Александра Костенюк. Старые шахматные журналы
ПО СТРАНИЦАМ СТАРЫХ ЖУРНАЛОВ
ПО СТРАНИЦАМ СТАРЫХ ЖУРНАЛОВН. Крогиус
Просматривая старые шахматные журналы, главным образом, русские, немецкие и австрийские конца XIX века и первого десятилетия нынешнего столетия, я познакомился с рядом материалов, которые, вероятно, будут небезынтересны и для современных шахматистов. Предлагаю вниманию читателя рассказ об этих материалах. По-видимому, первым профессиональным психологом, использовавшим шахматы для научных исследований, был директор института экспериментальной психологии в Париже Анри Бинэ. Он интересовался психологией памяти и для изучения этой проблемы привлек шахматы. Как сообщает журнал «Шахматы» издания А. С. Суворина за 1894 год, профессор А. Бинэ в 1892 году обратился с анкетой, содержащей 14 вопросов к видным шахматистам того времени. Откликнулись многие. Всего А. Бинэ получил 62 ответа. Анкета касалась преимущественно игры вслепую. Но обобщение ответов дало много ценного и для понимания психологии обычной игры. Приведем вопросы анкеты: 1. Можете ли играть, не глядя на доску? Сколько партий одновременно? 2. К какому классу игры относите себя? 3. Какова ваша обычная память? Хороший ли вы математик? Хорошо ли считаете в уме? 4. Как вы представляете позицию в игре вслепую? Как происходит припоминание позиции при переходе от одной партии к другой? 5. Буквально ли представляете в уме доску и фигуры? 6. Представляете ли доску в целом или часть доски? 7. Представляете ли цвет фигур? 8. Представляете ли цвет полей? 9. Представляете ли форму фигур? 10. Представляете ли форму доски? 11. Соединяется ли в уме форма фигуры с ее пространственным перемещением? 12. Произносите ли мысленно слова во время игры? 13. Представляете ли, как играют незрячие шахматисты? 14. Как далеко можете рассчитать варианты в уме? Среди полученных ответов наиболее интересны замечания 3. Тарраша. 3. Тарраш, например, писал: «Моя память несколько выше средней. Но память на имена и лица очень плохая. Но то, что я изучаю с интересом...на это память хорошая. Я помню многое из Гомера, Софокла, Горация... Моя шахматная память особенно хороша, потому что шахматы меня интересуют больше всего. Я могу в короткое время вспомнить партию, которую играл в Берлине 12 лет назад. При этом вначале вспомнилась идея... Математик я средний... Счет в уме проводил плохо. Это было заметно уже в школе». «Я, конечно, способен представить всю позицию перед глазами, но это тяжело. В памяти остается главное, существенное для той или иной позиции. ...Вообще, вся игра построена на смысловой памяти... Мне передают, например, что в партии № 4 сделан ход Кре8—d8. Из хаоса, царящего в голове, я начинаю вспоминать, думать — что значит этот ход. Вспоминаю — был королевский гамбит, он дал мне пожертвовать слона на f7 — брать нельзя — поэтому и отошел на d8. Такова логическая цепь воспоминаний». Далее, рассказывая о представлении в уме фигур и доски, 3. Тарраш отметил, что мысль шахматиста отвлекается от формы, цвета фигур и оперирует функциональными связями фигур на доске. «Внешние особенности не важны. Я их не замечаю. Я вижу план». На основании проведенных исследований А. Бинэ выступил в 1893 году с докладом в Сорбоннском университете, а в 1894 году издал книгу. В результате обобщения данных анкетного обследования А. Бинэ сделал следующие выводы. 1. Лучше играет тот, кто правильнее оценивает позицию и дальше рассчитывает варианты. Как видим, это вывод, разделяемый многими и сейчас. Правда, А. Бинэ переоценивал счетные способности шахматистов. Он поверил С. Розенталю, который мистифицировал парижского профессора заявлением, что может рассчитать варианты на несколько... сот ходов вперед!? 2. А. Бинэ считал, что между математикой и шахматами нет тождества. "это, как бы, параллельные линии умственной работы». Предположение А. Бинэ подтвердилось. В ряде работ советских психологов показано, что между математическими и шахматными способностями нет прямой связи. 3. Полемизируя с 3. Таррашем, который говорил: «Всякая игра ведется в сущности вслепую. Всякая комбинация в 5—6 ходов просматривается в уме. Доска и фигуры только мешают расчетам». А. Бинэ справедливо отметил: «Играя с доской приходится мысленно представлять только будущее расположение фигур, а без доски и настоящее». 4. Шахматная борьба не может быть сведена к способностям запоминать, — указывал А. Бинэ. Нельзя и чисто рациональными приемами объяснить богатство шахматного творчества». Подчеркивая роль интуиции, А. Бинэ писал: «Я схватываю его (положение на доске — Н. К.) как музыкант схватывает аккорд, в его целом». 5. Подробнее останавливаясь на характеристике памяти шахматистов, А. Бинэ подчеркивает определенную роль смысловой, логической памяти, по сравнению со зрительной. Он пишет: «...если шахматисты и пользуются зрительной памятью, то она совершенно отличается от зрительной памяти живописцев. Это не живая конкретная память, а скорее память абстрактная, которую можно было бы назвать памятью геометрической». 6. Вероятно, А. Бинэ переоценивал значение внутренней речи в процессе обдумывания. Он указывал: «Внутренняя речь... беспрестанно используется в рассуждениях и расчетах. Всякий шахматист, без сомнения, произносит шепотом свои рассуждения и бормочет по время игры: молчат только немые». Позднейшие исследования, в частности советского мастера и психолога Б. Блюменфельда не подтвердили мнения А. Бинэ. Было доказано, что внутренняя речь в процессе игры носит либо крайне свернутый характер, либо вообще отсутствует. Шахматист мыслит преимущественно образами. В целом А. Бинэ заключает, что мышление шахматистов является очень сложным и разнообразным. «Если бы можно было заглянуть в голову шахматиста, мы увидели бы там целый мир ощущений, образов, идей, эмоций и страстей, бесконечное брожение состояний сознания, по сравнению с которыми все наши самые тщательные описания — только грубые схемы». Результаты исследования оказались богаче, чем предполагалось. А. Бинэ рассчитывал получить данные о развитии памяти, а фактически получилась интересная работа не только о памяти, но и о мышлении шахматистов. Многие положения применимы не только к игре вслепую, но и к игре за доской. А характеристика игры вслепую оказалась настолько точной, что все последующие исследования (Г. Марко, А. Алехин, Л. Франк) неизменно подтверждали выводы, сделанные А. Бинэ. Шахматисты должны быть благодарны французскому ученому. А. Бинэ был первым, кому удалось доказательно охарактеризовать шахматную деятельность как деятельность, обладающую высоким творческим содержанием. Сам А. Бинэ не был сильным шахматистом, но страстно любил шахматы и неоднократно подчеркивал положительное значение шахмат для развития интеллекта и характера.
* * *
Перейдем теперь к вопросу о том, как в рассматриваемый период расценивалась воспитательная роль шахмат. Ныне общепризнанно значение шахмат для развития мышления человека. В те же времена по этому вопросу велись жаркие дискуссии. Особенно живо обсуждалась проблема преподавания шахмат в школе. И.Манхаймер на страницах «Deutsches Wochenschach» за 1904 год выступил с резкой критикой шахмат. Автор утверждал, что занятия шахматами — это лишь дополнительная нагрузка для учащихся, что они отнимают время и ничего не дают взамен. Статья заканчивалась фразой: «Итак, шахматы в школе? Нет!». С противоположным мнением выступали Г. Марко, О. Кох, 3. Тарраш. Г. Марко отмечал, что шахматы отвечают всем требованиям подлинной педагогики. Они развивают ум, способствуют развитию воображения, учат терпению и т. д. А 3.Тарраш прямо предлагал органам просвещения незамедлительно решить вопрос о введении преподавания шахмат в старших классах средних учебных заведений. Обсуждался и вопрос — нужно ли для успехов в шахматах наличие высокой общей культуры, образования? В журнале «Wiener Schachzeitung» за 1906 год в связи с этим выступил М. Вейс. Он писал: «Игра Ласкера показала связь между научным мышлением и шахматными успехами». Далее автор указывает, что для продвижения в шахматах нужны талант, хорошая память, упорство и наличие общей эрудиции. Общая культура, как справедливо замечает М. Вейс, дает лучшее умение использовать разнообразные методы умственного труда, умение подходить к решению конкретных задач шире и оригинальнее. Дебатировался в то время и актуальный вопрос современных шахмат — что они представляют собой: науку, искусство, спорт? Любопытно, что особенно горячо ратовал за признание шахмат как своеобразного искусства 3.Тарраш. В журнале «Шахматное обозрение» за 1910 год мы находим следующие строки: «Шахматная игра имеет впереди большое будущее. Все более и более утверждается мнение, что она в том виде, в каком существует теперь, не только игра, но и своего рода произведение искусства... И, действительно, шахматная игра не только искусство по самому характеру своему, но и по тому впечатлению, которое она производит на зрителя. Красивая шахматная партия, так же как и всякое другое произведение искусства, вызывает у играющего и у зрителя самые разнообразные эстетические эмоции. То обстоятельство, что шахматная игра вместо игры в узком смысле этого слова все больше и больше становится самостоятельным искусством, чувствуется и в социальном значении, которое она приобретает». После проигрыша матча на первенство мира Эм. Ласкеру (1908 г.) 3. Тарраша спросили: «Теперь вы навсегда распрощаетесь с игрой?» 3. Тарраш сказал: «С игрой? Вы полагаете, что я посвятил четверть столетия игре? Собственно шахматы это спорт, но в своей сущности они искусство. Разве не дают шахматы эстетическое удовлетворение как каждое другое искусство?». Жаль, что 3. Тарраш не оставил систематизированного изложения своих взглядов на шахматы. Известно, например, что позднее в ряде интервью он подчеркивал первостепенную значимость спортивного элемента в шахматах, а в книгах излагал материал так, как это принято в науке.
Гроссмейстер Н. Крогиус
proint.narod.ru
Мои любимые шахматные журналы: часть 3
CHESS REVIEW
Chess Review (выходивший с 1933 по конец 1969 года) был безоговорочно лучшим шахматным журналом Америки, пока в 1961 году его не обошел значительно повысивший качество Chess Life. Эти издания конкурировали (интерес рос как на дрожжах после появления Таля и, конечно, Бобби Фишера), и оба были великолепны. Эл Горовиц, работавший в Chess Review со времени основания, трудился день и ночь до самой пенсии, которая привела к слиянию журналов и появлению Chess Life and Review (издававшегося с конца 1969 по 1980 год, кода название сменилось на Chess Life).
Я выбрал выпуски за 1960 год, поскольку в то время казалось, что журнал будет оставаться лучшим на протяжении многих лет. Конечно, никто тогда и знать не знал, что уже в следующем году у издания появится мощный конкурент в лице Chess Life.

Номер Chess Review за январь 1960 года. Фотография с eBay.
На обложке первого выпуска Chess Review в 1960 году красуется симпатичная фотография, на следующей странице примерно 10 шахматных задач (хорошее начало!). Дальше мы видим фотографию, снятую на фабрике спорттоваров в Белграде: несколько мужчин катаются на качелях и балансирах как дети. Приглядевшись, можно узнать Петросяна, Таля, Авербаха и Кереса.
Под фото рассказ о забавных происшествиях во время турнира претендентов. Мне понравились следующие эпизоды:
1. Играли Бенко и Глигорич. Глигорич ошибся в дебюте, Бенко задумался и попал в цейтнот (для него это было в порядке вещей), позиция Глигорича улучшилась, но Бенко отказался от ничьей. Игра продолжилась; за несколько ходов до контрольного Бенко предложил ничью и его противник принял. Один из зрителей хотел узнать, сколько времени оставалось у Бенко, он подошел к доске, запустил часы, и флаг тут же упал!2. В девятом туре Глигорич предложил ничью Петросяну и победил после того, как тот отказался. Оказалось, что Петросян просто не расслышал предложения по причине глухоты!
3. Бенко решил, что Таль его гипнотизирует, поэтому на игру одел темные очки. К сожалению, те, наверное, мешали ему видеть доску, потому что он скоро отдал пешку без компенсации и проиграл партию.
4. Таль играл одновременно в пинг-понг и шахматы с разными противниками, делая ходы, пока мяч был вне игры.
Прочитано всего две страницы, а я уже полон впечатлений. Неужели журнал и дальше останется столь же интересным? Сомневаюсь, но все возможно! Посмотрим… ага… Должен был начаться Чемпионат США, но возникли проблемы (не сказано, какие). В связи с этим Фишер расстроился и заявил, что не будет играть. Тони Сэйди (снявшемуся в замечательном фильме HBO о Фишере) предложили его заменить. Сэйди принял приглашение, но Фишер все же решил сыграть, и Сэйди остался не у дел.

Номер Chess Review за Сентябрь 1960. Фотография с eBay.
Это обязано было случиться! На странице четыре красуется фотография с сообщением о победе шахматного клуба Уотервиля над шахматным клубом Портленда со счетом 5-4. Я уже хотел перелистнуть эти страницы, как вдруг остановился на пятой, заметив теоретический вариант, который, как я думал, благоприятен для черных.
На той же самой странице я заметил еще одну партию, игранную французской защитой. Разумеется, дела черных шли лучше, чем в предыдущей партии:
Пришло время нашей первой задачи:
ЗАДАЧА 1
Что происходит? Я все еще на пятой (!!!) странице, и мне остается просмотреть 380 всех выпусков за 1960 год (я даже не приблизился к своей цели).
ДЕБЮТЫ ПОД МИКРОСКОПОМ
Пролистнув несколько страниц, я нашел колонку "Дебюты под микроскопом" Макса Эйве. Он рассматривал вариант:
Но он анализировал и:
В этом варианте события развиваются намного медленнее, поэтому многие соображения остаются верны (хотя не повредит и заглянуть в современную книгу об этом начале). Важнее, что Эйве объясняет плюсы и минусы дебюта, сочетая эрудицию с тонким юмором, присущим также Кересу.
Эйве: “Самое распространенное продолжение в ново-старом варианте - так называемый "Вариант двух коней", некогда считавшийся опровержением защиты Каро-Канн.
СИЛМАН: Приводится гораздо больше вариантов, но мне столько всего еще предстоит показать. Кстати, я забыл сказать вам, что Керес был прав. Белые теперь играют 7.Сd2 чаще всего, на втором месте 7.a3.
ТАКТИКА И ЕЩЕ ОДНА КОЛОНКА ЭЙВЕ
Продолжив листать журнал, я нашел простые тактические задания, еще немного тактических заданий ("Последний удар" Вальтера Корна) и еще одну колонку Эйве, на этот раз посвященную эндшпилю (Ладья против пешек). Не стану рассказывать о ней подробнее (я уже упоминал об Эйве), зато покажу несколько заданий Вальтера Корна.
ЗАДАЧА 2
Черные упустили шанс своей жизни. Заметите ли его вы?
ЗАДАЧА 3
Из партии Рихтера, Берлин 1929.
ЗАДАЧА 4
ПОВЕСТЬ О ТРЕХ КАРО-КАННАХ
Партии недавних турниров, Ганс Кмох
Закончив с комбинациями, я испытал приступ дежа вю. Я думал, что вариант 1.e4 c6 2.Кc3 d5 3.Кf3 Сg4 4.h4 Сxf3 5.Фxf3 Кf6 6.d3 e6 7.g3 Сb4 остался позади. Отнюдь, Ганс Кмох решил меня удивить! В его "Повести о трех Каро-Каннах" рассказывается о том же самом варианте!
Во всех трех партиях Фишер играл белыми, и все три показали, что черным особо не о чем волноваться. Фишер дважды проиграл Кересу и выиграл у Бенко. Все три партии тщательно прокомментированы.
ПАРТИИ ЧИТАТЕЛЕЙ
Подъем и упадок гамбита, Эл Горовиц
Я искал статьи Эла Горовица, поскольку именно он был душой этого журнала. Проработав в Chess Review с 1933 до конца 1969 года, он стал его живым воплощением. Присутствие Горовица ощущается на каждой странице, во многих статьях и заметках.
В очередной колонке он показал (в первой партии), что фланговый гамбит в сицилианской партии уже не опасен, но во второй партии жертвенная стратегия все же оправдалась.
ЧЕМПИОНАТ США СРЕДИ ЖЕНЩИН
Я на странице 26, и мне остается пройти еще 359! Боюсь не справиться!
Лиза Лейн победила с результатом 7 из 8, Грессер отстала всего на пол-очка. Среди участниц Лена Граммет, хозяйка прекрасного шахматного клуба в своем доме в Лос-Анджелесе. Она оказалась на предпоследнем месте: 2 из 8, но принесла шахматам огромную пользу.
ФИШЕР СНОВА ПЕРВЫЙ
Чемпионат США, 1959-60
Фишер снова обогнал всех противников, победив с внушительным результатом 9 из 11; Роберт Бирн набрал 8 из 11. Я пролистал еще две статьи Макса Эйве, одна называлась "Чемпионат Западной Германии", а другая "Последние новости о староиндийской защите". Когда я вижу упоминания о Фишере, все остальное перестает меня интересовать.
ТАЛЬ О ТУРНИРЕ ПРЕТЕНДЕНТОВ
Никому не говорите, но мы поговорим о Фишере
“Я могу назвать героем турнира Пауля Кереса. В сорок три года он играл как двадцатилетний. До турнира многие журналисты считали, что девизом Кереса на этом турнире будет ‘Сейчас или никогда’. Его сила огромна, и через три года, в следующем матч-турнире (куда он уже отобрался, заняв второе место в этом), он станет одним из главных претендентов на победу.
“Чемпион СССР Петросян мог выступить лучше, но он играл без энтузиазма, что ясно и по обилию ничьих в турнирной таблице. На победу в турнире он не претендовал. Катастрофа Смыслова удивила всех еще сильнее. По стилю и по своей природе он очень уравновешенный игрок, но с самого начала этого турнира он проявлял чрезвычайное беспокойство. Возможно, ему следовало уделить больше внимания изучению противников. Начиная с 1954 года, он играл, в основном, с Ботвинником и перестал чувствовать стиль других гроссмейстеров. Только в третьем круге он показал свою исключительную силу, но до первого места было уже не достать.
“Фишер с самого начала мечтал о том, чтобы стать чемпионом мира, но ему для начала стоило бы сыграть на чемпионате мира среди юношей, где он, несомненно, одержал бы победу. Он показал себя игроком высочайшего класса. В ближайшем будущем он станет серьезным противником.
“Сам я играл неровно, но в таком длительном соревновании трудно играть хорошо от начала до конца. Вначале я был в плохой форме, собирался с силами и только в третьем круге, в Загребе, стал играть с полной мощью.
“Я могу назвать своими лучшими достижениями победу над Смысловым во втором круге и над Фишером в третьем.
“Долгое время я мечтал о том, чтобы сыграть хотя бы одну партию с чемпионом и я счастлив, что теперь смогу сыграть с ним целый матч”.
Могу себе представить, что Фишер не был доволен советом Таля сыграть в чемпионате мира среди юношей и утверждению, что он станет серьезным противником только в ближайшем будущем.
РАССКАЗЫ ЛЮБИТЕЛЯФред М. Рен
Считается, что Фред Рен сумел остроумно и энергично выразить душу шахматиста. Приведу небольшой отрывок:
“Я оказался достаточно глупым, чтобы заявить на всю страну в радиоэфире, что поворот колеса, расклад карт, бросок кубика - все это неприменимо к шахматной игре. 'Если вы играете лучше, чем противник, побеждаете вы. Если он играет лучше, чем вы, побеждает он. Все просто'. Хуже всего, что я верил в это, когда произносил! Целый год мои шахматные противники называли меня самым везучим из шахматистов, а я смеялся над их сетованиями, считая, что 'Удача Рена', как они это называли, объяснялась исключительно моим шахматным талантом, масштабом и яркостью настолько превосходившим понимание этих посредственностей, что они не способны были даже описать то, с чем столкнулись, иначе, чем словами 'Удача Рена'".
Эти статьи, действительно, великолепно написаны. Убедитесь в этом сами при возможности!
ШЕДЕВРЫ ПРОШЛОГОФред Рейнфельд
Прежде чем перейти к его колонке я должен признаться, что в юности (12-13 лет) я считал Рейнфельда ужасным писателем. В те дни это мнение высказывали и другие шахматисты. Только узнав намного больше о шахматах и писательстве, я начал понимать, что он намного, НАМНОГО опередил свое время. Во-первых, он был одним из 10 лучших игроков США (какое-то время шестым). Это значит, что он понимал шахматы. Но я полюбил и его литературное творчество. Да, он написал более 100 книг, и некоторые из них были полной макулатурой (все хотят есть). Но большинство из них находится в диапазоне от хороших до очень и невероятно хороших. The Great Chess Masters and Their Games ("Великие шахматисты и их партии") - классическая работа, которая должна быть в библиотеке у каждого, все написанные им биографии (Алехина, Капабланки, Кереса, Эммануила Ласкера, Морфи и Нимцовича) очень хороши, а Practical End-Game Play ("Практику эндшпиля") я перечитывал постоянно на протяжении всей своей карьеры - там есть интересные партии, не вошедшие ни в какие базы. Рейнфельд умер в возрасте 54 лет. Я жалею, что не успел поблагодарить его за все, чему он меня научил, включая любовь к истории шахмат.
Итак, вернемся к его колонке!
“Для энергичного стиля Алехина было характерно что, добившись преимущества, он использовал его со сверхчеловеческой энергией, создавая одновременно поучительные и красивые партии”.
Я не буду приводить партию целиком, а превращу ее в задачу:
ЗАДАЧА 5
Догадываюсь, что мне пора заканчивать, или я так и буду сидеть с этими журналами вечно, пока моя жена точит нож. Жаль, что я не успею показать, как Ломбарди победил Спасского (с примечаниями Ганса Кмоха), или все колонки Эйве. Преступно, что вы не увидите статью "После матча на первенство мира", где Михаил Таль рассказывает о своей победе над Ботвинником.
Какой из журналов (в свой золотой век) был лучше? Chess Life (до катастрофы в конце 1970-х), Chess Review (чудесный журнал, издававшийся Горовицем, владельцем и редактором, с 1933 по 1969 год), или Chess Life and Review (шахматная химера, возникшая после объединения журналов)? У этих журналов не было глянцевых обложек. Они не стремились привлечь читателей внешним видом, но в них были новости, чудесные колонки легендарных шахматистов, много фотографий и неисчерпаемый запас задач по тактике. Что важнее всего, в них была душа. Когда я смотрю на современные журналы, произведенные на высоком техническом уровне, я ничего не чувствую, а те три журнала были частью вашей жизни. Они были долгожданными друзьями, приходившими к вам в гости каждый месяц. Те, кто любил их, все еще оплакивают их кончину.
“Победитель” - Chess Life and Review, взявший почти все лучшее от каждого из предшественников. "Почти" относится к Израилю Альберту Горовицу, чье сердце билось под обложкой Chess Life. Присутствие редактора ощущалось в каждом выпуске. С невероятной заботой он готовил и делал уникальным каждый номер. Он был незаменим.
Новые глянцевые журналы по-своему хороши, но дух 60-х и 70-х можно почувствовать только “прислушавшись" к старым изданиям. Я слышу их постоянно. Прочтите их, и вы тоже это услышите.
www.chess.com
Шахматные книги, или я б в гроссмейстеры пошел
Всем привет!Сегодня в твиттере мне задали следующий вопрос: "Посоветуйте, пожалуйста, лучшие книги, которые помогут научиться играть в шахматы осознанно, на уровне выше, чем любительском."
Вопрос интересный, и, уверена, волнует многих, кто хотел бы научиться играть в шахматы чуть лучше.
Так как в 140 знаков ответ на этот вопрос разместить не удастся, я решила посвятить этой теме отдельный пост, тем более, таким образом я смогу обновлять и добавлять сюда время от времени что-то новое. Все ваши предложения по поводу полезных книг для начинающих шахматистов очень приветствуются, поэтому обязательно оставляйте комментарии со своими любимыми шахматными книгами.
Итак, чтобы ответить на вопрос о шахматных книгах, сначала разделю шахматы на своеобразные разделы - дебют, миттельшпиль и эндшпиль.
Но начнем мы строительство нашего дома шахматного мастерства с фундамента. Для тех, кто делает самые первые шаги в шахматах рекомендую начать изучение с прекрасных книг-самоучителей, таких как:
Эмануил Ласкер. «Учебник шахматной игры»Капабланка Х.Р. «Учебник шахматной игры»
главное, покупать книги, написанные сильными известными гроссмейстерами, а еще лучше - чемпионами мира. Сегодня на шахматном книжном рынке так много литературы, что можно утонуть в этом океане ненужной информации, поэтому для начала, думаю, будет достаточно перечисленных выше самоучителей.
После ознакомления с самоучителями, возвращаемся к нашим "главам" шахмат - дебюту, миттельшпилю и эндшпилю.Настоятельно рекомендую начинать изучение шахмат именно с эндшпиля, причем элементарного. Начинающим к изучению дебюта надо подходить в последнюю очередь!
В советское время было написано много прекрасных книг по эндшпилю, таких как "Тайны ладейного эндшпиля" Смыслова, "600 окончаний" Портиша и Шаркози, многотомный труд Авербаха, книга Авербаха "Что надо знать об эндшпиле". Из относительно новых книг, выделяются книги Панченко "Теория и практика шахматных окончаний" и, конечно, "Учебник эндшпиля" Дворецкого. Но для тех, кто только начинает играть, я бы порекомендовала книгу Jesus de la Villa, изданную на английском "100 Endgames you must know"
Для изучения миттельшпиля, мы разделим эту самую сложную часть игры на два раздела - "Тактика" и "Стратегия". Тактических приемов в шахматах существует не так много, как может показаться, но, чтобы освоить каждый из них надо проделать большую работу - прорешать как можно больше шахматных задач. Сборников тактических задач существуют тысячи, выбирать можно практически все. Даже я достаточно регулярно решаю элементарные тактические задачи, чтобы освежить в памяти все тактические приемы. Для такой тренировки я пользуюсь шахматными программи, которых также существует достаточно много.
В детстве я помню, что часто решала задачи из книги "Шахматный Практикум" Якова Нейштадта. Сегодня она переиздана и может быть легко найдена на шахматных сайтах. Решать тактику надо регулярно и в больших количествах. Желательно, чтобы для решения задач вам необходимо было приложить определенные усилия. Если задачи даются слишком легко, переходите на следующий уровень. Но слишком сложные задачи также ничего хорошего не принесут, поэтому надо стараться найти "золотую середину"
Для изучения раздела "Стратегия" потребуется гораздо больше времени и усилий. В первую очередь рекомендую изучить книгу, читая которую, изучали стратегию почти все сильные шахматные игроки мира. Классика шахматной литературы, знаменитая "Моя система" Нимцовича.
Также, рекомендую, изучить и прочитать сборники партий, написанные чемпионами мира,
особенно, уделяя внимание сборникам про матчи на звание чемпиона мира. Вы можете просто посмотреть список матчей на первенство мира, а потом поискать книги, которые вышли с партиями этих матчей, желательно прокомментированные самими участниками матчей. Вспоминается также и прекрасный многотомник Ботвинника "Аналитические и критические работы", и великолепная книга Болеславского и Бондаревского про матч Петросяна со Спасским, 1969. Отличный сборник Бронштейна "Международный турнир гроссмейстеров", и так далее, и тому подобное.
Прекрасные книги Каспарова - "Мои великие предшественники" и "Великое противостояние" - великолепные работы, но уже для шахматистов, играющих, как минимум, на уровне 1-го раздряда и выше.
Недавно появились хорошие книги с задачами по стратегии, на эту тему могу порекомендовать книгу Терехина "Стратегические приемы в шахматах", книгу Михайловой "Стратегия чемпионов. Мышление схемами" и 2 тома книг Гельфера "Стратегия победы. Учебник позиционной игры."
Существует также много прекрасных "промежуточных" книг о том, как переходить из миттельшпиля в эндшпиль.
Например, совсем небольшая книжечка Разуваева и Несиса "Переход в эндшпиль"
Изучение дебюта идет совместно и неразрывно с изучением миттельшпиля, и также начинается с изучения классических шахматных примеров, партий матчей на звание чемпиона мира. Читая такие книги, можно обращать внимание, какие дебюты встречались в партиях гроссмейстеров и смотреть, какие построения вам больше всего нравятся. Как только круг таких дебютов обрисован, можно начинать уже более детально изучать понравившиеся варианты. Главное, не увлекайтесь. Современной шахматной теорией можно заниматься сутками напролет. Недаром, во многих современных дебютных вариантах, новинки применяются уже в районе 40-х ходов! На первых порах, изучите лучше прекрасную книгу Нейштадта "По следам дебютных катастроф",
чтобы постараться не ошибаться также, как уже не раз ошибались до вас.
Может быть, это будет не очень скромно, но в рассказе о книгах не могу не рассказать про несколько моих работ. Первая книга, которая была написана мной совместно с моим папой - "Как стать гроссмейстером в 14 лет" (2002), книга была переведена на 3 языка и до сих пор пользуется большим успехом. В книге рассказано о моем шахматном пути до звания гроссмейстера. Повествование построено в виде 19 уроков с задачами от начинающего до гроссмейстера. Вторая моя книга, которой я очень горжусь, так как полностью написала ее сама, "Дневники шахматной королевы"(2010)
Эта книга-история о моем шахматном пути от начинающей шахматистки до чемпионки мира. Небольшое виде-интервью, сделанное на презентации моей книги "Дневники шахматной королевы", в Московском доме книге на Новом Арбате, 20.10.2010
И третья моя книга "Как научить шахматам. Дошкольный шахматный учебник", написанная совместно с моей мамой, содержит методику обучения дошкольников азам шахматной игры:
Так что замечательных шахматных книг очень много, и как я уже сказала в начале, я обузательно буду обновлять этот пост о шахматной литературе. Пожалуйста, пишите и вы!
И напоследок, должна кого-то разочаровать - волшебных книг не существует. Изучая книги, можно найти очень много интересной и полезной информации, но, чтобы освоить новый материал, необходима постоянная работа и практика. Прочитая одну книгу, невозможно сразу же усилиться на несколько разрядов. Спортивный рост шахматиста происходит постепенно, в течение нескольких лет. Но хорошая новость в том, что начинать играть и изучать шахматы можно практически в любом возрасте.
Поэтому, читайте, дерзайте и побеждайте! Желаю всем успеха!Ваша АК
P.S. Приглашаю посмотреть фото-галерею моих "старинных" шахматных книг. Как не сложно догадаться, я их собираю :))
chessqueen.livejournal.com


