Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

VIP Studio - журнал «Современная наука». Система ценностей современного общества журнал


VIP Studio - журнал «Современная наука»

В современных условиях решающее значение как для общества в целом, так и для каждого конкретного социального института приобретают ценностные основания происходящих процессов, их верный анализ и своевременная корректировка. Это неудивительно. В настоящий момент имеется острая необходимость в поиске новых путей, которые смогут привести мировое сообщество к всеобщему благоденствию и процветанию. Данная необходимость обусловлена, прежде всего, происходящими в разных странах мира процессами, наглядно демонстрирующими несостоятельность существующих моделей развития, неравномерность распределения социальных благ. Вместе с моделями развития серьезной ревизии подвергаются и существующие системы ценностей. Именно поэтому рассмотрение понятия ценностей и ценностный (аксиологический) подход к пониманию общественной жизни занимают одно из центральных мест в современной социологической науке [1, с. 123].

Мировоззрение каждого из нас определяется разделяемыми ценностями, а также принадлежностью к той или иной социокультурной формации. Мы все есть часть культуры, главной особенностью которой является то, что она формирует привычную и приемлемую для определенной группы людей парадигму возможного образа поведения. Это обеспечивается путем усвоения новыми поколениями жизненного опыта предшественников, включения их в формировавшуюся столетиями систему социального и межличностного взаимодействия. Таким образом, культура является важным элементом национальной, межгрупповой и групповой организации и самоорганизации. Она, с одной стороны, обеспечивает единение людей и функционирование возникающих общественных групп, но одновременно именно культурные особенности в значительное мере являются фактором внутригруппового расслоения и возникновения подгрупп, особых образований, существующих на принципах, приемлемых и понятных только для их членов.

Говоря о связи культуры и организации, мы должны иметь четкое представление о содержании обоих этих явлений. Организация понимается, прежде всего, как группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей [2, с. 5]. Организация имеет свою композиционную структуру – совокупность устойчивых социально-психологических характеристик членов группы, чрезвычайно значимых с точки зрения состава группы как целого [3, с. 184]. Большую роль в формировании данных характеристик играет система социальных ценностей. Организации возникают, и практически одновременно с этим начинается процесс автономизации, в ходе которого они обособляются от остального общества, обретают собственную стратегию развития, в соответствии с которой формулируют тактические цели и оперативные задачи. Конечно, эта стратегия находится в русле особенностей развития конкретного социума, она не может выходить за рамки, которые общество определяет для самого себя. Автономия организаций заключается в их возможности выбирать одно из направлений социальной стратегии в качестве приоритетного и затем строить свою деятельность в рамках данной специализации. Объять необъятное нельзя, и деятельность организации, имеющей неизмеримо широкую стратегию действий, обречена на провал.

Основу социальной стратегии составляет система ценностей, в соответствии с которой происходит развитие общества, вырабатываются механизмы данного развития и пути его реализации. То же самое можно сказать и об организационной стратегии, которая строится на тех социальных ценностях, учет которых позволяет сформулировать и реализовать обозначенные планы развития и деятельности. Постепенно в организации начинает складываться собственная система ценностей, как привнесенных извне, т.е. разделяемых лишь некоторыми членами организации, так и выработанных во время процесса организационного развития и становления. И если индивидуальные ценности отдельных сотрудников так и остаются частью внешней среды, которая лишь отчасти взаимодействует с организацией и должна учитываться в тех или иных аспектах деятельности или развития, то собственные социальные и культурные ценности являются неотъемлемой частью внутренней среды организации, более того, составляют ее ядро.

Являющиеся основой организации социальные ценности формируют культуру организации и организационную культуру. На первый взгляд, эти понятия идентичны. Но это не так, поскольку они различаются уровнем проникновения в процесс регулирования действий членов организации. Культура организации есть совокупность ценностей и норм, разделяемых ее членами. Таким образом, она представляет собой объединение индивидуальных культурных ландшафтов всех членов организации. Поскольку «действиями человека в конечном счете управляют глубинные регуляторы – потребности и ценности, роль которых особенно велика в условиях универсального кризиса, в хаотической области динамики общества» [4, с. 22], индивидуальные ценностные системы становятся базисом для формирования организационной культуры. Но ее все же не стоит отождествлять с культурой организации, более ориентированной на внешнюю среду [5, с. 159].

Первоочередной задачей функционирования системы социальных ценностей является ее участие в регулировании осуществляемых индивидом действий. Совершенно очевидно, что каждый из нас имеет в своем сознании некий «эталон», с которым он может свериться при возникновении антиномичной ситуации. В большинстве случаев подобным эталоном являются культурные, религиозные или этические нормы поведения, разделяемые обществом и приемлемые индивидом в соответствии с индивидуальной парадигмой. Подобная парадигма является стержнем, на котором держится личность, при помощи него формируется индивидуальная нравственность, которая, в свою очередь, в большинстве случаев является нашей главной опорой при принятии решений в многочисленных и постоянно возникающих на протяжении всей жизни ситуациях морального или иного выбора. Оказываясь в организации, индивид не перестает быть самим собой. Он продолжает действовать, исходя из собственных представлений о должном и благе, о добре и зле, о профессиональной чести и личном достоинстве. Никакая сила не может стереть с человека отпечаток его неповторимой индивидуальности, напротив, чем активнее будет внешнее воздействие, тем более будут укореняться личностные характеристики, будет углубляться разрыв между системами общенормативных и индивидуальных ценностей, значимых для отдельного индивида и для общества в целом норм поведения.

Существующие в организации ценности не могут быть ей навязаны, не могут быть «спущены сверху» или утверждены волевым решением руководства. В значительном большинстве случаев перечисленные действия вообще не могут никак повлиять на процесс становления системы ценностей в организации, развития организационной культуры. Более того, это будет противоречить самой природе социальных ценностей, которые в социологии понимают как ценностные представления, принятые данной социальной группой и определяемые спецификой рода занятий и социальным статусом группы [6, с. 149]. Часто попытка привнести в организационную культуру некие элементы может быть очень негативно воспринята персоналом, что, в конечном итоге, приведет к отторжению всего нового, даже если это новое будет полезным с точки зрения управленческой стратегии и весьма приемлемым с позиции членов коллектива. В том случае, если изменения проводятся в уведомительном порядке, сверху вниз и без учета мнений всех входящих в организацию структурных подразделений и отдельных членов, конструктивность и прагматичность мышления, присущая абсолютному большинству современных людей, занятых на производстве и в сфере интеллектуального труда, может уступить место нерациональному и деструктивному желанию протестовать, так как важное решение было принято без учета конкретных мнений или представлено как свершившийся факт.

В современных условиях, когда любая организация открыта миру, она свободно обменивается информацией с другими коммерческими структурами, индивидами и профессиональными группами. В результате этого обмена происходит корректировка организационной миссии и стратегии, формулируются цели и задачи организации, ценности и нормы, на основании которых она действует. Данный процесс происходит с учетом всех особенностей культурного мировосприятия социума, тех планов, которые он ставит перед собой. Это может быть охарактеризовано как формирование системы организационной культуры с учетом социальных ценностей, которые являются своеобразной «визитной карточкой» конкретного общества, неотъемлемой частью господствующей национальной культуры, а также действенным средством регулирования деятельности современных организаций.

Система ценностей современной организации неразрывно связана с процессом управления – непрерывной последовательности взаимосвязанных действий по реализации функций планирования, организации, мотивации и контроля [2, с. 9]. Справедливость данного утверждения может быть подтверждена тем, что все вышеперечисленные функции являются прямым продолжением норм организационной деятельности и взаимодействия, имеющих под собой ценностные основания. Анализ ценностных ориентаций любой части общества есть путь к пониманию основных характеристик общества в целом. Рассматривая аксиологические основания деятельности организации, мы одновременно анализируем систему ценностей социума, делаем выводы о путях и возможностях его развития. Управление не может происходить хаотически или вслепую, оно должно иметь под собой стратегически выверенную основу. Такой основой, способной не только оптимизировать происходящие в организации процессы, но и стать дорогой к обществу всеобщего благосостояния, может выступать система организационных ценностей, развивающаяся как важная и неотъемлемая часть ценностной сферы конкретного социума.

www.vipstd.ru

Система ценностей современного общества

17 июня 2016 года приглашаем вас принять участие в ХLVII Международной научно-практической конференции «Система ценностей современного общества». Дедлайн 17 июня.

В настоящее время все научные направления развиваются достаточно динамично. Публикация результатов исследований является чрезвычайно ответственным и важным шагом для ученого. Появляется множество новых оригинальных идей, теорий, заслуживающих самого пристального внимания научной общественности. Кроме того, наличие определенного количества публикаций является обязательным условием при защите диссертационных работ.

К участию приглашаем ученых, аспирантов и студентов. С изданием сборника материалов.

Основные направления конференции:

  • СЕКЦИЯ 1. Онтология и теория познания.
  • СЕКЦИЯ 2. Гуманитарная картина мира в системе современного знания.
  • СЕКЦИЯ 3. Этика, эстетика, логика.
  • СЕКЦИЯ 4. Религиоведение, философская антропология, философия культуры.
  • СЕКЦИЯ 5. Философия науки и техники.
  • СЕКЦИЯ 6. Литературоведение.
  • СЕКЦИЯ 7. Искусствоведение.
  • СЕКЦИЯ 8. Современные проблемы художественной и музыкальной культуры.
  • СЕКЦИЯ 9. Языкознание.
  • СЕКЦИЯ 10. Журналистика.
  • СЕКЦИЯ 11. История в контексте гуманитарных наук.
  • СЕКЦИЯ 12. Теория политики, история и методология политической науки.
  • СЕКЦИЯ 13. Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии.
  • СЕКЦИЯ 14. Гражданское общество в России: история и современность.
  • СЕКЦИЯ 15. Политические проблемы международных отношений и глобального развития.
  • СЕКЦИЯ 16. Проблема коррупции: пути междисциплинарного исследования.
  • СЕКЦИЯ 17. Проблемы взаимодействия личности и власти в условиях построения правового государства.
  • СЕКЦИЯ 18. Российское законодательство в современных условиях.
  • СЕКЦИЯ 19. Актуальные проблемы права на современном этапе развития российской государственности.
  • СЕКЦИЯ 20. Теория и история культуры.
  • СЕКЦИЯ 21. Этносы и культуры: история и современность.
  • СЕКЦИЯ 22. Судьбы национальных культур в условиях глобализации.
  • СЕКЦИЯ 23. Национальная политика и традиционная народная культура.
  • СЕКЦИЯ 24. Региональные проблемы межнациональных отношений.
  • СЕКЦИЯ 25. Экономическая социология и демография.
  • СЕКЦИЯ 26. Эколого-экономические проблемы современного общества.
  • СЕКЦИЯ 27. Социальная структура, социальные институты и процессы.
  • СЕКЦИЯ 28. Социология культуры, духовной жизни.
  • СЕКЦИЯ 29. Интеллектуально-духовные идеалы современного общества.
  • СЕКЦИЯ 30. Ценностные ориентации современной молодежи.
  • СЕКЦИЯ 31. Здоровый образ жизни как одно из условий формирования гармоничной личности.
  • СЕКЦИЯ 32. Гуманизация социально-экономических отношений в современном обществе.
  • СЕКЦИЯ 33. Глобальный кризис и социальная сплоченность российского общества.
  • СЕКЦИЯ 34. Традиции и современная ситуация в области образования и культуры: национальный аспект.
  • СЕКЦИЯ 35. Современные проблемы науки и образования.
  • СЕКЦИЯ 36. Развитие человеческого потенциала как фактор модернизации социальных отношений.
  • СЕКЦИЯ 37. Россия: особенности цивилизации.
  • СЕКЦИЯ 38. Перспективы России в глобальном мире.

Требования к оформлению материалов:

  • Формат текста: Word for Windows.
  • Формат страницы: А4 (210x297 мм).
  • Поля: 2,5 см – со всех сторон.
  • Шрифт: размер (кегль) – 14; тип – Times New Roman.
  • Название печатается прописными буквами, шрифт – жирный, выравнивание по центру. Ниже через двойной интервал строчными буквами – инициалы и фамилия автора(ов). На следующей строке – полное название организации, город. После отступа в 2 интервала следует аннотация, ключевые слова, за которыми через 2 интервала – текст, печатаемый через одинарный интервал, абзацный отступ – 1,25 см, выравнивание по ширине.
  • Название и номера рисунков указываются под рисунками, названия и номера таблиц – над таблицами. Таблицы, схемы, рисунки, формулы (только в редакторах Equation или MathType), графики не должны выходить за пределы указанных полей (шрифт в таблицах и на рисунках – не менее 11 пт).
  • Сноски на литературу в квадратных скобках. Наличие списка литературы обязательно. Переносы не ставить.
  • В электронном варианте каждая статья должна быть в отдельном файле. В имени файла укажите шифр конференции (СЦ-47), номер секции и фамилию первого автора (например, СЦ-47 Секция 14 Петров).
  • Сведения об авторах требуется оформить в табличной форме. В имени файла со сведениями об авторе укажите шифр конференции и фамилию первого автора (например, СЦ-47 Петров).

Сведения об авторе:

Ф.И.О. автора (без сокращений)
Место работы (ВУЗ, ССУЗ или др. организация)
Должность, кафедра без сокращений, ученая степень, ученое звание (при наличии)
Адрес рабочий
Адрес домашний
E-mail
Контактный телефон
Название статьи
Шифр конференции СЦ-47
Номер секции
Количество страниц в докладе автора
Требуется ли: справка о принятии материалов к публикации (100 руб.)? да/нет
программа конференции (200 руб.)? да/нет
сертификат участника конференции (250 руб.)? да/нет
печатный экземпляр сборника (450 руб.)? да/нет
Требуемое количество экземпляров сборника
Адрес, на который высылать сборник (обязательно с указанием индекса и фамилии получателя)
Сумма и дата оплаты
Источник, из которого Вы узнали о ЦРНС

Материалы, сведения об авторах и отсканированные квитанции об оплате (в разных файлах) необходимо отправить в одном письме по адресу [email protected], [email protected]

При получении материалов оргкомитет в течение двух дней подтверждает принятие материалов к публикации. Авторам, отправившим материалы по электронной почте и не получившим подтверждения их получения оргкомитетом, просьба продублировать заявку.

Сборник зарегистрирован в наукометрической базе РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) и публикуется на сайте электронной библиотеки Elibrary.ru с постатейной разметкой.

Материалы конференции рассылаются по основным библиотекам России и зарубежья.

Сроки выхода материалов конференции - 20 дней с даты окончания приема заявок.

Финансовые вопросы:

С целью возмещения организационных, издательских и полиграфических расходов авторам необходимо оплатить организационный взнос в размере 125 рублей за одну страницу. Доклады объемом менее 5 страниц к печати не принимаются. Количество публикаций от одного автора не ограничивается. Электронная версия сборника предоставляется бесплатно.

За каждый печатный экземпляр сборника необходимо оплатить 450 рублей (исключение - соавторы). Если материал для участия в конференции написан в соавторстве, то за каждого соавтора необходимо доплатить сумму в размере 450 рублей. За пересылку сборника за пределы РФ – дополнительно 450 рублей.

Стоимость сертификата участника конференции – 250 руб., программы конференции – 200 руб., справки о принятии материалов к публикации – 100 руб. Справка предоставляется авторам в электронном виде в течение 2-3 дней; сертификат отправляется в твердой копии заказным письмом почты РФ через 7-10 дней (или в электронном виде в течение 2-3 дней) с момента получения оргкомитетом всего пакета документов.

Оргкомитет:

  1. Щербакова А.И., заведующий кафедрой Социологии и философии культуры Российского государственного социального университета (г. Москва), д.пед.н., д.культ., профессор – председатель
  2. Чернов С.С., заведующий кафедрой Производственного менеджмента и экономики энергетики Новосибирского государственного технического университета (г. Новосибирск), руководитель ЦРНС, к.э.н., доцент – зам. председателя
  3. Шигуров В.В., заведующий кафедрой Русского языка Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева (г. Саранск), д.филол.н., профессор, заслуженный деятель науки Республики Мордовия
  4. Широков А.И., ректор Северо-Восточного государственного университета (г. Магадан), д.истор.н., доцент
  5. Баглиева А.З., заведующий кафедрой Философии и культурологии Дагестанского государственного педагогического университета (г. Махачкала), д.филос.н., к.истор.н., доцент
  6. Орлова Л.В., проректор по учебной работе, заведующий кафедрой Управления персоналом Самарской академии государственного и муниципального управления (г. Самара), д.соц.н., доцент
  7. Гончаров В.Н., профессор кафедры Философии и культурологии Ставропольского государственного педагогического института (г. Ставрополь), д.филос.н., доцент
  8. Кулиев Ф.М., заведующий кафедрой Социальных и политических дисциплин Северо-Кавказской академии государственной службы (г. Пятигорск), к.ист.н., доцент
  9. Тюплина И.А., заведующий кафедрой Политологии и социологии, заместитель декана исторического факультета по отделению социологии Магнитогорского государственного университета (г. Магнитогорск), к.филос.н., доцент
  10. Латышева Ж.В., доцент кафедры Философии и религиоведения Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (г. Владимир), к.филос.н., доцент, докторант кафедры Социальной философии Северного Арктического федерального университета (г. Архангельск)
  11. Кузнецова Л.В., доцент кафедры Гуманитарных и социально-эко¬номических наук Ростовского юридического института (г. Ростов-на-Дону), д.филол.н., доцент
  12. Матвеева Е.В., доцент кафедры Политических наук Кемеровского государственного университета (г. Кемерово), д.полит.н., доцент

Лучшие доклады, выбранные решением редакционной коллегии, могут быть опубликованы в рецензируемых журналах из перечня ВАК.

