Geum.ru. Статьи из журналов по возрастной психологии
Возрастная психология
(Психология развития)
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК
Автор-составитель:
Кагермазова Л.Ц., д.психол.н.,
профессор кафедры педагогики и психологии ДПО КБГУ
Учебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс по дисциплине «Психология развития и возрастная психология», разработанный в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным. Предлагаемый учебник может быть использован при подготовке студентов по дополнительной квалификации «Преподаватель».
Оглавление
Раздел первый. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава I. Предмет возрастной психологии. Теоретические и практические задачи возрастной психологии
§ 1. Характеристика возрастной психологии, психологии развития как науки
§ 2. Проблема детерминации психического развития
§ 3. Основные понятия возрастной психологии
Глава II. Организация и методы исследования в психологии развития и возрастной психологии
§ 1. Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования в психологии развития
§ 2. Метод наблюдения
§ 3. Эксперимент как метод эмпирического исследования
§ 4. Исследовательские стратегии: констатация и формирование
§ 5. Вспомогательные методы исследования
§ 6. Схема организации эмпирического исследования
Раздел второй. ИСТОРИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава III. Возникновение возрастной психологии как самостоятельной области психологической науки
§ 1. Становление возрастной (детской) психологии как самостоятельной области психологической науки
§ 2. Начало систематического изучения детского развития 36
§ 3. Из истории становления и развития российской возрастной психологии во второй половине XIX — начале XX в
Глава IV. Теории детского развития первой трети XX в.: постановка проблемы факторов психического развития
§1. Постановка вопросов, определение круга задач, уточнение предмета детской психологии
§ 2. Психическое развитие ребенка и биологический фактор созревания организма
§ 3. Психическое развитие ребенка: факторы биологический и социальный
§ 4. Психическое развитие ребенка: влияние среды
Раздел третий. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава V. Психическое развитие как развитие личности: психоаналитический подход
§ 1. Психическое развитие с позиций классического психоанализа 3. Фрейда
§ 2. Психоанализ детства
§ 3. Современные психоаналитики о развитии и воспитании детей . . .
§ 1. Эго - психология Э. Эриксона
§ 2. Методы исследования в работах Э. Эриксона
§ 3. Основные понятия теории Эриксона
§ 4. Психосоциальные стадии развития личности
Глава VII. Психическое развитие ребенка как проблема научения правильному поведению: бихевиоризм о закономерностях детского развития
§ 1. Классический бихевиоризм как наука о поведении
§ 2. Бихевиористская теория Дж. Уотсона .
§ 3. Оперантное научение
§ 4. Радикальный бихевиоризм Б. Скиннера
Глава VIII. Психическое развитие ребенка как проблема социализации: теории социального научения
§ 1. Социализация как центральная проблема концепций социального научения
§ 2. Эволюция теории социального научения
§ 3. Феномен научения через наблюдение, через подражание
§ 4. Диадический принцип изучения детского развития
§ 5. Изменение представлений о психологической природе ребенка
§ 6. Социокультурный подход
Глава IX. Психическое развитие как развитие интеллекта: концепция Ж. Пиаже
§ 1. Основные направления исследований интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже
§ 2. Ранний этап научного творчества
§ 3. Операциональная концепция интеллекта Ж. Пиаже
§ 4. Критика основных положений теории Ж. Пиаже
Раздел четвертый. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ В РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава X. Культурно-исторический подход к пониманию психического развития: Л.С. Выготский и его школа
§ 1. Происхождение и развитие высших психических функций
§ 2. Проблема специфики психического развития человека
§ 3. Проблема адекватного метода исследования психического развития человека
§ 4. Проблема «обучение и развитие»
§ 5. Две парадигмы в исследовании психического развития
Глава XI. Стадиальность психического развития человека: проблема периодизации развития в онтогенезе
§ 1. Проблема исторического происхождения возрастных периодов. Детство как культурно - исторический феномен
§ 2. Категория «психологический возраст» и проблема периодизации детского развития в работах Л.С. Выготского
§ 3. Представления о возрастной динамике и периодизации развития Д.Б. Эльконина
§ 4. Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития 1
Раздел пятый. ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА: ВОЗРАСТНЫЕ СТУПЕНИ
Глава XII. Младенчество
§ 1. Новорожденность (0—2 месяца) как кризисный период
§ 2. Младенчество как период стабильного развития
§ 3. Развитие общения и речи
§ 4. Развитие восприятия и интеллекта
§ 5. Развитие двигательных функций и действий с предметами
§ 6. Созревание, обучение и психическое развитие на первом году жизни
§ 7. Психологические новообразования младенческого периода. Кризис одного года
Глава XIII. Раннее детство
§ 1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте и общение со взрослым
§ 2. Развитие предметной деятельности
§ 3. Зарождение новых видов деятельности
§ 4. Познавательное развитие ребенка
§ 5. Развитие речи
§ 6. Новые направления руководства психическим развитием в раннем детстве
§ 7. Развитие личности в раннем детстве. Кризис трех лет
Глава XIV. Дошкольное детство
§ 1. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте
§ 2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста
§ 3. Другие виды деятельности (продуктивная, трудовая, учебная)
§ 4. Познавательное развитие
§ 5. Общение со взрослыми и сверстниками
§ 6. Основные психологические новообразования. Личностное развитие
§ 7. Характеристика кризиса дошкольного детства
Глава XV. Младший школьный возраст
§ 1. Социальная ситуация развития и психологическая готовность к школьному обучению
§ 2. Адаптация к школе
§ 3. Ведущая деятельность младшего школьника
§ 4. Основные психологические новообразования младшего школьника.
§ 5. Кризис отрочества (предподростковый)
8 Оглавление
Глава XVI. Подростковый возраст (отрочество)
§ 1. Социальная ситуация развития
§ 2. Ведущая деятельность в подростковом возрасте
§ 3. Специфические особенности психики и поведения подростков
§ 4. Особенности общения со взрослыми
§ 5. Психологические новообразования подросткового возраста
§ 6. Развитие личности и кризис перехода к юности
Глава XVII. Юность
§ 1. Юность как психологический возраст
§ 2. Социальная ситуация развития
§ 3. Ведущая деятельность в юношеском возрасте
§ 4. Интеллектуальное развитие в юности
§ 5. Развитие личности
§ 6. Общение в юности
Глава XVIII. Взрослость: молодость и зрелость
§ 1. Взрослость как психологический период
§ 2. Проблема периодизации взрослости
§ 3. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в период зрелости
§ 4. Развитие личности в период взрослости. Нормативные кризисы взрослости
§ 5. Психофизиологическое и познавательное развитие в период взрослости
Глава XIX. Взрослость: старение и старость
§ 1. Старость как биосоциопсихологическое явление
§ 2. Актуальность исследования геронтопсихологических проблем
§ 3. Теории старения и старости
§ 4. Проблема возрастных границ старости
§ 5. Возрастные психологические задачи и личностные кризисы в старости
§ 6. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости
§ 8. Познавательная сфера в период старения
Комплект лекций по курсу: «Возрастная психология»
ПРЕДИСЛОВИЕ
В настоящее время знание фактов и закономерностей психологического развития в детстве, юности, зрелости и старости, возрастных задач и нормативов развития, типичных возрастных проблем, предсказуемых кризисов развития и способов выхода из них необходимо самому широкому кругу специалистов — психологам, педагогам, врачам, социальным работникам, работникам культуры и т.д. Предлагаемый учебник представляет собой развернутый учебный курс по дисциплине «Психология развития и возрастная психология». Особенно полезен этот учебник будет для студентов, обучающихся на вечерних и заочных отделениях вузов. Включенные в пособие темы охватывают практически весь диапазон курса возрастной психологии. В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого Заложены Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным. Учебник включает 5 разделов, объединяющих 19 тем. Первый раздел «Предмет, задачи и методы психологии развития
В Приложении приводится общая схема возрастной периодизации психического развития человека. Каждая глава сопровождается вопросами и заданиями, которые призваны обратить внимание учащихся на ключевые моменты темы. Содержание глав включает примеры из психологических исследований, литературные и жизненные иллюстрации, что облегчает восприятие теоретического материала и позволяет обратиться к собственному опыту каждого читателя, побудить поразмышлять над теми или иными важными проблемами, имеющими и теоретическое, и прикладное значение, связать теорию с практикой, перекинуть мостики от классических теорий к современным актуальным проблемам психологии развития.
Раздел первый ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
studfiles.net
Психологические журналы: аннотированный список
Подобный материал:- Список питань до іспиту з курсу, 2063.24kb.
- Аннотированный список литературы, 785.91kb.
- Аннотированный список документов (1999 2003 гг.), 132.11kb.
- Аннотированный список образовательных ресурсов Интернет по теме «Организация интегрированного, 69.64kb.
- Аннотированный список литературы, 288.52kb.
- Аннотированный список литературы, 270.06kb.
- О дивный муж! С челом открытым, 155.05kb.
- Аннотированный список литературы, 233.21kb.
- Аннотированный список Интернет–ресурсов, 7.9kb.
- Темы вашего учебного проекта, 52.61kb.
Сегодня в России издается несколько десятков психологических журналов. Не все из них широко известны, но каждый имеет своеобразие с точки зрения круга затрагиваемых вопросов, представительства определенного направления, школы, отрасли психологии, региона и т.п. Представляем журналы, которыми располагает читальный зал периодики библиотеки МГПУ.
Вопросы психологии: научный журнал. Выходит с 1955 года. Периодичность – 6 номеров в год. В библиотеке МГПУ с 1973 года.
В течение первых 22 лет был единственным научным психологическим журналом в СССР. В редколлегии журнала всегда работали ведущие отечественные психологи. Так, в самую первую редколлегию входили А.А. Смирнов, В.Н. Колбановский, Б.Г. Ананьев, Н.Ф. Добрынин, К.Н. Корнилов, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов. Именно этот состав редколлегии на многие годы вперед задал тот высокий научный уровень представления материалов, который журнал пытается сохранять и по сей день. “Вопросы психологии” задавали тон обсуждения научных вопросов, над которыми размышляли ведущие психологи страны. На страницах журнала находили отражение научные дискуссии, всколыхнувшие психологическую общественность (вспомним хотя бы дискуссии о предмете психологии [1971. № 4 — 6; 1972. № 1 – 3], о психолого-педагогических проблемах обучения детей шестилетнего возраста [1984. № 5], о путях перестройки психологической науки [1988. № 1 – 5]). В новых условиях журнал обращается к обсуждению таких тем, как соотношение психологии и педагогики, психология высшей школы, психологическая служба вообще и в школе в частности и др. На страницах журнала нашли отражение многие фундаментальные проблемы психологии, которые разрабатывались отечественными специалистами. “Вопросы психологии” послужили тем центром, который объединил психологов, работавших в разных концах необъятной страны. Такому объединению во многом способствовали тематические “круглые столы” – наиболее демократическая форма публикации материалов, позволяющая донести свою точку зрения до широкой общественности практически любому специалисту, как бы далеко от центра он ни работал.
Основные задачи журнала “Вопросы психологии” редколлегия видит в том, чтобы знакомить читателей с последними достижениями психологической науки в стране и за рубежом. Отражая в определенной степени ее сегодняшнее состояние, журнал стремится максимально способствовать развитию фундаментальных теоретических исследований и разработке методов решения практических задач, внедрению психологических знаний в жизнь. Журнал по-прежнему рассчитан на профессиональных психологов, в особенности на специалистов, разрабатывающих психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения, на работников системы народного образования (от дошкольного до послевузовского), а также на широкий круг читателей, интересующихся психологией. Поэтому, публикуя теоретические, экспериментальные и прикладные работы по общей, возрастной и педагогической, социальной, исторической психологии, журнал выделяет в качестве приоритетных темы, служащие психологизации образовательного процесса и прежде всего развитию психологической службы в школе, активному внедрению психологических знаний в обучение и воспитание, их использованию при анализе проблем развития современного общества, а также для психологического обоснования гуманистического подхода к проблемам человеческого существования.
Редколлегия журнала стремится к тому, чтобы на его страницах получило достойное отражение богатство отечественной психологической мысли, чтобы “Вопросы психологии” воспринимались читателями и как источник надежных сведений по истории психологической науки, в первую очередь российской. Именно поэтому в последние годы существенно расширилось число публикаций в разделах “История психологии” и “Памятные даты”.
Методология и история психологии: научный журнал. Выходит с 2006 года. Периодичность - 4 выпуска в год. В библиотеке МГПУ с 2007 года.
Идея журнала родилась на Третьем Ярославском методологическом семинаре в апреле 2005 года. Уже тогда стало ясно, что методология психологии вошла в своеобразный период ренессанса, востребована новыми поколениями психологов, продуцирует плодотворные дискуссии и публикации. В то же время среди существующей периодики отсутствовали научные журналы, специально занимающиеся методологией психологии или ее историей, которая представляет собой не только цепочку психологических исследований и открытий, но и методологические искания психологии, попытки обретения собственного лица многими и многими отечественными и зарубежными психологическими школами. Журнал «Методология и история психологии» намерен ограничиться именно методологической и исторической рефлексией в целях развития психологической науки. Редакция полагает, что определенные основополагающие темы требуют постоянного внимания, поскольку они задают важные ориентиры и в понимании собственной науки, и в направлении исследований, позволяют взглянуть на пространство психологии с более широкой точки зрения, обозреть пройденный путь и увидеть перспективы.
Ключевыми темами журнала стали следующие: объект, предмет и метод психологии; объяснение, закон и парадигмы в психологии; понятие, критерии и классификации научно-исследовательских подходов; системы категорий психологии; категория психического; сознание и бессознательное; восприятие и действие; субъект и объект в психологии; процессы дифференциации и интеграции в психологии; психическое и физическое; внешнее и внутреннее; объективное и субъективное; биологическое и социальное; психологическая наука и психологическая практика; система психологических наук; содержание общей и теоретической психологии; направления и школы в психологии; проблема коммуникации и взаимопонимания в психологии; кризис и прогресс в психологии; теория и методология практической психологии; социальная методология психологии; наука и миф в психологии. Именно на круг этих фундаментальных теоретико-методологических вопросов, который может быть обозначен как «высокая методология» в отличие от более частных, ориентирован новый научный психологический журнал «Методология и история психологии».
Каждый год первый выпуск журнала в основной своей части будет посвящен одной определенной теме по методологии психологии. Тематика задается редакционной коллегией журнала на основе обсуждений в редакционном совете и предложений широкой психологической общественности . Главный критерий публикации – оригинальная исследовательская позиция и качество научного текста, что оценивается независимыми экспертами. Своеобразие теоретико-методологических ориентиров не является препятствием для опубликования предоставленной работы. Журнал является рецензируемым. Рецензентами в основном выступают члены редакционного совета, а также при необходимости привлекаются внешние рецензенты.
Редакционная коллегия журнала приглашает исследователей различных теоретико-методологических позиций к свободному обсуждению фундаментальных проблем психологии во имя истины.
Психология в вузе: научно - методический журнал. Издается с 2003 года. Периодичность — 6 выпусков в год. В библиотеке МГПУ с 2007 года.
Идея издания предельно проста – журнал призван работать в пространстве методического и научного обеспечения преподавания психологии в психологических и непсихологических вузах и в программах поствузовского и дополнительного образования.
Основные принципы журнала: демократичность, методичность, психологический патриотизм, структурность, дискуссионность, «журнальность», независимость и интересность.
Демократичность значит, что журнал открыт для всех преподавателей, научных сотрудников, аспирантов и студентов, которых волнует задача методического и научного обеспечения подготовки и переподготовки психологов.
Методичность значит, что журнал не работает «с колес», а методично заказывает или ищет необходимые для реализации миссии журнала материалы. Психологический патриотизм означает главенство интересов психологии перед интересами отдельных подсистем и сфер психологии.
Структурность значит, что содержание журнала структурировано. Количество рубрик не бесконечно. Бесконечно разнообразно содержание этих рубрик. Дискуссионность означает культивирование альтернативности, критичности, рейтинговости в преподнесении методического материала.
«Журнальность» означает полное использование всех собственно журнальных форм преподнесения материала: статьи, обзоры, рефераты, интервью, дискуссии, круглые столы, реплики, рейтинги, фотографии, объявления, реклама, вести.
Независимость означает то, что журнал является вневедомственным, фактически – частным, не отдающим предпочтения ни одной психологической государственной, частной или общественной институции, но сотрудничающим со всеми. Включение в структуру журнала рубрики «Страничка УМО по психологии» означает уважение к самоотверженной и непростой деятельности учебно-методических объединений по психологии (педагогике, социальной работе и пр.).
Интересность означает стремление журнала быть нужным для преподавателей психологии и студентов- психологов в вузах, университетах, поствузовских учебных заведениях. Редакция стремится сделать журнал интересным и для декана, мечтающего сделать VIP-факультет, и для маститого профессора, издавшего уже пять учебников и мечтающего о шестом, и для начинающего преподавателя, составляющего свой первый в жизни учебный план по некоторой психологической дисциплине, и для работника библиотеки, желающего знать, какие именно учебники ему надо заказывать для студентов ( обзоры и рейтинги помогут ему в этом!), и для студентов, которые сегодня, к сожалению, легче ориентируются в психологических ресурсах Интернета, нежели в психологической периодике.
Рубрики журнала:
- Психология обучения и воспитания студентов.
- Психологическая служба вузов.
- Представляем вузы, готовящие психологов (обычно один государственный и один негосударственный вуз).
- Подготовка психологов за рубежом.
- Поствузовское образование и переподготовка психологов – знакомство с основными проблемами и достижениями (например, в одном из журналов рубрика посвящена проблемам психоаналитического образования в России, в другом – психодраматического, и т.д.).
- Преподавание психологии для непсихологов (отдельная задача для журнала – проанализировать преподавание психологии для педагогов, медиков, менеджеров и социальных работников).
- Информация из издательств, выпускающих учебники и пособия по психологии.
- Психологическая учебная дисциплина (например, возрастная психология, или история психологии, или психогенетика): учебный план (два-три варианта), литература, план семинарских занятий, две-три ключевые лекции, практические задания, рефераты, рейтинги основных учебников, рейтинги преподавателей, рецензии.
- Научное творчество студентов.
- Литературное творчество преподавателей и студентов психологических вузов.
- Страничка УМО по психологии.
- Интервью, дискуссии, критика.
- Новости психологической периодики: оглавления свежих выпусков журналов, перепечатка самых интересных статей, обзоры, интервью.
- Информация, вести, реклама.
Психология обучения. Выходит с 2000 года. Периодичность 12 номеров в год. В библиотеке МГПУ с 2008 года.
Журнал освещает результаты тех психологических исследований, которые направлены на совершенствование практики обучения и воспитания на всех уровнях отечественной системы образования: в дошкольных воспитательных учреждениях, в общеобразовательной школе, в системе профессионального образования, в рамках дополнительных образовательных программ. На страницах журнала ведется обсуждение вопросов, связанных с практикой работы психологов в системе образования. Кроме того журнал содержит рефераты современных зарубежных и отечественных научных публикаций, в которых отражаются результаты исследований в области психологии обучения.
Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Выходит с 1994 года. Периодичность - 4 номера в год. В библиотеке с 1998 года.
Издается Редакционно-издательским центром Консорциума "Социальное здоровье России". Содержание: психосоциальные технологии для работы с детьми и семьями группы риска, отечественный и зарубежный опыт социальных служб, реабилитационных центров, нормативно-правовое обеспечение, проблемы подготовки специалистов по психосоциальной работе.
Школьный психолог: газета. Приложение к газете “Первое сентября». В библиотеке МГПУ с 2005 года.
Постоянные рубрики:
* Книжный шкаф (независимые рецензии на издающиеся книги).
* Метод в теории и на практике (публикация методических разработок).
* Круглая дата (из истории психологии).
* Коллеги (опыт работы психологов в различных учреждениях России).
и многое другое.
Каждый второй выпуск месяца содержит рубрику "Книга в газете", то есть выходит с большим материалом в виде вкладки. В каждом месяце последний номер газеты тематический.
Мир психологии: научно-методический журнал. Периодичность – 4 номера в год. В библиотеке МГПУ с 2008 года.
В журнале постоянно рассматриваются проблемы психологии, этических отношений, воспитания, обучения "растущих людей". Здесь публикуются обобщающие результаты исследований по многим психолого-педагогическим вопросам, а также оригинальные статьи по психологическим, педагогическим, социальным и философским проблемам человека и общества. Каждый номер журнала посвящен той или иной научной проблеме, например, “Границы пространства жизни человека и безграничность пространства его границ “(2008, № 3 ), “Переживания, эмоции, стресс, напряжение в жизни человека и как феномены его жизни”( 2008, № 4).
Психология зрелости и старения: научно-практический журнал. Основан в 1997 году. Периодичность - 4 выпуска в год. В библиотеке МГПУ с 2007 года.
Журнал для психологов, социальных служб, врачей, работающих с пожилыми людьми и всех, кого интересуют проблемы людей взрослого и старшего возраста. Издатель – "Центр Геронтолог”. Представлены статьи, посвященные проблемам старости и старения, в том числе социальной геронтологии, социальной психологии, истории изучения старости, философии и социологии старости. Включены материалы, имеющие отношение к семье пожилого человека и оказанию психологической помощи как пожилым людям, так и специалистам, работающим с ними
Психология и школа: научно-практический журнал. Издается с 1998 года. Периодичность – 4 номера в год. В библиотеке МГПУ с 2007 года. Основные рубрики журнала:
- Феноменология возраста.
- Диагностические и развивающие программы.
- Психологические исследования.
Психологическая диагностика: научно-методический и практический журнал. Издается с 2003 года. 6 выпусков в год. В библиотеке МГПУ с 2007 года.
Журнал публикует оригинальные авторские разработки психодиагностических методик, опыт применения отечественных и зарубежных методик. Отдельные рубрики посвящены теоретическим и методологическим аспектам создания психодиагностического инструментария, истории психодиагностики как науки и др. В традиции редколлегии – выпуск специальных тематических номеров, как, например, “Диагностика природных особенностей человека”(2007, № 4), “С. Розенцвейг. Детская форма Методики рисуночной фрустрации” (2007, № 2), “Диагностика личностного потенциала”(2007,№ 1),”Психосемантические методы диагностики”(2007, № 5,6).
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология: научный журнал. Издается с 1977 года. Периодичность - 4 номера в год. В библиотеке МГПУ с 1981 года. Важнейшее научное издание, представляющее основные направления теоретических и экспериментальных психологических исследований в МГУ. На страницах “Вестника” находят отражение достижения отечественной психологической науки, обсуждаются фундаментальные проблемы не только в области психологии, но и смежных с нею дисциплин, поднимаются вопросы преподавания психологии. Традиционно в “Вестнике” публикуются работы, написанные по материалам выполненных на факультете психологии диссертаций, дается информация о научной жизни факультета, о проходящих на факультете и в университете конференциях и дискуссиях, о монографиях, учебниках и учебных пособиях, авторами которых выступают сотрудники МГУ.
Журнал практического психолога: научно-практический журнал. Издается с 1996 года. Периодичность – 6 номеров в год. В библиотеке МГПУ с 2007 года
Журнал предназначен для практических психологов, работающих во всех сферах практики: учреждениях образования, клиниках и диспансерах, в консультативных центрах, службе экстренной психологический помощи и пр. Многие номера журнала стали уникальными событиями в обеспечении психологической практики. Это номера, посвященные психологии сказки и сказкотерапии, психодраме, танцетерипии, психоанализу, психологии деструктивных культов, организационной психологии, клинической психологии, современной психодиагностике. Были и юбилейные номера, в частности сдвоенный номер, содержащий воспоминания об А.Н.Леонтьеве. За свой вклад в инфраструктуру практической психологии журнал стал победителем Национального психологического конкурса 2000 года «Золотая психея».
Журнал ищет новые формы журнальной работы. Появились номера, реализующие идею «Практическая психология в лицах» (номер о пермском психологе Дмитрие Трунове и номер о казанском психологе Сергее Петрушине). Готовятся новые номера в этой серии. Вышел интереснейший номер, посвященный психодиагностике.
Семейная психология и семейная терапия : научно-практический журнал. Издается с 1997 года. Периодичность - 4 выпуска в год. В библиотеке МГПУ с 2007 года.
Журнал для психологов, преподавателей, консультантов, семейных терапевтов, а также родителей, супругов и всех тех, кого не оставляют равнодушными детско-родительские, брачные, сексуальные и прочие семейные и околосемейные отношения. Разделы: семья, дети, родители, об интимном, дисфункциональная семья (работа с зависимостями и др.), семейная психология как учебный предмет, для всей семьи, слово нашим детям, информация и реклама, и др.
Психолог в детском саду : научно-практический журнал. Издается с 1998 года. Периодичность - 4 номера в год. В библиотеке МГПУ с 2007 года. Один из самых востребованных отраслевых психологических журналов. Дошкольные психологи нуждаются в методической помощи, в становлении профессиональной идентичности, в объединении усилий и трибуне для распространения передового психологического опыта. Журнал публикует коррекционно-развивающие программы, статьи по актуальным вопросам дошкольной психологии. Традиционными стали тематические номера, так, например. Номера, посвященные психологии игры и игрушки, речевому развитию.
Издание адресовано психологам, методистам, воспитателям, игро- и сказкотерапевтам, семейным терапевтам, педагогам. Разделы:
* Теоретические проблемы дошкольной психологии
* Классика
* Психодиагностика
* Игротерапия и сказкотерапия;
* Психологическое консультирование
* Психология для родителей
* Развивающие программы
* Творчество наших детей
* За рубежом;
* Сообщения, информация, библиография.
Музыкальная психология и психотерапия: научно-методический журнал для профессиональных музыкантов – исполнителей, педагогов вузов культуры и искусства, учителей музыки детских музыкальных и общеобразовательных школ, а так же музыкальных психотерапевтов. Выходит с 2007 года. Периодичность - 6 номеров в год. В библиотеке МГПУ с 2008 года.
В журнале освещаются:
- Психологические проблемы восприятия и интерпретации музыкальных произведений.
- Методы повышения мотивации к музыкальным занятиям.
- Методы совершенствования техники игровых движений на различных инструментах
- Методы преодоления сценического стресса при публичном выступлении
- Психологические особенности развития музыкального восприятия и музыкально-творческих способностей
- Психологические особенности музыкальной деятельности в различных специализациях (исполнитель, дирижер, критик, редактор, педагог)
- Особенности воздействия музыки различных стилей и жанров на психическое состояние человека
- Приемы использования музыки в психокоррекционных и психо-терапевтических целях.
- Методы включения музыки в учебный процесс.
- Современное состояние музыкальной психологии и психотерапии за рубежом
В журнале будет рассказываться о том, что представляет собой личность музыканта, каковы особенности его психики и мировоззрения.
Для многих молодых музыкантов, начинающих профессиональную карьеру, весьма актуальными являются такие проблемы, как преодоление сценического волнения, которое часто не даёт им возможности выступить на уровне всех своих потенциальных возможностей. Журнал будет подробно освещать эту тему.
Психологические закономерности музыкального восприятия и воздействия музыки на психическое состояние человека в последнее время привлекают всё большее внимание как музыкантов, так и врачей-психотерапевтов. Здесь накоплено большое количество интересных данных, говорящих о том, что во многих трудных случаях жизни правильно подобранная музыка может оказать реальную врачебную помощь, успокоив или взбодрив человека.
Введение в учебный процесс в школе приемов и методов арт-терапии доказало сегодня свою эффективность во многих странах. В журнале об этих методах активизации учебного процесса говориться подробно и обстоятельно.
Специальная психология: научно методический журнал. Выходит с 2005 года. Периодичность - 4 номера в год. В библиотеке МГПУ с 2006 года.
Цель журнала - знакомить читателя с новейшими достижениями теории и практики специальной психологии. Круг основных проблем :
- Расширение и уточнение современных представлений о нарушениях развития в детском возрасте;
- Углубление знаний о разных типах развития в детском возрасте;
- Представление самых современных подходов и технологий психолого-педагогической диагностики, психологического консультирования и психологического сопровождения детей с отклонениями развития и их семей;
- Рассмотрение актуальных вопросов подготовки специалистов в области специальной психологии и совершенствование процесса преподавания специальных психологических дисциплин на факультетах специальной психологии.
Практическая психология и логопедия: научно-методический журнал.
Выходит с 2003 года, периодичность - 6 номеров в год. В библиотеке МГПУ с 2004 года. Основная концепция журнала — осуществление междисциплинарного подхода в организации психолого-педагогической помощи детям, имеющим трудности в восприятии различных сторон жизни, в обучении и общении. Сегодня не только специалист в области коррекционной педагогики: логопед или олигофренопедагог, сурдо-или тифлопедагог, но и психолог, и учитель, и воспитатель нуждается в знаниях теории и практики коррекционной педагогики. На страницах журнала специалисты, стремящиеся к повышению своего профессионального уровня и люди, не равнодушные к судьбе каждого ребенка, найдут теоретические концепции, практический опыт, наглядные методические пособия и материалы, психолого-логопедические тесты, юридические консультации.
geum.ru
|
ТРЕНИНГИ И СЕМИНАРЫ |
www.planetapsy.ru



Идеальная семья представляет собой объединение двух любящих людей, которые сознательно решили скрепить свой союз узами брака, делить все свои горести и радости друг с другом, хранить верность и стать самыми близкими людьми, где посторонних быть не может. Такие отношения являются основой любой семьи. Впрочем, это знает каждый из нас.
Основной вопрос психологии – что первично: психика или тело, душа или сома, материальное или идеальное – в науке после вековой полемики уже давно решен в пользу материального субстрата, а в обществе такого вопроса вообще никогда и не существовало, конечно, если оставить за скобками феномен религии.
Часто у клиентов, которые обращаются с проблемами в построении личных или деловых отношений, во время консультирования выявляются неудовлетворенные претензии по отношению к родителям. То слишком мало в жизни дали, то наоборот чрезмерно опекают и контролируют. Много агрессии по отношению к родителям и желания их переделать.
Аллергические объектные отношения. Этот термин ввел Пьер Марти во время выступления, которое состоялось на 20-м конгрессе Международной психоаналитической ассоциации в Париже в 1957 году.Пьер Марти: «Аллергические объектные отношения – тип объектных отношений, который встречается у пациентов с аллергическими состояниями, например, астмой или экземой».
Измена. Чаще всего это слово встречается, когда речь заходит о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. Когда один из партнеров ходит «налево», при этом – скрывая или не скрывая данный факт от своей пары. Очень больно и обидно, когда тебя предают – но при этом, мало кто думает о чувствах другого, когда сам решается на такой шаг.
Наши дети — наше отражение, наше зеркало. Иногда в них очень здорово глядеться и изучать себя. Обуревает гордость, хочется нос поднять очень высоко и, как орангутанг, бить себя кулаками в грудь. Да, это Я! Да, это МОЁ! Бывают смешные моменты. Когда появляется возможность посмотреть на себя со стороны и увидеть всю потешность происходящего.
Почему так сложно бывает перенести расставание, разрыв отношений, уход из жизни близкого человека? Сегодня я гуляла в парке у реки и размышляла, вспоминала разные ситуации, клинические случаи и ловила себя на чувствах.
Согласно определению, прокрастинация (от лат. procrastinatio – задержка, откладывание) – это склонность к постоянному откладыванию важных и срочных дел на потом, приводящая к жизненным проблемам. Когда вы знаете, что именно вам требуется сделать, но не можете начать это делать, говоря себе – «ладно, время еще есть, я могу сделать это и завтра».
Утверждения "ты никому не должен кроме себя" и "живи так, как тебе хочется" давно уже прижились в нашем сознании. Кто-то пытается спорить, кто-то рассказывает, что именно так и приходит настоящий вкус жизни. Конечно, встречаются рассуждения на тему вседозволенности и анархии в случае применения этого принципе повсеместно.
Для мазохиста очень важно выбирать такие объекты для отношений, чтобы он (она) были недосягаемыми, чтобы были проблемы - "нам нельзя быть вместе!", чтобы другой был старше, замужем/женат, в другом городе, в другом соц. статусе... Ну и тому подобное, чтобы страдать...
Для многих из нас привычно играть нужные роли, заранее продумывать правильность каждого своего шага и слова. Привычка "быть удобным", "быть правильным" становится частью самого человека. В итоге, для того, чтобы что-то сделать, что-то сказать, требуется куча весов и шкал, по которым измеряется правильность и хорошесть.
С подобными словами, мне кажется, сталкивалась любая мама. Написано на эту тему достаточно. На просторах интернета много про сказкотерапию, арттерапию, про правильный режим и ритуалы, про телесный контакт и обсуждение с ребенком его страхов. Но почему-то крайне мало о том, что я считаю самым важным.
Каждая семейная консультация убеждает меня снова и снова в том, что расставание или развод не решают проблему в отношениях. Развод необходим в случаях, когда речь идет о серьезных физических и психологических повреждениях, когда оставаться в отношениях опасно для жизни и здоровья членов семьи.
Я не врач-эндокринолог и не разбираюсь в тонкостях метаболизма, происходящего в теле, но я психолог, и знаю, что свойственно людям, страдающим от избыточного веса. Это отчуждение от собственного тела, которое становится для них врагом.
Что такое раковая опухоль? Почему в определенный момент часть человеческого организма «сходит с ума» и начинает пожирать окружающие ее здоровые ткани? В этой статье я хочу поговорить об основных психологических защитах, свойственных больным онкологией. В первую очередь, это проективная идентификация.
Часто люди склонны замечать только одну сторону проблемы. Глядя на алкоголика, можно решить, что он является проблемным сам по себе или больным человеком. От взгляда обывателя ускользает тот факт, что этот человек существует не отдельно сам по себе, это не «отрезанный ломоть», а часть общей системы семьи, в которой он родился, и частью той семьи, которую создал сам, став взрослым.








