Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Библиороссыпь. Современная библиотека журнал архив 2017


Библиотечный навигатор: «Через библиотеки - к будущему»

«Библиотечный навигатор» побывал на международной конференции «Через библиотеки – к будущему», проходившей с  18 по 22 сентября в Анапе. Выступления в этом году посвятили актуальной теме «Человеческий капитал: роль библиотеки в его формировании у молодого поколения».  В этой статье  - материал о том, что показалось наиболее интересным и, самое главное, информация к размышлению о возможностях развития человеческого капитала в современной библиотеке. Можно ли «достучаться» до подростка с помощью книги? И если да, какие формы и ресурсы необходимо развивать для этого? 

Центральный вопрос пленарного заседания касался определения «человеческий капитал». Профессор О. В. Шлыкова выделила два толкования термина, дидактическое и экономическое. В соответствии с первым, человеческий капитал – совокупность знаний, умений, навыков для удовлетворения потребностей человека и  общества. Второе  определяет человеческий капитал как совокупность инвестиций, повышающих способность к труду.  При этом влияние культуры на формирование ценных компетенций невозможно однозначно выявить ввиду отсутствия инструмента  оценки.  Традиционные библиотеки несут ментальность и культуру, это их конкурентное преимущество по сравнению с электронными ресурсами. В то же время необходим союз с информационными технологиями для создания культурного многообразия. Развитие возможно с помощью библиотекарей, компетенций которых не заменит машина.  

Хагуров Т. А. доктор социологических наук, профессор, отметил,  что с экономическим толкованием человеческого капитала, когда знания, умения, способности оцениваются с точки зрения рыночной стоимости, надо быть осторожными. При таком подходе утрачивается все, что не имеет платежеспособного спроса. Однако вечные ценности имеют государственную важность. Немалую роль в их формировании играет книга, которая учит анализировать, размышлять, обсуждать. Необходимо говорить с молодежью на ее «языке», но при этом поднимать на уровень классического произведения, мышления.  Тему «массовой примитивизации» продолжил Н. Н. Петропавловский,  депутат Законодательного Собрания Краснодарского края шестого созыва, социальный технолог. Библиотеки, по его мнению, в современном мире должны формировать последовательное мышление в противовес клиповому, поверхностному.

А. В. Лисицкий, директор библиотеки им. Ф. М. Достоевского, г. Москвы, поддержал предложение библиотекам, как центрам работы с человеческим капиталом, вкладывать свое содержание в тот «язык», на котором сегодня общается молодежь. Например, организовывать коворкинг, makerspace, ФабЛабы, лектории  на базе библиотек. В библиотеке им. Ф. М. Достоевского уже реализуются интересные проекты и формы проведения мероприятий, такие, как:

«Достоевский на каждый день» - мультимедийный проект, посвящённый 150-летию романа «Преступление и наказание». Фрагменты произведений Ф. М. Достоевского читают известные дикторы, актёры театра и кино.

 «Городские завтраки» -  проект, включающий лекции  об актуальных вопросах международных отношений от ведущих экспертов и ученых. Участники задают вопросы и могут пообщаться в неформальной обстановке. На мероприятиях бесплатно распространяются аналитические материалы Российского совета по международным делам.

На проектном диалоге «Университет и библиотека: пространство для синергии интеллектуальных проектов и развития потенциала молодежи» участники разделились на группы, организовав тем самым «рабочее пространство» для выработки форм сотрудничества библиотеки и университета через 20 лет.  Профессор Гиль С. С., руководивший творческим процессом, помог оформить оригинальные решения в простые формулы, например: «Библиотека – мастерская игрового конструктивного творчества, университет – поставщик». «Библиотека – хранилище лучших образцов творческих работ студентов и текстов, университет – продюсер».

Интересное выступление подготовила А. Л. Чобанян, заведующая библиотекой «Семеновская», межрайонной централизованной библиотечной системы им. М. Ю. Лермонтова, г. Санкт-Петербурга, рассказав о необычных формах работы. Например, «поттеризация» - костюмированная вечеринка по произведениям Дж. К. Роулинг о Гарри Поттере, видеорепортаж о которой был представлен участникам конференции. 

Другой необычный проект – «Книжный штурман», в рамках которого читатели готовят  рекомендации книг в разных формах: письменная рецензия, видеоролик, арт-объект (буктрейлер, открытка, презентация). Оценивают работы эксперты и специалисты, в том числе преподаватели и профессора Высшей Школы Журналистики и Массовых Коммуникаций. Лучшие рекомендации по итогам конкурса  вошли в печатный сборник работ.

Такая форма проведения мероприятий, как лекторий, пользуется популярностью в Донецкой республиканской библиотеке для молодежи.  Заведующая отделом социокультурной деятельности, Т. П. Чекина, представила проекты «Живая библиотека» (лекторий, общение с интересными людьми), «Книжный завтрак» (чаепитие, сопровождаемое беседой с приглашенными гостями – блогерами, писателями, поэтами, переводчиками).

Опытом проведения мероприятий для детей  поделилась Е. А. Лукьянович, заместитель директора ЧОУ «Средняя образовательная школа «Альтернатива», координатор Краснодарского регионального отделения Русской ассоциации чтения.  Крупным мероприятием стал Всероссийский дистанционный видеоконкурс чтецов «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце», который позволил охватить детей младшего школьного возраста из различных регионов России. Это многоступенчатое соревновательное мероприятие по чтению вслух произведений российских и зарубежных авторов с усложняющимися заданиями на каждом тематическом этапе. 

Кроме того, сотрудники Русской ассоциации чтения, работая в тандеме со школьниками,  разрабатывают «рецепты чтения». 

Во второй день работы конференции участники посетили Всероссийский детский центр «Смена» и организованный при нем учебно-тренировочный центр профессионального мастерства «Парк будущего». В его учебных аудиториях, футуристичных кластерах, проходит профориентация (пробы) и интерактивное обучение  детей и подростков работе на современном технологическом оборудовании: токарных и фрезеровочных станках, 3-D принтерах,  сварочном аппарате и других.  Специальности подобраны с учетом списка ТОП-50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования, на основе перечня компетенций Международной ассоциации WorldSkills и в соответствии с «Атласом новых профессий» Президентского Агентства стратегических инициатив.  На базе детского центра работает библиотека лагеря  – «библиосмена». В ней можно выпить кофе, послушать лекцию, взять почитать книгу (запись изданий в формуляры осуществляется самостоятельно, в будущем планируется электронный учет, библиотекарь только помогает с выбором, советует). Здесь же создан военно-патриотический музей, выставка, посвященная Олимпиаде. 

М. С. Новиков, заместитель директора по организационным вопросам Всероссийского детского центра «Смена» вывел социальную формулу: «Сегодня забота о человеческом капитале молодежи. Завтра – процветающая страна» и отметил роль библиотек в этом процессе. Как субъект молодежной политики, библиотечные учреждения создают условия для интеллектуализации молодых людей, осуществляя неформальное образование. 

Директор Самарской областной юношеской библиотеки, Н. П. Макарова, представила вниманию аудитории результаты обновления внутреннего пространства библиотеки и интересные проекты. 

Проект «Грувология» презентует фонд аудиоизданий, участники мероприятий знакомятся с диджеингом, теорией музыки с помощью волонтеров, профессионалов в этой области.

Проект «Мастерская коллажа» предлагает участникам обучение созданию коллажей на различные темы. Коллажи применяются и для оформления массовых мероприятий в библиотеке.

Проект «Самарский клуб комиксов» осуществляется совместно с Московским комикс-клубом и включает создание фонда комиксов, в том числе собственными усилиями совместно с издательством. На конференции «Через библиотеки – к будущему» комикс «Цезарь великолепный» стал победителем в конкурсе методических изданий. Кроме того, существует клуб подготовки к косплеям.

Библиотека проводит мастер-классы «Погружение в профессию». Участники могут попрактиковаться в разных профессиях и узнать, где ими можно  овладеть.

Тему организации пространства для интеллектуального и творческого развития молодежи продолжила О. В. Купрещенко, заместитель директора Владимирской областной библиотеки для детей и молодежи г. Владимира. Практика организации акции «Ночь перед экзаменом», когда библиотека работает допоздна, а ксерокс работает бесплатно для студентов, актуальна среди молодежи в период подготовки к сессии. Помимо традиционного книжного фонда и пополняемого электронного фонда, доступа к электронным библиотекам, читатели могут воспользоваться интерактивным столом. 

В библиотеке проходит голосование «С кем читатели хотели бы встретиться». Проходят выездные встречи в Государственной Думе:  молодые люди могут задать вопросы политикам о том, как они добились успеха. Проходят мероприятия под названием «Темнота – друг молодежи» - квартирники, участники которых читают свои стихотворные строки или произведения поэтов. 

Проект «Около Шекспира» знакомит с редкими английскими постановками, артистами театра. 

С 2018 года Владимирская областная библиотека для детей и молодежи переходит на RFID-технологии.

С работой уникальной Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина в Тюменской области познакомила библиограф Я. В. Воронова. В фонде – нет традиционных бумажных изданий, только электронные ресурсы, поэтому читателей привлекают с помощью онлайн-квестов. Участникам предлагаются задания в Google-формах, которые можно выполнить с помощью электронных ресурсов библиотеки. Главная цель – формирование информационной культуры обучающихся, презентация уникального контента Президентской библиотеки, который лучше и авторитетнее «Википедии».

Программу второго дня конференции завершила встреча с писателями Татьяной и Максимом Будановыми. Их литературный проект «Приключения Перисада и популяризация античной истории юга России» посвящен популяризации исторического наследия античного периода юга России. В рамках него вышла художественная книга для подростков о приключениях Перисада, сына правителя Боспора, который приезжает в Горгиппию и узнает этот край вместе с местным мальчиком, Геркулатом. В планах дальнейшего развития – видеоблог, где ребята будут рассказывать об истории Боспорского царства, создание игр, в том числе компьютерных, а также литературно-историческая экспедиция с Русским географическим обществом для разработки туристического маршрута, встречи с читателями и организация театрализованных представлений. Текст книги и материалы проекты можно прочитать на сайте: http://perisad.ru/.

Третий день конференции прошел в г. Новороссийске. Участники посетили Юношескую библиотеку им. М. Горького. На базе нее прошли  дискуссия с молодежью «Мы в ответе за Россию» и специальная лекция генерального директора телерадиокомпании «Краснодар» «Время черных зеркал» о влиянии смартфонов на современные СМИ и библиотеку. 

Знакомство  с работой Центральной городской библиотекой им. Э. Э. Баллиона  вызвало большой резонанс среди сотрудников библиотек. Так, в арт-пространстве «Молодежный проспект» фонд состоит из числа изданий, подаренных библиотеке читателями. Это новые, актуальные книги, комиксы. Здесь можно играть в настольные игры,  посещать дискуссионные мероприятия, квартирники, стихочтения или организовать пеший туристический поход. В отделах «Абонемент» и «Читальный зал» открытый доступ организован по типу книжного магазина, что удобно для читателей. Есть отдел краеведения, включающий универсальный фонд литературы, периодические издания и электронную базу данных по краеведению, информацию из которой можно распечатать или сохранить на внешний накопитель. Совместно с издательством «Одиссея» отдел готовит рекламно-информационную газету «Акватория» и литературный вестник «Victoria». В этих изданиях –  местный литературный процесс, критические и литературные статьи, очерки о писателях, обзоры книг, информация о художественных проектах.

В заключительный день конференции на профессиональной площадке «Палитра опыта» коллеги поделились информацией о работе по различным направлениям деятельности в рамках центральной темы конференции – «человеческий капитал».

Н. И. Мизина, директор Межпоселенческой центральной библиотеки станицы Кущевской представила проект «Литературный десант», заключающийся в продвижении книги с помощью выездных квестов. «Букслэмы» - еще одна креативная находка. Это командная игра, в которой за 3 минуты участники представляют друг другу книги, а жюри и публика оценивают, определяя победителя. «Печа-куча» - игра, к которой ребята готовятся заранее. Задача – сделать 20 слайдов на определенную тему и затем представить их.

Интерес участников конференции вызвала работа по экологическому и антикоррупционному просвещению в Липецкой юношеской библиотеке. Т. Ю. Кондаурова, заведующая отделом мультимедийных технологий, подробно объяснила цели и содержание проектов. На мероприятиях проходят встречи с работниками правоохранительных органов, священником. Межрегиональный сетевой экологический проект «ЭкоQUEST» объединяет онлайн-лекции, интернет-викторины, конкурс экологических демотиваторов.

Веб-экскурсии по музеям, изобразительному искусству, достопримечательностям в своей работе использует  Межпоселенческая центральная библиотека Каневского района в рамках заседаний клуба «Юный искусствовед».

Передать содержание всех выступлений, прозвучавших на конференции, не представляется возможным в рамках одной статьи. В 2018 году выйдет одноименный сборник  материалов. Однако размышлять, планировать работу можно уже сегодня. Прошедшая конференция, на наш взгляд, стимулирует развитие и поиск нестандартных решений в области создания условий для формирования человеческого капитала в библиотеке.

Р. С. Сахаренкова

libkrasnodar.blogspot.com

Библиороссыпь: Журнал «Современная библиотека»

На мой взгляд, журнал «Современная библиотека», является одним из наиболее читаемых среди библиотечных работников. «Современная библиотека» – научно-практический журнал об актуальных проблемах развития библиотечно-информационных и образовательных учреждений, о внедрении современных информационных и телекоммукационных технологий в библиотеках, школах, информационных и культурных центрах, о чтении, книгах.

Хочется обратить внимание на цикл статей Екатерины Александровны Васильковой, медиаменеджера журнала «Современная библиотека» «Библиотеки в соцсетях. Как создать сообщество библиотеки ВКонтакте.» (2014.№№3,4).

Автор говорит о том, что «ВКонтакте» 8417 сообществ и надо учесть то, что читатели очень редко ищут библиотеки в социальных сетях, скорее библиотеки находятся в постоянном поиске читателей. Для этого рекламируют свои виртуальные площадки везде, где только можно, но рекламировать надо так, чтобы на тебя обратили внимание. А начать нужно с названия группы. Называть группу своим собственным именем эффективно только для известных брендов, таких как «Ленинка» (Российская государственная библиотека), «Историчка» (Государственная публичная историческая библиотека России). И уж, что категорически неприемлемо, так это использовать для этих целей аббревиатуры –  всевозможные  МБУКи, ОУНБы и ЦСОБы – непонятные для большинства сооружения из букв. В качестве примера, как лучше «обозвать» свою группу, автор приводит название группы «ВКонтакте» известной нам библиотеки Челябинской области из города Озерска. Она называется «Краеведческая копилка Озёрска» (http://vk.com/club38572418). Вместе с библиотекарями, на страничке этой группы, своими знаниями о городе, фотографиями, ссылками делятся и его жители, и на взгляд автора, такая группа может заинтересовать жителя не только города Озерска, но и других посетителей соцсетей. Приведены еще интересные примеры нескольких библиотек, представляющих свою группу «ВКонтакте». Эти библиотеки поставили задачу не просто транслировать свои пресс-релизы, а нашли объединяющие темы, ради которых и будут заглядывать на их странички пользователи сети «ВКонтакте». По сути, они представляют собой виртуальные клубы краеведческого, литературного, образовательного, досугового характера. В качестве примера можно привести описание группы Липецкой областной детской библиотеки (http://vk.com/club65818764): «Всем-всем-всем читающим, играющим и озорничающим независимо от возраста, занятия… и вообще независимо ни от чего! Липецкая областная детская библиотека создала эту группу специально для того, чтобы вы были в курсе последних событий, прошедших или только планируемых в нашей библиотеке, книжных новинках, интересных встречах, конкурсах, акциях и праздниках, а ещё для того, чтобы общаться, обмениваться мнениями, дружить, заряжаться позитивом и делиться им с окружающими». Лицо группы – аватарка, вместе с названием группы видят в своих новостных лентах пользователи Cети. Поэтому очень важно, чтобы картинка была заметной и узнаваемой. Чаще всего на этом месте оказывается логотип библиотеки, что вполне оправдано, если группа продвигает только свои услуги. Другое дело, если тема сообщества шире, или у библиотеки несколько групп, как, например, у Российской государственной библиотеки для молодёжи: Центр комиксов и визуальной культуры, информационно-ресурсный центр, нотно-музыкальный отдел, зал редкой книги, центр психологической поддержки, закрытая группа Совета молодёжи. Желательно, чтобы аватарка была эксклюзивная, а не просто взятая на просторах Интернета. Далее необходимо оформить фотоальбомы, загрузить видео, другие документы, возможно, отдельно следует сформулировать «Правила поведения» в вашей группе, написать первое эмоциональное сообщение-приветствие, начать ещё несколько важных тем, организовать актуальный опрос, словом, «накрыть стол». Статья Е.А. Васильковой на практике поможет библиотекарю правильно и интересно создать группу в соцсетях и узнать как и чем живут большие и маленькие библиотеки нашей страны. В рубрике «События» своими впечатлениями о прошедшей «Библионочи -2014» делятся авторы статей Александра Леонидовна Вахрушева «Время по Гринвичу» измерялось в «Тургеневке» и Александра Константиновна Конакова «Хронос. Игры со временем» (2014.№4). ««Библионочь» в Библиотеке-читальне им. И.С. Тургенева  г. Москвы прошла уже третий раз и  была посвящена перекрёстному Году культуры России и Великобритании. Программа «Время по Гринвичу» включала самые разнообразные формы интеллектуального досуга. В этот раз нам удалось максимально насытить событие книжными историями, что, собственно, так и должно быть. И народ проголосовал «ногами» за высокий интеллектуальный уровень и изысканную программу. Гости библиотеки отправляются в путешествие сквозь время и пространство по туманному Альбиону. От пиратских войн Елизаветы I и «Короля Лира» У. Шекспира до Уинстона Черчилля и «Шерлока Холмса» Артура Конана Дойла.»,- рассказывает заместитель директора по связям с общественностью Библиотеки-читальни им. И.С.Тургенева г.Москвы А.Л.Вахрушева. Продолжает разговор о «Библионочи» ответственный секретарь журнала «Современная библиотека» А.К.Конакова посетившая Первую библиотеку городских историй Центрального округа города Москвы. Не сторонней наблюдательницей, а активной участницей этого мероприятия стала автор статьи. Поиграла в настольные игры, познакомилась с выставками, побывала в импровизированном кинотеатре и поучаствовала в мастер-классе по технике декупажа. Очень увлекла викторина «Найди время в книге». Тем временем в читальном зале начался еще один мастер-класс Кирилла Гопиуса под названием «StoryTelling: как рассказывать интересные истории и увлечь аудиторию», рассказывает участница «Библионочи». Вместе с Кириллом выступала Хельга Патаки – сказочница, музыкант, экскурсовод, режиссёр. Истории Кирилла и Хельги заставляли о многом задуматься, вспомнить что-то своё, личное. Порой от этих историй щемило сердце… Настроение помогали создавать слайды с фотографиями и репродукциями, которые использовал Кирилл, гитарные аккорды и нежный аккомпанемент на дудочке в исполнении Хельги. При этом приглашённые гости не только озвучивали свои истории, но и объясняли зрителям, что такое сторителлинг, зачем нужно рассказывать истории со смыслом и как научиться это делать. «А далее в программе снова были игры, кинопоказы и общение под чашечку горячего кофе… Как мне потом рассказали, последние гости разошлись далеко за полночь», – на такой оптимистичной ноте заканчивает свой рассказ об увиденном и услышанном Александра Константиновна. «Живая библиотека» знакомит со спортом», статья Ларисы Петровны Ульюковой, заведующей отделом периодических изданий Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края, в 4-м номере журнала вышла в рубрике «Галерея». Статья рассказывает о той работе, которая была проведена в преддверии Сочинской Олимпиады и о тех событиях, когда наши знаменитые спортсмены, возвращаясь домой, на родину, были с честью встречены в родных местах. Так Красноярск встречал своих олимпийских героев  и в стенах библиотеки. Эти встречи носили живой характер, общение, вопросы, которые задавали подростки своим кумирам, раздаваемые автографы, музыка и песни звучали на этой встрече. Живой интерес вызывали выставки, на которых были представлены настоящие Олимпийские награды, спортивные значки, вымпелы и даже факел Олимпийского огня и, конечно, книги о спорте. Такие встречи приобщают детей и подростков к спорту, организуют их, помогают найти свое место в жизни. Проект «Живая библиотека» дал  читателям возможность пообщаться с известными красноярскими спортсменами, с которыми в обычной жизни они бы вряд ли встретились. Журнал «Современная библиотека»  на своих страницах печатает много интересных материалов, которые могут быть использованы в работе больших и маленьких библиотек. Новости из разных уголков нашей страны, новые технологии, используемые в работе, практические советы, интересные идеи, конкурсы – все это на практике поможет в работе как молодому библиотекарю так и специалисту со стажем.                                        Рудяк И.А.

bibliocbs.blogspot.com

Таврическая центральная библиотека

Современная библиотека № 10 — 2017

4 От редактора. С Новым годом!

5 НОВОСТИ

ПЕРСОНА: «ЛУЧШИЙ БИБЛИОТЕКАРЬ 2017 г.»

8 Выбраны лучшие из лучших!

9 А.С. Фролова «Профессия библиотекаря будет востребована всегда!»

13 Н.К. Мальцева «Современный библиотекарь — это человек, понимающий своё предназначение в условиях постоянно меняющегося мира»

ИДЕЯ

16 Д.В. Чувенкова Искусство, доступное всем

22 Н.И. Иванова Art-place — творческая мастерская

24 М.В. Кудреватых «Культурный маршрут» по Златоусту

ИКТ

28 Д.С. Эсмантов Интерактивные интернет-сервисы

34 Е.О. Шадская Удалённый пользователь: изучаем и анализируем

СОБЫТИЕ

38 Е. Харитонов Писателю от Читателя

40 А.П. Кашкаров Культурный шок в городе трёх революций

45 КРЯКК: мозаика ярмарки

46 Ю. Шубникова Одиннадцать раз КРЯКК

49 О. Кургина Что на «полке»?

50 О. Порохова КРЯКК — 2017 для детей

52 И. Фомичёва Мозги будут прирастать Сибирью

КРУПНЫЙ ПЛАН: 2017 — ГОД ЭКОЛОГИИ В РОССИИ

58 Е.Ф. Бычкова Экология информации, или Как не впасть в «цифровое слабоумие»

64 Н.А. Валишева, О.Ю. Ирисова «ЭкоӴош — вместе с экологией»

68 Ю.В. Рогова В ответе за планету

70 М.С. Волкова Русский лес в виртуальном пространстве

74 Э.Р. Курталиева, Г.С. Шосаидова Сохранить тюльпан — спасти природу

78 Н.Е. Колоскова «Зелёная» пятилетка московских библиотек

80 Е.А. Чемоданова Творческая лаборатория

КЕЙС

84 Алфавитный указатель статей, опубликованных в журнале «Современная библиотека» в 2017 г.

88 Тематический указатель статей, опубликованных в журнале «Современная библиотека» в 2017 г.

ГАЛЕРЕЯ

92 Н. Давыдова Новая точка на культурной карте города

93 К. Захаров «Революция» Самуила Маршака

96 и 3-я сторонка обложки Л.В. Ролева Путешествие в Зазеркалье

tavrlib.ru


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта