предстоит полностью освоиться и расцвести.

«Сон в летнюю ночь». Сцена из спектакля. Фото из архива театра

«Сон в летнюю ночь». Сцена из спектакля.Фото из архива театра

В «Сне в летнюю ночь», наоборот, прежде всего привлекает свобода, с которой молодежь играет Шекспира. Кажется, что у студентов с великим Бардом сложились дружеские и при этом уважительные, совсем не панибратские отношения. Работе над пьесами Шекспира у сургутских студентов посвящен семестр: их руководитель Г. Стрелков взял за образец учебный план Мастерской Фоменко, где учился сам. Сначала ребята показывают десятки самостоятельных отрывков-заявок, а потом самая многообещающая идея берется за основу будущего большого спектакля. Так было с пушкинским «Анджело» («Иди, куда влечет тебя…»), так получилось и со «Сном…» — режиссером является Анна Ерофеева, она же играет роль Елены.

Прежде всего, студенты внимательно прочитали пьесу и заметили, что из-за ссоры Титании и Оберона испортился афинский климат: на землю пали бесконечные ливни, наползли туманы и задули ветры. Поэтому все персонажи в спектакле ходят в галошах, не расстаются с зонтиками, а из тяжелых туч на их головы то и дело капает (над сценой висят большие кожаные бурдюки, и оттуда сочится влага). Благодаря пристальному изучению текста появилось еще одно немаловажное обстоятельство: страх перед жестокими афинскими законами, который и гонит молодых влюбленных в лес, подальше от отцовской и герцогской власти. То, что правитель Афин Тезей (Виталий Ковалев) суров и беспощаден, понятно с первых минут: добывший свою невесту Ипполиту (Маргарита Неменко) мечом, он привозит ее с кляпом во рту, привязанной к колеснице…

Впрочем, никаких казней и пыток в веселой волшебной истории не будет. «Сон в летнюю ночь» — остроумная театральная забава с явной лирической подсветкой. Волшебный лес, полный тайн, олицетворен самими актерами — они с одинаковым рвением исполняют и главные роли, и, мгновенно сменив «греческие» костюмы на черные трико, роли кустов и деревьев. Заросли преграждают путь юным беглецам, заставляют петлять и теряться в темноте, ветки-руки щекочут их и цепляются за одежду, разлучают и вновь сводят… Нельзя не восхититься пластической изобретательностью ребят и их педагогов (балетмейстер Татьяна Соловьева).

Великолепно придумана в спектакле божественная пара — Оберон (Никита Малышев) и Титания (Юлия Уткина). Царь тьмы в чалме и с развевающимся плащом старательно «задувает» все софиты. Ему помогают духи ветра, они же носят на руках Пэка (Диана Жаворонко) — таким образом этот ленивый увалень, постоянно слушающий плеер, летает. Богиня весны, так же как ее свита — три попискивающие по-птичьи девушки, одета в индийские одежды. Она во всем противоречит своему супругу и зажигает погашенные прожектора… Но самое главное начинается, когда благодаря действию волшебного цветка царица эльфов влюбляется в Основу. Как и в пьесе, самодеятельный актер превращен шалуном Пэком в осла, но не это здесь оказывается источником комических недоразумений. Ведь Титании суждено полюбить первое, что она увидит, когда проснется. А видит она не ослиные уши, а босую ногу стоящего с ней рядом долговязого ремесленника! И вся ее нежность отдана этой большой ступне, к которой Титания обращается так, как будто это дивное лицо возлюбленного. Основа (прекрасная работа Павла Касьяна) смущен, но ведет себя по-рыцарски: покорно разрешает царице таскать его за ногу, понимая, что женщине противоречить бесполезно. Когда же чары развеются и Титания исчезнет, оставив только красный цветок между пальцами ноги несчастного, станет ясно: Основа поражен любовью по-настоящему.

Легкомысленные влюбленные летней ночью легко забывали своих подруг, мгновенно меняли свои привязанности, а бедный Основа вместе со своими товарищами абсолютно всерьез играет трагедию о Пираме и Фисбе — историю о том, что любовь может быть только одна и за нее стоит умереть. И над сценой веет светлой печалью…

Обаятельный сургутский «Сон в летнюю ночь» — одна из самых ясных трактовок этой многосложной и запутанной пьесы, которые приходилось видеть. В ней все непринужденно и легко — естественно. Так же естественно произошло включение актерской молодежи в репертуар основной сцены театра. Поколения труппы (пусть и разделенные всего несколькими годами, но все же разные) находят общий сценический язык, вместе строят молодой, но уже сильный и оригинальный театр в Сургуте.

Апрель 2008 г.

ptj.spb.ru

Журнал ««Сибирские Афины», № 1'1997»

  • Sur  [= «Январский вечер. Ближе к ночи. Жду…»] (1997) // Автор: Николай Игнатенко  
  • Островок творчества — это целый мир счастия (очерк) //Автор: А. Сайбединов
  • Рифмы любви (стихотворения)
  • Следы (1997) // Автор: Ольга Кочеткова  
8.00 (1)
  • В альбом (песни на слова Вен. Колыхалова)
  • У нас в гостях
  • С луной противостояние (стихотворения) //Автор: Владимир Соколов
  • Забудь проклятие своё (стихотворения) //Автор: Надежда Чернова
  • Десятовские были //Автор: Михаил Карбышев
  • Америка далёкая и близкая. Путевые записки (начало очерка) //Автор: Валентина Кудрявцева
  • Магдалина (1997) // Автор: Александр Иннокентьевич Казанцев  
  • Из будущей книги «День третий» (стихотворения) //Автор: Владимир Брусьянин
  • Виток судьбы (стихотворения) //Автор: Галина Бугаева
  • Будем знакомы. Графика Елены Чигаревой
  • Школьная пора (стихи и проза школьников)
  • «Из неизданных книг» (стихотворения) //Автор: Олег Афанасьев
  • А все-таки они летают!.. (рецензия) //Автор: А. Бухтарминский
  • Посошок (стихотворения)

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.

fantlab.ru

Журнал ««Сибирские Афины», № 9'2013»

  • Про одного Котёнка, которого вы не знаете (2008) // Автор: К.А. Терина  
7.83 (6)

-

  • Годовое кольцо (2013) // Автор: Алёна Чёрная  
8.50 (2)

-

  • Язык животных (2013) // Автор: Ольга Дорофеева  
7.00 (2)

-

  • Феи Ноябрина, Декабрина, Январина и Февралина (2013) // Автор: Катерина Сапрьян  
5.00 (2)

-

  • Снежная радость для Деда Мороза (2013) // Автор: Маргарита Ленская  
7.00 (1)

-

  • Жёлтый шарик (2013) // Автор: Елена Серкова  
7.00 (1)

-

  • Сказочница Саша (2013) // Автор: Елена Калинчук  

-

  • Огненные зеркала (2013) // Автор: Татьяна Викторовна Левченко  

-

  • Новогодняя колыбельная для детей и зверей (2013) // Автор: Константин Арбенин  

-

  • Зимняя фантазия (2013) // Автор: Маргарита Ленская  

-

  • Саша и Заветная Полянка (2013) // Автор: Сергей Никифоров  

-

  • Дреби-Дон  [= Дреби Дон] (2013) // Автор: Наталья Волкова  

-

  • Волшебные маски (2013) // Автор: Ольга Дорофеева  

-

  • Новогодняя колыбельная (2013) // Автор: Ника Батхен  

-

  • Бумажный гном  [= Гном, свалившийся с ёлки] (2004) // Автор: Дарья Булатникова  
6.39 (18)

-

  • Картина в папиной мастерской (2013) // Автор: Наталья Волкова  
8.00 (1)

-

  • Лиса (из леса и в лес) (2013) // Автор: Маргарита Каганова  

-

  • Волшебная песнь драконов (2013), написано в 2007 // Авторы: Наталья Щерба, Марина Дробкова, Эльдар Сафин, Ольга Пинчук  
5.50 (2)

-

  • Соната для бабочки (2003) // Автор: Татьяна Томах  

-

  • Соня и Шалтунчик (2013) // Автор: Даниэль Васильев  

-

  • Волшебник (1985) // Автор: Александр Бачило  
7.36 (71)

-

8 отз.
  • Мяу! (2013) // Автор: Игорь Исаев  

-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.

fantlab.ru

««Сибирские Афины», № 2'1999»

feed_id: 8216 pattern_id: 2583 query:

журнал

1999 г.

Тираж: 500 экз.

Страниц: 52

Описание:

Содержание:

  1. Владимир Антух. Криптонимы города Томска (статья), 2-я стр. обложки
  2. Владимир Антух. Каменному мосту (стихотворение), стр. 1
  3. Римма Колесникова. «Веков завистливая даль»: Томск? (эссе), стр. 2-3
  4. Борис Климычев. Росчерк на быстрой воде (рассказ), стр. 4-6
  5. Рифмы любви
    1. Анна Владимирова. Про тебя (стихотворение), стр. 7
    2. Роман Солнцев. «Когда мне повстречалась ты…» (стихотворение), стр. 7
    3. Юра Павленко. Ссора (стихотворение), стр. 7
    4. Ирина Неклюдова. На рассвете (стихотворение), стр. 7
    5. Елена Олейник. «Твоих рук заколдованный круг…» (стихотворение), стр. 7
    6. Александр Рубан. Сонет (стихотворение), стр. 7
  6. Песни о Томске
    1. Михаил Васильевич Андреев. Я предлагаю тост... (стихотворение), стр. 8
    2. Михаил Васильевич Андреев. В Тимирязевском бору (стихотворение), стр. 8
    3. Михаил Васильевич Андреев. По Иркутскому тракту (стихотворение), стр. 8
    4. Михаил Васильевич Андреев. Покосы (стихотворение), стр. 9
    5. Александр Иннокентьевич Казанцев. Милый город (стихотворение), стр. 9
  7. Эдуард Владимирович Бурмакин. Покидая Томск (отрывок), стр. 10-12
  8. У нас в гостях
    1. Наталья Ахпашева. Из памяти древней (стихотворения), стр. 13
  9. Владимир Шкаликов. Добро пожаловать (рассказ), стр. 14-15
  10. Владимир Шкаликов. Корни дома (рассказ), стр. 15-17
  11. С.В. Гудошников. К 250-летию со дня рождения Иоганна Вольфганга Гёте (статья), стр. 18
  12. Александр Иннокентьевич Казанцев. Между жизнью и смерьтю (отрывок), стр. 19-23
  13. Владимир Акутин. Юбилей (рассказ), стр. 24-25
  14. Память
    1. Александр Иннокентьевич Казанцев. Остался светом (эссе), стр. 26-27
    2. Анатолий Андреевич Шумилкин. «Яркое солнце сосульки сосёт…» (стихотворение), стр. 26
    3. Анатолий Андреевич Шумилкин. «По деревне стелется туман…» (стихотворение), стр. 26
    4. Анатолий Андреевич Шумилкин. «Смотрю и слушаю, как тикают часы…» (стихотворение), стр. 27
    5. Анатолий Андреевич Шумилкин. «Над полями громкий птичий гомон…» (стихотворение), стр. 27
  15. Молодая поэзия
    1. Светлана Жарникова. «Богородица, Дева Мария…» (стихотворения), стр. 28
    2. Дмитрий Коро. «От первой строки до последней…» (стихотворения), стр. 28
    3. Елена Клименко. «Неуместные письма» (стихотворения), стр. 29
    4. Ирина Неклюдова. «Не помню себя — другую…» (стихотворения), стр. 29
  16. Миниатюры
    1. Татьяна Мейко. Где кончается берег (микрорассказ), стр. 30
    2. Татьяна Мейко. Звезда и огонёк (микрорассказ), стр. 30
  17. Мнение
    1. Эдуард Владимирович Бурмакин. На смену нам идёт «Е.-существо»? (эссе), стр. 31-32
    2. Цитата по поводу
      1. Аркадий и Борис Стругацкие. Улитка на склоне (отрывок из повести), стр. 32
    3. Василий Афонин. Нет писателей в Томске, кроме Афонина (произведение (прочее)), стр. 33
    4. Николай Алексеевич Игнатенко. Питер, стихи и два поцелуя (репортаж), стр. 33-34
    5. Николай Курочкин. Ордена новой России... Ордена? Новой? России? (статья), стр. 34-36
  18. Поэзия
    1. Михаил Карбышев. Сибирь (стихотворения), стр. 37-38
  19. К дню рождения города
    1. Вадим Макшеев. Скауты в Томске (статья), стр. 39-40
    2. М.А. Слюсаренко. Наследие Томского мецената (Фонду имени П.И. Макушина - 5 лет) (статья), стр. 40
  20. Любовь Никонова. «Кто вратами отважится узкими…» (стихотворения), стр. 41
  21. Владимир Антух. Из неопубликованных стихов (стихотворения), стр. 42-43
  22. Литературный курьер
    1. А. Бухтарминский. «…Будем жить, не опуская глаз» (рецензия), стр. 44
    2. Р. Гончаров. Сага о Томске (рецензия), стр. 44-45
    3. Александр Николаевич Луговской. «Если высохнет этот ручей…» (рецензия), стр. 45
  23. Николай Алексеевич Игнатенко. Вынужденная посадка (стихотворения), стр. 46-47
  24. Школьная муза
    1. Владимир Родин. «Девчонки в пелёнках лежали, болтали…» (стихотворения), стр. 48
    2. Алиса Попова. Уединение (стихотворение), стр. 48
    3. Анастасия Ануфриева. Художник (стихотворение), стр. 48
    4. Нина Кривцова. Про букашку Наташку (стихотворения), стр. 48
    5. Маша Плешакова. Размышления (стихотворение), стр. 48
    6. Оля Тузникова. Снежинка и Пушок (микрорассказ), стр. 49
    7. Лена Ращинская. Любовь ивы (микрорассказ), стр. 50
  25. "Пока еще рождаются поэты..." (стихотворения), стр. 51-52
  26. Посошок
    1. Александр Рубан. Рубайки (пять стихотворений), 3-я стр. обложки