Реквизиты для оплаты:

Получатель: ИП Чернов Сергей Сергеевич (указывать полностью) ИНН/КПП: 540325795599/540201001 ОКТМО 50701000001 Р/счет получателя 40802810044070005013
Банк получателя: БИК банка 045004641 Сибирский банк Сбербанка России ОАО К-счет: 30101810500000000641
Назначение платежа: указать шифр конференции и фамилию автора. Без НДС

Образец оформления квитанции для оплаты оргвзноса:

Есть возможность оплаты на qiwi +79139157901, Яндекс-деньги 410011548221071, карту сбербанка 4276440014608829.

При оплате из зарубежных стран, в назначении платежа обязательно указать код VO 20100. Предпочтительна оплата по системам Western Union, Золотая корона, Колибри.

Контакты:

Информацию об условиях публикации результатов научных исследований и требования к оформлению материалов можно получить на сайте www.ZRNS.ru, по телефонам Центра развития научного сотрудничества в г. Новосибирске:

  • 8-383-291-79-01 Чернов Сергей Сергеевич, руководитель ЦРНС
  • 8-913-749-05-30 Хвостенко Павел Викторович, ведущий специалист ЦРНС

или по электронной почте:

formusical.ru

Журнал «Современная Наука» - Система ценностей современной организации

В современных условиях решающее значение как для общества в целом, так и для каждого конкретного социального института приобретают ценностные основания происходящих процессов, их верный анализ и своевременная корректировка. Это неудивительно. В настоящий момент имеется острая необходимость в поиске новых путей, которые смогут привести мировое сообщество к всеобщему благоденствию и процветанию. Данная необходимость обусловлена, прежде всего, происходящими в разных странах мира процессами, наглядно демонстрирующими несостоятельность существующих моделей развития, неравномерность распределения социальных благ. Вместе с моделями развития серьезной ревизии подвергаются и существующие системы ценностей. Именно поэтому рассмотрение понятия ценностей и ценностный (аксиологический) подход к пониманию общественной жизни занимают одно из центральных мест в современной социологической науке [1, с. 123].

Мировоззрение каждого из нас определяется разделяемыми ценностями, а также принадлежностью к той или иной социокультурной формации. Мы все есть часть культуры, главной особенностью которой является то, что она формирует привычную и приемлемую для определенной группы людей парадигму возможного образа поведения. Это обеспечивается путем усвоения новыми поколениями жизненного опыта предшественников, включения их в формировавшуюся столетиями систему социального и межличностного взаимодействия. Таким образом, культура является важным элементом национальной, межгрупповой и групповой организации и самоорганизации. Она, с одной стороны, обеспечивает единение людей и функционирование возникающих общественных групп, но одновременно именно культурные особенности в значительное мере являются фактором внутригруппового расслоения и возникновения подгрупп, особых образований, существующих на принципах, приемлемых и понятных только для их членов.

Говоря о связи культуры и организации, мы должны иметь четкое представление о содержании обоих этих явлений. Организация понимается, прежде всего, как группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей [2, с. 5]. Организация имеет свою композиционную структуру – совокупность устойчивых социально-психологических характеристик членов группы, чрезвычайно значимых с точки зрения состава группы как целого [3, с. 184]. Большую роль в формировании данных характеристик играет система социальных ценностей. Организации возникают, и практически одновременно с этим начинается процесс автономизации, в ходе которого они обособляются от остального общества, обретают собственную стратегию развития, в соответствии с которой формулируют тактические цели и оперативные задачи. Конечно, эта стратегия находится в русле особенностей развития конкретного социума, она не может выходить за рамки, которые общество определяет для самого себя. Автономия организаций заключается в их возможности выбирать одно из направлений социальной стратегии в качестве приоритетного и затем строить свою деятельность в рамках данной специализации. Объять необъятное нельзя, и деятельность организации, имеющей неизмеримо широкую стратегию действий, обречена на провал.

Основу социальной стратегии составляет система ценностей, в соответствии с которой происходит развитие общества, вырабатываются механизмы данного развития и пути его реализации. То же самое можно сказать и об организационной стратегии, которая строится на тех социальных ценностях, учет которых позволяет сформулировать и реализовать обозначенные планы развития и деятельности. Постепенно в организации начинает складываться собственная система ценностей, как привнесенных извне, т.е. разделяемых лишь некоторыми членами организации, так и выработанных во время процесса организационного развития и становления. И если индивидуальные ценности отдельных сотрудников так и остаются частью внешней среды, которая лишь отчасти взаимодействует с организацией и должна учитываться в тех или иных аспектах деятельности или развития, то собственные социальные и культурные ценности являются неотъемлемой частью внутренней среды организации, более того, составляют ее ядро.

Являющиеся основой организации социальные ценности формируют культуру организации и организационную культуру. На первый взгляд, эти понятия идентичны. Но это не так, поскольку они различаются уровнем проникновения в процесс регулирования действий членов организации. Культура организации есть совокупность ценностей и норм, разделяемых ее членами. Таким образом, она представляет собой объединение индивидуальных культурных ландшафтов всех членов организации. Поскольку «действиями человека в конечном счете управляют глубинные регуляторы – потребности и ценности, роль которых особенно велика в условиях универсального кризиса, в хаотической области динамики общества» [4, с. 22], индивидуальные ценностные системы становятся базисом для формирования организационной культуры. Но ее все же не стоит отождествлять с культурой организации, более ориентированной на внешнюю среду [5, с. 159].

Первоочередной задачей функционирования системы социальных ценностей является ее участие в регулировании осуществляемых индивидом действий. Совершенно очевидно, что каждый из нас имеет в своем сознании некий «эталон», с которым он может свериться при возникновении антиномичной ситуации. В большинстве случаев подобным эталоном являются культурные, религиозные или этические нормы поведения, разделяемые обществом и приемлемые индивидом в соответствии с индивидуальной парадигмой. Подобная парадигма является стержнем, на котором держится личность, при помощи него формируется индивидуальная нравственность, которая, в свою очередь, в большинстве случаев является нашей главной опорой при принятии решений в многочисленных и постоянно возникающих на протяжении всей жизни ситуациях морального или иного выбора. Оказываясь в организации, индивид не перестает быть самим собой. Он продолжает действовать, исходя из собственных представлений о должном и благе, о добре и зле, о профессиональной чести и личном достоинстве. Никакая сила не может стереть с человека отпечаток его неповторимой индивидуальности, напротив, чем активнее будет внешнее воздействие, тем более будут укореняться личностные характеристики, будет углубляться разрыв между системами общенормативных и индивидуальных ценностей, значимых для отдельного индивида и для общества в целом норм поведения.

Существующие в организации ценности не могут быть ей навязаны, не могут быть «спущены сверху» или утверждены волевым решением руководства. В значительном большинстве случаев перечисленные действия вообще не могут никак повлиять на процесс становления системы ценностей в организации, развития организационной культуры. Более того, это будет противоречить самой природе социальных ценностей, которые в социологии понимают как ценностные представления, принятые данной социальной группой и определяемые спецификой рода занятий и социальным статусом группы [6, с. 149]. Часто попытка привнести в организационную культуру некие элементы может быть очень негативно воспринята персоналом, что, в конечном итоге, приведет к отторжению всего нового, даже если это новое будет полезным с точки зрения управленческой стратегии и весьма приемлемым с позиции членов коллектива. В том случае, если изменения проводятся в уведомительном порядке, сверху вниз и без учета мнений всех входящих в организацию структурных подразделений и отдельных членов, конструктивность и прагматичность мышления, присущая абсолютному большинству современных людей, занятых на производстве и в сфере интеллектуального труда, может уступить место нерациональному и деструктивному желанию протестовать, так как важное решение было принято без учета конкретных мнений или представлено как свершившийся факт.

В современных условиях, когда любая организация открыта миру, она свободно обменивается информацией с другими коммерческими структурами, индивидами и профессиональными группами. В результате этого обмена происходит корректировка организационной миссии и стратегии, формулируются цели и задачи организации, ценности и нормы, на основании которых она действует. Данный процесс происходит с учетом всех особенностей культурного мировосприятия социума, тех планов, которые он ставит перед собой. Это может быть охарактеризовано как формирование системы организационной культуры с учетом социальных ценностей, которые являются своеобразной «визитной карточкой» конкретного общества, неотъемлемой частью господствующей национальной культуры, а также действенным средством регулирования деятельности современных организаций.

Система ценностей современной организации неразрывно связана с процессом управления – непрерывной последовательности взаимосвязанных действий по реализации функций планирования, организации, мотивации и контроля [2, с. 9]. Справедливость данного утверждения может быть подтверждена тем, что все вышеперечисленные функции являются прямым продолжением норм организационной деятельности и взаимодействия, имеющих под собой ценностные основания. Анализ ценностных ориентаций любой части общества есть путь к пониманию основных характеристик общества в целом. Рассматривая аксиологические основания деятельности организации, мы одновременно анализируем систему ценностей социума, делаем выводы о путях и возможностях его развития. Управление не может происходить хаотически или вслепую, оно должно иметь под собой стратегически выверенную основу. Такой основой, способной не только оптимизировать происходящие в организации процессы, но и стать дорогой к обществу всеобщего благосостояния, может выступать система организационных ценностей, развивающаяся как важная и неотъемлемая часть ценностной сферы конкретного социума.

www.nauteh-journal.ru

Журнал "Православная беседа"

Жизнь человека в обществе невозможна без системы ценностей — устойчивых представлений о целях, к которым человек должен стремиться ради своего собственного и общего блага. Ценности неразрывно связаны с высокими нравственными убеждениями: ведь по замыслу Божию для человека противоестественно сознательное стремление ко злу. В то же время ценности имеют отношение и к повседневной жизни человека.

В древних, традиционных обществах основу системы ценностей создавала религия, которая была источником представлений о мире, о добре и зле, о смысле человеческого существования перед лицом Божиим. Жизнь каждого человека и общества в целом определялась единой иерархией ценностей, в которой духовные идеалы и нравственные нормы имели первостепенное значение. Они не воспринимались как плод человеческого разума или как результат прагматичного мирского договора. Они проистекали из Божественного Откровения и отражали волю Божию о человеке и мире, которые являются Его творением и о которых Он проявляет Своё спасительное попечение.

Древний человек воспринимал бытие целостным, не отделяя в нём одну сферу от другой. Религия, этика, научные знания, воспитание и образование были частью единого нерасколотого мироощущения, утраченного современным «просвещённым» человечеством. Нынешнее фрагментированное мировоззрение, отделяющее, например, религию от науки, стремится также отделить нравственность от жизни, провозглашая волю человека не подлежащей этическому суждению.

Нынешнее фрагментированное мировоззрение, отделяющее, например, религию от науки, стремится также отделить нравственность от жизни, провозглашая волю человека не подлежащей этическому суждению.

В недавнее время приходилось слышать, что ценность — это понятие, заимствованное этикой из экономики, представляющее собой овеществление этической составляющей религиозного учения. Либеральные протестантские теологи, например, видели в понятии ценности угрозу живой непосредственности религиозного восприятия человека. Ведь система ценностей, будучи якобы мёртвой и опосредованной, схематизирует христианские добродетели, лишая их живого и по-детски непосредственного, спонтанного характера, свойственного чистой верующей душе.

В действительности же ценности представляют собой даже не систему, не свод правил, а некое внутреннее понимание жизни и её нравственных оснований. Это неписаные законы, или аксиомы, которые прививаются ребёнку в семье не в качестве теоретических постулатов: в процессе получения живого жизненного опыта он будет усваивать их как драгоценные истины, открывающие ему дорогу к счастью и гармонии. Например, слова книги Товита: «Что ненавистно тебе самому, того не делай никому» (Тов. 4, 15), ― являются характерным изложением «золотого правила нравственности», выросшего из ветхозаветного религиозного сознания. В Нагорной проповеди это выражено ещё более ярко: «Итак во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7, 12).

Комментируя этот евангельский стих, Блаженный Августин отмечает: «Закон же любви состоит в том, чтобы человек желал ближнему того же самого добра, какого желает и себе самому, и не желал ему того зла, какого не желает себе» («Об истинной религии», 46). Ценность любви здесь мыслится не как статичная схема, свод правил или набор оторванных от реальной жизни постулатов, но именно как живой опыт, выстраданный многими поколениями. Любовь к ближнему — абсолютная ценность, поскольку её ничем не заменишь, на ней строится всё бытие социума, без которой он перестанет им быть и истребит сам себя. Это также справедливо по отношению ко всем десяти заповедям, из которых секулярное сознание пытается исключить первую: «Я Господь, Бог твой» (Втор. 5, 6). Но в этом случае теряют смысл и все последующие заповеди, определяющие этику отношений человека с Богом и человека с человеком в свете Божественного закона.

Сегодня мы живём в обществе, жизнь которого определяется системой ценностей, порождённой не религиозным, а секулярным мировоззрением. И здесь уже нет места Богу христианской традиции — Его заменил человек, со всеми его естественными, а порой и противоестественными устремлениями и желаниями, с его страстями и пороками. Отказавшись от высокого образа человека, созданного по образу Божию, человека, которому, несмотря на древнее Адамово грехопадение, открыт путь ко спасению и духовному восхождению к Богу, секулярное мировоззрение во главу угла поставило иной образ человека — всецело обращённого к миру и находящегося в плену своих страстей, любое проявление которых считается теперь нормальным и законным.

Поначалу секулярные взгляды также предполагали высокое призвание человека, которое состояло в максимальной реализации его творческой способности осваивать и преображать безбожный мир. Однако сегодня высшей ценностью, по существу, стал совсем другой человек — производитель и потребитель сиюминутных благ.

Истину нельзя выбрать, как выбирают предметы потребления, — её можно только свободно принять, чтобы жить в соответствии с ней. В этом высший смысл свободы: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 32).

Ценностная система секулярного общества — это система представлений, отражающих не духовные идеалы, а взаимные договорённости между людьми, стремящимися к приобретению мирских благ и потому находящимися в постоянном соперничестве за ограниченные земные ресурсы. Общее благо, общественная солидарность и взаимопомощь отходят на второй план, потому что главным является «собирание сокровищ на земле» (см. Мф. 6, 19) и удовлетворение повседневных потребностей и желаний, часто греховных, которые оказываются на вершине иерархии ценностей.

В современном обществе существует своеобразный культ свободы — свободы каждого отдельного человека. Эта свобода, понимаемая прежде всего как свобода выбора, провозглашается высшей ценностью. Практически всё человек может и должен выбирать: не только товары и услуги, профессию или друзей, но также образ жизни, мировоззрение, нравственный идеал и даже религиозную традицию.

Таким образом, истина тоже становится предметом выбора. А свобода человека превращается в чистый произвол. Потому что невозможно сделать существенный для человеческой жизни выбор, не имея представления об истинном и ложном, благом и злом, прекрасном и безобразном. Истину нельзя выбрать, как выбирают предметы потребления, — её можно только свободно принять, чтобы жить в соответствии с ней. В этом высший смысл свободы: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 32).

Секулярное мировоззрение долгое время навязывалось нашему обществу силой атеистического государства. Сегодня мы сталкиваемся с другой ситуацией: нам назойливо пытаются навязать представление о том, что наше общество в целом является и должно быть светским, что религия ни в коем случае не должна выходить за пределы церковной ограды. То есть что секулярное мировоззрение должно быть доминирующим и даже всеобщим, а мировоззрение религиозное, включающее соответствующие ценности и нравственные нормы, — исключительно частным делом каждого отдельного человека.

Возникает вопрос: насколько это соответствует состоянию самого общества, реальным представлениям и убеждениям людей? Ведь подавляющее большинство связывает свою жизнь с определённой религиозной традицией. Возвращение к традиции после десятилетий её насильственного подавления, к тому, что она содержит и отстаивает, происходило в течение всего постсоветского периода. И сегодня религиозная традиция становится всё более значимой для множества наших соотечественников, которые стремятся не только к материальному благополучию, но и к обретению смысла — и в личной, и в общественной жизни.

Социологи часто говорят о том, что современная Россия — одна из самых секулярных стран, даже в Европе. Это справедливо в том смысле, что в XX веке российская культура испытала на себе наиболее разрушительное воздействие атеистической идеологии, что привело к отчуждению от религиозной традиции и от Церкви миллионов людей. Однако именно этот драматический опыт нашего общества породил ту религиозную жажду, которую призвана утолить Православная Церковь.

Убеждённые сторонники секулярного мировоззрения, в том числе агрессивно настроенные, составляют в нашем обществе меньшинство. Они имеют право придерживаться своих убеждений и публично их высказывать. В то же время нельзя считать обоснованным их стремление определять жизнь всего общества, игнорируя взгляды миллионов людей, придерживающихся иных убеждений и исповедующих религиозную веру.

Свобода, отождествляемая с произволом, навязывание потребительского отношения к жизни, отказ от исторически укоренённых, общепринятых нравственных норм — всё это вызывает отторжение и сопротивление у людей, живущих традиционной религиозной жизнью. (Если говорить о христианском мире, достаточно вспомнить недавние массовые демонстрации против легализации однополых браков во Франции и в США.)

К сожалению, некоторые западные христианские сообщества сегодня нередко становятся на путь следования новейшим либеральным тенденциям и превратно толкуют нравственное учение, восходящее к изначальному Апостольскому Преданию. В результате ценностный конфликт между христианской традицией и секулярным мировоззрением переносится внутрь современного христианства. Прежде всего от этого страдает христианская мораль: её нормы объявляются относительными, ставятся в зависимость от времени, в результате оказываясь условностями, продуктами общественного договора. Далее, под вопрос ставится учение христианской Церкви о человеке. Если человек в христианстве понимается как образ и подобие Бога, к общению и единству с Которым он должен стремиться, то «модернизированная» этика таких сообществ, всё ещё называющих себя христианскими, мыслит человека абсолютно автономным от Бога. Человек, согласно такому взгляду, сам по себе волен определять, что нравственно, а что безнравственно. Этот процесс различения добра и зла в принципе лишён каких-либо чётких ориентиров, в его основе лежат не заповеди Божии, а обусловленные конкретной исторической эпохой общественные отношения, проецируемые в область морали.

Абсолютизация свободы человека угрожает его существованию, ибо она лишает его власти быть чадом Божиим.

Более того, современный либеральный протестантизм скептически относится к самому понятию «традиционные ценности», отвергая ценности как таковые. Сам язык и понятийная система современных западных протестантских деноминаций стали светскими, цитаты из Священного Писания толкуются превратно, в угоду господствующим либеральным концепциям. Экуменическое движение, где доминируют западноевропейские и североамериканские протестанты, говорит тем же языком, что и светское безрелигиозное гражданское общество, в его документах и воззваниях иной раз трудно отыскать следы традиционной христианской богословской мысли. Скорее, наоборот: под готовый секулярный субстрат — продукцию «социального заказа» — подгоняются цитаты из Библии в сопровождении предельно идеологизированных рассуждений, лишь отдалённо напоминающих богословский дискурс.

Мы становимся свидетелями очень опасной тенденции: конфликт ценностных систем — религиозной и секулярной — не является только теоретическим противоречием, столкновением религиозного и светского разума. Он связан с историей, культурой и цивилизационными особенностями различных обществ, призванных к мирному сосуществованию в современных условиях.

Философ Хосе Ортега-и-Гассет говорил, что любить — значит всеми силами утверждать существование объекта любви. Абсолютизация свободы человека угрожает его существованию, ибо она лишает его статуса образа Божия, власти быть чадом Божиим (см. Ин. 1, 12). «Чем больше я люблю человечество вообще, тем меньше я люблю людей в частности, то есть порознь, как отдельных лиц», — говорит у Достоевского Иван Карамазов, типичный интеллигент-гуманист конца XIX века. Именно здесь проходит водораздел между секулярным гуманизмом и христианской любовью к ближнему. Любить ближнего — конкретного человека, а не отвлечённую абстракцию, будь то человек вообще или «человечество» в целом, — значит утверждать его существование, его ценность, которая состоит в образе и подобии Богу.

p-beseda.ru

СИСТЕМА КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ КАК АКСИОСФЕРА СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА

Необходимость и актуальность научных исследований форм и практик, связанных с процессом создания, интерпретации, сохранения и распространения культурных ценностей, организацией культурно-просветительной деятельности, художественного образования и эстетического воспитания обусловила введение в культурологию новых категорий. Это позволило более полно и глубоко характеризовать культурные ценности с учётом активности в их освоении, а также на основе их понимания как источника саморазвития, самоопределения и самореализации личности.

Одним из таких понятий выступает «система культурных ценностей», позволяющее определить проблему интеграции социально-культурных возможностей общественных институтов культуры и искусства в условиях обеспечения художественно-творческого формирования и духовно-нравственного развития человека.

Применительно к системе культурных ценностей, как впрочем, к любой социокультурной системе, ее организационную структуру следует рассматривать на основе определенного понятийно-категориального аппарата. В данном контексте необходимо говорить о компонентах этой системы, ее элементах и определенного рода уровнях функционирования в условиях современного общества.

Формирование, функционирование и развитие системы культурных ценностей как аксиосферы должно удовлетворять ряду принципов системности:

– во-первых, данная система должна быть составной частью общества;

– во-вторых, ни один из ее компонентов не может быть репрезентантом системы в целом;

– в-третьих, между системой и ее элементами существует диалектическая взаимосвязь.

Под компонентом (лат. componens – составляющий) системы культурных ценностей будем понимать такое ее устойчивое и единичное образование, в котором в специфической и конкретной форме реализуется основная социокультурная функция всей системы и которое, являясь органическим и составным ее сегментом, не может быть более раздроблено без потери ее собственной целостности.

Таким образом, система культурных ценностей – это целостная и упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов, основными из которых являются институциональный, информационно-коммуникативный, нормативно-правовой, организационно-управленческий.

Место и положение каждого компонента в системе культурных ценностей определяет конечная совокупность качеств, которая в свою очередь зависит от исторических традиций территории, существующего состава населения, этнических и социально-культурных различий.

Однако одного только указания определенной суммы качеств какого-либо компонента системы недостаточно для уяснения его роли в ней. Необходимо раскрыть сущность и особенности, которая делает его элементом именно системы культурных ценностей.

Компоненты системы культурных ценностей как ее содержательные части сами по себе еще не определяют сущности и характера ее функционирования. Под структурой (лат. structura – строение) применительно к данной системе в одних случаях понимают ее простое поэлементное строение, количественный состав, а в других – существенные взаимосвязи, определяющие не только качественную природу системы культурных ценностей, но главным образом ее качественные особенности.

Основным элементом системы культурных ценностей является институциональный компонент, т.е. совокупность институтов (государственных, муниципальных, общественных), занимающийся созданием, сохранением и распространением культурных ценностей в общественной жизни.

К социально-культурным институтам, обеспечивающим создание ценностей культуры, относятся творческие союзы художников, писателей, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей; киностудии, театры, филармонии, художественные фонды, мастерские, дома ремесел и т.п.

По мнению А.Я. Флиера к творческим институтам относятся театры, студии, оркестры, ансамбли, съемочные группы, художественно-производственные мастерские и иного рода художественные коллективы, творческие союзы, объединения и организации художественно-творческого профиля [5, с. 79].

Деятельность институтов культуроохранного типа направлена на сохранение объектов и памятников культурно-исторического наследия, имеющих культурную ценность: реставрационные мастерские, историко-художественные заповедники, дворцово-парковые ансамбли и усадьбы и т.д.

Культурно-просветительные институты, занятые трансляцией культурных ценностей: музеи, художественные галереи и выставочные салоны, библиотеки, кинотеатры, средства массовой информации и т.д.).

  1.                   Музеи и художественные галереи – научно-исследовательские или художественно-просветительские учреждения, осуществляющие хранение, комплектование, изучение и популяризацию памятников истории материальной и духовной культуры. Деятельность музеев и галерей направлена на удовлетворение образовательных и творческих интересов личности, связанных с изучением и освоением культурного и художественного наследия. Отношения между музеями и пользователями художественных услуг строятся на принципе партнёрства и сотрудничества.
  2.                   Театрально-зрелищные и концертно-филармонические предприятия (театры, концертные организации, цирки, киноразвлекательные комплексы и т.д.) – учреждения, обеспечивающие непосредственные контакты между различными категориями населения и искусством. Они оказывают разнообразные  культурно-досуговые услуги, связанные с проведением спектаклей, концертов, киносеансов, других театрально-зрелищных и цирковых мероприятий с участием профессиональных коллективов, исполнителей, авторов и направленные на удовлетворение духовных потребностей личности.
  3.                   Дворцы и Дома культуры – государственные или ведомственные учреждения культуры, в состав которых входят клубы и кружки различного направления, коллективы художественной самодеятельности, методические отделы. Основными задачами ДК являются: создание условий для активного отдыха населения; предоставление возможностей творческой самореализации личности или коллектива художественной самодеятельности; оказание социокультурных услуг населению; организация и проведение фестивалей, смотров, конкурсов, выставок; организация разнообразных консультаций и лекториев, народных университетов, школ и курсов прикладных знаний и навыков, проведение тематических вечеров, устных журналов, циклов творческих встреч, других форм просветительской работы; игровая и концертная деятельность [3, с. 28-29].
  4.                   Библиотеки – культурно-просветительские и научно-вспомогательные учреждения, организующие сбор, хранение, общественное пользование произведениями печати. Библиотеки приобщают граждан к систематическому чтению, прививают им навыки самостоятельной работы с книгой, воспитывают культуру чтения, формируют потребности в информации; ведут индивидуальную и массовую работу с читателями, организуют книжно-иллюстративные и художественные выставки.
  5.                   Парки культуры и отдыха – представляют собой участки земли с естественной или посаженной растительностью, аллеями, водоемами и др., предназначенные для прогулок, развлечения, работы различных аттракционов, проведения массовых и традиционных праздников, музыкальных и песенных фестивалей, творческих встреч с деятелями культуры и искусства, спектаклей и концертов с участием творческих коллективов, театрализованных праздников, народных гуляний, ярмарок, семейных дней отдыха, познавательно-игровых и музыкальных программ.

Подготовку кадров для сферы культуры осуществляют образовательные учреждения художественного профиля (художественные, музыкальные школы, Детские школы искусств, учреждения среднего профессионального и высшего образования).

Информационно-коммуникативный компонент обеспечивает непрерывный обмен информацией и взаимодействие между всеми институтами системы культурных ценностей, которое предполагает механизмы кодирования передаваемых сообщений с соответствующими семантическими, семиотическими и символическими характеристиками.

Процесс кодирования информации о культурных ценностях представляет собой преобразование сообщения в определенные сигналы (вербальное кодирование), знаках-индексах, знаках-иконах и знаках-символах (невербальное кодирование).  

Известный теоретик искусства Борис Гройс разработал концепцию сигналов произведений искусства в обществе, которые свидетельствуют о процессах, происходящих в обществе. Б. Гройс пишет о художественных произведениях как о «системе символических ценностей», поскольку художественные объекты носят в себе знаковые сообщения, а творческие идеи предстают в знаково-символической форме. Следовательно, художественные произведения следует рассматривать как некий метатекст в котором совмещаются знаковые системы и символы социума [2].

Клиффорд Гирц в своей статье «Искусство как культурная система» рассматривает искусство как символическое выражение культурного опыта художника, произведения искусства содержат в себе знаки и сигналы, которые воспринимаются зрителем [1].

Информационно-коммуникативный компонент обеспечивает трансляцию культурных ценностей через средства массовой информации: печатные (журналы, газеты, книги, постеры и т.д.) и электронные (радио, телевидение, Интернет и т.д.).

Виртуальная среда как новая форма коммуникационных технологий открывает большие возможности перед системой создания, сохранения и распространения культурных ценностей и предполагает открытость и доступность к освоению ценностей потребителями культурных услуг (оцифровка музейных коллекций, виртуальные туры по выставочным залам и галереям и т.п.).

Нормативно-правовой компонент образуют различные нормы, которые определяют законодательные принципы защиты и сохранения культурных ценностей. В них отражены основные положения законодательных актов федерального уровня, а также принятых международных актов, рекомендаций и программ ООН и ЮНЕСКО по реализации мер, направленных на запрещение и предупреждение незаконных ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности.

В правовом регулировании культурных ценностей ведущее место принадлежит таким международным и отечественным актам как  Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г., Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности 1970 г., Основы законодательства Российской Федерации о культуре 1992 г., Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» 1993 г. и др.

В перечисленных нормативно-правовых документах законодательно закреплен запрет на любые акты кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме, а также любые акты вандализма в отношении  ценностей.

Организационно-управленческий компонент ориентирован на осуществление оперативного, тактического и стратегического управления в интересах общества, государства и личности, включая постановку социально-значимых целей, формирование технологий их достижения, планирование и организацию деятельности для получения максимально возможных результатов в системе культурных ценностей.

Представленные структурные компоненты системы взаимозависимы и взаимодействуют друг с другом, способствуя ее жизнедеятельности, обеспечивают эффективную реализации функций в обществе.

Содержание деятельности системы культурных ценностей, многообразие и разноплановость которых дифференцируется в зависимости от их тактических и стратегических задач, реализуется по целому ряду направлений:

– образовательно-просветительское – формирование у личности социально-ориентированных и культурно-эстетических норм и отношений как важнейшего компонента ее общего развития на основе достижений мировой и отечественной цивилизации;

– гражданско-патриотическое – воспитание глубокого гражданского и конституционного долга, формирование важнейших культурно-исторических ценностей, отражающих специфику возникновения и развития отечественного общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян;

– духовно-нравственное (ценностно-ориентационное) – осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении;

– художественно-эстетическое – всестороннее развитие личности в области искусства, возможность принимать непосредственное участие в создании материальных, духовных и художественных ценностей, приобщиться к национальной культуре;

– проектно-творческое – деятельность, имеющая общую цель, задачи, технологии, способы и методы, направленные на создание уникальных артефактов.

Анализ использования категории «система культурных ценностей» в культурологической науке позволяет выделить несколько основных аспектов понимания её социокультурного, художественного и аксиологического содержания:

– важнейший феномен человеческой культуры, искусства и художественной практики и сущностная характеристика индивидуального существования субъекта как носителя национально-культурных ценностей и традиций;

– особая аксиосфера, где субъективно задаются множества отношений и связей, где реализуются специальные практики различных ценностных систем по развитию индивида; его социализации и инкультурации;

–      целостный многофункциональный комплекс, для которого характерна культурологическая, эстетическая и аксиологическая целесообразность организации художественного процесса с целью развития, образования и воспитания личности;

–      определённый результат освоения субъектом культурных ценностей, степень познания, усвоения и присвоения субъектом возможностей системы на основе её субъективного восприятия.

Система культурных ценностей, обеспечивающее эффективное этическое воспитание и эстетическое развитие личности, должна характеризоваться:  

  1. Устойчивостью и стабильностью процессов социально-культурного творчества с использованием знаково-образных и художественно-выразительных средств;
  2. Способностью к комплексному решению задач развития художественной, образовательной, информационно-просветительной, рекреативно-оздоровительной, анимационной деятельности.
  3. Взаимодействием, непротиворечивостью различных дополняющих и взаимно компенсирующих друг друга пространств, в которых осуществляется процесс изучения и освоения культурно-исторического, художественного и природного наследия.
  4.  Побудительно-мотивированным характером регламентации жизни; осмысленностью художественно-творческих, информационно-просветительных, культурно-досуговых видов деятельности.
  5. Достаточным разнообразием различных элементов системы, побуждающих делать выбор и дающих возможность найти свою социокультурную, художественную и образовательную нишу.
  6. Направленностью на общекультурные нормы и ценности, воспринимаемые субъектами культурыкак нечто само собой разумеющееся и являющееся необходимым условием.

Проблема динамичности системы культурных ценностей связана с комплексом политических, экономических, социально-культурных, технологических и других условий, поэтому её анализ неотъемлем от рассмотрения влияющих на него разнообразных факторов.

Проводя анализ динамики системы культурных ценностей необходимо иметь в виду два момента:

– во-первых, все составные части системы находятся в состоянии постоянного взаимовлияния и взаимодействия. Изменение одного из них неизбежно приводит к тому, что происходят изменения в других компонентах. Поэтому их мониторинг, анализ и исследование проводятся не по отдельности, а комплексно, с отслеживанием не только собственных трансформаций в отдельном компоненте, но и с выяснением того, какие последствия повлекут за собой данные изменения в других элементах системы;

– во-вторых, сила и степень влияния отдельных элементов системы неодинакова и различна. Поэтому составляется анализ тех внешних условий, которые являются потенциальными носителями факторов и изменений, в которых могли быть открыты дополнительные возможности для применения адекватных технологий и инструментов регулирующего воздействия при реализации управленческого решения.

Стабильное функционирование системы культурных ценностей обусловлено уровнем развития производительных сил, духовного потенциала, состоянием трудовых ресурсов, благосостоянием, социальной структурой населения. Удовлетворение основных культурных и художественных потребностей и интересов человека зависит от уровня художественно-эстетического воспитания граждан и культурного потенциала региона.

По своему социокультурному назначению система культурных ценностей должно отвечать трём основным требованиям: формировать общественно и личностно значимые этические и эстетические потребности, интересы, запросы и обеспечивать их удовлетворение в соответствии с социальными и культурными нормами; создавать условия для самореализации духовных сил личности и социальных общностей; обеспечивать воспроизводство культурного потенциала региона.

Таким образом, система культурных ценностей, создавая благоприятные условия для разработки и реализации программ и проектов по решению актуальных проблем развития искусства, характеризуется следующими признаками:

– наличие компонентного (элементного) состава, включающего в себя институциональный, информационно-коммуникативный, нормативно-правовой, организационно-управленческий сегменты, взаимодействующие между собой;

– возможность существования системы только относительно какого-либо субъекта (индивидуального или совокупного), для которого оно имеет определенную значимость;

– преднамеренность создания системы культурных ценностей и способность ее к изменению и развитию;

– наличие системообразующих, системосвязующих и системоопределяющих элементов.

intjournal.ru

VIP Studio - журнал «Современная наука»

В современных условиях решающее значение как для общества в целом, так и для каждого конкретного социального института приобретают ценностные основания происходящих процессов, их верный анализ и своевременная корректировка. Это неудивительно. В настоящий момент имеется острая необходимость в поиске новых путей, которые смогут привести мировое сообщество к всеобщему благоденствию и процветанию. Данная необходимость обусловлена, прежде всего, происходящими в разных странах мира процессами, наглядно демонстрирующими несостоятельность существующих моделей развития, неравномерность распределения социальных благ. Вместе с моделями развития серьезной ревизии подвергаются и существующие системы ценностей. Именно поэтому рассмотрение понятия ценностей и ценностный (аксиологический) подход к пониманию общественной жизни занимают одно из центральных мест в современной социологической науке [1, с. 123].

Мировоззрение каждого из нас определяется разделяемыми ценностями, а также принадлежностью к той или иной социокультурной формации. Мы все есть часть культуры, главной особенностью которой является то, что она формирует привычную и приемлемую для определенной группы людей парадигму возможного образа поведения. Это обеспечивается путем усвоения новыми поколениями жизненного опыта предшественников, включения их в формировавшуюся столетиями систему социального и межличностного взаимодействия. Таким образом, культура является важным элементом национальной, межгрупповой и групповой организации и самоорганизации. Она, с одной стороны, обеспечивает единение людей и функционирование возникающих общественных групп, но одновременно именно культурные особенности в значительное мере являются фактором внутригруппового расслоения и возникновения подгрупп, особых образований, существующих на принципах, приемлемых и понятных только для их членов.

Говоря о связи культуры и организации, мы должны иметь четкое представление о содержании обоих этих явлений. Организация понимается, прежде всего, как группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей [2, с. 5]. Организация имеет свою композиционную структуру – совокупность устойчивых социально-психологических характеристик членов группы, чрезвычайно значимых с точки зрения состава группы как целого [3, с. 184]. Большую роль в формировании данных характеристик играет система социальных ценностей. Организации возникают, и практически одновременно с этим начинается процесс автономизации, в ходе которого они обособляются от остального общества, обретают собственную стратегию развития, в соответствии с которой формулируют тактические цели и оперативные задачи. Конечно, эта стратегия находится в русле особенностей развития конкретного социума, она не может выходить за рамки, которые общество определяет для самого себя. Автономия организаций заключается в их возможности выбирать одно из направлений социальной стратегии в качестве приоритетного и затем строить свою деятельность в рамках данной специализации. Объять необъятное нельзя, и деятельность организации, имеющей неизмеримо широкую стратегию действий, обречена на провал.

Основу социальной стратегии составляет система ценностей, в соответствии с которой происходит развитие общества, вырабатываются механизмы данного развития и пути его реализации. То же самое можно сказать и об организационной стратегии, которая строится на тех социальных ценностях, учет которых позволяет сформулировать и реализовать обозначенные планы развития и деятельности. Постепенно в организации начинает складываться собственная система ценностей, как привнесенных извне, т.е. разделяемых лишь некоторыми членами организации, так и выработанных во время процесса организационного развития и становления. И если индивидуальные ценности отдельных сотрудников так и остаются частью внешней среды, которая лишь отчасти взаимодействует с организацией и должна учитываться в тех или иных аспектах деятельности или развития, то собственные социальные и культурные ценности являются неотъемлемой частью внутренней среды организации, более того, составляют ее ядро.

Являющиеся основой организации социальные ценности формируют культуру организации и организационную культуру. На первый взгляд, эти понятия идентичны. Но это не так, поскольку они различаются уровнем проникновения в процесс регулирования действий членов организации. Культура организации есть совокупность ценностей и норм, разделяемых ее членами. Таким образом, она представляет собой объединение индивидуальных культурных ландшафтов всех членов организации. Поскольку «действиями человека в конечном счете управляют глубинные регуляторы – потребности и ценности, роль которых особенно велика в условиях универсального кризиса, в хаотической области динамики общества» [4, с. 22], индивидуальные ценностные системы становятся базисом для формирования организационной культуры. Но ее все же не стоит отождествлять с культурой организации, более ориентированной на внешнюю среду [5, с. 159].

Первоочередной задачей функционирования системы социальных ценностей является ее участие в регулировании осуществляемых индивидом действий. Совершенно очевидно, что каждый из нас имеет в своем сознании некий «эталон», с которым он может свериться при возникновении антиномичной ситуации. В большинстве случаев подобным эталоном являются культурные, религиозные или этические нормы поведения, разделяемые обществом и приемлемые индивидом в соответствии с индивидуальной парадигмой. Подобная парадигма является стержнем, на котором держится личность, при помощи него формируется индивидуальная нравственность, которая, в свою очередь, в большинстве случаев является нашей главной опорой при принятии решений в многочисленных и постоянно возникающих на протяжении всей жизни ситуациях морального или иного выбора. Оказываясь в организации, индивид не перестает быть самим собой. Он продолжает действовать, исходя из собственных представлений о должном и благе, о добре и зле, о профессиональной чести и личном достоинстве. Никакая сила не может стереть с человека отпечаток его неповторимой индивидуальности, напротив, чем активнее будет внешнее воздействие, тем более будут укореняться личностные характеристики, будет углубляться разрыв между системами общенормативных и индивидуальных ценностей, значимых для отдельного индивида и для общества в целом норм поведения.

Существующие в организации ценности не могут быть ей навязаны, не могут быть «спущены сверху» или утверждены волевым решением руководства. В значительном большинстве случаев перечисленные действия вообще не могут никак повлиять на процесс становления системы ценностей в организации, развития организационной культуры. Более того, это будет противоречить самой природе социальных ценностей, которые в социологии понимают как ценностные представления, принятые данной социальной группой и определяемые спецификой рода занятий и социальным статусом группы [6, с. 149]. Часто попытка привнести в организационную культуру некие элементы может быть очень негативно воспринята персоналом, что, в конечном итоге, приведет к отторжению всего нового, даже если это новое будет полезным с точки зрения управленческой стратегии и весьма приемлемым с позиции членов коллектива. В том случае, если изменения проводятся в уведомительном порядке, сверху вниз и без учета мнений всех входящих в организацию структурных подразделений и отдельных членов, конструктивность и прагматичность мышления, присущая абсолютному большинству современных людей, занятых на производстве и в сфере интеллектуального труда, может уступить место нерациональному и деструктивному желанию протестовать, так как важное решение было принято без учета конкретных мнений или представлено как свершившийся факт.

В современных условиях, когда любая организация открыта миру, она свободно обменивается информацией с другими коммерческими структурами, индивидами и профессиональными группами. В результате этого обмена происходит корректировка организационной миссии и стратегии, формулируются цели и задачи организации, ценности и нормы, на основании которых она действует. Данный процесс происходит с учетом всех особенностей культурного мировосприятия социума, тех планов, которые он ставит перед собой. Это может быть охарактеризовано как формирование системы организационной культуры с учетом социальных ценностей, которые являются своеобразной «визитной карточкой» конкретного общества, неотъемлемой частью господствующей национальной культуры, а также действенным средством регулирования деятельности современных организаций.

Система ценностей современной организации неразрывно связана с процессом управления – непрерывной последовательности взаимосвязанных действий по реализации функций планирования, организации, мотивации и контроля [2, с. 9]. Справедливость данного утверждения может быть подтверждена тем, что все вышеперечисленные функции являются прямым продолжением норм организационной деятельности и взаимодействия, имеющих под собой ценностные основания. Анализ ценностных ориентаций любой части общества есть путь к пониманию основных характеристик общества в целом. Рассматривая аксиологические основания деятельности организации, мы одновременно анализируем систему ценностей социума, делаем выводы о путях и возможностях его развития. Управление не может происходить хаотически или вслепую, оно должно иметь под собой стратегически выверенную основу. Такой основой, способной не только оптимизировать происходящие в организации процессы, но и стать дорогой к обществу всеобщего благосостояния, может выступать система организационных ценностей, развивающаяся как важная и неотъемлемая часть ценностной сферы конкретного социума.

www.vipstd.ru

VIP Studio - журнал «Современная наука»

В современных условиях решающее значение как для общества в целом, так и для каждого конкретного социального института приобретают ценностные основания происходящих процессов, их верный анализ и своевременная корректировка. Это неудивительно. В настоящий момент имеется острая необходимость в поиске новых путей, которые смогут привести мировое сообщество к всеобщему благоденствию и процветанию. Данная необходимость обусловлена, прежде всего, происходящими в разных странах мира процессами, наглядно демонстрирующими несостоятельность существующих моделей развития, неравномерность распределения социальных благ. Вместе с моделями развития серьезной ревизии подвергаются и существующие системы ценностей. Именно поэтому рассмотрение понятия ценностей и ценностный (аксиологический) подход к пониманию общественной жизни занимают одно из центральных мест в современной социологической науке [1, с. 123].

Мировоззрение каждого из нас определяется разделяемыми ценностями, а также принадлежностью к той или иной социокультурной формации. Мы все есть часть культуры, главной особенностью которой является то, что она формирует привычную и приемлемую для определенной группы людей парадигму возможного образа поведения. Это обеспечивается путем усвоения новыми поколениями жизненного опыта предшественников, включения их в формировавшуюся столетиями систему социального и межличностного взаимодействия. Таким образом, культура является важным элементом национальной, межгрупповой и групповой организации и самоорганизации. Она, с одной стороны, обеспечивает единение людей и функционирование возникающих общественных групп, но одновременно именно культурные особенности в значительное мере являются фактором внутригруппового расслоения и возникновения подгрупп, особых образований, существующих на принципах, приемлемых и понятных только для их членов.

Говоря о связи культуры и организации, мы должны иметь четкое представление о содержании обоих этих явлений. Организация понимается, прежде всего, как группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей [2, с. 5]. Организация имеет свою композиционную структуру – совокупность устойчивых социально-психологических характеристик членов группы, чрезвычайно значимых с точки зрения состава группы как целого [3, с. 184]. Большую роль в формировании данных характеристик играет система социальных ценностей. Организации возникают, и практически одновременно с этим начинается процесс автономизации, в ходе которого они обособляются от остального общества, обретают собственную стратегию развития, в соответствии с которой формулируют тактические цели и оперативные задачи. Конечно, эта стратегия находится в русле особенностей развития конкретного социума, она не может выходить за рамки, которые общество определяет для самого себя. Автономия организаций заключается в их возможности выбирать одно из направлений социальной стратегии в качестве приоритетного и затем строить свою деятельность в рамках данной специализации. Объять необъятное нельзя, и деятельность организации, имеющей неизмеримо широкую стратегию действий, обречена на провал.

Основу социальной стратегии составляет система ценностей, в соответствии с которой происходит развитие общества, вырабатываются механизмы данного развития и пути его реализации. То же самое можно сказать и об организационной стратегии, которая строится на тех социальных ценностях, учет которых позволяет сформулировать и реализовать обозначенные планы развития и деятельности. Постепенно в организации начинает складываться собственная система ценностей, как привнесенных извне, т.е. разделяемых лишь некоторыми членами организации, так и выработанных во время процесса организационного развития и становления. И если индивидуальные ценности отдельных сотрудников так и остаются частью внешней среды, которая лишь отчасти взаимодействует с организацией и должна учитываться в тех или иных аспектах деятельности или развития, то собственные социальные и культурные ценности являются неотъемлемой частью внутренней среды организации, более того, составляют ее ядро.

Являющиеся основой организации социальные ценности формируют культуру организации и организационную культуру. На первый взгляд, эти понятия идентичны. Но это не так, поскольку они различаются уровнем проникновения в процесс регулирования действий членов организации. Культура организации есть совокупность ценностей и норм, разделяемых ее членами. Таким образом, она представляет собой объединение индивидуальных культурных ландшафтов всех членов организации. Поскольку «действиями человека в конечном счете управляют глубинные регуляторы – потребности и ценности, роль которых особенно велика в условиях универсального кризиса, в хаотической области динамики общества» [4, с. 22], индивидуальные ценностные системы становятся базисом для формирования организационной культуры. Но ее все же не стоит отождествлять с культурой организации, более ориентированной на внешнюю среду [5, с. 159].

Первоочередной задачей функционирования системы социальных ценностей является ее участие в регулировании осуществляемых индивидом действий. Совершенно очевидно, что каждый из нас имеет в своем сознании некий «эталон», с которым он может свериться при возникновении антиномичной ситуации. В большинстве случаев подобным эталоном являются культурные, религиозные или этические нормы поведения, разделяемые обществом и приемлемые индивидом в соответствии с индивидуальной парадигмой. Подобная парадигма является стержнем, на котором держится личность, при помощи него формируется индивидуальная нравственность, которая, в свою очередь, в большинстве случаев является нашей главной опорой при принятии решений в многочисленных и постоянно возникающих на протяжении всей жизни ситуациях морального или иного выбора. Оказываясь в организации, индивид не перестает быть самим собой. Он продолжает действовать, исходя из собственных представлений о должном и благе, о добре и зле, о профессиональной чести и личном достоинстве. Никакая сила не может стереть с человека отпечаток его неповторимой индивидуальности, напротив, чем активнее будет внешнее воздействие, тем более будут укореняться личностные характеристики, будет углубляться разрыв между системами общенормативных и индивидуальных ценностей, значимых для отдельного индивида и для общества в целом норм поведения.

Существующие в организации ценности не могут быть ей навязаны, не могут быть «спущены сверху» или утверждены волевым решением руководства. В значительном большинстве случаев перечисленные действия вообще не могут никак повлиять на процесс становления системы ценностей в организации, развития организационной культуры. Более того, это будет противоречить самой природе социальных ценностей, которые в социологии понимают как ценностные представления, принятые данной социальной группой и определяемые спецификой рода занятий и социальным статусом группы [6, с. 149]. Часто попытка привнести в организационную культуру некие элементы может быть очень негативно воспринята персоналом, что, в конечном итоге, приведет к отторжению всего нового, даже если это новое будет полезным с точки зрения управленческой стратегии и весьма приемлемым с позиции членов коллектива. В том случае, если изменения проводятся в уведомительном порядке, сверху вниз и без учета мнений всех входящих в организацию структурных подразделений и отдельных членов, конструктивность и прагматичность мышления, присущая абсолютному большинству современных людей, занятых на производстве и в сфере интеллектуального труда, может уступить место нерациональному и деструктивному желанию протестовать, так как важное решение было принято без учета конкретных мнений или представлено как свершившийся факт.

В современных условиях, когда любая организация открыта миру, она свободно обменивается информацией с другими коммерческими структурами, индивидами и профессиональными группами. В результате этого обмена происходит корректировка организационной миссии и стратегии, формулируются цели и задачи организации, ценности и нормы, на основании которых она действует. Данный процесс происходит с учетом всех особенностей культурного мировосприятия социума, тех планов, которые он ставит перед собой. Это может быть охарактеризовано как формирование системы организационной культуры с учетом социальных ценностей, которые являются своеобразной «визитной карточкой» конкретного общества, неотъемлемой частью господствующей национальной культуры, а также действенным средством регулирования деятельности современных организаций.

Система ценностей современной организации неразрывно связана с процессом управления – непрерывной последовательности взаимосвязанных действий по реализации функций планирования, организации, мотивации и контроля [2, с. 9]. Справедливость данного утверждения может быть подтверждена тем, что все вышеперечисленные функции являются прямым продолжением норм организационной деятельности и взаимодействия, имеющих под собой ценностные основания. Анализ ценностных ориентаций любой части общества есть путь к пониманию основных характеристик общества в целом. Рассматривая аксиологические основания деятельности организации, мы одновременно анализируем систему ценностей социума, делаем выводы о путях и возможностях его развития. Управление не может происходить хаотически или вслепую, оно должно иметь под собой стратегически выверенную основу. Такой основой, способной не только оптимизировать происходящие в организации процессы, но и стать дорогой к обществу всеобщего благосостояния, может выступать система организационных ценностей, развивающаяся как важная и неотъемлемая часть ценностной сферы конкретного социума.

www.vipstd.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта