Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Скифы. Что мы знаем о них. Скифы журнал


Скифы и их золото | Журнал | RETROBAZAR

17, Февраль 2012 00:47 | 24 фото | просмотров 69197

"У скифов нет ни городов, ни укреплений, и свои жилища они возят с собой. Все они конные лучники и промышляют не земледелием, а скотоводством; их жилища в кибитках". (Геродот)

Скифы - это были могущественные ираноязычные кочевнические племена, которые прибыли в VIII-VIIвв. до н. э. из восточной Евразии в степные районы Северного Причерноморья.Скифы-кочевники - одни из самых известных народов древнего мира и один из самых первых, которые открыли череду кочевых народов. Эти народы сменяли друг друга на простора южнорусских степей на протяжении многих тысячелетий мировой истории: скифы, сарматы, гунны, болгары, хазары, печенеги, половцы, монголы.

Где нашли золото скифовВ далеком 1715 году жена первого российского императора Петр Великого – Екатерина получила в подарок от уральского горнозаводчика Никиты Демидова необычайной красоты золотые украшения. Оказалось, что это золото добыто из курганов – скрытых под насыпью древних захоронений. Император понял, что если не остановить расхищение могил – сокровища пропадут бесследно. Тогда Петр издал указ: "все найденные древние предметы немедленно передавать властям". Так в Санкт-Петербурге стала собираться коллекция удивительных изделий, выполненных руками ювелиров древней Скифии. Сегодня это уникальное собрание хранится в Государственном Эрмитаже в Северной столице России. Оказалось, что Геродот ничего не придумывал в своем описании скифов, они действительно были великолепными мастерами.Вот только указ императора запоздал. Большинство скифских захоронений были разграблены еще до нашей эры. По огромному степному коридору за тысячелетия со времен падения скифской державы, прокатилась не одна волна завоевателей. И все же даже в последние столетия удалось сделать несколько интересных находок.В 1862 году русский историк и археолог Иван Забелин раскопал Чертомлыкский курган на берегу Днепра на Украине. Под насыпью нашли две погребальные камеры, наполненные драгоценностями. В первой из них Забелин обнаружил пару скелетов. Останки знатных скифов украшало множество золотых цепочек, браслетов и колец. В другой погребальной камере в окружении большого числа изысканных украшений из золота и серебра лежал еще один скелет. Это объясняется тем, что скифские вожди верили, что даже в загробной жизни они останутся богатыми и знатными, а потому, по обычаю, вместе с мертвым телом земле предавались несметные сокровища.В 1971 году археолог Советского Союза Евгений Черненко раскопал курган в том же самом районе, на берегах Днепра. Он обнаружил тоннель, пробитый в толще кургана. Это означало, что скифское захоронение уже успели посетить грабители. Но археологу повезло, ему удалось обнаружить потайное захоронение скифской царицы, до которого расхитители  не добрались. Когда-то тело почившей царицы украсили браслетами и обрядили в роскошное платье с нашитыми на него золотыми пластинками. От бывшей владычицы степей остались лишь кости. И только золото – украшения и пластинки с погребального наряда – пережило тысячелетия.

В первом склепе нашли останки двух женщин. Судя по размерам скелетов - матери и дочери. Они занимали высокое социальное положение. Из могилы было извлечено множество золотых украшений: серьги с гранатом, ожерелье с агатом, браслеты, обшивки ворота, бляшки, перстень с изображением женского божества и др. Все это дает основание предположить, что "мать" и "дочь" принадлежали к жреческой касте.Во втором склепе — который дважды в разное время подвергался разграблению, археологи обнаружили останки пяти воинов, увенчанных золотыми венками и прикреплявшихся к коже золотыми лицевыми пластинами. При них находились мечи из железа, красно-лаковая глиняная посуда и другие предметы быта. Воинов похоронили как героев. Найденное скифское золото — большая историческая ценность. В постперестроечное время средств на проведение археологических раскопок выделялось крайне мало. Поэтому оставленные без присмотра древние курганы подверглись небывалому штурму гробокопателей.

Усть-Альминское городищеЭто городище — одно из трех скифских поселений городского типа, найденных в Крыму, около которого размещаются еще 80-ть мелких. Его курган-могильник искали долго и безуспешно. Но в 1964 году Бахчисарайский лесхоз стал террасировать для посадки сосен на склоне балки, примыкающей к гору с востока. На одном из склонов под ножом бульдозера показались человеческие кости, бусы, посуда и т.д. Проведя исследования, ученые пришли к выводу, что это и есть Усть-Альминский курган.

Кто же такие скифы? Это племя появились в Северном Причерноморье, включая Крым в VII в. до н. э. Расцвет этой культуры приходится на VI—V в. до н. э. Но в III—IV в. н.э. пришедшие в Причерноморье воинственных германских племен - готов, которые уничтожили большую часть позднескифских поселений. После этого следы тысячелетней скифской культуры практически не появляются. Остается только вопрос о происхождении скифов. Одни ученые считают, что они пришли из глубин Азии. Другие — что носителями этой культуры являются местные этнические группы, а третьи — что они возникли в результате органического слияния как кочевого населения, так и местного, северопричерноморского. Скифы владели языком индоиранской ветви индоевропейской языковой семьи. А по антропологическому типу были европеоидами. Существуют сведения, что славяне, скифы и русы принадлежали к одному родоплеменному союзу. Это опровергает нормандскую теорию о происхождении этнонима "русы". И возможно, что в наших жилах течет и скифская кровь.Скифы, как и многие древние народы, хоронили умерших сообразно роду их занятий и положению. Естественно, что с золотыми изделиями уходили на тот свет лишь особы привилегированные. В Приднепровье когда-то существовало особое место, так называемый Геррос, где хоронили самых богатых и знатных скифов. "Гробницы царей находятся в Геррах", — писал древнегреческий историк Геродот, посетивший Северное Причерноморье в V в. до н. э. Видимо, это место напоминало ему Долину Царей в Египте, где покоились останки фараонов. Можно лишь представить, какие богатства оставили скифы своим лучшим людям, провожая их в мир иной.И еще, теоретики марксизма-ленинизма, видимо, даже не предполагая об этом, явились носителями скифской мудрости. Знаменитую "Притчу о венике", которую раньше обязан был знать каждый советский школьник, оставил в наследство потомкам не кто иной, как скифский царь Скилур (конец II или начало I в. до н. э.). Перед смертью он собрал своих детей, которых было всего-навсего 50, или 80, и, раздав каждому по стреле, предложил переломить ее древко. Это они сделали без труда. Тогда Скилур попросил собрать все стрелы вместе. Переломить их оказалось невозможным. "Если вы будете вместе держаться, как эти стрелы, — сказал царь, — вы будете сильны и непобедимы. Но если же не будет прочного союза между вами — вас легко победить".

Легенда о скифахСкифская легенда гласит, что этот народ произошел от брака Геракла с женщиной-змеей. От этого союза родились три сына: Агвафирс, Гелон и Скиф. И только младший из трех братьев смог выполнить завещание своего могучего отца – опоясаться поясом с пряжкой из золота и суметь натянуть лук Геракла.  Он-то и стал родоначальником племени скифов, дав именем своим имя всему народу. По свидетельству Геродота, скифы вытеснили на этих землях киммерийцев. Некоторые ученые склонны считать, что это не было актом агрессивных завоеваний. Просто в силу сложившихся в те времена обстоятельств, такое главенство среди кочевых племен перешло естественным образом от киммерийцев, обитавших тут прежде, к скифам. И случилось это в период с VIII-VII веков до нашей эры. Когда это произошло, все другие народы начали называть себя скифами, хотя племена были различными.  Не смотря на то, что сами скифы были кочевниками, к ним стали присоединяться народы, занимавшиеся земледелием из лесостепных территорий. Поэтому их стали именовать скифами-пахарями, но основное племя именовалось царскими скифами.

Скифская культураЭто одна из самых поразительных культу в мировой истории. По своему значению для Европы она стоит вслед за древнегреческой и древнеримской.Могучий племенной союз — скифов вышел на арену европейской цивилизации в то же время, когда поднялись к своему расцвету государства Эллады. Время его жизни исчисляется более, чем тысячелетием. Племена этих кочевников, пришедших с Востока и говоривших на иранском наречии, появились в Северном Причерноморье около VIII - VII ст. ст. до н. э.Весьма возможно, что их первоначальная родина находилась в Средней Азии. Некоторые исследователи отождествляют скифов с саками, которые, согласно персидским источникам, жили вблизи рек Амударьи и Сырдарьи, но были оттеснены на Запад иными народами.Исходя из археологических данных, начальное кочевье скифов-саков было весьма обширно и далеко выходило за среднеазиатские пределы.Следы этой культуры находят в Восточном Казахстане и на Енисее, в предгорьях Алтая и в Приаралье.А царский курган Аржан в Туве имеет все черты захоронения скифского владыки, известного из описания Геродота, — но эта могила намного старше причерноморско-поднепровских! Придя в Европу, скифы вели войну с народом, уже занимавшим причерноморские степи — киммерийцами.Судя по всему, это был ираноязычный этнос, «передовой отряд» великого переселения с Востока. Натиск новой кочевой силы стал для киммерийцев роковым...

retrobazar.com

Журнал «Человек без границ» - Скифы

Многим интересующимся Древней Америкой В.И. Гуляев знаком как автор книг о культуре майя. Но, оказывается, за плечами у Валерия Ивановича еще и 12 лет раскопок на территории Ирака, где изучались ранние дошумерские культуры Месопотамии VII–IV тысячелетий до н.э. Сейчас он вернулся к своей самой любимой в археологии теме — скифам.Вот уже несколько лет доктор исторических наук профессор Валерий Иванович Гуляев руководит раскопками скифских курганов в Воронежской области, по среднему течению Дона.

Скифская эпоха — ярчайшая страница в истории многих племен и народов, населявших в VII–III вв. до н.э. обширные пространства Евразии — между Алтаем и Тувой на востоке и Придунавьем на западе. Однако, как свидетельствуют античные авторы, собственно скифы, или «скифы европейские», обитали в степях и лесостепи Северного Причерноморья между Доном и Дунаем.История скифов известна нам довольно плохо. По преданию, они пришли в Северное Причерноморье в VII в. до н.э. откуда-то с востока, «из Азии», и были близки по языку и культуре кочевым иранским племенам. Скифы сумели вытеснить или подчинить себе местное население (господствующей группой среди него были киммерийцы) и почти на 500 лет утвердились в этих благодатных краях. Конные дружины скифских воинов были постоянной угрозой для ближних и дальних соседей Скифии. В VII в. до н.э. скифы перешли Кавказские горы и неудержимым потоком хлынули на юг — в цветущие области древневосточных цивилизаций. Разгромив войска Урарту, Мидии и Ассирии, они прошли «огнем и мечом» вплоть до границ Египта. Господство скифов в Малой Азии длилось 28 лет, а затем они отхлынули назад, в свои северные степи.Их военная мощь казалась несокрушимой. Когда Дарий I, правитель огромной персидской империи, вторгся в 512 г. до н.э. с 600-тысячной армией в скифские земли, то потерпел там полный крах и с трудом спас свою жизнь, бежав с кучкой уцелевших гвардейцев.Но шли века. Скифское государство стало клониться к упадку. На западе сильный удар ему нанес Филипп Македонский — отец будущего великого полководца. В 339 г. до н.э. он в решающей битве разгромил армию 90-летнего скифского царя Атея и захватил большую добычу (в том числе 20 000 породистых скакунов). Однако главная угроза надвигалась на Скифию с востока. Кочевые племена воинственных сарматов, близкие скифам по языку и культуре, в конце IV в. до н.э. перешли Дон (древний Танаис, по мнению античных географов, — граница между Европой и Азией) и двинулись на запад, постепенно подчиняя себе скифские земли. И вскоре этот мощный поток кочевых орд смел в памяти последующих поколений даже само воспоминание о скифах. Теперь только многочисленные курганы с могилами скифских витязей, да оплывшие земляные валы некогда грозных крепостей-городищ напоминают нам об ушедшем народе. Поэтому археологические раскопки скифских древностей — основной источник наших знаний о культуре, быте и верованиях скифов. • Валерий Иванович, от скифов не осталось памятников письменности, но наверняка осталось что-то другое, что позволяет «читать» их историю?

Да, письменности скифы не имели, и все, что мы знаем о них, писали другие, как правило, враждебно настроенные к скифам народы. Но было много другого. Была развита металлургия, были мастера по обработке металла. Ремесленники в каждой кочевой орде — это прежде всего производители оружия и конной сбруи. Железо они выплавляли и обрабатывали сами. В отличие от греков, гончарного круга не было, но для культового и бытового применения керамику изготовляли очень неплохую.• Очень многое о культуре скифов мы узнаем из раскопок. И в основном это знаменитые скифские курганы. Что это за явление — курган?

Культ мертвых для скифов, как и для египтян, имел колоссальное значение. Вот представьте: умирал царь, его бальзамировали, сорок дней возили по его владениям, все выражали печаль и приносили дары и, видимо, участвовали в сооружении этих гигантских погребальных сооружений — ведь двадцатиметровый курган не сразу можно насыпать, а только в несколько приемов... Глубокие могилы, ходы, катакомбы, камеры — колоссальные физические усилия и колоссальные богатства вкладывались туда. Заупокойный культ служил выражением воззрений, религии, идеологии.• Какую роль играл у скифов царь? Он был воином, а был ли он жрецом?

Конечно. Сам царь совершал ритуалы раз в году. По легендам, первый царь Колаксай получил власть от небес в виде золотых предметов — чаши, плуга, ярма и секиры. Эти предметы олицетворяют царскую власть. Кстати, на Северном Кавказе в раннем кургане найдена золотая секира древневосточного производства. Ее изображение приведено во многих изданиях, а сама она хранится в Эрмитаже.Надо сказать, что ни до скифов, ни после них золото никогда не клали в курганы в таких гигантских количествах.• Что же такое «золото скифов»?

Для скифов золото не только материальная ценность, мерило богатства. У них в идеологии, как у многих ираноязычных племен, золото — это небесный огонь, это власть и бессмертие, потому что золото — неуничтожимый металл. По-видимому, правильнее всего считать их культуру иранской, но дозороастрийской.Верховную власть царей ираноязычные племена сопоставляли с сиянием солнца. Знаменитый Митра, бог солнца, всегда весь в золоте. И очень важно было мертвого вождя или царя представить в облике золотого человека, а значит, необходимо было украсить его золотом.Золотые бляшки делались из листов фольги с помощью штампов, молоточков — либо с ушком на обороте, либо с дырочками по краям. Погребальный полог, обувь, специальная погребальная одежда и обувь — все расшивалось этими бляшками.Такие находки есть и в Казахстане (знаменитые иссыкские находки), и в других местах — от Алтая до Дуная.• А корона скифского царя, имеет ли она какую-то особенность?

Мы знаем, как выглядел женский головной убор представительницы высшей знати, — конической формы и расшитый золотыми бляшками. Для царей мы не имеем реконструкции головного убора, знаем только, что были какие-то золотые обручи, но в основном скифов изображают греки так: конический, башлыкообразный или «фригийский» колпак из войлока или кожи; наверняка он был расшит золотыми бляшками и драгоценностями. Есть поддельная корона Сайтаферна, которая хранится в Лувре; ее очень искусно сделали одесские ювелиры в XIX в. по опубликованным шедеврам скифского искусства и продали как подлинник в Лувр, где специалисты не смогли отличить подделку. Потом наши российские ученые разоблачили эту аферу.• Есть ли какая-то иерархия в предметах, которые окружали человека?

Конечно! Это легко заметить. Но для разных эпох самые важные предметы менялись. В раннее время это были золотые чаши и секиры — прямо по легенде, приведенной Геродотом.А позднее, в конце VI–V в. до н.э., а особенно в расцвет Скифии (конец V — IV в.), это уже другие предметы. Золотые гривны, часто с изображением животных, — чисто мужское украшение, у женщин они встречаются только у амазонок. Гривна — признак высокого положения и власти. Как правило, они изготовлены из драгоценного металла — золота, электрума, реже из бронзы. Изображения фигурок животных в основном делали сами скифы, только в царском кургане Куль-Оба в Крыму есть чудесные работы, изготовленные греческими мастерами. Там на браслетах — скифские всадники и львиные головки. А обычно это были довольно грубые изображения хищников, особенно барсов или львов. Это — первое. Второе — священные сосуды: чаша из дерева, которая обкладывалась золотым листом с фигурными изображениями по краю. Это, видимо, старая традиция. Для скифской элиты греки их делали из золота и серебра с фигурными ручками (как в Гаймановой могиле). Имели значение и ритуальные сосуды (ритоны, кувшинчики), которые играли большую роль в культовой жизни, связанной с царской властью и жречеством. • А значение оружия в чем-нибудь выражалось?

Очень значимой вещью считался боевой меч, который либо перед смертью, либо сразу перед похоронами покрывался золотой обкладкой из тонкого золотого листа с изображениями и помещался в золотых ножнах. Мы сейчас знаем до 17 таких находок с одинаковыми рукоятками от Днепра до Дона и от Азовского и Черного морей до Полтавы, Киева, Воронежа. Скорее всего, эти золотые обкладки делали греческие мастера городов Причерноморья. У мужчин еще ценились греческие шлемы и поножи, панцири же были железные, у богатых обложены золотой фольгой, чтобы сиял на солнце и слепил врага. Панцири — на кожаную основу надевалась железная чешуя, шлемы у них тоже были кожаные с бляхами или из наборных чешуйчатых пластинок. Но особенно у рядовых воинов ценились боевые пояса — вертикальные нашивные бронзовые или железные пластины на толстой кожаной основе закрывали самое уязвимое место. Щиты делались из кожи, прутьев и дерева, тоже с металлическими бляхами, чтобы отбивать удары. У женщин очень ценились височные подвески и серьги, тоже работы греческих мастеров, но такие вещи мы находим только в очень богатых курганах.• На предметах, о которых Вы говорите, постоянно встречаются изображения животных.

У них был такой особый язык, язык звериных образов, так называемый «звериный стиль». Все предметы вооружения, конской сбруи, многие предметы ритуального назначения, которые могут быть и бытовыми, — чаши, ложечки, гребни — они украшали изображениями зверей, которые имели смысловую нагрузку и магическую, и религиозную.На вещах изображались либо травоядные копытные животные, быстроногие, которые могут быстрее ветра убежать от опасности, либо птицы, в основном хищные, и хищные животные. И очень часто они изображались не целиком, а только в каких-то деталях: когти или клювы орлов, волчьи или львиные оскаленные морды. Этим украшались бляшки сбруи, сделанные из металлов и кости, рукоятки и перекрестья мечей, ритуальные чаши, видимо, одежда.• В чем же все-таки смысл этого языка?

Как считают ученые, все эти изображения давали их владельцу те свойства, которые подразумевались на изображениях. Скифский всадник должен лететь быстрее оленя и лани на своем скакуне, его меч, его копье и стрела должны разить так же быстро и точно, как поражает орлиный коготь, орлиный клюв, с врагом он должен справиться быстро и беспощадно, как лев или волк.• Можно ли все это свести к тотемным символам?

Когда-то, в глубине веков, это было именно так, но потом, уже к VI–V вв., эти образы так распространились, что нельзя говорить, что изображение лося, или оленя, или волкоподобного хищника было лишь только тотемом. А кабан, столь популярный и в скифском степном искусстве, и в более северных лесостепных районах (считалось, что там смешалось доскифское население и скифы), — это не тотем, конечно. У североиранских племен, живших в Казахстане и Средней Азии, и у нас в Причерноморье это олицетворение бога Веретрагны, олицетворение мужской силы, воинской доблести и, кроме того, это посредник между мирами.Скифы как индоевропейцы мир себе мыслили в тройственном измерении по вертикали: небесная сфера, мир богов, — это верхний мир; средний мир, где жили животные, птицы и люди; и хтонический подземный мир, мир смерти, мрака и загробного существования. Соответственно, там жили змеи, рыбы, иногда туда помещали и хищников. Так вот, кабан — идеальный посредник, поскольку, с одной стороны, он питается всем, у него грозные клыки, с другой стороны, он — копытное травоядное животное.• Валерий Иванович, Вы уже много рассказали о предметах. А как выглядели сооружения, создаваемые скифами, например святилище?

По описаниям Геродота, оно было связано с богом, схожим с греческим Аресом — богом войны. Выглядело оно как холм из многих возов хвороста; на вершине располагался вертикальный меч, его окропляли кровью. Были особые гадатели — жрецы. А очаг — священное дело, основа общества, семьи. Вокруг этого очага вся жизнь протекала, и там же совершались какие-то ритуалы. На городищах мы находим много фигурок из глины; там и животные, и какие-то антропоморфные изображения, и иногда вделанные в тесто зерна — символ плодородия. Изготовлялись из глины зерна пшеницы, бобовых и прочее. У них существовала наркотическая конопля, и даже бани делались: на раскаленные камни и пучки конопли плескалась вода, чтобы смыть с себя все греховное. Религия, конечно, была очень развитая. Интересно, что у европейских причерноморских скифов были божества, которых греки сопоставляли со своими. Главной клятвой была клятва огнем царского очага: кто ее нарушал, того предавали смерти. Поэтому богиня очага и огонь выступали в скифских верованиях в главной роли. • А какими были поселения? Имели ли скифы города?

Города — это громкое название, я бы назвал их укрепленными поселениями; самые большие — до 50 гектар, особенно в лесостепной зоне. Правда, Геродот упоминает один гигантский город, Гелон, но его не нашли. По предположениям ученых, это Бельское городище на Полтавщине.Очень много укрепленных городищ-крепостей было в пограничных зонах и в стратегически важных пунктах. Как правило, это валы, рвы в несколько линий, а поверх деревянные укрепления — либо тын из дубовых бревен, либо городни. Во многом наша древнеславянская и русская традиция оборонительных сооружений повторяет скифскую.• А что представляла собой царская резиденция?

Цари, видимо, не любили жить в городах; скорее всего, было так же, как позднее у татар, то есть была царская ставка, где царь во главе отборной дружины разбивал шатры, кибитки, жил в военном лагере. Там же жили и царские мастера, ремесленники. Они изготовляли предметы вооружения, конскую упряжь, бытовые изделия из кожи, ткани, дерева и кости. Отличалось Новое Скифское царство — Неаполь Скифский. Там уже полностью эллинизирована культура: каменные стены, каменные мавзолеи для элиты, монеты чеканили; с греками — вплоть до падения Великой Скифии — в целом были мирные отношения, в Северном Причерноморье не зафиксировано никаких войн между греками и скифами.• Валерий Иванович, Вы нарисовали такую яркую панораму жизни этого народа. Почему же скифов порой называют варварами?

Конечно, говоря об уровне развития, мы всегда сравниваем. Легко назвать их варварами в сравнении с античным миром. Но у самих скифов культура была прекрасная. Они имели налаженные торговые пути на восток — в Приуралье, в Казахстан, на Алтай, получали золото, драгоценные металлы, медь, олово... Греческие авторы пишут, что скифские караваны ходили через семь племен, с семью переводчиками, до Алтая. На поселениях археологи находят, конечно, менее богатый и выразительный материал, чем в курганах, но везде есть остатки железоделательного производства, орудия труда, из цветных металлов — украшения, стрелы, зеркала. Были очень хорошо развиты деревообработка и косторезное дело — самые священные чаши у них были из дерева с золотыми обкладками, которые многие вожди носили у пояса.Если бы у скифов не было самых совершенных для того времени форм вооружения, и оборонительного, и наступательного, и особенно конской сбруи, если бы не было кавалерии, то вряд ли им удалось бы так победоносно пройти и на Ближний Восток, и по Причерноморью. Несомненно, культура скифов была очень высоко развита.            

www.bez-granic.ru

Скифы. Что мы знаем о них

В мировой истории довольно часто встречаются не только племена, но и народы, вся родословная которых исчерпывается двумя-тремя фразами, записанными древними летописцами. Это — «народы-призраки». Что известно нам о них? Разве только диковинное имя да несколько фактов из их истории — порой полулегендарной. Для Восточной Европы I тысячелетия до н.э. одним из первых среди таких загадочных народов древности остаются скифы. История их изучения (а в текущем году ей насчитывается ровно 250 лет) служит наглядной иллюстрацией и успехов современной науки, и её неудач. Несмотря на огромную работу археологов, раскопавших тысячи скифских курганов, десятки поселений и городищ, несмотря на прорывы историков и лингвистов, изучающих письменные источники, несмотря на значительный вклад в скифоведение представителей таких наук, как антропология, палеоботаника, палеозоология, палеогеография и другие, у нас нет пока ответа даже на основные вопросы, касающиеся истории скифов. Не известно во многом происхождение скифов и их культуры. До сих пор ожесточённо спорят об уровне развития этого народа, о том, создал ли он своё государство и если да, то когда и в какой именно форме это произошло. (Однако надо заметить: в истории ещё с XVIII века скифских вождей стали называть царями. Это некая условность, принятая наукой.) Нет однозначного ответа и на вопрос: что стало причиной внезапной гибели Великой Скифии?…

Какими они были

Мы — те, об ком шептали в старину, С невольной дрожью, эллинские мифы: Народ, взлюбивший буйство и войну, Сыны Геракла и Эхидны, — скифы.А. Я. Брюсов, 1916 год

Скифы внезапно появляются на исторической арене Европы в VII веке до н.э., придя откуда-то «из глубин Азии». Эти воинственные и многочисленные кочевые племена быстро захватывают всё Северное Причерноморье — степные и лесостепные области между Дунаем на западе и Доном на востоке. Пройдя через горы Кавказа, победоносная скифская конница громит древние государства Передней Азии — Мидию, Ассирию, Вавилонию, угрожает даже Египту…

Но также внезапно и таинственно этот многочисленный и воинственный народ, непобедимый на протяжении почти четырёх столетий (VII—IV века до н.э.), сходит с исторической арены Европы, оставив после себя легенды о храбрости и жестокости да бесчисленные курганы с захоронениями рядовых воинов и могущественных царей.

Известный российский скифолог А. Ю. Алексеев пишет: «Скифы, этот азиатский по происхождению, но ставший европейским народ, оказывали на протяжении нескольких столетий значительное воздействие на культуру и историю своих близких и дальних соседей. Они оказались первыми в длинной цепочке известных нам кочевых племён, которые с периодичностью в 200—400 лет накатывались волнами по Великому степному коридору в Европу (последней такой волной были монголы в XIII веке). Тем не менее культура скифов не имеет, пожалуй, равных себе среди степных культур всех эпох ни по присущей ей яркой самобытности, ни по произведённому ею резонансу».

Первые официальные раскопки большого скифского кургана были произведены в 1763 году по поручению генерал-поручика Алексея Петровича Мельгунова — губернатора Новороссийского края. С этого момента отсчитывается время полевой скифской археологии. Тогда исследовали Литой курган, находившийся в 60 км от Елисаветграда (ныне Кировоград). Вскрытое захоронение (Червонная Могила) оказалось погребением знатного скифа, о чём свидетельствовали великолепные золотые изделия конца VII — начала VI века до н.э.

И в наши дни, как в России, так и в главной хранительнице древностей европейских скифов — Украине, продолжаются скифские изыскания (после распада СССР и появления на политической карте мира суверенной Украины основная часть скифских памятников осталась в её границах). А в России скифские курганы и поселения встречаются только на Среднем и Нижнем Дону* (Воронежская, Белгородская, Ростовская области), в Ставропольском и Краснодарском краях. Сравнительно недавно скифские захоронения найдены на юге Сибири, в Туве.

От горных хребтов Алтая и Тувы до полноводного Дуная широкой полосой раскинулись бескрайние евразийские степи. В начале I тысячелетия до н.э. здесь обитали многочисленные кочевые племена скотоводов, — они принадлежали к индо-европейской семье народов и говорили на различных диалектах древнеиранского языка.

По мнению уже цитированного А. Ю.Алексеева, «скифы» — общее название многих близких по культуре, по хозяйственному укладу, образу жизни и идеологическим представлениям кочевых племён Евразии. Название скифам дали греки, впервые столкнувшиеся с ними в Малой Азии, а затем и в Северном Причерноморье, где первые греческие колонии возникли во второй половине VII века до н.э. Благодаря дошедшим до нас сведениям античных историков, в том числе и жившего в V веке до н.э. Геродота Галикарнасского, наибольшую известность приобрели так называемые европейские скифы, обитавшие в степных и лесостепных областях Северного Причерноморья (между Дунаем на западе и Доном на востоке) с VII по III век до н.э.

Появление скифов на исторической арене по времени совпало с двумя эпохальными событиями, сыгравшими огромную роль в мировой истории. Первое из них: было освоено и стало широко распространяться железо — теперь основной материал для изготовления орудий труда и оружия. (Предшественники скифов — среди них и киммерийцы — пользовались ещё бронзовыми инструментами и предметами вооружения.) Второе важнейшее историческое событие: возникновение кочевого скотоводства. Господствовавшие в скифском обществе кочевники, прежде всего «скифы царские», подчинили себе земледельческие нескифские племена степной Скифии и лесостепи. Кочуя, скифы завязывали торговые, политические и культурные отношения с греческими городами-колониями Северного Причерноморья.

Сегодня уже довольно хорошо известен внешний облик скифов-кочевников: эллинские мастера этнографически точно изображали их на золотых и серебряных сосудах и ювелирных изделиях, во множестве найденных в курганах высшей скифской знати. Ценную информацию даёт и антропологическая реконструкция, проводимая по костным останкам и черепам из скифских захоронений. «Да, скифы мы, да, азиаты мы с раскосыми и жадными очами...» — этот поэтический образ, созданный Александром Блоком, не отвечает действительности. Никаких раскосых глаз и иных монголоидных черт у скифов не было. Они — типичные европеоиды среднего роста и крепкого телосложения. По языку скифы принадлежали к североиранской группе (из ныне существующих народов ближе всех к ним по языку осетины — потомки родственных скифам сарматов).

А вот к славянам скифы не имеют никакого отношения, да и не было между ними непосредственного контакта. Если последние скифы окончательно исчезают в Восточной Европе в III веке уже новой эры, после готского набега и погрома, то первые упоминания о славянах появляются в письменных источниках не ранее середины I тысячелетия от Рождества Христова.

Скифы одевались в кожаную, льняную, шерстяную и меховую одежду. Мужской костюм состоял из длинных узких штанов, которые носили заправленными в мягкие кожаные сапоги либо навыпуск, и курток (или кафтанов), подпоясанных кожаным поясом. Дополняли костюм кожаная шапка конической формы и войлочный башлык. О женской одежде известно гораздо меньше. Знаем только, что она состояла из длинного платья и верхней накидки. Мужчины отпускали длинные волосы, имели усы и бороду.

Правда, внешняя благостность дошедших до наших дней скифских мужских изображений не должна вводить в заблуждение. Из сообщений ассирийцев, иудеев, греков и римлян известно: то был необузданный и жестокий народ, получавший удовольствие от войн, набегов и грабежей, его воины снимали скальпы с поверженных врагов.

Происхождение

Где искать прародину скифов? Это один из главных вопросов в их истории. Обилие и противоречивость существующих точек зрения поражают. Однако большинство учёных так или иначе склоняются к одной из двух традиционно противопоставляемых гипотез. Первая из них — так называемая автохтонная — наиболее подробно обоснована известным российским скифологом Б. Н. Граковым. Он считал: прямыми предками скифов были племена срубной культуры эпохи бронзы, проникшие в Северное Причерноморье из Поволжья, в том числе и киммерийцы. Такое проникновение происходило очень медленно с середины II тысячелетия до н.э. А упоминаемая Геродотом миграция скифов «из Азии» (для античных географов «Азия» начиналась сразу же за Доном-Танаисом) — лишь одна из волн этого проникновения, скорее всего последняя**.

Мигранты-«срубники» в степях Восточной Европы встретились с более ранними переселенцами из тех же областей, и слияние этих родственных друг другу групп сложилось в этнически однородное население скифского времени, говорившее на одном из диалектов североиранского языка. Именно культура срубных племён, испытавшая значительные изменения при переходе от эпохи бронзы к железному веку и от полуоседлого образа жизни к подлинному кочевому, легла, по мысли Б. Н. Гракова, в основу собственно скифской культуры.

Совершенно иначе подходит к проблеме А. И. Тереножкин — признанный лидер группы специалистов, отстаивающих центральноазиатское происхождение скифской культуры. По его мнению, между населением доскифского и скифского времени в Северном Причерноморье не существует ни этнической, ни культурной преемственности. Скифы приходят в VII веке до н.э. в указанный регион из глубин Азии и приносят с собой уже вполне сформировавшуюся культуру в виде знаменитой скифской триады: характерный тип вооружения, конской сбруи и искусство звериного стиля.

Представленные гипотезы по-разному трактуют и вопрос о киммерийцах — предшественниках скифов в северопричерноморских степях, о которых сообщают древневосточные и греческие письменные источники. Тереножкин настаивает на полном культурном и этническом отличии скифов от киммерийцев, которым, по его мнению, и принадлежали самые поздние памятники местной срубной культуры. (По Б. Н. Гракову, напомню, и скифы и киммерийцы — прямые потомки «срубников» и поэтому имеют общую культуру. Скорее всего, они родственны этнически.)

По-разному говорят о происхождении скифов и античные авторы. Здесь и «первочеловек» Таргитай, сын Зевса и дочери реки Борисфена (Днепра), прародитель всех скифов. И Геракл, сотворивший от связи с местной змееногой богиней, жившей в устье Днепра (Гилее), трёх сыновей — Скифа, Агафирса и Гелона. Однако «отец истории» Геродот замечает: «Есть, впрочем, и иной рассказ, которому я сам наиболее доверяю. По этому рассказу, кочевые скифы, жившие в Азии, будучи теснимы войною со стороны массагетов, перешли Аракс (Сыр-Дарью) и удалились в Киммерийскую землю».

Важным для решения проблемы происхождения скифов стало открытие кургана Аржан*** в Туве, в котором нашли погребение вождя IX—VIII веков до н.э. «В этом погребальном памятнике <…>, — пишет историк В. Ю. Мурзин, — были обнаружены вполне развитые образцы материальной культуры скифского типа, а также изделия, выполненные по канонам скифского звериного стиля. Эти находки вполне укладываются в схему А. И. Тереножкина, согласно которой сложение собственно скифской культуры происходило в глубинных районах Азии несколько ранее VII века до н.э.».

Сегодня, с учётом всей имеющейся на данный момент информации, логично признать, что центральноазиатская гипотеза происхождения скифов предпочтительнее автохтонной. А чтобы подкрепить эту позицию фактами, необходимо выделить характерные черты скифской культуры и доказать, что их уже в готовом, сложившемся виде принесли в Северное Причерноморье орды ираноязычных кочевников-скифов именно из Азии.

Лицо скифской культуры определяет, прежде всего, названная триада. К этой триаде некоторые учёные ныне добавляют ещё два признака: бронзовые литые котлы на конической ножке и бронзовые дисковидные зеркала с ручкой в виде двух вертикальных столбиков.

А. Ю. Алексеев, подвергнув тщательному анализу весь список черт архаической скифской культуры, приходит к интересным выводам:

1. «Оленные камни» (каменные стелы) имеют, несомненно, центральноазиатское происхождение (в Восточной Европе они появляются на рубеже VIII—VII веков до н.э.).

2. Аналоги антропоморфным изваяниям раннескифской эпохи можно найти в археологических комплексах 1200—700 годов до н.э. в Синьцзяне (Северный Китай).

3. Бронзовые литые котлы также явно азиатского происхождения — их ранние образцы находили в Минусинской котловине и в Казахстане. А в Северном Причерноморье они впервые появляются не ранее середины VII века до н.э. (Келермесский могильник в Прикубанье).

4. Прототипы дисковидных бронзовых зеркал с вертикальной ручкой известны в Центральной Азии и Северном Китае ещё с XII—VIII веков до н.э.; анализ состава бронзы некоторых зеркал, найденных в Восточной Европе, например в кургане Перепятиха на Украине, выявил в нём сплав, характерный для Монголии и Северного Казахстана.

5. Прорезные бронзовые навершия от погребальных повозок также имеют центральноазиатские аналогии (например, Корсуковский клад в Прибайкалье VIII века до н.э.).

6. Бронзовые шлемы «кубанского» типа были распространены в Восточной Европе в VII — начале VI века до н.э., а источник их происхождения находился в Средней Азии и в Северном Китае эпохи Чжоу.

7. Биметаллические клевцы (то есть сделанные из сплава железа и бронзы) хорошо известны с VII века до н.э. в Средней Азии и в Южной Сибири.

То же самое можно сказать и о прочих характерных чертах скифской архаики: каменные блюда, конская узда, зооморфное искусство — все эти предметы имеют явственные центральноазиатские корни.

Итак, в многолетнем споре двух гипотез о происхождении скифов и их культуры чаша весов всё больше склоняется в пользу «азиатчиков». Скорее всего, скифская прародина находилась где-то в пределах обширной азиатской территории: между Тувой, Северной Монголией, Алтаем, Средней Азией и Казахстаном. Там они жили в окружении родственных им по культуре и языку племён: саков, массагетов, «пазырыкцев» (жителей Алтая).

Скифы и мировая история

Скифы появились в Восточной Европе, если верить письменным источникам, в VII веке до н.э. В то время главная арена мировой истории находилась совсем в ином месте — на Ближнем Востоке и в Греции. И останься скифы в своих диких восточноевропейских степях, о них бы ещё не скоро узнали в тогдашнем цивилизованном мире. Но конные скифские орды из завоёванных земель Северного Причерноморья вскоре двинулись на юг, в центры древневосточных цивилизаций. В богатых царствах их ждала сказочная добыча.

Пройдя через перевалы Главного Кавказского хребта, они вторглись в VII веке до н.э. в Закавказье, разгромили могучее государство Урарту и, словно грозная буря, обрушились на цветущие города Мидии, Ассирии, Вавилонии, Финикии и Палестины.

Восстановить историю скифов в Передней Азии довольно трудно, поскольку имеющиеся письменные документы дают о том лишь отрывочные сведения. Обычно это наиболее яркие эпизоды войн или военные столкновения, связанные со взаимоотношениями «цивилизованных» народов древности с «варварами». Из них известно, что в 70-х годах VII века до н.э. скифы во главе с царём Ишпакаем объединились с мидийцами и маннеями и выступили против Ассирии. Однако ассирийский царь Асархаддон (680—669 годы до н.э.) сумел заключить со скифами сепаратный мир. Более того, он даже согласился отдать за другого царя скифов свою дочь. Чтобы в полной мере оценить этот шаг, следует помнить, что Ассирия в то время была крупнейшей и сильнейшей державой Ближнего Востока.

Вскоре после этих событий скифы двинулись дальше на юг и, достигнув Сирии и Палестины, собирались вторгнуться в Египет. Но фараон Псамметих I опередил их: вышел навстречу скифам с богатыми дарами и отговорил от намерения разорить древнюю страну. По сообщению Геродота, северные кочевники оставались в Передней Азии 28 лет и всё опустошили своим буйством и насилием.

И тем не менее скифские походы на юг надо признать крупномасштабным явлением, оказавшим разностороннее влияние на судьбы и культуру народов Кавказа и Передней Азии. Прежде всего, участвуя в политической борьбе и в войнах древневосточных государств, скифы склоняли чашу весов то в одну, то в другую сторону. А нарушая своими опустошительными набегами и тяжёлой данью местную экономическую жизнь, они выступали как некая непредвиденная разрушительная сила, «кара божия». (Не о том ли повествуют и библейские пророки?) Однако с активными военными действиями скифы повсюду распространяли передовые формы скифского вооружения — луки и стрелы, мечи и копья, боевые топоры и конское снаряжение.

Принесли скифы с собой и своё искусство звериного стиля, заставив работать на себя искусных мастеров Передней Азии. Так произошло слияние двух художественных начал. Во второй половине VII века до н.э. появилось новое направление в искусстве, вобравшее скифские и восточные элементы. Скифские звериные мотивы — орлы, олени, хищники из семейства кошачьих — появились в украшениях предметов восточного типа — налобных лентах, диадемах, нагрудных украшениях-пекторалях. Но и образы местного искусства стали использовать при отделке скифских вещей, пример того — меч и секира, обнаруженные в Келермесском кургане на Северном Кавказе.

Однако скифы вели себя на Ближнем Востоке как грабители и насильники. Тысячи бронзовых наконечников их стрел, найденные при раскопках древних ближневосточных городов, следы пожарищ и разрушений в них подтверждают сообщения древних письменных источников об опустошительных набегах скифской конницы на цветущие области Передней Азии.

Со временем общая политическая ситуация на Ближнем Востоке складывается для «северных варваров» крайне неблагоприятно. Грабежи и насилия скифов начинают вызывать возмущение у покорённых, и они то и дело выступают с оружием в руках против захватчиков. Заметно усиливаются Мидия и Вавилония. В 612 году до н.э. их объединённая армия штурмом берёт ассирийскую столицу Ниневию и дотла разрушает её. Ассирия пала и навсегда исчезла с арены мировой истории.

Затем пришёл черёд рассчитаться со скифами за все прошлые обиды. И мидийский царь Киаксар, как сообщают античные авторы, пригласил многих скифских вождей и военачальников к себе во дворец на «дружеский» пир и, напоив их до беспамятства, приказал всех перебить. Лишившись высшего руководства и находясь под угрозой полного разгрома мидийскими войсками, скифы вынуждены были вернуться в свои северопричерноморские владения. И с конца VII века до н.э. основные события скифской истории уже связаны только со степными и лесостепными областями Восточной Европы.

Дарий I: его поход в Скифию

Следующий пласт информации о прошлом Скифии связан с драматическими событиями конца VI века до н.э. Тогда персидский царь Дарий I Гистасп из династии Ахеменидов решил во главе огромной армии вторгнуться с запада, через Дунай, в Северное Причерноморье. Цель — «наказать» воинственных кочевников-скифов за прошлые (почти двухвековой давности) «грехи», то есть за бесчинства в Мидии и в других ближневосточных областях, о которых говорилось. Во всяком случае, именно такой повод для начала войны выбрал, согласно свидетельству Геродота, владыка Персидской империи.

Современные историки, однако, считают, что персидский монарх преследовал более реальные причины для развязывания широкомасштабной военной кампании. Попытка Дария I покорить воинственных скифов, видимо, стала подготовкой к тотальной войне с материковой Грецией. К тому времени персы уже овладели эллинскими городами в Малой Азии, частью островов Эгейского моря и планировали вторжение на Балканский полуостров, включая греческий Пелопонесс. Напомню, что европейская Скифия раскинулась по Северному Причерноморью от Дуная до Дона.

Ход скифо-персидской войны подробно описан в IV книге Геродотовой «Истории». Накануне решающего поединка с вольнолюбивой Элладой персидский царь — опытный политик и полководец — решил отрезать греков от их сырьевого «тыла», Северного Причерноморья, откуда широким потоком в эллинские владения шли зерно, солёная и вяленая рыба, мёд, кожи и многое другое, столь необходимое на каменистых холмах их родины.

Дарий собрал огромное войско в 700 тысяч человек — пёстрое и многоязыкое, состоявшее из представителей 80 народов. С этим войском персидский монарх прошёл Малую Азию, переправился на европейскую сторону через пролив Босфор, пересёк Фракию. И наконец, перебравшись через Дунай по мосту из кораблей, построенному для него наёмниками (малоазийскими греками), вступил в Северное Причерноморье — в пределы Скифии. Поход был рассчитан на два месяца.

Скифы, хорошо осведомлённые о действиях противника, знали и о его колоссальной численности. Сами они, вместе с союзными племенами, могли выставить не более 200 тысяч воинов. Осознав всю глубину нависшей над ними опасности, скифы тем не менее решили бороться до конца. Для этого они выработали общий стратегический план кампании: избегать больших сражений; заманивать врага в глубь своей территории; нападать на его пути снабжения; уничтожать атаками подвижные конные отряды и небольшие группы персов, отделяющихся от основных сил в поисках пищи и воды. Отступая, скифы засыпали колодцы и родники и сжигали растительность — степные травы, служившие кормом для скота.

Армия Дария с её громадным обозом, преследуя скифов, сумела, по словам Геродота, достигнуть за короткий срок Танаиса (Дона) и Меотиды (Азовского моря), после чего повернула назад. От голода, лишений, болезней и непрерывных атак скифской конницы персы понесли огромные потери, не выиграв ни одного сражения и не захватив никакой добычи. К счастью для Дария, греки-наёмники через условленные 60 дней не разобрали мост на Дунае, и остатки его войск и сам он, избежав гибели, вернулись в Персию. Эта война не только принесла скифам славу непобедимого народа, но и небывало повысила авторитет Скифии в окружающем мире.

Сам факт персидского похода на скифские земли в 512 году до н.э. вряд ли подлежит сомнению, — это событие потрясло весь тогдашний мир. Но есть ли у нас помимо рассказа Геродота какие-нибудь материальные доказательства пребывания армии Дария в Северном Причерноморье? Оказывается, есть.

Украинский археолог Е. В. Черненко предполагает, например, что найденный в «царском» кургане Чертомлык уникальный меч ахеменидского типа с золотой рукояткой (сам курган датируется 340—320 годами до н.э.) — это трофей, добытый в конце VI века до н.э. на полях сражений с персами и хранившийся долгие годы в сокровищнице скифских царей. А харьковский археолог А. В. Бандуровский упоминает о персидском бронзовом шлеме, случайно обнаруженном в Алешкинских песках на Херсонщине. Он очень близок по форме шлему из Олимпии, попавшему в Грецию в качестве трофея после победы эллинов над персами в битве при Марафоне.

(Окончание следует.)

Комментарии к статье

* В журнале «Наука и жизнь» № 7, 2007 г. опубликована моя статья «Скифы на Среднем Дону: новые находки и открытия». В ней речь шла о великолепных находках Донской археологической экспедиции Института археологии Российской академии наук за 15 лет полевых исследований.

** Культура оседлых земледельческо-скотоводческих племён степной и лесостепной зон Евразии — от Урала до Днепра, живших в эпоху позднего бронзового века (середина — конец II тысячелетия до н.э.). Названа по типу захоронений в курганах: могилу часто облицовывали деревом, словно делая «сруб».

*** См. «Наука и жизнь» № 5, 2010 г., статья Н. Домриной «Прикосновение к источнику. В диалоге с археологами — любителем и профессионалом…».

www.nkj.ru

Скифы говорите. Или про Крым ....: zodchi1

Возвращаясь еще раз к потопу и его датировке. В общем-то особенно ничего нового я не скажу, лишь пара дополнительных фактов с выводами. Речь пойдет о Крыме. Находясь на днях в Евпатории заприметил несколько домов  с утонувшими в грунт фасадами. Причем дома относительно молодые, некоторые по всей видимости даже советской постройки, на разных улицах, главным образом в историческом центре (ул. Ленина, ул. Фрунзе, ул. Дувановкая и пр.). Видно что дома просто надстраивались на чем-то более древнем. К сожалению когда я их заприметил не удосужился сфотографировать ибо планировал этим заняться в специально выделенный день. Но обстоятельства сложились так что пришлось срочно уехать, а по сему фотографий  лишь несколько штук, да и то частично сделанных ночью. Так что за качество простите. Но суть от этого не меняется.

В Евпатории есть краеведческий музей. Напротив музея выставлены на обозрение каменные изваяния.

Стенд нас уверяет что это творения рук древних скифов и прочих древних греков, очень древних веков, в общем далеко до нашей эры.

В это можно было бы поверить, при том что идолы действительно выглядят не свежими. Со следами поломок, потёртостей и прочими следами водно-ветровой эррозии. Более того, совсем рядом оборудована экспозиция с наглядным примером. Прямо на улице выкопана яма квадратной формы с сторонами 10х10 метров накрытая стеклянным колпаком в виде пирамиды. Внутри показано как проходили раскопки, поставлены для наглядности лестница и прочие глиняные горшки.

В общем верьте своим глазам и любуйтесь древностью.

Однако внимательный глаз в данной экспозиции увидит не только глиняные горшки. На самом деле они совершенно не важны, ибо скорее всего при раскопках никаких горшков найдено не было, конкретно в данном месте, а была найдена лишь древняя улица мощеная булыжником. Вот это реально интересно и с высокой степенью достоврености является чистой правдой. Правда заключается  том, что на глубине 2,5 метров относительно современного уровня земли находится улица старой Евпатории. Именно улица. Значит до глобального потопа здесь жили люди, более того, существовало некое поселение, а вернее даже город.

Вы скажите какой нафиг потоп? На стенде черным по белому написано, что это 6 век до нашей эры и с тех пор ветер нанес 2.5 метра пыли которые археологи сейчас и раскапывают. Именно это мне и рассказали в самом краеведческом музее куда я обратился за разъяснениями. При этом совершенно не объясняя каким образом все 2,5 тысячи лет улицы не подметались и заново не мостились.

От иронии перейдем к реалиям. Как я написал в первых строчках этой статьи в Евпатории имеется несколько зданий с явными признаками надстройки на древнем основании. Фото одного такого здания в непосредственной близости от "древнего городища" (буквально соседнее здание) я вам предлагаю на обозрение.

Мы видим утопленный по уши в землю первый этаж. Как раз на те самые 2,5 метра. Из чего следует вполне логичный вывод о том, что данное здание и данный фрагмент древней мостовой это всё звенья одной цепи. А проще говоря  мы видим древний дом на древней улице. Без вариантов.

Здесь в общем-то напрашивается только один вопрос. Балконы тоже древние, или это поздняя надстройка. Если тоже древние, то придется признать факт того, что "древние скифы" владели технологией железобетона. Очень хорошего железобетона.

Теперь давайте попробуем по-серьёзному проанализировать ситуацию и сделать некие выводы.

1. Что есть идолы? Нас уверяют что это языческие божки. Может такое быть? Вполне. А может это быть что-то иное? Почему нет? Кто сказал что это, допустим, не творение рук какого-нибудь детского кружка "умелые ручки"  всё в том же городе "допотопная Евпатория". Запросто. Данные изваяния из известняка, который легко обрабатывается. Форма изваяний примитивная. Да и сам известняк камень прямо скажем не крепкий и вряд ли пережил бы 2.5 тысячи лет на открытом воздухе. Лет 300 или 500 еще мог бы, но 2,5 тыщщи лет как то сомнительно. Тем более что на некоторых изваяниях еще можно увидеть относительно тонкие детали, например пальцы рук. Я внимательно осмотрел все изваяния на предмет культовой принадлежности. Искал хоть какой-нибудь след - крест, солярный знак, иной знак, или хоть какую-нибудь подпись или надпись. Ничего.  Что собственно версию в кружок "умелые ручки" ставит в первую очередь.

2. Налицо следы именно потопа похоронившего старый город, правильнее сказать старую цивилизацию. Наносной слой в 2,5 метра  говорит о том, что в данном месте волна была очень большой. Это не следы дождей или таяния снега. Здесь вообще очень интересен сам географический ландшафт Евпатории. Она окружена солеными лиманами богатыми лечебными грязями. В некоторых лиманах вода в несколько раз более соленая чем в море и по характеристикам сравнима с водой Мертвого моря в Израиле.  Это можно объяснить только тем, что когда-то уровень моря был выше чем сейчас и когда вода ушла (по всей видимости быстро) образовались лиманы которые по мере испарения воды увеличивали процентное содержание соли. В таких лиманах скопился весь гумус смытый волной потопа и долгое время бывший законсервированным под коркой соли. Сейчас этот законсервированный перегнивший гумус мы знаем как лечебные грязи. Сама суть лечения грязями заключается в том что это законсервированные витамины. Только питание не через желудок, а через кожу. Остальной смытый гумус до сих пор гниет на дне Черного моря образуя слой сероводорода. В этих лиманах под слоем грязей идет слой песка и гравия, в среднем около полуметра, под ним слой голубой (белой) глины. Эта глина очень мягкая, буквально как сметана, причем обезжиренная. Пробив рукой (лопатой) корку из песка рука буквально утопает в глине. Такое состояние глины говорит о том, что она еще не успела спресоваться, времени не хватило. В общем налицо несколько признаков указывающих на относительно недавнее время потопа.

Давайте посмотрим что еще у нас есть по Крыму.

Прежде всего нужно вспомнить золотой поднос из Эрмитажа подаренный Екатерине второй.

Здесь можно посмотреть в хорошем качестве .

Уникальная вещь. Это вам не бумажные карты которые можно рисовать в угоду любому политическому заказу. Это золото и серебро!  Работа сложная, дорогая и уж точно не из пальца высосанная. Подписаны все реки и города. Современные! И название полуострова именно современное. Что это означает? А то что в 18 веке береговая линия Черного моря была именно таковой. И "Евпатория" под водой. Уровень воды в районе Крыма примерно на 50-70 метров выше современного. Уровень воды в восточной части Черного моря выше современного еще больше, особенно в юго-восточной части. Это указывает на то, что не просто вода единомоментно поднялась, но и поднятия-опускания частей суши имели место быть. Наиболее сильными эти изменения следует отнести к турецкому берегу, там где был залив моря вообще выросли горы. В общем Екатерина умело воспользовалась удобным случаем и пока Оттомания приходила в себя после катастрофы быстренько прибрала к рукам всё северное причерноморье.

Когда образовался данный "пейзаж" и как долго вода в Черном море находилась на данном уровне? Трудно однозначно ответить. Есть ряд фактов указывающих на глобальную катастрофу примерно в 13-14 веке. Эта катастрофа похоронила прошлую ойкумену после которой по всей видимости и появились разного рода "древние скифы" с пергаментами, папирусами и прочими берестяными грамотами. Это те кто выжил. И начался процесс новых государствообразований с разделением языков и формированием современных религий. Однако эта была планетарная катастрофа, первичная катастрофа. В последующем в разных частях шарика шли локальные катастрофы, где-то сильные, где-то не очень. Возможно в затухающей прогрессии как некое следсвие. Возможно вызванные иными причинами. Черноморская катастрофа произошла по всей видимости в 18 веке, если точнее - то в середине 18 века. При том что до катастрофы уровень воды в Черном море был примерно на 100-200 метров ниже современного. Это очень хорошо доказала Елена Гусакова, занимающаяся историей Черного моря. У нее есть серия роликов по данной теме, и я настоятельно рекомендую с ними ознакомиться на её канале на ю-тубе .

На этом с Крымом не заканчиваем, впереди обширный материал по Воронцовскому дворцу.

zodchi1.livejournal.com


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта