Ценностные ориентиры современного общества. Журнал система ценностей современного общества
Система ценностей современного общества
17 июня 2016 года приглашаем вас принять участие в ХLVII Международной научно-практической конференции «Система ценностей современного общества». Дедлайн 17 июня.
В настоящее время все научные направления развиваются достаточно динамично. Публикация результатов исследований является чрезвычайно ответственным и важным шагом для ученого. Появляется множество новых оригинальных идей, теорий, заслуживающих самого пристального внимания научной общественности. Кроме того, наличие определенного количества публикаций является обязательным условием при защите диссертационных работ.
К участию приглашаем ученых, аспирантов и студентов. С изданием сборника материалов.
Основные направления конференции:
- СЕКЦИЯ 1. Онтология и теория познания.
- СЕКЦИЯ 2. Гуманитарная картина мира в системе современного знания.
- СЕКЦИЯ 3. Этика, эстетика, логика.
- СЕКЦИЯ 4. Религиоведение, философская антропология, философия культуры.
- СЕКЦИЯ 5. Философия науки и техники.
- СЕКЦИЯ 6. Литературоведение.
- СЕКЦИЯ 7. Искусствоведение.
- СЕКЦИЯ 8. Современные проблемы художественной и музыкальной культуры.
- СЕКЦИЯ 9. Языкознание.
- СЕКЦИЯ 10. Журналистика.
- СЕКЦИЯ 11. История в контексте гуманитарных наук.
- СЕКЦИЯ 12. Теория политики, история и методология политической науки.
- СЕКЦИЯ 13. Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии.
- СЕКЦИЯ 14. Гражданское общество в России: история и современность.
- СЕКЦИЯ 15. Политические проблемы международных отношений и глобального развития.
- СЕКЦИЯ 16. Проблема коррупции: пути междисциплинарного исследования.
- СЕКЦИЯ 17. Проблемы взаимодействия личности и власти в условиях построения правового государства.
- СЕКЦИЯ 18. Российское законодательство в современных условиях.
- СЕКЦИЯ 19. Актуальные проблемы права на современном этапе развития российской государственности.
- СЕКЦИЯ 20. Теория и история культуры.
- СЕКЦИЯ 21. Этносы и культуры: история и современность.
- СЕКЦИЯ 22. Судьбы национальных культур в условиях глобализации.
- СЕКЦИЯ 23. Национальная политика и традиционная народная культура.
- СЕКЦИЯ 24. Региональные проблемы межнациональных отношений.
- СЕКЦИЯ 25. Экономическая социология и демография.
- СЕКЦИЯ 26. Эколого-экономические проблемы современного общества.
- СЕКЦИЯ 27. Социальная структура, социальные институты и процессы.
- СЕКЦИЯ 28. Социология культуры, духовной жизни.
- СЕКЦИЯ 29. Интеллектуально-духовные идеалы современного общества.
- СЕКЦИЯ 30. Ценностные ориентации современной молодежи.
- СЕКЦИЯ 31. Здоровый образ жизни как одно из условий формирования гармоничной личности.
- СЕКЦИЯ 32. Гуманизация социально-экономических отношений в современном обществе.
- СЕКЦИЯ 33. Глобальный кризис и социальная сплоченность российского общества.
- СЕКЦИЯ 34. Традиции и современная ситуация в области образования и культуры: национальный аспект.
- СЕКЦИЯ 35. Современные проблемы науки и образования.
- СЕКЦИЯ 36. Развитие человеческого потенциала как фактор модернизации социальных отношений.
- СЕКЦИЯ 37. Россия: особенности цивилизации.
- СЕКЦИЯ 38. Перспективы России в глобальном мире.
Требования к оформлению материалов:
- Формат текста: Word for Windows.
- Формат страницы: А4 (210x297 мм).
- Поля: 2,5 см – со всех сторон.
- Шрифт: размер (кегль) – 14; тип – Times New Roman.
- Название печатается прописными буквами, шрифт – жирный, выравнивание по центру. Ниже через двойной интервал строчными буквами – инициалы и фамилия автора(ов). На следующей строке – полное название организации, город. После отступа в 2 интервала следует аннотация, ключевые слова, за которыми через 2 интервала – текст, печатаемый через одинарный интервал, абзацный отступ – 1,25 см, выравнивание по ширине.
- Название и номера рисунков указываются под рисунками, названия и номера таблиц – над таблицами. Таблицы, схемы, рисунки, формулы (только в редакторах Equation или MathType), графики не должны выходить за пределы указанных полей (шрифт в таблицах и на рисунках – не менее 11 пт).
- Сноски на литературу в квадратных скобках. Наличие списка литературы обязательно. Переносы не ставить.
- В электронном варианте каждая статья должна быть в отдельном файле. В имени файла укажите шифр конференции (СЦ-47), номер секции и фамилию первого автора (например, СЦ-47 Секция 14 Петров).
- Сведения об авторах требуется оформить в табличной форме. В имени файла со сведениями об авторе укажите шифр конференции и фамилию первого автора (например, СЦ-47 Петров).
Сведения об авторе:
| Ф.И.О. автора (без сокращений) | |
| Место работы (ВУЗ, ССУЗ или др. организация) | |
| Должность, кафедра без сокращений, ученая степень, ученое звание (при наличии) | |
| Адрес рабочий | |
| Адрес домашний | |
| Контактный телефон | |
| Название статьи | |
| Шифр конференции | СЦ-47 |
| Номер секции | |
| Количество страниц в докладе автора | |
| Требуется ли: справка о принятии материалов к публикации (100 руб.)? | да/нет |
| программа конференции (200 руб.)? | да/нет |
| сертификат участника конференции (250 руб.)? | да/нет |
| печатный экземпляр сборника (450 руб.)? | да/нет |
| Требуемое количество экземпляров сборника | |
| Адрес, на который высылать сборник (обязательно с указанием индекса и фамилии получателя) | |
| Сумма и дата оплаты | |
| Источник, из которого Вы узнали о ЦРНС |
Материалы, сведения об авторах и отсканированные квитанции об оплате (в разных файлах) необходимо отправить в одном письме по адресу [email protected], [email protected]
При получении материалов оргкомитет в течение двух дней подтверждает принятие материалов к публикации. Авторам, отправившим материалы по электронной почте и не получившим подтверждения их получения оргкомитетом, просьба продублировать заявку.
Сборник зарегистрирован в наукометрической базе РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) и публикуется на сайте электронной библиотеки Elibrary.ru с постатейной разметкой.
Материалы конференции рассылаются по основным библиотекам России и зарубежья.
Сроки выхода материалов конференции - 20 дней с даты окончания приема заявок.
Финансовые вопросы:
С целью возмещения организационных, издательских и полиграфических расходов авторам необходимо оплатить организационный взнос в размере 125 рублей за одну страницу. Доклады объемом менее 5 страниц к печати не принимаются. Количество публикаций от одного автора не ограничивается. Электронная версия сборника предоставляется бесплатно.
За каждый печатный экземпляр сборника необходимо оплатить 450 рублей (исключение - соавторы). Если материал для участия в конференции написан в соавторстве, то за каждого соавтора необходимо доплатить сумму в размере 450 рублей. За пересылку сборника за пределы РФ – дополнительно 450 рублей.
Стоимость сертификата участника конференции – 250 руб., программы конференции – 200 руб., справки о принятии материалов к публикации – 100 руб. Справка предоставляется авторам в электронном виде в течение 2-3 дней; сертификат отправляется в твердой копии заказным письмом почты РФ через 7-10 дней (или в электронном виде в течение 2-3 дней) с момента получения оргкомитетом всего пакета документов.
Оргкомитет:
- Щербакова А.И., заведующий кафедрой Социологии и философии культуры Российского государственного социального университета (г. Москва), д.пед.н., д.культ., профессор – председатель
- Чернов С.С., заведующий кафедрой Производственного менеджмента и экономики энергетики Новосибирского государственного технического университета (г. Новосибирск), руководитель ЦРНС, к.э.н., доцент – зам. председателя
- Шигуров В.В., заведующий кафедрой Русского языка Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева (г. Саранск), д.филол.н., профессор, заслуженный деятель науки Республики Мордовия
- Широков А.И., ректор Северо-Восточного государственного университета (г. Магадан), д.истор.н., доцент
- Баглиева А.З., заведующий кафедрой Философии и культурологии Дагестанского государственного педагогического университета (г. Махачкала), д.филос.н., к.истор.н., доцент
- Орлова Л.В., проректор по учебной работе, заведующий кафедрой Управления персоналом Самарской академии государственного и муниципального управления (г. Самара), д.соц.н., доцент
- Гончаров В.Н., профессор кафедры Философии и культурологии Ставропольского государственного педагогического института (г. Ставрополь), д.филос.н., доцент
- Кулиев Ф.М., заведующий кафедрой Социальных и политических дисциплин Северо-Кавказской академии государственной службы (г. Пятигорск), к.ист.н., доцент
- Тюплина И.А., заведующий кафедрой Политологии и социологии, заместитель декана исторического факультета по отделению социологии Магнитогорского государственного университета (г. Магнитогорск), к.филос.н., доцент
- Латышева Ж.В., доцент кафедры Философии и религиоведения Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (г. Владимир), к.филос.н., доцент, докторант кафедры Социальной философии Северного Арктического федерального университета (г. Архангельск)
- Кузнецова Л.В., доцент кафедры Гуманитарных и социально-эко¬номических наук Ростовского юридического института (г. Ростов-на-Дону), д.филол.н., доцент
- Матвеева Е.В., доцент кафедры Политических наук Кемеровского государственного университета (г. Кемерово), д.полит.н., доцент
Лучшие доклады, выбранные решением редакционной коллегии, могут быть опубликованы в рецензируемых журналах из перечня ВАК.
Реквизиты для оплаты:
| Получатель: | ИП Чернов Сергей Сергеевич (указывать полностью) ИНН/КПП: 540325795599/540201001 ОКТМО 50701000001 Р/счет получателя 40802810044070005013 |
| Банк получателя: | БИК банка 045004641 Сибирский банк Сбербанка России ОАО К-счет: 30101810500000000641 |
| Назначение платежа: | указать шифр конференции и фамилию автора. Без НДС |
Образец оформления квитанции для оплаты оргвзноса:
Есть возможность оплаты на qiwi +79139157901, Яндекс-деньги 410011548221071, карту сбербанка 4276440014608829.
При оплате из зарубежных стран, в назначении платежа обязательно указать код VO 20100. Предпочтительна оплата по системам Western Union, Золотая корона, Колибри.
Контакты:
Информацию об условиях публикации результатов научных исследований и требования к оформлению материалов можно получить на сайте www.ZRNS.ru, по телефонам Центра развития научного сотрудничества в г. Новосибирске:
- 8-383-291-79-01 Чернов Сергей Сергеевич, руководитель ЦРНС
- 8-913-749-05-30 Хвостенко Павел Викторович, ведущий специалист ЦРНС
или по электронной почте:
formusical.ru
Система ценностей современного общества / Открытый урок
Ценностные ориентации - это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров
Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, на других людей, отношение к себе самой, основу мировоззрения, ядро мотивации и "философию жизни". Ценности охватывают жизнь человека и человечества в целом во всех их проявлениях и сторонах, в том числе, познавательную сферу человека, его поведение и эмоционально-чувственную сферу. В современной науке понятие "ценностных ориентаций" соотнесено с ценностными стандартами группы, класса, нации, социальной системы.
Прослеживание социального развития личности производится через динамику его конкретных и частных отношений к общечеловеческим ценностям, аккумулирующим в себе достижения культуры. Развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности. Интериоризация ценностей как осознанный процесс, происходит лишь при условии наличия способности выделить из множества явлений те, которые представляют для личности некоторую ценность, а затем превратить их в определенную структуру, в зависимости от условий, близких и далеких целей всей своей жизни, возможности их реализации и т.д. Такая способность может осуществиться лишь при высоком уровне личностного развития, включающего определенную степень сформированности высших психических функций сознания и социально-психологической зрелости.
Второй параметр, характеризующий особенности функционирования ценностных ориентаций квалифицирует содержательную сторону направленности личности, находящейся на том или ином уровне развития. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в структуру ценностных ориентаций личности, каковы сочетание этих ценностей и степень большего или меньшего предпочтения их относительно других, можно определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека.
Формирование ценностных ориентаций (в дальнейшем ЦО) - сложный и длительный процесс. Изучение психологических особенностей формирования ЦО целесообразно вести с позиции системного подхода, позволяющего рассматривать данное психологическое образование как результат процесса взаимодействия Человека с Миром. С точки зрения содержания, ЦО - общая направленность личности на то, что для нее в жизнедеятельности значимо и важно.
В ценностных ориентациях как психологическом механизме можно выделить три аспекта: субъективный, интернациональный и объективный. К субъективному аспекту можно отнести приобретение жизненного опыта во всех сферах жизни, самоанализ и рефлексию, удовлетворение собой, духовное развитие, самопознание, воспоминания и грезы. Интернациональный аспект ЦО - это все ценное, что есть для человека в самом процессе взаимодействия с окружающими людьми и предметами. Например, значимость хороших отношений, жизненный комфорт и хорошая обстановка, сочувствие и сопереживание другим, взаимопомощь и взаимопонимание, дружба и добрые, сердечные отношения, интересные и творческие люди. В объективный аспект ЦО включаются: достижение материальных благ и ценных вещей, быт, социальные блага, привилегии, слава и почет, одежда, машина, культурное окружение. Но, конечно, более всего объективный аспект ЦО характеризуют общекультурные ценности, экзистенциональные ценности, цель и смысл жизни человека. Сюда же можно отнести эстетические и религиозные ценности, т.е. все то, что дается человеку Миром, и о чем он догадывается, только достигнув определенного уровня самосознания, рефлексии.
Субъективный, объективный и интернациональный аспекты ЦО пронизывают три уровня регуляции личностного поведения. На самом высоком уровне (по степени обобщенности и времени) - детерминации, регуляции жизнедеятельности человека определяющую роль играют общечеловеческие и экзистенциональные ценности. Это находит выражение в ориентации на: определенный жизненный путь, творческую активность, радость жизни, понимание «добра и зла», идеалы модели желаемого будущего и, конечно, в осознании цели и смысла бытия. Так, подростки могут считать для себя самим важным стать эрудированными, образованными и культурными людьми. Когда же они переходят в старшие классы, то эти ценности чаще всего включают нравственный аспект, т.е. быть не просто культурным, а еще отзывчивым, доброжелательно относиться к людям. Степень активности в реализации этих целей тоже изменяется, т.е. нарастает c течением времени, а, достигнув некоторого максимума, снижается и т.д. На данном уровне регуляции жизнедеятельности человека проявляется, прежде всего, его зависимость от широкого социального окружения, от особенностей национальной культуры, от традиций, обычаев и ритуалов, т.е. от всего того, что чаще всего обозначают одним словом - культура. Именно она закладывает через культуру психической деятельности (ритуал, традиция, обычай и т.п.) основные, жизненно важные ценности. Этот уровень - регуляции жизнедеятельности человека мы называем уровнем отдаленных перспектив.
Рассматривая причины формирования ценностных ориентаций нельзя не упомянуть о возрастных и половых особенностях. У девушек и юношей разные структуры ценностных ориентаций. Ценностные ориентации являются важным элементом внутренней структуры личности, которые закреплены жизненным опытом каждого конкретного индивида и всей совокупностью его переживаний. Поэтому очень важен анализ индивидуальных особенностей формирования ценностных ориентаций старшеклассников. Наличие определенной системы ценностей личности представляется необходимым психологическим условием для формирования такого важного личностного образования, как возникновение зрелых жизненных планов, личностного и профессионального самоопределения. Для того, чтобы понять закономерности процесса личностного самоопределения, недостаточно только выявить систему ценностных ориентаций обучающихся, важно понять, в каком отношении они находятся во всей мотивационно-потребностной сфере личности: как соотносится между собой то, что человек ценит, сознательно считает наиболее важным, и то, чего он реально хочет, к чему сознательно или не сознательно стремится. Ценностно-потребностная сфера личности - это система индивидуальных потребностей, формирующаяся на основе врожденных или приобретенных в течении жизни потребностей, организующихся в блоки - ценности, которые соответствуют исторически сложившимся, социально одобряемым, морально-этическим нормам, выработанным в процессе развития общества под влиянием социально-экономических факторов, но отличающимся своей индивидуальной неповторимостью.
Подростковый возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Этосвязано с появлением необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладением понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, изменением социального положения. Именно ценностные ориентации, сформированные в подростковом возрасте, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым в определенной мере детерминируют ее поведение.
Ценностные ориентации являются отражением в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Они определяют содержательную сторону личности и составляют основу ее отношений к окружающему миру, являются ядром мотивации жизненной активности, основой жизненной концепции.
open-lesson.net
Ценностные ориентиры современного общества | Статья в журнале «Молодой ученый»
Современная цивилизация выделяет свои приоритеты и систему стандартов, которые порождают новую культуру мышления, позволяющую формализовать отношение к реальности.
Технократы считают, что понятие ценности только вносит субъективный хаос в человеческую деятельность. Бытие становится иррациональным, неупорядоченным и неуправляемым. Выявление четких законов общественного развития и человеческого поведения, истинное их познание может, по их мнению, больше принести пользы, чем туманные рассуждения о неких ценностях, истинность которых, в силу их субъективности, установить практически невозможно. Социально-историческое время является тем критерием, который устанавливает жизненность тех или иных ценностей, производит их «естественный» отбор. Такие ценности закрепляются в общественном и индивидуальном сознании как «правда жизни» или, иными словами, как социальная истина.
Утеря ценностных ориентиров, случившаяся в результате кризиса христианства Нового времени, считает Г.С. Киселев, в итоге привела к образованию массового общества. Для него характерно, в первую очередь, господство масскультуры, т.е. вытеснение подлинной культуры на периферию жизни и предпочтение технических достижений цивилизации. «Безрелигиозные системы ценностей для человека не абсолютны, а относительны и потому в лучшем случае недейственны. Сегодня происходит вытеснение высокой культуры массовой или псевдокультурой, которая фактически вообще не признает необходимость ценностной системы, в результате чего нравственный релятивизм легко переходит в нигилизм» [1]. Именно псевдокультура играет основную роль, как в социализации человека, так и в дальнейшем формировании личности. Семья, школа в наше время не вполне реализуют функцию воспитания настоящей культуры, они не в силах конкурировать с масскультурой по целому ряду причин. Современная массовая культура является основным источником ценностей современной молодежи. Отсутствие нацеленности социальных институтов на нравственное воспитание дает свои результаты – духовную пустоту человека. Нравственная дезориентация формирует человека, открытого злу. Такого человека можно повернуть в любом направлении, в том числе и на преступления против жизни. Человек масскультуры – стихийный материалист–сенсуалист. Поскольку он живёт преимущественно материальными заботами, то и вопрос о смысле жизни, если он возникает, решается им в прозаическом ключе: вырастить сына, посадить дерево, построить дом, больше иметь денег, чтобы полнее удовлетворять чувственные запросы плоти.
Массовая культура имеет еще одно определение – «потребительская». Одной из основных ценностей является культ потребления, подаваемый как единственно возможный стиль жизни. Культ вещизма, получение удовольствия, желание «обладания» превратились для массы людей в смысл жизни. По мере научно-технического и информационного прогресса происходит обездушивание человека, и, следовательно, образуется философско-антропологический кризис. Человек созидающий превращается в человека потребляющего, а бытие, как творческое существование, становится сферой потребления. Жизнь человека приобретает четко ориентированный вещественный статус. Люди не только изобретают новые способы удовлетворения своих реально физических нужд, они также изобретают новые «нужды» - вещи несущественно важные для физического выживания, но сильно желаемые. Они убеждены, что не могут без них прожить. Автомобили и телевизоры стали для многих важны также как пища, одежда и кров - вещи, удовлетворяющие их реальные потребности. Люди заразились материальной жизнью. Сегодня процветают вещизм, утилитаризм, отрицание морали, жестокость, бездуховность.
Сегодня существует риск культурной унификации, «американизации» и «вестернизации», т. е. утверждения в качестве всеобщих культурных универсалий системы ценностей американской и западноевропейской культуры, активно внедряющихся посредством широкого распространения СМИ. Телевидение колонизирует разум людей и насаждает ложные ценности, такие, как гедонизм и вседозволенность. Вся структура рекламы основывается на обманчивой доступности предлагаемых товаров и услуг, что неосознанно приводит людей к представлению о жизни как о фантастическом мире, где все можно получить без особых усилий. Миллионы людей-роботов покупают определенные товары, повинуясь подсознательной информации, введенной рекламой в их мозг. Многие полностью теряют мораль, становятся преступниками, подражая героям кино и телевидения, повторяя преступления, смакуемые прессой. Часто в фильмах и телепередачах наглядно показывают, как лучше украсть, обмануть, ограбить. Люди утрачивают понимание того, каким должен быть человек. Внимание уделяется только имиджу, внешности и наличию материальных благ. Происходит подмена ценностей, когда о людях судят по тому, что у них есть, а не по тому, кем они являются. Люди все больше приобретают качество «иметь», утрачивая при этом свойство «быть» людьми с большой буквы. Опасность оглядки на Запад заключается не только в том, что россиянам навязываются новые жизненные и моральные образцы, а также в том, что искусственно разрушается историческая социокультурная система России, складывавшаяся веками. Вместо родной речи, богатой пословицами и поговорками наш язык засорен иноземными словами и блатным жаргоном.
Под угрозой разрушения находится то, что столетиями создавали интеллект, дух и талант нации — разрушаются старинные города, гибнут книги, архивы, произведения искусства, утрачиваются народные традиции мастерства. Мы живем в обществе ценностей, где принцип «культурного» нигилизма и отрицания культуры выдается чуть ли не за идеал.
Современное общество также ознаменовано активным процессом стилеобразования, характеризующимся, с одной стороны, появление новых для россиян культурных стилей, проникающих как с Запада, так и с Востока, а с другой стороны, стремлением современного человека идентифицировать себя с те или иным стилем жизни. Сегодня можно наблюдать такой феномен, как имитация стилей жизни иерархически других социальных групп. Особенности стилеобразований внутри русской культуры идентифицируются россиянами, заставляют пересматривать свои установки, нормы, традиции, что в целом приводит к появлению новых ценностей, способов и стилей жизни, языка искусства, моды, языка «говорения». Речевые проявления в повседневности сегодня - символ, знак, своеобразный имидж человека в массовом обществе. Сильные интонации, определенная вульгарность, простонародные выражения и инвективы составляют суть и смыслы бытового устного разговора, который, безусловно, отличается от письменного языка и от требований персонально сложившейся терминологии повседневно практической деятельности.
Так, Э. Тоффлер утверждает, что средства коммуникаций индустриального общества создали большое количество образцов – имиджей. Индивиду остается одна главная функция – выбирать из имеющихся образцов. Небывалый темп инноваций, породивший трактовку информационного общества как инновационного, настолько велик, что не оставляет человеку шансов осилить поставляемую информацию. Он теряет ориентацию и не может сделать выбор, в связи с чем останавливается на разовых предметах потребления, начиная с образцов одежды и заканчивая предметами искусства [2].
Сегодня рождается новый зритель, читатель, который, подвергаясь влиянию массовой культуры, требует другого искусства, которое должно вызывать у него не эстетические, а социальные эмоции. «Феномен моды в условиях массовой культуры становится «своеобразным орудием насилия, заставляя вместе с рекламой следовать ей независимо от желаний и финансовых возможностей» [3]. Нельзя не согласиться с У. Беком, что в классовых обществах бытие определяет сознание, в то время как в обществе риска сознание определяет бытие. [4].
На ценностные ориентации современного человека также влияют инновации. Радикальные инновации, преобразующие современную действительность, связаны с последней информационно-технологической революцией. К их числу следует отнести мобильную телефонную связь, электронную почту, глобальную информационно-коммуникативную сеть Интернет, различные реформы в политике, образовании, производство новых товаров, услуг и т.д. И человек приспосабливается к ним. Это весьма нетривиальная трансформация социальной реальности. Она влечет за собой изменения в различных сферах человеческой жизни. Многие исследователи, в том числе Т.А. Бондаренко, уверены, что, например, «в условиях все нарастающей виртуализации общества формируется личность с принципиально новыми социальными чертами и поведенческими проявлениями» [5]. Культура и искусство приобретают черты дегуманизации и демонизации. Нарушается исторический процесс культурной преемственности. Конфликт поколений трансформируется в их разобщенность и утрату национальных традиций. Молодежь ежедневно сталкивается с огромным потоком массовой пропаганды, впитывая далеко не гуманную информацию. По большей части эта негативная информация зомбирует личность, вырабатывает конкретные отрицательные установки, не развивает у нее позитивного мышления, что впоследствии влияет на ее действия и поступки.
Все это приводит к апокалипсическому настроению, ощущению завершенности истории, затерянности в мире, который воспринимается как чужой и враждебный. Современный человек, запутавшись в ценностях или не найдя их, оказывается в экзистенциональном вакууме. Это состояние особенно характерно для современной молодежи. Традиционные и укоренившиеся ценности разрушаются, а новые не каждый индивид способен распознать: положительное или отрицательное они несут в общество. Экзистенциональный вакуум связан со смыслообразующими ценностями: смыслом жизни, самореализацией и нравственным становлением жизни. Новое поколение сталкивается с обновлением культурных смыслов, с нормотворчеством. Потеря ценностей ведет к поиску нового, а чаще – к бегству от действительности. Молодежи, как впрочем, и всему обществу присуща растерянность, непонимание происходящего. Часто молодому поколению приписывают такие черты, как жесткий прагматизм, социальную незрелость, инфантилизм, агрессию. Доминантой их жизненных ценностей и поведенческих приоритетов является материальное благополучие. Жизненный успех связывается с предприимчивостью, умением заработать деньги, а не с талантом, знанием и трудолюбием. Переход общества к рыночным отношениям требует новых моделей поведения. Такие жизненные принципы, как «лучше быть честным, но бедным», «чистая совесть – важнее благополучия» заменились на «ты – мне, я – тебе», «время – деньги», «успех – любой ценой» и др.
Что касается семейных ценностей, то на первое место ставится независимость, карьера, положение в обществе. Семья же отодвигается в далекую перспективу, после создания успешной карьеры. По мере взросления меняются и коммуникативные ценности. Отношение к близким приобретает все более корыстный, коммерческий характер. Эгоистичный индивидуалистический настрой (сам за себя) ставится выше гуманных отношений, взаимопонимания, и взаимопомощи. Ориентация молодежи направлена на индивидуальное искусство жизни, в котором не предполагается заботы о родине, родителях, детях.
Западная культура по своей сути дегуманистична. Она формирует базовые ценности неолиберализма: бездуховность, эгоизм, успех и наживу любой ценой, жестокость и агрессивность в отношениях между людьми и социальными общностями. Эта культура также разрушает национальное общественное сознание. Очевидно, что эту культуру вытеснить из общекультурного поля сегодня невозможно. Наиболее целесообразно – использовать ее достижения в конструктивном направлении, развивать национальную развлекательную индустрию с ее гуманной духовной направленностью, минимизировать ущерб национальных духовных ценностей со стороны американской экспансии.
В современных условиях становится ясным, что человечество способно выжить, лишь воссоздав и поставив в центр своего существования систему абсолютных ценностей.
Литература:
Киселев Г.С. Смыслы и ценности нового века.//Вопросы философии № 4. – 2006. – C. 3-12.
Тоффлер Э. Метаморфозы власти: пер. с англ. / Э. Тоффлер. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2002. – 669 с.
Мотрошилова Н.В. Идеи единой Европы: традиции и современность. //Вопросы философии № 11, 12. – 2004. – С. 3-18.
Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. /Пер. с нем. - М.: Прогресс - Традиция, 2000. - 384 с.
Бондаренко Т. А. Трансформация личности в условиях виртуальной реальности. – Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2006. – 51 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ценность, массовая культура, смысл жизни, современный человек, Запад, стиль жизни, современная молодежь, общество, массовое общество, экзистенциональный вакуум.
moluch.ru
III Международная научно-практическая конференция "Культурные ценности и традиции современного общества" (eLIBRARY, РИНЦ)
Приглашаем принять участие в международной научно-практической конференции ученых, аспирантов и студентов, а также всех желающих:
Культурные ценности и традиции современного общества
Основные направления конференции:
СЕКЦИЯ 1. Онтология и теория познания.
СЕКЦИЯ 2. Гуманитарная картина мира в системе современного знания.
СЕКЦИЯ 3. Этика, эстетика, логика.
СЕКЦИЯ 4. Религиоведение, философская антропология, философия культуры.
СЕКЦИЯ 5. Философия науки и техники.
СЕКЦИЯ 6. Литературоведение.
СЕКЦИЯ 7. Искусствоведение.
СЕКЦИЯ 8. Современные проблемы художественной и музыкальной культуры.
СЕКЦИЯ 9. Языкознание.
СЕКЦИЯ 10. Журналистика.
СЕКЦИЯ 11. История в контексте гуманитарных наук.
СЕКЦИЯ 12. Теория политики, история и методология политической науки.
СЕКЦИЯ 13. Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии.
СЕКЦИЯ 14. Гражданское общество в России: история и современность.
СЕКЦИЯ 15. Политические проблемы международных отношений и глобального развития.
СЕКЦИЯ 16. Проблема коррупции: пути междисциплинарного исследования.
СЕКЦИЯ 17. Проблемы взаимодействия личности и власти в условиях построения правового государства.
СЕКЦИЯ 18. Российское законодательство в современных условиях.
СЕКЦИЯ 19. Актуальные проблемы права на современном этапе развития российской государственности.
СЕКЦИЯ 20. Теория и история культуры.
СЕКЦИЯ 21. Этносы и культуры: история и современность.
СЕКЦИЯ 22. Судьбы национальных культур в условиях глобализации.
СЕКЦИЯ 23. Национальная политика и традиционная народная культура.
СЕКЦИЯ 24. Региональные проблемы межнациональных отношений.
СЕКЦИЯ 25. Экономическая социология и демография.
СЕКЦИЯ 26. Эколого-экономические проблемы современного общества.
СЕКЦИЯ 27. Социальная структура, социальные институты и процессы.
СЕКЦИЯ 28. Социология культуры, духовной жизни.
СЕКЦИЯ 29. Интеллектуально-духовные идеалы современного общества.
СЕКЦИЯ 30. Ценностные ориентации современной молодежи.
СЕКЦИЯ 31. Здоровый образ жизни как одно из условий формирования гармоничной личности.
СЕКЦИЯ 32. Гуманизация социально-экономических отношений в современном обществе.
СЕКЦИЯ 33. Глобальный кризис и социальная сплоченность российского общества.
СЕКЦИЯ 34. Традиции и современная ситуация в области образования и культуры: национальный аспект.
СЕКЦИЯ 35. Современные проблемы науки и образования.
СЕКЦИЯ 36. Развитие человеческого потенциала как фактор модернизации социальных отношений.
СЕКЦИЯ 37. Россия: особенности цивилизации.
СЕКЦИЯ 38. Перспективы России в глобальном мире.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ
Формат текста: Word for Windows. Формат страницы: А4 (210×297 мм). Поля: 2,5 см – со всех сторон. Шрифт: размер (кегль) – 14; тип – Times New Roman. Название печатается прописными буквами, шрифт – жирный, выравнивание по центру. Ниже через двойной интервал строчными буквами – инициалы и фамилия автора(ов). На следующей строке – полное название организации, город. После отступа в 2 интервала следует аннотация, ключевые слова, за которыми через 2 интервала – текст, печатаемый через одинарный интервал, абзацный отступ – 1,25 см, выравнивание по ширине. Название и номера рисунков указываются под рисунками, названия и номера таблиц – над таблицами. Таблицы, схемы, рисунки, формулы (только в редакторах Equation или MathType), графики не должны выходить за пределы указанных полей (шрифт в таблицах и на рисунках – не менее 11 пт). Ссылки на литературу в квадратных скобках. Наличие списка литературы обязательно. Переносы не ставить.
В электронном варианте каждая статья должна быть в отдельном файле. В имени файла укажите шифр конференции (СЦ-3), номер секции и фамилию первого автора (например, СЦ-3 Секция 14 Петров).
Сведения об авторах требуется оформить в табличной форме. В имени файла со сведениями об авторе укажите шифр конференции и фамилию первого автора (например, СЦ-3 Петров).
Материалы, сведения об авторах и отсканированные квитанции об оплате (в разных файлах) необходимо отправить в одном письме по адресам: [email protected], [email protected].
При получении материалов, оргкомитет в течение двух дней подтверждает получение и принятие материалов к публикации. Авторам, отправившим материалы по электронной почте и не получившим подтверждения их получения оргкомитетом, просьба продублировать заявку.
Сборник зарегистрирован в наукометрической базе РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) и публикуется на сайте электронной библиотеки Elibrary.ru с постатейной разметкой.
Сборнику материалов конференции присваивается международный индекс ISBN. Материалы конференции рассылаются по основным библиотекам России и зарубежья.
ВНИМАНИЕ!
С целью возмещения организационных, издательских расходов авторам необходимо оплатить организационный взнос в размере 125 рублей за одну страницу. Доклады объемом менее 5 страниц к печати не принимаются. Количество публикаций от одного автора не ограничивается. Электронная версия сборника предоставляется бесплатно.
За каждый печатный экземпляр сборника необходимо оплатить 450 рублей (исключение - соавторы). Если материал для участия в конференции написан в соавторстве, то за каждого соавтора необходимо доплатить сумму в размере 450 рублей. За пересылку сборника за пределы РФ – дополнительно 450 рублей.
Стоимость сертификата участника конференции – 250 руб., программы конференции – 200 руб., справки о принятии материалов к публикации – 100 руб. Справка предоставляется авторам в электронном виде в течение 2-3 дней; сертификат отправляется в твердой копии заказным письмом почты РФ через 7-10 дней (или в электронном виде в течение 2-3 дней) с момента получения оргкомитетом всего пакета документов.
Есть возможность оплаты на qiwi +79139157901, Яндекс-деньги 410011548221071, карту сбербанка 4276440014608829.
При оплате из зарубежных стран, в назначении платежа обязательно указать код VO 20100. Предпочтительна оплата по системам WesternUnion, Золотая корона, Колибри.
Информацию об условиях публикации результатов научных исследований и требования к оформлению материалов можно получить на сайте www.zrns.ru, по телефонам Центра Развития Научного Сотрудничества в г. Новосибирске:
8-383-291-79-01Чернов Сергей Сергеевич, руководитель ЦРНС
8-913-749-05-30 Хвостенко Павел Викторович, ведущий специалист ЦРНС
или по электронной почте: [email protected], [email protected]
группа в ВКонтакте https://vk.com/zrns_nsk
vsenauki.ru
|
В современных условиях решающее значение как для общества в целом, так и для каждого конкретного социального института приобретают ценностные основания происходящих процессов, их верный анализ и своевременная корректировка. Это неудивительно. В настоящий момент имеется острая необходимость в поиске новых путей, которые смогут привести мировое сообщество к всеобщему благоденствию и процветанию. Данная необходимость обусловлена, прежде всего, происходящими в разных странах мира процессами, наглядно демонстрирующими несостоятельность существующих моделей развития, неравномерность распределения социальных благ. Вместе с моделями развития серьезной ревизии подвергаются и существующие системы ценностей. Именно поэтому рассмотрение понятия ценностей и ценностный (аксиологический) подход к пониманию общественной жизни занимают одно из центральных мест в современной социологической науке [1, с. 123]. Мировоззрение каждого из нас определяется разделяемыми ценностями, а также принадлежностью к той или иной социокультурной формации. Мы все есть часть культуры, главной особенностью которой является то, что она формирует привычную и приемлемую для определенной группы людей парадигму возможного образа поведения. Это обеспечивается путем усвоения новыми поколениями жизненного опыта предшественников, включения их в формировавшуюся столетиями систему социального и межличностного взаимодействия. Таким образом, культура является важным элементом национальной, межгрупповой и групповой организации и самоорганизации. Она, с одной стороны, обеспечивает единение людей и функционирование возникающих общественных групп, но одновременно именно культурные особенности в значительное мере являются фактором внутригруппового расслоения и возникновения подгрупп, особых образований, существующих на принципах, приемлемых и понятных только для их членов. Говоря о связи культуры и организации, мы должны иметь четкое представление о содержании обоих этих явлений. Организация понимается, прежде всего, как группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей [2, с. 5]. Организация имеет свою композиционную структуру – совокупность устойчивых социально-психологических характеристик членов группы, чрезвычайно значимых с точки зрения состава группы как целого [3, с. 184]. Большую роль в формировании данных характеристик играет система социальных ценностей. Организации возникают, и практически одновременно с этим начинается процесс автономизации, в ходе которого они обособляются от остального общества, обретают собственную стратегию развития, в соответствии с которой формулируют тактические цели и оперативные задачи. Конечно, эта стратегия находится в русле особенностей развития конкретного социума, она не может выходить за рамки, которые общество определяет для самого себя. Автономия организаций заключается в их возможности выбирать одно из направлений социальной стратегии в качестве приоритетного и затем строить свою деятельность в рамках данной специализации. Объять необъятное нельзя, и деятельность организации, имеющей неизмеримо широкую стратегию действий, обречена на провал. Основу социальной стратегии составляет система ценностей, в соответствии с которой происходит развитие общества, вырабатываются механизмы данного развития и пути его реализации. То же самое можно сказать и об организационной стратегии, которая строится на тех социальных ценностях, учет которых позволяет сформулировать и реализовать обозначенные планы развития и деятельности. Постепенно в организации начинает складываться собственная система ценностей, как привнесенных извне, т.е. разделяемых лишь некоторыми членами организации, так и выработанных во время процесса организационного развития и становления. И если индивидуальные ценности отдельных сотрудников так и остаются частью внешней среды, которая лишь отчасти взаимодействует с организацией и должна учитываться в тех или иных аспектах деятельности или развития, то собственные социальные и культурные ценности являются неотъемлемой частью внутренней среды организации, более того, составляют ее ядро. Являющиеся основой организации социальные ценности формируют культуру организации и организационную культуру. На первый взгляд, эти понятия идентичны. Но это не так, поскольку они различаются уровнем проникновения в процесс регулирования действий членов организации. Культура организации есть совокупность ценностей и норм, разделяемых ее членами. Таким образом, она представляет собой объединение индивидуальных культурных ландшафтов всех членов организации. Поскольку «действиями человека в конечном счете управляют глубинные регуляторы – потребности и ценности, роль которых особенно велика в условиях универсального кризиса, в хаотической области динамики общества» [4, с. 22], индивидуальные ценностные системы становятся базисом для формирования организационной культуры. Но ее все же не стоит отождествлять с культурой организации, более ориентированной на внешнюю среду [5, с. 159]. Первоочередной задачей функционирования системы социальных ценностей является ее участие в регулировании осуществляемых индивидом действий. Совершенно очевидно, что каждый из нас имеет в своем сознании некий «эталон», с которым он может свериться при возникновении антиномичной ситуации. В большинстве случаев подобным эталоном являются культурные, религиозные или этические нормы поведения, разделяемые обществом и приемлемые индивидом в соответствии с индивидуальной парадигмой. Подобная парадигма является стержнем, на котором держится личность, при помощи него формируется индивидуальная нравственность, которая, в свою очередь, в большинстве случаев является нашей главной опорой при принятии решений в многочисленных и постоянно возникающих на протяжении всей жизни ситуациях морального или иного выбора. Оказываясь в организации, индивид не перестает быть самим собой. Он продолжает действовать, исходя из собственных представлений о должном и благе, о добре и зле, о профессиональной чести и личном достоинстве. Никакая сила не может стереть с человека отпечаток его неповторимой индивидуальности, напротив, чем активнее будет внешнее воздействие, тем более будут укореняться личностные характеристики, будет углубляться разрыв между системами общенормативных и индивидуальных ценностей, значимых для отдельного индивида и для общества в целом норм поведения. Существующие в организации ценности не могут быть ей навязаны, не могут быть «спущены сверху» или утверждены волевым решением руководства. В значительном большинстве случаев перечисленные действия вообще не могут никак повлиять на процесс становления системы ценностей в организации, развития организационной культуры. Более того, это будет противоречить самой природе социальных ценностей, которые в социологии понимают как ценностные представления, принятые данной социальной группой и определяемые спецификой рода занятий и социальным статусом группы [6, с. 149]. Часто попытка привнести в организационную культуру некие элементы может быть очень негативно воспринята персоналом, что, в конечном итоге, приведет к отторжению всего нового, даже если это новое будет полезным с точки зрения управленческой стратегии и весьма приемлемым с позиции членов коллектива. В том случае, если изменения проводятся в уведомительном порядке, сверху вниз и без учета мнений всех входящих в организацию структурных подразделений и отдельных членов, конструктивность и прагматичность мышления, присущая абсолютному большинству современных людей, занятых на производстве и в сфере интеллектуального труда, может уступить место нерациональному и деструктивному желанию протестовать, так как важное решение было принято без учета конкретных мнений или представлено как свершившийся факт. В современных условиях, когда любая организация открыта миру, она свободно обменивается информацией с другими коммерческими структурами, индивидами и профессиональными группами. В результате этого обмена происходит корректировка организационной миссии и стратегии, формулируются цели и задачи организации, ценности и нормы, на основании которых она действует. Данный процесс происходит с учетом всех особенностей культурного мировосприятия социума, тех планов, которые он ставит перед собой. Это может быть охарактеризовано как формирование системы организационной культуры с учетом социальных ценностей, которые являются своеобразной «визитной карточкой» конкретного общества, неотъемлемой частью господствующей национальной культуры, а также действенным средством регулирования деятельности современных организаций. Система ценностей современной организации неразрывно связана с процессом управления – непрерывной последовательности взаимосвязанных действий по реализации функций планирования, организации, мотивации и контроля [2, с. 9]. Справедливость данного утверждения может быть подтверждена тем, что все вышеперечисленные функции являются прямым продолжением норм организационной деятельности и взаимодействия, имеющих под собой ценностные основания. Анализ ценностных ориентаций любой части общества есть путь к пониманию основных характеристик общества в целом. Рассматривая аксиологические основания деятельности организации, мы одновременно анализируем систему ценностей социума, делаем выводы о путях и возможностях его развития. Управление не может происходить хаотически или вслепую, оно должно иметь под собой стратегически выверенную основу. Такой основой, способной не только оптимизировать происходящие в организации процессы, но и стать дорогой к обществу всеобщего благосостояния, может выступать система организационных ценностей, развивающаяся как важная и неотъемлемая часть ценностной сферы конкретного социума. |
www.nauteh-journal.ru









