Глава I. А. Н. Островский и журнал «Москвитянин». Сотрудничество островского с журналами
урок: "Жизнь и творчество А.Н.Островского"
. А.Н.Островский. Жизнь и творчество. Урок литературы, 10 класс.
Аннотация: презентационное сопровождение урока.
Цели: познакомиться с важнейшими фактами жизни и творчества писателя; определить роль Островского в истории русской литературы.
План:
А.Н.Островский.
Годы учебы.
Работа в суде.
Семейная жизнь.
Сотрудничество с журналами.
Общественная деятельность.
Создание народного театра.
Периодизация творчества.
Заключение.
А.Н.Островский
Александр Николаевич Островский родился 31 марта 1823 года в Москве. Его отец, Николай Федорович, закончил сначала Костромскую духовную семинарию, затем Московскую духовную академию, но от церковной службы отказался и большую часть жизни проработал в судебном ведомстве. Мать, Любовь Ивановна, дочь московской просвирни, умерла, когда Александру было восемь лет. Обстановка в которой жил и воспитывался А.Н.Островский, способствовала его знакомству с бытом и нравами «третьего сословия»: клиенты отца, соседи по Замоскворечью, друзья были в основном купцы и мещане.
(Просвирня – женщина, которая печет просвирни (просфоры), небольшие хлебцы из пшеничной муки, употребляемые в православной церкви при совершении литургии (обедни). Просвирни, обычно вдовы из духовного звания, были при каждой церкви)
Учеба
В 1835 году Александр поступил в Московскую губернскую гимназию. Особый интерес во время учебы он проявлял к литературе: у отца была богатая библиотека. Важным событием в его жизни стало появление в доме мачехи, баронессы Эмилии Андреевны фон Тессин. Она уделяла большое внимание обучению детей музыке, иностранным языкам, светским манерам.
После окончания гимназии в 1840 году А.Н.Островский поступил на юридический факультет Московского университета, однако проучился здесь всего три года: помешало увлечение театром и литературным творчеством.
Служба
В 1843 году А.Н.Островский поступил на службу писцом в Совестный суд, где рассматривались уголовные преступления и гражданские иски по жалобам родителей на детей и детей на родителей. В 1845 году он был переведен в Коммерческий суд. Здесь разбирались в основном дела о торговой несостоятельности и банкротстве. За время службы в суде, длившийся до 1851 года, А.Н.Островский много узнал о темных сторонах личной и деловой жизни купечества и мещанства.
Семейная жизнь
В 1840-е годы А.Н.Островский увлекся простой мещанкой Агафьей Ивановной и в 1849 году ввел ее в дом в дом на правах жены. Несмотря на разницу в воспитании и образовании, Агафья Ивановна внесла в его жизнь порядок и уют. Однако отец А.Н.Островского был против – он разорвал сыном отношения и отказал ему в материальной помощи. К сожалению, все дети, рожденные в этом браке, умерли, а в 1867 году умерла и сама Агафья Ивановна.
Со второй женой, Марьей Васильевной, А.Н.Островский прожил счастливо до самой смерти. У них было пятеро детей: Александр, Сергей, Любовь, Мария и Михаил.
Сотрудничество с журналами
В начале 1850-х годов А.Н.Островский вышел в «молодую редакцию» журнала «Москвитянин». Её члены (поэт и критик А.А.Григорьев, писатель А.Ф.Писемский, исполнитель народных песен Г.И.Филиппов, артист П.М.Садовский и др.) выступили за сохранение самобытности и народности искусства.
В конце 1850-х годов частые поездки из Москвы в Петербург, в связи с постановками в Александринском театре, привели А.Н.Островского в новый литературный круг – салон И.И.Панаева. Здесь он познакомился с Л.Н.Толстым, И.С.Тургеневым, Ф.М.Достоевским и вошел в число авторов журнала «Современник». Долгие годы А.Н.Островский сотрудничал с ним, а после его закрытия в 1866 году стал публиковать свои пьесы в журнале «Отечественные записки» (главным редактором обоих журналов был Н.А.Некрасов).
Общественная деятельность
14 ноября 1865 года А.Н.Островский вместе с композитором Н.Г.Рубинштейном, драматургом и переводчиком К.А.Тарновским и писателем В.Ф.Одоевским открыл в Москве Артистический кружок. Здесь проводились музыкально-литературные вечера, исполнялись пьесы, читались произведения, устраивались костюмированные балы. При кружке образовался любительский оркестр, а затем и любительский хор, была открыта библиотека.
В 1863 году А.Н.Островский опубликовал в газете «Северная пчела» статью «Обстоятельства, препятствующие развитию драматического искусства в России» об излишней строгости цензуры и бесправии авторов. С целью решить эти проблемы под его руководством в 1874 году было создано Общество драматических писателей и оперных композиторов.
Создание народного театра
В 1882 году А.Н.Островский направил в специальную Комиссию «Записку о положении драматического искусства в России в настоящее время», где высказал мнение о необходимости создания в Москве русского народного театра: «У нас есть русская школа живописи, есть русская музыка, позволительно нам желать и русской школы драматического искусства… Национальный театр есть признак совершеннолетия нации».
Ходатайство было удовлетворено, и А.Н.Островский приступил к осуществлению проекта. Однако завершить его не удалось. В 1885 году А.Н.Островского назначили заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища Императорских Московских театров, а 2 июня 1886 года он скончался за работой в своем кабинете в имении Щелыково.
Периодизация творчества
В творчестве А.Н.Островского можно выделить несколько периодов:
творчество (конец 1840-х – начало 1850-х годов)
1847 – 1851 годы – А.Н.Островский ищет свою дорогу в литературе, пишет как прозаические, так и драматические произведения. После выхода комедии «Банкрот» («Свои люди – сочтемся») Н.В.Гоголь признает в нем «решительный талант».
1852 – 1855 годы – А.Н.Островский активно сотрудничает с «молодой редакцией» журнала «Москвитянин». В это время он создает комедии «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется».
Творчество (конец 50-х – начало 1880-х годов)
1856 – 1860 годы – окончательно формируется мировоззрение и складываются творческие принципы А.Н.Островского-драматурга. Высшее достижение – драма «Гроза».
1861 – 1886 годы – происходит расширение тематики и проблематики произведений А.Н.Островского, усложняются художественные приемы. В это время появляются пьесы: историческая хроника «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», сатирическая комедия «Лес», психологическая драма «Бесприданница».
Заключение
В историю русской литературы и, шире, культуры А.Н.Островский вошел как создатель национального общественного театра. Решению этой задачи была посвящена его общественная и литературная деятельность. Главная заслуга А.Н.Островского-драматурга состояла в том, что он срастил русский театр с национальной почвой: в качестве предмета изображения выбрал быт тех слоев, которые сохранили исконно русский культурный уклад (купечество, мещанство), включил в текст своих пьес богатый фольклорный материал, создал уникальные по своей форме жанровые разновидности драмы.
Еще при жизни А.Н.Островский был признан классиком национальной драматургии: «Вы одни достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь, - писал ему в дни празднования 35-летия литературной деятельности И.А.Гончаров. – Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр. Он по справедливости должен называться «Театр Островского».
multiurok.ru
Вопрос 5:
«Александр Николаевич Островский - основатель русского национального театра. Взгляды Островского на театр и современную драматургию.»
«Моя задача – служить русскому
драматическому искусству. Я – все: и академия, и меценат, и защита».
Островский А. Н.
Краткая биография:
Александр Николаевич Островский- (31 марта (12 апреля) 1823 — 2 (14) июня 1886) — русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра. Член-корреспондент Петербургской Академии наук .Родился в Москве на Малой Ордынке. Семья жила в достатке, уделялось большое внимание учёбе детей, получавших домашнее образование. Детство и часть юности прошли в центре Замоскворечья.
Благодаря большой библиотеке отца Островский рано познакомился с русской литературой и почувствовал склонность к писательству, но отец хотел сделать из него юриста.
Окончив в 1840 году гимназический курс в 1-й Московской гимназии (поступил в 1835), Островский поступает на юридический факультет Московского университета, но окончить курс ему не удалось, потому что он поссорился с одним из преподавателей (учился до 1843).
Служба:
1843 год – служба в Московском совестном суде.
1845 год – перешёл на службу в Коммерческий суд.
Сотрудничество с журналами:
В начале 1850-х гг – сотрудник журнала «Москвитянин»
В конце 1850-х гг – один из авторов журнала «Современник»
В 1866 г – публикует свои пьесы в журнале «Отечественные записки»
Скончался А. Н. Островский 2 июня 1886 года, похоронен на церковном кладбище у Храма во имя Святителя Николая Чудотворца в селе Николо-Бережки Костромской области. Рядом с ним похоронена его супруга, актриса Малого театра М. В. Островская и его дочь. После смерти писателя Московская дума устроила в Москве читальню имени А. Н. Островского.
Александру Николаевичу Островскому обязан своим рождением русский национальный театр. Со своим неповторимым лицом, колоритом, жанровыми предпочтениями. И самое главное – со своим репертуаром. То есть с обширным набором пьес, которые можно ставить в течение сезона, постоянно разыгрывать на сцене, меняя афишу в зависимости от настроений публики. Островский сознательно стремился насытить российский театральный репертуар множеством «долгоиграющих» образцовых сочинений. И потому вся жизнь его превратилась в неустанный, без отдыха и пауз, литературный труд. Зато и результат превзошёл все ожидания. До Островского гениальные творения Фонвизина, Крылова, Гоголя сияли как яркие, но редкие звёзды на ровном театральном небосклоне. Основу репертуара русских театров XIX века составляли переводные пьесы и водевили-однодневки. Островский же сумел совершить в области драматургии такой же прорыв, какой Пушкин, Гоголь, Лермонтов совершили в области поэзии и прозы. Не случайно между понятиями «театр Островского» и «русский театр» стоит знак равенства.
Литературное творчество Островского существовало для театра, жило в нем. Такое отличительное качество драматурга связано с тем, что он как бы концентрирует в своей художественной системе многое из того живого и насущного, что происходило в мире. Художественный мир Островского органично входил в новую русскую литературу, при этом сочетая в себе вне- и долитературные пласты культуры, допетровские и допушкинские пласты сознания.
Примеры:
Литературную известность Островскому принесла комедия «Свои люди — сочтемся!»(первоначальное название — «Банкрот»), опубликованная в 1850 году. Пьеса вызвала одобрительные отклики H.В. Гоголя, И.А.Гончарова.
К постановке на сцене комедия была запрещена, Влиятельное московское купечество, обиженное за все свое сословие, пожаловалось «начальству»; а автор был уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению Николая I (надзор был снят только после воцарения Александра II). На сцену пьеса была допущена только в 1861 году.
Многие пьесы А.Н.Островского экранизированы. Это и «Гроза»,и«Свои люди - сочтёмся»,и«Бесприданница».
Пьеса-сказка «Снегурочка»: Самое поэтичное произведение русской драматургии, основанное на русских народных сказках. Пьеса вдохновила двух композиторов: Петра Ильича Чайковского и Николая Андреевича Римского-Корсакова — на создание чудесной музыки.
Островский очень любил актеров, высоко ценил их душевное благородство и возвышенный образ мыслей. Главные герои пьесы «Лес»— актеры Несчастливцев и Счастливцев, трагик и комик. Они лицедеи, «комедианты». Но именно им, а точнее, Геннадию Несчастливцеву, свойственны высокие душевные порывы, сострадание, чувство справедливости.
Взгляды на театр:
Сам Островский всегда сознавал себя именно театральным деятелем, отчетливо понимая свою роль создателя национального театра. Читая деловую и личную переписку драматурга, его дневники и «записки», с которыми он обращался в различные официальные инстанции, стремясь повлиять на постановку театрального дела в России, постоянно встречаешь подтверждения этому. Неустанное практическое участие в строительстве русского театра диктовало драматургические формы Островскому-писателю: он не просто сочинял пьесы, а создавал национальный репертуар. Такой репертуар не может состоять из одних трагедий, или драм, или комедий, а должен быть разнообразен. Художественные принципы драматургии Островского во многом определяются ее адресатом. Сам автор читал, что наибольшее воспитательное значения для зрителей, которых не коснулось просвещение, имеет бытовая и историческая драматургия. Создавая бытовой репертуар, он стремился к тому, чтобы зрители увидели себя со стороны, узнали на сцене себя и свои слабости и пороки, свои смешные стороны. Вместе с тем пьесы построены так, чтобы зритель поверил в возможность исправиться, измениться. Островский не отказывается от мысли о высоком общественном назначении литературы – чисто просветительского намерения с помощью искусства «исправлять народ». Он считает, что средством такого исправления должно быть не сатирическое обличение, а «соединение высокого с комическим», как некое противопоставление чистой сатире. Вообще, характерной чертой поэтики Островского является поиск чисто житейских мотивов в поведении и судьбах своих персонажей. Его интересует преломление идей и теорий в сознании и повседневном быту обыкновенных людей. Целью Островского остается «исправление нравов». Для этого, как думает драматург, следует показать в народе не только дурное, но и хорошее.
Из письма И.А.Гончарова:
«Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать — у нас есть свой русский национальный театр. Он по справедливости должен называться “Театром Островского”.
Вывод:
А.Н.Островский остался в истории русской литературы не просто «Колумбом Замоскворечья», как назвала его литературная критика, но создателем русского демократического театра, к театральной практике применившим достижения русской психологической прозы 19 в. Островский являет собой редчайший пример сценического долголетия, его пьесы не сходят со сцены — это примета истинно народного писателя.
6. Особенности театральной культуры в пьесе Островского «Таланты и поклонники». Дворянство, купечество и артистический мир провинциального города. Судьба таланта и проблема нравственного выбора.
Театр в изображении Островского живет по законам того мира, который знаком читателю и зрителю по другим его пьесам. То, как складываются судьбы артистов, определено нравами, отношениями, обстоятельствами "общей" жизни. Умение Островского воссоздавать точную, живую картину времени в полной мере проявляется и в пьесах об актерах. Это провинциальный город, современный Островскому.
В этом произведении Островский решает задачу создания психологической драмы в другом плане. Говоря о психологической драме применительно к пьесе «Таланты и поклонники», жанр которой сам драматург обозначил как комедию, мы ни в коем случае не хотим оспорить авторскую волю. Наоборот, следует настаивать на принципиальной важности и для Островского, и для понимания смысла пьесы в целом обозначить жанр именно так. Это жанровое обозначение является крайне значимым для понимания той специфической вариации психологического театра, которую Островский создал в рамках своей цельной драматургической системы.
Общая атмосфера невежества глупости, наглого самоуправства одних и беззащитности других распространяется в пьесах Островского и на жизнь театра, и судьбу актера. Теперь торжество буржуазии, теперь искусство на вес золота ценится, в полном смысле слова наступает золотой век. Таков покровитель искусств в губернском городе Бряхимове – князь Дулебов из пьесы “Таланты и поклонники”: "Это человек в высшей степени почтенный. человек с большим вкусом, умеющий хорошо пожить, человек, любящий искусство и тонко его понимающий, покровитель всех художников, артистов, а преимущественно артисток". Именно этот меценат организует травлю молодой талантливой актрисы Саши Негиной, которую "пожелал осчастливить своей благосклонностью, а она на это обиделась". "Да какая тут обида? В чем обида? Дело самое обыкновенное. Вы не знаете ни жизни, ни порядочного общества. – учит Дулебов Негину. – Честности одной мало: надо быть поумнее и поосторожнее, чтобы потом не плакать".
В комедиях, написанных в последний период своей творческой деятельности, О. посвящает дворянству особенно много внимания, что несомненно стоит в прямой связи с исключительно широко развернувшимся в 70—80-х гг. процессом распада дворянского благосостояния. На этот раз он имеет дело преимущественно со старшим поколением этого класса — со светскими людьми, беззаботно прожигающими жизнь вроде сладострастных старичков типа Дулебова ("Таланты и поклонники"). Островский не видит этих лучших людей, он не составляет себе никаких иллюзий насчет добродетелей, характеризующих этот класс. Дворяне О. или смешны или отвратительны — так случилось потому, что О. изображал этот класс с враждебных ему политических позиций.
Знаменателен тот факт, что когда О. сатирически изображает дворянина, он почти всегда противопоставляет ему купца, сильно идеализируя последнего.
Торгово-буржуазная среда оказалась в своих хозяйственных основах такой же гнилой, как и вся дореформенная система в целом. Необходимость повышения культурного уровня остро осознается наиболее проницательными идеологами купечества, понимающими, что при новых капиталистических отношениях уже невозможна коммерция на варварской и примитивной основе обмана и плутовства. Отражая в своем творчестве воззрения этих слоев, О. боролся за культурную перестройку своего класса. Сочувственно приемля лучшие стороны купеческого патриархального быта, он в то же время решительно ополчался против тех его сторон, которые стояли на пути роста и совершенствования купечества, которые грозили подорвать его материальный уровень и дискредитировать его в обществе. Было бы однако ошибкой ограничивать эти процессы внутриклассовыми рамками. Рост промышленного капитала, подтачивавшего изнутри феодально-крепостнический строй, не мог не отразиться на судьбах русского купечества, которое именно в эту эпоху начало отходить от прежней благонамеренной по отношению к крепостничеству позиции. Именно в 50-х гг. передовые группы русского купечества начали выделять многочисленных идеологов, выступающих за развитие в стране промышленно-капиталистических отношений. Эти процессы имели свою экономическую подоснову: они были обусловлены обращением русского купечества к новым путям обогащения, новыми формами предпринимательства — торговый капитал все чаще в эту эпоху служил промышленным целям то в прямой, то в косвенной формах (переход от коммерции к организации производства, перекачка капитала и т. д.). Этот процесс с наибольшей силой отражен в послереформенных комедиях Островского.
особенно широко развертываются эти мелкобуржуазные образы в послереформенный период творчества Островского, когда у него особенно ширится внимание к бедным, но независимым людям. Таков например бедный студент Мелузов в "Талантах и поклонниках", с горькой иронией осуждающий себя за то, что он "вторгся в чужое владение, в область беспечального пребывания, беззаботного времяпровождения, в сферу красивых веселых женщин, в сферу шампанского, букетов, дорогих подарков... Бедняк, на трудовые деньги выучился трудиться: ну и трудись. А он вздумал любить. Нет, этой роскоши нам не полагается!" Образ Мелузова чрезвычайно показателен для характеристики симпатий позднего О. Это не революционный образ крестьянского демократа, а постепеновец, борющийся за перевоспитание людей, вступающий с этим миром "в постоянный поединок", в "непрерывную борьбу", верящий в "возможность улучшать людей". В эту пору О. не случайно начинает привлекать к себе мир провинциального актерства. Дело здесь не только в том, что О. связан был с этой средой своей профессиональной работой, — эта связь существовала у него уже в 50-х гг., — а в том, что в этих людях он почувствовал демократический пафос, к-рого не было в иной среде.
Как могла возникнуть у Островского — идеолога купечества — эта глубокая симпатия к мелким, но гордым людям, задавленным, но не уничтоженным средой? Это могло случиться только потому, что Островский принадлежал к той группе мелкобуржуазной интеллигенции, которая обслуживала русское купечество, которая вела его за собой, находясь в его авангарде. Отсюда в его творчестве сочувствие к идее честного и независимого труда, мало-по-малу выводящего в люди и всегда в конце концов награждаемого; отсюда у него внимание к маленьким людям, задавленным деспотизмом и произволом. Отражая идеологию этой мелкобуржуазной группы, О. вместе с ней прошел довольно сложный путь. До реформ О. поддерживал крепкий еще тогда патриархально-купеческий уклад, критикуя отдельные уродливые его пережитки. — Ставка на внутреннее обновление этого уклада отражала ориентацию на него известных групп мелкого мещанства, которые уже в ту пору находились не на революционных, а на либеральных позициях. Реформы 60-х гг., подведшие итог существованию торгового капитала в его прежних патриархальных формах, произвели существенные изменения и в сознании О. и его группы. Иллюзия крепости этого уклада была разрушена, а, с другой стороны, мелкая буржуазия оказалась под угрозой эксплоатации ее растущим промышленным капиталом. Теряющий прежние опорные связи, О. перед лицом этой новой угрозы становится несравненно более настороженным к моментам социального неравенства.
Проблема театра становится в пьесе своего рода сквозным мотивом, темой для обсуждения, само действие переносится в театральную среду и атмосферу. Как всегда, Островский точными штрихами создает специфическую сценическую обстановку: за сценой играются пьесы, звучат аплодисменты, на сцене появляются цветы и поклонники. И претенденты на руку молодой актрисы, представляющие снова вариации на традиционные для театра Островского амплуа, наделяются новым объединяющим их в цельную группу штрихом: легкомысленный псевдоаристократ Дулебов, пылкий разночинец — борец за правду, богатый делец, старый чудак, преданный бескорыстно девушке, оказываются представителями разных точек зрения на театр, ведущими очную и заочную о нём дискуссию.
Островский впервые для себя разводит внешнее и внутреннее. Внешнюю сторону действия представляет конфликт, соперничество Мелузова и Великатова, соперничество дурного и доброго начал, внутреннее движение души главной героини основывается на страсти к театру.
Внешнее действие пьесы строится на заговоре дурного провинциального общества против молодой актрисы, осмелившейся бросить ему вызов и отказаться от «покровительства» и жизни содержанки. Когда же выясняется, что под давлением «отцов города» администрация отказалась от возобновления ангажемента Негиной (и к тому же сделано это было в крайне неудобный момент, когда актриса, уверенная в возобновлении контракта, отклонила ряд предложений и не может устроиться в другую труппу), а также стало известно, что общество собирается устроить провал её бенефиса, — на авансцену выходят главные претенденты на её сердце. Эта ситуация внешне типична для борьбы за невесту, честь, карьера и материальное благосостояние которой поставлены под угрозу. Выигрыш в таком поединке (при том не обязательно материальный, но прежде всего моральный) и даёт право на обладание невестой одному из соперников.
«Таланты и поклонники» — комедия, хотя, на наш современный взгляд, в финале этой пьесы и звучат необычайно щемящие ноты. Да, жизнь складывается не так, как хотелось бы, и молодой актрисе нельзя осуществить своё призвание, не пожертвовав нравственными принципами, но жизнь продолжается и надежда остаётся.
Таким образом, и в этой пьесе, подходя, казалось бы, к чеховским принципам психологизма, Островский остается самим собой. Последняя сцена всё-таки говорит о бесконечной возможности взаимопонимания, способности человека к общению и умению жить и быть погружённым в смысл, несмотря ни на что. «Таланты и поклонники» несут в себе традиционные, типичные для Островского представления о мире, он не стремится показать трагедию одиночества человеческого существования.
studfiles.net
Биография Александра Островского - РИА Новости, 12.04.2013
12 апреля исполняется 190 лет со дня рождения русского драматурга и театрального деятеля Александра Николаевича Островского.
Александр Николаевич Островский родился 12 апреля (31 марта по старому стилю) 1823 года в Москве.
В детстве Александр получил хорошее домашнее образование – изучал древнегреческий, латинский, французский, немецкий, впоследствии – английский, итальянский, испанский языки.
В 1835-1840 годах Александр Островский учился в Первой Московской гимназии.
В 1840 году поступил в Московский университет на юридический факультет, но в 1843 году из-за столкновения с одним из профессоров оставил учебу.
В 1943-1945 годах служил в Московском совестном суде (губернский суд, рассматривавший гражданские дела в порядке примирительной процедуры и некоторые уголовные).

Сцена из спектакля "На всякого мудреца довольно простоты"
1845-1851 – работал в канцелярии Московского коммерческого суда, уйдя в отставку в чине губернского секретаря.
В 1847 году Островский опубликовал в газете "Московский городской листок" первый набросок будущей комедии "Свои люди – сочтемся" под названием "Несостоятельный должник", затем комедию "Картина семейного счастья" (впоследствии "Семейная картина") и очерк в прозе "Записки замоскворецкого жителя".
Признание Островскому принесла комедия "Свои люди – сочтемся" (первоначальное название "Банкрот"), которая была окончена в конце 1849 года. До публикации пьеса получила одобрительные отзывы писателей Hиколая Гоголя, Ивана Гончарова, историка Тимофея Грановского. Комедия была напечатана в 1950 году в журнале "Москвитянин". Цензура, усмотревшая в произведении оскорбление купеческого сословия, не разрешила ее постановку на сцене – впервые пьеса была поставлена в 1861 году.
С 1847 года Островский сотрудничал как редактор и критик с журналом "Москвитянин", публикуя в нем свои пьесы: "Утро молодого человека", "Неожиданный случай" (1850), комедии "Бедная невеста" (1851), "Не в свои сани не садись" (1852), "Бедность не порок" (1853), "Не так живи, как хочется" (1854).
По прекращении издания "Москвитянина", Островский в 1856 году перешел в "Русский Вестник", где во второй книжке за этот год была напечатана его комедия "В чужом пиру похмелье". Но в этом журнале он работал недолго.
С 1856 года Островский – постоянный сотрудник журнала "Современник". В 1857 году им были написаны пьесы "Доходное место" и "Праздничный сон до обеда", в 1858 году – "Не сошлись характерами", в 1859 году – "Воспитанница" и "Гроза".
В 1860-е годы Александр Островский обратился к исторической драме, считая подобные пьесы необходимыми в репертуаре театра. Он создал цикл исторических пьес: "Козьма Захарьич Минин-Сухорук" (1861), "Воевода" (1864), "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский" (1866), "Тушино" (1866), психологическую драму "Василиса Мелентьева"(1868).
Завершили цикл пьесы 1873 года: "Комик XVII столетия", и драматическая сказка в стихах "Снегурочка" – псевдоисторическая утопия русской жизни.
Драматургом написаны бытовые комедии и драмы "Тяжелые дни"(1863), "Шутники" (1864), "Пучина", (1865).

Показ спектакля "Бешеные деньги" в Театре имени А. Пушкина
После закрытия журнала "Современник" в 1866 году почти все свои пьесы Островский публиковал в журнале "Отечественные записки". Им были написаны пьесы "Бешеные деньги" (1870), "Лес" (1871), "Волки и овцы" (1875) и другие.
В произведениях 1870-1880-х годов одной из центральных тем драматурга стала участь талантливой и несправедливо обойденной судьбой русской женщины, отраженная в пьесах "Богатые невесты" (1876), "Бесприданница" (1878), "Таланты и поклонники" (1882), "Без вины виноватые" (1884).
Всего драматург написал 47 пьес, а также свыше 20 переводных пьес Карло Гольдони, Никколо Маккиавели, Мигеля Сервантеса, Публия Теренция и других зарубежных авторов. Ряд произведений были созданы совместно с другими драматургами – Степаном Гедеоновым, Николаем Соловьевым, Петром Невежиным.
Им были созданы Артистический кружок (1865) и Общество русских драматических писателей и оперных композиторов (1874), где драматург был председателем. Работая с 1881 года при дирекции Императорских театров в комиссии по изменению законодательства по театральному делу, он добился улучшения положения артистов и совершенствования театрального образования. С 1885 года Островский заведовал репертуарной частью московских театров и был начальником театрального училища.
14 (2 по старому стилю) июня 1886 года в имении Щелыково Костромской области Александр Островский скончался за письменным столом от приступа стенокардии.

Сцена из спектакля «Правда – хорошо, а счастье лучше» Национального академического драматического театра им. М.Горького (Минск)
Он был награжден Уваровской премией за пьесу "Грех да беда на кого не живет" (1863). Являлся членом-корреспондентом Петербургской академии наук (1863).
Драматург был женат гражданским браком на Агафье Ивановне. Второй женой Александра Островского была актриса Малого театра Мария Бахметьева. У писателя было шестеро детей: дочери Мария и Любовь, сыновья – Александр, Михаил, Сергей и Николай.
27 мая 1929 года в Москве перед зданием Малого театра был открыт памятник Островскому работы скульптора Николая Андреева.
В имении драматурга Щелыкове Костромской области открыт мемориальный и природный музей-заповедник Александра Островского.
Раз в пять лет с 1973 года проводится театральный фестиваль "Дни Островского в Костроме" с показом лучших спектаклей России по произведениям драматурга.
С 1993 года ежегодно в Москве в Государственном академическом малом театре проходит театральный фестиваль "Островский в Доме Островского".
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
ria.ru
ПУТЬ А.Н. ОСТРОВСКОГО К СОТРУДНИЧЕСТВУ С ЖУРНАЛОМ «СОВРЕМЕННИК» А.А. Хапалов
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! к 133-летию со дня рождения АА Блока О, я хочу безумно жить: Всё сущее увековечить, Безличное вочеловечить, Несбывшееся воплотить! А Блок А Блок творчество его принадлежит
Школьная программа по литературе
Нарвский Языковой Лицей Школьная программа по литературе 2 курс Нарва 2015 II курс «Литература второй половины XIX века: реализм» Цели обучения Обучение европейской и русской литературе реализма направлено
Пояснительная записка.
Пояснительная записка. Рабочая программа по литературе 10 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта (полного) общего образования на базовом уровне и Программы по русскому
ÈÑÒÎÐÈß ÐÓÑÑÊÎÉ ËÈÒÅÐÀÒÓÐÛ õ ãîäîâ
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Â. À. Íåäçâåöêèé, Å. Þ. Ïîëòàâåö ÈÑÒÎÐÈß ÐÓÑÑÊÎÉ ËÈÒÅÐÀÒÓÐÛ 1840 1860-õ ãîäîâ УЧЕБНИК ДЛЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО БАКАЛАВРИАТА 2-е издание, исправленное и дополненное
Список литературы
Список литературы I 1. Островский А.Н. Полн. собр. соч. в 16 томах. М., 1949-1953. 2. Григорьев Апполон. Сочинения в двух томах. Т.2. Статьи. Письма. М.,1990. 3. Добролюбов Н.А. ПСС. Т.5. М.-Л., 1962.
Великий художник слова патриот России
ИНСТИТУТ ФИЛИАЛ Великий художник слова патриот России к 195-летию со дня рождения И С Тургенева «Тургенев это музыка, это хорошее слово русской литературы, это очарованное имя, которое что-то нежное и
(к 95-летию со дня рождения)
(к 95-летию со дня рождения) Очень нелегко ответить на вопрос: кем был Юрий Михайлович Лотман? Филологом, историком, искусствоведом, культурологом, семиотиком, философом?.. Его творческое наследие чрезвычайно
Литература критического реализма
Литература критического реализма Расцвет реализма в русской литературе второй половины 19 века. Тезисы Русская литература тесно связана с социально политической жизнью страны. Творчество писателей носит
Леонид Николаевич Андреев
Леонид Николаевич Андреев Писатель, репортер, прозаик, драматург, публицист... Vypracovala: Simona Hrabalová, 350688 Жизнь - 21.08.1871-12.09.1919 Леонид родился в городе Орле в семье чиновника. Когда
По чеховским местам Донского края
ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ БИБЛИОТЕКА По чеховским местам Донского края «После Москвы я более всего люблю Таганрог» Краткая биография А.П.Чехова Наш земляк, уроженец города Таганрога, АНТОН ПАВЛОВИЧ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная учебная программа по литературе конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность
ССКАЯ. r -vs ЖУРНАЛИСТИКА XVIII -XIXBB.
ССКАЯ r -vs ЖУРНАЛИСТИКА XVIII -XIXBB. ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А. А. ЖДАНОВА РУССКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА XVIII XIX вв. (ИЗ ИСТОРИИ ЖАНРОВ) ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
1. Пояснительная записка
Рабочая программа «Литература Смоленщины» 9 класс Содержание Раздел программы стр. 1 Пояснительная записка... 1 2 Планируемые результаты освоения учебного предмета.. 2 3 Содержание учебного предмета.....
Пояснительная записка
Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Журналистика для всех» разработана для учащихся 10-го класса (общеобразовательного). Программа рассчитана на 68 часов в год,
Раздел 1. Планируемые результаты
Раздел 1. Планируемые результаты Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
Литература. 9 класс.
2 Литература. 9 класс. Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного уровня учащихся. Литература Древней Руси. Её самобытный характер, богатство и разнообразие
docplayer.ru
Глава I. А. Н. Островский и журнал «Москвитянин»
ОглавлениеВведение …............................................................................................................. 3
Глава I. А. Н. Островский и журнал «Москвитянин» ........................................ 5
1.1. Комедия Островского «Свои люди — сочтёмся» как произведение гоголевской школы.............................................................................................. 5
1.2. Эстетическая программа «молодой редакции» и её влияние на Островского….................................................................................................. 7
1.3. Анализ комедии «Бедная невеста» …………………………...…… 12
Глава II. Анализ статьи И. С. Тургенева «Несколько слов о новой комедии г. Островского «Бедная невеста» …………………………………...…………. 18
2.1. Художественно-эстетические взгляды Тургенева 1840-х – 1850-х годов …………………………………………………………………………... 18
2.2. Предпосылки создания статьи «Несколько слов о комедии Островского «Бедная невеста» …....................................................................... 19
2.3. Полемичность рецензии Тургенева…............................................... 21
Заключение …....................................................................................................... 27
Список литературы ….......................................................................................... 28
ВведениеТема полемики в русской журнальной критике по поводу комедии А. Н. Островского «Бедная невеста» неоднократно привлекала внимание литературоведов. В той или иной степени в своих работах этого вопроса касались такие исследователи, как В. Я. Лакшин, А. И. Ревякин, Г. И. Владыкин, Л. М. Лотман. Указанные авторы неоднократно указывали на неоднозначность оценок, вызванную прежде всего принадлежностью к разным станам русской критики. Литераторы, близкие к некрасовскому «Современнику», мыслили целостность художественных произведений скорее как великие заветы Пушкина и Белинского, как недосягаемый в современной теории идеал, с которым можно лишь печально сравнивать текущую продукцию литературы, искусства, журналистики.
Славянофилы, а за ними вожди «молодой редакции» «Москвитянина» (прежде всего А. А. Григорьев) акцентировали национальные начала, вынужденно — для цельности концепции — идеализированные, почти полностью отграниченные от тяжёлых социально-исторических воздействий. [6, 19].
Среди всех деятелей этой поры заметно выделяется Тургенев. Это отмечено в работах исследователей Л. Н. Назаровой, Б. Ф. Егорова. Он именно в те годы начал создавать свою концепцию взаимосвязи человека и природы, концепцию в будущем сложную и трагическую. Тургенев на протяжении всех сороковых годов серьёзно думал о сущности русского национального характера, а в период «мрачного семилетия» неоднократно высказывался на эту тему в своих статьях. Анализу одной из его статей этого периода – «Несколько слов о новой комедии г. Островского» – посвящена наша работа.
Цель работы: объяснить, почему пьеса «Бедная невеста» вызвала бурные споры, и выяснить, какое место в этой полемике занимает статья И. С. Тургенева.
Задачи работы: 1) познакомиться с литературоведческой литературой по этой теме,
2) выяснить, как сотрудничество в «молодой редакции» журнала «Москвитянин» повлияло на творчество А. Н. Островского начала 1850-х годов,
3) рассмотреть статью И. С. Тургенева «Несколько слов о новой комедии г. Островского» на предмет полемичности с другими критиками пьесы.
Курсовая работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и Списка литературы. Введение содержит краткую характеристику темы, описание целей, задач и структуры работы. В первой главе рассматривается период сотрудничества А. Н. Островского в журнале «Москвитянин», анализируются две первые пьесы автора – «Свои люди – сочтёмся!» (1850) и «Бедная невеста» (1852). Вторая глава посвящена анализу рецензии И. С. Тургенева на пьесу «Бедная невеста» с учётом его художественно-эстетических взглядов и условий создания статьи. В Заключении делается вывод о значении статьи И. С. Тургенева в дальнейшей полемике вокруг пьесы. Список литературы состоит из источников, посвящённых жизни и творчеству А. Н. Островского, а также из работ, раскрывающих взгляды И. С. Тургенева-критика.
^ Дебютная пьеса А.Н.Островского «Банкрот» была напечатана в мартовском номере журнала «Москвитянин» под названием «Свои люди — сочтёмся!» в 1850 году. Это было, во-первых, заявлением о себе, а во-вторых, положило начало сотрудничества драматурга с названным журналом. Оба этих события были важны в творческой судьбе А.Н.Островского.^ Интерес Островского к эстетике драмы и его своеобразный и глубокий взгляд на драматизм русской жизни дали плоды в первой его крупной комедии «Свои люди — сочтёмся!», определили проблематику и стилистический строй этого произведения.
В основу сюжета положен довольно распространённый в купеческой среде тех лет случай ложного банкротства с целью обмана кредиторов. Главный герой комедии — богатый московский купец Самсон Силыч Большов, желавший «надуть» заимодавцев, но сам пострадавший от обмана собственного приказчика Лазаря Елизарыча Подхалюзина, на которого он переписал весь свой капитал и за которого отдал свою дочь Олимпиаду Самсоновну. Оказавшись в долговой тюрьме, Большов убеждается, что стал жертвой куда большего мошенника, чем он сам. Зять и дочь не хотят выкупить отца из тюрьмы, так как жалеют денег для кредиторов. В комедии выведен ряд характеров, совершенно незнакомых русской литературе до Островского. Помимо самого Большова, его жены, Аграфены Кондратьевны, дочери, приказчика Подхалюзина, это и весьма колоритные образы московской свахи Устиньи Наумовны, спившегося чиновника
Рисположенского, составляющего для купцов за мизерную плату различные официальные документы. Сюжет комедии представляет собой бесконечную цепь обманов, и на первых порах никто из персонажей не вызывает сочувствия, как и в гоголевском «Ревизоре». Но в финале комедии Островский неожиданно придаёт образам Самсона Силыча и его жены драматические нотки, пробуждая зрительское сострадание к чувствам родителей, обманутых собственными детьми, оказавшимися настолько безжалостными, что готовы оставить родного отца в тюрьме. Если старшему поколению купцов, представленному образами Большова и Аграфены Кондратьевны, ещё свойственны какие-то призрачные представления о нравственности, распространяющиеся хотя бы на своих близких, то для детей уже ничто не свято, даже родственные отношения.
Таким образом, в пьесе «Свои люди — сочтёмся!» драматург подверг резкой критике самые устои жизни русского купечества.
Л. М. Лотман отмечает, что первая комедия Островского сыграла особую роль и в творческой судьбе автора, и в истории русской драматургии. Подвергнутая строгому цензурному запрету после её опубликования в журнале «Москвитянин» (1850), она в течение многих лет не ставилась. Но именно эта комедия открыла новую эпоху в понимании «законов сцены», возвестила возникновение нового явления русской культуры — театра Островского. Объективно в ней была заложена идея нового принципа сценического действия, поведения актера, новая форма воссоздания правды жизни на сцене и театральной зрелищности. Островский обращался прежде всего к массовому зрителю, «свежей публике», «для которой требуется сильный драматизм, крупный комизм, вызывающий откровенный, громкий смех, горячие, искренние чувства, живые и сильные характеры» [12, 64].
Островский первый увидел в своеобразной, отличной от быта дворянства жизни купечества выражение исторически сложившихся
особенностей развития русского общества в целом. В этом состояла одна из новаций комедии «Свои люди — сочтёмся!». Вопросы, которые в ней ставились, были очень серьёзны и касались всего общества.
Комедия «Свои люди — сочтёмся!» была воспринята как большое событие в искусстве, совершенно новое явление. На этом сходились современники, стоящие на самых разных позициях: князь В. Ф. Одоевский и Н. П. Огарёв, графиня Е. П. Ростопчина и И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой и А. Ф. Писемский, А. А. Григорьев и И. А. Добролюбов. Большинство критиков усматривали в пьесе связь с гоголевским направлением, которая вообще является показательной для произведений Островского конца 1840-х — начала 1850-х годов.^ Ещё до публикации пьесы «Свои люди — сочтёмся!» Островского заметил редактор «Москвитянина» М. П. Погодин. Случилось это во время авторского прочтения комедии в доме последнего. Погодин, видимо, увидел в Островском человека, который может спасти всё более хиреющий и умирающий журнал. Он напечатал «Банкрута» в «Москвитянине» и договорился в марте 1850 года с Островским, что тот станет помогать в редактировании журнала. Драматург привел с собой друзей — Филиппова и Эдельсона, потом к ним присоединились критик и фельетонист Б. Н. Алмазов и с некоторым запозданием (в конце 1850) А. А. Григорьев. Так сформировалась «молодая редакция» журнала.
Как отмечает А. И. Ревякин, часто в статьях исследователей можно встретить «расширенный состав» «молодой редакции». Обычно в него включают Е. Э. Дриянского, А. Ф. Писемского, И. Ф. Горбунова, П. М. Садовского, Н. А. Рамазанова, А. А. Потехина, П. И. Мельникова-Печерского, Л. А. Мея, И. Т. Кокорева. Однако это не совсем верно. Все названные люди, скорее, являются людьми, окружавшими Островского в тот период, его литературными друзьями. А между тем состав «молодой редакции» был весьма узким. В неё входили, как было сказано выше, А. А. Григорьев, А. Н. Островский, Т. И. Филиппов, Е. Н. Эдельсон и Б. Н. Алмазов [16, 54].
Новым сотрудникам достались отделы критики, библиографии, научные статьи по эстетике и литературоведению, художественные переводы зарубежных писателей, важный отдел «Смесь» с обзорами, заметками, фельетонами. Также они частично влияли на формирование и центрального отдела — беллетристики.
Усердием новых сотрудников журнал стал приобретать более серьёзный литературный характер: появлялись повести Писемского, Григоровича, И. Кокорева, новые сочинения Островского. Обозрения петербургских журналов придали «Москвитянину» современный интерес, возродилась полемика.
Следует отметить, что «Москвитянин» имел явно славянофильскую направленность. Издатель старался вести его в консервативно-благонамеренном духе. Сам себя Погодин называл «консерватором с прогрессом». Как консерватор он держался официальной народности. В своих объявлениях об издании «Москвитянина» он в программу журнала включал и «осуждение безусловного поклонения Западу, при должном уважении к его историческому значению»[10, 52].
Идеи кружка выражались поначалу с умеренным благоразумием, без резких «русофильских» крайностей, да, пожалуй, они и стали созревать, формулироваться более определённо, лишь когда появилась возможность их изложить. Но новизной была уже симпатия к народной теме («демократизм») и требование искренности в литературе («непосредственность»). Для идеологии «молодых» были характерны любовь к городским низам и крестьянству, а также интерес к фольклору, в том числе в его городском бытовании, к народной жизни, к национальным традициям, культ пьес А. Н. Островского. Всё это выразилось во враждебности к «европеизму» и культу социально-политических проблем и интересов.
Общение с Погодиным и его друзьями-славянофилами не прошло бесследно для Островского и других молодых сотрудников «Москвитянина», оказало воздействие на их исторические и нравственные воззрения, на само творчество.
Первые месяцы функционирования «молодой редакции», то есть почти весь 1850 год, во главе её стоял Островский. По замечанию Б. Ф. Егорова, он больше выступал как символ, как объединяющая друзей фигура, чем как реально редактор, как руководитель отделов или как творческая личность[5, 59]. Однако за это время он поместил в «Москвитянине» две-три критических статьи (достоверно известны две — о повестях Е. Тур «Ошибка» и А.Ф. Писемского «Тюфяк»). В этих статьях Островский выражал типичные для «молодой редакции» антизападнические идеи: в иностранных литературах, дескать, на первый план выдвигается личность, эгоизм личности, да и в отечественной литературе «натуральная школа» обращает внимание главным образом на личные начала, в том числе и на личные отношения авторов к изображаемому, с выделением личных «привычек и капризов» авторов. Всему этому противопоставляются иные принципы: «Отличительная черта русского народа отвращение от всего резко определившегося, от всего социального, личного, эгоистически отторгшегося от общечеловеческого, кладет и на художество особенный характер: назовём его характером обличительным. Чем произведение изящнее, чем оно народнее, тем больше в нем этого обличительного элемента». «Общечеловеческое» здесь выступает явным символом общехристианских нравственных идеалов, а лично-эгоистическое должно судиться и обличаться в свете высоких общечеловеческих идеалов. Островский из деликатности молчит относительно своего творчества, но он явно «Банкрута» относил к таким произведениям, где корысть, эгоизм обличаются от имени «общечеловеческой» этики [5, 60].
Однако характеру Островского, как бы ни пользовались успехом его серьёзные и оригинальные рецензии, была чужда деятельность литературного критика, тем более ему оказалась чужда роль руководителя и редактора — он всё-таки был по натуре свободный художник, его больше интересовало собственное художественное творчество. И как только в «молодую редакцию» вошёл А. А. Григорьев, Островский стал отходить от руководства и передоверять свои функции Григорьеву.
Таким образом, фактически став во главе «молодой редакции», Григорьев больше всего занимался отделами критики, библиографии, театральных рецензий — наиболее ему интересными. Уже в первой статье Григорьев наметил основные принципы, которыми будут руководствоваться члены «молодой редакции»: главным критерием искусства, по мнению Григорьева, объявляется «искренность» писателя, а ведь искренность можно рассматривать и с эстетической, и с этической стороны. И ещё одна важная деталь. Среди принципов «молодой редакции» весьма важную роль играла объективность писателя, почему критиковались субъективистские капризы автора, его вмешательство в повествование и т. д. Провозглашённый Островским годом раньше принцип «нравственно-обличительного» направления стараниями Григорьева постепенно заменяется в критике «Москвитянина» другим, которому пока не находится слова, но который связан не столько с отрицанием, сколько с утверждением положительных начал русской народности.
По справедливому наблюдению Б. Ф. Егорова, утопические мечты членов «молодой редакции» о возможностях, говоря нашим языком, классового мира, возможностях безболезненного, бесконфликтного сближения с народом, и — соответственно — рост недовольства по поводу «капризов» личности, по поводу всяких напряжений, протестов, конфликтов — всё это воплотилось в статьях Григорьева в виде суровой критики тех литературных сфер и направлений, которые были очень дороги Белинскому: линия Лермонтова и «натуральная школа», идущая от Гоголя. Постепенно и сам Гоголь низводился с высокого пьедестала за свою напряжённость и мучительные метания, а уж его продолжатели тем более осуждались за мелкотемье, за внимание к болезненной личности и за фатализм, за перекладывание причин и ответственности с человека на среду, на судьбу [5, 65].
Противопоставлением, заменой Гоголю члены кружка «Москвитянина» объявляли Островского. Они хотели видеть в произведениях драматурга воплощение своих реакционных, славянофильских теорий, художественное утверждение идеалов «смирения», «покорности перед жизнью», пытались объявить драматурга певцом этой «не тронутой фальшью цивилизации» буржуазии, её апологетом и проповедником.
Для самого же Островского 1852–1855 гг. были периодом кратковременных, но довольно серьёзных колебаний и сомнений в правильности избранного им творческого пути. Творчество драматурга отклоняется в своём развитии от последовательного реализма, от решительной и смелой критики и обличения.
Примерно в этот же период (к 1852–1853 годам) начали появляться некоторые разногласия в «молодой редакции». Сотрудники от «соборности» стали переходить к индивидуальным различиям. Эдельсон постепенно всё более рьяно начинал пропагандировать «чистое искусство». Весьма идейными товарищами это воспринималось без всякого энтузиазма, зато побочная ветвь «чистого искусства», идеализация, особенно перенос её в национальную сферу, и внимание к «коренным самостоятельным свойствам русской природы», нашедшим мое полное развитие в «купеческом сословии», сближали Эдельсона с Григорьевым. Сильнее всех отдалился от товарищей Т. И. Филиппов, у которого заметно вырастала внешняя религиозность; он переходил на позиции официального православия, начинал делать карьеру. А. Б. Алмазов в 1852 году пережил какой-то нравственный кризис, потускнел, остепенился, в его статьях появились оттенки морализаторства и преклонения перед русской патриархальностью и он стал, по определению Б. Ф. Егорова, «средним выразителем общих идей «молодой редакции» [6, 33]. Позднее у А. Б. Алмазова начала проявляться также славянофильская нормативность, доходившая иногда до слепой тенденциозности.
Принципы демократизма А. А. Григорьева явно шли вразрез со взглядами Т. И. Филиппова, Е. Н. Эдельсона, А. Б. Алмазова. Б. Ф. Егоров отмечает, что спустя три года бывшие друзья оказались в разных литературно-эстетических лагерях: Эдельсон и Алмазов умножили группу защитников «чистого искусства», Филиппов окончательно ушёл в официозно-церковную идеологию, а Григорьев стал решительным врагом и «искусства для искусства», и «официального православия» [6, 34].
Таким образом, к моменту публикации второй пьесы «Бедная невеста» в творческом сознании Островского происходили колебания относительности правильности выбранного направления, которые усиливались разногласиями внутри группы «молодой редакции» журнала «Москвитянин».
^ Пьеса была впервые опубликована в четвёртом номере «Москвитянина» за 1852 год.
Написав до «Бедной невесты» комедию, признанную высшими литературными авторитетами за образцовую – «Свои люди – сочтёмся!», Островский совершенно отходит от её проблематики и стиля и создаёт уступающий первому своему произведению по совершенству, но новый по типу образец современной драмы.
Отражение ложности всего уклада жизни социальной среды на судьбе отдельного человека, неизбежность гибели естественных человеческих чувств и потребностей в этой среде составляет содержание пьесы. Пьеса называется «Бедная невеста» и рисует положение бесприданницы, которая, по выражению одного из героев пьесы, неизбежно «погибнет в этом кругу жертвой расчета или невежества»[1, 173].
Образ Марьи Андреевны начинает в творчестве Островского новую и чрезвычайно для него важную тему положения бедной девушки и женщины вообще в современном обществе. Тема положения девушки и женщины в обществе и семье была широко поставлена в русской литературе 40-х годов, связавшей этот вопрос с вопросом о социальном устройстве современного общества в целом. Героиня пьесы Островского «Бедная невеста» — Мария Андреевна окружена людьми, которые смотрят на брак, как на коммерческую сделку, и эта обстановка вызывает отвращение в душе молодой, чистой девушки, которая жаждет любви и счастья.
Страдания девушки, для которой брак по расчёту — единственная возможная «карьера», и драматические переживания «маленького человека», которому общество отказывает в праве любить, тирания среды и стремление личности к счастью, не находящее себе удовлетворения, — эти и многие другие коллизии, волновавшие зрителей, нашли свое отражение в пьесе.
По мнению Л. М. Лотман, в «Бедной невесте» сказалось если не изменение идейной позиции писателя, по сравнению с пьесой «Свои люди – сочтёмся!», то стремление по-новому подойти к проблеме общественной комедии. Драматическое единство пьесы создаётся тем, что в центре её стоит героиня, положение которой социально типично. Она как бы воплощает общую идею положения барышни-бесприданницы. Каждая «линия» действия демонстрирует отношение одного из претендентов на руку и сердце Марьи Андреевны к ней и представляет вариант отношения мужчины к женщине и следующей из такого отношения женской судьбы. Бесчеловечны общепринятые традиционные формы семейных отношений. Поведение «женихов» и их взгляд на красавицу, не имеющую приданого, счастливой доли ей не сулят [12, 65].
Л. М Лотман также отмечает, что героиня «Бедной невесты» — простая девушка, жаждущая скромного счастья, но на её идеалах лежит отсвет жоржсандизма. Она склонна рассуждать, задумываться над общими вопросами и уверена, что всё в жизни женщины разрешается через осуществление одного главного стремления — любить и быть любимой. Многие критики находили, что героиня Островского слишком много «теоретизирует». Вместе с тем драматург «низводит» с высот идеализации, характерных для романов Жорж Санд и её последователей, свою стремящуюся к счастью и личной свободе женщину. Она представлена как московская барышня из среднечиновничьего круга, юная романтическая мечтательница, эгоистичная в своей жажде любви, беспомощная в оценке людей и не умеющая отличить подлинное чувство от пошлого волокитства [11, 508].
В комедии «Бедная невеста» заметны отклики на роман Лермонтова «Герой нашего времени», попытки выявить своё отношение к некоторым из поставленных в нём вопросов. Один из центральных героев носит характерную фамилию — Мерич. Современная Островскому критика отметила, что этот герой подражает Печорину и претендует на демонизм. Драматург раскрывает пошлость Мерича, недостойного стать рядом не только с Печориным, но даже с Грушницким по скудости его духовного мира.
Действие «Бедной невесты» развёртывается в смешанном кругу небогатых чиновников, обедневших дворян и разночинцев, и «демонизм» Мерича, его склонность развлекаться, «разбивая сердца» девушек, мечтавших о любви и браке, получает социальное определение: богатый юноша, «хороший жених», обманывая красивую бесприданницу, осуществляет веками утвердившееся в обществе право барина «с молодицами пригожими шутки вольные шутить».
По замыслу автора, «Бедная невеста» не должна была повторять сатирический рисунок «Банкрота». Любовь, как пружина пьесы, положительное, даже несколько идеальное лицо героини, возникающие отсюда психологические задачи были новы для драматурга. Он вывел комедию за рамки знакомого ему купеческого быта. В среде чиновничьей, с большей претензией на образованность, бытовые краски не были так ярки, а речь большинства персонажей не сверкала комическими перлами, приближалась к литературной норме.
По замечанию В. Я. Лакшина, быт не исчез в пьесе вовсе: здесь долго пьют чай, неторопливо судачат; мать бедной невесты, вдова Незабудкина, то табакерку, то чулок ищет и бесперечь говорит всё об одном, что «нельзя в доме без мужчины». Во всей замоскворецкой красе предстают свахи — одна «по купечеству», другая «по дворянству». И всё же Островским пишется на этот раз комедия не бытовая, а скорее лирическая, психологическая [9, 125].
В «Бедной невесте», работая над которой Островский, по собственному признанию, испытывал большие творческие трудности, ему удалось овладеть некоторыми новыми приёмами построения драматического действия, которые впоследствии были применены им главным образом в пьесах драматического или трагического содержания. Патетика пьесы коренится в переживаниях героини, одарённой способностью сильно и тонко чувствовать, и в положении её в среде, которая не может понять её. Центральная фигура пьесы, Мария Андреевна, долго не давалась автору, да это и понятно: тут была первая попытка представить в сочувственном свете страдающую молодую женскую душу, историю девушки-бесприданницы. Вокруг неё вьётся хоровод молодых людей, привлечённых её красотой, она же обстоятельствами приведена к замужеству с человеком богатым и преуспевающим.
Анализируя пьесу, В. Я. Лакшин считает, что простая эта история таила в себе полемическое жало. Островский хотел представить всё противоречие «идеального», воспитанного литературой взгляда, романтической «фразы» о любви, с трезвой прозой жизни. Пьеса вторгалась в современные споры о «лишних людях», героях времени [9, 127].
В петербургском фразёре Зориче (потом он назван Меричем), которому ничего не стоит вскружить голову молоденькой девушке, Островскому хотелось скомпрометировать фальшивую романтическую позу, опозорить её с точки зрения жизни, разума, здравого смысла. Мерич был в общем-то ясен автору сразу, и работа над этим образом свелась в основном к отделке деталей, лишению его карикатурных черт, на которые сначала соблазнялось перо. С некоторыми другими лицами комедии Островский, по-видимому, испытывал затруднения. Он не видел их вживе, и работа шла вяло, со скрипом, пока некоторые личные впечатления и воспоминания не дали пищи воображению автора [9, 128].
В «Бедной невесте», как отмечает в своей работе Л. М. Лотман, ходовые понятия мещанской среды о благополучии и счастье сталкиваются с любовью в различных её проявлениях, но и сама любовь выступает не в своем абсолютном и идеальном выражении, а в облике времени, социальной среды, конкретной реальности человеческих отношений. Бесприданница Марья Андреевна, страдающая от материальной нужды, которая с роковой необходимостью толкает её на отказ от чувства, на примирение с судьбой домашней рабы, испытывает жестокие удары со стороны людей, любящих её. Мать фактически продаёт её, чтобы выиграть процесс в суде; преданный семье, чтущий её покойного отца и любящий Машу, как родную, чиновник Добротворский находит ей «хорошего жениха» — влиятельного чиновника, грубого, тупого, невежественного, нажившего злоупотреблениями капитал; Мерич, который играет в страстное чувство, цинично развлекается «интрижкой» с молодой девушкой: влюблённый в нее Милашин настолько увлечён борьбой за свои права на сердце девушки, соперничеством с Меричем, что ни на минуту не задумывается над тем, как эта борьба отзывается на бедной невесте, что должна чувствовать она. Единственный человек, искренно и глубоко любящий Машу, — опустившийся в мещанской среде и задавленный ею, но добрый, умный и образованный Хорьков — не привлекает внимания героини, между ними стоит стена отчуждения, и Маша наносит ему такую же рану, какую ей наносят окружающие. Так из сплетения четырёх интриг, четырёх драматургических линий (Маша и Мерич, Маша и Хорьков, Маша и Милашин, Маша и жених — Беневоленский) складывается сложная структура этой пьесы, во многом близкая структуре романа, состоящего из сплетения сюжетных линий. В конце пьесы в двух кратких явлениях возникает новая драматическая линия, представляемая новым, эпизодическим лицом — Дуней, мещанской девушкой, бывшей в течение нескольких лет невенчанной женой Беневоленского и оставленной им ради брака с «образованной» барышней [11, 524].
Учитывая всё сказанное, нужно отметить, что если в комедии «Свои люди — сочтёмся!» Островский во многом предвосхищал проблематику повествовательных жанров и открывал дорогу их развитию, в «Бедной невесте» он скорее шёл за романистами и авторами повестей, экспериментируя в поисках драматургической структуры, дающей возможность выразить содержание, разработкой которого активно была занята повествовательная литература.
Таким образом, «Бедная невеста» относится к обличительному направлению литературы, которое Островский считал наиболее соответствующим характеру и умонастроению русского общества. Если Гоголь полагал, что «узость» «любовной завязки» противоречит задачам общественной комедии, то Островский именно через изображение любви в современном обществе оценивает его состояние.
skachate.ru


