Журнал «Современник» – боевой орган революционной демократии. Современник журнал презентация
Лев Толстой в группе писателей-сотрудников журнала "Современник"
«Это – мои настоящие приятели.» (Л.Н.Толстой)
История одной фотографии: Л.Н.Толстой в группе писателей- сотрудников журнала «Современник»
В Яснополянском доме-музее хранится редкое собрание фотографий Л.Н. Толстого, членов его семьи и лиц его близкого окружения. Это собрание представляет интерес в том отношении, что оно воссоздает облик Толстого в различные периоды его жизни, начиная с 1856 и кончая 1910г.
Но большинство фотографий в разные годы, после смерти писателя, были переданы для специального хранения в иконографический фонд Государственного музея Л.Н. Толстого в Москве.
А в Ясной Поляне остались только те фотографии , которые при жизни Толстого висели в комнатах его дома, а также довольно большое количество фотоснимков, хранящихся в спальне Софьи Андреевны Толстой.
Нас заинтересовала фотография «Л.Н. Толстой в группе писателей - сотрудников журнала «Современник»» . В 2016 году , 15 февраля, ей исполнилось 160 лет. Она была сделана в Петербурге С.Л. Левицким - фотографом императорской семьи.
Сергей Львович Левицкий был не только талантливым фотографом, но новатором и изобретателем. Он первым начал изображать на одной фотографии человека в разных позах и даже в разной одежде. Например, объект съемки играет на фортепьяно и сам же слушает. Первым предложил использовать электрический свет совместно с естественным освещением, утверждая (и доказывая на практике), что умелое их сочетание позволяет создавать интересные эффекты.
В 1856 г. Сергей Львович, снискавший своими работами доверие Их Величеств и Высочайших Особ, был приглашен снимать торжества коронования императора Александра II.
В этом же году он сфотографировал и группу писателей - сотрудников журнала «Современник» и отдельную фотографию Л.Н. Толстого.
По воспоминаниям Ивана Андреевича Бунина, «… это один из самых замечательных портретов… ему под тридцать лет, он в артиллерийском мундире совсем простого вида, худ и широк в кости, снят до пояса, но легко угадываешь, что он высок, крепок и ловок; и красивое лицо,- красивое в своей сформированности , в своей солдатской простоте,- тоже худое, с несколько выдающимися скулами и только с усами, редкими, загибающимися над углами рта; с небольшими умными глазами, сумрачно и грустно глядящими снизу вверх (от наклона головы)»
«Тогда автор «Севастопольских рассказов» ,- писал Григорий Петрович Данилевский в журнале «Исторический вестник» ,- только что приехал в Петербург и был молодым статным артиллерийским офицером, его очень схожий портрет того времени помещен в известной фотографической группе Левицкого, где вместе с ним изображены Тургенев, Гончаров, Григорович, Островский и Дружинин».
В 1856 году Левицкий делает коллективный портрет членов редколлегии журнала "Современник". Так на одной фотографии оказались запечатленными мастодонты русской литературы.
Фотография до сих пор висит на стене яснополянского кабинета Толстого; на обратной стороне ее – автографы Островского, Дружинина, Гончарова и Тургенева.
В 1856 г. Толстой вернулся из Севастополя в Петербург. Он был принят в кругу «Современника» как «свой». В нем видели новую прекрасную надежду русской литературы .Тогда-то он вместе с Тургеневым и другими крупнейшими писателями и поэтами подписал «обязательное соглашение», по которому все его новые произведения должны были публиковаться только в «Современнике». Толстой внимательно присматривался к петербургским литераторам. Он, офицер из действующей армии, впервые попал в литературную среду. И чувствовал себя между столичными романистами, журналистами и поэтами - Лермонтовым, вернувшимся живым и невредимым с Кавказа.
Обратимся к свидетельствам современников, которые помогают документировать описываемую фотографию.
В Толстовском ежегоднике от 1912 года находим статью
Стаховича Александра Александровича под названием «Клочки воспоминаний», в которой он делится своими воспоминаниями от поездки в Ясную Поляну и упоминает о фотографии С.Л. Левицкого « Л.Н. Толстой в группе писателей - сотрудников журнала «Современник»
« В нижнем этаже яснополянского дома, в небольшой комнате, отделенной перегородкой с дверью от рабочего кабинета Л.Н., стоит против двери низкий старинный диван… Над диваном… портреты Диккенса, Страхова, Фета в офицерском сюртуке и фотографическая группа пятидесятых годов работы Левицкого. В этой группе на диване сидят: Тургенев и Дружинин, с левой стороны на кресле подсел весь еще бритый тогда А.Н. Островский, с правой стороны на кресле Гончаров, посередине стоят Григорович, рядом с ним в артиллерийском сюртуке с погонами Толстой: внизу группы подписи этих литераторов» .
В дневнике Александра Васильевича Дружинина от 15 февраля 1856 года об этом дне находим следующую запись:
«Утром по плану Толстого сошлись у Левицкого я, Тургенев , Григорович, Толстой, Островский, Гончаров …Сняли фотографиями наши лица. Утро в павильоне фотографическом имело нечто интересное. Пересматривали портреты свои и чужие, смеялись, беседовали и убивали время. Общая группа долго не давалась…»
В этом же году 14 апреля Л.Н. Толстой тоже пишет сестре Марии Николаевне Толстой.
«По моему предложению, все литераторы сделали фотографическую группу : Тургенев, Григорович ,Дружинин, Гончаров, Островский и я, и эту группу пришлю» .
Поделился своими впечатлениями и другой участник из фотографируемой группы И.А. Гончаров. В письме к Елизавете Васильевне Толстой от 20февраля 1856года он сообщает:
« Левицкий на днях пригласил к себе многих литераторов, в том числе и меня, и просил дозволения снять портреты, для спекуляции кажется : хочет продавать и посылать в Париж тоже, в тамошнюю иллюстрацию. Кроме отдельных портретов, он снял группу из шести человек: Островского, Дружинина, гр . Толстого, Тургенева, Григоровича и опять –таки меня. Все это удалось превосходно…
Портреты будут готовы на первой неделе поста, на второй их отделают в рамки, и на третьей, вероятно, можно будет посылать, если Вы напишите, куда послать…»».
Также Гончаров пишет и Дружинину, 20 февраля 1856г, вспоминая тот день:
«Покорнейше прошу Вас, любезнейший Александр Васильевич, занять в этой группе за столом Ваше место, которое Вы занимаете в группе Левицкого, но с правом мигать, шевелиться и говорить даже непотребные вещи. О праве есть и пить я уже не упоминаю».
А вот как писал об этой встрече писателей ежемесячный исторический журнал «Русская старина».
«В 1856году, с окончанием великой борьбы России с Европой и почти в самом начале нынешнего царствования, в Петербург собрались со всех концов России наши лучшие писатели: кто явился из-под твердынь Севастополя, кто из ополченных баталионов, туда же спешивших, но остановленных вестью о мире, кто из ссылки из невольного уединения в деревне, кто из провинциальной глуши или из большой деревни- Москвы… В это время теснее сплачиваться стали кружки наших писателей; давние друзья и новые знакомые, посещая друг друга, между прочим, обменялись на память портретами, для чего снимались даже группами.
Даровитейший и ныне стареющий русский художник-фотограф С.Л.Левицкий, двоюродный брат одного из талантливых отечественных писателей и добрый приятель едва ли не всего Олимпа русской литературы, радушно предлагал своё искусство для воспроизведения портретов собравшихся в Петербург писателей… В этой группе ,как объяснил нам С.Л.Левицкий, случайно отсутствовал Н.А.Некрасов, а положения вятского изгнанника М.Е.Салтыкова еще не было тогда(1856) географически улучшено, чтоб он мог занять свое место в этой группе, да и «Губернские очерки» еще не явились тогда в печати…»
Не обошел своим вниманием этот снимок и другой ежемесячный русский журнал «Библиотека для чтения».
«Говоря о литературных портретах, нельзя не упомянуть о замечательной коллекции портретов лиц артистического нашего круга, исполненных в светописном заведении С.Л. Левицкого. На днях удалось нам видеть полное их собрание, заслуживающее величайшей похвалы ,как по сходству лиц, так и по совершенству исполнения. Коллекция начала образовываться случайно, в марте 1856 года…
В это время разом съехались в Петербург с театра войны и из отдаленных губерний множество лиц, принадлежащих к литературе. Пользуясь своим случайным соединением, некоторые из наших писателей согласились сделать свои портреты в заведении господина Левицкого…
Таким образом были сняты были портреты господ Гончарова, графа Толстого, Григоровича, Тургенева, Дружинина, Островского, общей группой и поодиночке, а к портретам этим скоро прибавились портреты… и других литераторов.»
Вот такие немногочисленные свидетельства сохранились об этой фотографии. Она запечатлела очень важный период в жизни Л. Н. Толстого- участие в издании «Современника» - лучшего русского революционного
и демократического журнала середины XIX в.
В дневниках семейного врача Душана Петровича Маковицкого находим следующую запись:
«Софья Андреевна обмела и разложила на столе в гостиной портреты, которые висели в « старой библиотеке»: Н.Н.Страхов, группа писателей из кружка « Современника», Фет, Некрасов, Лелевель, брат Л. Н-ча Сергей Николаевич, Волконская … и другие.
Взглянув на них, Л.Н. Толстой сказал:
-Это – мои настоящие приятели.
Просил повесить их в своем кабинете…».- Голос минувшего, 1923.
На протяжении всей своей последующей жизни Л.Н. Толстой бережно хранил эти портреты, мысленно обращаясь к запечатленным образам.
14 января 1907г. он в своем дневнике записал:
« Глядел на портреты знакомых писателей 1856 года, всех умерших, живо представил себе, что это все тот один он, который во мне, который проявлялся различно во всех их, который проявляется теперь во всех людях, встречающихся мне… Ах, если бы всегда не только помнить, но чувствовать это!»
В заключение хотелось бы сказать, что шесть лет общения
с редакцией «Современника» были важнейшим периодом творческой биографии Толстого, когда он вполне сложился как человек и писатель, когда он «заявил свое имя» и завоевал всероссийскую известность.
И несмотря на то, что в 1858 году контракт с журналом «Современник» был расторгнут, Лев Николаевич считал писателей, с которыми ему пришлось сотрудничать « настоящими приятелями», и фотографии, сделанные С.Л. Левицким, по сей день висят в рабочем кабинете Л.Н. Толстого.
infourok.ru
Журнал «Современник» – боевой орган революционной демократии
1. Журнал «Современник» – боевой орган революционной демократии
«Литература у народа, лишённого общественной свободы, - единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести» (А.И.Герцен)Н.А. Некрасов вошел в историю русской культуры не только как национальный поэт, но и как крупнейший журналист, редактор журналов «Современник» (18471866), «Отечественные записки» в истории которого были важные, значительные, яркие эпизоды.про Историческая справка. Его основал Пушкин в 1836 году После гибели поэта в течение 10 лет его издавал профессор Петербургского университета П.А.Плетнёв, но в эти годы журнал не имел большого влияния.(Н.А.Некрасов) (И.И.Панаев) В январе 1847 года Н.А.Некрасов и И.И.Панаев откупили журнал у Плетнёва. И началась новая история журнала – некрасовская история…Нельзя не преклоняться перед мужеством и духовной силой Некрасоваредактора! Трудно представить себе, чего ему стоило издание смелого и честного журнала. Один знакомый Некрасова рассказывал: как-то раз поэт со страшной вспыльчивостью заговорил о том, что он вытерпел и вынес от цензуры. «Такого выражения,- говорил он,- у него в глазах я не видывал больше. Охотники видят это выражение в глазах у смертельно раненного медведя, когда подходят к нему»Обладая абсолютным литературным вкусом, врожденными способностями и бойцовским характером, он сделал журнал боевым штабом общественной борьбы, программой для которого стали слова В.Г. Белинского: журнал «…должен иметь своё направление, свой характер, словом, быть выразителем своейВеличайшей заслугой Некрасова – редактора является то, что он умел находить и привлекать к литературной деятельности практически всех замечательных беллетристов, поэтов, критиков, публицистов и ученых 2-ой половины 19 века. Обращаясь ко всем, кто сотрудничал в «Современнике», Некрасов говорил: «Учите нас быть лучшими, чем мы есть…растолковывайте нам наши обязанности, человеческие и гражданские…»Эти слова прежде всего относились к И. Гончарову, И. Тургеневу, Л.Толстому, А. Островскому. У каждого из них своя журнальная история …В первом номере журнала «Современник» были напечатаны «Записки охотника» мало известного поэта Ивана Тургенева , который сразу же сделался одним из любимейших читателями авторов.Здесь начинал повестью «Детство» (1852) и очень скоро завоевал огромную популярность Лев Николаевич Толстой.На страницах некрасовского «Современника» расцвели таланты А.Н. Островского и М.Е. Салтыкова – Щедрина. С журналом тесно связано и творчество И.А. Гончарова.Некрасов умел находить и смело привлекать к литературной деятельности талантливых самоучек из самых демократических слоев российского общества: Ф. Решетникова – сына почтальона из Перми, Г. Потанина –сына крепостного из Симбирской губернии.С самого начала издания своего журнала Некрасов взял критикобиблиографический отдел под особый контроль. В 1854 году он он привлек в журнал Н. Чернышевского, а в 1856 – Н. Добролюбова.Журнал «Современник» в период революционной ситуации (1859-1861) стал боевым органом сторонников крестьянской революции. Н. Добролюбов говорил: «Надо вызывать читателей на внимание к тому, что их окружает, надо колоть глаза всякими мерзостями…, преследовать, мучить, не давать отдыха до того, чтобы противно стало читателю».В этот период среди писателей, сотрудничавших в «Современнике», возникли расхождения. Толстой, Тургенев, Гончаров, которые понимали необходимость общественного переустройства и глубоко сочувствовали народу, но не соглашаясь с революционным направлением журнала, прекращают сотрудничество в нём. Раскол стал тяжелым событием и для журнала и для сотрудников, порвавших с ним.Вот что говорилось в редакционной статье журнала о разрыве с Тургеневым, Толстым и другими писателями: «Сожалея об утрате их сотрудничества, редакция, однако, не хотела… пожертвовать основными идеями издания, которые кажутся ей справедливыми и честными и служение которым привлекает и будет привлекать к ней новых, свежих деятелей».Журнал находил способы говорить читателям то, что он хотел сказать. Публицист Николай Михайловский сравнивал редактора «Современника» с кормчим, которому неимоверных усилий стоит проводить свой корабль среди бесчисленных подводных и надводных скал.Цензурные гонения на «Современник» особенно усилились в 1861 году, а 15 июня 1862 журнал был закрыт. За это время он понёс невосполнимые утраты: умер Добролюбов, арестованы и сосланы на каторгу поэт Михайлов, В.Обручев, в тюрьме томился поэт Гольц-Миллер. Только спустя 8 месяцев, в 1863 году, журнал возобновил свою работу, и публика убедилась, что он остался верен своим традициям.Цензурные гонения не ослабевали. «Современник» постоянно находился под угрозой закрытия и только, благодаря нечеловеческим усилиям Некрасова, журнал просуществовал до 1866 года. Реакционные журналы яростно нападают на орган революционной демократии, печатают статьи, напоминающие политические доносы. В полицию поступают и прямые доносы с призывом уничтожить «Современник».В 1866 году «Современник» был закрыт. Это явилось тяжким ударом для честных людей России. Журнал просуществовал почти 20 лет и на многие десятилетия определил пути развития русской литературы, стал составной частью освободительного движения в России.Презентацию выполнил студент 2го курса Гр 92351 Герасимов НиколайЖурнал «Наш современник» - презентация онлайн
«НАШ СОВРЕМЕННИК»ИСТОРИЯ Предшественником журнала был альманах «Год …», выходивший в 1933—1937 и 1949—1955 от 1 до 4 раз в год, под ежегодно меняющимся названием: от «Год XVI» (1933) до «Год XXXVIII» (1955). С 1956 альманах выходил под названием «Наш современник» 4-6 раз в год. С 1964 это ежемесячный журнал. Первоначально это был орган Союза писателей СССР, с 1958 — Союза писателей РСФСР, с 1992 года одним из учредителей журнала значится Союз писателей России.О ЖУРНАЛЕ В журнале существуют разделы: «Проза», «Поэзия», «Очерк и публицистика», «Критика», «Память», публикуются письма читателей. Литературная политика, проводимая «Нашим современником» в 1950-е — 1-й половине 60-х гг., была противоречивой. Это было во- многом обусловлено процессами, которые проходили в стране в период хрущёвской «оттепели». На страницах альманаха (затем — журнала) можно было встретить произведения представителей противоположных общественно-политических и литературных лагерей: от очерков Аркадия Ваксберга и пьес Михаила Шатрова до ранних сочинений Василия Белова и Владимира Солоухина — первых провозвестников «почвеннического» направления в русской словесности, родоначальников «деревенской прозы». За эти годы в журнале печатались рассказы и повести таких видных прозаиков, как Вс. Иванов, С. Смирнов, Ю. Нагибин, Э. Казакевич, С. Баруздин, стихи поэтов К. Ваншенкина, Б. Ахмадулиной, М. Светлова, А. Ахматовой, М. Дудина.Подлинная слава «Нашего современника» неразрывно связана с именем С.В.Викулова, возглавлявшего журнал на протяжении более 20 лет (1968 — 1989 гг.). Сергей Васильевич, фронтовик, выдающийся советский поэт, очеркист, в годы наступающего безвременья, цензурного гнёта, стал главным собирателем и организатором лучших литературных сил страны, превратив журнал в боевой орган русского патриотического направления.РАСЦВЕТ ЖУРНАЛА В «Нашем современнике» дорогу в «большую литературу» нашли и многие авторы из русской «глубинки». Сколько молодых, талантливых прозаиков и поэтов смогло пробиться к читателю благодаря этому замечательному изданию. Во многих их произведениях ставился вопрос о месте человека в стремительно меняющемся мире, звучала обеспокоенность за судьбу России. Поэтическая палитра журнала была представлена именами известных авторов: В. Солоухин, Ю. Друнина, Н. Грибачёв, Н. Старшинов, Р. Гамзатов, К. Ваншенкин, Л. Татьяничева. Это был, поистине, «золотой век» послевоенной отечественной прозы. Яркой и интересной была и поэзия. Но набирал силу и такой жанр литературного творчества, как публицистика, которому по прошествии времени суждено будет стать определённым индикатором общественной борьбы и роста национального самосознания.70-80Е ГОДЫ. В 1970-е годы на страницах журнала печатались, главным образом, очерки, посвящённые проблемам колхозного строительства, жизни советской деревни, вопросам трудового воспитания юношества. С начала 80-х годов публицистов «Нашего современника» всё более интересуют проблемы нравственности, преемственности поколений, исторической памяти, духовного состояния общества, вопросы экономического развития страны. С приходом к власти Б. Ельцина журнал встал в оппозицию к его курсу, считая его прозападным, ведущим к разрушению России и гибели русского народа. Среди наиболее активных выразителей этой точки зрения — ведущие публицисты С. Кара-Мурза, В. Кожинов, М. Лобанов. Положение в стране стремительно ухудшалось. Суровое время требовало новых людей, способных удержать в изменившихся условиях знамя русского сопротивления. Это отчётливо понимали и Сергей Васильевич Викулов, и члены редколлегии. В августе 1989 года главным редактором «Нашего современника» становится Станислав Юрьевич Куняев. В истории журнала начинается новый этап.ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР Возглавить «Наш современник» С.Куняеву довелось в годы полного развала всех политических, экономических, нравственных основ государственности. В условиях нараставшей дезорганизации общественной жизни главный редактор отмечал: «Мы, русские, своей коммунистической партии, видимо, создать не успеем. История не даст нам для этого времени. Идея социализма на ближайшее время, по крайней мере, скомпрометирована антисоветской частью самой партийной верхушки. Инициативу можно перехватить, лишь опираясь на то, что условно называется «национальным самосознанием. Путь опасный, ибо он тоже на первом этапе разрушителен для многонационального государства. Однако другого пути нет…». Возможно, это высказывание Станислава Куняева объясняет определённый идеологический «разброс» многих «политических» и исторических публикаций «Нашего современника» за последние 17 лет. Журнал предоставлял трибуну представителям разных политических лагерей, направлений, партий. Но главные требования, предъявляемые к этим публикациям, соблюдались неукоснительно: профессионализм, высокие литературные качества, стремление к объективному рассмотрению исследуемых проблем прошлого и настоящего нашего Отечества, приверженность общему делу освобождения народа, идеям патриотизма.НАШЕ ВРЕМЯ Отличительная особенность журнала "Наш современник" – широчайший охват жизни современной России. Во многом это достигается за счет активного привлечения писателей из провинции. Примерно половина материалов каждого номера создана в глубинной, коренной России. Активная патриотическая позиция журнала обеспечивает ему читательскую поддержку. Последние годы "Наш современник" лидирует по числу индивидуальных подписчиков.ppt-online.org