Примечание:

Информация об издании предоставлена: Mitson

fantlab.ru

Журнальный зал: Знамя, 2000 №2 - Ольга Рычкова

“Сибирские Афины”или “Афинская Сибирь”?

“Сибирские Афины”. Литературно-художественный альманах. Томск.

Наверное, правильнее было назвать его “Афинской Сибирью”. Каждый выпуск альманаха (а состоялось более полутора десятков за несколько лет) предваряется эпиграфом: “Я приглашаю Вас свободно высказаться в связи с судьбами нашей Сибири” (Г. Н. Потанин).

Откроем наугад любой номер — например, № 1 за 1999 год.

Глава из исторического романа Бориса Климычева “Томские тайны”: “Делать было нечего, Миша смотрел в оконце на улицу. Он видел широкую Томь, острова галечные и поросшие ивняком, шиповником, бояркой. Видел дымившийся вдалеке пароход. Он стал мечтать, что однажды он наймет экипаж и пригласит Верочку прокатиться в заречном бору...”

Сельские зарисовки Михаила Карбышева “Десятовские были”: “Лет двести, а может — триста назад пять кровных братьев Десятовых искали место для поселения... И как дошли они до Малахова бугра да как глянули с него вниз, вправо и влево, то и идти дальше не захотели: малина,

черемуха, кислица, смородина... А когда из кедрача ветерок донес смолистый хвойный запах, уразумели братья, что лучшего места на всей земле не найдешь...”

“Крокодиловы страсти” из жизни вахтовиков и рептилий Владимира Шкаликова: “Однажды вот так от безделья застрелили лосиху. А тут выскакивает лосенок — сразу не заметили. А у них патроны — все. Попрыгали в “газушку”, давай гонять его по тайге... И вот — речка. Маленькая речушка с солидным названием — Большая Налимка... Лосенка сносит, он уже почти на середине. Но и Пилип старается. Где шел, где плыл — догнал. Схватил за ухо, нож занес, но тут потерял равновесие, будто его ударило топляком под коленки, и закричал, заревел, как медведь!.. И тут плеснуло под ним. Буквально на секунду поднялся такой хвостище, какого у рыбы не бывает. В общем, чтобы не описывать — точно как у крокодила...”

Стихи Ирины Неклюдовой: “Сколько тайн на Южной в общежитьях. / Сколько раз, влюбляясь в пух и прах...” (Южная — площадь в Томске и район вокруг).

Рецензия на новый спектакль в областном театре драмы. Обзор новых томских книг.

Номер 2: “Сибирь” — венок сонетов все того же Карбышева: “К тебе, моя сибирская земля, / Свои я ныне обращаю взоры. / Пускай невысоки в Сибири горы, / Зато вокруг бескрайние поля...” “Песни о Томске” Михаила Андреева и Александра Казанцева.

Местный колорит — и только? Э, нет! Хоть и “Сибирские”, все же — “Афины”. Вот глава из повести Александра Рубана “Лукреция и Секст”: “Поздним вечером, после целого дня утомительных и бесплодных — утомительно бесплодных и бесплодно утомительных — дебатов с Отцами Города, Луций Коллатин вышел из-под давящих сводов здания Сената, и миновал деревянную колоннаду, и уже высматривал у коновязи своего раба, и уже предвкушал недолгую быструю скачку по Коллатинской дороге, теплую ванну и мирный ужин в кругу семьи... и улыбку Лукреции, ее быстрые твердые пальцы, и мягкие губы, и горячие бедра...”

Когда речь заходит о любви, тут уж, как правило, не до таежной экзотики. Она, конечно, тоже имеет место: к примеру, в романе Б. Климычева “Любовь и гнев вора Подреза”, где главный герой — “сосланный в Томск патриарший стольник” Григорий Плещеев — Подрез — “осваивает Сибирь”, причем преимущественно “пашет и сеет на широкой кровати, на одеялах, на пуховых перинах”.

Но уж поэтам хочется чего-то более возвышенного. У Александра Казанцева (который не только неизменный автор, но и редактор “Сибирских Афин”) — “Альковные вирши”:

Ревнивица Муза взлетает со смятой постели, Ей страстные взоры румянец бросает на щёки. И как без неё зарождаются строки —Не знаю. А вот зародиться посмели.

Впрочем, уже давно известно, что “растут стихи, не ведая стыда”.

Другой постоянный “афинский” автор Николай Игнатенко (когда-то в одночасье прославившийся на весь Томск строками: “Стихи не могут быть не о любви! / Поэзия — распутная бабенка, / Раскинув бедра жаркие свои, / К себе прижмет совсем еще ребенка...”):

Ирония, направленная вследмоих подошв, препятствующих снегу...

Разумеется, правильно — не “вслед подошв”, а “вслед подошвам”. Но автор находит в этом несогласовании что-то такое лермонтовское... “Из пламя и света рожденное слово...” Не так ли?

Но это все — “старая гвардия”, члены областной писательской организации (Томского отделения Союза писателей России), которая издает альманах. А есть еще рубрики “Дебют” и “Школьная Муза”, “Молодая проза” и “Молодая поэзия”. Начинающие, как водится, более склонны к авангардизму, таежные страсти им не столь близки, хотя и не без этого. У молодого автора Дмитрия Коро вечный в поэзии образ свечи, которая “горела на столе”, выглядит так:

Я — свеча в окрестностях Сибири —на ветру и плачу и лечу...

А в остальном — любовь (не эротика — эротика приходит позже), поиски себя... То, о чем пишет молодежь всегда и везде — в Сибири, столице ли. Причем, не обязательно в провинции пишут хуже. Просто там понятие “культурное поле” заменено другим — “культурный пятачок”, на котором топчутся и таланты, и графоманы. И если в столицах к их услугам — масса толстых и не очень журналов, то в любом областном городе, как правило, не больше одного-двух — постоянных. Часть пишущей братии (и не всегда худшая) не публикуется в том или ином, порой единственном, периодическом издании (газеты — не в счет) по идейным, эстетическим или еще каким-то личным мотивам. Поэтому один альманах не может отразить всю полноту литературной жизни города.

Пару лет назад у одного автора из практически готового номера выкинули большую подборку стихов. Жертва интриг, разобидевшись, послала редактору от имени робкого дебютанта (под псевдонимом, разумеется) письмецо с восторженным отзывом об альманахе, присовокупив несколько специально сочиненных слабых стишков. Напечатали!

Тем не менее внимание к молодым — пожалуй, главное достоинство “Сибирских Афин”, так как начинающим поэтам (тем паче — прозаикам) редко находится место на газетных страницах. А первая публикация для пишущего — почти как первая любовь. И подчас важен не столько объект этой любви, сколько первое проснувшееся в себе чувство. Также многим не суть важно, где состоялась первая публикация. Главное, что она есть, что журнал можно показывать всем, дарить избранным и бережно хранить для будущих потомков. Первый шаг — шанс не только для потенциального вечного графомана, но и — как знать? — большого таланта. И кому-то “Афины” такой шанс предоставляют (а что потом — другое дело. Хотя печатали там и давно состоявшихся Александра Цыганкова, Макса Батурина, Николая Лисицына...).

Правда, далекие от литературы люди альманах либо не знают, либо путают с краеведческой “Сибирской стариной”. Зато недалекие — знают, читают время от времени других и себя.

У “Сибирских Афин” есть постоянные спонсоры и поддержка мэрии и областной администрации, что позволяет выходить в свет долгое уже время (а вот журнал “Формула успеха”, тоже освещавший культурную и литературную жизнь, но по-иному, закрылся, похоже, навсегда). Хотя в прошлом году губернатор заявил, что больше 5 страниц книг томских литераторов прочесть не в состоянии — ску-учно... Разъяренные писатели дали в “Сибирских Афинах” отповедь чиновнику в прозе и стихах:

Это было сказано громко, веско, понимаешь, и честно: книги, мол, писателей томских не читаю — не интересно! Надо реагировать. Надо В книжных полках делать прополку. Если человек губернатор — Это, понимаешь, надолго.А. Рубан

Но, тем не менее, в том же самом номере выражена “искренняя благодарность” обладминистрации за финансовую поддержку.

Да, кому-то кажется, что название альманаха не соответствует содержанию (или наоборот). Некоторые предпочли бы, чтобы не Томск называли “Сибирскими Афинами”, а Афины — “Греческим Томском”. И издавалась бы там какая-нибудь “Афинская Сибирь”. Но это был бы уже совсем другой журнал.

Ольга Рычкова

magazines.russ.ru

««Сибирские Афины», № 1'1999»

feed_id: 8216 pattern_id: 2583 query:

журнал

1999 г.

Тираж: 500 экз.

Страниц: 52

Описание:

Содержание:

  1. Эдуард Бурмакин. «Дай высказать всё то, чем сердце по́лно…» (эссе), 2-я стр. обложки - стр. 3
  2. Александр Пушкин. Буря (стихотворение), стр. 1
  3. Дебют
    1. Ирина Неклюдова. Зимние сумерки в Томске (стихотворения), стр. 3
    2. Тимур Габидуллин. «В оковах каменных с тобой бродили мы…» (стихотворение), стр. 4
    3. Дмитрий Коро. Костёр для... (стихотворения), стр. 4
    4. Олег Конаков. «За окном, помаячив немного…» (стихотворения), стр. 4
    5. Владимир Лежнин. «Мне хочется жить и с улыбкой идти…» (стихотворение), стр. 5
    6. Владимир Лежнин. «Тихо падающий снег…» (стихотворение), стр. 5
    7. Анна Ляпкова. Никто не терял время? (рассказ), стр. 5-6
  4. Борис Климычев. Юдоль печали (отрывок), стр. 7-11
  5. Виктор Астафьев. Письмо Александру Казанцеву (произведение (прочее)), стр. 12
  6. Александр Казанцев. Больница - от слова "боль" (стихотворения), стр. 12-13
  7. Геннадий Прашкевич. Мой союз писателей (из записных книжек), стр. 14-17
  8. Борис Климычев. «Замело снежком дорожки…» (стихотворение), стр. 18
  9. Борис Климычев. Дождь (стихотворение), стр. 18
  10. Борис Климычев. Ночь в музее (стихотворение), стр. 18
  11. Борис Климычев. Актеру и скульптору Леонтию Усову (стихотворение), стр. 18
  12. Борис Климычев. Шопные частушки (стихотворение), стр. 18
  13. Ольга Рычкова. Лёгкий след на ясном солнце (стихотворение), стр. 18
  14. Лев Пичурин. Врата бессмертия (очерк), стр. 19-20
  15. Михаил Карбышев. Десятовские были (цикл)
    1. Михаил Карбышев. Антихристово кощунство - радио (рассказ), стр. 21-22
    2. Михаил Карбышев. Глаголова школа (рассказ), стр. 23-24
  16. Николай Игнатенко. Монологи с тобой (стихотворения), стр. 25
  17. Плэты Колпашевского литобъединения «Отдушина»
    1. Елена Бурмейстер. «Ты кажешься слишком озябшим…» (стихотворения), стр. 26
    2. Юрий Гричкеев. «Ты взгрустнешь, в вагон усевшись…» (стихотворения), стр. 26
    3. Вера Иртуганова. «Когда мы любим - мы к Богу ближе…» (стихотворения), стр. 26
    4. Александр Луговской. «Вечный спутник юной прыти…» (стихотворение), стр. 26
    5. Александр Луговской. «Заковала окна непогода…» (стихотворение), стр. 26
    6. Александр Луговской. «Росинки звёзд поблёскивали в кронах…» (стихотворение), стр. 26
    7. Ю. Шкурин. Пушкин (стихотворения), стр. 26
  18. Александр Рубан. Заговор (рассказ), стр. 27-30
  19. Подмостки
    1. Дмитрий Киржеманов. Монолог новой роли Киржеманова Д.Д. о Киржеманове Д.Д. (юмореска), стр. 31
    2. Александр Казанцев. Театр. Взгляд изнутри (рецензия), стр. 31
  20. Вадим Макшеев. «Улыбается прошлое с нежной тоской…» (очерк), стр. 32
  21. Татьяна Смирнова. Сказка о Марко Богатом и Василии Бессчастном (отрывок из поэмы), стр. 33-35
  22. Алла Афанасьева. Весло (рассказ), стр. 36-38
  23. Елена Елфимова. Колокольня (рассказ), стр. 38-39
  24. Мнение
    1. Борис Климычев. Наш земляк на Кавказе (рецензия), стр. 40
    2. Ю. Морозова. «И это всё - дыхание любви» (рецензия), стр. 40-41
    3. Александр Рубан. Поэзия прозы (рецензия), стр. 41-42
  25. Виктор Кулагин. Я любовь догоню... (стихотворения), стр. 42
  26. Елена Кириллова. «Отчужденно шумят километры…» (стихотворение), стр. 43
  27. Евгений Некрасов. «И вот он - новый день…» (стихотворения), стр. 43
  28. Владимир Шкаликов. Крокодиловы страсти (рассказ), стр. 44-46
  29. Ольга Силаева. «Туман стекает с нежных карих веток…» (стихотворения), стр. 47
  30. Вадим Долинский. «Иное братство любящих, иное…» (стихотворения), стр. 47
  31. Александр Бухтарминский. «Дожди живут по вертикали…» (рецензия), стр. 48
  32. Олег Афанасьев. «А дело движется к весне…» (стихотворения), стр. 49
  33. Жанна Лян. «Молчание обманчиво…» (стихотворения), стр. 49
  34. Школьная пора (стихи и проза школьников), стр. 50-52
  35. Посошок. Парад пародий, 3-я стр. обложки
    1. Михаил Карбышев. «Оголодал!…» (стихотворение)
    2. Ольга Рычкова. «Не ходил, будто мопс, у ноги я…» (стихотворение)
    3. Анна Богданец. Наблюдизм (стихотворение)
    4. Влад Разметов. «Чудна мне природа старинных китайских стихов…» (стихотворение)
    5. Александр Рубан. Рубайки (стихотворения) (три стихотворения)

Примечание:

Информация об издании предоставлена: Mitson

fantlab.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта